Методика изучения самооценки младшего школьника

Программа Изучения Личности Младшего Школьника скачать

Метод изучения личности. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела — Программа диагностики познавательных психических процессов детей младшего школьного возраста — Психология. Специальных методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников не так уж много, во всяком случае гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей.

Однако потребность в точной личностной и коммуникативной диагностике детей этого возраста не меньше, чем в диагностике более старших детей, а если речь идет о сфере образования – то даже больше, так как становление личности и межличностных отношений – это одна из задач образования. Папилома вирус и биорезонансная терапия. При проведении личностной и межличностной психодиагностики детей школьного возраста возникают проблемы. Младшие школьники, особенно учащиеся первых двух классов, по своей психологии и поведению ещё очень похожи на старших дошкольников. Тем не менее, психологи располагают определенной совокупностью достаточно валидных и надёжных методик психодиагностики личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Многие из этих методик представляют собой адаптированные применительно к детям данного возраста тесты для взрослых, другие созданы и применяются только по отношению к детям младшего школьного возраста.

Педагогического опыта по решению проблемы формирования у младших школьников самостоятельности в Программа изучения воспитанности. Изучение личности проводится, чтобы акцентировать внимание педагога на.

Методика. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела. Данная методика представляет собой модификацию, адаптацию применительно к детям известного взрослого варианта 1.

Свойств личности младшего школьника; роли психологических новообразований в развитии базовых свойств психики и свойств личности младшего последующего изучения дисциплин: «Образовательные программы начальной школы», а также курсов по выбору студентов. Да и личность самого младшего школьника стала иной. Ею проводилось сравнительное изучение прогностической самооценки второклассников, обучающихся по обычным программам и по экспериментальным, разработанным в лаборатории психологии детей младшего. 1) слабая аргументированность суждений о психологических особенностях личности учащегося. Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования.. Психология » Программа диагностики познавательных психических изучения личности и межличностных отношений младших школьников не так уж. Младший школьный возраст — это самоценный период, на протяжении которого. Существует много методик для изучения самых различных сторон развития личности ребенка. Диагностика личности младшего школьника. Опубликовано: 13 августа 2014 в 08:35.. Некоторые особенности развития личности, как причины трудностей в обучении младших школьников Педагогикаdoc336 Кб. Каталог. КаталогБез категории. + Методика изучения личности младшего школьника..

Р. Кеттела. ОПИСАНИЕ ТЕСТА. Тест включает в себя 1. Каждая черта (фактор) может быть как положительной, так и отрицательной, например: « интеллектуальная развитость – интеллектуальная неразвитость », причём полная шкала оценки от минимального до максимального пункта составляет 1. В методике принято выделять 3 уровня развития разных черт личности: низкий (от 1до 3 баллов), средний (от 4 до 7 баллов) и высокий (от 8 до 1. При описаниях разных личностных черт выделяются и представляются только 2 крайних полюса их развития: высокий и низкий.

Указываются соответствующие им количественные оценки по принятой шкале и даётся краткое качественное описание. Названия большинства черт личности односложны в том смысле, что в них, как правило, не называется противоположный полюс шкалы, соответственно положительный или отрицательный. Он подразумевается, там, где это необходимо, представляется в отдельной, собственной формулировке.

Программа изучения личности испытуемого-воспитанника. Статус школьника в коллективе класса (группы). Методические основы организации диагностики личности младшего школьника. дипломная работа [62,6 K], добавлен 18.12.2010.. У младших школьников. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В лаборатории формирования личности школьника развертывается экспериментальное изучение направленности личности. Программа дисциплины ‘Социализация личности младшего школьника’; 050100.62 Педагогическое образование; старший Курс ‘Социализация личности младшего школьника’ является основой для последующего изучения курса ‘Педагогические технологии’ и.

Так, например, первая из черт личности названа «экстраверсия». Предполагается что противоположная ей черта, также оцениваемая при помощи этой шкалы,- интроверсия, и она имеет место тогда, когда экстраверсия у ребёнка относительно слабо развита. Черта 1. ЭКСТРАВЕРСИЯ. Высокие баллы по соответствующей шкале – 8- 1.

Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим – от 1 до 3 баллов. Ребёнок с высокой оценкой по данной шкале характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, весёлый и общительный. Ребёнок с низкой оценкой той же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто встречаются эгоцентризм, упрямство. Черта 2. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. Ребёнок с высокими баллами по данной шкале (8- 9 баллов) характеризуется как уверенный в себе, с низкой тревожностью. Семейные традиции.

Ещё до первого контакта с алкоголем «семейные традиции» могут навязать личности потребление алкоголя как единственный способ не только отмечать особые события жизни, праздники, но и реагировать на другие события в жизни – печальные и радостные, значительные и незначительные, «отмечать» пустые м переполненные впечатлениями периоды жизни. Теории лидерства. Теории лидерства разнообразны, среди них можно выделить подход с опорой на личные качества человека.

Психологические особенности юношеского возраста. Юность как возрастной этап. Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходят­ся в определении возрастных границ юности. В западной психологии преобладает традиция объединения от­рочества и юности в возрастной период, называемый пери­одом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взросло ..

angelsalldownloader.weebly.com

1. 2 Изучение самооценки в младшем школьном возрасте

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [25,с.126]. Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности [12,с. 55]. Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности или потребность в достижениях. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью [28, с.133].

Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.

Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом к учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном повторяет то, что говорит о нем взрослый [26].

Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к моменту поступления в школу, он все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди людей [22, с.79]. Эти изменения в самооценке и мотивационной сфере у детей с нормальным уровнем тревожности проходят легко и гладко.

Дети с заниженной самооценкой, как правило, не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.

Таким образом, самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.

Изменения в развитии самооценки школьника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают поступки по непосредственному указанию взрослых. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они учатся оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки [3, стр.65].

Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, формируется неадекватная заниженная самооценка, которая может сформироваться у ребенка как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми.

Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости [25,с. 126].

Наряду с взрослыми, эмоциональное неблагополучие в виде тревожности наблюдается и у детей с высокой самооценкой. Они претендуют на то, чтобы быть «самыми лучшими» учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели [23, с. 38-40]. Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок: взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако ребенок стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Подобные противоречия между высокими притязаниями, которых ждут от него взрослые, и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.

Суммируя все вышесказанное, следует подчеркнуть, что самооценка является важным фактором для формирования мотива учения.

Ребенок, также как и взрослый, испытывает на себе влияние многих внешних и внутренних факторов, которые могут вызвать у него состояние тревожности, как личностной, так и ситуативной.

Известно, что смена социальных отношений представляют для школьника значительные трудности. В первой фазе младшего школьного периода тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни.

потребность в устойчивости представления о самом себе имеет две стороны: одна из них связана с достижением определенного уровня целей, которое обеспечивает удовлетворяющий уровень отношения к себе, а другая — с сохранением привычного отношения к себе вне зависимости от его характеристик. Можно полагать, что для тревожных детей оказывается значимым именно вторая сторона, поскольку с ее помощью обеспечивается стабильная и предсказуемая картина мира и своего места в нем.

Тем не менее, у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий и коррекционной работы.

Рассматривая влияние тревоги на личность школьника и его взаимоотношения мы видим, что тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, к другим людям и действительности.

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. Важно помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умения каждого школьника и для него одноклассников.

Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к моменту поступления в школу, он все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди людей.

Таким образом, самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

2.1 Организация и методы исследования

В исследовании принимали участие учащиеся 4-х классов в количестве 38 детей, возраст от 10-11 лет школы г. Казани Приволжского района. Из них мальчиков 17 мальчиков и 21 девочек.

Исследование проводилось в три этапа.

На I этапе выявлялись особенности тревожности в младшем школьном возрасте.

Для реализации первого этапа — выявление детей с ярко выраженной тревожностью, была использована методика «Шкалы тревожности» Прихожана.

Методика разработана по принципу «шкала социально-ситуационной тревоги». Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

Детям предлагался бланк методики, который содержал инструкцию и задания, что позволило провести ее коллективно. На бланке были перечислены ситуации. Испытуемым предлагалось внимательно прочитать каждое предложение и обвести кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для испытуемого неприятна, насколько она может вызывать у него тревогу, беспокойство, опасение или страх.

Методика включает ситуации трех типов:

Ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

Ситуации, актуализирующие представление о себе;

Соответственно виды тревожности, выявлялись с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице:

studfiles.net

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста

Известно, что самооценка как важнейшая личностная инстанция оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и взаимоотношения её с окружающими людьми.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку. Как и все в нем, она ещё только формируется и в большей мере, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению. Вот почему родителям, педагогам и другим взрослым, работающим с детьми младшего школьного возраста, совершенно необходимо знать и учитывать закономерности, особенности развития самооценки, а также пути формирования адекватной самооценки и в целом позитивной «Я» — концепции.

Надо отметить, что в психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием. А.И.Липкина считает, что в общем виде самооценка определяется как отношение человека к своим возможностям, способностям, личностным качествам, а также внешнему облику. Самооценка отражает уровень развития у человека чувства собственной ценности, позитивного отношения к себе (А.И. Липкина, М., «Знание» 1976г.).

Несомненно, что ребенок младшего школьного возраста большую часть времени проводит в школе, и основной его деятельностью является учебная. В этой связи, считается, что мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Дети, ориентируясь на оценку учителя, считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками», хорошими и плохими учениками. Важность этого вопроса и возможность будущего использования полученных знаний в школьной психологической практике привели нас к рассмотрению связи самооценки ребенка и его социального статуса, а также связи оценки учителя с самооценкой детей 9 -10 лет.

Во всем многообразии сведений о становлении самооценки в младшем школьном возрасте практически отсутствуют данные, касающиеся влияния на самооценку социального статуса; мало освещался вопрос о влиянии оценки учителя на самооценку детей 9-10 лет посредством их социального статуса. Изучение данной проблемы в условиях обучения воспитания детей актуально, прежде всего, потому, что это имеет выход к решению вопроса о психологическом здоровье школьника, столь остро стоящем в рамках современного обучения. Благоприятно складывающиеся отношения между учеником и учителем способствуют личностному развитию ребёнка и включению его в продуктивную деятельность, они повышают психическую активность, обеспечивают настроенность на решение той или иной задачи.

Неблагополучие во взаимоотношениях даёт ребёнку ощущение дискомфорта, ведёт к искажённому формированию личности.

Для изучения особенностей самооценки в младшем школьном возрасте было проведено экспериментальное исследование в начальной школе п. Кромы Орловской области 2006-2007 годах. Целью нашего экспериментального исследования стало выявление связи самооценки детей 9 — 10 лет с оценкой учителя и их социальным статусом. Нами были выдвинуты две гипотезы:

I Существует определенная связь между оценкой ребенка учителем и самооценкой ребенка;

II Существует определенная связь между социальным статусом ребенка и его самооценкой.

Мы использовали следующие методы:

1. Модифицированная методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейна для изучения самооценки детей. Данная методика включала в себя следующий набор шкал самооценки:

2) Умный — Глупый,

3) Честный – Нечетный,

4) Послушный – Непослушный.

2. Проективная методика «Рисунок 3-х Я» для выявления особенностей «Я» — реального, «Я» — социального (глазами учителя), «Я» — идеального ребенка.

3. Шкала для оценки детей учителем по качествам: доброта, ум, послушность, честность.

4. «Социометрический тест» Дж. Морено для изучения социального статуса ребенка в классе.

Были обследованы 50 учащихся из двух классов.

В ходе обследования было выявлено, что высокий уровень самооценки (подсчитывался средний показатель по всем шкалам) имеют 62% испытуемых, средний-38%.Это подтверждается в исследовании Липкиной А.И., которая считает, у детей в этом возрасте, независимо от успеваемости, складывается высокая самооценка (А.И. Липкина, М., «Знание» 1976г.). К тому же необходимо отметить, что, оценивая себя по нравственным качествам («Честность», «Доброта», «Послушность»), испытуемые более склонны ставить себя на верхние ступеньки. Можно предположить, что это связано с богатым положительным опытом испытуемых, то есть ребенок мог получать высокие оценки со стороны окружающих взрослых по данным качествам в различных ситуациях. А мы знаем, что на становление самооценки младшего школьника огромное значение оказывает оценка значимых взрослых. Это и помогает сохранить высокую самооценку ребенка младшего школьного возраста. Оценку же умственных качеств ребенок, прежде всего получает от учителя, либо же по результатам своей реальной успеваемости, что и является причиной значительного уменьшения количества детей с высокой самооценкой по шкале «Ум».

С целью более глубокого изучения образа – «Я» ребенка мы использовали проективную методику «Рисунок 3х – Я». Были получены интересные наблюдения при сравнительном качественном анализе данных этой методики с результатами методики «Лесенка».

10 испытуемых из 17 входящих в группу с позитивным образом «Я» имеют среднюю самооценку, то есть можно сделать вывод о том, что если испытуемый положительно относиться к себе, воспринимает отношение учителя к себе как положительное и это не расходится с представлением ребенка о «Я» — идеальном, то для него в большей степени характерна средняя самооценка. Напротив, в группе с менее позитивным образом «Я» большее количество испытуемых имеют высокую самооценку.

Таким образом, в данном случае самооценка является компенсаторно завышенной, так как она не совпадает с реальным представлением о «Я» — идеальном и с тем как к нему относится учитель. Это предположение относится и к группе испытуемых, имеющих расхождение между «Я» — реальным и «Я» — идеальным. Мы видим, что из 14 испытуемых с высокой самооценкой в этой группе у 10 человек менее позитивное «Я» — идеальное, то есть в данном случае самооценка не является адекватной. В группе испытуемых с расхождением «Я» — реальным и «Я» — социальным в подгруппе с менее позитивным «Я» — социальным также большинство испытуемых имеют высокую самооценку. Так как А.И.Липкина в качестве причины возникновения неадекватной самооценки выделяла расхождение представления о себе с тем, как его оценивают другие, то мы предполагаем то, что самооценка младшего школьника 9-10 лет в большинстве случаев не является адекватной.

Также нами был проанализирован средний показатель оценки каждого испытуемого учителем. Большее количество испытуемых (50%) имеют высокие оценки, 44% имеют средние оценки и только 6 % испытуемых учитель оценивает низкими баллами.

В ходе анализа распределения испытуемых по группам, мы выявили, что наиболее часто учитель оценивал испытуемых высокими баллами по нравственным качествам (доброта, честность, послушность). Это может объясняться тем, что испытуемый имеет большую возможность проявить эти качества в различных ситуациях. К оценке умственных качеств ученика учитель подходит более требовательно, что и влечет за собой меньшее количество высоких оценок и большой процент низких баллов по шкале «Ум». Здесь необходимо отметить, что при самооценке (методика «Лесенка») также меньший процент испытуемых поставил себя на высокие ступени по шкале «Ум». А при самооценке себя по нравственным качествам большой процент испытуемых ставит себя на высокие ступеньки.

Сравнив результаты оценивания детей 9-10 лет учителем с данными «Рисунка 3х – Я», мы обнаружили, что в подгруппе испытуемых, у которых образ «Я»-социального менее позитивен (25 чел.) большее количество учащихся получили средние оценки (13 чел.) и высокие оценки (11 чел.) и только 2 человека учитель оценил низкими баллами.

В данной ситуации мы не можем говорить о прямом влиянии оценки учителем на самооценку, на представление о своем «Я» — социальном, так как мы видим, что высокие оценки учителя сочетаются с негативным «Я» — социальным, и мы можем предположить влияние других факторов.

С целью изучения связи самооценки и оценки учителя нами был проведен линейный корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции представлены в табл. 1.

Коэффициенты корреляции оценки учителя с самооценкой по соответствующим шкалам

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методика изучения самооценки младшего школьника

Самооценка школьника — это отношение ребенка к себе, к своим способностям, субъективным возможностям, чертам характера, личностным качествам, поступкам. От ее адекватности зависят все жизненные достижения, межличностное взаимодействие, успешность в учебе.

Самооценка школьника развивается с младенчества и в дальнейшем оказывает значительное воздействие на взрослую жизнь личности, ее поведение, отношение к событиям и к себе, окружающему социуму. Первостепенной задачей взрослых наряду с заботой, воспитанием, обучением ребенка является развитие адекватной самооценки и чувства собственного достоинства.

Самооценка младших школьников

Школьники становятся личностью при наличии ряда условий. Самооценка младших школьников относится к самым существенным из них. Она формирует у школьника потребность соответствовать как уровню окружающего социума, так и степени личностных субъективных оценок.

Сформированная адекватно самооценка младшего школьника — это как знание самого себя, так и сумма отдельных качеств, детерминированное к себе отношение.

Самооценка младших школьников — это ведущее звено произвольной саморегуляции, которая обуславливает направленность, а также степень активности малыша, отношение к социуму, среде, самому себе.

Самооценка младших школьников представляет довольно сложный психологический феномен.

Самооценивание вовлечено во множество взаимоотношений и взаимосвязей с психическими новообразованиями индивида. Оно является значимой детерминантой у всех видов коммуникаций и деятельности. Умение оценивать себя идет из раннего детства, а уже формирование, а также совершенствование себя происходит на протяжении жизни личности. Адекватная самооценка бережет неизменность личности, невзирая на зависимость от изменившихся условий, а также обстоятельств, обеспечивая возможность оставаться при этом самим собой. На сегодняшний день, очевидно, становится, что самооценка младших школьников оказывает влияние на поступки, а также межличностные контакты.

Самооценка младших школьников отмечается периодом осознания самого себя, личной мотивации, а также потребностей в среде других индивидов. Поэтому очень важно в этом возрасте заложить базис для формирования адекватной самооценки, что непременно позволит малышу правильно оценивать себя и реально представлять свои силы и возможности, определяя самостоятельно цели, направления и задачи.

В младшем школьном возрасте маленькие индивиды с заниженным или завышенным оцениванием себя предстают более чувствительными и ранимыми перед оценочными суждениями взрослых, вследствие чего очень легко подвержены их воздействиям. Существенную роль в выработке адекватного представления школьников о самих себе представляет межличностное взаимодействие со сверстниками. От самооценки школьника зависит взаимоотношение, степень притязаний ребенка с окружающими личностями и его активность. Чтобы младшему школьнику ощущать себя счастливым, уметь побеждать трудности, ему необходимо обладать положительным видением себя, а также адекватной самооценкой.

Развитие самооценки младшего школьника

Поскольку основы самооценки закладываются в раннем возрасте, а продолжают формироваться уже в школьном, то они поддается коррекции и воздействию. Учитывая это, родители, учителя, взрослые, должны принимать во внимание все характерные особенности, закономерности образования самооценки, а также пути развития адекватной (нормальной) самооценки и позитивной «Я»-концепции развития личности. В этот период большую роль в развитии ребенка приобретает коммуникационное взаимодействие со сверстниками.

Во время общения развиваются стержневые навыки межличностного взаимодействия. Тяга к общению, устремленность к ровесникам, делает коллектив школьников для ребенка неимоверно притягательным и ценностным. Возможностью находиться в детском коллективе дети очень дорожат, поскольку от качественности общения со сверстниками зависит направленность развития детской личности. Это говорит о том, что межличностное взаимодействие относят к важнейшему фактору, развивающему личность и вырабатывающему адекватную самооценку.

Но не стоит забывать о необходимом вкладе родительского поощрения, похвалы в развитии самооценки младшего школьника.

Школьная группа с неблагополучной позицией в системе межличностных отношений имеет похожие характеристики. Школьники в таких группах зачастую характеризуются проблемами в общении, неуживчивостью, что проявляется в драчливости, чрезмерной изменчивости, вспыльчивости, грубости, замкнутости, капризности. Такие дети отличаются склонностью к зазнайству, ябедничеству, жадности, неряшливости, неаккуратности. Дети, которые пользуются популярностью среди сверстников, отмечаются общими чертами. Они обладают уравновешенным характером, инициативны, общительны, активны и богаты на фантазию. Большинство таких школьников неплохо учится.

У детей постепенно в ходе учебы повышается притязательность, критичность, требовательность к себе. Малыш в первом классе позитивно оценивает личную учебную деятельность, а неуспех связывает с объективными обстоятельствами и причинами.

Ребенок второго, а также третьего класса к собственной личности относится более критично, при этом делает предметом оценивания плохие действия, например, неуспехи в учении.

На протяжении всего обучения в начальной школе для детей значение отметок существенно видоизменяется. Оценивание находится в прямо-пропорциональной зависимости от мотивации учения, требований, которые дети к себе предъявляют. Отношение младших школьников к восприятию своих успехов, достижений существеннее связывается с необходимостью иметь справедливые представления о личной значимости. Из этого следует, что учитель, оценивая знания младших школьников, вместе с тем оценивает и личность школьника, его место среди других, а также индивидуальный потенциал. Именно таким образом воспринимаются оценки малышами.

Ориентируясь на оценки учителя, младшие школьники разделяют себя и сверстников на отличников, слабых и средних учеников, старательных или не совсем, ответственных и не очень, дисциплинированных или нет.

Малыши не приходят в этот мир с определенным отношением к себе. Развитие самооценки младшего школьника начинается в ходе воспитания, в котором главенствующая роль отводится семье и школе.

Адекватное самооценивание младшего школьника увеличивает шансы на успех. Ребенок, обладая адекватным самооцениванием, способен оценить личный потенциал объективно. К сожалению, не все взрослые понимают необходимость самооценки, а также ее уровня для личностного роста, дальнейшей успешности, развития.

В раннем детстве самооценка у ребенка пребывает на должном уровне. Однако взрослея, малыш понимает, что для родителей он является главным существом и мир считает созданным только для себя. Так возникает завышенная самооценка. До достижения школьного возраста, у малыша самооценка сохраняется адекватной. Это связано с тем, что ребенок осознает, что он не является во вселенной единственным и других малышей тоже любят.

Когда школьники достигают среднего возраста, то их самооценка может зашкаливать или вверх, или вниз. В этом случае необходима коррекция выработки адекватного самооценивания.

Полярность самооценки объясняется положением в школьной группе: ребенок-лидер имеет завышенную самооценку, а ребенок-аутсайдер очень низкую. Для развития адекватной самооценки или коррекции уже имеющейся заниженной или завышенной самооценки, родителям необходимо оказывать школьнику помощь и поддержку. Ребенок нуждается в уважении, доверии, справедливом отношении. Психологи взрослым рекомендуют исключить тотальный контроль, однако проявлять интерес к увлечениям школьника.

Родители должны четко отдавать себе отчет, что чрезмерная или незаслуженная похвала ведет к появлению нарциссизма.

Низкая самооценка у школьника развивается из-за влияния семейного воспитания, безответной любви, избыточной самокритичности, неудовлетворения внешностью, недовольства собой. Такие школьники нередко склонны к мыслям о суициде, подвержены уходам из дому. Поэтому им жизненно необходимо повышенное внимание, любовь родных и уважение. От критики лучше воздерживаться, даже если она необходима. Следует акцентировать внимание только на всех позитивных моментах, качествах личности. Ребенок с заниженной самооценкой должен чувствовать, что его уважают и одобряют его поведение.

Диагностика самооценки школьника

Средства, позволяющие современной психодиагностике выявить уровень самооценки, а также самосознания школьников, делятся на малоформализованные и формализованные методики.

Формализованные методы диагностики отмечаются объективизацией процесса исследования. К ним причисляют тесты, проективные техники, опросники, психофизиологические методики. Малоформализованные методики включают разговор, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

У детей младшего школьного возраста определить уровень самооценки возможно с помощью разнообразных игр. Например, игра «Имя» дает возможность получить информацию о самооценке школьника.

Малышу предлагают для себя придумать новое имя, которое он желал бы иметь или предлагают оставить свое. Если малыш выбирает новое имя, то необходимо узнать, почему он хотел бы поменять свое имя. Зачастую отказ малыша от личного имени говорит о том, что ребенок хочет стать лучше и у него занижено самооценивание.

Повседневная педагогическая практика для формирования адекватного самооценивания младших школьников применяет игровые формы и приемы, например «говорящие рисунки» или «лесенка успеха».

Форма «говорящие рисунки» заключается в следующем. Если малыш доволен собой, например, на уроке у него все получалось, он рисует улыбающееся лицо. Если возникали сложности, не все получалось, рисует спокойное лицо. Если на уроке возникали сложности, многое не получалось, ребенок рисует грустное лицо.

«Лесенка успеха» включает четыре ступеньки:

Первая ступенька – ученик ничего не запомнил, не понял новое знание, у него возникло много вопросов; с самостоятельной работой не справился;

Вторая и третья ступеньки – у ученика по новой теме есть вопросы, были допущены ошибки в самостоятельной работе;

Четвертая ступенька – ученик достаточно хорошо усвоил новое знание, способен его рассказать, в самостоятельной работе не было допущено ошибок.

Ребенок с адекватным самооцениванием сможет совершенствовать и корректировать свою учебно-познавательную деятельность в школе, что в дальнейшем позволит самореализоваться во взрослой жизни.

psihomed.com

Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника»

Методика использована для выявления уровня самооценки личности подростка. Результаты проведенной методики приведены в таблице 2.

Таблица 2. «Изучение самооценки личности старшеклассника»

0 – 25 баллов – высокий уровень самооценки;

26 – 45 баллов – средний уровень самооценки;

46 – 128 баллов – низкий уровень самооценки.

Проанализируем результаты методики:

60 % школьников с завышенной самооценкой, это люди не отягащенные «комплексом неполноценности», правильно реагируют на замечания со стороны окружающих и редко сомневаются в своих действиях.

26.6% учащихся со средним уровнем самооценки. Они редко страдают от «комплекса неполноценности» и время от времени стараются подладиться под мнения других.

13.4% подростков с низким уровнем самооценки. Это люди, которые болезненно переносят критику в свой адрес, стараются всегда считаться с мнениями других и часто страдают от «комплекса неполноценности».

Проведем математическую обработку, используя коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который позволит нам определить тесноту связи между двумя признаками – уровнем самооценки и личностными особенностями подростка.

Рассчитаем взаимосвязь между уровнем самооценки и личностными особенностями подростка.

1. Ограничения критерия позволяют нам применить этот метод.

2. Сформулируем гипотезы:

Н 0 – корреляция между переменными «уровнем самооценки» и «личностными особенностями» не отличается от нуля.

Н 1 – корреляция между переменными «уровнем самооценки» и «личностными особенностями» достоверно отличается от нуля.

3. Создадим таблицу с индивидуальными значениями испытуемых по каждому признаку, проранжируем значения признаков по каждой строке, подсчитаем разность, возведем ее в квадрат и подсчитаем сумму квадратов разностей.

методика изучения самооценки

Рассчитаем коэффициент ранговой корреляции по формуле:

r эмп = 1- 6* S d2*/ N (N2 — 1), где

S d2– сумма квадратов разностей между рангами

N – количество испытуемых, участвовавших в ранжировании.

r эмп = 1-6* 55.25 / 27 * (27*27-1) = 1-6*55.25 / 19656=0,98

4. Определим критические значения по специальной таблице

Так как эмпирическое значение попадает в зону значимости, в этом случае гипотеза Н 0 отклоняется, принимается альтернативная гипотеза Н 1,

Мы делаем вывод о том, что личностные особенности подростка влияют на уровень его самооценки

Таким образом, мы можем утверждать о том, что наша гипотеза подтвердилась, т.е. существует взаимосвязь самооценки и личностных особенностей подростка.

По результатам теста– опросника «Шкала самоуважения Розенберга» у тринадцати подростков наблюдается завышенный уровень самоуважения, что указывает на определенные отклонения в определенные отклонения в формировании подростка. У десяти ребят средний уровень уважения себя. У четырех прослеживается низкий уровень, что возможно говорит о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Результаты исследования свидетельствуют о большом количестве подростков в классе с повышенным уровнем самооценки, лишь небольшой процент испытуемых имеет низкий уровень самоуважения к самому себе. Среди участников группы есть немало испытуемых с умеренным уровнем самооценки.

Тест Кэттелла (16PF – опросник) выявила, что испытуемые, которые набрали высокие баллы по фактору MD «адекватность самооценки» (13 человек), общительны, добросердечны. Им свойственна естественность и непринужденность в поведении, доброта, внимательность. Они охотно работают с людьми, доверчивы, не бояться критики, испытывают яркие эмоции, живо откликаются на события. Искренни в отношениях между людьми. Эмоциональны, динамичны в общении, что приводит к тому, что они часто становятся лидерами и энтузиастами в групповой деятельности. Верят в удачу. У школьников же, которые набрали средние баллы по фактору MD «адекватность самооценки»(10 человек), наблюдается открытость и общительность с окружающими, мягкосердечность в отношениях; абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость, работоспособность. Это реалистично настроенные люди. Они лучше способны следовать требованиям группы, характеризуются постоянством интересов. Иногда у них наблюдается эмоциональная ригидность и нечувствительность. Испытуемые, которые набрали низкий балл по фактору MD «адекватность самооценки» (4 человека), характеризуются необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей.

Согласно методике «Изучение самооценки личности старшеклассника» 60 % школьников с завышенной самооценкой, это люди правильно реагируют на замечания со стороны окружающих и редко сомневаются в своих действиях. 26.6% учащихся со средним уровнем самооценки. Они редко страдают от «комплекса неполноценности». 13.4% подростков с низким уровнем самооценки. Это люди, которые болезненно переносят критику в свой адрес.

На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы и результатов проведенного эмпирического исследования мы можем сделать вывод о том, что личностные особенности влияют на развитие самооценки, способствует развитию личности. Таким образом наша гипотеза подтверждена.

Подростковый возраст – исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов, необходимостью которого диктуется усложнением жизни, высокими требованиями, которые предъявляет общество к уровню образования и личной зрелости. Вследствие этого юношеский возраст не является полностью устоявшимся, молодые люди 15-17 лет могут оказываться в совершенно различных социальных ситуациях развития. Процессы физического, физиологического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно у разных людей, и соответствующие различия с возрастом увеличиваются.

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития. Человеческое Я едино и неделимо, оно тождественно самому себе. Деятельность Я как субъекта по созданию образа Я — концепции, в свою очередь, образ Я, включаясь, Я как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе могут выступать как независимые процессы, однако могут и интегрироваться в единую деятельность самооценивания, в результате чего и рождается представление о себе, образ Я, Я-концепция. Это, в свою очередь, выступает в качестве условия для развертывания деятельности саморегулирования и самоконтроля. На формирование Я-концепции личности влияние оказывают очень многие факторы. К важнейшим из них относятся способность человека к самопознанию и самооцениванию (внутренний фактор), реальные достижения и оценки личности окружающими (внешние факторы). Обоснованность самопознания зависит от многих сформировавшихся качеств личности, в частности от таких, которые носят характер, определяющий направленность личности. К ним относятся экстраверсия и интроверсия. Экстраверт – человек, ориентированный на внешний мир, он живет этим миром, поглощен его событиями. Поэтому его самосознание идет в сфере познания себя во внешнем мире. Интроверт, наоборот, ориентирован на внутренний мир и его события, для него значимы собственные переживания, мечты, внутренний диалог с собой. Понятно, что его самопознание осуществляется в сфере собственного внутреннего мира. Разумеется, это не означает, что экстраверт не способен к самопознанию внутреннего мира, а интроверт – к самопознанию себя во внешнем мире. Речь идет о приоритетах, которые выбирает человек в зависимости от экстраверсии – интроверсии.

Практика показывает, что большие возможности в развитии личностных качеств подростка имеют уроки психологии. Одним из самых эффективных форм стимулирования потребности в самопознании и саморазвитии, на базе которых формируется потребность в самовоспитании, является организация и проведение специальных социально-психологических тренингов. Проведение этих мероприятий побуждает естественное желание заниматься самообразованием, т.е. читать такую литературу, которая помогла бы расширить их представление о себе, составить программу по самовоспитанию. Одной из самых действенных форм организации самовоспитания является индивидуальные консультации, проводимые психологом. А в качестве вспомогательного средства, стимулирующего потребность в самовоспитании, следует назвать внеклассную работу.

Подводя итоги, следует отметить, что самопознание и саморазвитие на определенных возрастных этапах подчинены объективным закономерностям. Многое зависит от социального окружения, взрослых, которые берут на себя обязанность оказывать сопровождение и поддержку процессам самопознания и саморазвития каждого ребенка. От того, как они смогут организовать эти процессы, насколько сами включены в них, будет зависеть культура самовоспитания предпосылки для самосуществования, самореализации, выполнения своей миссии Человека на Земле.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Владос-пресс, 2001 г.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, С-Пб 1999 г.

3. Алфинов В.М., Гребников В.И. «Генные основы темперамента и личности» //«Вопросы психологии». № 2, 2000 г.

4. Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание». М.,1996 г.

5. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Владос-Пресс, 1999 г.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Владос, 1999 г.

7. «Возрастная психология и педагогика», под редакцией М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.О. Михальчик, М.: «Феникс», 1994 г.

8. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6 т. Т.4.,1993 г.

9. Выготский Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Владос, 1998 г.

10. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, № 3, 1994 г.

11. Гриценко С. В. Диффиренцированность когнитивных структур и ее связь с умственным развитием и свойствами нервной системы у старших подростков: Автор дисс. канд. психол. наук. – М., 1997 г.

12. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. // Ценностные ориентации и интересы школьников., 1993 г.

13. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.: «Феникс» 2000 г.

14. Галева О.Е. «Влияние социальных условий на структуру темперамента» // «Вопросы психологии». № 4, 2000 г.

15. Кон И.С. Открытие “Я”. М.: Педагогическое общество России, 1998 г.

16. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Владос, 1999 г.

17. Кон И.С. Психология старшеклассника.- М.: Владос, 1992 г.

18. Кон И.С. Какими они себя видят? М.: Владос, 1995 г.

19. Кваде В., Трусов В. «Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии». № 3, 1990 г.

20. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. № 3, М. 1993 г.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогическое общество России, 1995 г.

22. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Владос, 1996 г.

23. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. С-Пб: Гардарики , 1999 г.

24. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития.// Вопросы психологии, № 2, 2002 г.

25. Маслоу А. Г. Мотивация и личность.: перевод с англ. СПб.: Евразия, 1999 г.

26. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Владос, 1995 г.

27. Мудрик А.В. Время поисков и решений. М.: Владос, 1990 г.

28. Мудрик А.В. В поисках своего “Я” // Семья и школа. № 10, 1998 г.

29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Владос, 1997 г.

30. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: в 3-х кн., кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Владос, 1997 г.

31. Б.Б. Носов. «Личность: актуальные проблемы системного подхода» // «Вопросы психологии». № 6 1997 г.

32. Общая психология (курс лекций). Свойства темперамента по Павлову. Составитель Е.И.Рогов. М.,1995 г.

33. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией А.Ш Щербакова, М., 2001 г.

34. Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. М.,1994 г.

35. Реан А. А. психология изучения личности, СПб: Изд. Михайлова В. А.,2003 г.

36. Роджерс К. Р. Становление личности: взгляд на психотерапию. Перевод с англ. М. Злотник – М.: Изд. ЭКСМО – Пресс, 2001 г. (Серия «Психологическая энциклопедия»).

37. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. М.: Педагогическое общество России, 1995 г.

38. Шапиро А. З. Специфика развития личности в семейном окружении: дисс. канд. психол. наук. – М., 1996 г.

39. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения – М. Изд. АСТ. 1997 г.

40. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Перевод с англ./ общ. 1996 г. (Библиотека зарубежной психологии).

studfiles.net