Тип авторской эмоциональности

5. Типы авторской эмоциональности

В искусстве последних столетий (в особенности XIX'-–XX вв.) авторская эмоциональность неповторимо индивидуальна. Но и в ней неизменно присутствуют некие закономерно повторяющиеся начала. В художественных произведениях, иначе говоря, имеют место обладающие устойчивостью «сплавы» обобщений и эмоций, определенные типы освещения жизни. Это героика, трагизм, ирония, сентиментальность и ряд смежных им феноменов. Данный ряд понятий и терминов широко используется в искусствоведении и литературоведении, но их теоретический статус вызывает разнотолки. Соответствующие явления в древнеиндийской эстетике обозначались термином «раса»[179]. Современные ученые (в зависимости от их методологических позиций) называют героику, трагическое, романтику и т. п. либо эстетическими категориями (большинство отечественных философов), либо категориями метафизическими (Р. Ингарден), либо видами пафоса (Г.Н. Поспелов)[180], либо «модусами художественности», воплощающими авторскую концепцию личности и характеризующими произведение как целое (В. И. Тюпа)[181]. Воспользовавшись термином научной психологии, эти феномены человеческого сознания и бытия можно назвать мировоззренческими (или миросозерцательно значимыми) эмоциями, которые присутствуют в искусстве в качестве «достояния» либо авторов, либо персонажей (изображаемых лиц). Подобные эмоции сопряжены с ценностными ориентациями отдельных людей и их групп. Они порождаются этими ориентациями и их воплощают. (68)

Героика составляет преобладающее эмоционально-смысловое начало исторически ранних высоких жанров, прежде всего эпопей (традиционного народного эпоса). Здесь поднимаются на щит и поэтизируются поступки людей, свидетельствующие об их бесстрашии и способности к величественным свершениям, об их готовности преодолеть инстинкт самосохранения, пойти на риск, лишения, опасности, достойно встретить смерть. Героическая настроенность связана с волевой собранностью, с бескомпромиссностью и духом непреклонности. Героическое деяние в традиционном его понимании (независимо от победы или гибели его вершителя) – это верный путь человека посмертной славе. Героическая индивидуальность (герой в изначальном строгом смысле слова) вызывает восхищение и поклонение, рисуется общему сознанию как находящаяся на некоем пьедестале, в ореоле высокой исключительности. По словам С.С. Аверинцева, героев не жалеют: ими восторгаются, их воспевают.

Героические поступки нередко являются самоцельным демонстрированием энергии и силы. Таковы легендарные подвиги Геракла, осуществленные не столько ради трусливого Эврисфея, сколько ради них самих. «В мире героической этики, –отмечает Аверинцев,–не цель освящает средства, но только средство – подвиг – может освятить любую цель»[182]. Нечто в этом роде –- выходки озорного Васьки Буслаева, в какой-то мере –действия Тараса Бульбы, не знающего удержу в воинственном разгуле. От самоцельной героики ранних исторических эпох тянутся нити к индивидуалистическому самоутверждению человека Нового времени, «пик» которого – ницшеанская идея героического пути «сверхчеловека», воплощенная в книге «Так говорил Заратустра» и вполне резонно оспаривавшаяся впоследствии.

В составе жизни человечества непреходяще значима и этически неоспорима героика иного рода: одухотворенная сверхличной целью, альтруистическая, жертвенная, знаменующая служение в самом высоком смысле слова. Ее корни для европейцев тоже в античности (образы Гектора, защитника родной Трои, или добытчика огня Прометея, каков он в «послеэсхиловских» интерпретациях). Отсюда протягиваются нити к героике «Войны и мира» Л.Н. Толстого, к образу Василия Теркина у А.Т. Твардовского и многому другому в искусстве последних столетий. Героика непререкаемо истинна также в тех случаях, когда она знаменует защиту человеком собственного достоинства в обстоятельствах, попирающих права на независимость и свободу (например, рассказ В.Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева»). О героике сопротивления беззаконию, возведенному в ранг всеобщей и неукос(69)нительной нормы, хорошо сказал Г. Белль: следовало бы увековечить память тех, «кто совершил почетное преступление неповиновения приказу и погиб потому, что не хотел убивать и разрушать»[183].

Героический импульс нередко совмещает в себе (парадоксальным образом, а вместе с тем и закономерно) своевольное самоутверждение человека с его желанием служить обществу и человечеству. Подобный «сплав» имел место в судьбах Байрона и П.И. Пестеля. Он присутствует в литературе (романтические поэмы 1820–1830-х годов, ранние произведения М. Горького). Такого рода героика нередко получала освещение сурово критическое (например, образ Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского).

Русский XIX век и его литература ознаменовались присутствием героики радикального преобразования жизни, которая в начале XX столетия либо принималась и поднималась на щит как предварение большевизма[184], либо, напротив, подвергалась осуждению[185].

В 1930–1940-е годы героическое рассматривалось апологетами социалистического реализма как своего рода центр искусства и литературы. «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой»,–языком массовой песни заявляла о себе сталинская эпоха. В этих словах явственна вульгаризация героического действия, которое по своей сути инициативно и свободно: героика по принуждению, по чьему-то приказу – это бессмыслица и абсурд, демагогическое возведение в принцип и норму человеческой зависимости, несвободы, рабства.

Героическое в серьезном смысле – доминанта культуры и искусства ранних исторических этапов. Гегель считал «веком героев» догосударственные, «дозаконные» времена. Он полагал, что удел человека последующих эпох – воспоминания о временах героических[186]. Сходные мысли высказывал историк Л.Н. Гумилев. Он утверждал, что «любой этногенез», т. е. процесс формирования народа (нации) «зачинается героическими, подчас жертвенными поступками небольших групп людей». Этих людей ученый назвал пассионариями и отметил, что «пассионарность не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло». У истоков жизни каждого из народов, полагал Гумилев, находится «героический век»[187]. (70)

Со всем этим трудно спорить. А вместе с тем справедливо и другое: напряженно кризисные, экстремальные ситуации, властно призывающие людей к героически-жертвенным свершениям, возникают на протяжении всей многовековой истории народов и человечества. Поэтому героическое и в художественном творчестве непреходяще значимо.

§ 2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ

Этот круг умонастроений во многом определил эмоциональную тональность высоких жанров искусства, упрочившихся в русле христианской традиции. Атмосфера благоговейного созерцания мира в его глубинной упорядоченности и приятия жизни как бесценного дара свыше присутствует в таких разных творениях, как «Троица» Рублева, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Цветочки» Франциска Ассизского, ода «Бог» Г.Р. Державина, «[Из Пиндемонти]» А.С. Пушкина (напомню: «По прихоти своей скитаться здесь и там,/ Дивясь божественным природы красотам,/ И пред созданьями искусств и вдохновенья/ Трепеща радостно в восторгах умиленья,/ Вот счастье! вот права. »), и «Ветка Палестины» М.Ю. Лермонтова (вспомним завершающие строки «Все полно мира и отрады/ Вокруг тебя и над тобой»). Подобного рода эмоциональность нередко обозначается словом «умиление», значимым, в частности, у Ф.М. Достоевского. Вот слова героя-рассказчика о Макаре Ивановиче (роман «Подросток»): «Больше всего он любил умиление, а потому и все на него наводящее, да и сам любил рассказывать умилительные вещи». По словам Н.С. Арсеньева, русского философа-культуролога первой половины нашего века, на высотах духоносной жизни сияет «дар умиления, умиленных благодатных слез»[188].

Исполненное благодарности мироприятие неразрывными узами связано в христианской культурной традиции с сердечным сокрушением и просветляющим покаянием, главное же–с состраданием, простирающимся на все и вся. По словам С.С. Аверинцева, «обнимающая весь мир слезная жалость» понимается здесь «не как временный аффект, но как непреходящее состояние души и притом как путь борения, «уподобления Богу»[189].

Эмоциональная атмосфера, о которой идет речь, едва ли не доминирует в житиях и родственных им жанрах. Она органически сопряжена (71) с темой праведничества в литературе и живописи и, в частности явственна в ряде произведений отечественной классики XIX в. Живые мощи» И.С. Тургенева, «Тишина» Н.А. Некрасова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Соборяне» Н.С. Лескова, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Святою ночью» и «Студент» А.П. Чехова). Присутствует эта атмосфера (для ее обозначения мы, к сожалению, не располагаем соответствующим термином) и в русской литературе XX в., наиболее ощутимо –в прозе И.С. Шмелева («Лето Господне» и, в особенности, «Богомолье») и позднем творчестве Б.Л. Пастернака. Это и роман «Доктор Живаго», и стихотворения «В больнице», «Рождественская звезда», «Когда разгуляется». В последнем мы читаем: «Природа, мир, тайник вселенной, / Я службу долгую твою, / Объятый дрожью сокровенной, / В слезах от счастья отстою».

§ 3. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ, РОМАНТИКА

Наряду с героикой, истоки которой в эпосе древности, и эмоциональностью, восходящей к христианскому средневековью, в искусстве присутствуют такие формы жизнеутверждения, как идиллическое, а в Новое время также сентиментальность и романтика.

Идиллическим в искусстве и литературе называют радостную растроганность мирным, устойчивым и гармоничным сложением жизни, где находят себе место спокойное семейное бытие и счастливая любовь («Герман и Доротея» Гете, ряд эпизодов в «Войне и мире» Л.Н. Толстого), единение человека с природой, его живой, творческий труд (первая часть пушкинского стихотворения «Деревня»). Идиллический мир далек от бурных страстей, от всяческой розни, от каких-либо преобразующих жизнь действий[190]. При этом идиллическое бытие не защищено, уязвимо, подвластно вторжениям враждебных ему сил. В художественной литературе настойчиво заявляет о себе тема разрушения идиллических очагов[191]. Вспомним «Старосветских помещиков» Н.В. Гоголя или историю любви Мастера и Маргариты в романе МА Булгакова.

По словам современного автора, «идея счастливого и естественного бытия, лежащая в основе идиллии, общечеловечна и универсальна»[192]. Идиллическое в литературе составляет не только сравнительно узкую область изображения жизни безмятежной, созерцательной и счастливой, но и бескрайне широкую сферу активной, действенной, порой жертвенной устремленности людей к осуществлению идиллических ценностей, без чего жизнь неминуемо скользит в сторону хаоса. (72) Вспомним слова Н.А. Некрасова о труде, который несет «воздаянье» семье крестьянина («Мороз, Красный нос»).

Идиллические ценности широко и многопланово запечатлены русской литературой XIX в. Глубоко значимы они и в творчестве крупных писателей нашего столетия – Б.К. Зайцева, И.С. Шмелева, М.М. Пришвина, Б.Л. Пастернака.

Сентиментальность – это чувствительность, порождаемая симпатией и состраданием к разного рода «униженным и оскорбленным», прежде всего – к низшим слоям общества. Здесь поэтизируется открытое, бесхитростно-доверительное, теплое человеческое чувство. Этот вид эмоциональности получил широкое распространение и даже возобладал в культуре и художественной жизни ряда европейских стран, включая Россию) во второй половине XVIII в., породив соответствующее литературное направление – сентиментализм. Сентиментальностью отмечен и ряд произведений русской литературы XIX в., например «Бедные люди» Ф.М. Достоевского. Подобная эмоциональность избирательно и неполно наследует христианское «умиление», как бы освобождая его от общебытийных (онтологических) основ.

Романтикой принято называть умонастроение, связанное с подъемом чувства личности, полнотой душевного бытия, верой человека в собственные безграничные возможности, с радостным предчувствием явления самых высоких, сокровенных желаний и намерений. Говоря о романтике как уделе юности, Л.Н. Толстой в «Казаках» замечал, что Олениным владел «тот неповторяющийся порыв, та на один раз данная человеку власть сделать из себя все, что он хочет, и, как ему кажется, и из всего мира все, что ему хочется».

В сознании общества романтические умонастроения активизируются и выдвигаются на первый план в моменты намечающихся культурно-исторических сдвигов, в периоды ожиданий и надежд. Свидетельства тому – творчество немецких предромантиков и ранних романтиков рубежа XVIII–XIX вв. (Ф. Шиллер, Новалис), столетием позже – произведения раннего Блока и раннего Горького. В качестве сторонника и горячего защитника романтических умонастроений (называя их «романтизмом» и понимая весьма широко) в 1840-е годы выступил В.Г. Белинский. Во второй статье о Пушкине говорится: «Где человек, там и романтизм <. > Сфера его <. > –вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею»[193].

Романтика разнородна. Она может иметь религиозную окраску, сближаясь с тем умонастроением, которое мы назвали умилением (73) (поэзия В.А. Жуковского), обретать характер мистический (ранние циклы стихотворений А. Блока) либо социально-гражданский, сближаясь в последнем случае с героикой (стихотворение Пушкина 1818 г. «К Чаадаеву», мотив веры в светлое будущее русского народа в поэзии Н.А. Некрасова).

Романтические умонастроения часто сопряжены с рефлексией, с погруженностью человека в себя и его изолированностью от многообразия, .сложности, противоречивости мира. Гегель не без оснований утверждал: «Романтическое искусство <. > находится во власти противоречия, в том, что бесконечная внутри себя субъективность несоединима сама по себе с внешним материалом <. > Уход внутренней жизни в себя составляет содержание романтического»[194]. Не удивительно, что погруженность человека в мир романтических настроений нередко подается писателями и поэтами в отчужденно критическом освещении. Вызывают иронию (пусть и сочувственную) Ленский у Пушкина, Адуев-племянник у Гончарова в начале романа «Обыкновенная история», Петя Трофимов в чеховском «Вишневом саде».

При этом романтические умонастроения, как правило, не обладают устойчивостью. За ними тянется шлейф разочарований, драматической горечи, трагической иронии. Знаменательно в этом отношении творчество Лермонтова, в особенности исполненная высокой романтики и одновременно глубочайшего трагизма поэма «Мцыри». По словам современного исследователя, «поздний романтизм – это культура отнятых целей, уничтоженных иллюзий, культура несостоявшегося будущего»[195].

Такова одна из форм (едва ли не важнейшая) эмоционального постижения и художественного освоения жизненных противоречий. В качестве умонастроения – это скорбь и сострадание. В основе трагического – конфликты (коллизии) в жизни человека (или группы людей), которые не могут быть разрешены, но с которыми нельзя и примириться. Традиционное (классическое) понимание трагического восходит к Аристотелю (суждения о трагедии), а теоретическая разработка понятия – к эстетике романтизма и Гегелю. Трагический герой здесь рассматривается как сильная и цельная личность, попавшая в ситуацию разлада с жизнью (иногда и с собою), не способная согнуться (74) и отступиться, а потому обреченная на страдания и гибель. Трагическое и литературе запечатлевает представление о невосполнимой утрате человеческих ценностей и одновременно – веру в человека, обладающего мужеством и остающегося верным себе даже перед лицом неминуемого поражения. Трагические ситуации могут включать в се6я момент виновности человека (таков пушкинский «Борис Годунов»). Понятие трагической вины универсально у Гегеля, по мысли которого трагический герой виновен уже по одному тому, что нарушает сложившийся порядок.

Во второй половине XIX в. трагическое стало пониматься расширительно–как всё, что способно вызывать горестное чувство, сострадание, страх, как ужасное в человеческой жизни (Н.Г. Чернышевский). Позже (от Шопенгауэра и Ницше к экзистенциализму) трагическому было придано универсальное значение. В соответствии с подобным воззрением (его именуют пантрагическим) катастрофичность человеческого бытия составляет его главное, сущностное свойство, а жизнь безысходна и бессмысленна вследствие смертности индивидуальных существ. Трагическое при этом сводится к страданиям и чувству безнадежности, позитивное же его содержание (утверждение стойкости, последовательности, мужества) нивелируется и не учитывается.

Наряду с трагическим в искусстве и литературе наличествуют такие формы освещения жизненных противоречий, как драматизм и элегическое[196].

Значимость для искусства и литературы смеха и всего с ним связанного трудно переоценить. Смех как грань сознания и поведения человека, во-первых, является выражением жизнерадостности, душевной веселости, жизненных сил и энергии и при этом – неотъемлемым звеном доброжелательного общения (вспомним толстовских Николая и Наташу Ростовых в доме дядюшки после охоты). И во-вторых, смех –это форма неприятия и осуждения людьми того, что их окружает, насмешка над чем-либо, непосредственно-эмоциональное постижение неких противоречий, нередко связанное с отчуждением человека от того, что им воспринимается. Этой стороной смех связан с комическим (от др.-гр. «комос» – деревенский праздник). О комическом как источнике смеха (прежде всего насмешливого) писали много (Аристотель, Кант, Чернышевский, А Бергсон), разумея под ним некое отклонение от нормы, нелепость, несообразность; промах и уродство, не причиняющие страданий; внутреннюю пустоту и ничтожность, которые прикрываются притязаниями на содержательность и значи(75)мость; косность и автоматизм там, где нужны поворотливость и гибкость.

На ранних этапах истории человечества смех наиболее ярко обнаруживал себя как массовый и бытовал главным образом в составе праздничных ритуалов. В широко известной книге М.М. Бахтина о Ф. Рабле карнавальный смех обрисован как весьма существенная грань культуры (прежде всего народной) разных стран и эпох. Ученый охарактеризовал этот смех как всенародный (создающий атмосферу всеобщего единения на почве жизнерадостного чувства), универсальный (направленный на мир в целом, в его вечном умирании и возрождении, и прежде всего – на его материально-телесную и одновременно праздничную сторону) и амбивалентный (составляющий единство утверждения неисчерпаемых сил народа и отрицания всего официального, как государственного, так и церковного: всяческих запретов и иерархических установлении), главное же –как выражающий и осуществляющий свободу и знаменующий бесстрашие[197]. Карнавальному мироощущению, по Бахтину, присущи веселая относительность, пафос смен и обновлений, релятивизация мира[198]. И в этом просматриваются черты сходства между бахтинской карнавальностью и ницшевым дионисийством.

Концепция карнавального смеха (книга о Рабле была опубликована в 1965 г.) оказала большое и, несомненно, благотворное воздействие на культурологию, искусствоведение и литературоведение последних трех десятилетий, порой вызывая и критику. Так, обращалось внимание на не учтенную Бахтиным связь карнавальной «раскованности» с жестокостью, а массового смеха с насилием[199]. В противовес бахтинской книге говорилось, что смех карнавала и повестей Рабле – сатанинский[200]. Горестный, трагический подтекст книги Бахтина о Рабле, создававшейся в 1930–1940-е годы, явственно обнаруживается в недавно опубликованной рукописи ученого, где говорится, что жизнь по своей сути (во все времена) пронизана преступностью, что «тона любви» в ней заглушены и лишь «время от времени звучат освобождающие тона сатурналий и карнавала»[201]. (76)

С течением исторического времени возрастает культурно-художественная значимость смеха, выходящего за рамки массовой и ритуализованной праздничности, смеха как неотъемлемого звена повседневности – частной жизни и индивидуального общения людей. Установлено, что уже у первобытных народов смех, «привечая каждого», символизировал «дружественную и добрую компанию»[202]. Подобный смех, (его правомерно назвать индивидуально-инициативным) тесными узами связан с непринужденным, доверительным общением, с живой беседой, прежде всего с тем, что друг Пушкина П.А. Вяземский назвал «сообщительной веселостью». Он присутствует в литературе разных стран и народов. В этом отношении знаменательны и диалоги Платона (в особенности «Федон», где Сократ накануне своей казни «улыбчиво» беседует и шутит со своими учениками), и повествовательная ткань таких произведений Нового времени (очень разных), как «Жизнь и мнения Тристама Шенди, джентльмена» Л. Стерна, «Евгений Онегин» Пушкина, «Василий Теркин» Твардовского, и поведение ряда героев отечественной классики (вспомним, к примеру, опоэтизированную Пушкиным склонность Моцарта к легкой шутке или неизменную улыбчивость князя Мышкина у Достоевского)[203].

Индивидуально-инициативный смех может иметь и отчуждающе-насмешливый характер. Для его характеристики традиционно использовался термин ирония. Ироническая настроенность по отношению ко всему окружающему, к образу жизни людей и их привычкам была присуща древнегреческим киникам (V–IV вв. до н. э.) с их склонностью к эпатажу, злобному цинизму, уличным скандалам[204]. Воинствующе нигилистический смех киников отдаленно, но достаточно явственно предварил ироническую настроенность произведений Ф. Ницше. В поэме «Так говорил Заратустра» мы читаем: «Я велел людям смеяться над их великими учителями добродетели, над их святыми и поэтами, над их избавителями мира». О себе философ писал: «Я не хочу быть святым , скорее шутом <. > Может быть, я и есмь шут»[205]. От смеха киников тянутся нити к формам поведения футуристов начала нашего века, а еще более–к ныне широко распространенному «черному юмору»[206].

Значительное явление культуры и искусства Нового времени – романтическая ирония. По мысли Ф. Шлегеля, способность к иронии возвышает человека над противоречиями бытия и, в частности, над (77) «низменной прозой» повседневности. Приписывая собственный взгляд на мир Сократу, Шлегель замечал, что «ирония подсмеивается над всем миром». Говоря об иронии, он утверждал также, что «в ней все должно быть шуткой и все всерьез, все чистосердечно откровенным и все глубоко скрытым», что «ирония – это ясное сознание вечной подвижности, бесконечно полного хаоса»[207]. О двойственности иронии, помогающей человеку открыть для себя «божественную идею», а вместе с тем способной уничтожить то, «чему она сама же дала видимость жизни», писал несколько позже К.-В.-Ф. Зольгер[208].

Подобного рода универсальная ирония, будучи окрашена в трагические тона, присутствует в творчестве писателей символистского круга (А. Блок, А. Белый). Апология тотального философического смеха присуща современным гуманитариям структуралистской и постструктуралистской ориентации. Так, М. Фуко (Франция) в книге 1966 г. утверждал, что ныне «мыслить можно лишь в пустом пространстве, где уже нет человека», что желание думать и говорить о человеке есть «несуразная и нелепая» рефлексия, которой «можно противопоставить лишь философический смех»[209].

Иронический взгляд на мир способен освобождать человека от догматической узости мышления, от односторонности, нетерпимости, фанатизма, от попирания живой жизни во имя отвлеченного принципа. Об этом настойчиво говорил Т. Манн[210]. Вместе с тем «ирония без берегов» может вести в тупик нигилизма, бесчеловечности, обезличенности. Это болезненно ощущал Ф. Ницше: «Привычка к иронии <. > портит характер, она придает ему постепенно черту злорадного превосходства <. > начинаешь походить на злую собаку, которая, кусаясь, к тому же научилась и смеяться»[211]. О негативном потенциале тотальной иронии писал А Блок в статье «Ирония» (1908), характеризуя ее как болезнь, буйство, кощунство, результат опьянения, как симптом утраты человеческого в человеке; в 1918 г.–С.Н. Булгаков («Теперь выигрышное время для иронии и злорадства»)[212]. (78)

Ирония, не знающая границ, способна «оборачиваться» тотальным отрицанием человеческого в человеке. По словам И.П. Смирнова, ценная литература в ее постмодернистской ветви тяготеет к тому, чтобы воспроизводить человеческую реальность как чудовищную. Здесь авторы «концептуализируют субъекта как ничем не контролируемую «машину желаний» <. > как механико-органического монстра»[213].

Наряду с универсальной иронией, направленной на мир и человеческую жизнь в целом, существует (и является весьма продуктивной для искусства и литературы) ирония, порождаемая восприятием и осмыслением конкретных, локальных и одновременно глубоко значимых противоречий жизни людей и их исторического бытия. Именно такого рода ироническая настроенность присутствует в произведениях юмористических и сатирических[214].

bookitut.ru

5. Типы авторской эмоциональности

В искусстве последних столетий (в особенности XIX’-–XX вв.) авторская эмоциональность неповторимо индивидуальна. Но и в ней неизменно присутствуют некие закономерно повторяющиеся начала. В художественных произведениях, иначе говоря, имеют место обладающие устойчивостью «сплавы» обобщений и эмоций, определенные типы освещения жизни. Это героика, трагизм, ирония, сентиментальность и ряд смежных им феноменов. Данный ряд понятий и терминов широко используется в искусствоведении и литературоведении, но их теоретический статус вызывает разнотолки. Соответствующие явления в древнеиндийской эстетике обозначались термином «раса» 1 . Современные ученые (в зависимости от их методологических позиций) называют героику, трагическое, романтику и т. п. либо эстетическими категориями (большинство отечественных философов), либо категориями метафизическими (Р. Ингарден), либо видами пафоса (Г.Н. Поспелов) 2 , либо «модусами художественности», воплощающими авторскую концепцию личности и характеризующими произведение как целое (В. И. Тюпа) 3 . Воспользовавшись термином научной психологии, эти феномены человеческого сознания и бытия можно назвать мировоззренческими (или миросозерцательно значимыми) эмоциями, которые присутствуют в искусстве в качестве «достояния» либо авторов, либо персонажей (изображаемых лиц). Подобные эмоции сопряжены с ценностными ориентациями отдельных людей и их групп. Они порождаются этими ориентациями и их воплощают. ( 68 )

Героика составляет преобладающее эмоционально-смысловое начало исторически ранних высоких жанров, прежде всего эпопей (традиционного народного эпоса). Здесь поднимаются на щит и поэтизируются поступки людей, свидетельствующие об их бесстрашии и способности к величественным свершениям, об их готовности преодолеть инстинкт самосохранения, пойти на риск, лишения, опасности, достойно встретить смерть. Героическая настроенность связана с волевой собранностью, с бескомпромиссностью и духом непреклонности. Героическое деяние в традиционном его понимании (независимо от победы или гибели его вершителя) – это верный путь человека посмертной славе. Героическая индивидуальность (герой в изначальном строгом смысле слова) вызывает восхищение и поклонение, рисуется общему сознанию как находящаяся на некоем пьедестале, в ореоле высокой исключительности. По словам С.С. Аверинцева, героев не жалеют: ими восторгаются, их воспевают.

Героические поступки нередко являются самоцельным демонстрированием энергии и силы. Таковы легендарные подвиги Геракла, осуществленные не столько ради трусливого Эврисфея, сколько ради них самих. «В мире героической этики, –отмечает Аверинцев,–не цель освящает средства, но только средство – подвиг – может освятить любую цель» 4 . Нечто в этом роде –- выходки озорного Васьки Буслаева, в какой-то мере –действия Тараса Бульбы, не знающего удержу в воинственном разгуле. От самоцельной героики ранних исторических эпох тянутся нити к индивидуалистическому самоутверждению человека Нового времени, «пик» которого – ницшеанская идея героического пути «сверхчеловека», воплощенная в книге «Так говорил Заратустра» и вполне резонно оспаривавшаяся впоследствии.

В составе жизни человечества непреходяще значима и этически неоспорима героика иного рода: одухотворенная сверхличной целью, альтруистическая, жертвенная, знаменующая служение в самом высоком смысле слова. Ее корни для европейцев тоже в античности (образы Гектора, защитника родной Трои, или добытчика огня Прометея, каков он в «послеэсхиловских» интерпретациях). Отсюда протягиваются нити к героике «Войны и мира» Л.Н. Толстого, к образу Василия Теркина у А.Т. Твардовского и многому другому в искусстве последних столетий. Героика непререкаемо истинна также в тех случаях, когда она знаменует защиту человеком собственного достоинства в обстоятельствах, попирающих права на независимость и свободу (например, рассказ В.Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева»). О героике сопротивления беззаконию, возведенному в ранг всеобщей и неукос( 69 )нительной нормы, хорошо сказал Г. Белль: следовало бы увековечить память тех, «кто совершил почетное преступление неповиновения приказу и погиб потому, что не хотел убивать и разрушать» 5 .

Героический импульс нередко совмещает в себе (парадоксальным образом, а вместе с тем и закономерно) своевольное самоутверждение человека с его желанием служить обществу и человечеству. Подобный «сплав» имел место в судьбах Байрона и П.И. Пестеля. Он присутствует в литературе (романтические поэмы 1820–1830-х годов, ранние произведения М. Горького). Такого рода героика нередко получала освещение сурово критическое (например, образ Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского).

Русский XIX век и его литература ознаменовались присутствием героики радикального преобразования жизни, которая в начале XX столетия либо принималась и поднималась на щит как предварение большевизма 1 , либо, напротив, подвергалась осуждению 2 .

В 1930–1940-е годы героическое рассматривалось апологетами социалистического реализма как своего рода центр искусства и литературы. «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой»,–языком массовой песни заявляла о себе сталинская эпоха. В этих словах явственна вульгаризация героического действия, которое по своей сути инициативно и свободно: героика по принуждению, по чьему-то приказу – это бессмыслица и абсурд, демагогическое возведение в принцип и норму человеческой зависимости, несвободы, рабства.

Героическое в серьезном смысле – доминанта культуры и искусства ранних исторических этапов. Гегель считал «веком героев» догосударственные, «дозаконные» времена. Он полагал, что удел человека последующих эпох – воспоминания о временах героических 3 . Сходные мысли высказывал историк Л.Н. Гумилев. Он утверждал, что «любой этногенез», т. е. процесс формирования народа (нации) «зачинается героическими, подчас жертвенными поступками небольших групп людей». Этих людей ученый назвал пассионариями и отметил, что «пассионарность не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло». У истоков жизни каждого из народов, полагал Гумилев, находится «героический век» 4 . ( 70 )

Со всем этим трудно спорить. А вместе с тем справедливо и другое: напряженно кризисные, экстремальные ситуации, властно призывающие людей к героически-жертвенным свершениям, возникают на протяжении всей многовековой истории народов и человечества. Поэтому героическое и в художественном творчестве непреходяще значимо.

studfiles.net

Тема 10 (Лекция 16) Категория пафоса (типа авторской эмоциональности). Его исторические и типологические модели. – 2 часа

Термин «пафос» употребляется в науке о литературе неоднозначно: 1) «любовь поэта в идее» (В. Белинский), вдохновляющая его творческий замысел; 2) страстная устремленность персонажа к значительной цели, побуждающая его действовать; 3) возвышенная эмоциональная направленность поэтической идеи произведения, обусловленная страстным и «серьезным» (Гегель) отношением поэта к предмету творчества. Смежные и синонимичные понятия современной науки о литературе (тип авторской эмоциональности (В. Е. Хализев), «модус художественности» ( В. И. Тюпа)).

Связь пафоса с категорией возвышенного. К типам авторской эмоциональности относятся героика, трагизм, драматизм, идиллическое, сентиментальность, романтика, различные виды смехового.

Пафосы классифицируются исторически и типологически.

Героическое в литературе: изображение и любование подвигом отдельного человека или коллектива в их борьбе с природными стихиями, внешним или внутренним врагом. Развитие художественной героики от нормативного воспевания героя к его исторической конкретизации. Сочетание героики с драматизмом и трагизмом.

Трагическое в литературе. Значение античных мифов и христианских легенд для осмысления сущности трагических конфликтов (внешних и внутренних) и воссоздания их в литературе. Нравственная значительность трагического характера и его пафос, побуждающий к действию. Разнообразие ситуаций, отражающих трагические коллизии жизни. Трагическое настроение.

Идиллическое — художественная идеализация «естественного» человечества, не затронутого цивилизацией.

Сентиментальный и романтический интерес к внутреннему миру личности в литературе Нового времени.

Комические противоречия — основа юмора и сатиры, определяющие господство в них смехового начала. Н. Гоголь о познавательном значении смеха. Использование термина «юмор» в значении легкого, развлекающего смеха. Гражданская направленность сатирического пафоса как гневного обличения смехом. Ирония и сарказм. Традиции карнавального смеха в литературе. Трагикомическое.

В литературных произведениях зачастую наблюдается сочетаемость и взаимопереходы видов поэтических идей и настроений.

Тема 11 (Лекция 17 — 18) Мир литературного произведения. Характеристика его основных компонентов. Художественное время и пространство, их специфика и основные принципы рассмотрения наукой о литературе – 4 часа

Художественный мир — один из уровней формы художественного произведения. Это воссозданная с помощью слов, изображенная в художественном произведении вымышленная предметность («предметная изобразительность» (Г.Н.Поспелов)). Основными единицами словесно-художественного мира выступают компоненты и предметные детали изображения: воспроизведенные события (сюжет), персонажи, окружающая природа (пейзаж), бытовая обстановка. Все эти компоненты складываются в систему образов.

Художественный мир может быть жизнеподобным (иллюзия реальности) или демонстративно сконструированным (вторичная условность искусства: фантастика, гипербола, гротеск).

Художественному осмыслению в произведении подвергаются время и пространство. Время и пространство способны представать с литературе в многообразии форм: время может быть биографическим, историческим, календарным, космическим, утопическим и т.д. Психологическое время персонажа, внешнее и внутреннее его пространство.

Литературе доступно также изображение самых разноплановых пространственных картин. Характерна символика традиционных пространственно-временных координат (замкнутое и открытое пространство, граница, времена года, верх и низ и т. п.)

В науке о литературе по-разному описывается специфика освоения литературой времени и пространства. В частности, одной из наиболее востребованных стала предложенная М.М.Бахтиным категория «хронотопа» как единства времени и пространства в художественных произведениях разных времен.

studfiles.net

Типы Авторской Эмоциональности Сочинения и курсовые работы

Тема: Основные типы городских пространств.

Тема: Основные типы городских пространств. Содержание. Введение Глава1 Традиционные формы городских пространств. 1.1 Понятия городского пространства, роль дизайна в его формировании. 1.2 Типология традиционных видов формы городской среды. Глава2 Новые формы среды современных городов Западной Европы. 2.1 Современные концепции формирование городских пространств. 2.2 Типология новых форм. Заключение Список используемой литературы Приложение Введение. Предмет: Дизайн городских.

6637 Слова | 27 Стр.

Текст как средство формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку

необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего). Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью современной науки о языке Современные программы требуют необходимость эмоционально-ценностного отношения к родному языку. Мы связываем с осознанием обучения учащихся родному языку как средству не только накопления знаний и формирования умений и навыков-учащихся, но и становления личности человека- носителя и творца культуры. .

5970 Слова | 24 Стр.

Текст и его значения. Типы текстов по стилю и смыслу

? МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ ГАПОУ БАСК РЕФЕРАТ Текст и его значения. Типы текстов по стилю и смыслу Давлеканово 2016СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение……………………………………………………….. 3-4 стр. 2.Функционально-смысловые типы текстов………………… 4-6 стр. 3.Стили речи ……………………………………………………. 6-8 стр. 4.Смысл текста……………………………………………………9-10 стр. 5.Вывод……………………………………………………………. 11 3 Введение Текст определяется как динамическая.

2255 Слова | 10 Стр.

Авторская модальность в публицистическом тексте

Введение. Настоящая курсовая работа посвящена анализу авторской модальности и средств ее выражения в публицистическом тексте английского языка. Авторская модальность принадлежит к числу универсальных понятийных категорий. Модальность, будучи одной из стержневых категорий, формирующих непосредственную связь высказывания с внеязыковой действительностью, является объектом устойчивого и длительного интереса со стороны отечественных и зарубежных лингвистов (В.В. Виноградов, Г.А. Золотова, А.В. Бондаренко.

10080 Слова | 41 Стр.

Эмоциональный интеллект и его формирование в процессе обучения в высшем учебном заведении

Курсовая работа Эмоциональный интеллект и его формирование в процессе обучения в высшем учебном заведении Направление: 030300 — Бакалавриат Психологии профиль "Социальная психология" Курс 3 группа 305 Гафурова Раушания Робертовна Научный руководитель: доцент кафедры Моисеева Н.Н. Уфа — 2014 Содержание Введение Глава 1. Теоретическое исследование феномена эмоционального интеллекта 1.1 Понятие эмоционального интеллекта и предпосылки развития эмоционального интеллекта 1.

5833 Слова | 24 Стр.

Реферат на тему: "Заглавие текста, типы и функции".

? Теория текста. Реферат на тему: «Заглавие текста: типы и функции». Выполнил: Оглавление Введение ………………………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Заглавие как структурный элемент текста …………………………………………. 5 § 1.1 История развития заглавий ……………………………………………………………… 5 § 1.2 Заглавие как знак текста …………………………………………………………………. 6 § 1.3 Сильная позиция в тексте ……………………………………………………………….. 7 § 1.4 Заглавие как имя текста …………………………………………………………………. 8 Глава 2. Типология и функции.

4038 Слова | 17 Стр.

Филологический анализ текста: заглавие как способ выражения авторской позиции.

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ФГБОУ ВПО «АмГУ») Факультет филологический Кафедра русского языка Направление подготовки 031000.62 — Филология КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Филологический анализ текста: заглавие как способ выражения авторской позиции. по дисциплине «Просеминарий» Исполнитель студент группы 097 С. В. Глебов (подпись, дата) Руководитель доцент, канд.филол.наук .

6388 Слова | 26 Стр.

Виды и типы культурно-досуговой деятельности

1.2 Изучая виды и типы культурно-досуговой деятельности необходимо раскрыть основные понятия, которые будут необходимы в дальнейшем. Свободное время – доля суток, которая остается в распоряжении человека после ночного сна, оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды, трудовые функции, проезда к месту работы и обратно, приготовление пищи и ее употребления, приобретение вещей, воспитательные процессы. Досуг – время, свободное от необходимого труда в сфере общественного производства и воспроизводства.

5593 Слова | 23 Стр.

Рецензия в газете (журнале). Тематика, авторская позиция, целевая аудитория.

периодической печати КУРСОВАЯ РАБОТА Рецензия в газете (журнале). Тематика, авторская позиция, целевая аудитория. Выполнила студентка курса группы факультета журналистики Научный руководитель Нигматуллина К. Р. Санкт-Петербург 2011 Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЦЕНЗИИ И ЕЁ ВИДЫ.…………………. 5 ГЛАВА 2. ТЕМАТИКА РЕЦЕНЗИИ.…………….…………………………..11 ГЛАВА 3. АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В РЕЦЕНЗИИ. ………………. 14 ГЛАВА 4. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ .

3536 Слова | 15 Стр.

СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ В АВТОРСКОМ ПОВЕСТВОВАНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ)

? МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ В АВТОРСКОМ ПОВЕСТВОВАНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ) Курсовая работа по английскому языку студента III курса специальности «Зарубежная филология» Манджиева Санана Басанговича Научный руководитель: к. ф. н. Н.Л. Овшиева Элиста 2014 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. Глава 1. Теоретические основы исследования внутренней.

9609 Слова | 39 Стр.

Типы текстов по характеру передачи чужой речи (косвенная речь)

Доклад По дисциплине теория текста Тема Типы текстов по характеру передачи чужой речи (косвенная речь) Чужая речь, т.е. речь другого лица или самого автора, но сформулированная им ранее, при иных обстоятельствах, может включаться в текст по-разному. В книжных стилях обычно прибегают к цитации. Цитата точно воспроизводит часть текста из какого-либо сочинения или выступления оратора и, как правило, дается со ссылкой на источник. Авторы научных произведений прибегают к.

791 Слова | 4 Стр.

Проблема перевода авторских окказионализмов

Курсовая работа Проблема перевода авторских окказионализмов (на материале романа Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень») Введение В данной работе рассматривается проблема перевода авторских окказеонализмов на материале романа Дж. Роулинг «Harry Potter and the Sorcerer’s Stone» и его переводов на русский язык, выполненных И.В. Оранским, М. Спивак, а также так называемый «народный» перевод. Многие знакомы с именем Гарри Поттер, многие читали роман в переводе или в оригинале.

6656 Слова | 27 Стр.

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ "ТЕАТР МОДЫ"

? Кафедра прикладной информатики и вычислительной техники РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ "ТЕАТР МОДЫ" ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…… 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ..…….. 7 1.1 Мультимедийные средства обучения…………………………………. 7 1.2 Применение электронных учебно-методических комплексов в образовании……………………………………………………………….. 11 1.3 Порядок разработки.

11967 Слова | 48 Стр.

Авторские системы эльконина и давыдова

? Реферат на тему «Особенности авторской системы Эльконина и Давыдова» Выполнила студентка 2 курса группы ЛОГ-421 Коробченко Наталия 2014 г. Введение. Система образования, созданная и апробированная Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, сегодня является популярной и эффективной во многих учебных учреждениях. Особенностью данной прогрессивной системы является формирование у ребенка ряда научных понятий, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности. Важно, что знания ученикам подаются.

1961 Слова | 8 Стр.

Методическое пособие как особый тип научного (учебного) текста и объект перевода

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Кафедра перевода и стилистики английского языка МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ КАК ОСОБЫЙ ТИП НАУЧНОГО (УЧЕБНОГО) ТЕКСТА И ОБЪЕКТ ПЕРЕВОДА Курсовая работа Ижевск 2014 Содержание Введение. 2 Глава 1. Характеристика научного языка 3 1.1 Классификация научных текстов. 4 1.2Научно-учебный стиль. 10 Глава 2. Основные языковые.

6338 Слова | 26 Стр.

Еженедельник как тип издания

специфики изданий разного типа. В нашей стране, как и во всем мире, действует и развивается система еженедельных изданий. Практикой журналистики выработан специфический, перспективный метод постановки и ведения дела, свойственный еженедельникам, по-своему использующим приемы работы газет и журналов. На современном этапе ежедневные газеты многократно уменьшили свою долю в тиражах как общероссийской, так и региональной газетной периодики. Их место занимают издания еженедельного типа, со своим стилем и методом.

2772 Слова | 12 Стр.

Содержание Введение _____________________________________________________________________________ 2 Глава 1. Понятие авторского права________________________________________________________3 1.1 Субъекты и объекты авторского права__________________________________________________4 1.2 Авторские права и срок их действия___________________________________________________14 Глава 2. Понятие смежных прав__________________________________________________________17 2.1 Виды смежных прав______.

8223 Слова | 33 Стр.

Калашникова» Факультет «Экономика, право и гуманитарные науки» Кафедра «Научно-технический перевод и межкультурная коммуникация» Курсовая работа на тему «Перевод авторских неологизмов» по дисциплине «Теория перевода» Выполнила: Проверил: .

3287 Слова | 14 Стр.

Педагогические технологии авторских школ

Реферат на тему: "Педагогические технологии авторских школ" Выполнила: студентка группы ИС-22 Лисицина В.П. Проверила: к. п. н. Чулкова Р.Г. Йошкар-Ола 2012 Введение Термины «инновационная школа» и «авторская школа» употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно «авторские школы» (воспитательные заведения И.Г.Песталоцци.

7149 Слова | 29 Стр.

Виды и типы иллюстраций в книжных изданиях

Калининградский технический колледж Курсовая работа По дисциплине: ”Художественно-техническое редактирование”. На тему: “Виды и типы иллюстраций в книжных изданиях”. Преподаватель Белоусова С.В. Выполнила студентка группы 309-ИД-4 Куралёва Е.В. Калининград 2011 Что такое иллюстрация? (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) — вид книжной графики, ее основа. Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями.

6975 Слова | 28 Стр.

Перевод авторских неологизмов

«Перевод авторских неологизмов» Исполнитель: студент группы Лд-41 Борисов А.В. Научный руководитель: преподаватель цикла «Теоретическая и Прикладная лингвистика» Таратухина Ю.В. Ульяновск 2004 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………. ……………………………………………………….……..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Определение понятия и термина «авторский неологизм»….

11513 Слова | 47 Стр.

Эмоциональное планирование – да здравствует исполнение желаний!

Эмоциональное планирование – да здравствует исполнение желаний! | | АВТОРСКИЕ СТАТЬИ | 482 | [ ] Эмоциональное планирование – да здравствует исполнение желаний! Казалось бы, вот только что мы планировали летний отпуск, нежились в лучах яркого солнышка, купались в теплом море, и вдруг оказалось, что вот-вот наступит новый год и можно уже смело подводить итоги года текущего. Основные мысли и энергия в такое время обычно направлены на поиск подарков для родных и любимых, планирование.

2119 Слова | 9 Стр.

Типы интонаций языка

понижающаяся, циркумфлексная). Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др .): 1) мелодика, т.е. движение тона по фразе, 2) различные типы ударения, 3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи. Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное.

1291 Слова | 6 Стр.

Основные типы лексических значения слова

Статья посвящена рассмотрению проблем правильного определения лексического значения слова, характеристике основных типов лексического значения. Статья разделена на 7 глав, в каждой из которых автор подробно рассматривает типы значений слов, основные проблемы определения этих значений. Во введении автор формулирует мысль, что проблема значения слова, проблема смысловой стороны слов и выражений существенна для марксистского языкознания. От правильного решения этой проблемы во многом зависит понимание.

866 Слова | 4 Стр.

Авторские школы образования

профессионального образования блока 1 курсов профессиональной подготовки «Педагогика общего и дополнительного образования» Тема: «Авторские концепции и авторские школы воспитания» Содержание Введение…………………………………………………………………. 3 1. Авторская школа и ее особенности…………………………………. 4 2. Выдающиеся зарубежные педагоги и их системы образования…….7 2.1. Авторская концепция И.Г. Песталоцци…………………………….7 2.2. «Новое воспитание» С. Френе………………………………………9 2.3. Педагогика Я. Корчака…………………………………………….

6428 Слова | 26 Стр.

Тематические вечера и типы.

для размышления, есть острая тема для творчества. Поэтому организуя тематический вечер, режиссёр театрализованных представлений и праздников должен проявить максимум изобретательности и выдумки, позаботиться, чтобы вечер был обличен в яркую эмоциональную форму, чтобы тема была злободневна, важна и близка аудитории. Тематический театрализованный вечер, как и другие массовые мероприятия — раскрепощение, сброс отрицательной энергии, заражение добрым настроением, возможность проявления индивидуальных.

2936 Слова | 12 Стр.

Ведение 2 1.Понятие авторской сказки 3 2. Жанровое своеобразие литературной сказки. 7 3. Мастера авторской сказки. 12 4. Литературная сказка как явление культуры. 14 5. Понятие о литературной (авторской) сказке. История возникновения и развития. 17 Заключение. 19 Список использованной литературы 20 Ведение Детская литература всех времен устремлена в будущее. Все самое интересное в мировой литературе подхватывалось и множилось детской фантазией, эмоциональностью и верой. В историческом.

3700 Слова | 15 Стр.

Типы конфликтов и методы их разрешения

практики разрешения. А. Раппопорт впервые заявил о том, что нельзя все конфликты подгонять под единую схему: «. есть конфликты типа "схваток", когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; есть конфликты типа "дебатов", где возможны маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты типа "игр", где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением.

2191 Слова | 9 Стр.

курсовая авторская кукла

опыты особые надежды. Идея спора с самим богом, т.е. создания искусственного человека, имела во Франции 100-летнюю историю и восходила к философским трактатам Декарта. Рассматривая механику в качестве метанауки, Декарт моделировал законы природы по типу закона механики. За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Известно, что куклы для детей начали изготавливать.

6532 Слова | 27 Стр.

Типы и виды образовательных учреждений

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт педагогики и психологии образования Кафедра дошкольной педагогики и психологии образования РЕФЕРАТ На тему: «Типы и виды Образовательных учреждений. Модели общеобразовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.» Выполнил: Студент 2 ДОШ-О-Д курса Караблин Владимир Николаевич Преподаватель: Кандидат педагогических наук, доцент ИППО ГОУ ВПО МГПУ Т.Н.Богуславская Г.Москва Содержание Введение .

3859 Слова | 16 Стр.

правового регулирования и понятие объекта охраны авторского права 1.1 История правового регулирования охраны авторских прав договора 9 1.2 Понятие объекта правовой охраны Глава 2. Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов 2.1 Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды 2.2 Охрана и защита авторских прав 2.3 Классификация мер защиты авторских прав 2.4 Проблемы совершенствования законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав Заключение Библиографический список .

19678 Слова | 79 Стр.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

? Н.Г. Колосова (Солодовникова) ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ АВТОРСКИЙ КУРС ПРОФ. В.И. ШАХОВСКОГО «ЯЗЫК И ЭМОЦИИ» Известно, что предшественниками теорий обычно являются пробные концепции, отрабатываемые в ходе экспериментов и исследований. В.И. Шаховский Проблема «эмоции в языке» вызывает исследовательский интерес у российских лингвистов: эмоциональной составляющей разных языков посвящено внушительное количество научных трудов.

2424 Слова | 10 Стр.

Типы и виды документов ПЛАН Введение…………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Общие сведения об изографическом документе……………………. 5 1. Понятие документа………………………………………….……5 2. Классификация изографического документа…………………. 8 3. Общая характеристика изоизданий….……………….………….9 Глава 2. Плакат. Художественная репродукция. Эстамп….………………….13 2.1Плакат……………………………………………………….13 2.2. Художественная репродукция…………………………17 2.3 Эстамп………………………………………………………19 Глава 3Художественная.

4280 Слова | 18 Стр.

Роман внутренней точки зрения. Роман авторского сюжета

часть). Рымарь Николай Тимофеевич. 1. Роман внутренней точки зрения. Роман авторского сюжета. Роман внутренней точки зрения и можно ещё использовать понятие «прустовский» тип романа и роман авторского сюжета — это, значит, будет третий вариант. Я напоминаю: поэтологический роман — это была система, в которой важнейшую роль играла саморефлексия романа, творческая рефлексия, организующая текст романа. Второй тип, тип внутреннеё точки зрения, это роман, который строится изнутри текста, с точки зрения.

33493 Слова | 134 Стр.

Психологические типы личности

НАТАЛИЯ ЛЬВОВНА Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность и обучение музыке 19.00.07 — Педагогическая психология (психологические науки); 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук Научный консультант — доктор психологических наук, профессор Ильясов И.И. Москва – 2002 Содержание Введение Часть первая. Психологические типы личности. Глава 1. Анализ.

47077 Слова | 189 Стр.

Эмоционально окрашенная лексика в газетном тексте

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования … Кафедра теории и практики перевода Курсовая работа Эмоционально окрашенная лексика в газетном тексте Выполнила: студентка 4 курса Руководитель: Содержание Введение…………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Общая.

6400 Слова | 26 Стр.

понятие объекта охраны авторского права 7 1.1 История правового регулирования охраны авторских прав договора 7 1.2 Понятие объекта правовой охраны 12 Глава 2. Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов 27 2.1 Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды 27 2.2 Охрана и защита авторских прав .

15903 Слова | 64 Стр.

Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных видов и типов образовательных учреждений на

Реферат по дисциплине: Педагогика тема: «Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных видов и типов образовательных учреждений на различных ступенях образования» План: 1. Виды и типы образовательных учреждений на различных ступенях дополнительного, дошкольного, школьного, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского) образования с внедрением ФГОС и ФГТ………………………………………………….3 2. Особенности содержания и организации педагогического.

6895 Слова | 28 Стр.

Тип тургеневской девушки

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ССУЗ) ЧУТ Тип тургеневской девушки (по романам «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне») Выполнил: План 1) Вступление 2) Образ Лизы Калитиной («Дворянское гнездо») 3) Образ Елены («Накануне») 4) Образ Натальи («Рудин») .

1565 Слова | 7 Стр.

Особенности перевода индивидуально-авторской метафоры С. Моэма

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЙ МЕТАФОРЫ С. МОЭМА Художественная литература является образным отражением действительности, но каждый писатель отражает окружающий его мир по-своему. Проходя через ряд фильт- ров, предлагаемых эпохой, социальной сре- дой, вкусами читательской публики и суще- ствующими в тот момент литературными традициями, у писателя складывается свой индивидуальный стиль — присущий только ему способ изложения и организации идей. “Индивидуальный стиль — это.

3372 Слова | 14 Стр.

Типы исследований любви в психологии

Типы исследований любви в психологии Настоящая любовь похожа на приведение: все о ней говорят, но мало кто ее видел. Ларошфуко В психологии любовь долгое время считалась проблематикой "ненаучной". Специфичность эмоциональных явлений отрицалась, а они сводились к явлениям биологического, физиологического порядка. До сих пор психология любви и психология эмоциональных явлений остаются относительно мало разработанными отраслями психологии. Сложность исследования эмоциональных явлений связана с.

3702 Слова | 15 Стр.

Авторское право I. Введение: За последние три года в правовой жизни нашего общества в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства произошли существенные изменения. С принятием 10 июня 1996 года закона РК "Об авторском праве и смежных правах" завершилось формирование казахстанской системы авторского права как системы норм, предусматривающих очень высокий уровень охраны прав авторов, полностью соответствующий требованиям Бернской Конвенции об охране литературных и художественных.

17086 Слова | 69 Стр.

Авторское право лекции

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА 1.1 Понятие авторского права 1.2 Объекты авторского права и его виды 1.3 Субъекты авторского права 2. ПРАВА АВТОРА 2.1 Личные неимущественные права автора 2.2 Имущественные (исключительные) права автора 2.3 Авторский договор 3. ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Актуальность курсовой работы. Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает.

16153 Слова | 65 Стр.

Авторское право в Республике Беларусь

3 РАЗДЕЛ I. ГЛАВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА (БЕРНСКАЯ И ВСЕМИРНАЯ КОНВЕНЦИИ). 9 Глава 1. История создания основных организаций, основные соглашения 9 Глава 2. Республика Беларусь в системе международной охраны авторского права 15 Раздел II. Меры по защите интеллектуальной собственности 23 Глава 1. Защита авторских и смежных прав программного обеспечения 23 1.1. Программное обеспечение как объект авторского права 23 1.2. Правовые вопросы защиты программных продуктов.

17572 Слова | 71 Стр.

Игротерапия – как средство профилактики психо — эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

? Индивидуальный творческий план самообразования воспитателя Тема проекта: Игротерапия – как средство профилактики психо — эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Куртамыш Содержание. 1. Пояснительная записка. 2. Актуальность. 3. Обоснование авторской идеи. 4. Теоретическая обоснованность. 5. Виды игровой терапии. 6. Цель, задачи. 7. Этапы работы по самообразованию. 8. Направления работы. 9. Предполагаемый результат. 10. Мониторинг.

10496 Слова | 42 Стр.

Методы ведения занятий в разных типах любительских хореографических коллективах

?. Методы ведения занятий в разных типах любительских хореографических коллективах. Из-за жанровой направленности бывают разные методы. Признаки определяющие подход: 1) возраст, 2) пол, 3) направление танца I принципы, организации и условия проведения занятий в любительском хореографическом коллективе. Занятия коллективные, мелкогрупповые, индивидуальные. II структура занятий – разогрев, осн. Часть. III особенности ведения занятий в разных типах кол-вов (кружки, школы, студии, ансамбли) IV.

12544 Слова | 51 Стр.

Авторская коллекция в этническом стиле

исскуств Кафедра «Изобразительное искусство и дизайн» «Допустить к защите» Декан факультета __________Исатаев М.И. «____» _______________ 20__ г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: Авторская коллекция в этническом стиле Выполнил студент СаутоваД.М Группа 10504 специальность 5В042100_Дизайн Научный руководитель : преподаватель Пак Ю.В________________________ /ученая степень, звание, ф.и.о./ /подпись, дата/.

8701 Слова | 35 Стр.

Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента учащихся на уроках иностранного языка

Курсовая работа по педагогике по теме: «Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента учащихся на уроках иностранного языка» Выполнила: Научный руководитель: Ижевск 2008 Содержание • Введение Глава I. Тип темперамента и деятельность школьника. I.1. История учений о темпераменте и его типология. .

13847 Слова | 56 Стр.

Практическая работа №3 Тема. Типы речи.

Практическая работа №3 Тема. Типы речи. Цель работы. Закрепить знания по разделу «Типы речи». Формировать умения и навыки анализа текстов различных типов речи. Задание. Ход работы: 1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. 2.Проанализируйте получившийся текст по следующему плану: а) докажите, что это текст определенного типа речи. б) укажите характерные признаки данного типа речи в данном тексте. Вариант 2 В любом названи.. места скрывает..ся тайна.

2991 Слова | 12 Стр.

Соционические типы личности

тему: «Соционические типы личностей» Выполнила: студентка дневного отделения фармацевтического факультета III курса 23 группы Кокорина Александра Преподаватель: Моргаева Нина Юрьевна Москва – 2012 Содержание: I.Теоретическая часть. 1. Введение……………………………………………………3 2. Различия соционики и психологии……………………….3 3. История возникновения соционики………………………4 4. Принцип формирования соционического типа………….8 5. Соционический тип………………………………………..8 .

10995 Слова | 44 Стр.

Эмоциональная сфера наркозависимых

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный институт» Факультет: Психологии Выпускная квалификационная работа на тему: «Особенности эмоциональной сферы выздоравливающих наркоманов» по специальности: 030301.65 – «Психология» К защите допущен:Зав.кафедройМашанов А.А.К.м.н., доцент | Работу выполнила:Студентка заочного отделенияТришина Я.Н. ________________________________Подпись | ___________________________Подпись.

16563 Слова | 67 Стр.

Коррекция эмоциональных состояний у подростков с девиантным поведением

личности. Вместе с тем и наиболее «трудным» в воспитательном отношении. Для подростков характерны импульсивность, раздражительность, частая смена настроения, эмоциональное напряжение, тревожность. Все эти симптомы, вызываемые гормональными и личностными изменениями, делают подростков конфликтными и «трудновоспитуемыми». Подростки в ситуации эмоциональной и личностной нестабильности становятся склонны к проявлению девиантных форм поведения. Девиантное поведение проявляется в нарушении норм принятых в обществе.

18300 Слова | 74 Стр.

Авторская программа живопмсь

Календарно-тематический план…………………………………. 19 5. Литература…………………………………………………………. 38 Пояснительная записка Слово “программа”, по С. И. Ожегову, обозначает план действий. Целью авторской программы по словам С.В. Тетерского является “решение реально существующей проблемы”. Если проблема отсутствует, то невозможно составить программу ее решения, потому что программа — описание решения данной проблемы. Основная проблема при обучении.

6969 Слова | 28 Стр.

Система функционально-смысловых типов речи в современном русском языке

02-04-00414 а/Т) Система функционально-смысловых типов речи в современном русском языке (описание – повествование – рассуждение – предписание – констатация) Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) – коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся описание, повествование и рассуждение. В истории развития риторики, поэтики, стилистики они имели разные названия: способы изложения, типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно-речевые.

4427 Слова | 18 Стр.

«Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии»

образования. Курсовая работа Тема: «Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии» . Содержание: 1. Введение 2. Основная часть Глава 1. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в социуме средствами музыкотерапии. §1.1.Характеристика эмоционального развития младших школьников в социальной среде. §1.2. Влияние музыкотерапии на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.

10403 Слова | 42 Стр.

Языковая, литературная норма, ее типы

литературной нормы, формы существования и функции 2-3 современного русского литературного языка 1.2 Понятие нормы, языковой нормы 4-5 Глава II. Типы норм русского языка и динамичность развития языка 2.1 Типы норм. Нормы литературного языка 6-10 2.2 Динамичность развития языка и изменчивость норм 11-12 Заключение .

3563 Слова | 15 Стр.

Авторский проект организации и проведения курсов повышения квалификации менеджеров СКД

АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРЫ» Актуальность проекта. Сегодняшний менеджер социально-культурной деятельности должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Это выдвинуло на повестку дня требование непрерывного развития персонала, т.е. проведения мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников.

3408 Слова | 14 Стр.

?Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (п.1 ст.6 "Закона об авторском праве"). Произведение литературы и искусства — это выраженное в доступной форме, в результате творческой деятельности, восприятие мира, отношение к происходящему в нем и эмоциональное состояние автора. Из этого следует, что, в первую очередь, автор отражает.

1009 Слова | 5 Стр.

Лингвистические особенности типов текста «интервью» (на материале интервью со знаменитыми людьми)

университет» (ВятГГУ) ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ Кафедра английского и немецкого языков и методики обучения иностранным языкам ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТИПОВ ТЕКСТА «ИНТЕРВЬЮ» (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРВЬЮ СО ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ) Выполнила студентка 5 курса .

21820 Слова | 88 Стр.

Психологические типы Карла Густава Юнга

Психологические типы К. Г. Юнга 2014 г. Содержание Введение Глава 1. Юнгианская типология личности. 1.1. Общие типы. 1.2. Функциональные типы. Глава 2. Экстравертный тип 2.1. Экстравертные рациональные типы 2.1.1. Мыслительный тип 2.1.2. Чувствующий тип. 2.2. Экстравертные иррациональные типы: 2.2.1. Ощущающий тип. 2.2.2. Интуитивный тип. Глава 3. Интровертный тип 3.1. Интровертные рациональные типы: 3.

www.skachatreferat.ru