Стрессоустойчивость и самооценка

Типы реакций на стресс – факторы. Стрессоустойчивость и методы ее повышения;

Опираясь на характер реагирования людей на стресс, различают два психологических типа[79]:

Тип А (коронарный) – большая уязвимость перед стресс-факторами, низкий порог стресса. Основными характеристиками данного типа реакции являются:

· показатели работоспособности и самочувствия снижаются уже при объективно небольшой интенсивности стрессоров (например, при незначительном замечании со стороны коллег по работе, при незначительном уменьшении со стороны партнера);

· склонность к конкуренции, борьбе;

· стремление к лидерству и власти;

· завышенные требованиями, нетерпеливость по отношению к окружающим;

· склонность загружать себя работой до придела и выше;

· склонность делать несколько дел одновременно;

· неумение отдыхать и т.д.

Тип В — меньше подвержен стрессу и характеризуется:

· склонностью к компромиссу;

· склонностью адаптироваться к ситуации, а «не плыть против течения»;

· способностью спокойно относится к проигрышу;

· ставят перед собой реальные, выполнимые задачи;

· терпеливостью по отношению к другим.

Выбор правильного способа реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих равновесие организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то «пропустить мимо ушей», а иногда нужно «принять вызов». Есть такое мудрое изречение: «Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо[80]).

Как ни парадоксально это звучит, но для счастья человеку то же необходим определенный уровень стресса – для каждого свой. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной «растительной» жизни. Люди нуждаются в чем-то большем, чем просто пища одежда, жилье. Стремясь чего достичь в жизни, человек постоянно сталкивается с трудностями и соответственно ежеминутно испытывает влияние стресса.

Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он не избрал. Кто не сумеет изучить себя, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перенагрузкой.

Г. Селье утверждал, что мы не должны, да и не можем избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующее отношение к жизни. Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно.

Все мы знаем, что на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по разному, поскольку интерпретируют ее неодинаково. Данная интерпретация называется когнитивной оценкой, и ее можно управлять. Для того, чтобы сделать это грамотно нужно разобраться с тем, как запускается стресс в нашем организме и на каком моменте его можно остановить. Для этого рассмотрим модель психологического стресс по Д.Гринбергу (см. рис 15).

Рис. 15. Модель психологического стресса[81]

Что бы понять, как работает эта модель, кратко остановимся на каждом ее этапе, вплоть до последствий длительного стресса.

Предположим, вы обучаетесь в колледже, вы успешны в учебе и значимы в кругу товарищей. Ваше общение и учеба доставляет вам удовольствие. Вы хорошо знаете ребят в группе, у вас отличные с ними отношения, вы находите общий язык с преподавателями. Но жизненная ситуация складывается так, что ваша семья переезжает в другой город. Вы едите с семьей, то есть возникает ситуация, к которой вы должны адаптироваться (первый этап — жизненная ситуация).

Вы считаете эту ситуацию «концом света»! Надо менять колледж. Вы там никого не знаете. Найдете ли вы там друзей? Примут ли вас в группе? Какие там преподаватели? Вопросы, заботы, проблемы (второй этап – восприятие ситуации как стрессовой).

Признайте, однако, что многие воспримут это событие, как внушающее среднее беспокойство. Некоторые из ваших друзей могут сказать:

1. Ура! Новое место, новые люди.

2. Но это не самое страшное, что могло случиться; главное, все здоровы, привыкну.

3. Настоящую дружбу расстоянием не разрушишь, будим ездить в гости.

Люди, воспринявшие ситуацию таким образом, установили барьер между ситуацией и восприятием ее. О том, как это происходит, поговорим чуть позже.

Вы, однако, восприняли переезд как травматическое событие, и это вызвало эмоциональное возбуждение. Вы испытали страх перед будущем, сомнения в своей состоятельности. Вы расстроены и не знаете, что делать. Эти чувства находят отклик в физиологической реакции: у вас меняется состав крови, больше выделяется соляной кислоты, снижается иммунитет и т.д. (третий и четвертый этап — эмоциональное, физиологическое возбуждение) Если вы не положите себе сейчас, то повышается риск развития какой-либо связанной со стрессом болезни (пятый этап – последствия).

Перед нами ситуация, воспринимаемая как стрессовая (внушающая беспокойство). На нее возникает эмоциональная реакция, так как мы испытываем страдание, волнение.

Негативные эмоции, вызванные стресс – факторами, повышают вероятность необдуманных реакций, что не всегда является правильным.

В этом случаи человек действует в рамках своего автоматизированного поведения, которое возникает как следствие определенной установки.

Установка неосознаваемое состояние готовности личности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим ее людям или объектам.[82]

Выделяют следующие установки, которые могут воздействовать на наше поведение и приводить к стрессу: отрицательная установка на себя («У меня не получиться», «я не смогу», «я проиграю»), страх повторения ситуации («Я не сдам экзамен, как не сдал прошлый») и т.д.

В этом случаи выбора ответной реакции на ситуацию, как таковой, нет: человек не выбирает реакцию, за него это делает установка. То есть установка на определенный стресс – фактор, автоматически вызывает реакцию.

Выделяют следующие часто встречающиеся реакции на стресс:

· уход из ситуации,

· регрессия (обида, жалость к себе)

· зацикливание на негативных чувствах

В результате действия стресс-факторов высока вероятность появления заболеваний или других негативных последствий. В подобных случаях можно вмешаться до того, как эти последствия наступят. Вмешательства заключаются в установлении барьеров на разных участках модели теории стресса. Так как развитие стресса идет по строгой схеме, при этом начало следующей фазы возможно только при полном развитии предыдущей. Любое нарушение этой последовательности в той или иной мере повлияет на процесс.

Например: Перед вами жизненная ситуация, требующая адаптации. Между первой фазой ( возникновение жизненной ситуации) и следующей (восприятие ситуации, как стрессовой) можно поставить барьер. Этот барьер может состоять из назначенного лечения, проявления упорства, силы воли с вашей стороны. Вы не позволите сложившейся ситуации нарушить свое душевное равновесие. Вы можете сосредоточиться на положительной стороне, которая имеется в любой ситуации, так как она могла сложиться и хуже. Или можно поставить барьер между второй и третьей фазой (восприятие ситуации, как стрессовой и эмоциональной реакцией на нее). Посмотрите, может быть, те проблемы, которые привели Вас в состояние стресса, совсем незначительные и Вы "раздуваете из мухи слона", а может быть у Вас уже вошло в привычку страдать, жаловаться, видеть только плохое. О. Бальзак сказал: "Ничто так не пьянит человека, как его собственные страдания."

Безусловно, для того, чтобы начать строить счастливую жизнь, надо иметь определённую долю смелости. Это ведь тоже большая перемена в жизни, а готовы ли Вы к ней или Вам привычнее жить по-старому. Выбор за Вами. Как сказал Л.Н. Толстой: "Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым". Вот и мы призываем Вас верить в эту возможность. Учитесь мечтать, учитесь рисовать своё будущее.

Итак, управлять стрессом можно и нужно. Но, лучше всего не допускать той стадии стресса, которая может принести вред организму. Это возможно если у Вас высокий уровень стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивостьсовокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), связанные со стрессовой ситуацией, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Вот несколько советов для повышения Вашей стрессоустойчивости и профилактики дистресса[83]:

  • Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.
  • Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник. Так Вы не будите бояться, что забудете важные события и встречи. Ведь ожидание срывов — это то же стресс.
  • Делайте все во время. «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». Подумайте, может прийти завтра, и Вы утоните в делах.
  • Научитесь говорить «нет». Из всех способов распределения времени умение говорить нет — самый лучший.
  • Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.
  • Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.
  • Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожится. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.
  • Уделяйте внимание своему здоровью. Во время посещайте врачей и занимайтесь спортом.
  • Высыпайтесь.
  • Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.
  • Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
  • Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.
  • Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.
  • Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны.
  • Помните, что « Жизнь — прекрасна!».Ожидайте от жизни позитива, умейте его находить и сохранять!
  • «Улыбнитесь миру, чтобы он улыбнулся вам». В борьбе со стрессом используйте смех. При смехе в крови увеличивается содержание эндорфинов, что дает человеку оптимизм, бодрость и хорошее настроение.
  • Если стресс произошел, то:

    1. Отвлекайтесь. Если вы думаете о стрессовой ситуации очень много, плача, переживая, то это может привести к настоящей психической травме и ухудшению здоровья. Но возникает вопрос, Ваши переживания, что то изменят — Нет. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.

    2. Снижайте значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему. Помните даже из безвыходной ситуации всегда можно найти выход, только надо подумать, а эмоции очень часто мешают этому мыслительному процессу.

    3. Действуйте. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Энергия стресса буквально захлестывает человека. Подавлять ее бесполезно. Для этого потребуется энергия еще большей силы. Поэтому не подавляйте, а действуйте. Врачи рекомендуют «выхаживать» стресс, гулять пешком не менее 1,5 часов в день.

    4. Расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту.

    1. Стресс бывает двух видов: эустресс- положительный, мобилизующий человека и дистресс- разрушающий, создающий состояние перенапряжения;

    2. Стрессоры (факторы стресса) у каждого человека индивидуальны. Они бывают внешние (холод, люди) и внутренние (здоровье, эмоции).

    3. Есть 2 типа реакции на стресс: тип «А» имеет повышенную чувствительность к стрессу и тип «В» характеризующийся высокой стрессоустойчивостью.

    4. Стрессом нужно и можно управлять.

    1. В чем отличие эустресса от дистресса?

    2. Почему мы говорим, что стрессоры у каждого человека свои, с чем это связано?

    3. Почему эмоциональная реакция на ситуацию может спровоцировать стресс?

    4. Дайте характеристику поведения типа «А» и типа «В». Какие качества помогают типу «В» быть устойчивым к стрессу?

    5. Какие приемы профилактики стресса Вы знаете?

    Задания для самостоятельной работы:

    Пройдите тест «Самооценка стрессоустойчивости личности»[84]и выясните свой уровня стрессоустойчивости.
    studopedia.su

    Стрессоустойчивость и самооценка

    АРХИВ «Студенческий научный форум»

    Полная версия научной работы доступна в формате PDF

    Просмотров научной работы: 6232

    Комментариев к научной работе: 0

    Поделиться с друзьями:

    Большое значение для проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые подвергли специальному изучению мотивы, потребности, уровень притязаний и их динамическое соотношение, позволяющие понять некоторые динамические тенденции эффективной сферы, имеющие значение для понимания функции самооценки.

    Р. Бернс одной из составляющих «Я — концепции» человека считает самооценку. «Я — концепция» — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаниями. «Самооценка — это аффективная оценка представления индивида о себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут высказывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением» [1].

    Часто самооценку рассматривают только как составляющую эмоционально — ценностного отношения к себе. Так, например, У. Джеймс понимает самооценку как довольство или недовольство собой. Р. Уайли считает, что в основе эмоционально-ценностного отношения могут лежать расхождения между самооценкой индивида и оценкой его со стороны окружающих. Он рассматривал этот вопрос с точки зрения функционального и адаптивного научения и, пытаясь установить причину этому явлению, считал, что самооценка — очень сложное явление, т.к. многие индивиды имеют упрощенное представление о себе, чем это требует обстоятельство, поэтому их самооценка примитивна [5].

    Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе. Знания личности о себе сопряжено с переживанием собственных психологических особенностей. Они опосредуются бытием личности и возникают как результат её конкретной жизнедеятельности в потоке постоянного соотношения ценностей, стремлений, установок с требованиями, нормами общества и того непосредственного социального окружения, в котором данная личность находится.

    Самооценка это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.

    В самооценке видят проекцию осознаваемых качеств на внутренний эталон, сопоставление своих характеристик с ценностными шкалами, форму отражения отношения к себе, личностное суждение о собственной ценности, позитивную или негативную установку на себя.

    Самооценка относится к центральным образованиям личности. Ее формирование происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

    Структура самооценки включает в себя два связанных между собой компонента: эмоциональный и когнитивный, которые отражают знания человека о себе и отношение к себе.

    Когнитивный компонент отражает систему представлений субъекта о самом себе разной степени дифференцированности, обобщенности и осознанности. Эмоциональный же компонент отражает отношение человека к себе, это оценка представлений о себе, обладающая различной степенью интенсивности. Качественное своеобразие этих компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер.

    Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции:

    Регуляторная-решение задач личностного выбора;

    Защитная-обеспечивает стабильность и независимость личности.

    Самооценка, выполняя эти функции, влияет на деятельность, поведение и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми, создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, постановки целей, т.е. уровня притязаний личности [1].

    Завышенная идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Такой человек не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, считает себя умнее других, часто становится жестким, агрессивным, обидчивым, неуживчивым.

    Адекватная обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия, которые жизнь ставит перед ним ежедневно. Преодоление включает в себя осознание, управление и выражение чувств соответствующим образом.

    Заниженная неадекватное, негативное отношение к себе, человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности. Такие люди не уверены в себе, стеснительны, застенчивы, не могут реализовать свои задатки и способности,ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе.

    Личностная то, как человек оценивает себя и свое место среди окружающих.

    Конкретно-ситуативная как человек оценивает себя и свои действия в конкретной ситуации, относительно конкретных целей и задач.

    Многообразные чувства, эмоциональные состояние, пережитые в разное время, в разных жизненных ситуациях, составляют «эмоциональный» фонд самосознания, в совокупности с эмоционально – ценностным отношением человека к себе. Они составляют его самооценку. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, на устойчивость к стрессовым ситуациям.

    Стрессоустойчивость — сопротивляемость человека стрессовым воздействиям.

    Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, физические, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Стрессоустойчивость как качество личности является единством компонентов: 1) мотивационного; 2) эмоционального; 3) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуациями; 4)интеллектуального — оценка и определение требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. Свойство стрессоустойчивости на всех уровнях его регуляции и проявления означает стабильность функций организма и психики под воздействием стресс-факторов, их сопротивляемость и выносливость к экстремальным воздействиям, функциональную приспособляемость к жизни и деятельности в экстремальных ситуациях и способность компенсировать чрезмерные функциональные нарушения при воздействии стрессоров [2].

    Преодоление стрессовых ситуаций будет более успешным, если реакция индивида соответствует требованиям ситуации. Одним из важных параметров потенциального соответствия между преодолением и ситуационными оценками является воспринимаемый контроль за ситуацией. Контроль за ситуацией возможен при адекватной самооценке. Самооценка влияет на поведение человека в стрессовых ситуациях [3].

    Человек с низкой самооценкой более подвержен стрессовым ситуациям, так как постоянно испытывает страх, тревогу. Будучи неуверенным в себе человек постоянно наблюдает за каждым своим действием и действиями окружающих людей, становится слишком чувствительным к любым замечаниям или комментариям, сделанным другими людьми, в результате люди с низкой самооценкой нестрессоустойчивы [4].

    Человек с завышенной самооценкой считает себя лучше других, но когда его мнение о себе не совпадает с мнением окружающих, он становится обидчивым, недоверчивым, упрямым. Это порождает внутренние конфликты, противоречия и стрессы. В результате люди с завышенной самооценкой обладают средней стрессоустойчивостью.

    Человек с адекватной самооценкой уверен в себе, настойчив и самокритичен. Адекватная самооценка позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды, и в соответствии с этим, самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Поэтому люди с адекватной самооценкой обладают высокой стрессоустойчивостью.

    Самооценка- умение оценить себя, свои возможности и способности — играет важную роль в жизни каждого из нас. Ведь от того, каким ощущаешь себя, зависит поведение, настроение, многие жизненные важные решения. Правильное отношение к себе, реалистичная оценка своих данных помогает разумно распределить свои силы, ставить перед собой разрешимые задачи, сохранять душевное равновесие.

    Список использованной литературы и других источников:

    Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Учебное пособие. — М.: «Прогресс», 2006.

    Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: «Прогресс», 2009.

    Тарасов Е.А. Как победить стресс. — М.: Айрис-пресс, 2002

    Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.: Наука, 1981.

    Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс. — М.: Наука, 1972

    www.scienceforum.ru

    Тест самооценки стрессоустойчивости (с.Коухена и г.Виллиансона)26

    Инструкция.Прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий ответ.

    Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

    Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из под вашего контроля?

    Никогда — 0. Почти никогда — 1. Иногда — 2. Довольно часто — 3. Очень часто — 4.

    Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

    Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?

    Никогда — 4. Почти никогда — 3. Иногда — 2. Довольно часто — 1. Очень часто — 0.

    Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите? Никогда — 4. Почти никогда — 3. Иногда — 2. Довольно часто — 1. Очень часто — 0.

    Как часто вы в силах контролировать раздражение?

    Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

    Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

    Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

    Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

    Интерпретация результатов теста.Обработка результатов осуществляется путем подсчета суммы баллов набранных испытуемым по всем вопросам теста. Стрессоустойчивость определяется по

    таблице 3.7. приведенной ниже на основании количества баллов набранных испытуемым и его возраста.

    Таблица 3.7. Оценка стрессоустойчивости

    studfiles.net

    Стрессоустойчивость – это система личностных качеств, помогающих человеку переносить со спокойствием воздействие стрессоров, без вредных итогов для индивида, его организма, личности, окружения. Понятие стресса ввел Г. Селье, и обозначил им состояние внутреннего напряжения, которое обусловлено деятельностью личности в сложных условиях. Зависимо от меры выраженности, стресс способен воздействовать на деятельность индивида положительным образом либо отрицательно.

    Что такое стрессоустойчивость? Это способность выдерживать психологическую нагрузку и не подчиняться негативным чувствам, которые отобразились бы на окружающих. Под психологической стрессоустойчивостью понимается умение сдерживать негативную реакцию на стресс, и спокойно переносить стрессовые нагрузки. У стрессоустойчивого индивида стресс заканчивается естественным способом, посредством восстановления ресурсов организма.

    Организм не стрессоустойчивого индивида реагирует на психологические проблемы психосоматикой, и часто люди неверно трактуют заболевания организма, считая их органическими. Если человек длительно и неизлечимо болеет, стоит применить психологическое вмешательство.

    Стрессоустойчивость организма высокого уровня предоставляет индивиду способность сохранить состояние внутреннего спокойствия в критической ситуации, помогает сохранить оптимизм, радость, содействует принятию правильных, адекватных решений и эффективному поведению, не позволяя нарушать границы личности и сохранять личностную психологическую эмоциональную целостность.

    Стрессоустойчивость организма низкой степени делает личность уязвимой, приводит к разрыву её личностных границ, разрушению психоэмоционального состояния и различным болезням. Индивид со слабой стрессоустойчивостью не может управлять собой всецело, он ослабевает энергетически, его поведение неэффективное. Формирование стрессоустойчивости может происходить независимо от текущего возраста, поэтому каждому стоит направить силы на развитие стрессоустойчивости.

    Стрессоустойчивость личности

    Чтобы определить это понятие, нужно прежде понять, чем является стресс. Стрессоустойчивость организма определяет возможность человека выдерживать стрессовые ситуации без плохих последствий для его деятельности и окружающих. Часто по человеку определяют, является ли он стрессоустойчивым, учитывая внешние показатели. Так, считают, что если он все свои переживания демонстрирует, выплескивая на других негативные эмоции – значит, он не есть стрессоустойчивым, и поддается стрессам. Если человек сдержанный, спокойный, веселый, то он стрессоустойчивый.

    Подобная классификация стрессоустойчивости по наблюдению весьма ошибочна. То, что индивид в момент действия на него стрессового фактора не выражает свой негатив перед окружающими, не свидетельствует, что внутренне он совсем не переживает подавленность или чувство угнетенности. Это сообщает об умении быть тактичным, при этом хорошо играть роль. Однако этот человек вредит собственной психике, поскольку замыкает стресс, не дает выходам и рискует подвергнуться внутренним разрушающим факторам. Эмоции должны находить выход, но только правильным способом.

    Согласно современным исследованиям психологическая стрессоустойчивость является характеристикой человека, которая заключается в нескольких компонентах:

    — психофизиологическом (характеристика нервной системы),

    — волевом (осознанная саморегуляция действий, относительно ситуации),

    — мотивационном (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость),

    — эмоциональном (личностный опыт, накопленный от пережитых отрицательных влияний ситуаций),

    — интеллектуальном (анализ ситуации и принятие правильного способа действий).

    Психологическая стрессоустойчивость определяется субъективными особенностями и мотивационной системой личности. Люди проявляют разные реакции на критические ситуации: тревогу, страх, возбуждение или ступор. Однако, есть люди, которые устойчивы и способны контролировать эмоции. Такие индивиды могут мобилизовать внутренние резервы и преодолевать ситуацию, без отрицательного следствия для них, но этих людей очень мало.

    В мире стрессоустойчивых людей насчитывается около 30%. Если не каждый владеет стрессоустойчивостью, то люди таких профессий, как пожарные, полицейские или военные должны работать на повышение стрессоустойчивости, от неё зависит их жизнь и непосредственно жизнь других.

    Развитие стрессоустойчивости должно осуществляться каждым человеком, чтобы сделать организм выносливым и не разрешать внешним отрицательным факторам его ослаблять.

    Повышение стрессоустойчивости помогает человеку:

    — на работе, выполнять поставленное задание в стрессовых условиях; при внешних отвлекающих факторах (плохом освещении, шуме, холоде); при психологическом давлении окружающих людей (угрозах начальства, отвлечении коллегами, надзирательном контроле);

    — выделяться среди других, как уравновешенная и вдумчивая личность;

    — не отзываться на критику, оскорбления, провокации или сплетни других;

    — легко находить выход в острой ситуации.

    Как повысить стрессоустойчивость

    Развитие стрессоустойчивости необходимо каждому индивиду, поскольку на психику разрушающим образом действуют негативные стрессы. Повышение стрессоустойчивости позволяет быть более уверенным человеком, сохранять физическое здоровье. Хронические заболевания очень часто начинаются именно от хронических стрессов. Выдержка и собранность помогают принимать верные и стремительные решения в напряженных ситуациях. Стрессоустойчивые работники очень ценятся работодателями. Отдельные работодатели даже проводят тестирование своих работников на уровень стрессоустойчивости.

    Формирование стрессоустойчивости состоит из нескольких факторов.

    Повышение профессионального уровня увеличит уверенность человека, укрепит его знания, соответственно обеспечит психологическую выносливость на рабочем месте. В непонятной ситуации нужно взвешивать каждое слово, это помогает не реагировать резко на все сразу и сохранять терпение. Прогулки на свежем воздухе, выездные поездки, занятия спортом способствуют развитию данного качества. Также для формирования стрессоустойчивости нужно освоить дыхательные техники и уроки медитации, посещать массаж, расслабляться правильными и здоровыми способами. Следует заняться самоорганизацией, упорядочение дел помогает упорядочить блуждающие мысли. При выполнении дел, нужно концентрироваться на его выполнении. Важно изучать соответствующую психологическую литературу для развития стрессоустойчивости.

    Расслабиться помогут занятия творческой деятельностью. Активный отдых надо чередовать с пассивным. Чтобы знать, как правильно вести себя в случае стрессовой ситуации, нужно наблюдать за поведением других, видеть, как они выражают свою стрессоустойчивость и перенимать их опыт. Также стоит подвергать анализу все стрессовые обстоятельства и трезво анализировать каждый случай, прислушиваться к собственному внутреннему голосу.

    Повысить стрессоустойчивость поможет настрой на позитив, он формирует положительное мышление. Жизнь каждого наполнена множеством проблем, но, никакие трудности не должны препятствовать полноценной жизни и умению радоваться ей. Требуется выбрасывать лишние и незначительные проблемы из мыслей, больше думать о радостных жизненных мгновениях и решать трудности по мере поступления. Иногда люди ошибочно полагают, что если будут думать о трудностях все время, то они решатся быстрее, но они реально сами не решатся, но здоровье свое они подорвут.

    Чтобы увеличить стрессоустойчивость, нужно попытаться переменить отношение ко всему происходящему. Например, если человек реально не может повлиять на актуальную ситуацию, тогда стоит попробовать взглянуть на определенные вещи по-другому, намного проще.

    Необходимо научиться отпускать ненужные эмоции, от их удержания в себе, индивид не делается сильнее, наоборот, это его истощает. Важно регулярно, адекватным способом, выпускать эмоции. Хорошим способом для выплескивания эмоций и роста стрессоустойчивости, являются физические нагрузки, продолжительные прогулки, танцы, подъем в горы и др. Таким образом, высвобождаются негативные эмоции с отрицательными переживаниями, преобразовавшись в положительные, и это также предоставит удовольствие.

    Человек должен периодически полноценно отдыхать. Если ритм жизни напряжен, и человек мало спит, и не позволяет даже немного себе расслабиться, то его организм станет функционировать на износ, нельзя этого допускать, иначе стрессоустойчивость организма станет минимальной, и его защитная функция вообще перестанет действовать. Чтобы до этого не дошло, следует давать организму отдыхать. Надо ложиться спать раньше привычного времени, перед этим приняв душистую ванну и выпив чай с мелиссой. Так, человек сможет хорошо выспаться, организм немного возобновится, стрессоустойчивость повысится.

    Поскольку стрессоустойчивость связана с деятельностью нервной системы, значит нужно поддерживать её, принимая витамины D и B, и получая в полноценном количестве калий и магний. Чтобы не привелось принимать поливитаминные препараты, лучше всего сбалансировать питание, в котором будут присутствовать все полезные вещества.

    Многим помогает расслабиться классическая музыка, но некоторых людей она наоборот, раздражает, тогда можно слушать звуки природы и заниматься под них йогой или медитацией в комнате, наполненной свежим воздухом, скрытой от посторонних шумов.

    Чтобы поднять стрессоустойчивость, желательно уделять время для приятных занятий, даже когда те не приносят непосредственную пользу. Если жизнь личности в основном составляют рабочие обязанности, то организму трудно противостоять стрессам. Занимаясь один день в неделю любимыми занятиями, поможет снять накопившийся стресс.

    Не нужно всегда думать, что скажут остальные, как они смотрят на вас, что думают. Нельзя нравиться каждому, главное – нравиться себе и окружить себя людьми, которые вас любят, этого достаточно. А размышлять о том, что думают окружающие – лишний стрессовый фактор, какой человек сам себе создает. Стоит поступать согласно собственным убеждениями и совестью, придерживаясь моральной этики, тогда мысли, как это воспримут все окружающие, не будут волновать.

    Залог хорошей стрессоустойчивости – правильная расстановка приоритетов. Самые срочные и неотложные дела должны выполняться первоначально, второстепенные и менее значительны, смогут подождать. Нужно рассчитывать на личные силы и принимать на себя тот массив работы, который сможете выполнить. Когда человек сразу несколько дел начинает одновременно, и не успевает окончить ни одно – он впадает в панику, конечно стрессоустойчивость такого человека стремится к нулю.

    Дети могут унаследовать стрессоустойчивость от родителей при воспитании. Такие дети смогут заступиться за себя, ответить сдачей в разборке, не суетиться при попытке их спровоцировать. Такие дети потом вырастают и становятся успешными лидерами, которых никто не может испугать своими интригами или угрозами.

    Чувство собственной значимости и уверенность таких людей настолько высокая, что они даже серьезно не воспринимают угрозы, не поддаются провокациям. В мыслях стрессоустойчивого человека нет места страху, ему не удастся испортить настроение или отвлечь от основного дела. Стрессоустойчивый человек уверено и бодро идет к цели, это его стиль жизни.

    Если индивиду требуется немедленно защитить себя от негативного раздражителя, он может использовать дыхательную практику. Для самообладания и стрессоустойчивости в ситуациях, где физическая активность ограничена, подойдет специальное дыхание. В стрессовой ситуации дыхание человека стает сбитым и поверхностным, поскольку мышцы живота и грудной клетки напрягаются. Необходимо контролировать свое дыхание, делать глубокие и сознательные вдохи и медленные выдохи, так, чтобы предельно расслабить живот, это повторить несколько раз до восстановления пульса и спокойного дыхания.

    psihomed.com

    Как развить Стрессоустойчивость и неуязвимость от негатива

    Степень стрессоустойчивости, по большому счёту определяет неуязвимость человека, эффективность всех его дел, здоровье и то, как он будет чувствовать себя по жизни, комфортно или дискомфортно.

    Что такое Стрессоустойчивость? Стрессоустойчивость – это внутренняя сила человека, которая делает его неуязвимым и защищённым от разного рода разрушающих воздействий, помогает оставаться спокойным, защищает его внутренний мир. Что такое Стресс и каким он бывает – подробно читайте здесь.

    Высокая степень стрессоустойчивости – даёт человеку внутренний покой, комфорт в любой, даже самой экстремальной и стрессовой ситуации, возможность сохранить радость в сердце, думать головой, принимать адекватные решения и эффективно действовать, не позволяя себя разрушать эмоционально и психологически.

    Низкая степень стрессоустойчивости – делает человека уязвимым, что ведёт к разрушению его психоэмоционального состояния, страданиям, нервным срывам и, как следствие, к разного рода заболеваниям. Слабая стрессоусточивость означает, что человек не управляет собой, что он энергетически слаб и не защищён, а так же и то, что все его действия в жизни будут мало эффективными.

    Конечно, стрессоустойчивость можно и нужно развивать! Но для начала определимся из чего стрессоустойчивость состоит.

    1. Способность управлять своими эмоциями!
    2. Способность защищаться от внешних воздействий!
    3. Способность сохранять внутренние покой и радость!
    4. Вера! Как бы странно для многих это не звучало
    5. Личные качества человека, которые определяют его Силу Духа
    6. Правильный образ жизни, развитие и спорт
    7. По сути, развитие стрессоустойчивости – это развитие выше перечисленных её составляющих.

      Как развить стрессоустойчивость?

      1. Умение управлять своими эмоциями – убирать негативные эмоции и заменять их на позитивные. Уметь не накапливать в себе гнев, злость, обиду, раздражительность, страх. Данные эмоции поднимаясь, накапливаясь и закипая внутри человека могут доводить его до стресса, психоза, разрушая его изнутри даже без особых внешних раздражителей.

      Поэтому одно из первых – нужно научиться гасить и убирать свои негативные эмоции, и формировать на их месте позитивные эмоции, чувства и качества: радость, спокойствие, доброжелательность, прощение, любовь. И, конечно, уметь управлять ими.

      2. Научиться защищаться от внешних эмоциональных и других негативных воздействий. Для этого нужно – наработать независимость от других людей, научиться ставить энергетическую защиту, в целом не включаться на внешний негатив (на провокации злых людей, т.д.), сохраняя в душе покой, свет, позитив.

      3. Культивировать Покой и Радость. Закономерность проста – чем больше вы удерживаете покой и радость в сердце, тем меньше вы подвержены стрессу и негативному влиянию, как извне, так и изнутри.

      • Покой – даёт набор энергии, выключает внутренний негатив, расслабляет (убирает напряжение)
      • Расслабление – даёт восстановление сознания и тела
      • Радость – даёт позитивную энергию, позитивный взгляд на происходящее и внутренний комфорт

      Внутреннему Покою, конечно, нужно обучаться отдельно, этому обязательно будут посвящены несколько статей. Покой и Радость вместе – дают ровное и позитивное психоэмоциональное состояние и возможность эффективно управлять собой.

      4. Вера в Бога – даёт защиту человека Свыше и внутреннюю уверенность в себе. Почему Вера в Бога? По статистике, верующие в Бога люди многократно меньше подвержены стрессам, психозам и неврозам, чем люди в которых не Веры.

      Если в человеке нет Веры – в нём, как правило, живёт масса страхов, сомнений и других негативных эмоций, которые и являются причиной постоянных стрессов. Человек который обретает Веру в Бога (обретает внутренний стержень), чаще всего, практически сразу становится спокойнее, доброжелательнее и соответственно неуязвимей для негатива.

      Конечно, верить в Бога в одной статье не научишь, но начать хотя бы думать на эту тему нужно. Подробнее о том, что такое Вера в Бога – читайте здесь.

      5. Так же, Стрессоустойчивость определяют Личные Качества человека: Искренность (правдивость), Честь, Уверенность, Спокойствие, Самообладание, Ответственность, другие. Чем более мощные у человека личные качества, тем больше в нём Силы Духа и тем меньше в нём неуправляемых негативных эмоций приводящих к стрессу (позитив всегда вытесняет негатив).

      Формирование личных качеств – это не один день, и даже не один месяц, это путь развития и постоянный личностный рост.

      Хороший пример сильных личных качеств и силы духа – это лучшие разведчики, агенты, представители спецслужб, офицеры, рыцари прошлого, которые не были подвержены стрессу, но сами способны были своей силой, мужеством, самообладанием и неуязвимостью доводить до стресса и бессилия тех, кто их пытает. Или лучшие монархи, князья и княгини (аристократы), которые способны держаться достойно в любой ситуации и сохранять своё лицо и честь даже перед лицом смерти, никогда не впадая в истерику и низость из-за страха и боли.

      Желаю вам именно такой стрессоустойчивости!

      6. И конечно правильный образ жизни человека тоже влияет на его стрессоустойчивость! Постоянная работа над собой – развитие и спорт, помогают, как снимать стресс, так и становиться более защищённым от него, более неуязвимым. Спорт, например, помогает сжигать накапливающиеся негативные эмоции, а правильные жизненные ритмы – набирать энергию и быстро восстанавливать силы.

      А как правильно снимать Стресс и быстро восстанавливать свои силы – читайте здесь.

      Успехов, и не пренебрегайте ни одним из пунктов!

      А если вы хотите получить индивидуальную помощь и поработать со специалистом над своей стерссоустойчивостью или личными качествами – вы можете поработать со мной, как с наставником-коучем или с хорошим Духовным Целителем, контакт которого я могу вам рекомендовать.

      www.psychology-faq.com

      Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

      Статья посвящена особенностям взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний личности старшеклассника.

      North Kazakhstan State University. M.Kozybaeva

      This article is about features of relationship stress level and claims personality of pupils of secondary school

      Библиографическая ссылка на статью:

      Гумель Е.Б. Особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний личности старшеклассника // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1508 (дата обращения: 11.01.2018).

      Старший школьный возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Как отмечает в своей статье Кебина Н.А., переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности превращаются в аффективный центр жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы молодого человека [1]. Поиск идентичности, личностное и профессиональное самоопределение нередко сопровождается реакцией стресса и тревожности.

      Отметим и еще одну проблему, впервые достаточно отчетливо возникающую именно в X – ХI классах – это проблема сдачи выпускных экзаменов. От результатов экзаменов зависит многое: именно по этим результатам формируются разные по составу учащихся и характеру программы обучения; иногда плохо сдавший экзамены ученик бывает вынужден покинуть школу; если это ученик выпускного класса, то у него мало шансов получить бесплатный образовательный грант, и, следовательно, поступить в высшее учебное заведение. Все это вызывает подчас такой уровень напряжения и тревоги, который препятствует успешной сдаче экзаменов и может вызвать такое неблагоприятное состояние как стресс.

      Стресс – понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры [2].

      Основой успешного личностного и профессионального самоопределения, социального взаимодействия старшего школьника, характеризующееся эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции является такое качество личности как стрессоустойчивость.

      Стрессоустойчивость – это совокупность индивидуальных психологических свойств, выступающих в качестве базовых психологических механизмов коррекции стрессовых состояний.

      Высокая стрессоустойчивость обеспечивает старшему школьнику «достаточный уровень прочности» и сопротивляемости препятствиям, а, следовательно, он может ставить перед собой цели, соответствующие высокому уровню притязаний. Уровень притязаний является одним из психологических феноменов, отражающих индиви­дуальные особенности мотивации достижения и целенаправлен­ного поведения человека. Адекватный уровень притязаний, умение ставить перед собой реально достижимые цели дает основание для успешного прогноза поведения старшего школьника в будущем.

      В рамках выше обозначенной проблемы на базе ГУ СШ № 43 им. Г. Мусрепова г. Петропавловска, Северо-Казахстанской области, нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний личности учащегося старшего звена. В исследование приняли участие учащиеся 11-х классов в количестве 63 человек.

      В качестве методов исследования нами использовались:

      — анализ психолого-педагогической литературы;

      — психодиагностический метод, а в его рамках: методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»; опросник «Уровень притязания личности» В. Гербачевского;

      — метод математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ, критерий Пирсона).

      Результаты проведенного эмпирического исследования позволили нам сформулировать следующие выводы:

      1. Старшеклассникам в большей степени характерен средний уровень стрессоустойчивости и реалистический уровень притязаний. Это означает, что в целом старшеклассники способны переносить негативное воздействие внешних факторов, но при длительном воздействии отрицательного раздражителя и стрессоров могут проявлять реакции стресса.

      Современные старшеклассники отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, продуктивностью деятельности. В их мотивационной структуре доминируют следующие компоненты: мотив «намеченный уровень мобилизации усилий», который свидетельствует о возможности школьников раскрыть свои внутренние ресурсы при возникновении стрессовых ситуаций; мотив «ожидаемый уровень результатов», который выражается в том, что старшеклассники высоко оценивают результативность своей деятельности; мотив «закономерность результата», свидетельствующий о глубоком понимании собственных возможностей в достижении поставленной цели и мотив «инициативности», проявляющийся в активности, инициативности и находчивости при решении задач.

      2. Существует статистически достоверная прямая корреляционная взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и такими параметрами уровня притязаний как: «прогнозные оценки деятельности субъекта» rэмп. = 0,27 (р ? 0,05) и «причинные факторы соответствующей деятельности» rэмп. = 0,24 (р ? 0,05). Это означает, что чем выше уровень стрессоустойчивости личности старшеклассника, тем выше показатели по параметрам уровня притязаний: «прогнозные оценки деятельности субъекта» и «причинные факторы соответствующей деятельности». То есть старшеклассники, обладающие эмоциональной стабильностью, низкой тревожностью, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу отличаются высоким уровнем мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности, а также для них характерно высокая оценка ожидаемых результатов своей деятельности. Помимо этого школьникам с высоким уровнем стрессоустойчивости свойственно глубокое и адекватное понимание собственных возможностей в достижении поставленных целей, они инициативны и находчивы в решении поставленных задач.

      Наличие корреляционных связей можно объяснить тем, что низкий уровень тревожности характерный для старшеклассников, обладающих высоким уровнем стрессоустойчивости, позволяет оценивать широкий веер ситуаций как безопасные для себя и своего окружения, что позволяет им в ряде случаев идти на оправданный риск, уверенно и целенаправленно достигать намеченные цели. Низкий уровень тревожности обеспечивает им в большей степени проявление своих личностных амбиций, и, следовательно, обозначает высокую планку результатов деятельности. Высокий контроль эмоциональных и поведенческих проявлений дает возможность эффективной самопрезентации, дает уверенность в том, что при возникновении непредвиденных ситуаций, старшеклассники смогут «собраться» и найти верное решение. Отсутствие страха перед трудными ситуациями позволяет таким старшеклассникам выбирать задачи повышенной сложности, тем самым постоянно повышая планку собственных достижений. Для старшеклассников с высоким уровнем стрессоустойчивости, как правило, характерна уверенность в собственных силах и возможностях, а, следовательно, они чаще других сверстников проявляют инициативу и активность.

      Анализ литературы и результатов эмпирического исследования позволил нам сформулировать рекомендации для педагогов-психологов при организации коррекционной, консультативной и психопрофилактической работы с категорией подростков, имеющих низкий уровень стрессоустойчивости и низкий уровень притязаний:

      1. Необходимо проведение коррекционных упражнений и занятий, направленных на профилактику стресса у старшеклассников.

      2. Необходимо создание условий, в которых старшеклассники могли бы в социально приемлемой форме снимать внутренне психическое напряжение, например, через привлечение их к различным видам клубной деятельности, занятиям физической культурой, творческой деятельности.

      3. Для повышения уровня притязаний можно использовать ряд правил: ставить цель необходимо на нереальной основе, когда цель является «желаемой», а не «ожидаемой»; необходимо давать задание, которое имеет большую ценность по сравнению с предыдущим; необходимо развивать самооценку и мотив достижения.

      human.snauka.ru