Психодиагностика самооценки личности

Психодиагностика самооценки личности

Методы изучения и психодиагностика личности: Учебное пособие. СОДЕРЖАНИЕПредисловие. Требования к пользователям Раздел I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮОриентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека Исследование вербального мышления Методика «Домик» Методика «Да и нет» Методика «Вежливость» Методика «Найди звук» Методика «Езда по дорожке» Методика «Графический диктант» Раздел II.

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ1. Внимание Оценка устойчивости внимания Изучение распределения внимания Изучение переключения и устойчивости внимания методом сложения чисел с переключением Изучение уровня внимания у школьников в 3—4 классах 2.

Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методики изучения личности Безуспешно ищу электронный вариант этой книги. Где возможно её скачать? А то я нахожу множество ссылок, которые мой антивирус.. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под ред. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения&nbsp. Ратанова, Т. А. Методы изучения и психодиагностика личности : учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. – 2-е изд., испр. – М. : Московский. Опросник родительского отношения (ОРО) направлен на выявление. особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения&nbsp.

Память Изучение типа памяти Определение объема кратковременной памяти Определение коэффициента логической и механической памяти Изучение логической памяти Оценка продуктивности вербальной памяти 3. Мышление Изучение процессов анализа и синтеза (методика «Сравнение понятий»)Методика «исключение понятий» Изучение ригидности мышления Исследование гибкости мышления Исследование быстроты мышления. Раздел III. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВИзучение самооценки личности подростка Изучение самооценки личности старшеклассника Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации A. M. Прихожан Методика незаконченных предложений. Опросник Спилбергера Оценка школьной мотивации Тест школьной тревожности Филлипса Диагностика состояния арессии с помощью опросника Басса—Дарки. Методика оценки уровня притязаний Ф.

Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998. ОПРОСНИК. ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ.

Хоппе Опросник для определения интенсивности познавательных интересов (В. С. Юркевич) Методика изучения основных свойств личности Раздел IV. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙСоциометрическая методика Изучение референтных отношений в классе Изучение сплоченности класса Определение привлекательности для школьника группы одноклассников. Исследование взаимоотношений в группе учащихся Изучение психологического климата группы школьников Личностный опросник К.

Томаса Раздел V. ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИИзучение и диагностика темперамента Тест- опросник Г. Айзенка (форма а) Опросник Г.

Айзенка подростковый. Опросник формально- динамических свойств индивиадуальности (ОФДСИ) В. М. Русалова Павловский темпераментальный опросник (PTS) Определение преобладающего типа темперамента Исследование психологической структуры темперамента с помощью опросника Б.

Н. Смирнова Свойства и формула темперамента Опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем Б. Кадырова Шкала для измерения выраженности силы нервной системы человека и других индивидуально- психологических особенностей учащихся Изучение и диагностика характера методами В. С. Ивашкина Диагностика типов акцентуации черт характера по К.

Самотест «ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ» (Т.А.Ратанова, Н.Ф. Шляхта «Психодиагностические методы изучения личности». Испытуемым предлагается следующее задание.. Опросник родительского отношения (ОРО) направлен на выявление особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения. ( Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта « Психодиагностические методы изучения личности ». Испытуемым предлагается следующее задание. Прочитайте каждое. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. — Методы изучения и психодиагностика личности : Учебное пособие. Изучение самооценки личности старшеклассника.

Леонгарду. Интерпретация типов акцентуации характера по Е. М. Вайнер Опросник текста для определения характерологических особенностей личности Еще один тест вашего характера Нарисуем свой характер Раздел VI. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИДифференциально- диагностический опросник. Опросник профессиональной готовности Карта интересов Опросник по выявлению интереса к профессии с учетом цели труда: познавательная (гностическая), преобразующая, изыскательская. Раздел VII. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯМетодика оценки профессиональной направленности личности учителя. Самооценка профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности Тест- опросник измерения мотивации достижения Тест- опросник субъективной локализации контроля Тест- опросник уровня субъективного контроля Психогеометрический тест Краткая психологическая характеристика основных форм личности. Тест на оценку личностных качеств учителя «психологический личностный профиль» Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей.

Самотест «готовность к саморазвитию»Тест суждений А. И. Крупнова для изучения общительности личности Оценка способности педагога к эмпатии.

omskregiongaz.weebly.com

Психодиагностика самосознания

Понятие самосознания как важного структурного компонента личности, его определение, критерии, функции, структура, механизм формирования. Диагностика темперамента, характера, уровня тревожности, самооценки и притязаний, интерпретация результатов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО ДИАГНОСТИКА

В настоящее время существует целый ряд определений самосознания. Например, в психологическом словаре мы встречаем такое определение: «Самосознание — осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям».

В понимании И.И. Чесноковой самосознание представляет собой «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я». [10]

По мнению В.Г. Маралова «Самосознание — это деятельность Я как субъекта по познанию (или созданию) образа Я. (Я концепции)0 в свою очередь образ Я, включаясь в структуру Я, как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию». [5]

В определениях самосознания выделяются, как правило, два момента: во-первых, подчеркивается, что самосознание является свойством личности как социального существа, во-вторых, указывается, что объектом самосознания является сам познающий субъект — человек, осознающий различные стороны своей психической деятельности и проявления собственной активности.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от имеющихся ситуаций способна оставаться самой собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

Критерии самосознания таковы:

выделение себя из среды, осознание себя, как субъекта, автономного от физической и социальной среды;

осознание своей активности: «Я управляю собой»;

осознание себя «через другого»: «То, что я вижу в других, это может быть и мое (или не мое) качество»;

моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция — защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования. Несколько отличающаяся формулировка самосознания представлена в работах Б.Г. Ананьева и его учеников. По их мнению, ведущая функция самосознания — это саморегуляция поведения личности.

Л.С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру:

накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности

углубление знаний о себе

психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире)

интеграция (осознание себя единым целым)

осознание собственной индивидуальности

развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры; развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.

Структура самосознания по Л.С. Выготскому зависит от той социальной среды, к которой человек принадлежит [2].

И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3-х компонентов:

Эмоционально — ценностное отношение к себе (самоотношение)

Действенно-волевое саморегулирование поведение личности [10].

Процесс накопления знаний о себе не приводит к конечному, абсолютному знанию, но делает знание все более адекватным.

Л.Д. Олейник говорит о шести компонентах структуры самосознания:

Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: органический, индивидуальный и личностный.

На органическом уровне самосознание отражает физическое «Я» человека, включающее неосознанное, в основном только переживаемое отношение к себе, которое традиционно определяется как самочувствие. (недомогание, ощущение бодрости, легкости, внутреннего благополучия), иными словами, ощущение физиологической и психологической комфортности.

«Я»-образ на индивидуальном уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей — половой, возрастной, этнической, профессиональной и др.

Личностный уровень предписывает человеку то, что его Я — концепция целостна и сформировалась в единый личностный образ. [8]

Структура самосознания, таким образом, понимается как единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности), самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе) и саморегуляции.

Способность отделить себя от своих зрительных образов, т.е. осознать то, что мир существует независимо от индивида, но воспринимается посредством образов, формируется у ребенка уже в течение первого года жизни и развивается впоследствии. Именно она составляет саму возможность осознания человеком своих психических процессов, переживаемых психических состояний, психических свойств и качеств.

Первый из механизмов самосознания — это способность к осознран6ию психических явлений. По мнению В.В. Столина, в основе сознаваемости лежит расщепляемость, т.е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимает и выделяет объект из среды («я это вижу») то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя («я как-то отношусь к тому, что я вижу») [8]. Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т.е. выделить свое феноменальное «Я».

Однако, выделив себя из окружающей среды, ребенок во взаимодействии с самой средой и людьми каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я-концепции».

Основным механизмом формирования самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены:

принятие точки зрения другого на себя (прямое или опосредованное усвоение чужой точки зрения);

прямое или косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т.д.;

трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;

система контроля за ребенком;

система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);

семейная идентичность, т.е. вовлечение ребенка в реальные отношения в семье.

Действие названных механизмов помогает ответить на вопрос «как происходит процесс наполнения Я-концепции, т.е. посредством чего усваиваются и присваиваются представления о самом себе.

Согласно И.И. Чесноковой, развитие самосознания представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование — представление, а затем и понятие своего собственного «Я». В результате этого процесса формируется обобщенный «образ Я». [10]

В.С. Мерлин считает, что самосознание складывается на протяжении всей жизни индивида. Под воздействием многочисленных социальных влияний. В динамике самосознание представлено четырьмя стадиями развития:

1. сознание отличий себя от остального мира;

2. сознание Я как активного начала субъекта деятельности;

3. сознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка;

4. социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности [4].

Таким образом, самосознание — это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, отношениях, действиях и поступках. Самосознание — это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

Как отечественные, так и зарубежные психологи отмечают, что становление самосознания включено в процесс становления личности и потому оно не подстраивается под него, а является одним из компонентов личности.

Общепризнанна многоуровневая структура самосознания. В зависимости от основания деления принято выделять: когнитивный компонент, основу которого составляет процесс самопознания, аффективный компонент, в основе которого лежит самоотношение, и поведенческий компонент, характеризующийся процессом саморегуляции.

Самосознание может выступать и как процесс, и как результат деятельности. В качестве результатов выделяется система «образов Я»: «Я» реальное, т.е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я» идеальное — т.е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я» — прошлое, т.е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я» — будущее, т.е. совокупность представлений о себе в будущем.

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка — становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый возраст.

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения и позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Опросник включает следующее шкалы:

Глобальное самоотношение — внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

Самоуважение — шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия — шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,- видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).

Самоинтерес — шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других — шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

2. Тест самоактуализации (САТ)

Методика представляет собой перечень суждений и может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.

Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30-35 минут.

При обработке результатов тестирования подсчет «сырых» баллов осуществляется с помощью ключей. Каждый ответ, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.

Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки (I) — самая большая шкала теста (91 пункт) — измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.

1. Шкала Ценностных ориентации (SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).

2. Шкала Гибкости поведения (Ех) (24 пункта) диагностирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

4. Шкала Спонтанности (S) (14 пунктов) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

5. Шкала Самоуважения (Sr) (15 пунктов) диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

6. Шкала Самопринятия (Sa) (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

7. Шкала Представлений о природе человека (Nc) состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности — женственности, рациональности — эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.

8. Шкала Синергии (Sy) (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

9. Шкала Принятия агрессии (А) состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

10. Шкала Контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) (11 пунктов определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.

12. Шкала Креативности (Сr) (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.

Методика «Не-Я» имеет диагностическую ценность, только будучи включенной в батарею тестов (включая МСС и другие личностные методики, в т.ч., и опросниковые).

Основные аспекты самосознания, выявляемые методикой.

1. Преобладающая стратегия самовосприятия при сравнении себя с другими: с точки зрения своих достоинств и преимуществ (реальных или кажущихся), или с точки зрения отсутствия у себя определенных качеств и признания проблем («Сильное» или «Слабое Не-Я»). Опора на «Не-Я», как на анти-идеал при формировании и поддержании позитивного «Образа Я» или ориентация на «Не-Я» как носителя альтернативной позиции, возможного и желаемого «Я». Наличие или отсутствие стремления к самоизменению, степень проработаннности его путей.

2. Выраженность и специфика защитных тенденций в самосознании. От их почти полного отсутствия (как у испытуемых подгруппы «Не-Я»-идеал») через появление попыток поддержать самоотношение и оспорить преимущества «Не-Я» с помощью его дискредитации до искажения представления о себе и возникновения враждебности в его адрес.

3. Наличие и характер внутренней противоречивости самосознания; присутствие внутреннего диалога, степень его развернутости и осознанности. Это, прежде всего, диалог между тенденциями к самоизменению, с одной стороны, и к сохранению своего «Я» неизменным, с другой. При нарастании защитных тенденций, приводящих к отчужденности части «Я», представление о себе становится всё более ригидным, сомнения в собственной правоте исчезают, а диалог переходит на неосознанный уровень.

4. Целостность, очерченность представления о себе, четкость границ «Я» и «Не-Я». Трудности в представлении своего антипода, проявляющиеся в неопределенности, несвязности его характеристик, наличии смысловых скачков в тексте, свидетельствуют о размытости границ между «Я» и «Не-Я», несформированности «Образа Я», диффузности идентичности.

Шкала обеспечивает сопоставимость результатов, независимость от квалификации экспериментатора и количественное измерение. Тем не менее, она апеллирует к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержена влиянию стратегий самопрезентации, а также ограничивает сферу выбора испытуемого уже заданными рамками подобранных утверждений. Регистрируемые показатели: самоуважение, самоунижение.

5. Тест 20 утверждений на самоотношение М. Куна, Т. Макпартленда

Модификация теста предполагает 10 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто Я такой?». Полученные ответы подвергаются контент-анализу и кластерному анализу. Регистрируемые показатели: ответы испытуемых, их количество и количество всех слов в ответах.

Направления интерпретации: определение количества категорий у каждого испытуемого, как критерия разнообразия жизнедеятельности испытуемого; анализ содержания категорий самоописания и частота их проявления в группе подростков; половая дифференциация в категориях; анализ проблемных сфер; оценка общего эмоционального фона; присутствие прошлого, настоящего, будущего или определений «вне времени»; оценка сложности самоописания. При проведении психологической консультации может проводиться дополнительная работа со списком ответов: выбор наиболее важных черт и их описание, разделение на категории (зависит от меня, зависит от других, ни от чего не зависит, от судьбы, от рока) — каких ответов больше?.

Достоинством данной методики состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанным ему языком исследования.

Регистрируемыми показателями, измеряющими рефлексивную активность по данной методике, выступают: количество ответов и количество всех слов в ответе на вопрос «Кто я такой?».

6. Проективная рисуночная проба: «Рисунок «Мой мир»

Данная методика широко применяется для диагностики различных сфер самосознания. Для изучения рефлексивной активности мы используем модифицированный вариант рисуночной пробы. Методика направлена на изучение таких рефлексивных аспектов как эмоциональная включенность в рефлексирование в процессе взаимодействия с собственным Я; фокусирование сознания на собственном Я. Регистрируемые показатели: количество цветов в рисунке, количество нарисованных образов предметов в рисунке.

7. Проективная рисуночная проба «Нарисуй букву Я»

В исследовании рефлексивной активности используются следующие показатели: количество использованных цветов, количество элементов самолюбования, количество дополнительных образов. Данные показатели помогают оценивать такие характеристики рефлексивной активности, как эмоциональная включенность в процесс взаимодействия с собственным Я, фокусирование сознания на собственном Я.

Диагностические особенности методики заключаются в простоте проведения и организации исследования, возможно делать повторные замеры , а также в вариативности характеристик для самооценки. Регистрируемые показатели: самооценка воли, самооценка ума, самооценка доброты, самооценка здоровья, самооценка счастливости, самооценка общительности, оценка себя как хорошего человека, самооценка способностей.

9. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (авторы B.C. Мухина и К.А. Хвостов)

Инструкция: «Сейчас будет показан набор рисунков. На них изображены преподаватель, родители и сверстники. Вам предлагается представить себя на месте изображенного юноши (девушки), дать за него ответ и сказать, что бы Вы стали делать на его (ее) месте». При этом юноше (девушке) показывают тот персонаж, от лица которого он будет отвечать во всех предъявляемых ситуациях.

При анализе ситуаций сопоставляется количество реакций определенного типа при взаимодействии со взрослыми, родителями, сверстниками, а также просматривается их зависимость от депривации той или иной структуры самосознания: имя, притязание на признание, половая принадлежность, психологическое время, общий уровень адаптированности.

Таким образом, рассмотрены основные методики диагностики самосознания взрослых и подростков. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста используются другие методики.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРА, УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, САМООЦЕНКИ И ПРИТЯЗАНИЙ

Испытуемый 1. Прохорова Наташа

Наташа сама попросила провести диагностику. Цель ее просьбы в том, чтобы с помощью результатов исследования понять сможет ли она заниматься предпринимательской деятельностью.

Результаты наблюдения и беседы.

Диагностика проводилась два дня, т.к. была учтена просьба Наташи, подобран комплекс методик, характеризующий темперамент, характер, уровень тревожности, самооценки и притязаний, а так же методики, характеризующие мотивацию и внутренний потенциал.

В начале каждого исследования Наташа проявляла интерес, любопытство и активность. Она внимательно изучала инструкции, спрашивала то, что было непонятно. При заполнении первых бланков методик ошибок практически не было. По мере приближения к концу, появлялась некоторая рассеянность, торопливость, в бланках встречались ошибки. Но общий эмоциональный фон не менялся, любопытство и интерес оставались до конца исследования.

В ознакомительной беседе Наташа рассказала про себя, что в дальнейшем помогло понять и интерпретировать результаты исследования.

В данный момент Наташа живет с мамой. Она окончила 9 классов в школе — интернате для слепых и слабовидящих детей г. Белая Холуница. Во время учебы в этой школе неоднократно просила маму перевести ее в обычную школу в г. Кирове, т.к. По состоянию зрения могла учиться в массовой школе, но мама так и не перевела ее. После окончания 9 классов Наташа уехала в г. Верхняя Пышма Свердловской области для дальнейшего обучения в 10-11 классе. Таким образом, за время учебы Наташа приезжала домой только на каникулы. Школу девушка окончила с тремя четверками, остальные в аттестате пятерки. За время учебы закончила музыкальную школу, посещала кружок рисования, играла и пела в школьном ансамбле, вела активную общественную деятельность, часто была представителем от школы на различных городских мероприятиях.

После школы подала документы в УРГУ, но, приехав на каникулы домой в Киров, передумала, т.к. стало жалко маму, которая плакала и уговаривала не уезжать, мол ей плохо одной, да и учить неначто. (Мама — человек непьющий, работает диспетчером, неплохо зарабатывает, еще подрабатывает, разведена).

Мама смогла уговорить Наташу, и девушка забрала документы из университета и по настоянию мамы подала их у училище, где платят стипендию, нужно учиться всего один год, а потом можно работать.

Сейчас девушка живет с мамой, но отношения не складываются. Нет взаимопонимания, потому часто возникают ссоры, в которых мама всегда старается одержать верх и зачастую не хочет понять своей неправоты. При этом Наташа просто уходит из дома, потому что «Мама не хочет добиться взаимопонимания, а ругается до тех пор, пока не доведет до слез. Тогда успокаивается».

Учиться Наташе интересно, но она пока не знает, как же с ослабленным зрением она будет разрисовывать игрушки. Она уже думает открыть свое дело, может быть связанное с народными промыслами. Еще Наташа очень хочет уехать от мамы и жить своей жизнью.

Наташа очень четко излагает свои мысли, начитанна, умна, хорошо анализирует ситуации. Общительна, доброжелательна, даже слегка наивна, доверчива. Временами, когда девушка рассказывала о себе, она с трудом сдерживала слезы, но видимо жизнь в интернате приучила Наташу сдерживать эмоции и чувства, научила самостоятельности и постоянному контролю ситуаций. Так же чувствуется некоторая необычность взглядов и растерянность. Есть в девушке и неуверенность в себе. Передавая свои ощущения, она говорит: «интернат воспитал во мне чувство волчьей стаи, но я совершенно не знаю, как жить, ведь там все по-другому».

Сила процессов возбуждения

Сила процессов торможения

Подвижность нервных процессов

По условиям методики результат выше 42 баллов считается выраженным.

Таким образом, у испытуемой выражены все три показателя нервной деятельности. Но возбуждение преобладает над торможением.

Испытуемая может выдерживать длительные нагрузки, выражена способность к осуществлению эффективной деятельности в ситуации, требующей энергичных действий. Но в условиях запретов характерен отказ от активности. При столкновении с новыми ситуациями быстро перестраивается, активно взаимодействует с новыми явлениями и предметами.

Индекс уравновешенности больше 1, что указывает на сдвиг баланса в сторону возбуждения. У испытуемой это проявляется в эмоциональных переживаниях, неустойчивом настроении, переоценке своих возможностей, хорошей адаптации к новому, рискованности, в сильном стремлении к цели с полной отдачей, в боевом отношении к опасности без особого расчета.

Методика Кетелла (диагностика характера)

Умна, быстро соображает, хорошо обучается, способна решать абстрактные задачи. Имеет разнообразные интеллектуальные интересы и широкий кругозор. Отличается критичным мышлением, никакую информацию не принимает на веру. Отличается гибкостью, восприимчив к новым идеям и взглядам, терпима к противоречиям. Аналитик. Не доверяет авторитетам.

Эмоционально уравновешена, спокойна, понимает свои чувства и находит адекватные способы для их выражения, осознает требования действительности, признает собственные недостатки. Склонна к эмоциональным переживаниям, откликается на происходящие события. Обладает развитым чувством долга в связи со склонностью испытывать чувство вины.

Общительна, готова к сотрудничеству, в общении открыта, доброжелательна, склонна к оказанию помощи. Но в обществе чувствует себя неуютно и неуверенно.

Достаточно энергична, активна, зачастую склонна доминировать. Тенденция к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Иногда может агрессивно отстаивать лидерскую позицию, игнорировать социальные условности.

Вместе с тем она человек мягкий, утонченный, склонный к художественному восприятию мира. Старается избежать ситуаций, связанных с проявлением враждебности. Ранима во взаимоотношениях с людьми, в неблагоприятных бытовых условиях, на работе. Нуждается в любви, внимании и помощи окружающих, т.к. На данный момент плохо справляется с жизненными трудностями и тяжело их переживает. Склонна к тревожному, настроению, печальным размышлениям в одиночестве. Не верит в себя, склонна к самоупрекам и недооценке своих возможностей. Настроение и самооценка сильно зависят от одобрения или неодобрения окружающих.

Шкала тревожности Спилберга

Выявлен высокий уровень ситуативной тревожности. Вместе с тем личностная тревожность так же на довольно высоком уровне. Но в настоящее время уровень ситуативной тревожности выше, чем личностной.


Диагностика копинг-стратегий Лазарус

Поиск социальной поддержки

Преобладающие копинг-стратегии — положительная переоценка и планирование решения проблем. Самые редко используемые стратегии: дистанциирование и бегство, избегание.

Методика диагностики самооценки

Оценка уровня притязаний (Хоппе)

Отметка о выполн

Начала выполнение сразу с седьмого задания.

Выполняла попорядку до 12 задания.

После неудачно выполненных заданий 11 и 12 перешла ко второй карточке.

Начала с задания 6.

После ошибки в задании 8 перешла к выполнению задания 9. После неудачи в выполнении задания 10 перешла к заданию 11

Выполняла попорядку до задания 12.

После этого вернулась и сразу выполнила задания с 1 по 6 в первой карточке и с 1 по 5 — во второй.

Уровень притязаний можно назвать высоким, т.к. Испытуемая начала выполнять задания не с первого, а сразу со средины, не смотря на неудачи, не переходила к более легким заданиям, а постепенно усложняла. Ситуация неуспеха не пугала испытуемую.

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Результат 24 балла. Очень высокий уровень мотивации достижения успеха.

Методика исследования направленности личности

Преобладает направленность на дело (на результат). Так же высок процент направленности на себя, на свой внутренний мир.

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

Результат — 26 баллов. Склонность к риску.

Тест профессиональных предпочтений

Тест профессиональных предпочтений показал, что у испытуемой преобладает артистический тип личности. Далее по значимости в равной степени проявляется исследовательский и социальный типы.

Предпочитаемые виды деятельности предполагающит художественное творчество, это может быть живопись, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т.п. Реже испытуемая предпочитает занятия по сбору информации, систематическому анализу, выполнен6ию сложных или абстрактных заданий, решение проблем через анализ гипотез и теорий, а так же обучение, объяснение, оказание помощи, консультирование.

Испытуемая обладает особенностями: развитое воображение, креативность наряду с развитым рационально-логическим мышлением, музыкальные и артистические способности, чувство гармонии, вкус, а так же математические и аналитические способности, навыки устного и письменного изложения мысли, навыки общения и взаимодействия с людьми, преподавательские способности, навыки слушания.

Личностные характеристики и ценности: независимость, самостоятельность, самомотивация, погруженность в работу, любознательность, гуманистичность, ответственность, понимание других, эмоциональность, в меру развиты чувствительность и рациональность, в равной степени интуитивность и логичность, образность и конкретность мышления, в равной степени работает правое и левое полушария.

Профессии по предпочитаемому артистическому типу: артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея

Профессии по сопутствующему исследовательскому типу: ученый, исследователь, компьютеры: оценка, программирование, автор научных статей, маркетолог и т.л.

Профессии по сопутствующему социальному типу: учитель, воспитатель, работник сферы здравохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.

Среди динамических характеристик личности наиболее выражена активность, сила нервной системы. Преобладание возбуждения над торможением у испытуемой проявляется в стремлении к преодолению трудностей на пути к цели. При этом испытуемая зачастую может идти на неоправданный риск, не чувствуя опасности. Это подтверждается высоким уровнем мотивации к достижению успеха и высокой степенью готовности к риску. Но связи с повышенным уровнем личностной тревожности может проявляться импульсивность, резкая смена настроений.

Интеллект высокий, способности хорошие, умеет мыслить абстрактно, анализировать и делать выводы. Интересы разносторонние, широкий кругозор.

Среди основных личностных особенностей целеустремленность, самостоятельность, преобладание интернального контроля, высокий уровень притязаний.

Высокий уровень ситуативной тревожности связан как с уровнем личностной тревожности, так и с ситуацией адаптации и приспособлением к новым условиям жизни (девушка недавно приехала домой после интерната). Копинг-поведение в данный момент можно назвать конструктивным, т.к. Наташа склонна к положительной переоценке случившихся событий и извлечении из них опыта, старается планировать решение проблем.

Наряду с высоким уровнем тревожности выявлена низкая самооценка, что так же в данный момент может быть показателем адаптации. Наташа постоянно тревожится в отношениях с людьми, ищет одобрения со стороны людей, потому, не смотря на то, что практически всегда имеет свое мнение, прислушивается к окружающим и поступает не так, как ей хочется, а так, как говорят окружающие. Именно этот фактор является решающим в стремлении к общению и взаимодействию.

Подтверждением наличия внутреннего конфликта служит расхождение между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Это говорит о том, что в данный момент Наташа сильно переживает трудности адаптации.

Сильная нервная система, высокий уровень мотивации и направленность на результат могут способствовать профессии, где требуется самостоятельность, самообладание, преодоление экстремальных ситуаций, наличие собственного мнения и умение его отстаивать, не вступая в конфликты. Такие показатели выражают способность к предпринимательству и открытию собственного дела в соответствии с интересами и склонностями: в области искусства, медицины, биологии, физики, юриспруденции и права.

Артистический тип личности предполагает выбор профессии, связанный с искусством, но интересы в области исследовательской и социальной деятельности расширяют круг возможных удачно выбранных профессий. Исследуемая может стать хорошим специалистом в области исследований в сфере искусства, медицины и психологии, биологии, социологии и т.л., успешно преподавать, писать научные и научно популярные статьи, заниматься составлением и дизайном рекламы и т.д.

В связи с выявленными результатами предложены следующие рекомендации:

В первую очередь необходима поддержка мамы, как самого близкого человека. Именно мама в данный момент может стать лучшим другом и советчиком.

В сложный период Наташе необходимо быть более внимательной к выбору друзей и своего окружения. Меньше прислушиваться к различным советам, больше доверять своей интуиции и разуму.

В связи с трудностями в адаптации необходима помощь психолога. Здесь можно предложить как личные консультации, так и групповые занятия и тренинги. Девушке необходимо поверить в себя, ощутить свою индивидуальность и неповторимость и меньше подстраиваться под стереотипы поведения окружающих.

В связи с неопределенными интересами и множеством выявленных склонностей, а так же в связи с тем, что в настоящий момент Наташа учится по настоянию мамы, а не по собственному выбору, девушке необходимо пройти дополнительную диагностику на профессиональное самоопределение, больше узнать о различных профессиях, возможно пройти курс занятий-тренингов по программе профессионального самоопределения;

Определившись в профессиональном плане обязательно нужно поступать учиться в ВУЗ, т.к. У девушки очень хорошие способности от рождения и очень высокий интеллект;

В связи с высоким потенциалом к предпринимательской деятельности нужно обратить внимание на развитие этих качеств, посетить курсы начинающих предпринимателей (центр занятости, «Открытый мир» и т.д.);

Испытуемый 2. Малых Ксения

13 лет, ученица 7 класса, общеобразовательной школы.

Семья полная (папа, мама, бабушка). Ксюша единственный ребенок в семье. В доме живут собака и кот. Атмосфера в семье нормальная, взаимоотношения хорошие.

Девочка спокойная, уравновешенная, искренняя, в общении непосредственная, тактичная.

К предложенной диагностике отнеслась спокойно «если надо, то, пожалуйста». Само тестирование не вызвало интерес, Ксюшу интересовал только результат.

По результатам наблюдения Ксюша вмеру общительна, эмоционально уравновешена, уровень тревожности не повышен, самооценка адекватна.

Методика диагностики свойств темперамента Айзенка

knowledge.allbest.ru

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Психология. Философия. Мудрость. Книги.

Для души. Журнал саморазвития. Добро. Гармония. Духовность.

Психодиагностика личности. Диагностика мотивации. Диагностика сознания и самосознания

Диагностика сознания и самосознания

-стилевые (темперамент, характер)

L — данные (Life record data)

информация о личности может быть получена путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни

информация о личности может быть получена с помощью опросников и др. методов самооценок

информация о личности может быть получена с помощью объективных тестов

По диагностической направленности:

-опросники черт личности

Мотивация — побуждения, которые вызывают активность организма и определяют ее направленность

оценка мотивационных тенденций личности

опросник состоит из 225 пар сравниваемых суждений, образующих 15 шкал: мотивация достижений, принятие авторитетов, любовь к порядку, демонстративность, автономия (независимость), аффилиация (терпимость к другим), самовосприятие, принятие опеки, доминирование (самоутверждение), чувство вины, готовность опекать других, радикализм (толерантность к новому), стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессивность.

Авторы: Х.Морган, Г.Мюррей

год создания: 1935, в настоящее время применяются таблицы третьей редакции ТАТ, 1943

Выявления доминирующих потребностей, конфликтов и актуальных эмоциональных состояний невротической личности:

1. ведущие мотивы, отношения, ценности

2. аффективные конфликты, их сферы

3. способы разрешения конфликтов: позиция в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты и т.д.

4. индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность — подконтрольность, эмоциональная устойчивость — лабильность, эмоциональная зрелость — инфантильность.

5. самооценка, соотношение представлений о Я-реальном и Я-идеальном, степень принятия себя.

Форма А (подходит для подростков и взрослых со средним и выше уровнем интеллекта)

Форма Б (подходит для детей, для взрослых с низким уровнем интеллекта и образования и для больных с психотической симптоматикой)

Автор: первоначальный вариант был разработан Д.Мак-Клеландом и его коллегами на основе ТАТ

год создания: 1940-е

возрастной диапазон: с подросткового возраста

диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудач. Применяется в спортивной психологии, при исследовании производственных и учебных коллективов, в работе с учащимися школ, училищ и вузов, при расстановке кадров и комплектовании экипажей и команд, в медицинской психологии в дифференциально-диагностических целях и в процессе работы с психотерапевтическими группами.

диагностика двух обобщенных и устойчивых мотивов личности — мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи

возрастной диапазон: старшие школьники и студенты

исследование особенностей мотивации достижений

возрастной диапазон:со студенческого возраста

шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов: Да или Нет.

позволяет решить такой круг задач:

-психологический климат в коллективе

-структуру трудовой мотивации

-отношение к содержанию и условиям труда, материальному вознаграждению, коллективу и руководству фирмы

-отношение к себе, состоянию своего здоровья, экологической обстановке, своей семье, политическим лидерам и партиям и т.д.

возрастной диапазон: начиная с младшего школьного возраста

Диагностика сознания и самосознания

1. Техника репертуарных решеток.

(репертуарный тест личностных конструктов)

Автор: Джордж Келли, 1955

Выявление индиваидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий.

Возрастной диапазон: со старшего школьного возраста

Опросник состоит из 110 фраз-утверждений, предполагающих дихотомическую шкалу ответов. Регистрируются показатели по 9 шкалам: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопринятия, самопривязанности, внутренней конфликтонсти и самообвинения.

опросник личностного дифференциала

Год создания: 1970-1972

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Создана на базе семантического дифференциала Ч.Осгуда (1955)

Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

Назначение: получение информации о субъективных аспектах отношений к себе или к другим людям.

Инструмент изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Область применения – клинико-психологическая психодиагностика и социально-психологическая практика.

Возрастной диапазон: с подросткового возраста

ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности — тревожности и экстраверсии — интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.

В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я. ») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

Ислледование представления о своем Я и об окружающих людях, можно использовать на разных стадиях психотерапии для констатации изменений в психическом состоянии.

Возрастной диапазон: с юношеского возраста

Пальм Г.А. Психодиагностика. — Днепропетровск 2010

Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.

anchiktigra.livejournal.com