Самооценка начальной школе

Самооценка, успеваемость и будущее детей младшего школьного возраста

С первого взгляда может показаться, что тут нет ничего общего. Но при более подробном рассмотрении становится очевидным,

что успеваемость напрямую влияет на самооценку,

а в дальнейшем самооценка влияет на успеваемость.

Во взрослой жизни высокая самооценка способствует более успешному построению карьеры и межличностных отношений.

Самооценка является основным компонентом для развития самосознания. Под самосознанием имеется в виду осознание самого себя и своих возможностей как физических, так и умственных.

Самооценка позволяет младшему школьнику ставить реальные цели и тем самым получать удовлетворение от проделываемой работы.

В начальной школе ребята могут либо повысить самооценку за счет собственных усилий, поддержки сверстников и объективности преподавателей, либо понизить ее в случае неспособности устанавливать контакт и при низком доверии родителей к словам и претензиям ребенка.

Важно! Самооценка ребенка определяется не только справедливостью или несправедливостью действий учителя, но и внутренними психическими особенностями ученика, связанными с его отношением к себе и оценкой, получаемой от ближнего окружения: как от взрослых, так и от детей, с которыми ребенок контактирует вне дома.

На сегодняшний день и в школе, и дома к ребенку предъявляются все большие требования к обучению и самовосприятию. И родители, и учителя должны помнить о том, что дети -личности постоянно меняющиеся и развивающиеся. То, что сегодня для одного является сложным, другому дается легко. Но завтра все может оказаться наоборот. Поэтому стоит активно укреплять веру ребенка в себя и в свои интеллектуальные способности.

Каждый родитель и учитель сталкиваются с негативными эмоциями ученика на получаемую оценку, замечания о поведении, разногласия со сверстниками и нежеланием выполнять требования. К сожалению, часто источник подобного поведения не просто остается неизвестным, его даже не пытаются прояснить. А это очень важно, ведь эти реакции являются сигналом какого-то неблагополучия возникшего в психике ребенка.

Подобное поведение может иметь разную продолжительность, глубину и заряженность. Если Вы замечаете хоть малейшее изменение в поведении ребенка, обратитесь к специалисту. Ведь в данный момент происходит формирование взглядов и интересов Вашего ребенка, а соответственно формируется его личность и самооценка.

Важно! Помните, что самооценка, закрепившаяся на этапе первичной оценки другими людьми, и ставшая чертой характера, не ограничится только образовательным процессом, со временем низкая самооценка распространится и на другие жизненные сферы.

На определенном жизненном этапе самооценка становится более важной, чем оценка окружающих. В такие периоды самооценка становится стержнем, за счет которого переживаются как нормативные, так и ненормативные кризисы, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Виды самооценки и их влияние на дальнейшее становление личности ребенка

Очевидным фактом является то, что оценка себя не существует отдельно от тех действий, на выполнении которых она формируется.

Важно! Всегда при научении ребенка чему-то новому помните главное правило «От простого к сложному» и не забывайте давать ребенку возможность как следует и с разных сторон освоить новый навык.

При адекватной самооценке ребенок более активно берется за освоение новых задач, он более контактен и активен, самостоятельно пытается решить задачки и сам выражает желание попробовать справиться с более трудной задачкой. При сложностях с решением они обращаются ко взрослым и не отступают при возникших трудностях. Такие дети более самостоятельны.

Заниженная или неадекватная самооценка очень влияет на настроение и поведение ребенка. Дети выбирают более легкие задачи, чем способны решить, таким образом не происходит развитие. Почти никогда самостоятельно не проявляют инициативу в любых действиях. Такие дети очень чувствительны к похвале как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Но проблемы самооценки могут быть настолько глубокими, что похвалы всегда бывает мало.

Негативной для формирования успеваемости является и завышенная самооценка. Дети с завышенной самооценкой часто переоценивают свои возможности, берутся решать задачи, которые им не под силу, часто не выполняют свои обещания. Что явно не способствует их гармоничному развитию. Для таких детей свойственна резкая смена настроения.

Знать уровень самооценки ребенка важно и необходимо для того, чтобы помочь ему сформироваться в дальнейшем в уверенную в себе личность. Необходимо помнить о том, что самооценка ребенка только начинает формироваться. Она очень подвижна, легко поддается воздействию окружающих.

Общаясь с ребенком дома, а также с учителем в школе важно формировать или подкорректировать самооценку в сторону адекватной. Ведь в будущем, опираясь именно на самооценку, ребенок строит планы, мечты, надежды. Самооценка полностью формирует то, на что человек претендует и что в итоге получает.

Важно! Ребенок не появляется на свет с каким-либо отношением к себе. Как и многие другие особенности его личности, самооценка формируется в процессе воспитания сначала в семье, далее в социуме.

Ученые, проводившие исследования в данном направлении, не выявили связи между самооценкой и количеством времени, проводимым родителями с ребенком. Значимыми и ведущими являлись показатели качественные. Необходимо бережно и уважительно относиться к тому, что и как делает Ваш ребенок. Чем он интересуется. Что вызывает в нем неприязнь. Не стоит всегда ставить под сомнения слова ребенка о ком-то или о чем-то, даже если речь идет о поведении или высказывании взрослых.

В психологическом консультировании часто сталкиваемся с проблемами и травмами, нанесенными детям в школе учениками и учителями, но еще большей травмой является недоверие к словам ребенка в семье.

Важно! Помните, что самооценка — не статичное образование, она меняется на протяжение первых лет обучения в начальной школе. В какие-то моменты она будет завышенной, адекватной или заниженной.

Любите своих детей и прислушивайтесь к тому, что они говорят!

www.all-psy.com

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

В статье дан теоретический материал по самооценке. Приведены примеры методов и приемов по формированию самооценки и самоконтроля, а также диагностика уч-ся 1-4 классов.

Содержимое разработки

учитель начальных классов

МБОУ «Вилегодская средняя

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы. Главной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться.

Каждый человек хочет быть счастливым. Учительское счастье — это любознательные ученики, которые хотят и умеют учиться. Тема моего выступления: «Приёмы формирования самооценки в начальной школе».

Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку. Учителя оценивают своих учеников не полностью объективно, не как роботы, а как справедливые и доброжелательные люди, учитывающие индивидуальные особенности ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь…)

Эпиграфом для своего выступления я взяла слова Евгения Доманского «Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперед».

Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Самооценка играет важную роль в повышении качества образования, организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности и позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Она

не имеет травмирующего характера;

сохраняет интерес к обучению;

снижает психологический дискомфорт, тревожность;

создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности;

является информативным (позволяет судить о действительном уровне знаний).

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабое развитие умения критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Поэтому я начала поиск эффективных способов организации оценочной деятельности, начиная с первого класса, т.к. каждый школьник должен понимать

что нужно оценивать,

какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Существует много различных методик и приемов формирования самооценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе.

В моём классе большинство учащихся при поступлении в школу имели заниженную или завышенную самооценку. (рис. №1)

В работе с детьми, начиная с 1 класса, уделяю внимание формированию адекватной самооценки и использую следующие методы и приемы.

Методика «Лесенка» Веры Григорьевны Щур (рис. №2)

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.

«Волшебные линеечки», описанные Г.А.Цукерман в книге «Оценка без отметки», являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного)

удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом

помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке)

С первых уроков обозначаем сво? настроение. Даю возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия стала основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради обозначают сво? настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики, знаки ! +? или кружки с цветами светофора.

! — «Я понял все», «отлично»;

+ — «Не совсем усвоил, сомневаюсь», «допустил 1-2 ошибки»;

? – «Не понял», «много ошибок»

«Светофор» или смайлики (рис. №4)

— красный – я не знаю, прошу помощи,

— желтый– сомневаюсь, не уверен,

— зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

В течении всего обучения в 1 классе учащимся на уроках за активность, а в конце рабочего дня и за дисциплину выдаются цветочки. Затем, в конце дня, они обмениваются на закладки. (рис. №5)

Солнышко – был активен, дисциплинирован и набрал 8-10 цветочков

Солнышко с тучкой – набрал 4-7 цветочков

Тучка – 2-3 цветочка

Уже во втором классе за прилежание и поведение дети оцениваются по совместно разработанным критериям и аргументируют выставленную самостоятельно оценку на «пятиминутке», обсуждают с одноклассниками.

Во 2-3 классах мы учимся оценивать по критериям, разработанным совместно.

Учимся сравнивать цель и результат. Даю детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Сравнить с эталоном, подчеркнуть то, что получилось как образец.

– Что ты узнал на уроке?

– За что себя можешь похвалить?

– Над чем еще надо поработать?

– Какие задания тебе понравились?

– Какие задания показались трудными?

– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

–Над чем надо еще работать?

–Какие цели были реально достигнуты?

–Трудным ли было это задание? В чем его трудность?

– Успешно ли вы с ним справились?

–Трудно ли было проверить себя?

–Как ты сможешь проверить себя сейчас?

–На что будешь опираться?

–Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях они тебе пригодятся?

–Над чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить

–Какую задачу можно для себя поставить?

– Как бы вы оценили свою работу?

Учимся признавать свои ошибки и достижения. Уже во втором классе дети учатся работать с оценочными листами. (рис. №6,7)

Оцени себя на уроке

Подчеркни фразы, характеризующие твою работу на уроке

videouroki.net

Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе.

Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом. Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение. Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени), общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.

Просмотр содержимого документа

«Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе.»

Булавинцева Елена Александровна

учитель начальных классов,

Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

А. Н. Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.

Так что же такое самооценка? Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения.

Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

Формирование адекватной самооценки — важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего — ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, но изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки очень зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно — помочь ребенку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек — особенно ребенок — думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка.

Процесс формирования самоконтроля младшего школьника зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники на начальном этапе могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

У детей младшего школьного возраста проявляются различные виды самооценки.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность — неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» — ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Вторые, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи, тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Самооценка школьника зависит от оценки учителя и от успеха в учебной деятельности.

Поощряемые и подбадриваемые учителем, дети с низкой самооценкой постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:

умение перед началом работы спланировать ее;

умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формы контроля;

умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением;

умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Данные показатели формируются у каждого ученика индивидуально.

Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат. Кто оценивает в школе? Учитель. Всегда ли учитель оценивает правильно? Нет, оценка бывает субъективна. Выставляя оценку ребенку, он сравнивает е? со своей и соглашается или нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем реб?нку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на не? совершенно другими глазами, он начинает е? видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Чтобы оценивание было эффективным, я регулярно привлекаю к этому процессу детей, помогаю им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают. Для такого сотрудничества в оценивании требуется, прежде всего, предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) — то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. Поэтому учебные показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале урока. На доступном для детей языке мы обсуждаем чему они научатся, и что смогут делать в конце обучения и по ходу урока. В процессе всего урока я показываю учащимся, насколько достигнуты поставленные учебные цели. Это позволяет ученикам определить, в ч?м они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше. Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени.

Как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов? Инструменты (методики) формирующие оценивание:

Существует много различных методик и приемов формирования самооценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе. Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

1.Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из тр?х цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.

-красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,

— ж?лтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,

— зел?ный — благополучия: мне вс? ясно, я с этим справлюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

2. Светофор, другой вариант той же методики, да?т возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же тр?х цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, ж?лтую или зел?ную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока (1-2 класс).

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то поднимай улы­бающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то поднимай такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное лицо.

«Солнышко улыбается» — Я РАБОТАЛ ОТЛИЧНО.

«Солнышко серьезное» — Я СТАРАЛСЯ.

«Тяжелые тучи» — Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ.

— позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного).

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. (диагностическая методика)

6. «Карточка самовнушения»

«Красный цвет» — цвет активности;

«Белый цвет» — цвет успеха;

«Синий цвет» – цвет стойкости, силы воли.

Я считаю, что данную методику эффективнее использовать в конце урока.

Для оценки этой же самостоятельной работы на уроке применяется ещ? один инструмент, автором которого является Г. А. Цукерман.

7.Линеечки, пятиуровневая шкала

После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с классом договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы (в классе на стенде висит образец критериев). На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Я договариваюсь с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает ещ? один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока.

Проверяя сданные работы, я показываю, насколько согласна с самооценкой детей. Если я соглашаюсь с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже. Если моя оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. Это методика в большей степени подходит для учащихся 3-4 классов.

8. Методика «Радуга»

Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на уроках по обобщению и систематизации знаний.

9.Методика «Древо творчества».

Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа. На мой взгляд, данная методика универсальна. Ее можно использовать на различных уроках и в качестве пособия, например урок русского языка, тема «Однокоренные слова».

9. Методика «Мы – вместе». «Оценочный лист»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.

С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников может использоваться методика Н.Г. Лускановой .

Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке или в начале и конце недели.

С целью формирования правильной самооценки необходимо использовать на уроках методику для работы в парах.

12. «Сосед по парте»

Работу целесообразно проводить двумя способами:

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недоч?ты.

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем ид?т обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Описанные способы и инструменты дают лишь первое представление о возможностях, которые раскрывает перед учителем и учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных методик и применение их на уроке. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием. Вот несколько примеров использования методик развития самооценки у учеников на моих уроках. Следует отметить, что после первого года обучения уже наблюдаются положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

— осознанное восприятие учащимися учебного материала,

— понимание границ своих знаний;

— в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

— уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

-умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник — я»;

— повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.

Также, я хочу предложить вашему вниманию результаты диагностики уровня самооценки учащихся моего класса. Для исследования самооценки первоклассников я использовала экспериментальную процедуру, предложенную французским психиатром Де Греефе. Эта проба относится к прямым методам определения самооценки.

multiurok.ru

Самооценка начальной школе

Система безотметочного обучения в начальной школе

На основании «Концепции модернизации российского образования» и ст.15 Закона «Об образовании» («Школа самостоятельна в выборе системы промежуточной аттестации школьников») с 2001 года в начальной школе реализуется безотметочная система обучения. Экспериментальное апробирование дало положительные результаты и послужило отправной точкой.

Данная система направлена на формирование самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся, умение правильно оценивать свои возможности, в дальнейшем в новых социально-экономических условиях быстро найти свое место в обществе.

Самооценка ребенка у нас предшествует оценке учителя, а итоговая оценка определяется в результате беседы взаимодействующих сторон. В качестве одного из способов дифференцированного оценивания мы используем оценочные шкалы. Существуют три варианта самооценки письменных работ.

оценка учеником выполненной, но не проверенной учителем работы (способствует формированию самоконтроля);

оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы (эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля);

прогностическая оценка (наиболее важная и сложная, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя).

Серию тестово-диагностических работ учитель начинает с сентября со стартовой работы, отражающей первоначальный уровень ЗУН, и заканчивает итоговой работой. Тестово-диагностическая работа состоит из ряда заданий по определенной теме и оценочного листа, в котором расписаны умения, необходимые для успешного выполнения работы, номера заданий, прогностическая, в том числе итоговая, оценка ученика, учителя.

В системе безотметочного обучения для самооценки мы предлагаем использовать трехцветный индикатор-красный (знаю, умею), зеленый (умею, но сомневаюсь), синий (не умею) — цвета, традиционно используемые в психолого-педагогической диагностике.

Мониторинг уровня основных умений позволит в целом увидеть картину успешности ребенка по всем предметам, изучаемым им в течение года.

В конце учебного года каждому ученику выдается вместе с тестово-диагностическими работами аттестационный лист. В нем хорошо просматривается диагностика развития ребенка за учебный год (причем ребенок не сравнивается с другими учащимися). На данном этапе (к концу 4-го класса) у выпускника достаточно сформирован навык оценки, самооценки и самоконтроля.

При отслеживании уровня развития знаний, умений и ) навыков и способов деятельности по предметам учителя начальной школы используют карту индивидуальных достижений учащихся, где указано, что должен знать и уметь ученик к концу каждого года обучения. Перечень знаний и умений составляется учителем на каждый класс, на основе требований обязательного минимума содержания образования в начальной школе и его рабочей программы. Качество усвоения дети и учитель отмечают в карте путем закрашивания в определенный цвет: красный – усвоил, зеленый – частично, синий – не усвоил. Здесь фиксируются оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.

В первом классе карту заполняет учитель совместно с учеником. По мере развития навыков самооценки можно предложить детям фиксировать индивидуальные продвижения самостоятельно, используя шкалу планируемых результатов обучения. Та­ким образом, осуществляется текущий и тематический контроль знаний, умений и навыков каждого ученика. Итоговая оценка проводится на основе рейтинговой работы по сформированное™ необходимых навыков за определенный промежуток учебного времени — четверть, полугодие, год. Форма рейтинговой оценки дает возможность решать следующие задачи:

• объективная оценка деятельности учителя и ученика;

• защита учащихся от излишних стрессов (повышает их мотивацию);

• определение уровня действенности и качества применяемых технологий и методик, уровня педагогического мастерства учителя, динамики его роста, уровня знаний каждого ученика (с целью последующей индивидуальной работы с ним).

Мы рассматриваем рейтинг как суммарную оценку степени обученное™ учащегося, выраженную в баллах и относительных показателях (процентах). В основе системы лежит переход от пятибалльных оценок в начальной школе к рейтинговым показателям.

Теоретической основой рейтинговой системы является системно-деятельностный подход. Педагоги, освоившие деятельностную технологию, сочетают на уроке фронтальную работу и групповую, что позволяет учителю индивидуально подходить к каждому ученику. Деятельностный подход и безотметочная система реализуют принцип комфортности в процессе образования младших школьников. Работа при безотметочной системе помогает ребенку обрести уверенность в себе, развивает самокритичность.

Карты учета индивидуальных достижений по предметам и изучение личностного развития ребенка дают учителю всю необходимую информацию о том, как идет процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достиг ли учитель поставленных целей. Обратная связь с учеником и родителями более информативна, чем традиционные отметки.

Новая система трудоемка, но позволяет в целом отслеживать процесс обучения каждого ребенка, видеть его затруднения, определять программу развития.

Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно. Одно из направлений программы по совершенствованию содержания и структуры образования – поиск путей к безотметочному обучению в начальной школе. Возможно ли оно, если и дети, и родители «хотят отметок»?

Выдающимся практиком и теоретиком безотметочного обучения является Ш.А. Амонашвили. Он занимается этой проблемой уже более 25-ти лет. По его наблюдениям, а также, по мнению большинства учителей начальной школы, все дети с радостью идут в первый класс. Но по целому ряду причин (способности, здоровье, уровень подготовки, психологические особенности ребенка) они по-разному усваивают учебный материал и, соответственно, имеют разный уровень успеваемости.

Поэтому, по словам Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Показателен в этом плане и социальный портрет оценки, выраженной в баллах, т.е. отметки:

Современная традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности.

Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого учащегося; учителю приходится лавировать между фиксацией результатов ребенка по определенным нормативам и фиксацией успешности данного ребенка по сравнению с ним самим.

Система оценивания является малоинформативной. Учителю и учащимся трудно определить направления дальнейших усилий – над чем надо еще поработать, что улучшить.

Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Нередко отметочная система является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей.

Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие – к ухудшению физического здоровья школьников.

Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах:

? выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;

? ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения);

? задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер.

Таким образом, при умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.

Возникает противоречие между существующей системой оценивания школьников и требованиями к современной начальной школе в широком смысле слова. Отмена отметок по пятибалльной системе вытекает из задач, поставленных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, предполагающей разработку новой модели начальной школы. Ее главной чертой становится переход от получения знаний в готовом виде к их «добыванию» самими учащимися. Поэтому отметка в баллах непригодна для младших школьников, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка, а не отметка должна отражать процесс продвижения и успешность ребенка, а не уровень, достигнутый им на данный момент времени.

Переход на безотметочное обучение затрагивает очень важные проблемы и ставит новые задачи перед школой и семьей, такие как:

? профессиональный рост учителя;

? формирование иного взгляда родителей на оценку и успехи своих детей.

Многое уже сделано для перехода на безотметочное обучение, а именно:

? давно существуют задекларированные идеи о переходе на безотметочное обучение;

? создана нормативно-правовая база безотметочного обучения;

? разработаны технологии оценки учебных достижений школьников.

Как известно, учебная деятельность – ведущая в начальной школе. Это значит, что если она не начнет формироваться в этот период, то потом может не появиться вовсе. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование основной структуры учебной деятельности. Это время по построению формы учебной деятельности, фундамента потребностей и способностей к самоизменению младших школьников.

Для полной сформированности учебной деятельности необходимо 5 – 6 лет; ее формирование заканчивается к 8 – 9 классу. Самоконтроль и самооценка (по Д.Б. Эльконину) – это совокупность изменений, направленных на коррекцию и совершенствование собственной учебно-познавательной деятельности учащегося и его рефлексивной позиции.

Выделяется 5 комплексных умений самоконтроля и самооценки в условиях безотметочной системы обучения:

1. Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности.

2. Умение планировать и конструировать процесс своей учебно-познавательной деятельности.

3. Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

4. Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность и ее результаты с выходом в рефлексивную позицию.

5. Умение корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность.

Решение проблемы оценивания учащихся начальной школы тесно связано с формирования контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. По мнению А.Б. Воронцова «с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться».

Д.Б. Эльконин утверждает, что для становления адекватной самооценки ребенка мало изъять из учебного процесса отметку, необходимо изменить содержание и всех остальных компонентов образовательного процесса. Нужно понять, что это не обучение традиционного типа, из которого изъяты отметки.

Данный тип обучения – развивающий – сложился в России в результате экспериментов под руководством таких ученых как Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, которые практически доказали теоретические положения Л.С. Выготского о том, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой.

Во многих школах нашего района есть классы, работающие по системе развивающего обучения. Часто при традиционном обучении учителя фрагментарно используют методические приемы системы развивающего обучения. Все первые классы уже работают по безотметочной системе обучения.

В гимназии № 1 работу по безотметочному обучению младших школьников начинали учителя, работающие по психолого-педагогической системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и сотрудничающие с Лабораторией гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили при НГПУ.

Обучение строится на содержательно-оценочной основе, т.к. содержание оценки:

? развивает и формирует оценочную деятельность детей,

? делает образовательный процесс гуманным и направленным на личность ребенка;

? развивает сотрудничество между учителем и ребенком,

? закрепляет между ними взаимопонимание и доверие.

А личностному подходу содержание оценки способствует то, что учитель учит детей содержательной оценочной деятельности и прививает им сугубо личностные качества, о которых говорил Д.Б. Эльконин, умения оценки и самооценки, само- и взаимоконтроля, самостоятельности в познании.

Творческой группой учителей определены и прорабатываются ключевые вопросы безотметочного обучения:

? что учитывать в процессе оценивания.

Работа ведется с учащимися, их родителями и учителями, которые хотят работать по данной технологии. В своей работе по становлению содержательной самооценки учителя руководствуются принципами безотметочного оценивания, разработанными Г.А. Цукерман.

В настоящее время определены средства оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Официально безотметочное обучение введено в гимназии в первых классах и I четверти во втором классе. Но, используя систему балльного оценивания во 2 – 4-х классах, учителя стараются переосмыслить ее суть – наполнить балл (отметку) содержанием, организовав развернутую систему оценочных взаимоотношений учителя и ученика.

Полученная таким образом учеником балльная отметка свидетельствует не только об уровне ЗУНов ребенка, но и является свидетельством вдумчивой и кропотливой работы ученика и учителя по формированию критериев оценивания собственной деятельности, определению границ собственного знания и прогнозированию будущих успехов.

Возможность для самооценивания мы предоставляем детям уже с первых дней обучения. Выполнив задание по математике, письму, ребенок оценивает красоту получившегося узора, правильность написания элементов букв и т.д., для чего на полях тетради напротив нужной строки на вертикальной черте, линеечке или шкале успехов ставит точку; высота ее расположения свидетельствует о его самооценке. Во время проверки работы учитель может либо согласиться и обвести кружком эту точку, либо не согласиться и расположить свой кружок выше или ниже на этой оценочной шкале.

Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской. Примерно к концу I четверти в классе намечается тенденция к более адекватному детскому самооцениванию.

Если учитель целенаправленно работает над этой проблемой, то младший школьник научится не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать для себя возникшую трудность, но и анализировать ее причину.

Существует еще один способ оценивания деятельности и личности младшего школьника. Это «хорошие слова» или комплименты. Этот прием хорошо известен учителям начальной школы и широко ими используется. Комплимент нормирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При этом похвала учителя должна быть заслуженной и пропорциональна достижению ребенка.

Как же научить ребенка оценивать свои возможности, узнавать о своем «незнании»? Первым шагом могут стать задания по различным учебным предметам с недостающими данными. С помощью таких заданий учитель обучает детей «умному спрашиванию», построению предположений.

Например, детям предлагается ряд задач, часть из которых имеет конкретное решение, а другая часть, лишь внешне похожая на первую, такого решения не имеет. На вопрос таких задач можно либо «умным» вопросом, либо утверждением, что эту задачу решить невозможно.

В ситуации, когда ученик понимает, что известным способом задача не решается, для первоклассника достаточно просто констатировать этот факт, для второклассника выход за границы незнания проявляется в его способности задать учителю вопрос с требованием доопределить задачу, т.е. добавит данные, более четко сформулировать вопрос.

В 1– 2-х классах существуют специальные уроки, где детей учат такому «умному спрашиванию», создают проблемные ситуации; в 3 – 4-х классах эти ситуации становятся неотъемлемой частью любого урока. Для школьников становится ценным само спрашивание, поиск путей решения подобных заданий.

В своей работе мы используем ретроспективную и прогностическую самооценку. Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы; она проще прогностической, поэтому формирование самооценки следует начинать с нее.

Первым шагом в этой работе является собственная оценка проверенного учителем задания, в котором ошибки уже исправлены. Получив тетрадь, ученик на вертикальной черте (шкале успеха) отмечает точку, соответствующую его самооценке. Чем выше точка, тем выше уровень самооценки.

Следующий шаг – самооценка ребенка до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю. В проводимых проверочных работах таких шкал, на которых дети оценивают себя, обычно бывает несколько. Каждая из них выбирается и обсуждается в классе. Ученики самостоятельно называют наиболее значимые для них аспекты данной работы (например: безударные гласные в корне слова, безударные личные окончания глаголов и т.д.) и отмечают предполагаемый уровень качества выполнения каждого конкретного задания. Дети, активно участвующие в обсуждениях по поиску вариантов решения различных заданий, оценки правильности своих действий, задающие «умные вопросы», высказывающие собственные гипотезы, отдельно оцениваются учителем (не всегда отметкой). Их имена заносятся в специальный «Дневник личных достижений», либо в классный «Дневник успехов».

В классный Дневник успехов заносятся не только учебные достижения школьников. Особо отмечается творческая и поисковая деятельность, «именные открытия». За прошедшее время Дневник успехов приобрел особую популярность у ребят и их родителей, т.к. является своеобразной летописью их достижений.

Таким образом, исполнительская и поисковая, творческая активность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности оценивается по-разному, но одинаково достойно.

Вернемся к самооцениванию школьников. Прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить себя возможно только тогда, когда ретроспективная самооценка ими осознана, адекватна и дифференцирована.

Возможны два варианта такого самооценивания:

? ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;

? ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после учительской проверки.

До выполнения работы учитель с детьми обсудил уровень сложности каждого задания, были выведены баллы за каждый этап работы. После учительской проверки ученики оценили собственные успехи, используя шкалу успеха, определили задачи на будущее (в устной форме).

Оценке подлежали: решение примеров, текстовой задачи, уравнения. Была дана оценка за общее впечатление от работы.

Основной смысл прогностической самооценки заключается в том, чтобы научить ребенка правильно рассчитывать свои силы.

Так на уроке литературного чтения до проверки домашнего задания учитель предлагает ребенку отметить в таблице буквой предполагаемую оценку своей внимательности, с которой они читали текст, заданный на дом. Затем следуют вопросы учителя или одноклассников по содержанию текста. После фиксации результатов опроса детям предлагается повторно оценить себя и занести результат самооценки в таблицу. В заключение этой работы учитель выставляет в таблицу свою оценку, соглашаясь или не соглашаясь с мнением ученика, при этом учитывается ученическая самооценка, его личные возможности, индивидуальный рост.

Данный вид работы рассчитан на достаточно долгий период. В результате ее самооценка большинства учащихся стабилизируется, становится адекватной.

Большое внимание уделяется формированию прогностической самооценки при работе в группах.

В целом, ретроспективное и прогностическое само- и взаимооценивание помогает ребенку более объективно и осознанно относиться к выставленному учителем итоговому баллу. Учитель же, выставляя такие баллы, оценивает каждого ученика индивидуально, учитывая его самооценку, личные возможности и индивидуальный рост.

Необходимость и важность проводимой работы в данном направлении разъясняется на родительских собраниях. В конце учебной четверти или полугодия родителям выдается составленная по 10-балльной шкале характеристика, которая дает точное представление о личностном росте ребенка: его работоспособность, активность на уроке, мотивация к учебе, уровень овладения учебным материалом, взаимоотношения с одноклассниками и т.д. Характеристика позволяет родителям оценить успехи ребенка и при необходимости вместе с учителем определить пути решения возникающих проблем.

Работа по оценочной деятельности младших школьников в условиях перехода на безотметочное обучение ведется в начальной школе гимназии № 1 уже достаточно давно. Сотрудники психологической службы гимназии отмечают, что в классах, где ведется эта работа, детям легче принять справедливость учительской отметки, оценки своих одноклассников, поскольку они на практике знают, из каких составляющих она складывается.

Таким образом, содержательная оценка необходима для того, чтобы сформировать и развить оценочную деятельность младших школьников, обучить их само- и взаимоконтролю, сделать образовательный процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это условие и результат сотрудничества между учителем и учащимися, закрепление взаимопонимания и взаимодоверия. А переход на безотметочную систему обучения возможен только там, где существуют отношения доверия между учащимися, учителями и родителями.

В одиночку за реформирование системы оценивания браться не стоит. Задача построения технологии безотметочного обучения по силам только коллективу всей школы, включая и основную, и старшую. Начиная работу по этой проблеме в первом классе, необходимо иметь перспективу движения в этом направлении на последующих этапах образования. Безотметочная система обучения – лишь первый шаг в решении задач, поставленных перед обновляющейся школой в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

docs.google.com