Самооценка это обществознание

3 Самосознание индивида и социальное поведение

  • осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
  • осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
  • 2. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

    По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

    Познание себя путем познания дургих. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.

    Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

    Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

    4. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

  • сопоставление реального «Я» с идеалом,
  • оценка других людей и сравнение себя с ними,
  • отношение личности к собственным успехам и неудачам.
  • 6. Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

    Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия, отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

    7. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

    8. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

    Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.

    9. Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

  • массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей);
  • просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное;
  • помогающее – конкурентное;
  • девиантное (отклоняющееся) – противоправное.
  • связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;
  • связанные со стремлением добиваться успеха и власти;
  • связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.
  • 12. Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.

    Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.

    Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

    13. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.

    14. Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

    Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.

    Типы девиантного поведения:

  • Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)
  • Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)
  • Ретритизм (отвергает и цели и способы)
  • Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)
  • Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

    humanitar.ru

    / Кравченко А.И., Певцова Е.А. — Обществознание, 7 класс, 2009

    Одним из важнейших моментов в развитии личности подро­ стка является развитие самооценки; у подростков возникает ин­ терес к себе, к качествам своей личности, потребность сравни­ вать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают кон­ фликты, порождаемые противоречиями между уровнем притя­ заний подростка и его объективным положением в коллективе.

    С помощью самооценки происходит регулирование пове­ дения личности. Завышенная самооценка, склонность пере­ оценивать себя может привести к конфликтам с окружающи­ ми. Она порождает такие качества, как обидчивость, подозрительность и даже агрессивность. Заниженная само­ оценка личности, напротив, может сформировать чувство не­ уверенности, тревожности, привести к безынициативности. Для развития подростка недостаточно самооценки. Ему не­ обходимо ее соотнесение с оценкой, которую он заслужил среди друзей, учителей, родителей и др. Таким образом,

    самооценка — это представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств, достоинств и недостатков.

    Кто и что влияет на самооценку подростка

    Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых.

    Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмер­ но уязвимы. Обнаружено, что низкая самооценка способст­ вует расстройствам аппетита, состоянию подавленности, формированию вредных для здоровья привычек. Когда над подростком смеются, в чем-либо обвиняют, когда у других людей складывается о нем плохое мнение, он глубоко страда­ ет. Чем более он уязвим, тем выше уровень его тревожности. В результате такие подростки стесняются, испытывают чув­ ство неловкости в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться.

    Они стремятся быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волную­ щим их вопросам. У таких подростков чаще обычного разви­ вается чувство одиночества. Застенчивые люди в обществе ча­ сто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими, они позволяют другим принимать за себя решения.

    Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. А тот, кто успевает в учебе, имеет высо­ кую самооценку У тех подростков, кто уверен в себе и высо­ ко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо вы­ глядеть в глазах других людей, поддерживать высокую

    репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себе подростки час­ то отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слиш­ ком трудные, а требования — слишком высокие. Такие уче­ ники не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности.

    В одном исследовании, имевшем целью опреде-

    : лить влияние учителей, матерей, отцов и друзей на самооценку подростков, было обследовано 399 подростков, разделенных на три возрастные груп­

    пы, средний возраст в которых составлял 13, 15 и 1 7 лет. Оказалось, что во всех трех группах у дево­ чек самооценка выше, чем у мальчиков одного с ни­ ми возраста. Это можно объяснить более ранним физическим и социальным созреванием девочек по сравнению с мальчиками.

    Другое исследование показало, что самооценка

    у младших подростков выше, чем у старших.

    В период позднего подросткового периода самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, а на само­ оценку юношей — отцы.

    Низкая самооценка подростка не обязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока само­ оценка его родителей.

    Сравнение индийских, американских, австралийских и ир­ ландских подростков показало, что у американской молодежи уровень самооценки выше, чем у их сверстников из других стран; после них в порядке убывания следуют австралийские, индийские и ирландские подростки.

    У единственного ребенка в семье вероятность высокой само­

    оценки больше, чем у подростка, имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребенка данно­ го пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рож­

    дения были только девочки, обычно склонен оценивать себя бо­ лее высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики.

    Оказывается, чем больше проблем, которые стоят перед подростками, тем ниже их самооценка. Исследование 200 под­ ростков в возрасте от 14 до 16 лет показало, что на самооцен­ ку девочек оказывали влияние четыре проблемы: здоровье, физическое развитие, дом и семья.

    Приятные события, например воспоминания о пребыва­ нии в летнем лагере, могут вызвать повышение самооценки.

    Итак, образ «я» в юности еще не полностью устоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку перейти от негативного к позитивному образу «я» весьма непросто, но возможно. В юности изменить свой образ, повысить самооценку легче, чем во взрослом воз­ расте.

    В становлении личности большую роль играет самовоспи­ тание. Незаменимую ценность в этой непрекращающейся на протяжении всей жизни работе представляет чтение книг. Познакомитесь с героем хорошей книги — и в вашем окруже­ нии одним прекрасным человеком станет больше. Книги рас­ сказывают об огромных возможностях челЬвека в интеллекту­ альной, духовной, физической сферах. Познавая свои возможности, человек становится сильнее, у него появляется потребность в самовоспитании.

    Познакомимся с некоторыми методами самовоспита­ ния, предложенными ученым М.И. Станкиным, одним из них является самоприказ — это короткое, отрывистое распо­ ряжение, сделанное самому себе, например: «Разговаривать спокойно!» Применяется самоприказ, когда человек ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять действия по их преодолению. Самовнушение по­ могает владеть собой в самых трудных ситуациях. Мыслен­ ные внушения должны быть простыми и краткими, пред­

    ставлять собой категорическое и обязательно положитель­ ное утверждение: «Я уверен в себе», «Я овладею этим мате­ риалом» и др. Во многих жизненных ситуациях целесооб­ разно использовать прием самоободрения. Так, при неудаче полезно вспомнить о своих успехах, они вселяют уверен­ ность в своих силах. Полезно также по-иному, с юмором от­ нестись к своим внешним недостаткам. «У меня самые кра­ сивые уши в мире, — улыбаясь, говорил древнегреческий философ Сократ. — Назначение ушей — воспринимать зву­ ки. Моя огромная оттопыренная ушная раковина позволяет делать это наиболее эффективно». В случаях даже незначи­ тельных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно го­ воря себе: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось», «И дальше так!». А в случае неудачи полезно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!». Такой прием называется

    Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою волю, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе уве­ личиваются постепенно. Выдающийся русский писатель JI.H. Толстой 63 года без перерывов вел свои дневники, по­ стоянно увеличивая требования к себе.

    Кроме собственных ощущений подростка в формировании са­ мооценки большое значение имеет отношение к нему сверстников, учителей и родителей. Объективно высокая самооценка стимулиру­ ет развитие подростка.

    | Проверьте свои знания

    II 1. Объясните смысл понятия «самооценка».

    2. Что способствует высокой, а что — низкой само­ оценке подростка?

    3. С какими трудностями сталкиваются в жизни

    подростки с низкой самооценкой? Как бороться с этими трудностями?

    4. Как вы понимаете смысл приведенного выраже­ ния: «Надо принять себя таким, какой вы есть»?

    Ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопрос по его содержанию.

    Американский специалист в области воспитания подростков доктор Дж. Добсон рассказывает о сво­ ем педагогическом опыте:

    «Когда я был учителем в старших классах средней школы, мне преподали такой урок. Однажды мне стало ясно, что я могу требовать от учащихся соблю­ дения порядка и дисциплины только в том случае, если сумею подойти к ним с уважением и признани­ ем чувства их собственного достоинства.

    Я делал все возможное, чтобы заслужить дружбу своих учеников до и после занятий в школе, во вре­ мя завтрака или стычек в классной комнате и после уроков. Я проявлял твердость, особенно когда дети пытались бросить мне вызов, но при этом никогда не проявлял неучтивости, недоброжелательности, не допускал даже малейшей возможности кого-то оскорбить. Я заступался за ребенка, которому дети определили роль «мальчика для битья», настойчиво помогал каждому ученику обрести уверенность

    в себе, ощутить чувство собственного достоинства. Однако я никогда не шел на компромисс в отношении норм поведения. Учащиеся входили в класс без лиш­ ней болтовни. Они не жевали резинку, не вели себя неуважительно, не ругались, не тыкали друг друга

    в спину перьями от авторучек. Все понимали: я — ка­ питан корабля, который ведет его твердой рукой». Объясните, какое отношение к подростку может помочь ему уважать себя.

    studfiles.net

    Методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме:

    Самооценка личности подростка. урок по обществознанию в 7 классе Защита проекта.

    Проект расчитан на выявление уровня саммоценки учащихся в гимназии, рассмотрены причины завышенной и ниэкой самооценки подростков. даны рекомендации. как работать с самооценкой.

    Предварительный просмотр:

    К онспект урока

    Аттестуемый педагог Костромина Маргарита Геннадьевна

    Предмет: обществознание 7 «Г» класс

    Проект по теме « Самооценка в подростковом возрасте»

    1) Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умени й, навыков по теме Личность подростка

    2) Формирование способности анализировать полученную информацию.

    3) Развивать у учащихся объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль.

    4) Воспитывать стремление к самосовершенствованию личности учащихся, к самообразованию и самовоспитанию.

    5) работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;

  • Компьютер;
  • Доска;
  • Мультимедиапроектор;
  • Учебная презентация учителя, презентации учащихся.
  • 1) формирование научного мировоззрения и основ научного исследования.

    2) Развитие самостоятельности и активности учащихся.

    3) Развитие у учащихся познавательного интерес а, умение работать в группах и индивидуально.

    4) Воспитание внимательного, доброжелательного отношения друг к другу

    5) Формирование стремления к самосовершенствованию личности учащихся, к самообразованию и самовоспитанию.

    Тип урока: обобщение и систематизации знаний.

    1. Организационный момент.

    Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).
  • Цель: Создать условия для возникновения у ученика внешней и внутренней психологической готовности к уроку; обеспечить мотивации и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений; настроить на положительные эмоции; способствовать созданию внутреннего комфорта.

    Взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания и внутренней готовности.

    Методы работы: беседа, наглядный метод.

    Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой. Мотивировать обучающихся на работу.

    Настрой обучающихся: положительный.

    Вступительное слово учителя. Сегодня у нас не совсем обычный урок – Защита проектов. Тема «Самооценка в подростковом возрасте» как мне кажется вам близка и над данным проектом было работать трудно и интересно. Вы провели много различных анкет и опросов среди сверстников, ребят постарше и младше вас и даже среди родителей. И результаты этой работы будут представлены сегодня четырьмя группами. Сообщение присутствующим о целях, о методических задачах, о проблемных вопросах темы, и о этапах и сроках проведения проекта. Основополагающий вопрос:

    Из чего складывается самооценка подростка?

    Темы, над которыми работали группы;

  • Что такое самооценка ?
  • Кто и что влияет на самооценку подростка?
  • Какую самооценку имеют подростки МОУ «Гимназия №11»?
  • Как работать с самооценкой? Роль самовоспитания и его методы.
  • Данный проект проводится в курсе обществознания, в 7 классе, рассчитан на 3 часа плюс внеурочное время. Тема проекта «Самооценка в подростковом возрасте».

    Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
  • Цель: Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений, навыков сформированных ранее.

    Ответить на основополагающий вопрос « Из чего складывается самооценка?» ( Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним) .

    Цели и задачи: Развивать у учащихся объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль

    Цель: Формирование способности анализировать полученную информацию. Работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;

    Развивать у учащихся объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль. Умение работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;

    Методы: наглядный, защита проектов учащихся, заполнение рабочих листов каждым учащимся класса.

    Учащиеся должны раскрыть тему своего исследования; сообщить тему и цель работы, определить объект исследования, сообщить методы с помощью которых проводилось данное исследование, сделать выводы. Возможно предоставление дополнительных фактов, рекомендаций и тд). Ответ должен быть полным, обстоятельным, с применением наглядного материала, учащиеся так же обязаны предоставить дневник, где они вели записи, работая над данным проектом.

    Вступительное слово учителя:

    Самооценка, являясь ценностно-волевой стороной самосознания, ориентирует человека самостоятельно направлять и контролировать свои действия и поступки, воспитывать в себе нравственные качества, преодолевать недостатки. Самооценка обычно представляет собой оценку процесса и результатов собственной деятельности и поведения.

    Правильная самооценка является необходимым условием развития личности, правильной ориентации ее в своих силах, умениях и способностях.

    Поэтому сегодня мы решили рассмотреть вопрос самооценки в подростковом возрасте. Ведь именно в этом возрасте самооценку можно исправить, скорректировать.

    Выступление учащ ихся:

    1 группа «Что такое самооценка?

    Милицин Михаил, Шваб Александр и др.

    2 группа «Кто и что влияет на самооценку подростка?

    Пономаренко Екатерина, Иванов Егор и др.

    3 группа Какую самооценку имеют подростки МОУ гимназия №11

    Листопадова Ксения, Молордцов Александр и др

    4 группа «Как работать с самооценкой. Роль самовоспитания и его методы»

    Черных Иван, Фильцова Александра.

    Во время выступления групп учащиеся заполняют РАБОЧИЙ ЛИСТ (выдан каждому ученику), где анализируют работу групп. После выступления группы остальные участники проекта могут задавать вопросы, уточнять.

    Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
  • Урок –обобщения. Поэтому новый материал на данном уроке не изучается.

    Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
  • Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
  • Цель: Показать степень усвоения основных знаний, умений, навыков

    Цели и задачи: Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений, навыков сформированных ранее.

    Развивать самостоятельность и активность учащихся.

    Развивать у учащихся познавательный интерес, объективное отношение к самооценке

    Формы и методы: Словарная работа, работа с рабочим листом.

  • Самооценку можно выразить такой формулой:
  • Прокомментируйте эту формулу с точки зрения математики (Это отношение успеха к притязанию. Наша самооценка зависит от величины успеха и притязания)

    1. Подумайте, означает ли фраза «надо полюбить себя таким как есть», что надо принимать и любить свои недостатки?
    2. Из чего же складывается самооценка подростка? ( Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним)
    3. Завышенная самооценка – это склонность личности переоценивать себя, приводящая к конфликтам с окружающими.

      Заниженная самооценка – это склонность личности недооценивать себя, ведущая к чувству неуверенности, тревожности, безынициативности.

      Какие факторы способствуют формированию

      Высокой и низкой самооценки?

      Таким образом, самооценка и развитие личности имеет очень важное значение не только для самого человека, но и для его близких, играет важную роль в построении отношений человека с окружающими его людьми. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. В подростковом возрасте очень важно определить самооценку личности, и повысить ее в этом возрасте значительно легче, чем, будучи взрослым.

      Цель: развивать объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль.

      Цель: Воспитание стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.

      В ходе проведенного вами исследования мы выяснили , что в классе к сожалению много ребят с заниженной самооценкой, многим не хватает уверенности в своих возможностях, а небольшой процент ребят слишком переоценивают свои . Для того чтобы привести свои силы и возможности в соответствие я предлагаю вам в качестве домашнего задания поразмышлять над фразой, высказанной французским писателем Мопассаном, а для укрепления веры в себя предлагаю вспомнить как можно больше хороших качеств, которые конечно же есть у каждого из вас.

      Объясните смысл и приведите примеры подтверждающие или опровергающие афоризм

      — Кто не уважает себя – несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой, — глуп» (Г. Мопассан, французский писатель)

      Задание: нарисуйте солнце. В центре солнца напишите ”Я”. И вдоль каждого луча напишите свои положительные качества. Количество качеств соответствует количеству лучиков.

      Самооценка учеников гимнании 11 Тема:

      Цель работы Изучить уровень самооценки юношей и девушек в гимназии № 11.

      Предмет исследования Уровень самооценки учащихся 5 – 11 классов. Объектом исследования стали учащиеся гимназии №11 с 5 по 11 класс. В процессе работы был установлен общий уровень самооценки в трех возрастных группах: 5-6 классы 7-8 классы 9-11 классы. В практической части задания были опрошены 77 учащихся различных возрастов.

      Данные по 5-6 классам 1 ) На чем основывается ваша самооценка? На том, что я о себе думаю На том, что думают обо мне окружающие Затрудняюсь ответить 2) Когда вы оцениваете другого человека, что для вас важно? Внешние данные То как он одет Умственные способности То, какое впечатление он производит на окружающих

      Данные по 5-6 классам 3) Нравится ли тебе отвечать у доски? Да, нравится когда хвалят за хорошо выученный урок Иногда Нет, я чувствую себя неуверенно 4) Часто ли ты принимаешь участие в разных мероприятиях? Да, мне нравится быть в центре внимания Иногда, если меня попросят Нет, я стесняюсь выступать на публике

      Данные по 7-8 классам 1 ) На чем основывается ваша самооценка? На том, что я о себе думаю На том, что думают обо мне окружающие Затрудняюсь ответить 2) Когда вы оцениваете другого человека, что для вас важно? Внешние данные То как он одет Умственные способности То, какое впечатление он производит на окружающих

      3) Нравится ли тебе отвечать у доски? Да, нравится когда хвалят за хорошо выученный урок Иногда Нет, я чувствую себя неуверенно 4) Часто ли ты принимаешь участие в разных мероприятиях? Да, мне нравится быть в центре внимания Иногда, если меня попросят Нет, я стесняюсь выступать на публике Данные по 7-8 классам

      Данные по 9-11 классам 1) На чем основывается ваша самооценка? На том, что я о себе думаю На том, что думают обо мне окружающие Затрудняюсь ответить 2) Когда вы оцениваете другого человека, что для вас важно? Внешние данные То как он одет Умственные способности То, какое впечатление он производит на окружающих

      3 ) Нравится ли тебе отвечать у доски? Да, нравится когда хвалят за хорошо выученный урок Иногда Нет, я чувствую себя неуверенно 4) Часто ли ты принимаешь участие в разных мероприятиях? Да, мне нравится быть в центре внимания Иногда, если меня попросят Нет, я стесняюсь выступать на публике Так же было дано 2 ответа: мне просто лень. Данные по 9-11 классам

      Выводы: Вывод 1: Самооценка подростка зависит от его возраста и темперамента. Вывод 2: На оценку другого человека и самооценку влияют восприятие другими, умственные способности и внешний вид. В зависимости от возраста на первый план выходят различные факторы. Вывод 3: Большинству учеников всех возрастов нравится быть в центре внимания.

      Спасибо за внимание. Проект группы №3, 7Г класса гимназии, № 11

      Предварительный просмотр:

      Самооценка в подростковом возрасте Учебный проект по обществознанию Руководитель: учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия №11 г.Волгограда» Костромина М.Г.

      Участники проекта ученики 7 «Г» класса МОУ гимназии №11 Г. Волгограда, Дзержинского района.

      Краткая аннотация проекта Уровень самооценки влияет на все поступки человека. Чаще всего самооценка личности бывает занижена, то есть реальные возможности человека выше, чем представления человека о своих возможностях. Обычно это связано с тем, что формирование самооценки происходит, в основном, в детстве, когда возможности человека развиты слабо. Кроме того, серьезное влияние оказывает негативное окружение. Конечно, встречаются случаи, когда у человека завышенная самооценка, но, это характерно только для очень молодых людей. А для взрослых людей характерна обратная ситуация. Данный проект проводится в курсе обществознания, в 7 классе, рассчитан на 3 часа. Тема проекта «Самооценка в подростковом возрасте».

      Цели проекта I . ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ . 1) Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений, навыков сформированных ранее. 2) Продолжить формирование научного мировоззрения и основ научного исследования. II . РАЗВИВАЮЩИЕ. 1) Формирование способности анализировать полученную информацию. 2) Развивать у учащихся объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль. 3) Развивать самостоятельность и активность учащихся. 4) Развивать у учащихся познавательный интерес. III . ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ. 1) Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу, культуру диалога, умение работать в группах и индивидуально. 2) Воспитывать стремление к самосовершенствованию личности учащихся, к самообразованию и самовоспитанию.

      Методические задачи овладеть обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований; научиться грамотно оценивать достоверность полученной информации; приобрести навыки проектной деятельности.

      Основополагающий вопрос Из чего складывается самооценка подростка?

      Проблемные вопросы учебной темы Что такое самооценка подростка? Кто и что влияет на самооценку подростка? Какую самооценку имеют подростки МОУ «Гимназия №11 города Волгограда»? Как работать с самооценкой. Роль самовоспитания и его методы.

      Этапы и сроки проведения проекта Организационно-подготовительный этап ( 1 урок ). 1) постановка проблемы, выдвижение первых гипотез; 2) составление плана действий; 3) обсуждение возможных источников информации по поставленной проблеме; 4) самостоятельное распределение заданий. II . Аналитический этап ( 1 урок ). 1) сбор и обработка информации (проведение тестирования среди учащихся подросткового возраста 5-9 классов); 2) обсуждение, обобщение результатов исследования (общие выводы). III . Заключительный этап ( 1 урок ). 1) оформление результатов исследования в виде презентации; 2) защита проекта.

      Информационные ресурсы Обществознание 7 класс А.И. Кравченко, Е.А. Певцов М.: «Русское слово» 2008; Обществознание Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой 7 класс Волгоград 2008; file://localhost/D:/Мои%20документы/Тест%20на%20адекватность%20самооценки%20—%20Размытый%20путь.mht EVG3097@MAIL.RU

      РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ к уроку на тему « Самооценка подростка»

      РАБОЧИЙ ЛИСТ ученика(цы) 7 «Г» класса ФИО_________________________________________________

    4. Что такое самооценка подростка?
    5. Какую самооценку имеют подростки МОУ «Гимназия №11 города Волгограда»?
    6. « Как работать с самооценкой. Роль самовоспитания и его методы»
    7. Термины и понятия:

      Самосознание – интерес к своему «Я».

      Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.

      «Я»-концепция — это итог познания и оценки самого себя через отдельные образы самих себя в самых разнообразных условиях, реальных и воображаемых ситуациях, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

      — внимательно слушать отчет группы, задавать вопросы, уточнять

      nsportal.ru

      Как самооценка влияет на жизнь человека?

      Самооценка – это хитрое понятие. Само слово «самооценка» подразумевает, что человек сам себя оценивает. Плохо себя оценивает, значит, низкая самооценка. Хорошо оценивает – высокая. Казалось бы, если у человека низкая самооценка и стоит ему оценить себя высоко, так сразу самооценка поднимется и станет высокой. Было бы все так просто, наверное, и термин бы не появился или употреблялся бы крайне редко.

      Если посмотреть более глубоко на то, как человек сам себя оценивает, то вскоре выяснится, что самооценка – это привычка человека оценивать себя хорошо, плохо или средненько; адекватно, занижено или завышено. И эта привычка формируется с детства, когда ребенок понятия не имеет что хорошо, а что плохо, об этом ему сообщают окружающие люди. То есть данная привычка формируется не из собственных размышлений и оценок о себе, а из оценок и размышлений окружающих людей. Но они могут ошибаться.

      Например, чтобы ни делал ребенок, все окружающие восторгаются им: как у него все хорошо получается, как он умело все делает. Восторгаются и хвалят независимо от того, что ребенок совершает ошибки или делает это вовсе неправильно. В таком варианте очень вероятно, что когда ребенок вырастет, у него будет завышенная самооценка, он будет считать, что он великолепен в любом случае, чтобы он ни делал.

      Другой вариант, когда ребенку постоянно в детстве окружающие люди говорят, что он недостаточно хорош собой или вовсе плох. Все его действия окружающие люди оценивают как плохие или недостаточно хорошие. Это прямой путь к формированию низкой самооценки.

      То есть с детства формируется глубокая неосознанная привычка оценивать себя тем или другим образом на основе оценки взрослых людей (родителей, воспитателей, учителей и т.д.) и переносится во взрослую жизнь.

      В приведенных примерах я описала крайности, когда формируется нездоровая самооценка. Нездоровая самооценка – это вариант, когда человек не способен оценивать себя объективно. Каждый раз он оценивает себя либо хуже, либо лучше, чем есть на самом деле.

      Как же формируется здоровая, адекватная самооценка?

      Здоровая самооценка – это привычка оценивать себя адекватно, она формируется в тех редких условиях, когда окружающие люди дают справедливую оценку действиям ребенка и ему самому. Первое, что нужно понимать, это то, что ребенок растет, развивается и изменяется, он не остается все время одинаковым. И ребенок учится, а это значит, что начиная что-то делать в первый раз, он скорее всего сделает ошибку, во второй раз может получиться чуть лучше, а в десятый еще лучше, ну а в сотый раз значительно лучше, чем в первый. То есть не стоит ждать, что в первый раз у ребенка получится новое действие идеально.

      Как должны реагировать родители и другие взрослые на процесс обучения ребенка для формирования здоровой самооценки?

      • Не ожидать, что у ребенка сразу получится все идеально. Ошибка – это нормально.
      • Первое действие — это успех уже сам по себе. В этот период нужно только хвалить, отмечать успех ребенка. И поощрять делать дальше. Если на первом же этапе критиковать ошибки, то ребенок либо вообще не сможет никогда сделать данное действие, либо никогда не будет его оценивать как достаточно хорошее.

      • В дальнейшем стимулировать к улучшению действий, «мягко» указывать на ошибки.
      • Если через какое-то время ребенок продолжает делать ошибки, то на этом этапе развития их стоит отметить и предложить улучшить ребенку его действия. Если же продолжать его хвалить и игнорировать ошибки, то ребенок не будет развиваться и улучшать свои действия. И зачем? Ведь и так хорошо. Это путь к формированию завышенной самооценки.

        Естественно, если продолжать критиковать ребенка, то только ребенок с «сильным» характером будет упорно продолжать осваивать навык, в противном случае критикой можно напрочь отбить желание что-либо делать. В любом случае, это путь к формированию низкой самооценки.

        В итоге, ребенок с заниженной самооценкой во взрослой жизни либо не будет даже начинать что-то делать, потому что у него есть привычка считать себя заведомо неудачником, либо будет упорно продолжать развиваться, но каждый раз оценивать себя как недостаточно успешным, недостаточно хорошим.

        Ребенок с завышенной самооценкой во взрослой жизни скорее всего будет браться с легкостью за совершенно разные дела, но не будет стремиться их осваивать достаточно хорошо. Либо не станет даже начинать осваивать новую деятельность, так как заведомо у него все получится идеально и даже лучше.

        Какие сложности вызывает заниженная или завышенная самооценка?

        Заниженная самооценка часто идет в комплекте с неуверенностью в себе и своих силах. Человеку с заниженной самооценкой сложно определить своим трудам и талантам истинную ценность. Он будет соглашаться на меньшее в жизни, чем заслуживает на самом деле. Человек с заниженной самооценкой будет «притягивать» в жизнь людей, которые продолжат его критиковать. Часто люди с заниженной самооценкой даже не пытаются сделать свою жизнь лучше, более качественной и приятной, так как считают, что они этого не заслуживают и/или у них не получится это сделать.

        Человек с завышенной самооценкой, напротив, считает, что заслуживает в жизни всего самого лучшего. Часто завышенная самооценка идет в паре с самоуверенностью. Человек с завышенной самооценкой «притягивает» в свою жизнь людей, которые его будут хвалить. Но когда выясняется, что он не настолько хорош, как сам считает, он теряет, что получил изначально. Людям с завышенной самооценкой сложно переносить любую критику, поэтому они мало развиваются личностно и профессионально.

        У людей как с завышенной, так и с заниженной самооценкой есть сложности в выстраивании отношений с другими людьми. Первые хотят, чтобы ими восторгались окружающие, хотя на самом деле не дотягивают своими заслугами. А вторые допускают издевательств и эксплуатации над собой. По принципу «противоположности притягиваются», часто в браке или в дружбе соединяются люди с противоположной самооценкой: один с завышенной, а второй с заниженной.

        Чем хороша адекватная самооценка?

        Очевидно, что люди с адекватной самооценкой заслуженно оценивают свои усилия и успехи, видят и исправляют свои ошибки. Они претендуют в жизни на то, что заслуживают. Эти люди развиваются и в итоге получают больше. С ними легко и приятно строить отношения, так как себя они преподносят так, как есть. От других не требуют больше их возможностей, но себя не дают в обиду. С ними хорошо строить партнерские, равноправные отношения. Так же, именно от них можно получить адекватную обратную связь о своих действиях.

        Люди с адекватной самооценкой, обычно, более успешные в жизни и больше удовлетворены результатами своей деятельности в личной и в профессиональной сфере.

        Что делать, если человек уже приобрел привычку оценивать себя завышено или занижено? Можно ли приобрести адекватную самооценку?

        Можно. Как и любая другая привычка, привычка оценивать себя соответствующим образом, поддается изменению. Однако, учитывая, что эта привычка достаточно долго формировалась, то и на ее изменение потребуется достаточное время.

        Для формирования адекватной самооценки необходимо пройти заново путь оценки своих действий другими людьми, но в здоровом варианте. Если у человека заниженная самооценка, ему необходимо «донабрать» поощрений от других людей и долю конструктивной критики, которая будет мотивировать к дальнейшему развитию. Если у человека завышенная самооценка, ему необходимо получить обратную связь о своих ошибках с долей поддержки. То есть для заниженной самооценки в обратной связи должно доминировать поощрение и поддержка, а для завышенной самооценки – конструктивная критика.

        Хорошо собирать мнения о своей деятельности у разных людей, вы удивитесь, на сколько сильно они отличаются. Лучше всего спрашивать мнение о своих действиях у экспертов в соответствующей теме. Например, если вы занимаетесь фотографией, то спрашивайте мнение о своей работе у профессионального фотографа, которого сами считаете экспертом, а лучше у нескольких, так как каждый имеет свое мнение. Ведь не эксперт не сможет в должной степени оценить качество. Не соглашайтесь на ответы типа: «нравится» или «не нравится». Если нравится, то что именно нравится. А если не нравится, то что именно не нравится.

        Перестаньте сравнивать себя с другими людьми и не позволяйте это делать с собой другим, это путь в никуда. Сравнивайте себя самого текущего, с самим собой в прошлом. Если у вас есть дельта изменений в нужную сторону, это повод похвалить себя. Если же вы изменились в сторону, куда вам не нужно или вообще не изменились, то работайте над собой, стремитесь к лучшему.

        «Перепроигрывание» здоровой, адекватной обратной связи может быть осуществлено на тренинге, который не обязательно посвящен теме самооценки. Важно, чтобы ведущий давал участникам обратную связь с учетом их текущей самооценки.

        Также хорошим вариантом формирования привычки оценивать себя адекватно и развить здоровую самооценку будет обратиться к психологу или коучу. Специалист сможет дать вам не только необходимую обратную связь, но и набор техник для самостоятельной работы над своей самооценкой.

        www.b17.ru

        А.И. Кравченко, Е.А. Певцова

        Учебник для 7 класса

        Рекомендовано Министерством образования и науки

        Российской Федерации (экспертиза РАН и РАО 2006 г.)

        МОСКВА «РУССКОЕ СЛОВО»

        Авторы методического аппарата — И.С. Хромова, И.В. Козленко

        Художественное оформление и макет — И.В. Тырданов

        В оформлении использованы репродукции:

        Н. Дмитриев-Оренбургский «Генерал М.Д. Скобелев на коне», 1883 г. (с. 64);

        А. Максимов «В усадьбе князя», 1907 г. (с. 115);

        А. Попов «Балаганы в Туле», 1873 г. (с. 166);

        А. Корзухин «В воскресный день», 1884 г. (с. 172);

        В. Суриков «Взятие снежного городка», 1891 г. (с. 185);

        А. Васнецов «В горнице древнерусского дома московских времен», 1910-е гг. (с. 207)

        Кравченко А.И., Певцова Е.А.

        К 78 Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. — 11-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово —РС», 2009. — 224 с.: ил.

        В учебнике рассказывается о мире человеческих отношений, личности подростка, излагаются основы поведения, говорится о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться подростку.

        © ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2002, 2009

        Все права защищены

        Глава 1. Личность подростка

        § 1. Переходный в о з р а с т .

        § 2. Задачи и трудности подросткового в о зр а ста .

        § 3. Быть в зр о сл ы м .

        § 4. Физические изменения у подростков .

        § 5. Психологический портрет личности:

        темперамент и характер .

        § б. Психологический портрет личности:

        интеллект, эмоции и чувства.

        § 7. Самооценка подростка .

        § 8. Выдающаяся личность.

        § 9. Лидер и его качества.

        Глава 2. Подросток в социальной среде

        § 10. Социальная среда подростка.

        § 11 . Подросток в гр уп п е .

        § 12. Межличностные отношения.

        § 14. М ир знакомых и незнакомых л ю д е й .

        §15 . Социальный портрет м олодеж и .

        Глава 3. Подросток и закон

        § 16. Юридические границы

        § 17. Подросток как граж данин .

        § 18. Подросток и его п рава .

        § 19. Опасный путь преступной ж и з н и .

        Глава 4. О браз жизни подростков

        § 20. Подросток в обществе риска .

        §21 . Проблема одиночества .

        §22 . Подростковая культура .

        § 24. Досуг и отды х.

        Глава 5. Подросток и его жилая среда

        § 26 —27. Город и с е л о .

        § 2 8 —29. Мой дом, мое ж и ли щ е .

        В этом году вы продолжите изучение предмета «Обществознание», с которым познакомились в 6 классе. Напом­ ним, что в прошлом году, изучая данный предмет, вы обрати­ лись к таким темам, как человек и общество, экономическая, социальная, политическая и духовная сферы общественной жизни человека.

        Подростковый возраст (а это именно тот период, в котором вы все сейчас находитесь) очень сложный, но необычайно важный период для становления личности человека. Поэтому мы хотим помочь вам с наименьшими потерями и с наиболь­ шей пользой пройти этот непростой временной промежуток.

        Что такое подростковый возраст, какие опасности он таит, какие возможности он предоставляет, как сделать так, чтобы эти опасности предельно уменьшить, а возможности полно­ стью реализовать, как вести себя в коллективе сверстников, со взрослыми, учителями? На эти и многие другие вопросы мы пытаемся дать объяснение в учебнике.

        Учебник состоит из глав и параграфов. Каждый параграф включает текст, в котором изложено основное содержание учебного материала.

        Текст параграфа разделен на смысловые части подзаголовка­ ми. Это поможет выделить главные вопросы изучаемой темы, их последовательность и при необходимости найти нужный мате­ риал.

        В тексте помещены важные для усвоения его содержания рубрики. Так, рубрика «Советуем запомнить» окажется полез­ ной для работы с основными понятиями курса «Обществознание». Это своеобразный словарь, на основе которого можно выполнять задания к параграфу.

        Рубрика «Обратимся к закону» включает фрагменты зако­ нов и используется при изучении правового материала. Она учит читать и понимать содержание законов, которые касаются человека, гражданина, подростка. Это поможет вам осваивать правовые нормы, составляющие основы взрослой жизни.

        Кроме того, вы встретитесь с рубриками «Интересные фак­ ты» и «Дополнительное чтение», поясняющие и расширяю­ щие основной текст параграфа фактами истории и современ­ ности. Их можно использовать для участия в дискуссии на уроке, а также для подготовки сообщений. Рубрика «Как гово­ рят психологи. » знакомит вас с исследованиями ученыхпсихологов. Рубрика «Подведем итоги» содержит выводы по теме.

        Задания для домашней работы включают вопросы для само­ проверки (рубрика «Проверьте свои знания»). Они требуют ос­ мысления рассмотренных в параграфе вопросов. После заданий для самопроверки предложена вторая часть заданий практиче­ ского характера в рубрике «Практикум». Они направлены на использование, применение имеющихся знаний в разных видах деятельности и жизненных ситуациях (решение правовых за­ дач и анализ ситуаций, сочинение-рассуждение по актуальной проблеме, проведение мини-исследования поведения людей в обществе в форме опроса родителей, сверстников, подготовка мини-проектов и др.).

        При выполнении некоторых заданий рекомендуется пользоваться учебниками по истории, географии, праву, а так­ же словарями, материалами печати, радио, телевидения в ка­ честве справочного материала.

        Задания практикума можно выполнять индивидуально или объединившись в группы.

        Авторы учебника не могут дать готовые рецепты, мы рас­ считываем на то, что материалы этой книги станут для вас пищей для размышлений, основой для самостоятельных действий.

        Кого считать подростком?

        Возраст человека — это не только число прожитых лет, ре­ гулярно отмечаемых в семейном кругу по поводу дня рожде­ ния, но и определенное положение в обществе. Оно связано

        с новыми правами, обязанностями, ответственностью.

        В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 11 (12) до 15лет, что соответ­ ствует среднему школьному возрасту учащихся 5—8 классов. Этот период называют переходным от детства к взрослой жиз­ ни (юности). От подростков окружающие ожидают более зре­ лых поступков, на них возлагают больше надежд, с ними чаще

        советуются, доверяют, с них больше требуют. В детстве пове­ дение ребенка контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. Приходится пере­ сматривать свое отношение к миру, принимать и самостоя­ тельно вырабатывать ценности, мировоззрение, идеалы.

        Наряду со словом подросток применяется сравнительно но­ вое слово тинейджер. Оно произошло от двух английских слов: teens — период от 13 до 19 лет, age — возраст. В США и Англии подростков нередко называют просто «тинами».

        В этом возрасте происходят важные физиологические изме­ нения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические изменения: по­ являются влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую без причины, проявляются склонность к необдуманно­ му риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркну­ тое стремление к независимости и самостоятельности.

        Особенности подросткового возраста

        Ученые убеждены, что «правильный» возраст, когда ребе­ нок во всем слушается взрослых, продолжается до 10—11 лет. В 1 —10 лет маленький человек во всем подражает старшим наставникам. Совсем иное дело — старший подросток, всту­ пивший в период от 13 до 15 лет.

        Старший подростковый период называют еще «трудным воз­ растом» или «переломным периодом». Именно в это время «пра­ вильное» поведение сменяется «неправильным». Взрослеющий человек пытается поступать вопреки тому, что предписывают правила или предлагают взрослые. Непокорность — это своеоб­ разная проба пера. Подросток занят важной работой — воспита­ нием в себе самостоятельности, независимости. Естественно, что подобная работа не проходит без осложнений и ошибок.

        На этом этапе родители не узнают своего ребенка — на­ столько сильно он меняется. От почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки часто переходят вна­ чале к сдержанному непослушанию, а затем и к скрытому не­ повиновению родителям. Если раньше, будучи ребенком, он смотрел на мир глазами своих родителей, то теперь у подрост­ ка выстраивается параллельная система ценностей и взглядов

        studfiles.net