Насилие в семейных конфликтах

Насилие в семье: Госполиция призывает соседей сообщать о конфликтах анонимно 3

Каждая третья женщина в Латвии страдает от насилия со стороны супруга. Об этом сообщается в передаче “4-я студия” канала LTV.

В передаче своей историей поделилась одна женщина, которая рассказала, что неоднократно вызывала полицию, когда она слышала, что у соседей происходит громкий конфликт с применением насилия. Но при этом ничего не меняется, а конфликты продолжаются.

По мнению полиции, доказать, что в семье происходит реальное насилие и применить наказание к потенциальному преступнику не так просто.

«Решение о том, чтобы выдворить “насильника” из дома, может быть принято только по письменному запросу жертвы. Если полиция прибывает на место происшествия, а потерпевшая отказывается писать заявление, то нет никаких причин, чтобы принять решение о выдворении или задержании», — комментирует пресс-секретарь Госполиции Ивета Штрауса.

«И должны присутствовать обе стороны конфликта. Если полиция приезжает на вызов, а нарушитель тем временем покинул дом, тогда тоже нет оснований для дела, и мы ничего не можем сделать», — объясняет представитель полиции.

Очень часто пострадавшая сторона не пишет заявление, опасаясь последствий. В этом случае полиция имеет право задержать нарушителя на срок до 12 часов, и только в том случае, если он находится в состоянии сильного алкогольного опьянения.

В 2014 году в Латвии был введен порядок, согласно которому полиция теперь имеет право выдворить насильника из дома. Когда эти поправки к закону вступили в силу три года назад, было принято 91 решение полиции о выдворении нарушителя. В этом году цифра выросла до 509 подобных случаев.

Каждый раз, когда полицейские приезжают по конфликтному вызову в семью, то на месте оценивают, какого рода насилие произошло, и есть ли телесные повреждения. Если таковые есть, то начинается криминальный процесс с возбуждением уголовного дела.

Что делать в случае насильственного конфликта?

В 99% случаев от насилия в семье страдают женщины. В полицию в год поступает приблизительно 8000 звонков о семейных конфликтах с насилием. Но, как признает Министерство благосостояния, это всего лишь верхушка айсберга.

В 2015 году в Латвии на почве семейных конфликтов было убито 9 женщин, убийства совершили супруги. Еще 8 женщин были убиты другими близкими родственниками.

Предотвратить конфликт всегда могут помочь соседи и люди со стороны. В сам конфликт лучше не вмешиваться, а сразу вызывать правоохранительные органы.

«Если вы знаете, что сосед — рецидивист, опасный человек, то лучше его не трогать и не вмешиваться в конфликт, немедленно вызывайте полицию, — настаивает пресс-секретарь Госполиции. — И вы можете сделать это анонимно!

Увидев, услышав или зная, что кто-то рядом страдает от насилия, следует сообщать эту информацию в свой полицейский участок. При долгосрочном конфликте, желательно уговорить жертву обращаться в полицию самой, чтобы как можно скорее урегулировать ситуацию».

www.gorod.lv

В узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм. В широком — под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.

Типология насилия весьма обширна и многообразна. Можно квалифицировать насилие по видам причиняемого ущерба (физическое, психическое и др.); по формам воздействия (убийство, террор, изнасилование и т. д.); по субъектам конфликтного взаимодействия (межличностные, групповые и др.). Одним словом, насилие в конфликтах имеет столь же многообразную типологию, как и сами конфликты.

Прямое насилие — непосредственное воздействие субъекта на объект (убийство, телесные повреждения, задержание, изгнание и т. д.).

Структурное насилие — создание определенных условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей (например, эксплуатация человека человеком в обществе).

В таблице прямое и структурное насилие сочетаются с четырьмя классами потребностей (выживания, благополучия, идентификации, свободы), в результате получается восемь типов насилия.

Ресоциализация — вынужденная интеграция с другой культурой.

Развитие мировой цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. XX в. побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу жертв насилия. Только в двух мировых войнах погибло свыше 70 млн. человек, а в различного рода локальных конфликтах — еще около 30 млн. человек. Десятками миллионов исчисляются жертвы преступлений против личности.

Исследователи проблемы отмечают, что в настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве стран мира. Особенно тревожная тенденция роста насилия наблюдается в современном российском обществе. В последние годы в нашей стране насилие стало универсальным средством разрешения любых ее шальных конфликтов, возникающих как на уровне государственных структур и отношений, так и на уровне взаимодействия отдельных индивидов.

Психологическое направление объясняет человеческую агрессивность изначальной враждебностью людей по отношению друг к другу, стремлением решать свои внутренние психологические проблемы за счет других, «необходимостью разрушить другого человека, чтобы сохранить себя» (3. Фрейд).

По мнению Э. Фромма, различные типы характеров реализуются через действия психических механизмов. В психике человека содержится конфликт двух начал: жизни и смерти. Первое — биофильство — выражается в ориентации на жизнь и созидание, второе — некрофильство — в страсти к разрушению и уничтожению. Доминирование одного из начал в психике человека и определяет тип характера индивида.

Современные исследования подтверждают факт наличия в психике отдельных индивидов предрасположенности к агрессивному поведению или насилию. Но все же решающим фактором формирования агрессивной личности является влияние социальной среды, в которой проходит социализация личности.

Авторитарные отношения (на всех уровнях социализации) формируют личность, готовую подчиняться силе и власти. Но в отношениях с более слабыми или стоящими на более низких статусно-ролевых позициях такая личность весьма агрессивна и безжалостна. Одним из примеров авторитарных взаимоотношений может служить феномен дедовщины в Российской Армии.

В последние годы общественность и специалисты бьют тревогу по поводу кинопродукции, пропагандирующей секс и насилие. Исследования, проведенные в США и других странах Запада, показали прямую зависимость между насилием в кино и насилием «как в кино».

Смакование насилия и жестокости на телеэкранах особенно пагубно влияет на детей и подростков. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

б) детская психика более впечатлительна, поэтому экранные образы дольше сохраняются в памяти подростка;

в) слабая правовая (юридическая) культура подростков не позволяет им критически осмыслить происходящее на экране. Например, герой много серий подряд убивает, калечит людей и не несет наказания. В результате у подростка создается иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая также стимулирует насилие и жестокость.

Принцип вовлеченности в конфликт и насилие имеет место и в международных отношениях. Особенно наглядно он проявился во время Первой и Второй мировых войн.

К факторам, влияющим на рост конфликтности и насилия в обществе, относится также употребление алкоголя. Особенно негативное воздействие он оказывает на бытовые конфликты. По данным исследования, 91% семейных конфликтов был спровоцирован пьянством одного или обоих супругов; 12% конфликтов возникли в ходе совместной выпивки преступника и потерпевшего; 69% лиц совершивших убийство находились в момент преступления в разной стадии алкогольного опьянения; 87% осужденных за тяжкие телесные повреждения также в момент преступления были в нетрезвом состоянии.

Цель является мысленным, идеальным предвосхищением результата деятельности. Поэтому она непосредственно связана с сознанием человека. Индивид или социальная общность, намечая определенную цель, как правило, в деталях разрабатывают стратегию и тактику ее достижения.

Мотив — причина, побуждающая человека к действию. В нем могут преобладать биологические и психические свойства индивида или социальной группы (потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки и т. д.). Мотив — внутренний стимулятор постановки и достижения цели. Например, потенциальный преступник, движимый чувством голода, намечает ограбление магазина. В ходе ограбления, застигнутый врасплох невольным свидетелем и находясь в состоянии стресса, он совершает убийство. Чтобы скрыть следы преступления, поджигает магазин.

На межличностном и групповом уровне можно выделить следующие мотивы насилия и жестокости:

• импульсивная жестокость как непосредственная реакция на ситуацию, обусловленная эмоциональной несдержанностью (например, неадекватная реакция на действия потерпевшего);

• инструментальная жестокость, используемая как средство достижения преступной цели (грабеж, изнасилование, устранение конкурента и т. д.);

Последний вид мотивации насилия является одним из самых опасных. На межличностном и групповом уровне он порождает феномен Джека потрошителя или Чикатило, а на уровне государственных структур — Нерона, Дракулы, Гитлера, Сталина.

Насилие широко используется как средство власти. Само понятие власть предполагает насилие (принуждение). Но если на уровне межличностных и межгрупповых отношений наиболее распространенной формой является прямое насилие, то на уровне властного взаимодействия широко применяются все виды насилия: прямое, структурное, культурное. При этом тоталитарные политические режимы (фашистский, коммунистический, националистический) в большей степени тяготеют к прямому насилию (террор, репрессии, депортации, концлагеря), а либерально-демократические — к структурному. Но любая власть стремится легитимизировать (узаконить) применяемые ею виды насилия, сделать насилие необходимым (естественным) элементом культуры. Для этого используются различные средства: убеждение, принуждение, авторитет вождя, стимулирование, манипулирование и др. Наиболее радикальными формами политического насилия в обществе являются гражданская война и геноцид против собственного народа.

Главной целью политического насилия является власть, обладание которой дает возможность распоряжаться людьми, ресурсами и легально применять насилие.

В стратегическом плане программа борьбы с насилием должна, включать следующие положения:

2. Вытеснение авторитаризма из сознания граждан и формирование новой либерально-демократической культуры.

3. Идентификация (политическая, идеологическая, социокультурная) всех социальных и социально-этнических общностей в рамках единой РФ.

Тактические формы борьбы с насилием в обществе предполагают оперативное реагирование государственных органов и общественности на наиболее опасные очаги распространения насилия с целью ликвидации или ограничения их негативного влияния. К таким наиболее опасным очагам в настоящее время можно отнести следующие:

• рост криминальной преступности;

• рост числа беспризорников и бомжей;

Вопросы для проверки знаний

1. Что такое насилие и в чем оно проявляется?

2. Дайте объяснение понятиям: «прямое насилие», «структурное

насилие», «культурное насилие».

3. Какова природа человеческой агрессивности?

4. Что такое «авторитарная личность» и какие факторы оказывают влияние на ее социализацию?

5. Назовите основные цели и мотивы насилия.

6. Как ограничить применение насилия в обществе?

Ефремова Г. Ф. Проблема насилия в массовом сознании. // Социальные конфликты. — М., 1995. — Вып. 8. — С. 24—25.

Мииюшев Ф. И. Социальная антропология. — М., 1997. — С. 154, 157.

Ревин В. П. Криминальное насилие в сфере семьи, быта, досуга. // Социальные конфликты. — М., 1995. — Вып. 8. — С. 148.

Ситковская О. Д. Социально-психологическая природа агрессивности и жестокости. // Социальные конфликты. — М., 1995. — Вып. 8. — С. 100.

Тарасов К. А. От насилия в кино к насилию «как в кино»? // Социологические исследования, 1996. — № 2. — С. 35—41.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994. — С. 27-29.

studopedia.org

НАСИЛИЕ В КОНФЛИКТАХ

Одной из наиболее актуальных тем в конфликтологии является проблема насилия. В основе насилия лежат стремления одних людей к господству и доминированию над другими, а также борьба за жизненные ресурсы, в том числе и за власть.

Следствием насилия могут быть физические и психические травмы (побои, увечья, убийства, горе, страх, унижение достоинства, стрессы и. т. д.)

В узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм. В широком — под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.

Прямое насилие — непосредственное воздействие субъекта на объект (убийство, телесные повреждения, задержание, изгнание и т. д.).

Структурное насилие — создание определенных условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей (например, эксплуатация человека человеком в обществе).

Значительный интерес представляет типологизация насилия, предложенная Д. Галтунгом (табл. 4)1.

Эксплуатация типа А предполагает ущемление базовых потребностей человека до такой степени, что вопрос стоит о его биологическом выживании. Эксплуатация типа Бпредполагает нищенское состояние эксплуатируемого человека.

Десоциализация означает вытеснение из собственной культуры.

Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных па порабощение и уничтожение одних индивидов и социальных групп другими. Крайними формами проявления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор и массовые убийства людей.

Развитие мировой цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. XX в. побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу жертв насилия. Только в двух мировых войнах погибло свыше 70 млн. человек, а в различного рода локальных конфликтах — еще около 30 млн. человек. Десятками миллионов исчисляются жертвы преступлений против личности.

Какова же природа насилия и агрессивности человека?

По мнению Ф. И. Минюшева: «сегодня в этой области существуют по крайней мере четыре направления: биогенетическое (этологическое), психологическое, экологическое и социальное»2.

Биогенетическое объяснение человеческой агрессивности исходит из того, что человек от своих древних предков частично унаследовал (сохранил) характер дикого зверя (О. Шпенглер). Человек сочетает в себе унаследованную инстинктивную агрессивность и приобретенные в ходе эволюции культурные традиции (знания, нормы, ценности), которые являются механизмами самоограничения агрессивности (К. Лоренц).

Экологическое объяснение агрессивности основывается на том, что индивид или социальная общность представляет собой самоорганизующуюся систему, которой для получения свободной энергии и поддержания жизнедеятельности «необходимо разрушать какие-то другие неравновесные системы: природу, живые организмы».

По мнению Э. Фромма, различные типы характеров реализуются через действия психических механизмов. В психике человека содержится конфликт двух начал: жизни и смерти. Первое — биофильство — выражается в ориентации на жизнь и созидание, второе — некрофильство — в страсти к разрушению и уничтожению. Доминирование одного из начал в психике человека и определяет тип характера индивида.

В годы коммунистического правления в СССР насилие и жестокость были возведены в ранг государственной политики, а «образ врага» (которого надо беспощадно уничтожать) стал одним из самых распространенных феноменов общественной жизни. Коммунистическая идеология оправдывала государственный экстремизм, выдавая его за самый надежный и эффективный способ разрешения классовых противоречий. Из людей вытравливали основные нравственные и гуманные ценности (совесть, честь, сострадание, милосердие и др.), отравляя их сознание ядом ненависти и жестокости.

Не менее пагубное влияние на рост насилия в обществе оказывает безнаказанность в реальной жизни. Десятки и сотни нераскрытых преступлений порождают новые преступления. А бытовое насилие в семье (избиение супруга супругом, издевательства родителей над детьми и др.) по сути является узаконенной формой семейных отношений, легальным институтом воспроизводства насилия.

Цели и мотивы насилия

Мотив — причина, побуждающая человека к действию. В нем могут преобладать биологические и психические свойства индивида или социальной группы (потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки и т. д.). Мотив — внутренний стимулятор постановки и достижения цели. Например, потенциальный преступник, движимый чувством голода, намечает ограбление магазина. В ходе ограбления, застигнутый врасплох невольным свидетелем и находясь в состоянии стресса, он совершает убийство. Чтобы скрыть следы преступления, поджигает магазин.

Неудовлетворенными потребностями далеко не исчерпываются все мотивы насилия. Для бытовых преступлений наиболее характерными являются следующие мотивы:

• личная неприязнь. По данным исследования этот мотив лежит в основе 31% бытовых убийств, 24% тяжких и 34% менее тяжких телесных повреждений, 37% истязаний;

• мотив ревности: 17% убийств, 10% тяжких и 7% менее тяжких телесных повреждений, 15% истязаний;

• вынужденная жестокость как результат подчинения требованиям определенного субъекта, например, лидера группы, стремящегося создать обстановку круговой поруки;

• жестокость как результат групповой солидарности, реализующей стремление сохранить или повысить свой престиж в группе;

• жестокость как основной мотив и цель преступного поведения,

обусловленная социально-психологическими свойствами личности, для которой насилие является не способом достижения цели, а самоцелью.

Последний вид мотивации насилия является одним из самых опасных. На межличностном и групповом уровне он порождает феномен Джека потрошителя или Чикатило, а на уровне государственных структур — Нерона, Дракулы, Гитлера, Сталина.

Насилие широко используется как средство власти. Само понятие власть предполагает насилие (принуждение). Но если на уровне межличностных и межгрупповых отношений наиболее распространенной формой является прямое насилие, то на уровне властного взаимодействия широко применяются все виды насилия: прямое, структурное, культурное. При этом тоталитарные политические режимы (фашистский, коммунистический, националистический) в большей степени тяготеют к прямому насилию (террор, репрессии, депортации, концлагеря), а либерально-демократические — к структурному. Но любая власть стремится легитимизировать (узаконить) применяемые ею виды насилия, сделать насилие необходимым (естественным) элементом культуры. Для этого используются различные средства: убеждение, принуждение, авторитет вождя, стимулирование, манипулирование и др. Наиболее радикальными формами политического насилия в обществе являются гражданская война и геноцид против собственного народа.

Человеческий гений разработал немало концепций ненасильственного развития общества (Л. Толстой, М. Ганди, Дж. Шарп). Однако полностью избавиться от насилия невозможно, да, очевидно, и не нужно. Кроме негативных, насилие выполняет и позитивные функции в обществе. Насилие порой бывает необходимым (как средство воздействия) и в воспитании детей, и в борьбе с преступностью, и в ограничении политического радикализма и экстремизма.

1. Восстановление экономики страны и создание нормальных человеческих условий жизнедеятельности для всех классов и социальных слоев общества.

3. Идентификация (политическая, идеологическая, социокультурная) всех социальных и социально-этнических общностей в рамках единой Российской Федерации.

4. Воспитание правовой культуры и создание действенных механизмов ненасильственного урегулирования возникающих конфликтов.

5. Дальнейшее развитие демократических механизмов политического управления обществом.

• несвоевременная выплата зарплаты;

• отсутствие социальной защищенности отдельных категорий граждан (например, военнослужащих, шахтеров).

1.Что такое насилие и в чем оно проявляется?

4.Что такое «авторитарная личность» и какие факторы оказывают влияние на ее социализацию?

5.Назовите основные цели и мотивы насилия.

6.Как ограничить применение насилия в обществе?

Галтут Д. Культурное насилие // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения.— М., 1995. — Вып. 8. — С. 34, 37.

Ефремова Г. Ф. Проблема насилия в массовом сознании. // Социальные конфликты. — М., 1995. — Вып. 8. — С. 24—25.

Мииюшев Ф. И. Социальная антропология. — М., 1997. — С. 154, 157.

Ситковская О. Д. Социально-психологическая природа агрессивности и жестокости. // Социальные конфликты. — М., 1995. — Вып. 8. — С. 100.

studopedia.ru

НАСИЛИЕ В КОНФЛИКТАХ — раздел Образование, КОНФЛИКТОЛОГИЮ Одной Из Наиболее Актуальных Тем В Конфликтологии Является Пр.

Однако для исследования проблемы более продуктивным является иной подход к классификации насилия. В основе его лежит разграничение насилия на два основных вида: «прямое насилие» и «структурное насилие».

Эксплуатация типа А предполагает ущемление базовых потребностей человека до такой степени, что вопрос стоит о его биологическом выживании. Эксплуатация типа Б предполагает нищенское состояние эксплуатируемого человека.

Ресоциализация — вынужденная интеграция с другой культурой.

Д. Галтунг исследовал также такой тин насилия, как «культурное насилие», под которым он понимает «любой аспект культуры, который может использоваться для легализации насилия в его прямой и структурной форме»1.

Социальная теория объясняет насилие и агрессивность социальными отношениями, существующими в обществе и в первую очередь борьбой людей за свое существование.

Очевидным является факт, что в одинаковых условиях разные люди ведут себя по разному: одни более агрессивны, другие менее агрессивны. Этому обстоятельству также имеются несколько объяснений, которые можно свести к двум основным: психологическому и социальному.

В обществе или социальной общности, где культивируется жестокость, насилие, отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия, дети с раннего возраста «впитывают» навыки агрессивного поведения. Особенно негативное влияние оказывает на социализацию ребенка насилие в семейных отношениях, например, агрессивное поведение отца по отношению к другим членам семьи.

Излишне строгое семейное воспитание также способствует формированию потенциальной агрессивности, враждебности, настороженности, опасения и страха. Такую личность принято называть авторитарной. Считается, что основным фактором в формировании авторитарной личности является семейное воспитание (взаимоотношения родителей и детей). Однако вполне очевидным является и то, что в процессе формирования авторитарной личности существенную роль играют все последующие институты социализации (детский сад, школа, вуз, трудовой коллектив, общество, государство), если в них доминируют жесткие отношения соподчинения и культ власти.

Совершение насильственных действий в немалой степени стимулируется принадлежностью подростка к той или иной территориальной группировке. Такие объединения, как правило, отличаются высоким уровнем групповой солидарности и традициями жестокого обращения как с «чужаками», так и с членами своей группы, стоящими на более низкой ранговой ступени. В ходе своего развития территориальные группы подростков могут формироваться в бандитские группировки, носящие название своих территорий (например, «Люберецкая», «Солнцевская» и т. д.).

а) подростки больше чем взрослые проводят времени перед телеэкраном;

Стимулирующее воздействие на рост насилия и преступности в обществе оказывают не только слабая правовая база и недостаточная эффективность работы правоохранительных органов, но и сформировавшееся в общественном сознании представление о том, что насилие и преступность получили широкий размах, а уровень раскрываемости преступлений низкий. В такой обстановке действует принцип вовлеченности в уже сложившиеся объективные (а порой и выдуманные) обстоятельства. Под их воздействием одни идут на преступления, чтобы успеть «половить рыбку в мутной воде», использовать благоприятно складывающиеся обстоятельства. Другие предпочитают решать возникающие проблемы своими силами (нередко применяя насилие и нарушая закон), так как считают, что правоохранительные органы не могут оказать им необходимую помощь. Третьи, под влиянием страха и бессилия оправдывают акты насилия (если они не затрагивают лично их) как справедливое возмездие. Таким образом, создается синергетическая (саморазвивающаяся) система, культивирующая насилие в обществе.

Для современного российского общества проблема алкоголизации страны и связанный с ней рост насилия оцениваются специалистами как непосредственная угроза национальной безопасности.

Таким образом, в данном примере мотивы и цели обусловливают друг друга, переходят из одного состояния в другое. Случайное убийство во время ограбления (мотив сокрытия преступления) в дальнейшем может стать самоцелью, на достижение которой преступник идет уже вполне осознанно.

Преступниками и насильниками не рождаются, ими становятся в процессе социализации и взаимодействия людей друг с другом. Мотивом совершения насилия может стать любая неудовлетворенная потребность. Голодный ребенок отнимает булочку у соседнего мальчишки; испытывающий сексуальное влечение подросток насилует случайную знакомую; безработный, чтобы прокормить свою семью, совершает ограбление; чтобы «убить» свободное время и как-то развлечься, подростки истязают своего сверстника.

• мотив мести, как следствие конфликта: 11% убийств, 13% тяжких и 13% менее тяжких телесных повреждений.

Как ограничить насилие в обществе?

• бесконтрольный ввоз и распространение алкогольной продукции;

• отсутствие ограничений на показ видеопродукции, содержащей акты насилия и вандализма;

Для решения всех перечисленных проблем требуются немалые материальные затраты, но в большей степени здесь нужны политическая воля и организаторский талант государственных и общественных институтов.

2.Дайте объяснение понятиям: «прямое насилие», «структурное

3.Какова природа человеческой агрессивности?

Ревин В. П. Криминальное насилие в сфере семьи, быта, досуга. // Социальные конфликты. — М., 1995. — Вып. 8. — С. 148.

Тарасов К. А. От насилия в кино к насилию «как в кино»? // Социологические исследования, 1996. — № 2. — С. 35—41.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994. — С. 27-29.

allrefs.net