Исследования самооценки и уровня притязаний

II. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси;

III. Внутренняя неустроенность.

В данный фактор вошли значения шкал: открытость (внутренняя честность) (1), самоуверенность (2), саморуководство (3), зеркальное Я (отражение самоотношения) (4).

Совокупность значений шкал выражает оценку собственного Я испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению.

В данный фактор вошли: самоценность (5), самопринятие (6) и самопривязанность (7).

Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему Я.

Данный фактор содержит шкалы, фиксирующие внутреннюю конфликтность (8), самообвинение (9), и связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения.

Показатели третьего фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи.

Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Инструкция: Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними наименее желательные, отрицательные (20-й ранг — наиболее привлекательное качество, 19-й — менее и т. д. вплоть до 1-го ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг — качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й — качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

Цель обработки результатов — определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 — d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 — d2) 2 и записать результат в колонке d 2 . Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов и внесите ее в формулу

где r коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности); п — количество отобранных свойств личности.

Если количество качеств равно 20, то формула (1) имеет упрощенный вид

Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до +1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности, равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человека о своем идеальном Я и Я реальном.

Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 — свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или при r от +0,39 до+0,89 как тенденцию к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Яидеальным иЯ реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и том, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

· 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;

· 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образов Я реального и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки:

Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие — перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, — чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного, и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.

Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности — уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.

Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

studopedia.su

Метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Люди склонны к постоянной оценке своего поведения и своих поступков. Такой анализ необходим для развития личности и для создания гармоничных отношений с окружающими людьми.

Самооценка – это способность человека составить представление о своих действиях, о себе, о своих личностных качествах, навыках, недостатках и достоинствах.

Самооценка начинает формироваться в детском возрасте около трех лет. В этот период ребенок начинает проявляться как личность, идентифицировать себя с определённым полом, осознавать свою автономность от матери. Становясь старше, появляется возможность оценивать себя на элементарном уровне, анализировать отношение к себе окружающих. Так рождаются зачатки самооценки, которая формируется длительное время, пребывая всю жизнь в динамике.

В психологии, в зависимости от того, насколько правильно оценивает себя человек, можно выделить 2 основных вида самооценки: адекватная, неадекватная.

Адекватной считается мнения человека о себе , совпадающее с действительностью. В ином случае, когда самооценка резко расходится с мнением окружающих — она неадекватная. При этом самомнение может быть завышенным или заниженным.

При заниженной оценке развивается неуверенность в себе, которая проявляется во всей деятельности человеке.

Противоположность – завышенная самооценка. В этом случае человек считает себя идеальным или близким к этому.

Еще один критерий — стабильность самооценки. Она может быть стабильной или поддаваться влиянию внешних факторов (плавающая). В первом случае мнение человека о себе остается неизменным в любых ситуациях. При плавающей оценке себя — она меняется в зависимости от успехов и поражений, от мнения окружающих, а именно от одобрения или осуждения.

Как формируется самооценка

Каждому человеку присуща склонность сравнивать себя с определенным идеальным образом. Именно таким он хотел бы себя видеть. И здесь очень важно совпадение желаемого с реальным представлением о себе. Если наблюдаются очень большие различия — развивается заниженная оценка себя.

Большое влияние на формирование мнения о себе оказывает отношение окружающих к индивиду, особенно близких людей: родителей, друзей, родственников.

Также важно наличие реальных достижений в какой-либо сфере деятельности. Это значительно укрепляет самооценку.

Исследование самооценки

Иметь адекватную самооценку очень важно для личности, так как, в противном случае, проявляются проблемы в профессиональной деятельности, в общении, в родственных отношениях и т. п. Чтобы избежать ошибок и легко приспосабливаться в социуме необходимо своевременно обращать внимание на самооценку личности.

Вопросы адекватности самооценки интересовали психологов всегда, и время от времени предпринимались попытки разработать действенную методику. Одна из наиболее известных — диагностика Дембо — Рубинштейн. Она названа в честь создателей Тамары Дембо и Сусанны Рубинштейн.

Внешне довольно простая методика позволяет определить отношение к себе при помощи теста, результаты которого интерпретируются психологом.

Для этого обследуемому предлагается отметить на вертикальных линиях уровень развития качеств личности и уровень притязаний: какой именно уровень развития этих качеств полностью бы удовлетворил человека.

Для проведения анализа испытуемому выдается бланк с изображением на нем семи линий. Линии имеют указания верхней, нижней и средней точки. При этом средняя отмечена еле заметно.

Методику проводят индивидуально либо с целой группой. Работая фронтально — важно проверить, чтобы каждый участник правильно применил предложенные значки, отвечая на вопросы. На заполнение шкалы выделяется 10-12 минут, включая время чтения инструкции.

Инструкция к исследованию

В модификации исследования Дембо — Рубинштейн имеется 7 шкал:

  • здоровье;
  • характер;
  • ум и способности;
  • наличие авторитета у сверстников;
  • внешность;
  • уверенность в себе;
  • умение что-либо делать самостоятельно.
  • Человек должен обозначить на линии место, которое, как он думает, соответствует текущему его уровню чертой (-).

    Кружком (о) обозначается уровень качества, который хотелось бы иметь испытуемому, а крестиком (х) — то место, где он может оказаться, оценивая объективно свои возможности.

    Анализируя результаты, первую шкалу (здоровье) не учитывают потому, что она не является личностной характеристикой

    Ответы выражаются в баллах. Исходя из размера шкалы, равного 100 мм, человек получает количественную характеристику (например, 62 мм=62 баллам).

    1. По каждой из шести линий анализируют:
      1. а) уровень притязаний. Он определяется расстоянием от нижней точки шкалы до знака «х»;
      2. б) высота самооценки. Значение от «о» до «х»;
      3. в) расхождение между уровнем самооценки и притязаний. Это значение может выражаться отрицательным числом.
      4. Рассчитывается показатель средней величины уровня притязаний и уровня самооценки по всем шкалам согласно градации: «норма» и «очень высокий». Норма включает в себя три подгруппы: «низкий уровень», «средний» и «высокий».

      На нормальный реалистический уровень притязаний указывает результат равный 60-89 баллам. При этом оптимальным является результат от 75 баллов. Он подтверждает реальное представление о собственных возможностях, что важно для личностного роста. Если испытуемый набирает от 90 до 100 баллов это говорит о нереалистическом отношении к своим способностям. Менее 60 баллов – заниженных уровень притязаний. Это индикатор неблагоприятного личностного развития.

      Адекватная самооценка выражается в наличии набранного количества баллов от 45 до 74. Если результат больше – она завышена, что указывает на отклонение в формировании личности. Это может подтверждать нечувствительность к собственным ошибкам, к оценке окружающих, неумение верно оценить результат своей деятельности.

      Если исследуемый набирает менее 45 баллов – он недооценивает себя. Люди с заниженной самооценкой составляют «группу риска». При этом они делятся на два разных психотипа личности. В первом случае это подлинная неуверенность в себе, во втором — «защитная». Человек, декларируя себе самому свое неумение и отсутствие способностей, «защищает» себя и позволяет не прилагать никаких действий.

      Соотношения между параметрами самооценки

      Символы «х» находятся между символами (-) и (о). Расстояние между «х» и «о» указывает на интервал недостижимого, но желаемого. Анализ этого показателя дает представление об оптимизме испытуемого. Чем больше интервал, тем более оптимистично он настроен.

      Кружки должны стоять ниже верхнего полюса. Если человек ставит отметку на полюсе, у него незрелое отношение к ценностям. Слишком высокая самооценка является признаком нереалистичности.

      Если показатели разных шкал очень отличаются, это указывает на эмоциональную неустойчивость.

      Уровень мечты человека символизирует идеальная самооценка — «о». Людям присуща потребность мечтать, но, когда мечта осуществляется, появляется новая. Для того чтобы сбыться, мечта должна стать целью. Символом «х» обозначается уровень реальных перспектив, целей. По мере достижения место превратившейся в цель мечты занимает другая мечта и по-прежнему «о» находится выше, чем «х».

      Дополнительные приемы к методике

      При проведении индивидуального исследования,согласно методике, ведется беседа, которая спровоцирована экспериментально. Человеку предлагается объяснить каких людей он считает несчастными, а каких счастливыми. В зависимости от отметки, которую расположит на шкале испытуемый, задается вопрос почему именно это местоположение он выбирает, что мешает ему быть счастливым? Само понятие счастья также подлежит обсуждению. Аналогичным образом обсуждаются остальные шкалы.

      Во время проведения исследования дополнительно анализируется поведение человека во время эксперимента. Это дает полезную информацию для интерпретации результатов.

      Сильное возбуждение, стремление задать вопросы, которые не относятся к делу и привлечь к себе внимание, очень быстрое выполнение заданий показывает на тревожность, которая проявляется у человека при столкновении сильного желания оценить и понять себя с боязнью проявить свою несостоятельность.

      Чрезмерно медленное выполнение работы говорит о том, что выполняемое задание является для испытуемого очень значительным. Большое количество исправлений и зачеркиваний указывает на неустойчивость самооценки, на ее неопределенность.

      psiho.guru

      Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки личности

      Не получается достигнуть цели?! Боишься пробовать себя на новом поприще?! Узнай причины своих страхов, пока «на помощь» не пришла фрустрация!

      Каждому человеку, обитающему на планете Земля, присуще желание чего-либо добиться в жизни. При этом запросы могут быть абсолютно разными: один грезит высокой должностью, другой мечтает властвовать над миром, а третьему для полного счастья не хватает лишь пары кроссовок.

      Умение ставить перед собой осуществимые задачи, соответствующие реальным возможностям, свидетельствуют о наличии адекватного уровня притязаний.

      Уровень притязаний и самооценка личности ^

      Психологический термин «уровень притязаний» подразумевает стремление индивида достичь определенных результатов на том или ином поприще, чтобы повысить, либо еще раз подтвердить свою самооценку.

      Что касается последней, она представляет собой отношение человека к собственной личности, попытку оценить свои возможности, достоинства и недостатки, а также их влияние на других представителей людского рода.

      Понятие самооценки и ее виды в нашей статье.

      В зависимости от характерных особенностей человека самооценка может быть разумной, завышенной или заниженной.

      Не подлежит сомнению тот факт, что между уровнем притязаний и самооценкой существует тесная взаимосвязь, поскольку ни одно из этих понятий не может существовать отдельно от другого.

      Снижая или повышая планку ожиданий, человек получает возможность регулировать свою самооценку, которую, к сожалению, не всегда умеет правильно использовать.

      Последствием этого нередко становятся внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, сопровождающиеся затяжными депрессиями, нервными срывами и состоянием крайней озлобленности на весь мир.

      Завышенная самооценка

      Диагностика завышенной самооценки включает отслеживание таких признаков, как:

    2. Фанатичная вера в свои возможности. Человек, пораженный этим «недугом», не упускает случая убедить окружающих в своем превосходстве над ними и очень любит использовать букву «я» (я сказал, я прав, я считаю, я рекомендую).
    3. Абсолютная невосприимчивость к критике. Любые замечания отскакивают от него, как «от стенки горох», более того, вызывают острое недовольство и ярко выраженную враждебность.
    4. Агрессивное поведение. Ошибочно полагая, что тактика нападения – лучший выход из любого положения, индивид с завышенной самооценкой имеет обыкновение затевать скандалы даже по самому незначительному поводу.
    5. Чрезмерно высокий уровень притязаний. Имея весьма искаженное представление о соотношении своих реальных и желаемых возможностей, он «стремится к звездам, едва умея ползать по земле».
    6. Глубокая эмоциональная неустойчивость. Как правило, она проявляется в резких перепадах настроения. Человек может весело смеяться над шуткой, а уже через минуту его пробирает крупная дрожь и он начинает биться в истерике, обвиняя окружающих во всех смертных грехах.
    7. Характерный внешний вид. Неестественно прямая осанка, горделиво поднятая голова, пронизывающий взгляд, а также голос, полный командных ноток.
    8. Отрицание неудач. Для человека с завышенной самооценкой губительна сама мысль о возможном провале. Сохраняя веру в собственную непогрешимость, он старается не участвовать в разговорах на эту тему и бесцеремонно обрывает собеседников, задающих «неудобные» вопросы.
    9. Заниженная самооценка

      Ученые мужи и дамы, прекрасно разбирающиеся в психологии, уже давно выявили следующие признаки заниженной самооценки:

    10. Излишняя робость и осторожность. От человека с комплексом неполноценности сложно добиться прямолинейности и твердости в ответах. Постоянно опасающийся задеть чужие чувства, он предпочитает юлить и мямлить, но только не высказывать свое настоящее мнение.
    11. Требовательность «на грани». Закомплексованные мужчины и женщины скрупулезно пытаются добиться совершенства во всем, придирчиво оценивая не только свои, но и чужие действия. Подобная тактика нередко приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие и любящие люди.
    12. Непрекращающиеся попытки заслужить одобрение. Многочисленные исследования доказали, что неуверенный в себе индивид, как никто другой зависит от постороннего мнения. Неодобрительные взгляды окружающих для него не просто проблема, а целая трагедия, ведущая к возникновению новых комплексов.
    13. Чрезмерно низкий уровень притязаний. Самосознание играет с таким человеком злую шутку, заставляя его устремляться в обратную сторону от истинных желаний и возможностей. Не в состоянии оценивать свои способности адекватно, он зачастую так и остается «на побегушках», даже если на самом деле заслуживает куда более высокой должности.
    14. Неубывающая любовь к жалобам. При этом не имеет значения, насколько обоснованы стенания несчастного, главное, чтобы весь мир был информирован о том, что он нелюбим, некрасив, несчастен, болен и вообще, на днях покинет этот бренный мир.
    15. Характерный внешний вид. Шаркающая, нерешительная походка, втянутая в плечи голова и бегающий взгляд, в котором явственно читаются вина и непременное предчувствие дурного.
    16. Стремление идти «на поводу». Не доверяя своим суждениям, закомплексованный человек легко поддается влиянию других людей и с радостью перекладывает на них ответственность за свои поступки. Совершая под чужим руководством что-нибудь неблаговидное, он в первую очередь с облегчением думает о том, что все произошедшее – не его вина.
    17. Как избегать ссор на работе, узнай из статьи.

      О том, как красиво извиниться перед парнем, читай далее.

      Понятие и характеристика фрустрации ^

      Фрустрация – травмирующее психическое состояние, возникающее у человека, когда он не может или думает, что не может добиться осуществления тех или иных желаний.

      Чаще всего причиной ее появления становятся низкая или высокая самооценка, а также завышенный уровень притязаний. Решить проблему можно только избавившись от комплексов, вернув себе уверенность в собственных силах и трезво взглянув на вещи.

      Жизнь современного человека заполнена постоянной борьбой: за место под солнцем, за любимую семью, за приемлемое отношение – перечислять можно до бесконечности. Правильно расставив приоритеты и избавившись от проблем с самооценкой, можно получить в помощь новое действенное оружие, имя которому самоуважение.

      Видео: Психология. Самооценка

      Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

      Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

      gopsy.ru

      50, Диагностика самооценки и уровня притязаний.

      Тест «Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера»

      Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. В инструкции субъекту формулируется задача поставить крестики (x) в максимальном числе маленьких квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он сможет заполнить за 10 с. Свой ответ он заносит в верхнюю большую ячейку первого прямоугольника.

      После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество поставленных элементов и отмечает его в нижней большой ячейке первого прямоугольника (см. пример выполнения)

      Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы с уменьшением времени на выполнение на 1 с (от 10 с до 7 с).

      Это задание обращено к анализу целевого расхождения. Сопоставляется число графических элементов, намеченное для исполнения, с реализуемым в каждой пробе. Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД).

      ЦО= (УП2-УД1)+(УП3-УД2)+(УП4-УД3 /3

      где УП1, УП2, УП3 — уровни притязания в пробах №№ 1, 2, 3;

      УД2, УД3, УД4 — уровни достижений в пробах №№ 2, 3, 4.

      Стандарты целевого отклонения:

      5 и больше Нереально высокий уровень притязаний

      от 3 до 4,99 Высокий уровень притязаний (внутри нормы)

      от 1до 2,99 Умеренный уровень притязаний (внутри нормы)

      от -1,49 до 0,99 Низкий уровень притязаний

      -1,50 и меньше Нереально низкий уровень притязаний

      Данное задание является экспресс-методикой для оценки УП, позволяющую получить соответствующую информацию в течение нескольких минут. В связи с этим может быть рекомендована для весьма широкого контингента испытуемых.

      Шкала самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

      Ниже описанная методика представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего, введением дополнительного параметра уровня притязаний. А.М. Прихожан в своей модификации метода предлагает следующие шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки результатов. Отмечается, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

      Испытуемому выдаётся бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

      Шкала имеет два полюса и середину. Шкала – это то, что позже Дж. Келли назвал «индивидуальным конструктом» или «личностным конструктом». Каждый человек имеет массу таких конструктов, так или иначе связанных друг с другом. Как правило, индивидуальные конструкты имеют форму двухполюсных шкал. Однако, бывают шкалы не двухполюсные, а трехполюсные. Трехполюсная шкала – это шкала, отметка идеальной самооценки на которой падает в середину. С.Я. Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». По всей видимости, они отражают четыре основных сегмента человеческой реальности (Я – концепции, самооценки), которые есть у каждого человека. П.В. Яньшин предлагает давать две дополнительные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Все остальные шкалы, по П.В. Яньшину, «извлекаются» из ответов испытуемого в клинической беседе. Шкал может быть столько, сколько посчитает нужным исследователь. Полюса – это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому испытуемый стремится).

      Внизу находятся отрицательные ценности – то, чего человек старается (или, по крайней мере, верит, что старается) избежать.

      Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-12 мин.

      Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам).

      1. По каждой из шести шкал определить:

      — уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы 0 до знака «х»;

      — высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

      — значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

      2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам. Интерпретировать показатели.

      Оценка уровня притязаний по методике А.И. Липкиной «Три оценки»

      Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивают работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

      1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

      2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

      3. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

      Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

      • совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,

      • характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

      Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается результат.

      Методика Ф.Хоппе (уровень притязания)

      Методика исследования уровня притязания, которую предложил ученик К.Левина Ф.Хоппе, состояла из следующих экспериментов: обследуемым предлагается ряд заданий (от 12 до 18), которые отличаются по степени сложности. Все задания нанесены на карточки, расположенные перед человеком в порядке увеличения их номеров. Степень сложности задания отвечает величине порядкового номера карточки. Задания могут быть достаточно разнообразными в зависимости от образовательного уровня и профессии человека.

      Дается такая инструкция: «Перед вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают сложность задания. Задания расположены в порядке увеличения сложности. На выполнение каждого задания отведено определенное время, которое вам не сообщат. Если вы не вложитесь в это время, будет считаться, что задание вы не выпол¬нили, и я поставлю минус. Если вложитесь в отведенное вам время — ставлю вам плюс. Задание вы должны выбирать сами». Таким образом, обследуемый был поставлен в ситуацию выбора цели.

      Выбор сложного или легкого задания зависит от успешного или неуспешного выполнения предыдущего. Однако переживание успеха и неуспеха зависит от отношения человека к цели. Испытуемые всегда начинают работать с некоторыми притязаниями и ожиданиями, которые меняются по ходу эксперимента. Совокупность этих притязаний , которые изменяются с каждым достижением, Хоппе назвал «уровнем притязания человека». Переживание успеха или неуспеха зависит, таким образом, е только от объективного достижения, но и от уровня притя-3ания, который связан с теми целями, которые ставит человек. У каждого человека существует «идеальная» цель, к которой он стремится, и конкретная цель, которой отвечает данное действие. 43

      studfiles.net

      Притязания личности. Определение уровня притязаний

      Каждый человек, независимо от семейного положения и статуса в обществе, устанавливает цели и стремится их достичь. Цели разные, и степень их сложности зависит только от уверенности и настойчивости. В психологии это называется притязание личности. Это то, чего человек признает себя достойным.

      Понять, насколько реалистичны ожидания, позволяет определение уровня притязаний при помощи теста-опросника В.К Гербачевского.

      В нем собраны задания, которые помогают человеку провести самоанализ и оценить адекватность действий.

      Самооценка личностных качеств

      В процессе жизни человек оценивает умение, способности, опыт, возможности. Сравнивая себя с окружающими, мы удовлетворяем собственные желания:

    18. собственное совершенствование;
    19. стремление к поставленной цели;
    20. любопытство.

Самооценка дает возможность увидеть слабые и сильные стороны и выбирать подходящие варианты поведения в жизненных реалиях.

Человек оценивает собственное поведение, основываясь на двух компонентах:

  • эмоциональный — человек определяет, как он сам относится к собственным чертам характера, привычкам, поведению и другим чертам личности;
  • когнитивный — узнает о себе от друзей, родственников, коллег, недоброжелателей.
  • Психолог американец Джеймс У. вывел следующую формулу для самооценки: отношение успеха к степени притязаний.

    Успех — установленный факт какого-либо результата, решения поставленной задачи. Степень притязаний в данном варианте — цель будущих процессов в идеальном виде. Исходя из формулы видно, что возвысить самооценку можно двумя способами:

  • снизить уровень притязаний;
  • повысить результативность процессов.
  • Психологи отмечают, что уровень притязаний неразрывно связан с самооценкой.

    Если уровень реалистичный, человек чаще добивается запланированных целей и имеет продуктивность выше, чем индивидуумы, для которых характерен неадекватная оценка.

    Несоответствие реальных сил и притязаний приводит к тому, что человек судит себя и собственное поведение неправильно. Из-за этого появляется упадок эмоциональных сил и срыв, увеличивается тревожность. Это ведет к занижению собственной ценности и провалу поставленных планов.

    Как установить уровень притязаний?

    Этот термин и его понятие было выведено Левином К. совместно с его последователями. Они установили, что на формирование Уровня притязаний влияет успех или провал компании. Основной причиной его утверждения является не удача или провал, как объективный предмет, а переживания человека вследствие достижения поставленной цели или ее провала.

    Достигая того или иного уровня, человек проходит три стадии:

  • уровень трудности — определяется одна цель, которая становится частичкой цепи будущих движений;
  • выбор следующего действия, который приведет к итоговому результату. Выбранный вариант зависит от успеха или провала бывших действий.
  • уровень самооценки, который желает личность.
  • Если человек стоит перед выбором степени трудности каждого процесса, уровень притязания личности смещается в зону более легких или трудоемких задач. Это возникает в результате удачного или неудачного достижения предыдущей цели. Если человек боится, что его вновь постигнет неудача, он стремится снизить притязания.

    В случае, когда трудность выбранной цели снижается вследствие удачи или повышается после неудачи, можно говорить о неадекватной оценке человека и о нереалистичном уровне притязаний.

    Отличия У.п.л. необходимо помнить при воспитании детей, так как гармоничное развитие личности возможно только при адекватном уровне притязаний. Малейшее несоответствие действительности приводит к конфликтным ситуациям, проявлению агрессии, замкнутости или другим отклонениям.

    Притязания в свете реальных возможностей

    Американские психологи-ученые разработали теорию, согласно которой индивидуумы, мотивируемые на успешное завершение цели, ставят задачи, которые они выполнят удачно. Такие люди смелы, решительны и стремятся добиться успеха в любом положении. Они способны мобилизовать собственные внутренние ресурсы и акцентировать внимание только на достижении поставленных задач.

    Абсолютно по-другому ведут себя люди, которые от любых действий ждут неудачи. Их главная цель — избежать неуспеха. Люди, с самого начала настроенные на провал, неуверены в своих действиях. Они не верят в собственные силы. Ожидая критики, они с осторожностью делают каждый шаг. В результате они не получают удовольствия от своих действий и не верят в возможный успех.

    Люди, мотивированные на целедостижение чаще всего адекватно оценивают возможности и провалы.

    Можно сказать, что у них определяется реалистичный Уровень притязания личности. Люди, готовящиеся к неудаче, чаще всего имеют высокие или сниженные притязания. В поведении нереалистичные притязания проявляются выбором трудоёмких или облегченных задач, неуверенностью и тревожностью. Такие люди избегают соревновательных моментов, они чаще ошибаются и не способны критично оценить полученный результат.

    Выявить уровень притязания можно только с помощью опытного психолога или специально разработанных тестов. Определить эту характеристику стоит, если жизнь явно не получается, поставленные цели остаются недостигнутыми.

    Проведя анализ можно установить, совпадает ли уровень притязаний с уровнем личностных качеств. В соответствии с результатами придется либо понижать планку притязаний, либо изменять определенные качества личности. В любом случае это долгий путь и к нему надо быть готовым.

    Может быть ситуация и похуже, когда объект любви недосягаем не потому, что вы ему безразличны, а в силу объективных причин, которые изменить никто не властен. Когда меня накрывали приступы отчаяния от безысходности ситуации, я молилась ему как Богу и просила услышать и почувствовать мою боль. Представляла себе, что он меня слышит и понимает и утешает меня в моих страданиях. На некоторое время наступало облегчение с выходом очередного потока слез. Эти передышки нужно использовать для приведения мыслей в порядок и производства каких-то конструктивных действий. Попытки усилием воли пресекать мысли о любимом человеке малоэффективны и не приносят никакого облегчения. Наоборот не нужно препятствовать этому процессу, а дать ему развиваться естественным образом, анализировать и углубляться в него, искать в себе ответ и причины, почему это происходит с тобой. Иногда мне казалось, что это чувство обиды и боли сродни истерике маленького ребенка который не в состоянии понять, почему он не может обладать понравившейся ему игрушкой. Мы разумные люди, мы в состоянии понять, что каждый процесс имеет свое начало,кульминацию и конец. «Все проходит, пройдет и это». Нужно продолжать жить и развиваться. Только воля к самосовершенствованию и развитие способностей предвосхищающих таковые в объекте любви может быть достойной мотивацией, чтобы переболеть болезнью под названием безответная любовь. Т.е. эту ситуацию можно рассматривать как стимул подняться в своем развитии на более высокий уровень и не сдаваться ни при каких обстоятельствах, помня изречение древних: «пока живу — надеюсь…».

    думайте что вы пишите,люди читают такие статьи что бы как то оправиться от душевной боли,не нужно тут писать про незабываемую любовь.Из своего опыта расскажу как оправился после разрыва отношений,первый этап самый сложный-принятие,сложно было но это в себя я просто вдавил насильно,стало легче .Второй этап был подавление воспоминаний,просто я когда я ловил себя на мысли что думаю о ней,я старался моментально переключиться на что-то другое.Старые чувства угасли,я начал дышать в полную грудь ну а что будет дальше зависит уже от вас самих.

    Нужно топтать в себе чувства. Есть определенные способы самовнушения для этого. Подходят только девушкам.

    да кароче ребят тут всё понятно в этой статье,бред.Берёте волю в кулак и терпите пусть рвутся все нити любви,все чуства,только последствия возможно плачевные будут,врядли потом влюбитесь

    Нет лекарства от чувства..если оно было искренним и настоящим…просто со временем все притупляется…а еще лучше если просто приходит другой любящий вас человек, но прежнее не забывается никогда..

    Очень помогает пробежки.неделя другая и понемногу все проходит

    тут практика может помочь отвлечься, но ты не можешь заставить себя не думать о ней утром, просто тебе надоест в один момент страдать! и тогда ты поймешь что ты свободен)

    Нельзя подавить такое сильное чувство и не какое творчество тут не поможет…

    не помогает занятия творчеством , хоть ты тресни

    Я никак не могу подавить чувства к одному парню и думаю, что это не очень поможет

    По-моему нет таких способов, которые могли бы погасить чувства . Или это вовсе не любовь была. Либо разное восприятие .

    Скажем так … Когда я сдавал анализы крови и мочи — мне пришлось сдавать кровь повторно. Потому что в ней было аномальное количество эндорфина, допамина и производных продуктов (со слов врача). Мне прописали какие то стимуляторы (не помню уже, лет 7 назад было), которые в итоге просто не помогли. Ну разве что соасем чуть чуть приглушало. Самый действенный способ избавиться — на уровне органической химии. Мне не помогло.

    Слаба влюблённость, если перечисленное может от неё помочь. Заняться чем-нибудь так же не сработает, как и в случае с депрессией, неважно чем вызванной… Бывает, что у влюблённости вполне могут быть перспективы, но она не нужна по другим причинам.

    sunmag.me

    Самооценка и уровень притязаний

    В психологии существуют такие определения, как самооценка и уровень притязаний личности. Но есть ли связь между уровнем притязаний и самооценкой человека? И если да, то в чем же она заключается? Ответ следующий – эти понятия взаимосвязаны.

    Все очень просто – чем ниже будет самооценка человека, тем ниже будет его уровень притязаний, и наоборот. Личности с заниженной самооценкой никогда не смогут поставить перед собой значительные задачи, и не смогут стремиться к достижениям серьезных целей. Такие люди будут продвигаться по жизни неуверенными шажочками, при этом, будучи убежденными, что на большее они и не способны. Поэтому так важно любить себя и реально оценивать свои способности. При этом ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, нужно всегда стремиться к чему-то новому, неопознанному.

    Таким образом, самооценка вместе с уровнем притязаний, влияют на образ жизни человека и на его предел успешности. Соответственно, получается банальный вывод: повышая свою самооценку, вы сможете повысить и уровень притязаний, при этом получив кардинальные изменения в своей жизни. Помешать в этом деле может только одно: ресурсы здоровья. Поэтому запускать свой организм не стоит. Уделяйте ему больше внимания.

    Диагностика уровня самооценки и уровня притязаний

    Существует методика – диагностика уровня самооценки и уровня притязаний. Осуществляется она следующим образом: необходимо нарисовать на листе бумаги две координатные оси, одинаковой длины. Пронумеруйте их от ноля до ста. Горизонтальная ось будет характеризовать ваше здоровье, а вертикальная – ваши способности. Вам нужно оценить свои способности. Затем вы ставите точку на вертикальной оси, после чего оцениваете состояние своего здоровья, и, соответственно, ставите точку на оси горизонтальной. После выполнения всего описанного выше нужно найти точку пересечения данных значений и нарисовать вектор, который исходит из начала координат в полученную точку.

    Если вектор имеет наклон в 45 градусов – ваш результат отличный. Это означает, что ваш уровень притязаний и самооценка гармонично соответствует физическим возможностям организма. Если же ваш вектор направлен вверх, то для вас это должно стать определенным «звоночком» — вы переоцениваете свои возможности, ваш организм требует отдыха и покоя. В противном случае у вас могут возникнуть существенные проблемы со здоровьем. Соответственно, если ваш вектор получился направленным вниз, то вы не используете свой потенциал и возможности в полном объеме.

    womanadvice.ru

    Самооценка и уровень притязаний (1)

    1. Самооценка и уровень притязаний в современной психологии.

    Одним из немаловажных факторов, влияющих на процесс целенаправленного получения знаний учащимися, является влияние самооценки и уровня притязаний на процесс обучения. Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.

    Под самооценкой подразумевают оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

    Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта. Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

    1)уровень ( высокая, средняя, низкая);

    2)соотношение с реальной успешностью ( адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);

    3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

    Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и др.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности.

    Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью.

    Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.).

    Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

    психологических исследований в отечественной психологии.

    К проблеме самооценки и уровню притязаний обращались многие отечественные психологи. Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира. У А.В.Петровского уровень притязаний перекликается с Я-идеальным. Ученый считает, что «…самооценка есть результат… своего рода проекция реального «Я» на «Я» идеальное.

    Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в кратком психологическом словаре дают следующее определение самооценке:

    Самооценка — суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи ит.д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми.

    Позиция А.В. Захаровой сводится к тому, что осуществляя целенаправленные воздействия на формирование самооценки, необходимо прежде всего отдавать себе отчет в том, какую личность мы хотим спроецировать, какими качествами ее наделить. Хотим ли воспитать человека самоуверенного и самодовольного, центром устремлений которого будет его собственное «я», воспринимающего окружающих лишь в качестве средства достижения собственных целей, или хотим вырастить личность гуманную, творчески активную, критически относящуюся к себе, умеющую самостоятельно определять перспективы собственного развития?

    Можно формировать самооценку как интеллектуальное действие, рефлексивное в своей основе, опирающееся на развернутый анализ ситуации оценивания, — полагает А.В. Захарова, — а можно строить ее как эхолалическое образование, односторонне ориентированное, некритически воспроизводящее оценки окружающих

    Н.А. Менчинская подчеркивала, что в учебной деятельности самооценка играет большую роль. Как один из «…важных личностных параметров умственной деятельности, она выполняет функцию саморегуляции поведения, посредством нее определяется желательность (или нежелательность) какого-либо поступка. Самооценка в большой мере влияет на степень успешности осуществляемой деятельности». Исследования, проводившиеся А.И.Липкиной под руководством Н.А.Менчинской, показали, что неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная) отрицательно сказывается на процессе, а также и на результате учебной деятельности.

    Сысенко В.А. в своих работах так выражает понимание и необходимость самооценки; «Следует учитывать, что человек — сугубо противоречивое существо, в натуре которого смешаны в самой причудливой форме положительные и отрицательные качества: мораль и аморальность, честь и бесчестие, щедрость и жадность, и так до бесконечности»

    М.И.Лисина писала, что «аффективную часть образа, абстрагированную от знания, мы называем самооценкой. А когнитивную часть предпочитаем именовать представлением о себе, чтобы подчеркнуть ее связь по происхождению и по природе с познавательными процессами индивида». Также придерживалась мнения, что общую самооценку нужно характеризовать не количественно (насколько она высока), а качественно — каков ее состав и окраска (положительная — отрицательная, полная — неполная и т. д.). Конкретная самооценка выражает отношение индивида к успеху своего отдельного, частного действия.

    Самооценка и основанный на ней уровень притязаний становятся привычными для индивида и возникает потребность сохранять это равновесие. Невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивает с неуспехом, порождая конфликт. Отсюда и неадекватная реакция индивида на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. Неадекватная реакция становится защитой, позволяет в случае неуспеха (именно потому, что причина неуспеха видится не в себе) не снижать оценку себя, своих возможностей, требований к себе, своих притязаний.

    Самосознанию и самооценке в частности много внимания уделял И.С.Кон. Описывая изменения, происходящие в юношеском возрасте, ученый отмечал, что перестройка самосознания в подростковом и юношеском возрасте, связанная с открытием своего внутреннего мира, появлением новых контекстов и углов зрения, под которыми индивид себя рассматривает, оказывает значительное влияние на самооценку. Это объясняется еще и переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. В одних случаях самооценка проверяется путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности — спортивными достижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми (учителями, родителями), выступающими в качестве экспертов.

    Самооценка также служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается: самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские — чем подростковые, в чем сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний.

    Также самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.

    Уровень притязаний — характеризует:

    1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

    2)выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний вданный момент);

    3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

    Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её.

    Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. По мнению БороздинойЛ.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности. Эксперименты последних лет раскрывают зависимость уровней самооценки и притязаний под влиянием тревожности индивида. Выделяют известную вероятность нарастания тревожности от высокой самооценки к низкой. Т. е. констатируют присутствие обратной зависимости величин уровня тревожности и самооценки как некой тенденции, выявляемой лишь посредством анализа усредненных значений. А вот при сопоставлении уровня притязаний с уровнем тревожности такой связи сколько-нибудь определенно вообще подтвердить не удалось. Анализ соотношения этих трех элементов вскрывает достоверно значимое усиление уровня тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний, даже если позиция самооценки субъекта высока. Складывается впечатление, что рост хронической тревожности не случайно сопутствует рассогласованию уровней самооценки и притязаний, а формируется как реакция на это расхождение.

    Длительное рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний — это ситуация, при которой человек сам с собой не в ладу, ситуация пролонгированного внутриличностного конфликта, иногда весьма острого. Попытка выровнять его “прыжком” не всегда срабатывает, частые же, но неудачные “прыжки” способны увеличить корректируемую дистанцию, а хронический эмоциональный дискомфорт в виде переживания чувства недовольства собой, эмоциональной напряженности, беспокойства, тревожного ожидания может приобрести форму некоего патогенного фактора, соотносимого ряду психосоматических заболеваний.

    Исследования показали также связь уровня притязаний с интеллектом. Более высокому интеллекту соответствует более высокий уровень притязаний. Хотя более высокому уровню притязаний характерна меньшая его вариативность и большая неадекватность. Интересна зависимость уровня притязаний от силы нервной системы относительно возбуждения. Нетревожные, эмоционально возбудимые и импульсивные люди имеют постоянно адекватный или повышенный уровень притязаний. А лица с противоположными свойствами, наоборот, имеют заниженный уровень притязаний. Также лица с сильной нервной системой значительно повышают свой уровень притязаний, и в силу этого он может превышать их реальные возможности. Лица же со слабой нервной системой увеличивают уровень притязаний в менее значительной степени – он остается адекватным. По мере возрастания стресса лица с сильной нервной системой завышают уровень притязаний, а лица со слабой нервной системой – занижают его.

    Самооценка и уровень притязаний как предмет

    психологических исследований в западной психологии.

    В западной психологии к изучению самооценки обращали взоры многие ученые. По классической концепции У.Джемса(1890) представление об актуализации идеального-Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.

    Т.Шибутани пишет о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».

    Понятие самооценки было детально исследовано Р.Бернсом. Ученый рассматривал самооценку в составе системы, известной как «Я-концепция личности». По мнению Бернса Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

    Термин «уровень притязаний» был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф.Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, интерпретируя его как цель последующего действия. Ф.Хоппе вводит в психологию понятие «идеальной цели» — цели, которая стоит за отдельным актом и управляет поведением человека; важным представляется и различение уровня задания как внешнего влияния.

    Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

    — познавательная, описательная (образ Я) и

    — эмоциональная, оценивающая ( самооценка)

    – поведенческая (реакциией на эти составляющие является поведение (действия) индивидуума).

    Я- концепция рассматривается как динамическая совокупность личностных установок, направленных на саму личность. Самооценка не застывшее образование, она постоянно меняется, поскольку и сама личность изменяется, меняются ее представления о себе и отношение к себе.

    Так как образов Я очень много (реальное, идеальное, зеркальное и др.), считается, что высокая степень совпадения реального-Я с идеальным-Я есть важный показатель психического здоровья и высокой самооценки. При формировании самооценки важно, как, по мнению человека, его оценивают другие. Наконец, реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности существенно влияют на формирование самооценки : чем больше достижения, тем выше самооценка.

    У единственного ребенка в семье самооценка в среднем выше, чем у детей в многодетных семьях. Но мальчики, растущие в семье, где все остальные дети – девочки, имеют высокую самооценку.

    Бернс считает, что семейные взаимоотношения значительнее влияют на формирование Я-концепции, чем классовая, религиозная и этническая принадлежность. Хотя Розенберг в книге «Общество и образ Я в юношеском возрасте»(1965) писал, что у мальчиков из высших и средних классов самооценка выше приблизительно на 19%, чем у мальчиков из семей рабочих. У девочек всего на 6%.( Бернс Р.,1986)

    Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивные образ Я и самооценку и наоборот. В исследовании Кирхнера и Вондрека (1975) показано, что в качестве источников самооценки наиболее часто, чаще, чем родители, называются друзья, братья и сестры, что говорит об исключительно большом влиянии сверстников на развитие представления о себе у детей. А в подростковом возрасте именно группа сверстников, а не семья выступает в качестве основного источника обратной связи. Дети, у которых есть близкий друг, обладают более высокой самооценкой, чем те, у которых такого друга нет. (Маннарино, 1978).(Р.Бернс, 1986)

    Понимание Я-концепции как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом [1]. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к Я-концепции конкретизируются следую­щим образом:

    1. Образ «Я» — представление индивида о самом себе.

    2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

    3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

    При этом самооценка как аффективная составляющая установки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

    Предметом самовосприятия и самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные отношения и тожество других личностных проявлений. В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное пережившие, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа, в большинстве исследовании.

    Так, Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости [11].

    По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [10]. Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрица­ние, негативное отношение к своей личности .

    Марчиа (1967) в своих исследованиях обнаружил, что в группе студентов, достигших идентичности, самооценка является выше, чем у представителей других категорий (неопределенность идентичности, предварительная идентичность, стадия кризиса). Интересные выводы были сделаны учеными (Симмонс и супруги Розенберг, 1973), исследовавшими образы Я и самооценку : у младших подростков (12-14 лет) уровень самооценки оказался сниженным по сравнению с детьми 8-11 лет. Они считают причиной этого пубертат и переход в среднюю школу (7-ой класс). А также то, что более старшим детям присущи больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств, статуса родителей и прочего. Ученые считают, что не происходит существенных изменений в Я-концепции в интервале 12-18 годов (Инджел, 1959;Монг,1973). Как показал анализ (Эллис, Гехмен, Катценмайер, 1980), если вначале самовосприятие регулируется с помощью внешних стандартов достижений (13-15 лет), то с возрастом основой регуляции становятся стандарты внутренние (17-18 лет). Роль значимых других несколько снижается.( Р.Бернс, 1986)

    Немецкий психиатр Х.Ремшмидт пишет о Я-концепции как о динамической психологической величине, зависящей от изменений социального окружения и общественных отношений. Развивается под влиянием первичного опыта социализации в семье, в дальнейшем все большее значение приобретают внесемейные факторы. Я-концепция — результат взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных влияний в ходе развития. Это основа чувства самоценности, весьма важного для формирования поведения человека и восприятия им собственного положения в обществе.

    Так Я-концепция у плохих учеников значительно менее благоприятна, чем у хороших. У молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная. В последних работах влияние школьных успехов на Я-концепцию прослеживается менее четко. Молодые люди могут, по-видимому, снижать субъективное значение школьных успехов, компенсируя уровень самооценки в среде сверстников.

    Можно считать установленным, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения.

    По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Тут существуют параллели как с хронологическим возрастом, так и с независимым от него напрямую процессом созревания. В то время как между отношением к половой зрелости, эмансипацией и хронологическим возрастом наблюдается явная взаимозависимость, у подростков с замедленным половым созреванием существует четкая связь неблагоприятной Я-концепции (ощущение отверженности, негативизм по отношению к родителям, чувство зависимости) именно с этой задержкой, но не с хронологическим возрастом. Подтвердились данные о более позитивной Я-концепции акселератов.

    Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи — наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые — потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые — потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).

    Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

    Особый интерес представляет тот факт, что большая вариабельность уровня притязаний характерна для патологии и личностей с высоким уровнем тревожности. Оказалось, что неврастеники и дистимики ставят перед собой более высокие цели, чем нормальные люди. А истерики выбирают минимальный уровень притязаний, часто ставя перед собой более низкую цель, чем та, которую они только что достигли.

    Несовпадение реального и идеального «Я» — вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Так, в изученных Е.К. Матлиным сочинениях десятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза больше критических высказываний, чем у пятиклассников. Расхождение реального и идеального «Я» — функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков и юношей расхождение между реальным и идеальным «Я», т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями.

    works.doklad.ru