Рекомендации ребенку с заниженной самооценкой

Советы психолога для людей с завышенной самооценкой

У каждого человека с самого детства складывается определённое представление о себе, о своих возможностях, о своих достоинствах и недостатках. Формирование этого представления продолжается всю жизнь. В детстве оценку ребёнку дают его родители. Позднее окружающие его люди: в детском саду, школе, институте, на работе и многих других местах. В результате самоанализа и прочих внешних причин у каждого человека формируется самооценка, которая может измениться на любом этапе психологического развития человека в зависимости от факторов. Самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной. Важное значение та или иная самооценка имеет при взаимоотношении человека с окружающими людьми и в выборе средств самоутверждения.

Как выглядит человек с завышенной самооценкой?

Сегодня мы постараемся дать советы психолога для людей с завышенной самооценкой. Если человек с заниженной самооценкой, как правило, не решителен, стеснителен, с опаской берётся за разные дела, оценивает свои возможности и успех ниже, чем есть на самом деле, то человек с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свои реальные успехи и возможности. Такой человек оценивает себя намного выше той оценки, которую дают ему окружающие его люди. К окружающим он обычно относится недоброжелательно. Его недоброжелательность проявляется вызывающим, агрессивным, высокомерным или надменным поведением с другими людьми. Так он хочет казаться лучше, чем есть на самом деле.

Как поставить на место человека с завышенной самооценкой, фразы

Человек с завышенной самооценкой постоянно старается подчеркнуть свои заслуги, любит похвалить себя, при этом неодобрительно высказываться о других людях и даже может позволить себе уничижительные реплики. Такому человеку хочется доказать окружающему миру, что он самый хороший, всегда и во всём прав, а другие, напротив, все очень плохие и всегда не правы. Он весьма болезненно и бурно реагирует на критику. Человек с завышенной самооценкой, хотя и не удовлетворён собой в глубине души, от окружающих требует постоянного признания своего превосходства. Ему трудно быть счастливым из-за вечного недовольства чем-либо: окружением, условиями жизни, реализацией своих порой несбыточных желаний. Этому человеку очень сложно поменять представление о себе, так как потребуются огромные усилия как для самого человека, так и для его близких.

Чтобы человеку с завышенной самооценкой измениться, нужен достаточно продолжительный период времени и, возможно, даже помощь психолога. Психолог может предложить множество различных психологических тестов и упражнений, например, такое упражнение для коррекции завышенной самооценки: на листе бумаги нужно написать десять своих основных достоинств и оценить их выраженность по пятибалльной системе. Попросить проделать это же своих родственников или друзей. После чего сравнить полученные результаты. Какая разница в оценках? Почему это может быть? Следует постараться определить настоящую причину этих расхождений в себе и собственном поведении, а не в других людях. Далее нужно написать десять своих основных недостатков. Мешают ли они в жизни? А мешают ли они окружающим людям? Нужно подумать над этим.

Как окружающим вести себя с таким человеком?

Людям, окружающим такого человека, нужно не стесняясь ставить его на место. Вначале это следует делать мягко и деликатно. Если это не поможет, стоит высказаться конкретно и откровенно. Например, спросить у него, почему он считает себя лучше других? Но ни в коем случае не нужно опускаться до оскорблений и скандалов. Задача заключается в том, чтобы обратить внимание человека на своё поведение. Не следует при этом повышать голос. Напротив, надо сохранять максимальное спокойствие и даже какую-то долю сочувствия.

Обычно люди с завышенной самооценкой плохие друзья. Они стараются дружить только с теми, кто может быть им полезен, а остальных откровенно игнорируют. Унижения от таких людей не нужно принимать близко к сердцу, так как по сути дела, они сами несчастны, потому что не могут быть самими собой и постоянно вынуждены играть чужую надуманную роль.

Завышенная или заниженная самооценка личности может превратиться в настоящую болезнь и довести человека до саморазрушающего поведения. Советы для людей здесь направлены на то, чтобы избавиться от эгоизма и эгоцентризма. С завышенной самооценкой следует учиться позитивно относиться к себе и другим, а так же стараться выработать манеру поведения и общения, свойственную человеку с нормальной самооценкой.

Советы психолога в данной ситуации следующие:

  1. Прислушиваться к мнению окружающих людей как к одобрительному, так и неодобрительному: часто они могут дать верную оценку, чем возможно это сделать самостоятельно.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии и скандалов.
  3. Не справившись с порученными делами нужно искать причины в себе, а не в людях из окружения или прочих обстоятельствах.
  4. Научиться понимать искренность той или иной похвалы, насколько она заслужена и соответствует ли реальной действительности.
  5. Сравнивать себя с максимально успешными людьми в каком-то определённом виде деятельности или в жизни вообще.
  6. Тщательно анализировать свои возможности, прежде чем взяться за какое-то дело или поручение, сделав правильный вывод.
  7. Не считать свои недостатки незначительными мелочами, особенно относительно недостатков других людей.
  8. Быть самокритичнее, так как самокритика в разумных пределах способствует саморазвитию.
  9. Завершив успешно дело подумать, а можно ли было его сделать ещё лучше и что этому помешало?
  10. Ориентироваться на оценку своих результатов другими людьми, а не довольствоваться собственной удовлетворённостью.
  11. Уважать чувства и желания других людей, так как они также важны, как и собственные чувства и желания.
  12. Людям с адекватной самооценкой для того, чтобы определить, чего можно ждать от общения с тем или иным человеком, нужно сначала понять его отношение к самому себе. Общаясь с людьми, следует внимательно наблюдать и учиться понимать по выражению лица, походке, манере разговора уровень их самооценки личности. Это поможет правильно построить общение, чтобы все чувствовали себя на равных и не пострадало чувство собственного достоинства.

    www.allwomens.ru

    Консультация для родителей «Самооценка ребёнка дошкольного возраста»

    Консультация для родителей «Самооценка ребёнка дошкольного возраста»

    Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

    На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде. Становится устойчивой и меняется с большим трудом.

    Поэтому важно огромное внимание уделять развитию самооценки ребенка дошкольного возраста (3-6 лет).

    Самооценка дошкольника и ее компоненты

    Самооценка имеет два основных компонента.

    Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ.

    Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых и сверстников к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.

    В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Поэтому дошкольник постоянно спрашивает «Я хороший? Я молодец?». Эти вопросы могут мучить малыша непрерывно.

    • Уверен в себе, активен, уравновешен;

    • часто смеется, действует свободно, любит играть с другими детьми;

    • любит шутить даже о себе, не обидчив, не манипулирует окружающими;

    • не впадает в истерику, если кто-то другой оказывается лучшим или в условиях конкуренции;

    • является творческим и верит в собственные способности;

    • не боится новых ситуаций и любых изменений в жизни;

    • умеет анализировать результаты своей деятельности;

    • может признавать наличие ошибок в своей работе, пытается выяснить причины своих ошибок;

    • достаточно общителен и дружелюбен;

    • быстро переключается с одного вида деятельности на другой

    • настойчив в достижении цели;

    • стремится сотрудничать, помогать другим;

    • он верит в себя, хотя способен попросить о помощи;

    • способен принимать решения.

    • он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих.

    • у такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

    Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой.

    • Такой ребенок, как правило, очень подвижный, несдержанный;

    • быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводит начатое дело до конца;

    • не склонен анализировать результаты своих действий и поступков;

    • в большинстве случаев они пытается решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца;

    • чаще всего ребенок не осознает своих неудач.

    • такой ребенок склонен к демонстративному поведению и доминированию (всеми силами старается обратить на себя внимание, стремится к управлению другими детьми)

    • ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав;

    • часто перебивает, относится к другим свысока;

    • при завышенной самооценке ребенок часто агрессивный, принижает достижения других детей.

    • от ребенка с завышенной самооценкой можно услышать:

    Ребенок с заниженной самооценкой

    • Чаще всего нерешительный, малообщительный, недоверчив к другим людям, молчалив, движения скованны;

    • стремится к уединению, обидчивы;

    • очень чувствительный, готов расплакаться в любой момент;

    • не стремится к сотрудничеству и не способен постоять за себя;

    • ребенок с заниженной самооценкой тревожный, не уверен в себе;

    • такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего;

    • он заранее отказывается от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними;

    • ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным;

    • такой ребенок плохо адаптируется к новым условиям;

    • такой ребенок, как правило, имеет низкий социальный статус в группе сверстников.

    «Не умею», «Не знаю» и «Не могу». Если ребенок так реагирует на новые задания, даже не ознакомившись с ними и не предприняв попытку выполнить их, то это знак, что его самооценка не является нормальной. Он недооценивает собственные способности и возможности.

    • Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

    Ребёнка с низкой самооценкой легко узнать среди других детей. В игре «Моряки» он не выберет роль капитана. В игре «Дочки-матери» возьмёт на себя роль ребёнка, а не мамы, папы, то есть ведомого. Сегодня – в игре, завтра – в жизни.

    ВЫВОД: С раннего детства надо заботиться о том, чтобы самооценка у детей была не заниженной, а адекватной.

    Кто влияет на формирование самооценки ребенка:

    Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

    Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого.

    1. Родителям необходимо помнить всегда, что катанию на лыжах, плаванию, игре в шахматы, чтению – всему этому вашего малыша могут научить другие люди, но прежде всего от вас, родителей, зависит формирование его самооценки. В этой области вас никто не заменит.

    Ребенок живет с убеждением: «Как меня видят родители, так видит и целый мир. Если я важен для них, то я так же важен для всех».

    Чувство собственного достоинства малыша формируется под влиянием отношения к нему родителей.

    Если оцениваете его критически, считаете, что он недостаточно умный или способный, то он это чувствует.

    Со стороны родителей важно мягкое, грамотное оценивание ребенка. Образ, который создают родители, причем как положительный, так и отрицательный, постепенно становится собственными знаниями ребенка о себе. Например, при постоянном отрицательном оценивании «Опять плохо», «Лучше бы ты не брался» самооценка становится низкой. Если у ребенка не все получается, целесообразнее ему помочь справиться с трудностями, чем упрекать.

    2. Сверстники также оказывают влияние на формирование самооценки ребенка. Дети говорят то, что думают и чувствуют, и если им кто-то не нравится, то об этом будет сказано открыто. Такая детская непосредственность, может, конечно, занижать уже низкую самооценку, но и повысить ее. Это происходит потому, что дети оценивают другие качества сверстника. Например, умение играть, придерживаться правил, быстро бегать.

    3. Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная. (В игре, в трудовой деятельности, в изо)

    В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

    Рекомендации для родителей для формирования адекватной самооценки ребенка:

    1. Оцените свой уровень самооценки. (завышенная или заниженная) Неуверенные в своей силе люди обычно воспитывают неуверенных детей. Если у вас самих есть множество комплексов, то вам никогда не удастся доказать ребенку, что нужно быть уверенным в себе. Ничего не может быть полезней для детей, чем позитивный пример. Поэтому поставьте перед собой вопросы: любите ли вы себя? Верите ли в свои силы? Не боитесь ли перемен? Если хотите эффективно воспитать своего малыша, то займитесь сначала преодолением собственных комплексов.

    2. Во-вторых, больше времени проводите с ребенком и уделяйте ему внимание. Отсутствие родителей в жизни ребенка отбирает у него ощущение собственной силы. Чтобы избежать этого, обязательно проводите много времени с ребенком. Вы никогда не убедите его в том, что он важен для вас, если вы не находите для него времени.

    3. В-третьих, относитесь к делам малыша с уважением. Если вы играете с ребенком в какую-нибудь игру, не поглядывайте время от времени в телевизор. Не путайте имена его друзей, название мультиков и главных героев, что он смотрит и слушает. Интересуйтесь, как у него дела, что он любит, а что нет. Ведь если кто-то для вас важен, то вы будете интересоваться его делами – точно так же нужно поступать и по отношению к малышу.

    4. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.

    5. Поощряйте в ребенке инициативу.

    6. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

    Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п. (если недостаточно уверен в себе ребенок)

    Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т. д.

    Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за помощь вам, за красивый рисунок.

    Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

    Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.

    Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».

    За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.

    Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.

    Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».

    7. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!». Энциклопедические знания.

    Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

    8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).

    8. ПРИЕМЫ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:

    1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

    2. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

    9. ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:

    1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший.

    2. Попросите о помощи как у равного или старшего.

    3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от ребенка!

    10. Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

    Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т. д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Наоборот.

    Для дошкольного возраста характерна несколько завышенная самооценка. Именно, небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира.

    К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной, адекватной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

    «Игрушки в жизни ребёнка». Консультация для родителей Государственное бюджетное образовательное Учреждение г. Москвы «Школа» №853 дошкольное отделение №3 Консультация для родителей. Тема: «Игрушки.

    Как развить наблюдательность у ребёнка? Консультация для родителей. Самый лучший урок, которому вы можете научить ребёнка — умение наблюдать. Наблюдение — метод психологического исследования, рассчитанный.

    Консультация для родителей «Интерес ребёнка пяти лет» Интерес ребёнка пяти лет Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются.

    Консультация для родителей «Как перестать кричать на ребёнка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как перестать кричать на ребёнка». Немногие из нас могут похвастаться тем, что они ни разу в жизни не кричали.

    Консультация для родителей «Что значит уважать ребёнка?» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю консультацию для родителей на тему: «Что значит уважать ребёнка?» Общение с ребёнком-не.

    Консультация для родителей: «Самообслуживание и его значимость для ребёнка» Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и.

    Консультация для родителей «Театрализованная деятельность ребёнка» Театральная игра входит в мир ребенка уже с раннего возраста. Игра для ребенка- это основной и самый любимый вид деятельности ребенка. Маленьких.

    Консультация для родителей «Воспитание здорового ребёнка» Все родители без исключения хотят видеть своего ребенка самым умным и счастливым. Каждый взрослый видит свое чадо культурным и самостоятельным,.

    Консультация для родителей «Здоровый сон ребёнка» Ребёнок скоро пойдёт в детский сад. Чтобы адаптация прошла без проявлений отрицательных эмоций, важно отрегулировать ритм сна, время укладывания.

    Консультация для родителей «Знакомство ребёнка с природой» Природа это кладовая для обогащения детей. Мир природы — живой, изменчивый и разнообразный. С раннего возраста ребёнка окружает природа.

    www.maam.ru

    Рекомендации для родителей:«Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности». Самооценка

    Рекомендации для родителей:«Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности».

    Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

    Можно отметить особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки.

    Адекватная самооценка характеризуется – активностью, общительностью, оптимизмом.

    Высокая самооценка — стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах.

    Завышенная самооценка – высокомерие, бестактность. Переоценка своих возможностей, недооценка чужих.

    Низкая самооценка – неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность.

    Заниженная самооценка – пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих.

    Для каждого возрастного периода характерны различные факторы, которые влияют на формирование самооценки.

    В младшем школьном возрасте личностное развитие ребенка в значительной степени определяется учебной деятельностью, ее результативностью. Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка в классе. Дети ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками.

    У отличников и некоторых хорошо успевающих детей может сложиться завышенная самооценка. Такие дети постоянно ждут самых высоких оценок в свой адрес, и достаточно тяжело переживают не только отсутствие похвалы, но и чужую пятерку. Поставленная им четверка может вызвать острую эмоциональную реакцию – обиду, слезы, непонимание, за что поставлена отметка, даже обвинения учителя в несправедливости.

    У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки расшатывает их уверенность в себе, в своих возможностях.

    Во – вторых, становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с детьми. Большое значение имеют стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

    Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность.

    В семьях, где растут дети с высокой, но незавышенной самооценкой, внимание к личности ребенка ( его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

    Дети с заниженной самооценкой (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.

    Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей, — поддержание престижа разговоры дома вращаются вокруг, вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?», послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

    Когда ребенок приходит в школу, он принимает ценности и притязания родителей, но позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место, занимаемое среди сверстников. Школа и семья – внешние факторы развития самосознания.

    К концу начальных классов самооценка снижается.

    Для подросткового возраста характерны колебания и снижение уровня самооценки. Поведение и самосознание ребенка во многом зависит от внешних оценок. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводит к заметному сдвигу в самооценке.

    Подросток, со своей метущейся душой, пытается понять себя и открыть в себе все новые и новые черты. Проявляется интерес к своим личностным качествам, своим переживаниям, ребенок как бы открывает для себя собственный внутренний мир. Анализируя свои переживания, поступки и черты, подросток стремится понять, какой он есть на самом деле и каким он хотел бы быть, познать себя ему помогают друзья – сверстники, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые.

    Важное место в самооценке подростка занимает образ физического «Я». Интерес к своей внешности резко повышается из-за ее изменения. Бурный рост, появление вторичных половых признаков, подростковая неуклюжесть, угловатость, утрата детской чистоты кожи – все это вызывает пристальный интерес и беспокойство. Представление о своей физической непривлекательности или даже «уродстве» могут приводить к возникновению чувства неполноценности, замкнутости, неврозу.

    Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание и тактичность. И наоборот, бестактные замечания и ирония в семье по поводу физических данных ребенка усугубляют его пессимизм и дополнительно невротизируют.

    Низкая оценка своего физического «Я» подростком может приводить к нарушениям в поведении и снижении успеваемости в школе.

    Чувство взрослости становится важным новообразованием данного возраста. В чем это проявляется. Прежде всего в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашнего задания и т.п., но и зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому – то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже, несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

    Так же большое влияние на формирование самооценки оказывают значимые взрослые. Если взрослые – и учителя и родители – будут постоянно подчеркивать неудачи, промахи, а успехи объяснять случайностью, у подростка сформируется низкая самооценка, препятствующая нормальному развитию.

    Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети поэтому по разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Для кого-то осознание своей бездарности – трагедия, вызывающая невротические реакции. Для других это неважно: они не способны к наукам, но зато сильны и предприимчивы, их это вполне устраивает.

    В данный период подросток создает в своем воображении идеальный образ (человека на которого он хочет быть похож). Идеалом может стать для него кто-то из родственников или других близких взрослых, популярный певец или артист, герой любовного романа или кинофильма. Помимо содержания идеального образа, на который ориентируется подросток, важно и то, как этот идеал соотносится с представлениями о себе сегодняшнем. Если идеальный образ сильно отличается от реального представления о себе. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности или пассивности, апатии. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подросток не только мечтает о том, каким он будет в ближайшем будущем, но и стремится развить в себе желательные качества.

    Неудачником вырастет тот ребенок, которого…

    Постоянно сравнивают с другими детьми, подчеркивая его недостатки;

    Используют в отношении его слова «тупой», «глупый», «надоел», «не приставай», «нельзя», «отстань»;

    Регулярно высмеивают, подчеркивают, что он маленький и слабый;

    Следят за каждым его шагом, делают «правильные» замечания, не оставляют наедине со своими мыслями;

    Держат в ежовых рукавицах, не балуют разговорами по душам, не отвечают на его «дурацкие» вопросы, не гладят по голове и не целуют…

    · Принимайте ребенка таким, какой он есть, без оценивания и сравнивания его с другими детьми.

    · Если Вы запугиваете, угрожаете ребенку: Вы рискуете потерять веру в вашу любовь и воспитать неуверенного в себе человека.

    · Если Вы прибегаете к насилию: ребенок усвоит этот метод как способ общения.

    · Если Вы шантажируете и подкупаете ребенка: он станет манипулировать людьми и чувствами.

    · Говорите о своих чувствах сразу: выраженные позднее, они лишаются своей подлинности и им трудно поверить.

    · Говорите о своих проблемах и тревогах, выслушивайте мнение детей по этому поводу.

    · Принимайте ребенка, как бы тяжко он не провинился перед вами.

    · Не приносите жертв: детям хорошо только тогда, когда по-настоящему хорошо их родителям.

    gigabaza.ru

    Как поднять самооценку вашего ребенка: мнение психолога

    Здравствуйте, дорогие читатели блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Сегодня мне позвонила расстроенная подруга: «Ты представляешь, моя дочка «Тест десяти ступенек» выполнила хуже некуда! Не поднялась выше третьей ступеньки! Теперь на семейном совете решаем, как поднять самооценку ребенку!»

    Сначала я ничего не могла понять, что за ступеньки, но она мне объяснила, что это экспресс-тест, проводимый детскими психологами для оценки притязаний ребенка на признание. Можно рассчитывать на объективные результаты уже в 4 года, когда у детей появляются предпосылки к появлению этих качеств.

    Если кратко, его можно описать следующим образом: психолог объясняет, что на нижних ступеньках нарисованной лестницы стоят невоспитанные и не очень хорошие дети, а на самых высоких – смелые, честные и воспитанные. Малышу предлагается показать, на какую ступеньку он бы поставил себя. Первые 3 ступеньки – признак заниженной самооценки, с 4 по 7 – адекватный показатель, с 8 по 10 – самооценка завышена.

    Мы решили проконсультироваться у детского психолога, что же делать дальше родителям пятилетней Лизы. Специалист рассказал, откуда у нее такая нерешительность, и можно ли сформировать у ребенка нормальную самооценку. Тем, что мы от него услышали, я хочу поделиться с вами.

    Как понять, что у детей низкая самооценка?

    Тревогу родителей по поводу неуверенности ребенка в своих возможностях можно понять. Человек с заниженной самооценкой обречен всегда быть на вторых ролях, он боится принимать решения, и часто неуверен в себе.

    При самых блестящих способностях такой специалист в любой сфере останется простым исполнителем, ему чуждо здоровое честолюбие. Даже в школе дети с заниженной самооценкой учатся хуже, они не в состоянии развить заложенный в них потенциал.

    Причина заниженной самооценки – особенности темперамента, наложенные на издержки воспитания. Дети, которых чаще ругают и критикуют, находя все новые ошибки и негативные черты характера, чем хвалят и поддерживают, рано или поздно поверят, что они не так уж и хороши, талантливы и способны.

    Нужно обладать очень сильным характером, чтобы в таких условиях сохранить умение самостоятельно принимать решение и уверенность. И, наоборот, ребенок, с раннего возраста пользующийся поддержкой и одобрением родителей, всегда в центре внимания и уверен в собственной правоте.

    Признаки заниженной самооценки:

    • Неумение просить о помощи и принимать протянутую руку;
    • Боязнь принимать решения даже в незначительных ситуациях;
    • Недоверчивость и обидчивость;
    • Ребенок избегает коллективных игр, выбирает занятия, требующие уединения;
    • Неумение принимать похвалу, неуверенность в том, что ее достоин;
    • Постоянное стремление быть на заднем плане, отдавать все «лавры» другим;
    • Боязнь быть недооцененным или обманутым, тревожность.
    • Повысить детскую самооценку можно, если правильно выбрать тактику воспитания нерешительного ребенка.

      Как правильно хвалить и повышать уверенность в себе

      Похвала – очень мощный инструмент, с помощью которого можно помочь детям поверить в себя. Не стоит сыпать поощрения направо и налево, родители должны хвалить за значимые достижения: смог то, чего не делал раньше, проявил смелость, победил, приложил старания и умение. В 6 лет можно таким образом оценить стремление к знаниям, любознательность, аккуратность и прилежание.

      Не надо поощрять, чтобы пожалеть ребенка. Он быстро это почувствует, и похвала станет обидной. Не хвалят за красоту, одежду, новые игрушки, за то, что досталось без труда. Допускается похвала авансом, впрок, чтобы вселить уверенность в себе: «Я знаю, ты сможешь!»

      Родители – самый первый ориентир, поэтому и мальчику, и девочке нужно видеть такой пример для подражания, как целеустремленные мама и папа. Если они падают духом при малейших неприятностях, то такое отношение к неурядицам передастся и детям.

      Под запретом и такие «стимуляторы наоборот», как выражения: «Не пробуй, все равно ничего не получится!», «Все равно проиграешь!» Даже переносить неудачи надо уметь — пусть дети поймут, что это временно и победа не за горами.

      Советуйтесь с детьми, как с взрослыми, это поможет им стать увереннее. Не стоит ругать их за каждую оплошность, от ошибок никто не застрахован. Придирки порождают желание ничего не предпринимать, чтобы не оказаться виноватым. Правильная система ценностей, принятая под влиянием семейного воспитания, не раз поможет достичь успеха в самых разных ситуациях. Богатый внутренний мир сделает его обладателя исполненным достоинства, которое станет видно окружающим без слов.

      Если вам понравилась моя статья, порекомендуйте ее своим друзьям из социальных сетей, предложите вместе обсудить проблему. Подпишитесь на обновления моего блога, и мы найдем еще немало интересных тем для обсуждения. Уверенности и здоровья вам и вашим близким!

      pozdnyakova.org

      Ребенок с заниженной самооценкой

      В детском коллективе можно встретить одного-двух малышей, которые чем-то отличаются от своих сверстников. Чаще всего, это внешняя особенность. Этот — слишком толстый, а тот, наоборот, — худой; а вот эта девочка — в очках. Ярлыки появляются быстро и надолго могут «прилипнуть» к ребенку. Стоит начать дразнить одному, как заражается вся группа. Дети с высоким уровнем самооценки дают отпор или не реагируют на издевательства и насмешки.

      А вот неуверенные в себе малыши, самооценка которых занижена, наоборот, особенно уязвимы к оценкам окружающих. Парадокс, но те дети, которые сами дразнят, также имеют заниженную самооценку и пытаются таким образом «возвыситься» за счет недостатка другого. Следовательно, их вербальная агрессия носит защитный характер.

      Причины заниженной самооценки

      Ситуация в семье. В формировании самооценки ведущая роль принадлежит семье. Первые и самые главные оценки своей индивидуальности ребенок получает в общении с близкими. Если родители понимают, принимают и любят ребенка таким, какой он есть, то и он оценивает себя положительно. На этот опыт ребенок опирается, выстраивая первое общение со сверстниками. Но даже любящие родители могут срываться, когда ребенок не слушается. Часто можно услышать: «Ну почему ты такой. » — далее следуют различные эпитеты. А если ребенок имеет физический недостаток или заболевание? Такой ребенок требует постоянного внимания к себе, нуждается в большей заботе и уходе. Со временем это может вызывать досаду у родителей, и их раздражение обычно выливается на малыша. В результате ребенок убеждается — он однозначно хуже других! Поэтому ребенок может чувствовать себя неуверенно в детском коллективе, отсюда — нарушения в общении, замкнутость, ранимость. Заниженная самооценка может появиться и тогда, когда ребенка в семье чрезмерно опекают. Родители бессознательно транслируют постоянную тревогу за жизнь и здоровье ребенка, его незащищенность и ущербность. Ситуация гиперопеки может сформировать такие черты личности, какзависимость, несамостоятельность, неуверенность в себе, инфантильность.

      Даже если в семье ребенка принимают с его особенностями, то окружающие, сверстники могут относиться к нему насмешливо и агрессивно. Это особенно сильно влияет на ребенка, когда оценка сверстников приобретает для него большее значение, чем оценка родителей. Поэтому до подросткового возраста надо помогать своему ребенку при подобных затруднениях и конфликтах, обсуждать, как поступить в том или ином случае, как справляться с обидными словами и с достоинством выходить из ситуации, оставаясь личностью.

      Рекомендации по коррекции заниженной самооценки

      • Не акцентируйте внимание малыша на его физических особенностях или заболевании. Избегайте резких оценок в адрес его внешности. И разумеется, никогда не обсуждайте подобные вещи в присутствии ребенка.
      • Объективно подчеркивайте достоинства ребенка. Хвалите его за доброту и отзывчивость к другим детям.
      • Поощряйте тягу ребенка к общению, даже если он не всегда выносит из него положительный опыт.
      • Учитывайте реальные возможности ребенка и считайтесь с ними. Не делайте за него то, с чем он может справиться самостоятельно.
      • Помогайте малышу выражать свои эмоции и чувства. В этом хорошо помогает творчество: оно развивает у малыша внутреннее чувство прекрасного, красоту души.
      • У ребенка должно быть любимое дело, занятие, в котором он сможет реализовать свой потенциал, будет успешным, заслужит признание окружающих.
      • Цените ребенка просто за то, что он рядом. Он нуждается в вашей поддержке, любви и принятии.
      • Расскажите ребенку о похожей ситуации в вашем детстве и о том, как вы с ней справились. Это может оказать хороший психотерапевтический эффект.
      • Сказка по проблеме заниженной самооценки ребенка: «Дело не в точках!»

        Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей

        и родителей. — М.: Генезис, 2012. С. 32-35.

        doshkolniki.org

        Как помочь ребенку повысить самооценку

        Каждые ребенок индивидуален. Некоторые не обращают внимания на неудачи и уверенно стараются добиться поставленной цели. Подобных случаев немного. Больше встречается детей с заниженной самооценкой, страхами и неуверенностью в себе. Заниженная самооценка может возникать в раннем детстве. Она приводит к комплексам, внутренним страхам, не позволяет ребенку чувствовать себя уверенно в социуме и нормально адаптироваться.

        Учитывая все эти негативные последствия, у многих родителей возникает вопрос: «как помочь ребенку повысить самооценку?». Изначально следует знать основные причины, которые приводят детей к такому негативному состоянию.

        Заниженная самооценка у ребенка – причины возникновения

      • Отсутствие поддержки со стороны родителей. Очень часто ребенок старается добиться положительных результатов, но взрослые воспринимают это как должное. Огромной ошибкой является то, что родители не замечают успехов, но не упускают возможности напомнить о поражениях ребенка. В этом случае детская психика травмируется, а сын (дочь) начинает отдаляться и замыкаться в себе
      • Постоянная критика со стороны учителей, одноклассников, родственников также может привести к неуверенности. Ситуация усугубляется когда отсутствует родительская забота и защита.

      Если вы интересуетесь действующими советами касательно повышения самооценки детей, то вам следует пересмотреть свое отношение к ребенку.

      Как справиться с заниженной самооценкой ребенка – полезные рекомендации

    • Не знаете, как помочь ребенку повысить самооценку, ответ простой – хвалите. Похвала должна быть искренней и честной. Не следует хвалить из жалости или данные от природы (купленные) качества: внешность, игрушки, одежду, здоровье. Лучше замечать настоящие достижения. Можно похвалить за усердие, хороший вкус, целеустремленность и т.п. Родители должны обращать внимание на положительные стороны в своем чаде, и открыто говорить ему об этом. Такое поощрение поможет в формирование самодостаточной, знающей свои достоинства и возможности личности.
    • Не стоит перехваливать ребенка по пустякам и постоянно «покупать» его за достижения. В этом случае сын (дочь) может пострадать от реальности. Кто-то другой укажет ему на недостатки, что станет настоящим стрессом для детской психики.
    • Обсуждайте поражения своего ребенка с ним. Безусловно, делать это надо тактично и правильно (без упреков и обвинений). «Не получилось – значит нужно немножко больше постараться. В следующий раз все обязательно выйдет».
    • Многие родители задаются таким вопросом как: «у ребенка занижена самооценка что делать?» не осознавая своей вины в этом. Крайне не рекомендовано смеяться над малышом и его предпочтениями. Некоторые мамы откровенно говорят «у тебя нет слуха, тебе не стать певцом» или «ты такой полный, куда тебе танцы? Давай запишемся на рисование». Еще хуже, когда родители на каждый проступок реагирую таким образом: «Я так и знала! Что с тебя взять? Ты всегда все портишь». В этом случае у ребенка пропадает интерес ко всему, при этом он ощущает, что неполноценный и не может заниматься любимым делом.
    • Также можно хвалить ребенка авансом: «Я в тебя верю», «Ты справишься с этим» и т.п. Ребенок должен понимать, что он важен для родителей и своих близких. Не следует говорить «Ты лучше всех в этом мире», так как для каждого родителя его ребенок идеален.

Столкнувшись с такой проблемой, как низкая самооценка у ребенка, родителям следует пересмотреть свое поведение и привычки. Изначально научившись правильно общаться с детьми, каждый сможет вырастить уверенную в себе, полноценную и успешную личность.

www.woman-in-city.ru

10 причин заниженной самооценки

Дата публикации 26 июня 2017 . Опубликовано в 10 причин

Человек с заниженной самооценкой сам себя запирает в «тюрьме» собственных ограничений. Они лишает себя возможности полноценно реализоваться, достигнуть успехов, чувствовать себя комфортно в обществе и наедине с самим собой. Поэтому, с заниженной самооценкой нужно разбираться. Только те люди, которые смогли принять и полюбить себя такими, какие они есть, могут в полноте использовать все возможности, которые дает им Вселенная, а также наслаждаться жизнью и чувствовать себя счастливыми. Первый шаг в преодолении комплексов и повышении самооценки – понимание причин, которые лежат в основе ее снижения. Давайте рассмотрим 10 популярных причин снижения самооценки, чтобы понимать, как разобраться с проблемой.

В жизни бывают разные ситуации – сегодня мы выигрываем, наслаждаемся триумфом, а вчера, возможно, проливали слезы из-за неудач. Это конечно же, обычная картина реальности, казалось бы, что тут такого – у всех случаются победы и поражения. Но, многое зависит от того, как мы их воспринимаем. Если человек воспринимает поражение, как толчок к росту и работе над собой – он поднимается после падения, принимает вызов и сражается дальше за свою победу. Но, если человек воспринимает свое поражение как удар судьбы, оно остается в его подсознании и постепенно, как ржавчина, разъедает его железную уверенность в самом себе и собственном успехе. Все зависит от нашего отношения и образа мышления.

Нерешительность может проявляться как следствие низкой самооценки, так и быть ее причиной. Если по какой-то причине человек долгое время не принимает решение, часто жизнь сама делает выбор за него, и тогда, последствия могут быть неконтролируемыми. Поэтому, не решаясь делать личный выбор, человек отдает свою жизнь плыть по течению обстоятельств, которые, далеко не всегда, заносят его в желаемую гавань. Такие ситуации приводят к снижению самооценки, появлению неуверенности в себе и потере контроля над собственной жизнью. Человек начинает чувствовать себя маленьким и беспомощным рядом с бурным течением жизни.

Это чувство может поселиться в голове и словно дятел, постепенно выклевывать остатки уверенности в себе. Чувство вины может стать спутником на всю жизнь, превратив ее в серое существование, наполненное негативом, депрессиями и неадекватным восприятием реальности. Нельзя позволят вине за ошибки прошлого съедать ваше будущее. Подарив себе прощение раз и навсегда можно избавиться от многих проблем, и не только от заниженной самооценки.

4. Привычка промедления.

Прокрастинация – распространенная проблема современных людей, с которой часто очень сложно справиться своими силами. Оставляя важные дела и решения на потом, мы теряем свое время. Теряя время, мы упускаем возможности. Если мы не движемся вперед, мы скатываемся назад и таков закон жизни. Все это не может не влиять на самооценку негативно.

5. Отвержение в детстве.

Ребенку нужно знать, что родители принимают и любят его таким, каков он есть. Взрослому нужно то же самое. Но, если человек недополучал принятия в детстве и по каким-либо причинам был отвержен родителями или другими авторитетными для него взрослыми, в будущем он непременно столкнется с психологическими проблемами, пока не научится сам принимать себя таким, какой он есть. Это одна из скрытых причин низкой самооценки, которую человек самостоятельно не всегда может выявить.

6. Общение с манипуляторами.

Человек, привыкший манипулировать окружающими, не всегда делает это сознательно, из корыстных побуждений. Манипулятором может оказаться кто угодно – муж, жена, начальник, друг, сосед и любой человек. Сталкиваясь с таким человеком, мы обязательно будем чувствовать внутренний дискомфорт, а продолжительное общение и близкие отношения могут стать причиной снижения самооценки. Навязывание страха, чувства вины, несоответствия – это главное оружие манипуляторов, с помощью которого они хотят контролировать других людей и управлять ими для достижения собственных мелких или крупных целей. Поэтому, важно защитить себя от такого психологического давления. Если же вы не можете противостоять манипуляторам и чувствуете, как ваша жизнь становиться все хуже и хуже, лучше всего оборвать с ними отношения, хотя бы на короткий промежуток времени.

Перфекционизм – нездоровое стремление к совершенству. Почему нездоровое? Потому что малейший недостаток выводит человека из состояния гармонии и равновесия, а иногда даже заставляет страдать. Проблема современного общества – это избыток недостоверной информации. Если оглянуться вокруг и вникнуть в суть вещей – в этом мире слишком много вранья, и поэтому нужно иметь смелость принять это, а не пытаться соответствовать нарисованным СМИ образам. Мы видим, слышим, читаем много интересного, но верить всему нельзя, если вы не хотите страдать от заниженной самооценки. Нет ничего удивительного в том, что девочка-подросток, проходящая естественную перестройку организма, столкнется с проблемой возрастной сыпи. Но, насмотревшись в журналах обработанные профессиональным редактором фотографии, где кожа ее сверстниц сияет чистотой, она начнет думать, что с ней что-то не так. Это только один пример, а такой промывке мозга подвержены люди всех возрастов и часто мы даже не осознаем, что и когда именно на нас повлияло, заставив бежать за призрачным идеалом. Жизнь динамична – что-то у нас получается лучше, что-то от нас не зависит, а другое мы вообще не считаем важным и пропускаем мимо или обходим стороной. Во всем невозможно достигнуть совершенства, и поэтому не стоит увлекаться гонкой за призрачными идеалами, которая только разрушает нашу самооценку.

Одиночество не обязательно должно быть явным. Мы можем иметь много друзей, знакомых, близких людей, коллег, но при этом оставаться в одиночестве. Не всякое одиночество способно негативно сказываться на самооценке. Но, если человек лишен общения со своими единомышленниками, с людьми, которые разделяют его жизненную позицию, взгляды и ценности, он будет постепенно терять верю в себя и свои принципы.

9. Чрезмерные требования по отношению к самому себе.

Если человек изо всех сил старается соответствовать требованиям, которые он сам себе предъявляет, чаще всего это заканчивается заниженной самооценкой и разочарованием. Адекватно оценивайте свои возможности и ресурсы, и исходя из этого устанавливайте реалистичные цели, не требуя от себя ничего невозможного.

10. Зависимость от мнения окружающих.

Каким бы хорошим и красивым человеком вы ни были, обязательно найдутся те, кому вы не по душе и не по вкусу. Зависимость от мнения окружающих людей постепенно уничтожает самооценку и уверенность в себе. Нужно научиться искать одобрение и признание внутри себя, а не снаружи. Не ждите, что вас будут одобрять и восхищаться – делайте это для себя, и ваша самооценка никогда не пострадает.

vitamarg.com