Описание уровней самооценки

Необходимая информация

Цели ведения портфеля:

1) показать таланты и лучшие работы учащегося;

2) развивать у учащегося навык рефлексии по поводу проделанной работы;

3) дать возможность учителям понять, какие курсы и задания оказали наибольшее влияние на учащегося, и лучше понять его личность.

1) углубление взаимопонимания среди граждан Европы;

2) уважение разнообразных культур и стилей жизни;

3) защита и развитие лингвистического и культурного разнообразия;

4) развитие полиязычности на протяжении всей жизни;

5) формирование способности самостоятельно изучать языки;

6) создание прозрачных программ изучения языков;

7) развитие мобильности благодаря чёткому описанию языковых навыков.

1) самооценки (учащийся оценивает свой языковой уровень с целью совершенствования специфических умений и навыков);

2) оценки (отслеживает реальный языковой уровень учащегося);

3) педагогическая (учитель отслеживает самостоятельную, внеаудиторную работу учащегося и совершенствование его языкового уровня) «Одной из основных педагогических функций этого документа является помощь в развитии умений самостоятельно овладевать неродными языками»;

4) образовательная (позволяет развивать индивидуальные языковые способности учащегося, работать с одарёнными детьми, повышать их внутреннюю мотивацию к самостоятельному изучению языков на протяжении всей жизни).

В современной практике преподавания иностранных языков эффективно используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:

— Языковой портфель как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком и уровня владения изучаемым языком (Self-Assessment Language Portfolio);

— Языковой портфель как инструмент автономного изучения ИЯ (Language Learning Portfolio) — данный вид языкового портфеля может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению (Reading Portfolio), языковой портфель по аудированию (Listening Portfolio), языковой портфель по говорению (Speaking Portfolio), языковой портфель по письму (Writing Portfolio), языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);

— языковой портфель как инструмент демонстрации учебного продукта — результата овладения иностранным языком (Administrative Language Portfolio);

— языковой портфель как инструмент обратной связи в учебном процессе по иностранному языку (Show Case, Feedback Language Portfolio);

— многоцелевой языковой портфель, отражающий различные цели в области овладения иностранным языком (Comprehensive Language Portfolio).

При изучении иностранного языка самооценка может иметь три разных цели. Первое — это сам процесс изучения. Учащиеся должны уметь оценить свои общие успехи, достижения на определённом этапе, насколько успешно они выполняют свои индивидуальные учебные задачи и специальные учебные цели. Второе — это коммуникативное владение языком в терминах шкал и дескрипторов Совета Европы. Третья цель самооценки — это лингвистическая компетентность — слова, которые он знает, которые он использует, звуки, которые он может произнести.. Учащимся это может показаться более трудным, чем оценка коммуникативных умений. Но если они не разовьют в себе способность самооценки этого вида, то как они смогут контролировать, исправлять и улучшать свою речь? В этом случае хороша работа на исправление ошибок друг у друга в разных видах заданий и в своих собственных работах. Но понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он мог бы сверить собственные достижения в различных сферах деятельности. Под словом рефлексия мы понимаем сознательное и сосредоточенное размышление о чём-либо. Понятно, что это кажущееся простым определение относится к комплексной сфере ментальных действий. Ведь изучая язык, мы размышляем о языковых фактах, способах его изучения и употребления. Более того, мы можем размышлять об этом до того, как мы приступаем к учебной деятельности и к выполнению какой-либо коммуникативной задачи (планирование), в процессе выполнения какого-либо вида учебной работы или задачи (контроль) или после выполнения (оценка). Европейский языковой портфель вовлекает учащихся во все эти три вида рефлексии.

Формированию необходимых навыков в рефлексии эффективно и помогает российский вариант европейского языкового портфеля, в основу которого положены такие документы Совета Европы, Общеевропейские концепции владения иностранным языком, Европейский языковой портфель.

Общеевропейская система оценки знания иностранных языков — CEFR

CEFR (COMMON EUROPEAN FRAMEWORK of Reference) — Общеевропейская компетенция владения иностранным языком — этот документ, представляет собой общеевропейскую систему оценки знаний ИЯ. Данный документ был создан Советом Европы (Council of Europe) совместно c ALTE (The Association of Language Testers in Europe) для стадартизации различных национальных образовательных систем единой Европы. Созданный в 1986 — 1996 гг., этот документ начал применяться по всей Европе с ноября 2001 года.

CEFR (COMMON EUROPEAN FRAMEWORK of Reference) — описывает тематическую и языковую наполненность и критерии оценки всех шести уровней: А1, А2, В1, В2, С1, С2. Описания уровней были построены на разработках J. A. van Ek и J. L. M. Trim, которые были изложы в четырех книгах -Breakthrough, Waystage 1990, Threshold 1990, Vantage. Шкала уровней приобрела сегодняшний вид, после того как была дополнена и расширена новыми уровнями — С1 и С2.

studfiles.net

Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

1.1 Уровень притязания и самооценка как социально-психологические явления

1.3 Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний

ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи уровня притязаний и самооценка у подростков с их социальным положением в группе

2.1 Методология исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков

2.2 Методика исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

2.3 Результаты изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

На сегодняшний день проблема взаимосвязи уровня притязаний и самооценки стала едва ли не самой популярной в психологии. Ей посвящено огромное множество книг и статей. Именно проблема взаимосвязи уровня притязаний и самооценки становится все более актуальной в наше время. Она широко обсуждается в психологии, но возникает много проблем с изучением этих феноменов. Одной из проблем является то, что такое уровень притязаний и самооценки.

Изучением уровня притязаний занимались такие ученые как К. Левин, Дж. Фрэнк, Ф. Хоппе и другие. А изучением самооценки занимались такие ученые как У. Джемс, К. Левин, А.В. Захарова, Г.К.Валицкас и другие.

Так, термин «уровень притязаний» был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Дж. Фрэнк понимал под ним уровень трудности в знакомом задании, который индивид определенно берется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения в этом задании.

Для Е.А. Серебряковой уровень притязаний — это потребность в известной самооценке, принимаемой и одобренной человеком.

Ф. Хоппе определил уровень притязаний как модель ситуации выбора действия.

У. Джемс выделил две формы самооценки: самодовольство и недовольство собой. Он понимал под самооценкой сложное образование, являющееся производным элементом развития самосознания которое формируется в онтогенезе (возникает на определенном этапе).

В исследованиях К. Левина признается связь оценки себя и уровня притязаний.

По мнению, А.В. Захаровой самооценка — проекция осознаваемых качеств на внутренний эталон, сопоставление своих характеристик с ценностными шкалами. А с другой стороны самооценка — это гордость, самоуверенность, позитивная или негативная установка на себя.

Г.К. Валицкас предложил рабочее определение данного конструкта: Самооценка — это продукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определенными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов.

Особенно уровень притязаний и самооценка играют важную роль в формировании подростка как личность и связаны с формированием взаимоотношений с другими людьми. Как они влияют на социальное положение подростков в группе? Как взаимосвязаны уровень притязаний и самооценка?

Эти и другие вопросы нам предстоит изучить и поэтому целью нашего исследования является изучение взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе.

1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков.

2) Исследовать методики уровня притязаний и самооценки у подростков.

3) Соотнести уровень притязаний с уровнем самооценки с социальным статусом ученика в классе.

Объект: Уровень притязаний и самооценка подростков.

Предмет: Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки с их социальным положением.

Гипотеза: Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки у подростков существует, но не всегда уровень притязаний и самооценка зависят от социального статуса ученика.

Метод теоретического анализа литературы.

Метод опроса (исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан).

Методы качественной и количественной обработки данных.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав с выводами. Основные итоги исследования отражены в заключении. Далее идет список использованных источников, приложение.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе.

Уровень притязаний и самооценка как социально-психологические явления.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе все больше внимания уделяется рассмотрению проблемы уровня притязаний, оказывающий значительное влияние на формирование человека как личность.

Термин «уровень притязаний» был введён в школе немецкого психолога К.Левина. Появление данного феномена было связано с опытами Т. Дембо. Если поставленная цель была слишком сложной для обследуемого, то он ставил перед собой более лёгкую задачу, приближённую к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам. Вот эта промежуточная цепь и была названа уровнем притязаний.

Существует множество определений данного явления. Так, Дж. Фрэнк понимал под ним уровень трудности в знаковом задании, который индивид определенно берётся достигнуть, зная предыдущий уровень своего предыдущего выполнения в этом задании.

Для Е.А. Серебряковой уровень притязаний—это потребность в известной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком [1, с.15].

В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. В соответствии с этим есть более современное определение этого понятия.

Уровень притязаний — стремление достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Уровень притязаний может быть частным, когда в основе его лежит самооценка в соответствующей области, например, достижения в спорте или занять определенное место в семейных отношениях.

Но он также может носить общий характер, то есть относиться прежде к тем областям, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В его основе лежит целостная оценка себя как личности [2, с.737].

На уровень притязаний оказывают влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь) либо неадекватно завышенным, заниженным.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели, возможен при низкой самооценке, но также и при высокой самооценке.

Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, может приводить к частым неудачам , к разочарованию, фрустрациям [3, с. 309-310].

Формирование уровня притязаний определяется оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровня притязаний наглядно прослеживается в учебной деятельности. Повторяющиеся неудачи, как правило, приводят к снижению уровня притязаний и к общему снижению уровня самооценки.

Существует зависимость уровня притязаний от эмоциональной устойчивости, силы нервных процессов. Занижение уровня притязаний характерно для тех, кто отличается меньшей эмоциональной устойчивостью.

Уровень притязаний следует учитывать в процессе воспитания, так как его соответствие возможностям учащегося – одно из условий совершенного развития личности.

Исследование уровня притязаний имеет большое значение в медицинской психологии, педагогике и педагогической психологии, социальной психологии и психологии управления и в других отраслях [4, с. 218 — 212].

Итак, было установлено, что уровень притязаний имеет много значений. Одно из значений это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний может носить как частный, так и общий характер. На уровень притязаний оказывают влияние успехи и неудачи на жизненном пути. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой.

В соответствии с этим может быть завышенным или заниженным, адекватным или неадекватным. Может применяться в различных областях знаний, например, в педагогике, в социальной психологии и в других областях знаний.

Большую роль в становлении личности человека играет самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и отношения к другим членам группы. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – с потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти своё место в жизни, утвердить себя как члена общества в своих глазах и в глазах окружающих. Именно адекватная самооценка способствует внутренней согласованности личности.

Разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя — весьма сложная задача. Вот поэтому необходимо разобраться, что представляет собой самооценка и какое влияние она оказывает на человека [5, с. 37].На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Так, У.Джемс был одним из первых исследователей, занимавшихся изучением самооценки. Он выделил две формы самооценки: самодовольство и недовольство собой. Под самооценкой он понимал сложное образование, являющееся производным элементом развития самосознания, которое формируется в онтогенезе (возникает на определенном этапе).

Г.К. Валицкас предложил следующее определение самооценки: Самооценка – это продукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определёнными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнетивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов [6, с.224 — 232].

Самооценка является системообразующим компонентом «Я – концепции».

Образ «Я» возникает на основе осознания человеком оценок себя как личности другими и на основе соотнесения оценок других о себе с оценками самого себя.

Самооценка способствует автономной мотивации деятельности и увеличивает ее эффективность. У личности вырабатывается потребность достижения стандарта референтной микрогруппы. Если этого не происходит, включается когнитивный диссонанс и личность уходит от негативных переживаний [7, с. 130 — 142].

С самооценки начинается самовоспитание. Человек должен знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности

Самооценка зависит от многих факторов. Это и уровень развития способностей и притязаний, и средний уровень оценок в коллективе и другие.

Источниками самооценки могут быть близкие друзья, товарищи по учебной группе, сравнение себя с другими малознакомыми или незнакомыми людьми, реальные возможности личности, реакция авторитетных старших и другие [8, с. 20 -21].

Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой. Многие исследователи такие как Е.И Савонько, Н.А. Гульянова рассматривают факторы, влияющие на устойчивость самооценки: сложность выполняемого задания, значение успеха, ориентация на оценку окружающих. Но эти факторы могут быть недостаточно точными, так как у одних людей повышения уровня трудности задачи и значимость неуспеха снижают устойчивость собственной оценки, а у других – нет. Так же чем стабильнее самооценка, тем меньше склонность к депрессивным состояниям.

Неустойчивая самооценка может быть связана с выраженной ориентацией на социум и неуверенностью в себе [9, с. 35 — 36].

Так же самооценка может быть высокой – низкой, адекватной – неадекватной, осознаваемой — неосознаваемой, уверенной и неуверенной и так далее.

В структуре самооценки существуют два взаимосвязанных компонента: когнитивный, содержащий знания человека о себе разной степени обобщенности, и аффективный (переживания человека том, что он узнает о себе).

Выделяют три вида самооценки и соответствующие им функции: прогностическую – оценка своих возможностей, своё отношение к ним; актуальную — оценка и основанная на ней коррекций действий; ретроспективная — оценка достигнутых уровней развития, итогов деятельности [10, с. 45-47].

Таким образом, самооценка играет большую роль в жизни человека. Под самооценкой Г.К. Валицкас понимал продукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определёнными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов. Самооценка входит в структуру «Я — концепция». Самооценка связана с потребностью в самоутверждении, стремлением человека найти себя в этой жизни. Она зависит от уровня развития способностей и притязаний. Самооценка может быть высокой и низкой, адекватной, неадекватной. Были выделены три вида самооценки: прогностическая, актуальная, ретроспективная. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, так как эти понятия оказывают влияние на социальное положение подростков в группе и на формирование подростка как личности и его взаимоотношений с окружающими.

1.2 Психологические аспекты формирования самооценки у подростков

Подростковый возраст – возраст перехода от детства к взрослости. Изменения происходящие в отношениях с родителями и сверстниками, в сфере когнитивных возможностей и в отношении к обществу в целом способствуют процессу поиска самого себя. Самооценка, отношения подростка к себе во многом определяют его поведения и успеваемость. Но все же, как самооценка формируется у подростков и как она влияет на него [11, с.70-74].

В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, способности, социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток очень уязвим и легко смущается. Подростков волнует, как примирить Собственное Я с идеальным Я.

По мнению К. Роджерса представление о себе, если Я в собственном восприятии и идеальное Я начинают сливаться, то подросток может принять себя, а если нет, то это может привести к психологическим проблемам [12, с. 223 — 224].

Также усиливается склонность к самонаблюдению, появляется эгоцентризм, несколько снижается общее самоуважение, изменяется самооценка некоторых качеств. Самооценка сильно зависит от стереотипов (каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина) [13, с. 160- 161].

Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления молодых людей сравнить себя со сверстниками у многих может наблюдаться снижение самооценки и чувства собственной значимости. Всё это может приводить к беспокойству и переоценке себя как личности [14, с.95].

Если в младшем возрасте самооценка отличается неустойчивостью, то у подростков она носит относительно устойчивый характер. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценки у него части возникают конфликты с окружающими. Самооценка оказывает влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, он может намечать программу самовоспитания. Подростку очень важно иметь свою оценку, собственное мнение [15, с. 181 — 182].

Также подросток переоценивает свои действия и поступки. Больше подросток ориентируется на мнение сверстников, товарищей, а учитель для него уже не является таким непререкаемым авторитетом, как раньше. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Подростки постоянно оценивают отношения и поведение учителей [16, с. 134 — 135].

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называется «воображаемой аудиторией». Он всё время открыт, что усиливает его ранимость [17, с. 201].

Из этого следует: чем богаче опыт и выше уровень мировоззрения человека, тем больше значение в его развитии приобретают обращение к себе, самооценка своих личностных качеств. В этом смысле самооценка выступает как относительно устойчивое представление личности о себе, которое является результатом многократного и многостороннего самооценивания [18, с. 25].

Самооценка тесно связана с социально – психологическим статусом подростка в группе. Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Исследования отечественных психологов показывают на наличие взаимосвязи самооценки и социально-психологического статуса. Она положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.

Так же было выявлено: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социальный статус в группе. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социальный статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму – в группу «отвергаемых».

Причину такого поведения некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. Они указывают, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций [19, с. 20-21].

В условиях, когда самооценка не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в самоуважении остаётся нереализованной, — развивается резкое ощущение личного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценки или даже превосходит её.

В такой среде подростка ценят и постоянно подтверждают это вербально и не вербально, что приводит к удовлетворению потребности в уважении и к состоянию комфорта от принадлежности к группе.

Самооценка получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности.

Подросток может попасть в асоциальную группу. Надо не просто вырвать подростка из одной группы; необходимо «подставить» ему вместо одной асоциальной группы другую – просоциальной ориентации. Новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила бы в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

Этот подход свидетельствует о том, что подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней низкое положение.

В этом случае переход личности в данную группу не сопровождается повышением статуса личности среди членов группы. Однако принадлежность к асоциальной группе удовлетворяет потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. В крайних случаях такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков – не членов группы [20, с. 52 — 54].

Таким образом, самооценка у подростков формируется под влиянием многих факторов. Сначала подросток оценивает себя с другими сверстниками, усиливается склонность к самонаблюдению. Стремление себя сравнить себя с другими может привести к снижению чувства значимости и самооценки. Подросток всё больше ориентируется на сверстников, а не на учителя. Самооценка тесно связана с социальным статусом подростка в группе. Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его социальный статус в группе, а может быть наоборот. Очень важно, что бы самооценка подростка нашла опору в социуме, а иначе это может привести к асоциальному поведению и негативным последствиям. При работе с подростками это нужно учитывать.

Самооценка и уровень притязаний являются довольно распространёнными конструктами, с которыми работают психологи. Однако в многочисленных работах, посвящённых изучению данных образований, неоправданно мало уделяется вопросу о характере взаимосвязи самооценки и уровня притязаний. Длительное время самооценка отождествлялась с уровнем притязаний или считалась его отражением в ситуации, связанной с постановкой цели, что позволяло исследователям использовать технику измерения притязаний для диагностики самооценки. Подобное применение показателей уровня притязаний обнаружило признаки рассогласования уровней названных конструктов.

На сегодняшний день изучено соотношение самооценки и уровня притязаний по параметру высоты и связь различных вариантов с рядом личностных особенностей. Обнаружено, что при гармоничном сочетании высотных характеристик самооценки и уровня притязаний может формироваться сбалансированная личность, а при дивергенции уровней последних может возникать внутренний дискомфорт, вызывающий повышение тревожности, агрессивности и так далее [21. с. 18-19].

Повышение притязаний выступает дополнительной мотивационной переменной, отражающейся в продуктивности деятельности. Именно поэтому при рассмотрении типа соотношения самооценки и уровня притязаний рассогласования обсуждаемых переменных по типу повышения уровня притязаний относительно самооценки даёт более высокую эффективность учебной деятельности по сравнению с типом некогерентным либо сочетанием анализируемых переменных на равном, среднем уровне.

Повышение самооценки и уровня притязаний позитивно отразиться на продуктивности деятельности. Дисгармоничный тип, а именно повышение уровня притязаний относительно самооценки при условии его адекватности, хоть и дает увеличение продуктивности учебной деятельности, но связан с ростом уровня тревожности, отрицательно сказывается на состоянии здоровья учащихся. Наиболее неблагоприятным типом сочетания является наличие средней самооценки и низкого уровня притязаний: оно не приводит к результативности учебной деятельности по причине ослабления мотивации школьников, но может увеличить рост заболеваемости школьников [22, с. 156 — 157].

Несоответствие высотных параметров самооценки и уровня притязаний порождается одной, общей для них разновидностью внутриличностного конфликта. Этот конфликт заключается в том, что актуальная самооценка, складывающаяся по текущим достижениям, не совпадает с тем внутренним эталоном, которых привычно реализовывался в прошлом или, будучи новым, удовлетворял бы субъекта. Притязания превышающее самооценку – это совладающая стратегия, ибо человек стремится фактическими достижениями утвердить желаемый уровень реальной оценки себя.

При подъеме самооценки над притязаниями доминирует защитная стратегия, направленная на избегание неудачи, угрожающей высоте декларируемой самооценки.

Стратегия совладания, выраженная в подъеме самооценки за счет достижения успеха в зоне высокой трудности, является адекватной, но не полностью эффективной из-за риска неуспеха, что может привести к повторному снижении самооценки и дальнейшему углублению конфликта. «Защитная» стратегия не является результативной по определению, поскольку избавляет субъекта только от возможного сею минутного неуспеха, но не допускает апробирования деятельностью заявленного уровня самооценки, оставляя конфликт неразрешенным и не выполняя функции совладания [23, с. 70 -71].

Было выявлено, что между самооценкой и уровнем притязаний существует взаимосвязь. Обнаружено, что при гармоничном сочетании самооценки и уровня притязаний может формироваться сбалансированная личность, а при несовпадении этих параметров — дискомфорт, вызывающий повышение тревожности. Так же это несоответствие может породить внутриличностный конфликт. А повышение самооценки и уровня притязаний может благоприятно отразиться на учебной деятельности, а может вызвать негативные последствия. При подъеме самооценки над уровнем притязаний может возникать защитная стратегия по избеганию неудач. Это во многом зависит от стремления человека к их преодолению и его способностей, которые повышают его самооценку и уровень притязаний.

Таким образом, при написании теоретической части нами были использованы различные источники. Было выявлено, что проблемы взаимосвязи уровня притязаний и самооценки занимаются многие ученые. Одной из главных проблем в изучении взаимосвязи уровня притязаний и сам оценки является то, что самооценка и уровень притязаний имеют много определений, но единого понятия нет.

Особенно важное значение самооценка и уровень притязаний играют в подростковом возрасте, так как у подростка появляется потребность в самоутверждении, стремлении найти себя в этой жизни. Было выявлено, что самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний может быть адекватным и неадекватным, завышенным или заниженным. Так же самооценка может быть адекватной, неадекватной, высокой или низкой. Были выделены три вида самооценки: прогностическая, актуальная, ретроспективная. Очень важно, чтобы самооценка нашла опору в социуме, а иначе могут быть негативные последствия как для подростка, так и для окружающих его людей.

При благоприятном сочетании уровня притязаний и самооценки может формироваться сбалансированная личность, а при несовпадении их – дискомфорт, вызывающий повышение тревожности. Очень важно, что бы самооценка и уровень притязаний не превышали друг друга, потому что если будет наоборот, то это будет негативно сказываться на учебной деятельности и на здоровье подростков. Самооценка и уровень притязаний оказывают влияние на социальное положение подростков в группе и на формирование подростка как личность и его взаимоотношения с окружающими.

Поэтому для полного исследования проблемы взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков и как они связаны с их социальным положением в группе нам необходимо провести опытно-экспериментальную часть, которая даст ответы на все интересующие нас вопросы.

ГЛАВА 2 Эмпирическое изучение взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

2.1 Методология исследования уровня притязаний и самооценки у подростков

В нашей работе были использованы следующие методы исследования.

В первой главе был использован метод теоретического анализа. Нами были использованы следующие источники: научная литература, научно-информационная, справочная литература. Это, например: учебные пособия по общей психологии, возрастной и педагогической психологии, по социальной психологии. Статьи по психологии, психологический словарь.

Проанализировав эти источники, мы видим, что проблема взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе является действительно актуальной и требующей тщательного исследования. Изучение и анализ литературы служит для ознакомления с фактами, характеризующими историю и современное состояние проблемы, помогает глубже ее осознать, выявить какие стороны ее мало или совсем не изучены.

Поэтому наше исследование включает в себя введение, где обосновывается актуальность проблемы с выделением основных этапов исследования: цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования.

В конце теоретической части был сделан вывод, который отразил кратко анализ по изучаемой проблеме.

Во второй главе для изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе мы использовали метод опроса — исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, провели социометрию, а после — метод качественной и количественной обработки данных. Практическая часть включает описание экспериментального исследования, обоснование его методов, анализ результатов, обработку и интерпретацию полученных данных, выводы.

После теоретической и практической части следует заключение, список использованных источников, приложение.

В практической части для изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе мы использовали методику «Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (Приложение 1), а затем провели социометрию.

Для начала мы дадим характеристику методу опроса.

Опрос — исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.

Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интервью (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса).

Интервью — разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов.

По цели, которую стремится реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и интервью документальное, связанное с установлением фактов.

Анкетирование — разновидность опроса, в котором достигаются те же цели на основе письменных ответов респондентов.

Каждая из этих форм имеет сильные и слабые стороны. Сильные стороны устного опроса — в живом контакте исследователя и испытуемых, в возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, оперативной диагностики достоверности и полноты ответов.

Сильные стороны письменного опроса — в возможности охватить исследованием большое количество опрашиваемых и выявить массовые явления, на основе анализа которым устанавливаются факты.

Слабой стороной устного опроса оказывается возможность внушения испытуемым позиции исследования и трудность охвата опросом широкого круга лиц.

Слабой стороной анкет являются их стандартный характер, отсутствие живого контакта исследователя с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.

При использовании опроса очень важна однозначная, ясная, четкая постановка вопроса. Нельзя задавать вопросы подсказывающего характера. Вопросы косвенные, выявляющие интересующие исследователя оценки, отношения, мнения через сведения об иных объектах, отношениях более результативны.

При подготовке и проведении опроса, как при использовании любого исследовательского метода, предназначенного для сбора эмпирического материала, следует учитывать данные, полученные другими исследователями. Совокупность имеющихся данных и предположения о возможных изменениях в связи с особенностями социальной ситуации, нового периода развития позволяет подготовить вопросы письменного и устного опроса адекватные поставленным исследовательским задачам.

Вопросы бывают открытого и закрытого типа. Открытые вопросы требуют самостоятельного формулирования ответа.

Вопросы закрытого типа требуют ответа «да» или «нет», а также испытуемые должны выбрать из предложенных готовых ответов.

Вопросы и вопросники полузакрытого типа: ответ можно выбрать из предложенных вариантов ил сформулировать свой собственный ответ.

Полученные письменные ответы анализируются, обрабатываются методом математической статистики и могут служить основой для получения ориентировки. В проблеме и формирования выводов. Опрос проводится анонимно и включаются в него общие оценки (пол, возраст, стаж, должность и другие) [24, с. 11-12].

Социометрия (социометрический тест) представляет собой одну из разновидностей опроса, направленную на изучение внутри коллективных и межколлективных связей, путём выявления отношений между членами группы.

Социометрический тест позволяет выявлять:

— степень сплочённости, разобщённости группы;

— социометрический статус члена группы;

— внутренние подсистемы, сплочённые подгруппы, во главе которых могут стоять неформальные лидеры.

Специфика данного метода состоит в том, что он не может быть анонимным. Испытуемый может лишь закодировать собственный бланк (социологическую карточку) ответов, однако код в любом случае должен быть известен исследователю, проводящему опрос.

Выделяют две формы проведения социометрической процедуры:

непараметрическая (число выборов не ограничено);

параметрическая (число выборов ограничено).

К достоинствам непараметрической формы можно отнести:

а) возможность выявить эмоциональную экспансивность группы;

б) рассмотреть всё многообразие межличностных связей группы;

Недостатки непараметрической формы:

а) вероятность получения случайного выбора;

б) сложности в обработке полученных данных.

Процедура социометрического опроса.

Процедура включает в себя ряд этапов.

Подготовительный этап. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и социально-демографическими характеристиками группы.

Первый этап. Основная задача — замотивировать испытуемых для проведения дальнейшего опроса. На этом этапе формируется содержание социометрических примеров.

Второй этап. Проведение собственного опроса: инструктирование, раздача социометрических карточек, их заполнение опрашиваемыми и сбор карточек. Каждый член группы должен ответить на вопросы, сформулированные в социометрической карточке, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими. Сам опрос может происходить как в письменной, так и в устной форме.

Этап обработки. Обработка информации, представление её в свёрнутом виде, проверка надёжности полученных данных.

Завершающий этап. Получение выводов и рекомендаций [25, с. 130-141].

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками личных качеств, такие как здоровье, способности, характер и так далее. Обследуемым предлагается на вертикальным линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, то есть уровень развития этих же качеств, который бы их удовлетворял. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задачи.

Состав методики: Испытуемому предлагаются семь мнений. Они обозначают:

авторитет у сверстников;

умение многое делать своими руками, умелые руки;

уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отмечает испытуемый , как он оценивает развитие у себя этого качества, стороны личности в данный момент времени. После этого крестиками (х) отмечает, при каком уровне развития этих качеств, сторон он был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Методика может проводиться как фронтально – с классами, группой, так и индивидуально. Время, отводимое на выполнение задания, 10-12

xreferat.com

Доклад на родительское собрание «Роль самооценки в формировании личности»

на общешкольное родительское

20 февраля 2015 г.

Тема: «Роль самооценки в формировании личности».

Задачи: расширить представления родителей о причинах формирования как высокой, так и низкой самооценки учащихся; рассказать о возможных последствиях формирования различных уровней самооценки; дать рекомендации по формированию адекватной самооценки.

В специальных опытах психологи наблюдали, как дети оценивают свой внешний физический облик, удовлетворены ли они своей привлекательностью. Выяснилось, что чем меньше ребёнок, тем сильнее его зависимость от родителей. Чем старше ребёнок, тем хуже он знает себя, тем труднее добиться ему соответствия между своим «Я» и оценкой родителей. А ещё дальше его видение себя всё дальше и дальше отходит и от того, какой он есть на самом деле, и от того, каким «делали» его родители. Он становится самостоятельным в видении самого себя, однако эта самостоятельность не всегда соответствует действительности.

«Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей» — самооценка . От самооценки зависят его взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Эта характеристика является важным регулятором поведения. Она влияет на успешность любой деятельности человека. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, от неё зависит степень трудности целей, которые он ставит перед собой.

Самооценка бывает «адекватной» и «неадекватной».

Адекватная самооценка – соответствие тому, что есть на самом деле; активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт, стремление к достижению успеха в учении; правильно оценивая свои способности, такие люди уверены в том, что собственными усилиями могут добиться успеха.

« Неадекватный» – значит не соответствующий, т.е. поведение ребёнка не отвечает требованиям взрослого. Симптом неадекватности проявляется, прежде всего, в упрямстве: взрослые чего-то требуют, а это требование становится тем барьером, который ребёнок не может преодолеть. «Неадекватные» дети это дети-фантазёры, сказочники и романтики. Они сложны для родителей, воспитателей и учителей.

Заниженная самооценка – пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость.

Завышенная самооценка – стремление быть лучше других.

Как происходит формирование самооценки у детей и подростков?

В детстве круг общения ребёнка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребёнка. Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивно самооценка.

Если ребёнок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчинённом положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, чётко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребёнок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, т.к. чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют.

Многие родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. От ребёнка требуют послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребёнка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребёнок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.

Основная особенность людей с низкой самооценкой – неуверенность в себе .

Неуверенного ребёнка можно узнать по специфическим проявлениям его поведения:

Низкая мотивация деятельности, отказ от попыток добиться успеха, притязания на лёгкую работу;

Высокий уровень тревожности;

Нерешительность в ситуации выбора и негативные ожидания в соревновательных ситуациях;

Плохая социальная адаптация, застенчивость, повышенная чувствительность к критике;

Отрицательное отношение к школе, педагогам, сверстникам;

Неспособность в ряде случаев внять похвале, которая воспринимается с недоверием.

Характерной особенностью людей с пониженной самооценкой является их склонность «копаться в себе», выискивать слабости и «заклиниваться» на них.

Человеку полезно и нужно задумываться над тем, что он есть, видеть свои недостатки. Однако в самокритичности есть мера, при которой она перестаёт быть стимулятором развития и становится преградой для него. Следовательно:

1. Чувство неполноценности снижает эффективность учёбы. Если подросток всё время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает ни сил, ни энергии для разрешения встающих перед ним задач.

2. Если подросток сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других? Человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе.

3. Низкая самооценка влияет и на выбор друзей. Как ни странно, но обычно выбор падает на людей, которые будут критиковать, осуждать его. Потому что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным, никому не нужным.

4. Нелюбовь к себе также мешает услышать других людей: свои проблемы занимают человека с низкой самооценкой.

5. Подростки с низкой самооценкой стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей, обычно они ограничиваются решением обыденных задач.

Каким образом можно повысить самооценку ребёнка?

Поговорите с ребёнком, попросите его написать все его достоинства и недостатки во всём, способности, таланты. С особенной лёгкостью ребёнок пишет отрицательные качества, с трудом всё хорошее, что в нём есть. Необходимо напомнить ему о своих достоинствах и подросток поймёт, что не так уж плох, как ему кажется.

Помочь справиться с недостатками. Попросить его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать.

Помочь найти ему то дело, которое поможет проявить свои способности.

Повторять ребёнку, что он не лучше и не хуже других, он такой один, ни на кого не похожий, уникальный. Научите его уважать себя, и он будет уважать других.

Самоуверенность – это обратная сторона неуверенности, которая также обусловлена неадекватностью развития, завышенными самооценками, стремлением во что бы то ни стало заслужить одобрение, похвалу, быть лучше других; защитная реакция личности, дающая возможность безболезненно переживать внутреннюю тревогу, которая остаётся на уровне подсознания. Самоуверенный ребёнок ведёт себя демонстративно, пытается любыми путями выделиться и самоутвердиться, демонстрирует пренебрежение к другим детям и тому заданию, которое ему предстоит выполнить.

На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей. Такие подростки переоценивают свои возможности, результаты своей деятельности, личностные качества, внешность, высокомерны, некритичны к себе, часто бестактны.

Подросток с неадекватно завышенной самооценкой не хочет признать, что это следствие его собственных ошибок, лени, недостатка знаний. Всё это сказывается отрицательно на развитии волевых качеств.

Расхождение между высокими притязаниями и реальными возможностями ведёт к неадекватному поведению, возникновению эмоциональных срывов, повышенной тревожности.

Важно помнить – не следует ребёнка ставить в ситуации, снижающие его самооценки, необходимо не снижать их, а подтягивать уровень реальных достижений к самооценкам, т.е. создавать те же ситуации успеха, когда мнение о себе будет подкрепляться реальными успехами. Важно научить ребёнка вставать на позицию других людей, принимать и учитывать их точку зрения.

Для детей с высокой самооценкой и эгоцентрической позицией характерно стремление занять лидерское положение в группе, причём любыми путями, и делают они это не всегда приемлемыми способами. В результате сверстники, внешне признавая авторитет такого лидерства, тем не менее не любят лидера и при случае пытаются избежать контактов с ним.

Положительным моментом для развития подростка с повышенной самооценкой является вера в себя, свои силы, успех предпринимаемых дел.

Если поведение ребёнка меняется в соответствии со сложившейся ситуацией, если самооценка повышается при успехе и понижается при неудаче, то высокая самооценка может даже способствовать успешному развитию личности.

Формирование адекватной самооценки зависит и от установки взрослых по отношению к ребёнку, и от его положения в школьном коллективе.

Т.к. самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и в подростковом возрасте становится достаточно устойчивой, т.е. меняется с большим трудом, то изменить её можно, лишь изменив отношение окружающих. Поэтому формирование адекватной самооценки зависит от справедливых оценок окружающих его людей.

infourok.ru

Формирование самооценки младших школьников

Курсовая на тему Формирование самооценки младших школьников

Курсовая работа на тему:

Составной и неотъемлемой частью « Я – КОНЦЕПЦИИ» является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку.

Глава I. Теоретическая часть.

Замечено, что однажды сложившаяся установка как бы сама себя поддерживает. Отказаться от привычных ориентиров, заложенных с детства, трудно. В раннем детстве в сознании создается как бы своеобразный фильтр, сквозь который впоследствии ребенок будет пропускать любую ситуацию, интерпретировать ее.

Взрослые очень часто наивно полагают, что могут быстро и достаточно легко повысить уровень заниженной самооценки ребенка. Казалось: похвали его, предоставь школьнику “высокую” должность в классе — и все будет хорошо, ребенок станет ценить себя выше. Но если у ребенка стабильно отрицательное отношение к себе, своим способностям, реакция на доброжелательные действия может оказаться крайне негативной; например, он может сказать себе: “Наверное, я совсем глупый, если учитель все время старается внушить мне обратное”. Или: “Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет показать всем, какой я неповоротливый и тупой”.

В зависимости от Я-концепции ученика экзамен может восприниматься им как положительный стимул или как угроза, а первая парта в классе — либо как наказание, либо как место, откуда лучше всего слышно учителя. Если ребенок не успевает по какому-то предмету, он будет избегать его или плохо выполнять задания, с которыми, по его мнению, он все равно не справится. Воспринимая себя в целом неудачником, все последующие ситуации он будет воспринимать только как подтверждение собственной неполноценности. А ребенок, как и любой человек, нуждается в благожелательном, позитивном отношении со стороны окружающих.

Формирование низкой самооценки. Родители заведомо снижают самооценку малыша, когда пытаются поставить его в зависимое, подчиненное положение, требуют от ребенка послушания, им хочется, чтобы он умел подстраиваться, не конфликтовал со сверстниками, был полностью зависим от взрослых в повседневной жизни. Ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, ему не хватает ощущения, что он ценен.

Формирование средней самооценки. У детей со средней самооценкой родители обычно занимают покровительственную, снисходительную позицию. Уровень притязаний таких взрослых не очень высок. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у них тревогу. Дети таких родителей очень зависимы от того, что думают по их поводу другие люди.

Формирование высокой самооценки. В семье, где у детей формируется высокая самооценка, матери удовлетворены взаимоотношениями детей с отцом, в таких семьях ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Обычно один из родителей принимает основные решения, с которыми соглашается вся семья, все относятся друг к другу дружелюбно и искренне. Ребенок видит, что родителям обычно сопутствует успех, он тоже приучается настойчиво и успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют.

Ребенок с высокой самооценкой привыкает постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны.

В семейной жизни важную роль играет дисциплинирующее начало. Главное, чтобы дисциплина была основана на принципах справедливости и на ясных, достижимых стандартах поведения, соответствующих возможностям ребенка. Если родители любят малыша, оказывая ему ежедневно доверие, ребенок и сам привыкает относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств.

Для младших школьников и подростков эмоциональная жизнь определяется во многом кругом их друзей, поэтому реакция родителей на приятелей сына или дочери как бы косвенно показывает истинное отношение взрослых к своему ребенку. Если ребенок невысокого мнения о себе, он склонен считать, что другим не интересны его мысли и занятия. Какие-то детали в поведении родителей подкрепляют это убеждение. Ведь ребенок очень остро улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения со стороны взрослых. Кто-то из родителей зевнул, когда ребенок рассказывал что-то важное, перебил его или сменил тему разговора — по всем этим мелочам ребенок безошибочно угадывает, интересен или безразличен он близким людям.

1 этап — от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.

2 этап — от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.

3 этап — от 4 до 6 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.

4 этап — школьные годы от 6 до 14 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

Первый уровень развития самооценки можно назвать процессуально-ситуативным. НА данном уровне самооценки человек не устанавливает связи между своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» лишь по определенным непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти результаты не обязательно адекватны личностным возможностям человека и могут быть всецело обусловлены стечением внешних обстоятельств, самооценка имеет тенденцию к необъективности. Стихийность, случайность, противоречивость внешних ситуаций способствует тенденции к неустойчивости самооценки. Самоизменение на этом уровне самооценки носит характер самоисправления поступков, когда человек, решая исправиться. Не имеет еще в виду развитие свойств личности, а подразумевает лишь совершение одних поступков или отказ от других.

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев [4], А.Н.Леонтьев [37], С.С.Рубинштейн [61], М.Н.Скаткин [64].

Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка — обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить сое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Р.Бернс [8], анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения.

Достаточно очевидно, что оценка себя не существует изолировано от представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому, самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в науке данным в состав содержательных представлений субъекта о том, каков он, не входят ценностно-нейтральные качества, лишенные для субъекта личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной или негативной ценностью.

Проведенное Элькониным и его группой экспериментальное исследование опиралось на следующие гипотезы:

1) Ранний "Образ Я" появляется в связи с "кризисом семи лет" поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.

2) Ранний "Образ Я" носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.

В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем "Я-концепция". Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с "Я-концепцией", при этом содеражательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года "Образ Я" увеличивается в два раза.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: ) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно [41].

Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном исследовании ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя (и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.

Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — один из основных компонентов самооценки.

В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего — пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; "В твоей работе есть ошибка" — ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; "А какая, где?" И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении — важнейший показатель самооценки личности.

Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: "Мол, интересно, в чем? Какая?" Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. Благожелательное отношение учителя, поощрения служат существенным стимулом, поддерживающим их деятельность.

Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

Как уже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность — неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой.

Не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главнее — не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов, К мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским.

Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу.

He существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения — ребенок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе [42].

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно -ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя.

coolreferat.com