Самосознание и самооценка дошкольника

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания — самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий. Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества (Т.А.Репина). В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик (не бить никого, слушать воспитательницу, маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками). В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). В 6-7 лет большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

Нередко старшие дошкольники уходят от ответа на вопрос типа «Кто у вас в группе лучше всех?», отвечая: «Не знаю. Я тоже хорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)». В то же время более младшие дети не задумываясь говорят: «Я лучше». Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижениях. Это происходит в силу нескольких причин. Р.Х.Шакуров показал, что ребенок, приписывая себе определенные качества, не всегда понимает значение соответствующего слова, а осознает только его оценочный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с реальностью. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осознать свои качества или свойства. Поэтому дети часто гордятся качествами, которым обладают в незначительной степени. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными.

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения ребенок в 5 лет не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Поэтому такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с такой позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребенок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить. От этого он становится еще агрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряженно следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, такая позиция в какой-то мере выступает как возрастная черта поведения в общении с ровесниками, но она не должна оставаться главной до конца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он положительно относится к товарищам, очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А.Репиной показано, что 4-5- летние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих: «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В 5- 7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку.

К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают себя в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребенка намечается дифференциация двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе.

Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе («Нравлюсь») или при общей положительной оценке «Хороший» — сдержанное эмоционально-ценностное отношение («Нравлюсь себе чуть- чуть»). У детей 4 лет чаще наблюдается тенденция обосновывать эмоционально- ценностное отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической («Нравлюсь себе, потому что красивая»). В 4-5 лет намечается желание что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика. В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.

Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.

В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, то есть собственной позиции в отношении окружающего.

Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания — осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний — все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

— дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

— развивается способность мотивировать самооценку;

— появляется осознание себя во времени, личное сознание.

psyera.ru

Самосознание в дошкольном возрасте: "Проблемы и возможности решения"

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии.

Процесс социального взросления дошкольников (по определению Д.И.Фельдштейна) мы рассматриваем как сложное явление, которое по своему содержанию представляет собой единство и одновременно постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон: социализации и индивидуализации. Если социализация предусматривает присвоение ребенком социального, вхождение в социальный мир в качестве его непосредственной части, то индивидуализация предполагает вычленение своего “Я” из социального и проявление своей “самости”, оптимально реализуемой и социально значимой деятельности.

Сам процесс социализации-индивидуализации по-разному реализуется разных возрастных ступенях, где осуществляется последовательно попеременное преобладание то социализации, то индивидуализации. Причем содержание этих процессов каждый раз переходит на новую качественную ступень, имеющую другую сущностную нагрузку.

Для социального развития детей в в дошкольном возрасте характерно возникновение особого рода представлений, отражающих степень вычленения и осознания нравственных норм и правил, которыми руководствуются люди, живя в обществе. В процессе личностного развития у ребенка складываются такие психические новообразования, как способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению и пр. Начинается развитие самосознания в его исходных формах.

Необходимо отметить, что в арсенале педагогических работников ДОУ имеется достаточный выбор программно-методического материала для практической работы с детьми по освоению ими социального мира, формированию взаимодействий со сверстниками и взрослыми. Но при этом возникает потребность в материале, направленном на индивидуализацию личностного развития детей, на решение задачи развития самосознания.

Изучение содержания, механизмов и структур человеческого самосознания до сих пор является наиболее сложным вопросом. Характеризуя состояние проблемы самосознания в психологии, А.Н.Леонтьев (1983) отмечает, что она является нерешённой, но эта проблема высокого жизненного значения.

Становление самосознания в раннем детстве исследовали Б.Г. Ананьев (1948), Л.С. Выготский (1984), Д.В. Ольшанский (1986), С.Л. Рубинштейн (1989), В.С. Мухина (1985), Н.Н. Авдеева, М.Г. Елашина, СЮ. Мещерякова (2000). Исследователи едины во мнении, что в раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону через телесные чувствования, формирование “образа” тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, а также через переживание своего волеизъявления.

Зародившись в раннем возрасте, самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Оно является центральным новообразованием дошкольного возраста.

Самосознание в дошкольном возрасте исследуют И.И.Чеснокова (1977), Е.О. Смирнова и В.Г. Утробина (1996), М.М. Бахтина, В.С. Мухина (1999), Е.А. Бирюкевич (2001).

Дошкольный возраст является не только периодом “первого рождения личности” (А.Н. Леонтьев, 1983), но и периодом оформления “раннего образа Я” как аффективно-когнитивного образования (М.И. Лисина).

В психологической науке общепризнанно положение о том, что самосознание является сложным внутрипсихическим образованием, имеющим определенную структуру, функции и генезис. В процессе психического развития ребенком присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, обеспечивающих его как уникальную личность, целостность и тождественность самому себе. Речь идет о развитии структуры самосознания личности, предполагающей сохранение основных значений и смыслов для человека. Самосознание личности представляет такое единство, которое находит свое выражение в пяти следующих звеньях:

Идентификация себя со своим именем и телом.

  1. Притязания на признание.
  2. Половая идентификация.
  3. Психологическое время личности.
  4. Социальное пространство личности.
  5. Исследования В.В. Лебединского об эмоциональных нарушениях в детском возрасте, А.С. Спиваковской о профилактике неврозов у детей, Е.Б. Ковалевой о психологических особенностях старших дошкольников с повышенной тревожностью показали, что сфера самосознания наиболее уязвимой частью психики. Причиной дисгармонии развития самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания. Причем в старшем дошкольном возрасте наиболее значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей. Это объясняется тем, что становление знаний о себе и отношения к себе происходит как правило стихийно без специальных усилий со стороны взрослых. Основным недостатком при таком возникновении знаний о себе является то, что они случайны, неполны и обрывочны, а подчас и неверны. Недифференцированность представлений детей о себе отражает состояние нашего общества, в котором долгое время не были приоритетными ценности личного характера. В современной России родители обнаруживают явное противоречие между желанием видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, гуманными и теми занятиями, которыми они их увлекают. В семье ценится ребенок умный, умеющий читать, писать, считать и пр. Развитие познавательной сферы ребенка зачастую происходит мимо его личности. Вне поля зрения взрослых остается тот стихийно сложившийся внутренний мир ребёнка, который является источником переживаний и важной составляющей психологического своеобразия человека.

    Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении. Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития.

    Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в неустойчивости, противоречивости личности, несбалансированности ее психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности.

    Таким образом, дисгармоничность развития может выступать в различных проявлениях, при запущенности — в различных качественных образованиях.

    В целом дети дошкольного возраста с нарушенным образом “Я” не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, и, как следствие, не умеют взаимодействовать с социумом, с внешним миром. На уровне внешних поведенческих проявлений, чаще всего это проявляется как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, комфортность, аутичность, т.е. гипоактивность. На углубленном личностном уровне неуверенность в самом себе переходит в неуверенность в своей уместности в обществе. Такой конфликт индивидуального и социального может проявиться и гиперактивностью в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Дети, имеющие неадекватную самооценку, склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

    Наиболее сильным тормозящим фактором является то, что такие дети не могут позитивно относиться к себе такими, какие они есть на самом деле – и хорошими, и плохими. Не умея любить себя, человек не может полюбить другого. Поэтому так важно уже в детском возрасте, когда закладываются основы будущей личности, научить ребенка любить то, что в нем есть, быть благодарным за то, что он именно такой. Приняв себя, ребенку легче принимать других и любить их такими, какие они есть.

    Формирование самодостаточной, социально-активной и адаптированной личности мы выделили в качестве основной задачи психолого-педагогического воздействия на детей старшего дошкольного возраста.

    Выбирая диагностические методики изучения уровня самосознания, мы руководствовались диагностически значимыми признаками его нарушения. Такими признаками являются:

    • нарушения образа Я, выраженные в низком уровне когнитивной и эмоциональной самооценок;
    • низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отсутствии чувства включенности в мир людей;
    • трудности и неуспешность в деятельности (игровая, учебная и др.).
    • В соответствии с данными признаками были выбраны следующие методы диагностики:

      1. “Изучение особенностей Я — концепция ребенка” в модификации И.П. Шаховой;
      2. “Изучение уровня самосознания” Урунтаевой Г.А.;
      3. Экспериментальная игра “Секрет” в адаптации Т. А. Репиной.
      4. По результатам обследования было сделано заключение о низком уровне когнитивного компонента самосознания.
      5. Наиболее депривируемыми звеньями самосознания, которые отметили менее 50 % детей, являлись:

        • принадлежность к биологическому существу, полу – 21 % детей;
        • возраст – 7 %;
        • имя – 43 %;
        • социальный статус – 14 %;
        • физические характеристики – 21 %;
        • индивидуально-психологические особенности – от 7 до 29 %;
        • притязание на признание и осознание прав и обязанностей – 19 %.

          Особенности эмоционального компонента самосознания выражались в следующем:

          • преобладание заниженной самооценки;
          • социальная близость с родителями;
          • сочетание позиций превосходства и подчинения в отношениях с близкими людьми;
          • преобладание признания своего сходства с другими;
          • преобладание сомнительной идентификации с полом;
          • наличие сложных Я — концепций.

          Данные результаты дополнительно подтвердили необходимость осуществления комплексного подхода к проблеме формирования самосознания у дошкольников.

          Одним из вариантов работы с детьми в данном направлении явилась разработка программы коррекционно-развивающих занятий, проводимых педагогом-психологом ДОУ. Нами был составлен вариант такой программы с названием “Вот я какой!”. В данной программе основным объектом воздействия психолога является самосознание, представляющее единство когнитивных процессов (самопознание, отражение своих объективных характеристик, себя как объекта) и аффективных вопросов (самоотношение, отражение субъективного отношения).

          Цель программы: исправить и предупредить несформированность центрального новообразования дошкольного возраста – самосознания через организацию стихийно сложившихся представлений и понятий о себе, имеющих место в индивидуальном опыте ребёнка.

          Задачи программы:

          1. Формировать когнитивный компонент самосознания через присвоение совокупности его основных структурных звеньев.
          2. Развивать аффективный компонент самосознания, выражающийся в позитивном отношении к своему Я, уверенности в себе, общей положительной самооценке.
          3. Оптимизировать межличностные отношения через осознание своего положения среди других и формирование позиции “Я – вместе с другими”.

          Структурное построение программы и тематика занятий соответствуют комплексу структурных звеньев самосознания. В качестве средств и методов работы с детьми используются игровые коммуникативные, рефлексивные технологии, метод личностной перспективы, методы, основанные на использовании креативных творческих процессов.

          Данная модель изучения и коррекции отклонений в развитии самосознания старших дошкольников в специально созданных условиях – в условиях коррекционно-развивающих занятий – оправдало себя.

          В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми в подавляющем большинстве случаев оказалось легче коррегировать недостатки когнитивного компонента самосознания и гораздо труднее аффективный компонент. Но поскольку образ самого себя носит интегральный характер, то при обогащении его новыми знаниями возникает новое отношение к себе и качественное преобразование всего образа в целом. Поэтому в связи с повышением компетентности у детей улучшилось их приятие самими собой, а также приятие их другими людьми.

          Независимо от соотношения выявленных проблем самосознания, программу желательно реализовывать цельно, так как упущение каких-либо структурных звеньев самосознания приведет к нарушению целостности образа, фрагментации восприятия.

          Проведение системы диагностики и коррекции самосознания может обеспечить реальную психолого-педагогическую помощь дошкольникам в сензитивный период развития.

          Настоящее детство – это движение вперёд, это непрекращающийся процесс взросления. Ребёнок хочет быть взрослым, а взрослые должны помочь ему актуализировать свои потенциальные возможности.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          § 2. Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста

          Особенности развития самосознания и самооценки. Мы видели, что одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание — понимание того, что он собой представляет, какими качествами

          обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в само­оценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

          Предпосылка развития самосознания — отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в период кризиса трех лет.

          Нет еще сколько-нибудь обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Когда одного ребенка, утверждающего, что он аккуратный, спросили, что это значит, он ответил: «Я не боюсь». Другие дети, тоже гордящиеся своей аккуратностью, на этот вопрос отвечали: «Не знаю».

          Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).

          Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» — как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества. Прослушав сказку «Теремок», ребенок отвечает на вопросы: «Хорошо или плохо поступил медведь?» — «Плохо».— : «Почему он плохо сделал?» — «Потому что раздавил теремок».— «Тебе мед­ведь нравится или нет?» — «Нравится. Я люблю мишек».

          По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее.’ Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл со­вершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки.

          Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок становится способным и к тому, чтобы намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают упрямство как нарушение норм поведения и проявляют упрямство сознательно только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребенок может’в отношениях с матерью играть роль ребенка, подчеркивая свои детские черты, вызываю­щие у нее любовь и умиление, и добиваться таким способом получения всяких удовольствий.

          В этом возрасте ребенок может нарочито лгать себе на пользу, завидовать и, сознавая зависть как недостаток, скрывать ее от окружающих. При всем том дошкольник не может долго сосредото­чиваться на своих недостатках, как, впрочем, и на достоинствах. Рефлексия ребенка хотя и развита в достаточной мере, но он обращен к внешнему миру в большей степени, чем на самого себя.

          Осознание себя во времени. Особо надо указать на жизнь ребенка дошкольного возраста во времени. Уже в раннем возрасте малыш, осознав себя как некую самоценную индивидуальность (Я — Петя — хороший — мальчик), начинает активно интересо­ваться своей персоной в прошлом («Расскажи, как я был маленьким»), относясь к себе в этом прошлом с пониманием, симпатией и снисходительностью. Вместе с тем он стремится видеть себя и в будущем («Когда я буду большим. ») в ореоле положи­тельных качеств. В дошкольном возрасте этот интерес к себе во времени (прошлом, настоящем, будущем) возрастает и углубля­ется. Теперь он не только обращается ко взрослому за рассказами о себе в прошлом, но и вспоминает о себе сам. О себе в прошлом он легче судит объективно (ведь это было, когда он был маленьким), что позволяет ему высказывать о себе и критические замечания. О себе в будущем он судит с надеждой на свершение самых невероятных ожиданий, его будущее светло: ведь в нем он не успел совершить никаких проступков. Для ребенка его прошлое, настоя­щее и будущее начинают выступать как возможность осознать себя в жизни, оценить себя в прошлом и представить в будущем. Перспектива, которая открывается перед ребенком в жизни, становится его достоянием и по-своему определяет развитие его личности. Ребенок совместно с близким ему взрослым строит установки на себя в будущем. Конечно, он будет хорошим (добрым) и успешным. Будет настоящим — сильным, волевым, умным, если он мальчик, и привлекательной (красивой) умницей-благоразумницей, если девочка. Он, безусловно, всегда будет заботиться о своих близких, всегда любить свою маму. Он сделает все, чтобы на земле был мир и не было бы войны, чтобы все были

          здоровы и счастливы. Он станет космонавтом, врачом, садовником и даже всемогущим волшебником. Нормально развивающийся ребенок полон благих намерений в будущем, что дает ему основа­ние на положительную самооценку и стремление быть хорошим по отношению к окружающим людям еще сегодня.

          studfiles.net

          Самосознание и самооценка дошкольника

          Формирование мотивационной сферы у детей дошкольного возраста неразрывно связано с игровой деятельностью. Во время игры происходит подчинения мотивов (подчинение ситуативных мотивов значимым), а также формирование мотивов, связанных с выполнением ребенком взятых на себя обязательств (Д. Эльконин)

          В процессе игры у ребенка возникает много ситуативных желаний, обычно обусловленных привлекательностью предметов, которых она не располагает, ролей, которые выполняют другие дети. Однако она вынуждена отказов виться от этих случайных желаний в пользу основного побудительного мотива. В таком случае игра является деятельностью, в которой эти мотивы наполняются новым социальным содержаниемом.

          Некоторые исследователи считают, что игра является как средством формирования определенных мотивов у ребенка, так и мотивом непосредственно, поскольку она по своей природе не направлена ??на достижение определенной объективной цели. Моти. См. игрового действия заключается не в ее результате, а в самом процессе. Например, у ребенка, играющего кубиками, мотив игры заключается не в том, чтобы сделать постройку, а в содержании самого действия. Это касается не только декабрь и дошкольника, но и любой игры вообще не выиграть, а играть — такова общая формула мотивации игры (0. Леонтьевтьєв).

          Становление и развитие мотивационной сферы ребенка существенно зависят от места в ее жизнедеятельности ролевой игры, в которой дети часто идентифицируют себя с родителями и взрослыми, пытаются подражать их. П. Стремление играть роль взрослого является проявлением мотива власти. Кроме того, в игре ребенок получает возможность символически выразить желание, конфликтные мотивации, эмоции, которые она не может продемонстрировать открыто или вы разить в словах. Так, игры в войну, грабителей, индейцев, диких животных дают детям возможность социально принятым способом избавиться от чрезмерной агрессивностисті.

          В коллективной ролевой игре происходит усвоение ребенком социальных норм, формирование у нее моральных суждений, развитие кооперации и сотрудничества, совокупно способствуют формированию просоциальних мотив вел — мотивов, направленных на позитивную, конструктивную, социально полезное поведение (альтруизм и взаимопомощь.

          Самосознание и самооценка дошкольника

          У ребенка параллельно с осознанием внешнего мира развивается и осознание себя, что приводит к созданию. Я, которое преобладает над чувствами и мышлением. Самоосознание происходит так же, как и осознание внешнего мира: переход ощущение к представлению и от него — к мыслями.

          Самосознание выступает как продукт развития человека, образования, появляется и развивается в процессе активной деятельности ребенка, на основе ее взаимоотношений со взрослыми и ровесниками

          Она отражает осознание индивидом того, какой он есть, какими качествами обладает, как относятся к нему другие люди, чем обусловлено это отношение

          Она является сложной психологической развивающейся системой на протяжении всей жизни человека

          В дошкольном возрасте возникновения самосознания — важнейшее достижение в развитии личности ребенка, а потому выяснение психологических условий ее формирования, причин, нежелательных отклонений в развитии является особо ливо актуальным для правильного построения основ будущей личности. Возникает самосознание в период субъективного выделение ребенком своих действий со всей структуры ее предметной деятельности, становится мо жливим благодаря воспитательным воздействиям взрослых (указание, обучения, оценки), поскольку в совместных действиях ребенка и взрослого»элемент содействия взрослого является ведущим»(Б. Ананьев(Б.. Ананьєв).

          Следующая стадия становления самосознания заключается в отделении ребенком себя от собственных действий в связи с использованием своего имени с генетической точки зрения использование собственного имени означает постепенное ный этап развития сознания, переход к выделению себя как постоянного целого из потока действий, которые изменяются характеризуют развитие самосознания ребенка изменения в ее речи, в частности в словарном с. Апас, переход от оперирования преимущественно своим именем к употреблению более абстрактных выражений:»мое»,»у нас»,»я»Переход ребенка от трех до первого лица свидетельствует, по мнению. Б. Ананьева, о»огромное сдвиги в развитии самосознания, определенный переход от представлений к мысли о себе перехід від уявлень до думки про себе».

          Осознание ребенком собственных действий через взрослых, которые его окружают, является основой для формирования самооценки. Сначала оценка себя и своих действий непосредственно отражает оценки других людей, которые руководят ее разви итком. Однако такое отношение к себе еще не самооценкой, поскольку она предполагает прежде сознательное понимание и оценки собственных поступков, качеств и возможностей. Это достигается только в старшем дошкиль ном возрасте. Итак, за. Б. Ананьев-ным, путь формирования детского самосознания проходит от осознания собственных действий через оценки их другими к самооценке. Поэтому самооценка является сложным продуктом развития в сознательной деятельности ребенка, одним из основных новообразований дошкольного возрастао віку.

          . Самооценка компонент самосознания, который проявляется в том, как индивид оценивает свои достижения и неудачи, качества и возможности

          Оценка дошкольником себя существенно зависит от оценки взрослого. Заниженные оценки ослабляют уверенность ребенка в себе, завышены — вызывают переоценка своих возможностей и личных качеств

          Чем точнее оценочный воздействие взрослого, тем адекватнее представления ребенка о своих возможностях и результаты своих действий. Несмотря на то, сложившиеся представления о собственных действиях помогают дошкольнику критически относиться я к оценке взрослых, даже противостоять им. В младшем дошкольном возрасте мнения, оценки взрослого не вызывают никаких сомнений у ребенка. Старшие дошкольники воспринимают их уже через призму собственного к своему ду, могут даже не согласиться с этими оценочными соображениями. Это происходит на основе умения анализировать результаты своих действий, отделять самооценку от оценки себя другими. Познание дошкольником с воих возможностей происходит как на основе общения со взрослыми, так и на основе собственного опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о себе чувствительны к тому, что думают и говорят о ни х взрослые, легко поддаются их влияетпливам.

          Примерно с 3-х лет общения со сверстниками начинает все больше влиять на развитие самосознания дошкольника, поскольку взрослого он воспринимает как недостижимый эталон. Зато вполне доступными, п естественными и понятными для него сравнение с ровесниками взаимооценки дошкольников развивает способность видеть себя со бокку.

          Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности зависит от умения анализировать результаты других детей. В общении со сверстниками формируется способность оценивать другого человека, стимулирует возник кнення самооценкии.

          Чем моложе дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников взаимооценки 3-4-летних детей субъективному, чаще подвергаются воздействию случайных факторов. Малыши почти не способны обобщать действия ровесников, не различают похожих по содержанию качеств (Т. Репина). Младшие дошкольники примерно одинаково видят положительные и отрицательные качества своих сверстников, старшие — больше внимания обращают на позитив ни внимательные оценкам сверстников дети от 4,5 до 5,5 лет концу дошкольного возраста ребенок уже имеет опыт индивидуальной деятельности, что позволяет ей критически воспринимать влияние окруженияочення.

          Оценки сверстниками друг друга в любом возрасте учитывают деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности. Большую роль играют и моральные качества. Со временем дети обращаются ають внимание на большее количество проявлений, которые ассоциируются с понятием»хороший»: в 4-5 лет — не бить никого, слушать воспитателя, маму и т.п.; в 5-6 — защищать детей, не кричать, быть опрятным, не жалеть и, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками; в 6-7 — не драться, слушаться, со всеми дружить и играть, угощать, помогать младшим. Большинство старших дошкольников правильно понимают морал ьни нормы и качества, по которым оценивают сверстников (трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и т.ливість тощо).

          Дошкольнику труднее объективно оценить себя, чем сверстника, поскольку его самооценка очень эмоциональная, он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным. Т. Репиной, в не ебагатьох детей на 7-м году жизни. Неадекватность самооценки обусловлена ??трудностями (особенно в младшем возрасте) в отделении своих умений от собственной личности. Поэтому признание своей работы неудовлетворительной й или хуже, чем у других детей, значит для младшего дошкольника, что он вообще хуже них. Даже старший дошкольник, понимая, что совершил или сделал что-то плохо, часто не способен это признать. Он понимает, что хвастаться некрасиво, но стремление выделиться среди других детей у него настолько сильное, что спо *. Нука к хитрости ради демонстрации своего превосходства над другими. Старший дошкольник, к оли у него спрашивают, кто в группе лучший, по большей части отвечает, что не знает, что он также хорош (не бьется, добрый и др.); младший, не задумываясь, утверждает, что лучший еащий він.

          Часто дети гордятся чертами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижения. Это происходит потому, что, приписывая себе определенные качества, не всегда понимают значение соответствующего слова, сосредоточу уються только на оценочном смысле, что таким быть хорошо. Кроме того, дошкольник еще не может разобраться в своей психической жизни, осознать свои качества, свойства. Поэтому он может гордиться качествами, которым и не обладает обладает незначительно. Оценивая себя, ребенок стремится положительной самооценки, хочет показать свою ценность для друнших.

          С возрастом самооценка становится более адекватной возможностям ребенка, это предопределяют продуктивные виды деятельности, игры по правилам, где она видит и сравнивает свой результат (рисунок, конструкцию) с результатом м других детей, дает себе правильную оценку. С-4-летний ребенок завышены оценивает свои потенции в достижении результата, поскольку мало знает о личностных качествах и познавательные возможности. В 5 лет она не ли е знает об умении, но и имеет представление о своих познавательные возможности, личностные качества, внешний вид, адекватно реагирует на успех и неудачу; в в-7 — хорошо представляет свои физические и умственные возможности, личностные качества, правильно их оцениваетсяює.

          На основе самооценки ребенок во взаимодействии с ровесниками может занять эгоистическую, конкурентную или гуманную позицию

          . Эгоистичный позиция заключается в безразличии к другим детям, сосредоточении интересов на предметах. Дети с такой позицией часто ничего не знают о своих ровесников и даже не всегда помнят их имена, проявляют по отношению к ним игру убисть, агрессивность. Это все равно вредит как сверстникам, так и им самим. Их не любят, не хотят с ними играть, дружить, поэтому они становятся еще агрессивнееими.

          . Конкурентная позиция вызвана пониманием ребенком необходимости определенного поведения (быть послушной, никого не обижать), чтобы ее ценили, уважали, любили. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели, признают сверстники. Однако в они интересуют ее лишь как средство самоутверждения. Она с напряжением воспринимает их успехи, радуется неудачам, неадекватно оценивает их определенной степени это возрастному признаку поведения в общении со сверстниками, но в она не должна быть главнымвною.

          Ребенок с гуманной позицией относится к людям как к самоценной личности, чувствительна к их внутреннего состояния, хорошо знает интересы, настроения и желания. По своей инициативе делится тем, что имеет, опомагае другим, не думая о похвале, получая от этого радость и удовлетворениея.

          Постепенно самооценка дошкольников становится мотивированным, существенно меняется характер его мотивов; 4-5-летние дети связывают самооценку не с собственным опытом, а с оценочными отношениями тех, кто их окружает («Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит») 5-7-летние — обосновывают положительные самохарактеристики, несмотря на наличие определенных моральных качеств. Даже не все бы-7-летние дети могут мотивировать сам ооцинк самооцінку.

          Самооценка ребенка до 7-ми лет с общей становится дифференцированной. Она делает выводы о своих достижениях в различных видах деятельности, видит, а чем справляется лучше, а что хуже

          До 5-ти лет дети переоценивают свои умения; в 5-6,5 — редко хвалят себя, прибегают к более обоснованных самооценок, а к 7-ми лет — правильно себя оценивают и осознают в различных видах дея в.

          В дошкольном детстве складывается такой важный показатель развития самосознания как осознание себя во времени. Сначала ребенок живет только своим нынешним. С приобретением и осознанием опыта ей становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать, каким он был маленьким, довольно вспоминает эпизоды недавнего прошлого. Не осознавая изменений, происходящих в нем со временем, понимает, что раньше был другим. Его интересует также прошлое близких людей. У дошкольника формируется способность осознавать будущее: вел хочет пойти в школу, освоить профессию, вырасти, чтобы приобрести и определенных переваереваг.

          Интерес ребенка к себе во времени (прошлом, настоящем, будущем) постоянно усиливается. Она не только обращается к взрослому за рассказами о себе в прошлом, но и вспоминает это самостоятельно. События собственно ого прошлого и себя в нем ребенок оценивает объективно, высказывает критические замечания. О будущем думает с надеждой, верит в осуществление своих желаний, поскольку в нем не осуществила никаких проступков прошлого е, настоящее и будущее ребенок воспринимает как возможность осознать себя в жизни во всех временных измерениях. Благодаря этому перспектива открывается перед ней, становится ее достоянием, определяет развитие его лиц истости. Ребенок совместно с близкими взрослыми выстраивает проект своего будущего, каким она видит себя хорошим (хорошей) и успешной; сильной, волевой, умной (мальчик) и привлекательной, умницей ( девочка) всегда заботиться о близких, любить маму; сделает все, чтобы на земле был мир и не было войны, чтобы все были здоровы и счастливы; станет космонавтом, врачом, садовником и т.д.. Ребенок, как а нормально развивается, полна добрых намерений на будущее, питает ее положительную самооценку, стремление хорошо относиться ко всем и окружают оточує.

          Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний является началом осознания ребенком себя, возникновения»личного сознания»(Д. Эльконин). Формируется оно в за авершення дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания ребенком своего места во взаимоотношениях со взрослыми (она еще не велика, а маленькая а маленька).

          В психологических исследованиях детских высказываний с употреблением местоимения пришли к выводу, что он является свидетельством сформированности у ребенка представление о себе как о человеке, который может действовать, чувствовать, оцинюва ать моральные качества своей личности, своего. Я. Свои отношения с другими людьми ребенок выстраивает на основе этих представлений, то есть на основе. Я-концепцииї.

          . Я-концепция — обобщенное представление индивида о себе, система установок относительно собственной личности, основанные на осознании и оценке своих, характерологических интеллектуальных и других свойств

          В детстве. Я-концепция малыша наименее структурирована и очень пластична

          По утверждению. Б. Эриксона,. Я-концепция в своем развитии преодолевает восемь стадий, три из которых приходятся на дошкольное детство:

          1) от рождения до 18-ти месяцев закладываются основы личностного развития человека;

          2) от 1,5 до 3-4-х лет ребенок уже осознает свою индивидуальность и себя как активное существо. Однако ее жизненная активность не всегда положительной, что вызывает осуждение у взрослых. Главный положительный резу ультат развития на этой стадии — достижение чувства независимости. Ребенок становится относительно самостоятельной, постепенно освобождается от постоянной опеки взрослого, начинает осознавать себя автономной существом, н амагаеться все делать по-своему. Она часто говорит:»Я сам (сама)!» и. Следствием таких конфликтов нередко становится чувство неуверенности в своих силах, автономности, что сказывается на дальнейшем развитии младенцев розвитку дитини.

          В этот период ребенок особенно нуждается в доброжелательной поддержки. Взрослые должны поощрять ее чувство автономности, чтобы конфликты со взрослыми не провоцировали чрезмерную застенчивость, сомнения в собственных си илах. Развитие самоконтроля не должен повредить формированию у малыша положительной самооценки. Взрослые должны всячески поощрять ребенка к делам, которые внушают ей веру в себя, помогать увидеть себя успешно ной личностью. Иначе она будет чувствовать угнетение от чувства стыда, неудобство в своих неудачных действиях, сомнения относительно важности его личности для близких людей и т.п.. Поэтому родители могут запрещать ребенку только то, чего нельзя допускатьскати.

          Итак, согласно. Б. Эриксоном, у детей раннего и младшего дошкольного возраста должны развиться доверие к миру, особенно к родителям, чувство автономности. Эти достижения повышают его самооценку, помогаю ют почувствовать защиту, тепло и заботу родителей, быть уверенной в своей компетенции в отношении определенных дел. Благодаря этому сочетаются одобрение родителей и себя, что способствует формированию у ребенка чувство достойных оститі;

          3) примерно в 4 года у ребенка появляются первые представления о том, какой она может стать человеком. В настоящее время активно развивается познавательная деятельность малыша, главной движущей силой которой является любознательность ь. Дошкольник проявляет большую уверенность, самостоятельность, стремится расширить свое социальное окружение. Все эти процессы требуют особого внимания родителей, которые должны уберечь ее от возможного появления чувства в ини за свою любознательность и активность, чтобы не лишить ребенка инициативности. Для формирования у малыша положительной самооценки нужно, чтобы самосознание не приобретала разрушительной качества самоуничижениеення.

          Я-концепция как психологическое новообразование становится устойчивой, если самооценка ребенка формируется в результате выявления у себя качеств, черт, которые отличают ее от других людей; у него возникает способность к реф флексии, в результате чего она начинает осознавать, как воспринимает ее окружении.

          uchebnikionline.com