Конфликт неадекватной самооценки

Типология внутриличностных конфликтов

Из имеющихся классификаций внутриличностных конфликтов наиболее убедительной представляется типология, предложенная А. И. Шипиловым. Приведем соответствующие рассуждения ее автора (цит. по [18]).

«В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличностных конфликтов. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их в единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром».

Исходя из этого выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт.

Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т. п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).

Ценности , воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, то есть принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).

Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязаний личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта (табл. 5.1).

1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (З. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями – классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или столкновение различных мотивов.

2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным, или нормативным, конфликтом (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).

3. Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов). Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А. Захаров). Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физи ческой невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).

Таблица 5.1.Основные виды внутриличностных конфликтов

4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с личным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

5. Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, то есть как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле – при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека – профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.

6. Конфликт неадекватной самооценки . Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникает повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. (А. Петровский, М. Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова), между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Х. Хекхаузен).

Кроме того, выделяют невротический конфликт . Он является результатом длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта [18, 295–299].

Невротический конфликт является следствием воздействия на личность деструктивного внутриличностного конфликта. Его перерастание из простого внутриличностного в невротический происходит тогда, когда те эмоциональные переживания, которые несет в себе конфликт, занимают центральное место в системе отношений личности, а ситуации, которые вызвали эти переживания, становятся сверхзначимыми. Таким образом, происходит формирование заболевания, сутью которого является невозможность для человека самому изменить сложившуюся негативную ситуацию и избавиться от таких эмоциональных переживаний и созданного на их основе напряжения.

Невротический конфликт становится ведущим в жизни человека, он пронизывает и проявляется во всех сферах его жизнедеятельности. В результате его развития у человека создается определенное аффективное напряжение, обостряются внутренние противоречия, повышается эмоциональная неустойчивость и возбудимость, снижается продуктивность деятельности, уровень самоконтроля.

В. Н. Мясищевым предложена классификация невротических конфликтов, основанная на внутренних механизмах их развития. В эту классификацию входят истерический, обсессивно-психастенический и неврастенический типы невротического конфликта.

Истерический тип имеет следующие характеристики: завышенный уровень притязаний, неадекватное оценивание существующих объективных условий и возможностей для их реализации, а также требований окружающих.

Обсессивно-психастеническому типу свойственны противоречивость собственных потребностей, постоянное противоборство желаний и долга, моральных принципов и личных привязанностей.

Неврастенический тип характеризуется наличием противоречия между реальными возможностями личности и теми завышенными требованиями, которые она к себе предъявляет [179, 20].

poznayka.org

Конфликты встречаются в любой сфере живого мира: среди животных и в обществе людей. Говоря о человеческих конфликтах, я выделяю две большие группы: внутриличностные конфликты и конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия.

Внутриличностный конфликт

Изучением этого типа конфликта занимались философы и психологи различных концепций — З. Фрейд и К. Г. Юнг, К. Роджерс и А. Маслоу, Д. Скиннер и Р. Ассаджоли. Из отечественных психологов вопрос внутриличностных конфликтов разрабатывали А. Лурия, В. Мерлин и другие. В.Мерлин называл внутриличностным конфликтом «острое неудовлетворение глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». В нашем совместном учебнике по конфликтологии А. И. Шипилов дал такое определение:

В зависимости от того, какая структура личности задействована в конфликте (мотивы, ценности или самооценка), выделяют 6 видов внутриличностых конфликтов:

  • мотивационный конфликт — столкновение между осознанными или бессознательными стремлениями (между «хочу» и «хочу»);
  • нравственный или моральный конфликт — столкновение между желанием и долгом (между «хочу» и «надо»);
  • конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности — столкновение между желанием и реальностью, сюда же относятся и конфликты из-за физических возможностей и внешности (между «хочу» и «могу»);
  • внутриролевой и межролевой конфликт — противоречие между несколькими стратегиями жизни и невозможность реализовать сразу несколько ролей (между «надо» и «надо»);
  • адаптационный конфликт — нарушение равновесия между субъектом и окружающей средой, в том числе и нарушение психологической или социальной адаптации (между «надо» и «могу»);
  • конфликт неадекватной самооценки — расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей (между «могу» и «могу»).
  • Затянувшийся и не разрешившийся внутриличностный конфликт может привести к невротическому конфликту, который, в свою очередь, может быть истерического, обсессивно-психастенического и неврастенического типов.

    Для его возникновения необходимо совпадение трёх условий. Во-первых, наличия противоречия в социальном взаимодействии. Во-вторых, противодействие оппонентов в общении, поведении или деятельности. В-третьих, переживание оппонентами негативных эмоций по отношению друг к другу. Социальный конфликт — это всегда борьба людей.

    К социальным конфликтам относятся все виды конфликтов, которые происходят в различных сферах человеческого взаимодействия.

  • Семейный конфликт — к нему относятся супружеский, конфликт между родителями и детьми, бабушками и внуками и т. д., связанные с различными факторами, в том числе и с кризисными периодами супружеской жизни;
  • Конфликт между руководителем и подчинённым («по вертикали») — возникает вследствие действия субъективных и объективных факторов;
  • Конфликт в учебной деятельности — рассматриваются конфликты между учениками в школе и между учителем и учениками, причинами которых могут быть детская жестокость, агрессия, стремление к лидерству, нарушение школьной дисциплины и т. д.;
  • Инновационный конфликт — конфликт между новаторами и консерваторами, связанный с сопротивлением нововведениям, инновациям;
  • Межгрупповой конфликт — выделяются такие причины, как межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм (сюда относятся трудовые и внутриполитические конфликты);
  • Межгосударственный конфликт — столкновение национально-государственных интересов конфликтующих государств.
  • conflict.team

    Внутриличностный конфликт

    Общение человек ведет не только с другими людьми, но и с самим собой. Разговаривают абсолютно все люди сами с собой. Это происходит посредством обдумывания какой-то идеи, представления беседы, в которой участвует два оппонента, обсуждение темы, которая сильно затронула, и т. д. Возникновение внутриличностного конфликта является вполне нормальным последствием, которое может быть различным по типу. Понятие и причины раскрывают данное явление более широко.

    Внутриличностный конфликт свойственен всем людям, у которых имеются противоречивые взгляды, желания, идеи. Внутриличностный конфликт нередко возникает, когда человек хочет одного, а мир предлагает ему другое или окружающие люди требуют иного. Данное явление происходит со всеми, нередко создавая серьезные проблемы. Чтобы понять суть происходящего, рассмотрим понятие в интернет-журнале psytheater.com.

    Что такое внутриличностный конфликт?

    Общение человека с самим собой называется внутриличностным. Что такое внутриличностный конфликт? Это противоречие, которое возникает внутри человека в результате такого общения. Данный конфликт воспринимается индивидом как серьезная проблема, которая требует незамедлительного решения. Если человек не может разрешить ситуацию либо не способен принять окончательное решение, тогда проблема провоцирует у него различные расстройства и нарушения. К примеру, человек может плохо спать из-за необходимости обдумывать свою проблему.

    В результате внутриличностного конфликта человек может пойти по одному из пути:

  • Проблема заставит его саморазвиваться. Силы его мобилизуются, из-за чего он начнет предпринимать меры для улучшения качества своей жизни.
  • Проблема его затормозит, что приведет к отсутствию самопознания и процесса развития.
  • Внутриличностный конфликт – это столкновение двух и более равнозначных по значимости и противоположных по направленности потребностей, интересов, желаний, влечений. В такой ситуации человек испытывает трудность в принятии решения, сделать выбор. Если он займет одну из сторон, тогда лишится всех благ другой стороны. Человек это понимает, поэтому находится в сомнениях, колеблется, не может сделать выбор.

    В зависимости от значимости темы, которую человек не может решить, внутриличностный конфликт может привести к различным неурядицам и даже расстройствам. Пока человек находится в конфронтации с самим собой, он развивает в себе различные патологии на физиологическом или психологическом уровне. Как только проблема решается, человек становится на путь выздоровления и освобождения от всех побочных эффектов.

    Понятие внутриличностного конфликта

    Понятие внутриличностного конфликта подразумевает конфронтацию, которая возникает внутри человека в связи с обдумыванием двух противоположных или разноплановых идей. Особенностью внутриличностного конфликта является то, что:

    1. Человек может не осознавать наличия у него внутри конфликта, однако на подсознательном уровне он компенсирует это эйфорией или активностью.
    2. Здесь отсутствуют посторонние лица, с которыми человек спорит. Конфликт возникает у человека с самим собой.
    3. Конфронтация сопровождается депрессией, страхами, стрессом и прочими негативными переживаниями.
    4. В зависимости от того, как характеризуется личность, выделяют различные причины и сути внутриличностного конфликта:

    5. Фрейд рассматривал данное явление как противоборство между биологическими инстинктами и порывами и социальными устоями, в которых вынужден жить человек. Когда внутренние желания не согласуются с внешними возможностями или моральными общественными устоями, тогда человек застревает в конфликте.
    6. К. Левин определял внутриличностный конфликт как необходимость человека жить в условиях одновременно направленных полярно сил. Конфронтация является следствием равнозначности данных сил.
    7. К. Роджерс рассматривал внутриличностный конфликт как следствие несоответствия представления о себе и понимания идеального «Я».
    8. А. Маслоу рассматривал данное явление как следствие несоответствия желания самореализоваться и уже достигнутыми результатами.
    9. В. Мерлин считал внутриличностный конфликт как следствие неудовлетворенности личностных отношений и мотивов.
    10. Ф. Василюк полагал, что внутриличностный конфликт является противостоянием двух противоположных и самостоятельных ценностей.
    11. Леонтьев считал, что внутриличностный конфликт является нормальным состоянием психики, поскольку она является противоречивой. А. Адлер выделил комплекс неполноценности, выработанный в детстве под влиянием неблагоприятной окружающей среды, как основу для зарождения внутриличностного конфликта.

      Э. Эриксон полагал, что в каждом возрастном периоде человек обязательно сталкивается с различными противоречиями, успешное или не успешное разрешение которых программирует дальнейшую судьбу. Успешное разрешение позволяет перейти на следующий виток развития. Не успешное разрешение приводит к появлению комплексов и основ для развития внутриличностных конфликтов.

      Причины внутриличностных конфликтов

      Условно причины внутриличностных конфликтов делятся на 3 вида:

    12. Противоречивость самой личности. Если у человека имеется множество желаний, разноплановых взглядов и ценностей, тогда конфликта не избежать. Здесь выделяют такие противоречия:
    13. Между общественными нормами и потребностями.
    14. Противоречие общественного долга и внутренних (религиозных) ценностей.
    15. Рассогласованность потребностей, интересов, желаний.
    16. Борьба между социальными ролями, которые должен отыгрывать человек в конкретный промежуток времени.
    17. Данные противоречия должны быть значимыми для индивида и при этом равнозначными, иначе конфликта не возникнет, человек выберет то, что ему наиболее приемлемо или менее пагубно.

    18. Статус человека в обществе.
    19. Статус личности в конкретной группе. Пребывая в определенной группе лиц, человек вынужден согласовывать свои потребности с желаниями окружения. Порой приходится «наступать на горло собственной песни», чтобы только получить одобрение своим поступкам со стороны других лиц. Здесь наблюдаются такие конфронтации:
      • Внешние обстоятельства мешают удовлетворять свои потребности.
      • Отсутствие партнера, который нужен для удовлетворения потребности.
      • Физиологические изъяны и патологии, которые мешают человеку достигать цели.
      • Общество, которое мешает или ограничивает человека.
      • Человек должен выполнять работу, при этом его не обеспечивают нужными инструментами. Дают конкретные задачи, при этом не обсуждается вопрос о выполнении задуманного. Человек должен быть отличным работником, при этом уделять достаточное время семье. Часто в противоречие вступают личностные ценности и правила, предложенные в компании.

        Причин для конфликта внутри личности существует очень много, поэтому абсолютно все люди сталкиваются с данным явлением.

        Типы внутриличностного конфликта

        К. Левин предложил 4 основных типа внутриличностного конфликта:

      • Эквивалентный – возникает противоборство двух и более функций, которые должен выполнить человек. Решением является компромисс, частичное выполнение.
      • Витальный – возникает при необходимости принятия одинаково неправильных решений.
      • Амбивалентный – возникает, когда действия и результат равнозначно нравятся или отталкивают.
      • Фрустрирующий – возникает, когда расходятся принятые нормы и устои, результат с действиями, предпринятыми для достижения цели, неодобрение социумом.
      • Человек сталкивается с внутриличностным конфликтом, когда побуждается двумя разноплановыми мотивами. Нравственная подоплека возникает в ситуации, когда человек вынужден соизмерять свои желания с общественными моральными установками, свои стремления с долгом.

        Конфликт на основе нереализованных желаний возникает, когда человек имеет цели, но сталкивается с действительностью, которая ему в этом мешает. Ролевой конфликт возникает, когда человек вынужден играть одновременно несколько ролей, а также в ситуации, когда требования к человеку не сходятся с его собственными представлениями о данной роли или возможностями.

        Конфликт неадекватной самооценки возникает в результате расхождения о собственном представлении и оценкой личного потенциала.

        Разрешение внутриличностного конфликта

        Разрешением внутриличностного конфликта упорно занимался Адлер, который вначале определял, что комплекс неполноценности провоцирует данное явление. До 5 лет формируется характер человека, который постоянно подвержен различным неблагоприятным социальным обстоятельствам. Далее он лишь различными способами старается компенсировать свои недостатки.

        Адлер выделил 2 способа разрешения внутриличностного конфликта:

      • Развитие социального интереса и чувства. Успешное развитие позволяет приспосабливаться к обществу и выстраивать хорошие взаимоотношения. В противном случае развивается алкоголизм, наркомания, преступность.
      • Стимуляция собственного потенциала:
  • Адекватная компенсация.
  • Сверхкомпенсация – развитие одной способности.
  • Мнимая компенсация – некие факторы компенсируют комплекс неполноценности.
  • Разрешение внутриличностного конфликта может происходить такими способами:

  • Открытые:
  • Прекращение сомнений.
  • Принятие решений.
  • Концентрация на решении проблемы.
    1. Скрытые (латентные):
    2. Симуляция, истерия, мучения.
    3. Рационализация – самооправдание путем логических рассуждений, которые включают выборочные аргументы.
    4. Сублимация.
    5. Неврастения.
    6. Идеализация – абстрагирование, отрыв от реальности.
    7. Компенсация – восполнение утраченного другими целями и достижениями.
    8. Регрессия – избегание ответственности, возврат к примитивным формам существования.
    9. Уход от реальности – мечты.
    10. Эйфория – радостное состояние, напускное веселье.
    11. Номадизм – изменение места жительства или работы.
    12. Проекция – приписывание другим лицам собственных отрицательных качеств.
    13. Дифференциация – отделение размышлений от автора.
    14. перейти наверх

      Последствия внутриличностного конфликта

      Внутриличностный конфликт влияет на то, как далее формируется личность. Последствия могут быть как продуктивными, так и разрушающими, что зависит от решений, которые принимаются индивидом.

      Успешное разрешение конфликта приводит к самопознанию, поднятию самооценки и личностной самореализации. Человек поднимается над самим собой, развивается, становится сильнее, улучшает собственную жизнь.

      Негативными последствиями внутриличностного конфликта являются невротические расстройства, кризисы, расщепление личности. Человек становится агрессивным, раздражительным, тревожным, беспокойным. Нарушается профессиональная способность человека и умение налаживать контакты с окружающими.

      Если человек не может справиться с собственными внутренними проблемами и длительное время отводит им центральное место в своей жизни, тогда возникают невротические конфликты. Человек меняется под их воздействием.

      Внутриличностный конфликт свойственен всем людям. Человек не живет в «тепличных» условиях, где он может ни о чем не переживать, не беспокоиться, не сталкиваться с неприятностями. Итог будет зависеть лично от человека, который рано или поздно принимает некое решение после длительного внутриличностного конфликта.

      Какое решение человек примет, по такому пути он и пойдет. А в дальнейшем снова возникнут проблемы подобного или другого характера. Человек снова будет принимать решения, которые повлияют на его развитие и действия. Это формирует его будущее, то есть жизнь, которой он потом живет.

      psytheater.com

      Виды внутриличностного конфликта.

      В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяют шесть основных видов внутриличностного конфликта:

      1. Мотивационный конфликт. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — (К. Левин), или как столкновение различных мотивов. Конфликт между «хочу» и «хочу».

      2. Нравственный конфликт. Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, Франкл). Конфликт между «хочу» и «надо».

      3.Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Орлов). Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А. Захаров). Конфликт может возникать не только, когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основекоторых лежат сексуальные патологии (А. Харитонов), Конфликт между «хочу» и «могу».

      4.Ролевой конфликт выражается в переживани­ях, связанных с невозможностью одновременно реализо­вать несколько ролей (межролевой внутриличностный кон­фликт), а также в связи с различным пониманием требова­ний, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни. Конфликт между «надо» и «надо».

      5. Адаптационный конфликт, который возникает на основе нарушения равновесия между субъектом и окружа­ющей средой, так и в узком смысле — при нарушении про­цесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и воз­можностями человека — профессиональными, физически­ми, психологическими. Несоответствие возможностей лич­ности требованиям среды или деятельности может рассмат­риваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования. Конфликт между «надо» и «могу».

      6. Конфликт неадекватной самооценки.Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникает повышенная тревожность, эмоциональные срывы и (А. Петровский, М. Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между повышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова), между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтоб одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен). Конфликт между «могу» и «могу».

      5.Кроме того, выделяют невротический конфликт.Он является результатом длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта.

      poznayka.org

      Виды внутриличностных конфликтов

      Конфликт, а внутриличностный особенно, сложное явление, трудно поддающееся классификации. Наиболее простая типология исходит из природы противоречий, лежащих в основе таких конфликтов. В этом случае внутриличностные конфликты можно разделить на две группы. Во-первых, это конфликт как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека. Во-вторых, это конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде. В первом случае речь идет о моральных и адаптационных конфликтах, во втором – о мотивационных и конфликтах неадекватной самооценки.

      Имеются и другие основания для выделения видов внутриличностных конфликтов. Так, в учебнике под редакцией проф. В. Ратникова приводятся три типа внутриличностных (психологических) конфликтов, которые предложили зарубежные исследователи М.-А. Робер и Ф. Тильман. Первый тип внутриличностного конфликта представляет собой конфликт потребностей. Потребности человека могут противостоять друг другу и побуждать его к различным действиям. Человек одновременно может желать противоречивых вещей, а это мешает действовать. Так возникает конфликт потребностей. Второй тип внутриличностного конфликта — конфликт между потребностью и социальной нормой. Сильная потребность сталкивается с принудительным императивом (просьбой, приказом, советом). Независимо от выбора ситуация становится конфликтной. Примеры таких внутриличностных конфликтов раскрыты З. Фрейдом. Согласно его концепции внутриличностный конфликт – это противоречие между Оно и Сверх-Я, где первое — сосредоточение слепых инстинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению, а второе — моральные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью. И третий тип внутриличностного конфликта в данной классификации – это конфликт социальных норм. Такого рода конфликт возникает тогда, когда человек начинает испытывать равнозначное давление двух противоположных социальных норм.

      Еще одна классификация внутриличностных конфликтов предложена известными отечественными конфликтологами А. Анцуповым и А. Шипиловым, которые использовали для этого язык переживания человеком трудной для него ситуации. Данная классификация опирается на теорию описания психики человека, разработанную З. Фрейдом.

      А. Шипилов выделил три основные структуры внутреннего мира личности, которые могут вступать в конфликт: мотивы, ценности и самооценку. Мотивыотражают стремления личности различного уровня – это потребности, интересы, желания и т.п. Мотивы выражаются понятием «хочу». Ценности, воплощая в себе общественные нормы, выступают как эталоны должного. Это ценности, принятые личностью, и те ценности, которые не принимаются. Однако в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Такие ценности выражаются понятием «надо». Третья структура – самооценка — оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка определяется как самоценность себя для себя. Она является выражением уровня притязания личности. Самооценка выражается понятиями «могу» или «не могу».

      В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.

      1. Конфликт между «хочу» и «хочу» — мотивационный конфликт – столкновение мотивов, бессознательных стремлений. Сюда следует отнести концепции З. Фрейда, К. Хорни, К. Левина.

      2. Конфликт между «хочу» и «надо» — нравственный конфликт — столкновение долга и желания, моральных принципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему. Нравственный конфликт часто называют моральным или нормативным конфликтом.

      3. Конфликт между «хочу» и «могу» — конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности– столкновение между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями. Этот конфликт иногда трактуют как конфликт между позицией «хочу быть таким, как они» и невозможностью это желание реализовать. Он может возникать в результате физической невозможности человека осуществить это стремление.

      4. Конфликт между «надо» и «надо» — ролевой конфликт, в котором выделяют: внутриролевой, как различное понимание личностью себя и своей роли, и межролевой, как невозможность соединять несколько ролей одним человеком. Интенсивность ролевого конфликта определяется степенью совместимости/несовместимости различных ожиданий; уровнем жесткости, с которой предъявляются эти требования; личностными характеристиками самого индивида, его отношением к ролевым ожиданиям.

      5. Конфликт между «надо» и «могу» — адаптационный конфликт — нарушение равновесия между человеком и окружающей средой или нарушение процесса социальной или профессиональной адаптации. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как конфликт, возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой. В узком смысле — как конфликт, возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации.

      6. Конфликт между «могу» и «могу» — конфликт неадекватной самооценки – столкновение между самооценкой, притязаниями и реальными возможностями. Здесь возможны варианты: низкая или высокая самооценка и низкий или высокий уровень притязаний. Его итогом может стать повышенная тревожность, эмоциональное напряжение, срывы и т.п.

      Результатом длительно сохранения любого из вышеописанных шести видов внутриличностных конфликтов или их совокупностей становится невротический конфликт. Он характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.

      В конфликтологической литературе иногда выделяется еще один вид внутриличностного конфликта – когнитивный. В основе такого типа конфликтов несовместимые представления (когниции) личности. Согласно такому взгляду на внутриличностный конфликт человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. Он начинает испытывать дискомфорт при возникновении рассогласования этих структур. Теория когнитивного диссонанса описывает ситуации, когда человек, имея этот внутренний дисбаланс наличия двух знаний, противоречащих друг другу, стремится уйти от него, восстановить свою целостность. Если при рассмотрении предыдущих типов конфликтов основное внимание направлено на процесс принятия решения, то в данном случае интересует в первую очередь то, что происходит в психике человека после этого.

      Согласование идейосуществляется разными путями. Это может происходить путем изменения отношения к одной из когниций – «переделывание» прошлого, когда сегодняшние мысли изменяют воспоминания. Все те аргументы, которые были «за» и способствовали принятию решения, после принятия позиции воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления. Еще один вариант согласования идет через изменения одной из когниций. Одна из когниций или удаляется, или снижается ее значимость во внутриличностной структуре. Согласование может идти путем увеличения консонансных[3] составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными составляющими. Возможен путь перестройки Я-концепции, т.е. проведение ревизии всей системы и включения обеих когниций в более широкий контекст. Кроме того, согласование может идти через создание защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора, или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний, или полное вытеснение самого поступка. В первом случае ответственность перекладывается на другого, личность представляет себя как орудие, техническое средство осуществления чужой воли. Во втором случае возможно оправдание усталостью, опьянением, сильным эмоциональным расстройством.

      Внутриличностный конфликт — явление очень сложное. Тем не менее, предложенные варианты типологии таких конфликтов позволяют производить их более объемный анализ за счет совокупности всех предложенных выше аспектов.

      lektsii.org

      Тема психология конфликта

      Сущность конфликта и его структура

      Способы управления и предупреждения конфликтов

      Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации

      Сущность конфликта и его структура

      Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. В специальной литературе можно встретить такие определения конфликта: «предельный случай обострения противоречия», «трудноразрешимое противоречие, связанное с эмоциональными переживаниями» и т.п.

      Конфликт это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.).

      Конфликт – это явление межличностных и групповых отношений. С точки зрения сущности отношений любой конфликт есть проявление противоборства, т.е. проявление активного преследующего определенные цели столкновения тенденций, оценок, принципов, взглядов. С точки зрения целей конфликт есть стремление одержать победу, утвердить защищаемую идею, принцип, поступок, личность. С позиции межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровне. Если прожить без конфликтов невозможно, то каждый должен научиться поведению в конфликтной ситуации. Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий, имеющих личную значимость для каждого из предполагаемых участников.

      Конфликт как сложное явление характеризуется многими параметрами, важнейшими из которых являются его сущность, структура (рис. 1), причины и динамика.

      Рис. 1. Основные структурные элементы конфликта

      Часто для того, чтобы точнее уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, т.е. внешние пределы в пространстве и времени. Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный.

      Пространственные границыконфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт.

      Временные границы– это продолжительность конфликта, его начало и конец.

      Внутрисистемные границы– всякий конфликт происходит в определенной системе.

      Конфликты, представляющие собой сложное социально-психоло-гическое явление, весьма многообразны. Это не только позволяет классифицировать конфликты по различным основаниям, признакам, но и помогает ориентироваться в их специфических проявлениях, оценить возможные пути их разрешения (табл. 1).

      Сферы про­явления конфликта

      В основе лежат экономические противоречия

      В основе лежат противоречия во взглядах

      В основе лежат противоречия социальной сферы

      В основе лежат противоречия семейных отношений

      Степень длительно­сти и

      Слабовыраженные и вя­лотекущие

      Слабовыраженные и быстротекущие

      Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих

      Возникают при наличии глубоких противоречий

      Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон

      Обусловлены поверхностными причинами, носят эпизодический характер

      Конфликты «личность – группа»

      Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности

      Субъектами конфликта выступают две личности

      Субъектами конфликта являются, с одной стороны, личность, а с другой – группа (микрогруппа)

      Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы

      В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Спо­собствуют развитию организации или другой социальной системы

      В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы

      Имеют четкий предмет

      Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

      Конфликт внутриличностныйобусловлен различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: потребностями, интересами, ценностями, мотивами и т.п.

      В зависимости от того, какие внутренние стороны личности выступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки и т.д. Внутриличностный конфликт одни из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Внутриличностные же конфликты деструктивного характера несут серьезную опасность для личности: от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения.

      Конфликт межличностный – самый распространенный вид конфликта, который охватывает практически все сферы человеческих отношений. В основе межличностного конфликта лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей.

      Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Причины такого конфликта всегда связаны: а) с нарушениями ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статуса личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки); в) с нарушением групповых норм.

      Конфликт межгрупповой представляет собой противоборство, в основе которого лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей).

      Конфликты имеют как негативные, так и позитивные последствия. Если они способствуют принятию обоснованных решений, и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными (функциональными).

      Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппо­ненты не выходят за рамки этических норм, деловых отно­шений и разумных аргументов.

      Конфликты, препятствующие принятию решений, эффективному взаимодействию в группе и организации, называют деструктивными (дисфункциональными). Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов

      прибегает к нравственно осуждае­мым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. Чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия.

      Реалистические конфликтывызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению, одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

      Нереалистические конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения какого-либо результата, а самоцелью. Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций. Нереалистические конфликты всегда деструктивны. Их гораздо сложнее урегулировать, придать им конструктивный характер.

      Причины конфликта – явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Причины конфликтов обнаруживают себя в конфликтных ситуациях, устранение которых и является необходимым условием разрешения конфликтов. Разногласие, возникшее между субъектами, приводит к образованию конфликтных отношений.

      Конфликтные отношения это способ (процесс) взаимодействия, характеризующийся несовпадением либо незнанием, непониманием целей, потребностей, интересов партнера. Возникновение конфликтных отношений приводит к созданию конфликтной ситуации.

      Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. К конфликтным ситуациям можно отнести: недобросовестное исполнение обязанностей; индивидуально-психологи-ческие особенности личности (нарушение принятых в обществе норм, правил, этики общения) и т.п.

      Причины конфликта, конфликтная ситуация и конфликт соотносятся между собой следующим образом (рис. 2).

      studfiles.net

      Через познание себя к адекватной самооценке

      Возможно, вам знакомо чувство страха: «Я никому не нужна? Я с этим не справлюсь. Что обо мне подумают другие?», или же наоборот близко другое: «Я лучше всех! Мне нет равных в этом деле!». А возможно вас вообще это не беспокоит, тогда вы можете не тратить время на чтение этой статьи. Но, так или иначе, явно или неявно, практически у всех людей появляются признаки неадекватной самооценки.

      Это статья для тех, кто хочет вырваться из-под гнета страданий от творческой нереализованности, самоедства, кто готов прислушаться к мнению окружающих его людей и попросить о помощи. А также для всех тех, кто хочет гармонично взаимодействовать с окружающим миром, быть уверенным в собственных силах, ставить перед собой реальные цели и быть гибким в их достижении.

      Это статья о том, как Знание и Любовь помогают выравнивать самооценку.

      Что такое самооценка? Приведу наиболее интересное, на мой взгляд, определение из всех встретившихся мне при подборе информации по данной теме.

      «Самооценка — суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. д. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях.

      Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека.

      Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми. Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим». [1]

      То есть самооценка – это субъективное восприятие личностью самой себя посредством локального сравнения своих качеств или черт характера, интересов, достижений или неудач в общении с другими людьми.

      Безусловно, знание себя, своих физических и психических сил, а также системы личностных ценностей, дает возможность человеку контролировать и регулировать свои действия. Но когда все эти наши собственные знания и умения поддаются сравнению с наработками (опытом) других людей, бессознательно возникает конфликт собственных интересов.

      К примеру, понаблюдали за человеком, зафиксировали понравившийся нам жест, манеру поведения, реакцию или стиль общения – и далее: «Я не такой/такая… умная/красивая/общительная/интересная в общении». Или же произошла обратная реакция — «хм…Какой же глупый, элементарного не понимает!». А ведь это всего лишь мгновение в бесконечном течении времени, а мы уже произвели сравнение себя….

      Познание себя по типу «я и другой человек» зачастую закрепляется у человека на всю жизнь и носит мощную эмоциональную окраску, формируя зависимость от мнения других людей. Этот тип познания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций.

      Очень важно в развитии познания себя и самооценивания перейти на более высокий уровень сравнения — себя с самим собой, по типу «я и я». Человек должен научиться оценивать свои качества, поступки, сопоставлять, каким он был “вчера” и какой он “сегодня”: совершил смелый, решительный поступок, или, наоборот, струсил. Или — что будет более эффективно для саморазвития — по принципу: какой он “сегодня” и каким он может и хочет быть “завтра”, в своих наиболее совершенных представлениях. А вот здесь очень необходимо развитие и совершенствование внутренних приемов самонаблюдения, самоанализа и самовоспитания. Настоящая, конструктивная самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на уровне «я и я».

      Сравнение по типу «я и я» дает наиболее объективную характеристику нашему поведению, оценке полученных знаний, имеющимся желаниям и устремлениям, а также всем тем прилагаемым усилиям в достижении поставленных целей. Это как голос совести.

      Но и тут есть небольшие нюансы. Для того чтобы не заиграться в игру с самим собой: «К чему менять что-то в себе, когда ты и так вполне замечательный!» или «У меня все равно ничего не выйдет» — предлагаю двигаться дальше по страницам моих рассуждений.

      Обращаю ваше внимание, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или общественные стандарты, всегда носит субъективный характер.

      В психологии существуют разные классификации видов самооценки, но нам для цели данной статьи будет достаточно общепринятых.

      Итак, самооценка может быть:

      (недооценка себя и своих возможностей);

      — завышенной (переоценка себя);

      более или менее соответствующей реальному поведению.

      Далее предлагаю собственные наблюдения и зарисовки поведенческих черт личности с яркими признаками заниженной самооценки и личности с признаками завышенной самооценки (высокомерие).

      Заниженная самооценка

      Подбирая материал для этого раздела, я руководствовалась характеристиками собственного проявления заниженной самооценки. Перебирая в памяти разные события и ситуации, переживая их снова и снова, но уже с точки зрения наблюдателя, у меня получился следующий список.

      Надеюсь, изучив его, вы сможете посмотреть со стороны на похожие проявления в вашей жизни, на те ситуации, которые могли вызывать и в вас чувство неуверенности в собственных силах. Ведь осознание – это первый шаг к поиску решений и недопущении подобных реакций в дальнейшем.

      Вот наиболее яркие черты заниженной самооценки (чувства собственной неполноценности), проявления которой иногда могут характеризоваться диаметрально противоположным поведением.

      Отсутствие веры в себя

      1.1. Внешний вид и манера одеваться может быть выражена в двух противоположных вариантах:

      — Вызывающий, эксцентричный, чрезмерно открытый и/или яркий стиль. Все «недостатки» (неуверенность в себе, следы печали, расстройства, неудовлетворенности) максимально маскируются, так как никто не должен видеть проявление слабости/никчёмности, кроме самых близких людей.

      Неприятие самого себя заставляет использовать маски, которые с одной стороны помогают выглядеть более уверенным в себе, а с другой – создают дополнительное напряжение.

      — Закрытый, неброский, чрезмерно скромный, иногда доходящий до безразличия к собственному внешнему виду. Предпочтение отдается свободной закрытой одежде. Свойственна печальная/серьёзная мимика, сутулость, скованность/резковатость движений — явное стремление спрятать свое тело, оттолкнуть от него противоположный пол.

      1.2. Сложности с приятием комплиментов, знаков внимания

      Любое проявление внимания вызывает состояние дискомфорта – ощущение того, что не за что хвалить. Отказ от признания и нивелирование качеств, привлекших внимание. Возникает подозрение, что проявление знаков внимания было не искренним, и что это всего лишь попытка поддержать/подшутить.

      1.3. Сложности в построении близких отношений, не важно, идет ли речь о дружбе или о создании семьи. Неуверенность и нелюбовь к себе переносятся на отношения с окружающими людьми, что выражается в подозрительности и поиске проявлений нелюбви, неприятия, непонимания. В случае нахождения или их надумывания, порождаются болезненные переживания, обиды, претензии и истерики.

      1.4. Дистанцирование от других, застенчивость порождается страхом помешать/отвлечь кого-то от важного дела, обременить, быть лишним, или быть не понятым, отвергнутым и обманутым. При общении присутствует постоянное напряжение, внутренняя зажатость, закрытость.

      Своими успехами и неудачами такой человек делится только с самыми близкими.

      1.5. Слабая инициативность/нерешительность проявляется в избегании ответственности, либо в разделении её с другими людьми из-за страха не выполнить задание, показаться глупым, слабым. Проще принимать участие в видах деятельности, где не нужно проявлять какого-то творчества и инновационных решений, а необходимо лишь терпеливо работать «по-старинке».

      Отсутствие веры в будущее

      2.1. Заниженные требования к себе

      Цели носят приземленный характер или отсутствуют вовсе. Человек довольствуется тем, что есть, не веря в то, что может достичь чего-то большего.

      2.2. Не умение фиксировать позитивные свершения, выборы и результаты

      Жизненные свершения не замечаются и не приносят уверенности в себе и в будущем. Как следствие отсутствует возможность адекватно оценить свои сильные стороны, выделить сферы творчества, к которым есть интерес и добиться высоких результатов.

      Такой человек часто вспоминает жизненные неудачи, обиды, ошибки и упущенные шансы. Нередко возникает чувство жалости к себе из-за неспособности самостоятельно строить собственную жизнь и кажется, что лучшее уже позади.

      Зависимость от мнения/отношения других

      3.1. Ввиду неумения адекватно самостоятельно оценить собственные достижения, проявляется зависимость от внешних подтверждений результатов деятельности. Например, повышение в должности, в зарплате, положительное мнение родственников/значимых людей и тому подобное.

      Та же зависимость проявляется в виде потребности в проявлении внимания со стороны партнёра и друзей (напоминания о любви, нужности и важности, преданности и тому подобное).

      3.2. Мнения других людей принимаются слишком близко к сердцу. Стремление исправиться, лишь бы угодить другому, так как мнение других часто является определяющим фактором для определенных психических состояний. Невозможность угодить всем порождает расстройство.

      3.3. Любое замечание вызывает множество сомнений в правильности выбора, решения или поступка. Далее следует «опускание рук» и нежелание проявлять инициативу.

      3.4. Критика вызывает болезненные переживания, чувство неполноценности, никчёмности, самоедства, расстройства, депрессию.

      3.5. Отказ от каких-то привилегий или поощрений связан со страхом, что будут завидовать или сложится мнение, что это неоправданно и незаслуженно.

      3.6. Неумение говорить «нет»/отказывать

      Невозможность сказать «нет», особенно когда кто-то проявляет внимание, тратит собственное время и силы (например, покупка всего того, что предлагает продавщица в магазине) или отказаться выполнить чью-либо просьбу — ещё одно следствие зависимости от мнения других людей.

      Оно также может быть выражено в излишнем внимании к комфортности и эмоциональному состоянию собеседника, поддержанию безынтересной темы.

      Стремление всем угождать, выполнять все просьбы и оказывать всяческую поддержку также может быть связано с желанием всем понравиться.

      3.7. Постановка завышенных целей, на реализацию которых потребуется гораздо больше ресурсов, чем запланировано, вызвано желанием получить признание окружающих.

      3.8. Страх сделать что-то неординарное, быть в чём-то особенным из-за возможного неприятия или осуждения окружающими.

      Чрезмерная самокритика/самоедство/чувство вины

      4.1. Постоянное сомнение в совершённых действиях, которые оцениваются как глупые, неуклюжие, неправильные, далёкие от идеала. Идёт не конструктивный анализ (не поиск правильных решений), а эмоциональное самоедство.

      4.2. Придание большой важности какому-либо своему поражению, неудаче приводит к долгим переживаниям и укорам себя за неверные выборы и поступки. Иначе говоря, раздувание «из мухи слона».

      4.3. Чувство вины и самоедство проявляется из-за несоответствия чьим-то ожиданиям (особенно близким и значимым для меня людям): «Не такая умная (успешная, красивая, хорошая и др.)». Ощущение чувства вины может быть вызвано надуманными причинами, если с человеком: не поздоровались, не так посмотрели, не улыбнулись, не перезвонили, грубо ответили и пр. Идёт самоедство и мысли типа: «Что я могла сделать не так, что они так ко мне относятся? Ведь так сложно заслужить их внимание! Что со мной не так, что я сделала неправильно?».

      Давайте попробуем нарисовать психологический портрет человека с заниженной самооценкой. При общении присутствует постоянное напряжение, внутренняя зажатость. Одержим желанием всем понравиться, угодить, оказать поддержку. Излишне внимателен к комфортности и эмоциональному состоянию собеседника. Зависим от мнения и отношения других людей, а также от внешних подтверждений результатов своей деятельности. Склонен к самоедству и повсеместному (тотальному) чувству вины. Обидчив, завистлив, ревнив. Часто свойственно чувство усталости и депрессии.

      Завышенная самооценка или высокомерие

      Далее я привожу наблюдения человека с завышенной самооценкой за собой. Возможно, вы удивитесь, что человек с высокомерием наблюдает за собственными реакциями, оценивает их, а также прикладывает усилия для их нивелирования. Но чуть позже вы узнаете про многоуровневость самосознания, и всё встанет на свои места.

      Итак, вот наблюдения. Они сгруппированы в небольшие тематические блоки:

      1. Считает себя самым умным, что может характеризоваться следующими проявлениями:

      — Желание спорить, когда кто-то высказывает своё мнение уверенно, даже если ещё не включился в смысл обсуждаемого. Ощущается как некое возмущение внутри, сразу категорично сказать: "Нет, это не так!"

      — В высказываниях присутствует надменность, с внутренним вопросом "Да что тут непонятного?!" Если человек не воспринял высказанную информацию, желание повторять её множество раз.

      — Нежелание вслушиваться в рассуждения людей из-за ощущения собственного всезнания и всепонимания.

      — Когда кто-то говорит "глупость" возникает желание обратить на это внимание всех, высмеять или реализовать своё превосходство, быстро высказав что-то более "правильное".

      — Непонимание чего-то или незнание, признаваемые другими людьми, вызывает раздражение (внутренний голос: «я же это знаю и понимаю и как это можно не понимать») и желание скорее высмеять или как-то выказать, что это не нормально, вместо того, чтобы искренне помочь человеку своими объяснениями.

      — Сложность слушать и впитывать информацию собеседника опять же из-за самомнения и желания самому реализовываться в демонстрации своих знаний, пониманий, способностей.

      — Субъективно воспринимаемая нелогичность мышления или «недогадки», отсутствие логических выводов вызывают раздражение. Внутренний голос: "Как можно не понять/догадаться?", "Как можно так думать?".

      2. Считает себя лучше других:

      — Проявления заниженной самооценки или высокомерия другими людьми вызывает раздражение и осуждение, желание указать на это третьим лицам и обсудить-осудить с ними.

      — Поиск, подмечание и раздражение на несовершенства других людей. Представление последствий и конфликтных ситуаций, которые могут сложиться из-за таких проявлений. Фантазии на тему, как и что вразумляющее, обычно в назидательно-разоблачающем стиле, можно было бы сказать другим людям об их несовершенствах.

      — Активность, инициативность других людей, привлечение к себе внимания вызывает раздражение и зависть.

      — Если человек в чем-то превосходит личность с завышенной самооценкой, то сначала идет автоматическое нивелирование этого превосходства, придание им несущественности, незначительности, а также одновременный поиск собственного превосходства в чем-то другом. Поиск собственного превосходства ведется в том же направлении что и превосходства оппонента. Например, «Ничего, что я меньше отжимаюсь, зато я быстрее бегаю». Для возможностей сравнения происходит автоматическое обращение внимания и подсчёт результатов деятельности других людей.

      3. Болезненно воспринимает критику:

      — Если оказывается не прав, то испытывает состояния смятения и стыда, кровь приливает к лицу и возникает желание “провалиться на этом месте”, то есть исчезнуть. Далее эти состояния сменяются самообвинением в торопливости в высказываниях и желанием оправдаться или обмануть, что не это имел в виду.

      — На замечания, вне зависимости от справедливости, идёт раздражение, желание указать источнику на его недостатки или на то, что он пытается ограничить свободу и потребности. Или ответить чем-то вроде «На себя посмотри!», или уличить его в других «грехах». Это может сохраняться долгое время и выжидать удобного случая для реализации. Особенно болезненно воспринимаются многократные замечания на похожие «проколы», которые чаще бывают между супругами или родителями и детьми.

      — В любых возникающих проблемах или трудностях винит окружающих, но не себя.

      — Посторонняя помощь для него – табу, ведь чтобы ее принять, ему следует признать собственное несовершенство (отсюда и сложность работы в команде).

      — Неприятие похвалы за исключительные действия — "я всегда такой, что тут такого!"

      — Раздражается, когда задают вопрос, на который он не знает ответа совсем или не может ответить так красиво и полноценно, как хотелось бы. Далее, возможно, он попытается ответить общими фразами или выдать свои предположения и фантазии за реальные, достоверные знания.

      — Избегает любыми способами прямых соревновательных моментов, где явно возможны проигрыши.

      Попробуем нарисовать психологический портрет личности с завышенной самооценкой. Проявляет надменность и пафосность. Вспыльчив, часто пребывает в состоянии раздражения и недовольства другими людьми и обстоятельствами. Склонен к сарказму, насмешкам над другими людьми и сплетничеству. Эгоцентричен, считает, что всё должно крутиться вокруг него. Ревнив.

      Основная разность в поведении высокомерных людей в том, что каждый из них считает ниже своего достоинства. Например, оправдываться.

      Особенности проявления неадекватной самооценки в поведении

      На первый взгляд два совершенно разных психологических образования: завышенная и заниженная самооценка. Но это только на первый взгляд. Уверена, вы обратили внимание на некоторое сходство между ними. Итак, человек с завышенной или заниженной самооценкой:

      — испытывают внутренний конфликт и психологическое напряжение;

      — пребывают в иллюзии относительно своих возможностей;

      — невысокая потребность в саморазвитии (причины: отсутствие стимула/отсутствие веры);

      — при условии гипертрофированности проявления признаков высокомерия и неуверенности в себе — небольшой круг общения (причины: сконцентрированы на себе/ замкнуты)

      В основной своей массе мы умудряемся совмещать в себе оба противоположных полюса самооценки. Так, например, если у человека на работе или в общении с внешним миром самооценка занижена, он пытается компенсировать её дома, становясь эдаким «домашним тираном»[1]. И наоборот, если дома он ощущает признаки заниженной самооценки, то компенсирует её во внешнем мире, поэтому для окружающих может выглядеть гордецом.

      То, что часто принимают за низкую самооценку и называют «синдром заниженной самооценки» или «комплексом жертвы», на самом деле может быть, напротив, завышенной самооценкой: завышенная самооценка плюс склонность к позиции жертвы создает иллюзию низкой самооценки.

      Неуверенность в одной сфере творчества часто компенсируется высокомерным поведением в другой сфере. Например, женщина на работе «с виду серая мышка», а вот на кухне великолепный кулинар – прекрасно печёт булочки с корицей. У неё это получается просто волшебно. Вполне может оказаться, что её заниженная самооценка компенсируется критичной оценке других людей в части кулинарии.

      Ситуативно завышенная самооценка может быть спровоцирована нежеланием «ударить в грязь лицом», когда от внутренней неуверенности человеку кажется, что не знать или не уметь чего-то – это преступление. И вместо того, чтобы учиться, он сообщает о том, что все уже умеет. В отличие от обмана, данное поведение будет бессознательным, и человек сам будет верить, что способен на всё.

      Таким образом, неадекватная самооценка и в одном и в другом своём варианте порождает:

      — разделённость с окружающими

      — эгоцентризм (зацикленность на себе).

      О причинах неадекватной самооценки

      С точки зрения психологии причины неадекватной самооценки заключаются в ограниченности восприятия не только самого себя, но и окружающего мира. Чрезмерная уверенность или неуверенность в собственных силах не позволяет человеку полноценно осуществлять свои действия и достигать целей.

      Люди, которые имеют завышенные требования к жизни, переоценив свои возможности и способности, часто терпят неудачи, взявшись за достижение непосильных для них целей.

      Заниженная самооценка искажает представление о своей личности, об окружающих людях. Такие люди ставят перед собой маленькие цели и не достигают в жизни ничего существенного, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют свои личностные особенности (самоактуализация).

      И в том и в другом случае неадекватная самооценка препятствует личностному росту, ведь не зная себя, не знаешь с чем работать.

      Оценив уровень своих притязаний (желаний), не менее важно реально оценить свои возможности и способности. Их уровень зависит от нашего жизненного опыта: взлётов и падений на жизненном пути.

      С точки зрения ииссиидиологии[2] причины неадекватной самооценки заложены в особенностях конфигурации самосознания человека, а также связаны с активностью низкочастотных уровней.

      Согласно ииссиидиологии, конфигурация самосознания человека представляет собой набор всех активных уровней (представлений), и на данном этапе развития людей состоит из бессознательных, личностных, высших личностных, подсознательных и уровней надсознания. То есть наше самосознание является многоуровневой структурой. И каждому уровню самосознания соответствует определённый «набор» так называемых конгломератов -составных частей нашей личности, представляющих собой очень узкий (фрагментированный) диапазон данного уровня самосознания. В психологии это частично описывается аналогичным понятием субличности.

      Низкочастотные (бессознательные и низшие уровни личностного самосознания) уровни самосознания характеризуются в виде инстинктивных, эгоистичных и животных проявлений. Эта часть нашего самосознания характеризуется очень узкими взглядами и фрагментированными представлениями и наше отождествление с этими уровнями препятствует конструктивному подходу к жизненным ситуациям и обстоятельствам, а также эффективному жизненному творчеству.

      Конкретика информации, которой структурирована бессознательная часть нашего самосознания, определяет склонность к тому или иному виду неадекватной самооценки. На физиологии это выражается через особенности гормонального фона человека. Так, например, при склонности человека к заниженной самооценке наблюдается недостаток выработки норадреналина и серотонина.

      Сложно определить бессознательный источник неадекватной самооценки, так как реализация низкочастотных уровней примешивается к реализации среднечастотных, которые связаны с нашей социальной активностью (работа, учеба и т.д.), таким образом формируя нашу модель поведения.

      Несмотря на активность всей многоуровневой структуры нашего самосознания, мы потенциально (при определённых навыках) способны выбирать, с какими уровнями нам отождествляться. Большинство тренингов и психологические практики направлены на приобретение навыков отождествления с теми или иными конгломератами[3].

      В каждый момент времени через наше самосознание проявляются далеко не все конгломераты сразу, а лишь наиболее активные из них в конкретный момент. Вся наша жизнь и всё наше будущее связано с тем, с какими уровнями самосознания мы в большей степени отождествляемся.

      Отождествляясь с низшими уровнями самосознания (к сфере творчества которых относятся крайние проявления неадекватной самооценки), в силу ограниченности их представлений, человек не способен конструктивно мыслить, находиться в позитивных состояниях, принимать дальновидные решения и выстраивать дружелюбные и открытые отношения с другими людьми. Всё это, естественно, далеко не самым позитивным образом отражается на всех обстоятельствах жизни.

      Трансформация неадекватной самооценки

      Крайние проявления неадекватной самооценки чаще свойственны подросткам. По мере накопления жизненного опыта самооценка в большей или меньшей степени выравнивается. Оставшиеся её черты также могут быть трансформированы либо посредством приобретения дополнительного жизненного опыта, либо через психологические практики и осознанную работу с ними.

      Описание психологических практик по выравниванию самооценки вы сможете без труда найти на просторах интернета. Мне же ближе принципы интеллектуально-альтруистичного развития, основанные на ииссиидиологических представлениях, поэтому я и поделюсь тем, как жизнь согласно этим принципам выравнивает самооценку.

      Итак, как видно из названия самих принципов, основной ценностью этого направления развития является культивирование интеллекта и альтруизма, взаимосвязанных между собой. Помимо этого, важными вспомогательными качествами являются открытость, честность, инициативность и ответственность. Если помните, качества, порождаемые неадекватной самооценкой (разделённость, закрытость, ложь, безынициативность, безответственность, эгоцентризм), прямо противоположны этим.

      На развитие вышеназванных позитивных качеств направлены принципы взаимоотношений и методики саморазвития, разрабатываемые и применяемые на МИЦИАР (Международный информационный центр интеллектуально-альтруистичного развития)[4], где я живу уже более трёх лет и на собственном опыте чувствую их эффективность для выравнивания самооценки (и саморазвития в целом).

      Весь интеллектуально-альтруистичный подход к саморазвитию можно разделить на две части: наработка высокочастотных (уровни высшего личностного самосознания и подсознания) и трансформация низкочастотных уровней.

      Столпами активизации высокочастотных уровней являются изучение ииссиидиологии и пение Айфааровских песен[5]. Изучение ииссиидиологии помогает обрести знание, глубокие представления и убеждения, понимание того, что всё вокруг зависит только от нас: все обстоятельства жизни объективны, потому что полностью соответствуют конфигурации нашего самосознания. Это означает, что нет в жизни несправедливостей, а только мы сами ответственны за всё, что с нами происходит. Пение песен, в свою очередь, позволяет раскрыть в себе высокочувственный потенциал и высоконравственные образы, прикоснуться к состояниям безусловной любви и приятия, толерантности и альтруистичного служения всему лучшему, что есть в людях и человеческом обществе.

      Конгломераты высокочастотных уровней уже обладают ответственностью за все окружающие их обстоятельства и инициативностью по изменению себя и этих обстоятельств к лучшему. Поэтому, чем больше эти уровни проявляются через наше самосознание, тем, соответственно, мы чаще бываем ответственны и инициативны.

      Они, в свою очередь, направляют нас на действия в различных областях, постоянно сталкивая с теми или иными задачами. Таким образом, у человека с высокомерием приходит понимание того, что он не настолько всезнающий и всемогущий – самооценка начинает выравниваться, а у человека с заниженной самооценкой – повышаться, потому что оказывается, он может гораздо больше, чем ему казалось. Инициативность и ответственность порождают жизненный опыт. А жизненный опыт – выравнивает самооценку.

      По мере повышения нашей жизненной активности на высокочастотных уровнях появляются и новые соответствующие им цели и вырисовывается качественный образ того себя, кем хочется быть. Это позволяет уйти от оценки себя по принципу “я и другие” и перейти к оценке “я и мой качественный образ”. То есть постепенно все свои выборы и действия мы начинаем оценивать с той позиции, соответствуют ли они поведению нашего качественного образа и продвигают ли нас к целям, что также повышает уровень ответственности и инициативности.

      Активизация высокочастотных уровней автоматически запускает процессы по “подтягиванию” низкочастотных уровней, в работе с которыми, прежде всего, важна осознанность (состояние Наблюдателя). Это состояние позволяет идентифицировать, какие уровни самосознания в данный момент проявляются, провести анализ и, если необходимо, коррекцию.

      Если вы в себе обнаружили завышенную или заниженную самооценку, постарайтесь выписывать проявления неадекватной самооценки в конкретных ситуациях. Посвятите этому, например, месяц. Обращайте пристальное внимание на то, как она у вас проявляется, анализируйте и решайте, как бы вы хотели поступить (представьте, что есть второй шанс проиграть ситуацию заново). Новые представления о себе складывайте в копилку вашего качественного образа. Это позволит вам нарабатывать и проявлять состояние Наблюдателя.

      Когда мы научились идентифицировать и фиксировать проявления своих низкочастотных уровней и, в частности, неадекватной самооценки, можем перейти к следующему методу работы с ними.

      Все непозитивные уровни “боятся” огласки. Поэтому в интеллектуально-альтруистичном направлении развития культивируются принципы открытости и честности, которые через признание и озвучивание этих реакций позволяют эффективно их трансформировать.

      Для этого, в частности, используется методика “Разотождествления и отождествления”, смысл которой заключается в том, чтобы с позиции Наблюдателя рассказать о своих непозитивных проявлениях, выразить своё нежелание более быть ими, то есть разотождествиться, и отождествиться с проявлениями своего качественного образа. Подобную методику стоит делать в кругу людей, также как и вы, стремящихся к саморазвитию и самопознанию, то есть способных вас понять.

      В работе с непозитивными уровнями также помогают мотивации, то есть умение объяснить самому себе, например, невыгодность отождествления с этими уровнями. Как универсальная мотивация для выравнивания самооценки может быть представление о том, что каждый человек уникален — у каждого есть свои слабые и сильные стороны. Поэтому ни один человек не хуже и не лучше другого.

      Для формирования действенных индивидуальных мотиваций необходима самостоятельная работа. Для человека с заниженной самооценкой необходимо фиксировать свои достижения (например, «Тетрадь успехов», «Книга счастья») и те моменты, когда заниженная самооценка не позволила добиться своих целей. Человеку же с завышенной самооценкой необходимо, в первую очередь, обратить внимание на те ситуации, когда позиция других людей была более качественной, а его высокомерие не позволило добиться его целей.

      И я всегда помню, что любые проявления в самосознании — это лишь этапы развития. Всё является необходимым опытом, и любые низкочастотные проявления при их трансформации становятся составляющей частью более качественных уровней. Можно сказать, что если к высокомерию добавить Любовь, то мы получим честь. А если к заниженной самооценке прибавить Знание, то получится инициативность.

      Отсутствие веры в себя — ступор, если не деградация.

      Стремиться быть лучше других – это эволюционный рост, саморазвитие.

      Эффективнее стремиться превзойти себя.

      Думать, что ты уже лучше всех — это тупик.

      Стремление к адекватной самооценке позволяет повысить эффективность всех сторон жизненного творчества. Её наличие является критерием высокоразвитого человека, которому не нужно что-то доказывать, как-то себя выпячивать или наоборот прятаться от жизни. Такой человек коммуникабелен, дружелюбен, открыт людям, целеустремлён и конструктивен.

      Нет ничего такого, чего бы мы не могли добиться в жизни, и проявлений, с которыми мы бы не смогли справиться! Самое главное — сделать первый шаг и если вы прочитали эту статью до конца, то первый шаг к адекватной самооценке вы уже сделали!

      [1]Более подробно о механизмах психологической защиты читайте статью под названием «Психологическая защита личности. Защищаться или меняться?!» (http://www.iissiidi.org/#!psihologicheskaya-zaschita-1/c16c4)

      [2] Ииссиидиология — это новейшие космологические представления о вселенной и человеке. Подробнее см. ссылки: http://ayfaar.org/iissiidiology/anonsy-knig/item/516-vstupitelnoe-slovo-k-pervomu-tomu-iissiidiologii-ot-avtora, http://ayfaar.org/publikatsii/item/507-ob-iissiidiologii,

      [3]Конгломерат — это составная часть нашей личности, объединяющая узкий диапазон уровней самосознания. В психологии это частично описывается аналогичным понятием субличности.

      www.iissiidiology.net