Родительское собрание если ребенок не хочет учиться

Родительское собрание "Если ребенок может и не хочет учиться"

Пожалуй, это наиболее часто встречающаяся проблема сегодня у детей любого возраста. Родительское собрание, а особенно выступление психолога на нём не стоит проводить дольше 20 минут. Так как родители приходят вечером, после работы. Восприятие притуплено усталостью, и даже если есть интерес к разговору, он не должен быть навязчивым. Чтобы привлечь внимание, надо удивить, оглушить: рассказать сказку, притчу, загадать загадку.Весь материал надо выдавать коротко, чётко, наглядно разбавляя метафорически насыщенными вставками для привлечения и переключения внимания, с целью расстановки акцентов.

1. Вступительное слово ведущего. Постановка темы.

Вопрос родителям: чьи дети хотят учиться? Как вы можете объяснить это?

Предложение прочитать сказку. Напомнить, что “сказка ложь, да в ней намёк”.

Сказка. Чай с плюшками, или сказка о принце, который не хотел учиться

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын – недоросль. Целыми днями сидя на троне и попивая чай, царь мечтал о том, каким пресвященным и сильным царём станет его сын. А у него было на это время, потому что всеми его делами занимался первый министр. Но сын учиться не любил. Царевич убегал с уроков, играл и бегал в саду, катался на лошади и пил чай с плюшками.

Раз в неделю после разговора с педагогами, отец встречался с сыном и ругал его. А иногда даже наказывал. Царь полагал, что мать воспитывает неверно: слишком балует да всё разрешает. Надо помогать жене с воспитанием сына. Поэтому после разговора с сыном он шёл к жене и уже ей объяснял как надо воспитывать сына. Иногда грубо и резко. А она плакала.

А царь довольный шёл пить чай с плюшками.

Долго ли коротко, минуло 20 лет. Не стало царя. Не стало и тихой царицы-матери. Хотел было взойти на престол царевич, да сын министра занял его. И народ поддержал: а кому нужен царь, который умеет на коне ездить и пить чай с плюшками.

Сказка может не комментироваться для родителей. Оставить для личного размышления. Возможно предложить обсуждения или задавать вопросы.

2. Причины нежелания учиться у детей.

— Для того чтобы решить проблему, нужно определить причину. В зависимости от последней, выбирается путь или способ решения.

Далее будет предложен ряд основных причин нежелания учиться. Попробуйте определить для себя свою (может не одну).

Таблица предлагается для совместного анализа и обсуждения. Возможно в распечатке, возможно, в виде презентации.

Вопрос ведущего: смогли ли определить, нежелания учиться именно вашего ребёнка? Понятно ли что стоит делать дальше?

После совместно прочтения – анализа ответить сразу на возникшие вопросы родителей.

— Предлагаемая далее притча поможет нам немного переключиться на другую тему: нужно ли вашему ребёнку то, что вы ему запланировали?

3. Притча. Как заставить сына учиться?

Единственный сын был у богатого купца. Отец хотел, чтобы сын стал образованным человеком, но учеба давалась мальчику с трудом. Сын купца учился только под страхом наказания и при любой возможности сбегал с уроков. Больше всего мальчик любил лошадей. Все свободное время он проводил в конюшне или на скачках.

— Не даются мне знания, батюшка. Дети младше меня бойко отвечают, а я, как будто немой. Не могу я терпеть такую муку, — сказал однажды сын.

— Терпи, сын, без муки нет науки, выучишься и станешь продолжать мое дело, — ответил отец.

Но мальчика не тянуло к купеческому делу. Батюшка запретил ему подходить к лошадям. Тогда мальчик стал убегать на пристань. Там новый корабль строили. Мальчик вскоре стал помогать строителям корабля. Он любил руками работать. Как-то увидел отец его на пристани, взял сына за вихор и грозно спросил, что он тут делает.

— Не ругайте его, господин. Сынок у вас умельцем растет, — вступился за мальчика один из строителей.

— Он у нас на все руки, кроме науки, — сердито произнес отец, но сына отпустил.

— Не хочу я учиться, батюшка, лучше на конюшню пойду работать, — упрямился сын.

Но отец мальчика все равно велел ему идти в школу, а сам подошел к учителю и предложил:

— Я заплачу вам много денег, если вы будете дополнительно заниматься с моим сыном и добьетесь, чтобы он стал лучшим учеником.

— У вас хороший мальчик, но я не возьму ваших денег. Я не смогу сделать из него лучшего ученика. Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет пить.

— Часто дети и спрашивают родителей: “А зачем учиться?”

И что родители отвечают? /Предложить родителям дать варианты ответов/.

А) Чтобы иметь профессию, чтобы много зарабатывать, чтобы хорошо жить и т.д.

А дети видят: для того чтобы хорошо жить, совсем не обязательно быть с образованием, и родители подчас самый наглядный тому пример — неплохо зарабатывают без высшего образования, или, имея за плечами институт, еле сводят концы с концами.

Б) Чтобы тебя уважали, ценили, чтобы реализоваться, чтобы приносить пользу людям (Родине).

Если ребенку 10-12 лет, то для него это далеко, а пока его ценят и уважают сверстники совсем за другие заслуги (что, кстати, естественно).

В) Чтобы было интересно, потому что учиться, узнавать что-то новое — это здорово.

А вашему ребенку не интересно, ведь он никогда не учился из интереса, всегда была программа, по которой надо было “овладевать знаниями и навыками”.

Г) А главное — он не видел, как познают, как трудятся его папа и мама, он не видел по-настоящему увлеченных родителей — не телевизором, не чтением детектива или любовного романа, а увлеченных узнаванием нового. Может быть, ваш ребенок просто не знает, что трудиться можно с радостью и интересом. Даже если вы по-настоящему увлечены своей работой, на работе он вас не видит, а дома вы либо с усталостью и по необходимости делаете домашние дела, либо сидите перед телевизором.

1) Самое трудное — принять это как данность и перестать бороться со своим ребенком, то есть отнестись к этому серьезно и осознать, что ему нужна помощь. Он должен почувствовать, что вы принимаете его таким, хотя вам, конечно, это не нравится, но вы его все равно любите и готовы ему помогать.

2) Разобраться со своими собственными увлечениями и интересами. Посмотрите на своего ребенка, как на свое отражение в кривом зеркале, которое, конечно, преувеличивает недостатки, но не придумывает их. А вы чем увлечены, какие у вас интересы, кроме домашних проблем и сериалов?

Попробуйте возродить свои увлечения или найдите новые. Если у вашего ребенка появляется хоть какое-то увлечение, не торопитесь говорить “нет”, но и не торопитесь кидаться с помощью и советами, делая тут же этот интерес семейным достоянием. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением.

3) Начинайте отдавать ответственность за жизнь ребенка ему самому: перестаньте его все время контролировать, выдавать ценные указания, и главное — принимать за него решения.

Для многих родителей это самое сложное, потому что надо перестать относиться к ребенку, как к своей части, как к своему продолжению.

6. И в заключении притча для раздумья.

Шли по лесу старец с учеником. Впереди препятствие: бурная речка, через которую переброшен мостик. А рядом — корявый ствол старого дерева.

— Учитель, — почтительно обратился к старцу молодой человек. — Какой мне путь выбрать: лёгкий или тяжёлый?

Старец важно ответствовал:

— Когда познаёшь ты Учение, лишь путь тяжёлый принесёт плоды…

Юноша тяжело вздохнул, и полез по склизкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывая гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику.

— Как же так?! — возмутился ученик. — А как же Учение?

— И лишь достигши мастерства, осознаёшь, что лишь лёгкий путь ведёт к истине, — лукаво усмехнулся старик.

Возможно, всё несколько иначе, чем нам видится, и путь он проще и он немного иной.

7. Заключение. Подведение итогов.

1) Если ребёнок не хочет учиться, надо определить причину. И, исходя из этого, искать пути решения.

2) Если ребёнок не хочет учиться в силу своего желания – принять это.

8. Обратная связь. Что дало вам сегодняшнее собрание.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Родительское собрание «Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому.» — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемИрина Часовских

Презентация на тему: » Родительское собрание «Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому.»» — Транскрипт:

1 Родительское собрание «Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому.»

2 Покинут счастьем будет тот, Кого ребёнком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит.

3 Тест «Какие мы родители» (да, иногда, нет) Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему? Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей? Если ребёнок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться? Ваш ребёнок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания? Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

4 Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов? Сознаёте ли вы, что среда, окружающая ребёнка, оказывает на него существенное влияние. Признаёте ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка? Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чём- либо своего ребёнка? Неприятно ли вам «отделываться» от ребёнка фразой типа «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

5 Ключ к тесту Да – 2 балла Иногда – 0 баллов Нет – 0 баллов

6 Менее 6 баллов. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление И хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая заняться повышением своего образования в этой области. От 7 до 14 баллов. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но всё же кое в чём над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. Более 15 баллов. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли ещё что-то немного улучшить?

7 В.А. Сухомлинский «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их»

8 В. А. Сухомлинский

9 Разновидности «уродливой» любви. Любовь умиления Любовь деспотичная Любовь откупа

www.myshared.ru

Родительское собрание в 3 классе "Почему ребёнок плохо учится".

Почему ребёнок плохо учится? Этот вопрос волнует и семмью, и школу. На родительском собрании рассматривались причины неуспеваемости.Родители, работая в группах, анализировали предложенные ситуации по теме собрания, обменивались мнениями Классным руководителем.были даны рекомендации по оказанию родителями той помощи, которая необходима их детям для успешной учёбы.

Просмотр содержимого документа

«Родительское собрание в 3 классе «Почему ребёнок плохо учится».»

Родительское собрание в 3 классе

«ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПЛОХО УЧИТСЯ».

Цель: сформировать устойчивое понимание таких понятий как отставание и неуспеваемость и распространить опыт преодоления неуспеваемости.

1.Почему ребенок плохо учится в школе, отчего посещение уроков становится для него кошмаром.

2.Причины отставания в учёбе и как с ними бороться.

3. Предварительные итоги 2 четверти.

Выступление классного руководителя.

-Добрый вечер, уважаемые родители.

Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в их основной деятельности – учебе.

В словаре С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал как можно больше высоких результатов. Почему неуспевающие дети — это «вечная» проблема школы? Дети все разные. У них разные способности, возможности и личностные качества.

-Недостаточное развитие волевых качеств, неусидчивость, невнимательность, повышенная двигательная активность.

-Недостаточно сформирована познавательная деятельность.

-Недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

— Недостаточная сформированность основных психических процессов (приемов учебной деятельности, мыслительной сферы ребенка, неправильное использование им своих возможностей).

— Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. ( Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному).

— Неумение организовать свою домашнюю работу. ( Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности).

— Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место.

По мнению специалистов, у большинства школьников на первом месте стоит социальная мотивация: ребенок учится, чтобы быть принятым в обществе, коллективе. Он ждет открытий, хочет узнавать что-то новое. Часто встречается мотивация достижения: школьник стремиться добиться успеха и преодолеть трудности. Если ребенку хочется выделиться, быть примером для одноклассников, самым лучшим учеником, то у него развита мотивация престижа. При наличии хотя бы одного вида мотивации, скорее всего, успеваемость школьника будет в норме.

Если ребенок не соблюдает режим дня, привык поздно ложиться спать, не высыпается от шума, то в школе он чувствует себя очень уставшим и просто не в состоянии хорошо учиться. Вредят хорошей учебе также некоторые лекарства, которые школьник вынужден постоянно принимать при некоторых болезнях.

-Ответьте на вопросы:

-Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить ДЗ?

-Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?

-Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями в выполнении ДЗ?

-Как вы поступите, если ваш ребенок выполнил ДЗ небрежно?

-Чем занимаетесь вы, когда ребенок учит уроки?

-Должно ли быть у ребенка свое рабочее место для выполнения ДЗ?

-Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Как же приучить ребенка к выполнению ДЗ?

Попробуем разобраться в этом все вместе. Предлагаю поработать по группам. Каждая группа получает задание, за 3 минуты вы должны предложить решение своей педагогической задачи.

Работа в группах с последующим обсуждением.

Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять ДЗ и когда не помогают.

Если помогают родители

Если ребенок предоставлен сам себе

Решение: разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Как сделать подготовку ДЗ делом привлекательным?

Решение: для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т.п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понятно, что ему надо сделать и как, — тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?

Решение: не отмечать ошибки самому. Направить внимание ребенка на строчку, где допущена ошибка; на слово с ошибкой. Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои ошибки.

Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям?

Решение: не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет – постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям?

Решение: до тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.

Родители, работая в группах, анализируют ситуации, обмениваясь мнениями.

После обсуждения они рассказывают всем родителях об итогах своей работы.

-Ученикам класса была предложена анкета «ДЗ».

Результаты в целом таковы:

1.Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашнее задание?

(Да – 16 чел., нет – 1 чел.)

2.Как долго ты выполняешь домашнее задание?

(1 час – 12чел., 2 часа – 3 чел., 3 часа и более – 2 чел.)

3.С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно?

(Литературное чтение – 10 чел.

Математика – 12 чел.

Русский язык – 6 чел.

Окружающий мир- 11 чел.

Иностранный язык – 2 чел.)

4.Какие предметы ты готовишь с трудом?

Математика – 5 чел.

Русский язык – 11 чел.

Окружающий мир- 6 чел.

Иностранный язык – по 15 чел.

5.Кто помогает тебе готовить уроки?

(Родители, братья, бабушки)

6.В чём заключается помощь?

(Объясняют, задают вопросы, читают задания)

7.О чём спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

(Как дела? Какие оценки? Что получил сегодня? Дай дневник! Сколько ДЗ? )

8.Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

(Ругают, просят исправить, наказывают чем-либо).

Советы к выполнению ДЗ:

Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее время. Дело в том, что у ребенка, у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.

Строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что отвлекает. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся. Все должно находиться на своих местах. Правильное освещение.

Будет полезным вместе с ребенком составить памятку «Садимся за уроки»

Установить порядок, в котором ребенку лучше всего делать уроки. С чего начинать: с устных или письменных, с легких или трудных, с интересных или скучных заданий? При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его работоспособность.

Приступать к выполнению ДЗ ребенку лучше всего через 1,5 – 2 часа после возвращения его из школы, чтобы он успел отдохнуть. Продолжительность работы ребенка по приготовлению ДЗ должна быть следующая:

— во 2 классе – до 1,5 часов

— в 3-4 классах – до 2,5 часов.

Радость родителей по поводу успеха ребенка, его новых знаний воспитывает в нем желание учиться. В этом серьезном труде у школьника могут быть и какие-то неудачи. Хорошо, когда родители стремятся помочь ребенку преодолеть их, не скрывают на нем свое раздражение по поводу этих неудач.

Памятка «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?» 1.Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. 2.Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. 3.Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали правильные? 4.В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком. 5.Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. 6.Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы. 7.Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора. 8.Учите ребенка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи. 9.Принимайте участие в жизни класса и школы. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.

multiurok.ru

Родительское собрание в 3 классе: Не хочу учиться! Почему ребенок так заявляет?

Не хочу учиться! Почему ребенок так заявляет?

Цель: интеграция усилий родителей и педагога по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

— расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

— выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

— выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

Давайте зададим себе вопрос: Легко ли быть учеником?

Нет, для ребенка это самая настоящая работа, не менее утомительная и напряженная, чем для взрослых на производстве.

Дети, которые изначально с детского сада были приучены преодолевать трудности, делать, то что требуется, а не то, что ему захотелось, поступив в школу, справляются, согласно пословице, «ученье горько». Они без труда смогут заставить себя отсидеть за неинтересным упражнением или задачей столько, сколько нужно, чтобы сделать их как следует. Конечно, и у таких детей возникают трудности в учебе. Но эти трудности носят учебный характер (недопонял). Рано или поздно эти трудности будут преодолены.

Совсем в другом положении оказались те дети и родители, которые не были приучены делать то что нужно, а не то, что хочется. Нужные психологические механизмы у такого ребенка просто не сформированы. Всякий раз, садясь за уроки, ему приходится претерпевать борьбу с самим собой, поэтому он ищет всевозможные отсрочки: поиграть с кошкой, посмотреть в окно, пойти в туалет. Он не приучен к труду. Для него предстоит мучительный процесс, ломка самого себя. Такие ребята могут заставить себя заниматься, но это всегда будет требовать от них больших усилий. Им проще усвоить технику списывания у соседа, ответы по подсказкам товарищей и т. п.

В этом большая вина родителей, но работать с этим приходится учителю. Нежелание учиться — это результат отсутствия навыка трудиться. Его надо приобрести. Если это получится в начальной школе, то все будет хорошо. Именно поэтому главной задачей начальной школы является научить учиться.

Давайте вспомним, какие факторы влияют на воспитание ребенка? Семья — 50%, СМИ — 30%, школа — 10%, улица -10%.

Основные направления помощи ученику

Существуют направления работы, которые целиком ложатся на семью.

выработка привычки к систематическому приготовлению уроков.

Послаблений для приготовления д/з быть не может (погода хорошая, у мамы д/р, посмотри ТВ и др) Уроки должны быть выучены и сделаны. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть. Важно выполнять уроки в одно и тоже время.

2) Начать делать уроки – самый сложный момент и трудный.

Давайте вспомним себя, мы тоже часто находим разные причины и оттягиваем работу. Для ребенка, у которого частые отвлечения стали обычным делом, работа не выходит из начальной стадии. К приготовлению уроков он начинает относиться как к ожидаемому мучению и потихоньку их ненавидеть.

Чтобы избежать этого, придерживайтесь четкого правила:

— убрать все со стола, что не относится к работе. Наказывать ребенка за то, что у него нет привычки убирать свое рабочее место, вовремя делать уроки, отвлекаться НЕЛЬЗЯ, в этом виноваты ВЫ. Неудачи переживаются детьми очень болезненно. Они начинают беспокоиться, как относятся родители, любят ли?

Выражается это в следующем:

они очень охотно выполняют свои обязанности по дому;

проявляют желание поговорить со взрослыми, загладить свою вину; оттянуть время;

часто жалуются на своих товарищей;

начинают ставить условия родителям.

Вот тут-то и надо помочь ребенку, разрешить вместе с ним полосу неудач в школе. Перед родителями открывается возможность каждодневной проверки приготовленных уроков.

Конфликтовать не стоит, даже если на ваш взгляд ребенок отнесся недобросовестно. Надо помнить, у него нет привычки к систематической работе; поэтому то, что кажется вам сделанным плохо, на самом деле может быть сделано едва ли не на верхнем пределе сегодняшних возможностей школьника.

3) начинать надо с самого сложного предмета. Ведь на свежую голову легче справляться с трудностями. К тому моменту, когда ребенок устанет, тебе останется выполнить самые легкие задания, с которыми ты справишься без особого труда.

4) Если на завтра ничего не задали, повтори пройденный материал или сделай то, что задали на послезавтра. Завтра будет легче!

5) Никогда не порти отношения с учителем. Вы должны нацеливать на это детей. Не обсуждать учителя, а также одноклассников при нем. Если ребенок заинтересован в учебе, учитель это обязательно оценит.

Интересен тот факт, чем больше дел запланировано на день, тем больше человек успевает сделать. Ребенок, который занимается в нескольких секциях и кружках, успевает и уроки сделать, и внеклассные занятия посетить, и погулять, и телевизор посмотреть. Тот же, кто ничем не занят, не успевает даже уроки сделать! Почему так происходит? Причиной является несобранность. Придя из школы, ребенок осознает, что впереди у него полдня и он все успеет сделать. В результате, он бесцельно время, не распределив его, а уже вечер.

Многие говорят, что мне некогда проверить, установить контроль за Д\з?

У детей складывается впечатление, что взрослые просто делают лишь то, что хотят. Значит и им можно.

Что следует помнить при оказании помощи в учебе:

Инициатива должна исходить от самого школьника, но родители должны сами предлагать помощь, очень корректно.

Надо быть внимательным и чутким, когда ребенок вас попросит о помощи. Если родитель начинает читать нотации при этом, у вас больше не поросят помощи.

ВАЖНО отложить на время свои личные дела, если вы стремитесь «вытянуть» ученика из болота отвращения к учебе. Без этого вновь появится наплевательское равнодушие – «не выходит, ну и ладно, спишу у товарища, подсмотрю у соседа» и т. д.

Помощь должна быть продолжительной, пока ребенок не усвоит. И самое главное: нельзя ждать скоростных, немедленных результатов, тем более если учеба запущена.

Почему нельзя постоянно наказывать?

— Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

— Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.

— Наказания вынуждают ребенка думать, что он потерял родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным.

— Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказания?

— Терпение. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

— Объяснение. Объясните, что его поведение неправильно, но не надо нудных нотаций, которые только портят отношения.

— Награды. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

Что можно назвать наградами?

— Заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях.

— Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т. п.).

— Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова. Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.

Ежедневно просматривайте без упреков тетради и дневник. Если отметки вас не радуют, спросите, чем вы можете помочь? Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого вранья.

Например, он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Вселяйте уверенность в своего ребенка. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Не ругайте, а учите! Двойка” — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Личный пример – тяга к новым знаниям. Как часто у вас возникает желание учиться чему-то новому? Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Ребенку важно знать и видеть, что работать можно с радостью и интересом.

Ваша задача — научить своего ребенка учиться за 1-4 кл (портрет ученика нач. классов)

Опасения, которые тормозят учебу и приводят к фразе «Не хочу учиться!»

Страшно, что с ребенком в школе что-то случится, что его там обидят, отругают, что у него что-то не получится, что он кому-то не понравится, что он окажется не таким, как все. Все наши тревоги, как вирус гриппа передаются ребенку, он тоже начинает бояться, даже если раньше был спокоен. А в последствии этим манипулировать.

Что делать: Работать над собой! Помните, что все ваши страхи передаются ребенку. Учитесь расслабляться и отбрасывать негативные мысли. Начните ему доверять.

Родители боятся двоек, ругают за плохие отметки, потому что боятся показаться плохими родителями. Как же так? Наш ребенок плохо учится? Значит, о нас будут говорить?

Что делать: Забыть про отметки! Двойка не оценивает человека. Двоечник не значит «плохой». Двойка говорит о том, что ваш ребенок не понимает какую-то тему. И ваша задача эту тему растолковать. Для этого есть много способов (доп. Занятия, каждодневный выполнение д/з и репетитор) И точно не нужно думать о том, что вы выступаете в неприглядном свете.

Ребенку в школе трудно

Да, программа сейчас непростая. Учитель, у которого в классе сидит 25 детей, не волшебник. Способности у всех разные. Кто-то схватывает налету, кто-то запоминает только с третьего раза, кто-то проболел. Контрольная, наказания и требования со стороны взрослых — все пугает, если непонятно и не получается. Желание только одно — избежать этого

Что делать: Помогать. Это задача именно родителей. Отследить, что не понимает, объяснить, «догнать», позаниматься самим или попросить учителя, нанять репетитора. Когда ребенок все понимает, ему не страшно идти в школу.

Мы к нему подходим в 3-4-5 классе — происходят большие изменения (новое тело, мозг, новые эмоции, чувства, с этим нужно научиться справляться). В такой момент часто бывает не до учебы. И фраза «не хочу в школу» — это ответ протест на давление родителей. Мы ведь привыкли контролировать все, а что-то начало меняться (малыш уже выше на голову) Родитель не готов.

Что делать: Менять тактику. Перед нами взрослеющий человек. Чем жестче контроль, тем сильнее будет рваться на свободу подросток. От мамы с папой требуется: доверять, отпускать и слушать, но проверять.

А есть и простая лень, и тогда родительское «надо» должно быть твердым. Но главное в борьбе с этим непростым «не хочу в школу» — это спокойствие и уверенность родителей.

3. Итог собрания.

И итоге, хотелось бы сказать, не забывайте радоваться тому, что у вас есть такое счастье с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

schoolfiles.net

Родительское собрание «Как заставить ребенка учиться? Почему подросток не хочет учиться?»

КАК ЗАСТАВИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ?

ПОЧЕМУ ПОДРОСТОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ?

Переходный возраст мало кому дается легко или незаметно. Многие родители однажды понимают, что их ребенок стал совсем другим – замкнутым, непослушным или даже агрессивным . И что не менее волнует обеспокоенных родителей, так это то, что ребенок не хочет учиться. Часто бывает так, что в начальных классах дети учатся с интересом и рвением, но приходит время расставания с первой учительницей, и все кардинально меняется. Уже в пятом классе подростки не хотят учиться как раньше, т.к. куда-то пропадает их интерес к занятиям, а для некоторых представителей подрастающего поколения учеба становится настоящей мукой. Почему так происходит? Почему подростки не хотят учиться? А главное, как заставить ребенка учиться? Попробуем разобраться в этих непростых вопросах.

Почему ребенок не хочет учиться

Однозначного ответа здесь, разумеется, быть не может. И не всегда нужно винить в том, что подросток не хочет учиться, его переходный возраст. Однако, как показывает практика, именно в этот период большинство детей перестают уделять учебе должное внимание, хотя уже понимают, что от нее им никуда не деться. С чем это связано? Основными причинами тому, почему подростки не хотят учиться, психологи считают следующие:

• Недопонимание, для чего нужно учиться.

• Потеря интереса к обучению в связи с появлением каких-либо увлечений.

• Неуспеваемость в предыдущие школьные года.

• Перегруженность (несколько кружков сразу, домашние обязанности и т.д.).

• Конфликты в школе с учителями или одноклассниками.

• Переход в другую школу.

• Влияние плохой компании.

Как видим, причин тому, почему ребенок не хочет учиться, много, причем здесь указаны далеко не все из них. К сожалению, с этой проблемой приходится сталкиваться практически всем родителям, и именно им придется бороться с нежеланием подростка учиться.

Итак, если ваш ребенок не хочет учиться, в первую очередь нужно выяснить этому причину. Возможно, после ее устранения у подростка появится интерес к учебе. Сначала поговорите с ребенком, может быть, он сам расскажет о своей проблеме. Поговорите с классным руководителем школьника и с другими учителями предметниками. Если проблема вам кажется серьезной, а ваше чадо не хочет ни о чем рассказывать, то неплохо было бы сходить с ребенком к психологу. Как мы говорили, причин нежелания подростков учиться много, но в большинстве случаев ими выступают неосознанность и лень ребенка .

Как мотивировать ребенка

Ваша дочь отказывается делать уроки, или сын подросток не хочет учиться? И вы не знаете, как ребенка заставить? Хорошо учиться в школе дано не всем деткам. Одни из них не успевают, т.к. не могут усвоить программу, другие ленятся, а третьи имеют другие проблемы. Но в любом случае необходимо помочь школьникам справляться с учебой, и главное оружие в борьбе с нежеланием учиться, – это мотивация. Ведь без желания никакой ребенок делать ничего не будет, даже через силу.

Как же мотивировать подростка? Это сделать довольно просто, главное, уделить этому время и показать ребенку, насколько важна для него учеба в школе. Расскажите подростку о перспективах его отличной (хорошей) учебы. Пообщайтесь с ним на тему выбора профессии , а между делом скажите, что от оценок в школе зависит его дальнейшее образование, а значит, и работа, за которую будут платить деньги. Объясните ребенку, что чем больше он будет знать, тем больше его будут уважать друзья. Только не нужно говорить ребенку, что он должен знать все без запинки, т.к. это, как вы сами знаете, нереально.

Расскажите своему чаду, как учились вы, но не приукрашивайте свои успехи. Ребенок должен понять, что ничем не хуже остальных, и у него может получиться все, насколько он этого захочет. Поэтому не ставьте ему в пример чужих детей, фотографии которых красуются на досках почета. Ведь вы и сами понимаете, что таких детей меньшинство. Но и не стоит опускать руки, говоря подростку, что каждому свое. Мотивировать ребенка следует постоянно, а не тогда, когда вы об этом вспомните, или у вас появится свободное время. Ежедневно после школы интересуйтесь учебой ребенка, спрашивайте его об оценках, обсуждайте их. Если ребенок не хочет делать уроки, попробуйте помочь ему, ведь делать уроки вместе всегда веселее. Не думайте, что вам придется до конца учебы заниматься с ребенком, главное, сейчас – толчок.

Используйте подростковый дух соревновательности. Поспорьте с ребенком, например, на то, что он не сможет закончить год (триместр) без троек. Предложите ему в качестве выигрыша вещицу, о которой он давно мечтает. Если ваш школьник азартен или очень захочет получить награду, то он непременно постарается заработать как можно больше хороших оценок. Поощряйте своего ученика, обещайте за хорошую учебу все блага, насколько это позволяют ваши возможности.

Обратите внимание на то, чем интересуется ваш ребенок. Ведь у каждого человека есть свои увлечения. Дайте возможность школьнику развивать свои таланты. Отдайте его в какой-нибудь кружок , но только пусть подросток выберет его сам. Школьнику, который будет занят своим любимым, учиться будет интереснее.

Как заставить учиться подростка

Итак, вы пояснили ребенку, что такое учеба и зачем она нужна. Он знает, что от нее зависит его дальнейшая судьба. Подросток прекрасно понимает, что учеба в школе – это не ваша прихоть, а его обязанность. Вы мотивировали подростка всеми правдами и неправдами, а он все равно не хочет заниматься учебой? Тогда вам стоит задуматься над тем, как заставить ребенка учиться. Есть несколько не очень приятных, но эффективных способов, которые в некоторых случаях помогают вернуть школьнику интерес к учебе.

• Перестаньте выполнять свои родительские обязанности, хотя бы частично. Не стирайте одежду подростку, не покупайте красивые вещи, не готовьте его любимую еду. Пусть ребенок поймет, что все это он должен заслужить.

• Ограничьте школьника в деньгах на кармане расходы.

• Не позволяйте ребенку заниматься любимым делом, пока он не выполнит домашние задания.

• Если ребенок не хочет делать уроки, взвалите на него часть своих домашних обязанностей . Заставьте подростка не только сделать уборку и вынести мусор, но и вымыть посуду, пол, двери, разобрать одежду в шкафах и т.д. Очень скоро подросток поймет, что намного легче сделать уроки, чем целый день наводить порядок в доме .

Эти методы, как заставить учиться подростка, конечно же, не всегда действуют так, как хотелось бы родителям, но попробовать всегда стоит. Главное, не давите на ребенка, не кричите на него и, тем более, не наказывайте физически , иначе все ваши старания окажутся бессмысленными. Более того, вы добьетесь, что ваш ребенок будет настроен не только против учебы, но и против вас. Поэтому желаем вам терпения и мудрости в воспитании вашего подростка , а ему отличной учебы!

infourok.ru

Родительское собрание «Как помочь ребенку учиться»

Место работы: МОУ «ООШ №81»

Родительское собрание на тему: «Как помочь своему ребенку учиться»

«Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание»

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Форма проведения: круглый стол

Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:

Легко ли быть учеником?

Чтобы учение было успешным .

Что обеспечивает успех урока?

Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?

Что способствует повышению успеваемости дома?

Заранее проводится анкетирование родителей:

Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?

Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.

Часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу?

Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?

Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)?

Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок?

Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?

Любит ли ваш ребёнок учиться?

Подводятся результаты анкетирования.

(слайд 4,5)В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!

(слайд 6)Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточную сценку.

(-Когда ты собираешься делать уроки?

— После кино поздно!

— Учиться никогда не поздно!

— Почему ты дома не открываешь учебник?

— Ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)

Вопрос к родителям:

Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)(слайд 7)

Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для — нас. А как отвечали на вопросы дети? (слайд 8)

Вопрос к учителям :

Что же, по вашему мнению, обеспечивает успех урока? Приглашенные учителя дают необходимую информацию о том, что нужно сделать учащимся, чтобы урок прошел не зря.

Исходя из выше сказанного следует:

Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!

Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.

Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их успеха? (2 учащихся делятся опытом)

Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость. (слайд 9)

Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.

Составьте план изучения предметов.

Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.

Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

Советы родителям: (слайд10)

Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

Не ругайте, а учите!

А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности

Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

Подведение итогов собрания.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься. Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Разрешим школьные ситуации:

У ребёнка конфликт на почве учёбы в школе, по этой причине он не хочет выполнять домашнее задание, да и вообще идти в школу.

Ребёнок не любит какой-то предмет или не выполняет его вообще, или откладывает на последнюю очередь и делает кое-как.

Ребёнок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения.

infourok.ru

Родительское собрание если ребенок не хочет учиться

При подготовке своего ребёнка к школе, родители зачастую сосредотачиваются на его интеллектуальном развитии: записывают в «Воскресную» школу, нанимают репетитора, интенсивно занимаются с ним дома. В это время взрослым, как правило, не приходит в голову поинтересоваться у будущего первоклассника, хочет ли он идти учиться. А ведь наличие такого желания – очень важный компонент психологической готовности к школе.

Как показывают исследования и наблюдения, почти в каждой подготовительной группе детского сада есть дети, которые не «горят» желанием становиться первоклассниками. В большинстве случаев, ответственность за это ложится на плечи родителей, других членов семьи – именно их непродуманные с педагогической и психологической точки зрения действия приводят к такому результату.

Итак, какие ошибки совершают близкие ребёнка, который совсем скоро переступит школьный порог.

Некоторые «несознательные» родители, стремясь преодолеть нежелательные привычки, изменить поведение своих детей, используют тактику запугивания. Одни пугают милицией, другие – врачами, а третьи – учителями [1]. «Пойдёшь в школу, там тебя быстро заставят слушаться (или «возьмут в оборот», или «прижмут к ногтю», или «церемониться не станут» …) – согласитесь, высказывания подобного рода не могут создать положительный образ учебного заведения, вызывают недоверие к нему. Иногда ситуацию усугубляют дедушки и бабушки. Они, стараясь подготовить внука к взрослой жизни, щедро делятся «страшными» историями из школьного прошлого родителей, да и своей собственной.

Бывают случаи, когда страх и тревога по поводу предстоящего обучения в школе передаются от родителей. Чаще всего такая особенность свойственна мамам. Неоднократно в присутствии ребёнка они делятся своими переживаниями с окружающими: «Боюсь, что будет, когда Вася пойдёт в школу, — он у меня чуткий, ранимый, а учителя сейчас издёрганные, нервные и злые. А если он попадёт за одну парту с таким «бандитом» как наш соседский Петя, так он его ещё и обижать будет…» Очевидно, что подобные слова вызывают у детей вполне законные опасения и приводят к тому, что желание учиться пропадает [2].

Нередко отрицательное отношение к школе в целом и педагогам в частности возникает после наблюдения и общения со старшими в семье детьми [2]. Не всегда их опыт обучения положителен. Так, будущий первоклассник замечает, что его брат или сестра много времени проводит за тетрадками, учебниками вместо того, чтобы посмотреть интересный мультфильм, пойти погулять. Возможно, малыш является частым свидетелем жёсткого «разбора полётов» после очередного родительского собрания, наказания старшего за плохие оценки. Учитывая описанное, не удивительно, что многие ребята предпочитают остаться в родном детском саду ещё на год – другой.

Наконец, о следующей причине возможного нежелания идти учиться меня заставила задуматься мама одного из воспитанников нашего дошкольного учреждения. В ходе консультации она так описала рабочую неделю своего сына: «В понедельник, среду и пятницу – у нас занятия спортом, два раза в неделю мы посещаем бассейн, по четвергам ходим в кружок рисования, а с ноября ещё «Воскресная школа» начнётся». Представив всю физическую и интеллектуальную нагрузку, которую несёт на себе шестилетний человечек, мне стало его жалко. А с его мамой я поделилась мыслями о том, что ребёнок может потерять интерес к занятиям, попросту устать учиться ещё до начала регулярного посещения «дома знаний».

Что же в состоянии сделать любящий и неравнодушный родитель для формирования у своего чада положительного образа школы, педагога и предстоящей учёбы.

Прежде всего, если в вашем воспитательном арсенале есть приёмы запугивания школой, перестаньте их использовать. Не надо «сгущать краски», нагружая ребёнка информацией о многообразии минусов, присутствующих в жизни учеников начальных классов. В то же время опасайтесь другой крайности – появления на глазах малыша «розовых очков» в результате регулярного описания вами радужных картин школьных будней. Ваши рассказы об учёбе должны быть реалистичные и оптимистичные.

Давайте ребёнку правдивую информацию о школе. Не обещайте, что всё будет прекрасно и радостно. Готовьте малыша к тому, что школа – это труд, а не только праздник. Заверьте его, что вы разделите с ним все предстоящие трудности и победы [4].

Если вы поймали себя на том, что тревожитесь по поводу будущего обучения сына или дочери, советую вспомнить высказывание известного всем Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!».

Психологи и педагоги давно говорят о том, что эмоциональное состояние родителей практически всегда передаётся их детям. Поэтому нужно прекратить беспокоиться и, разобравшись, что конкретно рождает ваши переживания, начать действовать. (Некоторую помощь в этом деле может оказать анкета, помещённая в приложении к статье.) Итак, если вы думаете, что ребёнок не готов к школе с интеллектуальной точки зрения, то организуйте дополнительные развивающие занятия (дома или в «Воскресной» школе и т.д.). Если опасения вызывает слабое здоровье, то в оставшееся до систематической учёбы время следует подумать о закаливающих, оздоровительных мероприятиях, посещении спортивных секций, бассейна, ледового катка… Если вы боитесь, что ребёнок не найдёт контакта с одноклассниками, педагогом, то можно поделиться своими переживаниями с детском психологом, выслушать его рекомендации.

3. Если в вашей семье есть старшие дети, старайтесь обсуждать их школьные проблемы в отсутствие младшего ребёнка или за «закрытыми» дверями. Следите за тем, чтобы в процессе общения с братом и сестрой будущий первоклассник получал не только негативную, но и позитивную информацию о школе. При необходимости сглаживайте совсем мрачные истории, рассуждайте вместе с детьми о причинах неудач, ищите способы разрешения учебных трудностей.

4. Объективно оцените физическую и психическую нагрузку, лежащую на вашем ребёнке. В случае посещения им большого числа развивающих кружков и секций (спортивного и интеллектуального характера), обращайте внимание на самочувствие, эмоциональное состояние малыша после окончания занятий.

Помните, что большой объём знаний, обилие информации, которую обрушивают на дошкольника, преобладание учебной деятельности над игровой может привести к переутомлению, боязни предстоящих нагрузок в школе и, как следствие, нежеланию её посещать [4].

5. Рассказывайте малышу о своей школьной жизни. Вспомните и поделитесь с ним впечатлениями о многочисленных утренниках, походах, спортивных состязаниях, конкурсах свидетелем и непосредственным участником которых вы были. Не лишне упомянуть о конфликтах, неприятностях, случавшихся с вами и обязательно о том, как вы с ними справлялись, кто помогал, поддерживал вас.

6. Очень полезно для формирования у ребёнка позитивного отношения к предстоящей учёбе рассматривать вместе с ним ваши школьные фотографии, тетради, дневники, грамоты – словом все свидетельства ваших учебных будней, которые сможете найти [1]. Такая деятельность, сопровождённая комментариями, замечаниями, шутками, если хотите, не только расширит представления будущего первоклассника, но и сделает мир школьника и жизнь родителей более понятной, сблизит вас с вашим малышом.

7. Организуйте и проведите экскурсию по школе, в которую в скором времени поступит ваш сын или дочь. Расскажите и покажите, где находится будущий класс ребёнка, столовая, туалет, спортивный зал [3]. Такое знакомство поможет нейтрализовать возможное чувство страха, неуверенности перед неизвестным местом, а также сформирует у малыша чувство сопричастности, возможно, гордости за свою школу.

8. Познакомьте своё чадо с его будущей учительницей. Необходимо, чтобы он запомнил, как её зовут. Если будет возможность и желание, пусть задаст педагогу несколько вопросов, а не ограничивается общепринятыми «здравствуйте» и «до свидания» при встрече с ним. Такая неформальная беседа опять же имеет своей целью снижение эмоционального напряжения, тревоги перед неизвестным и часто пугающим предстоящим общением с учителем.

Определиться с выбором преподавателя следует заранее, и ни в коем случае не оставлять это дело на волю случая. Подумайте, какой взрослый нужен вашему малышу для раскрытия его способностей, поддержания дисциплины… Имеет смысл навести справки о педагоге у знакомых, которым известны его методы обучения, стили взаимодействия, общения с детьми. Если в первые недели школьной жизни вы вдруг поймёте, что вашему сыну или дочери досталась сущая мегера – не выражайте вслух своей зависти другим детям и родителям, лучше поразмышляйте о том, что это ваша промашка, потому что главное в начальной школе – именно учитель [3].

Психологическая готовность к школе обсуждается во многих книгах, журналах, телепередачах. Психолог детского сада, который посещает ваш ребёнок, может дать исчерпывающую информацию по этому вопросу, рассказать о результатах диагностики, наличии или отсутствии у вашего будущего первоклассника желания учиться, попросту выслушать родительские опасения и помочь с ними справиться.

Удачи вам и вашему ребёнку! Счастливого пути по дорогам знаний!

Список использованной литературы

Бабаева Т. И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.

Ковалёва Е. С, Синицына Е. И. Готовим ребёнка к школе. – М.: Лист Нью, 2000.

Мир дошкольника: Вопросы и ответы/составитель Г. К. Кислица и др. – М.: Дрофа, 2002 .

Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Предшкольный бум или что нужно знать родителям будущего первоклассника. – М.: Речь, 2008.

Нартова С. К., Мухортова Е. А. Скоро в школу!: Увлекательная подготовка детей к первому классу. – М.: В. Секачёв; ТОО «ТП», 1998.

Приложение. Анкета для родителей «Готовы ли мы отдавать своего ребёнка в школу?» [5]

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai