Описание самооценки себя

Описание самооценки себя

(методика С.А. Будасси)

Рассмотрим четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности:

1. самооценка в сфере общения.

2. самооценка поведения.

3. самооценка в сфере деятельности.

4. самооценка собственных эмоциональных проявлений.

Перед вами четыре набора положительных качеств людей. Вам нужно выбрать из списка и обвести кружочком такие качества личности, которые, по вашему мнению, наиболее значимы для вас лично.

Закончили? Теперь найдите в выбранных вами качествах те, которыми вы реально обладаете, поставьте рядом галочку, а так же находят их процентное содержание.

  • Подсчитайте количество идеальных качеств.
  • Подсчитайте количество реальных качеств, которые входят в список идеальных качеств.
  • Вычислить их процентное соотношение:
  • Таблица стандартных значений

    Самооценка личности может быть адекватной, завышенной или заниженной.

    При самооценке «высокий уровень», «выше среднего»: человек заслуженно ценит и уважает себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства. При самооценке «средний уровень»: человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

    Завышенная самооценка соответствует уровню «неадекватно высокий» в психодиагностической шкале. При завышенной самооценке у человека возникает идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован только на успех, игнорирует неудачи.

    Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки. Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведёт себя активно, делая ставку на победу.

    Заниженная самооценка соответствует позициям: «низкий» и «ниже среднего». При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.

    Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям. Самооценка может быть положительной (высокой) и отрицательной (низкой), а также оптимальной и неоптимальной.

    При оптимальной самооценке человек правильно соотносит её со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.

    Но самооценка может быть и неоптимальной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

    Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что все его неудачи это- следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Всё это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности.

    Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствие с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, поставленных целей, развивать свои способности и волю.

    Самооценка может быть заниженной. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию инициативности, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную.

    В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей либо уединяются, но затем страдают от одиночества.

    Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.

    magicspeedreading.com

    Понятие и виды самооценки личности

    Статья посвящена самооценке как комплексному понятию психологии личности. Характеризуются виды самооценки человека и их особенности, приводятся общие подходы к формированию адекватного восприятия самого себя.

    Понятие в психологии ^

    Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельных действий и деятельности вообще.

    Самооценка – целостное образование, составляющая концепции своего «Я» (Я-концепции) и самосознания человека.

    Через самооценку индивид имеет возможность:

    • реализовать функцию собственной защиты;
    • осуществить регуляцию отношений с другими, личного поведения в обществе;
    • проникнуться чувством уважения к себе;
    • прочувствовать собственную автономность и относительную независимость.
    • Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях. Тогда она является противоположностью экспертным (объективным) суждениям и оценкам.

      Неоценима помощь самооценки в составлении прогнозов по поводу индивидуальных успехов, что проявляется как притязания человека, имеющих определенный уровень (высокий или низкий).

      Источники формирования ^

      Самосознание и самооценка возникают, формируются и развиваются еще в детском возрасте, в ходе становления личности (активно это проявляется приблизительно после 3 лет).

      Ребенок потихоньку начинает разбираться в своих способностях (умственных и прочих), мотивах и поведенческих проявлениях, целях, физических и духовных возможностях, отношениях с окружающими.

      Формирование самооценки происходит в ходе познания самого себя. Отношение к собственному «Я» создается не сразу, а постепенно: шаг за шагом каждый индивид приобретает привычный взгляд на себя, одобряя или не одобряя те или иные проявления, поступки, мысли, отношения, результаты и прочее. Ценность и значимость собственной личности перерастает в стойкое убеждение.

      Источниками самооценки, через которые она непосредственно формируется, являются:

    • Образ себя. Создается путем сравнения составляющих «Я» индивида – реального и идеального (сопоставление между тем, каким человек есть теперь в своем восприятии и каким хотел бы стать, чтобы измениться к лучшему).
    • Математически это определяется через величину разницы притязаний человека к его реальным результатам и достижениям. Чем этот разрыв больше, тем ниже уровень самооценки у человека, и наоборот.
    • Переход внешних оценок индивида (со стороны социальной окружающей среды) во внутреннюю оценку самого себя – интериоризация. Каждой личности свойственно отталкиваться в оценке себя от того, как, в ее восприятии, оценивается она другими людьми.
    • Оценка успешности собственных результатов. Здесь самооценка проявляется в сознании человека через уровень достижений и их оценивание: индивид удовлетворен/неудовлетворен достигнутым, качеством результатов – это и является меркой величины выставляемого бала в шкале оценивания позитив-негатив.
    • Сравнение со значимыми окружающими. Ориентир оценке задают авторитетные и важные для индивида люди. Подобные оценки окружающих могут быть субъективными, но служат основой для создания идеалов и стандартов, к которым стремиться человек.
    • Как стать хорошей женой и мамой? Читай в статье.

      В психологии классификация видов самооценки разработана в зависимости от различных оснований:

    • близости к реальности – адекватная (реалистичная, оптимальная) и неадекватная (неоптимальная, склонность к завышению или занижению);
    • величины (уровня) – высокая самооценка (максимальный и приближенный к нему уровень), средняя (промежуточный уровень), низкая (минимальный уровень);
    • устойчивости – стабильная (еще имеет название «личностная») и плавающая (текущая);
    • широты охвата – общая, частная или конкретно-ситуативная.
    • Адекватная/неадекватная

      Этот вид самооценки – результат склонности к объективному или субъективному взгляду на самого себя и собственные проявления.

      Адекватная – характеризуется как оптимальное соотношение между уровнем притязаний и достижениями индивида. Обладая ею, личности удается наилучшим образом соотнести собственные силы с возможностями решить проблемы разной сложности и с запросами окружающих.

      Показателями адекватности самооценки служит:

    • постановка целей, которые обязательно достигаются;
    • реалистичность в оценке определенной ситуации и своих потенциалов в ней.
    • Неадекватная самооценка – вне зависимости, завышенная или заниженная, – деформирует внутренние свойства психики индивида, создает препятствия личностному развитию, делает невозможным гармонизировать мотивационную и эмоционально-волевую сферу человека.

      Показателями неадекватно завышенной самооценки являются:

    • переоценка собственных сил;
    • чрезмерная идеализация личного образа «Я»;
    • игнорирование неудачных действий и результатов;
    • необоснованные претензии и высокомерие;
    • безоговорочная правота и безгрешность.
    • Свидетельством неадекватно заниженной самооценки является:

    • отсутствие веры в свои силы;
    • робость во всем;
    • нерешительность в проявлении собственных способностей и возможностей.
    • Высокая/средняя/низкая

      Уровень самооценки отображается величиной ее проявления в самосознании индивида:

    • Высокая. Успешных людей, достигающих благополучия в жизни сопровождает высокая самооценка. Она служит мотивирующим и мобилизационным фактором для индивида.
    • Средняя. Личности со средним уровнем самооценки больше, с чем смогут справиться в той или иной деятельности на себя не берут, но и планку достижений снижать не будут.
    • Низкий уровень самооценки – результат отсутствия у личности уверенности, свидетельство безоговорочной ориентации на предыдущие неудачи или неадекватные сравнения с другими, более успешными людьми.
    • На чем базируется повышение самооценки у женщины? Читай здесь.

      Как повысить самооценку и уверенность в себе? Ответы здесь.

      Данный вид самооценки указывают на уровень формирования личности:

      1. Стабильная самооценка присуща лицам с устойчивой позицией относительно своей личности и ее возможностей, здесь отображается общий уровень удовлетворенности собой и своими качествами. Такая оценка не подвержена быстрым сиюминутным изменениям и коррекциям.
      2. Плавающая самооценка отображает оценивание текущей ситуации – поступков, поведенческих проявлений, реакций, действий и т.п. Она служит подсказкой для коррекции собственного поведения как результата самоконтроля.
      3. Общая/частная/конкретно-ситуативная

        1. Общая (глобальная) самооценка охватывает целостную личность и ее значение, касается эмоционально-ценностного уровня.
        2. Частная. Отдельные стороны индивида призвана давать частная самооценка.
        3. Оперативные самооценки (конкретно-ситуативные) проявляются при оценивании личностью обстоятельств, которые меняются в зависимости от конкретной ситуации.

        Как воспитать в человеке адекватное восприятие себя ^

        Формирующаяся с детского возраста самооценка индивида должна иметь определенное направление, чтобы создать условия для оптимального ее развития. Все начинается с семейных отношений: от адекватного восприятия своего ребенка родителями и до удачных сценариев семейного взаимодействия.

      4. взаимное уважение (как родителей к детям и между собой, так и наоборот);
      5. доверительные отношения – их нужно сознательно и последовательно формировать;
      6. требовательность в разумных и оптимальных пределах;
      7. любовь как безусловное и внеоценочное чувство.

    Самооценка – одна из центральных категорий психологии личности отдельного индивида. Она хоть и является по сущности своей субъективным явлением, но имеет прямое воздействие на психику человека и закономерности ее функционирования: взаимоотношения с окружающими, успешность деятельности, ориентиры в жизни и пр.

    Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

    Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

    gopsy.ru

    Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции»

    Человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей…

    В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека также является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.

    Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

    Самооценка человека: определение и особенности

    В психологии самооценку определяют как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.

    Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

    В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:

  • самодовольство, которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • недовольство, проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.
  • Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

    Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.

    В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

    В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице).

    Теоретические представления о самооценке человека

    Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:

  • самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
  • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
  • самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
  • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.
  • Самооценка человека выполняет множество различных функций, а именно: регулятивную, защитную, развивающую, прогностическую и др., которые более подробно описаны в таблице.

    Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.

    Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

    Виды и уровни самооценки личности

    В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:

  • в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.
  • Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).

    Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.

    Необходимо отметит, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

    • средний уровень самооценки;
    • выше среднего уровня;
    • высокий уровень самооценки.
    • Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

    • низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
    • низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).
    • Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.

      Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.

      Формирование и развитие самооценки

      Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).

      Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:

    • влияние родителей, их оценка и личный пример;
    • средства массовой информации, информационные технологии;
    • социальное окружение;
    • образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
    • воспитание;
    • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
    • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.
    • В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка.

      Серьезное воздействие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, а также стремление завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, которые в последствие повлияют на уровень самооценки подростка необходимо отметить следующие:

      Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Тут следует вспомнить представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который говорил, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводиться сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Также не стоит преуменьшать и влияние общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес.

      Итак, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.

      psyh.info

      Самооценка личности, являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей. Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением. Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для человека, самооценка — это оценивание личности самого себя.

      Формирование самооценки личности

      Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.

      В психологии под самооцениванием понимают представление индивида о значимости своей личной деятельности среди других индивидов, а также оценивание себя и личных качеств, чувств, достоинств, недостатков, выражение их закрыто или открыто.

      Самооценку личности относят к устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее очень трудно изменить, поскольку она формируется в раннем детстве и зависит не только от врожденных факторов, но и от обстоятельств в жизни. Значимое влияние на нее производит отношение окружающих, поскольку самооценка формируется вследствие непрерывного сравнения себя с другими людьми. Чтобы преодолеть себя, следует бросить трезвый и смелый взгляд внутрь себя, изучить свой темперамент, характер, другие психологические свойства, необходимые в межличностном взаимодействии.

      Изучение самооценки личности

      Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

      — регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

      — защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

      — развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

      Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

      Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

      Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь — это затяжная борьба с самим собой.

      Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.

      Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

      Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

      Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

      Самооценка и уровень притязаний личности

      Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

      Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

      Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

      Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

      Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

      Явно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех». Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.

      Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

      Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

      Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

      Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

      Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

      Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

      Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

      Уровни самооценки личности

      Для определения самооценки школьников начальной школы используют методику «Лесенку». Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав. Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя. Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

      1-3 ступенька – это низкий уровень (заниженная самооценка);

      4-7 ступенька – это средний уровень (адекватная самооценка);

      8-10 ступенька – это высокий уровень (завышенная самооценка).

      Интерпретация результатов методики

      Низкий уровень самооценивания показывает, что личность неуверенна в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

      Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле.

      Средний уровень самооценки личности показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

      Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела.

      В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков. Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная. Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей.

      Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

      psihomed.com

      Результаты самооценки «Познай себя» Содержание

      Результаты самооценки «Познай себя» Содержание

      Познай себя – направления самооценки

      «Твой компас успеха»

      «Я – успешный ученик»

      «Мои жизненные ценности»

      «Моя будущая карьера»

      «Мое будущее. Моя мечта»

      «Мои жизненные планы»

      «Я строю личность»

      «Хорошие и плохие привычки»

      «Мои недостатки», «Что думают обо мне другие»

      Программа саморазвития «Я»

      Ч тобы познать мир, надо сначала познать себя

      Хочешь быть не таким как все?

      Задай себе два вопроса:

      Каким человеком я хочу стать и чего достичь в жизни?

      Что я должен сделать для достижения цели?

      «Твой компас успеха»

      «Я – успешный ученик»

      Мои жизненные ценности»

      «Моя будущая карьера»

      «Мои жизненные планы»

      «Я строю личность»

      «Хорошие и плохие привычки»

      «Что думают обо мне другие»

      Твой компас успеха

      4.Реализуй свои планы

      5.Разработай свои собственные маршруты достижения цели

      Чего ты хочешь достичь в жизни, в чем преуспеть, что изменить в себе?

      Какие личностные качества и умения ты хотел бы развивать в себе, чтобы достичь успеха в жизни? Построй свою «Лестницу успех

      Что бы ты хотел изменить в себе в первую очередь? Проанализируй предлагаемые варианты изменений в порядке важности для тебя:

      Имидж и то как я выгляжу

      Отношение к учебе

      Мои отношения с окружающими

      Отношение к себе, например, повысить свою самооценку

      Отношение к своему здоровью

      Некоторые черты характера

      или чего я хочу достичь в жизни?

      Построй свою «Лестницу успеха»: каким ты видишь

      Я – успешный ученик

      Какие, на твой взгляд, факторы необходимы для успешной учебы?

      Хорошее учебное пособие

      Выбери для себя наиболее эффективный способ занятий:

      Осмысление чтения про себя

      Проговаривание вслух основных идей и мыслей

      Обсуждение с кем- то прочитанного материала

      Какой из элективных курсов ты выбрал, если бы тебе предложили:

      «Как достичь успеха»

      «Как построить семью»

      «Как найти хорошую работу»

      «Как повысить свой интеллект»

      «Как делать деньги»

      «Как стать известным»

      А теперь тебе нужно выбрать только один из предложенных шести элективных курсов:

      У всех есть сильные и слабые стороны: одни люди спортивные,

      Умею писать сочинения и выражать свои мысли

      Много читаю для информации и удовольствия

      Люблю иностранные языки

      Мои артистические способности на сцене

      Мои художественные способности

      Мои музыкальные способности

      Я прилежный в учебе, умею учиться

      Я люблю решать трудные задачи

      Владею компьютером, интернетом

      Я общительный, у меня много друзей

      Умею слушать и понимать

      Я лидер среди своих ровесников

      Я умею починить утюг, настроить телевизор, отремонтировать розетку

      Я умею водить мотоцикл, машину

      Я умею сажать рассаду, косить стоговать сено

      Я умею строить, класть плитку, делать ремонт

      Я умею вязать, шить, консервировать, готовить

      Хорошо играю в спортивные игры

      Занимаюсь в спортивных секциях

      Способности утвердить себя

      Я добиваюсь своего

      Я могу идти против общего мнения

      Я не боюсь быть не таким как все

      Я ответственный и самостоятельный

      Выводы, основанные на результатах самооценки:

      Выпиши наиболее ярко выраженные способности:______________________________

      Выпиши то, что ты оцениваешь баллами «1, «2», то есть те умения, которые надо развивать___________________________________________________________

      Потребность – это не то, без чего мы не сможешь обойтись,

      Инструкция Прочти утверждения, данные в рамочках слева, и выбери из

      1.Чтобы меня уважали и ценили

      2. Построить хороший дом, купить машину

      4. Стать руководителем, менеджером

      5.Хорошо зарабатывать и обеспечивать свою семью

      6. Воспитать хороших детей

      8.Сделать успешную карьеру и быть хорошим специалистом

      Потребность в самовыражении (желание реализовать себя)

      Социальные потребности (общение с людьми, создание семьи)

      Потребности в признании (занять достойное место в обществе)

      10. Быть культурным человеком: ходить в театр, музеи, быть начитанным.

      Какие потребности у тебя наиболее ярко выражены?

      Если бы тебя ограничили в выборе только одной потребности, предпочтение какой бы ты отдал?

      Мои жизненные ценности

      Диаграмма «я и мои ценности»

      Выбери из предложенных вариантов и запиши 6 наиболее важных для тебя ценностей и расположи их в порядке приоритетности, где первая ступень – самая важная:

      Карьера, пробитая собственной головой, всегда

      Моя будущая карьера

      Помни: всякое достижение когда-то казалось невозможным.

      Какой вид деятельности тебя больше всего привлекает?

      Работа с людьми

      Работа с техникой

      Работа, связанная с поездками и путешествиями

      Работа с документами и цифрами

      Какими качествами ты должен обладать для профессии, которую ты выбрал?

      Как ты считаешь, какие из этих качеств в тебе недостаточно развиты?

      Какими умениями ты должен обладать, чтобы реализовать свою мечту?

      Хотелось бы тебе быть богатым и известным?

      Считаешь ли ты, что, работая за границей, ты полнее реализуешь свои возможности?

      Знают ли родители о твоем выборе и как они к этому относятся?

      Что для тебя важнее: сама работа или сколько за нее платят?

      Что для тебя самое главное в будущей профессии?

      Согласен ли ты, что успешную карьеру можно начать с успешной сдачи экзаменов, продолжить с помощью подхалимства и увенчать выбором выгодной супружеской пары? Вырази свое мнение в нескольких словах.

      Обсуждение. Можно ли стать счастливым, правильно выбрав профессию?

      Каждый человек может достичь успеха,

      Мои жизненные планы

      Поставленная цель – уже половина успеха

      vmeste.opredelim.com

      Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв

      Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С.В.Ковалёв

      1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

      2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).

      3. Я беспокоюсь о своем будущем.

      4. Многие меня ненавидят.

      5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

      6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

      7. Я боюсь выглядеть глупцом.

      8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

      9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.

      10. Я часто допускаю ошибки.

      11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

      12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

      13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

      14. Я слишком скромен.

      15. Моя жизнь бесполезна.

      16. Многие неправильного мнения обо мне.

      17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

      18. Люди ждут от меня многого.

      19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

      20. Я слегка смущаюсь.

      21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

      22. Я не чувствую себя в безопасности.

      23. Я часто понапрасну волнуюсь.

      24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

      25. Я чувствую себя скованным.

      26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

      27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

      28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

      29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

      30. Как жаль, что я не так общителен.

      31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

      32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

      Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.

      – с умма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

      – сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки . Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

      – сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

      % учащихся испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагиру ю т на замечания других и трезво оценива ю т свои действия;

      % учащихся испытывают средний уровень самооценки . Они время от времени ощуща ю т необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценива ю т себя и свои способности без достаточных на то оснований.

      % учащихся испытывают средний уровень самооценки , при котором они нередко болезненно перенос я т критические замечания в свой адрес, чаще стара ю тся подстроиться под мнение других людей, сильно страда ю т от избыточной застенчивости.

      Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.

      «Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:

      4 – очень часто; 3 – часто; 2 – иногда; 1 – редко; 0 – никогда.»

      – с умма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

      – сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

      – сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

      infourok.ru

      Простая техника повышения самооценки – Люблю себя

      Если вы сумели ввести в свою жизнь привычку работать с дневником, то с успехом можете использовать этот прекрасный инструмент для развития своей уверенности.

      Повышение самооценки очень необходимо для достижения успеха и для того, чтобы иметь возможность ощущать жизнь во всей ее полноте.

      Есть хорошее высказывание – “уметь дышать полной грудью”. А как это можно сделать неуверенный в себе человек, у которого каждая клеточка тела говорит о том, что он себе не ценит. Он старается съежится, стать меньше, не заметнее. Потому что он считает себя никем, думает, что он никому не интересен.

      Сегодня мы как раз познакомимся с простой методикой повышения своей самооценки.

      Долгое время в нашей стране людей учили в первую очередь служить обществу и жертвовать собой ради каких-то общественных целей. А вот себя и свои желания человек должен был ставить на последнее место. Любовь к себе считалась чем-то позорным и проявлением эгоизма.

      А давайте задумаемся вот о чем. Если общество, страна, окружающие люди достойны моей любви, я должен их любить, то почему же я не достоин своей любви?! Неужели я, как человек, чем-то хуже всех остальных?!

      Но если человек не умеет проявлять это чувство по отношению к себе, то разве сможет он проявить его по отношению к другим? Однозначно, нет. Проведите аналогию с любым навыком. Можно ли научить другого ездить на велосипеде, если не умеешь сам. Или можно ли научить кого-то читать, если сам не умеешь. Мы можем отдавать другим лишь то, чем владеем сами , будь то материальные вещи, знания или чувства.

      Это же справедливо к чувству любви. Любить других можно лишь после того, как научишься любить себя.

      Эта техника, действительна, очень и очень проста. Каждый вечер запишите в свой дневник три ответа на вопрос:

      Преамбула оказалась намного длиннее, чем описание самой техники. Потому. что мне очень хотелось, чтобы у вас появилось желание заняться собой и сделать это простое упражнение.

      Как только вы начнете практиковать, очень скоро вы заметите в своей жизни реальные изменения . У вас сильно возрастет ваша уверенность в себе. А повышение самооценки отразится на вашей внешности, мыслях, а главное – на отношении к вам окружающих людей.

      В вашей жизни станет меньше негатива. Ибо ваша любовь к себе будет притягивать к вам любовь всего мира.

      Осталось сказать, когда надо пользоваться этой техникой. Можете ли сказать, когда вам нужно повышение самооценки – есть ли какой-то момент, лучший для начала этого процессе? Уверенные в себе люди более счастливы и успешны. Так зачем оттягивать этот момент?! Начните развивать любовь к себе прямо сегодня. Завтра никогда не наступает. Если хочешь изменить свою жизнь, то начинайте это сейчас.

      siellon.com