Заниженная самооценка это хорошо

Как повысить самооценку

Заниженная самооценка – откуда она?

«Опять уронил, растяпа!», «Посмотри, на кого ты похож, неряха!», «Простых вещей не понимаешь, бестолочь!», — не правда ли, знакомый рефрен иного стиля родительского воспитания?

Что ж, в самом деле, все мы родом из детства. Но бывают ситуации, когда даже у взрослого, вполне благополучного человека самооценка в одночасье может опуститься почти на нулевой уровень. Иногда для этого бывает достаточно известия об измене близкого человека или о внезапном сокращении на работе.

Но не только и не столько внешние обстоятельства играют свою роль в падении самооценки – в этом может быть повинен даже тип темперамента. Если у сангвиников и флегматиков самооценка, как правило, стабильна, то у холериков она скачет, как стрелка барометра; меланхолики же, чаще всего, страдают от заниженной самооценки.

Что ж, с первопричинами заниженной самооценки МирСоветов немного разобрался. Возникает резонный вопрос: а как же повысить самооценку? Как перестать прозябать на обочине и взять от жизни свое? Вот несколько простых правил…

Правило 2-е. Забудьте о том, как сильно Вы хотите повысить свою самооценку. Слишком сильное желание зачастую становится препятствием на пути к своему осуществлению. Просто живите – и верьте, что Вы добьетесь всего, что захотите.

Правило 3-е. Если решили сделать что-то, не откладывайте дело в долгий ящик. Чем дольше собираетесь начать, тем более непреодолимыми кажутся возможные трудности.

Правило 4-е. Каждый день узнавайте что-нибудь новое, делайте то, что никогда раньше не делали.

Правило 5-е. Если что-то Вам непонятно – не бойтесь задать вопрос собеседнику. Это как раз часто отражается на вашей самооценке, негативно или позитивно, решать вам. Лучше единожды показаться дураком, чем попадать впросак раз за разом.

Правило 6-е. Запишитесь в тренажерный зал или хотя бы заведите привычку делать утреннюю гимнастику. Сильное, тренированное, свободное в своих движениях тело удивительным образом влияет на живущий в этом теле дух.

И еще, сходите в парикмахерскую. Обновите гардероб. Сделайте в доме генеральную уборку. Такие казалось бы мелочи тоже значат очень много для повышения самооценки.

Правило 7-е. Старайтесь чрезмерно не демонстрировать свою значимость. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в «громких» внешних проявлениях. Самооценка является лишь показателем того, как вы оцениваете свои силы для достижения той или иной цели. Окружающие вас люди оценят это ваше качество без ваших же явных «намеков».

Правило 8-е. Вечное недовольство всем и вся любого превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма!

Правило 9-е. Вечное недовольство собой сродни мазохизму, и уж никак не способствует повышению самооценки. Поменьше ругайте и почаще хвалите себя! Коллекционируйте свои успехи, даже самые незначительные, можно даже записывать их в специальный журнал.

Правило 10-е. Прекратите сравнивать себя с другими, это редко когда помогает повышению самооценки. Сравнивайте только себя-сегодняшнего с собой-вчерашним.

Правило 11-е. Никогда не оправдывайтесь. Человек, сбивчиво бубнящий оправдания, производит жалкое впечатление. Если возникла такая нужда, спокойным и уверенным голосом объясните свой поступок.

Правило 12-е. Забудьте про страх. Представьте себе, что произошло именно то, чего Вы так боялись. Заранее продумайте варианты, как Вы будете действовать. Помните, что в формировании самооценки полезен любой, даже отрицательный опыт.

Правило 13-е. Разрешите себе быть несовершенным. Пусть Вы что-то делаете хуже других – никто не вправе ожидать, чтоб Вы всегда были безупречны во всех отношениях.

Правило 14-е. Примите участие в благотворительной акции – или хотя бы помогите донести сумку пожилой соседке. Помощь ближним – для самооценки один из лучших витаминов роста.

Правило 15-е. Заведите собаку – как бы ни повернула фортуна, для нее Вы всегда будете Самым Любимым Хозяином.

mirsovetov.ru

Куда уходит жизненная энергия и как ее вернуть?

«Куда уходит детство

И где найти нам средство

Чтоб вновь попасть туда. »

Когда не хватает энергии для реализации себя, нет сил, т.е. мы хотим, но не делаем, планов много, а сил нет. Или — есть силы, но не можем себя заставить.

Куда уходит энергия? И как ее вернуть?

А между тем, энергия уходит корнями в детство. Для ответа, рассмотрим теорию личности с точки зрения Фрейда. Именно Фрейд привнес в психологию (тогда еще психиатрию) закон сохранения энергии из физики, который гласит: «ничего не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда».

Ведь человек рождается с огромным запасом энергии (психической, адаптивной), этот запас энергии настолько велик, что если его использовать, человек может достичь всего, что пожелает. Нет пределов развитию человека. Но почему-то мы эту энергию не используем, а бывают ситуации, когда ее просто нет. Вопрос – куда она девается? Если учесть, что эту энергию в течение жизни нельзя потратить полностью, она всегда в нас присутствует.

Сравнить потенциал жизненной энергии можно с унаследованным капиталом: когда деньги вложены в различные проекты, акции, недвижимость и прочее. Денег много, но их нельзя извлечь по желанию сиюминутно, так как они в проектах, в работе. То же самое и с нашей энергией. В нас содержится колоссальный запас энергии, который распределен на поддержание защитных систем организма.

Итак, рождается ребенок, в нем работают пока только бессознательные инстинкты. Это первая структура при рождении, структура бессознательного — Ид. Ид — это все наши инстинкты, желания, рефлексы, источник природной, биологической энергии. Дальше, ребенок растет, он начинает ходить, затем – говорить. И в какой-то момент, ребенок начинает выделять себя из окружающего мира, он четко себя определяет как «Я сам». Таким образом, формируется Эго. Где часть энергии из бессознательного, идет на формирование и поддержание системы Эго, трансформируясь в сознание.

Почти параллельно или чуть спустя, формируется Суперэго — морально нравственный цензор. Формируется Суперэго под воздействием и благодаря родителям, правилам воспитывающей среды, которые, вводя в жизнь ребенка определенные правила (ограничивающие его на определенные действия, где что-то можно и что-то нельзя), стараются обезопасить его от угроз. Что нормально.

Родительские установки в разных семьях, они всегда разные, так, например, где-то нельзя открыто радоваться в окружении других людей, а где-то, нужно быть открытым и доброжелательным. Где-то учат давать отпор другим детям, а где-то, учат, что драться не хорошо.

Как рассказывала моя знакомая: она учила своего ребенка не кусаться, потому что он может обидеть другого мальчика/девочку, а мама ребенка, который ходил в одну группу с ее сыном, говорила, что кусаться не хорошо, потому что это не гигиенично: «не кусайся — не бери в рот грязь, это не гигиенично». Где-то ограничивающих правил очень много, а где-то — их практически нет, если ребенком мало кто занимается.

На эти родительские установки также выделяется часть энергии. Чем больше установок, тем больше уходит на них энергии.

Итак, данная человеку от рождения энергия храниться в бессознательном, Ид, часть уходит на Эго, собственную идентичность «Я» и часть на поддержание Суперэго (родительские и социальные нормы, правила).

Что происходит с жизненной энергией, куда она девается?

Стандартный пример. Допустим, ребенок идет с мамой в магазин, в магазине ему нравится определенная игрушка, он просит купить ее. Мама, исходя из своих соображений, отказывает в покупке. Ребенок продолжает просить, плакать, кричать на весь магазин, но, так ничего и не получает. Таким образом, у ребенка в сознании возникает конфликт: «хочу — нельзя», возникает дискомфорт. В результате возникшего дискомфорта, формируется психологическая защита, которая направлена этот дискомфорт устранить. При этом нереализованное желание опускается в бессознательное.

На психологическую защиту и вытеснение нереализованного желания тратится энергия. Всё, капельки этой израсходованной энергии нет. Энергия тратится один раз и на всю жизнь (ровно то количество, которое было выделено на процесс защиты и вытеснение). Один пример – не критично, нормально, но, если ситуаций много, разных ситуаций, когда ребенок часто чего-то не получает, когда что-то терпит или смиряется. То формируется определенный рефлекс на любую неприятность. Например, ребенок терпит то, что может ему не нравится в детском саду, он молчит, не говорит (ввиду того, что критическое мышление еще отсутствует и, он не может оценить ситуацию как опасную). Тем временем, «неудовлетворенное» остается неотреагированным, вытесненным в бессознательное за счет формирования психологической защиты.

Психологические защиты, такие как: вытеснение, отрицание, замещение и др., вызывают напряжение. Развивается рационализация – механизм, за счет которого мы объясняем свои поступки, «объяснялки» того, почему не сделали то или иное действие (оправдания). Или – проекция, перенос (тоже, распространенная психологическая защита). Так, раздражение – это признак проекции. Нас раздражает то, что резонирует с нами. Если попробуете разобраться, найти

эти раздражающие элементы, качества, то беспокоящее чувство пройдет.

Идут проявления потребностей из Ид, эти проявления потребностей – разные. Сюда также относятся и травмы (психологические и физические). О физических травмах Фрейд не говорил, но о них говорил Гроф, основатель направления «холотропное дыхание». Ребенок может перенести и насилие и болезни, где он находится один, без мамы, папы и его состояние сопровождается болью. Скорее всего, такое состояние будет неотреагировано. Это все создает дискомфорт, который будет вытеснен в бессознательное.

Чем больше неудовлетворенных потребностей. Тем больше они вытесняются.

Итак, что происходит? Есть Эго («Я»), при вытесненных запретах Эго становится очень маленьким.

Появляется заниженная самооценка.

Примечательно, что техники на поднятие самооценки – это хорошо, но они будут эффективны мало, т.к. идет перераспределение энергии, здесь нужно повысить самооценку, а значит и уверенность, для чего нужна дополнительная энергия. Откуда ее взять?

Все наше неудовлетворенное, неотреагированное — травмы, оно все вытесняется в бессознательное за счет психологических защит (видами защит).

Чем больше ребенок пережил травматических событий, тем больше у него формируется комплексов. А чем больше вытесненного, тем меньше Эго.

У детей, современных детей, время расписано поминутно на разные кружки и занятия. Но, зачем ему это, лично он понимает свою мотивацию мало, просто потому, что «надо», так говорят родители (надо от Суперэго).

За счет установок, может быть адаптивное Суперэго, а может быть раздутое, за счет бессмысленных «надо» и «нельзя».

Таким образом, ситуация с «Ид – Эго – Суперэго» выглядит следующим образом: на ребенка давит с одной стороны желание «хочу», а с другой стороны — установка «нельзя». От чего Эго уменьшается. При конфликте «хочу – нельзя», развивается невроз.

Когда Эго маленькое — это не только заниженная самооценка, но и малая осознанность. Человек всегда может найти выход из ситуации, но если Эго сужено, то вариантов у такого человека просто нет. Он не может посмотреть шире.

А если Суперэго большое – это тоже плохо, здесь ребенок сам по себе, ограничений нет, как следствие — развивается социопатия «захотел – сделал».

В результате всех этих процессов, накапливаются хронические блоки напряжения. В теле возникают телесные зажимы, энергия уходит на формирование этих телесных зажимов.

Как от этого избавиться и как получить энергию? – Надо это выплеснуть, надо отреагировать тот опыт и энергия освободиться. Увеличится «Я», увеличится уверенность, появится больше осознанности, чтобы задействовать силы.

Например, трансперсональный подход в психотерапии ориентирован на данную симптоматику, используя при работе дыхательные техники, дает возможность отреагировать тот самый опыт.

Очень экологично, не выводя травму непосредственно на осознание.

За счет дыхания, в измененном состоянии сознания, человек идет за ощущениями эмоции – это есть отреагирование, без вывода в осознание фактов причин, — высвобождается энергия.

О трансперсональном подходе можно узнать подробней, например, на сайте института психотерапии и клинической психологии.

Жизненная энергия — наше богатство и, счастье, легкость бытия — зависит от нас!

Умение правильно оценить свои силы, распределить их, направить в нужное русло, на актуальное – определяет итог любого действия. Если итог неоднократно печален, то значит – силы потрачены зря или тратятся зря. Энергия направляется на действия для решения той или иной задачи и должна окупиться, а в лучшем случае – увеличиться.

Это как с вложенным рублем в экономике, где вложенный рубль, приносит два, т.о. на каждый вложенный рубль, вы получаете и этот рубль обратно и еще два в виде отдачи – прибыли.

Притча: «Продавец счастья».

Здравствуйте. Вы счастье продаете?

— Хм. А скажите, вот, сколько стоит, например 5 минут счастья?

— Полжизни. — Как дорого! А сколько ж тогда 3 дня могут стоить?

— Да без разницы. Полжизни стоит счастье.

— То есть я могу взять, сколько захочу на свои полжизни?

— Да, сколько сможете.

— Хм. А в чем прикол?

— Да ни в чем. Берите сколько влезет. Вон в углу мешки стоят. Сколько возьмете — все ваше.

— Черт! А что ж оно у вас такое тяжелое-то?!

— Не тяжелое, а трудное. Попробуйте, вон тот слева, там полегче.

— ЫЫЫЫЫЫ. Нет. Не подыму, пожалуй.

— Вы не надрывайтесь. Возьмите сколько сможете.

— Хм. А как понять сколько смогу?

— А вы понемножку начните. Возьмите сначала 5 минут. Выдержите, потом 10. И так далее. Не

торопитесь. Многие сразу не могут.

— А вы потом еще дадите?

— Конечно. За ваши полжизни вы можете взять сколько угодно счастья. Сколько вам будет по

силам. Можете попозже еще зайти.

— И вы еще дадите?

— Господи, да конечно. Что нам, счастья жалко, что ли? Вы возьмите сейчас немножечко.

Походите, привыкните, зайдете еще. Сразу-то оно непривычно конечно. У вас вон, какая душевная

мускулатура дряблая, куда вам сразу много-то? А так подкачаете постепенно и с каждым разом

сможете все больше.

— Спасибо. Ну, я пойду?

— Можно еще глупый вопрос напоследок?

— Можно подумать остальные были умные. Валяйте.

— А, почему такая странная цена: полжизни?

— Это не цена. Это себестоимость.

Куда уходит жизненная энергия и как ее вернуть?

psycabi.net

Самооценка и ее влияние на нашу жизнь

Задумывались ли вы, откуда берется самооценка и как она влияет на нашу жизнь? Существует три уровня самооценки: нормальная (адекватная), заниженная (когда мы принижаем свои способности, качества) и завышенная (когда мы самоуверенны без видимых причин, эгоистичны). Из них только нормальная способствует нашему гармоничному развитию, остальные две ведут в мир иллюзий.

Угадайте, кто самый безошибочный и трезвый оценщик собственному «я»? Это ребенок. Он полностью уверен в своей неповторимости и уникальности. Он свободен от сомнений, страхов, неуверенности, оценки окружающих, не замечает косых взглядов. Он просто такой, какой он есть. Он считает, что это хорошо, и в качестве доказательства получает подтверждение безграничной любви от родителей и родных людей. Это как раз пример нормальной, адекватной самооценки. Низкая самооценка — когда мы начинаем критично воспринимать себя, перестаем себя любить. Может быть, это внушили нам родители, может быть, коллеги по работе, начальники, может быть, друзья и подруги, соседи. Но факт остается фактом — мы в это поверили. Поверили, что мы хуже, стали себя с кем-то сравнивать и, увы, не в свою пользу. Либо, наоборот, высокая самооценка, когда человеку постоянно твердят, что он самый-самый, что весь мир только для него, что все будет так, как он захочет.

Если у вас низкая самооценка

Если вы часто сомневаетесь в себе, боитесь кого-то расстроить, думаете о других больше, чем о себе, стесняетесь, чувствуете себя не в своей тарелке, постоянно оглядываетесь на то, что о вас подумают, как это будет выглядеть со стороны, не умеете принимать подарки, комплименты, вам кажется, что вы не достойны, боитесь говорить о своих желаниях, экономите на себе, во многом себе отказываете, то это говорит о заниженной самооценке. Причин для низкой самооценки может быть великое множество: возраст, наличие/отсутствие мужа, детей, социальный статус, материальное положение, личные достижения, внешность, перечислять можно практически бесконечно.

Рассмотрим самые распространенные из них:

1. Желание понравиться и угодить окружающим. Женщина, которая страдает от дефицита любви к себе, стремится получить ее у окружающих. Она подстраивается, стремиться угодить, часто у нее немного заискивающий взгляд. Она тщательно выверяет слова, поступки, действия, именно с ощущением, а как ее воспримут, и не дай бог кто-то подумает о ней плохо. Часто она живет в ощущении, что ей важно понравиться всем без исключения, всем — и точка. Она очень зависима от мнения окружающих, во всем, не только в собственном поведении, но и в поведении ее детей, кошек, собак. Иногда ей проще приструнить ребенка, даже накричать на него, чем выглядеть плохо в глазах воспитателя, учителя и так далее. Ее поступками преимущественно руководит мысль «А что обо мне подумают окружающие?».

2. Страсть к диетам, зацикленность на внешности. Желание хорошо выглядеть — это естественное стремление большинства женщин, но у женщин с заниженной самооценкой это желание перерастает почти в фобию. Погоня за очередной диетой, истязание себя различными косметологическими процедурами для того, чтобы выглядеть «идеально». Самобичевание и критика своей внешности. Стремление к идеалу и жизнь и в ожидании того, что потеря лишних килограммов сделает ее счастливой. Весы стремятся к той самой цифре, а счастья почему-то не прибавляется, находятся новые причины быть недовольной собой.

3. Боязнь общения. Женщина, одержимая комплексами, никогда не отважится первой начать разговор. Она боится, что на нее не обратят внимания, ей откажут и не поддержат разговор. Такой человек ведет себя очень неестественно, зажато или, наоборот, слишком раскованно, вульгарно. Часто она боится смотреть в глаза собеседнику, смотрит как будто сквозь, поверх, вдруг она увидит в этих глазах неодобрение, осуждение или оценку, которой так боится. Именно из-за этого большинство женщин с низкой самооценкой боятся создавать глубокие, искренние отношения со своим партнером, так как боятся быть уязвимыми, боятся довериться, стать беззащитными, такими, какие они есть на самом деле, и надевают на себя маску «железных леди», но потом сами страдают.

Как вы видите, заниженная самооценка делает человека зажатым, оставляя его в стороне. Как результат — неудовлетворенность и ощущение безысходности.

www.jvlife.ru

Самооценка – это оценка человеком себя: своих качеств, ресурсов, возможностей и своего места в обществе. Она формирует, прежде всего, требовательность к себе, качество контактов с окружающими людьми и собственное отношение, как к победам, так и к поражениям. Каждый из нас, взаимодействуя с окружающим миром, вольно или невольно проводит сравнения себя с другими людьми, собственные поступки и достижения с поступками и достижениями окружения – социума в целом.

Наша самооценка зависит от того, как другие люди воспринимают и оценивают нас. Естественно, чтобы выстроить с окружающими людьми нормальные отношения, мы стремимся быть хорошими для них. Ведь от позитивных отношений во многом зависит и наше здоровье, и наша карьера. При этом очень важно осознавать: как сильно мы стараемся стать хорошими для других и как это влияет на наши собственные интересы. Нередко, в попытках стать хорошими для кого-то, можно перестать быть самим собой.

Высокая самооценка даёт веру в себя, помогает достигать поставленных целей в различных областях своей жизни, позволяет развивать такие необходимые качества как предприимчивость, гибкость, обучаемость, инициативность. Высокая самооценка, по сути, является неотъемлемым атрибутом счастливых и успешных людей, не зависимо от рода их деятельности.

На своих консультациях, при анализе ситуации, я часто сталкиваюсь с двумя основными типами мотивации моих клиентов. Это стремление к достижению успеха и желание избежать неудачи. Я замечал, что люди, придерживающиеся первого типа мотивации, менее зациклены на трудностях, готовы рисковать, полны творческих идей. Для них мнение социума не является решающим и не влияет на их высокую самооценку. А вот люди, стремящиеся, прежде всего, избежать поражений, как правило, очень осторожны, не склонны даже к минимальному риску. В окружающей действительности они часто находят подтверждение своим опасениям и тревогам. Сама жизнь для них как одно тяжёлое препятствие. Конечно, такое восприятие окружения, самооценку не повышает.

Низкая (заниженная) самооценка

Как правило, под низкой (заниженной) самооценкой подразумевается плохое суждение о себе, невысокое мнение о собственных возможностях и способностях. Причины этого достаточно разнообразны. Чаще всего это негативные самовнушения и негативное внушение окружения. В формирование низкой самооценки большую лепту, к сожалению, зачастую вносят родители в детстве ребёнка. С одной стороны это внушения ребёнку его никчёмности: «Из тебя ничего не получится. Ты просто глупый. Ты не сделал это задание? Да ты хуже всех!» С другой стороны, родители просто связывают своё дитя путами долженствования: «Ты должен быть лучшим в классе, чтобы твоему отцу не было стыдно. Ты должна всегда быть аккуратной и опрятной. Ты должна быть честной» На ребёнка ложится непосильный груз – ему постоянно приходится подстраиваться и соответствовать образу идеального «Я». И, когда он не в силах соответствовать этому идеальному образу, он начинает себя чувствовать неумехой-неудачником.

Взрослея, мы получаем уже изрядную долю негатива от внешней оценки социума. Очень часто взрослые люди укрепляют низкую самооценку, придавая слишком огромное значение какому-либо событию, или уверяют себя, что сравнение с другими – не в их пользу. Они не принимают во внимание, что временные неудачи – это естественный атрибут любого человека, а их индивидуальные качества не уступают качествам других людей.

Главное не в том, насколько самооценка высока или низка, а прежде всего, насколько она адекватна. Высокая самооценка – это не главная ценность, если она не отвечает реальной картине происходящего. В какой-то ситуации, самооценка может быть низкой. И это вполне нормально, если человек отдаёт себе отчёт, что в данной области его способности ограничены. Ведь просто невозможно быть компетентным во всём и везде.

Самое важное, когда ко мне на психологическую консультацию обращается человек с проблемой самовосприятия, это выяснить, что именно он оценивает как высокое или низкое и как это отражается на его образе жизни и на его отношении к самому себе. Каждый человек субъективен. Также субъективна и его оценка. Работая над повышением самооценки, я направляю своё внимание, прежде всего на два направления. Первое – выявление и анализ собственных ресурсов, реальных и потенциальных возможностей, скрытых резервов и различных способностей моего гостя. Второе – помощь в поиске тех областей, где ему выгодно и целесообразно продвигаться и развиваться для повышения самооценки.

Существует широко известная формула расчёта самооценки. Это дробь: в числителе – наши успехи, в знаменателе – наши цели. И, следовательно, чтобы повысить самооценку, необходимо либо увеличить собственные достижения, либо снизить свои притязания. На первый взгляд, всё вполне логично. Но, на практике, семейный психолог, зачастую сталкивается с иной картиной. Люди с высокой самооценкой, как правило, ставят перед собой большие задачи и стремятся к большим достижениям. Локальная неудача не выбивает их из колеи и не влияет каким-то образом на размер их собственной оценки. И совсем другое дело – люди с заниженной самооценкой. Часто их цели, как и притязания не велики. Вы часто встречали людей с заниженной самооценкой, стремящихся к великим успехам? Так что вышеприведённая формула мне кажется не такой однозначной. Кроме достижений и притязаний существуют и другие привходящие факторы, прояснить которые мы можем с Вами на консультации.

olegbogdanovich.ru

Понты — это хорошо или плохо? Последствия «понтования»

Очень часто приходится слышать слово «понт» или «понты». Часто люди говорят «не понтуйся», «дешевые понты» и тому подобные выражения. Но при этом не каждый знает значение этих словосочитаний, да и не каждый задумывается, что это такое. Многие считают, что это обычный жаргон, на котором не стоит особо заострять внимание. А на самом деле? Что же такое «понты»? Понты – это хорошо или плохо? Почему люди «кидают понты»? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Понты — это понятие в жаргоне, которое обозначает показуху или хвастовство. Иными словами, стремление человека показать себя в лучшем свете, «выпендриться». Как правило, слово имеет яркую негативную окраску. Часто о человеке, который преувеличивает свои заслуги или состояние, говорят, что он «понтуется».

Понт как манера поведения

Понты — это манера поведения, она может проявляться во всех видах человеческой деятельности. Человек может хвастаться чем угодно и где угодно. Чаще всего «кидают понты» люди, для которых материальные ценности — главное. В этой ситуации наиболее подходящим синонимом станет слово «хвастаться». Если же человек «понтуется» по интеллекту или уровню развития – тут уместным будет слово «умничать». «Кидать понты» свойственно людям всех возрастных категорий и любого социального статуса. Но чаше всего «кидание понтов» свойственно подросткам в переходном возрасте. Они просто ищут себя, желают самоутверждения, стремясь показать себя в лучших тонах. Очень хорошо, если «понтование» уходит вместе с переходным возрастом. В противном случае это может перерасти в хроническую болезнь, которая будет преследовать человека всю жизнь.

Говорят, «понты дороже денег». А на самом деле — это хорошо или плохо? Слово «понты» носит крайне негативную окраску по той причине, что часто «дешевое понтование» переходит границы и приводит к унижению других людей, так как любители «попонтоваться» ставят себя выше всех, желают показать, что окружающие им и в подметки не годятся.

Основные причины понтов

Одна из самых основных причин «понтования» людей — это заниженная самооценка. Человек может иметь определенный комплекс, быть неуверенным в себе, а таким способом он пробует самоутвердиться среди окружающих, обратить на себя внимание, показать, что он в чем-то превосходит остальных. Часто целью «понтов» может стать желание заставить всех завидовать себе. Например, человек может выдать дешевую одежду за дорогую, подделку телефона — за оригинал, или же рассказать всем, что едет отдыхать в Египет.

К сожалению, в частых случаях «понты» могут привести к травматизму и даже гибели. Например, человек может всем рассказать, что залезет на высокое дерево или проедет на машине по речному льду. Такие ситуации часто заканчиваются переломами, ушибами и непоправимыми последствиями.

Также люди часто «кидают дешевые понты», когда желают показать, какие они успешные и «крутые». Но это у них может получиться очень фальшиво, наигранно, и ореол успешного человека развеивается. Такие люди зачастую остаются одинокими, без друзей и общения. Им становится все сложнее найти себе собеседника, потому что окружающие сразу видят, кто перед ними.

Преувеличение своих собственных заслуг происходит в случае, когда человеку просто необходимо почувствовать свою значимость. С этой целью он рассказывает о своих реально существующих заслугах. Но беда в том, что даже самые мелкие и пустяковые поступки эти люди разукрасят так, как будто подвиг совершили. И опять же они не находят одобрения и остаются наедине со своими «понтами».

Могут ли понты носить позитивную окраску?

Бывает ли «хороший понт»? Крайне редко, но можно выделить некоторые случаи, когда именно понты заставили человека работать над собой. Случается такое, когда человек «кинул понт», возможно, даже необдуманно, а отступать некуда, и репутацию свою не хочется портить. В таком случае человек начинает усердную работу над собой для достижения нужного результата. Но чаще случается полностью противоположная ситуация. Человек «кинул понт», а потом, боясь разоблачения, замкнулся в себе, разорвал отношения или даже пошел на преступление.

Возможно ли избавиться от понтов?

Понты — это как вредная прывычка или болезнь. Возможно ли избавиться от них? Да, это реально. Достаточно просто понять, что каждый человек уникален, у каждого есть какие-то способности, каждый может в чем-то себя показать, добиться успеха. Нужно научиться находить и выделять в каждом человеке что-то прекрасное, видеть в каждом его достоинства. А главное — это уметь прощать недостатки и промахи. Тогда люди не будут стремиться показать себя в лучшем свете, они будут понимать, что их воспринимают и любят такими, какие они есть. Если это близкие друзья, можно просто деликатно намекнуть или даже откровенно поговорить, что неважно, какая у них машина, одежда, телефон – они просто замечательные, любимые люди, с которыми хорошо, комфортно. Такой откровенный разговор значительно повысит самооценку человека, и проблема «понтов» должна исчезнуть.

www.syl.ru

Конспект занятия внеурочной деятельности на тему «Самооценка» (3 класс)

Цель: создать условия для развития навыков самоанализа и самооценки.

Знакомство с понятием «самооценка», с ее различными уровнями;

Получение навыков самоанализа;

Повышение самооценки и самоуважения;

Развитие навыков саморегуляции и рефлексии;

Воспитание уважительного отношения к товарищам.

1. Организационный момент

Начнем наше занятие с приветствия.

Но сделаем мы это с вами необычным образом: один хлопает в ладоши второму, второй хлопает в ладоши третьему и т.д. потом все вместе аплодируют друг другу.

Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так – «Самооценка».

Слайд Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. (т.е. это отношение человека к своим способностям, личностным качествам, а также в внешнему облику)

Слайд Понятие «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с другими людьми.

-У каждого человека есть самооценка. У некоторых людей заниженная самооценка, у некоторых высокая. Нужно чтобы самооценка не была низкой и высокой, она должна быть средней.

-А сейчас я хочу предложить вам записать на этих листочках все ваши хорошие и плохие качества.

-Ребята, а что вы сейчас делали? (вы себя оценивали)

-Назовите качества, которые вам нравятся в себе?

-Что вам в себе не нравится?

-Если человек слишком высоко себя ценит это хорошо или плохо?

Мы попытаемся на занятии узнать какие мы, что мы представляем из себя. А для этого я приготовила для вас разные задания.

Вернемся к понятию – самооценка. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

— Как думаете, адекватная самооценка, это какая самооценка?

Слайд Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит свои положительные и отрицательные стороны.

-Каким людям свойственна низкая самооценка?

Слайд Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе. Принимать на свой счет замечания, недовольство других людей. Они переживают и беспокоятся по малозначительным поводам.

Высокая самооценка – человек верит в себя, но завышает свои способности, возможности.

Отсюда можно сделать следующий вывод: самооценка бывает разной и у каждого человека она разная. Нужно чтобы самооценка не была низкой и высокой, она должна быть средней т.е. адекватной.

Игра «Ласковые имена»

-Когда к вам ласково обращаются, какие чувства у вас возникают? Что хочется сказать в ответ

Тест – игра «Самооценка»

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже ваша самооценка. Если буква стоит около середины – это адекватная самооценка. Чем ближе она к правому краю – тем выше ваша самооценка. Это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьезно.

Из этого упражнения вы можете сделать вывод о своей самооценке и определить направление работы над повышением, а может, наоборот, над понижением своей самооценки.

Подумайте и скажите, что для вас самое важное и ценное в жизни?

( Дети говорят, а учитель записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др. Учитель, комментируя каждый ответ, просит учащихся ответить на вопросы: Почему для тебя главным является здоровье? (Я смогу жить долго.)

Скажите, а человек представляет собой ценность?

Следующее наше задание называется «Темные и светлые мешочки».

-По какому принципу мы распределяли качества (отрицательные в темные, положительные в светлые).

Скажите приятно, было получать комплименты друг от друга?

У каждого человека есть такое качество как самооценка. Надо любить себя, уважать других, верить в себя.

— Я хочу призвать вас к тому, чтобы вы не забывали своих одноклассников, говорите друг другу чаще комплименты, улыбайтесь друг другу, старайтесь, чтобы ваши отрицательные качества превращались в положительные, уважайте друг друга, относитесь к друг другу с пониманием, цените себя.

Автор: Буцык Юлия Викторовна, учитель начальных классов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» города Славгорода Алтайского края.

Тема занятия: Самооценка

Цель: создать условия для развития навыков самоанализа и самооценки.

O Знакомство с понятием «самооценка», с ее различными уровнями;

O Получение навыков самоанализа;

O Повышение самооценки и самоуважения;

O Развитие навыков саморегуляции и рефлексии;

O Воспитание уважительного отношения к товарищам.

1. Организационный момент

Сегодня очередное занятие внеурочной деятельности.

Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами.

Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так – «Самооценка».

— А кто знает, что такое самооценка? Как вы думаете?

— Спасибо за ответы. А теперь послушайте, как раскрывается это понятие в психологии.

Слайд Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. (т.е. это отношение человека к своим способностям, личностным качествам, а также в внешнему облику)

Слайд Понятие «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с другими людьми.

— Как вы думаете, что мы на сегодняшнем занятии будем делать?

(Мы попытаемся выявить есть ли у вас навыки самооценки и соответствует ли уровень вашей самооценки той оценке, которую дадут вам ваши одноклассники.)

-Ребята, а что вы сейчас делали? (вы себя оценивали)

-Кто хорошо себя оценил? Поднимите руку.

-Кто не очень хорошо себя оценил? Поднимите руку.

-Скажите, а эти качества совпадают с теми, которые находят у вас другие люди (взрослые, одноклассники)

-Как вы считаете, что лучше, когда человек думает о себе хорошо или плохо? Почему?

Слайд Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит свои положительные и отрицательные стороны.

Слайд Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе. Принимать на свой счет замечания, недовольство других людей. Они переживают и беспокоятся по малозначительным поводам.

Высокая самооценка – человек верит в себя, но завышает свои способности, возможности.

Отсюда можно сделать следующий вывод: самооценка бывает разной и у каждого человека она разная. Нужно чтобы самооценка не была низкой и высокой, она должна быть средней т.е. адекватной.

Игра «Ласковые имена»

-Ребят, вспомните и скажите, ваши друзья, родные называют вас ласковыми именами ?

У всех нас с нашим собственным именем связаны самые добрые и тёплые ощущения. Всегда очень приятно слышать своё имя, тем более в ласковой форме. Обращение к человеку по имени — это одно из средств добиться расположения, в отличие от «эй, ты» или «слышишь..». А если к доброжелательному обращении по имени добавить искренний комплимент, то многие проблемы можно решить намного проще и быстрее. А теперь поиграем в эту игру.

А теперь давайте попробуем определить вашу самооценку.

Тест – игра «Самооценка»

У вас на столах лежат листочки, на которых изображены в ряд 7 кружков. Быстро впишите в один кружок, который вам больше всего нравится, букву «Я».

(Дети говорят, а учитель записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др. Учитель, комментируя каждый ответ, просит учащихся ответить на вопросы: Почему для тебя главным является здоровье? (Я смогу жить долго.)

Чем тебе дороги родители? (Они мне дали жизнь и любят меня.)

Каждый человек должен уважать себя и принимать таким, какой он есть. Уважать себя — значит гордиться своими хорошими поступками. Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других. К аждый человек неповторим и представляет ценность. Уважать себя — это значит признавать право на любовь других людей к себе. Уважать себя – уважительно относиться к окружающим. Уважать себя – значит, верить в себя.

Следующее наше задание называется «Темные и светлые мешочки».

На доске записаны таблички (доброта, лень, милосердие, честность, грубость, храбрость, небрежность, доброжелательность).

Ваша задача распределить эти качества по этим мешочкам.

-А теперь, ребята вспомните все комплименты на буквы а, у, к, и и запишите на этих листочках. А теперь подарите эти комплименты кому-нибудь в классе.

А теперь давайте оценим наши достижения и знания на занятии? (рефлексия)

Итак, что же такое самооценка?

infourok.ru

Заниженная самооценка это хорошо

Стеснительность это как, хорошо это или плохо?

У многих стеснительность ассоциируется со скромностью. А скромность, кстати, это хорошо или плохо? Тоже вопрос.

Давайте разберёмся и определимся, где недостаток, а где достоинство?

Что такое Стеснительность?

Вопрос мне на почту прислала девушка Тома: «Я жутко застенчивый человек, мне все говорят, что моя стеснительность мне очень мешает, и если бы не она, я бы намного большего смогла достичь в жизни. А я не могу понять — стеснительность это хорошо или плохо? С одной стороны, я понимаю, что из-за того, что я стесняюсь, я многое просто не делаю, но с другой стороны, я как-то совсем не вижу в этом проблемы.

Неужели плохо быть такой скромной, я же всё-таки девушка:)? Помогите, пожалуйста, мне разобраться и подскажите, что делать со своей стеснительностью? Как перестать стесняться и быть такой застенчивой?»

Вопросы интересные и важные все, но мы рассмотрим их по частям. В этой статье мы разберём, что такое Стеснительность и нужно ли вообще с ней что-то делать? А в следующей статье ответим на вопрос — как перестать стесняться?

Вначале разберёмся с определениями и постараемся всё назвать своими именами.

Стеснительность — неспособность чётко, определённо и открыто проявлять себя и свободно декларировать свои интересы. Чаще всего это происходит из-за комплекса «маленького человека», когда человека преследует навязчивая идея, что он создаёт неудобства для других, что он не имеет права говорить о том, что его интересует, что его слова и в целом его персона никому не интересны и не нужны.

Понять суть стеснительности безусловно поможет искренность, если честно взять и подобрать синонимы к стеснительности, ответив на прямые вопросы.

Что значить Стесняться? Стесняться — это значит, бояться, чего-то опасаться. Стесняться — это значит, не делать то, что должен сделать, по мотивам страха, неуверенности, др. Стеснительный — значит, неуверенный, трусливый, закомплексованный, закрытый.

Кстати говоря, можно сказать, что Стеснительность — это ложная скромность. Истинная Скромность — это та, которая красит человека, у которой нет мотива трусости и неуверенности, которая основывается на тактичности и достоинстве.

Но бывает и Стеснительность вполне достойная, когда в её основе лежит стремление соблюдать моральные нормы! То есть, когда человек стесняется, потому что он не может и не хочет совершать что-то постыдное и недостойное (раздеться на публике, др.). Но такую сдержанность в рамках морали и этики лучше называть не стеснительностью, а достойным поведением. То есть в этом случае человек чего-то не делает не потому, что боится это сделать, а потому что считает это неприемлемым и унизительным для себя.

Основные причины Стеснительности:

1. Страх, то есть трусость. Страх, что не поймут, откажут, осудят, не поддержат, т.д. Страх — это худший советчик, и его нужно убирать, заменяя на Смелость.

Один из страхов, который часто является причиной стеснительности — это страх чего-то нового, когда человек стесняется чего-то, боится сделать что-то в первый раз, потому что никогда этого раньше не делал (не привык, т.д.).

2. Неуверенность, заниженная самооценка. Конечно, самооценку нужно приводить в порядок, повышать, если она занижена, делать её адекватной и неуязвимой. Когда человек не уверен в себе — он не даёт себе права в этой жизни на очень многое, а внешне это проявляется как «безобидная» стеснительность.

3. Зависимость! Зависимость от других людей, их мнений, от своих проблем в том числе. Зависимость нужно заменять на Независимость.

4. Закрытость и закомплексованность. У закрытости, в свою очередь, всегда есть свои причины, которые нужно найти и убрать.

На что заменяется Стеснительность?

Стеснительность — заменяется на Уверенность! Уверенность, что ты достойный и свободный человек и на многое в этой жизни имеешь полное право: высказывать своё мнение, отличное от мнения других, поступать по своему усмотрению, открыто и смело защищать то, что тебе дорого, проявлять себя так, как хочет твоя Душа (в идеале), не сдерживая чувств, стремлений и т.д.

А управлять поведением и поступками человека должны не страхи и стеснительность, а нравственные принципы, достоинство и этика поведения, и осознанное самообладание.

subscribe.ru