Диплом самооценка подростка

Психологические особенности подростка

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии.Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания.Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми.Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками.Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества».Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы.С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками.Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».

Главная ценность отметки для учеников 3-7 классов в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение.Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей.Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы него было «как у всех», «как у других».Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие . Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Сравнивая развитие рано (акселеранты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ . Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

azps.ru

Самооценка подростков в демократической и авторитарных семьях

на любую интересующую вас тему

Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи стиля семейного воспитания и самооценки подростка

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста

1.2. Самооценка как личностная характеристика

1.3. Роль семьи в формировании и развитии личности

1.4. Стили семейного воспитания

1.5. Зависимость самооценки подростка от стиля воспитания в семье

Выводы по главе 1

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи стиля воспитания (авторитарный и демократический) в семье и самооценки подростка

2.1. Цель, задачи и методики экспериментального исследования

2.2. Анализ результатов, полученных в ходе экспериментального исследования

2.3. Повышение уровня самооценки у детей подросткового возраста

Выводы по главе 2

1.Айзенк Г. Ю. Структура личности, М.: КСП , 2003. – 210 с.

2.Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Издательство Московского Университета, 1980. — 195с.

3.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979. №1 — С.23-28.

4.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2002. – 324 с.

5.Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. – 189 с.

6.Кириллов Л. А. Основы психологии. Саратов, 1995. — с. 4-27.

7.Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — с. 12-41.

8.Кон И. С. В поисках себя. М., 1984. — с. 136-140; 258-322.

9.Крайг Г. Психология развития, СПб., 2000. – 280 с.

10.Семья и формирование личности ребенка / под ред. Бодалев А. А., М., 1995. – 220 с.

11. Показать все Соковнин В. М. Общение и его средства // Сознание и общение. Фрунзе, 1968. – 210 с.

12.Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалий личности // Семья и формирование личности. М., 1981 . C. 15—21.

13.Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.— 286 с.

14.Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. – 254 с.

15.Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. В 2-х т. М., 1972. Т.1. — 250с.

16.Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания // Вопросы психологии. 1984. №2. — С.12-22.

17.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. — 208с.

18.Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс. 1969. – 535 с.

19.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. – 190 с.

— стиль семейного воспитания детей подросткового возраста рассматривается с позиции его взаимосвязи с самооценкой подростка.

Практическая значимость исследования заключается:

— в обнаружении взаимосвязи самооценки со стилем семейного воспитания;

— в подборе и проведении методик, позволяющих выявить взаимосвязь самооценки со стилем семейного воспитания.

В заключение данного исследования отметим еще раз, что влияние семьи на развитие и формирование полноценной личности огромно.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в т Показать все ечение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Родители должны правильно воспитывать своих детей, но так как они этого не умеют или не хотят делать, педагогам и воспитателям следует учить родителей. Их необходимо вооружить психологическими и педагогическими знаниями, указать способы и методы воспитания детей в семье.

Роль родителей в воспитании самооценки ребенка, начиная с дошкольного возраста, имеет большое значение – как родители ведут себя с ребенком, так он и будет себя ощущать: если они принижают его достоинства, давят своим авторитетом, постоянно его с кем то сравнивают, то следовательно и уровень самооценки его будет низким; если же родители показывают ребенку, что он личность, ценят его и воспитывают как равного им, то им уровень самооценки у ребенка будет адекватным.

Подростковый возраст сам себе довольно сложный этап в жизни человек и поддержка родителей нужна ребенку в это время как ни когда.

Отметим еще раз, что в самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Развитие собственного социального опыта подростка, расширение контактов с окружающими, появление новых «значимых других», овладение собственным поведением приводят к разрушению прежнего линейного отношения оценки и самооценки.

И снова заметим, что уже в предподростковом возрасте внешние оценки и самооценка могут значительно расходиться.

Итак, в теоретической части исследования мы рассмотрели в целом особенности подросткового возраста, влияние семьи на формирование личности в целом, роль самооценки в жизни человека и влияние семейного стиля воспитания на развитие самооценки у детей подросткового возраста и по данной части исследования нами были сделаны следующие выводы:

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. Главной причиной морального перелома является отрицание практического разума, непосредственное упоение набегающими влечениями. Как указывает И.С.Кон в этот период «цветения пола» подросток строит свое поведение в соответствии с тем, что обладает внутренней мистической силой и непререкаемостью, исходящих не от разума, не от традиции, а изнутри его самого.

В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Адекватная самооценка коррелирует с позитивным отношением к другим людям, а также способностью к самораскрытию, установлению глубоких межличностных контактов.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания:

От стиля воспитания в семье зависит и развитие самооценки у ребенка, и его последующие взаимоотношения со сверстниками.

author24.ru

2.2 Самооценка и самосознание

Множество научных данных указывает на то, что формирование направленности личности происходит именно в подростковом возрасте. Изучение этого процесса проводилось многими исследователями и научными коллективами в нашей стране.

Подростковый возраст отмечен более высоким уровнем развития самосознания по сравнению с другими периодами детства.

По существу, самосознание есть познание самого себя. Интерес к своему внутреннему миру возникает у человека обычно в подростковом возрасте. Возникает новая потребность – понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, найти в себе отличие от других людей, попытаться проанализировать свои переживания. Иначе говоря, пробуждается интерес к самооценке.

Как показывают многочисленные исследования, формирование самосознания подростка начинается с того, что он выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков («Я хорошо учусь», «Я всегда говорю правду»), обобщает, осмысливает их как особенности своего поведения, а позднее как особенности своей личности.

Формирование самосознания у подростка оказывает большое влияние на весь ход его дальнейшего психического развития.

Процесс этот не лишен драматичности, которая объясняется тем, что потребность в анализе и оценке самого себя очень острая, а возможности подростка в этом плане ещё ограничены. Не умея по-настоящему разобраться в себе, ребенок в этом возрасте становится излишне чувствительным к мнению о нем окружающих. Отсюда ранимость подростка, несдержанность, часто бурные, казалось бы, беспричинные реакции на самые пустячные, с точки зрения взрослого, обстоятельства.

Особенно интенсивно развитие самооценки происходит у подростков, что объясняется их стремлением разобраться в себе, усложнением их взаимоотношений с другими людьми, возникновением идеалов.

Самооценка имеет принципиальное значение для формирования личности в целом и таких её качеств, как уверенность в себе, настойчивость, в достижении желаемых результатов, самокритичность или, напротив, неуверенность, некритическое отношение к себе. Именно самооценка становиться важнейшим условием эмоционального благополучия.

Таким образом, функциональная нагрузка самооценки очень велика. Формирование её влечет за собой возникновение новой потребности – быть на уровне тех требований, которые человек сам к себе предъявляет, тех целей, к которым он стремится.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.*

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.

Один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других- взрослых (учителей и родителе), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

studfiles.net

Тема: Взаимосвязь самооценки и мотивации на достижения успеха у мужчин и женщин

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи самооценки и мотивации достижения успеха у мужчин и женщин

1.1. Понятие самооценки и основные формы ее проявления

1.2. Мотивация достижения успеха, как объект исследования психологии

1.3. Опыт изучения гендерных различий в отечественной и зарубежной психологии

Глава 2. Эмпирические исследования взаимосвязи самооценки и мотивации достижения успеха у мужчин и женщин.

2.1.Организация и методики исследования.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Элерса

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

2.2. Анализ результатов эмпирических исследований взаимосвязи самооценки и мотивации достижения успеха у мужчин и женщин.

2.3. Практические рекомендации для психологов службы персонала по изучению индивидуально-психологических особенностей сотрудников с учетом гендерных различий

  • Александровская Э.М., Пиатковская Ю. Структура личностных свойств у школьников и их самооценка // Здоровье, развитие, личность. — М., 1990
  • Божович Л. И. Личность и ее фомирование в подростковом возрасте. М., 1968
  • Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. — М., 1985
  • Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психол. жур. 1992г., №4
  • Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вест. МГУ, Сер. 14, Психология, 198бг.,№3
  • Бороздина Л.В., Видинска Л. Соотношение самооценки и уровня притязаний. // В кн. Личность в системе коллективных отношений. — Курск, 1980
  • Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Педагогика М. 2002
  • Бурова А.В., Суворова Т.Д. Зависимость самооценки школьника от содержания общения со стороны взрослого // Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. — М., 1981
  • Былкина И.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматический патологии. Дисс:канд.псих.наук — М.:МГУ, 1995
  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
  • Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов. // Вопросы психологии, № 2. 1993.
  • Вопросы психологии характера / Н. Д. Левитов; Акад. пед. наук РСФСР, Ин- т психологии.- М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1999
  • Гульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник Моск. ун-та. сер.14. Психология. № 3, 2001,
  • Джеймс У.. Психология. М., Педагогика. 1991. С.86.
  • Ениколопов С.Н. Психология агрессии // Вест. Псков. Вол. ун-та, 1994г., №1
  • Жамкочьян М. Агрессия не исчезает и не появляется Знание-сила 2000 №7.-С.21-32
  • Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. Автореф.дисс:канд.психол.наук. — М., 1995
  • Захарова А.В. Уровень притязаний как показатель самооценки // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, вып. 1(1), 1989(6)
  • Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.
  • Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994
  • История Психологии Левин Курт Патяева Е.Ю. Психол. журн. 2001 Т.22, N5.- С.5-16
  • Клецина И.C. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.
  • Климов Е. А. Психология профессионала. — М., 1996. — 400 с.
  • Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире//Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие./Под ред. И.Жеребкиной. Харьков-СПб., 2001.
  • Кон И.С. Обсуждение темы "Проблемы и перспективы развития гендерных исследований в бывшем СССР"//Гендерные исследования. № 5. 2000.
  • Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение. 1989
  • Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  • Курт Левин Динамическая психология Авторский сборник Издательство: Смысл, 2001 г.,
  • Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.
  • Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. докт. дис. М., 1974
  • Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998.
  • Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999
  • Мид М. Культура и мир детства. Изд-во Наука, -М., 1988
  • Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997
  • Мухина В.С., Хвостов В.А. Диагностика агрессивного поведения ребенка. М., 1992
  • Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. М., 2003 Т.3
  • Олпорт Г. , Становление личности: Избр. тр. / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. , Психология, М, 2002
  • Основы общей психологии, Рубинштейн С.Л., Питер, 2002
  • Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999.
  • Практическая психодиагностика. методики и тесты издательский дом БахраХ-М 2004
  • Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. Проблема психологии личности. М.: Школа-Пресс, 1992
  • Развитие личности ребенка. М., 1997
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995
  • Роджерс К. Взгляд на психотерапию. — М., 1999. с.67
  • Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников // В кн.: Учен. Записки. Тамб.пед.ин-т, вып, 1956
  • Соколова Е.Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. — М., 1989
  • Спиваковская А.С., Столин В.В. Самосознание личности. Изд-во МГУ, -М., 1983. с.34
  • Спиркин А. Г.. Основы философии, М., 1988.
  • Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983
  • Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения, СПб, 2001
  • Хоментаускас Г.Т. Cемья глазами ребенка. — М., 1985 с.13
  • Хрестоматия по истории психологии. / Под. ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н., Изд-во МГУ., -М., 1980
  • Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. — М., 1977
  • «Взаимосвязь самооценки и мотивации на достижения успеха у мужчин и женщин»

    Даже если эта работа устраивает вас не полностью, вы можете связаться с автором и обсудить возможность переделки её под ваши требования.

    Если же подходящей работы вы не нашли, закажите её, заполнив форму заказа, расположенную после списка литературы.

    gotovo.studentochka.ru

    Тема: Самооценка подростков 15-16 лет воспитанников детского дома

    Глава 1. Теоретический анализ изучения самооценки

    1.1. Проблема изучения самооценки в отечественной и зарубежной литературе

    1.2. Психологические особенности личности подростка и формирования самооценки в подростковом возрасте

    1.3. Психологические особенности развития подростков – воспитанников детского дома и формирование их самооценки

    1.4. Выводы по главе

    Глава 2. Экспериментальное исследование

    2.1. Программа исследования

    2.2. Характеристика испытуемых

    2.3. Методики исследования

    2.4. Задачи испытуемых и условия проведения исследования

    2.5. Результаты исследования

    2.6. Рекомендации по нормализации самооценки

    2.7. Выводы по главе

    1. Авдеева Людмила Игоревна Самооценка младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа // Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов". Секция "Психология". — М.: Изд-во МГУ, 2001. -С. 124
    2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. — Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М., 1948.
    3. Андреева Г. М. Социальная психология – М., Аспект Пресс, 1996 с.108
    4. Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей. Дошкольное воспитание, 1953, № 2.
    5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю.И. -М., 1997, С.176
    6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
    7. Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 5—242.
    8. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. сочинений. Т. 1.,М.: Педагогика. С. 78—98.
    9. Грибанова Г.В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в раннем возрасте. – Дефектология ,1994, №3, с.10-16.
    10. Гульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник Моск. ун-та. сер.14. Психология. № 3, 2001
    11. Данилова Е.А. Конфликт самооценки как внутреннее условие развития индивидуальности в подростковом возрасте Удмуртский государственный университет, г.Ижевск 1990
    12. Данилова Е.А. Особенности межличностных отношений подростков с конфликтом самооценки Омск, 2004
    13. Джеймс У.. Психология. М., Педагогика. 1991
    14. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи — Возрастные особенности психического развития детей.,М.,1982.
    15. Зaxаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. -Вопр. психологии, 1982,№ 1.
    16. Залысина И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи — Вопросы психологии., 1985,№4.
    17. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности" // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.
    18. Землянухина Т.М. Особенности общения и познавательной активности у воспитанников яслей и Домов подростка: Дис. канд. психол. наук. — М.: 1982.
    19. Кон И. С. Категория "Я" в психологии. — Психол. журн.,1981, т. 2, № 3,с.25-37.
    20. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение. 1989.
    21. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.: УРАО, 1999
    22. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Диссертация . доктора психологических наук.- СПб., 1991
    23. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте.—Прага, 1984.
    24. Левин К.. Дембо Т„ Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний. — В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, М.,1982.
    25. Левин Курт Динамическая психология Авторский сборник Издательство: Смысл, 2001 г.
    26. Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
    27. Липкина А. И, Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности, М., 1968.
    28. Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.
    29. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. докт. дис. М., 1974.
    30. Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника — Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.— М., 1979.
    31. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста – Вопр. психологии,1961,№3,с.117-124.
    32. Лисина М.И., Общение, личность и психика подростка", МПСИ, 2001
    33. Личко Е.А. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд-во Медицина, -М., 1983.
    34. Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия. Ред-сост В.С.Мухина,М.,1991.
    35. Макаровская И.В.Система самооценок и ценностей у подростков-правонарушителей мат. Конф. Международная научная конференция “Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурный диалог Северных стран” Архангельск Издательство Поморского гос/ университета имени М.В.Ломоносова 1999
    36. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999 с.165
    37. Мид М. Культура и мир детства. Изд-во Наука, -М., 1988 с.106-108
    38. Мишель Кле Психология подростка (Психосексуальное развитие)Пер. с фр. – М.: Педагогика, 1991
    39. Мухина B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов.-М.:Изд. центр "Академия", 1997
    40. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа – Вопр. психологии,1989,№1,с.32-39.
    41. Олпорт Г. , Становление личности: Избр. тр. / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. , Психология, М, 2002 с.88
    42. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопр.психологии. 1996. №1. С. 20-32
    43. Прихожан А. М. Анализ содержания "образа Я" в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната — Возрастные особенности психического развития детей.—М., 1982.
    44. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи — Вопросы психологии , 1982.,№2.
    45. Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Дети без семьи. Детский дом: заботы и тревоги общества. — М.: Педагогика, 1990
    46. Прохоров В.Д. Комплексная социальная помощь детям группы риска и их семьям // Проблемы социально-криминологической и правовой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. Материалы научно-практической конференции. — Йошкар-Ола: Прокуратура Республики Марий Эл, 2003. — С. 87-89
    47. Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой., М.,1995.
    48. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребёнка, детских домах и школах-интернатах., М.,1986.
    49. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии, , Питер, 2002 с.65
    50. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии., Спб., 1996.
    51. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. — М.: "Школа- пресс", 1997
    52. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
    53. Сомова Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте. Диссерт. . канд. психол. наук, Краснодар, 1999
    54. Спиваковская А.С., Столин В.В. Самосознание личности. Изд-во МГУ, -М., 1983
    55. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат. 1972.
    56. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост.Л.Д.Столяренко. Ростов н/д: Феникс, 1999
    57. Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1990
    58. Хоментаускас Г.Т. Cемья глазами подростка. — М., 1985
    59. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Часть 1. зарубежная история / Сост. А. А. Фролов. Н. Новгород, 2003
    60. Хухлаева О. На пороге новых возможностей Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья подростков Вопр.психологии. № 34, 2002 г
    61. Шорохова Е. В. Проблема "Я" и самосознание. — В кн.: Проблемы сознания. М„ 1966.
    62. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития советского школьника. — Вопр. психологии, 1971,№ 4.

    Если вас заинтересовала эта работа или её часть, вы можете купить её, заполнив форму. Автору работы будет отправлено письмо, и в самое ближайшее время вы получите ответ.

    «Самооценка подростков 15-16 лет воспитанников детского дома»

    gotovo.studentochka.ru

    Самосознание и самооценка подростка

    Отрочество — это беспокойство:

    «Вдруг я не такой, как все?»

    и ужас: «Вдруг я такой, как все?»

    Подростковая пора — время второго рождения личности. И рождение это, увы, не обходится без мук. Страдают подростки от непонимания со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивости намерений, интересов, устремлений. Мучаются взрослые — дети стали грубы, замкнуты, неоткровенны.

    Да, мир подростка сложен, противоречив, полон ежедневных, ежечасных перемен. Но он открыт для понимания. Быть понятым — самое первое, что хотят подростки. Хотим и мы понять их. Почему же не понимаем так часто? Очевидно, потому что не знаем, подходим с готовыми мерками «не по росту»: то слишком детскими, то слишком взрослыми.

    Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют подростками: страстный интерес к внешнему миру и столь же страстное, пристальное вглядывание в себя — в мир своих мыслей, чувств, переживаний.

    Интерес ребенка к своему «я» — к своим особенностям, возможностям, способностям — в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. «Я сам!» — говорит трехлетний малыш. И это значит, что он выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас такое отличие самоочевидно, иначе быть не может, но для малыша — это заметный шаг в развитии.

    «Кто я?», «Каков я?», «Что я могу» — спрашивает себя подросток; и это — уже иная форма и иной уровень развития самосознания.

    Самосознание — сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он — и познающий, и познаваемый.

    Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

    Что такое самооценка? Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк — от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.

    Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

    На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, мораль¬ные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

    Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов — в первую очередь — общения ребенка с окружающими.

    Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе — оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

    Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

    В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых — низкая, преимущественно заниженная. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

    Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

    И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей — явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе — «слабо», «средне» или «сильного», задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже «узаконенного» деления класса по результатам учебной деятельности. «Звездами», к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов.

    В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным «ядром» личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности.

    Рассмотрим условия, которые определяют и обеспечивают развитие личности.

    В подростковом возрасте происходят большие изменения в организме ребенка, идет его бурная перестройка. Много изменений происходит и в обстоятельствах жизни подростка. Изучение основ наук, к которому вплотную приступают школьники в этом возрасте, предъявляет новые, более высокие требования к их мышлению, памяти и другим психическим процессам. Новые учебные предметы, возросший объем учебного материала требуют совершенствования приемов и способов усвоения знаний, большей самостоятельности. Более серьезной и содержательной становится общественная работа подростков: они уже основные инициаторы и участники общественной жизни школы. Меняется положение подростка в доме. В чем-то его уже начинают признавать взрослым, у него появляется больше прав и обязанностей, ему больше доверяют, но больше и спрашивают.

    Рост реальной самостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить.

    Все эти изменения и есть тот источник, тот основной фактор, который стимулирует развитие самосознания.

    Подростковый возраст и «по науке», и «по жизни» считается «трудным», «критическим», «возрастом противоречий». В эту пору быстро, иногда за несколько месяцев происходят такие изменения и в облике и в поведении ребенка, что он становится неузнаваемым, а его поступки кажутся непонятными, необъяснимыми.

    Связано появление новых форм поведения подростка с особенностями его возрастного развития, с конкретными условиями и обстоятельствами его жизни. А также подростки становятся трудными из-за того, что «изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за изменениями его личности». Опыт показывает: если взрослые учитывают эти перемены, никаких особых конфликтов между ними и подростком не возникает.

    Многое в поведении подростка объясняется спецификой смены в этом возрасте типов ведущей деятельности. В подростковую пору на первый план выходит общение. Учению приходится «потесниться». Однако при нормаль¬ном, благополучном развитии подростка оно не понесет существенного урона; при сформированной учебной деятельности мотивация учения не снижается, общение не вступает с ней в конфликтные отношения. Нет, следовательно, причин и для конфликтов между подростком и взрослыми по поводу школьных дел.

    Если же учебная деятельность — по тем или иным причинам — в младшем школьном возрасте не сформировалась, если ребенок не научился учиться: у него не сложилась познавательная мотивация, он не овладел формами самоконтроля, не научился выделять учебные задачи, объективно оценивать себя, — происходит как бы столкновение, «наложение» разнонаправленных требований и тенденций. Взаимоотношения подростка с окружающими — сверстниками и взрослыми — расширяются и усложняются. Коллектив сверстников, друзья, товарищи играют теперь в его жизни очень важную роль. Подросток становится очень чутким к мнению сверстников о себе, к изменениям в их отношениях, много думает об этом. Ему хочется завоевать авторитет и уважение товарищей, добиться их признания. Но если учебные занятия не дают для этого оснований, а напротив, обнаруживают слабости подростка, возникает своеобразный «внутренний отход» от школы. Задача, которая стоит в этом случае перед взрослым, — максимально развитая и в то же время очень тактичная помощь подростку в учебе, в овладении навыками самостоятельной работы.

    Развитие самосознания подростка связано с острой потребностью найти ответы на главные для него вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Что я могу?» Он сравнивает себя со взрослыми и с товарищами. Познание другого человека опережает самого себя. Суждения подростков о других людях часто более точны и более критичны, чем их самооценки.

    В дошкольном и младшем школьном возрасте самосознание формировалось в основном под влиянием внешних факторов. Теперь подросток не только «впитывает» внешние воздействия, оценки окружающих — он начинает их анализировать: какие-то оценки принимает, какие-то отвергает, с чем-то соглашается, против чего-то протестует. Теперь уже можно говорить о формировании у ребенка знания самого себя.

    Осознавая свои особенности, качества своей личности, подросток стремится что-то изменить в самом себе, в своих отношениях с окружающими: в его жизни появляются осознанные задачи самовоспитания. Свое поведение, свои взаимоотношения с окружающими подросток начинает строить на основе «примеривания» требований взрослых, коллектива сверстников, товарищей к самому себе. Этот более высокий уровень саморегуляции становится возможным благодаря развивающимся механизмам самоконтроля. Самооценка начинает влиять на восприятия подростком других людей, «питать» избирательность этого восприятия.

    Чрезвычайно важным для развития подростка становится общение со сверстниками, ведь ровесник — человек, обладающий теми же правами и теми же возможностями, что и ты сам. Самооценка подростка формируется под влиянием двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, действует желание быть похожим на своих друзей, «делать всё, как все»; с другой стремление к самовыражению, желание «иметь своё лицо», быть индивидуальностью. Это одно из наиболее ярко выраженных противоречий подросткового возраста.

    Среди друзей подросток ищет и находит образцы для подражания; сопоставляя качества сверстников, создает обобщенный образ того, на кого он бы хотел походить.

    Что же ценят подростки в товарищах? Вот что они говорят об этом сами: хороший товарищ — тот, кто во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, не бросит в беде, заступается за слабых, сочувствует при неприятностях, не сваливает вину на других, не подведет, не предаст, добросовестно относится к делу, не жаден, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, хранит тайну, откровенен, то есть «умеет дружить по-настоящему». Родителям очень важно знать эти требования подростка! С одной стороны, как видим, подростки ценят в товарищах принципиальность, добросовестность, активность, благородство, с другой — эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, к сочувствию.

    Взрослым следует также помнить, что если у подростка не складываются отношения с товарищами в классе, он начинает искать новые сферы общения, новых друзей за пределами школы и в связи с этим очень часто попадает в самые неблагоприятные обстоятельства. Очень важно подростку найти свое место в коллективе класса.

    Разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя — весьма и весьма сложная задача и для взрослого. Мы-то можем полагаться на знания и опыт. А опыт подростка еще так мал! Именно потому так часты «издержки» самооценки. У одного появляется излишняя ранимость, неуверенность в себе. У другого, наоборот, самоуверенность, зазнайство, третий начинает приспосабливаться к требованиям окружающих.

    Вот тут и нужна подростку помощь взрослого. Именно взрослый может показать подростку и пути самосовершенствования, и средства их реализации. Только делать это надо обязательно тактично, потому что подросток и ждет помощи от взрослого, и очень боится «обнародовать» это. Его противоречивость очень хорошо выразил знаменитый педагог В. А. Сухомлинский. Он как бы подслушал внутренний монолог подростка. «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше вижу я людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». Вот что сказал бы подросток, если бы он умел сказать о том, что его волнует, и если бы — самое главное — он захотел откровенно обо всем сказать.

    Самооценка подростка, как уже отмечалось, формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда подростки меняют круг своего общения, может неожиданно меняться и самооценка подростка. Такая неустойчивость связана с тем, что еще не сложились, «не укрепились» те внутренние ее основы, критерии, на которые опирается подросток, оценивая себя и других. Задача взрослого — своевременно увидеть эти трудности роста, помочь подростку.

    Взрослый друг крайне необходим подростку. Семья, отношения ее членов друг к другу создают ту атмосферу, которая в важнейшей степени определяет характер отношений подростка со взрослыми, его доверие к ним.

    Если в семье преобладают отношения взаимного уважения и доверия, родители имеют возможность более прямо влиять и на отношения подростка со сверстниками. Зная круг общения своего ребенка, понимая его, родители смогут направлять эти отношения. Важно научить его разбираться в людях, в мотивах их действий, видеть причины и следствия своих собственных поступков, научить оценивать свои поступки как бы со стороны, встав на точку зрения другого человека.

    Родителям необходимо помнить, что друзья подростка — это не только сверстники, но и взрослые. У них разные функции и роли, но и те, и другие необходимы подростку. В мире своих друзей он находит образцы для подражания, в реальной практике общения проверяет истинную ценность морально-этических требований, приобретает социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы «взрослого поведения», постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой «случайности» всегда стоит взрослый, отношения с ним.

    1. А. Захарова «Что такое самооценка».Журнал. «Семья и школа», №8,1979г., стр.

    xreferat.com

    Самооценка подростков (стр. 1 из 7)

    Глава 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте 5

    1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 5

    1.2 Процесс формирования самооценки у подростков 9

    Глава 2. Роль семьи и родительских отношений в становлении подростковой самооценки 17

    2.1 Особенности отношений подростков с родителями 17

    2.2 Семья, как ведущий фактор формирования самооценки подростков 23

    2.3 Рекомендации родителям подростков 29

    Список используемой литературы 34

    Подростковый возраст — важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

    В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

    Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли." [6]

    Таким образом, становление самооценки – это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка.

    На сегодняшний день исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Не меньший интерес представляет собой проблема взаимодействия между родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого.

    Прблема нашего исследования связана с тем, что процесс развития самооценки личности, по сравнению с другими психологическими явлениями, изучен мало. Кроме того, в достаточной мере не исследовано, какой фактор оказывает большее влияние на становление подростковой самооценки. Переходный возраст разительно отличается, как от детства, так и от взрослости. Именно поэтому интерес к этим исследованиям в современной психологии быстро возрастает.

    Безусловно, мы не претендуем на решение данной проблемы, однако попытаемся изучить процесс становления самооценки в подростковом возрасте и сделать соответствующие выводы, представленные в ряде особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте в исследованиях различных ученых.

    Целью нашего исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте, а также роли института семьи в ее формировании.

    Объектом исследования служит самооценка подростка; предметом же данного исследования выступает взаимосвязь семейных отношений и подростковой самооценки.

    В ходе работы нами был произведен теоретический анализ литературы, поверхностный анализ информации сети интернет, а также обобщение полученного материала.

    Теоретико-методологической основой работы служили труды по изучению самооценки таких авторов, как Ш.А. Амонашвили, А.В. Захарова, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Реан, В.В. Столина, Л.Д. Столяренко, К. Хорни и мн.др.

    Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:

    — изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;

    — рассмотреть основные точки зрения исследований по проблеме самооценки в подростковом возрасте;

    — выявить основные особенности отношений между подростками и их родителями, а также их роль в становлении подростковой самооценки;

    — разработать рекомендации для родителей подростков, оказывающие помощь в формировании адекватной самооценки детей.

    ГЛАВА 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

    1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

    Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).[11]

    По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

    Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 — 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 — 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже [13].

    Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные психологические характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять, как формируется самооценка в данном возрастном этапе, и какую роль играет семья в этом процессе.

    Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим — половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным — конец детства, вступление в мир взрослых. [22]

    Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

    Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

    Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

    На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.[18]

    Второй момент отождествляется с появлением чувства взрослости у подростков.

    У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно–организаторской деятельности.[11]

    Еще одной особенностью и ценнейшим психологическим приобретением подростка является открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения.

    Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание включает представление о себе самом. Возникает образ своего «Я» под влиянием отношений других людей, правил и норм социально одобряемого и неодобряемого поведения. Представление о себе может не совпадать с реальными действиями, которые совершает человек. Поэтому говорят о соответствии Я–реального Я–вымышленному и Я–возможного Я–нереализованному.[11]

    mirznanii.com