Ребенок утром не хочет идти в садик

Что делать, если ребенок с утра не хочет идти в сад или школу?

В детский сад обычно не хотят идти те детки, которым не хватает внимания родителей. Это совершенно не означает, что вы плохой родитель, если ваш ребенок скандалит по утрам и не хочет идти в садик, просто скорее всего ему нужно еще больше вашего внимания. Если есть возможность, то в этом случае лучше отложить детский сад на следующий год, а то и вовсе отказаться от такой идеи — для здоровья и благополучия малыша наиболее важна благоприятная обстановка в семье и отсутствие серьезных стрессов, а сад — это стресс для тех ребят, которым не хватает внимания родителей. Если детского сада все же не избежать, постарайтесь проводить с ребенком больше времени вместе, придумайте традицию или ритуал — например, каждый вечер с 7 до 8 вечера вы вместе с малышом читаете книжку. Важно эту традицию не нарушать, чтобы ребенок точно знал, что у него есть свой личный законный час, который родители потратят только на него.

Если в школу не хочет идти первоклашка (6-7), значит, он не был к этому готов и адаптация протекает крайне болезненно, ведь учебная деятельность еще не стала ведущей, ею по-прежнему является сюжетно-ролевая игра, как в 3-6 лет. Лучшая проверка малыша на готовность к школе — его громкий ответ «Да!» на вопрос «ты хочешь в школу?».

Подростки (11-16 лет) чаще всех остальных детей отказываются идти в школу, правда обычно они по утрам не скандалят, а просто прогуливают уроки. С кризисом подросткового возраста учебная деятельность перестает быть ведущей и отходит на задний план, на смену ей приходит интимно-личностное общение со сверстниками. Все, что хочет тинейджер, это познавать мир чувств и эмоций. Подростки слишком увлечены отношениями — они влюбляются, ругаются, мирятся, постоянно находятся в эйфории от коммуникации с ровесниками. Учеба совершено не вписывается в их поле интересов — какие могут быть уроки, когда вокруг столько друзей и со всеми хочется пообщаться?

youtube03.com

Что делать, если ребенок не хочет идти в садик?

Что делать, если малыш не хочет идти в садик? Как выяснить причины такого поведения? Как утром разбудить и поднять малыша?

Обычно по достижению малышами 2-3 лет те идут в детский сад. Но не каждый ребенок сможет ходить туда с большим удовольствием. Ведь в саду не будет мамы, а няня или воспитательница – чужие тети. Там нельзя делать то, что хочешь. И главное — все не так, как у него дома.

Может, малыш не смог найти друзей, или кто-то его оскорбляет? Как же поступить маме? Особенно, когда она работает и, отправляя малыша в садик, чувствует себя не очень хорошо, зная, что кроха там плачет. Вроде можно было бы на денек отпроситься с работы и побыть с малышом. Но это не выход. Нужно для начала разобраться с причинами такого поведения ребенка. Когда малыш только-только пошел в садик — вполне понятны и нежелание, и страхи, и новая обстановка и так далее. Здесь требуется много маминой любви и терпения.

Малыш не хочет идти в садик по разным причинам. Нежелательно маме сразу выходить на работу — постарайтесь некоторое время побыть с ним садике, постепенно продлевайте время пребывания ребенка в саду, заинтересуйте его чем-то, познакомьте с новыми друзьями. Готовьте и настраивайте малыша к тому, что ему нужно ходить в садик упорно и долго. Постоянно повторяйте ему, какое это чудесное место, говорите, что малышу здесь будет очень увлекательно, интересно. Расскажите, кто такая воспитательница, и что ее не нужно бояться. Иногда помогает такая уловка: объясните малышу, что теперь вы с ним ходите на работу, мама – на свою, а ребенок – на свою, в садик. Этим малыш почувствует свою важность и будет вроде бы причастен к миру взрослых. Чтобы кроха легче вставал, собираясь утром в детский сад, нужно дать ему важное дело. Например, как можно быстрее отнести конфету или прийти первыми.

Ребенок не хочет в садик и потому, что его там обижают или он боится воспитательницу. Попроси ее внимательнее присматривать за малышом. Она должна Вам помочь найти причину и урегулировать конфликт с другими ребятами. Если никаких изменений не произошло — пообщайтесь с родителями обидчика, и пусть они поговорят с их ребенком.

Для лучшего общения со сверстниками пусть малыш покажет им новую игрушку, которой ни у кого нет, угостит конфетами, сладостями или предложит поиграться вместе. Детский коллектив очень полезен для ребенка, но в особых случаях это может сильно расстроить его психику.

Малыша можно заинтересовать только в те дни, когда он ходит в садик. Например, утром дать ему сладости или с вечера предложить ему поиграть с попугайчиком или почитать интересную книгу, позволить посмотреть мультик. Выбирайте тот метод, который подействует на Вашего ребенка.

www.webkarapuz.ru

Почему ребенок не хочет идти в детский сад

Физически заставить ходить ребенка в садик легко, взяв его «за шкирки» как котенка и приносить в это ненавистное место. Но долго ли выдержишь ты и твой ребенок? Так он возненавидит и учреждение, и тебя и всех на свете. Ребенок не взрослый, слово «надо» не будет мотивировать идти в садик. Он не знает, что такое «обязанности». Ребенок делает только то, что ему интересно.

Заинтересуй малыша, мотивируй. Мотивацией может выступать поход на любимую игровую площадку после садика, любимая шоколадка. Но это все временно. Чтобы действительно ребенок хотел ходить в садик, нужно эмоционально зацепить его. Походы в садик – это его первые походы в общество. Пускай привыкает!

Для начала, выясни причины, почему ребенок не хочет туда идти. Если что-то не в порядке с коллективом – переведи его в другую группу, или даже садик. Если у твоих знакомых есть дети твоего же возраста, «подружи» их, пускай ходят в один садик.

Поговори с воспитателем, пусть понаблюдает за твоим ребенком и, возможно, она назовет другие причины. Поговори с ребенком. Постарайся объяснить ему, почему нужно ходить в садик. Расскажи, что родители отдают его в садик не потому, что он надоел, а для того, чтобы заработать деньги, на которые потом ему купят шоколадки и игрушки. Пускай думает, что это его «работа» ходить в садик – он будет чувствовать ответственность за то, что он что то делает для семьи. Всячески поддерживай его и поощряй. А может он боится, что за ним не придут и оставят в садике? Постарайся не опаздывать, а то дети очень переживают по этому поводу. Малыш должен чувствовать, что ты его никогда не бросишь. На заметку, психологи говорят, что этим никогда нельзя пугать или воспитывать ребенка: «если будешь плакать, я сейчас уйду или отдам тебя чужой тете», -это может стать большим детским страхом, и перейти потом в психологический комплекс.

Может быть и такое, что ребенок просто не высыпается, поэтому вставать рано утром для него — большой стресс. Следи, чтобы малыш ложился вечером вовремя, а также наблюдай, как он спит, не снятся ли ему кошмары, которые мешают сну? Пробуждай малыша мягко, с поцелуем, улыбкой. Говори ему «с добрым утром» вместо «пора в садик». Нужно, чтобы у всех в семье с утра было хорошее настроение, никогда не ссорьтесь. Установи правило: «не ссориться по утрам», и это войдет в привычку. Тогда последующий день тоже будет лучше.

mama.ua

Не хочу в детский сад! А что скажет психолог?

Трудности привыкания малыша к детскому саду порой доставляют родителям много волнений и хлопот, иногда приходится даже обращаться за советом к психологу. На сайте Det-sad.com, посвященном детским садам, психологи-консультанты не раз разбирали письма обеспокоенных родителей. Публикуем наиболее яркие вопросы-ответы.

Не хочу в детский сад!

Всем здравствуйте! Может быть, вы знаете, как нам помочь? Моей дочке 2 года 4 месяца. Она очень эмоциональная и застенчивая девочка, сильно привязана к маме, и даже с родственниками ведет себя настороженно. В детский сад мы пошли 1 сентября при полном параде. Давно мечтали о детском садике, о новых друзьях, ждали, пока подрастем. Заранее перешли на садовский режим дня, постоянно разговаривали о тете-воспитательнице, к которой можно будет подойти с любым вопросом или проблемой, пока мамы не будет рядом.

Но в первый же день нас постигло разочарование. Мне не дали даже попрощаться с ребенком, просто унесли в группу и закрыли дверь. Ребенок еще долго стоял под дверью и кричал: «мама». Забрала я ее через пару часов. Дома поговорили с ней, договорились, что завтра снова пойдем, но уже нормально попрощаемся и расстанемся без слез. Так и вышло. Воспитательница стала настаивать, чтобы я оставляла ее на более длительный срок. На третий день я забрала ее после обеда, всю в слезах. Каждое утро у нас начиналось со слов «не хочу в садик». Прошло 3 недели. Дочка еще ни разу не оставалась на сон (категорически отказывается), но воспитатель говорит, что в детском саду так не положено и настаивает. Девочка стала плаксивой, замкнутой, раздражительной. Не отпускает меня ни на минуту, перестала общаться со своими прежними друзьями во дворе, говорит, что все дети плохие. По ночам часто просыпается с криками, плачем.

Зовет маму и твердит, что не хочет в детский садик, что в садике плохо. Что именно «плохо», выяснить не получается (она еще не все слова говорит). Снова начала писаться по ночам. Невролог выписала сильнодействующие успокоительные. А в садике твердят, что все детки через такое проходят и не надо особо обращать внимание на ее капризы. Подскажите, пожалуйста, как быть.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Прекрасно, что вы сами чувствуете: «не обращать внимание» не получится, да и ни к чему. Я бы посомневалась и насчет таблеток — зачем ребенку такой сильный глушитель? У детей очень хорошо работают механизмы саморегуляции. И если ребенок что-то делает и как-то себя ведет — можете быть уверены, ему так необходимо делать. Ну, не делают детки ничего лишнего. Это нам, взрослым, иногда кажется, что ребенок «чудит». А у них все очень даже целесообразно. Просто мы не всегда понимаем, в чем суть. Эти простые и естественные механизмы и позволяют детям приспосабливаться к новым ситуациям. Посмотрим, что делает для приспособления к новой жизненной ситуации ваша девочка.

Плачет, «не хочу в садик», замкнулась, стала раздражительной, боится отойти от мамы, прекратила контакты с детьми, нарушился сон, писается по ночам. В принципе, общая тенденция нормальная. Девочка осваивает новую ситуацию, все силы брошены на решение новых задач, при этом происходит возврат (временный) на более раннюю ступень развития так, будто она вдруг стала младше. Посмотрите, насколько это разумно и логически красиво! Сэкономленная энергия перебрасывается на обработку отношений с новым окружением — воспитателем, детьми в группе. Как только девочка адаптируется (задача решена), все старые навыки и умения к ней вернутся. Она снова станет такой, как была до сада.

Если же начать глушить дитя таблетками, ничего не обработается, задача не будет решена (в худшем случае до самой пенсии). Да, она будет вести себя спокойнее. Да, будет отпускать вас. Да, будет спокойно спать. Но какой ценой? Цена достаточно высока. Проблема не решается, а загоняется внутрь маленького человека. К чему это приведет? Возможные варианты: болезни, психологические проблемы, зажимы, комплексы и тому подобное. Зачем это вам?

В вашем вопросе есть один интересный момент, который часто в подобных случаях опускается: как вы лично переживаете процесс привыкания (или не привыкания) дочки к садику? Что вы чувствуете по этому поводу? Насколько сильны ваши чувства? Какие у вас есть ожидания?

Казалось бы, причем тут это? Очень причем. Ваши чувства проявляются вовне, хотите вы этого или нет. То, о чем вы много думаете, да еще и очень эмоционально, всегда приближается к вам, притягивается, просто потому, что вы уделяете вопросу много внимания.

Если у мамы есть глубокая уверенность в том, что ее ребенок гибко приспосабливается к новым ситуациям, что ему по жизни интересно все новое (а это так на самом деле и есть — у детей особенно!), такая мама и ведет себя соответственно. Какие-то неуловимые детали, жесты, мимика, интонация, выражение глаз — все говорит ребенку (и другим тоже) о том, что вот — это моё дитя, оно такое прекрасное, совершенное, с такими прекрасными возможностями и способностями, она растет, развивается, учится, меняется и остается замечательным, неповторимым человеком.

Это о доверии к ребенку и его возможностям, о доверии к себе, об уверенности — вашей. Ваша уверенность — очень важная вещь для вашего ребенка, но для вас — просто критическая, главная.

Вернемся к саду. Предполагаю, что реальность разрушила ваши ожидания по поводу садика — картинка, которую вы рисовали, оказалась неточной, мягко говоря. Ваше разочарование, о котором вы упоминаете, в данной ситуации желательно как можно быстрее обработать — ведь вы не обязаны были абсолютно точно угадать, как будет там, в неизвестном саду? Вот и садик не обязан быть таким, каким вы его себе представляли. И воспитательница имеет право быть другой — не лучше или хуже, а просто другой. Согласитесь, если бы жизнь разворачивалась в точности по нашим расчетам, скольких приятных сюрпризов мы бы лишились! Простите этот сад за то, что он оказался жестче, чем хотелось — и отпустите свое разочарование на все четыре стороны, освободите его, пусть улетает. Теперь вы сможете вернуться в реальные обстоятельства и принять их, как есть. Что тут можно предпринять?

Можно заменить таблетки паузой — каникулами. Например, пару недель посидеть дома, а потом снова пойти в группу. Таким образом мы дадим ребенку дополнительное время на переваривание информации. Далее, вы не оставляете девочку на тихий час — это тоже прекрасный способ дать ребенку возможность более плавно привыкнуть к саду. Она хочет быть как можно чаще с вами? Прекрасно, пусть будет, пока ей это так нужно. Дайте ей возможность убедиться на деле, что вас с нею нет только в саду, в остальное время вы в свободном доступе и никуда не исчезаете.

Еще немного о доверии к себе и ребенку. Я очень рада, что у вас с этим порядок. В вашем письме упоминаются два советчика — воспитатель и врач. Вы поступаете просто гениально — слушаете их советы и поступаете так, как решаете вы и дочка. Это, по меньшей мере, мудро. Они действительно советчики, со своим опытом и знаниями. Но решение принимаете вы и дочка. Молодцы! (Я, с вашего позволения, причисляю себя тоже к советчикам.).

Ребенок не адаптируется к детскому саду

Добрый день! Моему ребенку 4 года, мы стали ходить в детский сад в 1 год 10 месяцев. У ребенка плохой иммунитет, мы постоянно болели и продолжаем болеть. У нас есть подозрение на бронхиальную астму, мы сейчас обследуемся, т.к. часто болел бронхитом обструктивным. Мы ходим мах 10 дней, и 2-3 недели болеем. Летом не болеем вообще, за 4 месяца он не болел ни разу.

В этом году пошли 15 сентября, отходили неделю и заболели на 2 недели. Потом вышли на 4 дня, и у ребенка началась рвота в детском саду, с промежутками в 2-3 дня. Мы сдали все анализы, сделали узи желудка, все ок. Выяснили, что ребенка пичкали едой насильно. Мы воспитателям высказали, чтоб не кормили насильно.

Появилась новая проблема: ребенок перед детским садом хочет какать уже 3 дня подряд, даже если дома только что сходил. Я думаю, на нервной почве. Их заставляют самих вытирать попу, а мой ребенок переживает, что плохо вытрет. У нас закончилась бумага, воспитатель дала ему чужую и сказала: не рви много, чужая ведь. Дома я его приучаю самому вытирать.

Ребенок не хочет ходить в детский сад, он комплексует, боится, что его будут ругать, что он не так что-нибудь сделает. Воспитатели на мою просьбу помочь ему адаптироваться после лета не прилагают никаких усилий. Каждое утро он плачет и просит меня подождать, когда он покакает. Ребенок очень переживает, а они списывают это на адаптацию к детскому саду. Подскажите, как помочь моему ребенку адаптироваться и реже болеть.

Отвечает Ольга Сергачева, детский психолог:

Здравствуйте! В вашем случае, думаю, следует уже говорить не об адаптации ребенка к детскому садику, а о последствиях плохой адаптации (или скорее дезадаптации). Частые заболевания (в том числе и ОРЗ и простой насморк) в вашем случае скорее психосоматические, т.е. основная причина — психологические проблемы. Если не решить эти проблемы, то заболевания будут продолжаться и усложняться. Появление таких симптомов, как рвота и желание покакать, говорит, что в настоящее время проблемы серьезные (так можно и до невроза дойти). Весь организм ребенка уже просто кричит — мне плохо, помогите мне! Детский сад для ребенка сейчас уже является стресс-фактором, который запускает весь механизм проблем. Врачи и таблетки в данном случае не являются единственным способом решения проблемы — вы устраняете симптомы, а не причину.

Обязательно, просто необходимо обратиться к детскому психологу. Ребенку необходима психологическая помощь, работа с психологом. Если в детском саду вам согласны помочь и поработать с ребенком — хорошо. Если нет — ищите другого детского психолога и идите за помощью. Воспитатели и заведующая в лучшем случае будут соглашаться с вами и делать то, что для них не сложно. В наших детских садах много детей, и воспитатели не нацелены на индивидуальный подход, особенно со сложным ребенком. Проявляйте активность сами. Вам сейчас очень трудно, вы очень устали, много переживаний и хлопот, но вашему сыну еще сложнее — он маленький и беззащитный в этом сложном окружающем мире. Постарайтесь собрать все свои силы, всю свою любовь и вместе с походами к врачам и детским психологам находите время, чтобы дарить своему сынишке нежность, заботу, минуты ласки и любви. Он в этом сейчас так нуждается.

Адаптация к детскому саду через плач. Зачем?

Здравствуйте! Посоветуйте, как быть? Мы два дня ходим в ясли (сыну 1 год 8 месяцев). В первый день воспитатель взяла сыночка на руки и унесла в группу, мне не дала его завести, сказала, уходите быстрее (детский сад государственный). У сына это вызвало страшный плач (или истерику), ужас какой и очень долгий. Я думала, мне дадут его завести, ознакомить — он вообще у нас перестал меня куда-либо отпускать после того, как мы лежали в больнице, под капельницей. Я опешила, он ко мне, а воспитатель его в группу: идите, у нас не положено. Через час я его забрала, надо было через два, и сказала, что завтра останусь с ним, она согласилась. Снова пришли — воспитатель была настроена против уже, чтобы я была, я ее уговорила разрешить остаться мне на завтрак. Когда сыночек отвлекся на игрушку, я ушла, но плач был слышен на улице. Неужели надо приучать так, через плач? Сыночек, вижу, уже ко мне относится по-другому, все больше к папе, а два дня назад все было наоборот. Может, это я преувеличиваю, и пусть поплачет, как они говорят, и привыкнет. Но почему-то я не согласна с этим, хочу первое время походить с ним, они пока не разрешают. А муж говорит: он привыкнет, что ты рядом, тогда совсем не сможешь уйти, и сколько ты будешь так с ним ходить? Но ведь это же стресс для него. Разве так должно быть, не знаю? Или лучше повести в сад через год? И опять муж не согласен, говорит, вот там коллектив, пусть привыкает. Спасибо.

Дорогая мама! Очень меня тронуло ваше письмо. Я с вами полностью согласна. Не должен ребенок плакать. Мы детей рожаем не для того, чтобы им было плохо, а для того, чтобы они радовались жизни (желательно вместе с нами), чтобы им жить было интересно и приятно, а не страшно и больно. Поэтому ситуацию с яслями я бы посоветовала срочно изменить: либо найти другие ясли, с более гуманными и понимающими воспитателями, либо посидеть еще дома какое-то время. В 1 год 8 месяцев у среднестатистического ребенка потребность в общении со сверстниками выражена еще слабо, она постепенно растет, достигая своей первой вершины в 4 года. Сейчас для вашего малыша гораздо важнее отношения с мамой и папой, ближайшими людьми, а сверстники интересны, но не настолько, чтобы проводить с ними весь день.

Бояться вырастить «маменькиного сыночка», который в 15 лет будет держаться за мамину юбку, в вашем случае не стоит. Приблизительно в 2–2,5 года наступает время, когда ребенок учится «отрываться» от родителей, прежде всего от мамы. Всевозможные «я сам» становятся все чаще, ребенок примеряет роль самостоятельного человека, ему интересно учиться делать все самому, интересно попробовать отойти от мамы подальше — и в буквальном, и в переносном смысле, — а потом вернуться. При этом он активно учится, смотрит на вашу реакцию, пробует, импровизирует, творит.

Теперь открываю секрет: на этом этапе развития и формируются «маменькины дети» — несамостоятельные, зависимые, инфантильные взрослые дядечки и тетечки, которые сами шагу ступить не могут. Несамостоятельный человек формируется именно в этом возрасте, когда он ребенком очень хочет что-то сделать сам, попробовать что-то новое, отойти на 20 метров, чтобы нарисовать мелком на асфальте, например, а у мамы или папы истерика: не смей убегать! Там бабайки толпами ходят, у бабушки слабое здоровье, без моего разрешения ни шагу, и далее в том же духе. Как видите, ситуация немножко другая — ребенок хочет отодвинуться на время, а потом вернуться, а его не пускают.

Ваш малыш откровенно протестует против разрыва с вами, пусть и на несколько часов. По-моему, это может значить только одно — рано, наверное, или садик не совсем подходит. У детей внутри такая замечательная пружинка есть — она их заставляет делать то, что им действительно нужно, и не делать того, что им действительно не нужно. У взрослых она тоже имеется, но не у всех одинаково сильная. Некоторые взрослые ее так запихивают в угол все время, что она теряет упругие свойства. Как запихивают? А словами: надо, должен, у всех так, а то будет плохо, иначе нельзя. Дорогие товарищи взрослые, можно! Каждый из вас — творец, вы можете жить не так, как «положено», а как ваша душа вам подсказывает. Некоторые называют это «счастье».

Ребенок неожиданно стал отказываться ходить в детский сад

Добрый день! Помогите нам, пожалуйста, разобраться в ситуации!

Дочка ходит в детский сад с 1,8 года. Всегда с радостью бежали в садик, прыгали от восторга и домой уходить не хотели. Я нарадоваться не могла и очень сочувствовала тем мамам, у которых детки плачут. До 3 лет мы ходили в один детский сад. Потом мы переехали жить в Москву, тут тоже устроились в детский сад. И тоже ходили без проблем. Но все началось неожиданно.

В саду (речь пойдет о нынешнем учреждении) была только одна воспитатель и няня. То есть смены не менялись никогда. А вдруг в марте пришла еще одна воспитатель, и начались смены. Причем новый педагог не имел стажа работы с детьми вообще. В группе начался бардак полный! Дети разбаловались очень (это заметили многие родители). В итоге эта новая воспитатель перешла в другую группу, и у нас опять все по-прежнему. Все бы хорошо, только вот дочка-то наша плачет каждое утро! Я, конечно, не хочу обвинять воспитателей, но почему-то концерты наши начались именно в этот период.

Что думать, не знаю. Дочка говорит, что ее в детском саду обижают ребята, кусают, щипают, хотя я на ней никаких следов то не вижу. Воспитателя спрашивала об этом. Говорят, она у нас компанейская, детки сами к ней тянутся играть! И никто никого не обижает! Потом была причина, что повар невкусно готовит. Но это действительно было, повар сменился, причина плакать отпала.

Потом дочура начала плакать сильно и боится, что я за ней не приду вечером. И не хочет совсем ходить в детский сад. Уж это откуда взялось, я вообще не пойму! Мы объясняем, что мы ее сильно любим, что нам без нее очень плохо. Стараемся с ней строить планы на вечер утром по дороге в садик, чтоб она почувствовала себя очень нужной в семье!

Подскажите, пожалуйста, как правильно себя вести? Как докопаться до причины действительной? Мне кажется, что ребенок чего-то не договаривает нам! Хотела сходить к психологу, но бесплатно не попасть, т.к. у нас нет постоянной прописки в Москве, а платно дороговато!

Очень надеемся на вашу помощь.

Хотела бы я с вами поговорить, потому что из вашего письма не совсем понятны несколько существенных деталей.

Во-первых, когда именно ваша дочка начала плакать в связи с детским садом: когда пришла новая воспитательница, когда она ушла или в промежутке между этими событиями?

Во-вторых, о причинах недовольства, которые называет ваша дочка. После того, как повар сменился, и снова стало вкусно, она хоть сколько-то времени была довольна жизнью? Или же все продолжалось, как и раньше, просто вам была предъявлена другая причина?

Причины плача могут быть самыми разнообразными, но если ребенок на протяжении длительного времени постоянно туда не хочет, может, проще всего забрать ее из детского сада?

Для того чтобы узнать истинные причины такого поведения, могу предложить несколько способов, а вы уж сами выбирайте, что лучше подходит. Если вы играете с дочкой, попробуйте «проиграть» ситуацию с детским садом, пусть в детский сад ходит кукла или мишка, или кто угодно — хоть бабушка с дедушкой, хоть самокат. Таким образом можно будет прозондировать почву насчет отношений с воспитателем, детьми, другим персоналом. Тут большой простор для творчества, вы сами почувствуете, если что-то в игре пойдет не так, только играть нужно искренне, по-настоящему. Получите удовольствие!

Можно предложить ребенку порисовать (или просто посмотреть, что она рисует) — нарисовать детский сад, воспитательницу, детей, игру, прогулку, обед, все, что она захочет. Обратите внимание на цвета, просто прислушайтесь к своим ощущениям, когда смотрите на рисунок, дети очень выразительно рисуют, Вы знаете.

Будет очень хорошо, если Вы сможете ответить себе на вопрос: что еще появилось нового в поведении девочки кроме нежелания идти в сад. Привычки, отношения, предпочтения, интересующие ребенка темы — возможно, здесь вы тоже найдете подсказку.

Одной из возможных причин может быть возрастная динамика — растет человек, запросы меняются, и это очень хорошо, а воспитатель ей теперь нужен другой. А может быть, в группу детского сада пришел новый ребенок, на которого ваша дочка реагирует особым образом?

Кроме того, из письма следует, что вы не полностью доверяете вашей дочке и считаете, что и она не доверяет, т.к. недоговаривает. Отсюда желание «докопаться». А девчушка, может, и сама не осознает, что ее так напрягает в детском саду, просто чувствует, и все.

Если докопаться не удастся, не расстраивайтесь. В этом случае можно попробовать сменить детский сад, вообще найти альтернативу саду. Честное слово, ребенку виднее, чем нам, умным взрослым. Вспомните, что вы сами делаете, если что-то или кто-то не нравится без всякой видимой причины — вот не нравится, и все тут, а что именно не нравится, непонятно, просто не к чему придраться. Мне, например, в такой ситуации тоже иногда хочется докопаться, особенно если вопрос для меня важный. А я знаете, что делаю, если не могу понять причину антипатии? Разворачиваюсь и очень быстро ухожу из того места или от того человека, с которым мне неуютно. Ведь живу я сейчас, а разобраться в причинах и потом можно.

Просто своей интуиции можно доверять — она никогда не подведет. Так же и ребенку можно доверять, потому что у детей эта самая интуиция обычно работает гораздо лучше, чем у взрослых. Решайте вопрос вместе! Если вы с вашей дочкой объедините усилия, решение обязательно найдется.

www.ourbaby.ru

Если ваш ребёнок утром не хочет идти в сад или в школу

Если ваш ребёнок утром не хочет идти в сад или в школу, не обязательно проблема в детском саду или в школе. Особенно если Вы видите, что ребёнок после того, как попал на место, прекрасно себя чувствует и после занятий не спешит собираться домой.

Всегда ли Вы сами утром хотите вставать и куда-нибудь идти, глядя в темноту за окном?

Вами часто движет чувство долга и воспитанная воля, а для ребёнка пока это лишь слова.

Как облегчить сложности утреннего подъема

Одно лишь осознание того, что нужно вылезти из тёплой кровати, натянуть на себя целую гору тёплых вещей и выйти в мороз, вгоняет многих в стресс.

То есть проблема может быть не дома и не в учебном заведении, а в переходе из одного пространства в другое, в переживании изменения.

Наш мозг настороженно относится к изменениям, изменения обозначают опасность.

Необходима активная мобилизация ресурсов, но утром, пока вы ещё толком не проснулись, адаптивные механизмы ещё не включились, проще включить торможение изменениям, а не сами изменения. Нет, я ещё посплю, нет, я ещё посижу.

Сколько родителей мне рассказывали истории про утренних девочек, сидящих по 20 минут, натянув колготки на одну ногу. Сколько родителей рассказывали про мальчиков, застегивающих одну пуговицу на рубашке по полчаса.

Мне мама в детстве говорила: «Дедушка Ленин всегда быстро вставал из кровати, чтобы делать дела.» И я представляла себе Дедушку Ленина таким маленьким курчавым ангелом, как на октябрятской звездочке. И юный Дедушка Ленин быстро вылезал из своей тёплой кроватки и шёл учиться совершать революции. Меня это даже как-то мотивировало, и я, тяжело вздыхая, отправлялась чистить зубы.

Так как телепортацию до сих пор не придумали, а Дедушка Ленин уже не может служить достаточной причиной для быстрого утреннего подъёма, давайте подумаем, как облегчить сложности перехода.

Очень важно, чтобы выполнялся один и тот же ритуал, помогающий Вам и/или ребёнку осуществить переход от сна к выходу из дома. Мне важна кружка горячего чая, кому-то массаж ушей, кому-то шум посуды из кухни — звуки и действия, без которых переход происходит медленнее.

Для маленьких можно нарисовать собственную книжку или наклеить картинки: как устроено утро. Проснулись, пошли умываться, чистить зубы, одеваемся и т. д. Правило последовательности: «когда это — тогда то».

Ребёнку важно знать и то, как будет устроен день дальше. С теми, кто очень плохо включается утром, необходимо с вечера проговорить: какие у него занятия и уроки, какая воспитательница и учительница, кто из друзей его ждёт, что делать с теми, кто кидается песком или обзывается.

Дети обычно не выбирают идти им заниматься/учиться/работать или не идти. Их жизнь пока определяют родители.

Можно ли сделать так, чтобы ребёнок мог что-нибудь выбрать после того, как окажется вне дома, хотя бы в воображении? С кем первым ты хочешь увидеться в школе? Что ты хочешь сегодня сделать в детском саду? (Есть ли что-то сегодня интересное на моей работе, что я хочу сделать в первую очередь?)

Собираться в то место, где тебя ждёт что-то понятное и интересное, намного проще.

Постарайтесь не переусердствовать с сиюминутными выборами. «Надень то, что ты хочешь» — многих ставит в тупик. «Шкаф большой, а надеть нечего» — серьёзная проблема. Одежду для сада/школы/работы лучше хранить отдельно. Из трёх платьев проще и быстрее выбрать, чем из 20.

Не задавайте утром вопросов, на которые Вы не хотите слышать не устраивающий Вас ответ. Например: «А ты хочешь в школу?» Утро — не время для провокаций и выяснения отношений.

Народная мудрость советует: вернись туда, где принял решение и сразу всё вспомнишь.

Более простой и научно-подтвержденный вариант: достаточно вернуться не к тому месту, где был, а пройти лишь часть пути. Вернуться через первый по ходу дверной проем.

Чтобы у детей включились механизмы адаптации, важно, чтобы они прошли через дверной проём, то есть вышли из своей комнаты и частично собирались в другой части пространства.

nashideti.temaretik.com

Ребенок не хочет идти в детский сад: 5 причин

Хочу сразу отметить: я против посещения сада до трех лет. Это моя профессиональная точка зрения. Поэтому все, о чем мы будем говорить дальше, применимо для детей старше трех лет. Итак, вот какие могут быть причины:

Дом не отпускает

Первый вариант – страх родителей за ребенка (будет болеть, слишком слабый физически, воспитатели о нем там не будут заботиться, как нужно, и тому подобное). Второй – отрицательный родительский опыт посещения сада в детстве. И это внутреннее восприятие родитель подсознательно посылает ребенку. «Это ужасное место, но тебе придется туда ходить», — как бы транслирует ребенку мать. «Не пойду!» — кричит здоровая психика ребенка. Третий – страх аутентичности мамы. Часто в случае с младшими детьми, когда в семье заканчивается этап досадовского детства, мама начинает бояться, неосознанно. Все это время она была молодой мамой, которая заботилась о маленьком ребенке, а теперь он идет в садик, и у нее возникают страхи — а будет ли она нужна («кем я буду без ребенка»).

Все это может повлиять на внутреннее решение ребенка. «Лучше я останусь дома, маме так будет спокойнее», — чувствует ребенок. «Мама не будет за меня переживать, я не пойду в страшное место, если я уйду из дома, случится беда» – последний страх свойственен чрезмерно ответственным детям.

Но как активное желание родителя отдать ребенка в сад может помешать ему хотеть этот сад посещать? А все то же самое. И в этом случае ребенок вынужден справляться не только с собственными эмоциями и переживаниями, а еще и с переживаниями родителей. По сути, бессознательно родители транслируют ребенку: расти скорей, докажи всему миру, что мы — хорошие родители. Когда родительская самооценка напрямую связана с достижениями и успешностью ребенка, это становится для малыша непосильной задачей. Часто такое случается со старшими или единственными детьми. Младшим в этом смысле живется проще. Когда возникает такое давление, у ребенка от происходящего теряется ощущение безопасности, растет тревога, ему хочется спрятаться в привычном безопасном месте. «А вдруг я не справлюсь? Лучше дома посижу», — чувствует он.

Вы когда-нибудь прыгали с парашютом? Нет? Тогда просто постарайтесь представить. Есть разница между тем, когда ты прыгаешь сам, и тем, когда вас выталкивают из самолета. Вот представьте это себе. «Невинный» толчок в спину может очень серьезно сказаться на всем развитии ребенка. Есть простое правило: звать — можно и нужно, толкать – нельзя. Для начала нужно разобраться с собственными мотивами и не навешивать свои переживания на ребенка. Иногда просто осознание того, что это есть, «это мои тараканы, они есть, но ты не обязан реагировать», — спасает ситуацию. Тогда у ребенка появляется выбор.

Стоит иметь пути отступления: бабушки, няни, подруги. Ситуация безвыходности ухудшает состояние ребенка. Если вы планируете выйти на работу, то сначала адаптируйтесь к саду, а потом уже выходите на работу. Самому общительному ребенку нужно время на адаптацию. Важно помнить, что для ребенка сад – новый уровень отношения. Это время, когда ребенок получает ответ на вопросы: «как я буду относиться к миру и самому себе?». Малыш берет паттерны поведения у взрослых, но усваивает их в общении с детьми. И тут важно не забывать об этой значимости, нужно дать понять ребенку, что он сам занят важным делом, и мы, взрослые, это понимаем. Это не «мамочка занята, поэтому ты пойдешь в сад» — так неправильно. Правильно — «пока ты занят важными делами, я могу пойти поработать».

Ребенок не готов к саду

История из практики. Аня, 5 лет, наотрез отказывается ходить на любимое занятие – танцы – в саду. В день, когда есть танцы, она вообще не хочет идти в сад. Я весь сад практически наизнанку вывернула, чтобы узнать причину — и воспитателя, и преподавателя, и директора. Все шли навстречу, все хотели помочь. Оказалось, у Анюты не получалось… застегнуть новые красивые туфельки. Просить помочь гордость не позволяла, а желание блистать – не позволяло надеть старые. Отсюда и слезы. Вывод: чем лучше ребенок владеет навыками самообслуживания, тем проще проходит адаптация. Ключевое слово тут «удобно» — надевать, убирать, застегивать. Плохо застегивающаяся молния вызывает агрессию у воспитателя. Взрослый злится на молнию, а не на ребенка, но малыш-то не видит разницы! Для него это «тетя меня не любит». И воспитателя можно понять: проблемы с молнией один раз – не проблема, а 15 раз у 15-ти детей – проблема. Одна воспитательница рассказывала мне о шарфике от кутюр на девочке, который вызывал у нее образ Айседоры Дункан. Ребенок бегает в развевающемся длинном шарфе по площадке, а воспитательница переживает, что шарф сейчас за что-то зацепится и удушит малышку.

Помните, ребенок без вас – другой, ведет себя иначе, чем с вами. Малышка, чинно выступающая в белом комбинезоне с бабушкой по правую руку, и с мамой – по левую, в их отсутствие с разбегу с удовольствием ныряет в первую попавшуюся грязную лужу. Помните, одежда класса люкс – не для сада. Выделите один день и понаблюдайте за ребенком с точки зрения его готовности делать все самому (как в саду). Постарайтесь сделать все удобно. Надо, чтобы ему ничто не мешало, ничего не царапало. Ваш сын может рваться домой, потому что в новой футболке ему некомфортно, и он хочет ее снять и надеть старую, домашнюю, мягкую.

Сад не готов к особенностям ребенка

Проблемы с отказом ходить в сад могут быть связаны с самим садом. Потому что сад не готов к особенностям вашего ребенка. Возьмем, к примеру, гиперчувствительность к шуму. Есть дети (и не только дети, но и взрослые люди), плохо переносящие высокий уровень шума. Знаю нескольких руководителей, стремительная карьера которых объяснялась желанием поскорее получить отдельный кабинет и перебраться из open space.

Также, например, есть особенность — непереносимость несанкционированных прикосновений. Если сотрудник фирмы, где вы работаете, начнет вас толкать, хватать или кусать, вы как минимум удивитесь. Во взрослом мире такое недопустимо, а в детском – это обыденность. И слова воспитателя «не подходите к нему, он у нас нежный» не помогают ребенку наладить отношения с другими детьми. Он готов и хочет играть и толкаться, и участвовать в играх, но контролируя процесс. Он не против общения, он против того, что прикосновения и такие действия случаются внезапно и без его согласия. С таким ребенком нужно воспитателю проговаривать правила поведения в игре: хватать за руку можно, за косу – нельзя. И ребенок должен быть готов к тому, что сейчас будет происходить.

Есть дети, которые не могут спать в садах. Есть взрослые люди, которые в чужих домах не спят – из каких детей они выросли, как вы считаете? Им нужно свое безопасное пространство. Для них сон – интимный процесс. Такие дети охотно будут играть, гулять и так далее, но спать в саду не будут.

Еще одна периодически встречающаяся особенность некоторых детей, которая может вызвать проблемы с садом, – есть дети, постоянно испытывающие когнитивный голод. Им нужно, чтобы вокруг постоянно что-то происходило, нужна ситуация активного развития — спектакли, игры и так далее. И если это не организуют взрослые, они сами себе это организуют (смотрите «Трудный ребенок 1 и 2»). «Мы не успеваем за вашим ребенком», — говорят в таких случаях воспитатели. Эти дети не дерутся, просто они постоянно вовлекают других детей в разные активности, за которыми воспитатели не успевают следить.

Родителям таких детей нужно помнить: это – не проблема, а особенность ребенка. Не нужно его переделывать, чтобы приспособить малыша к саду. Нужно искать такой сад и таких воспитателей, которые готовы будут принимать и учитывать эти особенности.

Будьте аккуратнее с любыми оценочными суждениями в отношении ребенка. Если дразнилки и какие-то негативные клички или определения ребенка – это всем понятно, что плохо, но столь же опасны и положительные оценки («Помощник, спокойный мальчик, серьезная девочка, хороший организатор и так далее»).

История из практики. Ваня, 6 лет. Наотрез отказывается идти в сад. Мама подводит меня к стене славы у них дома, завешанной грамотами, заставленной кубками. Ребенок везде лидер, успешен, все его любят. Мама в недоумении. «У других проблемы, но у нас-то какие?» Действительно, мальчик обладает качествами лидера, организовывает интересную жизнь для группы в саду, игры и тому подобное. И все, включая воспитателей, от него этого ожидают в обязательном порядке. Ребенок в сад практически ходил, как на работу. Еще раз напомню, что для гармоничного развития ребенок должен пробовать себя в областях и сферах, в которых он несилен, и развивать их. А как можно пробовать что-то новое, в чем ты еще не успешен, когда тебя постоянно просят демонстрировать успешность? В случае с Ваней оказалось, что Ваня влюбился и попробовал сделать то, чего еще не делал и не умел, – написать стихи. Писать стихи в саду ему не давали – от него ждали активных игр, организаторства, следили за тем, что он делает, он все время был на виду, а он смущался. Потому он сел дома, закрылся в комнате, обложился Пушкиным и начал писать стихи. Представьте: шестилетний мальчуган заперся в комнате, задвинул шкафом дверь, и отказался идти в сад.

И я скажу вам, какой совет я дала его маме: ну дайте уже ребенку написать стих! Дети имеют право быть разными.

ezhikezhik.ru

Ребенок утром не хочет идти в садик

После каникул детям очень сложно возвращаться в школу и сад. Тем более что в Израиле осенние каникулы наступают почти сразу за летними. Только-только ребенок вошел в нужный режим — и снова отдых. Чтобы не начинать после праздников воевать с малышом, познакомьтесь с этими советами.

1. Мало кто из детей просыпается сразу, бодро вскакивает с кровати и бежит умываться. Для пробуждения даже взрослому человеку требуется время. Это самое главное, что нужно помнить. Ученые-сомнологи (специалисты по сну) подсчитали, что в среднем на это нужно 15 минут.

2. Очень важно, чтобы ребенок соблюдал режим дня. Совет кажется банальным, но он работает. Если малыш ложится не поздно, он высыпается и встает гораздо легче.

3. Подавайте детям положительный пример. Если вы сами (а это с родителями по утрам бывает часто) взвинчены, мечетесь в цейтноте по квартире, то какого настроения вы ждете от ребенка? Нередко в цейтнот родители попадают, потому что им жалко будить сладко спящего малыша. Вот они и тянут с подъемом до последней минуты. А зря. Это только вредит детям.

4. Звук будильника не должен быть резким, громким. А еще лучше вообще не пользоваться им. Будите ребенка ласковыми словами. Не используйте командный тон. Нельзя сдергивать с сонного малыша одеяло, вырывать подушку и в приказном тоне говорить: «Быстро вставай!» Не открывайте резко штору, не включайте яркую лампу, не тащите силой ребенка в ванную. Утро ведь не должно начинаться с негатива.

5. Психологи и физиологи утверждают: первое, что должен увидеть проснувшийся ребенок, — предмет желтого цвета. Этот цвет хорошо сказывается на активности ребенка и подпитывает его положительной энергией. (Честно говоря, не знаю, не пробовала на своих детях и внуках. Но, возможно, ученые и правы. Проверьте – вреда ребенку это не нанесет.)

6. Придумайте свой утренний ритуал. Он должен быть приятным. Позовите ребенка по имени. Попросите назвать ваше имя, имя сестры, брата.

7. Ребенок проснулся, но не встает. Начните с ним разговаривать, спросите, что он хочет на завтрак, в какой одежде пойдет в школу, сад. Иногда хорошо начинать делать с ним в постели гимнастику – потягивать ручки и ножки. Поиграйте в забавные игры. Скажите, что игрушки, с которыми он спит, голодны и хотят завтракать. После всего этого ваш малыш уже точно не закроет глазки и не попытается снова заснуть.

Как говорил мне опытный детский врач: «Для ребенка хорошее, спокойное утро — это хороший день, хороший день — хороший вечер, хороший вечер — спокойная ночь, спокойная ночь — здоровый ребенок».

www.vesty.co.il