Самооценка младший школьник

На основе отношения к себе у ребенка может складываться мотивация:

мотивация на успех ( при адекватной самооценке);

мотивация избегать неудачи (заниженная самооценка).

Т. о. самооценка, формируясь в учебной деятельности, может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности.

В учебной деятельности и в общении со сверстниками у младшего школьника формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость и выдержка, которые совершенствуются в процессе обучения, дети проявляют целеустремленность, решительность, смелость, дисциплинированность. Большую роль в волевых поступках играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие чувств и воли на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. Более глубокими, осознанными становятся высшие чувства: нравственные, интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, удовольствие от удачного решения задачи, разочарование при неумении ее решать), эстетические (наслаждение, испытываемое при восприятии прекрасного). Однако возможности осознания младшими школьниками своих чувств и понимание чужих ограничены, это влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств. У первоклассника еще проявляется импульсивность поведения, но ко 2 – 3 классу начинает проявляться все большая сдержанность в проявлении чувств, моторные импульсивные реакции начинают заменяться речевыми, развивается речевая выразительность, обогащается интонация, т. е. постепенно произвольность поведения начинает отражаться и на сфере чувств, ребенок старается справиться с сильным волнением, побороть свои желания, подчиниться требованиям. В целом, возрастная норма эмоциональной жизни младшего дошкольника – это жизнерадостное, бодрое, веселое настроение.

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с детским садом. На первом году обучения взаимоотношения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности. Когда пропадает новизна ситуации, ребенок начинает внимательно присматриваться к одноклассникам, устанавливать контакты с теми, которые им симпатизируют или обнаруживают сходство интересов. Вначале ребенок может проявлять несвойственные ему черты характера (развязность или чрезмерная застенчивость), по мере установления контактов с другими детьми он обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности. Характерной чертой взаимоотношений младших школьников является то, что они строятся на внешних жизненных обстоятельствах или случайных интересах. Так, в социометрических исследованиях 85% первоклассников и 70% второклассников мотивировали выбор ребенка успехами или неуспехами в учебе, и только в 3 классе 66% учеников мотивировали выбор определенными нравственными качествами товарища. К концу младшего школьного возраста дети начинают болезненно реагировать на замечания взрослого, сделанные при сверстниках, стараются исправиться, войти в коллектив сверстников. Однако в коллективе ребенок может находиться в благоприятном положении (звезды и предпочитаемые), тогда он хочет посещать школу, активен, и в неблагоприятном (пренебрегаемые и изолированные), тогда ребенок недоброжелателен, конфликтен. Исследования А. В. Киричука показывают, что длительное пребывание ребенка в благоприятном положении может направить его развитие по 2 путям: 78% обладают высокими нравственными и интеллектуальными качествами, 22% интеллектуально развитые, но имеют отрицательные нравственные черты (эгоизм). При неблагоприятном положении ребенка в коллективе 43% детей продолжают тянуться к сверстникам, активно стараются установить отношения с ними (подкупом), несмотря на равнодушие, 57% учащихся ни с кем не дружат, конфликтуют, одиноки и замкнуты или ищут общения вне класса. Положение ученика в классе складывается на 1 – 2 году обучения и является очень устойчивым. Поскольку роль учителя к концу младшего школьного возраста снижается, а общение со сверстниками станет ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, то неблагоприятное положение в классе может сильно затруднить развитие личности ребенка, вызвать нарушения.

А.Л. Венгер, Г. А. Цукерман выделили основные варианты неблагоприятного развития младших школьников:

«хроническая неуспешность». В начале школьного обучения родители не ожидают трудностей и неудач и часто относятся к ним резко отрицательно. Под влиянием таких оценок взрослого у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность, что ухудшает и дезорганизует деятельность и приводит к закреплению неуспеха, неуспешность становится хронической. Причиной такого нарушения может быть недостаточная готовность ребенка к школе, повышенная тревожность под влиянием особенностей семейного воспитания, общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности, завышенные ожидания родителей. В конечном итоге, наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими.

«уход от деятельности». Развитие по данному типу происходит у детей, которые не получают достаточно внимания со стороны взрослых. Это уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Ребенок как бы отсутствует на уроке, не слышит учителя, не выполняет заданий, он погружен в себя, в свой мир, фантазирование помогает восполнить недостаток внимания. Родителей беспокоит вранье ребенка, связанное с его фантазированием, но прогноз развития при коррекции благоприятный. Хроническая неуспешность как правило не развивается, привыкнув находить удовлетворение в фантазировании, ребенок мало внимания обращает на неудачи в реальной деятельности, высокий уровень тревожности у него не формируется. Данный вариант развития неблагоприятен, т. к. препятствует полной реализации возможностей ребенка, нередко приводит к появлению больших пробелов в знаниях.

«негативистическая демонстративность». Это вариант развития детей с особенно высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, выражающейся в резкой демонстративности поведения. Проявляется чаще всего в нарушении правил поведения для привлечения внимания. Взрослые наказывают ребенка, делают замечания, но наказание оказывается для ребенка поощерением, а истинным наказанием является только лишение внимания. Любые эмоциональные проявления взрослого, даже отрицательные служат подкреплением провоцирующего демонстративного поведения ребенка.

«вербализм». Этот тип связан прежде всего с особенностями познавательных процессов: дети, развивающиеся по этому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой в развитии мышления. «Вербализм» сочетается с повышенной самооценкой ребенка и повышенной оценкой способностей ребенка родителями. Для ребенка задержка развития мышления чревата постоянным неуспехом в деятельности, возможна хроническая неуспешность, присутствуют также демонстративность, связанная с ориентацией на достижения, и инфантильность мотивов общения, связанная с недоразвитием мышления.

«интеллектуализм». Этот тип развития также связан со структурой познавательных способностей ребенка. На первом плане – развитое логическое мышление, немного хуже развита речь, а образное мышление развито очень слабо.

Развитие познавательной сферы младших школьников.

studfiles.net

Самооценка младшего школьника

Под самооценкой подразумевается комплекс убеждений и чувств человека по отношению к самому себе. У школьников роль самооценки не ограничивается лишь собственно учёбой, в этом возрасте дети уже обладают чувством собственного достоинства и стремятся достичь в жизни успеха. Поэтому залогом гармоничного развития личности становится адекватная здоровая самооценка. Перейдя во взрослую жизнь, неуверенный в себе школьник наверняка останется нерешительным.

Начало формирование самооценки у школьников

Младший школьный возраст является тем временем, когда мотив достижения успеха закрепляется в качестве устойчивого свойства личности.

Важными особенностями личности младшего школьника становятся:

  • исполнительность;
  • послушание;
  • открытость;
  • доверительность;
  • у него усиливается волевая регуляция и сознательный контроль деятельности.
  • В этот период формируется нормальный уровень притязаний – ребёнок учится адекватно оценивать свои возможности и способности, понимает, что успех зависит не только от имеющихся у него способностей, но и от прилагаемых усилий и старания.

    Уровень развития его самосознания переходит на качественно другую ступень. Школьник более не ощущает себя изолированным, но вовлечённым в систему людских отношений, то есть он начинает осознавать себя в качестве социального существа. Этот новый уровень развития самосознания имеет прямую связь с развитием новой грани личности – внутренней позиции. Личность ребёнка в целом характеризуется стремлением стать школьником, что определяет его деятельность, поведение и систему отношений к себе и к окружающей действительности. Как показали исследования, представления о себе имеют тесную связь с самооценкой, т. е. отношением к себе.

    В семь лет начинает складываться самооценка, под которой понимается обобщённое (внеситуативное, устойчивое), но одновременно дифференцированное отношение школьника к себе. Через неё опосредуется отношение школьника к самому себе, суммируются отношения с людьми, опыт его деятельности – ведь ребёнок как психически, так и физиологически уже готов к подобному анализу. С помощью этой важной личностной инстанции школьник способен контролировать свою деятельность с оглядкой на нормативные критерии, может выстраивать достаточно целостное собственное поведение в соответствии с общественными нормами.

    Для установления взаимоотношений с ребёнком, для неизбежно складывающегося между людьми нормального общения необходимо знать его самооценку. Особенно это касается самооценки младших школьников, которая наряду с другими чертами характера и особенностями психики лишь формируется в нём, поэтому на неё можно воздействовать и корректировать её в большей степени, нежели у взрослых.

    Когда школьник в процессе воспитания и обучения усваивает определённые ценности и нормы, то под воздействием чьих-то (сверстников, учителей) оценочных суждений, он вырабатывает определённое отношение не только к результатам собственного обучения, но и к себе самому как индивидууму. Подрастая, он всё более чётко различает то, чего он на самом деле достиг и то, чего бы смог достичь, если бы у него были другие качества личности. В результате в учебно-воспитательном процессе у школьника формируется установка оценивать собственные возможности, что является важным компонентом самооценки.

    Но в самооценку входят не только понимание уже достигнутого, но и устремления ребёнка, то, как он представляет своё будущее. Пусть этот проект ещё несовершенен, но он имеет огромное значение в саморегуляции как всего поведения, так и конкретно учебной деятельности.

    Самооценка помимо прочего содержит мнение других о себе, ставшее известным ребёнку, а также его растущую собственную активность, нацеленную на осознание своих качеств личности и поступков.

    Особенности самооценки младших школьников

    Исследования обнаружили у младших школьников все виды самооценок:

  • устойчивую адекватную;
  • устойчивую завышенную;
  • неустойчивую с неадекватным завышением или занижением.
  • Причём с каждым годом способность правильно оценивать себя самого и свои возможности возрастает, а тенденция себя переоценивать снижается. Крайне редко встречается устойчиво заниженная самооценка. Можно сделать вывод о динамичности самооценки младшего школьника и одновременно её тенденции к обретению устойчивости. Позднее она переходит в личностную внутреннюю позицию, становится поведенческим мотивом, формируя различные качества личности. Отсюда вытекает решающая роль взрослых в процессе становления детской самооценки.

  • Младшие школьники с адекватной самооценкой выглядят бодрыми, активными, находчивыми, обладающими чувством юмора, они сами с интересом копаются в своих ошибках, выбирают себе задачи «по плечу», а когда успешно их решают, то переходят к такой же или ещё более сложной задаче.
  • Школьники с устойчиво завышенной самооценкой характеризуются активностью, они стремятся преуспевать в учебной деятельности, быть полностью самостоятельными. Такие дети уверены, что способны самостоятельно добиться в учёбе успеха, к этому их подталкивает трезвая самооценка своих способностей и возможностей.
  • Школьники с завышено-неустойчивой самооценкой склонны переоценивать свои силы, личные качества, результаты учёбы, берутся за задачи, решение которых им не под силу. Но, даже потерпев неудачу, продолжают настаивать на своём либо моментально переключаются на намного более лёгкую задачу.
  • У младших школьников занижено-неустойчивая самооценка ярко проявляется в чертах личности и поведении. Они предпочитают браться за лёгкие задачи, словно берегут собственный успех, боясь его утратить. В силу этого они с опаской относятся к процессу обучения. Их нормальному развитию мешает неуверенность в себе, повышенная самокритичность. Зато такие школьники очень ценят одобрение окружающих, что подпитывает их самооценку.
  • Формирование самооценки в процессе учебной деятельности

    В старшем дошкольном возрасте у ребёнка крепнет стремление к удовлетворению возросших потребностей не через игру и воображение, а в реальном плане, каковым после прихода в школу становится для него учебная деятельность. Здесь всё ново: правила в отношениях с окружающими, нормы предметных действий, посредством которых раскрываются закономерности объектов, ранее неизвестные. Картина мира упорядочивается через систему научных знаний, которые ребёнку необходимо приобретать. Поэтому для младшего школьника основной становится учебная деятельность.

    Самопознание школьника переходит в учебную деятельность вместо игровой, которая отличается более результативным, целенаправленным, произвольным и обязательным характером. Учебную деятельность оценивают окружающие, поэтому она объективно определяет его положение среди них, а от этого зависит его самочувствие, внутренняя позиция, эмоциональное благополучие. Ребёнок в процессе обучения познаёт и себя, формируя самооценку, представления о себе, навыки саморегуляции и самоконтроля.

    В процессе обучения младшему школьнику необходимо научиться ставить цели и управлять собой, контролировать поведение, для чего требуются знания о себе. От уровня самооценки напрямую зависит процесс формирования самоконтроля. Осуществление самоконтроля уже под силу младшим школьникам, но им ещё требуется участие сверстников и руководство взрослого. В учебной деятельности происходит самосознание ребёнка, а основой его самооценки становится представление о себе.

    В школе ребёнок обретает новый вид деятельности, а вместе с ним и новый тип мышления, которое ориентирует его общекультурные эталоны, нормы, закономерности, образцы взаимодействия с миром вокруг. В этом мире школьнику предстоит найти своё место, выстраивая взаимодействия по схеме «я – окружающие люди».

    Главенствующая роль обучения в формировании самооценки заключается в том, что именно учебная деятельность создаёт предпосылки для возникновения теоретического мышления, открывающего дорогу рефлексии, которая становится качественно новым свойством детской психики. Невозможно сформировать адекватную самооценку без умения рефлексировать на собственные действия.

    У младших школьников наблюдается переход оценки своих поступков и действий к более обобщённой самооценке, предполагающей способность к рефлексии, как эталону нравственного поведения.

    Старшее поколение достаточно хорошо осознаёт, что в стране произошла смена культурной парадигмы, пошатнувшая устоявшиеся у советских людей понятия и о .

    Определение самооценки младшего школьника

    Самооценка ребёнка начинает складываться ещё в детском саду, а к 6-8 годам этот процесс завершается. Сюда входит: оценка себя самого, своей деятельности, положения в классе, своей успеваемости. Как показали исследования, в этом возрасте у детей самокритичность развита слабо. Поэтому ребёнок в споре будет видеть лишь неправоту оппонента. Хорошая успеваемость положительно влияет на становление самооценки, благодаря чему авторитет ребёнка в классе растёт. Общение в коллективе также важно. На развитие самооценки младших школьников большое влияние оказывает стиль воспитания родителей. В семьях, обижающих, унижающих, не хвалящих ребёнка, дети вырастают неуверенными в себе.

    Довольно просто проверить самооценку младшего школьника. Нужно нарисовать на бумаге лестницу с семью ступеньками и попросить испытуемого расставить на ней одноклассников по принципу:

    • на ступеньках с первой по третью – хороших ребят;
    • на 4 ступеньке – ни плохих, ни хороших;
    • на 5-7 ступеньках – только плохих.
    • А в конце попросить найти место и для себя в этой иерархии. Ребёнок с завышенной самооценкой поставит себя на первую ступень, с адекватной – на 2-3 ступени, с низкой – на 4-6 ступень.

      Как повысить самооценку ученика?

      Для ребёнка самой важной является поддержка родителей. Улучшению мнения о себе больше всего способствует мнение взрослых. На этот счёт есть ряд советов:

    • Ребёнка нужно хвалить даже за незначительные достижения, демонстрировать ему гордость за него и свою любовь.
    • Найти занятие, где бы ребёнок был наиболее успешен: рисование, вышивание и т. д.
    • Быть опорой и защитой для ребёнка, стараться всегда принимать его сторону (если, конечно, он прав). Чувствуя за спиной надёжную опору, ребёнок будет уверенней себя вести.
    • Развивать круг общения школьника, пусть он как можно больше знакомится с другими детьми.
    • Записать ребёнка в кружок или спортивную секцию, где командный дух, борьба за первенство, общие интересы помогут ему повысить самооценку.
    • Научить ребёнка говорить взрослым «нет».
    • Самим быть лучшим образцом для подражания ребёнка.
    • Развивающее обучение

      Развивающее обучение по В. Давыдову и Д. Эльконину позволяет достичь большого прогресса в развитии навыков рефлексии, которая необходима для формирования адекватной самооценки. Эта система обучения в большой степени направлена на создание оценки и контроля ребёнка, которые также важны для формирования самооценки личности.

      Параллельно друг другу должны идти детская и взрослая оценки: учитель оценивает и контролирует с целью коррекции процесса обучения, а ученик, приступая ко всё более сложным заданиям, растёт, как продукт учебного процесса.

      В первом классе дети фиксируют свои достижения на «линейках самооценки», во втором классе заводят «журнал роста» или «журнал достижений». Словесно или в виде схем они отмечают ошибочное или верное выполнение любого этапа, при этом они сами классифицируют и систематизируют задания. В третьем классе дети начинают работать с карточками, учатся оценивать не только ход своих действий и суждений, но и конечный результат. Они учатся прогнозировать уровень своей готовности, определять границу между уверенными и неуверенными действиями, выбирать задания, помогающие справиться с проблемным материалом. В четвёртом классе используется полный цикл оценки и контроля. С помощью этой поэтапно-цикличной работы у школьника сформируется здоровая самооценка при сохранении интереса к обучению.

      blogs.bebeshka.info

      САМООЦЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

      В настоящее время проблема формирования самооценки личности является актуальной.

      У младших школьников обнаруживаются все виды самооценки.

      Учебная деятельность, как общественно оцениваемая, доминирует в формировании самооценки. Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми.

      Предварительный просмотр:

      САМООЦЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

      Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях.

      В настоящее время в связи с гуманизацией общества и школы, изменением педагогической парадигмы со знаниевой на личностно-ориентированную, проблема формирования личности оказалась в центре внимания.

      Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.

      В детстве у человека формируется самосознание и начинают складываться первые представления о себе. В связи с проблемой развития и формирования самосознания в отечественной психологии рассматривается и самооценка личности ребенка. По этому вопросу можно выделить работы таких психологов как: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин.

      В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, Е.А. Серебряковой, В.А. Горбачевой.

      В первые дни школьной жизни ребенок бывает настолько переполнен новыми впечатлениями, что даже у подготовленных к обучению детей проявляются порой совсем нетипичные для них особенности в поведении. Психологи выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на поведение учащихся в начале обучения. К ним относится резкое изменение режима всего дня. Многие дети после занятий предоставлены сами себе, должны самостоятельно распределять свое время, что плохо им удается, дезорганизует и утомляет. Дополнительное утомление создает и то, что с приходом в школу ребенок все время занимается напряженной умственной деятельностью, тогда как в детском саду его день по преимуществу был заполнен увлекательной игрой. Влияют на него также и новые взаимоотношения. Вначале он поглощен только учебой, мало входит в контакт с одноклассниками и некоторое время чувствует себя чужим, а в детском саду в процессе коллективных игр постоянно общался со сверстниками. Вся жизнь в школе связана с личностью учителя, а позиция педагога по отношению к ребенку отличается от позиции воспитателя детского сада. Отношения с воспитателем были более интимными, он выполнял по отношению к ребенку в какой-то степени функции родителей, а отношения с учителем складываются только в процессе учебной деятельности и являются деловыми и более сдержанными, что несколько сковывает начинающих учеников, создает напряжение.

      Часто далек бывает для первоклассников и общешкольный коллектив. В нем они чувствуют себя пока еще беспомощными «малышами», тогда как в детском саду сами опекали и заботились о них. Все это влияет на поведение ребенка. Общее состояние школьника отражается и на особенностях протекания психических процессов. Внимание характеризуется узостью, неустойчивостью. Первоклассник может быть поглощен деятельностью учителя и не замечать окружающего, но наряду с этим неожиданный яркий раздражитель быстро отвлекает его от занятий. Проявляются и некоторые особенности памяти, случается, что дети забывают лицо учителя, расположение своего класса, парты.

      В связи с вышесказанным для учителя в это время очень важно составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь.

      Но вот переходный период закончен. Ребенок привык к школе, полностью включился в учебную деятельность.

      Как же развивается личность школьника в процессе обучения? В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре. Остается такой же сильной, как у дошкольника, потребность в движении. Часто она мешает ребенку сосредоточиться на уроке, он постоянно испытывает желание подвигаться, походить по классу. Вот почему учитель, так же как и воспитатель детского сада, должен уметь организовывать их досуг, включив подвижные игры на переменах, а также дать им возможность подвигаться и на уроке. Однако особо значима для дальнейшего развития личности младшего школьника, как и дошкольника, потребность во внешних впечатлениях. Именно на основе этой потребности быстро развиваются новые духовные потребности, в том числе и познавательные: потребность овладевать знаниями, умениями, навыками, проникать в их сущность. Потребность во внешних впечатлениях, таким образом, в начале обучения остается основной движущей силой развития. В связи с развитием познавательной потребности возникают разнообразные мотивы учения.

      Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. Одни из них возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности, другие лежат как бы за пределами учебного процесса. Последние, в свою очередь, делятся на широкие социальные мотивы (хорошо работать, после окончания школы поступить в институт и т.д.) и личные. В них отражается стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую оценку).

      По мере овладения учебной деятельностью развиваются и мотивы, заложенные непосредственно в процессе обучения. В первую очередь это интерес к овладению способами деятельности, процессу чтения, рисования, а в дальнейшем и к самому учебному предмету. Обычно первоклассники не могут еще выделить любимый учебный предмет. Они называют четыре, пять предметов, но на первое место ставят те из них, которые увлекли их способами действия. Так, материалы по учебным интересам, собранные студентами, показывают интерес учащихся к математике, рисованию, физкультуре, чтению, труду, т.е. к тем дисциплинам, где они действуют с предметами практически или в умственном плане. Во 2-м классе круг учебных предметов, интересующих детей, сужается, а к 3-му – доходит до двух и даже одного, т.е. ребят увлекает уже само содержание предмета. Но интерес к предмету как мотив обучения также имеет свою динамику: сначала это увлеченность фактами и событиями, а в 3-м классе и интерес к раскрытию причинно-следственных зависимостей.

      Особо следует выделить и подчеркнуть значимость интереса к самому процессу познания* (7, с.126). По исследованиям Л.И. Божович, уже в дошкольном возрасте выделяются «маленькие исследователи» – дети, стремящиеся сами открывать для себя мир. Проявление такого интереса у ребенка означает его постоянную познавательную активность без всяких специальных стимулов.

      Отмечается, что для детей с ярко выраженным интересом к познанию сам этот процесс доставляет большое удовольствие. Итак, разнообразные мотивы учения, причины, их вызывающие, и, соответственно, постоянная работа учителя по развитию положительных, социально значимых мотивов учения – первостепенный фактор в развитии личности младшего школьника.

      В младшем школьном возрасте существенно развиваются и мотивы поведения, которые также начинают характеризовать личность ученика. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы. В исследованиях психологов выявлено, что его идеалы имеют ряд особенностей. Во-первых, они носят конкретный характер. Идеалами, как и в дошкольном возрасте, становятся главным образом героические личности, о которых ребенок слышал по радио, смотрел в кино, читал в книгах. Идеалы младшего школьника неустойчивы, быстро меняются под влиянием новых, ярких впечатлений. Еще одна особенность, характерная для его идеалов, проявляется в том, что он может поставить перед собой цель подражать героям, но, как правило, подражает лишь внешней стороне поступков. Даже правильно проанализировав содержание поступка, младший школьник не всегда соотносит его со своим поведением. Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении. Потребность в общении удовлетворяется главным образом в ведущей учебной деятельности, что и определяет его взаимоотношения. Учебная деятельность, являясь индивидуальной по своему существу, на первом этапе обучения затрудняет образование коллективных связей и взаимоотношений. По сравнению с дошкольным детством круг общения младшего школьника сужается. Как подчеркивалось выше, в первую очередь для него значима личность учителя, который вводит ребенка в учебную деятельность. Педагог для него – главный и беспрекословный авторитет. Именно на общение прежде всего с учителем и направлен младший школьник. В первое время обучения он также воспринимает одноклассников «через учителя» и обращает на них внимание, когда во время уроков преподаватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Вот почему в начале обучения у учащихся отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений, отсутствуют коллективные узы. Связи и отношения начинают складываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в процессе общественной жизни. Учитель начинает давать школьникам индивидуальные и групповые общественные поручения. Постепенно выделяется классный актив. Процесс этот сложный и противоречивый, очень часто активные дети захватывают инициативу в общественной жизни, но мотив их деятельности – желание показать себя, выделиться. Учителю рекомендуется вовлекать в общественную жизнь самых различных детей, чтобы сформировать актив класса именно из ребят с общественными интересами, ответственных и инициативных.

      На втором-третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Эти изменения в первую очередь связаны с новым отношением к учебе и личности учителя, причем личность учителя становится менее значимой, но зато устанавливаются более тесные контакты с товарищами, одноклассниками, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в общественной жизни, связанной с играми, соревнованиями, походами. Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают все глубже сознавать те или иные стороны личности сверстников.

      В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содержательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я» увеличивается в два раза.

      Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представление о себе — основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

      Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости* (14, с. 10). Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Поэтому следует помнить, что необходимо различать оценку деятельности и оценку личности. Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности на личность в целом. Младшие школьники еще слабо дифференцируют эти понятия. Поэтому негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты – плохой человек.

      Если в учебной деятельности младший школьник не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания (А.В. Захарова).

      Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определенный уровень притязаний на оценки за письмо, устный ответ, решение задач и т.п. Первоначально уровень притязаний носит неустойчивый характер (как часто неустойчивыми бывают получаемые в начале учения оценки). Но затем этот уровень устанавливается, причем характерно, что он достаточно дифференцирован, т.е. зависит от того, чем занимается ребенок и насколько для него это значимо.

      Одно дело решать задачи, выполнять письменные задания – ведь это занятие, как понимает ребенок, очень важное, чуть ли не самое главное. Другое дело для младшего школьника –срисовывать узоры (этим и в детском саду занимались). Понятно, что во втором случае ребенок не придает особого значения оценке итогов деятельности.

      Это различие в уровне притязаний укрепляется в последующие годы. При этом у части детей, добившихся как действительных успехов, так и признания их окружающими, высокий уровень притязаний во всех видах деятельности – в учебных заданиях, в спортивных упражнениях, в играх. У других детей в результате неумеренного захваливания также может образоваться высокий уровень притязаний, но он оправдан лишь субъективно.

      Исследования показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя.

      Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и имеет тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности.

      Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

      Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное т.е. устойчивое, вне ситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе* (31, с. 15). Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

      Проведенное Д.Б.Элькониным и его группой экспериментальное исследование опиралось на следующие гипотезы:

      1) Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет» поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.

      2) Ранний «Образ Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.

      Р. Бернс, анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное понятие этого толкования лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения.

      В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего – пусть еще не совершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

      В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

      Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя: «В твоей работе есть ошибка», — ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают: «А какая, где?» И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

      Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.

      Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

      Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором. В распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой.

      Большое влияние на самооценку младшего школьника оказывают оценки учителя.

      Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел.

      Результаты оказались следующими: лучше всех справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал; гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель портил настроение своими замечаниями. Совершенно неожиданно оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех, кому учитель делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал и никак не оценивал.

      Этот опыт очень убедительно показал, что человек который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать – равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.

      У младшего школьника обнаруживаются все виды самооценки: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. В тоже время они имеют некоторые особенности.

      Так, дети, имеющие адекватную самооценку , активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.

      Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности.

      Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это – оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

      Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно ничего не увидят. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи, как в жизни, так и в экспериментальной ситуации. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее.

      «Через 15 лет мне будет уже 25 лет. Я очень бы хотела быть учительницей. Приходить по утрам в класс, давать диктанты, сочинения, а вечером проверять тетради. (Пауза). Мне хочется быть доброй и отзывчивой, но я не буду такой, потому что грублю старшим, не помогаю по дому. Мне хочется быть внимательной и доброй, но я не могу. Внутри у меня что-то плохое. Думаю хорошо, а делаю плохо. Как будто назло. Мне жалко маму, я иногда, когда нагрублю ей, плачу и ненавижу себя, а потом опять поступаю плохо. В школе у меня подруг нет. Когда меня вызывают, то краснею и бледнею, хотя урок знаю, но все равно волнуюсь. Поэтому я не знаю, сумею ли быть учительницей», — говорит третьеклассница. Учится девочка хорошо. Однако как неуверенно, с какими мучительными сомнениями, колебаниями она говорит о своем настоящем, а тем более о будущем!

      Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи. Очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки.

      Сосредоточенность на себе, собственных трудностях, неуспехах затрудняет их общение с детьми и взрослыми. И в то же время эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

      Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов. К мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским.

      Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу.

      Не существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения – ребенок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе.

      Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.

      Если младшему школьнику (1-й, 2-й класс), который обычно получает хорошие отметки, но переоценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков: «Он эту букву неправильно написал. Он вышел за строчку. Здесь у него исправление. Он не очень аккуратно написал, не старался» и т. п.

      Основной акцент в планах на будущее эти делают на внешней стороне деятельности.

      Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.

      У младшего школьника возникает потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

      Если уровень притязаний не может быть удовлетворен, так как расходится с возможностями ребенка, то у него возникают острые аффективные переживания, вызывающие некоторые отрицательные формы поведения: упрямство, негативизм, обидчивость, агрессивность и пр.

      Причинами неадекватности самооценки младшего школьника являются определенные упрощения в тех сферах, которые способствуют развитию самосознания и самооценки, — учебной деятельности и общении. Этот вывод получил теоретическое (А.И. Божович) и экспериментальное подтверждение* (2, с. 91).

      Результаты проведенного ею наблюдения позволили конкретизировать предпосылки формирования неадекватной самооценки у младших школьников:

      1. Ограниченный круг общения и деятельности. Некоторые младшие школьники ограничивают сферу своей деятельности только увлечением, не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, студии, спортивные секции, не ведут общественную работу, не заняты работой по дому. У них может быть и ограничение контактов со сверстниками, как деловых (отношений «ответственной зависимости»), так и межличностных. Тем самым сужаются сферы, где дети могут проявить себя, а затем и оценить.

      Следствием этого становится отсутствие представлений и знаний о тех ситуациях, в которых требуется проявить определенное качество, выполнить определенное действие или совершить нужный поступок. Это, в свою очередь, также служит причиной неадекватности самооценки.

      Однако ограниченность сферы деятельности и общения не всегда приводит к занижению или завышению самооценки, если этот – пусть узкий – круг общения и деятельности удовлетворяет потребность в самопознании и способствует формированию объективных критериев самооценки.

      2. Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми. Такие оценки особенно сильно действуют на тех детей, которые отличаются повышенной внушаемостью, несамостоятельностью в выводах, ориентацией на оценку других. Эти дети верят в то, что мнение другого человека более объективно и беспристрастно, чем собственное, они склонны учитывать избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о себе.

      3. Слабое развитие оценочных отношений в коллективе, отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников . Нетребовательность коллектива может вызывать не только завышенную, но и заниженную самооценку, поскольку не формирует правильность критериев оценки и самооценки.

      4. Случайные успехи или неуспехи – то, что называется везением и невезением . Хотя именно в силу случайности обстоятельств, их кратковременности этот фактор нужно признать менее значимым.

      Все перечисленные факторы носят объективный характер, хотя и проявляются при определенных условиях. К субъективным факторам формирования неадекватной самооценки следует отнести, во-первых, отсутствие склонности и умения анализировать результаты и последствия своих действий и поступков, когда противоречия между притязаниями и действительными результатами своих действий осознаются в сглаженном виде и не вызывают внутреннего конфликта. Весьма вероятно, что потребность в самосознании еще не проявила себя. Во-вторых, к субъективному фактору могут быть отнесены уже сформировавшиеся, чересчур заниженные или, напротив, завышенные критерии самооценки.

      Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2-х и 3-х классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя.

      Можно говорить о возникновении в этот переходный период кризиса самооценки: от 3-го к 4-му классу резко возрастает количество негативных самооценок, равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых. Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на относительно новую сферу их жизнедеятельности – общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность, такую, казалось бы, уже «освоенную» область. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

      Учителю начальных классов необходимо уметь выявлять особенности самооценки учащихся, формировать критическое отношение к себе, умение анализировать и контролировать свою деятельность. Активное формирование самоконтроля происходит в подростковом возрасте, но уже младшие школьники должны приобрести элементы самоконтроля как в учебной деятельности, так и в процессе общения. Как показывают исследования, младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.

      Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

      Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения с другими людьми.

      Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

      Учитель должен уметь выявлять особенности самооценки учащихся, формировать критическое отношение к себе, умение анализировать и контролировать свою деятельность. Нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка самооценка складывалась правильно.

      1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

      2. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие М., 2000г.

      3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие 2-е изд. испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России 2003. – 240 с.

      4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальных педагогических вузов. – М.: педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

      5. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.- 224 с. (серия «Библиотека психолога»).

      6. Егоров И.В. Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста Ж-л «Начальная школа» № 3 / 2002 г. стр. 17.

      7 . Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников М., Воронеж, 2000г.

      8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с. (Тр. д.чл. и гл. кор. АПН).

      9. Нижегородцева И.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001г.

      10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие М., 2000г.

      11. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок Минск; М., 2001г.

      12. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников. Ж-л. «Начальная школа» № 10, 2003 г.стр.99

      13. Е.Л. Яковлева. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: “Флинта” 1997. – 224 с.

      Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 800 с.

      1. Личность – это целостная психологическая система, которая выполняет

      определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти

      2. Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющие ее направленность.

      3. Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.

      4. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.

      5. Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

      6. Самосознание – основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях.

      7. Самоуважение – устойчивая личностная черта, которая определяется отношением действительных достижений личности к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.

      8. Уровень притязаний – характеризует:

      1. уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, — цель идеальную;
      2. выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, — уровень притязаний в данный момент;
      3. желаемый уровень самооценки личности – уровень Я.

      9. Я концепция – относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействия с другими людьми и относительно к себе.

      nsportal.ru