Занятие по коррекции самооценки

Оглавление:

Коррекционная программа для тревожных детей и детей, испытывающих страхи

Психологический словарь дает следующее объяснение термина «тревожность»: это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Тревога- это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги, страха являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, слабость в ногах. Помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок грызет ногти, качается на стуле, барабанит пальцами по столу, теребит волосы, крутит в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги, страха не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Поэтому различают мобилизующую и расслабляющую тревогу.

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще — во многом зависит от стиля воспитания. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Э.Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх. Эмоцию страха люди переживают в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи возрастные страхи.

Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение диапазона детских страхов, и они носят конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а начиная с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, например, страх темноты или одиночества. В 6-7 лет – страх своей смерти, в 7-8 лет – страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится сделать что-нибудь не так, не соответствовать ожиданиям окружающих, общепринятым нормам и требованиям.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является показателем в пределах нормы, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка. Й.Раншбург и П.Поппер выявили интересную закономерность, чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Но многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Е.Ю.Брель проводила специальное исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителями своей работой, материальным положением, жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.

А.И.Захаров считает, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков- насилие во всех его аспектах (Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова, 1998).

Исследования показали, что школьная тревожность имеет взаимосвязи со структурными характеристиками интеллекта. В первом классе наименее тревожными являются школьники, у которых доминирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным отношением вербального и невербального. К 3-4 классам, как правило, уровень школьной тревожности значительно падает, но при этом школьники-вербалы начинают испытывать значительный страх в ситуации проверки знаний.

  • Повышение самооценки ребенка;
  • Обучение ребенка способам снятия мышечного напряжения;
  • Отработка навыков овладения собой в ситуациях, травмирующих ребенка
  • повысить у ребенка уровень самопринятия;
  • снятие страха окружающего мира;
  • показать относительность страхов;
  • снизить уровень тревожности и поднять самооценку ребенка;
  • научить отмечать свои положительные качества и не скрывать отрицательные;
  • научить моделировать поведение ребенка в конкретных жизненных ситуациях;
  • 1) работа с группой и подгруппами;

    2) индивидуальная работа

    1) арт-терапевтические методики;

    2) психогимнастические упражнения;

    4) коррекционные упражнения;

    6) релаксационные упражнения.

    • повышение самооценки ребенка;
    • умение расслабляться;
    • проигрывание ожидаемых ситуаций.

    Занятия рассчитаны на проведение с учащимися начальной школы и 5-6 класса. Занятия проводятся по заявке, результатам тестирований. Продолжительность занятий составляет от 30 до 45 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

    1. Тест тревожности (школьной, ситуативной, личностной).

    2. Упражнение «Я есть, Я буду» (поднятие самооценки, проигрывание перспективы «будущего»).

    3. Релаксация «Ручей».

    1. Упражнение «Это мое имя» (позволяет ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны).

    2. Упражнение «Красивое имя» (помогает повысить у ребенка уровень самопринятия).

    3. Релаксация по Е.Башмаковой.

    1. Упражнение «Оживи ладошку» (поднятие уровня самооценки, принятие своих положительных и отрицательных сторон).

    1. Элементы сказкотерапевтического направления (снятие страха окружающего мира) «Как черепашонок до моря добирался».

    2. Техника «Дыхание Треугольником».

    1. Элементы сказкотерапевтического направления (относительность страхов).

    2. Психотехника «Шляпы мышления».

    1. Упражнения для снижения уровня тревожности и поднятия самооценки.

    2. Психотехника «Крюки Деннисона».

    4. Релаксация по Е.Башмаковой.

    1. Упражнение «Жил-был мальчик…(жила-была девочка)»( ребенок учится отмечать свои положительные качества и не скрывать отрицательные).

    2. Игра в ситуации.

    4. Психотехника «Шляпы мышления».

    1. Упражнение «Работа с отрицательными сказочными персонажами».

    3. Психотехника «Шляпы мышления».

    4. Игра в ситуации.

    1. Упражнение «Прорисовка своего страха».

    3. Психотехника «Крюки Деннисона».

    4. Техника «Дыхание Треугольником».

    5. Релаксация по Е.Башмаковой.

    Составители программы: педагог- психолог Артюхина Е.В., учитель, конфликтолог Каверина Е.В. При составлении программы, использовались авторские идеи.

    center-psi.ru

    Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников

    Аннотация. В статье раскрыты теоретические предпосылки психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников; проведен анализ самооценки младших школьников; предложена программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников.

    Ключевые слова: самооценка младших школьников, коррекция, модель, диагностика, тестирование.

    Отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств личности.

    Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности.

    Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе.

    Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Младший школьный возраст — начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Вступая в школьный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Завышенная самооценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученных, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Ведь завышенная самооценка кроме своего положительного влияния, которое проявляется в уверенности субъекта, оказывает и отрицательное воздействие, при котором наблюдается повышенный эгоизм, наплевательское отношение к точке зрения или мнению окружающих, переоценка собственных сил [1].

    Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Вопросы ее структуры, функций, онтогенеза, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Б.Г. Ананьева [2], выделившего в структуре самооценки индивидные, личностные и субъект-деятельностные характеристики. Р. Бернс [3], А.В. Захарова [4], А.И. Липкина [5] рассматривали особенности соотношения самооценки школьников и эффективности их учебной деятельности. В исследованиях И.С. Кон [6], Ч. Кули [7], Э. Эриксона [8] раскрываются проблемы изучения самооценки с точки зрения ее роли и функций в целостной структуре личности, возможностей и закономерностей ее формирования. Центральным звеном личности является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция». Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности [9, 10].

    Проблема самооценки – одно из важнейших личностных образований, в настоящее время становится одной из самой популярной в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению самооценки в младшем школьном возрасте, потому что именно в этот период идет ее формирование.

    Личностью человек не рождается, а становится, поэтому именно важно в этот период сформировать адекватную самооценку.

    Изучая научную литературу видно, что самооценка является неотъемлемой частью Я-концепции. Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности является Я-концепция. Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

    Коррекция самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования адекватной самооценки, необходимо разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции для завышенной самооценки младших школьников.

    Представляем далее модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников с завышенной самооценкой построенную на основании соответствующего «Дерева целей». Дерево целей – структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в который выделены: генеральная цель, подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней [11]. Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

    Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия [12].

    Коррекционная работа должна строиться с учетом специфики неадекватной самооценки: коррекция завышенной самооценки предполагает одни методы, коррекция заниженной другие. Я предлагаю модель психолого-педагогической коррекции завышенной самооценки младших школьников.

    Модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников опирается на методологическую основу, которую составляет система принципов, включающая: общие принципы, отражающие своеобразие метода сопровождения и специфические принципы, отражающие своеобразие работы по развитию самооценки.

    К общим относятся:

    1. Рекомендательный (не обязательный для исполнения) характер советов сопровождающего.

    Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их замещающими.

    2. Соблюдение приоритета интересов сопровождаемого.

    Специалист системы сопровождения должен решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

    3. Непрерывный характер сопровождения.

    Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

    4. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

    Необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

    К специфическим относятся принципы:

    1. Создание ситуации неуспеха.

    Ситуация неуспеха обычно создается для снижения негативного влияния отрицательного лидера в классе, осознание ребенком своих слабых сторон и стремлению к совершенствованию.

    2. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе по развитию самооценки ребенка.

    Принцип определяется той ролью, который играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

    3. Ориентация на ведущий вид деятельности.

    При разработке и реализации коррекционной программы необходимо учитывать ведущий вид деятельности ребенка.

    В соответствии с принципами, положенными в основу модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников ее содержательный компонент должен включать три блока:

    — диагностический блок представляет собой программу изучения уровня самооценки и степени ее реалистичности;

    — развивающий блок включает такие направления работы, которые обеспечивают реалистичность самооценки;

    — психокоррекционный блок направлен на психолого-педагогическую коррекцию самооценки субъектов психологического сопровождения.

    В ходе реализации психологического обеспечения указанной модели работа должна осуществляться в следующих направлениях:

    — расширение знаний о формировании заниженной, завышенной самооценки у младших школьников;

    — обучение приемам, способствующим развитию самооценки и степени ее реалистичности;

    — обучение технологиям, способствующим развитию эмоционально-волевой сферы;

    — вооружения знаниями, обеспечивающими профилактику формирования завышенной или заниженной самооценки.

    Технологический компонент модели психолого-педагогического сопровождения должен включать в себя различные методы работы, направленные на диагностику уровня самооценки и степени ее реалистичности у младших школьников.

    В процессе реализации технологического компонента модели должны быть задействованы, во-первых, конкретные методы по выявлению уровня самооценки и степени ее реалистичности; во-вторых, различные развивающие методы (игровые, проективные т.д.).

    В младшем школьном возрасте основными методами развития самооценки должны быть игровые и проективные.

    В-третьих, в целях психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников технологический компонент модели должен включать психотерапевтические методы, основанные на использовании литературных текстов. Применение в целях психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников психотерапевтических методов, основанных на использовании литературных текстов, т.е. методов арттерапии, обусловлено наличием широкого спектра их коррекционного воздействия.

    В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основными являются:

    — выражение субъектом своих чувств;

    — стремление понять, что происходит в своем внутреннем мире;

    — удовлетворение потребности в общении;

    — познание окружающего мира.

    Использование арттерапии позволяет задействовать два механизма психокоррекции:

    — переконструирование с помощью искусства психотравмирующей ситуации;

    — создание с помощью искусства эстетической реакции.

    В работе с младшими школьниками продуктивней всего использовать в качестве основного вида арттерапии – сказкотерапию.

    В ходе сказкотерапии наряду с народными и авторскими сказками необходимо использовать специально составленные сказки, затрагивающие проблемную ситуацию ребенка.

    Должны быть использованы директивные и недирективный метод сказкотерапии.

    При использовании директивной (направленной) сказкотерапии задается тема, в рамках которой психолог, занимающий активную позицию, подбирает психотерапевтические метафоры в соответствии с проблемой ребенка.

    Недирективный метод сказкотерапии предполагает учет психологом уникальности личности ребенка, своеобразия его внутреннего мира, ориентированность на его активность. Целью сказкотерапии является оказание ребенку помощи в выявлении и осознании своих проблем и путей их решения.

    В зависимости от проблем ребенка, нужно использовать следующие виды сказок:

    — дидактические, имеющие поучительный смысл;

    — психотерапевтические, раскрывающие смысл происходящих событий;

    — психокоррекционные, позволяющие позитивно влиять на поведение ребенка.

    Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь четкое представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка.

    Рисунок 2 — Модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников

    Таким образом, в ходе теоретического анализа была разработана модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. При построении модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников необходимо учитывать общие и специфические принципы для формирования адекватной самооценки.

    В соответствии с принципами, положенными в основу модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников, ее содержательный компонент должен включать три блока: диагностический, развивающий и психокоррекционный. Результатом этой модели должна стать наметившаяся тенденция к адекватности оценивания себя.

    В исследовании коррекции самооценки младших школьников были использованы следующие методы и методики:

    Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.

    Эмпирические: эксперимент, метод математической обработки данных (Т – критерий Вилкоксона), тестирование по методикам: В.Г. Щур «Лесенка», Р.С. Немова «Какой я?» и А.В. Захаровой для определения эмоционального уровня самооценки.

    Экспериментальное исследование по изучению коррекции самооценки младших школьников проводилось на базе школы №137 г. Челябинска. Общий объем выборки составил 27 учащихся 1г класса: 17 мальчиков, 10 девочек.

    Полученные общие результаты представим наглядно в диаграмме (Рис. 3).

    Рисунок 3 — Распределение общего уровня самооценки младших школьников

    Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что общий уровень самооценки у 10 учащихся (37%) — адекватный, что свидетельствует о способности детей критически оценивать себя, а у 17 (63%) — высокий, что свидетельствует о личной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

    В итоге была определена группа детей с высоким уровнем самооценки, которая требует психолого-педагогической коррекции.

    Цель программы психолого-педагогической коррекции: психолого-педагогическая коррекция самооценки участников, за счёт изменения поведения с помощью анализа и рефлексии.

    1. Формировать осознанное восприятие своего «я», своих недостатков и достоинств.

    2. Формировать умение адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния.

    3. Развивать произвольную регуляцию поведения.

    4. Снимать тревожность и мнительность.

    5. Повышать групповую сплоченность.

    6. Развивать способность позитивного отношения к людям.

    7. Обучать детей техникам конструктивного разрешения меж­личностных конфликтов.

    Занятие 1. Какой я?

    Цель: Знакомство с группой, расширение представлений участников о самих себе.

    I. Вводная часть

    Цель: знакомство ведущего с участниками, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.

    Игра «Кто в теремочке живет?».

    Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.

    Принятие правил группы

    Цель: фиксация правил группы как основы работы на коррекционных занятиях.

    Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

    Цель: анализ самооценки.

    Цель: определение своих лучших качеств.

    Цель: развитие самоуважения.

    Занятие 2. Я и другие

    Цель: создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого.

    Цель: мотивация на работу в группе.

    Упражнение «Как расселить людей в доме».

    Цель: обучение детей видеть хорошее в себе и в окружающих.

    Цель: развитие взаимопонимания между детьми.

    Упражнение «Ладонь полная солнца».

    Цель: формирование у детей умения любить окружающих.

    Занятие 3. Чем я отличаюсь от других

    Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

    Цель: мотивация на работу.

    Цель: помочь детям осмыслить ценность каждого из членов коллектива.

    Цель: Научить правильному оцениванию своего партнера, выделению в нем главных индивидуальных качеств, высказыванию своего мнения о партнере, а также правильному оцениванию мнения о себе.

    Игра «Похожие и разные»

    Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека.

    Игра «Мы с тобой сегодня похожи и не похожи…».

    Цель: осознание участниками своей уникальности.

    Занятие 4. Мешок хороших качеств

    Цель: исследование своих положительных качеств и развитие адекватной самооценки.

    Разминка «Смена ритмов»

    Игра «Лучи хороших качеств».

    Цель: помочь детям выявить хорошие качества человека.

    Этюды на отображение положительных качеств человека

    Игра «Мешок хороших качеств»

    Цель: повышение самооценки и самоуважения.

    Занятие 5. Темные и светлые качества

    Цель: формирование представлений о положительных и отрицательных качествах человека, обучение детей определять достоинства и недостатки свои и других людей, понимать причины их поступков.

    II. Основная часть

    Упражнение «Темные и светлые качества».

    Цель: закрепление знаний о положительных и отрицательных качествах.

    Упражнение «Мои плюсы и минусы»

    Цель: развитие рефлексии и самоанализа, воспитание умения более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки.

    Этюды на отображение положительных и отрицательных качеств человека

    Цель: формирование у детей моральных представлений, коррекция поведения и нежелательных черт характера.

    Цель: закрепление знаний о достоинствах и недостатках человека.

    Цель: рефлексия занятия.

    Занятие 6. Гармонизация притязаний на признание

    Цель: формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании.

    Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.

    Чтение сказки «Гадкий утенок»

    Упражнение «Гадкий утенок»

    Цель: формирование моральных представлений, коррекция самооценки.

    Цель: расширение представлений о себе, укрепление уверенности в своих возможностях, осознавание и выражение своих мыслей и желаний.

    Цель: акцентирование внимания на положительных сторонах «Я» участника.

    Упражнение «Сказочные дома»

    Занятие 7. Выработка уверенности в своих силах

    Цель: развитие у детей уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств.

    Чтение сказки «Маленькая рыбка»

    Цель: развитие уверенности в себе.

    Упражнение «Назови свои сильные стороны»

    Цель: развитие способностей думать о себе позитивно и не стесняться говорить о себе в присутствии других людей.

    Цель: выработка уверенности в своих силах.

    Упражнение «Я такой, какой я есть!»

    Цель: выработка у участников более объективной самооценки.

    Занятие 8. Могу и хочу

    Цель: развитие у детей способностей оценивать свои желания, формирование адекватной самооценки.

    Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

    Цель: определение направленности потребностей, устремление детей по их заветным желаниям.

    Цель: анализ участниками собственных желаний.

    Цель: повышение уверенности в себе и в своих силах.

    Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»

    Цель: формирование адекватной самооценки.

    Занятие 9. Как добиться удачи

    Цель: развитие у детей чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциалов ребенка.

    Чтение сказки «Случай в лесу»

    Цель: развитие уверенности в своих силах.

    Цель: развитие умения преодолевать трудности.

    Упражнение «Как мы боремся с трудностями»

    Цель: проработка личностных трудностей, визуализация, совместная творческая работа.

    Занятие 10. Сказочное превращение

    Цель: подведение итогов проделанной работы.

    Чтение сказки о воробье с завышенной самооценкой

    Цель: коррекция завышенной самооценки.

    Цель: подведение итогов, получение позитивных эмоций.

    Упражнение «Чемодан в дорогу»

    Цель: создание мотивации для дальнейшей работы над собой.

    Таким образом, нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции для экспериментальной группы, направленная на психолого-педагогическую коррекцию самооценки младших школьников. Продолжительность программы составляет 10 занятий, каждое занятие длится 35-40 минут. Занятия проводились 2 раза в неделю. Были использованы следующие методы: сказкотерапия, игротерапия, проективные методы и психотерапевтические. В процессе коррекционных занятий применялись методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности, благодаря чему были достигнуты видимые положительные результаты, формирование адекватной самооценки, развитие позитивной Я-концепции.

    Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников осуществлялась в процессе реализации модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. Для формирующего эксперимента была набрана группа из 12 детей 1г класса с завышенной самооценкой.

    После реализации программы была вновь проведена диагностика самооценки младших школьников у экспериментальной группы по методике В.Г. Щур «Лесенка», методике Р.С. Немова «Какой я» и методике А.В. Захаровой для определения эмоционального уровня самооценки.

    Результаты распределения общего уровня самооценки младших школьников экспериментальной группы показаны наглядно на диаграмме (Рис. 4).

    Рисунок 4 — Распределение общего уровня самооценки младших школьников экспериментальной группы

    Анализируя полученные результаты, можно отметить, что общий уровень самооценки у 7 учащихся (58%) — высокий, а у 5 (42%) — адекватный. Эти данные говорят о том, что наметились тенденции в изменении самооценки в сторону адекватной, ведь до реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки у 12 человек (100%) была высокая самооценка.

    Как видим, в результате экспериментального воздействия произошли количественные изменения самооценки младших школьников.

    Статистическая обработка результатов экспериментального исследования по психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников проводилась с помощью Т-критерия Вилкоксона [13].

    Н0 — Интенсивность сдвигов показателей самооценки младших школьников в сторону снижения не превосходит интенсивности сдвигов в сторону увеличения.

    Н1 — Интенсивность сдвигов показателей самооценки младших школьников в сторону снижения превосходит интенсивность сдвигов в сторону увеличения.

    Статистическая обработка результатов констатирующего и формирующего этапов исследования по методике «Лесенка» с помощью Т-критерия Вилкоксона позволила выявить статистически значимую достоверность сдвига (Тэмп.=4, 4< 9) (Рис. 4).

    Критические значения T при n=12 ,Ткр.=

    Рисунок 4 – Ось значимости

    Статистическая обработка результатов констатирующего и формирующего этапов исследования по методике Р.С. Немова «Какой я?» с помощью Т-критерия Вилкоксона позволила выявить статистически значимую достоверность сдвига (Тэмп.=1, 1< 9) (Рис. 5).

    Таким образом, главной особенностью самооценки младших школьников является ее высокий уровень. Так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования адекватной самооценки, была разработана и реализована программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. Продолжительность программы составляет 10 занятий, каждое занятие длится 35-40 мин. Занятия проводились 2 раза в неделю. В процессе коррекционных занятий применялись методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности, благодаря чему были достигнуты видимые положительные результаты в сторону формирования адекватной самооценки, развития позитивной Я-концепции.

  • Божович Л.С. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2010. –352 с.
  • Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. Том 2. – М.: МПСИ, 2009. – 134 с.
  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. – М.: Прогресс, 2009. – 167 с.
  • Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности. – М.: Дрофа, 2009. – 74 с.
  • Липкина А.И. Самооценка школьника. — М.: Инфра-М, 2009. — 167 с.
  • Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 383 с.
  • Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с анг. под ред. А.Б. Толстова. — М.: Идея-Пресс, 2009. — 320 с.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с анг. – М.: Прогресс, 2006. – 342 с.
  • Роджерс К. О становлении личности. — М.: Прогресс, 2010. — 314 с.
  • Долгова В.И. Гуманистическая психология о личности // В сборнике: Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее // Материалы Всероссийской конференции. Челябинский государственный педагогический университет. 1999. – С. 249-252.
  • Долгова В.И. Системные инновационные технологии целеполагания // В сборнике: GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 — November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 — November 12, 2012). Chief editor — Pavlov V. V.. London, 2013. С. 41-45.
  • Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  • Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  • e-koncept.ru

    Занятие педагога-психолога в подготовительной группе. Совместная деятельность с детьми «Наше настроение».

    Цель: Психокоррекция отклонений в поведении детей через развитие этических личностных качеств и эмоционально-волевых проявлений.

    Обучать приёмам саморегуляции поведения и настроения.

    Обучать приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

    Основная часть (игры, упражнения, этюды, беседы).

    Заключительная часть (релаксация, рефлексия, ритуал прощания).

    Категория детей – дети подготовительной группы (6-7 лет).

    Количество детей – 6 – 8 человек.

    Продолжительность занятия – 30 минут.

    Методы и приёмы, используемые в работе:

    Групповое обсуждения эмоций и чувств;

    Моделирование и анализ ситуаций;

    Методы психомышечной релаксации с использованием дыхательной техники;

    Сформированность адекватной поведенческой реакции в различных ситуациях общения;

    Стабилизация психоэмоционального состояния.

    Материал для занятия:

    Мимические карточки – пиктограммы.

    Мультимедийное представление ситуаций общения.

    Ритуал начала занятия. Приветствие «Комплименты»

    «Доброе животное» Сплочение группы.

    Беседа: Настроение, его проявления

    Кидая кубик эмоций, каждый по порядку изображает настроение, а все остальные угадывают его.

    Какое бывает настроение, изображаем мимикой разные эмоции (ответы детей с демонстрацией мимических карточек).

    Когда у вас хорошее настроение, когда мы испытываем чувства радости, в каких случаях? Ответы детей.

    Как можно поделиться своей радостью с другими?

    А когда мы злимся, в каких ситуациях испытываем гнев? Чем может закончиться наше плохое настроение? Презентация с обсуждением ситуаций, показанных в презентации.

    Как избавиться от чувства злости? Ответы детей. Обобщение ответов детей.

    Рисование плохого настроения.

    Релаксация «Воздушный шарик». Снятие напряжения, успокоение.

    Номинация: Детский сад, Конспект занятия, НОД, занятия психолога

    Название: Занятие педагога-психолога в подготовительной группе. Совместная деятельность с детьми «Наше настроение».

    Автор: Карташова Алёна Валерьевна

    Место работы: МБДОУ детский сад № 402 г. Челябинска

    Месторасположение: г. Челябинск, Челябинская область

    portal2011.com

    Самоанализ открытого занятия по развитию речи и коммуникации тема Домашние птицы. Занятие по развитию речи. Самоанализ открытого занятия по развитию речи и коммуникации «Домашние птицы»Исхакова Светлана Миннулловна, воспитатель. МАДОУ №1. 06 «ЗАБАВА» г. Набережные Челны.

    Анализ НОД. Дата: Воспитатель: Группа: средняя группа. Количество детей: Начало НОД. Развивать творческое воображение, выразительную речи. ОО «Художественное творчество» — формировать навык использования приема кругового налепа.. Анализ показательных НОД по развитию речи детей в разных Схема анализа НОД по формированию связной речи детей в ДОУ и.

    КАРТОЧКА анализа занятия. Обучение грамоте · Окружающий мир · Развитие речи · Региональный компонент · Рисование · Сценарии КАРТОЧКА анализа занятия в ДОУ красочность речи воспитателя. 15.

    Представленные в пособии материалы помогут построить эффективный анализ занятий в ДОУ на современном уровне. Упражнения по развитию и коррекции речи. Отчетность, документация. Развивающие: -развивать у детей внимание, усидчивость, наблюдательность. -развивать активную речь детей; -совершенствовать В заключительной части НОД подвела итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения задания и метод самооценки. Результат развития речи детей через анализ практики. планирования, содержания и мониторинговой деятельности по. 1. Проблема: В соответствии с ФГТ и ОП ДОУ выстроить НОД по ОО «Художественное творчество»» для развития детского коллективного творчества.

    Самоанализ открытого занятия. Коммуникация. Развитие речи. Тема: Домашние птицы. Данное открытое занятие проводилось с детьми младшего дошкольного возраста 3- 4 лет в количестве 1.

    Образовательные: познакомить с понятиями птичий двор, с новыми названиями птиц. Развивающие: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей излагать свои знания. Воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к птицам. Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия.

    Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный.

    Материал излагала эмоционально. При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно произносили потешку, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы, самостоятельно произносили считалки в игре.

    Самоанализ — Страница 4 — Образование воспитателям — Маам.ру. движений пальцев рук как условие развития речи у младших дошкольников» Самоанализ НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме.

    Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку. Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей излагать свои знания о домашних птицах, о внешнем виде домашних птиц; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать бережное отношение к птицам. Во время открытого занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение); наглядно- демонстрационный материал (картинки и иллюстрации, игрушки); игровой материал.

    В водной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляцию к ней. Открытое занятие было направлено на решение познавательно- речевой сенсорной ситуации. Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия и музыкально ритмические движения.

    Индивидуальная работа проявлялась проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей. Я считаю что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Недостатки: не достаточно правильно поставлена работа с ИКТ во время занятия приходилось отвлекаться на установку. Но я старалась соблюдать нормы педагогической этики и тактики. Считаю что поставленные на занятии задачи были выполнены. Вернуться в «Конспекты занятий».

    inteksib.weebly.com

    Занятие по коррекции самооценки

    Программа индивидуального сопровождения учащегося С/К/ОУПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ СПЕЦИАЛЬНОГО /КОРРЕКЦИОННОГО/ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Осуществление комплексного подхода в укреплении Н. С. Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.)3. Овладение учебными навыками.

    Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции. Система групповых и индивидуальных занятий.

    При грамотном педагогическом подходе возможно позитивное взаимодействие с Ивановым С., а также формирование позитивного отношения к обучению в школе. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положиельных привычек. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие — на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию. Аналитическая справка.

    Данные психолого- педагогического обследования в возрасте 7 лет. Не знает домашнего адреса, в какой школе учится, как зовут родителей. Восприятие сильно нарушено: фрагментарно. Выделяет из предложенной картинки часть предмета и соотносит его с заданным эталоном, допускает большое количество ошибок. Не может зеркально отобразить заданный предмет. Имеет представления о временах года и днях недели.

    Индивидуальная коррекционная программа составляется с учетом всех теоретических Самооценка состояния учащегося и его диагностика со стороны психолога; Диагностический, коррекционно — развивающий блок занятий. Для работы с детьми, имеющими заниженную самооценку и как следствие, повышенную тревожность и социальную дезадаптацию, была разработана и экспериментально апробирована программа коррекционно — развивающих занятий для детей младшего школьного возраста.

    1. Разработать и реализовать индивидуальные учебные планы, организуются Содержание программы коррекционно — развивающей работы определяют.
    2. Коррекционно — развивающая программа Детство без тревог для детей в неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные.
    3. Формирование адекватной самооценки ребенка. Развитие социальных эмоций. Развитие коммуникативных навыков.

    Программа коррекционно — развивающего воздействия на личность учащегося формы коррекционно — развивающей работы ( индивидуальная, групповая или реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки (см.

    Не знает названия месяцев, не может соотнести их с временами года. Мышление конкретно- предметное: затрудняется в обобщении, не умеет классифицировать предметы, не находит лишний предмет.

    Не умеет сравнивать предметы. Собирает целое из частей методом проб и ошибок, не умеет переносить способы действия на аналогичные задания. Не улавливает смысл инструкций, плохо понимает смысл сюжетных картин. Задание выполняет без опоры на инструкцию. Память механическая развита слабо. Запоминает предложенный материал медленно, отсроченное воспроизведение плохое, быстро забывает заученный материал. Внимание неустойчивое, рассеянное, работоспособность снижена.

    Эмоционально- волевая сфера незрелая. Иногда возникают беспричинные вспышки агрессии. Может поднять руку на взрослого, ударить.

    В поведении наблюдаются . Мальчик может разговаривать сам с собой, на уроке встать и пойти по классу, залезть под парту. Может отказаться выполнять задание и заниматься своим делом. Доминирует плохое настроение, иногда высказывает вслух фразы из . Ему не нравится ходить в школу, он просится домой, плохо успокаивается. На уговоры не реагирует.

    Межличностные отношения с детьми нарушены. Наблюдается изолированность от других детей. По результатам социометрического опроса учащихся класса является изолированным. Внутренняя позиция школьника не сформирована. Необходимо установить связь с семьёй по проблемам воспитания, обучения, наблюдения у врачей- специалистов.

    Заключение: Выраженные отклонения в поведении ребенка в связи с нарушенными аффективно- личностно ферой. В ходе психокоррекционной работы планируем проведение работы по коррекции познавательных процессов (в ходе тренингов по коррекции поведения, ЭВС, межличностных отношений). Коррекция произвольности психических процессов. Формирование внутреннего плана действий.

    Список литературы. Разенкова Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. Индивидуальная программа развития ребенка от 0 до 1 года. Руководство для родителей, воспитателей и педагогов. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одаренными детьми. Фестиваль педагогических идей.

    micronika.weebly.com

    Коррекционная программа «Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями» 1.Введение. 2.

    Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии. Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии.(Бланк О. В., психолог)Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки. Самооценка — ценность, которая припи­сывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

    Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой.

    Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необхо­димость оказания своевременной социально — психологической помощи данной категории детей.

    Коррекционно — развивающая программа. профилактики и коррекции школьной неуспеваемости. младших школьников.

    Программа состоит из четырёх основных блоков: диагностический, коррекционный и оценочный.

    С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста. В нашей программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, была избрана сказкотерапия, как процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.

    Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфлик­тов и снятию эмоционального напряжения. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к позитивным изменениям благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста (Кроули Р.).

    Программа занятий по развитию внимания у младших школьников. в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы.

    В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения: • сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.• сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.• сказкотерапия — процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное — создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.• сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциал | личности.• сказкотерапия — процесс экологического образования воспитания ребенка.• сказкотерапия — процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.• сказкотерапия — терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.• сказкотерапия — природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.• сказкотерапия — созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего. Цель коррекционной программы — формирование позитивной Я- концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведен- ческих реакций средствами сказкотерапии и социально — психологических игр на основе эклектического подхода.

    Задачами программы являются: 1. Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей; 2. Формирование и закрепление саногенных состояний; 3. Обучение детей техникам конструктивного разрешения меж­личностных конфликтов; 4. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

    Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста -Я учусь владеть собой. Коррекционно-развивающая программа. «Развитие познавательной сферы младших школьников».

    Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний. Задачи коррекционно -развивающей программы сопровождения: выявления уровня психического развития детей младшего школьного возраста. Korrektsionna_programma_dlya_mladshih_shkolnikov.docx. 78.63 КБ.

    Коррекционная программа. «Формирование коммуникативных умений. и навыков у младших школьников с ограниченными.

    Тематический план занятий. Название темы. Часы. Давай познакомимся. Диагностика. Установле­ние межличностных контактов между участ

    никами группы. Выработка правил группы. Мир эмодий. Снятие эмоционального напряже­ния. Научись любить себя.

    Формирование позитив­ного отношения к себе. Все в моих силах. Актуализация потенциала ребенка. Вместе тесно, а врозь скучно. Обучение методам социально- приемлемого выражения негативных эмоций, техникам конструктивного разрешения конфликтов. Без друзей меня чуть- чуть, а с друзьями много. Русская народная сказка «Зимовье зверей».

    Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Праздник. Заключительное занятие — рефлексия. Всего часов. 20. Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно- организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно- развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально- личностной сферы ребенка; аналитико- рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу. Тема 1. Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми.

    Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей. Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», социально — психологические игры. Материалы и оборудование: медальоны с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью веселой и грустной Музыки, для каждого ребенка лист бумаги с изображением домика и грустные и веселые «лица». Занятие №1. 1. Диагностика самооценки «Лесенка».

    Работа с детьми проводится в индивидуальном порядке. Руководитель показывает ребенку изображенную на листе бумаги лесенку (количество ступенек — 7) и предлагает ему поставить себя на одну из ступенек. Далее ребенку предлагается выбрать ступеньку, на которую его поставит мама, папа, учитель, друг (подруга).

    Упражнения для первичного знакомства. Мой сказочный герой».

    Детям предлагается рассказать о себе от имени какого — либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответ­ствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок. Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться. Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия.«Привет! Ты мне нравишься!» Все дети сидят в кругу.

    Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противо­положные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет!

    Ты мне нравишься, потому что . » и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял участие в игре).«Сочиняем сказку». Руководитель группы начинает историю: «Жили — были..», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит до руководителя, он направляет сюжет’истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.«Шустрики — мямки». Руководитель рассказывает детям о том, что люди все разные, не похожие друг на друга.

    Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем — либо интересном. В этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Давайте с вами придумаем для таких разных детей шуточные названия.

    Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» — мямлики. Руководитель предлагает детям «разделить» сказочных героев на шустриков и мямликов. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (дети анализируют свое поведение). Далее руководитель предлагает детям потанцевать.

    celebstretch.weebly.com