А с пушкин о самооценке

Краткая биография Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин – выдающийся русский поэт, прозаик, драматург и историк. Родился в Москве в 1799 году в семье нетитулованного дворянина. Интересно, что его прадедом по линии матери был Абрам Петрович Ганнибал. Этот Ганнибал являлся слугой Петра I. Итак, предлагаем вашему вниманию краткую биографию Пушкина.

Кстати, самые интересные факты и истории из жизни великого поэта мы собрали в отдельной статье. Обязательно прочтите.

Воспитываясь в московском доме, летом дети уезжали к бабушке в село Захарово. Там юный Александр Пушкин впервые познакомился со своей няней, которую звали Арина Родионовна Яковлева. Она глубоко запечатлелась в нежной душе поэта, что отразилось во многих его стихах.

Воспитываясь гувернерами французами, Александр Сергеевич великолепно овладел французским языком, что для того времени было чрезвычайно важным.

В 1811 году по ходатайству своего дяди Пушкин поступает в Царскосельский лицей, где учится до 1817 года. Надо сказать, что из 30 учеников он был по успеваемости на 26 месте. Единственное, чем в совершенстве владел юный поэт – это русская и французская словесность, а также фехтование.

Первый стих Пушкина «К другу-стихотворцу» выходит в печать в 1814 году, когда Александру было всего 15 лет. Его напечатал журнал «Вестник Европы».

После окончания лицея поэта определяют в Коллегию иностранных дел.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина

В возрасте 21 года Пушкин начинает работать над поэмой «Руслан и Людмила». В 1819 году становится членом сообщества «Зеленая лампа». Буквально сразу же, в 1821 году он создает уникальный шедевр «Кавказский пленник», что делает его известным на всю Россию. Литературное сообщество затаив дыхание наблюдает за расцветом удивительного таланта мировой величины.

После этого успеха молодой поэт сразу же принимается за роман в стихах «Евгений Онегин». Годы создания этого бессмертного произведения 1823-1832.

В краткой биографии достаточно сложно уместить те увлечения Пушкина, которые определили его, как личность.

Стоит лишь заметить, что в 1832 году он начинает трудиться над «Историей Пугачева».

Если вы были внимательны, то заметили, что в самом начале мы указали на тот факт, что Пушкин был историком. Поэтому перед тем, как создать образ Пугачева, он внимательно изучает все имеющиеся документы. Учитывая личность самого Емельяна Пугачева и его бунт – большинство информации о нем было засекречено. Поэтому добиваться прочтения этих материалов стоило большого труда.

Объезжая места пугачевского восстания, Пушкин параллельно пишет «Медного всадника», «Анджело» и «Пиковую даму». Тут же начинается создание замечательного романа «Дубровский». Как вы знаете, герой этого произведения также является разбойником.

Ссылки поэта Пушкина

Как и все поэты, Александр Сергеевич Пушкин был эмоциональным и остро переживал любые несправедливые явления. Его политическая лирика, как например «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», стала причиной того, что император Александр I намерен был сослать его в Сибирь.

Однако заступничество Жуковского, Крылова и Карамзина уберегли поэта от этой ссылки. К слову сказать, вышеперечисленные стихотворения были написаны до 1820 года, то есть, когда Александру еще не было 21 года.

Интересный биографический факт: в Сибирь наш герой не попал, но на юг России был выслан под благовидным предлогом служебного перемещения.

Здесь Пушкин очень увлекается Байроном, как, впоследствии, и Лермонтов.

Несмотря на то, что к религии поэт относился очень серьезно (это видно из его поздних трудов и писем), в молодости он позволял себе вольнодумства. Причем достаточно радикальные. Так в одном из писем, которые он писал в Москву, поэт иронично отзывается о каком-то религиозном вопросе. Это становится известным, так как письма ссыльных всегда проверялись. После доноса, Александр I снова гневается на Пушкина. Его увольняют со службы и ссылают в село Михайловское. Там он живет в 1824-1826 годы.

Личная жизнь Александра Пушкина

Будучи страстным любителем прекрасного пола, Пушкин в 1830 году сватается к одной из первых московских красавиц – Наталье Гончаровой. В 1831 году 2 марта (по старому стилю) они венчаются.

Весной Пушкин и Гончарова переезжают из Москвы в Царское Село и живут на даче, которую арендуют. Всего у Александра Сергеевича Пушкина было четверо детей. К слову, один из его официальных потомков живет в Бельгии.

Последние годы жизни поэта

По некоторым соображениям, сразу после того, как Пушкин был повышен по службе до камер-юнкера, он решает подать в отставку. Это влечет за собой серьезные материальные трудности.

Дело в том, что краткая биография Пушкина не позволяет описать все политические интриги, в которые попадал поэт. Важно понимать, что многие его произведения, которые бы могли приносить ему хорошую прибыль, были под запретом.

Примером может служить потрясающая поэма «Медный всадник».

«Пиковая дама», высланная в журнал «Библиотека для чтения» в 1834 году существенно поправляет его положение, так как за нее Пушкин получил солидный гонорар. Однако долгов у поэта все равно остается много.

В связи с этими трудностями в последние годы жизни Пушкин издает журнал «Современник». Это происходит в 1836 году, за год до смерти. Здесь впервые был напечатан знаменитый роман «Капитанская дочка». Тем не менее, журнал не стал популярным и не изменил бедственного положения поэта.

В 1837 году Жорж Дантес становится источником худых слухов, позорящих Александра Пушкина и его жену Наталью Гончарову. Сначала конфликт удалось замять, но очередная клевета окончательно приводит в ярость и без того эмоционального поэта.

27 января он вызывает Дантеса на дуэль, где получает смертельную рану в живот. Через два дня, 29 января 1837 года Пушкин скончался.

Интересные факты из биографии Пушкина

  1. Пушкин помнил себя с 4 лет.
  2. С императором поэт познакомился, будучи еще совсем ребенком. Гуляя с няней он чуть не попал под копыта коня Александра I.
  3. В домашней библиотеке Пушкина было более 3500 книг.
  4. Александр Сергеевич знал много иностранных языков: французский, немецкий, греческий, латынь и разные диалекты.
  5. Интересный факт, хоть и немного грустный. Кроме женщин Пушкин страшно любил карты. Разумеется, он нередко проигрывался, и ему приходилось ночами напролет писать стихи, чтобы как-то рассчитываться с долгами.
  6. Обладая достаточно неказистой внешностью и невысоким ростом (Пушкин был ниже своей жены, чего очень стеснялся) поэт чрезвычайно нравился представительницам прекрасного пола. Современники объясняли это необыкновенным обаянием, которым обладал наш гений.
  7. Будучи весьма эмоциональным и вспыльчивым, Пушкин провел первую дуэль еще в лицее. Всего же их было больше 20, хотя точное число неизвестно. Считается, однако, что именно 21 дуэль Пушкина стала для него роковой.

Надеемся, что краткая биография Пушкина дала вам представление о том, каким был наш замечательный поэт и один из самых гениальных представителей мировой литературы. По праву его считают одним из немногих людей сформировавших современный русский язык.

Не забудьте поделиться в социальной сети биографией Александра Пушкина – приобщите своих друзей к великому искусству. Также Вас может заинтересовать биография Есенина или Анны Ахматовой.

interesnyefakty.org

А с пушкин о самооценке

БИОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года (по старому стилю) в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения.

В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва — самое сердце русской жизни, России.

Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове.

Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина.

Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

В их доме, точнее, в квартире, которую снимали родители Пушкина, собирались поэты, художники, музыканты. Общая галломания, господствовавшая в обществе, французское воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их удачно уравновешивали бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным библиотекам отца, а также дяди поэта В.Л. Пушкина и дальних родственников Бутурлиных — формировали ум и детскую душу Пушкина. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Его прозвище в Лицее было «француз».

В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.

Программа занятий в Лицее была обширной, но не столь глубоко продуманной. Воспитанники, однако, предназначались к высокой государственной карьере и имели права окончивших высшее учебное заведение.

Немногочисленность учащихся (30 чел.), молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный, по крайней мере, у лучшей части их, — на внимание и уважение к личности учеников, отсутствие телесных наказаний, дух чести и товарищества — все это создавало особую атмосферу. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству. «Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени», — вспоминал Пушкин впоследствии.

Из этого выпуска трое друзей поэта стали участниками восстания против царя 14 декабря 1825 г.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». На выпускном акте в 1817 г. Пушкин также прочел собственное стихотворение «Безверие».

Вскоре Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Общение его очень широкое: гусары, поэты, литературные общества «Арзамас» и «Зеленая лампа», театры, модные рестораны, дуэли – «слава Богу, не смертоносные», как сообщала Е.А.Карамзина своему брату Вяземскому. Но Пушкин не растворялся в этой пестроте, он искал себя.

Сразу после окончания Лицея в 1817 году, а затем в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской губернии. В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня», «Домовому», «Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».

Идеи гражданской свободы, политического радикализма, которыми было проникнуто русское общество после победы над Наполеоном, нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина. «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает» — таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг. Официально это был перевод по службе в г.Екатеринославль под начало генерала И.Н.Инзова, наместника Бессарабии.

«Приехав в Екатеринославль, я соскучился, поехал кататься по Днепру, выкупался и схватил горячку, по моему обыкновению. Генерал Раевский, который ехал на Кавказ с сыном и двумя дочерьми, нашел меня в бреду, без лекаря, за кружкой оледенелого лимонада. Сын его . предложил мне путешествие по Кавказским Водам . я лег в коляску больной; через неделю вылечился» (из письма поэта брату).

Почти все лето 1820 г. Пушкин прожил на Кавказе, где начал поэму «Кавказский пленник». Далее с семьей Раевских через Тамань, Керчь, Феодосию Пушкин прибыл морем в Гурзуф и провел там три недели: «В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом; я тотчас привык к полуденной природе и наслаждался ею со всем равнодушием и беспечностью неаполитанского Lazzarono» (из письма Дельвигу).

Вскоре через Георгиевский монастырь и Бахчисарай Пушкин отправился в Симферополь и далее в Кишинев, ибо туда переехала канцелярия Инзова. Не досаждаемый почти никакими служебными поручениями, в течение трех лет Пушкин жил на квартире у Инзова, пользуясь его неизменным расположением и теплой заботой. Поэт выезжал оттуда в Киев, с.Каменку, в Одессу, Аккерман, Бендеры, Измаил и др. места. Впечатления этих лет нашли отражение в южных поэмах Пушкина: «Кавказский пленник», «Братья – разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». В Кишиневе же была написана поэма «Гаврилиада», а также начат роман в стихах «Евгений Онегин».

В с. Каменка Пушкин сблизился с членами тайного общества, будущими «декабристами». В Кишиневе был принят в масонскую ложу «Овидий».

Шумная жизнь Одессы «в разнообразии живом», с ее пестрым обществом, итальянской оперой, парижскими ресторациями привлекала Пушкина. Он переехал туда в июле 1823 г., будучи зачислен на службу к наместнику Новороссийского края графу М.С.Воронцову. Отношения их по многим причинам не сложились, и через год гр. Воронцов нашел и повод, и причину для удаления Пушкина в имение его матери с.Михайловское Псковской губернии. Поэт получил предписание одесского градоначальника неукоснительно следовать означенным маршрутом в г.Псков, получив для найма почтовых лошадей 389 р. 4 коп.

«Наш Псков хуже Сибири, и здесь пылкой голове не усидеть», — сокрушались о нем друзья в с.Тригорском. Положение под двойным надзором гражданских и духовных властей, на поруках родителей раздражало чувствительную натуру Пушкина. Он строил планы побега и в отчаянии даже просил поменять место ссылки на любую из крепостей государевых. Однако, успокаиваемый письмами друзей, смирился и вскоре заметил: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман . » («Евгений Онегин»).

Сердечное участие в судьбе Пушкина принимали его друзья и соседи в с.Тригорском. Общение с ними, а также наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту «краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России» (А.И.Тургенев). Роман «Евгений Онегин», половина которого создавалась в Михайловском, по праву считается энциклопедией русской жизни.

Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее «благородными курганами» и городищами, общение с крестьянами, с нянею Ариной Родионовной – «все волновало нежный ум» Пушкина, способствовало постижению души русского народа, национальных основ жизни:

Здесь меня таинственным щитом

Святое провиденье осенило

Поэзия, как Ангел-утешитель,

Спасла меня, и я воскрес душой.

По признанию самого поэта, в Михайловском изменился его творческий метод. От романтизма первых лет молодости он перешел к «романтизму истинному» (реализм). Талант его окреп: «Je sens que mon ame s’est tout-а -fait developpee, je puis creer».

В Михайловском создано около 100 произведений поэта: деревенские главы романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», окончание поэмы «Цыганы», такие стихотворения, как «Деревня», «Подражания Корану», «Пророк», «Вакхическая песня», «Я помню чудное мгновенье. », «Вновь я посетил . », начало первого произведения в прозе — романа «Арап Петра Великого» (в приезд 1827 г.).

Здесь, на отчей земле, Пушкин получил импульс всему творчеству в дальнейшем. Друзья считали Михайловское поэтической родиной Пушкина.

Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 г., в котором принимали участие многие друзья и знакомцы Пушкина, переменили его судьбу. Новый царь Николай I вызвал срочно поэта в Москву, разрешил жить, где он захочет, и объявил себя личным цензором Пушкина. Последнее обстоятельство порой затрудняло печатание некоторых сочинений Пушкина, чем он был постоянно озабочен, не имея иных источников дохода.

Пушкину не разрешают ехать на Кавказ (в действующую армию), отказывают в поездке за границу.

До 1831 г. Пушкин живет попеременно то в Москве, то в Петербурге. Дважды после ссылки он побывал в Михайловском. Навещал тверских друзей — родственников хозяйки с.Тригорского П.А.Осиповой — в с.Бернове, с.Павловском, с.Малинники и в Старице Тверской губернии.

В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

Получив неопределенный ответ, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении «Путешествие в Арзрум» (1829).

По возвращении поэту пришлось давать письменное объяснение на запрос шефа жандармов А.Х.Бенкендорфа. Ранее подобные объяснения царю потребовались от Пушкина по поводу «Гаврилиады» и стихотворения «Андре Шенье». Над поэтом учрежден тайный надзор, который был официально отменен лишь спустя несколько лет после его кончины.

Сложной и противоречивой была жизнь поэта второй половины 1820-х годов: журнальные отношения и борьба с цензурой, доносы и опасные политические расследования, выговоры Бенкендорфа, а также неясные обстоятельства личной жизни.

Но при всем этом главным в жизни неизменно оставалась поэзия, творчество. В эти годы написана поэма «Полтава», много стихотворений, статьи в журналы, «Роман в письмах», зрели драматические замыслы.

6 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Н.Н.Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от собственного его имения с.Болдино. Поэт отправился туда, чтобы оформить дела по введению во владение имением, рассчитывая быстро управиться, затем заложить имение и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу. Однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и установленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдине с 7 сентября по 2 декабря 1830 г. Он тревожился за жизнь невесты, так как оставаться в холерной Москве ей было опасно, он устал и подавлен. Первые его стихотворения в Болдине – «Бесы» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье . »).

Вскоре нежное письмо невесты успокоило его. Соединение тишины и досуга, и одновременно напряжение, рождаемое чувством приближения грозных событий (революционные потрясения в Европе, холера в России), выплеснулось неслыханным даже для Пушкина творческим подъемом. «Болдинская осень» 1830 г. стоит особняком в творчестве поэта, когда им созданы были «Повести Белкина», «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», — поэма «Домик в Коломне», закончен весь роман «Евгений Онегин» (кроме письма Онегина), повесть «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», критические статьи, множество стихотворений. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

5 декабря 1830 г. поэт вернулся в Москву, и 18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения у Никитских ворот состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате в доме Хитрово (ныне дом 53).

В мае 1831 г. молодые Пушкины переехали в Царское Село — место счастливых лицейских воспоминаний поэта. Здесь написана «Сказка о царе Салтане», 5 октября – «Письмо Онегина к Татьяне». В июле 1831 г. Пушкин получил разрешение пользоваться государственными архивами для написания «Истории Петра Великого». Со средины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. В 1832 г. рождается дочь Мария, 1833 — сын Александр, 1835 — Григорий, 1836 — Наталия.

В 1832 г., будучи в Москве в гостях у П.В.Нащокина, Пушкин начал писать роман «Дубровский», в начале 1833 г. оставленный им не оконченным.

18 августа 1833 г., получив официальное разрешение, поэт выехал в Казанскую и Оренбургскую губернии для собирания материалов о восстании Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. На обратном пути он заехал в Болдино, где оставался с 1 октября до середины ноября. Здесь он написал, используя научный исторический материал, собранный в петербургских архивах, а также во время только что оконченного путешествия, свою «Историю Пугачева». Кроме нее, в Болдине были написаны поэмы «Анджело» и «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Осень», переводы баллад Мицкевича «Будрыс и его сыновья», «Воевода».

Каждое свое произведение Пушкин был обязан отдавать перед печатанием на просмотр Бенкендорфу, согласно требованию последнего в самом начале 1832 г. Издательские дела усложняются, затягиваются. Содержание семьи, светская жизнь, к которой Пушкин был прикован против своей воли, получив в 1834 г. звание камер-юнкера; материальная помощь родителям, сестре и совершенно безответственному в денежных вопросах брату требовали постоянно денег. В 1836 г. общий долг правительству, по собственному исчислению Пушкина, был огромен — 45000 рублей.

С 1831 г. Пушкин числился на службе в коллегии иностранных дел, но в 1834 г. он попросил отставку с сохранением, однако, права работать в архивах. Ему отказали. Осенью 1834 г. около месяца снова Пушкин прожил в Болдине: «Вот уже 2 недели, как я в деревне . Скучно . И стихи в голову нейдут, и роман не переписываю. » (из письма жене). Окончена лишь «Сказка о золотом петушке». Сразу по возвращении из Болдина в Петербург 19 октября Пушкин участвовал в праздновании лицейской годовщины у М.Л.Яковлева. Посетил Петербургский университет, был на лекции Н.В.Гоголя.

Вышедшая в конце 1834 г. «История пугачевского бунта» не поправила денежных дел поэта и даже не погасила ссуды, взятой на ее издание. Поэта не покидает мысль оставить Петербург. Весной 1835 г. Пушкин провел всего несколько дней (с 8 по 12 мая) в с.Михайловском и с.Тригорском. По возвращении оттуда он подал Бенкендорфу прошение об отъезде с семьей в деревню на 3-4 года, чтобы заняться литературным трудом и ограничить расходы в столице. В ответ на просьбу ему была выдана ссуда в размере 30 000 рублей и разрешен четырехмесячный отпуск.

В печальном, подавленном настроении отправился Пушкин в Михайловское 7 сентября 1835 г. «Пишу через пень колоду валю. Для вдохновения нужно сердечное спокойствие, а я совсем не спокоен» (письмо П.А.Плетневу). Стихотворение «. Вновь я посетил», начало «Египетских ночей», наброски других произведений написаны в Михайловском в этот приезд, закончившийся 20 октября 1835 г. Год кончился просьбой к Бенкендорфу об издании собственного журнала «Современник», первый том которого вышел уже 11 апреля 1836 г. «К концу литературной деятельности Пушкин вводил в круг литературы ряды внелитературные (наука и журналистика), ибо для него были узки функции замкнутого литературного ряда. Он перерастал их» (Ю.Н.Тынянов). А современники считали, что Пушкин оставил творчество и занимается лишь поденной журнальной прозой для заработка.

Упреки критики, потеря контакта с читателем не могли не подавлять поэта, внутренняя жизнь которого была часто непонятна даже близким друзьям. Лишь смерть, открывшая доступ к его рукописям, показала, что среди них «есть красоты удивительной, вовсе новых и духом, и формою. Все последние пиесы отличаются . силою и глубиною! Он только что созревал» (слова Е.А.Баратынского).

Последним крупным произведением Пушкина была повесть «Капитанская дочка» — «нечто вроде «Онегина» в прозе» (В.Г.Белинский). Это эпическое и психологическое, может быть, лучшее во всей прозе Пушкина произведение создавалось с 1833 г. параллельно с «Историей Пугачева» и было закончено в лицейскую годовщину 19 октября 1836 г.

Самые простые и в то же время самые важные начала человечности Пушкин выразил полно и глубоко в последних, по сути, в его жизни стихах так называемого «каменноостровского цикла» (написаны в Петербурге на Каменном острове летом 1836 г.): «Отцы пустынники и жены непорочны», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Мудрость Пушкина получила свое высшее выражение и завершение в этих стихах.

В 1834-1836 гг. он обдумывал роман «Русский Пелам», где должна была быть показана вся Россия — от декабристского «Союза Благоденствия» до притонов лесных разбойников. Одновременно он начинал повесть из римской жизни (возможно, этот загадочный замысел следует связать с его давним желанием написать произведение об Иисусе Христе).

В апреле 1836 г. обстоятельства заставляют Пушкина снова — в последний раз! — побывать в Михайловском. В самый день Пасхи 29 марта умерла его мать, и Пушкин сам отвез ее тело из Петербурга в Святые Горы и похоронил в Успенском монастыре. Здесь же он выбрал и себе могилу рядом с матерью, будто предчувствуя близкую кончину.

В начале 1834 г. в Петербурге появился усыновленный голландским посланником Геккерном и записанный в русскую гвардию француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней усиленно ухаживать, что подало повод многочисленным врагам поэта для оскорбительных толков и сплетен.

4 ноября 1836 г. Пушкин получил три экземпляра анонимного послания, заносившего его в орден «рогоносцев» — намек на неверность жены Пушкина. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Дантес вызов принял, но через барона Геккерна, своего приемного отца, просил отсрочки на 15 дней. В продолжении этого времени Пушкин узнал, что Дантес сделал предложение сестре жены Пушкина — Екатерине Николаевне. После убеждения друзей Пушкин взял свой вызов обратно. Свадьба Дантеса состоялась 10 января 1837 года, но настойчивые ухаживания его за Натальей Николаевной не прекратились. Старик Геккерн также начал интриговать против Пушкина. Выведенный из терпения, поэт послал голландскому посланнику барону Геккерну чрезвычайно оскорбительное письмо в расчете, что Дантес вынужден будет вызвать на дуэль Пушкина. Так и случилось. 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире, которую он снимал в доме княгини Волконской на набережной реки Мойки.

Смерь его была истинно христианская. Узнав о неизбежности конца, он выразил желание видеть священника. Исповедовал умирающего поэта и причащал Святых Таин отец Петр из церкви Спаса на Конюшенной площади, ближайшей к дому поэта. «Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать, — сказал он княгине Е.Н.Мещерской (дочери Карамзина). — Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел».

Умирал Пушкин так же мужественно, как жил. Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями. «Кончена жизнь. Тяжело дышать, давит», — были его последние слова.

«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща. » — писала петербургская газета.

Отпевание его совершилось в церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, и в полночь 3 февраля гроб с телом поэта отправился в Псковскую губернию в сопровождении единственного его друга А.И.Тургенева и жандармского капитана.

6 февраля после литургии в Святогорском Успенском монастыре монастырский клир во главе с архимандритом Геннадием совершили у тела поэта последнюю панихиду и в присутствии двух барышень из Тригорского похоронили Пушкина у алтарной стены собора. «Мы предали земле земное на рассвете . везу вам сырой земли, сухих ветвей и только», — сообщал Тургенев Жуковскому.

Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.

В настоящее время ежегодно 10 февраля, 6 июня и 21 августа – в дни памяти, дни рождения и приезда А.С.Пушкина в михайловскую ссылку – на могиле Поэта проходит Лития, совместная молитва об упокоении бессмертной души Александра Сергеевича Пушкина. Его могила объявлена национальным достоянием народов Российской Федерации.

pushkin.ellink.ru

А. С. Пушкин. Лирические произведения

сформировать представление об особенностях лирического произведения;

научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;

познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;

пробудить интерес к творчеству поэта;

раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;

развивать навыки выразительного чтения;

освоение средств художественной выразительности: эпитет, метафора, сравнение;

развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;

воспитывать любовь к природе.

способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно

выбранных критериев или образца.

самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова,

которые помогают увидеть эти картины;

Определять ритм стихотворения.

Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Уметь выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

портрет А. С. Пушкина, выставка книг, осенние пейзажи, аудиозапись фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковский, концерт №3 Антонио Вивальди, песня в исполнении Алисы Фрейндлих «У природы нет плохой погоды», мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку. У детей на столах карточки: текст произведения, карточка «Паузы», карточка «Рефлексия».

— Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.

(Звучит музыкальное произв. Песня Алисы Френдлих «. . У природы нет плохой погоды» )

— Но, всё таки природа всегда хороша в любое время года.

Сегодня мы будем продолжать говорить о великих русских писателях и поэтах.

II. Сообщение темы и целей урока.

(Звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. )

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне.

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошёл прекрасный наш поэт.

Он – гений, в этом спору нет.

— Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?

Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». стихотворение выразительно.

Работа с новым произведением.

1. Подготовка к восприятию произведения.

— — У вас был библиотечный урок о творчестве А. С. Пушкина

— — Вы дома читали статью об А. С. Пушкине.

— — Расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве А. С. Пушкина?

(Дополнение к рассказам учащихся. )

— Читать и писать на русском языке Сашу научила его родная бабушка (Мария Александровна, по материнской линии), когда его привезли в село Михайловское под Москвой.

Слайд 3. И где будучи взрослым написал большинство своих произведений именно там.

— — А кто рассказывал ему сказки, которые запали ему в душу и в сердце. (Арина Родионовна, его няня крепостная крестьянка )

— — Какое время года было у поэта любимым?(осень)

— А. С. Пушкин… Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение, особое состояние, «блаженное расположение духа…». Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары.

— — Поэт любил осень и сегодня на уроке мы будем работать над его произведением… «…Уж небо осенью дышало. . »

отрывок из романа Евгений Онегин.

— — Какую осень изобразил Пушкин в отрывке из романа «Уж небо осенью дышало…»

мы узнаем, послушав это стихотворении в исполнении профессионального артиста.

videouroki.net

Был ли Пушкин декабристом?

История непростых отношений писателя и участников тайного общества

Знакомство с будущими декабристами. Политические стихи и эпатаж (1817–1820)

По окончании Лицея в 1817 году Пушкин поселился в Петербурге. Он сразу был принят в литературное общество «Арзамас», где в это время идеи о социально-политическом содер­жании литературы начали выдви­гать члены Союза благоденствия Союз благо­денствия — тайная револю­ционная организация декабристов, действовавшая в 1818–1821 годах. (многие участники которого будут участвовать в восстании 1825 года) — Михаил Орлов, Никита Муравьев и Николай Тургенев. Сблизившись с последним, Пушкин попал в кружок молодых «либералистов», под влиянием которых, по-видимому , сложились его политические стихотворения тех лет — «Вольность», «Деревня», эпиграммы на Стурдзу («Холоп венчанного солдата…») и Александра I («Ура! в Россию скачет…»). Однако, несмотря на кажу­щуюся остроту и злободневность этих текстов, они оставались достаточно традиционными для гражданской поэзии XVIII — начала XIX века: в них использовались давно известные и привычные для современников образы и сюжеты.

Сила гнева Александра I, обвинявшего Пушкина в том, что он «наводнил Россию возмутительными стихами», как и быстрая слава неподцензурных стихотворений Пушкина, объяснялась не только качествами самих текстов, но и известными в обществе вызывающими поступками Пушкина:

«Пушкин, сидя в театре в кресле, показывал находившимся подле него лицам портрет убийцы герцога Беррийского Лувеля с сею надписью: „Урок царям“».

Николай Тургенев писал своему товарищу по «Арзамасу» Петру Вяземскому в письме от 25 февраля 1820 года: «…его знают по мелким стихам и по крупным шалостям».

Высказывания Пушкина на политические темы в эти годы неотделимы от его эпатажного поведения, сочетавшего в себе провокативность модного тогда дендизма и традиции французского либертинажа — политического и религиозного свободомыслия. От реальных проектов будущих декабристов это все было довольно далеко.

Южная ссылка Пушкина (1820–1824)

Рисунок Александра Пушкина в черновой рукописи строф IX и X пятой главы романа «Евгений Онегин». 1826 год На рисунке — портрет неизвестного, автопортрет Пушкина, портреты Ивана Пущина, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера и Кондратия Рылеева. © Из книги Т. Г. Цявловской «Рисунки Пушкина», 1987 год

Наиболее интенсивное и близкое обще­ние Пушкина с деятелями декабрист­ских обществ пришлось на годы Южной ссылки. «В Кишиневе я был дружен с майором Раевским  Владимир Федосеевич Раевский

(1795–1872) — поэт, мемуарист, участник Отечественной войны 1812 года; член Союза благоденствия в 1819–1821 годах. С 1821 года возглавлял дивизионную ланкастерскую школу взаимного обучения для солдат и юнкеров в Кишиневе. Отличался вольнодумством и подвергся аресту в 1822 году (о чем его предупредил Пушкин); дело «первого декабриста» Раевского продлилось с 1822 по 1827 год, что в сочетании с его мемуарной прозой составляет обширнейший биографический материал. , с гене­ралом Пущиным  Пущин Павел Сергеевич (1789–1865) — участник Отечественной войны 1812 года, в 1821 году — бригадный командир

16-й пехотной дивизии. Был главой кишиневской масонской ложи «Овидий», куда в 1821 году входил и Пушкин; член кишиневской ячейки Южной управы Союза благоденствия. В отставке с марта 1822-го, к следствию по делу декабристов привлечен не был. Ему посвящено стихотворение Пушкина «К генералу Пущину» («В дыму, в крови, сквозь тучи стрел. ») 1821 года. Воспоминания о встречах с П. С. Пущиным в Кишиневе и Одессе также отразились в кишиневском дневнике и письмах Пушкина и многочисленных воспоминаниях современников. и Орловым  Михаил Федорович Орлов (1788–1842) — член литературного общества «Арзамас»; участник Отечественной войны 1812 года. В 1820–1823 годах был командиром

16-й пехотной дивизии; член Союза благоденствия (глава Кишиневского отделения), привлекался по делу декабристов, однако осужден не был. Знакомый Пушкину еще с «Арзамаса», в Кишиневе Орлов был его постоянным собеседником: их споры отражены в заметке Пушкина «О вечном мире» (1821), Орлов также упоминается в стихотворениях Пушкина «В. Л. Давыдову» («Меж тем как генерал Орлов. ») и «Из письма к Гнедичу» («В стране, где Юлией венчанный. »):

Все тот же я — как был и прежде;

С поклоном не хожу к невежде,

С Орловым спорю, мало пью,

Октавию — в слепой надежде —

Молебнов лести не пою. », — вспоминал поэт в письме к Жуковскому в начале 1826 года.

При этом на прямые призывы к гражданственности в поэзии, с которыми к Пушкину обращался, например, поэт Владимир Раевский, Пушкин не очень-то отвечал:

Не тем горжусь я, мой певец…

Не тем, что у столба сатиры

Разврат и злобу я казнил

И что грозящий голос лиры

Неправду в ужас приводил…

Впрочем, близкое знакомство с декаб­ристами повлияло на развитие отдель­ных тем в стихах 1821–1823 годов: стихи к Денису Давыдову и Раевскому были насыщены необычной для жанра послания политической тематикой, в те же годы Пушкин пишет довольно радикальный «Кинжал».

Однако и на юге Пушкин не оставил эпатажных выходок, привлекавших к нему постоянное внимание, которое вовсе не было нужно будущим заговорщикам:

«Обритый после болезни, Пушкин носил ермолку. Славный стихами, страшный дерзостью и эпиграммами, своевольный, непослушный, а еще в ермолке — он производил фурор. Пушкин был предметом любопытства и рассказов на юге и по всей России».

«Площадное вольнодумство» и антирелигиозность Пушкина шли вразрез с конспиративным поведением декабристов. Хотя Пушкин принимал участие в политических беседах в Каменке  Каменка — поселок в Черкасской области современной Украины. В 20-х годах XIX века Каменка была одним из центров Южного общества декабристов. и даже присутствовал при инсцениро­ванном заседании тайного общества, декабристы по многим причинам относились к нему довольно настороженно.

Спор с Бестужевым и Рылеевым (1825)

Кондратий Рылеев. Рисунок Александра Пушкина. Предположительно, Москва, 1829 год © Из книги Т. Г. Цявловской «Рисунки Пушкина», 1987 год

К первой половине 1825 года относится оживленная переписка Пушкина с членами Северного общества и издателями альманаха «Полярная звезда» — литераторами Александром Бестужевым (после восстания будет приговорен к каторжной работе на 20 лет) и Кондратием Рылеевым (один из пяти казненных декабристов), которые высказали довольно резкую критику в адрес Пушкина.

По мнению декабристов, цель изящных искусств была «не в изнеживании чувств, но в укреплении, благород­ствовании и возвышении нравст­венного существа нашего».

Описания петербургского общества и особенно главного героя в «Евгении Онегине» не отвечали этим требованиям. Бестужев советовал Пушкину переделать роман в стихах в сатиру наподобие сатир Байрона. Для Бестужева и Рылеева возвышенное и назидательное содержание выходило на первый план и перед «отделкой» стиха:

Как Аполлонов строгий сын,

Ты не увидишь в них искусства:

Зато найдешь живые чувства —

Я не Поэт, а Гражданин.

Пушкин выразил принципиальное несогласие с Бестужевым и Рылеевым не только в ответных письмах, но и в самом «Евгении Онегине»: он не изменил предмет романа и добавил описания повседневной жизни Онегина. Оставаясь внимательным к поэтической форме, он замечал в одном из писем: «Говорят, что в стихах — стихи не главное. Что же главное? проза?»

Выезд в Петербург накануне 14 декабря 1825 года

Вильгельм Кюхельбекер и Кондратий Рылеев на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Рисунок Александра Пушкина. Петербург, 1827 год © Из книги Т. Г. Цявловской «Рисунки Пушкина», 1987 год

История о неудавшейся поездке Пушкина в Петербург накануне 14 декабря была много раз зафиксирована его современниками со слов поэта:

«Вот еще рассказ… незабвенного моего друга, не раз слышанный мною при посторонних лицах.

Известие о кончине императора Александра I и о происходивших вследствие оного колебаниях по вопросу о престолонаследии дошло до Михайловского около 10 декабря. <…> Рассчитывая, что при таких важных обстоятельствах не обратят строгого внимания на его непослушание, он решил отправиться туда… <…> Итак, Пушкин приказывает готовить повозку, а слуге собираться с ним в Питер; сам же едет проститься с тригорскими соседками. Но вот на пути в Тригорское заяц перебегает через дорогу; на возвратном пути из Тригорского в Михайловское — еще заяц! Пушкин в досаде приезжает домой; ему докладывают, что слуга, назначенный с ним ехать, заболел вдруг белою горячкой. <…> Глядь — в воротах встречается священник, который шел проститься с отъезжающим барином. Всех этих встреч — не под силу суеверному Пушкину; он возвращается от ворот домой и остается у себя в деревне».

(1803–1870) — библиофил и библиограф, один из ближайших друзей Пушкина. . «Таинственные приметы в жизни Пушкина»

Очевидно мифологизированная, эта история дополняется тем, что Пушкин, смастерив себе подложный «билет», выехал из Михайловского под именем крепостного Алексея Хохлова.

Более убедительной кажется интерпретация «тригорской соседки» Пушкина, Марии Осиповой  Мария Ивановна Осипова (1820–1896) — одна из младших дочерей Прасковьи Алек сандровны Осиповой, соседки Пушкина и его близкого друга. Воспитывалась и всю жизнь прожила в Тригорском, где познакоми­лась с поэтом. А. И. Тургенев после знакомства с нею назвал ее «милой и умной почита тельницей великого русского таланта Пушкина». . По ее воспоминаниям, Пушкин решил срочно вернуться в Петербург не до, а после того, как узнал о вспыхнувшем восстании:

«Арсений рассказывал, что в Петербурге бунт, всюду разъезды и караулы… Пушкин, услыша рассказ Арсения, страшно побледнел. <…> На другой день… Пушкин быстро собрался в дорогу и поехал; но, доехав до погоста Врева, вернулся назад»  Цит. по «Рассказы о Пушкине, записанные М. И. Семевским» // «Пушкин в воспоми­наниях современников». Т. 1. СПб., 1998. .

Логика этого предположения, впрочем, не объясняет, действительно ли Пушкин счел перебегавшего дорогу зайца плохой приметой или оставался в Михайловском по какой-либо другой причине, — проблема во многом заключается в том, что Осиповой в 1825 году было 5 лет.

8 сентября 1826 года: о встрече с Николаем I и стихотворении «Пророк»

Встреча Пушкина с Николаем I в Москве 8 сентября 1826 года была много раз описана современниками:

Фельдъегерь внезапно извлек меня из моего непроизвольного уединения, привезя по почте в Москву, прямо в Кремль, и всего в пыли ввел меня в кабинет императора, который сказал мне:

— А, здравствуй, Пушкин, доволен ли ты, что возвращен?

Я отвечал, как следовало в подобном случае. Император долго беседовал со мною и спросил меня:

— Пушкин, если бы ты был в Петербурге, принял ли бы ты участие в 14 декабря?

— Неизбежно, государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них. Одно отсутствие спасло меня, и я благодарю за то Небо.

— Ты довольно шалил, — возразил император, — надеюсь, что теперь ты образумишься и что размолвки у нас вперед не будет. Присылай все, что напишешь, ко мне; отныне я буду твоим цензором».

В ответе на вопрос о 14 декабря Пушкин не отрекся от дружбы с декабристами, однако и не высказал своего согласия (или несогласия) с их программой. Неоднозначное отношение Пушкина к декабристам проявляется и в остальных его высказываниях:

«Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков».

«На вопрос мой, переменился ли его образ мыслей и дает ли он мне слово думать и действовать иначе, если я пущу его на волю, он нагово­рил мне пропасть комплиментов насчет 14 декабря, но очень долго колебался прямым ответом и только после длинного молчания протянул руку с обещанием — сделаться другим».

Во время расследования по делу декабристов отсутствовали прямые свидетель­ства участия Пушкина в каком-либо из тайных обществ, однако часто возни­кало упоминание «вольнолюбивых стихотворений» — «Вольности», «Кинжала» и «На 14 декабря» (отрывок из «Андрея Шенье»). Современники сохранили и историю о неподцензурном варианте стихотворения «Пророк»:

«…Пушкин, выезжая из деревни с фельдъегерем, положил себе в карман стихотворение „Пророк“, которое в первоначальном виде оканчивалось следующею строфою:

Восстань, восстань, пророк России,

Позорной ризой облекись

И с вервьем вкруг смиренной выи

К царю . . . . . . . явись!

Являясь в кремлевский дворец, Пушкин имел твердую решимость, в случае неблагоприятного исхода его объяснений с государем, вручить Николаю Павловичу на прощание это стихотворение».

(1840–1904) — публицист, издатель журнала «Наблюдатель» (1882–1904). Эту историю Пятковский вспоминает из рассказа Алексея Веневитинова (1806–1872) — дальнего родственника (четвероюродного брата) Пушкина, который возобновил общение с поэтом после возвращения того из ссылки. . «Пушкин в кремлевском дворце»

Эти «крамольные» стихи, связанные с восстанием декабристов, Пушкин якобы не только взял с собой, но и потерял в Кремле:

«Ему [Пушкину] казалось, что он его [бумажник] выронил во дворце… <…> Соболевский нашел в чулане драгоценный бумажник. Пушкин, разумеется, чрезвычайно обрадовался и прочел ему сильные, превосходные стихи, которые вскоре были им уничтожены и остались неизвестными».  Э тот текст, по-видимому, восходит к устному рассказу близкого друга Пушкина Сергея Александровича Соболевского (1803—1870), раньше всех записанному библиофилом и историком литературы Михаилом Николаевичем Лонгиновым (1823—1875).

Несмотря на явно анекдотическую природу истории о потере «возмути­тельного сочинения» в Кремле, вопрос о существовании политически заостренной концовки «Пророка» остается нерешенным  Существует несколько вариантов этого четверостишия, расшифровка которых весьма условна и принята не всеми исследователями; самая ранняя запись этих стихов относится, по-видимому, к началу 1850-х годов:

В позорны ризы облекись,

Иди и с вервием на вые

К у[бийце] (?) г[нусному] (?) явись.

(Цит. по: А. С. Пушкин. «Восстань, восстань, пророк России…» / А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 16 т. Т. 3, кн. 1. М., Л., 1937–1959.) .

«Я гимны прежние пою»: декабризм и стихотворения Пушкина

Колебания в отношении Пушкина к восстанию 14 декабря продолжались и после завершения дела о декабристах. Так, противоречие между вольно­любивой лирикой и промонархическими стихотворениями, написанными после аудиенции у Николая I, создало миф о «Пушкине — друге монархии», по выражению Александра Блока. Попытки найти компромисс с властью в стихотворениях «Стансы» и «Клеветникам России», сочетались в это время с запрещением к печати «Бориса Годунова» и «Андрея Шенье» — следствием якобы личного цензурирования Николаем I.

В то же время, в 1826–1827 годах, Пушкин написал послание «Во глубине сибирских руд» и стихотворение «Арион», в котором часто находят алле­горическое изображение декабристского восстания. Между тем в образе пловцов в «Арионе» современники видели не декабристов, а, скорее, самих себя, переживших «вихорь бури» 14 декабря. Публикуя стихотворение анонимно, Пушкин отошел от выражения личных оценок и включил себя в течение общей истории. Вероятно, как часть истории воспринимались Пушкиным и события 14 декабря — эта тема не определяла его творчества, но была одной из важных и сложным образом встраивалась в его систему мировоззрения. 

arzamas.academy

Читать онлайн «А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Том 1» автора Павлищева О. С. — RuLit — Страница 1

Пушкин в воспоминаниях современников

ПУШКИН В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННИКОВ

Воспоминания современников о Пушкине имеют одну особенность, которая обнаруживается лишь тогда, когда тексты их собраны вместе.

Тогда оказывается, что они сами собой укладываются в четкий хронологический ряд, как бы образуя канву биографии поэта: Лицей, Петербург, юг, Михайловское, Москва, Кавказ, Петербург.

Так бывает, когда жизнь героя мемуаров проходит в более или менее замкнутых, но разнообразных сферах, — каждый раз с новыми людьми и новыми связями, последовательно сменяющими друг друга. Жизнь путешественника, дипломата, странствующего актера или «ссылочного невольника».

В такой «мемуарной биографии» нет единого голоса: речь литератора и политика прерывается — иногда на долгий срок — бесхитростным рассказом крестьянина, воспоминания друга детства — домыслами случайного попутчика. Это — отраженная биография, мозаически составленная из разного — и не всегда доброкачественного — материала.

Ее необходимо проверить, сопоставить с другими источниками, документами, письмами, автопризнаниями, то есть произвести «критику источника». Отвергая явно недостоверное, не следует пренебрегать неточным или сомнительным, памятуя, что взгляд современника всегда субъективен, что бесстрастного рассказа о виденных событиях и лицах не существует, что вместе с фактом в воспоминания неизбежно попадает отношение к факту и что самое это отношение есть драгоценный исторический материал 1 . Более того, мы обязаны помнить, что мемуары подвержены всем случайностям человеческой памяти, допускающей невольные ошибки, — подчас путаются лица, даты, смещается последовательность событий. Все это — органическая принадлежность мемуаров, особенность их как источника. «Верить» им до конца было бы ошибкой, но отвергать их, найдя в них противоречия или несоответствия современному нам взгляду, — двойная ошибка.

Они удерживают сведения, которых не содержат никакие другие документы.

Они очерчивают нам круг связей и отношений их героя с современниками.

Наконец они — и только они — рисуют нам историческое лицо в его неповторимом индивидуальном облике, передавая его характер, речь, привычки.

«Мемуарная биография» Пушкина, строго говоря, начинается с Лицея. Это естественно. Лицей был средой, формировавшей Пушкина-поэта; в свою очередь, его личность и творчество оказали на нее мощное влияние, под знаком которого потом развивалась лицейская традиция. Отсюда выходят записки И. И. Пущина — самые полные и достоверные воспоминания о юношеских годах поэта. Отчасти направляемые поэтическим творчеством Пушкина, они отразили тот самый «лицейский дух», который не без оснований рассматривался в правительственных кругах как источник либеральных и прямо революционных настроений. Пущин, сам один из ярчайших носителей этого «духа», создал произведение едва ли не единственное в своем роде. «Декабрист» в самом глубоком историко-психологическом смысле, подчинивший свою жизнь идее общественного служения, он пронизывает личным началом свое автобиографическое повествование до такой степени, что оно становится одновременно и памятником истории быта — лицейского в первую очередь. В отличие от многих современных ему литераторов-декабристов, он не отбирает и не отсеивает личный, бытовой материал как неважный и малоценный; ему важно все, поскольку именно это «все», до детских шалостей и проказ, было освящено поэзией его великого друга. Его записки — это литературный памятник декабризма, испытавший влияние пушкинской эстетики, и в нем органично проступают факты политической биографии Пушкина.

Эта общественно-политическая испостась пушкинской биографии по-разному отражается в мемуарах лицеистов и тесно общавшихся с ними воспитанников Благородного пансиона при Педагогическом институте, где учился Левушка Пушкин. Лицей не был мирным царством патриархально-идеальных отношений, как представал он иной раз ранним его историкам. Это как нельзя лучше показывают, например, резко недоброжелательные к Пушкину и даже, как писал Вяземский, «похожие на клевету» воспоминания М. А. Корфа. Они свидетельствуют о размежевании среди лицеистов. Путь Пущина вел на каторгу. Путь Корфа — на высокие ступени иерархической лестницы. Его голос — это голос официальной историографии николаевского времени, осудивший лицейского Пушкина с нравственной и моральной стороны. Его «записка» особенно ценна своей открытой тенденциозностью: она наглядно показывает остроту и напряжение общественной борьбы вокруг имени и биографии Пушкина.

И о том же свидетельствуют с прямо противоположной стороны воспоминания Н. А. Марковича — не лицеиста, но пансионера, — любопытнейший памятник «школьного фольклора» о юноше Пушкине, с характерной неосведомленностью в деталях, с подчеркиванием фактов (иной раз легендарных) дерзкого мальчишеского озорства, всегда направленного на дворец и его обитателей. Эти ранние предания о юном Пушкине ценны именно отраженным в них духом времени.

Для Пушкина в это время начинается важный этап биографии — петербургский период 1817-1820 годов, — время становления личности, с издержками роста, дуэлями, театральными проказами. Его среда теперь — кружок Всеволожского и «Зеленой лампы», товарищество царскосельских гусар, среди которых — Каверин и Чаадаев, но едва ли не более всего — круг молодых последователей Карамзина, образовавших литературное общество «Арзамас».

Этим людям — Вяземскому, Жуковскому, А.Тургеневу — предстоит сопутствовать Пушкину на протяжении всей его жизни. Они «свои». Какие бы ссоры и разногласия ни омрачали их отношений, они связаны с Пушкиным неразрывной цепью долголетней привязанности, общих интересов, бытовых привычек. Наряду с «лицейским братством» «арзамасское братство» составляет среду, сформировавшую личность Пушкина. И дело здесь не в тождестве литературных позиций — тождества не было, — а в некоей общности интересов и литературного воспитания и в том особом и обособленном от других социально-психологическом складе, который отличает людей «кружка» и облегчает им связь и взаимное понимание друг друга преимущественно перед всеми остальными.

С традицией «Арзамаса» связывала Пушкина эпиграмматическая заостренность литературных полемик, алогическая пародийность, приверженность к «легкому и веселому», скрывающему за собой весьма серьезное содержание, самый культ острословия, каламбура, анекдота, наконец, классическая точность литературного мышления и выражения. В рассказах Смирновой-Россет предстают перед нами Пушкин, Жуковский, Вяземский, с комической серьезностью сочиняющие вместе с Мятлевым смешную и нелепую арзамасскую «галиматью». «Арзамасским духом» веет от поздних воспоминаний Вяземского. В них особое место принадлежит острым словечкам и забавным анекдотам Пушкина, — до них Вяземский сам был большой охотник. Вяземский был убежденным «арзамасцем» до конца дней своих и иногда, может быть, непроизвольно переставлял акценты; по прошествии многих лет он несколько «приближал» Пушкина и к Карамзину и к Дмитриеву, посмертно выигрывая у него многолетний спор. Пушкин же, принадлежа «Арзамасу» в основе своего литературного воспитания, был «сектатором» в гораздо меньшей степени; и силою обстоятельств основные воспоминания о нем в начале 1820-х годов приходят из враждебных «Арзамасу» литературных сфер — от «архаиков», из-под пера Катенина, «сектатора» еще более, чем Вяземский. Он рассказывает, по существу, о Пушкине, отходящем от «Арзамаса» якобы в выученики Катенина, в театральный салон основного врага «арзамасцев» и столпа «Беседы любителей русского слова» князя Шаховского. Здесь тоже была полуправда, как и у Вяземского; отход Пушкина от безусловной приверженности карамзинскому литературному кругу был расширением его литературного сознания, а не сменой ориентации. Пушкина-«арзамасца» Катенин не знал и не хотел знать.

www.rulit.me