Упражнение на формирование адекватной самооценки

Коррекционные упражнения для младших школьников

Презентация к уроку (2 класс) на тему:

Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания… Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. В.А. Сухомлинский

Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников

Игры и упражнения, направленные на развитие внимания Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания «Найди отличие». Предлагаются 2 картинки с изображением двух предметов. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Дети должны обнаружить различия.

Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания

Упражнение, направленное на развитие концентрации внимания Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Для проведения данного задания потребуется корректурный бланк с буквами и ручка.

Концентрация и распределение внимания

Упражнения на тренировку переключения внимания. Упражнение 2 « Спрятанные буквы» Из буквенного текста выдели спрятанное слово. Б е о л н ц е и т р а н а с т о л р ю д ж м е т о к н о ч т п р.

Упражнение, направленное на тренировку концентрации внимания «Выполни по образцу» Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от детей выполнения нескольких последовательных действий: 1) анализ каждого элемента узора; 2) правильное воспроизведение каждого элемента; 3) удержание последовательности в течение продолжительного времени. При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно дети воспроизведут образец (концентрация внимания), но и как долго они могут работать без ошибок. Поэтому каждый раз надо понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

Концентрация и устойчивость внимания

Упражнение на развитие концентрации и устойчивости внимания Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки: а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА г) ГРУММОПД д ) ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА

Упражнение на развитие концентрации внимания «Скопируй портрет». Дети должны квадратик за квадратиком скопировать портрет из верхнего поля в нижний, затем раскрасить картинки.

Упражнение, направленное на развитие объема внимания «Внимание» Детям предлагают внимательно посмотреть на карточку с фигурами и знаками. Через 3 секунды карточка убирается, а дети должны зарисовать в тетради то, что запомнили. После проверочного воспроизведения на доске детям предлагают еще одну карточку для запоминания и воспроизведения.

Развитие объема внимания

Упражнения на развитие мыслительной операции Сравнение предметов Пары слов. 1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток 2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка 3) Стол и стулья 8) Шалость и драка 4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить 5) Вода и молоко 10) Город и деревня Методика. Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга? При сравнении предметов учить находить черты сходства и черты различия по главным признакам.

Упражнения на развитие скорости мышления Оканчивание слов Отгадай что я хочу сказать (произносится первый слог слова). Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му. 6) до, 7) че, 8) пры. 9) ку, 10) зо.

Упражнения на развитие мыслительных процессов а) Найди лишнее слово . 1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий. 2. Храбрый, злой, смелый, отважный. 3. Яблоко, слива, огурец, груша. 4. Молоко, творог, сметана, хлеб. 5. Час, минута, лето, секунда. 6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка. 7. Платье, свитер, шапка, рубашка. 8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь. 9. Береза, дуб, сосна, земляника. 10. Книга, телевизор, радио, магнитофон. б) Найди лишнюю картинку .

в) Упражнения на развитие гибкости ума . Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие: — Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина. ) — Назови слова, относящиеся к спорту — Назови слова, обозначающие домашних животных. — Назови слова, обозначающие водный спорт. — Назови слова, обозначающие фрукты и т.д. г) Исключение лишнего

Упражнения на беглость мышления Назвать слова с заданной буквой . ВАРИАНТЫ: 1) Назвать слова, начинающиеся на букву а . 2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву т . 3) Назвать слова, в которых третья от начала-буква с .

Упражнения на развитие памяти Упражнение « Фигуры» В парах с помощью счетных палочек (спичек) один ученик складывает фигуру, 1-2 сек. показывает, затем прикрывает ее листом бумаги, другой из них должен повторить эту фигуру.

Упражнение 2 «Назови по памяти предметы » Предлагаются таблицы с рисунками различных предметов. В течение 1-2 сек. Запомнить предметы и их расположение. Закрывается таблица. Учащимся предлагается перечислить предметы или ответить на вопросы: — Сколько голубей летит в небе? — Что держит в клюве голубь? — Сколько на веточке листиков? — Какого цвета петушки? — Какую лапку поднял петушок? и т. д.

Упражнение 3 «Запомни слова и их место» Учащимся предлагаются слова по теме урока. Они запоминают сами слова и их расположение в рамках. После в предложенные трафареты вносят их по памяти. собака тигр дуб Шиповник ива лев конь ель крот кот

Упражнение 3 «Игра со словом» (обучение звуковому облику слова) — придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове: Лягушка, флаг, стол, диван. — назови все звуки по порядку в слове: небо, туча, крыша.

Упражнения на развития внимания Объем внимания Упражнение 1 Найди цифры в порядке возрастания (указкой ученик показывает в быстром темпе) 1 7 4 3 5 2 9 5 8 6 9 3 9 5 2 1 8 6 4 1 6 2 5 8 3 6 8 7 9 4 3 7 2 4 7 1

Коррекционные упражнения по формированию адекватной самооценки младших школьников

2.Сказкотерапия. История про Энни (застенчивость)

Сказкотерапия. История про Энни (Если ребенка дразнят)

Список использованной литературы

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей. Самооценка — компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков

Цель: выявить младших школьников с низким уровнем самооценки. Разработка коррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки младших школьников.

Объект: самооценка младших школьников.

Получение навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности.

Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции.

Возможность осознания ценности собственной личности.

Получение возможности усиления позитивного отношения к себе.

Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав Спасибо .

Участники игры по кругу произносят свои имена, добавляя к представлению качество, отражающее его личностные черты. Но это качество должно непременно начинаться с той же буквы, что и его имя. Например, Ирина — искренняя, Петр — пунктуальный.

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные! Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал . Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств .

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и масштаб этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль Лучшего хвастуна или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

Зайки и слоники

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется Зайки и слоники . Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает ?

Коррекционные упражнения по работе с предложением для младших школьников с нарушениями устной и письменной речи .

Коррекционные упражнения по работе с предложением для младших школьников с нарушениями устной и письменной речи.

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.

В сущности, любая форма речевой деятельности – это составление предложений, выражение мысли в предложении и в тексте. Беседа, пересказ прочитанного, рассказ и сочинение – все эти формы речевой работы учащихся включают как необходимое звено составление предложений.

У младших школьников с нарушениями устной и письменной речи работа с предложением вызывает большие трудности. Поэтому нужны специальные упражнения. Их цель – научить школьников грамотно писать предложения, строить их в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности.

Все упражнения по работе с предложением могут быть разделены на три группы:

Упражнения на основе образца.

Упражнения на основе образца . или подражательные, предлагают усвоение правильно построенных конструкций, понимание их внутренних связей и семантики, а так же обучение школьников построению таких же или подобных собственных предложений. Эти упражнения, без сомнения, содержат элементы самостоятельного труда, но все-таки в их основе всегда лежит данный педагогом или помещенный в учебнике образец.

В конструктивных упражнениях познавательная задача иная – построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями по синтаксису, а также на основе практически усвоенных связей. Дети с речевыми нарушениями учатся перестраивать предложения, расширять их, соединять 2-3 предложения в одно, заменять элементы предложений и т.д.

Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Выполняя их дети не получают конкретного задания, касающегося структуры предложения. Строя предложения, учащиеся опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности. Умение строить предложения в свободных условиях, т. е. без конкретного задания, свидетельствует о подлинном усвоении синтаксических форм, о сформированности механизмов речи.

Данная классификация позволяет понять смысл, цель различных упражнений. Они не должны идти каждое в определенной последовательности, а параллельно: творческое составление предложений можно включать в коррекционный процесс с первых занятий.

Рассмотрим основные приемы работы над предложением по темам.

Дифференциация слов и предложений

Является или не является группа слов предложением?

Пришла холодная осень.

День дождь идет весь.

Всюду лужи и грязь.

Прочитайте. Можно ли считать написанные слова предложениями? Обоснуйте свой ответ.

Сумерки. Ветер. Молния. Гром. Дождь.

Распространите каждое предложение, состоящее из одного слова, так, чтобы получился связный рассказ. Как бы вы его озаглавили?

Быстро наступили сумерки. Ветер завыл и засвистел. Сверкнула ослепительная молния. Грянул гром. Хлынул сильным потоком дождь.

Соедините два предложения в одно.

С полей уже убрали рожь и пшеницу. Овес и ячмень тоже убрали.

Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины. Девочки поливали грядки с клубникой.

Выразите одну и ту же мысль в нескольких вариантах предложения.

В марте с крыш капает, весна приближается.

Приближается весна, с крыш уже капает.

Закапало с крыш, значит скоро весна.

Март наступил, а с крыш не капает.

Если с крыш закапало, значит, весна скоро.

Весна приближается, вот и с крыш уже закапало.

Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие (расположены по степени самостоятельности и развивающемуся эффекту):

Составление предложения по опорным словам /2-3 слова/;

Составление предложения по одному опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особыми оттенками значений и выразительностью;

По заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению;

По предметной картинке;

По сюжетной картинке;

По узкой теме заданной логопедом или учащимися;

Свободное составление предложения (Составить предложение любого вида и на любую тему).

Цель творческого составления предложений – активизация слов, сочетаний, оборотов речи, накопление своего рода речевых «заготовок», «деталей» для предстоящего рассказа или сочинения.

Подобранные, хорошо продуманные упражнения по работе над предложением окажут методическую помощь учителям, школьному логопеду и родителям для закрепления знаний, умений, навыков учащихся с нарушениями устной и письменной речи.

© 2012#0150;2016 Проект «Инфоурок»

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,

г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

vyrastitrebenka.ru

Упражнение на развитие адекватной самооценки

Самооценка определяется ценностью и значимостью, которыми человек наделяет себя сам в общем и отдельно взятые личностные характеристики. Она является обязательным элементом самосознания или осознания самого себя, собственного потенциала умственных и физических возможностей, целей и мотиваций своих поступков, отношения к происходящему вокруг и к отдельно взятым людям. Формируя поведение человека, выступает основой становления личности. Самооценка определяет видение своих сил в отношении имеющихся задач и требований внешней и внутренней среды, и в соответствии с уровнем притязания человек выбирает приоритеты и способы получения нужного результата.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной (заниженной, завышенной). В первом варианте представление личности о своих способностях соответствует его действиям и достижимым желаниям. Человек смотрит объективно на свои положительные и отрицательные стороны. Легко добивается своих намерений и живет в гармонии с самим собой, эффективно взаимодействуя в обществе. Необъективная самооценка приносит психоэмоциональные переживания и много всяких разных трудностей на жизненном пути.

Бывает, самооценка зависит от мнений окружающих людей, которые в корне не отражают действительности, что свойственно незрелой личности, и наоборот, реальные представления о себе говорят о зрелости характера. Очень важно иметь нормальную самооценку, чтобы максимально развить и реализовать свои таланты и найти свое место в жизни.

Ниже приведены значимые условия формирования адекватного отношения к себе.

1. Следует уходить от постоянного эмоционального напряжения, что во многих случаях является причиной низкой самооценки.

2. Перфекционизм сильно подрывает самооценку. Достижение идеала требует больших умственных и энергетических затрат, часто не представляется возможным да и, вообще, не имеет смысла. Этот стереотип мышления несет в себе массу разочарований.

3. У любого человека есть положительные качества. Ключ к успешной самооценке – уверенность в себе. Звучит банально и избито, но, отмечая и используя свои лучшие особенности, повышается уверенность в себе и как следствие, возрастает самооценка.

4. Не надо бояться дарить людям комплименты, улыбки и уважительное отношение. Это позволит усилить чувство уважения к себе.

5. Не стоит стесняться вести непринужденную беседу, она разрешает почувствовать себя равным собеседником.

Все это может помочь избежать упущенных возможностей, о которых многие жалеют. А внутренний мир наполнится умиротворением, и амбиции станут реальностью.

successsecrets.ru

Коррекционно-развивающая программа для подростков "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"

Цели программы: Помочь подросткам справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Содержание программы

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие эмоций

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё; обучить приёмам ауторелаксации.

Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия

Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у подростков

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение

Блок 4. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать своё поведение; регулировать поведение в коллективе.

Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание (2 — 3 упражнения ), рефлексию ( в рисунках ), ритуал прощания.

  1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать подростков, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
  2. Разминка — воздействие на эмоциональное состояние подростков, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать подростков, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
  3. Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учётом утомления детей). Количество игр и упражнений 2-4 .
  4. Рефлексия занятия — оценка занятия. Арттерапия, беседы.

Специфичность обстановки. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования. Выбор и инициатива принадлежат подросткам. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из неё предметы.

Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.) видеомагнитофон, видеокассеты, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, небольшие сувениры для поощрений, награждений.

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.

Занятие 1. «Знакомство».

Участники группы по очереди произносят свои имена, сопровождая их определенным движением рук, характерным для себя жестом. Затем группа хором называет его имя и повторяют его жест.

Цели. Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «Я».

Ведущий задаёт вопросы; подростки по кругу отвечают

-Тебе нравиться твоё имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Цели. Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

Подростки должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Подростки встают в ряд («друг другу в затылок»), впереди стоит один водящий, каждый подходит и что — либо говорит, а водящий должен распознать его по голосу.

Участники занимают удобное положение, удобную позу.

Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобней, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас.

Произнесите своё имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».

По окончании упражнения подростки встают в круг, держаться за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем.

Цель: напомнить имена участников, настроить на рабочий лад.

Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока подростки не вспомнят все имена и, не переспрашивая, будут быстро передавать мяч.

Цели. Раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение.

Участники хаотично раскладывают свои автопортреты, выполненные на прошлом занятии. Ведущий предлагает детям сказать что — нибудь хорошее о каждом из рисунков. Если подростки испытывают затруднения или высказывают негативную оценку, ведущий помогает исправить положение.

Цель. Формирование чувства близости с другими людьми.

Участники, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает подростку — бросает клубок ему ещё раз. Этот приём диагностичен: можно увидеть подростков, испытывающих трудности в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернётся к ведущему нить должна быть размотана и находиться у каждого подростка в руке, т.е. имитация единого целого, каждый важен и значим в этом целом.

Цель. Двигательная и эмоциональная разминка.

Ведущий. Представьте себе, что мы находимся в лесу. У нас нет палаток, конечно же нет зонтов, а гроза надвигается. Мы видим, что недалеко от нас пещера. Мы все дружно бежим туда, прибежали вовремя, началась гроза. Гроза прошла очень быстро перестал идти дождь. Все мы вышли и увидели просто чудо, перед нами появилось огромное искусственное озеро, ведь мы не заметили, что среди камней имеется «корыто для воды» . Давайте поплескаемся!

В игре используется народная музыка в эстрадной обработке, поп-музыка. Желательно хиты (учесть интерес подростков).

Цель.Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

Психолог предлагает подросткам нарисовать самого себя в трёх зеркалах:

  • в зеленом — такими, какими они представляются себе сами;
  • в голубом — такими, какими они хотят быть;
  • в красном — такими, какими их видят друзья .
  • Цели. Достижение взаимопонимания и сплочённости, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

    Подростки встают в круг и, смотря друг другу в глаза, мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Начинает ведущий, всё происходит по принципу телеигры «Пойми меня».

    Занятие 3. «Настроение»

    Цели. Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и умения его выразит.

    Участники сидят по кругу. Ведущий говорит: «Посмотрите на свои руки, потрите ладошку о ладошку. Закройте глаза. Представьте себе, что ваши руки стали мягкими, пушистыми, бархатными. Погладьте себя по лицу, по щёкам, потрите свои уши ладошками, погладьте плечи, живот, коленки. Ваши ручки очень мягкие, они любят вас. Поцелуйте закрытыми глазами свои ладошки. Улыбнитесь им.

    Ведущий говорит с подростками об изменении их настроения и самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.

    Рисование на тему «Моё настроение»

    Цели. Осознание своего эмоционального состояния, умение адекватно его выразить.

    Ведущий приготавливает заранее мокрые альбомные листы и краски. После выполнения рисунков участники рассказывают, какое настроение они изобразили.

    Упражнение «Тренируем эмоции».

    Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

    Ведущий предлагает подросткам:

    а) нахмуриться как:

    б) позлиться, как:

    в) испугаться, как:

    • в милиции;
    • птенец, упавший из гнезда;
    • при встрече с злой собакой;

    г) улыбнуться, как:

    Игра «Передай улыбку другому»

    Ритуал завершения занятия

    Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    2.2. Игры и упражнения на развитие, формирование, коррекцию (на что именно. Это все разные направления работы с ребенком) самосознания у младших школьников с зпр.

    Этот параграф нужно переделать. Подберите игры, направленные только на развитие самосознания детей: формирование у них знаний о себе и формирование адекватной самооценки.

    Детство неотделимо от игры. Она всегда широко использовалась, как средство воспитания детей. Для развития детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.

    Сюжетно-ролевые и театрализованные игры — основа обучения и развития таких детей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой для бурного развития высших психических функций. Можно создать игровые уголки совместно с детьми, пусть они их обустраивают, почаще делают перестановку.

    Конечная цель — научить ребенка играть. Для этого необходимо организовать поэтапную работу:

    — дать ребенку представление о содержании игры. ( Возможно, провести экскурсию (в кабинет врача, на почту, в магазин). Далее организовать беседу — сначала называть действия, их последовательность, затем попросить угадать действие (изображая, например, его — это поможет создать образы-представления). Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки.

    Взрослый показывает действия с 3-4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком. Необходимо обращать внимание на речь и проговаривать все основные действия.

    Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ), по картинкам (не более 4 штук), по игрушкам. В помощь ребенку предложить вопросный план, опорные слова (3-4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, художник). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями «А что было бы, если. ».

    Можно разыгрывать сценки-диалоги с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах-заместителях, например, кубиках (например, сказка «Три медведя»: большой кубик — папа медведь, средний — мама медведица, маленький — медвежонок, шар — девочка). Это поможет развить навыки абстрактного мышления и воображения. )

    — научить планировать деятельность ( в конструировании, например, можно обсудить, какие кубики понадобятся, какой будет фундамент, что будем делать. В конце стоит дать вербальную оценку — как мы это сделали. Аналогично организуется рисование, лепка, рассказывание сказок. Совместно с ребенком нужно составлять план игры (в почту, в больницу, в «Дочки-матери») — необходимо отобрать предметы для игры, определить роли, выбрать действия.));

    -сформировать знаково-символическую функцию (сначала используются реальные персонажи, затем сказка разыгрывается на заместителях (кегли, треугольники), потом только представляются в воображении, без опоры на предметы.).

    Можно предложить так же следующие развивающие игры.

    1)Развивающая игра с ленточками .

    Развивающая игра с ленточками является развлечением, но кроме хорошего настроения она обучает через подражание; учит действовать двумя руками одновременно; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает фантазию, познавательные способности (память, внимание, творческое мышление) и эстетическое чувство; улучшает координацию движений; развивает ловкость и умение манипулировать различными предметами. Эта игра подходит малышам от одного года жизни. 1. Приготовить для игры несколько разноцветных бумажных лент, каждая не более 40 сантиметров длиной.

    2. Взять ленту в руки и подойти к ребенку. 3. Начать играть с лентой, чтобы она извивалась в руках. Поворачивать ее в разных направлениях и свободно варьировать темп движений. 4. Малыш тоже захочет присоединиться. Нужно дать ему одну из лент. 5. Необходимо показать ребенку, как правильно держать и двигать ленту. 6. При помощи лент можно выписывать в воздухе различные фигуры. Когда малыш научится управлять лентой, можно попробовать поиграть ленточками под музыку, двигаясь ей в такт, танцуя с ними. 7. Также ленту можно привязать к небольшой палке (как в художественной гимнастике), и заставлять ленту виться, двигая палку.

    2) «Волшебные пузырьки»

    Она подходит детям от одного года, и благодаря ей малыш учится через подражание; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает познавательные способности (память, внимание, творческое мышление, экспрессию); выполняет дыхательные упражнения; учит распознавать различные материалы и поверхности; способствует эмоциональному развитию, выработке способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности, а также дает выход энергии и море хорошего настроения. 1. Приготовить для игры пластмассовую мисочку и палочку для коктейля. 2. Посадить малыша за стол, поставить перед ним миску с водой. Показать ему палочку для коктейля и научить его дуть в нее. 3. Когда ребенок научится, предложить ему подуть в воду сквозь палочку, чтобы на поверхности появились пузырьки. 3)Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики: «Деревья» — обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

    «Стол» — правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

    «Гнездо»- пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

    «Дом», «Крыша», «Башня»-держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

    «Магазин»- руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

    «Коза»- вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

    «Кошка» — пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

    «Очки» — образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

    «Зайчик» — вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

    «Звонок» — на столе перед детьми настольный звонок — кнопка или ее рисунок. Ребенок сначала выборочно любым пальцем нажимает кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот. «Пальчики здороваются» — кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другого.

    «Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

    «Человечек»- указательный и средний пальцы бегают по столу.

    «Птички летят» — пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» — птички летят, машут крыльями.

    «Игра на пианино» — имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах («Веселый оркестр»).

    «Курочка пьет воду» — локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

    «Веселые маляры»-движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.

    «Блины» — положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

    «Кошка-мышка» — положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

    «Бинокль» — второй, третий, четвертый, пятый пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до соприкосновения.

    4) Игры для развития речи. Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак — лак. Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, надо уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха.

    «Жираф и мышонок».

    Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки — вдох («У жирафа рост большой. »). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, — выдох, с произношением звука ш-ш-ш («. У мышонка — маленький»). Потом ребенок идет и одновременно произносит: «Наш жираф пошел домой. Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, у мышонка — маленький». (Повторить 6-8 раз.)

    Для обеспечения всех видов детской деятельности необходимы определенные условия, при которых ребенок будет расти и развиваться, только тогда вышеназванные упражнения принесут пользу.

    studfiles.net

    Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста

    Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст – это начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Именно в дошкольном возрасте человек учится социализироваться. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи.

    По мере того как происходит развитие ребенка, он учится понимать себя, свое Я, давать оценку собственным качествам, чертам характера, поступкам, суждениям, то есть происходит формирование оценочного компонента самосознания – самооценки.

    Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. При этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознания и самооценивания себя.

    Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого.

    Именно поэтому на ранних этапах развития самооценки, ребенку родители должны объяснить его основные гендерные качества. Девочке (и чаще всего это должен говорить папа) необходимо напоминать, что она самая добрая и самая красивая. Мальчику (это чаще должна говорить мама) необходимо как можно чаще напоминать, что он самый сильный и самый умный. А для того, чтобы ребенку было легче этого всего достичь, и необходима помощь самого близкого общества – семьи. Семья призвана всему обучить, всесторонне воспитать. Именно семья должна научить малыша оценочной деятельности. Необходимо помнить, что ребенка нельзя сравнивать с другими детьми, можно его поступки и результаты сравнить с его же поступками и результатами. Вместе с ребенком обсудить причины побед или неудач.

    В старшем дошкольном возрасте у ребенка уже накапливается определенный социальный опыт и складываются стереотипы поведенческих реакций.

    Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие на развитие личности. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

    Ниже приведены стратегии позитивного оценивания ребенка, необходимые каждому родителю и педагогу.

    Основные стратегии позитивного оценивания ребенка старшего дошкольного возраста.

    Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» «Я верю, что все получится»).

    Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сейчас ты поступил неправильно…»).

    Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).

    Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

    Выражение уверенности в том, что у него все получится («он не будет больше толкать ребятишек», «она обязательно справится с заданием»).

    В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах.

    Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ- Я. Необходимо учить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами.

    Для формирования правильного представления старшего дошкольника о себе и способности адекватно оценивать ряд рекомендаций.

    Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста.

    1)Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых. Сами взрослые должны выработать единые требования к ребенку и четко их придерживаться.

    2) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников. Каждый ребенок должен переживать ситуацию успеха в кругу сверстников и учиться гордиться своими достижениями.

    3) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

    4) Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

    На формирование адекватной самооценки ребенка, посещающего детский сад, большое воздействие оказывают воспитатели.

    Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста в детском саду, можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние (приложение).

    Задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы подготовить ребенка к этому сложному периоду его жизни. Для этого необходимо составить представление о самооценке и уровне притязаний своего ребенка, используя наблюдение. Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка.

    Примерные упражнения и игры, направленные на повышение уровня самооценки и развитие адекватной самооценки.

    Игра «Связующая нить».

    Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.

    Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

    Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

    Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

    Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

    Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

    — Тебе нравится твое имя?

    — Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

    При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

    Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например:…(воспитатель называет возможные варианты имени)

    Упражнение «Назови и покажи».

    Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

    Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

    Игра «На что похоже настроение?»

    Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

    Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

    Игра «Возьми и передай».

    Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

    Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

    Игра «Принц и принцесса»

    Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.

    Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

    Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.

    Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе. ». Принимающий комплимент, кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

    Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполни упражнение перед большим зеркалом.

    Цель: Помогать в преодолении негативных переживаний, учить детей самостоятельно принимать решения, снижать уровень тревожности.

    Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.

    Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

    Игра «Сказочная шкатулка»

    Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.

    Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

    Для каждого ребенка в коллективе создается ситуация успеха, в которой он сможет проявить себя и свои способности наилучшим образом.

    Чем больше у ребенка возможностей для самореализации, тем легче ему социализироваться и быстрее происходит формирование самооценки и адекватной оценки окружающих.

    infourok.ru