Карты самооценки ученика

Оглавление:

Формирование регулятивных УУД (самоконтроля и самооценки) учащихся начальной школы Богданова В.В. Методист ЦРО 2011 г. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемresc.my1.ru

Презентация на тему: » Формирование регулятивных УУД (самоконтроля и самооценки) учащихся начальной школы Богданова В.В. Методист ЦРО 2011 г.» — Транскрипт:

1 Формирование регулятивных УУД (самоконтроля и самооценки) учащихся начальной школы Богданова В.В. Методист ЦРО 2011 г.

2 УУД (общеучебные умения) – самое главное, что остаётся после школы. Регулятивные — умения организовывать свою (в том числе учебную) деятельность. ?

3 Регулятивные УУД (ФГОС.Раздел II. П. 11) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной и условиями ее реализации; Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

4 Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Волевая саморегуляция Оценка

5 Как проверить, принимает ли ребенок учебную задачу? Учебная задача задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно- практических задач. (В.В.Давыдов) Умение принимать учебную задачу – значит, умение ребенка выделить в задании главный вопрос-проблему и опираться при его решении не на наличную ситуацию, а на те логико-смысловые отношения, которые отражены в условии задачи.

6 Как конкретно проявляется неумение выделять учебную задачу? По русскому языку ученик читает в учебнике: Спишите упражнение, вставьте пропущенные буквы (ь). Это конкретное задание. Учебная задача заключается в том, чтобы ученик научился различать части речи и четко усвоить, что (ь) пишется всегда в существительных женского рода после ж, ш, ч и в глаголах второго лица единственного числа.

7 Чтобы научить выделять учебную задачу, учителю необходимо на своих уроках ставить вопросы ученику, касающиеся отдельных заданий, упражнений: Зачем нужно такое упражнение? Что ты осваиваешь, когда его делаешь? Какие слова взяты в скобки и почему? Почему пропущены некоторые слова и заменены многоточием? Приведи свои примеры. Учебные задачи и конкретное задание – не одно и то же.

8 Диапазон формирования регулятивные УУД во втором классе. Определять и формулировать цель деятельности Осуществлять действия по реализации плана Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Учиться планировать учебную деятельность на уроке, решение задачи и т.д. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, приборы и инструменты). Учиться находить и исправлять ошибки с помощью учителя Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, сравнивая результат с целью. В диалоге учиться осознавать причины своего успеха или неуспеха.

9 Типовые задачи в развитии регулятивных УУД умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца; планировать свое действие в соответствии с особенностями образца; осуществлять контроль по результату и по процессу; оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

10 Самоконтроль Самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

11 КОНТРОЛЬ Побуждение учащихся к самоконтролю 1.Формирование потребностей в самоконтроле. 2. Разъяснение сущности параметров самоконтроля. 3. Инструктаж по проведению самоконтроля. Косвенное развитие самоконтроля 1.Проверка учителем деятельности учащихся. 2. Взаимные проверки учащихся. 3. Проверка учащимися деятельности учителя. Непосредственное развитие самоконтроля 1.Выяснение причин собственных ошибок. 2. Самопроверки. 3. Предупреждение ошибок.

12 Карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки ( в указаниях содержатся разъяснения о том, когда и какими способами учащемуся следует контролировать свои действия и их результат) КАРТОЧКА – ВОПРОС Найди корень уравнения: Х+7=11 Х= Х= Сделай проверку: ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА Чтобы найти корень уравнения, нужно его решить. Для этого: — обозначь в уравнении целое и части; — определи, что тебе неизвестно, целое или часть; — вспомни правила нахождения целого, части: — чтобы найти целое, нужно все части сложить; — чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть; — выполни соответствующее действие; — сделай проверку: вместо переменной х в уравнении, подставь результат действия. — Если равенство получилось верным, то уравнение решено правильно. Если равенство неверно, то повтори всё сначала. КАРТОЧКА – ОТВЕТ Х+7=11 Х=11-7 Х=4 4+7=11 11=11

13 Также можно использовать упражнения, которые больше подходят для развития внимания детей, но их тоже необходимо использовать при формировании навыка самоконтроля, т.к. при отсутствии внимания не может быть речи ни о самоконтроле, ни о контроле вообще. Детям предлагается готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам. Учитель предъявляет неполное решение задачи, а ученикам предлагается завершить его. Для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это. Предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.

14 Упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

15 Игра «Лесенка» Каждой паре детей дается одна карточка с примерами: Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан: Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

16 Игра «Число-контролер» Ученики получают карточки с примерами: Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать – сумма всех ответов равняется числу 10.

17 Упражнение «Исправь ошибки». Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только подчеркнули, но и исправили. «Проверка-сверка». Во время чистописания после написания букв дети сверяют по кальке правильность начертания. Затем находят и выделяют зеленой точкой самую удачную букву.

18 Развитие самоконтроля: сравнить результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме; выполнить действия по развернутой инструкции; сравнить промежуточный результат с эталоном; составить проверочные задания для самоконтроля; сравнить конечный результат с эталоном; осуществить самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта; реконструировать ошибочное действие редактирование текста и т.д.

19 Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результат своей деятельности, сравнивать себя с другими. низкая самооценка скрывает два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

20 Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) Какова была цель задания? Удалось получить результат (решение, ответ)? Правильно или с ошибкой? Самостоятельно или с чьей-то помощью?

21 Инструкция по развитию самооценки первоклассника: даем проявить свою (неадекватную) самооценку; развиваем эмоциональную рефлексию; устанавливаем порядок самооценки; учим признавать свои ошибки. используем развитое умение самооценки.

22 «Карты самооценки ученика». Внешние выражения уровня самоконтроля и самооценки можно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный лист успешности, который имеет несколько видов и функций. Хорошим наглядным примером учебного и личностного роста ребенка служат «Карты самооценки ученика». Заполняется карта ежемесячно самим ребенком.

23 Попутного ветра в освоении программы универсальных учебных действий!

www.myshared.ru

Приемы рефлексии на уроках музыки. Карта самооценки музыкальной викторины обучающегося класса п/ п Критерии оценкиДаНет 1 Правильно определил фамилия, — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемТимур Матчин

Презентация по предмету «Музыка, Хореография» на тему: «Приемы рефлексии на уроках музыки. Карта самооценки музыкальной викторины обучающегося класса п/ п Критерии оценкиДаНет 1 Правильно определил фамилия,». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Приемы рефлексии на уроках музыки

2 Карта самооценки музыкальной викторины обучающегося класса п/ п Критерии оценки ДаНет 1Правильно определил фамилия, имя композитора 2Определил название произведения 3Определил эпоху 4Определил жанр произведения 5Точно определил образное содержание произведения Поставьте знак «+» в нужной колонке

3 «Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.. УрокЯ на уроке Итог интересноработалпонял материал скучноотдыхалузнал больше, чем знал безразлично помогал другим не понял

4 «Лист самоконтроля» Вид задания Отметка Итоговая оценка Ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика

5 «Лист самооценки» Фамилия, имя ученика Расставьте стрелочки Узнал что-то новое Расстроился Удивился Научился Получил радость Ничего не понял

8 «Карта настроения» красный – восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий — неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние.

10 «Чемодан, мясорубка, корзина» Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

11 SMS Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS – сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить то, как плодотворно он работал.

12 Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

www.myshared.ru

Карты самооценки ученика

О маршрутном листе и его использовании на уроках физики в школах при исправительных колониях. Разделы: Физика. Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и. Главная задача учителя: научить ученика, дать.

Маршрутный лист ученика 1 класса. Индивидуальный маршрут успеваемости учащегося. Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы. Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана. Маршрутный лист самооценки Оцените работу своей группы. Лист самооценки У каждого ученика лист с двумя шкалами. 44.5 КБ Индивидуальная карта психолого-педагогического статуса ученика начальной школы.doc. 127.46 КБ Индивидуальный план исследовательской деятельности обучающегося.docx. В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ. Каждый учитель-предметник ведет маршрутный лист по своему предмету, таким образом учебные достижения. Маршрутный лист самооценки. Оцените работу своей группы. У каждого ученика лист с двумя шкалами. Интересный урок Моё участие.

Эту. задачу мы решаем на протяжении всей своей. Все наши замыслы, все поиски и построения. В. А. Сухомлинский. А как добиться того, чтобы ученик хотел учиться. Только учитель может решить, как, каким путём. Как. активизировать ученика на работу на уроке и. У каждого учителя есть.

Что такое “Маршрутный лист”? Это маршрут на что-то, на выполнение какой – то работы, какого – то задания. Всё это прописывается в маршруте и как его выполнить, также прописано. Ведь многие ученики не слушают задание учителя, а тут перед глазами запись.

Ведь урок – это. очень маленькая пьеса в большом театре. А сам учитель –. режиссёр, актёр каждого урока. И разрабатывая. урок, мы всегда ставим перед собой вопросы: Кого учить?

Чему учить? Я работаю в школе при колонии. Эта школа. отличается от других школ особым контингентом, и. Мотивации к восприятию нового. Каждый учащийся требует. Многие эмоционально.

Частые. пропуски уроков, зачастую без уважительных. ФГОС обязывает школу строить образовательный. Учитель. вечерней школы не должен пытаться учить взрослых.

С учениками вечёрки нужно. Они отстают в усвоении школьной программы, так.

В нашей школе нужно. Хотя может быть мои “Маршрутные листы”. Они спокойно начинают работать. Учащиеся оживились, начали. Что такое “Маршрутный лист”? Это маршрут на. что то, на выполнение какой – то работы, какого –.

Всё это прописывается в маршруте и. Ведь многие. ученики не слушают задание учителя, а тут перед. Ученикам. я объяснила, с помощью “М. Как вы. поработаете, так я вас и оценю, иногда они сами. Работая по “М. л” ученик не попадает в ситуацию. Многие ученики. отвечают в письменной форме (индивидуальные.

М. л.” — это список заданий, разного уровня. Урок наш — 4. 5 минут, как в этот ограниченный. Я считаю и делаю так, что. Обстановка на. уроке не должна быть нервозной. Не успеваете. объяснить весь материал, не успеваете сделать.

Вы сможете с ним поработать ещё на. Нужно сделать столько, что бы тема. За сделанную работу я всегда. Таким образом, мы формируем у таких учеников. Учиться не хотим, за чем это нужно”.“М. С помощью. “М. л.” ученик движется в обучении согласно своим. Их нужно составлять с учётом.

В нашей школе они. Применение “М. л.” очень хорошо.

Кроме того “М. л.”. М. л.”. Конечно, от учителя создание и применение. М. л.” на уроке требует: 1.

Они с. интересом стали работать самостоятельно на. У многих появился. Иногда. они сами свою работу оценивают. Я не могу сказать.

Но я вижу уже конечный результат. Если первое. полугодие 2. Я надеюсь. такие “М. Л.” пригодятся коллегам, которые.

Пусть. этот нестареющий наказ. Напутствием послужит каждой школе, Любой семье.

performancedownload718.weebly.com

Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Развитие нашего российского общества повышает требования к формированию активной, созидающей личности, поэтому делают особо значимыми исследования проблемы становления процессов регуляции, которые позволяют человеку выступать как истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности, а также самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Основные функции самооценки:

— констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

— мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

— проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

— позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

— удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

— помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

7. Листы индивидуальных достижений.

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании УУД».

Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика Н.Г. Лускановой «Лесенка».

Следует отметить, что уже за первый год обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

— осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

— повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность;

— в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

— дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;

— уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

— умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник — я».

Анализ результатов выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Следовательно, безотметочное обучение с формированием самооценки оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся.

  • Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006
  • Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
  • Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
  • Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.
  • yamal-obr.ru

    В предыдущей статье мы рассказали о том, как правильно оформить портфолио для воспитанника детского сада, а сейчас рассмотрим принцип составления портфолио ученика младших классов начальной школы. Ниже вы найдете ссылку, чтобы скачать готовые образцы страниц портфолио мальчика или девочки, размещенные в одном архиве.

    Далеко не все родители знают, из чего должно состоять портфолио ученика начальных классов, как начать над ним работать и что для этого необходимо. Попросить кого-то сделать его за вас невозможно, ведь никто не сможет описать достоинства незнакомого ребенка. Разберем все по порядку.

  • На самом деле здесь нет ничего сложного. Необходимо отсканировать грамоты, рисунки, различные работы ребенка, подобрать наиболее значимые фото в электронном формате, набрать пару предложений для описания каждого раздела и разместить всю информацию на странице шаблона портфолио.
  • Потом вся информация загружается в специализированный графический редактор, подбирается готовый шаблон, какой больше нравится ребенку. Теперь нужно расположить на страницы подготовленные данные, в графическом редакторе легко разобраться, где должно быть изображение, а где текст. Сразу оговоримся, что многие родители предпочитают размещать информацию на распечатанных шаблонах страниц без применения современных технологий — просто вырезая, наклеивая, подписывая информацию на листе.
  • Будет удобнее, если сперва скачать и загрузить в графический редактор уже готовые шаблоны страниц. Допускается копирование текстовых элементов из любого редактора. Лучше брать по несколько предложений, большие объемы переносить не рекомендуется.
  • Если хотите добавить рукописный текст — сфотографируйте его. Графическим редактором можно выделить часть фотографии, где расположены оценки, написаны интересные фразы. Проделанную работу необходимо сохранить, чтобы иметь возможность пополнять и расширять портфолио несколько месяцев подряд.
  • Когда ребенок лично участвует в разработке собственного портфолио ученика начальной школы, то у него повышается самооценка, появляется мотивация для достижения новых целей, чтобы результаты поместить в сборнике, ученик станет стремиться к большему развитию в творчестве, науке и других сферах.
  • Необходимо разъяснить школьнику, что портфолио — не набор грамот, главное работать над собой и участвовать в мероприятиях, это заслуживает большей похвалы, чем стопка дипломов, заработанная в ущерб собственным интересам и желаниям.
  • После многих тестов и исследований психологов было признано, что главный показатель развития творческого человека не знания, а наличие мотивации и стремления постигать новые горизонты. Если ребенок поставит цель, он обязательно ее достигнет.
  • Портфолио ученика начальной школы — это не только красиво оформленная совокупность информации о личности и интересах школьника, но и весьма полезный документ для людей,принимающих непосредственное участие в формировании личности ребенка — для педагогов, психологов, администрации школы, руководителя кружка или спортивной секции. Постепенно страницы портфолио наполняются важной информацией и начинает просматриваться потенциал и динамика развития школьника.
  • Оформляя портфолио ученика младших классов, сделайте акцент на достижениях в спортивных мероприятиях мальчика,отношении с друзьями и школьными товарищами. В портфолио ученицы начальных классов можно включить раздел рукоделие, где будет размещаться информация о домашних увлечениях девочки и фотографии её работ (вязание, вышивка, бисероплетение, поделки из бумаги, одежда для кукол и так далее).

    КАК БЫСТРО И КРАСИВО ЗАПОЛНИТЬ СТРАНИЦЫ ШАБЛОНОВ В ФОТОШОПЕ:

    Любые шаблоны — это картинки, на которых вы легко сможете разместить текст, заполнить уже созданные поля на заготовках.

    bebi.lv

    Формирование навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики

    Один, который нас творил.

    Другой, который мы от века

    Творим по мере наших сил.

    Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка. По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, «школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать”.

    Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его «хозяином” своей деятельности – помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.

    В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.

    Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способена регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.

    Считаю, что потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося. И конечно же, предметом, наиболее способствующим выработке потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий и, вместе с ним, развитию мыслительных способностей учащихся является математика. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны вынести учащиеся из прохождения курса математики.

    Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. И как результат – пробелы в знаниях. Именно поэтому все усилия я направляю на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.

    Главным в учебной деятельности ребёнка считаю понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом добиваюсь, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения моего предмета, ощущал своё развитие. Стараюсь пробудить в детях желание подняться духовно и интеллектуально на ступеньку выше и ощутить духовную прибыль от изучения математики.

    Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.

    Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

    1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

    Для этого учитель должен:

  • показать учащимся, что любое обучение — органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.
  • ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
  • сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
  • выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
  • 2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

    взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

    3-й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

    От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

    В результате этой работы:

  • во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;
  • во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.
  • Цикличная форма организации деятельности предполагает организацию работы в нескольких циклах со сходным строением этапов: формулировка или уточнение целей, генерация идей в рамках поставленных целей, выработка критериев для анализа, оценка и проверка предложенных идей и выработка нового представления о цели, назначении и личностном смысле деятельности. Переход от цикла к циклу позволит ученику, учитывая и перманентно уточняя требования задачи, на их основе генерировать всё новые идеи.

    Обобщения, производимые при самооценке себя, своей деятельности и самоконтроле своих действии позволяют ученику осознать рефлексивные рамки проблемной ситуации и расширить их. В свою очередь, это поможет нахождению новых параметров анализа условий задания. В каждом новом цикле деятельности эти обобщенные параметры анализа проблемной ситуации будут способствовать уточнению целей и появлению новых идей. Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют учащегося задуматься, искать причину своих ошибок и изменять методы своей работы.

    Следовательно, в течение всего периода выполнения задания включается единый механизм рефлексивного самоконтроля, основанный на обобщении и анализе промежуточных результатов, поэтому оценивание и контроль своих действий учеником несколько раз периодически повторяются. То есть благодаря потребности в самоконтроле и в критической самооценке своих действий учащиеся вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.

    Таким образом, я предполагаю, что такая работа должна привести:

  • во-первых, к формированию у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия;
  • во-вторых, к развитию мыслительных и творческих умений ученика, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции.
  • в-третьих, к пробуждению внутренней инициативы, активизации внутренних сил самого ученика, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учеников со стороны учителя.
  • Рассмотрю цикл работы на примере контрольной работы по теме «Деление десятичных дробей»

    Учащимся выдается текст контрольной работы в следующем виде:

    Критерии оценки Оценка Задания Трудности, прогнозируемые ошибки

    1. Выполните деление в столбик:

    2. Решите задачу:

    За три дня туристы прошли 35 км. В первый день – 0,3 всего пути. Остальной путь за второй и третий день поровну. Сколько километров прошли туристы в третий день?

    Какие ошибки можно допустить при выполнении этого задания?

    4. Решите уравнение:

    5. Сумма двух чисел 45,7. Одно число больше другого на 21,3. Найдите эти числа.

    К данной контрольной работе учащимися были выделены следующие критерии оценки, которые фиксируются в первом столбце (таблица 1):

  • 1 уровень – отказ от выполнения задания или все ответы ошибочны – 0 баллов.
  • 2 уровень – за каждый верно оформленный и правильно выполненный пример – 0,5 балла.
  • 3 уровень – правильное оформление и решение всех примеров – 3 балла.
  • По ходу выполнения контрольной работы учащиеся выписывают в последний столбец (таблица 1) возникающие у них трудности и сомнения по поводу правильности выполнения того или иного задания с объяснением, почему он так думает, а также оценивает себя по заданным критериям.

    2) На следующем уроке дети получают проверенные мною работы с содержательной оценкой и начинают соотносить оценку учителя по каждому критерию со своей оценкой, определяя, как получилась общая оценка всей работы.

    3) Далее учащиеся начинают разбираться с причинами ошибок и трудностей, возникших у них в ходе выполнения данной работы, заполняя таблицу № 2.

    Задача, в которой была сделана ошибка. Причины ошибки: Как избежать ошибки? Решение похожей задачи.

    Как действовал я? Как надо было действовать. Почему я ошибся?

    Таким образом, через систему таких уроков формируется диагностико-коррекционный способ работы над ошибками, который опирается на действие самоконтроля и самооценки.

    4) После определения причин ошибок начинается этап коррекции. С этой целью мной создается система специальных заданий. Многие из таких заданий я беру в книге «Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся 5-6 классов», авторы С.Г. Манвелов, Н.С. Манвелов. Задания оформляются на карточках и располагаются на «столе заданий». К ним подбираются средства решения (это могут быть алгоритмы действий, правила, словесные указания, схемы, модели, чертежи), которые располагаются на «столе помощи». С помощью карточек-помощников дети работают над своими умениями, самостоятельно определяя объем и содержание тренировки, и консультируются в случаях затруднения у меня, или у своих товарищей. После тренировки ребенок переходит к работе на оценку, самостоятельно определяя время перехода к ней. Моя роль, как учителя, на данном этапе сводится к консультации ребенка по поводу соответствия выбранного задания, умению, которое необходимо отработать. Здесь же большое внимание необходимо уделять тому, как ребенок использует карточки-помощники и тому, чтобы средства, которые я предложила учащимся действительно являлись средствами организации детской работы.

    Таким образом, учитель имеет возможность не только консультировать учащихся по их запросу, но и проводить педагогическое наблюдение за становлением индивидуального действия: как ведет себя ученик при подборе задания; к кому и в какой момент обращается за помощью, какие задает вопросы; самостоятельно ли начинает и завершает работу на занятии; берет ли задание на дом и в каком объеме.

  • Обращение учащихся к диагностике причин ошибок по собственной инициативе в обстановке свободной от внешнего контроля;
  • Достоверность установленных при этом причин;
  • Осознанность данного действия учащимися – есть способность ученика описать те действия, с помощью которых он пришел к правильному решению.
  • Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практики я использую следующие приемы:

  • Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.
  • Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление «допущенных” ошибок. Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.
  • Учитель при объяснении «допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.
  • Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам. Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он «отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.
  • Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение. Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.
  • Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить. Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся «схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.
  • Учащимся дается задание с избыточными данными. В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.
  • Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: «Как решать?”, «Каким приёмом воспользоваться?”, «Какой теоретический материал надо знать?”, «Что знаю?”, «Что не знаю?”, «Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.
  • Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.
  • На своих уроках использую разные приемы рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
  • На своих уроках часто использую приём незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение. Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний …», Ощутили ли вы интеллектуальный рост? Какую духовную прибыль вы получили? и т.д. А также практикую в своей деятельности заполнение «рефлексивной карты». Приведу пример рефлексивной карты по теме «Система уравнений с двумя переменными»

    ЗУН Самооценка Оценка другим учеником Оценка учителя

  • что такое система уравнений
  • что такое корень системы
  • что значит решить систему
  • что такое график
  • алгоритм построения графика
  • графики элементарных функций
  • алгоритм решения системы уравнений графически
  • алгоритм решения системы уравнений способом подстановки
  • алгоритм решения системы уравнений способом сложения
    • определять степень уравнения
    • выражать одну переменную через другую
    • определять по виду уравнения его график
    • отмечать точку по ее координатам в координатной плоскости
    • строить графики элементарных функций
    • определять, является ли пара чисел решением системы уравнений
    • решать системы уравнений графически
    • решать системы способом подстановки
    • решать системы способом сложения
    • Карта заполняется постепенно по мере изучения материала. Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень.

      «Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность» Джозеф Шугерман.

      1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности- М.:Знание, 1981.
      2. Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова- М.: Просвещение, 1966.
      3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства- М.: Издательство Московского университета, 1988.
      4. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания- М.: Издательство Московского университета, 1974.
      5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований- М.: Педагогика, 1986.
      6. Иржавцева В.П., Федченко Л.Я. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе изучения математики — Киев: 1988.
      7. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся- М.: Высшая школа, 1979.
      8. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся- М.: Просвещение, 2001.
      9. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики М.: Просвещение, 2005.
      10. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.
      11. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности — Томск: Пеленг, 1993.
      12. Рыжик В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике // Математика в школе №3, 1980.
      13. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике /Сост. Ю.Д.Кобалевский- М.: Просвещение, 1988.
      14. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В.Давыдова- М.: Педагогика, 1982.
      15. Чуканцов С.М. Где ошибка? -Тула: Приокское книжное издание, 1976.
      16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды- М.: Международная педагогическая академия, 1995.
      17. www.uchportal.ru