Какая есть самооценка

Самооценка – это, пожалуй, одно из наиболее значимых в жизни человека качеств. Она начинает формироваться в достаточно раннем детстве и формирует дальнейшая жизнь человека. Именно благодаря ей зачастую определяется наша успешность в обществе, достижения желаемого, гармоничное и бесконфликтное сосуществование с самим собой.

Самооценка – это оценивание человеком своих достоинств и недостатков, поступков и действий, определение для самого себя своей значимости в обществе. Для более точной характеристики личности существуют различные виды самооценки, о которых и пойдет речь.

Какие виды самооценки существуют?

  • Адекватная/неадекватная самооценка. Пожалуй, самые важные виды самооценки личности, так как определяют насколько здраво и верно оценивает человек свои силы, поступки и качества.
  • Высокая/средняя/низкая самооценка. Здесь определяется непосредственно уровень оценки. Проявляется в придании излишней значимости или наоборот – незначительности собственным достоинствам и недостаткам. Крайние виды самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкая блокирует решительность действий, а завышенная – подсказывает, что всё и так прекрасно, и ничего делать, в общем-то, не нужно.
  • Стабильная/плавающая самооценка. Определяется тем, зависит ли самооценка человека от его настроения или успешности в тот или иной ситуации (периоде жизни).
  • Общая/частная/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает область, на которую данная оценка распространяется. Оценивает ли человек себя по физическим или умственным данным, в конкретной сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой же это может касаться лишь определённых ситуаций.
  • Всё это – основные виды самооценки в психологии. Поскольку здравое и адекватное отношение к себе закладывается в детстве, стоит внимательно относиться к данному моменту у детей – сформировать адекватную самооценку в раннем возрасте гораздо проще и значит это гораздо больше.

    womanadvice.ru

    Как повысить самооценку

    Самооценка — это своеобразный маркер нашей адаптированности к жизни. Она же становится мерилом отношения к себе и к окружающему миру, а также окружающего мира к нам соответственно. Таким образом, высокая адекватная самооценка может значительно облегчить жизнь, а низкая — намного усложнить.

    Влияние самооценки на жизнь

    Человек — существо социальное. Поэтому с самого рождения наши поступки, умения, мысли находятся под прицелом окружающих. Далее, в процессе взросления, мы сами начинаем оценивать свои возможности и свое место в жизни. Это и определяет два основных фактора, под влиянием которых формируется самооценка человека:

    1. Внешний. То есть отношение окружающих (воспитание, социальное окружение, интимно-личностное общение, влияние коллектива, рода деятельности, средств массовой информации и информационных технологий и т.д.).
    2. От того, насколько человек уверен в себе и своих возможностях, насколько реально он воспринимает отношение окружающих, зависит качество его жизни. То есть успех, материальное состояние, душевное равновесие и личные отношения. Это влияет на формирование поведенческих моделей — реакций на критику, неудачи, успешные решения, нестандартные ситуации, умение воспользоваться шансом.

    3. Во-первых, неуверенный в себе человек притягивает к себе таких же неудачников;
    4. Основные причины низкой самооценки

      На наше формирование собственного «Я» и места этого «Я» в обществе оказывает влияние множество факторов. Остановимся на наиболее опасных, благодаря которым и появляется заниженная самооценка. К ним относятся:

    5. «Тяжелое детство». Зерна неуверенности в себе могут быть засеяны в человеке еще в детстве. Именно в этом периоде основную часть нашей самооценки составляют суждения окружающих, поскольку ребенок еще не может и не умеет оценивать себя сам. То есть базу нам дают близкие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки и т.д. Недостаток внимания, избыток критики, безразличие, высокие требования — все это может сделать неуверенного в себе ребенка неуверенным в себе взрослым. Усиливает ощущение дискомфорта наличие у маленького человека физических недостатков или хронических заболеваний.
    6. Признаки заниженной самооценки

      На самом деле распознать человека, которому необходимо повышение самооценки, можно даже по внешности. Сутулость, поникший взгляд, небрежность в одежде, зажатость часто сопровождают неуверенность в себе. Но есть еще более достоверные признаки заниженной самооценки:

    7. Пессимизм и негативизм в речи. На проблему с оценкой себя указывают фразы (или мысли) следующего смысла: «все плохо», «это невозможно», «я не справлюсь», «это не для меня», «у меня нет необходимых знаний (навыков, опыта)» и т.п. Такие люди не вступают в серьезные прения, избегают ответственных поручений и не проявляют инициативу.
      • Почему 3-х фазное похудение с Dietonus — признано самым эффективным?
      • Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?
      • Как повысить самооценку

        Как повысить самооценку мужчине

        Мужчина по своей природе не может быть слабым — иначе он не выживет и не даст (не вырастит) свое потомство. Поэтому даже у современного представителя сильного пола есть как минимум 3 причины держать свою самооценку в тонусе — это карьера (работа должна приносить достаток), любовь (сильные и уверенные в себе мужчины по-прежнему в фаворе) и успех (удача любит успешных).

      • Научитесь принимать неудачи. Не ругайте себя за неправильные поступки, несделанную работу или поспешные решения — проанализируйте ситуацию, сделайте выводы. Пополните свою копилку опыта — и не более. Ошибся, осознал, и — едем дальше!

    Как повысить самооценку женщине

    Несмотря на то, что требования природы в отношении женщины не столь строги, как в отношении мужчины, неуверенность в себе делает ее не менее несчастной. Чтобы исправить ситуацию, можно использовать и изложенные выше «мужские» способы. Но лучше подкрепить их и сугубо «женскими» приемами.

  • Примите себя такой, какая вы есть. Ваш цвет волос, разрез глаз, фигура и длина ног — то, что дано природой, индивидуальный заказ. Хотите что-то менять — меняйте, но взвешенно и только для себя. И не возлагайте на внешние перемены больших надежд, если вы не изменитесь внутренне. Поверьте, среди красивых женщин (худых, с большой грудью, длинными волосами — у кого какое понятие красоты) несчастных не меньше. К женщине притягивает не столько идеальная внешность, сколько уверенность в себе.
  • Как повысить самооценку — смотрите на видео:

    И помните, самооценка — величина переменная. А это значит, что ее можно изменить. И только вам решать, в какую сторону.

    tutknow.ru

    Какая есть самооценка

    Самооценка – это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту. Функция регуляции отвечает за принятие решений личностной направленности, функция защиты обеспечивает личностную стабильность и независимость, а функции развития представляет собой своеобразный толчковый механизм, направляющий индивида к личностному развитию. Стрежневым критерием собственного оценивания выступают системы смыслов и не смыслов субъектов. Существенная роль в образовании адекватного или завышенного (заниженного) уровня самооценивания лежит в оценках окружающих личности индивида и его достижений.

    Самооценивание считается одним из наиболее ключевых и значимых качеств в жизни индивида. Самооценка начинает закладываться еще в раннем детском возрастном периоде и воздействует на всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно за счет нее часто определяется человеческая успешность либо не успешность в социуме, достижение желаемого, гармоничное развитие. Именно поэтому ее роль в развитии личности практически невозможно переоценить.

    Самооценкой, в психологической науке, именуют произведение индивидом оценки собственных достоинств и дефектов, поведения и деяний, определение персональной роли и значимости в социуме, определение самого себя в целом. С целью более четкой и правильной характеристики субъектов разработаны определенные виды самооценивания личности.

    Существует нормальная самооценка, то есть адекватная, низкая и завышенная, то есть неадекватная. Данные виды самооценки являются самыми важными и определяющими. Ведь именно от уровня самооценивания зависит, насколько личность будет здраво подвергать оценке собственные силы, качества, поступки, деяния.

    Уровень самооценки заключается в придании чрезмерной значимости себе, собственным достоинствам и дефектам, или наоборот – ничтожности. Многие ошибочно полагают, что завышенный уровень самооценки – это неплохо. Однако такое мнение является не совсем верным. Отклонения самооценки в ту или иную сторону довольно редко способствуют плодотворному развитию личности.

    Низкая степень самооценки способна только блокировать решительность, уверенность, а завышенная – уверяет индивида, что он всегда прав и все делает правильно.

    Индивиды с завышенной степенью самооценки склонны переоценивать собственный реальный потенциал. Часто такие индивидуумы думают, что окружающие люди их без оснований недооценивают, вследствие этого они относятся к окружающим их лицам совершенно недружелюбно, нередко высокомерно и надменно, а иногда и совсем агрессивно. Субъекты с завышенной степенью самооценки постоянно стараются доказать окружающим, что являются самыми лучшими, а другие хуже них. Уверены, что во всем превосходят прочих индивидов, и требуют признания собственного превосходства. Вследствие чего окружающие стремятся избежать общения с ними.

    Индивидуум с низкой степенью самооценки характеризуется излишней неуверенностью в себе, робостью, чрезмерной стеснительностью, застенчивостью, боязнью высказывать собственные суждения, нередко испытывает безосновательное чувство вины. Такие люди довольно легко внушаемые, всегда следуют мнению других субъектов, боятся критики, неодобрения, осуждения, порицания со стороны окружающих коллег, товарищей и других субъектов. Нередко они видят себя неудачниками, не замечают, вследствие чего не могут правильно оценить свои лучшие качества. Заниженная самооценка, как правило, формируется в детском возрасте, но нередко может трансформироваться из адекватной вследствие регулярного сравнения с другими субъектами.

    Самооценку также подразделяют на плавающую и на стабильную. Ее тип зависит от настроения индивида или его успешности в определенный период его жизни. Самооценка еще бывает общей, частной и конкретно-ситуативной, другими словами указывать сферу распространения самооценивания. Так, например, индивиды могут оценивать себя отдельно по физическим параметрам или интеллектуальным данным, в определенной сфере, такой как бизнес, личная жизнь и др.

    Перечисленные виды самооценки личности считаются основополагающими в психологической науке. Их можно трактовать в качестве видоизменения поведения субъектов из области абсолютно-безличного начала в индивидуально личную определенность.

    Самооценка и уверенность в себе

    Оценивание поступков, качеств, действий происходит с самого раннего возрастного периода. В нем можно выделить две составные части: оценку собственных действий и качеств окружающими и сопоставление достигнутых персональных целей с результатами других. В процессе осознания собственных поступков, деятельности, целей, поведенческих реакций, потенциала (интеллектуального и физического), анализа отношения к своей персоне окружающих и личное отношение к ним, индивид учится производить оценивание собственным положительным качествам и отрицательным чертам, другими словами учится адекватному самооцениванию. Такой «учебный процесс» может затянуться на долгие годы. Но повысить самооценку и ощутить уверенность в собственном потенциале и силах можно уже через довольно непродолжительное время, если поставить перед собой такую цель или существует необходимость освободиться от неуверенности.

    Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются именно теми двумя главными составляющими успешности. Можно выделить характерные черты субъектов, чувствующих уверенность в собственных возможностях.

    — всегда выражают от первого лица собственные желания и просьбы;

    — они положительно оценивают собственный личностный потенциал, определяют для себя труднодостижимые цели и добиваются их осуществления;

    — признают собственные достижения;

    — относятся к выражению собственных мыслей, желаний серьезно также как и к чужим словам, желаниям, они ищут совместные пути для удовлетворения общих потребностей;

    — рассматривают достигнутые цели, как успешность. В случаях, когда достичь желаемого не представляется возможным, они определяют для себя более реальные цели, извлекают урок из проделанной работы. Именно такое отношение к успешности и неудачам открывает новые возможности, дает силы для последующих действий с целью постановки новых целей;

    — все действия воплощают в жизнь по мере необходимости, а не откладывают.

    Адекватная самооценка делает индивида уверенной в себе личностью. Совпадение представлений относительно собственного потенциала и своих реальных возможностей называется адекватной самооценкой. Формирование адекватной степени самооценки не будет невозможным без совершения действий и последующего анализа плодов таких действий. Субъект, который обладает адекватной степенью самооценки, чувствует себя хорошим человеком, вследствие чего начинает верить в собственную успешность. Он определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства. Вера в успех помогает не акцентировать внимание на преходящих неудачах и ошибках.

    Диагностика самооценки

    Сегодня все большую роль играет проблематика становления регулятивных функций, помогающих индивиду выступать настоящим субъектом собственного личностного поведения и деятельности, независимо от воздействия социума определять перспективы своего дальнейшего развития, направления и инструменты для их реализации. Ключевое место среди причин, обуславливающих образование механизмов саморегуляции, принадлежит самооценке, которая определяет направленность и степень активности индивидуумов, становление их ценностных ориентаций, личностных целей и границы его достижений.

    Современный научный социум в последнее время все чаще выносит вопросы, которые имеют связь с изучением личностной направленности, ее самооценки, проблемой самоуважения, постоянства личности, на передний план. Так как такие явления для научного познания обладают сложностью и неоднозначностью, успех изучения которых, в большинстве своем, зависит от уровня совершенства используемых методик исследования. Интерес субъектов к изучению характерных свойств личности, таких как темперамент, самооценка, интеллект и т.д. – повлек за собой разработку множества методик для проведения исследования личности.

    Методики диагностики самооценки сегодня можно рассматривать во всем их многообразии, так как разработано множество различных приемов, методов, позволяющих проанализировать самооценку личности, базируясь на разных показателях. Поэтому психология имеет в своем арсенале целый ряд экспериментальных методик обнаружения самооценки индивида, ее количественной оценки и качественной характеристики.

    К примеру, при помощи величины рангового соотношения можно сравнить представление субъекта о том, какие личностные черты он желал бы иметь в первую (Я идеальное), а какие качества имеет на самом деле (Я текущее). Существенным фактором в данном методе является то, что индивид в процессе прохождения исследования производит нужные вычисления самостоятельно в соответствии с имеющейся формулой, и не сообщает исследователю информацию о собственном текущем и идеальном «Я». Коэффициенты, полученные в результате исследования самооценки, позволяют увидеть самооценку в ее количественном выражении.

    Ниже описаны наиболее популярные методики диагностики самооценки.

    Методика Дембо-Рубинштейн, названная по фамилиям авторов, помогает определить три ключевых параметра самооценки: высоту, реалистичность и устойчивость. В ходе проведения исследования следует учитывать абсолютно все комментарии участника процесса, сказанные по отношению к шкалам, полюсам и его расположения на шкалах. Психологи убеждены, что внимательный анализ разговора способствует более верным и полным выводам о самооценке индивида, чем обычный анализ местоположения меток на шкалах.

    Методика анализа личностной самооценки по Будасси дает возможность проведения количественного анализа самооценки, а также выявить ее степень и адекватность, найти соотношение своего идеального «Я» и тех качеств, которые существуют в реальности. Стимульный материал представлен набором, состоящим из 48 свойств личности, например, таких как мечтательность, вдумчивость, развязность и др. Принцип ранжирования составляет основу данной методики. Цель ее заключается в определении связей среди ранговых оценок личностных свойств, входящих в представления о себе реальном и идеальном, в ходе обработки результатов. Степень связи определяется при помощи величины ранговой корреляции.

    Метод исследования Будасси основан на самооценивании индивида, которое может совершаться двумя способами. Первый – заключается в сопоставлении собственных представлений с реально существующими, объективными показателями деятельности. Второй – представляет собой сравнение собственной персоны с прочими людьми.

    Тест Кеттелла является практически самым распространенным анкетным методом оценивания индивидуально-психологических личностных черт. Опросник направлен на обнаружение сравнительно самостоятельных шестнадцати факторов личности. Каждый из таких факторов формирует несколько поверхностных свойств, которые соединены вокруг одной ключевой особенности. Фактор MD (самооценка) представляет собой дополнительный фактор. Средние цифры данного фактора будут означать наличие адекватной самооценки, ее определенную зрелость.

    Методика В.Щур под названием «Лесенка» способствует выявлению системы представлений детей о том, каким образом они производят оценку собственных качеств, как их оценивают окружающие и как соотносятся такие суждения между собой. Данная методика имеет два способа применения: групповой и индивидуальный. Групповой вариант проведения позволяет оперативно выявить степень самооценки у нескольких детей одновременно. Индивидуальный стиль проведения дает возможность обнаружения причины, воздействующей на формирование неадекватной самооценки. Стимульный материал в этой методике представляет собой, так называемую лесенку, состоящую из 7 ступеней. Ребенок должен определить собственное место на этой лестнице, причем на первой ступени располагаются самые «хорошие дети», а на 7-й соответственно – «самые плохие». Для проведения этой методики огромный акцент делается на создании дружественной обстановки, атмосферы доверия, доброжелательности, открытости.

    Также исследовать самооценку у детей можно с помощью следующих техник, таких как методика, разработанная А.Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки и метод самооценки Д. Лампена под названием «Дерево», модифицированный Л. Пономаренко. Эти методики ориентированы на определение степени самооценки малышей.

    Тест, предложенный Т.Лири, предназначен для выявления самооценки путем оценивания поведения индивидов, близких людей, описания идеального образа «Я». При помощи этого метода становится возможным выявить превалирующий тип отношения к окружающим в самооценке и во взаимооценке. Опросник содержит в себе 128 оценочных суждений, которые представлены восемью типами взаимоотношений, объединяющихся в 16 пунктов, которые упорядочены по поднимающейся интенсивности. Метод выстроен таким образом, что суждения, ориентированные на определение какого-нибудь типа взаимоотношений, располагаются не подряд, а сгруппированы по 4 типа и через равное число определений они повторяются.

    Методика проведения диагностики самооценки состояний психики, разработанная Г. Айзенком, применяется для определения самооценки таких состояний психики, как фрустрация, ригидность, тревожность, агрессивность. Стимульный материал представляет собой перечень состояний психики, свойственных либо не свойственных испытуемому. В процессе интерпретации результатов определяется характерный для испытуемого уровень выраженности изучаемых состояний.

    Также к методам анализа самооценивания относят:

    — методику А. Липкиной под названием «Три оценки», при помощи которой диагностируется уровень самооценки, ее устойчивость либо неустойчивость, аргументация самооценки;

    — тест под названием «Оцени себя сам», который позволяет определить виды самооценки личности (заниженную, завышенную и т.д.);

    — методика под названием «Справлюсь или нет», ориентированная на выявление оценочной позиции.

    В общем смысле методы диагностики ориентированы на определение степени самооценки, ее адекватности, на изучение общего и частного самооценивания, на выявление соотношения образов «Я» реального и идеального.

    Формирование различных сторон самооценивания проистекает в разные возрастные периоды. В каждый отдельно взятый период жизни индивида социум или физическое развитие предписывает ему развитие наиболее значимого фактора самооценки именно на данный момент. Отсюда следует, что формирование личностного самооценивания проходит через определенные этапы развития самооценки. Конкретные факторы самооценивания должны образовываться в наиболее подходящий для этого период. Поэтому для развития самооценки наиболее значимым периодом считается раннее детство. Ведь именно в детстве личность приобретает фундаментальные знания и суждения о собственной персоне, мире, людях. Очень многое в формировании адекватного уровня самооценивания зависит от родителей, их образованности, грамотности поведения в отношении ребенка, степени принятия ими ребенка. Так как именно семья является для маленького индивида первым социумом, а процесс изучения норм поведения, усвоения морали, принятых в данном социуме называется социализацией. Малыш в семье сравнивает свое поведение, себя со значимыми взрослыми, подражает им. Для детей важным в раннем детстве является получение одобрения взрослого. Самооценка, заданная родителями, усваивается ребенком беспрекословно.

    В дошкольном возрастном периоде родители пытаются привить детям элементарные нормы поведения, такие как корректность, вежливость, чистоплотность, коммуникабельность, скромность и др. На данном этапе невозможно обойтись без шаблонов и стереотипов в поведении. Так, например, женской части населения с детства внушается, что им надлежит быть мягкими, послушными и опрятными, а мальчикам – что они должны держать свои эмоции под контролем, ведь мужчины не плачут. Вследствие такого шаблонного внушения в дальнейшем происходит оценивание детьми на предмет наличия у их сверстников нужных качеств. Отрицательными будут такие оценки или положительными зависит от разумности родителей.

    В младшем школьном возрастном периоде приоритеты начинают меняться. На данном этапе на передний план выходят успеваемость в школе, прилежность, освоение правил школьного поведения и общения в классе. Теперь к семье прибавляется еще один социальный институт под названием школа. Дети в этом периоде начинают сравнивать себя со сверстниками, они желают быть такими как все или даже лучше, тянутся к кумиру и за идеалом. Этот период характеризуется навешиванием ярлыков на детей, которые еще не научились делать самостоятельные выводы. Так, например, непоседливого, активного ребенка, которому довольно трудно вести себя спокойно и он не способен усидеть на одном, назовут хулиганом, а ребенка, который с трудом усваивает школьную программу – неучем или лентяем. Так как малыши в этом возрастном периоде еще не умеют критически относиться к чужому мнению, то мнение значимого взрослого будет авторитетным, вследствие чего примется на веру, и малыш будет учитывать его в процессе самооценивания.

    К переходному возрастному периоду доминирующая позиция отдается природному развитию, ребенок делается более независимым, трансформирует психически и меняется физически, начинает бороться за собственное место в иерархии сверстников. Теперь для него главными критиками являются товарищи-ровесники. Данный этап характеризуется формированием представлений о собственной внешности и успешности в социуме. При этом подростки сначала учатся подвергать собственной оценке других и только через время себя. Результатом этого является известная жестокость индивидов подросткового возраста, которая появляется в ходе жесткой конкуренции в иерархии сверстников, когда подростки уже могут осудить других, но еще не умеют адекватно оценивать себя. Только к 14 годам у индивидов формируется способность самостоятельно адекватно оценивать других. В этом возрасте дети стремятся познать себя, достичь самоуважения, сформировать самооценку. Важным на этом этапе является ощущение принадлежности к группе себе подобных.

    Индивид всегда стремится хотя бы в собственных глазах быть хорошим. Отсюда, если подросток не будет принят в школьной среде сверстников, не понят в семье, то он будет искать подходящих себе друзей в другой среде при этом нередко, попадая в так называемую «дурную» компанию.

    Следующий этап развития самооценивания начинается после окончания школы и поступления в высшее учебное заведение или не поступления. Теперь индивида окружает новое окружение. Данный этап характеризуется взрослением вчерашних подростков. Поэтому в этом периоде важным будет тот фундамент, состоящий из оценок, шаблонов, стереотипов, который был создан ранее под влиянием родителей, ровесников, значимых взрослых и другого окружения ребенка. К этому этапу обычно уже выработана одна из стержневых установок, представляющая собой восприятие собственной личности со знаком плюс или минус. Другими словами в данный этап индивид входит со сформировавшимся хорошим либо негативным отношением к собственной персоне.

    Установка – это своеобразная готовность индивида к свершению действий определенным образом, то есть она предшествует всякой деятельности, поведенческим реакциям и даже мыслям.

    Субъект с негативной установкой о самом себе, любое свое качество или победу будет истолковывать с невыгодной позиции для себя. Он будет считать в случае своих побед, что ему просто повезло, что победа не является результатам его работы. Такой индивид просто не способен замечать и воспринимать собственные положительные черты и качества, что ведет к нарушению адаптации в социуме. Так как социум оценивает индивида по его поведению, а не только в соответствии с его поступками и действиями.

    Индивид с позитивной установкой будет обладать устойчивой высокой самооценкой. Любые собственные неудачи такой субъект будет воспринимать в качестве тактического отступления.

    В заключение следует отметить, что ключевые этапы развития самооценки, как утверждают многие психологи, индивид проходит в детском возрастном периоде, поэтому основополагающую роль для образования адекватного уровня самооценки все же играет семья и сложившиеся отношения в ней. Индивиды, семьи которых основаны на взаимопонимании и поддержке в жизни становятся более удачливыми, адекватными, самостоятельными, успешными и целеустремленными. Однако наряду с этим для формирования адекватного уровня самооценки необходимы надлежащие условия, к которым относят взаимоотношения в школьном коллективе и в среде ровесников, удачи в институтской жизни и др. Также в формировании самооценки не последнюю роль играет и наследственность индивидуума.

    Адекватная самооценка

    Роль самооценки в развитии личности представляет собой практически основополагающий фактор для дальнейшей успешной жизненной реализации. Ведь так часто в жизни можно встретить по-настоящему талантливых людей, но не добившихся успеха вследствие неуверенности в собственном потенциале, таланте и силах. Поэтому вырабатыванию адекватного уровня самооценки необходимо уделять особое внимание. Самооценивание может быть адекватным и неадекватным. Соответствие мнения личности о собственном потенциале ее реальным способностям считается основным критерием оценивания данного параметра. При невыполнимости целей и планов индивида говорится о неадекватном самооценивании, также как и при чрезмерно заниженном оценивании своего потенциала. Отсюда следует, что адекватность самооценки подтверждается только на практике, когда индивид способен справиться с поставленными для себя задачами, или суждениями авторитетных специалистов в подходящей сфере знаний.

    Адекватная самооценка личности представляет собой реалистичное оценивание индивидом собственной личности, качеств, потенциала, способностей, поступков и т.д. Адекватный уровень самооценивания помогает субъекту относиться к собственной персоне с критической точки зрения, правильно соотносить собственные силы с целями разной степени серьезности и с запросами окружающих. Можно выделить ряд факторов, влияющих на выработку адекватного уровня самооценивания: собственные мысли и структуру восприятия, реакцию окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого индивида, вероисповедание, социальные роли, профессиональную реализованность и статус.

    Адекватное самооценивание дарит индивиду ощущение внутренней гармонии и стабильности. Он чувствует себя уверенным, вследствие чего способен, как правило, выстраивать взаимоотношения позитивного характера с окружающими.

    Адекватная самооценка способствует проявлению собственных достоинств индивида и одновременно с этим скрывать или компенсировать имеющиеся дефекты. В целом адекватное самооценивание ведет к достижению успешности в профессиональной сфере, обществе и межличностных отношениях, открытости для обратной связи, что ведет к приобретению положительных жизненных навыков и опыта.

    Обычно, среди обывателей принято считать, что наличие высокого уровня самооценивания априори ведет к счастливой жизни и реализации в профессиональной сфере. Однако данное суждение, к сожалению, далеко от правды. Адекватная самооценка личности не является синонимом высокого уровня самооценки. Психологи утверждают, что высокая самооценка наносит вред личности не меньше, чем низкое самооценивание. Индивид с завышенной самооценкой просто не способен принимать и считаться с чужими мнениями, взглядами, отношением к системе ценностей других. Высокая самооценка способна приобретать негативные формы проявления, выражающиеся в гневливости и словесной защите.

    Субъекты, обладающие неустойчивой высокой самооценкой склоны занимать защитную позицию вследствие надуманного преувеличения угрозы, способной нанести удар по их самомнению, уровню уверенности и задеть самолюбие. Поэтому такие личности находятся в напряженном и настороженном состоянии постоянно. Данная усиленная оборонительная позиция говорит о неадекватном восприятии окружающих индивидов и среды, психической дисгармонии, низкой степени уверенности в собственной личности. Индивиды с устойчивой самооценкой, с другой стороны, склонны воспринимать себя со всеми дефектами и изъянами. Они ощущают себя, как правило, безопасно, вследствие чего не склонны обвинять других, применяя вербальные защитные механизмы, оправдываться из-за прошлых ошибок, неудач. Можно выделить два признака опасно завышенной самооценки: безосновательно высокие суждения о самом себе и приумноженный уровень нарциссизма.

    В целом, если индивид обладает устойчиво высоким уровнем самооценки – это не так уж и плохо. Часто родители, сами не отдавая себе в этом отчет, способствуют формированию у ребенка завышенного уровня самооценивания. При этом они не понимают, что если выработанная завышенная самооценка малыша не будет подкреплена реальными способностями, то это приведет к понижению уверенности ребенка в себе и неадекватному уровню самооценивания в сторону уменьшения.

    Так устроена человеческая природа, что каждый индивид против своей воли подвергает сравнению собственную личность с другими. При этом критерии для такого сравнения могут быть самыми различными, начиная от уровня дохода и заканчивая душевным равновесием.

    Адекватная самооценка личности может возникнуть у индивидов, умеющих относиться рационально к себе. Они отдают себе отчет в том, что всегда быть лучше других просто невозможно, поэтому и не стремятся к этому, вследствие чего они ограждены от разочарований из-за рухнувших надежд. Индивиды с нормальным уровнем самооценки общаются с окружающими с позиции «на равных», без ненужного заискивания или заносчивости. Однако таких людей встречается мало. По данным исследований более 80% современников обладает заниженной самооценкой. Такие индивиды уверены, что во всем хуже окружающих. Для индивидов с низкой самооценкой свойственна постоянная самокритичность, чрезмерное эмоциональное напряжение, постоянно присутствующее чувство вины и стремление всем нравиться, постоянные жалобы на собственную жизнь, грустная мимика и сутулая осанка.

    Поднятие самооценки считается довольно эффективным методом успешности в межличностных отношениях профессиональной и социальной сфер. Ведь довольный собой и радующийся жизни субъект гораздо привлекательнее вечно жалующегося нытика, активно старающегося угождать и поддакивать. Однако нужно понимать, что повышением самооценки не происходит за одно мгновение. Ниже предложено несколько советов, способствующих нормализации уровня самооценивания.

    Нужно запомнить одно самое главное правило, никогда и ни при каких обстоятельствах не следует себя подвергать сравнению с другими лицами. Ведь всегда в окружении найдутся субъекты, которые в каких-то аспектах будут хуже или лучше других. Нужно учитывать, что каждая личность индивидуальна и обладает только ей присущим набором качеств и характеристик. Постоянное сравнение способно только загнать индивида в глухой угол, что неизменно приведет к потере уверенности. Следует найти в себе достоинства, положительные черты, склонности и использовать их адекватно ситуации.

    Для поднятия самооценки важно уметь ставить перед собой цели, задачи и реализовывать их. Поэтому следует написать перечень целей и качеств со знаком плюс, способствующих достижению таких целей. Одновременно с этим, необходимо написать перечень качеств, препятствующих достижению целей. Это даст понять индивиду, что все неудачи являются результатом его действий, поступков, а сама личность на это не влияет.

    Следующим шагом на пути повышения самооценки является прекращение поисков недостатков в себе. Ведь ошибки – это не трагедия, а всего лишь приобретение опыта обучения на своих ошибках.

    Комплименты окружающих следует воспринимать с благодарностью. Поэтому нужно отвечать «спасибо», вместо «не стоит». Такой ответ способствует восприятию психологией индивида положительной оценки собственной личности, и в дальнейшем она становится ее неизменным атрибутом.

    Следующий совет заключается в смене окружения. Ведь оно оказывает ключевое влияние на уровень самооценки. Люди, позитивного склада характера, способны конструктивно и адекватно оценивать поведение, способности других, что может помочь повысить уверенность. Такие люди должны превалировать в окружении. Поэтому нужно постоянно стараться расширять круг коммуникативного взаимодействия, знакомясь с новыми людьми.

    Индивиды с адекватным уровнем самооценки живут, руководствуясь собственными желаниями, мечтами и целями. Невозможно иметь нормальную самооценку, если постоянно делать то, что ожидают другие.

    psihomed.com

    Эффективный аутотренинг для быстрого повышения собственной самооценки

    Пониженная самооценка — проблема многих людей. Постоянное чувство вины, неуверенность в собственных силах, поступках, словах и даже внешности – все это иногда переходит в огромный груз, который не так и просто носить в себе.

    Как же перебороть это чувство? Как поверить в себя? Как понять о своей уникальности? На все эти вопросы существует ответ, и вы найдёте его в этой статье!

    Необходимо понять, что все несовершенны, и вы тоже. Проанализировав собственный опыт, нужно усмирить собственного «полицейского» и найти внутри себя хотя бы 5 талантов!

    Пониженная самооценка

  • Я глупая;
  • Я неуклюжая;
  • Я толстая;
  • У меня ничего не получится;
  • Я ничего не умею;
  • Я неудачница.
  • Именно такие слова мы регулярно повторяем самим себе, соответственно самооценка падает на дно. При этом перечисленный список возможных обвинений в свою сторону – лишь небольшая часть того, в чём можно себя обвинить. Но это уж точно не влияет на повышение самооценки.

    Первое, что нужно понять перед тем, как и исправить такую проблему через упражнение — это то, когда мы обвиняем себя во всех неудачах, а то и грехах, мы программируем себя на негативное будущее.

    Задумайтесь прямо сейчас, когда вы вспоминали о своих успехах или хороших сторонах последний раз?

    Самые неуверенные люди признают, что это было на прошлом юбилее – после того, как близкие люди отметили ваши хорошие черты характера в своих поздравлениях. Если в эту категорию входите и вы, пришло время признать все свои достоинства и начать использовать сильные стороны уже сейчас. Ведь нормальная самооценка помогает жить!

    Не так давно мне пришлось услышать интересный рассказ, который, не задумываясь можно отнести к нашей проблеме самооценки. На одной из вечеринок, женщина рассказала о своём не самом счастливом детстве, причиной этого был её внешний вид. Ещё со школы, в юношеский период она была не такой стройной, как её одноклассницы.

    В один момент, девушка поняла, что ей просто необходимо заняться физкультурой и соблюдать диету, таким образом, она придумала собственный аутотренинг для повышения самооценки. Каждый вечер, перед тем как лечь спать, девушка повторяла самой себе: «Я толстая, я неудачница, я не могу похудеть!» И какой же результат? Вышло все в прямо противоположном порядке тому, что должно было произойти. Физическое упражнение, не задерживаясь, переходили в плотный завтрак – талия не переставала расти в объёме, а настроение ухудшалось после каждого съеденного хлеба с маслом.

    Почему? Негативно оценивая своё состояние, она призывала в действие свои же мысли: «раз я уже настолько толстая, то помочь мне уже ничего не может – буду страдать и выполнять требования желудка, то есть — есть», тем самым девушка делала так, что самооценка падала все ниже, всячески отрезав путь к похудению. Добавкой сладенького, девушка наказывала своё непослушное тело за то, что оно отказывалось худеть. Соответственно и поправлялась девушка ещё больше.

    Вот такой треугольник несчастья присутствовал в жизни девушки, повышение самооценки казалось ей невозможным.

    Наказание и обвинения

    Каждый человек в качестве наказания для себя использует разные способы: обвинения («я неспособна не на что!», «Так тебе и надо, неудачница!»), жёсткое отношение к самому себе (такое мы часто наблюдаем у подростков, они могут резать руки лезвием или прокалывать множество дырок в ушах), причинение душевной боли, образование запретов, которые сложно обосновать. Если прочитав эти строки, вы узнали себя, знайте: корень пониженной самооценки – в детстве.

    Следует разобраться и в этом и создать повышение самооценки до максимума, в этом помогут упражнения, которые мы рассмотрим немного ниже! С раннего возраста мы слишком близко реагируем на одобрение сверстников и взрослых, это могут быть родители или учителя. К сожалению, даже они не всегда могут распознать таланты, что могут скрываться в ребёнке.

    Зависимость от окружающих

    К примеру, отец известного актёра Робина Уильямса, пытался пристроить сына изучать политологию, а после того, как тот шумно вылетел из университета, отец посоветовал учиться на сварщика: это тот случай, когда отец искренне начал считать, что сын больше ничего не сможет, согласитесь, повышения самооценки так не добьёшься.

    Похожий пример можно отнести и к Барбаре Стрейзанд, будучи ребёнком, она отчётливо видела себя в кино, однако, все более активно отговаривали её пробовать себя в актрисах – в этой дурнушке, разглядеть будущую звезду было просто невозможно.

    Наша зависимость от одобрения близких нам людей, слишком часто играет с нами злые шутки, чаще всего страдает именно самооценка. Колкие фразы, некорректные либо не обдуманные оценки, случайные казусы и замечания намертво укореняются внутри нас, превращаясь во стержень спустя несколько лет, именно на него и наматываются всевозможные комплексы которые преодолеть можно только благодаря упражнениям.

    «Мне 36 лет, но я, и сегодня улыбаюсь намертво сжимая губы. Причиной этому стал случай детства. Когда мне было 7 родители заметили, что один зуб растёт не совсем ровно, мама, не стесняясь, рассказывала об этом всем окружающим, при этом она просила меня показать всем желающим несовершенную улыбку — вспоминает Ирина, квалифицированный доктор. – Я сделала себе ровные зубы ещё 10 лет назад, а улыбаться не сжимая губы, так и не научилась».

    К нашему сожалению, причина того, что самооценка занижена не всегда видна на поверхности сознания. Специалисты, добившиеся значимых отметок в психологии, уверяют, что решить проблему с бессознательным чувством вины и негативной самооценкой можно только при глубоком самоанализе, покопавшись в своём прошлом. И только в случаи, если человек найдёт конкретную ситуацию, что заставила его мыслить негативно, вызываю массу мучительных переживаний, он сможет прожить её заново, осмыслив по-новому.

    Докопавши до истины нужно понять и простить себя, перестать винить и наказывать, только таким образом, можно избавиться от негативных чувств повысив свою самооценку. Верным способом для того чтобы повысилась самооценка, конечно же, остаётся помощь психоаналитика или аутотренинг. Но, существуют и другие способы решить проблему неуверенности в себе и повышение самооценки без посторонней помощи.

    Метод свободных ассоциаций

    Для того чтобы использовать упражнение необходимо проговаривать вслух все воспоминания, что приходят в данный момент, ограничений не должно быть абсолютно никаких! Через некоторое время, вы заметите, что в вашей памяти проявляются события, о которых вы давно забыли, вы сможете выразить чувства что годами копились внутри вас и это определит причину вашей негативной самооценки на сегодняшний день.

    Та ситуация, что в детстве показалась просто катастрофой, сильно отразившись на внутреннем мире, вы переоцените и благодаря прожитому опыту поймёте, какая в действительности это мелочь! Почувствовав себя свободнее, вы наконец-то сможете сконцентрироваться на настоящем времени, дополнив себя позитивом. Таким образом и самооценка улучшится.

    Есть ещё одно простое упражнение для того, чтобы избавиться от тяжёлых, угнетающих мыслей и добиться повышения самооценки.

    Рассмотрим на примере

    Если вы думаете, как вы глупы и совершенно не имеете влияния на то, что самооценка поднимется, задайте самой себе 4 вопроса:

    1. Это действительно так?
    2. Знаете ли вы это на 100%? (или все же что-то у вас получается)?
    3. Какая у вас реакция, когда вы действительно верите в это? (вспомните своё поведение в те моменты, что считаете себя глупой – к примеру, стесняетесь высказать своё мнение окружающим.)
    4. Каким вы себя представляете, если бы знали, что это неправда? (к примеру, думаю, вы бы не боялись отстаивать свою позицию в споре, были бы уверенней в себе, поступили бы в институт или начали бы строить собственную карьеру.)
    5. Теперь нам необходим сформулировать утверждение противоположно смыслу: «Я умная!» Найдите хотя бы 3 примера, что могут подтвердить вашу мысль. Например, вы отлично рассказываете стихи, или прочли умную книгу, может быть вы знаете все столицы мира…

      После того как вы пройдёте это упражнение, вы заметите как исчезает тяготившая мысль, а самооценка вырастит на глазах.

      psiho.guru

      Какая у вас самооценка? Определяем по выбранной одежде

      Любите ли вы себя или нет? Об этом факте просто кричит ваша одежда! Не сомневайтесь, большинство людей вокруг точно знают, как вы к себе относитесь, просто не всегда говорят об этом вслух. А наша статья откроет вам глаза в данном вопросе…

      Завышенная самооценка: эпатаж и неуместная сексуальность

      Вы предпочитаете носить только кричащие цвета и эпатажную одежду вне зависимости от того, идёт ли она вам? Или же ваш выбор – это исключительно сексуальные вещи на каждый день? В таком случае, речь идёт о самооценке выше нормы. Нет ничего плохого ни в эротической одежде, ни в ярких нарядах, но есть две важных особенности. Первая – все эти вещи должны быть уместны. Вторая – они должны подбираться под особенности внешности конкретного человека. А люди с завышенной самооценкой склонны считать себя идеальными во всем и никогда не будут корректировать свои недостатки посредством гардероба. Да и к рекомендациям стилистов они относятся негативно. Бывает даже, что такие личности специально одевают всё немодное, чтобы показать, насколько они выше трендов и толпы! Это уже крайности…

      Заниженная самооценка: тёмные тона и отсутствие нового

      Вы носите исключительно неброские вещи, чтобы не выделяться из толпы? Возможно, вы уже давно не покупали себе ничего нового и даже не следите за модой? Спешим огорчить, но у вас самооценка ниже нормы. Обычно люди, которые боятся привлекать внимание, не отличаются уверенностью в себе. Более того, они нередко считают себя некрасивыми, даже если объективно отличаются привлекательностью. Определить низкую самооценку можно и по такому критерию, как приобретение новых нарядов для себя. Даже при тяжёлом материальном положении удаётся позволить себе купить хотя бы одну новую недорогую вещь в сезон. А если вы не делаете и этого, задумайтесь: почему вы так не любите себя? Или даже посетите профессионального психолога для решения этой проблемы изнутри.

      Адекватная самооценка: вещи, которые красят

      Вы увлекаетесь формированием собственного стиля, но при этом ориентируетесь и на мнение специалистов? Ваши вещи хорошо подчёркивают достоинства и скрывают недостатки, а вы не боитесь надевать яркие наряды? Если всё названное про вас, то вы являетесь счастливым обладателем адекватной самооценки. Что касается конкретного стиля и вещей, то тут нет каких-то строгих рамок, ведь обладатель такой самооценки может быть одет по-разному. Важно лишь, чтобы образы отвечали внешним особенностям, а привлечение внимания не пугало.

      Для тех, кто обладает завышенной или заниженной самооценкой, мы можем посоветовать разобраться в себе и понять, над чем ещё стоит работать. Ведь прийти к адекватному восприятию себя никогда не поздно! Помните, что нужно начинать с принятия своих плюсов и минусов, а уже потом выбирать подходящий гардероб, а не наоборот.

      femmie.ru

      13 июл 2011, 09:17

      Тільки тебе кохаю.

      Моя самооценка меняется при разных ситуациях. Иногда я могу почувствовать, что слишком низко себя оценила. А иногда моя самооценка зашкаливает. В любом случае, лучше средний вариант, когда человек уверен в себе и своих силах, и собственные страхи не мешают ему идти по жизни и добиваться намеченных целей.

      01 янв 2008, 19:10

      22 янв 2012, 15:30

      14 янв 2012, 18:37

      15 окт 2011, 08:23

      12 авг 2011, 11:52

      Я на работе так себя веду. Никак не связываю это с самооценкой, просто мой стиль — это если сказала, то сделала. Не понимаю некоторых сотрудников, которые наобещают золотые горы начальнику, а потом идут и жалуются, это не получилось. Лучше я пообещаю чуть меньше, но сделаю больше — чем наоборот. К тому же, не люблю давать пустые обещания, все свои слова всегда подкрепляю официальными документами.

      03 окт 2011, 19:16

      29 авг 2012, 21:02

      Благодарил (а): 0 раз.

      Меня забавляет волнение людей по пустякам, сама была такой же дурой.

      Теперь перед финишем понимаю ясно, что всё пустое.

      Нужна только доброта и сострадание.

      19 авг 2011, 14:37

      в таком случае нужно себя перебороть! я считаю лучше раз себя морально переломать, чем быть всю жизнь лузером.

      у меня самооценка нормальная. не могу сказать, что низкая, но и не слишком высокая. хотя сейчас я работаю над тем, чтобы она все-таки стала еще выше. нужно себя ценить и уважать, и все подобное будет притягиваться!уже не раз убеждалась в этом!

      03 апр 2012, 09:51

      03 окт 2011, 10:37

      Не люблю таких людей, у которых завышенная самооценка. Я даже стараюсь с такими людьми не общаться, потому что они думают что умнее всех, а в большинстве ситуаций все с точностью наоборот.

      Брату 22 года. И поверте мне, вы наверное не встречали такого человека как он. Еще не родился такой человек, который бы ему что-то доказал или переспорил. Он считает что знает все. Но когда мне позвонила его родная сестра( моя двоюродная) на год младше его и рассказала ее с ним дискуссию, я была в шоке. Дело в том, что он считает, для того чтобы купить стиральную машину, нужно сначала поставить бойлер. Потому что с холодной водой стиралка работать не будет. И она его не переспорила.

      forum.cosmetic.ua

      Трикки — тесты для девчонок

      +3, поставила бы +5, если была бы такая возможность.

      Здоровая самооценка. Мне кажется что она у меня немного заниженная, а иногда завышенная ну да тогда выходит здоровая……+ 3

      Тебе стоит больше ценить себя! Нет причин быть такой строгой. Уверена, ты сделала много важных вещей в жизни, а если нет, то самое время их сделать и повысить самооценку.

      Тест грамотный. +3

      Молодец!Мне тест понравился.Банальная,казалось бы,тема,но и вправду тест очень хорош .Конечно,+3

      , обычно я игнорирую подобных тпшек, но сейчас я тупо орнула. Советую просто промолчать вместо того, чтобы писать столь тупые комментарии, ору до сих пор.. 2007 года рождения…мне жаль твоих родителей

      Хотела тоже такой тест создать, но ты опередила.

      Сам тест мне понравился)) у меня заниженная самооценка..

      Ты относишься к себе правильно: без глупой критики, но и без гордыни. Ты уверена в своих силах, но понимаешь, что чтобы добиться чего-то в жизни нужно правильно применять свои таланты.

      Если тест понравился, прошу поставить ему оценку. Также прошу быть объективными и оценивать сам тест, а не результат. Все правда про мене и я ставлю 3+ 😉

      Грамотно, интересно, автор соблюдает правила вежливости. была бы оценка +333333, я бы её поставила, но так как её нет, то поставлю +3

      Вы набрали 15 баллов из 30.

      поработать нужно, скорее, над собой, а не своей самооценкой. +2

      ? Чуть заниженная самооценка ?

      + Достаточное кол — во вопросов

      + Достаточное кол — во вариантов ответа

      Минусы этого теста:

      — Результат (обычно самооценка у меня нормальная или высокая, просто не хочется на людях хвастаться)

      Здоровая самооценка! Правильно говорит автор нужно оценивать сам тест а не результат! Тест прекрасный таких по-моему очень мало что-то новое добавила автор)

      Нет варианта другое но много вариантов так-что +

      Очень интересный тест +

      4 из 30 — Заниженная самооценка.

      Почему-то даже не сомневалась. А тест очень хороший — адекватные вопросы, есть картинки, очень грамотно. +3

      Так што -1000000000000

      ты че чаще штоли какая завышыная самооценка? да я самая крутая в классе да я самая богатая в школи и я встричаюсь с самым крутым парнем на районе. но у миня не завышыная самооценка, ну хотя я тут пау неё всех тут взятых

      Вы набрали 20 баллов из 30.

      Вы набрали 10 баллов из 30.

      Чуть заниженная самооценка

      Ты немного самокритична — это нормально для подростков, но в дальнейшем стоит избавляться от этого качества. Твоя самооценка не болезненно-низкая, но над ней всё равно стоит поработать.

      Вы набрали 17 баллов из 30.

      Грамотно и интересно, результат порадовал, как и сам тест. Картинки есть.

      Добавить комментарий Отменить ответ

      Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

      trikky.ru