Психология от дружбы до любви

Психология дружбы и любви в юношеском возрасте (стр. 1 из 3)

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЯ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ II КУРСА ФИЯ

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ЗАВ. КАФЕДРОЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ,

ДОЦЕНТ КИСЛОВА Г.И.

МАХАЧКАЛА 2002 г.

2. ЛЕГКО ЛИ НАЙТИ НАСТОЯЩНГО ДРУГА?

3. КОГО ВЫБИРАЮТ В ДРУЗЬЯ.

4. ОСОБЕННОСТИ ДЕВИЧЬЕЙ ДРУЖБЫ

«Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша – это не любовь, а дружба».

Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов и т.д. Высшие нравственные ценности – а дружба во все времена считалась таковой – всегда были дефицитными. Психологические закономерности юношеской дружбы – будь то её идеал или реальные свойства – отличаются удивительной устойчивостью и проявляются в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба разных людей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации.

Возрастная динамика дружбы, как и прочих межличностных отношений, измеряется прежде всего степенью её избирательности, устойчивости и интимности. Рост потребности в интимном общении неизбежно психологизирует понятие дружбы. Все эти качества с переходом от детства к отрочеству и от отрочества к юности возрастает. Если школьники и младшие школьники не разграничивают дружбу и товарищество, то подростки уже считают дружбу исключительным, индивидуальным отношением. Группе подростков было дано такое задание: дописать незаконченное предложение: «Друг и приятель не совсем одно и то же, т.к…» Некоторые подчёркивали близость и доверительность дружбы(«друг знает о тебе всё», «с приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь другу»). Остальные отмечали большую прочность, устойчивость дружбы («друга выбирают на всю жизнь»), взаимопомощь («приятель подведёт, друг – никогда(!)) Ещё более рельефную картину даёт распределение ответов по предложению: «Друг – это тот, кто…» В предложениях не связанных рамками сравнения, преобладают два мотива: требование взаимопомощи и верности и ожидание сочувственного понимания со стороны друга. Если дружба и приятельство разграничиваются более или менее строго, то число друзей не должно быть особенно велико, один – два максимум. Эта гипотеза находит своё подтверждение. Число друзей с 7 по 10 классы уменьшается, а приятелей – возрастает. Это свидетельствует о растущей индивидуализации и избирательности дружбы. Рост избирательности дружеских отношений сопровождается ростом их устойчивости, поэтому самый важный сдвиг в психологии дружбы переходного возраста – рост её глубины и психологической интимности. В сфере межличностных отношений это выражается в росте терпимости: ссора, которая у младших подростков означала бы конец дружбы, в юности воспринимается как частность, которой можно пренебречь ради сохранения более глубокой общности.

Юношеская дружба по своей природе полуфункциональна, этим в первую очередь объясняется многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит какая-то совместная деятельность, дружба является прежде всего эмоциональной привязанностью. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека.

Очень интересно, какой тип alterego (второе «Я») выбирают старшеклассники. Юноши и девушки 15 – 16 лет тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослыми для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со старшим иногда принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала. Но потребность в дружбе со сверстником ещё сильнее. Отвечая на вопрос: «Человека какого возраста вы предпочли бы иметь своим ближайшим другом – старше себя, своего возраста или младше?» — юноши всех возрастов отдают решительное предпочтение сверстнику (75-80% всех ответов), реже – старшему (от 11-12 до 18-19%) и совсем редко (от 1-4%) младшему. У девушек на первом месте тоже стоит ровесница, однако девушки значительно чаще, чем юноши отдают предпочтение старшим, а младших же не выбирают вовсе. Каков психологический смысл этих рассуждений и ориентаций? Возраст «идеального друга» приоткрывает некоторые, не всегда осознаваемые психологические потребности. Ориентация на сверстника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Дружба с ним основывается на принципе сходства и равенства: «С другом моего возраста мне легче общаться»; «Ему можно всё сказать, не боясь насмешек»; «С ним я свободней, я могу показаться ему как есть, не стараясь выглядеть умнее». Выбор более старшего друга выражает, напротив, потребность в примере, опеке, руководстве. Здесь преобладают ссылки на то, что: «Старший может служить образцом»; «Может поделиться опытом, рассказать о том, чего я ещё не знаю»; «На него можно положиться», т.е. подчёркивается момент зависимости. Но почему так редко встречается ориетация на младшего? Потребность в общении с младшим, желание быть вожаком у них, делиться опытом, опекать отнюдь не редкость в юношеском возрасте. Общение с младшим, позволяя юноше проявить положительные качества и почувствовать себя взрослым и значительным, благотворно влияет на его самоуважение.

Но как ни приятно юноше чувствовать себя сильным и нужным, этот тип отношений всё-таки не отвечает его представлению о дружбе. Хотя общение с младшим и важно, оно воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками, чем как её альтернатива. У тех, кто дружит исключительном с младшими, выбор в большинстве случаев вынужденный. Либо это следствие отставания в развитии, когда по кругу интересов и поведению юноша объективно ближе к младшим, чем к сверстникам, либо результат каких-то психологических трудностей: застенчивости, боязни соревновательности, особенно свойственной мальчишеским компаниям, несоответствия уровня притязаний и возможностей и т.п. Перенос эмоциональной привязанности на младших в этом случае компенсаторный.

Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду юношеских привязанностей. На вопрос: «Часто ли встречается настоящая дружба среди ваших сверстников?» от 45 до 72% старшеклассников ответили, что редко, причём доля оптимистических ответов снижается. Это говорит прежде всего о повышении уровня требований к дружбе о об усложнении её критериев. Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности ними в юности максимальна и значительно превосходит все прочие взаимоотношения. От друга юноша ждёт не только оценок близких к его собственной самооценке, но и превышающих её. В действительности всё происходит точно так же. Это служит косвенным подтверждением мысли о том, что одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Юношеская дружба уникальна так же и в возрастном плане. Как первая самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, она не только предвосхищает её, но отчасти включает её в себя.

Однако в дружбе юношей отчётливо проявляются и противоречия этого возраста. Известная неопределённость и неустойчивость представлений о собственном «Я» рождают желание проверить себя путём разыгрывания каких-то несвойственных ролей, рисовки, самоотрации. Юноша страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир. Но беда не столько в недостатке средств, сколько в реальной неясности, незавершённости своего «Я». По этому поводу метко выразился американский психолог Э. Дауван, сказав: «Юноша не выбирает дружбу, его буквально втягивает в него». Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств их объекта. При всей их исключительности, дружеские отношение в таких случаях обычно кратковременны. «Людей выбирают в качестве объектов, а затем бросают, нисколько не заботясь об их чувствах, заменяя другими лицами. Оставленные объекты быстро и полностью забываются, но форма отношения к ним обычно воспроизводится в отношении к новому объекту вплоть до мельчайших деталей, с точностью, похожей на одержимость. Юность эмоциональна; старшеклассники бурно увлекаются новыми людьми, идеями, делами. Хотя эти увлечения порой непродолжительны, они помогают в короткий срок пережить и освоить много нового. Сам того не желая, юноша превращает в объект наблюдения не только других людей, но и собственные чувства и переживания. Даже в первой любви его увлекает не столько объект, сколько собственные переживания по этому поводу. Подростковый и юношеский эгоцентризм суживает возможности межличностной коммуникации, порождает своеобразную псевдоинтимность, когда при внешней близости друзья фактически не слышат друг друга. Однако это связано с какими-то новыми моментами в жизни подростков и при частом искреннем общении повышается самораскрытие и понимание юношами друг друга. Безудержная откровенность очень ценится в начале дружбы, но в момент ссоры интимные признания используются для того, чтобы глубже уязвить друг друга. Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. Коммуникативные свойства весьма устойчивы. Прежде всего надо отметить половозрастные особенности. Судя по имеющимся данным, потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девочек в полтора-два раза раньше, чем у мальчиков, и девичья дружба вообще более эмоциональна. Девичьи критерии дружбы тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские, девочки чаще испытывают дефицит интимности. Мотив понимания в определения дружбы выражен у девочек в всех возрастах более сильнее, чем у мальчиков, да и само это слово они наполняют не совсем одинаковым содержанием. В общении с подругами у девушек сильнее, чем у юношей, звучат интимные темы. Эти различия весьма существенны, но нужно подчеркнуть, что они являются не только половыми, а половозрастными. Дело не только в том, что женщины вообще более эмоциональны, придают большее значение межличностным отношениям и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девочки раньше созревают, у них раньше проявляются сложные формы сознания, а следовательно, и потребность в интимной дружбе.

mirznanii.com

Психологические особенности дружбы и любви в юношеском возрасте

учебному коллективу как ведущий фактор формирования дружеских привязанностей с возрастом теряет былое значение, дружеское общение все больше выходит за школьные стены.

В. А. Сухомлинский писал, что уже у 13- 14-летних подростков основой дружбы чаще становятся духовные интересы и потребности, чем увлечение каким-то определенным видом труда. Данные проведенного Кон И.С. опроса подтверждают это мнение.

Разумеется, дружеское общение всегда как-то объективировано. Не говоря уже о совместной учебе, порождающей много общих проблем и интересов, в общении старшеклассников с друзьями важное место занимают общественная работа, совместный досуг, развлечения, спорт, а также различные любительские занятия и хобби. Но не случайно от 20 до 40% опрошенных оставили вопрос о совместной деятельности с другом (речь шла именно о совместных занятиях и увлечениях) без ответа. Дружба ассоциируется главным образом с разговорами, спорами, обменом мнениями, что подтверждает ее коммуникативно- личностный характер.

Для понимания психологических функций дружбы очень важны ее возрастные рамки. Хотя в принципе люди предпочитают друзей собственного возраста, понятие «сверстник» относительно. В 40-50-летнем возрасте разница в пять-шесть лет совсем невелика, а два-три года и вовсе не заметны. Иное дело — в ранней юности.

Пятнадцати- шестнадцатилетние юноши и девушки тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослыми для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со старшими нередко принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала.

Однако тяготение к сверстникам еще сильное. Данные как зарубежных, так и отечественных исследований свидетельствуют, что фактически среди друзей своего пола и у юношей, и у девушек преобладают сверстники. Да и в ответах на вопрос: «Человека какого возраста вы предпочли бы иметь своим ближайшим другом — старше себя, своего возраста или младше?» — юноши всех возрастов отдают решительное предпочтение сверстникам (75-85% всех ответов), значительно реже- старшим и совсем редко — младшим. У девушек на первом месте также ровесница, но они значительно чаще, чем юноши, отдают предпочтение старшим (от 39 до 50% ответов в сравнении с 13- 19% у юношей), зато младших не выбирают вовсе.

Возраст «идеального друга» приоткрывает некоторые не всегда осознаваемые психологические потребности. Ориентация на ровесника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Такая дружба основывается па принципе сходства

и равенства («с парнем моего возраста мне легче общаться», «ему можно все сказать, не боясь насмешек», «с ним свободней, я могу показаться ему таким, какой есть, не стараясь выглядеть умнее»). Выбор более старшего друга, напротив, выражает потребность в примере, опеке, руководстве («старший может служить образцом», «может поделиться опытом, рассказать о том, чего я еще не знаю», «на него можно положиться»).

Почему же так редка ориентация на младшего? Потребность в общении с младшими, желание руководить, делиться опытом, опекать отнюдь не редкость в юношеском возрасте. Более того, юноши, имеющие младших братьев или сестер, выше, чем остальные, оценивают себя по таким качествам, как смелость, доброта, ум, самостоятельность, а так- же ожидают более высоких оценок в этом отношении от своих родителей и друзей. Общение с младшими, позволяя юноше проявить свои положительные качества и почувствовать себя взрослым и значительным, благотворно влияет на его самоуважение.

Но как ни приятно юноше чувствовать себя сильным и нужным, этот тип отношений не вполне отвечает его представлениям о дружбе. Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. По данным ряда экспериментальных исследований, представление о друге стоит значительно ближе к идеальному Я подростка, нежели к его представлению о своем наличном Я.

Младший для этой роли не подходит. Дружба с младшим воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками, чем как ее альтернатива. У тех, кто дружит исключительно с младшими, такой выбор в большинстве случаев вынужденный. Это либо результат отставания в развитии, когда по характеру своих интересов и поведению юноша объективно ближе к младшим, чем к сверстникам, либо следствие каких-то психологических трудностей: застенчивости, боязни, свойственной мальчишеским компаниям, соревновательности, несоответствия уровня притязаний и возможностей и т. п. Перенос эмоциональной привязанности на младших часто является известной психологической компенсацией.

Для выявления сравнительной степени психологической близости юношей и девушек с ближайшими друзьями и иными значимыми лицами (мать, отец, другие члены семьи, классный руководитель, любимый учитель) Исследователь (Кон И.С.) применял три семиранговые шкалы, измерявшие понимание (от «полностью понимают» до «совершенно не понимают»), доверительность в общении (от «всегда»до «никогда») и субъективная легкость общения.

Оценки, которые юноши и девушки дали тому, как их понимают окружающие

люди, в целом оказались довольно высокими: почти во всех случаях они стоят ближе к положительному, чем к отрицательному полюсу. Подавляющее большинство опрошенных не чувствуют себя непонятыми, эмоционально и духовно изолированными.

Тем не менее и у юношей, и у девушек всех возрастов «ближайший друг» (как правило, сверстник своего пола) занимает ведущее положение.

В контрольном исследовании московских школьников с 5-го по 10-й класс, проведенном А. В. Мудриком, фиксировалось не только насколько хорошо, по их мнению, понимают их мать, отец, друг и другие люди, но насколько важно для них понимание этого человека, независимо от степени фактической близости с ним. Отвечая на второй вопрос, мальчики называли родителей (по отдельности) чаще, чем друга (ответы девочек противоречивы). Но как только оценивается фактическая психологическая близость (понимание и доверительность в общении), предпочтение отдается другу. Уровень понимания со стороны матери, занимающей в этом отношении второе место, отца, любимого учителя и других взрослых оценивается ниже, причем

с возрастом (особенно от 14 к 16 годам) эта оценка понижается, тогда как положение друга остается более или менее стабильным.

Еще яснее выражена эта тенденция по шкале доверительности. Резкое снижение доверительности с родителями опять-таки приходится на период от 14 до 16 лет, после чего положение стабилизируется. Отчетливо выступают также различия в оценке психологической близости с матерью и отцом. Характерно, что у девочек возрастное снижение доверительности общения с отцом отсутствует, так как уже в 14 лет она весьма низкая. По шкале легкости общения эти возрастные тенденции выражены менее определенно, но порядок рангов значимых лиц остается таким же.

Существенных различий в дружбе старшеклассников в зависимости от уровня образования их родителей обнаружено не было. Этому есть три взаимодополнительных объяснения. Во-первых, социалистическое общество систематически разрушает и стирает социально-классовые различия. Во-вторых, многие социальные различия, существующие в семьях, нивелируются школьным коллективом, где представлены дети из разных социальных слоев. В сфере же свободного общения влияние сверстников особенно велико.

Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма «психотерапии», позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Подлинная интимность, то есть совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного «образа Я». Пока этого нет, подросток мечется между желанием полностью слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных

свойств их объекта. При всей их исключительности дружеские отношения в таких случаях обычно кратковременны.

Социальная психология склонна объяснять это скорее сложностью процесса межличностного общения, социальной незрелостью и коммуникативной некомпетентностью партнеров. Дифференциальная психология придерживается

точки зрения, что требования к другу и дружбе зависят не только и не столько от возраста, сколько от типа личности. В ранней юности, пока индивид еще не научился корректировать собственные реакции, их острые углы проявляются наиболее резко.

Каждое из этих объяснений в какой-то мере справедливо. Юношеская дружба ближе всего стоит к романтическому идеалу, но ей свойственны и все его издержки.

Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его

Благодаря интимно-личностному общению сознание, рефлексивные способности достигают новых высот развития. Через идентификацию и обособление в общении юноша развивает в себе способности к рефлексии на свою Я- идентичность и на свои способы обособления, контролируя и корректируя весь диапазон своих возможностей( навыков, интуиции, и таланта предвидения последствий ), имеющихся в арсенале продуктивного общения. В общении со сверстниками у юношей с развитым самоуважением и хорошим воспитанием, безусловно доминирует толерантный тип общения. Эта категория молодежи общается в своем кругу по законам лояльного типа общения. Однако в юности человек эмоционально горяч, жаркие чувства могут застлать очи пеленой страсти и спровоцировать агрессивное нападение на обидчика или на того, кто был воспринят как недоброжелатель. Но искренней и чистый человек склонен, нагрубив, раскаяться.

Психические изменения происходящие в этом возрасте, неразрывно связаны с физическими изменениями.

4.Динамика возрастных изменений половых функций. Известно, что в отличие от всех других физиологических функций половые функции детерминированы возрастом. В целом до наступления полового созревания большая часть сексуальный проявлений пребывает в латентном состоянии и развертывается в пубертатной фазе, продолжаясь в репродуктивном периоде. Таким образом, любое проявление сексуальности необходимо соотносить с возрастом.

В юности человек проходит следующие периоды половых проявления: пубертатный, переходный, период зрелой сексуальности.

Пубертатный период- период на протяжении которого в организме, совершаются внутренние перестройки, завершающиеся достижением половой зрелости, т.е. способности к размножению. Начало процесса полового созревания обусловлено гипоталамическим отделом мозга. Перестройка гормональной регуляции сопровождается изменением физического облика и психической сферы. Важный признак пубертатного развития –установление регулярной активности гонад, проявляющиеся в у девушек менструациями, а у юношей – эякуляциями. Установление внутрисекреторной активности гонад у обоих полов проявляются фазовыми изменениями темпов роста отдельных сегментов скелета, установлением пропорций тела и развитием вторичных половых признаков. Если появление признаков пубертатного развития у обоих полов начинается в подростковом возрасте ( у девочек могут появиться первые признаки пубертата еще в детстве), то завершение пубертатного развития происходит в юности: у девушек в 17-18 лет, у юношей в 21-22года происходит остановка роста скелета.

Пубертатный период период кризиса, который носит крайне сложный характер из-за гормональной перестройки и коренной перестройки психической сферы.

Психика в пубертатном периоде наиболее ранима.Это определяется физическим состоянием подростка и юноши, когда бушующие железы еще не пришли в согласованное взаимодействие, когда не прошла синхронизация функционирования всех органов. Это определяется и ранимостью психики, побуждаемой гормональными бурями и социальной позицией.

На фоне общей ранимости психики особой уязвимостью отличается сексуальная сфера. Специалисты-сексологи полагают, что именно в пубертатном периоде половое созревание должно совершить переход от романтической стадии через похотливое ослепление сексуальной фазы с ее неуловимо-навязчивой фиксации психики на генитальной сфере к стадии зрелого полового созревания, гармонически сочетающего чувственность с высочайшими идеалами человеческой любви.

Основная тенденция пубертатного периода- стремление к самоутверждению всех сторон личности –находит проявление и в половой сфере, нередко завершаясь началом половой жизни.

При этом однако, общие тенденции развития сексуальных проявлений молодежи весьма разнообразны. Одни устремляются в романтическую любовь, другие- в беспорядочный секс.

Медики выделяют особый, переходный период в развитии мужчины.

Переходный период –характеризуется беспорядочными, случайными половыми связями. Для него наиболее типично чередование эксцессов( крайних проявлений), с более или менее длительными абстиненциями, протекающими на фоне суррогатных (мастурбации, дневные поллюции) или викарных ( ночные поллюции)форм половой активности. Этот период может завершиться обретением постоянного партнера или вступлением в брак.

Период зрелой сексуальности характеризуется установлением уровня половой активности, приближающегося к индивидуальным особенностям, определяемым условиями жизни человека, половой конституцией, а также общими ценностными ориентациями на жизнь и свое место в мире. Этому способствует возможность иметь близость с постоянным партнером, с супругом.

Юность лишь только движется в направлении к зрелой сексуальности. По мнению ряда сексологов, кульминация сексуальной активности у мужчин достигает в 17-19 лет. Половая энергия ищет соответствующего выхода, рождает в психике внутреннюю напряженность. Помимо физиологических потребностей, создающих напряжение, есть еще и психологическое напряжение , которое связано с представлением о начале половой жизни как о доказательстве вожделенной взрослости. Половая жизнь выступает как средство для самоутверждения.

В юности молодые люди хорошо понимают и чувствуют, что природа готовит их к воссоединению, которое дарует в своем апогее любовь и детей. В то же время социальные ожидания окружающих, направлены на то, что юноши и девушки должны начать влюбляться.

5. Любовь в юношеском возрасте

Любовь- это чувство сильной привязанности, горячей сердечной склонности, влечение к конкретному человеку. Любовь как высшее проявление лучших качеств личности и как переживание высших чувств воспета в веках- в мифах, стихах и романах. Одним словом, и природа, и социум готовят молодых людей к любви. Юность –возраст ожидания любви.

Юноши и девушки меняют отношение друг к другу по природным, социальным и психологическим побуждениям. В их общении, безусловно, присутствует размытая напряженность, которую порождают физическая и психологическая напряженность, а также напряженность, связанная с усилением требований гендерных ролей. Молодым предстоит научиться общению на новых основаниях. Это должно быть общение мужчин и женщин, которое не только соответствует социальным канонам и идеалам той культуры, к которой принадлежат эти люди, но и обеспечивает каждой из сторон достижение явных и скрываемых целей. Однако здесь может и не быть осознаваемых целей –молодые люди могут быть наивны и непосредственны.

Общение в группе приятельствующих юношей и девушек развивается по своим законам. Присутствие в одновозрастном сообществе юных людей противоположного пола провоцируют особую стилистику общения. Здесь властвует флирт.

Флирт- любовно-эротическая игра, кокетство. Флирт окрашивает своеобразными интонациями голос, веселит и лукавит взгляды. Флирт волнует кровь.Здесь присутствует провокация, эротический подтекст.

Общение юноей и девушек включает в себя специфические мужские и женские позы и жесты. Многие молодые люди вольно или невольно захвачены заимствованными из своей или иной культуры способами кокетства и обольщения «другой стороны» . Девушки рядятся во флер, тонкие шелковые ткани, надевают одежды, подчеркивающие их женские прелести. Юноши также не хотят отставать в приемах и форме одежды, усиливающих их физическую мужественность. Иной раз российский молодой человек демонстрирует свою мужскую стать по типу латиноамериканских мачо, так как физически этот образ весьма выразителен. Одежды, позы и жесты- знаковая идентичность которая имеет значение в узнавании и принятии ( или непринятии) представителей своего круга и возраста.

Диапазон общения может быть столь разнообразно представлен в реальной жизни молодого поколения, что трудно описать даже типичное. Однако можно указать на крайние проявления в отношениях между юношами и девушками: всегда поколение молодых порождает своих романтиков и своих циников.

Романтизация другого- внутренняя потребность возвышенной души. Идеализация, поэтизация другого дает упоительное волнение, творит ощущение душевного полета, раскрывает удивительную красоту и бесконечную многозначность мира и в то же время обрекает на неизмеримые страдания из-за собственного несовершенства.

Юный романтик может переживать общение с идеальным образом в своем воображении.

Готовность к страстной любви, муки чувственных волнений в воображаемых обстоятельствах приводят к чувству одиночества, обособления от всего мира. Романтика часто одиноки и отчуждены от других и от самих себя. Они невосполнимо несчастны.

В то же время в юности произрастают циники- юноши и девушки, легко проявляющие грубую откровенность, вульгарно бесстыдные к нормативам нравственности, благопристойности, к человеческим ценностям, пользующихся всеобщим признанием. Это могут быть спонтанные циники, поступающие бесстыдно от неведения, от отсутствия культуры, но это могут быть и молодые люди, которые приняли для себя циничное отношение к другим, ко всему миру в целом в качестве своей жизненной философии. В отношениях со сверстниками противоположного пола их цинизм особенно устрашает.

Кроме романтиков и циников в общении полов взаимодействуют восторженные личности и рациональные личности. Когда носители этих двух противоположностей воссоединяются друг с другом и, стремясь к взаимной идентификации в чувствах, беседуют по поводу любви, то видно, насколько неравнозначны их отношения: восторженный, склонный к экзальтации в крайнем возбуждении делает поспешные предложения, а рациональный рассудочно и логично оценивает результаты своих побед и возможность продолжения отношений. Здесь не важно кто из двоих экзальтирован, а кто свободен от влияния эмоций. Их ждут несовпадения. Рациональный занимает более защищенную позицию.

Романтика, восторг- знаки юношеской любви. В ранней юности даже самые светлые головы и рациональные умы жаждут восторга от романтических отношений.

Едва потеряв надежду на продолжение любовных песнопений, девушка становится грустной и одинокой. Юноша, не получивший поощрения, также склонен к печали и переживанию своей покинутости и ненужности. Спасение юность находит в убегании в иной мир- мир воображения.

Воображение помогает юным спастись от напряжения взаимных отношений и в своем внутреннем мире воздать условия, благоприятствующие вожделенному общению.

Позднее, заручившись некоторым жизненным опытом, став увереннее в себе, юноша становится достаточно самоактуализированным и, следовательно, достаточно устойчивым к перипетиям отношений с представительницами противоположного пола. Теперь даже в любви молодой человек способен оставаться вполне отчужденным, сохраняя свою индивидуальность и личностную автономность.

Именно об этом феномене писал А.Г. Маслоу : « …может показаться парадоксальным, так как индивидуализм и отчужденность на первый взгляд абсолютно несовместимы с той особого рода любовной идентификацией, которую мы обнаружили у самоактуализированных индивидуумов, отчужденность здорового человека может гармонично сочетаться с его абсолютной, полной идентификацией с предметом своей любви».

Постепенно, набирая жизненный опыт, молодой человек открывает для себя, что любовное отношение к человеку- это моральное отношение к нему. С.Л. Рубинштейн писал : «Моральный смысл любви (любви мужчины и женщины) в том, что человек обретает исключительное существование для другого человека, проявляющееся в избирательном чувстве: он самый существующий из всего существующего. Быть любимым- это значит быть самым существующим из всего и всех.» Взаимная любовь в юности выступает как первейшая потребность девушек и юношей, как высшая форма общения, утверждающая существование другого человека.

Итак, общение со сверстниками другого пола, несет в себе в ранней юности возможность развиваться личностно и социально через игры, флирт и романтические отношения. Молодые люди учатся взаимной идентификации, открывая для себя невозможность своего существования как изолированного «Я» в сфере отношений мужчины и женщины. В случае любви любовная идентификация открывает юному человеку способность радоваться существованию другого, любимого человека. При этом развитая личность влюбленного не растворяется в другом, а, оставаясь достаточно обособленной и самоактуализированной, проявляет себя в высшей степени способной к любви.

Общение со сверстниками противоположного пола в высшем проявлении своего потенциала – школа социальных отношений и восхождения личности к вершинам своего «Я», к вершинам самоактуализации.

Юношеский возраст — возраст роста силы Я, его способности проявить и сохранять свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через противостояние с другими людьми юноши обретают четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.

Кон И.С. Дружба : Этико- спихологический очерк

Абрамова Г.С. Возрастная психология . Учебник для студентов – М.

Мухина В.С. Возрастная психология .Феноменология развития : учебник для студентов высших учебных заведений . Академия 2006 г.

Психология человека от рождения до смерти \ Под. Ред. Реана А.А. Москва Олма-пресс 2002 г.

Крайк Г. И Дон Бокум Психология развития 2005г.

works.doklad.ru

Психология дружбы и любви в юношеском возрасте

Работа сделанна в 2002 году

Психология дружбы и любви в юношеском возрасте — Реферат, раздел Психология, — 2002 год — Дагестанский Государственный Университет Кафедра Общей Психологии Реферат На .

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ ПСИХОЛОГИЯ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ II КУРСА ФИЯ БОРИСОВ РУСЛАН НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАВ. КАФЕДРОЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ДОЦЕНТ КИСЛОВА Г.И. МАХАЧКАЛА 2002 г. ПЛАН РЕФЕРАТА 1. ГРАНИЦА ДРУГ ПРИЯТЕЛЬ. 2. ЛЕГКО ЛИ НАЙТИ НАСТОЯЩНГО ДРУГА 3. КОГО ВЫБИРАЮТ В ДРУЗЬЯ. 4. ОСОБЕННОСТИ ДЕВИЧЬЕЙ ДРУЖБЫ 5. ЧТО РАНЬШЕ 6. ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ СТРАСТЬ. 7. ЛЮБОВЬ ДРУЖБА. 8. ЛЮБОВЬ ВОСТОК ЗАПАД. Дружба.

Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша это не любовь, а дружба. Ж Ж. Руссо. Дружба важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста.Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молоджи становятся более поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов и т.д. Высшие нравственные ценности а дружба во все времена считалась таковой всегда были дефицитными.

Психологические закономерности юношеской дружбы будь то е идеал или реальные свойства отличаются удивительной устойчивостью и проявляются в самых различных социальных и культурных средах.Другое дело, что дружба разных людей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации.

Возрастная динамика дружбы, как и прочих межличностных отношений, измеряется прежде всего степенью е избирательности, устойчивости и интимности. Рост потребности в интимном общении неизбежно психологизирует понятие дружбы. Все эти качества с переходом от детства к отрочеству и от отрочества к юности возрастает.Если школьники и младшие школьники не разграничивают дружбу и товарищество, то подростки уже считают дружбу исключительным, индивидуальным отношением.

Группе подростков было дано такое задание дописать незаконченное предложение Друг и приятель не совсем одно и то же, т.к Некоторые подчркивали близость и доверительность дружбыдруг знает о тебе вс, с приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь другу.Остальные отмечали большую прочность, устойчивость дружбы друга выбирают на всю жизнь, взаимопомощь приятель подведт, друг никогда Ещ более рельефную картину дат распределение ответов по предложению Друг это тот, кто В предложениях не связанных рамками сравнения, преобладают два мотива требование взаимопомощи и верности и ожидание сочувственного понимания со стороны друга.

Если дружба и приятельство разграничиваются более или менее строго, то число друзей не должно быть особенно велико, один два максимум. Эта гипотеза находит сво подтверждение. Число друзей с 7 по 10 классы уменьшается, а приятелей возрастает.Это свидетельствует о растущей индивидуализации и избирательности дружбы. Рост избирательности дружеских отношений сопровождается ростом их устойчивости, поэтому самый важный сдвиг в психологии дружбы переходного возраста рост е глубины и психологической интимности.

В сфере межличностных отношений это выражается в росте терпимости ссора, которая у младших подростков означала бы конец дружбы, в юности воспринимается как частность, которой можно пренебречь ради сохранения более глубокой общности.Юношеская дружба по своей природе полуфункциональна, этим в первую очередь объясняется многообразие е форм от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия.

Но в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит какая-то совместная деятельность, дружба является прежде всего эмоциональной привязанностью. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека.Очень интересно, какой тип alter ego второе Я выбирают старшеклассники.

Юноши и девушки 15 16 лет тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослыми для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со старшим иногда принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала. Но потребность в дружбе со сверстником ещ сильнее.Отвечая на вопрос Человека какого возраста вы предпочли бы иметь своим ближайшим другом старше себя, своего возраста или младше — юноши всех возрастов отдают решительное предпочтение сверстнику 75-80 всех ответов, реже старшему от 11-12 до 18-19 и совсем редко от 1-4 младшему.

У девушек на первом месте тоже стоит ровесница, однако девушки значительно чаще, чем юноши отдают предпочтение старшим, а младших же не выбирают вовсе.Каков психологический смысл этих рассуждений и ориентаций Возраст идеального друга приоткрывает некоторые, не всегда осознаваемые психологические потребности. Ориентация на сверстника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям.

Дружба с ним основывается на принципе сходства и равенства С другом моего возраста мне легче общаться Ему можно вс сказать, не боясь насмешек С ним я свободней, я могу показаться ему как есть, не стараясь выглядеть умнее.Выбор более старшего друга выражает, напротив, потребность в примере, опеке, руководстве. Здесь преобладают ссылки на то, что Старший может служить образцом Может поделиться опытом, рассказать о том, чего я ещ не знаю На него можно положиться, т.е. подчркивается момент зависимости.

Но почему так редко встречается ориетация на младшего Потребность в общении с младшим, желание быть вожаком у них, делиться опытом, опекать отнюдь не редкость в юношеском возрасте. Общение с младшим, позволяя юноше проявить положительные качества и почувствовать себя взрослым и значительным, благотворно влияет на его самоуважение.Но как ни приятно юноше чувствовать себя сильным и нужным, этот тип отношений вс-таки не отвечает его представлению о дружбе.

Хотя общение с младшим и важно, оно воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками, чем как е альтернатива. У тех, кто дружит исключительном с младшими, выбор в большинстве случаев вынужденный.Либо это следствие отставания в развитии, когда по кругу интересов и поведению юноша объективно ближе к младшим, чем к сверстникам, либо результат каких-то психологических трудностей застенчивости, боязни соревновательности, особенно свойственной мальчишеским компаниям, несоответствия уровня притязаний и возможностей и т.п. Перенос эмоциональной привязанности на младших в этом случае компенсаторный.

Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду юношеских привязанностей. На вопрос Часто ли встречается настоящая дружба среди ваших сверстников от 45 до 72 старшеклассников ответили, что редко, причм доля оптимистических ответов снижается.Это говорит прежде всего о повышении уровня требований к дружбе о об усложнении е критериев.

Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности ними в юности максимальна и значительно превосходит все прочие взаимоотношения. От друга юноша ждт не только оценок близких к его собственной самооценке, но и превышающих е. В действительности вс происходит точно так же. Это служит косвенным подтверждением мысли о том, что одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности.Юношеская дружба уникальна так же и в возрастном плане.

Как первая самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, она не только предвосхищает е, но отчасти включает е в себя. Однако в дружбе юношей отчтливо проявляются и противоречия этого возраста. Известная неопределнность и неустойчивость представлений о собственном Я рождают желание проверить себя путм разыгрывания каких-то несвойственных ролей, рисовки, самоотрации.Юноша страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир. Но беда не столько в недостатке средств, сколько в реальной неясности, незавершнности своего Я. По этому поводу метко выразился американский психолог Э. Дауван, сказав Юноша не выбирает дружбу, его буквально втягивает в него. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств их объекта.

При всей их исключительности, дружеские отношение в таких случаях обычно кратковременны.Людей выбирают в качестве объектов, а затем бросают, нисколько не заботясь об их чувствах, заменяя другими лицами.

Оставленные объекты быстро и полностью забываются, но форма отношения к ним обычно воспроизводится в отношении к новому объекту вплоть до мельчайших деталей, с точностью, похожей на одержимость. Юность эмоциональна старшеклассники бурно увлекаются новыми людьми, идеями, делами. Хотя эти увлечения порой непродолжительны, они помогают в короткий срок пережить и освоить много нового.Сам того не желая, юноша превращает в объект наблюдения не только других людей, но и собственные чувства и переживания.

Даже в первой любви его увлекает не столько объект, сколько собственные переживания по этому поводу. Подростковый и юношеский эгоцентризм суживает возможности межличностной коммуникации, порождает своеобразную псевдоинтимность, когда при внешней близости друзья фактически не слышат друг друга.Однако это связано с какими-то новыми моментами в жизни подростков и при частом искреннем общении повышается самораскрытие и понимание юношами друг друга. Безудержная откровенность очень ценится в начале дружбы, но в момент ссоры интимные признания используются для того, чтобы глубже уязвить друг друга.

Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. Коммуникативные свойства весьма устойчивы. Прежде всего надо отметить половозрастные особенности.Судя по имеющимся данным, потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девочек в полтора-два раза раньше, чем у мальчиков, и девичья дружба вообще более эмоциональна.

Девичьи критерии дружбы тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские, девочки чаще испытывают дефицит интимности. Мотив понимания в определения дружбы выражен у девочек в всех возрастах более сильнее, чем у мальчиков, да и само это слово они наполняют не совсем одинаковым содержанием.В общении с подругами у девушек сильнее, чем у юношей, звучат интимные темы. Эти различия весьма существенны, но нужно подчеркнуть, что они являются не только половыми, а половозрастными.

Дело не только в том, что женщины вообще более эмоциональны, придают большее значение межличностным отношениям и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девочки раньше созревают, у них раньше проявляются сложные формы сознания, а следовательно, и потребность в интимной дружбе. Индивидуально-типологические особенности дружбы, проявляющиеся, в частности, в степени е глубины и исключительности, изучены слабо.Важным фактором является, по-видимому, темперамент импульсивные люди легче раскрываются перед другими, и это вызывает ответный эмоциональный отклик, облегчая установление дружеского контакта.

Есть люди, у которых потребность в психологической дружбе вообще мало развита это бывает следствием не только эгоизма или эмоциональной бедности, но и гипертрофии мотива достижения человек, целиком поглощнный предметной деятельностью, уделяет меньше внимания собственным переживаниям и окружающим людям.Одна из самых распространнных проблем юношеского возраста застенчивость, однако благоприятный внутриколлективный климат и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолеть застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую ценность.

Вопрос о соотношении генезиса самосознания и психологической интимности стал предметом спора двух американских психологов Э.Г. Эриксона и Г.С Саллливэна.По мнению Эриксона, становление идентичности, т.е. целостного самосознательного Я, предшествует вызреванию у личности способности к устойчивой психологической близости с другим челловеком.

Только когда формирование идентичности в основном завершено, становится возможной истиная интимность, которая фактически является одновременно и слиянием, и противопоставление индивидуальностей Юноша, который не уверен в своей идентичности, избегает межличностной интимности или же склонен к такой интимности, в которой есть только видимость совместимости, но без подлинного слияния или реального самозабвения.

Одним словом, Эриксон считает, что прежде человек должен завершить строительство своего Я, а затем заводить друзей.В противоположность Эриксону, Салливэн полагает, что именно психологическая интимность, подтверждение и одобрение со стороны близкого человека открывает личности е истинную сущность и позволяет обрести устойчивое Я. Поэтому он придат особое значение близкой дружбе юношей, видя в ней средство формирования отзывчивости к переживаниям другого и общей альтруистической установки.

Таким образом, именно друг позволяет человеку построить сво Я. В целом возрастная динамика дружбы не может быть понята без учта того, кто, с кем, как и по какому поводу общается. И грани между юношеской и взрослой дружбой неизбежно становятся подвижными и условными. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Мы рассмотрели важнейшие социально-исторические и психологические закономерности дружбы, стараясь всюду, где только возможно, опираться не на общие рассуждения, а на строгие факты науки.Сама потребность в дружбе нравственная потребность, которая возвышает личность, делает е добрее, гуманнее, щедрее к людям.

Как писал В.А. Сухомлинский, именно дружба является одной из сфер воспитания любви к человеку, взаимного уважения, ощущения тончайших душевных движений в другом человеке. Нравственный кодекс дружбы воплощает выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения. И степень реализации этого идеала во многом зависит от наших усилий.Любовь.

Любовь более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее, и тем не менее только в последние несколько лет любовь стала серьезной исследовательской темой в социальной психологии. Интересен тот факт, когда у людей спрашивают, почему они дружат с кем-либо или что их привлекает в партнере, большинство с готовностью дают ответ Мне нравится Хелен, потому что она нежная, остроумная, начитанная.Такие объяснения оставляют в стороне то, что социальные психологи считают самым важным нас самих.

Говоря, что кто-то привлекателен, мы имеем ввиду, что он привлекателен для кого-то, то есть для самих. Поэтому более точным с психологической точки зрения был бы ответ Мне нравится Хелен, потому что мне нравится то, что я чувствую, находясь рядом с ней.Нас привлекают такие люди, и мы получаем от этой близости удовольствие.Первое, что мы должны сделать, приступая к научному изучению романтической любви это решить как ее определять и измерять.

Элизабет Баррет Браунинг поставила точно такой же вопрос Почему я тебя люблю Давай взглянем на причины. Представители социальных наук выявили самые разные причины. Психолог Роберт Стернбегр рассматривает любовь как треугольник, тремя сторонами которого разные по длине являются страсть, интимность и преданность.Социолог Джон Алан Ли и психологи Клайд Хендрик и Сьюзон Хендрик идентифицировали три основополагающих любовных стиля eros страсть, ludus игра, storge дружба, которые, подобно основным цветам спектра, комбинируются и образуют вторичные любовные стили.

Некоторые стили, в частности eros, предполагают высокую степень удовлетворенности отношениями, другие такие, как ludus чаще приносят меньшее удовлетворение. Некоторые любовные стили характерны для всех любовных пар взаимопонимание, взоимоподдержка, удовольствие от общения друг с другом. Некоторые элементы являются отличительными чертами.Если мы испытываем страстную любовь, мы выражаем это физически. Мы считаем эти отношения исключительными, просто очарованы нашим партнером, это можно увидеть по нашим глазам.

Рубин нашел этому подтверждение. Он предложил свою шкалу любви сотням молодых пар из числа студентов мичиганского университета. Он наблюдал за находящимися в приемной слабо любящими и сильно любящими парами через стекло с односторонним зеркальным покрытием.Полученный результат его не удивил сильно любящие пары почти не обращали внимания на окружающих и главным образом не сводили глаз друг с друга.

Любовь-страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Элайн Хатфилд определяет ее как состояние не преодолимого желания соединиться с любимым. Если чувство обоюдное, мы переполнены любовью и испытываем радость, если нет она опустошает нас и приводит в состояние отчаянья.Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и унынья, радостного трепета и тоскливой удрученности. Страстная любовь понимается как состояние влюбленности.

Если кто-то говорит Я тебя люблю, но я в тебя не влюблена, это означает Ты мне нравишься. Я о тебе забочусь. Я думаю, что ты замечательный. Но сексуально меня к тебе не влечет. Иными словами Я чувствую по отношению к тебе storge любовь-дружбу, но не eros страсть. Любовь-страсть состояние мощного влечения к союзу с другим человеком.Страстные любовники целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешно, когда ее теряют.

Есть ли какие-либо различия между мужчиной и женщиной переживаний чувственной любви Изучение мужчин и женщин, начало влюбившихся, а потом разлюбивших, дало поразительные результаты. Большинство людей, включая автора следующего письма исходят из предположения, что женщины влюбляются с большей готовностью.Дорогой доктор Бразерс, Вы, наверное, тоже скажете, что это не достойно девятнадцатилетнего парня влюбляться так сильно, что кажется, весь мир перевернулся.

Похоже, я сумасшедший, потому что со мной уже несколько раз так бывало живешь себе живешь, и вдруг любовь сваливается как снег на голову. Мой отец заявляет, что так влюбляются только девчонки, с парнями такого не происходит, по крайней мере, не должно происходить. Я уже не могу измениться, и это меня беспокоит.Макс. Макса следует успокоить, потому что многочисленные исследования свидетельствуют о том, что именно мужчины более влюбчивы, экспрессивны и иногда на основе этого совершают необдуманные поступки.

Кроме того, мужчины, похоже, медленнее выходят из состояния влюбленности. И, в отличие от женщин, менее склонны разрывать отношения, когда дело уже идет к женитьбе. Однако влюбленные женщины эмоционально вовлечены в любовные отношения едва ли не более сильно, чем их партнеры, и именно они более склонны говорить, что чувствуют эйфорию, приятное головокружение и беззаботность, что они как будто парят в облаках.В отличии от мужчин, они более склонны фокусировать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере.

Мужчин же более занимает игровая и физическая сторона их отношений. Страстная любовь, какой бы она не была пылкой, в конце концов неизбежно угасает. Чем продолжительней взаимоотношения, тем меньше эмоциональных подъемов и спадов. Страстная любовь может сохраняться в течение нескольких месяцев, иногда пару лет, но никакая страсть не может быть вечной.Сильное влечение друг к другу, романтическая взволнованность, чувство головокружительного парения в облаках сходит на нет. После двух лет замужества супруги говорят о вдвое меньшей влюбленности друг в друга, чем в то время, когда они были молодоженами.

Если же тесная связь продолжается, она становится более ровной и устойчивой и даже сохраняет легкую романтическую подсветку. Такую связь Хатфилд называла любовью-дружбой.В отличие от бурных эмоций чувственной любви, любовь-дружба звучит на более низких тонах — это глубокая и нежная привязанность.

Таким образом, когда двое людей соединяются, их сердца объяты пламенем, ими владеет великая страсть. Спустя какое-то время пламя угасает, и с этим ничего не поделаешь. Двое продолжают любить друг друга, но уже по-иному с теплотой и преданностью. Страсть обречена на угасание. После окончания любви-страсти любовники, разведенные с удивлением замечают, насколько пустой кажется жизнь без человека, которому они уже давно перестали испытывать страстную привязанность.Сосредоточив свое внимание на том, чего им не хватает, они перестали замечать, что имеют на самом деле. Здесь следует рассмотреть ритм чувственной любви у тех, кто вступил в брак по расчету и по любви.

Уша Губта и Пушпа Сингх попросили 50 семейных пар в Индии заполнить шкалу любви Зика Рубина и выяснили, что те, кто женились по любви сообщили об угасании любовного чувства, если их брак продолжается более 5 лет. Те же, кто женились по расчету, напротив, отмечали усиление чувства по сравнению с тем периодом, когда они были новобрачными.

Охлаждение страстной романтической любви зачастую приводят к разочарованию, в особенности тех, которые считали такую любовь необходимой, как для заключения брака, так и для его стабильности в дальнейшем.Вполне возможно ослабление завороженности друг другом является естественным адаптивным процессом, призванным обеспечить жизнеспособность вида. Подводя итог, хочу привести слова Марка Твена Ни один мужчина и ни одна женщина понятия не имеют о том, что такое любовь, пока они не проживут вместе в браке четверть века. И если чувство было сильным и обоюдным, дружеская любовь укрепляется.

Любовь-дружба нежность, которую мы чувствуем к тому человеку, жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной. Жениться на женщине, которую любите вы и которая любит вас все равно, что держать с ней пари относительно того, кто кого разлюбит первый.Альбер Камю. После обучения в Америке выпускницам возвращается на Родину в Индонезию и пишет своему преподавателю Не знаю скоро ли я выйду замуж.

Так уж случилось, что время последнего года обучения в Штатах я по настоящему влюбилась в брата лучшей подруги. Я бы очень хотела выйти за него замуж, но у нас замужество не обязательно подразумевает любовь. Если моей семье не понравится мысль о том, чтобы я вышла замуж за этого юношу, мне останется только подчиниться их воле. Просто подчиниться, если я хочу быть хорошей мусульманкой. Если это случится я не знаю, что дальш6е сделаю.Но что бы не случилось я знаю, что свидание в моей жизни больше не будет.

Кто-нибудь из членов моей семьи или родственников познакомит меня с сыном хорошо известного им человека. Я буду иметь право говорить с ним, видеться 3-4 раза и после этого мне будет достаточно сказать да, однако я имею право и отказать. Я действительно верю, что, если у человека доброе сердце, любовь придет сама, естественно и красиво.На Западе же в большинстве случаев девушка в праве сама выбрать себе парня, встречаться с ним столько, сколько она захочет, а уж потом, при ее желании, выйти за него замуж.

Вот принципиальное отличие вопроса любовь Запад Восток. Использованная литература 1. И.С.Кон, Дружба психологические очерки. 2. И.С.Кон, Психология юношеского возраста. 3. Майерс, Социальная психология 6-е международное издание.

allrefs.net