Влияние самооценки на общение

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста

Тема моего исследования носит название: «Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста».

Актуальность. Доклад посвящен проблеме межличностных отношений ребенка с другими детьми. Система обучения и воспитания требует углубленного изучения взаимосвязи между положением дошкольника в группе сверстников и особенностями его развития. Содержание психической внутренней жизни напрямую связано с взаимоотношениями с другими людьми. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям.

Эти отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет самосознание человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Одни дети занимают статусное положение популярных, другие же наоборот становятся отвергнутыми в кругу сверстников. Чем же это обусловлено? Какие факторы влияют на статус детей? На эти вопросы я попытаюсь ответить в ходе исследования.

Одним из ведущих факторов является самооценка. В дошкольном возрасте у детей самооценка субъективная, объективной оценки как таковой нет, но она закладывает фундамент для дальнейшего развития личности.

Объект исследования — статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста.

Цель — установить влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста.

Гипотеза — я предполагаю, что самооценка определяет статус детей в группе сверстников, а именно дети с высокой самооценкой занимают благоприятные статусные положения популярных и предпочитаемых, а дети с низкой самооценкой — статус отвергнутых.

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;

2. организовать пилотажные исследования в подготовительных к школе группах по данной теме;

3. разработать методические рекомендации по проблеме.

Методическая основа: Дж. Морено, Е. О. Смирнова, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, психолого-педагогические труды этих и других исследователей легли в основу моей работы.

Экспериментальная база: три подготовительные к школе группы нашего детского сада.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической, заключения, рекомендаций, литературы и приложений.

www.maam.ru

Влияние самооценки на общение в подростковом возрасте

Самооценка в структуре личности подростка. Отличительные черты прогностической, актуальной и ретроспективной самооценки. Особенности общения со сверстниками в подростковом возрасте. Качество общения со сверстниками в зависимости от самооценки подростка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Самооценка в структуре личности подростка

2. Особенности общения со сверстниками в подростковом возрасте

2.1 Общение подростка со сверстниками

2.2 Влияние общения на формирование личности подростка

3. Особенности общения со сверстниками в зависимости от самооценки подростка

3.1 Влияние самооценки на личность подростка

3.2 Влияние самооценки на общение в подростковом возрасте

Список использованных источников

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие подростка. Они касаются отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками. Самооценка подростка является важным фактором саморегуляции личности, влияет на взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам.

Жизненный статус является одним из главных факторов, влияющих на самооценку подростка, на его жизнь среди других людей.

Таким образом, проблема взаимосвязи самооценки и жизненного статуса в подростковом возрасте является актуальной. Именно жизненный статус оказывает значительное влияние на самооценку подростка.

Подростки, обладающие более высоким положением в системе межличностных отношений, чем их ровесники, соответственно будут иметь и более высокую самооценку.

Изучением самооценки в подростковом возрасте занимались А. В. Захарова, Д. Б. Эльконин, И. Р. Перережко, Ф. Райс, К.Роджерс и другие.

Цель курсовой работы: теоретически и экспериментально исследовать связь самооценки и жизненного статуса в подростковом возрасте.

Объект: самооценка и жизненный статус в подростковом возрасте.

Предмет курсовой работы: взаимосвязь самооценки и жизненного статуса в подростковом возрасте.

Задачами курсовой работы являются: анализ литературы по проблеме, изучение связи самооценки и жизненного статуса в подростковом возрасте, описание особенностей взаимосвязи самооценки и жизненного статуса в подростковом возрасте, формулировка выводов курсовой работы.

1. САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, способностей, места в системе отношений с другими людьми. Самооценка относится к центральным личностным образованиям наряду с образом себя и Я-концепцией. Самооценка является важным фактором саморегуляции личности, влияет на взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека. А.А. Андреева различает адекватную, завышенную и заниженную самооценку. Расхождения между притязаниями человека и его реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность). К примеру, завышенная самооценка — это представление индивида о тех или иных своих качествах или их совокупности в не соответствующем действительности благоприятном (в рамках его ценностных ориентаций) свете [1, c. 17].

Л.Л. Нестерович говорит о том, что самооценка — явление уникальное и сугубо объективное. Самооценка во многом зависит от ценностных ориентаций сообщества. Но иногда индивид может противостоять другим. Никто не является человеку большим судьей, чем он сам. У человека есть, образно говоря, «внутренние весы», на которых он взвешивает собственные достоинства и недостатки. Осознавая это, для других он может выпятить достоинства и скрыть недостатки. В таких случаях похвала воспринимается как мнение обманутого человека, а критика — как разоблачение.

Самооценка функционирует в двух формах — общей и частной. Исследователи единодушны в том, что частные самооценки отражают оценки субъектом своих конкретных проявлений: качеств, поступков, действий, отношений, способностей, возможностей. Они могут носить как ситуативный, так и устойчивый характер [2, c. 15].

Общая самооценка, по мнению Эриксона, есть одномерная переменная, отражающая отношение личности к себе, позитивное или негативное. Роджерс считает, что общая самооценка является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой. В зарубежной психологии, как пишет Л.Л. Нестерович, оптимальной характеристикой общей самооценки считается удовлетворенность собой, отражающая высокий уровень самоуважения личности. Естественно, что субъектом будет допускаться оценка со стороны других именно своих конкретных проявлений, то есть качеств, отношений, поступков и т.д. Общая самооценка, наиболее оберегаемая личностью. Посягательства со стороны других на удовлетворенность собой, на самоуважение воспринимается болезненно [2, c. 18].

Характерной особенностью человека является желание понять самого себя и дать осмысленное объяснение своему опыту. Внутренняя жизнь личности, в основном, протекает как диалог субъекта с самим собой, в котором и возникает самооценивание своих способностей, возможностей наличных качеств. Самооценка вызывается необходимостью в объективном знании себя и связана с реальными успехами и неудачами, на основе которых субъект ставит новые цели, уточняя задачи, сформулированные ранее в идеальном плане.

А.Н. Зубровец считает, что самооценка бывает двух видов: самодовольство и недовольство собой. Для обоих видов самооценки есть своя характеристика. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие. С другой — скромность, смущение, неуверенность, стыд, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. Указанные два противоположных класса чувствований являются непосредственными, первичными дарами нашей природы. Таким образом, подросток, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а подросток, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам [3, с.37].

Когда говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Согласно К. Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста. Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей. Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью. Поведение такого подростка отличает слитность субъективного и реального.

К.Д. Ушинский отмечает, что личность, имеет не только определенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относится к самому себе и характеризуется подструктурой самоотношения. Модус существования личности определяется включенностью в социальные отношения и способностью самому устанавливать отношения к внешнему миру и к себе.

Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я». Самоотношение обладает защитными возможностями. Человек может защищать свое «Я» от отрицательных эмоций и поддерживать самоуважение на относительно постоянном уровне. Одним из средств такой защиты является отрицательная самооценка, рассчитанная на возникновение положительных реакций сочувствия [3, с.45].

Говоря о самооценке, как аффективной составляющей установки, К.Д. Ушинский пишет, что самооценка существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которой зависит от контекста и от самого когнитивного содержания. Предметом самовосприятия самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений [3, с.47].

Подросткам свойственна неустойчивая самооценка. Она во многом зависит от внешних явлений. Подросток пытается понять себя и открывает в себе все новые и новые черты, то есть образы «Я» (насколько я способный, сильный, красивый, общительный). Возникают противоречивости его характера. А. Фрейд: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в тоже время ни в один из последующих периодах своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстное любовное отношение — только ради того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали…».

С точки зрения А.В. Захарова выделяются три вида самооценки: прогностическая, актуальная, ретроспективная. Прогностическая самооценка включает представление личности о своем будущем. Актуальная самооценка связана с настоящим. Она выполняет корректирующую функцию, соотносима с действием самоконтроля. Ретроспективная самооценка фиксирует итоги деятельности, достигнутые субъектом уровни развития.

Но все же больше открыта для подростков актуальная самооценка. Субъектом относительно благополучно воспринимается мнение других о ходе выполнения им какой-либо деятельности, отношение к его высказываниям и другое. Вмешательство же в прогностическую и, тем более, ретроспективную самооценку со стороны других всегда сопряжено с психической напряженностью субъекта. Если ретроспективная и прогностическая оценки со стороны других отрицательны, то это может вызвать у подростка состояние фрустрации или агрессии.

Самооценка является одним из главных факторов, влияющих на поведение человека, а в особенности подростка, на его жизнь среди других людей. Самооценка является центральным личностным образованием. Она тесно связана с уровнем притязаний подростка. Внутренняя жизнь подростка протекает как диалог с самим собой, в котором возникает самооценивание своих способностей и возможностей. В зависимости от самооценки подростка он ведет себя в обществе, общается со сверстниками, относится к себе.

В современной школе не соблюдаются психологические условия, обеспечивающее полноценное общение учащихся с взрослыми и сверстниками на всех этапах школьного детства. Однако, у некоторых учащихся подростков формируются негативные отношения к школе, учению, неадекватное отношение к самим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и развитие личности в таких условиях невозможны. Поэтому создание благоприятного психологического климата, в центре которого личностное, заинтересованное общение взрослых и учащихся,- одна из главных задач учителя в учебно-воспитательном процессе.

2. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Общение подростка со сверстниками

самооценка подросток личность общение

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Одни подростки вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже. В подростковом возрасте главной стороной жизни становится общение. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком, оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущая деятельность в этот период — интимно-личностное общение. Появляется подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним воздействиям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода [4, с. 72].

Одна из ярких особенностей подросткового возраста — личностная нестабильность. Она проявляется, прежде всего, в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», то есть эмоциональной лабильности. Для подростка характерна нравственная неустойчивость. Иногда под влиянием приятеля или компании дети совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут жалеть.

Подросток во всех отношениях обуревает жаждой «нормы», чтобы у него было, «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает сильное влияние на психику и самосознание.

Сравнивая развитие рано (акселераты) и поздно (ратанданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселераты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и тому подобное, способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

На основе анализа И.А. Фурманова, А.А. Аладьина можно отметить следующее положение. Во взаимоотношениях подростков наиболее значимы чувства симпатии и антипатии, испытываемые ими к сверстникам, оценки и самооценки способностей. Неудачи в общении со сверстниками ведут к состоянию внутреннего дискомфорта, компенсировать, которые не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах жизнедеятельности.

Общение субъективно воспринимается подростками как нечто очень важное. Об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Именно в общении со сверстниками берет свое начало формирование ценностных ориентаций подростков, которые являются важным показателем их социальной зрелости. В общении со сверстниками получают удовлетворение такие важные потребности подростка, как стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучше узнать себя и собеседника, понять окружающий мир, отстоять независимость в мыслях, поступках и действиях, проверить собственную смелость и широту знаний в отстаивании своего мнения, показать в деле такие личностные качества, как честность, сила воли, отзывчивость или суровость и прочие. Подростки, у которых по той или иной причине не сложилось общение со сверстниками, часто отстают в возрастном личностном развитии [5, c. 104].

Для взаимоотношений старшеклассников характерно особое внимание к общению с представителями противоположного пола, наличие или отсутствие неформального общения с учителями или другими взрослыми. Общение со сверстниками, несомненно, играет свою роль в развитии личности, однако чувство собственной значимости, уникальности и самоценности может возникнуть у подростка только тогда, когда он чувствует уважение к себе человека, обладающего более развитым сознанием и большим жизненным опытом.

Первостепенное значение в подростковом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы. С одной стороны, стремление, во что бы то ни, стало быть, такими же, как все, с другой — бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь [5, с. 116].

И.А. Фурманов отмечает, что главная ценность оценки для учеников-подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость оценки отпадает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутреннего мира: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них проявляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

А.А. Аладьин отмечает, что современный подросток видит перспективу своей полезности для других в обогащение собственной индивидуальности. Но расхождения между стремлениями подростка, связанные с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. У современных подростков преобладает отрицательная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых вне зависимости от их правоты. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения; находит отражение, в частности, в тяге подростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее.

У подростков также формируется осознанное стремление подростка применить свои возможности, проявить себя в деятельности. Именно развернутая общественно-полезная деятельность, где разные ее виды объединены единым стержнем — мотивом пользы для людей, приобретает ведущее значение в психологическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом, выражая общественную сущность ребенка [5, с. 123].

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток на учение и на отношения с родителями. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Он ищет в друге сходства, понимания. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны.

Ученые отмечают, что полноценное развитие личности, возможно, прежде всего, в условиях выраженной родительской любви в «благополучной» семье, которая является наиболее оптимальной естественной средой для социализации ребенка. Семья создает у ребенка эмоциональную уверенность в положительном к нему отношении, потребность быть признанным, способность сопереживать. В семье у ребенка складываются глубокие эмоциональные, интимные отношения, которые характеризуются постоянством, длительностью и устойчивостью, терпимостью и индивидуальными особенностями детей, выступает носителем внешней защиты ребенка, источником утешения, снятия тревоги. Но в силу ряда причин не все дети имеют возможность для такого полноценного развития [7, с. 28].

Е.В. Зубаренко отмечает, что общение со сверстниками привлекательно для ребенка всегда, в любом возрасте. Но когда он становится подростком, оно приобретает совершенно иное значение. Подростки, у которых отношения со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы, стараются измениться. Одни «геройствуют», нарочно нарушают требования, дисциплину, по типу «саморекламы». Другие ради симпатий и заметного положения на все лады стараются развлечь товарищей: работают на зрителя и слушателя. Как правило, «клоуны» уважением товарищей не пользуются, желаемого положения не добиваются, но становятся заметными. Чаще ребят они раздражают, гонят от себя. Младшие подростки считают такое поведение унизительным для товарища, а старшие — еще и младенчеством, глупостью. Есть еще одна категория — хвастуны с немалой долей выдумки. В классе о таких подростках складывается общее мнение: «трепач», но с разной оценкой: кто-то еще и добрый, а кто-то — себе на уме. Для таких подростков характерен низкий уровень социальной адаптации.

Психология общения — это сфера, где психологические проблемы «видны», и мы можем их обнаружить. Это сфера, на которую мы можем эффективно влиять, добиваясь положительных изменений как в отношениях с людьми, так и в своей личности. Эмоциональная сфера человека представляет собой сложную регуляторную систему. Нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личном развитии.

Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения.

Существенным фактором, влияющим на социализацию подростков, является сфера неформального общения, значимость которого признают все исследователи. Это общение во многом определяет остальные стороны поведения и деятельности подростка.

Неформальное общение не только очень важный канал информации, но и особый вид межличностных отношений, с помощью которого подросток вырабатывает необходимые коммуникативные качества. Кроме того, сознание групповой принадлежности, солидарности дает ему чувство эмоционального благополучия. Неформальное общение со сверстниками позволяет почувствовать причастность к общечеловеческим нормам и отличие от других возрастных групп. С группой неформального общения каждый входящий в нее подросток связывает чувство моральной поддержки. Здесь может меняться реакция на окружающий мир, чувства, мысли, внешность. Группа неформального общения и ее ориентация рассматриваются как относительно самостоятельные факторы, регулирующие поведение подростков неформального общения становятся существенными характеристиками духовного мира подростка, его образа жизни. Являясь во многом процессом спонтанным, неформальное общение таит в себе определенные опасности, так как порой способствует искажению социальных норм и ценностей в процессе усвоения их личностью. Отсюда следует вывод о важности оказания помощи подросткам в осознании ими трудностей в неформальном общении [8, c. 15].

Как установил А.Е. Личко, способы группирования и распределения ролей внутри группы находятся в определенной зависимости от характерологических особенностей подростка, степени адекватности самооценки, экстравертированности (расположенность к общению) и интровертированности (несклонность к коммуникации), так как эти свойства личности влияют на коммуникативные способности [8, с. 37].

2.2 Влияние общения на формирование личности подростка

И.Р. Перережко говорит о том, что ребенок общается, развивается как личность именно в коллективе, в который он включен. Коллектив — это группа людей, объединенных на основе целенаправленной общественно значимой деятельности и отношений зависимости. Он характеризуется совместной направленностью на общественно значимую цель, которая содействует формированию единых взглядов и установок у его членов.

Современными исследователями выявлена взаимозависимость формирования личности и коллектива, которая может быть выражена как важная педагогическая закономерность. Формирование коллектива и воспитание личности — это единый управляемый процесс. Современное выявление индивидуальных наклонностей, стремлений, желаний детей, соответствующих качествам и особенностям их индивидуальной деятельности — главное содержание этого процесса. Развитие личности и управление ее потребностями — основа для возникновения, совершенствования и действенности воспитывающих отношений, определения содержания коллективной деятельности, а жизнь в коллективе — база для эффективного и личностного развития. Коллектив нужен для развития личности в такой мере, как социально активная личность с ее потребностями, деятельностью нужна для формирования и развития коллектива [6, с. 24].

Процесс создания и развития коллектива предусматривает реализацию основного средства его становления — через учебную и внеклассную деятельность. Чтобы эта деятельность содействовала развитию коллектива, необходима ее правильная организация.

Коллектив становится лучшим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется положительным психологическим климатом. Психологический климат — Объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего — это социально-психологическая атмосфера общества в целом. Второй фактор — микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды и т.д. Оба этих фактора и составляют то состояние коллектива, которое и называется психологическим климатом. Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. В этом процессе отчетливый характер приобретают скрытые содержательные ситуации взаимодействия меду людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина [6, с. 26].

Здоровый социально-психологический климат коллектива класса характеризуется эффективностью учебно-воспитательного процесса, его организацией, взаимоотношениями с одноклассниками, учителями, сознательной дисциплины, положительным отношением к школе, учащимся и их родителями. Важным показателем успешной адаптации школьника и его личностного роста является сплоченность детского коллектива.

Каждый человек, общаясь с другими людьми, выступает в определенном образе. Образ «Я» — это система представлений человека о самом себе. Адекватность образа «Я» проявляется в самооценке. Известно, что самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. При завышенной самооценке человек склонен переоценивать себя в разных ситуациях. Против действия других людей могут возникать агрессивность, злость, подозрению. Такой человек может замкнуться. Заниженная самооценка говорит о развитии комплекса неполноценности, о неуверенности в себе, тревожности. Адекватная самооценка характеризуется тем, что человек знает свои положительные и отрицательные стороны, выбирает себе деятельность в соответствии со своими возможностями, не создает барьеров для отношений с другими людьми [6, с. 27].

Большое значение в развитии личности учащегося играет характер связей и отношений в коллективе. Люди объединяются в группы, имеющие свои индивидуально-психологические особенности. Психолог Г.М. Андреева приводит формулировку, подчеркивающую этот момент: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Следовательно, малая группа всегда есть единство общественных и личных связей и отношений. Преобладание отношений деловых и эмоциональных, их своеобразная композиция образуют специфическую структуру взаимоотношений определенной группы.

Перережко также отмечает, что важное явление групповой жизни — лидерство. Лидерство — это процесс организации и управления малой группой, процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельности членов группы. Некоторые ученые утверждают, что человек рождается с качествами лидера, и его лидерство зависит, в первую очередь, от формы и качества воспитания, от значимых лиц в группе, от психологического климата в обществе. У подростков существуют определенные психологические качества, благоприятствующие этому процессу и создающие хорошую среду для формирования личности лидера. Однако, их отсутствие или слабая выраженность не делают работу по формированию лидерской позиции бесполезной. Рациональное развитие имеющегося потенциала, реальные амбиции подростка, любовь к своему делу и формирование высокого уровня профессионализма и компетентности — наиболее важные обстоятельства, ведущие к формированию лидера [6, с. 30].

При помощи тренинга можно сформировать и развить лидерскую позицию человека и наглядно продемонстрировать элементы лидерства, взаимодействия между лидером и группой. Однако, даже если человек имеет в группе ярко выраженную лидерскую позицию и ознакомлен с основами лидерства, это совсем не говорит о том, что он будет лидером в своей группе. Только группа своим отношением к человеку может присвоить ему звание лидера. Лидеры определяют нормы и ценности данного коллектива. Лидер в силу авторитетности своей позиции обладает большими возможностями для внушения. Подражание детей школьникам-лидерам происходит из самого факта доверия им. От того, кто является лидером, в большей степени зависит психологический климат в коллективе.

Нельзя точно определить черты личности, характерные для лидеров. Когда в коллективе много лидеров, это явление положительное, так как разнообразие лидеров обеспечивает разнообразную жизнь коллектива, но при обязательном условии их нравственные ценности не должны противоречить друг другу. Индивидуальность каждой личности определяет разнообразие общения детей. Положение ребенка в коллективе находится в прямой зависимости от того, представителем какой группы он является.

Духовно-нравственной целью, отражающей чувство педагогического процесса, является возвышение каждого ребенка как личности в собственных глазах и глазах нового коллектива, осознание им того, что чем больше вклад внесет он в деятельность, значимую для каждого члена коллектива, тем богаче он сам станет как личность, тем ярче и комфортнее будет его положение в группе, тем вше его человеческое достоинствох [6, с. 32].

Согласно М.Е. Шмурановой, идентификация со сверстниками позволяет индивиду наиболее адекватно удовлетворить потребность в оценке и потребность самому оценивать партнера. Именно сверстник как равноправный партнер по общению выступает для него в качестве реальной объективной «точки отсчета» в процессе познания окружающих и самого себя. Все это делает общение и взаимоотношения со сверстниками исключительно личностно значимой, а в подростковом возрасте наиболее значимой сферой общения.

В подростковом возрасте меняется структура мотировок выбора партнера. Как отмечает А.Б. Ценцинер, для того чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами, а для того, чтобы попасть в число непопулярных и даже изолированных детей, им часто достаточно обладать одной-двумя резко выраженными отрицательными чертами. В младших классах это такие внешние черты как неопрятность, нечистоплотность, внутренние — аффективность, напряженность. В старших классах эти черты, как правило, связаны с нравственным обликом личности.

В ряде отечественных и зарубежных исследований подчеркивается, что неблагоприятное положение в коллективе товарищей, в личных взаимоотношениях между учащимися способствуют возникновению устойчивых отрицательных переживаний, понижению самочувствия учащегося и исчезновению уверенности в себе, оно может также уменьшить его способность, желание учиться и результаты учебы.

Важно отметить, что не удовлетворяющие ученика отношения с одноклассниками, относительная психологическая изоляция или отвержение могут косвенно воздействовать на его познавательную активность через общее понижение его эмоционального самочувствия и уверенности в своих силах, которые, по данным Ф.И. Иващенко, существенно отличаются у сильных и у слабых школьников. Таким образом, следует, что относительная психологическая изоляция в группе сверстников в младшем подростковом возрасте негативно влияет на формирование личности младшего подростка [9, с. 25].

Стремление к общению со сверстниками проявляется ярко у всех подростков. Процесс поиска своего места, удовлетворяющего разнообразные амбиции подростка, был непростым и даже болезненным. Важную роль играли общие интересы, совместные занятия, но главным содержанием возникновения дружеских отношений была увлекательность общения. Для подростка очень важно найти свое место среди сверстников, так как общение в этом возрасте является главной составляющей.

3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА

Самооценка является одним из важных факторов в формировании личности подростка. Для формирования полноценной личности подросток должен обладать адекватной самооценкой, найти свое место в коллективе.

Потребность в товарищеских отношениях подталкивает подростков к установлению устойчивых связей со сверстниками: выбору хорошего друга или нескольких друзей, как правило, того же пола. Подросток проводит долгие часы в телефонных разговорах со своим приятелем, посещает вместе с ним школу, спортивные соревнования, живет по соседству, учится в той же школе или классе, находится в том же возрасте и имеет же такие интересы и увлечения. Приятели обычно хорошо ладят, если у них находится много общего. Гармонично развивающиеся дружеские отношения основываются на способности удовлетворять запросы другого человека. Если товарищам удается удовлетворить взаимные потребности, их дружба может стать еще прочней.

В раннем подростковом возрасте дружеские отношения насыщены, эмоциональны, но порой приводят к конфликтам, если потребности их участников не получают удовлетворения. Подростки могут ошибиться в своем выборе: поведение приятелей вместо того, чтобы отвечать их запросам, может стать причиной досады и гнева. Чем сильней и эгоистичней чувства, заставляющие подростка добиваться чьей-то дружбы, тем более вероятно, что такие отношения будут напряженными. Всякий раз, когда желания неуравновешенных, незрелых в социальном плане подростков не получают своего удовлетворения, ответом становится бурный всплеск эмоций, что может привести к временному или окончательному разрыву отношений.

Дружеские связи раннего подросткового возраста не отличаются устойчивостью. Как правило, они начинают ослабевать по мере наступления половой зрелости, за чем опять нормализуются [10, с. 19].

Общение с ровесниками положительно влияет на психологическую и социальную адаптацию. Многочисленные исследования показали, что социальная поддержка напрямую связана с благополучием человека в жизни и служит своего рода буфером, смягчающим последствия стрессов. Отношения со сверстниками в подростковый период часто становятся причиной сильных душевных переживаний. Подростки равняются на своих товарищей, отношение которых влияет на самооценку. Особенно старательно мальчики и девочки подстраиваются под ровесников в раннем подростковом возрасте.

Первая потребность подростка — установить приятельские отношения с тем, с кем имеются общие интересы. По мере взросления возникает необходимость в более тесных и непосредственных дружеских связях, позволяющих делиться своими переживаниями, трудностями и самыми сокровенными мыслями. Подросткам нужны близкие друзья, на которых можно положиться и которые могут их понять. Они делятся не только своими секретами и планами, но также и чувствами, помогая друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов [13, с. 79].

Однако между мальчиками и девочками существуют заметные отличия: первые ждут от своих сверстников меньшего; между девочками устанавливаются более теплые и тесные взаимоотношения. Другие исследования свидетельствуют, что для девочек подросткового возраста основная задача — установление и сохранение личных отношений, также им присуще стремление к большей близости, в то время как мальчики больше озабочены своей независимостью. Эти ученые доказывают, что мальчики ценят уверенность в своих силах, логику и надежность, а у девочек «другой взгляд на мир ». Гиллиган утверждает, что девочкам-подросткам особенно дорого внимание друзей, чувство ответственности и ощущение взаимной зависимости. Есть все основания полагать, что эти различия между полами сохраняются и во взрослой жизни.

Ф. Райс отмечает, что дружеские отношения так необходимы подросткам, потому что они не уверены в себе и очень переживают из-за этого. Они еще не сложились как личности. Друзья и приятели, с одной стороны, придают подростку сил, с другой — помогают определить границы собственного Я. С помощью друзей молодые люди, приобретают необходимые личностные и социальные навыки, что помогает им стать частью мира взрослых. У них вырабатывается эмоциональная привязанность к сверстникам, с которыми можно поделиться своими тревогами и сокровенными чувствами. Подростки становятся верными товарищами, живущими в окружении враждебного им мира.

Одна из серьезнейших проблем подросткового возраста — одиночество. Когда молодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность в собственных силах, — они склонны считать это одиночеством. Похоже, что у юношей больше подобных проблем, чем у девушек, вероятно в силу все той же «мужской сдержанности», не позволяющий свободно выражать свои чувства.

Подростки испытывают чувство одиночества по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, приемлемо ли то или иное поведение, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет заниженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. Боясь быть отвергнутыми, такие подростки стараются не совершать ничего, что могло бы привести их в смущение. Подросткам, склонным испытывать чувство подавленности и тревогу, трудно установить с кем-либо близкие отношения. Кто-то привык никому не доверять и не ждет от окружающих ничего хорошего. Как следствие, такие подростки избегают эмоциональных контактов и близости, чтобы никто не мог воспользоваться ими в своих интересах. Весьма трудно наладить дружеские отношения тем, кто был лишен родительской поддержки. Если подросткам кажется, что дружба несет в себе больше опасностей, чем выгод, у них появляются трудности при установлении содержательных отношений. Кроме того, подростки, как правило, острее чувствуют одиночество, чем более взрослые люди [14, с.341].

Подростки пытаются избавиться от чувства одиночества различными способами. Наиболее самостоятельные ставят перед собой какие-то цели и начинают их добиваться. Погружаясь в дела, они постепенно меняют свой образ мыслей, что приносит им в результате определенное удовлетворение. Те, кто более зависим, пытаются расширить свои контакты в обществе, стремятся чаще бывать в окружении других, полагаются на какую-то внешнюю опору, ищут помощи у взрослых, находят утешение в религии, занятиях спортом или обращаются за поддержкой к психологам. Большинству подросткам, как и взрослым, свойственно время от времени чувствовать себя одиноким [14, с.343].

3.2 Влияние самооценки на общение в подростковом возрасте

Все поступки подростков, их взаимоотношения во многом зависят от самооценки. Ф. Райс отмечает, что, составив представление о себе, подросток должен изучить полученную картину: оценка самого себя в собственном восприятии. Если эта оценка способствует самопринятию и самоодобрению, появлению чувства собственной ценности, то его самооценка достаточна для того, чтобы принять самого себя и жить с этими представлениями о себе. Поскольку людям необходима самооценка, то должна существовать связь между Я-концепцией и идеальным Я. В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную самооценку самого себя, сравнивая свои внешние данные, физическое развитие, двигательные навыки, умственные способности и социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников и идеальных героев. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток чрезвычайно уязвим и легко смущается. Поэтому подростки очень озабочены тем, чтобы как-то примирить воспринимаемое собственное Я с идеальным Я. В старшем подростковом возрасте им, как правило, удается разобраться в себе, определить, что они могут делать с максимальной эффективностью, и соединить свои цели с идеальным Я.

К. Роджерс был одним из самых выдающихся современных ученых в области теоретических и экспериментальных исследований структуры идеального Я. Он видел конечную цель развития личности в достижении соответствия областей явлений и жизненного опыта структуры Я. Достижение такого соответствия приводит к освобождению от внутренних конфликтов и тревоги. Представление о себе, Я в собственном восприятии и идеальное Я начинают сливаться, поэтому индивид может бесконфликтно принять самого себя. Его самовоспринятие и отношение с другими людьми приводят к принятию самого себя и самоуважению. Если между образом Я во взаимоотношениях с другими и Я в собственном восприятии индивида или идеальным Я возникает расхождение, то это приводит к психологическим проблемам [11, с. 43].

Для того чтобы подросток избежал психологических проблем, он должен обладать адекватной самооценкой. Самоуважение называют «условием выживания души »; оно является компонентой человеческого существования, придающей ему чувство собственного достоинства. Самооценка растет в процессе взаимодействия с людьми, когда Я оказывается для кого-то значимым. Эго растет за счет мелких достижений, похвал и успехов.

Индивиды со слабой идентичностью или с недостаточным развитием самооценки проявляют ряд симптомов эмоциональных расстройств. Иногда подростки со слабой идентичностью и с низкой самооценкой могут создать обманчивый образ, некую видимость и показывать миру именно ее. Изображать уверенного в себе, дружелюбного и веселого человека, испытывая при этом противоположные чувства, — это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску.

Еще одна причина повышенной тревожности заключается в том, что у индивидов с низкой самооценкой идентичность бывает неустойчивой и часто меняется. Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы для критики или проявлений неприятия, что служит для них доказательством их неадекватности, некомпетентности и непригодности. Когда над ними смеются, в чем-либо обвиняют или когда у других людей складывается о них плохое мнение, они глубоко страдают. Чем более они уязвимы, тем выше уровень их тревожности.

Окружающие часто отвергают подростков с низкой самооценкой. Принятие других людей и принятие индивида другими людьми, особенно близкими друзьями, связано с уровнем самооценки: самый высокий уровень принятия отмечается в группах с умеренной самооценкой, а самый низкий — в группах с низкой самооценкой. Подростки с низкой самооценкой имеют тенденцию к полной незаметности в обществе. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развиваются чувства изоляции и одиночества.

В целом оказалось, что самооценка у девочек выше, чем у мальчиков одного с ними возраста. Это можно объяснить более ранним физическим и социальным созреванием девочек по сравнению с мальчиками. Но большое количество научных работ, посвященных исследованию половых различий, говорит о том, что у девочек самооценка не ниже, чем у мальчиков. Однако, в ряде исследований была выявлена более низкая самооценка у девочек по сравнению с мальчиками.

Самооценка у младших подростков оказалась выше, чем у старших. Это можно в какой-то степени объяснить травмирующим воздействием перехода в старшие классы. Кроме того, по мере развития способностей к логическом мышлению, подростки начинают критично относится к миру и к самому себе [12, с. 53].

Исследования Ф. Райса показывают, что влияние значимых других на самооценку юношей с возрастом уменьшилось. Между раним и поздним подростковым периодом влияние матерей и отцов несколько возрастало, но влияние учителей и друзей уменьшалось столь сильно, что общее влияние значимых других ослабевало. Для мальчиков особенно значимым оказывалось влияние и мнение отца [13, с. 84].

Влияние значимых других на самооценку девушек с возрастом усиливалось. Между ранним и поздним подростковым периодом влияние учителей и отцов несколько уменьшалось, но влияние матерей и друзей возрастало настолько сильно, что вцелом влияние значимых других усиливалось. Для девушек особенно большое значение имело влияние и мнение матери и друзей, поскольку отношения с ними становились более близкими. В подростковый период весьма ощутимой становится потребность в хороших друзьях. Они по-дружески соперничают, могут завоевывать или утрачивать доверие и расположение друг друга, но их эмоциональный контакт весьма незначителен. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем, чтобы найти у них то, что раньше давали им родители [14, с. 210].

По мере расширения круга знакомств, подростки начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы войти в какую-нибудь группу. Одно из исследований показало, что мальчики в большей степени озабочены статусом или атрибутами, которые сопутствуют принятию в члены группы, чем девочки. Последних больше интересует наличие чувства общности и близости внутри относительно небольшой группы сверстниц. Однако, как мальчики, так и девочки хотят нравиться своим сверстникам. Для детей среднего подросткового возраста главная цель — быть признанными членами компании или группы, которая их больше всего привлекает. На этом этапе они очень чувствительны к критике или негативной реакции со стороны других [15, с. 372].

Подростки хотят нравиться своим ровесникам, хотят быть принятыми в привлекательную для них группу. На этом этапе развития подростка его самооценка определяется тем, как его воспринимают другие. Они переживают по поводу того, что о них думают люди, поскольку их представление о собственной личности и самооценка в немалой мере являются отражением мнения окружающих [16, с. 114].

Чтобы подросток влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания.

Ф. Райс отмечает способ признания группы подростка. Он говорит, что достичь каких-то успехов (в спорте или учебе, работе подросткового коллектива или во время совместного отдыха). Но признание и одобрение действий конкретного подростка зависит еще и от того, насколько высок для его сверстников статус деятельности, в которой он преуспевает.

Еще одна возможность добиться всеобщего признания — вступление в школьные клубы и участие в различных внеклассных мероприятиях. Как показали исследования Ф. Райса, наибольшим авторитетом в школе пользуются «активисты» и «общественники», которые постоянно принимают участие в различных школьных мероприятиях, вовлечены в деятельность внешкольных молодежных коллективов и в свободное время пробуют себя вместе с друзьями в самых разнообразных видах деятельности. Жизнь внутри группы подростков характеризуется как «стадная». Компании подростков собираются на улице для совместного времяпрепровождения и болтовни.

Делались многочисленные попытки определить критерии популярности подростков среди сверстников. Мальчики в ответ на вопрос, какие качества являются наиболее важными, для того чтобы добиться уважения окружающих, говорили: во-первых, быть спортивным; во-вторых, быть участником группы, которая задает тон; в-третьих, самому быть лидером в какой-либо области; в-четвертых, хорошо успевать в школе и, наконец, происходить из респектабельной семьи. Девочки на тот же вопрос отвечали так: во-первых, входить в какую-либо задающую тон группу; во-вторых, самой быть лидером в чем-либо; в-третьих, быть участницей группы поддержки на спортивных состязаниях; в-четвертых, хорошо учиться и, последнее, происходить из уважаемой семьи. Таким образом, у мальчиков наиболее значимым критерием оказались спортивные качества, а у девочек — вхождение в лидирующую группу [17, с.348].

Мэйерс и Нельсон отмечают, что личностные качества и социальные навыки — важный критерий популярности среди подростков. Есть все основания полагать, что именно личностные качества являются основным фактором успеха среди сверстников. Личностные факторы включают в себя черты характера, умение дружить и манеру поведения.

Таким образом, один из главных способов, с помощью которого подростки стараются добиться внимания сверстников, — это развить в себе качества, которые вызывают восхищение других, и овладеть такими социальными навыками, которые способны гарантировать одобрение товарищей.

Согласно Адамсу, популярность юношей и девушек определяется их наружностью, общительностью и характером. Пользуется авторитетом тот, кто отличается аккуратностью, привлекательностью, дружелюбием, умеет радоваться жизни, раскован и энергичен; обладает хорошими навыками общения и стремится участвовать в самых разных видах совместной деятельности. У них хорошая репутация, и их ценят за высокие нравственные качества. Обычно такие молодые люди имеют высокую самооценку. Подростки, пользующиеся авторитетом среди сверстников того же пола, как правило, имеют успех и у представителей противоположного пола.

Немаловажную роль во влиянии самооценки на общение в подростковом возрасте играет застенчивость. Согласно Мартинсу, у подростков младшего возраста повышенная застенчивость отмечается в связи с тем, что в этот период они углубляются в себя, начинают проявлять интерес к противоположному полу и стремятся стать членом какой-то группы. Проявление застенчивости в различных ситуациях связано с тревогой по поводу социальной оценки. Подросток боится оказаться в центре внимания, совершить при всех ошибку, опасается проиграть в сравнении с кем-то другим. Застенчивость обусловлена боязнью негативной оценки со стороны окружающих, желанием их одобрения, низкой самооценкой и опасением быть отвергнутыми.

otherreferats.allbest.ru