Отношения базарова к женщинам

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Отношение Базарова к народу»

В романе «Отцы и дети» И. Тургенев поднимает множество насущных проблем. Это и проблемы любви, и проблемы дальнейшего развития России, проблема искусства и дружбы, и проблема отношения к народу. Отношение к народу – это один из ключевых моментов спора Евгений Базарова, главного героя романа, с Павлом Петровичем, аристократом и дворянином. В конфликте этих двух лиц и выясняется истинное отношение молодого человека к народу.

Прежде всего, нужно отметить тот факт, что среди народа Евгений Базаров был «своим». В отличие от помещиков Николая Петровича и Павла Петровича, простые люди, крестьяне, слуги тянулись к Евгению Базарову. Молодой нигилист не был заносчивым, не держался высокомерно с простым людом, поэтому прислуга, ребятишки – все его любили. Даже Фенечка, прислужница в имении Кирсановых, до того не стеснялась молодого человека, что как-то однажды, когда ее сын заболел, отважилась разбудить Базарова. И другие слуги, Дуняша и Петр, ощущают, что «все-таки свой брат, не барин». Даже «дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки».

Также Базаров не старается подделаться под мужика из народа. Он не стремится переделать народ. А русская речь его более чем естественна. Он умело использует просторечия в своих беседах (чай, ан нет, как бишь, плюхнуть и т.д.) А все иностранные слова раздражают Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы. подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

В споре с Павлом Петровичем именно в отношении народа наметились некоторые точки соприкосновения. Павел Кирсанов говорит о нем: «Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры…» Однако если в этой фразе Кирсанова звучит восхищение, то в в Базарове скорее сквозит неверие в народные силы и его способности к продвижению. Он уважает русский народ и, конечно же, с теплотой относится к нему, что заметно через его отношение к простым слугам и крестьянам. Однако Базаров не может воздержаться от того, чтобы раскритиковать рабскую покорность народа, его нежелание сопротивляться, его пассивность и предрассудки.

Мне кажется, что Базаров сожалеет об участи народа. Он не может поверить в то, что у него есть близкое светлое будущее. Базаров, я считаю, хочет противопоставить народ аристократизму, который презирает. Но он не верит, что народ сможет сам себя противопоставить «барину».

Тем не менее, заступаясь за русский народ, сам Базаров является для него чужим. Евгений Базаров не может знать их быта и их мировоззрение. Он не может понять их потребностей и желаний. В этом Базаров очень близок к народникам, революционерам 70-х гг., пытавшимся «хождением в народ» разбудить в нем бунтарский дух. Но эти народники не преуспели именно потому, что не понимали этот самый народ, который и хотели «учить уму разуму».

Таким образом, можно с уверенностью сказать только то, что Базаров любил и уважал русского человека. Он хотел ему лучшей судьбы. Но, к сожалению, он не верил в народные силы. И, что даже более важно, не понимал народ, был ему чужд.

www.getsoch.ru

Главный герой романа Тургенева «Отцы и дети» – Базаров: отношение к любви, цитаты

Главный герой романа «Отцы и дети» — Евгений Базаров. Отношение к любви этого молодого и дерзкого нигилиста, как многие помнят, было не совсем почтительным. Для него подобные чувства – дурь и белиберда. Давайте посмотрим, насколько изменится этот персонаж к концу произведения.

Влияние нигилизма на личность Базарова

Евгений не может воспринимать любовь как что-то серьезное, ведь он нигилист, а значит, обязан отрицать ее, так как чувство не может принести практической пользы. Главный герой выходит из себя, узнав о том, что Аркадий, которого он считал своим последователем, хочет жениться.

Чтобы привести в тексте цитаты Базарова о любви, достаточно вспомнить, что он оценивает отношения между мужчиной и женщиной только с точки зрения физиологии: от женщины надо «добиться толку».

Роман «Отцы и дети» построен на антитезе, все произведение пронизывают споры двух поколений. Передовые взгляды Евгения противопоставлены позиции немолодого аристократа, Павла Петровича. У него и главного героя различные представления о жизни, искусстве, природе. На протяжении всего произведения мы наблюдаем спор Базарова и Кирсанова. О любви у этих двух людей также различные представления.

Павел Петрович принадлежит к поколению, которое возвышает чувство, относится к женщине с трепетом и благоговением. Евгений, как мы помним, прагматик и относится к романтическим взглядам Кирсанова с едкой иронией. Однако в его жизни суждено произойти переменам, которые заставят главного героя испытать любовь.

Знакомство с Анной Одинцовой существенно меняет представление Базарова о человеческих отношениях. Удивительно, но то, что герой Тургенева испытывает к ней, совершенно противоречит всем его жизненным устоям. Эта прекрасная женщина привлекает внимание Евгения, он невольно любуется ею на балу у губернатора, но оценивает в ней только физическую привлекательность, грубовато замечая, что у нее «богатое тело», «на остальных баб она не похожа».

Таковы высказывания Базарова. О любви наш герой не говорит тогда ни слова. В этот период жизни он еще искренне удивляется: «И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной?» Он уверен, что он – физиолог, потому хорошо разбирается в этом.

Отношения Евгения и Анны Одинцовой

Базаров, безусловно, является харизматичной личностью, и Анна не могла им не заинтересоваться. Она даже решается пригласить его к себе в гости, и Евгений приезжает к ней. В Никольском они с Базаровым проводят много времени, прогуливаясь, беседуя, споря. Одинцова оценивает незаурядный ум Евгения.

А что же Базаров? Отношение к любви главного персонажа совершено меняется, для него это чувство перестает быть чепухой и художеством, теперь он действительно любит. Он не мечтает о взаимности, а лишь ждет некоторого расположения избранницы своего сердца.

О перемене в душе главного героя

Большинству из нас сложно вспомнить , в какой главе Базаров говорит о любви , но мы не ошибемся, если проследуем за Евгением и Анной в сад, где они прогуливались. Эта женщина, видя, что Евгений испытывает к ней сильное чувство, сумела вызвать его на откровенность и услышать признание.

Для Базарова увлечение Одинцовой оказывается настолько сильным, что он уже не может применить свою прагматичную теорию к тому, что происходит в его жизни. Евгению важна теперь одна единственная женщина – Анна, для которой превыше всех страстей личное душевное спокойствие. Одинцовой интересен Базаров, но она отказывает ему во взаимности.

Главный герой отвергнут. Евгений сильно переживает и, приехав домой, целиком отдает себя работе, чтобы забыть о своем чувстве. Так меняется Базаров. Отношение к любви Евгения в этой части романа совсем другое. Теперь это уже не прагматичный нигилист, а человек, который целиком захвачен чувством.

Любовная линия в романе

Произведение Тургенева показывает нам силу чувств представителей двух поколений. Яркие представители старого поколения – братья Кирсановы. Николай Петрович, отец Аркадия, не представляет свою жизнь без любви. Но это чувство для Кирсанова – нечто спокойное, тихое, глубокое. Любовь для Николая Кирсанова – источник жизни. В молодые годы он беззаветно любил жену, мать Аркадия. После ее смерти Николай Петрович долго не может прийти в себя и находит счастье с простенькой Феничкой. Чувства к ней так же глубоки, сильны, но при этом безмятежны.

Аркадий по возрасту – представитель поколения «детей». Но, будучи сыном своего отца, он напитался любовью в родительском доме и, естественно, ждал, что в его жизни появится такое же чувство. Взгляды Базарова взволновали его ум, но все меняется, когда в его жизни появляется Катя. Аркадий влюбляется в нее, девушка отвечает взаимностью. Чувства, которые зарождаются между ними, сильны и спокойны.

Павел Петрович Кирсанов – представитель поколения «отцов». В молодости он был очень привлекателен и, бесспорно, нравился женщинам. Павла Кирсанова ждал успех и высокое положение в обществе, но все изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. Это была замужняя дама, легкомысленная и пустая. Она не отвечала на его чувства, гнала прочь. Кирсанов оставил службу и следовал за своей любовью всюду. Узнав о ее смерти, Павел Петрович был потрясен и вернулся в деревню, чтобы обрести душевный покой. Старший Кирсанов был таким же однолюбом, как и его брат Николай. Однако роковая встреча переменила всю его жизнь, и он не мог помыслить о том, чтобы жениться на другой женщине.

Отдельно следует сказать о том, какие душевные волнения испытывает Евгений Базаров. Отношение к любви главного героя неоднозначно, он всячески отрицал и высмеивал это чувство. Однако, встретив женщину, которая стала полностью поглощать его мысли, Базаров не в силах противиться любви, он признает ее существование.

Будучи смертельно больным, главный герой ищет встречи с любимой, он хочет увидеть ее в последний раз. Одинцова приезжает, но не бросается к Евгению. Она ведет себя сдержанно. Анна лишь принимает человеческое участие, не более того. Итак, главный герой умирает отвергнутым, однако к концу жизни он начинает понимать силу родительской любви, и здесь не обойтись без цитаты Базарова: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Увы, слишком поздно он осознает ценность человеческих отношений.

В романе « Отцы и дети» отношение Базарова к любви показано в динамике: сначала он презирает это чувство, смеется над романтическими порывами Аркадия Кирсанова. Для главного героя всякое проявление любви – это лишь голос инстинкта. Он ярый нигилист, сторонник материалистических убеждений. Встреча с Анной Одинцовой переворачивает сознание Евгения. Он признается в любви к ней и признает свое поражение. В конце романа Базаров умирает, осознавая собственное одиночество.

www.syl.ru

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов (по роману И. Тургенева «Отцы и дети»)

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев изображает 50-е годы девятнадцатого столетия, когда яростно противостояли друг другу два лагеря: дворяне и раз­ночинцы. Это противостояние нашло в романе отра­жение в образах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

Жизнь в доме Кирсановых текла по привычному руслу, но мирное существование дворянского гнезда всерьез всколыхнул приезд Базарова, которого при­вез туда его приятель Аркадий Кирсанов. Базаров -сын простого уездного лекаря, он занимается естест­венными науками, планирует получить степень док­тора. Это личность яркая, незаурядная.

Аристократам неприятен и непривычен внешний вид Базарова и его поведение.ТОдет Евгений в балахон с кистями, он не носит перчаток и при встрече смело протягивает обнаженную красную руку. По всем пра­вилам этикета отец Аркадия Николай Петрович ду­шевно приветствует гостя, но тот ведет себя несколько развязно, на участие отвечает ленью в повадках и раз­говоре. Расшаркивание хозяев вызывает у Базарова иронию. Лицо его при встрече выражает самоуверен­ность и ум. Аркадий умоляет отца «приласкать» дру­га, но тот и так не знает, как угодить ему.

Евгению во всем противопоставлен Павел Петро­вич — бывший офицер, живет со своим братом в де­ревне и вся жизнь его проходит в раздумьях и воспо­минаниях о прошлом. Во внешнем виде его не развяз­ность, как у Базарова, а лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лако­вые полусапожки». Облик Павла Петровича, как под­черкивает автор, «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще более заметен он, когда Павел Петрович вынима­ет из кармана панталон свою красивую руку с длин­ными розовыми ногтями.

Важной для раскрытия образов героев романа яв­ляется их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские вы­ражения, речь его строго изысканна. Евгений же го­ворит просто и бесхитростно, не задумываясь о прида­нии своей речи стройности и изящества.

Безрадостно приветствует Павел Петрович прияте­ля племянника. «Кто сей?» — неприязненно спраши­вает он и удивляется, услышав о том, что в гости к ним нагрянул друг Аркадия. «Этот волосатый?» — пре­зрительно вопрошает он. Не лучшего мнения о Павле Петровиче и Евгений. Иронично отзывается он о нем, говоря с Аркадием.

На следующий день после приезда Базаров берется за дело: он легко сводит знакомство с дворовыми мальчишками и принимается резать лягушек. Ему непривычно бездействие, процветающее в доме ари­стократов Кирсановых.

Аркадий тем временем разъясняет отцу, что База­ров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, все отрицает.

Постепенно Павел Петрович начинает чувствовать по отношению к Базарову все большее раздражение. «Его аристократическую натуру возмущала совер­шенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохот­но, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерз­кое». Конфликт между героями нарастает, когда Ба­заров принимается высказывать свои нигилистиче­ские суждения. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,— заявляет он Павлу Петро­вичу, знающему и любящему литературу. В разговоре Евгения то и дело звучит презрительная усмешка, он нисколько не пасует перед своим собеседником и даже нападает на него.

Рознит героев и их воспитание, отношение к любви. Павел Петрович Кирсанов воспитывался как все дети аристократических семей. Сначала основы знаний ему давали дома, потом определили в пажеский корпус. Он всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р., которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, по­седел и потерял интерес к жизни.

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, эта­кой человек — не мужчина»,— замечает он, услышав историю жизни Павла Петровича. Базаров не согла­сен объяснять его поведение воспитанием. «Всякий человек сам себя воспитать должен»,— уверенно гово­рит он. «Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значитель­ности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение: она воспринимается как проявление позорной слабости, которую герой может извинить себе только на пороге смерти»,— утвержда­ет литературовед В. М. Маркович.

Павел Петрович и Базаров по-разному относятся к народу. Кирсанов идеализирует народ. «Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры»,— утверждает он. А Базаров говорит о тем­ноте, неразвитости народа, о его суеверии. Презирая народ, Евгений тем не менее свободно и с удовольстви­ем общается с ним. Как подчеркивал критик Д. И. Пи­сарев, «в отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычур­ности и всякой сладости. Народу это нравится, и пото­му Базарова любит прислуга, любят ребятишки. ». А вот Павел Петрович, говоря с мужиком, отворачива­ется и нюхает надушенный платок.

Пушкина читать, по Базарову,— ерунда, боготво­рить природу — глупость, «Рафаэль гроша медного не стоит». Евгений цинично относится и к женщинам. Выслушивая базаровские суждения, Павел Петрович начинает просто ненавидеть его. Он считает его горде­цом, нахалом, циником и плебеем. Для Кирсанова возмутительно презрение к нему со стороны такого человека, как Базаров. Павел Петрович, негодуя все больше и больше, выходит на встречи с Евгением за­ранее раздраженный и решительный.

Кульминационным моментом в развитии их отно­шений является произошедшая между героями схватка. Слово «аристократишко», брезгливо бро­шенное Базаровым в адрес соседнего помещика, окончательно выводит из себя Павла Петровича, с горячим нетерпением ждавшего схватки с Евгением. В начавшемся споре Павел Петрович пытается наголову разбить соперника, справедливо упрекая его в том, что, разрушая, надо задываться и о строительстве. Базарова же это не беспокоит. Он намерен только «место расчистить».

«Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать», — заявляет Павел Петрович. Несколько позже он вызывает Евгения на дуэль.

В противостоянии героев раскрываются их характеры, обнажаются самые потаенные уголки души,. Несмотря на видимую развязность, которая оказывается лишь маской, в Базарове угадывается характер энергичный, волевой, мужественный. В то же время он оказывается искренним и добрым человеком. Кирсановы же — типичные аристократы, они ведут бездеятельный образ жизни. Евгений отличается от них любовью к труду и упорством в достижении намеченной цели.

Критик Писарев о Базарове писал: «Теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни».

5litra.ru

Отношение мужчины к женщине не зависит от того, как она себя «поставит»

Расхожее утверждение о том, что мужчина относится к женщине так, как она позволяет к себе относиться, при детальном рассмотрении оказывается не совсем верным.

В большинстве случаев представители сильного пола обращаются с дамами не так, как им позволяют, а так, как они умеют – отношение мужчин зависит в основном от их собственного характера и воспитания.

На что может повлиять женщина

По словам директора владимирского агентства знакомств «Я и ты», семейного психолога, консультанта по межличностным отношениям Елены Кузнецовой, кардинально изменить мужчину нельзя, можно лишь немного скорректировать его поведенческие аспекты.

Иными словами «дрессировке» мужчины поддаются плохо. Максимум, в чем женщина может преуспеть при переделывании партнера, — это, например, приучить его закрывать тюбик с зубной пастой, не разбрасывать носки или выносить на помойку мусор. И то все эти «навыки» можно привить лишь при одном условии – перевоспитание должно происходить в самом начале отношений, пока представитель сильного пола сильно заинтересован в даме и хочет ей угодить. Если момент упущен, то в дальнейшем барышне придется лишь смириться со всеми, на ее взгляд, дурными привычками своего партнера и принимать его таким, какой он есть.

Кузнецова советует женщинам «шлифовать» мужчину не на третьем или пятом свидании, а с того момента, как появляется влюбленность, намечаются серьезные отношения, и люди понимают, что действительно хотят быть вместе.

«Важно помнить, что возможны не глобальные изменения, а изменения только по мелочам. Например, женщине не нравится, что мужчина матерится. Она может с этим бороться, попросив партнера не ругаться при ней. Также дама может приучить мужчину помогать ей по дому. Так, в ответ на его высказывание: «В моей семье отец мусор не выносил, и я не буду» женщина может возразить: «Ты знаешь, а мне бы хотелось, чтобы ты так делал». И мужчина вытащит мусор, чтобы сделать женщине приятное», — отмечает Кузнецова.

Чтобы «закрепить» результат, потребуются неоднократные повторения ситуации, после чего у мужчины выработается нужный даме рефлекс. После каждого «подвига», совершенного представителем сильного пола по просьбе женщины, «героя» необходимо благодарить и хвалить: «Какая я счастливая. Ты меня очень выручил! Ты лучший в мире носильщик мусора» и так далее.

Еще пример. Если женщина хочет, чтобы мужчина подавал ей руку, когда она выходит из транспорта, ей нужно, во-первых, озвучить свое желание, во-вторых, первой протягивать партнеру руку, чтобы он в ответ протянул свою, и таким образом «якорить» ситуацию.

Если на 8 марта любимый подарил вам сковородку, не надо устраивать сцен. Скажите: «Я благодарю тебя за этот подарок, но я была бы счастливее, если бы ты подарил мне хотя бы одну розочку и мои любимые духи». В идеале мужчина должен сразу отреагировать на просьбу и сходить за подарком. Но чаще всего события развиваются по другим сценариям. Мужчина, например, говорит: «Зачем тебе духи, они у тебя и так есть, а сковородка нам пригодится». Увы, этот ответ выдает в вашем партнере жлоба, бороться с которым бесполезно. Возможна еще такая ситуация: кавалер в ответ на вашу просьбу говорит: «Ага», а затем «забивает» на нее. Тогда к вопросу можно вернуться через год. Накануне праздника стоит подстраховать себя и напомнить партнеру: «Надеюсь, сковородка мне в этот раз не светит? Я бы хотела духи».

Глобальных перемен при «воспитании» мужчины ждать бессмысленно. Именно поэтому, как женщина не будет пытаться «поставить» себя, желаемого отношения к своей персоне со стороны отдельных представителей сильного пола она не добьется. Невозможно, например, сделать из жадного партнера щедрого, из гуляющего – верного, из агрессивного – ласкового. Этих мужчин надо или принимать такими, какие они есть, или расставаться с ними – причем лучше всего до того, как начнутся действительно серьезные отношения.

Яркие и иногда даже опасные психотипы, такие как альфонсы, агрессоры, балаболы и бабники раскрывают себя быстро – при плотном общении уже в течение трех месяцев. Другое дело, захочет ли женщина воспринять правду или будет закрывать глаза на все, что она видит и слышит.

Так, например, агрессивный мужчина (если, конечно, вы не имеете дело с маньяком, который научился мастерски скрывать до времени свои наклонности) может показать свой непростой характер уже на первом-втором свидании. Он способен накричать на женщину или даже замахнуться на нее из-за того, что, по его мнению, дама что-то не так сказала или сделала. Столь эмоционально-агрессивное поведение мужчины должно насторожить барышню, однако среди слабого пола немало тех, кто на свою беду всегда находит оправдание подобной ситуации.

Альфонс «проколется» на финансовых вопросах. Самая банальная ситуация, когда пара идет в кино или в ресторан, и мужчина вдруг говорит: «Я забыл деньги, заплатишь?», или: «У меня нет наличных, все на карте. Расплатишься?». Такое, конечно, может случиться и с «обычным» мужчиной, но женщине все равно стоит усомниться в партнере и не подыгрывать ему, а устроить проверку. Даме следует «отрикошетить»: «Ой, у меня тоже в кошельке только 300 рублей. Пойдем снимать деньги с твоей карты». Альфонс в 99% случаев при таком раскладе постарается «слиться». Еще одна типичная для альфонса ситуация, когда он, крепко привязав к себе женщину эмоционально, «разводит» ее на деньги. Например, начинает жаловаться на тяжелое материальное положение в связи с тем, что у него прогорел бизнес, или лопнул банковский вклад, подталкивая тем самым пассию к тому, чтобы она отдала ему свои сбережения, либо оформила на себя кредит.

Балабол, который никогда не держит слово и редко хранит верность, завоевывает женщин красивыми фразами и обещаниями. На его уловки попадаются 90% барышень, которых «обрабатывает» мужчина. Выяснить, не трепач ли рядом с вами, легко. Стоит лишь проследить за тем, как мужчина выполняет свои обещания, ведь у каждого из них есть сроки действия. Если срок истек, а обещанное не выполнено, даме стоит сделать выводы. Попробуйте напомнить мужчине о взятом им обязательстве. Если в ответ на вопрос: «Когда?» услышите предложение подождать еще немного, будьте уверены, обещанного вы не дождетесь никогда. Вас просто обманывают.

Бабники тоже видны сразу, но большинство дам предпочитают закрывать глаза на множество прошлых романов своего партнера и пребывают в уверенности, что с ними он, наконец, остепенится и перестанет бегать за юбками. Это классический самообман. Бабник не изменится до тех пор, пока у него не возникнут проблемы с потенцией. А до этого момента, даже, если он действительно будет любить свою женщину, он все равно не перестанет ходить на сторону. Такова его натура.

«Если есть сомнения в партнере, то пока он не пройдет «проверку на вшивость», женщине не стоит идти на поводу у мужчины. И это должно быть главным женским принципом при общении с партнером. Не нужно закрывать глаза на очевидные вещи. Мы часто не хотим замечать неприятных моментов в отношениях, чтобы не расстраиваться. Плюс гормональный всплеск, на фоне которого мы сильно идеализируем партнера и оправдываем все его поступки. Все это, в конечном итоге, становится причиной роковых ошибок. Слушайте внимательно своего партнера. Если вам что-то не понравилось, например, его слова идут вразрез с вашим мировоззрением, уточните обстоятельства. Человек о себе многое рассказывает. Мы просто не хотим его слышать», — констатирует Кузнецова.

www.vlad.aif.ru

Евгений Базаров: образ главного героя, отношение Базарова к окружающим

Роман «Отцы и дети» явился результатом размышлений И.С. Тургенева о поисках героя времени. В этот переломный для страны момент каждый из писателей хотел создать такой образ, какой представил бы человека будущего. Тургенев не смог найти в современном обществе личность, которая бы воплотила в себе все его ожидания.

Образ главного героя и его взгляды

Базаров, взгляды на жизнь которого до сих пор остаются интересным объектом изучения, является центральным персонажем романа. Он нигилист, то есть человек, который не признает никаких авторитетов. Он подвергает сомнению и осмеянию все, что утвердилось в обществе как достойное уважения и почитания. Нигилизм определяет поведение и отношение Базарова к окружающим. Понять, каков герой Тургенева, можно только тогда, когда будут рассмотрены основные сюжетные линии в романе. Главное, на что следует обратить внимание, — это конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, а также отношения Базарова с Анной Одинцовой, Аркадием Кирсановым и своими родителями.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов

В столкновении двух этих персонажей проявляется внешний конфликт в романе. Павел Петрович — представитель старшего поколения. Все в его поведении раздражает Евгения. С самого момента их встречи они испытывают друг к другу антипатию, герои ведут диалоги-споры, в которых как нельзя более ярко проявляет себя Базаров. Цитаты, которые он произносит относительно природы, искусства, семьи, можно использовать как отдельные средства его характеристики. Если Павел Петрович с трепетом относится к искусству, то Базаров отрицает его ценность. Для представителей старшего поколения природа — это место, где можно отдохнуть и телом, и душой, ощутить внутри себя гармонию и умиротворение, ее нужно ценить, она достойна полотен художников. Для нигилистов же природа «не храм, а мастерская». Более всего такие, как Базаров, ценят науку, в частности, достижения немецких материалистов.

Базаров и Аркадий Кирсанов

Отношение Базарова к окружающим характеризует его в целом как человека добродушного. Безусловно, тех людей, к которым он испытывает антипатию, он не щадит. Поэтому даже может показаться, что он слишком заносчив и высокомерен. Но к Аркадию он всегда относился с теплотой. Базаров видел, что тот никогда не станет нигилистом. Ведь они с Аркадием слишком разные. Кирсанову-младшему хочется иметь семью, спокойствие, домашний уют. Он восхищен умом Базарова, силой его характера, но сам он таким никогда не будет. Базаров ведет себя не очень благородно, когда Аркадий гостит в доме его родителей. Он оскорбляет Павла Петровича и Николая Петровича, называя их напыщенными аристократишками. Подобное поведение снижает образ главного героя.

Базаров и Анна Одинцова

Анна Одинцова — героиня, которая становится причиной внутреннего конфликта в душе главного героя. Это очень красивая и умная женщина, она покоряет всех некоторой холодностью и величавостью. И вот Евгений, уверенный в том, что между людьми невозможны взаимные привязанности, влюбляется. Его смогла покорить какая-то «баба», как называет Одинцову сначала сам Базаров. Взгляды его рассыпаются вдребезги. Однако героям не суждено быть вместе. Базаров не в силах признать власть Одинцовой над собой. Он влюблен, страдает, его признание в любви больше похоже на обвинение: «Вы добились своего». В свою очередь, Анна тоже не готова поступиться своим спокойствием, она готова отказаться от любви, лишь бы просто не волноваться. Жизнь Базарова нельзя назвать счастливой, ведь он сначала был убежден в том, что любви нет, а потом, когда полюбил по-настоящему, отношения не сложились.

Отношения с родителями

Родители Базарова — очень добрые и душевные люди. Они души не чают в своем талантливом сыне. Базаров, взгляды которого не допускают нежности, слишком холоден к ним. Отец старается быть ненавязчивым, стесняется изливать свои чувства при сыне, всячески успокаивает жену, говоря ей, что она докучает сыну чрезмерной опекой и заботой. Боясь, что Евгений снова покинет их дом, они всячески стараются ему угодить.

Отношение к псевдонигилистам

Есть в романе два персонажа, отношение Базарова к которым презрительное. Это псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров, взгляды которого якобы импонируют этим героям, является для них кумиром. Сами же они не представляют собой ничего. Они выставляют напоказ свои нигилистические принципы, на самом же деле не придерживаются их. Эти герои выкрикивают лозунги, не понимая при этом их значения. Евгений презирает их, всячески демонстрирует свое пренебрежение. В диалогах с Ситниковым он явно гораздо выше. Отношение Базарова к окружающим его псевдонигилистам возвышает образ главного героя, но низводит статус самого нигилистического движения.

Итак, то, как Базаров относится к людям, позволяет лучше разобраться в его образе. Он холоден в общении, иногда высокомерен, но все же он добрый молодой человек. Нельзя сказать, что отношение Базарова к окружающим плохое. Определяющими в них являются взгляды героя на жизнь и взаимодействие людей. Конечно, самое главное его достоинство — честность и ум.

fb.ru

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Отношение автора к Базарову. Смерть Базарова

Читая роман, можно заметить, что И. С. Тургенев не разделяет мировоззрение своего главного героя. Более того, автор постоянно противопоставляет рассуждениям Базарова яркие картины из окружающей жизни. Так, к примеру, после слов Базарова о том, что природа не храм, а мастерская, Тургенев описывает красивый пейзаж. Автор дает ясно понять, что не согласен с теориями нигилистов, что не-возможно нормально и полноценно жить, отвергая все вокруг.

На протяжении всего романа Базаров доказывает окружающим, читателям, что на первом месте должна быть материя. То есть то, что можно увидеть, потрогать руками. Все остальное: чувства, переживания, это не что иное, как ерунда, выдуманная людьми. Главный герой прекрасно разбирается в естественных науках и медицине, однако остается совершенно невежественным в плане литературы, поэзии, искусства. Базаров, отвергает любые человеческие проявления, будь то слезы умиления или любовные переживания. Его практически невозможно оскорбить, поскольку он выше мелочей. Он самодостаточен, однако не прочь пофилософствовать перед благодарным слушателем, вроде Аркадия. Базаров слишком занят собой, своей неизвестной, но наверняка великой миссией. Он действует, по мнению Писарева, «только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным». Этот человек напрочь лишен каких-либо корыстных целей, однако у него вообще нет планов на будущее. Можно сказать, что его могучие силы вообще растрачиваются впустую, поскольку у Базарова нет стремления к чему-либо. Однако как бы там ни было, главный герой не способен противостоять своей природе, превратиться в бесчувственного идола, у которого все подчинено исключительно разуму. Внутренний конфликт Базарова начинает назревать в период его знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой. Главный герой довольно цинично отзывался о женщинах. Поучая Аркадия, Базаров говорит о том, что физиология глаза не позволяет взгляду приобретать особое очертание, что сразу важно понять, будет ли от женщины толк или нет. В случае отрицательного ответа не стоит терять время. С первого взгляда он оценивает «богатое тело» Одинцовой, которое хорошо бы смотрелось в анатомическом театре. Однако довольно скоро Базаров влюбляется в Анну Сергеевну. Как он ни сопротивляется своим чувствам, ему приходится признать, что и в нем присутствует презираемая им романтика. Страдая от неразделенной любви, главный герой без цели забирается в самые глухие лесные уголки. То есть природа, помимо его воли, помогает ему забыться, отвлечься от бессмысленной, по его мнению, всепоглощающей страсти. То есть мастерская вдруг все-таки превращается в храм. Разумом главный герой прекрасно понимает, что Одинцова не способна ответить ему взаимностью. Однако чувства берут вверх, и он признается этой женщине в любви. Противореча сам себе, он не может равнодушно отвернуться от той, от которой «нет толка». В нем вдруг вспыхивает надежда встретить ласковый взгляд, почувствовать нежность своей возлюбленной. Невозмутимый и все отвергающий Базаров, снисходительно и с презрением относящийся к тем несчастным, которые из-за женщины опускаются, сам становится желчным и раздражительным. В разрез своим убеждениям он даже испытывает некоторую долю ревности, когда Аркадий находит предлог и уже один посещает имение Одинцовой. У Базарова хватает сил для того, чтобы покинуть свою возлюбленную, но он уже не в силах полностью освободиться от внезапно настигшего его чувства. Понимая, что поступает глупо, он все же заезжает к Анне Сергеевне во второй раз. Встретив нерадушный прием хозяйки, еще более раздраженный он вместе с Аркадием возвращается в Марьино, где пытается забыться в работе. Я думаю, что именно неудача в любви толкает главного героя к флирту с Фенечкой. Базаров пытается забыть Одинцову, однако не может убить в себе любовь. Это явно доказывает желание главного героя обязательно повидать перед смертью любимую женщину. Противоречие соб-ственной теории прослеживается и в отношении Базарова с окружающим людям.

Он презирает крестьян, однако те быстро принимают его за своего и находят с ним общий язык. Евгений в свою очередь оказывает им медицинскую помощь. Он быстро сходится с Фенечкой, которая доверяет ему как хорошему лекарю и человеку. Снисходительно относясь к своим родителям, Базаров тем не менее с нежностью отзывается о матери и отце. Его мучают угрызения совести, когда он внезапно уезжает из дома, погостив всего три дня. Все это говорит о том, что как бы человек ни пытался следовать теории нигилистов, он никогда не сможет подавить в себе простые человеческие чувства.

Смерть Базарова в конце романа неслучайна. Главный герой, как любая сильная личность, не может отказаться от своих убеждений. С другой стороны, он уже не в состоянии подавить в себе проснувшиеся чувства. Базаров еще раз подтверждает, что в нем жив романтик. Для главного героя складывается совершенно безвыходная ситуация, результатом которой может стать только смерть. Своей жизнью и смертью Базаров доказывает, что человек не бездушная машина, что он не может прожить, руководствуясь исключительно разумом. Я думаю, пережив неразделенное чувство, главный герой и сам в какой-то мере понимает несостоятельность своей теории, однако отступать ему уже поздно.

Отношение автора к Базарову. Смерть Базарова

www.testsoch.net

Отношения базарова к женщинам

Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это относится и к роману «Отцы и дети» (1861 г.). Действие романа начинается 20 мая 1859 г. Тургенев с помощью художественных деталей и картин – точная дата, продажа леса из-за денег, отказ мужиков платить оброк, нищета «скудного края» – создает убедительный образ жизни, предшествовавшей реформе 1861 года.

Бедность и нищета предстают перед глазами Аркадия, проезжающего по родным местам. Картина «скудного края» дополняется описанием тех перемен, которые происходят в отношениях помещиков и мужиков. Среди героев романа мы находим образ «усовершенствованного слуги» вольноотпущенного Петра. Впрочем, доверие к бывшим дворовым подорвано, традиционное окружение деревенского помещика в значительной степени нарушено. Николай Петрович прибегает к вольнонаемным работникам, отказываясь от труда крепостных. Он до конца романа сохраняет высокомерное отношение к мужикам.

Роман Тургенева «Отцы и дети» ставит проблему пути русской интеллигенции к народу. Спор о народе играет чрезвычайно важную роль на страницах произведения. Открытое столкновение Базарова и Павла Петровича предопределено тем, что герои различаются не только по возрасту, но и по социальному положению. Кирсанов гордится собственным аристократизмом, с презрением относится к «плебейским» манерам Базарова.

Кирсанов уверен, что Базаров оскорбляет русский народ», хотя в одном важнейшем пункте взгляды героев полностью совпадают – русский народ патриархален, он не может жить без веры.

Так в чем же заключается принципиальное отличие взглядов на русский народ Базарова и Павла Петровича? Кирсанов восхищается патриархальной отсталостью русского мужика, выступает лишь за мелкие преобразования в общественной жизни. Базаров же осуждает невежество, излишнюю покорность народа, отрицает сами устои крепостнического строя. Слабая же сторона политических взглядов Базарова заключается в незнании того, что будет построено на развалинах старого мира.

В своем споре с Павлом Петровичем Базаров утверждает: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Евгений считает, что близок к народу. Так ли это? В Марьине «Слуги. привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин». В деревне у родителей Базаров именно «барин» в глазах крепостных. Крестьяне не способны понять занятий Базарова, хотя хорошо принимают его как врача, ценят человечность героя. Тургенев реалистично показывает интеллектуальную дистанцию, отделяющую молодого нигилиста от мужиков. Трагедия взаимного непонимания изображена Тургеневым со всей силой художественного (порой сатирического) таланта. В сущности, Базаров почти так же далек от народа, как и Павел Петрович, который поселился в конце концов в Дрездене, ничего русского не читает, но держит на письменном столе серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя.

Отношение Базарова к народу и к будущему России достаточно сложное. Он признается Аркадию: «А я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет. Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?» Базаров понимает свое трагическое одиночество, свою «несвоевременность». Вместе с тем смерть Базарова свидетельствует о незаурядности этого человека, ибо, как говорил Писарев, «умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг».

Роман Тургенева «Отцы и дети» и в наше время звучит достаточно злободневно. В самом деле, спор о русском народе выплеснулся сейчас на страницы многих газет и журналов. В наши дни роман Тургенева с особой силой пробуждает в читателе стремление избегать всякой лжи, часто прикрытой разговорами о «высоких принципах», бороться за подлинное обновление общества.

scribble.su