Ребенок не хочет есть в саду

Оглавление:

Почему ребенок не ест в саду и что с этим делать?

Отдавая в детский сад своего малыша, иногда родители замечают, что кроха отказывается там кушать. И, к сожалению, многие полагают, что такое поведение просто очередной каприз, однако такое явление небезосновательно. У ребенка, который только что начал посещать садик, может быть несколько весомых причин для отказа от еды. Давайте же узнаем из данной статьи, чем объясняется такой протест и что необходимо делать, чтобы помочь деткам с такой проблемой.

Ребенок отказывается есть в саду – каковы причины такого поведения?

Самая главная причина – ребенок переживает сильный стресс из-за смены обстановки. В данном случае не нужно заставлять малыша есть насильно. Изменить такое положение поможет лишь время. Как показывает практика, спустя пару недель кроха освоится в новом коллективе и будет кушать вместе с остальными детьми с большой охотой. К другим распространенным причинам, объясняющим, почему ребенок отказывается в саду есть относятся:

  • Неправильное питание. Зачастую меню в детском саду во многом отличается от домашнего, а так как большинство деток очень консервативны в еде, они попросту боятся пробовать незнакомые им блюда.
  • Завтраки дома. Тревожась о ребенке, родители часто стараются плотно покормить его утром. В итоге малыш не успевает проголодаться до начала завтрака в детском саду.
  • Попытки манипуляции. Дети хорошо чувствуют, что отказ кушать беспокоит родителей и, пользуясь этим, вынуждают взрослых забрать их пораньше из садика.
  • Неумение кушать ложкой самостоятельно. Это одна из распространенных причин того что ребенок не ест в садике. Если такой навык им еще не освоен, а воспитатель не успеет в процессе кормления уделить внимание вашему малышу то, скорее всего, он останется голодным.
  • Но бывает и такое, что дети отказываются кушать в саду потому, что у них с приемом пищи сформировались свои ассоциации. К примеру, дома родители в процессе трапезы постоянно воспитывают малыша (упрекают в неуклюжести, неаккуратности, медлительности и т.д.), поэтому сам процесс приема пищи его просто «тяготит».

    Отказ от еды после окончания адаптационного периода

    Иногда случается так, что у малыша пропадает аппетит уже по окончании периода адаптации. В данном случае постарайтесь минимизировать его тревогу. Попытайтесь понять, что нежелание кушать далеко не всегда объясняется реальной проблемой. Просто внимательно понаблюдайте за поведением ребенка какое-то время, так вы сможете выявить и устранить те причины, по которым малыш не может ощущать себя в безопасности и расслабиться. Обратите внимание на состояние здоровья крохи в целом, возможно ребенок не ест в садике из-за воспаленной десны, шатающегося зуба или заложенности носа. Причиной может оказаться и иная, невидимая внешне, проблема. А посему не лишним будет нанести визит к терапевту – в целях профилактики.

    Еще одной распространенной причиной может быть банальное нежелание есть, так как ребенок просто очень мало кушает, не зависимо от того, где именно его кормят. Родителям не нужно забывать о том, что потребность в насыщении абсолютно индивидуальна для каждого, и то, что взрослым может казаться капризами, для малыша может являться собственной условной нормой.

    Не стоит также исключать и сезонность подобного явления. Даже у взрослого человека может пропасть аппетит во время летнего зноя. Зимой плохой аппетит может быть связан с замедлением в организме обменных процессов, когда потребность в энергии, получаемой из пищи, падает. Также далеко не последнюю роль в том, что ребенок не ест в садике, играют его энергозатраты. Достаточно часто аппетит тесно связан с активностью малыша. Чем он игривее и подвижнее, тем быстрее ему потребуется восполнять запасы энергии, а для этого, соответственно, чаще и больше кушать.

    Ребенок не ест в саду – что делать?

    Если ребенок он хочет кушать в детском саду, то, еще раз напомним, ни в коем разе не ругайте его и не заставляйте есть насильно, чтобы крохе в дальнейшем не пришлось преодолевать запрет и страх. Постепенно, когда он свыкнется с новым окружением, он сам начнет есть. Со своей стороны вы можете попросить воспитателя посадить вашего малыша за стол с детками, которые хорошо и быстро кушают. Может, смотря на них, ваше чадо тоже будет стараться кушать, потому как дети во всем стараются подражать друг другу. В случае если ваш ребенок начнет что-то есть в саду, то обязательно похвалите его за это.

    Кроме того настоятельно рекомендуем вам до начала посещения садика поинтересоваться меню которое будет предлагаться там деткам. Попробуйте дома готовить подобные блюда, чтобы приучить ребенка к ним. Тогда малыш привыкнет к такому рациону, и еда не будет вызывать у него негатив и настороженность.

    Также на вопрос, что делать, если ребенок не ест в саду, педиатры отвечают:

    • Научите малыша кушать ложкой без помощи взрослых.
    • По дороге в садик не кормите кроху конфетками, яблочками, печеньем.
    • Не кормите ребенка перед сборами в детский сад.
    • Попробуйте активизировать в малыше дух соперничества.
    • Дайте своему чаду время привыкнуть, пусть на это и потребуется несколько месяцев. Однако если время прошло, а ситуация никак не изменилась, обратитесь к психологу.
    • Еще одна немаловажная деталь — прием пищи должен быть приятной процедурой, но не нужно перегибать палку. Не следует превращать трапезу в очередное «шоу». Например, использовать разные хитрости с ложками-самолетиками и продуктами, разыгрывать сценки перед малышом и т.д. Помните, что в садике педагогу некогда будет это делать. Если ваш ребенок привык к подобному приему пищи, то он не захочет потом кушать в детском саду.

      Также родителям необходимо научить своего ребенка быть благодарным тем, кто старался приготовить то или иное блюдо. Постарайтесь объяснить малышу, что отказаться от пищи – это все равно что проявить неуважение к повару. Можете попросить ребенка помочь вам в приготовлении какого-нибудь блюда, а затем обязательно похвалите его. В этом случае хорошее воспитание просто не позволит ему отказаться от предложенной в детском саду пищи. Не зацикливайтесь на проблеме, не начинайте «разбор полетов» по пути домой. Лучше спросите как бы невзначай у малыша про еду, но не более того. Не стоит забирать свое чадо раньше положенного времени для того чтобы покормить. Если вы будете соблюдать эти простые рекомендации, то вероятнее всего, проблем с питанием у вашего ребенка не возникнет.

      mezhdunami.net

      Что делать, если ребенок не хочет спать

      Доброго времени суток, дорогие родители. Сегодня мы поговорим о ситуации, когда ребенок не хочет ложиться спать. Вы узнаете, по каким причинам это происходит, рассмотрим отдельные варианты дневного, ночного сна, а также тихий час в детском саду. Вы выясните причины, по которым малыш не может уснуть, когда этого действительно хочет. Будут рассмотрены способы решения сложившейся проблемы.

      Зачем нужно спать днем

      Видеть сновидения в дневные часы важно для полноценного развития маленького карапуза. Они благоприятно влияют на хорошее настроение, усвоение информации, выводят из организма стрессовый гормон кортизол. Благодаря сну днем, малыш накапливает энергию и получает физический отдых. По мере взросления дети постепенно перестают ложиться спать в дневное время. Однако, нужно учитывать вероятность преждевременной отмены, которая может приводить к возникновению серьезной нагрузки на нервную систему малыша. Чтоб родители поняли, готов ли их карапуз полностью отказаться от дневных сновидений нужно обратить внимание на ряд признаков:

    • малыш находится в хорошем настроении на протяжении всего дня;
    • из-за того, что карапуз лег днем спать, он очень долго не может заснуть в вечерние часы;
    • родители тратят много времени на то, чтобы убаюкать малыша днем, иногда у них это получается, а временами — все безуспешно;
    • если ребенок днем не поспал, вечером ложиться своевременно и крепко спит на протяжении всей ночи.
    • Согласно статистическим данным:

    • в 3 года дневной сон присутствует у 90% малышей;
    • в 4 – у 50 % пять раз в неделю;
    • в 5 лет — 25%, в среднем 4 раза в неделю;
    • в 6 лет — дети отказываются от дневных сновидений.
    • Проблемы дневного сна

      Иногда родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок не хочет спать днем. В большинстве случаев, это наблюдается у деток в 2 года. Причинами такого поведения могут быть следующие факторы.

    • Позднее пробуждение. Ведет к тому, что малыш не успевает устать. Если у ребенка отсутствует режим, и он просыпается в то время, когда ему хочется, например, в 10 часов, то периода бодрствования не хватает, чтоб в обед уже ложиться спать.
    • Избыток эмоций не позволяет улечься спать. Такое может наблюдаться при появлении гостей в вашем доме или, когда ребенка пытаются уложить, например, у бабушки.
    • Некомфортная кроватка. Возможно, карапузу жарко под одеялом или ему не нравится новая подушка, может он вырос и ему теперь тесно в детской кроватке.
    • Недостаток активных игр и прогулок на свежем воздухе. Ребенок не затрачивает энергию в нужном объеме, поэтому не возникает необходимости в дневном отдыхе.
    • Отвлекающие факторы. Ребенку сложно уснуть, если в помещении слишком холодно или жарко, включен свет, слышны посторонние шумы.
    • Гиперактивность малыша. Возможно, ваш карапуз просто чересчур активный и ему в принципе сложно долго находиться на одном месте и бездействовать.
    • Обязательно гулять в утренние часы, позволять ему больше двигаться. Хорошо потратить энергию и устать, можно используя самокат или велосипед. Отлично провести время и утомить малыша, можно попрыгав на батуте.
    • Установите дневной распорядок. Будите малыша пораньше. Желательно, чтобы пробуждение и отход ко сну происходили всегда в одно и то же время.
    • Обратите внимание на то, чтоб в помещении была оптимальная температура и влажность, также отсутствовали раздражающие факторы.
    • Обеспечить ребенку спокойные игры, начиная за час до отхода ко сну.
    • Если у вас так и не получается уложить малыша спать, то не стоит нервничать, ругать или шантажировать ребенка. Лучше просто займитесь каким-то приятным делом, например, вместе порисуйте.
    • Не стоит исключать вариант, что ваш ребенок просто перестал спать днем. В таком случае его ночной сон должен увеличиться, а эмоциональное состояние должно быть отличным.
    • Нужно помнить, что детки медленнее засыпают, чем взрослые, особенно днем. Дайте своему малышу хотя бы полчаса на это.
    • Если ребенок сильно заигрался, аккуратно переведите его внимание на спокойное занятие. Вы можете поиграть теми же игрушками, но уже в более спокойные игры. А потом перейти, например, на чтение.
    • Показывайте малышу пример. Рядом с ним может улечься старший братик или мама.
    • У моего сына в 3 года был такой период, когда он днем соглашался лечь спать только, если я лягу рядом с ним. Так вместе и засыпали.

    • Объясните ребенку, почему так важно ложиться днем в кроватку.
    • Нежелание спать по ночам

      Наверное, многие родители столкнулись с ситуацией, когда ребенок не хочет спать ночью. Каковы же причины такого поведения?

    • Активные и подвижные игры в вечерние часы, непосредственно перед сном. Также это может быть какое-то новое занятие, например, ребенок рассматривает новую книгу, она его очень заинтересовала, конечно, он не хочет ложиться спать.
    • Страх оставаться в темном помещении.
    • Недавно приснившийся кошмар. Малыш может бояться, что это снова повторится.
    • Карапуз старается, как можно дольше не засыпать, чтобы больше времени провести с мамой. Особенно, если ребенку не хватает ее внимания.
    • Если незадолго до сна малыш присутствовал при ссоре или находился в шумном помещении.
    • Не может заснуть на новом месте.
    • Некомфортная одежда или жаркое одеяло, неудобная подушка.
    • Неправильная температура или повышенная влажность в помещении.
    • Карапуз не может уснуть, потому что хочет пить или очень голоден.
    • У ребенка может нарушиться ночной сон из-за начавшегося заболевания.
    • Моя племянница в 1 год достаточно часто устраивала маме сцены, не хотела ночью спать. Так они вместе бодрствовали до полуночи. Настена при этом чувствовала себя великолепно, была полна сил и энергии, с радостью сидела и рисовала.

    • Заведите ритуал укладывания ко сну:
      • читайте сказки;
      • принимайте ванну;
      • делайте массажик.
      • Ближе ко сну аккуратно переключайте внимание ребенку на спокойные действия, не давайте малышу новые игрушки или книги перед сном.
      • При необходимости ложитесь рядом с карапузом.
      • Если кроха боится темноты, оставляйте свет включенным. Это может быть ночник или включенный свет в коридоре.
      • Исключите шумы и яркое освещение во второй половине дня.
      • Не допускайте ссор и скандалов в присутствии ребенка.
      • Если малыш тяжело засыпает на новом месте, не ругайте его, ему сложно адаптироваться.
      • Создайте распорядок дня. Следите за тем, чтоб малыш развивался, ложился в одно и то же время, у него был своевременный дневной сон.
      • Если карапуз голоден перед сном, то мама должна продумать, как правильно его кормить в течение дня, чтобы такого не происходило.
      • Приобретите мягкую игрушку, которой будет поручена роль охранника сна ребенка. Скажите малышу, что новый плюшевый дружок пришел специально для того, чтоб у него были сладкие сны.
      • Если карапуз не засыпает и хандрит, возможно, у него что-то болит. Будьте повнимательней и, при необходимости, покажите малыша врачу.
      • Некоторые детки, которые дома отказывается спать днем, попадая в дошкольное учреждение, с радостью отправляются в кроватку. По мнению психологов это происходит из-за того, что малыш оказывается в компании других детей и не хочет от них отличаться или просто совместно выполняет указания воспитателя. Другие карапузы наоборот, дома с легкостью отправляются в кроватку в обеденные часы, а в садике — нет.

        Почему карапуз не спит

      • Смена обстановки и адаптационный период. Родители должны быть готовы к тому, что, возможно, малыш не сможет первый месяц укладываться спать днем в детском саду.
      • Страх перед разлукой с мамой. Нахождение в дошкольном учреждении уже является серьезным стрессом для организма карапуза, у него наблюдается повышенная тревожность. Ребенок может волноваться, что если ляжет спать, пропустит возвращение мамы.
      • Наличие дневных ритуалов засыпания. Вы обязательно столкнетесь с проблемой того, что ребенок не хочет спать в детском саду, если приучили его засыпать под колыбельные или с бутылочкой во рту.
      • Поздний утренний подъем. Не исключено, что при нехватке периода активности, ребенок откажется лечь спать. Важно знать, что перед тем, как детсадовский малыш отправится в кроватку днем, ему нужно погулять не меньше шести часов.
      • Отсутствие режима в выходные. Вы можете столкнуться с проблемой отказа от сна в детском саду, если на выходных малыш будет просыпаться и укладываться спать в другое время отличительно от будних дней, а также, если не ляжет спать днем.
      • Если проблема в периоде адаптации, то малыш скоро привыкнет и все наладится.
      • Если карапуз боится расставания с мамой, необходимо соблюдать такие рекомендации:
      • посещая детский сад в первые дни, забирайте ребенка до дневного сна, потом после, но обязательно будьте в хорошем настроении и желательно отправляться после этого на прогулку;
      • говорите с малышом, объясняйте, что дневной сон также важен в саду, как и дома;
      • не забывайте говорить карапузу, как сильно вы его любите, почаще обнимайте и прижимайте к себе;
      • наладьте контакт с воспитателем, вам важно быть в курсе всего, что происходит в саду;
      • если у ребенка есть любимая мягкая игрушка, то пусть он берет ее с собой в детский сад, чтобы малышу было спокойнее засыпать, обнимая своего плюшевого друга.
      • Если ваш карапуз засыпает после проведения определенных ритуалов, то во время, когда приближается поступление в детский сад, отмените все обычаи и приучите ребенка засыпать без этого.
      • Будите малыша по утрам в такое время, чтобы у него было не меньше шести часов до дневного сна в саду.
      • Заранее узнайте, какой распорядок в дошкольном учреждении, приучите ребенка к такому режиму. Не забывайте о его соблюдение и в выходные дни.
      • Уставший малыш не может заснуть

        Некоторые детки при наступлении времени, подходящего для отправления в кроватку, остаются бодрым и веселым, и совершенно не хотят засыпать. Однако есть ситуации, когда ребенок хочет спать, но не может уснуть. Если при этом родители замечают, что малыш сонный, хандрит, плачет, скорее всего, у него гиперусталость. В такой ситуации можно предпринять следующие меры:

      • начинайте укладывать малыша сразу, как только вы увидели, что он сонный;
      • важно, чтобы маленький ребенок днем спал не меньше пятидесяти минут;
      • ложитесь рядом, чтоб карапузу было спокойнее.

      Помните, что нельзя кричать на малыша, и тем более бить его за такое поведение.

      Теперь вам известно, по каким причинам ребенок может отказываться от дневного или ночного сна, а также от сновидений в детском саду. Придерживайтесь рекомендаций, изложенных в этой статье, и у вас все наладится. Главное не отчаиваться и никогда не срываться на малыше, если он отказывается спать.

      zdorovyemalisha.ru

      Ребенок не хочет в детский сад

      «Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!». Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро.

      Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

      Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу. А причин для этого может быть несколько.

      Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

      Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней.

      Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели. Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

      Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

      Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

      Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

      Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

      Нелюбимая воспитательница

      Это серьезная проблема, и в идеале ее хорошо бы решить еще до поступления ребенка в детский сад. Не зря же психологи рекомендуют перед тем, как определить малыша в то или иное учреждение, обязательно познакомиться не только с заведующей и с набором игрушек в группе, но и (что гораздо важнее!) с будущей воспитательницей. Именно она будет проводить с вашим ребенком большую часть времени. Иногда бывает так, что к одной воспитательнице дети буквально летят на всех парах, а к другой даже подходить не хотят, жмутся к маме.

      Для начала выясните, почему ваш малыш не любит воспитательницу. Сделать это не так-то легко, ведь далеко не всегда маленький ребенок может рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Но вам придут на помощь специальные игры. Вечером, в спокойной обстановке поиграйте с малышом в детский сад с набором плюшевых зверушек или пластмассовых человечков. Вы узнаете для себя массу интересных подробностей! Пусть ребенок сам выберет для себя роль – будет ли он играть за себя самого, за своего «одногруппника» или за ту самую воспитательницу.

      Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.

      Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу – это может говорить об аутистических особенностях характера.

      Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

      Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют.

      medportal.ru

      Что делать, если ребенок не хочет есть в детском саду: советы педиатров и психологов

      Время, когда ребенок начинает ходить в детский садик, является волнительным как для малыша, так и для его родителей. Это не только очередной новый период в жизни крохи, но и первый этап на пути к социализации в обществе. В связи с этим на мам и пап обрушивается масса забот и переживаний, начиная с того, как проходит адаптация карапуза к новым условиям и людям, и заканчивая тем, как ребенок питается вне дома.

      Причины отказа от еды в детсадовском заведении

      Одной из самых распространенных проблем многих родителей, которые отдали детей в детский сад, является отказ ребенка там есть. В большинстве случаев такое нежелание принимать пищу имеет достаточно простое объяснение и не несет в себе угрозу здоровью крохи. Прежде чем бить тревогу, стоит разобраться в сложившейся ситуации и понять, каковы причины подобного поведения малыша.

      Наиболее вероятными причинами отказа от еды в детском саду могут служить:

    • адаптация к новому образу жизни и окружению;
    • непривычное для ребенка питание и избирательность в еде;
    • кроха не голоден;
    • неумение кушать ложкой самостоятельно (рекомендуем прочитать: как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой по советам Комаровского?);
    • метод манипуляции взрослыми.
    • Если ребенок капризен и избирателен в пище, он вполне может отказываться от непонравившейся ему еды в садике

      Адаптационный период

      Самая распространенная причина, по которой дети не хотят есть в детском саду – физиологическая, связанная с периодом привыкания к смене обстановки. Когда ребенок только начинает посещать дошкольное заведение, он испытывает сильный эмоциональный стресс. Чтобы лучше понять, какие мысли и ощущения преобладают у крохи в адаптационный период, можно попробовать поставить себя на его место:

      1. Детский сад – место для игр, а не для еды. Обычно так думают те дети, родители которых растягивают время привыкания к саду на несколько недель. Малыша длительный срок приводят на пару часов поиграть в помещении или на площадке, после того как он позавтракает дома, затем забирают на обед. В результате ребенок и сопротивляется есть не дома.
      2. Меня разбудили, а я еще хочу спать. Когда ребенок не привык вставать к определенному времени, он не высыпается и в таком состоянии показывает отсутствие аппетита.
      3. Много новых интересных игрушек, с которыми надо обязательно поиграть. Такие мысли могут приходить к крохе только в самом начале посещения садика, когда он еще не успел наиграться, а еда по его мнению будет мешать этому.
      4. Мама ушла навсегда. Детская психика ясельного возраста устроена так, что даже постоянные уверения «мама вернется», не убеждают ребенка, он как будто расстается с ней навсегда. Из-за такого пережитого ужаса и пропадает какое-либо желание кушать.
      5. Я слушаюсь исключительно маму, а эту чужую тетю не буду. Ребенку требуется время привыкнуть не только к новому режиму, условиям, но и к воспитательнице.
      6. Без мультиков или любимой сказки есть не буду. На первых порах даже воспитатели в детском саду прибегают к помощи игровых элементов — например, кто первым съест весь суп, будет поливать цветы.
      7. Воспитательница — главный человек в детском саду, поэтому для ребенка она должна быть авторитетом

        Еще много нюансов и отвлекающих моментов, оказывающих влияние на желание малыша кушать в период адаптации. Однако если процесс привыкания проходит нормально, уже через пару недель малыш более или менее адаптируется к новой обстановке и коллективу и начнет питаться достаточно хорошо.

        Разновидность манипуляции

        Дети прекрасно понимают, что отказ есть в саду заставляет родителей переживать и беспокоиться. Малыши часто прибегают к этому способу, чтобы их раньше забирали домой. Так или иначе, это один из методов манипулирования взрослыми для достижения собственных целей. К манипуляциям можно отнести истерики и крокодильи слезы при прощании утром, рассчитанные на то, чтобы разжалобить маму и заставить ее забрать малыша назад.

        Избирательный аппетит и непривычные блюда

        До посещения детсадовского учреждения у ребенка формируется свой привычный рацион. Еда же в меню дошкольного заведения может сильно отличаться от той, что кроха ест дома. Вполне вероятно, что малыш просто боится пробовать незнакомые ему блюда. Чаще с такой проблемой сталкиваются дети, которых начали водить в сад позже, в возрасте 5-6 лет.

        Считается, что избирательность в еде — проблема больше надуманная, чем связанная с какими-то медицинскими отклонениями. В большинстве случаев ее обуславливают педагогические факторы и недостатки воспитания. Если малыш не хочет кушать предложенную еду, не стоит кормить его насильно или ругать. Чувство голода – единственное надежное средство для преодоления проблемы избирательного аппетита. Рано или поздно ребенок проголодается, важно в этот момент дать ему еду, которую предлагали ранее.

        Болезнь и плохое самочувствие

        Перед началом болезни, когда видимая симптоматика заболевания еще не проявилась — например, нет температуры, нормальный стул, у крохи вполне может пропасть аппетит, он становится вялым и капризным. Если отсутствие аппетита несвойственно малышу, скорее всего, он заболел, а симптомы болезни появятся в течение нескольких часов.

        Также отказ от еды может оказаться следствием отклонений в функционировании желудочно-кишечного тракта, которые вызваны аллергией на пищевые продукты, нарушением психо-эмоционального характера, плохой экологией или связаны с наследственными факторами. Кроме этого мешать малышу есть или доставлять дискомфорт и неприятные ощущения в процессе еды могут заложенный нос, воспаленная десна или шатающийся зуб.

        Другие возможные причины нежелания кушать в саду

        Существует еще ряд возможных причин, которые могут влиять на аппетит в период адаптации и после его завершения. Среди них:

      8. Неумение есть ложкой самостоятельно. Если такой бытовой навык не был приобретен малышом до поступления в детсадовскую группу, это может стать причиной, по которой кроха будет оставаться голодным. В дошкольном заведении едят сразу все дети. Воспитательница просто физически не успевает уделять много внимания каждому, чтобы всех накормить.
      9. Кормление дома перед садиком. Таким образом родители больше стараются успокоить себя в том, что их чадо будет сытым. Однако именно это не дает малышу успеть проголодаться, чтобы потом хорошо поесть в садике.
      10. Отсутствие режима дня дома. Если дома ребенок привык принимать пищу не по графику, а когда вздумается, то перестроиться на четкое расписание в детском саду ему будет сложно. Чаще проблема возникает с детьми, только начавшими посещать учреждение или с теми, кто долго не ходил.
      11. Сезонное влияние. На детей, как и на взрослых, оказывает влияние время года. Например, летом ребенок растет быстрее, чем зимой, а поэтому и ест гораздо лучше, так как нуждается в дополнительной энергии.
      12. Особенности природных биоритмов. Все дети разные, одни не едят совсем по утрам или едят очень мало, другие практически не притрагиваются к еде за ужином.
      13. Малая физическая активность. Ребенок еще не может оценить еду как гурман и наслаждаться ею, он ест только тогда, когда проголодается, чтобы восстановить потраченные силы. Однако если кроха мало двигается, не бегает, не играется, то и не тратит энергию.
      14. Неприятные ассоциации. Если дома ребенка за столом постоянно воспитывают и попрекают медлительностью или неаккуратностью, то процесс приема пищи становится для него тягостным.
      15. Любопытство. Некоторых детей отвлекает, когда рядом ест сосед или ребенок напротив. Это качество — важный аспект в гармоничном развитии крохи, но может мешать спокойному приему пищи.
      16. Способы преодоления проблем с питанием в детском саду

        Для начала нужно сократить к минимуму возможные причины проблем с едой в садике:

      17. Необходимо приучить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельная еда с помощью ложки не должна вызывать стресс или стеснение.
      18. Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду — кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время. Это намного упростит задачу при хождении в детсадовское заведение, так как практически исчезнет проблема с невысыпанием, ранним подъемом или непривычкой питаться в определенные часы.
      19. Разнообразить меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что будет есть ребенок. Нет необходимости каждый день удивлять кроху чем-нибудь нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион непривычные продукты. В результате разноплановое детсадовское меню не станет для него сюрпризом.
      20. Сделать прием пищи приятной процедурой. Не заставляйте кроху есть насильно. Как утверждает доктор Комаровский, если ребенок не хочет есть, значит он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
      21. Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек — проявление своего неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить вместе с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.
      22. Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?

        Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией.

        Во-первых, им следует набраться терпения и не давить на малыша. Со временем он адаптируется и все наладится. Обычно этот процесс занимает от пары недель до месяца или двух, однако и затягивать специально не стоит. Если ребенок уже нормально ходит на несколько часов, его можно оставлять и на весь день, а не забирать домой. Во-вторых, необходимо создать спокойную атмосферу дома, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности и не испытывал дополнительных негативных эмоций.

        Однако что делать, если все сроки прошли, а кроха продолжает отказываться от еды? В такой ситуации лучше обратиться за советом к психологу. Он поможет выявить причину и порекомендует способы устранения проблемы.

        vseprorebenka.ru

        Ребенок не хочет ходить в туалет в детском саду

        Так бывает: дома ребенок-прелесть, с туалетом у него отношения сложились дружеские, а вот в детском саду – наотрез. И так к пребыванию вне дома ребенок привыкает постепенно и с трудом, а тут еще такая проблема.

        Детский психолог, Елена Макаренко: «Одна из причин, по которой ребенок не хочет ходить в туалет в детском саду, и которая достаточно часто встречается – страх и/или стеснение. Страх потому, что случаются воспитательницы и нянечки, которым просто невыносимо лень следить за 20 детьми, так что походы по нужде устраиваются ими в одно определенное время, а все остальные внеплановые попытки ребенка попросится на горшок, встречают крики негодования. А стеснение – потому что другие дети, мальчики и девочки, чужые взрослые и так далее.

        В каждом отдельном случае есть способ решить проблему. Если дело в воспитательнице – решить с воспитательницей, но прежде всего: проинструктировать ребенка, как именно пользоваться общественным туалетом. Причем инструкция должна быть детальной, пошаговой и учитывать различные обстоятельства: если ребенок стесняется, он может подождать, пока выйдет кто-то другой, или попросить отвернуться, или отвернуться самому. Если хочется в туалете – он имеет право в него пойти в любое время, и какими бы небыли обстоятельства, лучше сходить, чем потом мучиться болями в животике, и вообще это вредно. Не запугивайте ребенка, конечно, но объясните ему, что это процесс естественный и он важен для его здоровья».

        Причин, по которым ребенок не хочет ходить в туалет в детском саду может быть несколько, например – гигиена и удобство использования садиковского ватерклозета. Так что стоит незаметно, или заметно – если иначе никак, наведаться туда родителям. В принципе, это рекомендуется делать до поступления в детский сад, но не всех пускают, да и состояние может за время активного пользования существенно измениться.

        Если же при посещении туалета не было замечено ничего странного, попросите ребенка провести экскурсию: возможно, его что-то пугает (увидел паука — была такая жуткая история у одного мальчика), или ему неудобно им пользоваться (высоко, холодно и т.п.).

        Если же с туалетом и с вашей точки зрения, и с ребенкиной – все в порядке, значит проблема не в унитазах. Проблема может быть в сложной адаптации ребенка к детскому саду, конфликте с воспитателем или детьми. В конце концов, это может быть попыткой ребенка привлечь к себе внимание родителей, которого ему катастрофически не хватает, да еще при "суровой" садиковской жизни.

        www.uaua.info

        Ребенок плачет в садике: что делать? Комаровский: адаптация ребенка в детском саду. Советы психолога

        Мало у каких детей первое посещение детского сада обходится без слез. Но если у одних адаптация к детскому дошкольному учреждению проходит бесследно и буквально через неделю-две ребенок спокойно остается на дневной сон, то у других этот процесс затягивается надолго, причем постоянный плач чередуется с бесконечными болезнями. Почему ребенок плачет в садике? Что делать? Комаровский Е. О. — детский врач, автор популярных книг и телепередач о здоровье детей — дает подробное разъяснение, как правильно решить эти проблемы без ущерба для ребенка и семьи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

        Почему ребенок не хочет идти в садик

        Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте двух или трех лет. Период адаптации к саду часто сопровождается плачем или истериками. Здесь нужно разобраться, почему ребенок не хочет идти в садик, и помочь ему преодолеть этот барьер.

        Самая главная причина негативного отношения к садику у ребенка связана с расставанием с родителями. Получается так, что до трех лет малыш неразрывно был связан с мамой и вдруг его оставили в незнакомой ему обстановке в окружении чужих людей. При этом от него еще и требуют, чтобы он кушал и выполнял ряд действий, которые он в условиях стресса никак сделать не может. Его привычный мир, знакомый с детства, переворачивается, и слезы в этом случае будут неизбежны.

        Итак, можно выделить шесть основных причин, почему ребенок не хочет идти в детский сад:

      23. Он не желает расставаться с мамой (чрезмерная опека).
      24. Боится, что его не заберут из садика.
      25. Испытывает страх перед коллективом и новым учреждением.
      26. Боится воспитателя.
      27. Его обижают в саду.
      28. В садике малыш чувствует себя одиноким.
      29. Другое дело, что дети, как и взрослые, тоже разные и не одинаково реагируют на ситуацию. Кто-то быстро приспосабливается к новому коллективу, а кто-то не может влиться в него даже через годы общения. В этой ситуации родителям нужно заранее подготовить ребенка к разлуке, чтобы слезы при расставании не вылились в истерику на несколько часов.

        Что делать, если ребенок плачет в садике?

        Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.

        Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом:

      30. Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу. Так поступать категорически не рекомендуется. Грамотная и правильная адаптация предполагает, что время пребывания в саду нужно увеличивать постепенно: сначала на 2 часа, затем до послеобеденного сна, потом до ужина. Причем каждый последующий этап должен начинаться только после успешного преодоления предыдущего. Если ребенок в саду не завтракает, то оставлять его до послеобеденного сна неразумно.
      31. Расширять круг общения. Желательно начинать знакомство с детьми, посещающими эту же группу, еще до поступления в садик. Так у ребенка будут появляться первые друзья, и психологически ему будет легче в саду, зная, что Маша или Ваня тоже в него ходят. Внесадиковское общение является еще и отличной тренировкой для иммунитета.
      32. Разговаривать с ребенком. Важно: каждый день обязательно следует спрашивать у малыша, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, что кушал и т. д. Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом. Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них.
      33. Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.

        Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

        С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.

        Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как «несадиковский ребенок». Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?

        Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.

        Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога

        Тема адаптации детей к детскому саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе.

        Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:

      34. Оптимальный возраст для первого посещения детского сада — от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный «кризис трех лет».
      35. Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
      36. Постарайтесь еще до посещения детского сада прийти в него на экскурсию, познакомиться с группой, с детьми, с воспитателем.
      37. Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
      38. Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.
      39. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.

        Подготовка ребенка к детскому садику

        По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.

        Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:

      40. Период психологической адаптации. Готовиться к походу в детский сад нужно начинать примерно за 3-4 месяца до намеченной даты. В игровой форме ребенку нужно объяснить, что такое детский сад, зачем туда ходят, чем он будет там заниматься. На этом этапе важно заинтересовать ребенка, указать ему на преимущества посещения сада, рассказать как ему повезло в том, что он идет именно в это учреждение, ведь многие родители хотели бы туда отдать детей, но выбрали именно его, потому что он самый-самый.
      41. Подготовка иммунитета. Постарайтесь летом хорошо отдохнуть, давайте ребенку больше свежих фруктов и овощей, а как минимум за месяц до посещения детского сада желательно пропить курс витаминов для детей, посещающих детский сад. Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы. В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
      42. Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
      43. Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.
      44. И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.

        Первый день в детском саду

        Это самый непростой день в жизни мамы и малыша. Первый день в садике — тревожный и волнительный момент, от которого нередко зависит, насколько легко или сложно пройдет адаптация.

        Превратить первое посещение детского сада в праздник помогут следующие рекомендации:

        1. Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
        2. Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
        3. Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
        4. Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
        5. В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю. Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
        6. Не оставляйте ребенка в первый день на более чем на 2 часа.
        7. Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

          Многое в адаптации детей к детскому саду зависит и от воспитателя. Он должен в какой-то мере быть психологом, которому знакомы не понаслышке проблемы детей в детском саду. Во время адаптации воспитатель должен непосредственно контактировать с родителями. Если ребенок плачет, он должен попытаться успокоить малыша. Но если ребенок не идет на контакт, упрямится и начинает плакать еще громче, при следующей встрече он должен поинтересоваться у мамы, как повлиять на него. Возможно, у малыша есть какие-то любимые игры, которые его отвлекут от слез.

          Важно, чтобы воспитатель в саду не давил на ребенка и не шантажировал его. Это является недопустимым. Угрожать, что за тобой не придет мама, только потому, что ты не съел кашу, в первую очередь негуманно. Воспитатель должен стать ребенку другом, и тогда малыш будет посещать садик с удовольствием.

          Ребенок плачет по дороге в садик

          Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.

          Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:

        8. Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
        9. Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
        10. Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.
        11. Что делать, чтобы ребенок не плакал в садике?

          Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:

        12. провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
        13. чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
        14. в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
        15. разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
        16. четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
        17. общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
        18. не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.
        19. Распространенные ошибки родителей

          Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:

        20. Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал первый день в детском саду. Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
        21. Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
        22. Шантажируют ребенка детским садом.
        23. Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.
        24. Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу. Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе. Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.

          fb.ru