Бесконфликтная самооценка это

11.Структура самосознания. Самооценка.

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов,переживаний, действий.

•Природный: выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий: то, что я переживаю – именно я.

•Социальный: сравнение себя с другими.

•Личностный: рефлексия (Рефлексия — обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. Можно сказать, что рефлексия есть обращенность сознания на себя) собственных переживаний; осознание собственных мотивов.

— формирование себя как неповторимой личности (приобретение собственного образа «Я»).

— самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности во всех условиях жизнедеятельности.

1.осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

2.осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3.познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4.эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

•самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

•самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности. Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.

Самооценка характеризуется по след. параметрам:

•уровню (величине) — высокая, средняя и низкая С.;

•реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.;

•особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная С.;

•временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная С.;

•устойчивости и др.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др.

12.Понятие о деятельности. Психологическая структура деятельности.

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные, эмоциональные, волевые.

С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

•она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;

•осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов:

•предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна:

•она сознательна, целенаправленна:

•в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

Таким образом, категория деятельности здесь используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту связь.

Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.

Основными компонентами структуры деятельности являются: мотивация, целеобразование, антиципирование (предвосхищение) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий.

Важнейшим, исходным и базовым компонентом деятельности является мотивация. Она организует всю систему деятельности.

Под целеобразованием понимается процесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий. Цель является идеальной формой представления результатов деятельности. Цель рассматривается в психологии в качестве системообразующего фактора деятельности. Это означает, что именно цель определяет содержание, структуру и динамику (временную организацию) деятельности.

Прогнозирование тесно связано с целеобразованием, поскольку выбор целей всегда опирается на прогноз будущих событий, С психологической точки зрения процесс прогнозирования базируется на фундаментальной способности человека к предвосхищению — антиципации будущего. В свою очередь, антиципация является главной формой так называемого опережающего отражения субъектом действительности.

Следующий базовый компонент — принятие решения занимает в структуре деятельности центральное положение. Основная функция принятия решения — снятие (или уменьшение) прагматической неопределенности и определение способов действия в конкретных ситуациях.

Процесс планирования направлен на конкретизацию вырабатываемых субъектом решений и определение программы деятельности. Различают три основных вида (уровня сложности) планирования: «работа по ориентирам», «работа по образцам» и планирование с учетом предполагаемых изменений условий, в том числе и вероятного возникновения новых событий и факторов деятельности

Процессы коррекции также весьма специфичны в деятельности. Во-первых, они завершают и как бы «замыкают» собой общий цикл построения и реализации деятельности, а также каждого ее отдельного этапа. Во-вторых, на основе процессов коррекции происходит самообучение субъекта, расширение и обогащение его профессионального опыта, повышение общего уровня компетентности.

Под оперативным образом, объекта деятельности понимается идеальное, специализированное отражение преобразуемого в деятельности объекта, складывающееся по ходу ее выполнения и подчиненное ее основным целям, задачам, условиям.

Наконец, еще одним обязательным компонентом деятельности является система индивидуальных качеств субъекта, на основе которой оказывается возможным выполнение этой деятельности. Подчеркнем, что любая деятельность реализуется на основе определенной совокупности организованных между собой индивидуальных качеств. Они обозначаются понятием «профессионально-важные качества» — индивидуальные качества, необходимые для реализации деятельности на заданном нормативном уровне и положительно коррелирующие хотя бы с одним из основных результативных параметров деятельности.

Потребность – это неосознаваемое состояние организма, которое еще не имеет конкретно предметного выражения. Она возникает как своеобразный сигнал о том, что для нормальной жизнедеятельности чего-то не хватает, человек испытывает определенный дискомфорт.

Цель — это идеальный образ объекта, который в сознании человека может удовлетворить возникшую потребность.

Мотив — это то, что побуждает к деятельности и придает ей специфические черты в выборе средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть потребности, интересы, эмоции, убеждения и идеалы. Разнообразие деятельности порождает разнообразие мотивов. В зависимости от имеющихся мотивов люди по-разному относятся к деятельности.

Предмет деятельности — это объект или совокупность объектов, превращая которые можно достичь поставленной цели. Например, если целью деятельности было приготовление какого-то блюда, то предметом деятельностити будут продукты, из которых ее готовят.

Средства деятельности составляют инструментальную сторону активности. К ним относят необходимые для выполнения орудия, а также соответствующие знания, навыки и умения.

studfiles.net

Завышенная самооценка

Всё зависит от окружения. Солнце на небе не столь высокого мнения о себе, как свечка, зажжённая в погребе.

Себя мы оцениваем по замыслам, а других — по результатам.

Мнениями высок, да делами низок.

Завышенная самооценка как качество личности – склонность иметь завышенные представления о важности своей личной деятельности среди других людей, собственных качествах и чувствах, достоинствах и недостатках.

Беседуют двое приятелей. Один спрашивает: — Слушай, а у тебя с самооценкой, как дела обстоят? Тот ему в ответ: — Да, не особо… Мы Боги народ простой…

Завышенная самооценка — это когда человек слишком хорошего мнения о своих возможностях. Находясь под влиянием энергии страсти, он переоценивает свои способности, личностный потенциал, свои достоинства. Даниил Хармс шутит: «Послушайте, друзья! Нельзя же в самом деле передо мной так преклоняться. Я такой же, как и вы все, только лучше».

Существует три вида самооценки: завышенная, заниженная и адекватная. Завышенная самооценка – это когда, по мнению авторитетных, компетентных людей, она выше адекватной. Например, невежда, неуч-дилетант с ученым видом знатока начинает всех строить и учить. Это – бестактность, невоспитанность и завышенная самооценка.

Завышенная самооценка – мерило неадекватности личности. Человек неадекватно представляет свой образ и, соответственно, неадекватно видит то, чего может добиться этот образ. К примеру, мямля воображает себя уверенным и решительным. Люди быстро сканируют несоответствие между реальной личностью и ее представлениями о себе. Неадекватная, завышенная самооценка препятствует нахождению общего языка с людьми. Как найдешь общий язык, если с тобой разговаривают, как с мямлей, а ты вообразил себя решительным маршалом Жуковым? Достичь цели при таком разрыве чрезвычайно трудно.

Завышенная самооценка – сестра мании величия. Зачастую она самоутверждается за счет чужих ошибок, просчетов и неудач. Завышенец считает себя лучше других, думает, что все должны его слушаться и подчиняться.

— Вам не кажется, что у Вас завышенная самооценка? — Вы так говорите, как будто это я виноват, что я лучше Вас!

Ставя высокие требования к себе, он, зачастую, ставит перед собой амбициозные, недостижимые цели. Когда с достижением целей случается облом, он может даже заболеть. Завышенец приписывает себе несуществующие добродетели или переоценивает их по уровню развитости. Всегда получается либо сверх нормы, либо выше реально существующего уровня.

Завышенец демонстрирует искаженное развитие самосознания, проявленное в отсутствии строгости к себе, самонадеянности и самомнении. Будучи приверженцем завышенной самооценки, он поневоле взращивает в себе эгоизм, излишнюю самоуверенность и нездоровое себялюбие. Наталья Андреева в «Нити Ариадны» пишет: «Ещё одна странность, которая меня поражает в людях. Такое ощущение, что прежде чем посмотреть в зеркало, они наклеивают на него картинку из глянцевого журнала и глядят не на своё отражение, а на шедевр фотошопа. Девушка вполне заурядной внешности каждый раз видит фотомодель и гадает: — Почему я ещё не звезда?»

Казалось бы, что плохого в том, что человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле? Как правило, завышенная самооценка обычно является компенсацией ощущения неуверенности в себе. Иными словами, платформой завышенной самооценки обычно служит низкая самооценка, которую человек старается преодолеть, завышая свои заслуги. Как любая компенсация, неадекватная самооценка провоцирует постоянные усилия для поддержания иллюзии успешности у себя и других людей. Накачав свою самооценку, человек временно получает конкурентные преимущества, например, при кастингах, приеме на работу. Здесь побеждает, уверенность, амбициозность, успешность.

Но вскоре фальшивка обнаруживается. Выясняется, что приняли на работу поддельную уверенность и инициативность. После позорного изгнания с работы наступает депрессия, уныние. Самооценка падает. Человек ощущает себя неудачником.

Существует еще феномен, описанный Ирвином Яломом в книге «Когда Ницше плакал»: «Я знаю многих людей, которые не любят себя и пытаются поправить положение, добиваясь хорошего к себе отношения окружающих. Добившись этого, они сами начинают хорошо к себе относиться. Но это не решает проблему, это подчинение авторитету другого. Вы должны принять себя – а не искать пути для достижения моего признания».

Вот, по мнению психологов, несколько признаков наличия у человека завышенной самооценки:

Полная уверенность в своей непогрешимости и правоте в любой ситуации.

• Непризнание авторитетов – если чье-то мнение идет вразрез с мнением такого человека, то это мнение для него является ошибочным.

• Стремление спорить и всем доказывать свою правоту.

• Абсолютная уверенность в том, что причиной его проблем и неудач является кто-то или что-то – некие обстоятельства, но никоим образом не он сам. Такой человек никогда не ищет причину проблемы в себе.

• Желание быть лучше других, стремление получить признание окружающих, быть на первых ролях.

• «Ячество» — он постоянно в своей речи использует местоимение «Я». (Кстати, один мой знакомый с завышенной самооценкой в письмах местоимение «Я» всегда писал с заглавной буквы)

• Отказ от помощи. Просьба о помощи у такого человека говорит о том, что он сам с чем-то не может справиться, а это для него унизительно.

• Резко снижена самокритика, а любая критика со стороны другого человека воспринимается агрессивно.

• Страх совершить ошибку, желание все всегда делать лучше других.

• Болезненное переживание по поводу неудач, которые по возможности тщательно скрываются от окружающих.

Материальный мир наполнен ложными самооценками. Мы оцениваем себя на уровне физического тела в контексте силы, красоты, здоровья, молодости. Но попробуй оценить себя на уровне души, и сразу обескураживающий результат. Души все равны, только по-разному обусловлены какими-то качествами личности. У одних энергия души преломляется подлостью, завистью, жадностью. У других — доброжелательностью, состраданием и заботливостью.

Психолог Василий Тушкин пишет: «И может так получиться, что люди настолько привыкли к своим оценкам, самооценкам на уровне физического, тонкого тела, что когда к ним приходит духовное знание, это их немного обескураживает. Представьте себе, что человек на уровне физической самооценки – большой, красивый, молодой, видный, замечательный, вот, и тонкое тело, в принципе, нормально – высшее образование, может быть несколько высших образований, и в общем-то он слывет умным человеком, а не глупым, и тут вдруг он узнает, что является духовным существом, которое отлично и от тонкого тела и физического тела. Это обозначает, что сразу же, мгновенно, все вот эти его достоинства на внешнем уровне, физическом, они почти ничего не стоят – всё. Потому что, мы говорим: «Я не тело. Я не тело, я не… у меня личная душа». А перед Богом все вот эти вот мои достоинства на физическом и тонком уровне могут просто смешными, потому что они, как бы, не много чего стоят в самой духовной жизни».

podskazki.info