Высокая самооценка это хорошо или плохо

Плюсы и минусы высокой самооценки

Когда говорим о высокой самооценке, обязательно предполагается некоторое сравнение с чем-то эталонным. Но психология не является точной наукой. А раз так, то справедливо говорить об адекватной или неадекватной самооценке человека.

Высокая самооценка – хорошо или плохо ^

Принято считать, что высокая самооценка — это личная оценка человеком своих качеств, считающихся положительными, своих возможностей и вера в то, что он сам является вершителем своей судьбы.

Однозначно оценить поведение человека достаточно сложно. Необходимо знать все предпосылки, побуждающие к тем или иным мыслям и поступкам, что невозможно. Уже само по себе деление на «хорошо» и «плохо» предполагает оценочное суждение.

Именно дуальность восприятия затрудняет сделать объективную оценку. По этой причине объектом изучения в психологии является человек. Его чувства, мысли, переживания, поведение. В этом контексте уровень самооценки сложно переоценить.

Высокая самооценка, как две стороны одной медали:

  • Положительная сторона. Высокая самооценка – это вера в самого себя, в свои силы. Самоуважение. Не уважая себя, сложно научиться уважать других. Подавляющее большинство успешных людей уважают себя, знают свои сильные и слабые стороны. Прекрасно представляют себе и свои слабости. Это знание делает их еще более устойчивыми в стрессовых ситуациях и позволяет им двигаться дальше по пути своего совершенствования.
  • Негативная сторона. С другой стороны, слепо веря в свои силы, человек может быстро утратить адекватность восприятия реальности. Лихач-водитель или игроман являются яркими представителями людей с чрезмерно высокой уверенностью в своих силах и вере в удачу и успех. Именно завышенная самооценка и неадекватная самоуверенность является причиной иллюзий, которые неизбежно рушатся, психически истощая человека.
  • Как повысить самооценку и уверенность в себе подростку? Читай статью.

    Безусловно, высокая самооценка важна для гармоничного развития личности. Можно выделить три уровня в оценке людей самих себя:

  • Заниженная – предпочитает браться за задачи, объективно лежащие ниже его знаний и способностей. Справляется значительно быстрее отведенного времени.
  • Завышенная – задачи, за которые традиционно берется человек, значительно превосходят его навыки. Постоянно не справляется с поставленными задачами.
  • Адекватная – человек с большой вероятностью выбирает задачи наиболее точно соответствующие опыту и знаниям.
  • Говоря о высокой самооценке, имеется ввиду адекватный уровень восприятия самого себя, где достаточно точно оцениваются свои возможности и силы. Человек способен принимать адекватные риски, преодоление которых повышает внутреннюю мотивацию.

    Завышенная самооценка характеризуется постоянным цейтнотом, срывом обязательств и постоянным обвинением других, но не себя, в неудачах. Низкая самооценка, напротив, является прямой дорогой к самоуничижению. Очевидно, завышенная и заниженная самооценки являются неадекватными.

    Теперь, резюмируя, можно различить существование высокой и завышенной самооценок. Очевидно, высокая самооценка – это хорошо, а завышенная – плохо. Возможно, плохо для окружающих. Но, в первую очередь — для обладателя такой оценки о себе.

    Она мешает человеку честно посмотреть на себя и принять себя таким, как есть. А без этого внутренний рост и счастье человека невозможны.

    Человек, оценивающий себя объективно, обладает следующими чертами, отличающими высокий уровень самооценки:

    • уважает себя, свою внутреннюю свободу;
    • уважает свободу других;
    • не идет на поводу у общепринятых правил, противоречащих его пониманию здравого смысла и честности;
    • мыслит и действует проактивно;
    • готов прийти на помощь, но не навязывается;
    • может легко попросить о помощи, если это необходимо;
    • способен ставить цели перед собой и добиваться их достижения;
    • осознавая свои сильные и слабые стороны, прекрасно понимает как вдохновлять других на свершения;
    • способен вести людей за собой.
    • Человек с высокой самооценкой сразу выделяется среди людей. Свойственная ему проактивность мышления помогает формировать себя как лидера. Прежде всего лидера для себя, а затем и для других.

      Нужно ли бороться с излишней самоуверенностью ^

      Если доставляет ненужные хлопоты, то нужно. Излишняя самоуверенность по определению предполагает очень частый срыв обязательств или постоянное принятие на себя чрезмерных рисков, что может быть чревато серьезными последствиями для многих людей.

      Естественно, что рано или поздно, встанет вопрос о корректировке такой самоуверенности и приведении ее до адекватного уровня. Возможно ли это?

      Вопрос в том, кто является объектом последствий проявления чрезмерной уверенности. Если от этого страдает сам человек, обладающий завышенной самооценкой, то понизить уровень до адекватного вполне возможно. Тем более, что есть на это его желание.

      Основные рекомендации для понижения слишком высокой самоуверенности:

    • Анализировать каждый случай неудачи на предмет «виновных». Каждый раз, когда велик соблазн «назначить» ответственного за ошибки. Оценить свой личный вклад в неудачу.
    • Распишите на листе бумаги в две колонки свои плюсы и минусы. Внимательно и критично изучите каждый плюс. Возможно, он сильно преувеличен.
    • Критически проанализируйте свои сильные стороны на предмет реального наличия. Может оказаться, что целый ряд качеств, относимые к стороне сильных, на самом деле таковыми не являются. Более того, могут являться грубым и агрессивным проявлением слабых сторон.
    • Будьте готовы встретиться с самим собой. По словам Карла Густава Юнга, такая встреча является самой важной для каждого из нас. Одновременно с этим мы ее более всего страшимся. Необходима определенная доля смелости.
    • Каковы виды самооценки в психологии? Читать далее.

      О самооценке, уровне притязаний, их характеристике и взаимосвязи читай далее.

      Часто завышенная самооценка рядится в платье заниженной. Яркий пример проявления ложной заниженной самооценки: мужчина жалуется на то, что красивые женщины не обращают на него внимания.

      Позиция жертвы, часто идущая рядом с завышенной самооценкой, придает ей облик заниженной. Человек с по-настоящему заниженной самооценкой, даже и не подумал бы о том, что он достоин внимания красивых девушек.

      Как воспитать в ребенке адекватную самооценку ^

      В воспитании детей первые пять лет жизни являются наиболее важными. Закладывается фундамент возможности самостоятельно корректировать свое поведение уже во взрослой жизни.

      Прежде чем продолжить рассуждения о воспитании у подростка адекватной самооценки, стоит задуматься об этимологии слова «самооценка». Родители прекрасно знают важность здоровой оценки детьми самих семя, но слишком часто делают все наоборот.

      Самооценка означает самостоятельную оценку своих поступков и их последствий. А мамы и папы, чересчур спешат дать свою оценку действиям сына или дочери, что пагубно сказывается на здоровом развитии психики ребенка. Воистину, благими намерениями устилается дорога в ад.

      Некоторые рекомендации, выполнение которых поможет ребенку правильно развиваться:

      1. Позвольте вашему ребенку самостоятельно пожинать плоды своих решений и поступков. Разумеется, до тех пор, пока нет угрозы жизни или риска серьезных материальных издержек. Результат – ребенок учится самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки н перекладывая их на старших.
      2. Если вас досаждают те или иные моменты в поведении детей, не стоит молчать. Скажите ребенку об этом. Но ни в коем случае не оценивайте поступок и, уж тем более, самого ребенка. Говорите только о ваших чувствах. «Я-посыл» вместо «ты-посыла». Результат – ребенок понимает уровень негативных последствий своего поступка без «включения» защитных реакций.
      3. Всего два небольших и несложных правила. Но постоянно придерживаясь их вы не только поможете ребенку сформироваться в сильную личность с адекватными реакциями, но и выстроите прекрасные отношения в семье.

        Видео: Секреты счастливых отношений — высокая самооценка

        Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

        Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

        gopsy.ru

        Самооценка – это оценка человеком себя: своих качеств, ресурсов, возможностей и своего места в обществе. Она формирует, прежде всего, требовательность к себе, качество контактов с окружающими людьми и собственное отношение, как к победам, так и к поражениям. Каждый из нас, взаимодействуя с окружающим миром, вольно или невольно проводит сравнения себя с другими людьми, собственные поступки и достижения с поступками и достижениями окружения – социума в целом.

        Наша самооценка зависит от того, как другие люди воспринимают и оценивают нас. Естественно, чтобы выстроить с окружающими людьми нормальные отношения, мы стремимся быть хорошими для них. Ведь от позитивных отношений во многом зависит и наше здоровье, и наша карьера. При этом очень важно осознавать: как сильно мы стараемся стать хорошими для других и как это влияет на наши собственные интересы. Нередко, в попытках стать хорошими для кого-то, можно перестать быть самим собой.

        Высокая самооценка даёт веру в себя, помогает достигать поставленных целей в различных областях своей жизни, позволяет развивать такие необходимые качества как предприимчивость, гибкость, обучаемость, инициативность. Высокая самооценка, по сути, является неотъемлемым атрибутом счастливых и успешных людей, не зависимо от рода их деятельности.

        На своих консультациях, при анализе ситуации, я часто сталкиваюсь с двумя основными типами мотивации моих клиентов. Это стремление к достижению успеха и желание избежать неудачи. Я замечал, что люди, придерживающиеся первого типа мотивации, менее зациклены на трудностях, готовы рисковать, полны творческих идей. Для них мнение социума не является решающим и не влияет на их высокую самооценку. А вот люди, стремящиеся, прежде всего, избежать поражений, как правило, очень осторожны, не склонны даже к минимальному риску. В окружающей действительности они часто находят подтверждение своим опасениям и тревогам. Сама жизнь для них как одно тяжёлое препятствие. Конечно, такое восприятие окружения, самооценку не повышает.

        Низкая (заниженная) самооценка

        Как правило, под низкой (заниженной) самооценкой подразумевается плохое суждение о себе, невысокое мнение о собственных возможностях и способностях. Причины этого достаточно разнообразны. Чаще всего это негативные самовнушения и негативное внушение окружения. В формирование низкой самооценки большую лепту, к сожалению, зачастую вносят родители в детстве ребёнка. С одной стороны это внушения ребёнку его никчёмности: «Из тебя ничего не получится. Ты просто глупый. Ты не сделал это задание? Да ты хуже всех!» С другой стороны, родители просто связывают своё дитя путами долженствования: «Ты должен быть лучшим в классе, чтобы твоему отцу не было стыдно. Ты должна всегда быть аккуратной и опрятной. Ты должна быть честной» На ребёнка ложится непосильный груз – ему постоянно приходится подстраиваться и соответствовать образу идеального «Я». И, когда он не в силах соответствовать этому идеальному образу, он начинает себя чувствовать неумехой-неудачником.

        Взрослея, мы получаем уже изрядную долю негатива от внешней оценки социума. Очень часто взрослые люди укрепляют низкую самооценку, придавая слишком огромное значение какому-либо событию, или уверяют себя, что сравнение с другими – не в их пользу. Они не принимают во внимание, что временные неудачи – это естественный атрибут любого человека, а их индивидуальные качества не уступают качествам других людей.

        Главное не в том, насколько самооценка высока или низка, а прежде всего, насколько она адекватна. Высокая самооценка – это не главная ценность, если она не отвечает реальной картине происходящего. В какой-то ситуации, самооценка может быть низкой. И это вполне нормально, если человек отдаёт себе отчёт, что в данной области его способности ограничены. Ведь просто невозможно быть компетентным во всём и везде.

        Самое важное, когда ко мне на психологическую консультацию обращается человек с проблемой самовосприятия, это выяснить, что именно он оценивает как высокое или низкое и как это отражается на его образе жизни и на его отношении к самому себе. Каждый человек субъективен. Также субъективна и его оценка. Работая над повышением самооценки, я направляю своё внимание, прежде всего на два направления. Первое – выявление и анализ собственных ресурсов, реальных и потенциальных возможностей, скрытых резервов и различных способностей моего гостя. Второе – помощь в поиске тех областей, где ему выгодно и целесообразно продвигаться и развиваться для повышения самооценки.

        Существует широко известная формула расчёта самооценки. Это дробь: в числителе – наши успехи, в знаменателе – наши цели. И, следовательно, чтобы повысить самооценку, необходимо либо увеличить собственные достижения, либо снизить свои притязания. На первый взгляд, всё вполне логично. Но, на практике, семейный психолог, зачастую сталкивается с иной картиной. Люди с высокой самооценкой, как правило, ставят перед собой большие задачи и стремятся к большим достижениям. Локальная неудача не выбивает их из колеи и не влияет каким-то образом на размер их собственной оценки. И совсем другое дело – люди с заниженной самооценкой. Часто их цели, как и притязания не велики. Вы часто встречали людей с заниженной самооценкой, стремящихся к великим успехам? Так что вышеприведённая формула мне кажется не такой однозначной. Кроме достижений и притязаний существуют и другие привходящие факторы, прояснить которые мы можем с Вами на консультации.

        olegbogdanovich.ru

        Высокая температура: сбивать или нет? Обтирания или таблетки?

        Хочется, чтобы болезни обошли наших детей стороной, но, к сожалению, так получается не всегда. Поэтому на всякий случай напоминаем родителям правила обращения с высокой температурой у ребенка. Когда ее надо снижать и какие средства для этого предпочесть?

        Высокая температура: хорошо или плохо?

        При повышении у ребенка температуры тела любящие родственники, как правило, стараются поскорее ее снизить. Правильно ли это? При повышении температуры тела происходит и повышение активности защитных свойств организма, усиливается кровоток, ускоряются процессы восстановления тканей. Снижая температуру тела, вы одновременно будете подавлять и общий ответ на инфекцию. Кроме того, следует учитывать, что повышение температуры тела выше 37 °C создает неблагоприятные условия для размножения вирусов и бактерий. Таким образом, повышение температуры тела (до 38,5 °C) помогает организму бороться с инфекцией, и снижать такую температуру тела нецелесообразно.

        Однако при определенных ситуациях повышение температуры тела может иметь нежелательные последствия. Так, если у вашего ребенка ранее были судороги, то при повышении температуры тела они могут повториться. Если у вашего ребенка имеется тяжелое заболевание сердца (например, врожденный порок сердца), легких или почек, дополнительная нагрузка при высокой температуре тела может вызвать резкое ухудшение деятельности этих органов. Родители каждого ребенка, имеющего какие-то особенности, должны заранее обсудить с врачом, как им поступать в случае повышения у ребенка температуры тела.

        Другое дело, когда у ребенка температура тела поднимается выше 39 °C, то есть развивается гипертермия. Это сопровождается неблагоприятными нарушениями жизнедеятельности организма. Происходит денатурация белков, нарушается деятельность многих ферментных систем, происходят изменения в свертывающей системе крови, нарушается кровоток, страдает иммунная система, развиваются тяжелые расстройства центральной нервной системы, грубо нарушается деятельность внутренних органов. Безусловно, эти изменения не имеют характера приспособительных. В таких случаях температуру тела следует активно понижать.

        Когда сбивать температуру?

        Степень повышения температуры тела не всегда соответствует тяжести заболевания. Так, при острой респираторной вирусной инфекции температура тела может подняться до 40 °C, но ребенок при этом неплохо себя чувствует. А при воспалении легких, особенно у ослабленного ребенка, температура тела может не превышать 38 °C. При любом повышении температуры тела у ребенка следует вызвать врача, так как тактика при повышенной температуре тела может быть различной. Однако если у ребенка температура тела превышает 38,5 °C, в любом случае следует попытаться ее снизить еще до прихода врача.

        Если у ребенка жар, родители, стараясь помочь, нередко укладывают ребенка в постель, включают обогреватель и укрывают его ворохом одеял, тем самым затрудняя теплоотдачу. В такой ситуации, напротив, нужно создать условия для улучшения теплопотерь. С этой целью необходимо нормализовать температуру в помещении (проветрить) и обильно напоить ребенка. Жаропонижающими свойствами обладают отвары некоторых растений: брусники, василька, клюквы, липы, малины, ромашки, череды, мать-и-мачехи. Тем самым у ребенка улучшится потоотделение. При необходимости быстро снизить высокую температуру тела ребенка применяют физические методы охлаждения.

        Физические методы снижения температуры: как правильно

        Для этого при температуре воздуха в помещении 20–21 °C можно раздеть ребенкаи оставить на 10–15 минут лежать открытым, а еще лучше — при этом направить на него теплый поток воздуха от вентилятора. На горячий лоб ребенка можно положить салфетку, смоченную прохладной водой, и менять ее по мере нагревания.

        Более интенсивным воздействием является обтирание. Руки, ноги и туловище ребенка протирают теплой (30–31 °C) водой и оставляют его открытым или прикрывают тонкой пеленкой либо простыней. Растирание кожи улучшает кровоток, а при испарении влаги температура тела снижается на 1–1,5 °C, до уровня, безопасного для организма ребенка.

        Традиционно в качестве возможного варианта охлаждения ранее широко применяли (и некоторые применяют до сих пор) водочно-уксусное обтирание, когда для растирания ребенка использовали смесь (1 столовая ложка водки, 1 столовая ложка столового уксуса и 1 столовая ложка воды). Для того чтобы смесь была теплой, ее разводили в заранее подогретой тарелке. Водка и уксус быстро испаряются с тела ребенка, что приводит к снижению температуры тела.

        Отрицательной стороной этого метода является появление резкого раздражающего запаха, плохо переносимого детьми и способного вызвать спазм дыхательных путей. Кроме того, компоненты смеси могут всосаться через кожу и усилить интоксикацию. Проведенные в свое время сравнительные исследования показали, что эффективность водных обтираний ничуть не ниже, чем водочно-уксусных, но водные обтирания лишены отрицательных воздействий и могут многократно повторяться. Поэтому в настоящее время предпочтение отдают теплым водным обтираниям. Снижение температуры тела после воздушной ванны или обтирания ребенка непродолжительно, но через 1–1,5 часа процедуру можно повторить.

        Но хотелось бы подчеркнуть, что использование перечисленных физических методов охлаждения ребенка возможно при условии, что у ребенка жар: его лоб, руки и ноги горячие на ощупь. Раздеть его можно в теплом помещении, обдувать его можно теплым воздухом, а обтирать теплой водой. Иначе воздействие на поверхность тела ребенка холодом вызовет сокращение поверхностных кровеносных сосудов и чрезвычайно затруднит теплоотдачу. При этом кожа ребенка бледнеет, приобретает мраморный оттенок, покрывается «мурашками», у ребенка холодеют руки и ноги, появляется озноб.

        Сходный вариант повышения температуры тела может развиваться также при тяжело протекающих заболеваниях: гриппе, воспалении легких. В таких случаях снижение температуры тела следует начинать с согревания ребенка для того, чтобы ликвидировать спазм сосудов кожи. Без этого невозможно повысить теплоотдачу. Ребенка укладывают в теплую постель, к ногам прикладывают грелку. И только после того, как кожа ребенка согреется, порозовеет и прекратится озноб, можно приступить к охлаждающим процедурам.

        Как правильно принимать жаропонижающие средства

        Лекарственные методы охлаждения обычно сочетают с физическими. В зависимости от характера заболевания для понижения температуры тела используют разные средства: противовоспалительные, успокаивающие, сосудорасширяющие препараты. Выбор адекватного лечения производит врач, но вы не причините вреда ребенку, если еще до осмотра врачом дадите жаропонижающее средство. Выбор таких средств достаточно велик, но препаратом первого выбора считают парацетамол.

        По сравнению с другими препаратами той же группы (нестероидные противовоспалительные средства) парацетамол обладает достаточно выраженными жаропонижающими и обезболивающими свойствами, но наименьшими побочными действиями (раздражение желудка, кровоточивость). Жаропонижающий эффект парацетамола проявляется достаточно быстро (через 30 минут) и сохраняется в течение 3–4 часов. Снижение температуры тела обычно сопровождается обильным потоотделением, слабостью, нередко ребенок засыпает. Альтернативным жаропонижающим средством является ибупрофен. Его жаропонижающее действие проявляется позже — через 1–1,5 часа, но и продолжается дольше — до 6–8 часов. Дозы препаратов и кратность их приема обычно приведены на упаковках.

        У детей нежелательно применение аспирина из-за возможного поражающего действия его на печень и кровь.

        Полезно знать некоторые правила жаропонижающей терапии:

      4. жаропонижающие средства не назначают планово на всякий случай, а дают детям только тогда, когда температура тела ребенка уже чрезмерно повысилась;
      5. в период высокой лихорадки необходимо измерять температуру тела ребенка через 3 часа;
      6. жаропонижающие средства не назначают натощак, необходимо, чтобы ребенок что-нибудь съел или предварительно выпил антацидный препарат (например, маалокс);
      7. если после приема лекарства температура тела ребенка вновь поднялась ранее, чем возможна повторная дача лекарства, нельзя давать жаропонижающий препарат той же группы (нурофен и пр.). Это резко повысит вероятность лекарственных осложнений;
      8. для того чтобы снизить высокую температуру тела в интервалах между приемами лекарственных средств, применяют физические методы охлаждения.
      9. Если температура очень высокая

        Особым образом следует снижать температуру тела при гипертермии. Повышение температуры тела выше 39–40 °C является неадекватным ответом организма на инфекцию, связанным с перевозбуждением центра терморегуляции головного мозга. И бороться с гипертермией следует, используя не только жаропонижающие средства, но и препараты, снижающие возбудимость этого центра. Поэтому в случаях, когда ребенок раскраснелся, горячий на ощупь (гипертермия «красного типа»), наряду с охлаждающими процедурами и парацетамолом ему дают успокаивающие средства.

        В ряде случаев гипертермия протекает с ознобом, побледнением кожи, похолоданием рук и ног — гипертермия «белого типа». В ситуациях, когда при гипертермии имеются вышеуказанные признаки спазма поверхностных сосудов, наряду с жаропонижающим средством назначают препараты, снимающие спазмы (например, но-шпу). Естественно, в таких случаях охлаждающие процедуры проводить нельзя до тех пор, пока у ребенка не прекратится озноб и пока его кожа не станет теплой.

        Из книги «Здоровье вашего ребенка. Книга для разумных родителей«, автор Юрий Староверов

        anhen.ru

        Высокая внушаемость. Хорошо это или плохо?

        Обычно внушаемость ассоциируется с гипнозом и в таком случае под внушаемостью понимается степень подверженности гипнотическому воздействию. Чем выше внушаемость тем проще и быстрей человек погружается в гипнотическое состояние и более легко воспринимает внушение от гипнотизирующего.

        Но сегодня мы поговорим о внушаемости в повседневной жизни и будем понимать под ней характеристику личности, состоящую в подсознательной готовности менять свои убеждения под влиянием других людей. Причем не только при непосредственном контакте, но и через средства массовой информации (книги, газеты, журналы, сайты, радио, телевидение и прочее).

        Рис. Высокая внушаемость. Хорошо это или плохо?

        Принято считать, что высокая внушаемость это плохо. Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся. С одной стороны высокая внушаемость подразумевает некую податливость, изначальную готовность человека изменить свое мнение или взять на веру любую информацию. Этим могут воспользоваться не чистые на руку люди и это конечно же плохо. Именно по этой причине подавляющее большинство людей утверждают, что они абсолютно не внушаемы. Но как показывает практика это не так. Абсолютно не внушаемых людей нет. А утверждения о не внушаемости — всего лишь защитный механизм психики.

        С другой стороны высокая внушаемость, при грамотном подходе, способствует саморазвитию человека. Например, искоренению вредных идей и взглядов, самостоятельному выходу из заблуждений и так далее. Если смотреть с этой точки зрения, то высокая внушаемость представляется очень даже полезной.

        В общем, если сделать промежуточный вывод, то получается, что высокая внушаемость, как и любое другое явление имеет свои плюсы и минусы. И об этом хотелось бы поговорить более подробно.

        Негативные аспекты высокой внушаемости

      10. человек легко меняет свое мнение и порой может показаться, что своего мнения у такого человека вообще нет
      11. люди с высокой внушаемостью чаще других попадаются в хитроумные сети мошенников
      12. из-за того, что человек часто меняет свое мнение на противоположное, возможны различного рода конфликты
      13. Позитивные аспекты высокой внушаемости

      14. люди с высокой внушаемостью, как правило, более талантливы
      15. внушаемые люди легче воспринимают новую информацию, они обладают пластичной психикой
      16. высоко внушаемые люди более обучаемы

    Заблуждения о внушаемости

    Внушаемость одно и тоже, что гипнабельность. Несмотря на то, что эти понятия очень близки и тесно коррелируют друг с другом, внушаемость и гипнабельность разные вещи. Если кратко, гипнабельность — степень подверженности индивидуума гипнотическому воздействию. Внушаемость — некритичное принятие чужой точки зрения и готовность изменить собственное мнение под влиянием внешних факторов (другие люди, СМИ и прочее). Гипнабельность имеет прямую зависимость от внушаемости. Чем выше внушаемость, тем выше гипнабельность. Именно поэтому данные понятия часто путают, принимая одно за другое.

    Есть абсолютно не внушаемые люди. Как было сказано ранее, высокая внушаемость не воспринимается как преимущество. Подсознательно защищаясь, некоторые люди утверждают, что они абсолютно не внушаемы. Запомните, это не так! Абсолютно не внушаемых людей не существует. Внушаемость обусловлена эволюцией и нужна для того, чтобы человек мог принимать новую информацию от других людей (под «принимать информацию» мы имеем ввиду следовать ей, а не просто воспринимать органами чувств). Когда в детстве Вас воспитывали родители или те, кто их заменял — они проводили акт внушения. Они внушали Вам, что одно делать хорошо, а другое плохо. Если Вы чистите зубы, здороваетесь со знакомыми, говорите в конце концов — это означает, что Вы в определенной мере внушаемы!

    Надеемся, что теперь когда Вам зададут вопрос о внушаемости, Вы ответите, что это не хорошо и не плохо. Все в той или иной степени внушаемы. Но те, кто грамотно относятся к делу могут извлечь из внушаемости огромную пользу, другие же получат только вред. Уверены, что Вы относитесь к первым!

    psi-technology.net

    Самооценка: низкая, высокая или… никакая?

    Как определить, что такое самооценка? В свое время известный психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, представив ее в виде дроби, в числителе которой находится успех, а в знаменателе — ожидания, внутренние требования, притязания. Соответственно, чем выше требования к себе, тем больших успехов нужно добиваться, чтобы чувствовать себя хорошо. В свою очередь, снижение уровня притязаний может снизить зависимость от успеха.

    Само слово «самооценка» отсылает нас к теме оценивания себя. Это оценивание, как правило, носит условный характер, то есть зависит от видимых достижений. Оно уходит корнями в природу так называемой условной любви, предъявляемой ребенку с детства. Заниженная или завышенная самооценка — две стороны одной медали, свидетельствующие о сильной зависимости от внешних оценок и приводящие к формированию у человека невроза. И даже если самооценка «нормальная», можно обнаружить значимое переживание «достаточно ли я хорош?», так как имеет место дефицит ценности себя.

    Фокус внимания на себе, модель оценочного отношения к себе, а значит, такого же оценочного отношения к другим и, соответственно, переживания по поводу того, как меня оценивают другие, — неизбежные спутники полюса самооценки, где все друг друга как-то оценивают. Другой человек становится важен не сам по себе, а через призму того, как он ко мне относится (как меня оценивает), выполняемое дело становится ценным прямо пропорционально тому, поднимает ли оно мою самооценку и т.п.

    В некотором смысле можно сказать, что низкой и высокой самооценке противоположна не высокая или низкая соответственно, а «никакая» самооценка, когда мы в принципе уходим от идеи оценивания себя к безусловному принятию и ощущению самоценности. То есть оппозицией становятся не низкая и высокая самооценка, а самооценка, где есть оценивание, с одной стороны, и самоценность, где есть безоценочное принятие, с другой.

    Психолог Ольга Красникова так говорит о самоценности: «Самоценность — это ощущение ценности собственной личности, собственной жизни, причем это ощущение не связано с достижениями человека, это безусловная ценность души живой. Это безусловная ценность личности, созданной Богом. Это не то, что человек должен добиваться или каким-то образом заслуживать. Самоценность — это то, что дано человеку изначально и не зависит ни от каких условий». Вслед за выдающимся психотерапевтом Вирджинией Сатир мы можем сказать, что если человек восстановит ощущение собственной ценности, то он сможет разрешить большинство проблем в собственной жизни, ведь многие из них имеют корни именно в дефиците ценности себя — хотя это не всегда осознается.

    Один из самых ярких примеров проблем подобного рода — отношения человека с другими людьми. Дефицит самоценности затрудняет возможность отношений любви как отношений, в которых есть безусловная ценность другого человека самого по себе. Иными словами, можно сказать, что пока не полюбишь себя, не примешь себя таким, какой ты есть, не сможешь полюбить других.

    Когда больная самооценка — добродетель

    Еще одной важной стороной человеческой жизни, на которую сильно влияет искаженная самооценка, являются отношения человека с Богом, духовная жизнь личности. Среди христиан, не так давно пришедших в Церковь, сложилось убеждение, что верующему любить себя — грех, а плохо думать о себе — хорошо. Это убеждение опирается на значимое для христианской традиции понятие смирения. Но насколько верна подобная интерпретация понятия «смирение»? Не является ли оно ошибочным? Попробуем разобраться.

    По отношению практически к любой проблеме в себе или своей жизни человек может занять одну из двух противоположных позиций: либо признать, что проблема есть, либо считать, что ее нет, все в порядке, более того, то, что с ним происходит — хорошо, полезно, благо. Первый путь может иметь ряд не очень приятных последствий: если проблема есть, то придется искать способы ее решения, что-то менять, а это может быть трудно и страшно, придется жить с этим признанием проблемы, и это может быть достаточно болезненно, может ударить по самооценке. Куда приятнее думать, что у тебя все хорошо. Благодаря механизмам психологических защит (вытеснение, сопротивление) человеку может быть трудно увидеть некую правду о себе. И тогда очень удобно переназвать то, что с тобой происходит, ценностно окрашенными словами из социально одобряемого дискурса. В этом случае мы будем иметь дело с феноменом подмены — убежденности в истинности своих искаженных представлений.

    На мой взгляд, именно это происходит с христианами, когда они начинают мыслить о собственной низкой самооценке как о смирении. В таком случае низкая самооценка переходит из разряда психологических проблем в разряд важнейших христианских добродетелей, с которой надо не что-то делать, а за которую надо благодарить как за ценный дар.

    Восприятие избирательно. Церковное наследие богато и многообразно: в нем есть слова как о греховности человека, так и о великой и неисчерпаемой милости Божией к нему. Человеку с дефицитом ценности себя достаточно легко и выгодно сфокусироваться на таких текстах святых отцов и других авторитетных авторов, где о человеке говорится как о сосуде греха, полном болезненных страстей, и игнорировать тексты, где говорится о милосердии и любви Бога к человеку.

    А раз человек таков, то ему нельзя доверять, потому что все в нем искажено грехом и имеет страстную природу, все — тьма, и нет в человеке никакого света. Такая позиция может легко интериоризироваться (присваиваться, переходить из внешнего во внутренний план), так как соответствует самоощущению. Таким образом дефицит самоценности трансформируется в подмену, когда верующий переназывает имеющиеся у себя проявления болезненной самооценки «смирением» и находит «подтверждение» правильности своего убеждения в авторитетных текстах. Логика верующего здесь примерно такова: если уж святые видели бесчисленность своих грехов и считали себя великими грешниками, то раз я чувствую себя хуже всех, ничтожеством, то я на правильном духовном пути, ведь тем самым я подражаю святым в смирении и самоуничижении.

    Психологические выгоды такой подмены связаны с успокоением, что со мной все хорошо, ведь я на верном духовном пути. Таким парадоксальным образом решается та же психологическая задача улучшения отношения к себе. Иными словами, раньше я мучился, что я такой плохой, а теперь я знаю, что чувствовать себя плохим духовно полезно и правильно, это не невроз, а подражание святым. Качели качнуло в другую сторону: то я был очень плохой, а теперь я, на самом деле, очень хороший, потому что чувствую себя плохим. Хитрый психологический перевертыш, построенный, однако, все на той же модели оценивания себя и не приближающий к самоценности, а в пределе ведущий к усилению личностной невротизации и духовно небезопасный (духовно опытные люди называют этот феномен «самоуничижением паче гордости»).

    Может возникнуть вопрос о различении подлинного смирения, того самого, исходя из которого святые говорили о бесчисленности своих грехов (вспомним, к примеру, преподобного Петра Дамаскина, писавшего во второй половине XII века: «Первый признак здравия души есть видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской»), и ложного псевдосмирения, подмены, описанной выше.

    Трудно однозначно сформулировать критерий, поскольку очень непросто подходить к духовному феномену с психологическим инструментарием. Однако можно сказать, что смирение связано с самоценностью и не приводит к развитию личностной невротизации. Смирение — от слов «мир» и «мера». Смиренного человека можно описать как человека мирного, то есть имеющего мир в душе, и знающего свою меру (видящего свои грехи и слабости), однако не впадающего в отчаяние по этому поводу. Трезвое видение себя (без страха встречи с собой настоящим) сочетается с внутренним спокойствием во многом благодаря диалогическому предстоянию перед Лицом безусловно любящего Ты. Смирение сочетается с безусловным принятием себя и других в противоположность болезненной оценочности, проявляющейся в том числе в осуждении себя и других.

    Повторю, для меня как психолога очевидно: то, как я отношусь к себе, я проецирую на отношение к другим людям и к Богу. Опасность дефицита самоценности и описанной выше подмены состоит в том, что она мешает выйти в отношения любви (безусловного принятия) и тем самым затрудняет встречу с Богом. А зацикленность на себе (плохом, на грехах) мешает децентрации, в том числе переносу фокуса с себя на Бога.

    Основные психологические причины дефицита ценности себя связаны, в первую очередь, с дефицитом безусловного принятия в детстве. Также можно выделить такие причины, как невротическое чувство вины, непрощение / непринятие себя. Еще один слой причин лежит в поле проблемы идентичности: кто я — исчадие ада, сосуд греха или любимый ребенок Бога?

    Мне трудно дать какой-то удовлетворительный ответ на вопрос: что делать, чтобы повысить самоценность, чтобы принять, простить, полюбить себя? Как психолог, я, конечно, могу рекомендовать психотерапию, особенно групповые формы. Из опыта вижу, как люди меняются в процессе терапии, как отношения в группе помогают принимать себя и других.

    Легко сказать: полюби себя, прими себя, осознай, что ты драгоценность в глазах Бога — и будет тебе счастье. Это долгий и непростой процесс, а не волевой акт. Однако мы можем просить Бога о Встрече с Его Любовью, можем стараться переносить фокус внимания с себя на Него и на других людей, меньше циклиться на себе, в том числе на своих грехах, стараться искать Свет, а не копаться в своем душевном мусоре бесконечно, тем более, что от наших копаний душа чище не станет.

    Можем вспоминать опыт, когда нас кто-то по-настоящему любил: может быть, этого было очень мало в жизни, но если было хоть раз — это уже очень ценно и на это можно опереться. Может быть, это была бабушка, которую я толком и не помню, но знаю, что она меня очень любила и хотела, чтобы я состоялся во всей полноте, желала мне счастья для меня, а не такого, как она считает нужным… Может быть, это был какой-то важный человек, которого я встретил когда-то и который только посмотрел на меня, но это был такой взгляд, который просто поднимает тебя из небытия в бытие, возвышает твое достоинство и вселяет желание жить. Могут быть какие-то крупицы опыта любви — любви безусловной, просто потому, что ты есть — стоит опираться на них в своем отношении к себе.

    И, конечно, стоит вглядываться в Христа, вслушиваться в Евангелие, пытаясь отложить свои искаженные представления в сторону и увидеть Его Самого, Его подлинное отношение ко мне, которое, будучи полным бесконечной любви, может исцелять.

    pravlife.org

    Высокая температура у детей: друг или враг?

    Когда у ребенка поднимается температура, родителей охватывает беспокойство. В чем дело, что

    Слово нашему эксперту – врачу-педиатру Татьяне Мангушевой.

    Вас пугает горячий лоб сына? А малыш весел, носится как угорелый. Высокая температура – не всегда сигнал начинающейся болезни. Термометр показывает З8 градусов, а ребенок при этом может быть совершенно здоровым: просто он разгорячен после бурных игр и беготни. Усадите его в кресло, почитайте ему, поставьте мультик. Через полчаса (не раньше, на «остывание» нужно время!) снова измерьте температуру. Нормальная? Ну и прекрасно! Температура может быть повышенной и потому, что ребенок слишком тепло одет или только что поел, выпил горячего чая, а также после прививок или на фоне аллергии.

    Однако чаще всего причины ее повышения не такие безобидные. Да и градусник собственному ребенку мы обычно ставим после того, как заметили непорядок: ребенок вдруг стал вялым, жалуется, что у него что-то болит. Такие симптомы, как насморк, кашель, боль в ушах и горле, тошнота или рвота, боли в желудке, понос, жжение при мочеиспускании или сыпь на коже в сочетании с высокой температурой, говорят о наличии вирусной и бактериальной инфекции. Иногда температура может повышаться, а симптомы болезни при этом скрыты – например, при неврологических и некоторых других заболеваниях. Поэтому, если температура у ребенка держится выше 38,5 градусов дольше двух дней, а он ни на что не жалуется, обязательно нужно показать его врачу, сдать анализы крови и мочи. Доктор решит, нужны ли дополнительные обследования и какие именно.

    Важно! Если при ОРВИ или ангине температура у ребенка нормализовалась, а спустя день или два вдруг снова подскочила – возможно, начинает развиваться осложнение: например, фолликулярная ангина, воспаление легких или мочевых путей и др. Поэтому обязательно вызовите врача.

    Высокая температура скорее друг, чем враг: она борется с возбудителями болезни на двух фонтах. Во?первых, чем выше температура, тем больше организм вырабатывает интерферона – специфического белка, который нейтрализует вирусы.

    Во?вторых, в тепле возбудители болезни перестают размножаться. Поэтому педиатры часто рекомендуют не снижать температуру в первые дни болезни, если она не поднимается выше 38,5–39 градусов.

    Но нет правил без исключений. Некоторые дети плохо себя чувствуют, начинают капризничать, плакать, даже когда на столбике термометра 37 с небольшим хвостиком. Конечно, в таких случаях нужно использовать жаропонижающие средства.

    Сбивать температуру выше 37,5° необходимо, если ребенок страдает неврологическим заболеванием (состоит на учете у невролога), иначе она может привести к так называемым фебрильным судорогам.

    Важно! Ни в коем случае не используйте для сбивания температуры аспирин! При вирусной инфекции (у детей до 12 лет) он может вызвать опасное осложнение – синдром Рея, поражающий мозг и почки.

    Если температура повышается очень быстро и достигает 39–40 градусов, у ребенка могут возникнуть фебрильные судороги. К ним предрасположены дети до пяти лет, в более старшем возрасте судороги встречаются редко. Приступ развивается стремительно: у ребенка учащается сердцебиение, появляется «собачье» дыхание (частые и неглубокие вдохи-выдохи), он вытягивается, начинаются подергивания тела. Судороги могут продолжаться от нескольких секунд до 2–5 минут и в большинстве случаев безвредны для ребенка. Естественно, такой приступ сильно пугает родителей. Не паникуйте!

    ? Не пытайтесь разжать рот ребенка чайной ложкой или другими механическими предметами.

    ? Следите, чтобы он не зарывался головой в подушку.

    ? Как только приступ прекратится, сразу же дайте малышу жаропонижающее.

    ? Вызовите скорую помощь.

    Если ребенок после приступа заснул, не укутывайте его – лучше всего накрыть только простынкой. Если малыш не спит, уговорите его выпить воды, хотя бы несколько чайных ложек. Часто врачи «cкорой» предлагают госпитализацию. Не отказывайтесь, приступ может повториться.

    Но если вы категорически против больницы, то, когда малыш выздоровеет, его обязательно нужно показать неврологу. Судороги иногда могут быть одним из проявлений нарушений функций мозга, поэтому необходимо сделать электроэнцефалограмму или УЗИ головного мозга.

    Если все же возникает необходимость сбить температуру, обычно ребенку дают жаропонижающее. Вопрос – какое? Жаропонижающие средства сейчас выпускаются в разных формах. Детям до года лучше давать капли, после года – суспензии или сиропы. Препараты в виде свечей удобно использовать для малышей, которые отказываются принимать лекарства, а также если у ребенка тошнота, рвота. Еще одно преимущество свечей: они не оказывают влияния на слизистую кишечника. Растворимые шипучие таблетки рекомендуется давать детям после восьми лет.

    Жаропонижающие средства потому так и называются, что уменьшают выработку тепла в организме. Но для снижения температуры нужно «выпустить» уже накопленный жар. Поэтому не кутайте ребенка, после того как дали ему жаропонижающее. Пижамка и легкое одеяло – и никаких носочков и тем более памперсов. Температура в комнате не должна быть выше 18 градусов. Если «>ребенок потеет, чаще меняйте ему одежду.

    Важно! Повторно можно использовать жаропонижающее средство не ранее чем через 4–5 часов после предыдущего приема.

    Нет аппетита? Это нормально

    При высокой температуре большинство детей отказываются есть. Это естественно, так как функции пищеварительных желез при болезни снижаются. Не уговаривайте ребенка съесть хоть что-нибудь, пользы от этого не будет никакой, даже яблоко может вызвать у него рвоту.

    Температурящий ребенок потеет, учащенно дышит, а значит, теряет много жидкости. Поэтому предлагайте ему питье почаще, пусть это будут даже несколько чайных ложек жидкости. Подойдут вода, некрепкий чай с лимоном, клюквенный, еще лучше брусничный морс (он обладает бактерицидным действием), а вот от соков лучше воздержаться, они могут спровоцировать понос.

    В период выздоровления не торопитесь часто кормить ребенка, даже если у него «проснулся» хороший аппетит. В первый день, когда температура стала нормальной, лучше всего давать ему полужидкую легкую пищу: суп, кашу, воздушный творожок и т. д. В течение двух-трех последующих дней возвращайтесь к привычной еде.

    Какая температура считается нормальной? Если измерять температуру под мышкой – до 37 °С, если в анальном отверстии – от 37 до 38 °С. Обычно температура в течение дня колеблется, достигая максимального уровня между 18 и 22 часами.

    5 причин для вызова «скорой»

    Ребенку необходимо срочно вызвать врача, если:

    >> температура тела достигает 40 °С и выше;

    >> при высокой температуре возникают судороги;

    >> у него глубокий кашель, а ранее он болел пневмонией;

    >> повышение температуры сопровождается сильной рвотой и поносом;

    >> есть хронические заболевания сердца, легких, почек, нервной системы или крови.

    «АиФ Здоровье» рекомендует

    От 0 до 3 лет: у детей этого возраста легче всего измерить температуру, используя термометр с округлой колбой для заднего прохода. Смажьте градусник и анальное отверстие вазелином и мягко введите термометр в задний проход, легко сожмите ягодицы на 2 минуты. Ребенок должен лежать лицом вниз у вас на коленях.

    С 3 лет и старше. Самое удобное – использовать электронный цифровой термометр, который снабжен зуммером и измеряет температуру очень быстро. Поставив его под мышку, прижмите руку ребенка к телу, услышав сигнал зуммера, выньте его и посмотрите на дисплей. Если вы пользуетесь обычным ртутным термометром, оставьте его под мышкой ребенка на 5 минут.

    www.aif.ru

    Секс на первом свидании: хорошо или плохо?

    Главное здесь – ни в коем случае не следовать советам из глянцевых журналов.

    «Можем ли мы пожениться, если у нас был секс на первом свидании?» — спрашивает у меня клиентка.

    Хочется выпучить глаза, засмеяться, но я беру себя в руки, ведь знаю, что эта женщина не голодна сексуально, пользуется вниманием мужчин, у нее высокая самооценка, она еще три недели назад не собиралась замуж и вообще у нее проблемы на высокооплачиваемой и ответственной работе. И главное, я вспомнила: я ж психолог, и у меня только месяц назад была другая клиентка с переживаниями по поводу того, что она стала постоянно инициировать секс на первом-втором свидании, потому что нет времени на ожидания.

    Видимо, проблема актуальная, и все противоречивые рекомендации из глянцевых журналов вроде «чем больше мужчина потратит времени за завоевание женщины, тем больше он будет дорожить ею» и «секс — это просто секс, а не отношения, и для него не нужно настоящей интимности» уже не работают. Я-то знаю, почему они не работали никогда, но разве можно было еще 5-10 лет назад спорить с глянцем?

    Но теперь я все же поспорю.

    Мы можем использовать теорию игр, одну из самых популярных в психотерапии. Так вот, она однозначно утверждает, что секс на первом свидании нежелателен. Конечно, если вы хотите более длительные отношения, чем на одну ночь. Потому как согласно этой теории, ритуалы на первом-третьем-пятом свидании – это просто игры, которые помогают возбудиться, а начиная с шестого-седьмого – возбуждение проходит, и вот тогда люди способны уже взвешенно оценить потенциального партнера.

    Мы можем использовать эволюционную теорию, которая говорит, что первое свидание нужно для животных ритуалов – обнюхивания и сверки антропологической совместимости, и если оно длинное и трезвое, то его достаточно, чтобы сделать правильный вывод.

    Но мы будем использовать теорию индивидуальности Адлера, потому что она отвечает на вопросы, социальны или антисоциальны действия людей в ответ на те или иные спонтанные порывы. Ведь именно одобрение или неодобрение обществом секса на первом свидании волнует девушек, не так ли? Поэтому наша задача – осознать мотивы и цели быстрого или отложенного секса и увидеть их в зеркале социального одобрения.

    Когда-то у меня была соседка по даче, которая очень долго после знакомства не соглашалась на совместное чаепитие. Через пару лет она призналась: ее с детства учили, что есть в чужом доме у малознакомых людей – стыдно. Потому что люди подумают, что ты голодная, что тебя дома не кормят, что у вас дома нет еды, что вы бедные. Она мне рассказала, как один раз зашла очень голодная и уставшая за подругой после школы и, естественно, ее посадили за стол обедать. Положили в тарелку салат с копченой колбасой, сами стали есть и общаться.

    В ожидании, пока семья подруги пообедает, она потеряла сознание от запахов и вида обедающих людей. С тех пор она от вопроса «хочешь чаю?» не только испытывала мучительное чувство стыда, но также боялась плохого самочувствия и буквально убегала. Она начинала «есть» в моем саду потихоньку. Сначала предложенную сливу попробовала, потом съела яблоко, потом раз десять принесла мне своих фруктов и овощей, чтобы мы вместе их съели, и только после этих ритуальных действий и трех уговоров пригубила чай без сахара. Это было начало дружбы и большого доверия.

    Ведь именно одобрение или неодобрение обществом секса на первом свидании волнует девушек, не так ли?

    Возможно, прочитав этот рассказ, вы уже начали предполагать, что я подвожу вас к мысли, что заниматься сексом так же естественно, как и пить чай в чужом доме, что это можно делать с первого раза и не стоит устраивать ритуальных действий.

    Но нет! Я хотела сказать не это. Всем этим я хотела подвести вас к серии вопросов, главный из которых: какие семейные разговоры и традиции в отношении секса и связанного с этим стыда вы помните из детства? Во многим именно от этого зависят ваши собственные психические возможности заняться сексом как можно быстрее или наоборот – тянуть время.

    Почему я затронула чувство стыда?

    Стыд связан с чувством обнаженности перед чужим взглядом. В стыде – съеживание и замораживание, а значит – асексуальность. Когда мы обнажаемся (телесно или душевно) перед взглядом близких людей, мы испытываем возбуждение, подъем энергии и раскрытие. И это главное, что вам нужно знать перед тем, как ответить себе на вопрос «могу ли я заниматься сексом на первом свидании».

    Может быть, вы очень быстро сближаетесь со всеми людьми? Вы же слышали о том, что иногда люди становятся близкими друг другу с первого взгляда? Значит, стыда не будет. А если при этом не возникает логистических или этических барьеров (у него больная жена, вы замужем за его другом детства, вам некуда пойти для секса, негде купить презервативы, вы не долечили молочницу и другие), — то что еще может стать препятствием для секса?!

    Если вы склонны очень легко сходиться с людьми, полностью доверяете своим внезапно возникшим чувствам, у вас появляется ощущение близости и удивительного взаимопонимания с человеком на первом свидании – прошу пожаловать в совместную постель. Кроме того, вы должны знать, что в стыде есть и кое-что хорошее для секса. Он дает возможность контактировать постепенно, приглядываясь и постепенно снимая с людей одежду (настоящую или воображаемую), как в красивом стриптизе. А что плохого? Но если он в избытке, то делает невозможным сам контакт, он закрывает вас для секса.

    Что еще нужно проанализировать в себе перед тем, как задуматься о сексе на первом свидании? Противоположностью стыда является гордость – ощущение собственной ценности. Гордость близка к уважению, а стыд близок к презрению. И я опять спрошу у вас: а вы чаще уважаете себя или презираете? (до секса на первом свидании)? А после? Может, гордость является барьером для того, чтобы заняться сексом. А, может, наоборот – она рушит барьеры уже на первых свиданиях?

    Вы должны как можно более подробно отвечать на все эти вопросы, вспоминая примеры из жизни, свой опыт. Ваши риски в этом индивидуальны, и нельзя ни давать советы «занимайтесь сексом и не бойтесь» или «потерпите хоть до пятого свидания», ни следовать им. Вы уникальны, и только ваш опыт и ваша жизнь могут вам подсказать решение этой сложной задачи.

    Теперь, когда вы ответили себе на все эти вопросы, заполните табличку:

    Какие риски для меня в сексе на первом свидании?

    Какие преимущества для меня в сексе на первом свидании?

    ru.tsn.ua