Самооценка тревоги цунга

У меня ощущение, что я не могу собраться и взять себя в руки

У меня ощущение полного благополучия, я чувствую, что со мной не случится ничего плохого

Мои руки и ноги дрожат и трясутся

У меня бывают головные боли, боли в шее и в спине

Я чувствую разбитость и быстро устаю

Я спокоен, могу сидеть спокойно без особых усилий

У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения

У меня бывают приступы головокружения

У меня бывают приступы слабости

Я дышу свободно

Я испытываю ощущение онемения и покалывания в пальцах рук и ног

У меня бывают боли в желудке и диспептические расстройства

У меня частые позывы на мочеиспускание

Мои руки обычно сухие и теплые

Мое лицо горит и краснеет

Я легко засыпаю и сплю глубоким и освежающим сном

Меня мучают ночные кошмары

Оценка: Очень редко – 1 Редко – 2 Часто – 3 Почти постоянно – 4

Пункты 5, 9, 13, 17, 19 (наоборот, «зеркальный подсчет»).

Более 70 баллов – имеются проявления тревоги.

Шкала самооценки тревоги Шихана

1. Затруднения при вдохе или глубоком дыхании.

2. Ощущение удушья или кома в горле.

4. Ощущение боли, давления или дискомфорта в груди.

5. Приступы чрезмерной потливости.

6. Чувство дурноты или приступы головокружения.

7. Ощущение ног «резиновыми» или «желеобразными».

8. Чувство утраты устойчивости или равновесия, будто Вы можете упасть.

9. Тошнота или проблемы с желудком.

10. Ощущение, что предметы вокруг Вас странные, нереальные, туманные или отчуждены от Вас.

11. Ощущение отделенности или отчужденности от Вашего тела или его частей.

12. Покалывание, пощипывание или онемение в части Вашего тела.

13. Приливы жара или холода.

14. Потрясывание или дрожание.

15. Страх, что Вы умираете, что вот-вот случится что-то ужасное.

16. Ощущение, что Вы теряете контроль над собой или сходите с ума.

17. Внезапные приступы тревоги с ТРЕМЯ ИЛИ БОЛЕЕ вышеперечисленными симптомами, возникающие в аналогичных ситуациях, раньше уже вызывавших подобные приступы.

18. Внезапные неожиданные приступы тревоги с ТРЕМЯ ИЛИ БОЛЕЕ вышеперечисленными симптомами, которые случаются почти беспричинно, т.е. когда Вы НЕ находитесь в ситуации, похожей на ту, что привела к приступу.

19. Внезапные неожиданные приступы тревоги с ТОЛЬКО ОДНИМ ИЛИ ДВУМЯ из вышеперечисленными симптомами, которые случаются почти беспричинно, т.е. когда Вы НЕ находитесь в той ситуации, которая вызвала приступ.

20. Периоды тревоги, которые вызывают предчувствие, что произойдет что-то, что вызывало тревогу раньше, но более интенсивное, чем у большинства людей в подобной ситуации.

21. Избегание ситуаций, пугающих Вас.

22. Ощущение зависимости от других людей.

23. Напряженность или неспособность расслабиться.

24. Тревога, нервозность, беспокойство.

25. Приступы повышенной чувствительности к звукам, свету или прикосновению.

26. Приступы поноса.

27. Чрезмерное беспокойство по поводу Вашего здоровья.

28. Чувство усталости, слабости и легкой истощаемости.

29. Головная боль или боль в шее.

30. Трудности засыпания.

31. Пробуждения среди ночи или беспокойный сон.

32. Неожиданные спады настроения без повода или по незначительному поводу.

33. Эмоции и настроение слишком сильно реагируют на изменения окружающей обстановки.

34. Повторяющиеся стойкие мысли, побуждения или образы, которые являются навязчивыми, бессмысленными или невыносимыми.

35. Вы должны повторять одно и то же действие, как ритуал, например, перепроверки, мытье, пересчет тогда, когда в этом нет необходимости.

1- слабо выражено.

2- средне выражено.

0-5 баллов – тревога отсутствует.

6-30 баллов – слабая степень тревоги.

31-50 баллов – средняя степень выраженности тревоги.

studfiles.net

Шкала самооценки тревоги Цунга[48]

Шкала самооценки тревоги Цунга[48]

Шкала самооценки тревоги, разработанная Цунгом, является инструментом для измерения стрессоустойчивости и тревоги.

Пять пунктов оценивают аффективные симптомы, остальные 15 – соматические.

Ниже приводятся средние показатели тревожности по шкале самооценки Цунга у здоровых людей и в группах пациентов с соматическими и невротическими расстройствами.

Похожие главы из других книг

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

Причуды самооценки Еще в начале прошлого века выдающийся американский психолог Уильям Джемс высказал суждение, что близкий круг общения в немалой мере формирует личность человека. Недавние психологические эксперименты подтвердили наблюдение Джемса и даже позволили

Методика «Шкала самооценки тревожности» [20]

Методика «Шкала самооценки тревожности» [20] Данный тест – надежный и информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Применяется для

Уровень самооценки Многие исследователи отмечают, что большое влияние на характер реакций, которые демонстрирует человек в условиях эмоционального стресса, оказывает структура самооценки личности. Считается, что люди с заведомо заниженной самооценкой обычно в большей

9. Формирование самооценки

Десятибалльная шкала

Десятибалльная шкала Как бы вы оценили свою текущую проблему по шкале от одного до десяти баллов? Если вы чувствуете подавленность, печаль, если у вас разыгрались нервы, или вас мучает депрессия, или же вы по какой-то другой причине выбились из колеи, отвечая на вопрос, вы,

Шкала тревоги нашей В первую очередь из–за нашего самого первого спутника. Он появляется на свет вместе с нами, притом, что он древнее любого из живущих на земле. Он мешает нам достичь успеха. Он не позволяет нам проявить себя. Он нас непрерывно подставляет, хотя призван

Глава 2. Шкала тревоги нашей

Глава 2. Шкала тревоги нашей Мешает нам то же, что и всегда — страх. Мы боимся неудач, боимся осуждения окружающих, боимся разочарований. Самое ужасное, что может с нами случиться — окончательная утрата веры в себя. А страх немало способствует понижению самооценки. Не

Понятие самооценки Иметь здоровую самооценку – то есть принимать самого себя – значит понимать свои чувства и реакции и действовать исходя из этого понимания (в своих интересах или в интересах других). Это относится ко всем сторонам жизни, а не только к ситуациям, когда

Структура самооценки

Структура самооценки Самооценка имеет сложную структуру. Здоровая самооценка не означает, что надо все время быть сильным и чего-то добиваться. Она вмещает широкий эмоциональный спектр, самые разные реакции. Поэтому правильнее характеризовать самооценку через систему

Шкала созависимости 1. Мне трудно принимать решения.2. Мне трудно сказать «нет».3. Мне трудно принимать комплименты как что-то заслуженное.4. Иногда я почти скучаю, если нет проблем, на которых следует сосредоточиться.5. Я обычно не делаю для других то, что они сами могут для

Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова)

9. Повышение самооценки

9. Повышение самооценки То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворенности. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку

Система самооценки Работа над характером напрямую связана с самооценкой. Вот мой способ. Я пишу шутку и тестирую ее со сцены на публике. Если публика громко смеется, я ставлю шутке оценку «1», смеется не очень сильно – ставлю «2», редко смеется – оценка «3».Когда я начал

Приложение Б Шкала самооценки депрессии Цунга

Приложение Б Шкала самооценки депрессии Цунга С помощью этого Опросника, Вы самостоятельно можете оценить степень своей депрессии и выраженности депрессивных симптомов.Инструкция: Вам предлагается 20 утверждений, каждое из которых Вам необходимо оценить как очень

psy.wikireading.ru

Самооценка тревоги цунга

56-74% — легкое тревожное расстройство или средней степени тяжести;

75-92,5% — выраженное тревожное расстройство или тревожное расстройство тяжелой степени;

Более 92,5% — тревожное расстройство крайне тяжелой степени тяжести

Что такое тревожное расстройство

Шкала Занга, другое написание — Цунга, для самооценки тревоги (Zung Anxiety Rating Scale – ZARS) — тест для самооценки тревожных расстройств (тревожный невроз), разработанный в Университете Дьюка (Университет Дьюка) Вильямом Зангом.

Оценка тяжести тревожного расстройства по шкале ZARS проводится на основе самооценки пациента. Исследования по валидизации шкалы Занга для самооценки тревоги выполнены с участием популяций пациентов разного возраста, наблюдавшихся как амбулаторно, так и в стационаре. Шкала ZARS применяется в диагностических и клинических исследованиях тревоги, предварительной диагностике и скрининге тревожных расстройств, эпидемиологических исследованиях и клинических испытаниях лекарственных средств.

Не каждый, кто тревожиться, имеет тревожное расстройство. Признаки тревожного расстройства свойственны совершенно здоровым людям, они рассматриваются как расстройство только в том случае, если их выраженность препятствует нормальной жизни человека. Тревожные расстройства довольно распространены – они свойственны около 7-15% взрослых людей. Лица с тревожными расстройствами обычно физически крепки и реже заболевают заболеваниями внутренних органов. Тревожное расстройство возникает вследствие длительного стресса, например, учебного, когда человек испытывает сильный и длительный страх получить низкие оценки.

Тревожные расстройства очень хорошо поддаются лечению и, зачастую, в относительно короткий промежуток времени. К психотерапевтическим методикам относят аутотренинги, дыхательную гимнастику, дыхание в мешок. Исследования показывают, что всего 30 минут упражнений специального комплекса йоги три-пять раз в неделю, обеспечат значительное снижение тревоги. Для пациентов с тревожными расстройствами очень полезно задуматься над своим состоянием и ощущениями. Осознание необоснованности собственного чувства тревоги может значительно облегчить симптомы тревожного состояния.

Основные психотерапевтические методы лечения тревожных состояний: когнитивно – поведенческая терапия, обучающая способам психологической работы с тревогой, релаксационные методики – упражнения по самостоятельному снятию или уменьшению тревоги.

Человеку необходимо понять, что имеющиеся у него соматические и психические симптомы являются проявлением повышенной тревожности и что сама тревожность – это состояние, которое успешно поддается терапии. Основными методами лечения генерализованного тревожного расстройства является психотерапия (в первую очередь, когнитивно–поведенческая и релаксационные техники)

В процессе лечения вы противостоите своим страхам в безопасной, контролируемой среде. Через повторяющееся погружение, либо в вашем воображении или в реальности, в ситуацию вызывающую страх, вы получаете большее чувство контроля. Прямой "взгляд в лицо вашему страху" не наносит ущерб, а ваше беспокойство постепенно уменьшается.

www.psi-test.ru

Тема Психофармакотерапия и клиническая психология Тема Основные понятия в психфармакотерапии

Шкала самооценки тревоги Цунга (The Zung self-rating anxiety scale) была опубликована впервые в 1971 г. и быстро получила признание исследователей, занимающихся диагностикой и клиническим изучением тревожных расстройств и клиническим испытанием лекарств. Шкала заполняется самим пациентом. Она содержит 20 предназначенных для него вопросов, в 5 из которых имеется характеристика аффективных симптомов, в 15 — соматические признаки. Ответы на эти вопросы даются в соответствии с субъективно переживаемой степенью тяжести симптома по четырем градациям частоты их присутствия у больного: "очень редко", "редко", "значительную часть времени", "большую часть времени или постоянно". Полученные результаты оцениваются исследователем по индексу тревоги, который рассчитывается путем деления суммарного балла тревоги у больного при обследовании на максимально возможный суммарный балл по этой шкале (он составляет 80 баллов).

Шкала тревоги Кови (Covy anxiety Scale) используется в клинических испытаниях действия антидепрессантов. Она предназначена для определения интенсивности тревоги, которая определяется по 3 параметрам: словесное выражение, поведение и жалобы соматического характера. Каждый параметр оценивается по степени выраженности симптомов в градациях от 1 до 5. Шкала Кови обычно применяется как дополнительная к основным оценочным шкалам (HAM-D, BRMES) для депрессий.

В последние годы все большее применение для оценки тревожных расстройств находит шкала тревоги Феррери (FARD, 1987). В ее основе 4 параметра (оси), отражающие уровни нарушения основных расстройств, составляющих характеристику тревожного состояния, а каждая из осей содержит основные составляющие ее симптомы. Эти оси и их содержание следующие: 1) оценка соматического состояния (внешний вид — поза, нейровегетативные нарушения, боль); 2) оценка уровня бодрствования (раздражительность, нарушение восприятия, нарушения сна); 3) оценка субъективных отношений (тревожные ожидания, внутренняя напряженность, затруднения при контактах); 4) оценка когнитивных функций (склонность к концентрации, заторможенность, сомнения — нерешительность). Каждый из симптомов оценивается по градациям 0, 2, 4, 6, а в сомнительных случаях по градациям 1, 3, 5. В шкале приводятся критерии каждой оценки для каждого симптома. Дифференцированный математический анализ показателей по осям шкалы, их симптомам определяет индивидуальный тип тревоги. FARD используют главным образом для клинических испытаний действия транквилизаторов.

Для клинического изучения эффективности нейролептиков широко используется список симптомов Фишер-Корнельсен (Fisher Symptom Check List-Neuroleptics — FSCL-NL), созданный в 1971 г. Этот список представляет собой оценочную шкалу и состоит из 46 симптомов, сгруппированных по отдельным категориям психопатологических расстройств: настроение, аффект, сон, психомоторная активность, содержание мыслей, мышление, тревога, социальное поведение, нарушение восприятия, личностные особенности, аппетит, сознание и др. С помощью такой шкалы оценку каждого симптома проводят в градациях от 0 до 3 на основании полуструктурированного интервью, затем анализируют результаты как по суммарному баллу, так и по динамике баллов для отдельных психических расстройств.

Для оценки дефицитарных состояний при шизофрении D.Heinrichs и соавт. (1984) была разработана шкала качества жизни (The Quality of Life Scale — QLS). Она содержит 21 признак, оцениваемый по результатам полуструктурированного интервью, и предназначена для оценки степени выраженности дефицитарных симптомов шизофрении и их динамики в процессе лечения нейролептиками.

Шкала общего клинического впечатления (Clinical Global Impression’Scale — CGI) была создана в 1976 г. в Национальном институте психического здоровья США для программ по изучению шизофрении. Она состоит из 3 субшкал, отражающих оценку тяжести состояния, общую степень его улучшения по 7-балльной системе, и субшкалу индекса эффективности, который рассчитывается по совокупности одной из четырех степеней терапевтического эффекта (заметный, умеренный, минимальный, без изменений) и степени выраженности побочного эффекта препарата (отсутствует, незначительный, значительный, нивелирующий терапевтический эффект). Шкалу CGI используют после клинической оценки состояния больного по другим шкалам (сравнивают результаты оценки перед началом лечения и после завершения этапа или всего курса лечения). Универсальность субшкал тяжести и степени улучшения психического состояния позволяет использовать их при клинических испытаниях действия разных классов психотропных средств и их представителей не только при шизофрении.

Шкалы для оценки побочных явлений терапии.

Оценочная шкала Вебстера (Webster Rating Scale — WRS) применяется для оценки выраженности экстрапирамидных расстройств, развивающихся вследствие побочного действия нейролептиков. Она проста в употреблении, содержит 7 видов расстройств, дифференцированных по их локализации и оцениваемых в градациях от 0 до 3. С ее помощью проводится оценка ригидности, позы, походки, тремора, выражения лица, размаха содружественных движений верхних конечностей.

При оценке побочных эффектов лекарств в виде различных гиперкинезов широкое распространение получила шкала патологических непроизвольных движений (Abnormal involuntary Movement Scale — AIMS). Признаки гиперкинезов в ней сгруппированы по их локализации в частях тела (движения в области лица и рта, в конечностях, туловище). Эта шкала позволяет также производить оценку состояния зубов. Оценка проводится по 4-балльной системе как по отдельным группам мышц, так и суммарно, по всем пунктам. Шкалу AIMS используют в психофармакологических программах. Шкала удобна, доступна широкому кругу специалистов и не представляет трудностей при работе с нею.

Более детально оценку гиперкинетических расстройств проводят с помощью шкалы экстрапирамидных симптомов (ESRS). Она состоит из нескольких разделов: раздел I содержит поисковый опросник, касающийся общих сведений о симптомах паркинсонизма, дистонии и дискинезии и позволяющий оценить 3 степени выраженности их характеристик (слабая, умеренная, тяжелая) или отсутствие признаков. Следующие разделы содержат оценку симптомов паркинсонизма и степени их тяжести по 6-балльной системе (раздел II), симптомов дистонии отдельно в руках и ногах также при 6-балльной оценке их выраженности (III раздел) и дискинезии с подробным указанием их локализации и 6-балльной оценкой. Разделы V и VI содержат шкалу общего клинического впечатления по оценке тяжести дискинезии и паркинсонизма.

Структурированная шкала оценки побочных эффектов (Structured adverse effects rating Scale — SARS), разработанная в Карловом университете в Праге M.Arda, V.Filip и K.Soucek (1985), включает 32 наиболее частых побочных симптома и используется в психофармакологических исследованиях. Каждый пункт шкалы соответствует оценке состояния разных частей тела и органных систем. Степень, его тяжести и взаимосвязи с терапией оценивается по 4-балльной системе. Оценку общего характера побочных эффектов проводят по 6 факторам, включающим соответствующие признаки шкалы.

Шкала оценки побочного действия UKU (UKU Side-Effect Rating Scale) разработана в 1987 г. скандинавскими исследователями O.Lingjaerde, UG Ahlfors, P.Bech для оценки переносимости лекарств при их клиническом испытании (полное название шкалы "Udvald for Kliniske Undersogelser Scale"). Широко используются ее модифицированные версии для исследования отдельных классов психотропных средств. Так, шкала для изучения антидепрессантов содержит список из 26 побочных эффектов и, кроме того, графу "Другие побочные эффекты". Наличие и степень выраженности каждого из них оценивается в баллах от 0 до 3.

Шкала побочных эффектов Асберга (Rating Scale for Side Effects Asberg) также предназначена для психофармакологических исследований, главным образом для клинического изучения действия антидепрессантов. Она содержит 14 пунктов, где признаки побочного действия лекарств оцениваются в градациях от 0 до 3 баллов, которые суммируются при общей оценке.

Перечисленные шкалы являются общими для всех разделов психиатрии, но имеются и шкалы, используемые преимущественно в пограничной, гериатрической и детской психиатрии.

Шкалы, используемые в пограничной психиатрии.

Ряд психометрических методик разработан для оценки синдромальных особенностей и динамики тревожно-фобических расстройств в процессе терапии.

Оценочная клиническая шкала тревоги Шихана (Sheehan Clinical Anxiety Rating Scale). Эта шкала содержит 35 пунктов (симптомов), охватывающих практически весь спектр клинических проявлений патологической тревоги (фобических, обсессивных, инсомнических, вегетативных, алгических и др.) и других психических расстройств (деперсонализация, ипохондрия, депрессия). Симптомы ранжируются по степени тяжести от 0 до 4 (0 — отсутствие симптома; 1 — слабая степень; 2 — средняя степень; 3 — тяжелая степень; 4 — крайне тяжелая степень). Каждый симптом оценивается по состоянию пациента в течение 1 нед., предшествующей заполнению шкалы и затем определяется средняя степень тяжести симптомов (с учетом частоты его проявлений) за указанный период. После заполнения шкалы рассчитывается суммарный балл.

Шкала фобий Маркса—Шихана (Marks—Sheehan Phobia Scale), позволяющая проводить достаточно точную и дифференцированную оценку степени тяжести самой фобии и связанного с ней феномена избегания фобических ситуаций. Такая особенность рассматриваемого "инструмента" представляется особенно ценной, так как клиническая динамика феномена избегания не всегда реализуется строго параллельно динамике определяющей его фобии. Выделяют от 1 до 4 фобий, доминирующих в клинической картине на момент обследования. Фобии фиксируются в шкале в соответствии со значением их в психическом статусе пациента в порядке убывания. Тяжесть фобий (субъективная оценка насколько фобические проявления беспокоят пациента и ограничивают его социальное функционирование) ранжируется пациентом с помощью прилагаемой визуально-аналоговой шкалы от 0 до 10 баллов.

Шкала оценки панических атак и приступов тревоги Шихана (Sheehan Panic and Anticipatory Anxiety Scale — PAAS). Эта шкала была разработана для исследования двух аспектов панического расстройства, оценки ряда показателей панических атак и выраженности тревоги ожидания. В соответствии с концепцией D.V.Sheehan и K.Sheehan (1983) панические атаки по симптоматике дифференцируются на развернутые и ограниченные.

В основу такого разделения заложены диагностические критерии панической атаки DSM-III и последующих версий этой классификации: 4 симптома и более соответствуют развернутой панической атаке; менее 4 симптомов — ограниченной панической атаке. Указанные варианты панической атаки в свою очередь подразделяются на ситуационные и спонтанные. Шкала позволяет оценивать 4 типа панических атак: «развернутые ситуационные панические атаки», «развернутые спонтанные панические атаки», «ограниченные по симптоматике ситуационные панические атаки» и «ограниченные по симптоматике спонтанные панические атаки». Дифференцированная оценка каждого из 4 подтипов панической атаки включает их среднее число и среднюю интенсивность (от 0 до 10) за 1 неделю., предшествующую обследованию. Отдельно определяется тяжесть тревоги ожидания, сопутствующей панической атаке (за тот же период), которая выражается периодом времени в состоянии бодрствования, занятым состоянием опасения возможного развития очередной панической атаки или опасениями оказаться в ситуациях, обычно провоцирующих ее формирование.

Шкала обсессий и компульсий Иеле—Брауна (Yale—Brown Obsessive-compulsive Scale — Y-BOCS), разработанная для исследования обсессивно-компульсивного расстройства, позволяет произвести оценку общей выраженности обсессивно-компульсивных феноменов и их дифференцированных подтипов. Шкала содержит 16 пунктов-симптомов, охватывающих практически весь диапазон клинических проявлений указанного расстройства (обсессивные нарушения — идеаторные навязчивости; компульсивные нарушения — двигательные навязчивости и ритуалы, патологические сомнения, обсессивную заторможенность и др.). Симптомы ранжируются по степени тяжести от 0 до 4. Каждый симптом оценивается по состоянию пациента в течение 1 недели, предшествующей заполнению шкалы: определяется средняя степень тяжести симптомов (с учетом частоты его проявлений, а также времени, затрачиваемого пациентом на выполнение связанных с ним ритуалов) за указанный период. В шкале предусматривается возможность отдельной оценки степени дезадаптации, связанной с обсессивно-компульсивными нарушениями (избегание, способность контролировать обсессий и компульсий, степень критичности). После заполнения шкалы рассчитывается суммарный балл отражающий выраженность обсессивно-компульсивного расстройства в целом. Может быть проведена и оценка тяжести отдельных проявлений указанного расстройства. Рассматриваемая шкала часто используется в клинической практике вместе со шкалой общего клинического впечатления (CGI).

Больничный опросник тревоги и депрессии (Hospital anxiety and depression scale — HAD) (Zigmond A.S., Snaith R.P., 1983) предназначен для определения степени эмоционального дистресса, связанного с проявлением соматического неблагополучия. Он содержит 2 шкалы (соответственно выявляющие невротические тревогу и депрессию) и включает в себя 14 вопросов — по 7 на каждую из шкал. Суммарный показатель по указанным шкалам для случаев с отсутствием патологии составляет 7 баллов, для сомнительных случаев 8—10 и для достоверного диагноза 11 баллов и более.

Шкалы, используемые в гериатрической психиатрии.

Диагностические шкалы, применяемые в геронтопсихиатрии, имеют вспомогательное диагностическое значение. Они, как правило, содержат комплекс облигатных и (реже) факультативных признаков, выявление которых повышает, а отсутствие (или присутствие только отдельных симптомов) снижает вероятность того заболевания (или состояния), для идентификации которого оно предназначено.

Наиболее часто используются шкалы Хачински и Корнелла.

Ишемическая шкала Хачински (Hachinski ischemia scale) или ее модифицированный вариант (Modified Hachinski ischemia scale) состоят из 8 пунктов. Значимость каждого из этих пунктов оценивается 1—2 баллами. Суммарная оценка по шкале, превышающая 6 баллов, свидетельствует при выявлении у больного когнитивных (мнестико-интеллектуальных) расстройств о большой вероятности мультиинфарктной (сосудистой) деменции; оценка менее 4 баллов — о вероятности деменции альцгеймеровского типа, а промежуточный вариант (от 4 до 6 баллов) — о вероятности сочетанной (сосудисто-альцгеймеровской) патологии.

Для идентификации депрессии у пожилых больных наряду с широко применяемой в психиатрии шкалой Гамильтона используется шкала Корнелла (Cornell scale for depression in dementia) (Alexopoulous G.S. et al., 1988). Она состоит из 19 признаков, которые составлены таким образом, что могут оцениваться на основе наблюдения не только врача, но и лица, оказывающего помощь больному. Выраженность каждого из признаков оценивается 3 градациями (отсутствие, легкая/умеренная и тяжелая).

В последнее время для диагностической оценки больных используются не только перечисленные диагностические шкалы, но и единые диагностические критерии, чаще всего DSM-IV (АРА, 1994) или МКБ-10 (ВОЗ, 1992), а также диагностические критерии, разработанные международными экспертными группами, например NINCDS/ADRDA-критерии — для клинической диагностики болезни Альцгеймера (McKhann G. et al., 1984); NINCDS/AIREN-критерии (NINCDS/ADRDA — National Institute for Neurological and Communicative Disorders and Stroke; Alzheimer’s Disease and Related Disorders Association (Национальный институт неврологических, инфекционных болезней и инсульта; Ассоциация болезни Альцгеймера и ассоциированных с ней расстройств)) — для диагностики сосудистой деменции (Roman G.C. et al., 1993), критерии Lind—Manchester — для диагностики деменции лобно-височного (DFT) типа (Bran A. et al., 1994).

Функциональные шкалы применяются для оценки тяжести расстройств когнитивных функций и социальной дезадаптации пациентов, т.е. для оценки стадии деменции.

Наиболее часто для указанной цели используется Шкала общего ухудшения состояния (Global Deterioration Scale — GDS) (Reisberg В. et al., 1982). Эта семизначная шкала оценки степени тяжести деменции — от отсутствия изменений (0) до максимально тяжелой стадии (7) через промежуточные стадии нарастания тяжести расстройств. Состояние больного в соответствии с этой шкалой оценивается специалистом с учетом всех имеющихся в его распоряжении источников информации.

Для оценки степени тяжести (или стадии) деменции применяется так же шкала стадий развития деменции (Clinical Dementia Rating — CDR) (Morris J.C., 1993), которая представляет собой структурированное интервью с пациентом и информатором (лицом из ближайшего окружения пациента). Функционирование пациента оценивается в соответствии с 6 основными параметрами (память, ориентировка, суждения и возможность решения проблем, социальная активность и самообслуживание) по 5-этапной шкале — от отсутствия нарушений (0) до тяжелой стадии деменции (3).

Гериатрическая шкала клинической оценки фирмы Сандоз (Sandoz Clinical Assessment Geriatric — SCAG) (Shader RL. et al., 1974) состоит из 19 показателей, в соответствии с которыми оцениваются не только когнитивные симптомы, но и аффективные нарушения, соматические жалобы и возможности самообслуживания. Оценка дается в соответствии с семибалльной степенью выраженности расстройств.

Некоторые другие функциональные шкалы, как и шкала SCAG, позволяют объективно оценивать различные аспекты психического функционирования пациентов. Например, шкала Gottfries — Brane — Steen — GBS, разработанная C.C.Gotfries в 1982 г., позволяет количественно (по семибалльной шкале) оценивать состояние интеллектуальных функций, эмоциональной сферы, моторики и некоторых психотических проявлений. С помощью шкалы NOS—GER (Nurses Observation Scale for Geriatric Patients), созданной R.Spiege и соавт. (1991), можно путем медсестринского наблюдения дать оценку функции памяти, настроения, активности в повседневной жизни, социального функционирования и нарушений поведения больных.

К функциональным относится также ряд шкал, количественно оценивающих возможности адаптации пациентов в повседневной жизни и тяжесть их инвалидизации. Оценка состояния больных осуществляется их родственниками или лицами, оказывающими помощь в уходе.

К числу таких шкал относятся: шкала инструментальной активности в повседневной жизни (Instrumental Activities of Daily Living — IADL), шкала основной активности в повседневной жизни (basic ADL), шкала физического самообслуживания (Physical Self-Maintenance Scale — PSMS) [Lawton M., Brady E., 1969] и др. Использование таких шкал особенно важно для оценки динамики психического состояния пациентов с выраженной и тяжелой степенью деменции.

Поведенческие шкалы позволяют дать количественную оценку нарушений поведения и психопатологических расстройств (бреда, галлюцинаций, депрессии и др.). Для этой цели наиболее часто используются: короткая психиатрическая оценочная шкала (Brief Psychiatric Rating Scale — BPRS) (Overall J.E., Gorham D.R., 1962), шкала оценки некогнитивных функций при болезни Альцгеймера (ADAS non-cognitive subscale—ADAS-non-cog); шкала оценки поведения больных с деменцией — CERAD— BRSD (Behavior Rating Scale for Dementia of the Consortium to Establish a Registry for AD) (Tariot P.N. et al, 1995) и др.

Психометрические шкалы применяются для определения выраженности различных компонентов мнестико-интеллектуального (когнитивного) снижения, в том числе памяти, ориентировки, интеллектуальных функций, речи, письма, чтения, счета, праксиса и оптико-пространственной деятельности. Наиболее широко распространены следующие шкалы.

Минитест оценки психического состояния (Mini-mental scale examination — MMSE) — короткая структурированная шкала оценки когнитивных функций, которая позволяет выявить синдром клинически выраженной деменции (при оценке ниже 16 баллов) или легкого снижения когнитивных функций (оценка от 24 до 16 баллов) при максимальном показателе (30 баллов). Оценка, превышающая 28 баллов, соответствует обычно возрастной норме, а диапазон оценок от 25 до 28 баллов может свидетельствовать о начальном, т.е. самом легком уровне снижения мнестико-интеллектуальных функций. Однако приведенные значения количественных показателей являются сугубо ориентировочными ввиду больших культуральных различий исходных (т.е. соответствующих норме) показателей, а также в связи с влиянием на них образовательного уровня пациентов.

Широкое применение находит шкала оценки когнитивных функций при болезни Альцгеймера (ADAS-cog), созданная W.G.Rosen и соавт. в 1984 г., в том числе при оценке терапевтических эффектов лекарственных средств. Шкала представляет собой батарею коротких индивидуальных тестов, с помощью которых исследуются память, различные параметры функции речи, конструктивный и идеаторный праксис и т.п. Выполнение этих тестов довольно трудоемкое, оно занимает примерно 1 ч.

К вышеперечисленным гериатрическим шкалам относится нейропсихологическая шкала количественной оценки нарушений психических функций, разработанная И.Ф.Рощиной на основе концепции А.Р. Лурия. Шкала состоит из 2 больших разделов: I — «Регуляторные составляющие психической деятельности»; II — «Операционные составляющие психической деятельности». Первый раздел включает «Контроль за деятельностью», «Программирование деятельности», «Произвольную регуляцию деятельности», «Активационное обеспечение деятельности», «Динамические параметры деятельности». Второй раздел имеет подразделы: «Праксис пальцев рук», «Зрительный гнозис», «Динамический праксис», «Письмо», «Речь», «Оптико-пространственная деятельность», «Непосредственное запоминание 5 слов». Каждый из подразделов предполагает выполнение больным определенного задания, результаты которого оцениваются от 0 до 4 баллов. Эта шкала оказалась весьма ценной при выявлении мягкой деменции (Рощина И.Ф., Жариков Г.А., 1998).

Для оценки эффективности терапии в психогериатрической практике используются как уже упоминавшиеся методы стандартизованной оценки, так и разработанные специально для этих целей шкалы. Речь идет о таких шкалах, как Clinical Global Impression Scale (CGI), Clinicians Interview-Based Impression of Change (CIBIC), а также Clinical Interview-Based Impression (CIBI) и о некоторых комбинированных шкалах (FDA-CIBIC, CIBIC Plus, Park-Davig CIBI и др.) по L.S.Schneider (1996).

Шкалы, используемые в детской психиатрии.

В детской психиатрии применяют шкалы, которые используются и в психиатрии взрослых, а также многие психологические тесты, которые отражают нейропсихологическое развитие ребенка в целом и развитие отдельных сфер психической деятельности и психомоторики.

К этой же группе относятся шкалы tter (1985), Ж.Пиаже и Б.Инельдера (1963), опросник MMPI и др. Следует лишь отметить, что в силу особенностей детского возраста обычно используются не полные версии соответствующих инструментов, а отдельные их разделы и субтесты.

В детской психиатрии особенно большое значение имеет тест Векслера (Wechsler D., 1949, 1958), позволяющий количественно определить уровень психического (интеллектуального) развития. Он выражается показателем IQ (Intelligence Quotient). В детской психиатрии речь идет о двух вариантах теста для детей до 6 лет и 6—11 лет: "Wechsler preschool and primary scale of Intelligence" — WPPSI; "Wechsler Intelligence scale for children revisted" — W1SC-R (Wechsler D., 1949, 1967, 1974). Этот тест имеет принципиально те же градации, что и у взрослых.

Из специальных тестов, ориентированных на специфику детской психической патологии, может быть назван профиль психического развития (Psychoeducational profile — PEP), предназначенный для оценки психического состояния детей с аутизмом.

Учитывая сложность оценки психического развития и психического состояния детей до 3 лет, в детской психиатрии большое внимание уделяется разработке инструментов, адекватных для обследования именно этого контингента пациентов. Одним из них является разработанная в Научном центре психического здоровья РАМН методика «График нервно-психического обследования младенца» — ГНОМ (Козловская Г.В. и др., 1997). Это стандартизированная клинико-психологическая методика, предназначенная для оценки коэффициента психического развития ребенка. Основу методики составляют адаптированные к возрастным особенностям задания и вопросники, позволяющие сделать заключение о состоянии основных нервно-психических сфер: сенсорной, моторной, эмоциональной, познавательной и социально-коммуникативной (с оценкой их состояния в баллах). Она доступна не только специалистам, но и родителям.

Аналогичным, но значительно более упрощенным инструментом в зарубежной психиатрии является «Поведенческий скринирующий опросник» (Behaviour screening questionnaire) N.Kichman и P.J.Graham (1971), в котором имеется 12 основных параметров поведения детей в возрасте около 3 лет, включая пищевое поведение, характер сна, особенности эмоционального реагирования и т.д.

Приведенные методы далеко не исчерпывают существующие инструменты стандартизации и количественной оценки клинических психиатрических феноменов. Их многообразие дает возможность врачу и исследователю использовать в соответствии с задачей обследования больного и иные, более углубленные подходы к той или иной форме психической патологии. Но во всех случаях они являются лишь дополнением к традиционному клиническому психиатрическому обследованию и в этом залог их правильного и адекватного применения.

Тесты для диагностики когнитивных расстройств.

Краткое Исследование Психического Состояния

MINI-MENTAL STATE EXAMINATION (MMSE)

(M. F. FOLSTEIN, S. E. FOLSTEIN, P. R. HUGH, 1975)

Краткое Исследование Психического Состояния является наиболее широко распространенной методикой для скрининга и оценки тяжести деменции

1. Ориентировка во времени: 0 – 5

Назовите дату (число, месяц, год, день недели)

2. Ориентировка в месте: 0 – 5

Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, комната)

3. Восприятие: 0 – 3

Повторите три слова: карандаш, дом, копейка

4. Концентрация внимания: 0 – 5

Серийный счет («от 100 отнять 7») — пять раз

Либо: Произнесите слово «земля» наоборот

Припомните 3 слова (см. п. 3)

Называние (ручка и часы)

Повторите предложение: «Никаких если, и или но»

7. 3-этапная команда: 0 – 1

«Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол»

8. Чтение: «Прочтите и выполните» 0 – 3

а) 3акройте глаза

б) Напишите предложение

9. Срисуйте рисунок 0 – 3

ОБЩИЙ БАЛЛ 0 – 30

1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год и день недели. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: если больной называет только число, спрашивают «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?». Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: «Где мы находимся?». Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

3. Восприятие. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: карандаш, дом, копейка». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако, оценивается в баллах лишь первое повторение.

4. Концентрация внимания. Просят последовательно вычитать из 100 по 7. Достаточно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на один балл.

Другой вариант: просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ялмез» ставится 4 балла; если «ямлзе» – 3 балла, и т. д.

5. Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п. 3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.

6. Речь. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?», аналогично – часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Просят больного повторить вышеуказанную сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в один балл.

7. Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в один балл.

8-9. Даются три письменных команды; больного просят прочитать их и выполнить. Команды должны быть написаны достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Правильное выполнение второй команды предусматривает, что больной должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение. При выполнении третьей команды больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или несоединение линий, выполнение команды считается неправильным. За правильное выполнение каждой из команд дается один балл.

Результат теста получается путем суммации результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следующее значение.

28 – 30 баллов – нет нарушений когнитивных функций

24 – 27 баллов – преддементные когнитивные нарушения

20 – 23 балла – деменция легкой степени выраженности

11 –19 баллов – деменция умеренной степени выраженности

0 – 10 баллов – тяжелая деменция

Следует отметить, что чувствительность вышеприведенной методики не является абсолютной: при деменции легкой выраженности суммарный балл MMSE может оставаться в пределах нормального диапазона. Чувствительность данного теста особенно невелика при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур или при деменциях с преимущественным поражением лобных долей головного мозга.

FRONTAL ASSESSMENT BATTERY (FAB)

(B.DUBOIS И СОАВТ., 1999)

Методика была предложена для скрининга деменции с преимущественным поражением лобных долей или подкорковых церебральных структур, то есть когда чувствительность MMSE может быть недостаточной.

1. Концептуализация. Пациента спрашивают: «Что общего между яблоком и грушей?». Правильным считают ответ, который содержит категориальное обобщение («Это фрукты»). Если больной затрудняется или дает иной ответ, ему говорят правильный ответ. Потом спрашивают: «Что общего между пальто и курткой?». «Что общего между столом и стулом?». Каждое категориальное обобщение оценивается в 1 балл. Максимальный балл в данном субтесте – 3, минимальный – 0.

2. Беглость речи. Просят закрыть глаза и в течение минуты называть слова на букву «с». При этом имена собственные не засчитываются. Результат: более 9 слов за минуту – 3 балла, от 7 до 9 – 2 балла, от 4 до 6 – 1 балл, менее 4 – 0 баллов.

3. Динамический праксис. Больному предлагается повторить за врачом одной рукой серию из трех движений: кулак (ставится горизонтально, параллельно поверхности стола) – ребро (кисть ставится вертикально на медиальный край) – ладонь (кисть ставится горизонтально, ладонью вниз). При первом предъявлении серии больной только следит за врачом, при втором предъявлении – повторяет движения врача, наконец, последующие две серии делает самостоятельно. При самостоятельном выполнении подсказки больному недопустимы. Результат: правильное выполнение трех серий движений – 3 балла, двух серий – 2 балла, одной серии (совместно с врачом) – 1 балл.

4. Простая реакция выбора. Дается инструкция: «Сейчас я проверю Ваше внимание. Мы будет выстукивать ритм. Если я ударю один раз. Вы должны ударить два раза подряд. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз». Выстукивается следующий ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата: правильное выполнение – 3 балла, не более 2 ошибок – 2 балла, много ошибок – 1 балл, полное копирование ритма врача – 0 баллов.

5. Усложненная реакция выбора. Дается инструкция: «Теперь если я ударю один раз, то Вы ничего не должны делать. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз». Выстукивается ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата аналогично п. 4.

6. Исследование хватательных рефлексов. Больной сидит, его просят положить руки на колени ладонями вверх и проверяют хватательный рефлекс. Отсутствие хватательного рефлекса оценивается в 3 балла. Если больной спрашивает, должен ли он схватить, ставится оценка 2. Если больной хватает, ему дается инструкция не делать этого и хватательный рефлекс проверяется повторно. Если при повторном исследовании рефлекс отсутствует, ставится 1, в противном случае – 0 баллов.

Результат теста может варьировать от 0 до 18; при этом 18 баллов соответствуют наиболее высоким когнитивным способностям.

В диагностике деменции с преимущественным поражением лобных долей имеет значение сопоставление результата FAB и MMSE: о лобной деменции говорит крайне низкий результат FAB (менее 11 баллов) при относительно высоком результате MMSE (24 и более баллов). При деменции альцгеймеровского типа легкой выраженности напротив, снижается прежде всего показатель MMSE (20-24 балла), а показатель FAB остается максимальным или снижается незначительно (более 11 баллов). При умеренной и тяжелой деменции альцгеймеровского типа снижается как показатель MMSE, так и показатель FAB.

Простота и необычайно высокая информативность данного теста, в том числе и при легкой деменции, делает его одним из наиболее общеупотребительных инструментов для диагностики данного клинического синдрома.

Тест проводится следующим образом. Больному дают чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Исследователь говорит: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате, и чтобы стрелки часов показывали без пятнадцати два». Больной самостоятельно должен нарисовать круг, поставить в правильные места все 12 чисел и нарисовать стрелки, указывающие на правильные позиции. В норме, это задание никогда не вызывает затруднений. Если возникают ошибки, они оцениваются количественно по 10-балльной шкале:

10 баллов – норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время.

9 баллов – незначительные неточности расположения стрелок.

8 баллов – более заметные ошибки в расположении стрелок

7 баллов – стрелки показывают совершенно неправильное время

6 баллов – стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком)

5 баллов – неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое.

4 балла – утрачена целостность часов, часть чисел отсутствуют или расположена вне круга

3 балла – числа и циферблат более не связаны друг с другом

2 балла – деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно

1 балл – больной не делает попыток выполнить инструкцию

Выполнение данного теста нарушается как при деменциях лобного типа, так и при альцгеймеровской деменции и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур. Для дифференциального диагноза данных состояний, при неправильном самостоятельном рисунке, больного просят дорисовать стрелки на уже нарисованном (врачом) циферблате с числами. При деменциях лобного типа и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур легкой и умеренной выраженности страдает лишь самостоятельное рисование, в то время как способность расположения стрелок на уже нарисованном циферблате сохраняется. При деменции альцгеймеровского типа нарушается как самостоятельное рисование, так и способность расположения стрелок на уже готовом циферблате.

Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating)

Для оценки тяжести когнитивных нарушений применяются как количественные нейропсихологические методики, так и клинические шкалы, которые оценивают и когнитивные, и другие (поведенческие, эмоциональные, функциональные) симптомы деменции. Данная Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating) является одной из наиболее полных клинических шкал, весьма часто применяемой на практике. 2-я и 3-я позиции данной Шкалы соответствуют легкому когнитивному расстройству, а 4-7-я – деменции (согласно МКБ-10).

1 – нет ни субъективных, ни объективных симптомов нарушений памяти или других когнитивных функций.

2 – очень мягкие расстройства: жалобы на снижение памяти, чаще всего двух видов (а) – не помнит, что куда положил; (б) забывает имена близких знакомых. В беседе с больным нарушения памяти не выявляются. Больной полностью справляется с работой и самостоятелен в быту. Адекватно встревожен имеющейся симптоматикой.

3 – мягкие расстройства: негрубая, но клинически очерченная симптоматика. Не менее одного из следующих: (а) невозможность найти дорогу при поездке в незнакомое место; (б) сослуживцы пациента знают о его когнитивных проблемах; (в) трудности поиска слова и забывчивость на имена очевидна для домашних; (г) пациент не запоминает то, что только что прочел; (д) не запоминает имена людей, с которыми знакомится; (е) куда-то положил и не смог найти важный предмет; (ж) при нейропсихологическом тестировании может отмечаться нарушение серийного счета.

Объективизировать когнитивные расстройства при этой степени выраженности можно лишь с помощью тщательного исследования высших мозговых функций.

Нарушения могут сказываться на работе и в быту. Больной начинает отрицать имеющиеся у него нарушения. Часто легкая или умеренная тревожность.

4 – умеренные нарушения: очевидная симптоматика. Основные проявления: (а) пациент недостаточно осведомлен о происходящих вокруг событиях; (б) нарушена память о некоторых событиях жизни; (в) нарушен серийный счет; (г) нарушена способность находить дорогу, осуществлять финансовые операции и т. д.

Обычно нет нарушений (а) ориентировки во времени и в собственной личности; (б) узнавания близких знакомых; (в) способности находить хорошо знакомую дорогу.

Неспособность выполнения сложных заданий. Отрицание дефекта становится основным механизмом психологической защиты. Отмечается уплощение аффекта и избегание проблемных ситуаций.

5 – умеренно тяжелые нарушения: утрата независимости. Невозможность припомнить важные жизненные обстоятельства, например, домашний адрес или телефон, имена членов семьи (например, внуков), название учебного заведения, которое заканчивал.

Обычно дезориентация во времени или в месте. Трудности серийного счета (от 40 по 4 или от 20 по 2).

В то же время, основная информация о себе и окружающих сохранна. Пациенты никогда не забывают собственное имя, имя супруга и детей. Не требуется посторонней помощи при еде и естественных отправлениях, хотя могут быть трудности при одевании.

6 – тяжелые нарушения: не всегда возможно припоминание имени супруга или другого лица, от которого имеется полная зависимость в повседневной жизни. Амнезия на большинство событий жизни. Дезориентация во времени. Трудности счета от 10 до 1, иногда также от 1 до 10. Большую часть времени нуждается в посторонней помощи, хотя иногда сохраняется способность находить хорошо знакомую дорогу. Часто нарушается цикл «сон-бодрствование». Почти всегда сохранно припоминание собственного имени. Обычно сохранно узнавание знакомых людей.

Изменяется личность и эмоциональное состояние. Могут быть: (а) бред и галлюцинации, например, идеи о том, что супруга подменили, разговор с воображаемыми лицами или с собственным отражением в зеркале; (б) навязчивости; (в) тревожность, психомоторное возбуждение, агрессия; (г) когнитивная абулия – отсутствие целенаправленной деятельности в результате утраты способности к ней.

7 – очень тяжелые нарушения: Обычно отсутствует речь. Недержание мочи, необходима помощь при приеме пищи. Утрачиваются основные психомоторные навыки, в том числе навык ходьбы. Мозг больше не способен руководить телом. Отмечаются неврологические симптомы декортикации.

refdb.ru