Методики для изучения самооценки младших школьников

Методики диагностики воспитанности младших школьников

Проблема образования агломератов

Частицы размерами порядка нанометров или наночастицы, как их называют в научных кругах, имеют одно свойство, которое очень мешает их использованию. Они могут образовывать агломераты, то есть слипаться друг с другом. Так как наночастицы многообещающи в отраслях производства керамики, металлургии, эту проблему необходимо решать. Одно из возможных решений — использование веществ — диспергентов, таких как цитрат аммония (водный раствор), имидазолин, олеиновый спирт (нерастворимых в воде). Их можно добавлять в среду, содержащую наночастицы.

1. Методика «Веселый – грустный»

Методика предназначена для изучения представлений 6-7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни.

Придумай, чем закончилась история. «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: «Почему ты такой грустный?» А Петя отвечает: «Потому что наша учительница Нина Петровна…»» Что дальше сказал Петя?

Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым или грустным мальчикам, вернувшимся из детского сада.

Обработка результатов теста

Ответы детей распределяют по четырем типам.

«Отметка»: веселый – потому что учительница поставила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный – потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т. д.

«Непосредственные отношения с учителем (воспитателем)»: похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т. п.

«Учитель – уроки»: учительница (воспитательница) заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия).

«Содержание деятельности»: ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т. п.

Делают выводы о возрастных изменениях представлений детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Диагностика сформированности нравственных представлений

Учащихся просят привести примеры:

— зла, сделанного тебе другими;

— доброго дела, свидетелем которого ты был;

— справедливого поступка твоего знакомого;

— проявления безответственности и др.

Интерпретация результатов теста

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т. д.

Методика «Закончи историю»

Изучение осознания детьми нравственных норм.

Исследования проводят индивидуально.

Инструкция: Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как она поступила? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как он поступил? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как он поступил? Почему?

Все ответы ребенка фиксируются дословно.

0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «Сюжетные картинки»

Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания.

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция:Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Методика «Что мы ценим в людях»

Методика предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка.

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.

Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить ero отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Обработка и интерпретация результатов теста

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать»

Методика предназначена для выявления у отношения ребенка к нравственным нормам.

Инструкция к тесту

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повел.

Первая ситуация: во время переменки один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?

Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка и интерпретация результатов теста

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

studopedia.ru

Методика «Лесенка» для младших школьников

Если рассматривать диагностические методики, применяемые школьным психологом, можно отметить что они различаются между собой не только по направлению исследования, но и по возрастам. Такое разделение связано с уровнем развития, на котором находится тот или иной ребенок. Например, многие задания и вопросы, которые смело можно давать подростку, окажутся сложными и непонятными младшему школьнику. Методики диагностики младших школьников отличаются простотой выполнения заданий и своей наглядностью. Очень часто при работе с младшими школьниками используются проективные методики, как нельзя лучше иллюстрирующие внутренний мир и состояние ребенка.

Одним из важнейших факторов, которые в обязательном порядке отслеживает школьный психолог, является самооценка. Очень важно вовремя выявить и при необходимости скорректировать уровень самооценки ребенка.

На этапе обучения в младшей школе ведущей деятельностью ребенка психологи называют учебную. Формирование того или иного уровня самооценки у маленьких школьников во многом зависит от того, насколько успешны они в обучении и насколько налажен контакт с учителем, являющимся в это время значимым человеком.

Одной из наиболее популярных методик исследования уровня самооценки младших школьников является методика «Лесенка», позволяющая оперативно проводить исследования, и быстро получать результаты.

Этапы проведения методики «Лесенка»

Диагностическая методика «Лесенка» может проводиться как на группе младших школьников, так и индивидуально с каждым.

Методика «Лесенка» для младших школьников проводится следующим образом:

  • Деткам демонстрируется рисунок с изображением лесенки, имеющей семь ступеней;
  • Психолог или классный руководитель дает следующую инструкцию: «Давайте представим, что на эту лесенку можно посадить всех-всех деток. На три ступеньки сверху сядут хорошие детки («хорошие», «очень хорошие» и «самые хорошие»). Три нижние ступеньки для плохих детей. Среднюю ступеньку оставим для детей, которых нельзя назвать ни плохими, ни хорошими. Возьмите карандашик и отметьте на листочке, на какую бы ступеньку вы посадили бы себя. Объясните почему?»
  • Дополнительно ребенку задается вопрос о том, хочет ли он быть таким, каким отметил себя в ответе. Можно также спросить о том, каким бы ему хотелось быть, и на какую ступеньку посадили бы его близкие, например, мама.
  • Высказывается благодарность детям за проделанную работу.
  • Проводя исследование, нужно обращать особое внимание на то, как ребенок отвечает: сомневается или отвечает сразу, приводит аргументы в пользу своего выбора или просто отвечает по желанию.

    Результаты методики «Лесенка»

    Методика исследования самооценки «Лесенка» довольно проста в обработке. Анализ результатов производится на основании той ступеньки, которую выбрал для себя ребенок. Именно этот выбор говорит о самооценке.

    Первую ступеньку выбирают детки с завышенной самооценкой. Чаще всего такие показатели демонстрируют первоклассники, поскольку для них такой результат находится в пределах нормы. Мотивация для выбора первой ступеньки может быть самой разной и ее непременно нужно принимать во внимание.

    Детки, поставившие себя на вторую и третью ступеньку, имеют адекватную самооценку. Такие дети имеют положительное самоотношение и умеют давать оценку себе и своей деятельности.

    Выбор четвертой ступеньки свидетельствует о заниженной самооценке и наличии определенной психологической проблемы, требующей проработки. Пояснения ученика могут пролить свет на причины такой оценки себе и своим действиям.

    На пятую и шестую ступеньки ставят себя детки с низкой самооценкой. При анализе таких ответов также необходимо учитывать пояснение ребенка. Такая самооценка может быть ситуативной (обусловленной неким конкретным событием) или же быть постоянной. В последнем случае потребуется коррекция, так как данный уровень самооценки может накладывать отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

    Седьмая ступенька говорит о резко сниженной самооценке и дезадаптации. В этом случае требуется неотложная психологическая помощь, выяснение причины такого состояния, а в крайнем случае – вмешательство социальных служб.

    Методика «Лесенка» для младших школьников – это простой в использовании, но достаточно информативный инструмент практикующего психолога в школе.

    www.rastut-goda.ru

    Методики диагностики младшего школьника

    Изучение личности младших школьников.

    1. Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»

    Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

    2. Методика «Цветик-семицветик»

    Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мультили диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

    3. Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)

    Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:

    2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

    3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой — об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

    4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?» При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).

    Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

    4. Методика «Кем быть?»

    Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»; в) написать рассказ на тему: «Моя мама (папа) на работе».

    Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.

    Цель: выявление направленности потребностей. Инструкция испытуемому. «Передставь себе, что ты заработал (тебе дали) . рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?»

    Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

    7. Методика «Составление расписания на неделю» С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

    Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

    Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

    Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием «школы будущего», составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

    8. Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

    Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.

    Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

    1. Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто.

    2. Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто.

    3. Больше всего я люблю, когда учитель.

    4. Больше всего я не люблю, когда учитель.

    5. Больше всего мне школа нравится за то, что.

    6. Я не люблю школу за то, что.

    7. Мне радостно, когда в школе.

    8. Я боюсь, когда в школе.

    9. Я хотел бы, чтобы в школе.

    10. Я не хотел бы, чтобы в школе.

    11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе.

    12. Если я невнимателен на уроке, я.

    13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я.

    14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я.

    15. Я всегда могу проверить, правильно ли я.

    16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я.

    17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я.

    18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я.

    19. Мне всегда интересно, когда на уроках.

    20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках.

    21. Если нам не задают домашнего задания, я.

    22. Если я не знаю, как решить задачу, я.

    23. Если я не знаю, как написать слово, я.

    24. Я лучше понимаю, когда на уроке.

    25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда.

    Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 — вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 — личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 — знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 — отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

    Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

    Диагностика темперамента младших школьников.

    Изучение темперамента школьника методом наблюдения

    Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

    1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

    а) легко включается в работу;

    в) действует спокойно, без лишних слов;

    г) действует робко, неуверенно.

    2. Как реагирует на замечания учителя:

    а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

    б) возмущается тем, что ему делают замечания;

    в) выслушивает и реагирует спокойно;

    г) молчит, но обижен.

    3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

    а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

    б) быстро, со страстью, но других не слушает;

    в) медленно, спокойно, но уверенно;

    г) с большим волнением и сомнением.

    4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

    а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

    б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

    в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

    г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

    5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

    а) бросает, потом опять продолжает работу;

    б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

    в) проявляет неуверенность, растерянность.

    6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

    а) быстро соглашается;

    в) остается, не говорит ни слова;

    г) проявляет неуверенность.

    7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

    а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

    б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

    в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

    г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

    Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

    Схема наблюдения за темпераментом школьника.

    Пункты плана наблюдений

    Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

    Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

    Изучение самооценки младших школьников.

    Модификация методики Дембо-Рубинштейн.

    Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: «рост», «доброта», «ум», «справедливость», «смелость», «честность», «хороший товарищ» (перечень качеств можно изменить).

    Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: «Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по. (название качества). В верхней точке находится самый. (максимум качест ва), в нижней — самый. (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой.»

    После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), вяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются.В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

    Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.

    Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 — низкий; 0,3-0,6 — средний; 0,6-1,0 — высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.

    Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

    Диагностика познавательных процессов младших школьников.

    Внимание младших школьников.

    1. Методика «Изучение переключения внимания»

    Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

    Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например, 1 — черная, 12 — красная, 2 — черная, 11 — красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

    Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

    2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

    Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

    спытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

    Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

    Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой — ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

    Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

    3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

    Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

    Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

    Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

    Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

    Память младших школьников.

    1. Методика «Определение типа памяти»

    Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

    Для запоминания при моторно-слуховом восприятии : пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

    Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

    Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении — 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

    Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

    Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

    Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

    Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а — 10 количество правильно воспроизведенных слов.

    Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

    2. Методика «Изучение логической и механической памяти»

    Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

    Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

    Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой — пять секунд).

    После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

    Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

    Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

    Объем смысловой и механической памяти

    Объем смысловой памяти

    Объем механической памяти

    Количество слов первого ряда (А)

    Коэффициент смысловой памяти C=B/A

    Количество слов второго ряда (А)

    Коэффициент механической памяти C=B/A

    Мышление младших школьников.

    1. Методика «Простые аналогии»

    Цель: исследование логичности и гибкости мышления.

    Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

    1. Бежать Кричать

    стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

    вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

    сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

    стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

    ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

    поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

    зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

    пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

    ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

    лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

    этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

    Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

    Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном — 4-5, о низком — менее чем 5.

    2. Методика «Исключение лишнего»

    Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

    2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

    3. Собака, лошадь, корова, лось.

    4. Стол, стул, пол, кровать.

    5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

    6. Очки, глаза, нос, уши.

    7. Трактор, комбайн, машина, сани.

    8. Москва, Киев, Волга, Минск.

    9. Шум, свист, гром, град.

    10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

    11. Береза, сосна, дуб, роза.

    12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

    2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» — это посуда, а остальное — еда).

    3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

    4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

    Ключ к оценке результатов. Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.

    3. Методика «Изучение скорости мышления»

    Цель: определение скорости мышления.

    Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

    4. Методика «Изучение саморегуляции»

    Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.

    1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

    2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

    3 уровень . Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

    4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

    5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

    Воображение младших школьников.

    Методика «Дорисовывание фигур»

    Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.

    Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

    Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

    Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

    1 тип — ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

    2 тип — также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

    3 тип — изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

    4 тип — ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

    5 тип — заданная фигура используется качественно по-новому.

    Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

    Список рекомендуемой литературы

    Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.

    Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1994.

    Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. — М., 1986. — С. 62-68. 23

    Гаврилычева Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника // На- чальная школа. — 1994. — N 1. — С. 16-18; N 8. — С. 4-8.

    Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. — М., 1978.

    Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. — М., 1981.

    Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1987.

    Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. — М., 1991.

    Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. — М., 1993.

    Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. — М., 1991.

    Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей //Вопросы психологии. — 1988. — N 6. — С. 43-49.

    infourok.ru

    Методы диагностики тревоги и тревожности младших школьников (стр. 1 из 2)

    Санкт-Петербургский государственный институт психологии и соц. работы

    Методы диагностики тревоги и тревожности младших школьников

    Студентки 3 курса

    Факультета прикладной психологии

    Методики для диагностики тревоги и тревожности

    Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса

    Данных о адаптации данного теста в России не найдено.

    Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

    Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

    Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

    Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

    Обработка и интерпретация результатов.

    При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

    1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

    2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

    Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

    1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

    2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

    3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

    4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

    5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

    6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

    Шкала явной тревожности для детей CMAS

    Методика: “Шкала явной тревожности для детей CMAS (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale). Была разработана американскими психологами A.Castaneda, B.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлора (1953) [9], предназначенной для взрослых.

    В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан.[7]

    Контингент: Для детей 8-12 лет. Может проводится как индивидуально, так и в группах. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. Примерное время – 15-25 минут.

    Краткое описание: Для детского варианта было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию давать социально одобряемые ответы. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

    Обработка и интерпретация результатов:

    1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только “верно” или только “неверно”). Такой полученный результат следует рассматривать как сомнительный.

    2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы, пропуски, исправления, комментарии и т.д. Если ошибок много, то обработку проводить нецелесообразно.

    После подсчета сырых балов и перевода их в стены проводится интерпретация: 1-2 стена: состояние тревожности не свойственно (подобное “чрезмерное спокойствие” может иметь и не иметь защитного характера)

    3-6 ст.: нормальный уровень тревожности (необходим для адаптации и продуктивной деятельности)

    7-8 ст.: несколько повышенная тревожность (часто бывает связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни).

    9 ст.: явно повышенная тревожность (обычно носит “разлитой”, генерализированный характер)

    10 ст.: очень высокая тревожность (группа риска).

    Проективная методика для диагностики школьной тревожности

    Методика: “Проективная методика для диагностики школьной тревожности” была разработана А.М.Прихожан [7] в 1980-1982 гг. на основании методики Amen E.W.Renison N. (1954).

    Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

    Контингент: Методика предназначена для учащихся 6-9 лет. 2 набора по 12 рисунков размером 18х13 см в каждом. Набор А для девочек, набор Б – для мальчиков. Проводится с каждым испытуемым индивидуально.

    Краткое описание: Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

    Обработка и интерпретация результатов:

    Оцениваются ответы на 10 картинок (2-11). Картинка 1 — тренировочная, 12 выполняет буферную функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом.. Общий уровень тревожности вычисляется по “неблагополучным” ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

    Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (напр., на картинке 6 выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

    Личностная шкала проявлений тревоги

    Цель: Опросник предложен J.Teylor [9] в 1955 году и предназначен для измерения уровня тревожности.

    В России адаптирован Немчиным Т.А. (1966 г.).

    Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

    Инструкция: «Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте «да», либо «нет», если не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший Вам в голову ответ».

    Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности. Количество баллов суммируется.

    Оценка 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревожности, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов — о среднем ( с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов – о среднем ( с тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов — о низком уровне тревожности.

    Второй вариант опросника, модифицированный В. Г. Норакидзе, дополнен шкалой лжи, которая позволяет сделать вывод о неискренности ответов испытуемого.

    Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент

    Графическая методика «Кактус» [6]

    Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

    Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

    При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

    «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

    При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

    1. пространственное положение
    2. размер рисунка
    3. характеристики линий
    4. сила нажима на карандаш

    Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)
  • По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

    mirznanii.com