Самооценка и её роль

Самооценка и ее роль в становлении самосознания личности. Уровень притязаний личности

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как известно, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Он, включаясь в деятельность и общение, где получает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие.

Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Сложившаяся оценка собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже имея представление о себе, сравнивает себя с другими, предполагая, что они также небезразличны к его личностным качествам, поступкам. Иными словами, у личности всегда есть референтная группа (реальная или идеальная), с которой она считается, в которой почерпает свои ценностные ориентации, идеалы и т.д. Личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной или недовольной собой.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, становится агрессивным, высокомерным, что может привести к утрате необходимых межличностных контактов, замкнуть личность в себе.

Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности целей, которые индивид ставит перед собой. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, в то время как при неуспехе уровень притязаний снижается. Поэтому обычно уровень своих притязаний личность устанавливает между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, регулирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале ХХ в. американский психолог У. Джемс высказал мысль, что важный компонент образа «Я» личности – самоуважение, которое определяется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает.

Р. Бернс указывал на то, что формирования у ребенка положительной самооценки важно, чтобы у него не возникало заниженное отношение к себе (Бернс, 1986).

studopedia.org

Самооценка и её роль

2. Самооценка и уровень притязаний

3. Основные положения Я – концепции

5. Список литературы

Самооценка и уровень притязаний

Что такое самосознание? В психологической науке принято сле­дующее определение: «Совокупность психических процессов , по­средством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о са­мом себе складываются в определенный «образ «Я» (Кон И.С. Открытие «Я». — М., 1987).

«Образ «Я» — это не просто представление или понятие лич­ности о самой себе, а социальная установка, отношение лично­сти к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компо­нента:

1) познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;

2) эмоционально — оценочный — ценностное отношение к себе;

3) поведенческий — особенности регуляции поведения.

Как уже говорилось, образ «Я» — не статическое, а чрезвычай­но динамичное образование личности. Образ «Я» может возни­кать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после со­ревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще су­ществование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учиты­вая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если перевес в структуре личности фантастиче­ских представлений о себе не сопровождается поступками, кото­рые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Маль­чик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкреп­ляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемо­го и действительного.

Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что че­ловек становится личностью в результате совместной деятель­ности и общения с другими людьми. Именно деятельность и об­щение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать: «Коля — хороший мальчик, он всегда спит в мертвый час»; или: «Игорь — плохой, он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для оценки его поведения. По подобным ориенти­рам мы постоянно сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В конечном счете, все, что человек дела­ет для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопостав­ления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других лю­дях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому челове­ку, сравнивает себя с ним, предпола­гает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это вхо­дит в самооценку личности и опре­деляет ее психологическое самочув­ствие. Другими словами, у личности всегда имеется круг людей, с которы­ми она считается, среди которых чер­пает свои ценностные ориентации.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, моти­вированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расцени­вается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответ­ствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

www.newreferat.com

Самооценка и ее роль в самовоспитании подростка

Самооценка крайне важна для человека любого возраста. Ведь если самооценка занижена, у индивида начинают появляться комплексы, которые влияют на его общее психологические состояние. Особенно сильно понижение самооценки влияет на жизнь подростка. В том возрасте, когда человек только начинает сталкиваться с жестокими реалиями мира, её роль крайне важна. Именно поэтому всегда необходимо обращать внимание на то, как влияет общество на подростка, не угнетает ли его.

В жизни подростков очень важную роль играют мнение и взгляды окружающих, их действия по отношению к нему. К сожалению, не все родители понимают, что самооценка и ее роль в самовоспитании подростка является ключевым моментом. Если возникают проблемы с самооценкой и её ролью в самовоспитании подростков, то не исключено, что в более зрелом возрасте у человека могут возникнуть проблемы с самосознанием, отношениями с противоположным полом и многим другим. Именно поэтому всегда необходимо обращать внимание на то, как подросток относится к себе, может ли он отстаивать своё мнение и бороться с нападками сверстником.

Адекватное оценивание подростка окружающими

Для того чтобы у подростка была нормальная самооценка, прежде всего он должен расти среди людей, которые адекватно оценивают его возможности, могут не только похвалить за достижения, но и здраво критиковать за промахи. Стоит отметить, что некоторые родители делают ошибки, когда начинают возносить достижения своего ребёнка и не замечать промахи. В этом случае у него начинает завышаться самооценка, он перестаёт нормально воспринимать критику, считает себя самой важной персоной. Конечно же, такое поведение отталкивает людей и таким образом человек впоследствии страдает от собственного эгоизма. Однако же, если вы замечаете, что у вашего ребёнка часто проскакивают мысли о том, что он плохой, неправильный, ничего не умеет и так далее, в этом случае нужно постараться понять, что именно становится причиной понижения самооценки.

Важную роль в жизни каждого подростка играет школа. Именно там дети больше всего общаются друг с другом, соревнуются, учатся основным социальным навыкам. Однако, к сожалению, не все учителя понимают, как важно их умение правильно относиться к детям, обучать их наукам при этом не унижая достоинства. Именно поэтому у многих подростков самооценка начинает понижаться из-за того, что педагоги их критикуют, указывают на их промахи при всём классе, таким образом подвергая насмешкам одноклассников. В этом случае, многие родители идут в школу чтобы поговорить с учителем. Однако, как показывает практика, подростки воспринимают такое поведение матери или отца «в штыки». Это и не удивительно, ведь подросткам необходимо чувствовать себя самостоятельными и показывать эту самостоятельность друг перед другом. А если на пороге школы появляется мама или папа, им кажется, что другие перестанут воспринимать их серьёзно, ведь родители обращаются с ними, как с маленькими. Поэтому идти в школу нужно только в крайнем случае, когда вы понимаете, что ребёнок никак не может противостоять педагогу, а тот, в свою очередь, не понимает, как важна роль его слов в самоутверждении подростка. Сначала попробуйте помочь своему ребёнку самостоятельно. Если вы видите, что ему действительно не даётся тот или иной предмет – не стоит на него давить. Объясните сыну или дочери то, что никто не станет любить его меньше, если он не понимает алгебру или химию. И предложите сосредоточиться на том, что ему действительно интересно. Пусть достигает каких-то результатов в спорте, рисует, пишет стихи и прозу. Если подросток станет в чём-то лучшим, его уже не будут волновать нападки преподавателя, а одноклассники станут уважать за другие достижения.

Ну а в случае, когда на подростка нападают сверстники, необходимо учить его защищаться. И не всегда только словом. Конечно же, дипломатия – это лучший способ решения проблем, но не в подростковом мире. Там необходимо уметь защищаться и отстаивать свою правоту любым способом. Поэтому объясните подростку, что он может поступать так, так считает нужным, но только в том случае, когда прав именно он, а не оппонент.

www.allwomens.ru

Самооценка и ее роль

Международный университет природы, общества и человека “ Дубна “

Самооценка и ее роль

В становлении самосознания личности

Выполнила: студентка I курса

Рогов Е. И. “ Психология человека “ – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 1999. — 320 с.

Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И. “ Психология и педагогика в вопросах и ответах “ – Ростов – на Дону ;

Фолкэн Чак Т. “ Психология – это просто “ , пер. с англ.

Р. Муртазина – М.; ФАИР – ПРЕСС , 2000. – 640 с.

Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. “ Психология :

Учебник для студентов высших педагогических учебных

Заведений “ – 2-е изд. , стереотип . – М .; издат. центр

“ Академия “ ; Высшая школа , 2001.

Столяренко Л. Д. “ Основы психологии “ –

Ростов – на – Дону ; издательство “ Феникс “, 1997.

Петровский А. В. , Брушлинский А. В. , Зинченко В. П.

И др. “ Общая психология “ , учебник для студентов педагогических институтов под ред. Петровского А. В. –

3-е изд. , перераб. и доп. – М.; Просвещение , 1986.

Самооценка и уровень притязаний

Основные положения Я – концепции

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом осо­бого внимания. Первоначально воп­рос о «Я» соотносился главным об­разом с познанием человеком само­го себя как существа мыслящего — в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следователь­но, существую». Но потом стало оче­видно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В со­став «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Возмож­но, из этого интереса и возникла сама психология как наука.

«Есть только одна и только одна вещь во вселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы узнать в результате наблюде­ния извне, — сказал К.С.Льюис. — Эта вещь — мы сами. У нас есть, так сказать, внутренняя информация; мы в курсе дела». Поведение человека всегда так или иначе сочетается с его пред­ставлением о себе («образ «Я») и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, струк­туры и функций «образа «Я» представляет не только теоретиче­ский, но и практический интерес в связи с формированием жиз­ненной позиции личности.

Самооценка и уровень притязаний

Что такое самосознание? В психологической науке принято сле­дующее определение: «Совокупность психических процессов , по­средством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о са­мом себе складываются в определенный «образ «Я» (Кон И.С. Открытие «Я». — М., 1987).

«Образ «Я» — это не просто представление или понятие лич­ности о самой себе, а социальная установка, отношение лично­сти к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компо­нента:

1) познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;

2) эмоционально — оценочный — ценностное отношение к себе;

3) поведенческий — особенности регуляции поведения.

Как уже говорилось, образ «Я» — не статическое, а чрезвычай­но динамичное образование личности. Образ «Я» может возни­кать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после со­ревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще су­ществование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учиты­вая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наибо­лее изученная в психологии сторона самосознания личности.

Са­мооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооцен­ки происходит регуляция поведения личности.

Таких людей в психологии называют референтными или значи­мыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы — ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний назы­вают уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вы­вел формулу, которая показывает зависимость самооценки чело­века от его притязаний.

Формула свидетельствует, что стремление к повышению само­оценки может реализовываться двумя способами. Человек мо­жет или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет го­товность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответ­ственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкрет­ной деятельности может быть определен довольно точно.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их дейст­вия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неве­рие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая рабо­та, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызы­вает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэто­му человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влия­ет на достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добить­ся успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения зада­чи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них раз­виты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и че­ресчур легкими задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притя­заний определяется не только предвосхищением успеха или не­удачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завы­шение своих способностей, приписывание себе уникальности, не­похожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т.п. Следовало бы задать себе вопрос: если все имеют показатели выше средних, то у кого же тогда все-таки они средние и у кого низкие? [1]

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с ок­ружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, поло­жении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требо­вательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кич­ливы.

Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих людей. Как вы себя оцениваете? Какое место займете на шкале:

Самый умный Самый красивый

Самый глупый Самый уродливый

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуваже­ние — один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошиб­ку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает доста­точно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.

У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бы­вает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Какие же трудности общения возникают у людей с за­вышенной самооценкой? Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это есте­ственно — ведь мысль «видите, какой я умный» подразу­мевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым? Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник нега­тивизма окружающих. Нередко приходится общаться с людь­ми, которые из-за неадекватно высокой самооценки рев­ниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», — утверждал Г. Филдинг. Когда чьи-то спо­собности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют и негативное отношение окружаю­щих. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как прави­ло, — это чувство, возникающее в ответ на несправедли­вое к себе отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, завы­шенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая край­ность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную кри­тику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуа­циях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград зако­номерно выливается в обиду и зависть, которые накапли­ваются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. [ 2 ]

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о себе. [ 3 ]

С какими же трудностями в общении сталкивается че­ловек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчаст­ном, больном присущи, в основном, людям с тревож­ным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, зак­репляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависи­мость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное вос­приятие окружающих. [ 2 ]

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом. [ 3 ]

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружаю­щих людей, человек формирует самооценку, причем лю­бопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подро­сток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные резуль­таты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.) Сложивша­яся у человека самооценка может быть адекватной (чело­век правильно, объективно оценивает себя), либо неадек­ватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личнос­ти, который характеризует степень трудности тех це­лей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, ко­торый человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний оказы­вает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек вы­бирает цели, которые реально может достичь, которые со­ответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выби­рает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы до­стичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оцени­вает свои способности, возможности, чувствует себя «не­полноценным»), но также возможен и при высокой само­оценке, когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы «не перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость». Завышенный уровень притязаний, когда чело­век ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разо­чарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигают завы­шенные, нереалистические притязания, переоценивают свои способности, а в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, не­удачи, разочарования.[ 2 ]

В социальной психологии выделяют три сферы, в ко­торых осуществляется становление, формирование лич­ности: деятельность, общение, самосознание.

На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятель­ности. В результате каждая личность выявляет особо зна­чимые для себя аспекты деятельности, концентрирует свое внимание на этом выбранном главном аспекте, соподчи­няя ему все остальные деятельности. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит ста­новление в человеке образа его «Я».

выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

осознание своей активности — «Я, управляю собой»;

осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

моральная оценка себя, наличие рефлексии , осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект»);

осознание своих реальных и желаемых качеств «Реальное Я» и «Идеальное Я»);

познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:

— самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

— самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить 3 пласта сознания человека:

отношение к себе;

отношение к другим людям;

ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»);

группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);

просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой;»);

эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»). [ 5 ]

Три показателя — самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группывходят в структуру личности, и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологическо­го механизма оценок и самооценки. По сути своей это перене­сенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизм социальных контактов, ориентации и ценностей. С его показаниями человек сверяется, вступая в общение, ак­тивно действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам пове­дения, определяемым этими индикаторами.

Бессознательно — не значит бесконтрольно. Не следует за­бывать, что все существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности. Раньше чем они интериоризировались, они были зримо представлены в межчеловеческих контактах. Семья, учителя, товарищи, книги, фильмы активно формировали, например, у ребенка его Я идеальное и в то же время Я реальное, учили его сопоставлять их. Ребенок учился оценивать окружающих по тем же показателям, по каким он оценивал себя, предварительно научившись равняться на других. В результате человек привык, как в зеркало, всматри­ваться в социальную группу и затем переместил этот навык внутрь своей личности.

Чтобы понимать человека, необходимо отчетливо пред­ставлять себе действие этих бессознательно складывающиеся склонности учащихся старших классов cтpoить планы на бу­дущее, создание которых невозможно без фантазии.

Конструирование своего фантастического Я свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке моти­вирующего значения этого Я-образа важно знать, не оказа­лось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его фантастическим Я. Преобла­дание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способст­вовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятель­ность и самосознание человека и в конце концов может жес­токо его травмировать ввиду очевидного несовпадения же­лаемого и действительного. [ 4 ]

Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возмож­ностей. Но, как ни неприятна бывает юношеская самоуве­ренность, психологически гораздо опаснее пониженное са­моуважение, заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой дея­тельности, отказываться от достижения поставленных це­лей, избегать людей (т. к. не верит в себя, боится крити­ки, насмешки) либо быть послушным орудием в руках других людей. Для таких ребят нужно постараться созда­вать ситуации, в которых

xreferat.com

2.3. Самооценка и ее роль в становлении самосознания личности. Уровень притязаний личности

Самооценка определяется как осознание субъектом его ценности, значимости в сравнении с другими людьми. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. Самооценка, относясь к ядру личности, является важным регулятором ее поведения.

Самооценка может быть низкой, высокой или адекватной. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать внутренним источником конфликтов личности.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии так называемого комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, приводит к отказу от инициативы, безразличию, тревожности. Таким образом, самооценка возникает на уровне соотнесения себя с другими людьми и значительно определяет взаимоотношения человека с окружающими людьми, влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности и составляет его основу.

studfiles.net

Час психологического общения "Самооценка и и ее роль в развитии личности"

Методические материалы: ход урока и тематическое планирование.

Представлены несколько тем для выстраивания логики проведения данного мероприятия.

1. Личность, особенности ее формирования и развития.

2. Структура личности.

3. Мотивация поведения человека. Мотив достижения успеха, мотив избегания неудач.

4. Локус контроля. Уровень объективного контроля.

5. Агрессия в мотивах поведения старшеклассника. Фрустрация.

6. Самосознание и самоактуализация личности.

7. Уровень притязаний.

9. Становление мировоззрения. Ценностные ориентации.

10. Проблема нравственного выбора.

11. Нравственное самоопределение.

Тип мероприятия: самодиагностирование, обсуждение, консультирование.

Цели: актуализировать проблему адекватности самооценки в процессах самореализации, влияния на уровень достижений.

Задачи:

  • выявить уровень самооценки учащегося
  • актуализировать закономерность влияния самооценки на личные достижения и притязания
  • определить причины неадекватной самооценки
  • наметить способы работы с учащимися (по необходимости, при неадекватной самооценке).
  • План урока:

    • вводится понятие “самооценка”, рассматриваются ее разновидности, особенности адекватной и неадекватной самооценки
    • самотестирование по определению самооценки
    • пояснения результатов
    • рекомендации по неадекватной самооценке и способах работы с ней (по необходимости)
    • определение связи самооценки и особенностей развития личности
    • подведение итогов, планирование консультаций на будущее (по необходимости)

    Тема "Самооценка" волнует меня давно, много раз я проводила данное мероприятие со старшеклассниками, мы делали исследование, понимали то, что получилось, спорили, доказывали, обсуждали, по просьбам я давала и рекомендации. Но всегда было неудовлетворение от того, что еще очень много хочется сказать и показать, иначе, "выгоднее" оформить и преподнести. С использованием ИКТ появилась эта возможность, поэтому данное мероприятие можно провести удачнее, многограннее и обширнее. С учетом разных результатов исследования можно подсказать (с помощью сайта) больше способов работы с неадекватной самооценкой, информируя об особенностях становления и развития самооценки и т.д. Учащимся эта тема всегда очень нравилась, и если мы не успевали во временных рамках из-за объема информации, они очень расстраивались, мотивация падала, приходилось ждать следующей встречи. Сейчас я все успеваю и планирую расширять сайт со временем, накапливая опыт. Мне хотелось бы дать некоторые рекомендации по проведению данного мероприятия с целью повышения эффективности работы и педагога, и учащегося.

    — Лучше всего учащимся давать стимулирующий материал (инструкцию, сами качества личности) в зрительном оформлении, идеально — каждому, иначе происходит потеря слов-качеств или смысла инструкции. Старшеклассники задают много уточняющих вопросов, время теряется зря. Поэтому необходим готовый бланк и инструкция.

    Бланк для работы

    1. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности. Они указаны в бланке-таблице в первом столбце.

    2. В столбик "идеал" под номером 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 — то качество, которое цените чуть меньше и т.д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество — недостаток, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь как известно идеальных людей не бывает), под номером 14 — тот недостаток, который простить труднее, под номером 20 — самое отвратительное с вашей точки зрения качество людей.

    3. После работы над столбиком "идеал" в столбик "Я" под номером 1запишите то качество из вышеуказанных, которое у вас лично сильнее всего развито (независимо от того — достоинство это или недостаток), под номером 2 — то качество, которое развито у вас чуть менее и т.д. в убывающем порядке, под последними номерами — те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

    — В инструкции действовать четко поэтапно: сделайте пункт 1 и 2. После работы над столбцом "идеал" переходить к столбцу "я". Думаю, можно не называть столбик "я" заранее, т.к. учащиеся начинают продумывать, что нужно будет работать еще и со "своими" качествами, поэтому начинают предвосхищать результат, стараются выглядеть лучше, ориентируясь на столбик "идеал".

    — Огромное количество вопросов бывает по пониманию смысла многих качеств. Предлагаю словарь. Кто не знает значения термина, — пожалуйста, обращайтесь.

    Самооценка — собственное отношение к себе, самооценка своей личности, постепенно складывающаяся под влиянием оценки окружающих.

    Уровень притязаний — степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

    Аккуратность — соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

    Доброта, добродушие — мягкость характера, расположение к людям.

    Добросовестность — честное выполнение своих обязанностей.

    Гордость — чувство собственного достоинства.

    Жадность — скупость, корыстолюбие.

    Жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния.

    Зазнайство — умение возгордиться, возомнить о себе, выказывание пренебрежения к другим.

    Лень — отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

    Настойчивость — упорство в достижении целей.

    Нахальство — беззастенчивость, бесцеремонность, дерзость.

    Общительность — способность легко входить в общение.

    Правдивость — стремление говорить правду.

    Принципиальность — умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

    Равнодушие — безразличие, безучастность к людям, к окружающему.

    Самостоятельность — способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

    Скромность — сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливость.

    Трусость — робость, боязливость.

    Ум — способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни.

    Эгоизм — себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих

    1. Тарабакина Л.В. практикум по курсу "Психология человека". москва, Педагоггическое общество России, 1998.

    2. Общая психодиагностика/под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина — М.:Изд-во МГУ, 1987.

    3. Практикум по психологии: учеб. пособие/под ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер — М.:Изд -во МГУ, 1972.

    4. Психология и педагогика. Под ред. Радугина А.А., М.:Изд-во Центр, 1997.

    5. Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996.

    6. Кон И.С. Психология ранней юности.

    7. Вопросы психологии. 1-2 1992, статья О.Н.Арестова."Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера".

    8. Психологический журнал. Том 14, № 3, 1993. Научная жизнь. Проблемы саморазвития субъекта деятельности.

    9. Энциклопедия для детей. Аванта + . Человек. Том 18. 2002.

    10. Психологическое консультирование в школе. Составитель Коптева Н.В. Пермь. 1993.

    11. Возрастная и педагогическая психология. Составители Дубровина И.В. М.: Академия, 2003.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Самооценка и ее роль в жизни человека

    «Психология и педагогика»

    Тема: Самооценка и ее роль в жизни человека

    2. Что такое самооценка и ее виды 6

    2.1.Высокая самооценка 6

    2.2. Низкая самооценка 7

    2.3. Завышенная самооценка 8

    2.4. Заниженная самооценка 9

    3. Анализ методов повышения самооценки подростков 11-14 лет в

    работах отечественных и зарубежных исследователей 10

    4. Заключение 16

    5. Список литературы 18

    Самооценка – это то, что нас украшает в глазах окружающих, но, с тем же успехом, и портит. Самооценка вообще играет большую роль в жизни каждого человека – особенно это важно, когда характер только воспитывается, то есть у детей, потому что они интенсивно развиваются и каждый день приобретают новые личностные качества.

    Самооценка влияет не только на отношение человека к жизни, на его сферу интересов и будущие перспективы, но и на отношение окружающих. Проявляясь в манере себя вести, разговаривать, самооценка часто затмевает реальные достоинства и недостатки человека. Это мы можем проследить у подростков 11-14 лет. Большое значение для заниженной самооценки подростка 11-14 лет имеет расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, расхождение, характерное для каждого возрастного кризиса.

    Фактически подросток остается еще типичным школьником. Учение, школа, взаимоотношения с товарищами заполняют почти все его время и составляют главное содержание его жизни. Вместе с тем характер внутренней позиции подростка меняется.

    Расхождение между стремлениями подростка, связанными с сознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. Иногда подростки, остро переживающие конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь поиска особой, не воображаемой, а действительной жизни, но уводящей их от ее благополучного течения и нарушающий ход нормального развития подростка. В этих случаях подростки забрасывают учение, школу, их захватывает двор, улица, компании таких же оторвавшихся от школы ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения.

    Проблему подростковой наркомании у нас долго замалчивали, хотя она чрезвычайно серьезна. Если говорить о здоровье подростков, начинать надо с курения. По выборочным данным ЦНИИ санитарного просвещения, среди московских школьников 11-14 лет курят 62% юношей и 16% девушек, причем каждый шестой курящий выкуривает более 20 сигарет в день, а каждый второй – от 10 до 20.

    Растет и употребление наркотиков и их различных заменителей. В 1984 году органами МВД СССР было зафиксировано 75 тысяч людей, употребляющих наркотики, а в 1991 году – 123 тысячи, из них 14 тысяч несовершеннолетних. В Москве в 1996 году подростков, употребляющих наркотические вещества, было выявлено в 5 раз больше, чем в 1995 г. За 2-3 года в 5 раз увеличилось и число токсикоманов, среди которых преобладают школьники и учащиеся ПТУ.

    Угрожающее значение приобретают и побеги детей из дома. В качестве причин побегов приводятся безнадзорность, ссоры с родителями, “протест школе, семье, всему образу жизни”, поиск приключений и “свободы”. Предполагается, что рост числа побегов связан с такими неблагоприятными социальными сдвигами в нашей жизни как рост числа разводов. В последнее время беглецов стало заменять “уличное племя”, к которому относят подростков, формально из дома не сбежавших, но приходящих домой лишь для ночного сна, и то не всегда. Эти подростки вовсе не считают свое положение тяжелым или трудным. Они часто происходят из внешне благополучных семей среднего достатка. Свою жизнь на улице со злоупотреблением наркотиками, сексуальной свободой, поисками пищи и места для ночлега, стычками с милицией они находят интересной и увлекательной. Отношения с родителями у них обычно бывают крайне напряженными.

    Все это является способом самовыражения подростка, стремлением повысить свою самооценку. Однако единственным благополучным способом “самовыражения” подростков является повышение их самооценки в школе и в семье. Поэтому тема данной курсовой работы является очень актуальной на современном этапе.

    Целью данной работы является определение способов повышения самооценки подростка 11-14 лет в школе.

    Для решения этой цели мы ставим следующие задачи:

    проанализировать существующие методы повышения самооценки подростков 11-14 лет;

    определить, какие методы являются наиболее эффективными для повышения самооценки подростка;

    рассмотреть существующие методики и тесты, позволяющие проверить уровень самооценки у подростка;

    определить меры по повышению самооценки подростка в школе и семье;

    оценить результаты рассматриваемых методов.

    2. Что такое самооценка и ее виды.

    Как я к себе отношусь? Варианты ответа: «хорошо», «плохо», «по-разному», «с любопытством», «ненавижу об этом думать», «затрудняюсь ответить», «другое». Единственный невозможный ответ — «никак». Самоотношение, самооценка — неотъемлемая часть нашей жизни, начиная с раннего детства. Она может меняться или оставаться устойчивой, в ней могут появляться или исчезать конфликты, но какая-то она есть у человека всегда.

    Чаще всего — и в быту тоже — принято говорить о двух видах самооценки: высокой и низкой. Разумеется, «измерить» самооценку может только специалист-психолог, но что имеется в виду, обычно интуитивно понятно: во-первых, ожидания от себя и окружающих, во-вторых, уровень притязаний.

    Человек, обладающий позитивной самооценкой, обобщенно ощущает себя хорошим и как следствие — верит в свою успешность. Его цели обширны, планки высоки, планы масштабны. Средства соответствуют целям: ответственность не пугает, предпринятые усилия оправдываются наградой, а вера в успех позволяет не обращать внимания на временные неудачи и ошибки. Малая самокритичность и некоторая невнимательность к другим людям — одно из следствий оптимизма и инициативности.

    Ребенку с высокой самооценкой проще существовать в коллективе. Он не боится показаться смешным или сделать глупость — поэтому готов придумывать: как решить задачу, где прогулять урок, во что поиграть на перемене. Он не слишком критично относится к своим действиям, поэтому осуществляет их — много и разных. Ему легче учиться: он уверен в собственных силах, поэтому задачи вызывают азарт и любопытство — если они сложные, и скуку — если простые или глупые. Исследования показали, что в классе лучше учатся дети, имеющие средние способности, но обладающие высокой самооценкой, чем дети с большими способностями, но неуверенные в себе.

    Когда планка для достижений высока, а уверенность в успехе велика, значит, человек оценивает себя в целом позитивно. Следствие — активность, продуктивность, авторское отношение к происходящему. В основе такого мироощущения — аксиома: «У меня все получится, мои ошибки — не препятствие. Я достоин того, что мир благосклонен ко мне».

    2.2. Низкая самооценка

    Если же общая самооценка негативна, человек чувствует себя плохим, слабым и недостойным успеха. Отсутствие веры в себя накладывает ограничения на его цели и планы, делая их более скромными — но и более достижимыми. Прилагаемые усилия часто меньше потенциально возможных, ответственность вызывает сильную тревогу. Пессимистический настрой приводит к меньшей продуктивности, будущее менее желанно, а положительные события приносят меньше радости. Однако такой человек чувствительнее к окружающим, менее авторитарен и с готовностью признает свои ошибки.

    Ребенок с низкой самооценкой узнается по угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Он думает, что с ним скучно играть — и действительно становится скучно, потому, что он запрещает себе полностью увлечься. Но из-за того, что он очень скучает по общению, другие дети легко могут приучить его играть роли, которые им самим не нравятся — невыигрышные, скучные, исполнительские. Если такой ребенок решается на какой-нибудь поступок (придумать новый сюжет, ударить обидчика, дать списать задание или самому списать — неважно), очень вероятно, что потом он будет переживать, стыдиться своего промаха или стесняться своего выигрыша, скрывать свою причастность, убегая от ответственности. Учиться такому ребенку тоже сложнее, поскольку к объективным трудностям примешиваются страхи. А вдруг что-то не получится? А вдруг я не решу задачи, и все подумают, что я еще глупее, чем кажусь? А вдруг я плохо изображу полководца? Лучше уж я всегда буду играть лошадок. Низкий уровень притязаний и отсутствие веры в свои возможности — признак низкой самооценки, основной тезис которой: «У меня никогда ничего не получается, поэтому я буду работать минимально и очень старательно, чтобы исключить все ошибки». Страх неудачи порождает более критичное отношение к собственной деятельности.

    2.3. Завышенная самооценка

    Помимо высокой и низкой самооценки существуют их утрированные варианты: они похожи, но мешают их обладателям, поскольку приводят к неадекватному восприятию и себя, и окружения.

    Завышенная самооценка — результат многочисленных «поглаживаний», поощрений, лишенных органичности и, возможно, являющихся манипуляцией со стороны родителей. Например, ребенку не отказывают ни в чем материальном, однако и не участвуют эмоционально в его в судьбе, не оценивают его поведение, не воспитывают. Он вырастает с ощущением, что все жизненные блага ему даны от природы, однако они никак не связаны с тем, каков он на самом деле. Он знает, что он абстрактно хороший ребенок. А вот за что можно хвалить — он не знает, и плохо отличает свои достижения от чужих. Так, ему начинает казаться, что:

    ему все доступно, можно не озадачиваться поиском средств для достижения цели (не нужно учиться, не нужно стараться понравиться друзьям), и

    все происходящее направлено на доставление радостей именно ему. Итог — присвоение чужих достижений и хвастовство. С таким ребенком сложно сосуществовать, поскольку им движет эгоцентризм, а переоценка себя и своих возможностей приводит к манипуляциям и малоприятному взаимодействию.

    2.4. Заниженная самооценка

    Заниженная самооценка — противоположное явление, приводящее однако к похожим результатам. При постоянных внушениях со стороны близких, что он врожденный неудачник, что он глупый, плохой, больной, безграмотный, у чувствительного ребенка «опускаются руки». Смирение с собственной никчемностью приводит к «выученной беспомощности». Дитя перестает учиться, т.к. «все равно ничего не получается», перестает общаться, т.к. «все равно со мной никто не играет». В критические моменты деятельность ограничивается просьбами о помощи, адресованными к более успешным участникам. Эти просьбы со временем становятся отработанной манипуляцией: «Я такой слабый, вы можете сделать со мной все, что угодно — пожалуйста, помогите мне!». Отказавший в помощи человек чувствует, что поступил неблагородно. Он не подозревает, что существование за счет чужой работы — просто способ жизни такого манипулятора. Это грустная ситуация, но многие люди научаются жить именно так.

    Неадекватная самооценка, не осознаваемая, поэтому не поддающаяся изменению, у многих людей вызывает сложности в общении, мешает адаптироваться к работе, препятствует самоактуализации.

    Завышенная самооценка (в обиходе часто именуемая «манией величия») — это переоценка себя и своих возможностей, самоутверждение за счет чужих достижений. Лозунг человека с такой самооценкой: «Я замечательный и всегда прав, поэтому вы должны мне подчиняться».

    works.doklad.ru