Определение самооценки личности

Лабораторная работа № 8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Цель работы: а) обучить студентов количественной методике изучения личности учащихся; б) сформировать умения и навыки психологического изу-

чения личности; в) развить у студентов интерес к исследовательской работе в

Содержание занятия: 1. Определение предмета исследования и обзор

состояния проблемы. 2. Методика проведения самостоятельного психологического исследования личности, обработка, анализ и интерпретация результатов.

3. Соотношение уровня самооценки с характером учебной деятельности и уров-

нем притязаний личности.

Основные теоретические положения Н

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопо-

знания, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в

й превращение его в «Я» субъекта, в

Феноменом является самопознание

Как научное понятие Я-

вошла в обиход специальной литерату-

быть потому в литературе, как отечественной,

ры сравнительно недавно,

так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему на-

– понятие менее нейтральное, вклю-

ходится самосознание. Но Я-

чающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система

представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осоз-

, интеллектуальных и других качеств, так и самооцен-

ка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних сопряженная факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии,

серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о самом себе,

с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто

называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением

себе к или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или приняти-

ем себя. Я-концепция, в сущности, определяет не только то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и важный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение, которое накладывает отпечаток на все жизненные проявления человека с раннего детства до глубокой старости. Первона-

чальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. У С момен-

та своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступаю-

щим в трех функционально-ролевых аспектах:

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно

другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать

которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие Б в противоречие с

различные действия, которые способствовали и бы восстановлению утраченного

равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласован-

ности является то, что человек думает о самом й себе.

2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции за-

ключается в определении характера индивидуальной интерпретации опыта, т.к.

у человека существует

тенденция не только регулировать на основе

себе свое поведение, но и интерпретировать

3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет

также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно про-

изойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом опреде-

ляющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости,

и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие

же, что они никому не нужны, не могут нравиться, ведут себя исходя из неправильной предпосылки, ошибочно интерпретируют реакции окружающих. Мно-

исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-

концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к раз-

гие личным областям поведения.

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы

будем пользоваться схемой, предложенной Р. Бернсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой – упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы (рисунок 8.1) .

о том каким меня

Рисунок 8.1 – Структура Я-концепции

На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой – осознает себя как один из элементов действительности, У. Джеймс, первый из психологов начал разрабатывать про-

блематику Я-концепции; глобальное, личностное Я ( Self ) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я-сознающее» (I) У и «Я как

объект» (Ме ). Это – две стороны одного целого, существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, а другая – содержание Т этого опыта

(Я как объект). Однако не следует забывать об условности такого разграничения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической Н моделью. Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве Б от сознания. Поэтому в ре-

альной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое целое. «Я как объект» существует лишь в процессах cознавания и является

studfiles.net

Понятие самооценки личности в психологии (стр. 1 из 2)

Министерство образования и науки РФ

Башкирский государственный педагогический университет

студенка 402 группы ФП

Калимуллина Л. Р.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

К. Марксу принадлежит справедливая мысль: смотрится, как в зеркало, в другого человека, лишь отнесясь к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. Каков же психологический механизм этой проверки?

Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной характеристики.

Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быт сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т. е. определено его “Я идеальное” ) с его “Я текущим”, т. е. рядом качеств расположенных в той последовательности, в которой они данному человеку представляются выраженными у него самого.

Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном “Я”, а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность судить о том, каков “Я-образ” в количественном выражении.

Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода “внутренний манометр”, показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется эта конфликтность может проявляться по-разному.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка м. б. и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Выше упоминалось об эффекте неадекватности. Это психологическое состояние возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные преставления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно: коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения и главным, стратегическим целям, рассчитанным на свою жизнь.

mirznanii.com