Методика диагностика самооценки дембо-рубинштейна

Методика Дембо-Рубинштейна (стр. 1 из 3)

Анкетирование. Требования к составлению анкет .

Анкета — средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные.

Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому.

Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов.

Психология очень широко использует анкетирование.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?"; это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов — самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.; это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 5 — уверено да; 4 — больше да, чем нет; 3 — не уверен, не знаю; 2 — больше нет, чем да; 1 — уверенно нет. Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования. Бесспорным достоинством метода анкетирования является его экономичность и оперативность, а также независимость от личности интервьюера. Он обеспечивает сбор значительного объема информации, необходимой для статистического анализа.

Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии . Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Основные трудности, возникающие в процессе письменного опроса, связаны с обеспечением возврата анкет, полнотой ответа на вопросы анкеты и самостоятельностью ответов респондентов.

Очень ответственной задачей является разработка самой анкеты, от того, насколько корректно, точно поставлены вопросы, как сформулированы варианты ответов, зависит качество данных, которые в последствии будут получены. Процесс обработки и анализа сведений будет во многом зависеть от качества самой анкеты. Анкета никогда не может быть универсальной, разрабатывается она с учетом цели опроса, категорий опрашиваемых, продуманности следующего этапа исследования.

Примерная структура анкеты может быть следующая:

– введение (преамбула) Преамбула к анкете вводит опрашиваемого в курс дела, говорит о задачах, поставленных составителем, о важности участия в опросе, разъясняет правила заполнения анкеты;

– личность опрашиваемого (образование, возраст, наличие ученой степени, владение иностранным языком и т.п.);

– профессиональная деятельность опрашиваемого (направленность и специфика деятельности, место работы, должность, стаж работы в этом виде деятельности, выполняемые функции);

– вопросы и варианты ответов на них.

Правила составления анкет .

Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям . Во-первых, вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент. Для получения необходимой информации.

Во-вторых, необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это значит, что автор вопросника должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиции общения, представлений о престиже и др. С учётом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером. В практической работе при

Проведение анкетного опроса должно соответствовать ряду специфических требований.

Он не должен длится более 30-40 минут, в противном случае респондент устаёт, и последние вопросы обычно остаются без полноценных ответов.

Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.

Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего если он будет нейтральным.

Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент успел «включиться» в тему.

Вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемым.

Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке. Это важнейшее требование социологического исследования.

Постановке вопросов предшествует обращение в определённой форме к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это является своего рода введением, которое должно быть кратким, понятным и чётким. Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации. Поэтому вопросник есть не просто совокупность вопросов, а определённым образом организованная исследовательская ситуация.

Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трёх фаз в ситуации опроса: вступительной, основной, заключительной. В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к вопроснику. Первые вопросы анкеты — наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения, одновременно служат объяснением правил «игры», в которую интервьюер вовлекает респондента.

От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приёмы, активизирующие внимание респондента.

Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания.

В конце анкеты обычно помещают «паспортичку», с помощью которой собирают социально-демографическую информацию о личности опрашиваемого. В неё заносят те показатели, статистические распределения которые в генеральной совокупности интересуют исследователя. Именно эти вопросы — пол, возраст, профессия, выступают контрольными для решения вопроса о том, насколько выборочная совокупность соответствует генеральной. Наряду с полом, возрастом и доходом сюда также включаются такие показатели, как национальность, образование, профессия, семейное положение, место жительства или работы.

Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрёстки», опасные участки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты. В случае если опрос проводится методом интервью, вопросник должен включать чёткие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.

Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим специальный документ «Инструкция интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера, правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью; правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы.

mirznanii.com

1. С прекрасным характером

2. С хорошим характером

3. С более или менее хорошим

4. С неплохим характером

5. С обычным характером

6. С неважным характером

7. С плохим характером

8. С очень плохим характером

9. С тяжелым характером

1. Чрезмерно счастливы

2. Очень счастливы

5. Не очень счастливы

6. Мало счастливы

8. Очень несчастливы

9. Самые несчастные

После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта — экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья — себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

sites.google.com

Диагностика самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификация Прихожан

Диагностика самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д.

Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

2) ум, способности;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Навигация по записям

Добавить комментарий Отменить ответ

Подпишитесь на нашу рассылку

Не имею возможности ответить на телефонные звонки во время консультаций, тренингов, занятий. Отправьте SMS, я обязательно перезвоню.

С 20.00 до 22.00 отвечаю только на электронные сообщения.

l-pankova.ru

Методика Дембо — Рубинштейн

Простая в использовании, методика — в соединении с беседой и другими методиками — помогает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самооценки испытуемого. Методика предложена С.Я. Рубинштейн в 1970 г. В ней использован прием T. Dembo, с помощью которого обнаруживались представления обследуемого о своем счастье. С.Я. Рубинштейн значительно изменила эту методику, расширила ее, ввела вместо одной шкалы четыре (здоровье, умственное развитие, характер и счастье). В методике Дембо — Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.

Методика отличается крайней простотой в проведении. На листе бумаги проводится вертикальная черта длиной 10-20 см, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье (или здоровье/умственное развитие/характер). Сообщается, что верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди.

Обследуемого просят обозначить на этой линии жирной точкой своё место. Для нанесения точки может использоваться карандаш, ручка или маркер.

Далее приступают к беседе с испытуемым, в которой выясняют его представление о счастье и несчастье, здоровье и нездоровье, хорошем и плохом характере и т.д. Таким образом, поставленная точка — это не конец процедуры, а материал для обсуждения с испытуемым. Выясняется, почему испытуемый сделал отметку в определенном месте шкалы для обозначения своих особенностей. Например, что побудило его поставить отметку в данном месте шкалы здоровья, считает ли он себя здоровым или больным, если больным, то какой болезнью, кого он считает больными?

Методика предоставляет свободу выбора шкал. В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед исследующим, в методику можно вводить и другие шкалы. Так, при обследовании больных алкоголизмом мы пользуемся шкалами настроения, семейного благополучия и служебных достижений. При обследовании больных в депрессивном состоянии вводятся шкалы настроения, представления о будущем (оптимистического или пессимистического), тревоги, уверенности в себе и т.п.

Психически здоровым людям, по наблюдениям С.Я. Рубинштейн, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой «чуть выше середины». У психически больных отмечается тенденция относить точки отметок к полюсам линий и исчезает «позиционное» отношение к исследующему, играющее, важную роль в определении своего места на линиях шкал психически здоровыми, независимо от их самооценки и реальной жизненной ситуации.

Получаемые с помощью этой методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования у данного испытуемого особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы. Могут быть выявлены нарушение критичности к себе, депрессивная самооценка, эйфоричность.

Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально-психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем испытуемому уровне притязаний, степени его адекватности.

Методика носит для испытуемого весьма очевидный характер, поэтому её не рекомендуется применять в тех случаях, когда она может явным образом повлиять на судьбу испытуемого (например при приёме на работу).

Методику можно использовать в батареях психологических тестов при проведении исследований на более-менее больших выборках. В качестве исчисляемого показателя может браться расстояние от точки до начала линии, в процентах. Значение «55%» будет соответствовать положению «чуть выше среднего».

testoteka.narod.ru

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна

Адекватная самооценка как одно из условий развития личности, а также устойчивости подростка к негативному воздействию социального окружения. Методика Демо-Рубинштейна в диагностике по программе профилактики негативной зависимости «Задачи взросления».

Главная проблема развития личности в этнокультурной среде. Детерминация этнокультурных процессов. Исследование особенностей самооценки детей младшего школьного возраста в учебной деятельности при оценке личностных качеств. Методика Дембо-Рубинштейна.

Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки, критерии ее формирования. Межполовые и возрастные особенности самооценки. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн и А.И. Липкиной. Тест «Оцени себя сам» и «Справлюсь или нет?».

Ознакомление с методами исследования личности с помощью теста «Мотивации педагогической деятельности», Т. Дембо — С.Я. Рубинштейна, Ф. Хоппе. Определение необходимости исследования самооценки. Рассмотрение и анализ сущности уровней притязаний человека.

Рассмотрение методов изучения личности и психологических тестов, используемых для оценки персонала. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и ее интерпретация. Проведение тестирования и анализ результатов.

Проблемы личности в социальной психологии. Проблемы социально-психологического исследования личности. Использование социометрии, методики изучения самооценки качеств личности Дембо-Рубинштейна при проведении экспериментального исследования личности.

Виды самооценки личности и их характеристика. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Разработка программы беседы и ее тактики (системы и типов вопросов). Описание и анализ содержания беседы. Способы усиления достоверности собираемых данных.

Описание основных научных работ советского психолога и философа С.Л. Рубинштейна. Анализ зависимости психических процессов от личности в трудах Рубинштейна. Описание методов изучения психического облика личности. Взаимосвязь способностей и характера.

Основные новообразования подросткового возраста. Эмоциональное и психическое развитие подростка. Специфика и содержание кризиса в переходном возрасте. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Тест «Самоанализ личности» О.И. Моткова.

Понятие самооценки и её развитие. Проявление уровня (адекватная, заниженная, завышенная) самооценки в поведении ребёнка. Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки детей. Внешность подростка как причина низкой самооценки.

Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры. Взаимосвязь самосознания и самооценки личности. Экспериментальное исследование развития самооценки студентов с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси и методики Дембо-Рубинштейн.

allbest.ru

Изучение самооценки учащихся. Разделы: Школьная психологическая служба. Цель. Формировать представления учащихся о себе. Предложить методики, с помощью которых можно.

Формировать умение правильно оценивать себя и. Предварительно можно побеседовать с учащимися. Хотелось ли тебе, чтобы. От. самооценки зависит активность человека и. Она. развивается путем постепенной интериоризации. Самооценка человека зависит от множества.

Психологи, однако, пользуются. Повысить самооценку можно либо максимизируя. Расхождение. между притязаниями и реальным поведением. Чем выше. притязания, тем большими должны быть успехи. Обнаруживается уровень самооценки не только в.

Заниженная самооценка проявляется в. Заниженная самооценка. Для. человека с заниженной самооценкой многие. Они более зависимы. Недооценка своей полезности уменьшает. Достаточно высокая самооценка проявляется в. Если самооценка не слишком завышена, то.

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила. Пояснения к рисунку: пунктирная линия обозначает отрицательную корреляцию, сплошная. Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы / Яньшин П.В. Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн. Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье.

При завышенной самооценке человек уверенно. Верная самооценка поддерживает достоинство. По мере формирования и укрепления самооценки. Потребность в общении развивается у детей. Вначале — это стремление к вниманию со. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с. Неоправданно частое подчеркивание родителями.

В то же время недоверие родителей к. Для развития положительной. Постоянное проявление родительской любви. Негативные высказывания.

Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн. Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Это методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн. Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Описание теста Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования. Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки.

У младших школьников самооценка основывается. Эти. внешние влияния очень существенны вплоть до. Для определения самооценки младших. Лесенка”, “Какой Я?”. Методика . На какую ступеньку поставил бы ты себя? Можно нарисовать 0, если.

Обработка результатов: 1- 3 ступенька — низкий уровень самооценки. Методика “Какой Я?” предназначена для. Оценки. предлагаемые ребенком самому себе. Оценка результатов. Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы.

Следует отметить, что. Так, например, если. Адекватность. самооценки можно проверить, сравнив ответ. Для учащихся 5- 7 классов можно. Самооценка . Вам нужно зачитать номер. Отвечать нужно быстро, не. Текст опросника. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

Большую часть времени я нахожусь в подавленном. Со мной большинство ребят советуются. У меня отсутствует уверенность в себе. Я примерно также способен и находчив, как. Временами я чувствую себя никому не нужным.

Я все делаю хорошо (любое дело). Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем. В любом деле я считаю себя правым. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. Когда я узнаю об успехах кого- нибудь, кого я. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня.

Меня мало беспокоят возможные неудачи. Мне кажется, что успешному выполнению поручений. Я редко жалею о том, что уже сделал. Окружающие меня люди гораздо более. Я сам думаю, что постоянно кому- нибудь.

Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем. Мне чаще везет, чем не везет.

В жизни я всегда чего- то боюсь. Обработка результатов: Подсчитывается количество согласий (“да”) под. Из первого. результата вычитается второй. Конечный. результат может находиться в интервале от — 1. Результат от — 1.

Результат от — 3 до +3 — о средней самооценке. Результат от +4 до +1. Для учащихся 1. 0- 1. Самосознание (самооценка)Самосознание — открытие своего “Я”. Я- образа”. “Я- концепции”.

Самооценка — более или менее конкретное. Характер самооценки (благоприятная, т. Пригожиным. представляет собой вариант известной методики. Дембо- Рубинштейн, отличающийся от общепринятых. Введен также ряд.

Каждому школьнику. Инструкция. Каждый человек оценивает свои. Уровень. развития каждого человека, стороны человеческой. Ниже представлено семь таких линий. После этого. крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития. Вы были бы удовлетворены.

Итак: “- ” — уровень развития у Вас качества. X” — такой уровень развития качества, стороны. Вы стремитесь, достигнув которого, Вы.

Вертикальная линия условно обозначает. Например, на линии “здоровье” нижняя точка. Задание. Далее изображено семь линий, длина каждой — 1. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются. Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально — с.

При фронтальной работе надо. После этого. учащиеся работают самостоятельно, и. Шкала “здоровье” рассматривается как. Как уже. отмечалось, размеры каждой линии равны 1. Ее характеризует. III этап. Определяется степень дифференцированности.

Их получают. соединяя на бланке испытуемого все значки “X”. Получаемые профили наглядно. В тех случаях. когда необходима количественная характеристика. Последнее, однако, не является. Следует отметить, что чем выше. Психология: Учебник для студентов. М: Просвещение, 1.

Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник. психолога начальной школы, Ростов — на — Дону, 2. Под ред. Психологические основы.

М., 2. 00. 0. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по. возрастной психологии, СПб: Речь, 2.

multimediaallege.weebly.com

Методика диагностика самооценки дембо-рубинштейна

Методика Дембо- Рубинштейн — Википедия. Методика Дембо. Дембо в 1.

Рубинштейн в 1. 97. Первоначально Т. Дембо тест разрабатывался с целью изучения представления о счастье. Рубинштейн модифицировала и расширила методику, перенаправив её на изучение самооценки и сознания болезни и добавив варианты интерпретации. Стимульный материал методики представляет собой четыре вертикальные линии, последовательно расчерченные на горизонтальном листе бумаги и обозначающие собой четыре шкалы: шкалу здоровья, шкалу ума, шкалу характера и шкалу счастья. Методика проводится в форме свободной беседы.

Внешне эта методика довольно проста – испытуемым предлагается пройти тест, результаты которого впоследствии интерпретируются психологом. Бланк методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит следующим образом: на листе бумаги имеются семь. Методика Дембо — Рубинштейн : бланк для младшего школьного возраста. Обработка результатов. Обработке подлежат результаты на. Образ теста Дембо-Рубинштейн. Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Образец можно увидеть на рисунке. Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов.

На листке бумаге чертится первая вертикальная линия. Экспериментатор объясняет испытуемому, что это шкала здоровья, в самом верху которой расположены самые здоровые люди, а в самом низу — самые больные, а затем просит отметить своё местоположение на шкале. Рядом с первой линией проводится вторая, шкала ума, и дается аналогичная задача. Затем третья линия, шкала характера, и четвёртая, шкала счастья. Затем начинается этап экспериментально спровоцированной беседы. Испытуемому предлагается объяснить, каких людей он считает самыми счастливыми, а каких — самыми несчастными. Также, в зависимости от того, где на шкале расположил себя испытуемый, задается вопрос, почему он выбрал для себя именно такое местоположение, и что мешает ему причислить себя к самым счастливым людям.

Тест самооценки личности Дембо — Рубинштейн используется для работы с учащимися 8-11 классов Перед тобой на бланке отрезок прямой. Тест самооценки личности Дембо-Рубинштейн используется для работы с учащимися 8-11 классов. Перед тобой на бланке отрезок прямой. Методика Дембо. В этой модификации испытуемому выдается уже готовый бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием .

Кроме того, подлежит обсуждению и само понятие счастья. Далее экспериментатор таким же образом обсуждает с испытуемым три предыдущие шкалы.

Особенной аккуратности требует шкала ума, где испытуемого просят также описать, какими качествами своего ума он недоволен. Вопросы об отметке на шкале характера задаются таким образом, чтобы выяснить, какими чертами своего характера больной недоволен, какие считает хорошими. Затем допускается создание испытуемым 1- 3 собственных шкал с дальнейшей проработкой их по вышеуказанной схеме. В процессе беседы допускается создание пометок на рабочем листе. Анализ методики опирается в большей степени на последующее обсуждение, а не на расположение меток.

По данным исследований С.Рубинштейн (1. 97.Так, например, больной шизофренией может отметить своё местоположение в высших точках первых трех шкал, а на последней шкале (шкале счастья) причислить себя к самым несчастным, объясняя это тем, что счастливые люди — творцы, а ему творить помешали врачи.Депрессивная больная шизофренией с идеями самообвинения может оценить себя как стоящую выше среднего уровня по здоровью, самой глупой и самой плохой по характеру, а также самой несчастной.

Абсолютного значения такие проявления самооценки не имеют, кроме того, нет диагностически значимых типов оценок. Данная методика способствует анализу личности испытуемого в каждом отдельном случае. Экспериментатор должен самостоятельно интегрировать полученные в результате проведения методики данные в общий личностный портрет испытуемого: оценить направленность его притязаний, самооценки, локус контроля. Особенно полезные данные могут быть выявлены при сопоставлении результатов этой методики с результатами исследований особенностей мышления и эмоционально- волевой сферы. Данная методика применяется как на здоровых испытуемых, так и на больных в рамках патопсихологической диагностики. В связи с тем, что методика может быть весьма очевидной для испытуемого, её не рекомендуется применять в ситуациях, когда результаты могут значительно повлиять на будущее испытуемого (например, при собеседовании на работу). Она может быть использована также в батареях психологических тестов на больших выборках.

Предложенный С. При оценке себя по шкале «ум» ребенку предлагается также отметить разноцветными черточками положение своего соседа по парте и своего учителя (или учительницы). Оценка по шкалам «характер» и «счастье» дается в сравнении с учениками своего класса. Шкала «здоровье» является тренировочной, на примере которой ребенку объясняются приемы работы со шкалами, ответы по ней не учитываются в результатах методики.

После проставления меток начинается беседа с ребенком, цель которой, понять мнение ребенка о той или иной оценке, так же, как и в беседе со взрослым. Детский вариант методики дает возможность выявить самооценку детей, которую можно считать показателем зрелости их личности. П. Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности? Кроме того, А. Прихожан ввела иные шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. В этой модификации испытуемому выдается уже готовый бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 1.

При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. В инструкции испытуаемому предлагается черточкой отметить своё местоположение на шкале, а крестиком — тот уровень развития качества, при котором он бы мог ощутить гордость за себя. Обработка данных. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 1. Последовательность действий: По каждой из шести шкал определить.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам. Интерпретация. Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 6.

Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 7. Высота самооценки. Количество баллов от 4. При этом оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала — от 6. Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки. За норму здесь принимается расхождение от 8 до 2.

Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития. Приспособление к увечью — проблема социально- психологической реабилитации — Рукопись. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике.— М., 1. Клиническая психодиагностика личности. Учебно- методическое пособие. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно- методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб.

Дубровина (отв. ред.) и др. АПН СССР, 1. 98. 8. Рубинштейн С. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике.— М., 1. Прихожан А. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно- методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. Дубровина (отв. ред.) и др.

АПН СССР, 1. 98. 8. Яньшин П. Клиническая психодиагностика личности. Учебно- методическое пособие. Патопсихологическая диагностика.

regulationsnor.weebly.com