Уровень самооценки психология

Уровень и адекватность самооценки

адекватная с тенденцией к завышению

адекватная с тенденцией к занижению

Определяя уровень самооценки и ее адекватность, важно учитывать величину полученного коэффициента и количество эталонных качеств. Чем меньше качеств, тем примитивнее соответствующий эталон. Уровень самооценки по «положительному» и «отрицательному» множеству у некоторых испытуемых может не совпадать, может быть вызвано защитными механизмами личности.

Анализ результатов. Уровень и адекватность самооценки определяются как отношение между «Я» идеальным и «Я» реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны.

Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Адекватность самооцениваниявыражает степень соответствия представлений человека о себе с объективными основаниями этих представлений. Например, неадекватность в оценивании своего внешнего вида может быть вызвана, ориентацией человека на внешние стандарты, оценки или незнанием их.

Уровень самооценкивыражает степень реальных и идеальных или желаемых представлений о себе. Адекватную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

В процессе формирования самооценки важную роль играет:

1. Сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я».Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку.

2. Интериоризация оценок и социальных реакций других людей, а также с позицией, выбираемой человеком в системе общественных и межличностных отношений.

Внутренняя противоречивость и искаженность представления о себе могут порождать у человека страдания, чувство вины, стыда, обиды, отвращения, гнева.

Самоанализ по результатам теста: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест 5 «Исследование уровня притязаний»

Инструкция. Задание выполняется как тест на моторную координацию. Вам предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями. Необходимо проставить крестики (х) в максимальном числе маленьких квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время.

Перед началом работы подумайте и впишите в верхнюю большую ячейку I прямоугольника количество квадратов, которое Вы сможете заполнить за 10 сек. После пробы, заканчивающейся по завершению 10 сек., подсчитайте количество проставленных элементов и отметьте его в нижней большой ячейке I прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей и четвертой время выполнения задания уменьшается до 8 сек.

studfiles.net

Самооценка в жизни человека несомненно играет не последнюю роль. Люди с завышеной самооценкой, выглядят выскочками и раздражают, чаще вызывая саркатическую улыбку. А люди заниженой самоценкой, не уверены в себе, скованы и зажаты. Везде должна быть золотая середина.

Иногда полезно проходить подобные тесты. Тогда ты поневоле узнаешь о себе больше, чем себе представляешь. Самооценка важна для любого человека, будь то крупный бизнесмен или обычный рядовой служащий. Но нельзя думать о себе хуже, чем ты есть на самом деле.

Некоторые люди низко себя оценивают, из-за этого они упускают свою удачу, свой счастливый билет. Следует помнить, что такого второго человека не существует. Это значит, что вы лучший.

Низкая самооценка — это конечно не очень хорошо, прежде всего для самого себя, но когда человек слишком переоценивает свои способности и собственную значимость — тоже приятного мало. Особенно это заметно в профессиональной деятельности, когда ничего из себя не представляющий сотрудник всё время пытается устроиться за счёт других, но при этом умело себя расхваливает и «пиарит».

Надо сказать, что страдают люди не только с заниженной, но и с завышенной, особенно, когда за амбициями и себялюбием нет никаких реальных достоинств или навыков. Уверенные в своей уникальности, они могут получить большие разочарования при отказах в чем-либо.

Да, очень хорошо когда у людей хорошая самооценка, очень часто это помогает и в профессиональной деятельности и в личной жизни,и очень хорошо когда это не только пустые слова, но у некоторых эта самооценка бывает так зашкаливает, я просто диву даюсь.

Лично я раньше сильно страдал от заниженной самооценки, иногда это даже приводило к депрессиям. Несколько лет назад я начал заниматься фитнесом и обнаружил, что старые комплексы начали исчезать. Вот он — выход! Занимайтесь спортом, и сильное, тренированное тело значительно прибавит вам уверенности в себе.

Если человек слишком самоуверен, это так же негативно отражается, как и низкая самооценка. Нужно оценивать себя адекватно.

Если человек слишком самоуверен, это так же негативно отражается, как и низкая самооценка. Нужно уметь оценивать себя адекватно, знать свои достоинства и недостатки.

а мне вот, что выдало:

низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться — с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности»

и что же теперь делать?

Самооценка — одно из важнейших личностных качеств человека, без её надлежащего уровня устроится на действительно достойную и высокооплачиваемую работу будет очень сложно.

Я бы даже сказала, что практически невозможно.

Наша самооценка — это, прежде всего, наше осознание самих себя, своего места в жизни.

Если мы не будем считать себя действительно достойными жить обеспеченно и заниматься при этом интересным, приятным нам делом- то мы этого и не получим.

Многие в комментариях к этому тесту писали что, мол, высокая самооценка- это так же плохо как и низкая, «пиарить» и во всеуслышание рассказывать о том какой ты отличный и незаменимый работник, при этом не представляя из себя ничего стоящего- это фу, нельзя так.

Не хочу никого обидеть, чужое мнение я всегда уважаю, но ребят, вот честно, неужели вы думаете, что вашу достойную работу заметят без изрядной доли «пиара»?

Да высокая самооценка- это просто спасение в наше нелегкое время! Люди ведутся на внешние эффекты, «шоу» сейчас ценится превыше всего. И самому лучшему и работящему из нас не мешает поучиться у этих выскочек.

Быть скромным, работать честно- это удовлетворит ваши моральные принципы, но когда дело касается работы (а конкретно- вашего заработка) — моралистики здесь мало.

Я не поощряю полностью аморального поведения, подставляния «подножек» своим коллегам- «грязные» методы не для меня.

Но преподносить себя и свою работу так, будто она сделана на высшем уровне (даже если я знаю, что в чем- то можно было бы и лучше) — это одно из основных правил. Заработай себе репутацию — и репутация начнет работать на тебя.

И да, еще одно. Касательно «нелюбви» к людям с высокой самооценкой. Обычно те, кого раздражает такое поведение, реагируют так именно потому, что на фоне такого человека чувствуют себя хуже. Не дотянули чутка.

А если бы сотрудник действительно «пиарился» безосновательно- его бы на работе не держали, значит есть за что. Значит человек нужен.Так что желаю. всем повыше себя оценивать и не размениваться на такие мелочи, как мнение окружающих.

Профессиональных вам успехов!

Тест очень интересный, но без лишних вопросов я могу сказать, что моя самооценкам на том уровне, когда я уверенна в себе, когда уверенна в своей правоте.

Уровень самооценки — это очень важно. От этого зависит весь образ жизни человека. То, где и как он работает, общение с друзьями, и вообще — оценивать себя нужно правильно, по силам, не завышать и не понижать свои способности.

www.proprof.ru

Самооценка и уровень притязаний в современной психологии

1. Самооценка и уровень притязаний в современной психологии.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на процесс целенаправленного получения знаний учащимися, является влияние самооценки и уровня притязаний на процесс обучения. Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.

САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.[4]

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта. Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1)уровень ( высокая, средняя, низкая);

2)соотношение с реальной успешностью ( адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);

3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).[5]

Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и др.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности.

Самооценка тесно связана с УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью.[6]

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.).

Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

1.1 Самооценка и уровень притязаний как предмет

психологических исследований в отечественной психологии.

К проблеме самооценки и уровню притязаний обращались многие отечественные психологи. Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира. У А.В.Петровского уровень притязаний перекликается с Я-идеальным. Ученый считает, что «…самооценка есть результат… своего рода проекция реального «Я» на «Я» идеальное.

Н.А.Менчинская подчеркивала, что в учебной деятельности каждого школьника самооценка играет большую роль. Как один из «…важных личностных параметров умственной деятельности, она выполняет функцию саморегуляции поведения, посредством нее определяется желательность (или нежелательность) какого-либо поступка. Самооценка в большой мере влияет на степень успешности осуществляемой деятельности».[7] Исследования, проводившиеся А.И.Липкиной под руководством Н.А.Менчинской, показали, что неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная) отрицательно сказывается на процессе, а также и на результате учебной деятельности. Возможно повышение самооценки школьника, когда она была занижена в результате длительных учебных неудач путем целенаправленного изменения с помощью педагога «социальной позиции» ученика в коллективе класса.

Формирование самооценки на протяжении раннего и дошкольного детства, отмечала Л.И.Божович, происходит под влиянием значимых взрослых, особенно родителей. Реакции взрослых являются важнейшим регулятором поведения ребенка. У младшего же школьника именно учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей. К концу младшего школьного возраста дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников. А «…на протяжении среднего школьного возраста складывается уже относительно устойчивая самооценка и уровень притязаний».[8] Это порождает потребность быть не только на уровне требований других людей, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки.

М.И.Лисина писала, что «аффективную часть образа, абстрагированную от знания, мы называем самооценкой ребенка. А когнитивную часть предпочитаем именовать представлением ребенка о себе, чтобы подчеркнуть ее связь по происхождению и по природе с познавательными процессами индивида»[9]. Также придерживалась мнения, что общую самооценку нужно характеризовать не количественно (насколько она высока), а качественно — каков ее состав и окраска (положительная — отрицательная, полная — неполная и т. д.). Конкретная самооценка выражает отношение ребенка к успеху своего отдельного, частного действия.

Самооценка и основанный на ней уровень притязаний становятся привычными для индивида и возникает потребность сохранять это равновесие. Невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивают ребенка с неуспехом, порождая конфликт. Отсюда и неадекватная реакция ребенка на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами.[10] Неадекватная реакция становится защитой для ребенка, позволяет ему в случае неуспеха (именно потому, что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себя, своих возможностей, требований к себе, своих притязаний.

Самосознанию и самооценке в частности много внимания уделял И.С.Кон. Описывая изменения, происходящие в юношеском возрасте, ученый отмечал, что перестройка самосознания в подростковом и юношеском возрасте, связанная с открытием своего внутреннего мира, появлением новых контекстов и углов зрения, под которыми индивид себя рассматривает, оказывает значительное влияние на самооценку. Это объясняется еще и переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. В одних случаях самооценка проверяется путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности — спортивными достижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми (учителями, родителями), выступающими в качестве экспертов.

Самооценка также служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается: самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские — чем подростковые, в чем сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний.

Несовпадение реального и идеального «Я» — вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Так, в изученных Е.К. Матлиным сочинениях десятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза больше критических высказываний, чем у пятиклассников.[11] Расхождение реального и идеального «Я» — функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков и юношей расхождение между реальным и идеальным «Я», т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями.

Также самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.

Уровень притязаний — характеризует:

1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

2)выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний вданный момент);

3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её.

Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. По мнению БороздинойЛ.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности.[12] Эксперименты последних лет раскрывают зависимость уровней самооценки и притязаний под влиянием тревожности индивида. Выделяют известную вероятность нарастания тревожности от высокой самооценки к низкой. Т. е. констатируют присутствие обратной зависимости величин уровня тревожности и самооценки как некой тенденции, выявляемой лишь посредством анализа усредненных значений. А вот при сопоставлении уровня притязаний с уровнем тревожности такой связи сколько-нибудь определенно вообще подтвердить не удалось.[13] Анализ соотношения этих трех элементов вскрывает достоверно значимое усиление уровня тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний, даже если позиция самооценки субъекта высока. Складывается впечатление, что рост хронической тревожности не случайно сопутствует рассогласованию уровней самооценки и притязаний, а формируется как реакция на это расхождение.

Длительное рассогласование между самооценки и уровня притязаний — это ситуация, при которой человек сам с собой не в ладу, ситуация пролонгированного внутриличностного конфликта, иногда весьма острого. Попытка выровнять его “прыжком” не всегда срабатывает, частые же, но неудачные “прыжки” способны увеличить корректируемую дистанцию, а хронический эмоциональный дискомфорт в виде переживания чувства недовольства собой, эмоциональной напряженности, беспокойства, тревожного ожидания может приобрести форму некоего патогенного фактора, соотносимого ряду психосоматических заболеваний.

Исследования показали также связь уровня притязаний с интеллектом. Более высокому интеллекту соответствует более высокий уровень притязаний. Хотя более высокому уровню притязаний характерна меньшая его вариативность и большая неадекватность.[14] Интересна зависимость уровня притязаний от силы нервной системы относительно возбуждения. Нетревожные, эмоционально возбудимые и импульсивные люди имеют постоянно адекватный или повышенный уровень притязаний. А лица с противоположными свойствами, наоборот, имеют заниженный уровень притязаний. Также лица с сильной нервной системой значительно повышают свой уровень притязаний, и в силу этого он может превышать их реальные возможности. Лица же со слабой нервной системой увеличивают уровень притязаний в менее значительной степени – он остается адекватным. По мере возрастания стресса лица с сильной нервной системой завышают уровень притязаний, а лица со слабой нервной системой – занижают его.[15]

www.kazedu.kz

10 Ноября 2016, 17:46

10 Ноября 2016, 17:48

Но с этими проявленими мы контактируем с первых же занятий. Приветствуя всех я прошу танцевать не обращая внимания на других и прислушиваться к своим ощущениям . Начиная занятие, мы делаем глубокий вдох, выравниваем плечи, осанку, поднимаем подбородок и отпускаем руки в мягком движении вверх. И только это одно, уже поднимает дух, поднимает настроение и настраивает оптимистически.

Да я понимаю, что глобально и тем более за один раз «просто движения», будь то танец или что угодно, не поменяет ситуацию в целом, но занимаясь регулярно, уделяя своему телу внимание, научаясь не оценивать себя, относительно других, многое может получиться. К ровной осанке, будут присоединяться такие важные победы, как новое получившееся движение, легкость в танце и это, поверьте, добавляет уверенности в себе. А когда удается первый раз, хотя бы в одном движении передать эмоцию или переживание, то довольство собой не заставит себя ждать. Важно только эти успехи замечать и присваивать, копить и привыкать к тому, что это все мое, и я так могу. И важно это делать и преподавателю и учить этому самих танцующих.

Это путь приобретения уверенности в себе через тело и может быть более долгий, т.к. нет глубокого осознания, «проработки» как в психотерапии, но в определенной мере эффективный. Ведь не всегда и в терапии удается достичь больших подвижек, работая через осознание и принятие переживания. И даже не стоит сравнивать одно с другим в этом вопросе, потому что в паре они вообще работают шикарно, но важно помнить, что тело — это как зеркало души, оно хранит в себе последствие наших реакций, непережитых эмоций, сдержанных слез и разочарований. И телесные практики и танец, это возможность работать с нашим внутренним миром.

10 Ноября 2016, 17:50

Ребенок так или иначе сталкивается с собственной беспомощностью – не может достать, не может бежать, чуть позже – нарисовать красиво или прочитать. И очень важно, как родители реагировали на эти первые неудачи своего ребенка – поощряли дальнейшую деятельность или сравнивали с другими детьми, причем в худшую сторону для своего чада, формируя у него сопутствующее чувство стыда и унижения за свою несостоятельность.

Если ребенок получил достаточно позитивного опыта преодоления различных препятствий, его базовая самооценка будет адекватной, с достаточно высоким уровнем самоуважения и принятия. Если вместо поощрений ребенок в большей степени получал насмешки и демотивирующие посылы (эх ты… неумеха… дурачок…), то взрослея постепенно ему будет все сложнее преодолевать новые трудности, которые будут встречаться в жизни, и уровень самооценки будет падать с каждой новой неудачей.

Обычно в зрелом возрасте детские комплексы рассеиваются, а самооценка человека зависит от прежнего опыта преодоления трудностей и от внешних факторов – признания окружающих, возрастных изменений, степени агрессивности окружающей среды.

В современном обществе потребления, где стандарты успешности искусственно навязаны, сохранять высокую самооценку достаточно сложно. Люди, которые связывают свою самооценку с внешностью, например, впадают в тревогу при возрастных изменениях внешности и начинают делать пластические операции, или те, кто не вписывается в параметры 90-60-90 изнуряют себя тяжелыми диетами и тренировками. Менеджеры стремятся зарабатывать все больше и больше денег, чтобы «перед людьми не стыдно» и чтобы соответствовать навязанным стандартам успешности, стараются укрепить и приумножить свои материальные активы, не смотря на ранние инфаркты и инсульты.

Социальные сети пестрят историями красивых успешных (а значит счастливых!) людей и заставляют впадать остальных в состояние зависти и потребности достигать того же, чтобы повысить свою самооценку. И всегда оказывается кто-то, кто будет богаче, красивее, счастливее, успешнее. Отсюда возникает низкая самооценка и депрессия.

При заниженной самооценке имеет смысл поддерживающая терапия с целью повышения и поддержки уровня внутренних защит, укрепления самости, Я. Человек принимает себя такого, какой он есть, с любовью. Это позволяет ему противостоять внешним факторам воздействия и более эффективно преодолевать жизненные трудности. Приходит понимание, что никто не идеален и это нормально. Возможность не гнаться за новыми несуществующими благами приносит мир и успокоение. Самооценка повышается.

psy-practice.com