Самооценка от чего зависит

Женщина и ее Мужчина

От чего зависит ваш успех?

Вы слышали хотя бы раз в своей жизни такую фразу: «Все мы в одинаковых условиях — все начинаем с чистого листа. И только от вас зависит, достигнете вы успеха или нет».

Так обычно вдохновляют лидеры сетевых компаний, с азартом рассказывая маркетинг план, и привлекая людей в свой бизнес.

Сразу отмечу, что я не противник МЛМ бизнеса. Я о другом.

Еще, можно услышать такое: Каждый родившийся ребенок, это «чистый лист» или «не паханное поле». Что посеешь, то и пожнешь.

Раньше, я доверяла таким высказываниям. Но жизненная реальность преподносила иное. И я ощущала, что и в первом и во втором случаях, есть какой-то подвох. Этот вопрос долго не давал мне покоя.

Каждому известен такой феномен. Растут два ребенка, пусть, даже одного пола, в одной семье. Один ребенок растет и радует родителей, а другой наоборот. Надеюсь, вы не думаете, что родители ведут разную воспитательную политику к двум детям.

Я уверенна, что обоих детей любят и мечтают вырастить хорошо воспитанными и всесторонне развитыми. Но, иногда, происходит так, что, оправдывая ситуацию, мы произносим: « В семье не без уродов». От чего же это зависит? Вроде на два чистых листа записываешь одну и ту же программу, а результаты разные.

После анализа опыта личной жизни и получения академических знаний, все пазлы сложились в целостную картину и привели к пониманию источников неудач, которые часто случаются, вопреки нашему желанию.

Позвольте мне поделиться с вами моими выводами:

Во-первых, каждый человек особенный! Он таким рождается. С уникальным набором генов, унаследованных не только от родителей, но и от своих предков. Этим я вас точно не удивила. И все — таки часто, мы относимся к окружающим нас людям и близким в том числе, меряя всех одной меркой. Если быть точнее, смотрим на всех через призму наших убеждений.

Во-вторых, каждый человек в раннем детстве подвергается травмам, которые оказывают сильное влияние на его последующую жизнь.

Об этом говорят не часто. И многие находятся в заблуждении, когда верят, что начинают какое-то дело с чистого листа. Лист-то чистый, но то, что каждый сможет сделать с этим листом, диктуется индивидуальными особенностями. Именно это очень важный момент.

Обидно что, потерпев неудачу (а влиять на успех или неудачу могут последствия травм), человек начинает думать о себе негативно, усугубляя собственное положение. Это касается так же и отношений между мужчиной и женщиной.

Тем временем, достаточно выяснить под влиянием каких травм находится человек и поработать с их последствиями, чтобы сопутствовали удача и успех.

Сразу скажу — это нелегко и нетрудно. Просто, как и любой процесс исцеления требует времени.

Не хватка знаний об этих травмах, для вас затрудняет исследование вашей личной истории.

Травмы подразделяются на три вида. Исследованиями в этой области занимались зарубежные психотерапевты Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Вильгельм Райх, Станислав Грофф и другие.

Ценность этой информации в том, что, владея этими знаниями, вы более бережно будете относиться к себе и окружающим вас людям. Возможно, поймете истоки ваших неудач и сможете уберечь от них ваших детей.

Каждую из этих травм мы рассмотрим в последующих статьях.

www.psywomenandmen.ru

Психологи рассказали, от чего зависит самооценка ребенка

Что такое самооценка ребенка? Как она влияет на его жизнь и будет ли влиять дальше? Наверное, многие родители задумывались над этим вопросом. Потому что от самооценки во многом зависит то, как ребенок оценивает себя на фоне с другими детьми, и соответственно, будет ли он стремиться быть лучшим, или же наоборот, считает себя хуже остальных, и не будет проявляться любых лидерских качеств.

Какая самооценка ребенка хороша: высокая или низкая? Скажем откровенно — ни та, ни другая. Поскольку дети со слишком большой самооценкой никогда не хотят признавать факт поражения даже в любых соревнованиях, они будут обвинять кого угодно в своих не удачах, только не себя. И что в этом плохого, спросите вы? А то, что такие дети не умеют работать над своими недостатками и они попросту будут все больше и больше получать ударов от судьбы, и им будет становиться все хуже и хуже.

Психологи рассказали, от чего зависит самооценка ребенка

Но почему плохая низкая самооценка? А потому, что такие люди, как ленивцы, они не ставят перед собой цели, у них нет амбиций, и они не стремятся к чему-то лучшему. Если вкратце, то они попросту живут день за днем, им и так хорошо. А прогресса как не было, так и не будет.

Самая лучшая — адекватная самооценка. Это когда ребенок четко осознает, что если он прилаживает усилия, чтобы чего-то добиться, то он этого обязательно получит. Если ничего не делать — ничего не получится. И что всегда есть куда развиваться, расти, потому что мир такой большой, в нем столько интересного, столько всего можно попробовать.

Чтобы повысить или сделать самооценку ребенка адекватной нужно:

Во-первых, в каждой ситуации ребенка нужно хвалить, но делать это так, как ребенок заслуживает. Например, в любом случае будет самой лучшей похвалой такая: «Молодец, видно, что ты очень старался!». Именно акцентирования внимания на усилия, которые приложил ребенка, и есть самой лучшей похвалой и стимулом развиваться, мотивироваться на новые достижения дальше.

Самооценка ребенка фото

Мотивировать ребенка. Главное не только хвалить после, а и хвалить до некоторых достижений. Например, если ребенок решил принять участие в каком-то конкурсе, вам стоит его поддержать. Говорите ему: «Я в тебя верю!», «У тебя все получиться!», «Ты сумеешь!», а такие фразы, как: «Если не получиться, все равно ты молодец» — это мотивация для неудачника, поскольку вы сразу же ребенка настраиваете на то, что он и так хороший, так зачем напрягаться и достигать целей.

Самооценка ребенка видео

Так что не совершайте эту ошибку, лучше сразу же мотивируйте ребенка правило. От этого зависит во многом и его будущее.

Не хвалите за всякие мелочи. Для каждого родителей именно его ребенок — единственный, талантливый и самый-самый на этом свете. И это неоспоримый факт. Но не разменивайтесь на мелкие похвалы, чтобы они перестали быть ценными для ребенка. Хвалите в том случае, если ребенок действительно приложил усилия, чтобы что-то достичь, или ставит перед собой большие цели. Даже за рисунок следует хвалить, но, например, если он просто повесил свою кофту на место — это не есть сильное достижение, чтобы хвалить его за это.

Не сравнивайте с другими. Именно сравнение с другими детьми очень сильно «убивает» самооценку ребенка. Хотите ли вы это осознавать, или нет. Никогда не говорите ребенку, что его брат или сестра лучше его, что его одноклассник лучше его и т.д. Во-первых, ребенок чувствует себя ущербным, а во-вторых, он будет копить злость на всех, кто его лучше — на сестру или брата, на одноклассников и т.д. А это путь к тому, что он будет считать себя неполноценным, не таким, как все и не таким, чтобы достигать чего-то и быть лучшим.

Просто учтите эти советы, и ваш ребенок будет иметь нормальную самооценку.

xvatit.com

От чего зависит самооценка?

«Люди склонны «фильтровать» сигналы, которые получают от других, и экстраполировать их на собственную самооценку», – объясняет Марк Лири, профессор психологии в университете Уэйк Форест штата Северная Каролина.

Наша самооценка принципиально формируется одним человеком, в частности, мамой. То, как наша мать (или опекуны) отвечают на наши первые крики и жесты, сильно влияет на то, как в будущем мы будем воспринимать других, и соответственно, через их призму себя», – утверждает Марта Фаррелл Эриксон, сотрудник по делам молодежи и семьи из университета Миннесоты. Подобно тому, как младенец сканирует лицо матери, в котором он поглощает отражение себя, став взрослыми, мы продолжаем искать собственный облик в глазах других.

«Ребенок, которого игнорировала собственная мать, будет жить в дальнейшем с некоторой обидой на социум и будет действовать так, чтобы держаться от социума на расстоянии. Дети, которых воспитывали более отзывчивые родители, более уверены в себе и хорошо контактируют со своими сверстниками», – объясняет психолог.

«Люди полагаются на чужие впечатления в формировании видения себя», — говорит Уильям Сван, профессор психологии в Университете штата Техас. Его исследование показывает, что люди с отрицательной самооценкой подсознательно подстрекали других, чтобы те оценивали их негативно или более строго, особенно если они подозревали, что человек любит их.

Жертвы нападений страдают от паранойи

Исследования показали, что жертвы грабежей и нападений впоследствии страдают постоянным чувством паранойи – а это может отрицательно повлиять на их отношения с другими людьми.

Почему женщина не хочет заниматься сексом, и что с этим делать?

Отсутствие интереса к сексу – проблема многих женщин. К сожалению, в отличие от мужчин, у которых есть виагра, для женщин не разработаны лекарства, повышающие либидо. К тому же, часто женщины стесняются говорить о своих проблемах.

Анорексия: еще одна жертва

Французская модель и актриса, принявшая участие в кампании по борьбе с анорексией, скончалась в возрасте 28 лет. Фотографии и баннеры с изображением обнаженной Изабель Каро, вызывают отвращение не только к диетам, но и к модельному бизнесу.

Супружеская жизнь: четыре способа приятно удивить партнера

Исследователи советуют супружеским парам не расстраиваться в том случае, если заранее запланированный «грандиозный романтический уикэнд» из-за плотного рабочего графика не состоялся.

3 правила: как сделать секс незабываемым?

Для того, чтобы доставлять истинное наслаждение, секс не должен быть лишен спонтанности, считают эксперты. Они предлагают последовать трем советам, которые вознесут вас на вершину блаженства.

Как распознать проблемы со щитовидкой? 6 симптомов

Щитовидная железа – центр обмена веществ, и если она не справляется со своими «обязанностями», это обязательно скажется на нашем самочувствии. Существует много симптомов, указывающих на проблемы со щитовидной железой…

Чтобы не растолстеть… выключите свет!

Как это ни странно звучит, но ночное освещение… приводит к набору избыточного веса. Об этом заявили ученые из США – страны, где ожирение приобрело масштабы эпидемии.

Мужчина и женщина: пять способов разнообразить отношения

Ничто не может омрачить супружескую жизнь так, как рутина и серые будни. Чтобы вернуть романтику и разнообразить ваши отношения, эксперты из Университета штата Огайо в США (Ohio State University, USA) рекомендуют:

Асексуалы – люди с отклонениями или представители странной субкультуры? Они называют сами себя «бесполыми» и утверждают, что они «просто не заинтересованы в половых отношениях».

Нам всем нужны отношения и связь с людьми, однако нам не нужны любые отношения, особенно те, которые приносят нам больше боли, чем радости и тепла. И речь идет о токсичных отношениях.

zdravoe.com

Что такое самооценка и от чего она зависит?

Что такое самооценка? Если выражаться кратко, то это представление человека о самом себе. Заглянув в психологические словари, удастся понять, что под данным термином подразумевается еще и определенная ценность, которой индивид наделяет как себя, так и стороны своей личности. В общем, в самом определении ничего сложного. А вот в явлении, которое под ним подразумевается, кроется немало интересного.

Что такое самооценка простыми словами? То, что свойственно каждому человеку без исключения. Личностная характеристика, качество, можно сказать. И у самооценки есть определенные функции. Их три:

  • Регуляторная. Привычка и умение человека оценивать себя дает возможность что-то изменить в своем характере или образе жизни, улучшить, преобразить.
  • Защитная. Человек, знающий, что он собой представляет, является, как правило, относительно стабильной и автономной личностью.
  • Развивающая. Обычно люди, имеющие здоровую самооценку, стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.
  • Стоит отметить, что обсуждаемое явление очень динамично. Самооценка появляется на основе процессов, осуществляемых сознанием. Они проходят различные этапы. Как следствие, самооценка формируется по ходу становления личности. Значит, в случае с данным явлением отсутствует конечная стадия. Личность развивается постоянно – самооценка, соответственно, тоже. Почему? Потому что представления человека о себе чаще всего с течением жизни меняются. Как и отношение к своей личности. Вслед за этим меняются и оценочные представления.

    Процесс формирования

    Он довольно-таки сложный. Важнейшую роль в формировании самооценки психологи отводят сопоставлению образа реального «Я» с идеальным. То есть с представлением человека о том, каким он хотел бы быть. Считается, что самооценка выше тогда, когда разрыв между этими двумя образами минимальный.

    Еще один важный фактор связан с таким понятием, как интериоризация. Под ним подразумевается формирование внутренних структур психики, происходящее вследствие обретения человеком опыта, осуществления социальной деятельности, становления его развития в целом. Говоря простыми словами, благодаря интериоризации каждый из нас имеет возможность оценивать себя так, как по отношению к нему это делают другие.

    Третий важнейший фактор, играющий роль в формировании самооценки личности – это реальные достижения человека. Как правило, чем у него их больше, тем и мнение о себе выше. Хотя есть исключения, но о них будет рассказано в подробностях.

    Рассказывая о том, что такое самооценка, важно оговориться – данное явление всегда субъективно. Это очень личностное образование. На самооценке отражаются особенности психического мира ее обладателя. Она не всегда объективна, но она и не должна быть таковой.

    Пониженная самооценка: истоки из детства

    Наверняка каждому знакомо данное явление. Низкая самооценка, как и причины ее возникновения, либо идет родом из детства, либо появляется вследствие определенных событий, повлиявших на утрату веры в себя.

    Стоит рассмотреть первый случай. Итак, ребенок появляется на свет, и с этого момента практически все внимание родителей достается ему.

    Но большинство взрослых, к сожалению, воздействуют на детей, руководствуясь стереотипными или ложными воззрениями, ценностями и убеждениями. У них отсутствуют собственные принципы и системы воспитания, они просто не готовы к этому. Как следствие, в родителях начинает появляться неуверенность, ощущение неполноценности, зависимости от чужих мнений и советов. Все это передается ребенку посредством их реакций и поведения. И он тоже в итоге начинает чувствовать себя недостойным, неполноценным и даже бракованным.

    Проблемы в воспитании

    Нередко родители не гнушаются назвать лишний раз ребенка плохим в воспитательных целях, сравнить его с кем-то, сопоставить. Естественно, он начинает верить в то, что он действительно не такой, каким стоило бы быть. Низкая самооценка крепнет. Ребенок и сам начинает сравнивать себя с другими, замечая, что остальные более талантливые, уверенные, умные, сильные, популярные и т. д. В итоге формируется чувство собственной неполноценности и воображаемые дефекты.

    Хорошие родители никогда этого не допустят. Они смягчат критику и направят ее не на малыша, а на его ошибочные действия или поступки, грамотно все разъяснив ему.

    Надо ли говорить о том, что низкая самооценка ребенка формируется еще и из-за игнорирования его потенциала родителями. Многие мамы и папы мечтают, дабы их чадо добилось того, что у них не получилось. И напрочь забывают о том, что это – отдельная личность со своими желаниями. Естественно, ребенку не хочется заниматься тем, чем его заставляют, или он делает это, но плохо, и в итоге вновь становится плохим для родителей.

    Также к низкой самооценке школьника приводят характеры его мамы и папы. Дети, родители которых были слишком властными, заботливыми или потакающими, чаще других вырастают эмоциональными инвалидами без побуждений с уверенностью, твердостью и достоинством принимать жизненные обстоятельства. Они просто плывут по течению.

    Признаки низкой самооценки

    Их можно заметить в процессе общения. Как правило, заниженная самооценка подростка наделяет его следующими качествами, которые «перекочевывают» и во взрослую жизнь:

  • Нерешительность.
  • Неумение реагировать на комплимент и увиливание от похвалы.
  • Притворство.
  • Постоянное чувство жалости к себе, ощущение бессилия.
  • Озабоченность мнением окружающих.
  • Повышенная, даже параноидальная бдительность.
  • Нежелание/неумение стоять на своем, зачастую отсутствие личного мнения. Такие люди, как правило, не способны отказывать.
  • Привычка униженно просить даже чего-то совершенно обычного.
  • Повышенная ранимость.
  • Отсутствие высоких целей или каких-либо стремлений в принципе.
  • Постоянное сравнивание себя с кем-то другим.
  • Отказ самому себе в радостях и удовольствиях.
  • Даже по внешним признакам можно определить, что у человека заниженная самооценка. Как правило, таким людям свойственна скованность движений, сутулость, «закрытые» позы, отведение взгляда, тихая и неуверенная манера речи.

    Его тоже стоит отметить вниманием, рассказывая о том, что такое самооценка. Внешность играет важнейшую роль в ее формировании. И идет это, опять-таки, из детства. Потому что дети в школах дразнят всех и каждого, придумывая обидные клички и задевая недостатки того, кого хочется обидеть. Одни за себя постоять могут, а другие начинают ненавидеть свои внешние данные. И медленно, но верно эта нелюбовь перекочевывает в более старший возраст.

    Говорят, что надо любить себя таким, каким ты являешься, и принимать себя со всеми достоинствами и недостатками. Да, все верно. Но есть то, что исправить нельзя. И остается лишь смириться, назвав это своей изюминкой (что чаще всего, кстати, так и есть). А есть недостатки, от которых себя можно избавить. И делать это стоит исключительно с любовью к себе.

    Например, одна из частых проблем – лишний вес. С ним можно справиться! Наладить режим, заняться спортом. Будет тяжело, но итоговый результат окажется стоящим всех трудов. К тому же самооценка повысится не только за счет приобретенной привлекательности. Ведь человек осознает, что результата он добился сам, своими силами, упорно идя к цели – а значит, он способен на многое.

    Завышенная самооценка: причины

    Полностью противоположна описанному ранее явлению. Под данным термином подразумевается переоценка человеком собственного потенциала.

    Безусловно, тут больше плюсов, чем в предыдущем случае. Высокая самооценка наделяет человека уверенностью в себе. Но если вдруг он терпит неудачу или неуспех, то его поглощает депрессивное состояние. Ведь человек считал себя лучшим – а такие, как он, побеждают всегда.

    Откуда же берется «корона на голове»? Опять-таки из детства. Чаще всего непомерное ЧСВ свойственно людям, которые были либо первенцами, либо единственными детьми в семье. С детства они чувствуют себя в центре внимания и понимают, что им подвластно подчинить интересы каждого члена семьи.

    Завышенная самооценка женщины обычно связана с ее внешней привлекательностью или же с нуждой существовать в мужском мире и добиваться в нем своего «места под солнцем».

    У мужчин ЧСВ, как правило, проявляется в неадекватной форме. Те, у кого самооценка сильно завышена, по жизни и беспричинно уверены в своей субъективной правоте, чего бы ни касалась тема.

    Признаки завышенной самооценки

    Они исчисляются десятками. Но вот какие из них относятся к основным:

  • Убежденность в собственной правоте, категоричность к противоположным мнениям. Такой человек даже не то что слушать их не будет, он не примет самого факта их существования.
  • Оставление последнего слова за собой. По его мнению, именно он должен делать выводы и решать, как действовать дальше.
  • Неумение просить прощения. Более того, люди с завышенной самооценкой и уверенностью в себе считают, что им не за что извиняться, даже когда они действительно виноваты.
  • Привычка винить в своих бедах других людей или обстоятельства. За успехи же, напротив, он благодарит только себя.
  • Постоянное соревнование с другими за право называться лучшим. Иногда даже доходит до абсурда.
  • Стремление быть совершенным и не допускать ошибок.
  • Привычка высказывать свое мнение, даже если им никто не интересовался. Он уверен, что его мысли и точку зрения хотят знать все.
  • Пренебрежительное отношение к критике. Он воспринимает ее как проявление неуважения.
  • Неадекватное расценивание собственных сил. Такой человек не просчитывает риски – он всегда берется за трудные дела.
  • Постоянное употребление местоимения «я», а также производных – «мне», «у меня», «себя» и т. д.
  • Эгоцентризм.
  • Склонность перебивать и прерывать собеседника, так как такой человек предпочитает не слушать, а говорить.
  • Высокомерный, нередко раздражительный тон. Этот человек не просит – он приказывает. А такие слова, как «спасибо» и «пожалуйста», ему и вовсе незнакомы.
  • В общем, ключевая особенность завышенной самооценки личности – это надменное и высокомерное поведение. Оно бросается в глаза сразу, его ни с чем не спутать.

    Адекватная самооценка

    Это золотая середина между двумя перечисленными явлениями. Она не завышена и не занижена – адекватная самооценка просто объективна.

    Люди, которым она свойственна, реально оценивают свои возможности и силы по отношению к делу, стоящему перед ними. Они не ставят недостижимых целей, не рассчитывают на что-то несбыточное и нереальное. Эти люди – реалисты, трезво смотрящие на вещи. И данное умение говорит об их зрелости.

    Вообще, о том, что такое самооценка адекватного человека, можно рассказать и другими словами. Это умение объективно осознавать свое место в мире и себя самого. Способность найти некий баланс. Такие люди знают о своих достоинствах, но себя не обманывают – им известны и их недостатки. Они знают, когда совершают хорошие и плохие поступки, когда могут рассчитывать на одобрение или заслуживать наказания.

    Эти люди не ругают и не порицают себя. Они лишь исправляют свои недостатки и пытаются стать лучше. Им не свойственна зависть – таким людям легко порадоваться за других и почерпнуть из их успеха что-то полезное лично для себя.

    От чего зависит самооценка

    Факторов множество, и среди них – не только воспитание и родители, занимавшиеся им. Считается, что формирование самооценки также напрямую зависит от:

    • Статуса. Если в иерархии окружающих людей человек находится высоко, то и оценивать он себя будет соответствующе. С этим сложно поспорить – очень редко у детей из влиятельных семей наблюдаются проблемы в данном смысле.
    • Внушения. Если человеку постоянно говорят, что он какой-то не такой, то он и сам в это начинает верить.
    • Успешность. Нередко она определяет самооценку. И это логично. Как у человека с собственным бизнесом, любящей второй половинкой и всевозможными благами, которых он добился сам, может быть заниженная самооценка?
    • Привычки и стереотипы. Если человек привык воспринимать себя как неудачника, которым он когда-то был, то есть вероятность, что его мнение не изменится даже в случае успеха. Перестроиться удается не у каждого, да и то не сразу.
    • Телесный корсет уверенности. Говорят: «Хочешь быть успешным? Веди себя как успешный». Гордая осанка, уверенный тон, властная походка, твердый взгляд – создав себе хотя бы образ человека с хорошей жизнью и самооценкой, таковым в итоге можно стать и на самом деле.
    • Физическое состояние. У кого самооценка будет лучше – у позитивного, бодрого, крепкого и привлекательного человека или у уставшей, вялой и неухоженной особы?
    • Отношение к самому себе. Самокопания – непростое явление. Если человек сам себя за что-то не любит и проклинает каждый день, то и самооценка у него будет соответствующая.
    • Вера в себя. На самом деле немаловажную роль играет убежденность в успехе. Это отличное подспорье для хорошей самооценки.
    • Последний фактор можно отметить отдельно. Это личный выбор. Самооценка человека зависит от массы факторов, но в итоге именно он решает, нужно с ней что-то делать или нет.

      www.syl.ru

      7.4. От чего зависит уровень проявления волевых качеств

      7.4. От чего зависит уровень проявления волевых качеств

      Уровень проявления волевого качества, как уже говорилось, определяется не только константными факторами (способностью к волевому напряжению, которая, к сожалению, не измеряема, типологическими особенностями, устойчивыми свойствами личности), но и ситуативными (интенсивностью потребности, силой эмоции). Поэтому В. А. Иванников указывает на то, что часто трудно или невозможно определить, проявляется ли настойчивость или другое волевое качество как личностное (т. е. постоянно актуализируемое) качество или как следствие действия определенного мотива, уровня притязаний, самооценки или внешних обстоятельств.

      Многокомпонентность структуры волевых качеств ставит вопрос о том, какую роль играет чисто волевой компонент (волевое усилие) в наблюдаемых нами волевых проявлениях. В частности, В. К. Калин полагает, что свойства нервной системы и темперамента оказывают влияние не на эффективность волевого регулирования, а на частоту возникновения ситуаций, требующих такого регулирования. «Поэтому определение уровня эффективности волевого регулирования вряд ли целесообразно проводить без предварительного изучения типологических свойств нервной системы, — пишет В. К. Калин. — В противном случае мы можем принять за проявление положительных или отрицательных качеств волевого регулирования совсем другие свойства (например, низкую эмоциональную возбудимость квалифицировать как хорошую выдержку и т. п.)» [1989б, с. 24].

      Вопрос, поставленный В. К. Калиным, задевает самую больную точку в понимании механизмов эффективности волевого регулирования. Человека называют смелым, потому что он успешно справился с возникшим состоянием страха, и трусливым — потому что он плохо справился с этим состоянием. Отсюда первый причисляется к лицам с сильной волей, а второй — к лицам со слабой волей. Но может быть, воля здесь ни при чем? Может быть, в силу имеющихся типологических особенностей свойств нервной системы, у первого развивается менее выраженное состояние страха, а у второго — более выраженное? Тогда при одинаковом волевом напряжении первому легче справиться с этим состоянием, чем второму. В результате различная эмоциональная реактивность этих двух людей принимается нами за разную силу воли.

      В настоящее время для окончательного ответа на этот вопрос не имеется достаточно данных. Приведу результаты исследования Н. Д. Скрябина [1974а] по выявлению физиологических сдвигов у смелых и трусливых при воздействии на них неожиданного сильного раздражителя, вызывавшего испуг, и при выполнении ими субъективно опасных физических упражнений, вызывавших состояние страха.

      Испуг, как говорил К. Д. Ушинский, — это «внезапный страх». Он появляется при неожиданном сильном раздражителе, например при выстреле или при неожиданной потере точки опоры. И. М. Сеченов рассматривал испуг как инстинктивное явление, а защитные действия, возникающие под его влиянием, — как непроизвольные. И. П. Павлов тоже указывал на то, что испуг надо понимать как безусловный рефлекс, исходящий из подкорковых центров вследствие торможения коры головного мозга. Защитные реакции при этом проявляются в виде вздрагивания, шарахания в сторону, вскрикивания. Также наблюдается реакция вегетативной системы: изменение частоты и ритма сердечных сокращений, увеличение кожно-гальванической реакции (КГР). После резко возросшего уровня активации наступает тормозная реакция, приводящая к мышечному расслаблению, к замедлению простой сенсомоторной реакции, что показали еще в начале ХХ в. В. Вундт и В. В. Срезневский. Так как испуг — явление инстинктивное, уровень смелости человека не играет особой роли в его возникновении: испуг от сильного раздражителя случается у всех. Иначе обстоит дело с величиной реагирования у смелого и трусливого на неожиданный сильный раздражитель. Проведенное Н. Д. Скрябиным исследование показало, что неожиданный сильный звук типа выстрела вызывал значительно большее увеличение частоты пульса у лиц с низким уровнем смелости при наличии, кроме того, у ряда испытуемых аритмии сердечных сокращений — чего у лиц с высоким уровнем смелости не наблюдалось (рис. 7.2).

      Характерно, что у женщин пульсовая реакция выражена в значительно большей степени, чем у мужчин, независимо от уровня смелости. Несмотря на то, что по высоте КГР особых различий между лицами с высоким и низким уровнем смелости не выявилось, длительность КГР оказалась больше у последних (рис. 7.3).

      У лиц с низкой степенью смелости при неожиданном сильном звуке тремор увеличился больше, чем у лиц с высокой степенью смелости (рис. 7.4).

      Существенные различия между лицами с разным уровнем смелости обнаружились в реагировании на тот же звук, когда он ожидался, т. е. когда возникал уже страх, а не испуг. Пульсовая реакция у тех и других изменилась (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения частоты сердечных сокращений; последнее наблюдалось только у лиц с низким уровнем смелости). КГР при ожидании звука у лиц с высоким уровнем смелости повысилась весьма незначительно, в то время как у лиц с низким уровнем смелости — весьма существенно. Кроме того, у последних длительность этой опережающей звук реакции была большей (рис. 7.3). Наконец, у лиц с высоким уровнем смелости тремор при ожидаемом звуке хотя и повысился, но меньше, чем при неожиданном звуке. У лиц же с низким уровнем смелости при ожидаемом звуке тремор увеличился еще больше, чем при неожиданном.

      Аналогичные результаты были получены при выполнении физических упражнений, вызывавших у испытуемых боязнь. У одних лиц с низким уровнем смелости частота сердечных сокращений повышалась, причем в значительно большей степени, чем у лиц с высоким уровнем смелости, у других — снижалась (чего не обнаруживалось у лиц с высоким уровнем смелости). Повторное выполнение упражнения лицами с высоким уровнем смелости приводило к снижению вегетативной реакции, в то время как у лиц с низким уровнем смелости реакция возрастала (Б. Н. Смирнов [1970], Н. Д. Скрябин [1974а]).

      Исследование Б. Н. Смирнова, М. А. Брегмана и В. И. Киселёва [1970] тоже выявило, что у боязливых сдвиги ЧСС, тремора и времени реакции при выполнении опасного упражнения (падение с высоты 125 см спиной назад на руки страхующих) были бо?льшими, чем у смелых, а это свидетельствует о большей выраженности у них астенических переживаний. При повторных попытках у смелых возникало состояние стенического типа — «боевое возбуждение», по Б. М. Теплову, связанное с переживанием приятной взволнованности и даже с удовольствием от выполнения упражнения.

      Таким образом, эти данные подкрепляют предположение о том, что разный уровень проявления волевых качеств может зависеть от разного уровня эмоциональной реактивности, обусловленного в свою очередь типологическими особенностями свойств нервной системы. У трусливых, имеющих иной, чем у смелых, комплекс типологических особенностей, эмоциональная реактивность выше, что приводит к большей степени переживания страха, который, естественно, подавить труднее. Эти данные не могут повлиять на оценку уровня проявления смелости, но заставляют усомниться в том, что полученная оценка имеет отношение к силе воли, а если идти в рассуждениях еще дальше, то встает вопрос — являются ли трусливые «слабовольными».

      Однако данное мнение может быть справедливым только в отношении тех волевых качеств, с помощью которых преодолеваются эмоциональные состояния, мешающие достижению цели. Но перечень волевых качеств на них не заканчивается. Есть волевые качества, не связанные с преодолением эмоций.

      К таким качествам относится терпеливость. Парадоксальность в этом случае состоит в том, что у лиц со слабой нервной системой усталость появляется позже, чем у лиц с сильной нервной системой (за счет более экономного расходования энергии, хотя, казалось бы, следовало ожидать обратного).

      psy.wikireading.ru

      От чего зависит счастье человека?

      ВОПРОС: От чего же все-таки зависит: счастлив человек или нет? Иногда, вроде бы все хорошо в жизни, но ты не очень-то рад этому. Иногда бывает наоборот …

      ОТВЕТ: Я слышал одну интересную историю о человеке, который попал в рай, где любые его желания исполнялись немедленно. Он, например, подходил к бильярду и первым же ударом загонял все шары в лузы, потом подходил к игровому автомату, бросал монетку с сразу выигрывал все деньги, какие там были. Ему попадались только выигрышные лотерейные билеты и, вообще, все его желания исполнялись сразу же. Через несколько дней он начал скучать, а через неделю уже сходил с ума. Тогда в состоянии помешательства, он прибежал к человеку, который там все устраивал, и закричал: «Я больше не могу здесь находиться, отправьте меня куда-нибудь в другое место, ну, хотя бы в ад для разнообразия!» Тот в ответ ему снисходительно улыбнулся и сказал: «А как вы думаете, где вы находитесь? Вы уже в аду». Так что исполнение желаний – это еще не признак рая. А если не все желания там исполняются, то мы уже в какой-то степени в раю.

      Похоже, что ощущение счастья зависит, в значительной мере, от способности не искать его во внешних вещах, а находить внутри себя. Конечно, все мы это знаем, но магия притяжения внешнего мира, как правило, намного сильнее нашей способности погружаться внутрь себя (как правило). Развитие же такой способности и называется процессом эволюции сознания. Этот процесс не имеет ничего общего с представлениями об эволюции Дарвина. Кроме того, пожалуй, того, что между человеком, вообще не способным наслаждаться своим внутренним миром, и человеком, способным делать это в полной мере, — настолько колоссальная разница, что когда мы постепенно преображаемся из 1-го во 2-го – можно говорить об эволюции одной формы жизни в другую.

      Развитие сознания – это цель, которую ставят пред собой все духовные практики. Но, с точки зрения психологии, даже если человек не занимается никакими видами духовной практики, он все равно эволюционирует, так как получает опыт … Которого с годами становится все больше и больше, и которым старшие так хотят поделиться с молодежью, а молодежь так не хочет его перенимать. И это понятно, ибо чужой опыт – это не опыт. Блудный сын (по Библии) дороже отцу, так как на собственной жизни осознал те ценности, о которых говорил отец, в отличие от другого сына, поверившего на слово, хотя тот тоже получил своей опыт. В целом процесс эволюции сознания проходит всякий раз, на каждом новом уровне, через 3 стадии: действие (пли поступок), последствие (или реакция) и анализ, который должен привести к определенному пониманию, что станет новым вкладом в копилку нашего жизненного опыта.

      Действия человека продиктованы его желаниями. Они могут быть самыми разными. Их не рекомендуется подавлять, их надо пережить, осуществить, пройти. Иначе мы никогда не узнаем, к каким последствиям они приводят. Последствия определяются законами природы, главный из которых: «Что посеешь – то и пожнешь». Этот закон абсолютен, и человек, сомневающийся в нем, просто получит необходимый жизненный опыт. Столкнувшись с последствиями наших собственных деяний, мы поневоле должны задуматься, ведь чем реже мы будем размышлять в подобных случаях, тем больше времени для обучения нам понадобится. Обычно жизнь преподносит нам одни и те же уроки до тех пор, пока мы не научимся тому, чему должны научиться. Повторения будут продолжаться до тех пор, пока мы не научимся. Про разумных людей говорят, что они учатся на ошибках других (а дураки – на своих). Поэтому очень полезно наблюдать за окружающими, за их жизнями, как они складываются; выявлять закономерности, анализировать и таким образом получать опыт тоже. Можно читать книги, смотреть фильмы, но все равно научиться чему-то, наблюдая за другими, очень сложно, нет той остроты, интенсивности и глубины переживаний, как в случае самим собой. Неслучайно же в народе бытует поговорка «испытать на собственной шкуре». Своя шкура – это своя, а чужая – это чужая. Про самых глупых говорят, что они и на собственных ошибках не учатся. Может быть, они просто не знают, что надо учиться, что жизнь для того нам и дана, в этом ее высший смысл, в этом наше предназначение как разумных существ. Однако, это их дело. Но согласитесь, каждый день своей жизни проводить одинаково – довольно скучное занятие.

      Вернемся к последствиям наших поступков. Они бывают хорошие и плохие, например, если вы падаете на ровном месте и ломаете себе ногу – это плохое последствие, если падаете и находите на земле стодолларовую купюру – это хорошее. Так? Не совсем. Есть одна древняя восточная притча о человеке, у которого был удивительный, просто невероятный конь. Он стоил очень дорого, а человек был очень беден. Богачи со всей округи предлагали ему за коня огромные деньги, но безрезультатно. И вот однажды конь исчез. Односельчане стали говорить этому человеку: «Зря ты не продал коня, сейчас у тебя были б, по крайней мере, деньги, а так – ни коня, ни денег…» Он ответил им: «Не спешите с выводами…». Через несколько дней конь вернулся и привел с собой целый табун. Его хозяин был бедняком, а стал богачом. Односельчане заговорили: «Смотри-ка, как тебе повезло, теперь ты богат…» Он ответил то же самое: «Не спешите с выводами». Спустя какое-то время, его сын объезжал одного из новых скакунов, неудачно упал и остался инвалидом на всю жизнь. Земляки сказали: «Смотри-ка, как тебе обернулись эти лошади, какое несчастье они принесли в твою семью…» Ответ был тот же: «Не спешите», Через год началась война, молодых людей забрали в армию, и все они погибли. Не забрали только калеку, он оказался единственным, кто остался жив…

      Эту притчу можно продолжать без конца, но смысл ее уже понятен, поэтому мы остановимся. Спешить с выводами никогда не надо. Любое плохое последствие может обернуться хорошим и наоборот. Но что интересно, в действительности, плохих последствий вообще не бывает, так как из самых тяжелых жизненных ситуаций, как правило, случаются невероятные прорывы, взлеты сознания, скачки эволюции. Наверное, потому, что в критические моменты человек мобилизует все свои силы или, что еще эффективнее, обращается за помощью к высшим силам. Когда гром гремит – мужик крестится. В одном из самых древних священных писаний Индии «Шримад-Бхагаватам» приводятся молитвы царицы Кунти, которая обращается к Господу с такой просьбой: «Мой дорогой Господь, пусть меня всегда преследуют беды и неудачи, поскольку они помогают мне лучше помнить о тебе!» Не правда ли, очень неординарное восприятие жизни?! Мы, конечно, не царица Кунти, нам, может быть, и не хватит духу просить о бедах и неудачах, у многих из нас, их и так достаточно. Но почему бы нам не научиться смотреть на беды и неудачи совсем с другой, позитивной точки зрения?

      Жизнь обо всем позаботится: и о счастье и о горе. Каждый из нас находится на своем уровне развития. Нет смысла осуждать кого-либо за что-либо или стремиться подражать кому-то: они на своем уровне и должны получить свои уроки, таким образом, они прогрессируют, а у нас своя школа.

      vanilla.su

      От чего зависит самооценка

      У некоторых людей самооценка всегда на уровне, им статьи о том, как поднимать самооценку — не актуальны. Что это за люди? Их отличают от всех остальных всего два обстоятельства: реальная жизненная успешность и телесный корсет успешности?.

      Первое: реальная жизненная успешность. Вы живете успешно, вы живете достойно, вас на работе ценят, друзья уважают. Создавайте и укрепляйте свою жизненную базу (уютная квартира, любимая дача и машина очень этому способствует), повышайте свое мастерство, становитесь уважаемым профессионалом, живите как порядочный человек, создайте крепкую и счастливую семью, дружите с достойными людьми. В общем, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, а свобода лучше, чем несвобода.

      Второе: телесный корсет успешности. Военные и спортсмены проблемой низкой самооценки мучаются редко — почему? Потому что им поставили хорошую осанку, потому что их приучили ходить уверенно, держать голову прямо и смотреть вперед, а не в себя. Хотите позаботиться о себе — освойте этот навык, он дорогого стоит.

      Однако есть еще одна категория людей, у которых самооценка падает чаще, чем у всех других, которые могут впасть в самоуничижение даже на фоне реальной жизненной успешности и вполне спортивного тела. Есть ли у вас предположение, что отличает этих людей от всех остальных? Ответ: привычка разыгрывать беспомощность и впадать в состояние Жертвы. Иногда это игра, идущая из детства: когда я изображу маме, что у меня ничего не выходит и я вот так расстроилась, мама меня всегда пожалеет — так сладко! Ребенок разыгрывает беспомощность, мама его жалеет — получили взрослого человека, склонного вдруг впадать в синдром низкой самооценки: «У меня все плохо, я никто, у меня ничего не получается». К этому подталкивает и стандарт женского гендера: мужчинам нравятся (якобы) беспомощные женщины, им нравится чувствовать свое превосходство, и женщины усваивают такое поведение: «Ой, я без тебя не справлюсь. » Она получает заинтересованное внимание мужчин, но вместе с этим и проблемный довесок — привычку ощущать свою беспомощность.

      Совсем тяжелый случай — если позиция Жертвы накладывается как раз на завышенную самооценку, тут человек начинает страдать всерьез и уже создает проблемы для окружающих.

      Тем не менее, факторов, так или иначе влияющих на самооценку, очень много, Перечислим только основные:.

    • Статус: место человека в иерархии окружающих людей, их отношение и оценки. У того, кто король по праву рождения, самооценка обычно выше, чем у непоступившего в вуз расклейщика объявлений.
    • Текущие внушения. Если человеку раз за разом говорить, что он свинья, трудно рано или поздно не захрюкать. Феномен внушения еще никто не отменял.
    • Успешность по жизни или в конкретной ситуации. Если в течение месяца молодой человек успешно сдал трудные экзамены в вуз, встретил очаровательную девушку, которая отвечает ему взаимностью, и выиграл в лотерею миллион — скорее всего, его самооценка повысится. Просто до небес.
    • Стереотип, влияние привычки. Если человек привык думать о себе, как о неудачнике, он продолжает так себя воспринимать даже на фоне успеха. Перестроиться сразу умеют не все.
    • Телесный корсет уверенности, шире — рисунок тела. Вялые движения и сутулость — самооценка вниз, громкий уверенный голос и корсет уверенности — самооценка поднимается.
    • Физическое состояние и настроение. Усталый и больной человек имеет о себе обычно менее радужные представления, чем веселый и бодрый.
    • Отношение человека к самому себе. Если человек себе за что-то мстит, он сумеет составить о себе самое гадкое впечатление. Если человек с собой дружит, он себя видит гораздо симпатичнее.
    • Вера в собственную эффективность, Убежденность в успехе, вера в себя и свои силы — замечательное подспорье высокой самооценке. И просто — жизненному успеху!
    • Личный выбор. Самооценка, по определению, это оценка себя, своих качеств и достоинств, которую делает САМ человек. С другой стороны, если у человека своей головы на плечах нет, а это нередкая ситуация, то по факту в реальной самооценке большой частью транслируется то, что человеку говорят о нем. Если человек с головой и волей решил изменить свою самооценку, он вполне, хотя и не сразу, может это сделать. См.>
    • Самооценка и уровень личностного развития

      Способ жизни самооценки и ее качество во многом зависит от уровня личностного развития человека. Чем выше уровень развития личности, тем более она «само»-оценка, более разумна, стабильна и произвольна. См.>

      Как воспитать высокую самооценку у ребенка

      Есть несколько основных путей поднять самооценку ребенка. Первый путь — хвалить ребенка за то, что у него есть. Второй — больше требовать с ребенка, добиваясь от него лучших результатовю Третий — учить его, помогая ему осваивать жизнь. Западное воспитание чаще идет по первому пути, азиатское — по второму, и только редкие родители объединяют все эти три подхода. См.>

      www.psychologos.ru