Методы контроля самоконтроля и самооценки личности

Методы контроля самоконтроля и самооценки личности

2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки

в воспитании дисциплинированности и ответственности

О показателях воспитанности и в том числе дисциплинированности школьников можно судить по степени их участи во всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др. – и результатам этого участия.

Важным показателем воспитанности школьников являются общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.

К показателям воспитанности личности необходимо отнести также ее информированность, прежде всего в области морально-политической, культурной, эстетической и др.

Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как нельзя разделить сознание, действия и поведение, общение личности. Всякое подразделение их носит условный характер и применяется лишь в целях более детального и поэлементного изучения общего уровня дисциплинированности и воспитанности учеников. То же самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов воспитания и оценки эффективности.

Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его результативного компонента и процессуального, отражающего характер протекания процесса. Необходимо оценивать действия самих воспитателей, правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого или стиля общения, взаимодействия, их влияния на развитие инициативы и самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы (анкетные, устные и пр.), анализ результатов деятельности, выполнение поручений, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Охарактеризуем данные методы. Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения – непосредственное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр.

Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения дисциплинированности и ответственности личности, надо вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности, признаками и критериями оценки ее воспитанности вообще и дисциплинированности и ответственности в частности.

Так в процессе теоретических занятий учитель фиксирует отношение учащихся к выполнению домашнего задания, выполнению обязанностей дежурного, отношение к выполнению творческих индивидуальных заданий. Аналогично, в период весенних полевых сборов ведется фиксация фактов соблюдения дисциплинированности и ответственности учащихся. По результатам наблюдений можно вести конкретную воспитательную работу с учеником с целью выявления причин данных отклонений от норм поведения. Причиной таких явлений может служить формальное усвоение темы «Права и обязанности военнослужащих», не знание содержания общевойсковых уставов и т.п.

Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют своевременно выявить возникающие противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению.

Для изучения результатов общественной деятельности учащихся необходимо проводить беседы и опросы не только их самих, но и членов классного коллектива.

Научно обоснованного, однозначного подхода к определению уровня сформированности у личности такого интергативного качества как дисциплинированность и ответственность на сегодня нет. Данную проблему ученые совместно с передовой частью учительства решают в рамках оценки уровня воспитанности ученика. При этом следует определиться, что понимать под воспитанностью ученика, по каким показателям можно оценит уровень его воспитанности. Ученые считают, что уровень воспитанности выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейших качеств личности – показателей воспитанности, каждый из которых оценивается по уровню сформированности: высокий, средний или низкий.

Общая оценка воспитанности ученика выводится на основе отдельных показателей воспитанности. При этом, если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нормам нравственности, правилам поведения в обществе или у ученика были обнаружены дурные привычки (курение, пьянство, противоправные поступки и др.), то независимо от других оценок общая оценка его воспитанности должна быть низкой.

Л.М.Фридман предлагает следующие показатели воспитанности ученика [37, С.64]:

1.Поведение в семье: проявляет ли интерес к делам семьи, к ее проблемам, переживает ли совместно с другими ее членами невзгоды и радости, учится ли старательно полному самообслуживанию, выполняет ли задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи, правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении со своими членами семьи.

2. Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность в выполнении заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной работе, разумное отношение к успехам и неудачам в учении, проявление чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное отношение к собственному и школьному имуществу, дисциплинированное поведение на переменах.

www.newreferat.com

Саморегуляция. Методы самоконтроля

Обдумайте и обсудите ситуацию. Девятиклассница Таня вернулась из школы домой грустной, так как день был не очень удачный. Дома ее ждала трехлетняя сестра: с ног до головы в акварельных красках, с рисунком в руках и желанием поиграть. Таня сначала чуть не накричала на сестру, но вдруг, глядя на яркие краски замечательного рисунка, улыбнулась, успокоилась и повела сестру мыть руки и играть в ее любимую игру. Как вы считаете, что происходило с Таней в эти несколько минут? Почему грусть сменилась улыбкой?

Эмоционально зрелый человек может осуществлять саморегуляцию. Саморегуляция — это способность управлять собственным поведением на основе знаний о своих психологических особенностях. Движущей силой саморегуляции является воля.

Воля — это способность принимать осознанные решения и направлять мысли и действия в соответствии с этими решениями. Сильная воля предполагает не только способность чего-то захотеть и достичь, но и умение заставить себя отказаться от того, что может навредить.

Следует понимать, что саморегуляция невозможна без волевых усилий. Вы сначала ставите перед собой цель, например научиться своевременно выполнять домашние задания или регулярно делать утреннюю зарядку. Далее вы планируете собственные действия, которые направлены на достижение цели, и разрабатываете критерии успешности этих действий.

Затем вы анализируете реально достигнутые результаты и оцениваете их в соответствии с критериями успеха. Но как все это можно сделать, не имея сильной воли? Никак. Спланировать что-то можно, а вот выполнить — нет. Поэтому нужно развивать волю и осваивать методы саморегуляции.

К методам саморегуляции относятся: самоподбадривание, самоприказ, самовнушение, самопринуждение, самоанализ, самоконтроль.

Самоподбадривание заключается в том, что вы обращаетесь к себе с целью укрепить веру в себя. Вы говорите себе: «У меня все получится, я могу это сделать». Самоприказ — это команда самому себе: «Соберись, сконцентрируй силы, побеждай!» Самовнушение пригодится в случае необходимости преодолеть страх перед трудностями, неуверенность в собственных силах, нерешительность. Самопринуждение помогает бороться с внутренней неорганизованностью, ленью, нежеланием учиться и работать. Самоанализ заключается в умении критично анализировать свои поступки, надлежащим образом их оценивать. Он позволяет выявлять положительные и отрицательные моменты собственных действий, чтобы избежать ошибок в будущем. Самоконтроль своевременно подскажет: «Стоп, ты делаешь не то. Еще раз подумай, затем снова действуй!» Он дает возможность осознать и оценить собственные действия, эмоции, мысли.

Надо понимать, что самоконтроль — одна из характеристик свободы и ответственности личности. Без самоконтроля нет ни свободы, ни ответственности. Противоположность самоконтроля — это недисциплинированность, зависимость от своего настроения, неумение контролировать собственное поведение, зависимость от различных соблазнов.

К методам самоконтроля относятся самонаблюдение и самоанализ. Если у вас высокий уровень самоконтроля, то вы проводите самонаблюдение, самоанализ и самопроверку действий по собственной инициативе, стремитесь все понять без сторонней помощи, поэтому редко ошибаетесь. Средний уровень самоконтроля предусматривает, что вы можете ошибаться, но осознаете это и своевременно исправляете ошибки, т. к. умеете проводить самонаблюдение, проверять и контролировать себя. Низкий уровень самоконтроля создает иллюзию собственной правоты, делает человека некритичным к замечаниям, самоуверенным. Человек часто ошибается, но не осознает этого и не может исправить собственных ошибок, т. к. не умеет проводить самонаблюдение и самоанализ.

Самоконтроль поведения предполагает умение контролировать свои мысли. Это очень важно, т. к. наши мысли являются основой наших поступков. Более того, позитивные мысли благоприятно влияют на наше здоровье, а негативные — отрицательно. Позитивное мышление является эффективным средством сохранения и восстановления здоровья.

Важный навык самоконтроля — умение делать паузы, чтобы правильно оценить сложившуюся ситуацию, не реагировать на нее поспешно. Вообще всегда лучше спокойно обсудить проблему, вместо того чтобы терять контроль, хлопать дверью или кричать.

Если вы научитесь контролировать себя в различных ситуациях, то потом сможете менять поведение в соответствии с обстоятельствами.

Ученые используют разные методики для определения уровня самоконтроля.

Например, высокий уровень самоконтроля предполагает, что вы:

• имеете цель и определили, что нужно сделать для ее достижения;

• контролируете, делаете ли вы то, что нужно;

• проверяете, все ли выполнено правильно;

• если вы допустили ошибку, то исправляете ее;

• запоминаете и учитываете все свои успехи и ошибки, чтобы в будущем лучше контролировать собственное поведение.

Если вы действуете соответственно, то ваш уровень самоконтроля является высоким.

Больше о методах самоконтроля вы можете прочитать в дополнительном материале к параграфу на сайте.

Опорные точки. Саморегуляция — это способность человека управлять собой на основе знаний о своих психологических особенностях. Сильная воля — основа саморегуляции. К методам саморегуляции относятся: самоподбадривание, самоприказ, самовнушение, самопринуждение, самоанализ, самоконтроль. Самоконтроль — это способность человека контролировать себя. К методам самоконтроля относятся самонаблюдение и самоанализ.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что такое саморегуляция? Какие методы саморегуляции вы знаете?

2. Что является противоположностью самоконтроля?

3. Приходилось ли вам прибегать к самоподбадриванию? При каких обстоятельствах?

4. Приведите примеры ситуаций, когда вам необходимо было осуществить самоприказ.

5. Почему именно сильная воля является основой самовоспитания?

6. Почему саморегуляция невозможна без наличия воли?

7. Предусматривает ли самоконтроль умение контролировать свои мысли?

8. Докажите, что эмоционально зрелый человек может осуществлять саморегуляцию.

9. Почему человек со слабой волей не способен к саморегуляции?

10. Докажите, что самоконтроль — одна из характеристик свободы и ответственности личности.

mozok.click

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Чтобы оценивать эффективность воспитательного процесса, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. Под эффективностью воспитания понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания.

О показателях воспитанности школьников можно судить по степени их участия во всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др., — и результативности этого участия.

Важными показателями воспитанности школьников являются их общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.

К показателям воспитанности личности необходимо отнести также и ее информированность, прежде всего в области нравственной, культурной, эстетической и др.

Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как нельзя разделить сознание, действия, поведение и общение личности. Всякое подразделение их носит условный характер и применяется лишь в целях более детального и поэлементного изучения общего уровня воспитанности учеников. То же самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов воспитания и оценки его эффективности.

Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его результативного компонента (о нем шла речь выше) и процессуального, отражающего характер протекания процесса. Необходимо оценивать действия самих воспитателей, правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого ими стиля общения, взаимодействия, их влияние на развитие инициативы и самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения — непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр.

Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения воспитанности личности, надо вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности, критериями оценки ее воспитанности.

Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению. Применение опросников не столь простое дело, при их составлении следует соблюдать определенные правила, например не ставить вопросы в прямолинейной форме, содержание ответов должно давать взаимопроверяемые сведения и т.п. Требования к таким опросникам содержатся в пособиях по педагогической психологии или в рекомендациях по изучению школьников, которые даются студентам при подготовке к педагогической практике.

Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности. Этот метод требует большого мастерства, педагогической коллегиальности.

Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом.

При оценке воспитательной работы учителя необходимо учитывать его умение использовать современные методы, формы и средства воспитания, выбирать их оптимальные сочетания в конкретных ситуациях, дифференцированно подходить к ученикам, обоснованно характеризуя их поведение и прилежание, роль учителя в трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников, характер взаимодействия учителя и учащихся.

О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

lektsii.org

Опыт творческой деятельности.

Передачу его ученикам связывают с усвоением ими процедур творческой деятельности, определенных.Я.Лернером. их содержание определяется как умение:

1) самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию;

2) видеть новую проблему в знакомой ситуации;

3) видеть новую функцию объекта;

4) осознавать структуру объекта;

5) искать альтернативы решения или способа решения;

6) комбинировать ранее известные способы решения проблемных задач с новыми.

Используются также наработанные исследователями творческие методики, стратегии и тактики творческой деятельности из разных отраслей человеческой деятельности. Так, в техническом творчестве и во время изучения учебных дисциплинах, которые близко стоят к ней, используют такие стратегии творческой деятельности: комбинированных действий, реконструирования, случайных подстановок; тактики творческой деятельности: интерполяции, экстраполяции, редукции, гиперболизации, дублирования, замены и модернизации, конвергенции, деформации и интеграции, автономизации, последовательного подчинения, дифференциации, трансформации и др.

Известны также в педагогической практике методики, стратегии и тактики стратегіальної организации сознания и установку на творчество, которые пригодны для использования в различных сферах жизнедеятельности человека. Среди них: стратегии творческого поиска "Альпинист", Квадратики", "Поэзия", "Уникум", "Упрощение", "Воскрешених"; методики "Преобразующего мышления", "Принудительного соединения" и проч.

Творчески настроенные учителя находят возможность усвоения их при изучении конкретных учебных материалов. В сочетании с этими материалами они и оцениваются.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Передастся путем выполнения творческих заданий, которые реализуются с опорой на дидактические принципы эмоциональности и художественности.

Например, на уроках экономической географии учащиеся получают задание оформить рекламный проспект одной из стран, в которой высоко развит туризм. Впоследствии под руководством учителя оценивают лучшие из них с точки зрения туристов.

Конечно, наработанного опыта здесь пока что маловато. Однако даже то, что есть, вызывает интерес как со стороны педагогической практики, так и со стороны педагогической науки.

Формирование у учащихся самоконтроля и самооценки.

Самоконтроль и самооценка выступают важным средством умственного и нравственного самосовершенствования личности. их роль возрастает в связи с ростом необходимости расширения масштабов самостоятельной работы с целью приобретения новых знаний в условиях непрерывного образования.

Навыки самоконтроля в процессе обучения, как правило, специально не формируются, а возникают как побочный продукт под влиянием других факторов и находятся в прямой зависимости от сформированности учебно-познавательной деятельности ученика. Обязательным компонентом любой направленной деятельности являются контрольные действия, с помощью которых ученик сопоставляет процесс и результат своей деятельности с ее целями и требованиями к ней. Показателем сформированности самоконтроля является осознание учеником стратегической основы решения задачи и способов реализации этой стратегии. Навыки самоконтроля целесообразно начать производить с младших классов (самопроверка правильности написания слов, выявление ошибок в решении примеров тому подобное. Средством формирования у школьников самоконтроля является использование коллективных (фронтальных) проверок в сочетании с контролем со стороны учителя. При таких условиях с помощью учителя осуществляется разбор, например, развязанной на доске задачи, выявляются допущенные ошибки, осуществляется коллективное их исправление.

Учителю следует помнить, что с целью воспитания в ученике способности к самоконтролю, необходимо детально знакомить его с требованиями к выполнению учебных заданий, альтернативными (по возможности) способами их выполнения, приемами самоконтроля и путями их совершенствования.

Самооценка — это влечение ученика к объективному оцениванию собственных учебных достижений на основе, с одной стороны, критического отношения к своим способностям и возможностям, а с другой, на основе повторного углубленного проникновения в сущность объекта познания. Педагогические наблюдения свидетельствуют, что учащиеся по-разному оценивают достигнутый уровень в обучении. Одни завышают, другие, наоборот, занижают. Исследования психологов (Б.Г.Ананьев, ЛЛ.Божович, А.И.Липкіна и др.) дают основание утверждать, что с повышением успешности ученика становится более точной его самооценка. Однако нередко бывают случаи, когда способные ученики переоценивают под влиянием частых захвалювань свои возможности. Самооценка находится в прямой зависимости от возрастных изменений учащихся. Например, младшие школьники часто оценивают не столько результаты деятельности, сколько внешний вид, отношение к себе учителя, аккуратность и т, п. Взрослея, они реальнее оценивают свои настоящие успехи. В основном самооценка складывается под влиянием двух факторов: 1) оценки учителя; 2) сопоставление учеником результатов своей учебной деятельности с учебными достижениями одноклассников.

Положительно влияет на формирование самооценки предложение учителя ученику перед тем, как отдать выполненное задание наставнику на проверку, самому оценить свою работу и выставить соответствующий балл. Исследования показали, что систематическое применение такого приема в процессе обучения постепенно приводит к относительному совпадения оценки учащегося с оценкой учителя. Способствует развитию объективного самооценивания учащихся взаимоконтроль между ними, который выстраивается в атмосфере доброжелательного отношения к достижениям одноклассников. Помогает этому также взаимо рецензирование ответов, которое опирается на предварительно составленный учителем план.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Осветите причины, которые привели к изменению в 2000 г. системы оценивания знаний учащихся.

2. Определите место и роль оценки в системе "учебный процесс".

3. Покажите роль результата любого педагогического действия учителя дидактического характера в свете требований стихийно-синергетического деяния.

4. Докажите, что контроль учебной деятельности учащихся широкое понятие, чем ее проверка.

5. В чем заключаются функции контроля?

6. Охарактеризуйте основные виды оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся.

7. Какие критерии оценивания учебных достижений учащихся по 12-балльной системе оценивания?

8. Обоснуйте четыре уровня учебных достижений ученика в зависимости от степени его компетенции.

9. Какие зарубежные системы оценки учебно-познавательной деятельности ученика вы знаете и в чем они заключаются?

10. Комплекса компетенций которых требует современная жизнь?

11. Раскройте методику проведения экзамена.

12. Сформируйте понятие о качестве знаний, его составляющие и взаимосвязь между ними.

13. Раскройте связь глубины усвоения знаний с четырьмя степенями их абстракции. Назовите эти степени и объясните их.

14. Назовите основные четыре уровня знаний. Объясните их.

15. Осветите возможные пути решения проблемы оценивания уровня усвоения учеником опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

16. Расскажите о средства и приемы формирования у учащихся самоконтроля и самооценки.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте выступление на семинарское занятие на тему: "В.А.Сухомлинский о анализ и оценку знаний, умений и навыков учащихся". Для этого законспектируй фрагменты его труда "Сто советов учителю" за одним из таких источников:

1) Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. — Т.2. — К., 1976. — С. 463-466.

2) Сухомлинский В.А. Сто советов учителю // Педагогика: Хрестоматия / Сост.: Л.И.Кузьминский, В.Л.Омеляненко. — К., 2003. — С. 317-319.

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. — М., 1984.

2. Божович А.Д. Нетрадиционные способы оценки качества знаний. — М., 1995.

3. Вишневский А., Кобрий А., Чепель Н. Контроль и оценивание / Теоретические основы педагогики / под ред. А.Вишневского. — Дрогобыч, 2001. -С. 77-78.

4. Волкова Н.П. Педагогика. — К., 2003. — С. 351-358.

5. Критерии оценивания учебных достижений учеников в системе общего среднего образования: 12-бальная система. — К., 2000.

6. Максименко В.П. Дидактические требования к оценке знаний // Дидактика средней школы / Под ред. В.А.Онищука — К., 1987. — С. 216-220.

7. Мойсеюк Н.Есть. Педагогика. — К., 2003. — С 348-364.

8. Максименко В.П., Паламарчук В.Ф. Методы контроля знаний и умений учащихся // Дидактика средней школы / Под ред. В.А.Онищука. -К., 1987. — С. 223-234.

9. Фіцула ММ Педагогіка. — К., 2000. — С. 192-204.

studbooks.net

Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании дисциплинированности и ответственности

Управляемость целостного педагогического процесса невозможна без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Чтобы оценить эффективность воспитательного процесса по формированию дисциплинированности учащихся, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. О людях судят прежде всего по их действиям.

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области идейно-нравственных проблем, норм и правил поведения, выяснить причины отклонения от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учитель фиксирует мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

О результативности воспитания сознательной дисциплины свидетельствуют такие показатели как: сформированность мировоззрения, усвоение норм морали, соблюдение законов, а также Правил для учащихся, общественная активность, инициативность, самостоятельность, умение оценит события, происходящие в нашей стране и за рубежом.

Научно обоснованного, однозначного подхода к определению уровня сформированности у личности такого интергативного качества как дисциплинированность и ответственность на сегодня нет. Данную проблему ученые совместно с передовой частью учительства решают в рамках оценки уровня воспитанности ученика. При этом следует определиться, что понимать под воспитанностью ученика, по каким показателям можно оценит уровень его воспитанности. Ученые считают, что уровень воспитанности выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейших качеств личности – показателей воспитанности, каждый из которых оценивается по уровню сформированности: высокий, средний или низкий.

Общая оценка воспитанности ученика выводится на основе отдельных показателей воспитанности. При этом, если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нормам нравственности, правилам поведения в обществе или у ученика были обнаружены дурные привычки (курение, пьянство, противоправные поступки и др.), то независимо от других оценок общая оценка его воспитанности должна быть низкой.

2. Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое обращение к старшим при встрече и прощании.

www.refbzd.ru

Контроль и оценка составляют

основу успешности обучения.

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. Особое внимание этим навыкам уделено в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. «Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, — что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля”. Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты в основу ставят общеучебные умения

В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям учащихся. В этот же период следует учить школьников самооценке. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые я использую на уроках.

— На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

— При изучении букв, в конце урока предлагаем детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.

— Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

— Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали — прочитали то, что написано. Читает несколько раз (часто дети не прочитывают, а просто называют слово, не замечая в нём ошибку: написано кнга, а ребёнок читает книга).

— Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, проверяют по образцу.

— Игра «Учитель». На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

— «Кто сможет?» Учитель говорит задание – составить схему слова на доске или экране. И спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.

Математика. Работа с таблицами устного счёта. Детям раздают таблицы со столбиками примеров (табличное сложение в пределах 10. Примеры могут повторяться). Учитель даёт 2 минуты для решения. Дети в тетрадь записывают только ответы. По истечение времени учитель диктует ответы, дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильных ответов – баллов. Эти баллы записывают на обложку тетради. Так на протяжении нескольких уроков. Во -первых ребёнок отрабатывает скорость счёта, во-вторых контролирует изменения, в –третьих автоматически заучивает таблицу.

— Решение задач разным способом.

— Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют.

— Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.

— Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

Обучение грамоте. Главным критерием обученности в 1 классе является навык чтения. Начиная с 1 класса учитель регулярно проверяет технику чтения, в частности темп за 1 минуту. Я детям называю норму чтения к концу определённого этапа и предлагаю 1 раз в неделю проводить самоконтроль чтения. (Привлекаем родителей для помощи в контроле времени) Предварительно мы выполняем такую работу в классе, чтобы научиться. Дети записывают свои результаты и сравнивают каждый последующий раз с предыдущим. Контрольная проверка учителем покажет насколько правильно и правдиво ребёнок записывал результаты. «Словомер»

— Повторное чтение. Учитель даёт детям определённое время, например 2 мин. В течение которого они будут читать текст. Когда учитель говорит «стоп», дети карандашом отмечают, до какого слова дочитали. На следующем уроке читают тот же текст сначала, за тот же промежуток времени. Сравнивают больше или меньше успели прочитать. Так несколько уроков. (Известно, что знакомый текст читать легче, следовательно, даже слабочитающие дети будут видеть собственный рост).

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к с учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

Самооценка в начальной школе часто даётся в виде сигнальных карточек разного цвета. Я предпочитаю словесную самооценку. –Как ты работал на уроке? –За что ты можешь себя похвалить? – Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.

Метод самоконтроля основан на способности человека к самонаблюдению, самооценке и самоконтролю. Чаще всего проблемное поведение, при котором применяется самоконтроль, возникает в результате противоречия кратковременных и долговременных последствий. Например, кратковременные последствия приема алкоголя преимущественно положительные, долговременные же — отрицательны. Методика самоконтроля позволяет (хотя бы частично) выровнять силу кратковременных и долговременных последствий и избавиться от вредных привычек или приобрести привычки полезные (в долговременном их измерении).

Использование самоконтроля в поведенческой психокоррекции предполагает, что сама коррекция становится процессом, выходящим за рамки учебных занятий. Эта особенность метода самоконтроля еще раз подчеркивает необходимость активного участия подростка в процессе психологической коррекции.

Методика самоконтроля последовательно включает несколько этапов.

(1) Анализ проблемы и определение целевого поведения

На этом этапе в процессе тщательного поведенческого анализа определяется конкретное ошибочное поведение, которое должно быть устранено, и поведение, при выполнении которого цель самоконтроля будет считаться достигнутой. Если при некоторых нарушениях (например, привычке грызть ногти или курении) определить целевое и ошибочное поведение — дело простое, то в иных случаях первый этап самоконтроля может потребовать значительных усилий и времени. Скажем, за фразой «Я излишне агрессивна с мужчинами и отпугиваю их своей активностью» может скрываться целый ряд особенностей поведения, связанных с очень трудно конкретизируемыми стимулами. К примеру, привычка подшучивать над внешним видом тех мужчин, которые нравятся, и прилюдно давать самой себе негативные оценки — эти привычки уже в большей степени позволили бы выстроить программу самоконтроля.

(2) Анализ стимулов

На этом этапе детально анализируется ситуация, в которой срабатывает ошибочное поведение, или ситуация, препятствующая целевому поведению. От точности такого рода анализа в существенной мере зависит успех всей программы самоконтроля. Ключевое значение в этом анализе имеют стимулы, предшествующие появлению (или непоявлению) поведения. Если употреблению алкоголя всегда предшествует получение наличных денег, а в компании близкой подружки трудно удержаться от агрессии и драки, то это — те стимулы, которые должны контролироваться и анализироваться на следующем этапе — этапе разработки программы самоконтроля.

(3) Разработка программы самоконтроля.

К этому этапу мы должны иметь четкое описание целевого (или ошибочного) поведения и знать стимулы, которые тормозят целевое и запускают ошибочное поведение. Это знание поможет составить план самоконтроля, включающий в той или иной комбинации три важнейших его механизма: самоподкрепление, самонаказание и контроль стимулов.

Контроль стимулов представляет собой третий компонент программ самоконтроля. Предшествующий анализ часто позволяет обнаружить вполне конкретные материальные или нематериальные стимулы, «запускающие» ошибочное поведение или препятствующие целевому. Часто эти стимулы вполне может контролировать сам клиент, например, реже встречаясь с друзьями, любящими выпить, или курящими подружками. Четкое определение стимулов, которых следует избегать или которые нужно переструктурировать — это тоже одна из частей программы самоконтроля.

Сфера применения программ самоконтроля довольно широка. В первую очередь здесь нужно назвать переедание, курение, алкоголизм и иные формы зависимостей, вспыльчивость и, наоборот — тревожность, проблемы с концентрацией на работе или учебе, специфические симптоматические нарушения типа тиков, навязчивых действий.

psihologn.org

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы контроля и самоконтроля обеспечивают проверку уровня усвоения учащимися знаний, сформированности умений и навыков. С этой целью используют методы устного, письменного, текстового, графического, программированного контроля, практической проверки, самоконтроля, а также методы самооценки.

Метод устного контроля

Он является наиболее распространенным в школьной практике. Используя его, учащиеся учатся логически мыслить, аргументировать, выражать свои мысли грамотно, образно, эмоционально, приобретают опыт отстаивать свою точку зрения. Устный опрос учащихся осуществляется в определенной последовательности: формулировка учителем вопросов (задач) с учетом специфики предмета и требований программы; подготовка учащихся к ответы и изложения своих знаний; коррекция и самоконтроль изложенных знаний в процессе ответа; анализ и оценка ответа. Для устной проверки знаний важно определить, какие вопросы или задачи дать ученику. По уровню познавательной активности они являются репродуктивными (предполагают воспроизведение изученного); реконструктивними (применение знаний в несколько измененных ситуациях); творческие (требующие применения знаний и умений в значительно измененных (нестандартных) условиях, перенос усвоенных принципов доказывания (способов действий) на решение более сложных мислительних задач.

Вопросы для устной проверки разделяют на основные, дополнительные и вспомогательные. Основной вопрос формулируют так, чтобы ученик мог дать на него самостоятельную развернутый ответ. Дополнительные вопросы задают для уточнения, как ученик понимает определенный вопрос, формулировки, формулы и др. Вспомогательные вопросы часто являются наводящими, помогают ученику исправить ошибки, неточности. По форме изложения различают обычные вопросы ("Какие условия являются важными для жизни растений?") и вопрос в виде проблемы или задачи ("возможно Ли, чтобы функция была одновременно и прямой, и косвенной?"). Вопросы должны быть логичными, целенаправленными, четкими, понятными и посильными, а их совокупность — последовательной и систематической.

Вопросы для проверки и оценивания знаний учащихся формулируют так, чтобы они не только предусматривали воспроизведение изученного, но и активизировали мышление учащихся. Это прежде всего вопросы и задачи, имеющие целью:

— сравнение различных явлений и процессов ("Какая разница между постоянным и переменным током?", "Сравните государственный строй Афин и Спарты");

— установление взаимосвязей между фактами, явлениями, процессами, событиями ("Какая существует зависимость между напряжением и силой электрического тока?", "Который наблюдается взаимосвязь между климатом, растительностью и животным миром определенного района?");

— определение характерных черт, признаков и особенностей предметов и явлений ("Какие особенности скелета птицы?");

— установление целесообразности действий, процессов, использования предметов ("Какое практическое применение трансформатора электрического тока?");

— классификацию предметов или явлений по определенным признакам ("На какие группы делятся кислоты?", "По каким признакам растения объединяют в классы?");

— подведение конкретного под общее ("Приведите примеры, иллюстрирующие закон Ньютона");

— переход от общего к конкретному ("Охарактеризуйте физические и химические особенности");

— установка значения явления, события, процесса ("Какую функцию выполняют эритроциты крови?");

— объяснение причин, доведение определенных закономерностей явлений и процессов ("Докажите, что в треугольнике сумма внутренних углов равна 180°", "Объясните явление диффузии газов");

— выводы и обобщения ("Какой вывод можно сделать, анализируя послевоенную ситуацию в Европе?").

Полезны также вопросы вроде: "Какое твое мнение о. ?", "Что положительного (отрицательного) в. ?" и проч.

В учебном процессе практикуют индивидуальное, фронтальное и уплотненная (комбинированное) устный опрос. Индивидуальный опрос предполагает развернутый ответ ученика на оценку. Он должен не только воспроизвести текст учебника или рассказ учителя на предыдущем уроке, но и самостоятельно объяснить материал, доказать научные положения, проиллюстрировать их собственными примерами. Проводя индивидуальный опрос, учитель должен определиться, кого вызвать, скольких учеников опросить, сколько времени отвести на опрос, а также предусмотреть, что в это время будут делать другие ученики. Педагогика не дает однозначных ответов на эти вопросы, однако опыт убеждает, что в каждом конкретном случае они решаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой учитель. Во время индивидуального опроса важно организовать работу всех учеников класса. им можно предложить внимательно слушать ответ товарища, исправлять допущенные им ошибки, дополнять ответ. За такую активную работу может быть выставлена оценка. Если у доски отвечает слабый ученик, учитель слушает его ответ сам, а остальные ученики выполняет самостоятельное задание.

Большое воспитательное значение имеет привлечение учащихся к оцениванию знаний одноклассников через взаимо рецензирование ответов. Опытные учителя приучают их внимательно слушать ответы товарищей, определять правильность, точность изложения фактического материала, совершенство языкового оформления и доказательность примеров.

Для этого организовывают специальные тренировки. На доске записываются основные вопросы, по которым следует рецензировать:

1. Правильно и точно изложен теоретический материал?

2. Все, что касается вопроса, рассказал ученик?

3. Или удачные примеры привел?

4. Точно подбирал слова и правильно строил предложения?

5. Какой оценки заслуживает такой ответ?

Прослушав ответ, учитель дает ученикам образец устной рецензии на нее, предлагает высказываться от первого лица. Чтобы привлечь всех детей к работе, оценивают один и тот же ответ несколько учеников.

На уроках повторения практикуют взаимо опрос учащихся. По заданию учителя дети самостоятельно формулируют вопросы, на которые отвечает вызван ученик. Затем учитель предлагает школьникам задавать вопросы, которые дополнят ответа. Ученик, который спрашивал, определяет степень правильности ответа, а в случае необходимости отвечает сам.

Рецензирование ответов одноклассников и взаимо опрос способствуют активизации внимания учащихся, воспитанию честности, справедливости, убеждают детей, что объективное оценивание — весьма сложное дело.

Целью фронтального опроса является проверка знаний, умений и навыков сразу многих учеников. Его проводят преимущественно тогда, когда необходимо выявить уровень усвоения знаний, которые следует запомнить, поскольку они являются основой для усвоения определенного сложного материала. Такой опрос стимулирует активность учащихся, способствует повторению и систематизации знаний.

На практике фронтальное и индивидуальный опрос нередко объединяют. При таких обстоятельствах учитель задает учащимся вопросы и проводит с ними перевіркову беседу.

Уплотняющее (комбинированное) опрос дает возможность проверить знания сразу нескольких учеников: один отвечает устно, остальные — по указанию учителя выполняет определенные задачи. Его проводят преимущественно тогда, когда весь материал в основном усвоен и необходимо проверить приобретенные знания, умения и навыки учащихся. Когда ученик выполнил задание, учитель анализирует его вместе с вызванным учеником, который объясняет ход его выполнения (если это будет полезным для всего класса).

любого вида устного опроса важным является педагогический такт учителя. Прежде всего, нужно определиться, как обращаться к ученикам. Недопустимым является подчеркнуто ласковое обращение к одних учеников ("Отвечать пойдет Галинка"), просто на имя ("Отвечать Михаил") — ко вторым, на фамилию ("Отвечать Петренко") — в третьих. Еще хуже, когда, вызывая ученика, он демонстрирует свое негативное отношение к нему ("Отвечать Давыденко, может, хоть сегодня на что-то сподобится"). Педагог должен одинаково обращаться ко всем ученикам, чтобы не сложилось впечатление, что одним он симпатизирует, а другие ему антипатичны.

в Общем метод устной проверки знаний способствует установлению тесного контакта между учителем и учеником, дает возможность следить за его мыслью всему классу, выявлять пробелы, неточности в знаниях учащихся и сразу их исправлять. В процессе опроса одного ученика происходит повторение, обобщение и систематизация знаний целым классом. Такую проверку можно проводить с любого учебного предмета.

Однако этот метод проверки знаний имеет и недостатки. Прежде всего он требует слишком много учебного времени, возбуждает нервную систему опрашиваемого ученика, не лишен субъективизма, а объективность трудно установить, потому что ответ ученика не фиксируется. Проверка нередко бывает нерівнозначною, поскольку разным ученикам ставят разные вопросы, часто неодинаковы по сложности, что дает возможность смелее детям получить более высокий балл, чем тем, кто знает, но не умеет уверенно выражать свои мысли.

studbooks.net