Методики самооценки работоспособности

Оглавление:

1.2.3. Рекомендации по применению средств физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления

Систематические занятия физическими упражнениями спо­собствуют поддержанию работоспособности. Известно, что основой физической работоспособности, физической подго­товленности является развитие выносливости. Наилучшие средства развития выносливости — ходьба, бег, велосипедный спорт, плавание, лыжный спорт и др. Занятие каким-либо из вышеуказанных циклических видов физических упражнений должно продолжаться не менее 15 мин 3 раза в неделю при час­тоте сердечных сокращений (ЧСС) 60–80 % от максимальной (120–160 уд/мин). Для того чтобы достичь тренировочного эф­фекта, необходимо заниматься, например, ходьбой не менее 40 мин 4 раза в неделю при частоте пульса 60 % и более от мак­симального показателя. По мере повышения уровня физической подготовленности функциональное состояние организма после каждого занятия будет восстанавливаться все быстрее. Следова­тельно, время восстановления может в этом случае служить ме­рой уровня физической подготовленности.

Кроме того, если выносливость сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем человека возрастает, его пульс в состоянии по­коя существенно снижается. Следует отметить, что отдых как обязательная составная часть тренировки необходим не только для того, чтобы восстановить потраченные силы и ликвидировать последствия утомления, но он необходим также для даль­нейшего роста функциональных резервов, для подъема уровня тренированности организма на более высшую ступень.

Активный отдых. Основой этого феномена является уста­новленный И. М. Сеченовым факт повышения работоспособно­сти при чередовании работы различных мышечных групп. В практике физического воспитания, например, между упражне­ниями, тренирующими выносливость, могут вклиниваться уп­ражнения, связанные с развитием силы, быстроты и ловкости. Эти упражнения также оказывают свое влияние на скорость восстановления и возрастание выносливости. Время и характер активного отдыха во многом определяются динамикой работо­способности и утомляемости человека, зная которые можно подобрать время для проведения активного отдыха в течение рабочего дня и характер его в зависимости от степени и вида утомления.

Эффект активного отдыха возрастает с увеличением интен­сивности развивающегося утомления, но при слишком сильном утомлении уже не следует рекомендовать активный отдых. Не­малую роль в возникновении эффекта активного отдыха играют психологическая настроенность человека, его эмоциональное состояние и даже темперамент. Отсюда, отличие видов актив­ного отдыха у представителей разных профессий.

1.2.4. Организация и содержание методико-практического занятия

Цель: ознакомиться с методикой определения общей физической работоспособности по показателям функциональной пробы «20 приседаний в течение 30 сек».

Оборудование: секундомеры, метроном, таблицы, протокол занятий.

1. Преподаватель кратко сообщает цель, задачи и порядок работы; знакомит с основными понятиями темы занятия — работоспособность, усталость, утомление; дает характеристику простейших методик оценки физической работоспособности, доступных для самостоятельного применения в процессе самоконтроля функционального состояния и физической подготовленности организма. Студенты готовят протоколы занятия или используют приготовленные преподавателем.

2. Студенты по команде преподавателя подсчитывают пульс в течение 10 сек 2–3 раза, добиваясь точного подсчета пульса (рис. 1.2.1). Средний показатель пульса за 10 сек х 6, т. е. перевести значение ЧСС за 1 мин. Цифру занести в протокол занятия.

Рис. 1.2.1. Способы измерения ЧСС

3. Спокойно подняться, занять удобное исходное положение и выполнить под метроном или счет преподавателя 20 приседаний за 30 сек (и. п. — ноги на ширине плеч, приседая — руки вперед, вставая — вниз).

4. Спокойно сесть и сразу подсчитать нагрузочный пульс за 10 сек, умножить на 6 и полученный показатель занести в протокол. Во время отдыха не делать резких движений, громко не разговаривать, ровно и спокойно дышать, способствуя быстрому восстановлению.

5. Продолжать подсчет пульса каждые 10 сек 2-й, 3-й и 4-й минут восстановления. Рекомендуется подсчитывать пульс вплоть до возвращения его к первоначальной цифре. Показатели пульса на 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления умножить на 6 и полученные результаты занести в протокол.

6. Подсчитать процент прироста нагрузочного пульса относительно исходного по формуле:

Исходный пульс — 72 уд/мин.

Нагрузочный пульс — 126 уд/мин.

Показатель прироста пульса занести в протокол.

7. Обсудить результаты тестирования.

Результаты тестирования занести в протокол, сравнить со средними показателями, при необходимости — обсудить с преподавателем.

studfiles.net

1.2.2. Простейшие методы оценки физической работоспособности

Исследование функционального состояния лиц, занимающихся физической культурой и спортом, осуществляется путем использования различных функциональных проб. При функциональной пробе (тесте) изучается реакция организма на воздействие какого-либо фактора, чаще — физической нагрузки. Главным (обязательным) условием при этом должна быть строгая дозировка. Только при этом условии можно определить изменение реакции организма одного и того же лица на нагрузку при различном функциональном состоянии.

Наиболее часто в спортивной практике используют пробы с такой физической нагрузкой, как приседание, подскоки, бег, восхождение и спуск на ступеньку (степ-тест) и др. Все нагрузки дозируются как темпом, так и длительностью (продолжительностью). Кроме проб с физической нагрузкой, используют и другие, безнагрузочные пробы: ортостатическая, клиностатическая и др.

Основные требования при проведении функциональных проб

Установленное время — обычно это утренние часы, натощак или через час-два после завтрака.

Подготовленное место проведения пробы.

Простейшие функциональные пробы

Ортостатическая проба— эффективный метод оценки степени восстановления после занятий физическими упражнениями. Она проводится следующим образом. Перед измерением необходимо спокойно полежать неменее 5–6 мин, затем измерить ЧСС в положении лежа и, встав, через 1 мин —в положении стоя. Нормальным является учащение пульса на 10–12 уд/мин, удовлетворительным — до 20 уд/мин, а свыше 20 уд/мин — неудовлетворительным. В последнем случае организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, что сопровождается остаточным утомлением. Если нужно характеризовать весь тренировочный день, то ортостатическая проба проводится утром и вечером.

Клиностатическая проба выполняется в обратном, относительно ортостатической пробы, порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. Она проводится так: после 3–5-минутного отдыха в положении лежа сосчитать пульс в течение одной минуты, затем медленно встать и через минуту снова сосчитать пульс. У здорового, хорошо тренированного человека разница между пульсом лежа и стоя составляет примерно 6–8 ударов, у менее тренированных — 10–14 ударов. Учащение пульса больше, чем на 20 ударов в минуту, может указывать на сниженную работоспособность сердца или на неудовлетворительное состояние регуляции сердечно-сосудистой системы со стороны ЦНС. Такое учащение может быть одним из признаков переутомления, перетренированности, а также состояния «предболезни».

Лестничная проба. Для оценки состояния тренированности (физической работоспособности) нужно подняться на 4-й этаж нормальным темпом без остановок и сосчитать пульс. Если ЧСС ниже 100 уд/мин — отличный показатель работоспособности сердечно-сосудистой системы, меньше 120 — хороший, меньше 140 — удовлетворительный, выше 140 — плохой.

Фунуциональная проба с 20-ю приседаниями. Подсчитывается частота пульса в покое за 10 сек (с последующим перерасчетом за 1 мин). Затем выполня­ется 20 глубоких и равномерных приседаний за 30 секунд (ноги на ширине плеч, приседая вытягивать руки вперед, вставая — опускать), подсчитывается частота пульса за первые 10 секунд. После этого определяется процент учащения пульса от исходного уровня. При учащении пульса менее чем на 50 % состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее, на 50–75 % — удовлетворительное, более чем на 75 % — неудовлетворительное.

Очень важную информацию о степени тренированности сердечно-­сосудистой системы дает время восстановления пульса до исходного уровня после приседаний. Для определения этого времени подсчет частоты пульса 10-секундными интервалами после приседаний продолжают до тех пор, пока он не вернется к исходному уровню. Время восстановления менее 60 секунд характеризуется как «отлично», от 60 до 90 секунд — «хорошо», от 90 до 120 секунд — «удовлетворительно» и более 120 секунд — «плохо».

Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встать в основную стойку, руки на пояс. Мягко на носках в течении 30 сек сделать 60 небольших подскоков, подпрыгивая над полом на 5–6 см. Затем снова сосчитать пульс. Оценка результатов идентична оценкам пробы с 20-ю приседаниями: увеличение пульса на 25 % и менее — отлично, 25–50 — хорошо, 50–75 % — удовлетворительно, выше 75 % — плохо.

Специальные наблюдения показали, что функциональные пробы хорошо отражают степень тренированности человека. Чем меньше суммарный показатель пульса, тем выше уровень тре­нированности. Однако, важное значение имеет не абсолютное значение пульса, а его изменения под влия­нием систематических занятий физическими упражнениями или спортом у одного и того же человека. С этой целью функцио­нальную пробу следует проводить еженедельно. При прочих равных условиях уменьшение показателя будет свидетельство­вать об улучшении состояния здоровья, общего физического состояния и функционального состояния сердечно-сосудистой системы; увеличение показателя — об ухудшении общего со­стояния.

Физическая нагрузка в качестве функциональной пробы может быть раз­личной в зависимости от вида спорта. Так, для борцов, тяжело­атлетов и др. — 20 приседаний в течение 30 сек; для бегунов на короткие дистанции, боксеров, прыгунов — 15-секундный бег на месте с максимальной скоро­стью, высоким подниманием бедра (до горизонтального уровня) и энергичной работой рук; для бегунов на средние и длинные дистанции, пловцов, лыжников, баскетболистов, велосипеди­стов и др. — 3-минутный бег в темпе 180 шагов в 1 минуту с высоким подниманием бедра. В зависимости от состояния здо­ровья, возраста, пола, уровня тренированности, а также от вида спорта время бега можно сократить до двух или одной минуты. В этом случае при повторном проведении пробы следует при­менить ту же физическую нагрузку. В дальнейшем для динами­ческих наблюдений за состоянием тренированности следует использовать индивидуально подобранную стандартную физи­ческую нагрузку (20 приседаний за 30 сек; бег с максимальной скоростью в течение 15 сек; бег в темпе 180 шагов в 1 мин в течение 1, 2, 3 мин).

studfiles.net

Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления

Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления

Средства физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления

Список используемой литературы

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей.

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Некоторыми из результатов деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил. Занятие физическими упражнениями и спортом укрепляют здоровье людей, способствуют их правильному развитию.

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления

В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны такие стадии работоспособности:

2. Оптимальная работоспособность

3. Некомпенсируемое и компенсируемое утомление

4. Конечный «порыв»

Работоспособность человека определяется тремя группами факторов:

1) физиологические — состояние здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.;

2) физические — воздействующие на организм через органы чувств: атмосферное давление, температура, шум, освещенность рабочего места и др.;

3) психические — самочувствие, настроение, мотивация.

На рис. 1 показано среднее изменение работоспособности по часам суток (по Г. Леманну).

12 14 16 18 20 22 24 2 4 6 8 10

Рис. 1. — Физиологическое изменение работоспособности по часам суток

Рис. 2 — Изменение работоспособности в течение суток «жаворонков» (а) и «сов» (б)

Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. В любом случае итогом утомления является снижение эффективности работы, ее продуктивности. Известно, что человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время более интенсивно выполнять одно и то же производственное задание. Раннее наступление утомления свидетельствует о малой выносливости, отдаление наступления утомления — следствие возросшей выносливости. Поскольку выносливость можно рассматривать, как способность преодолевать утомление, то фактором, определяющим развитие выносливости, надо считать утомление. Признаки утомления показаны в таб. 1

studopedia.ru

Простейшие методики самооценки работоспособности, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции

  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

1. Работоспособность и утомление 5

2. Методики самооценки работоспособности и утомления 9

3. Применение средств физической культуры для направленной коррекции работоспособности и утомления 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

3.Применение средств физической культуры для направленной коррекции работоспособности и утомленияК отдыху можно отнести пассивный отдых и активный отдых, который связан с двигательной активностью. Впервые научно обосновал физиологические особенности активного отдыха И.М.Сеченов, показав, что при смене работы мышц, этот процесс способствует лучшему восстановлению сил, чем полное бездействие.Наиболее эффективными являются каждодневные самостоятельные занятия физическими упражнениями. В процессе выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», оказывающая положительное влияние на функциональное состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активируется сенсомоторная зона коры головного мозга, поднимается тонус организма..Малые формы физической культуры в режиму учебного и трудового дня– утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебного процессе студентов с использованием физических упражнений.Утренняя гигиеническая гимнастика сама по себе самая не сложная из всех форм физических занятий, но является очень эффективной формой, чтобы ускорить процесс включения втрудовой день. Утренняя гигиеническая гимнастика приводит организм в состояние работоспособности, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Каждодневная зарядка зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. К ежедневной утренней гигиенической гимнастике дополняются водные процедуры, являющиеся эффективным средством в закаливании организма, укреплении силы воли, в повышении физической работоспособности. Физкультурные минуты представляют собой кратковременные перерывы в работе порядка от 1 до 3 мин, когда выполняются 2-3 физических упражнения. Основное назначение физкультминуток –усилить деятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела, т.е. дать кратковременный отдых.Ее специфика заключается в уменьшении времени (1–2 мин.) и числа упражнений в комплексе (2–3) несколько раз в течение рабочей смены. С учетом динамики работоспособности в течение дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. Физкультурная пауза – выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного активного отдыха для профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня. Число и периодичность включений физкультурных пауз зависят от особенностей трудового процесса, прежде всего от его напряженности. Они проводятся у рабочих мест при появлении первых признаков утомления.Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутной ее проведении в повышении работоспособности на 10%.Микропаузы с использованием физических упражнений полезны в связи с тем, что в умственном труде в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др.Микропауза активного отдыха (МАО) – комплекс ФУ в сочетании с профилактическими приемами, решающий задачи ослабить текущее утомление путем снижения возбудимости ЦНС; нормализации мозгового и периферического кровообращения и снижения утомления отдельных анализаторов систем организма. Она применяется неоднократно в объеме 20–30 сек. при 1-2-х ФУ и профилактических приемов (потягивание, прогибание, массирование шейного отдела при рабочей позе «сидя» и др)..Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности. Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий: его эффект проявляется лишь при оптимальных нагрузках; при включении в работу мышц-антагонистов; эффект снижается при быстро развивающемся утомлении, а также утомлении, вызванном монотонной работой; положительный эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени; чем тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного отдыха.Несколько слов о психосаморегуляции. Известно, что на фоне мышечного расслабления ослабляется психическая активность (внимание, память, эффективное мышление, эмоции и др.). Суть аутогенной тренировки в том, что воздействуя на себя методами самоубеждения, самовнушения, использования на себе методов самоубеждения, самовнушения, использования логических доводов, мы снижаем уровни "возбуждения, нервного, физического утомления, наконец, может преодолеть бессонницу — одно из проявлений умственного и психического переутомления. Имеет смысл рекомендовать и изменения направленности сознания: отключение — концентрации внимания волевыми усилиями на другие объекты, ситуации; переключение — перенос направленности сознания на более интересное дело; отвлечение — ограничение сенсорного потока — пребывание в тишине, глаза закрыты, расслабленная поза; разрядка через речь, движение. Использование физических упражнений на улучшение кровоснабжения головного мозга можно дифференцировать по системе. 1. Непосредственное воздействие на сосуды мозга: различные движения головой, лежа на спине: подъем ног, стойки на лопатках, голове, упражнения для позвоночника (грудной, шейные отделы), массаж, упражнения в интенсивном дыхании. 2. Рефлекторно — сосудистые реакции: упражнения для мышц грудинно — ключичной, межлопаточной области, плечевого пояса, для раздражения вестибулярного аппарата) температурные и водные воздействия" 3. Упражнения, основанные на реакции сосудов головного мозга в связи с повышенным содержанием СО2 в крови, — нетрудные и несложные физические упражнения с задержкой дыхания.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, одним из главных вопросов контроля за функционированием организма является выбор определенных средств и методов. Выбор тех или иных показателей зависит от конкретных задач. Основной задачей занимающихся является оптимизация учебно-тренировочного процесса.Оптимизации учебно-тренировочного процесса способствует использование различных моделей и модельных характеристик, которые служат ориентиром при разработке и коррекции рабочих программ как для групп с различным уровнем физической подготовленности, так и для отдельных занимающихся.Таким образом, в ходе физкультурных занятий необходимо постоянно следить за объемом физической нагрузки по реакции на нее ЧСС, ЧД и времени их восстановления. Если они восстановились за 5-10 мин. — нагрузка адекватна возможностям организма, если через 20- 30 мин. — реакция неблагоприятная и объем физической нагрузки необходимо снизить, организму дать отдохнуть и проконсультироваться с врачом.При оценке эффективности занятий должны соблюдаться следующие правила: 1. Перед проведением функциональных проб не должно быть физической нагрузки, бессонной ночи, повышенного эмоционального состояния, употребления сытной еды. 2. Если нагрузка на занятиях была значительной, то проба в этот день не проводится. 3. Чтобы получаемые результаты были сопоставимы, исследование проводится в одинаковых условиях. 4. Измерительные приборы должны быть исправны и предварительно выверены. 5. При повторных измерениях используются те же приборы, что и в первый раз, одними и теми же исследователями. 6. Проводить обследование необходимо в одно и то же время: лучше утром, сразу после сна и посещения туалета.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАртишевская, Л.А. Врачебно-педагогические наблюдения и тестирование в физической культуре и спорте: учеб.-метод. пособие / Л.А. Артишевская. – Минск: БГПУ, 2008. – 80 с. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок /Я.С.Вайнбаум – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.Василенко, С.Г. Научно-исследовательская работа в физической культуре и спорте. Учебное пособие /С.В.Василенко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им.П.М.Машерова, 2007. – 34 с.Донской, Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники /Д.Д. Донской.-М.:Просвещение 1971.- 288 с.Зайцева, В.В. Проблемы оценки физического состояния человека // Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной тренировке: сб. науч. трудов / под ред. В.Д. Сонькина. – М., 1991. – С. 3–27. Купчинов, Р.И. Физическое воспитание: уч. пособие / Р.И. Купчинов. –Мн.:Асвета, 2006. – 194с.Мазо, Г.Е.Аутогенная тренировка в режиме труда / Г.Е. Мазо. – Мн.: Полымя, 1992.- 149 с.Спортивная медицина: учеб.для ин-тов физ. культ. / под ред. В.Л. Карпмана. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 349 с. Теория и методика физического воспитания. /Под ред. Б.А.Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990.-287 с.УилморДж.Х., Костил Д.Л. Физиология спорта. Учебник, М.: Физкультура и спорт, 1989. – 269 с.Физиология человека. Пер с англ./ Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса. М.: Мир, 1986.- Т.1.- 272 с.Физиология человека: учеб. Пособие /А.А.Семенович [и др]; под ред. А.А.Семеновича. – Минск.: Выш.шк., 2007. – 544 с.Физическая культура. Учебное пособие / Под ред. В.А. Коваленко. М.: Изд-во. АСВ, 2000. – 189 с.Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа: учебник для студ. вузов. – Мн.: Тессей, 2003. – 456 с.

2. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок /Я.С.Вайнбаум – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

3. Василенко, С.Г. Научно-исследовательская работа в физической культуре и спорте. Учебное пособие /С.В.Василенко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им.П.М. Машерова, 2007. – 34 с.

4. Донской, Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники /Д.Д. Донской.- М.:Просвещение 1971.- 288 с.

5. Зайцева, В.В. Проблемы оценки физического состояния человека // Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной тренировке: сб. науч. трудов / под ред. В.Д. Сонькина. – М., 1991. – С. 3–27.

6. Купчинов, Р.И. Физическое воспитание: уч. пособие / Р.И. Купчинов. – Мн.:Асвета, 2006. – 194с.

7. Мазо, Г.Е.Аутогенная тренировка в режиме труда / Г.Е. Мазо. – Мн.: Полымя, 1992.- 149 с.

8. Спортивная медицина: учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. В.Л. Карпмана. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 349 с.

9. Теория и методика физического воспитания. /Под ред. Б.А.Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990.-287 с.

10. Уилмор Дж.Х., Костил Д.Л. Физиология спорта. Учебник, М.: Физкультура и спорт, 1989. – 269 с.

11. Физиология человека. Пер с англ./ Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса. М.: Мир, 1986.- Т.1.- 272 с.

12. Физиология человека: учеб. Пособие /А.А.Семенович [и др]; под ред. А.А. Семеновича. – Минск.: Выш.шк., 2007. – 544 с.

13. Физическая культура. Учебное пособие / Под ред. В.А. Коваленко. М.: Изд-во. АСВ, 2000. – 189 с.

14. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа: учебник для студ. вузов. – Мн.: Тессей, 2003. – 456 с.

myknow.ru

Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления. Влияние физических упражнений на организм человека

1. Методическое занятие № 2

работоспособности, усталости, утомления и

применение средств физической культуры для

направленной их коррекции.

методах оценки физической работоспособности,

утомления и усталости, методики их коррекции

средствами физической культуры.

Обучить студентов практически оценивать

состояние своей работоспособности, используя

простейшие функциональные пробы.

3. Влияние физических упражнений на организм.

(расширяется сеть капилляров, улучшается

Гипертрофируется сердечная мышца

(утолщаются её стенки, увеличиваются её

Увеличивается число эритроцитов,

увеличивается гемоглобин в крови;

4. Влияние физических упражнений на организм.

Работа органов дыхания становится экономной;

— Повышается подвижность нервных

процессов (возрастает скорость образования

условных рефлексов, человек легче обучается)

способность человека выполнять

максимально возможное количество

работы на протяжении заданного

времени и с определенной

способность человека выполнять в течение

заданного времени максимально эффективно

определенное количество работы, требующей

активации нервно-психической сферы

способность человека выполнять в течении

заданного времени максимально возможное

количество физической работы за счет

активизации нервно-мышечной системы.

7. Фазы работоспособности:

Фаза устойчивой работоспособности –

оптимальный уровень функционирования ЦНС.

Утомление – снижается внимание, возникает

двигательное беспокойство, растет число

ошибок, повышается напряжение всех

8. Факторы, влияющие на работоспособность

Состояние здоровья, с-с и

Условия мест занятий,

9. Усталость – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию утомления, характеризуется чувствами слабости, вялости,

состояние, наступающее вследствие

напряженной или длительной

деятельности и выражающееся в

Оно связано с перенапряжением

нервных клеток коры головного мозга.

11. Признаки утомления

молочной кислоты в

Снижение сахара в

12. Внешние признаки утомления при физическом труде

14. Методы оценки физической работоспособности

различные дозированные нагрузки,

которые позволяют оценить

15. Функциональные пробы:

— Восхождение и спуск

на ступеньку (стептест).

16. Пробы с физической нагрузкой

20 приседаний за 30с. – нормальная реакция

учащения пульса сразу после нагрузки в

Бег на месте в максимальном темпе за 15с. –

пульс возрастает на 120-150%;

Трехминутный бег на месте с частотой 180

шагов в мин. – до 100-120%.

Чем работоспособнее сердце, тем меньше

учащается пульс в ответ на дозированную

17. Пробы с изменением положения тела

горизонтального положения в вертикальное (лежа –

стоя) – в норме учащение пульса от 6 до 18 ударов в

Клиностатическая проба – переход из вертикального

положения в горизонтальное (стоя – лежа) – в норме

урежение пульса от 4 до 12 ударов в минуту.

нужно подняться на четвертый этаж

нормальным темпом без остановок и сосчитать

Если ЧСС ниже 100 уд/мин — отличный

показатель работоспособности сердечнососудистой системы,

меньше 120 уд/мин — хороший,

меньше 140 уд/мин — удовлетворительный,

выше 140 уд/мин — плохой.

19. Восстановительные средства для коррекции работоспособности, утомления

— Питание — главный фактор восстановления

20. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Определения общей физической работоспособности

по показателям функциональной пробы «20 приседаний

1. Сидя, по команде преподавателя подсчитать пульс за 10 с.,

умножить на 6 — значение ЧСС за 1 мин.

2. Спокойно встать, занять удобное исходное положение (и. п.)

и выполнить под счет преподавателя 20 приседаний

за 30 с (и. п. — ноги на ширине плеч, приседая — руки вперед,

3. Спокойно сесть и сразу подсчитать нагрузочный пульс

за 10 с, умножить на 6.

и четвертой минут восстановления.

5. Подсчитать процент прироста нагрузочного пульса

относительно исходного по формуле:

6. Оценить результаты и сделать вывод.

Увеличение пульса на 25% и менее — отлично, 25—50 —

хорошо, 50—75% — удовлетворительно, выше 75% — плохо.

Время восстановления менее 60 с характеризуется как

отлично, от 60 до 90 с — хорошо, от 90 до 120 с —

удовлетворительно и более 120 с — плохо.

22. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Проба с подскоками.

1. Сосчитать пульс за 10 с., умножить на 6 — значение ЧСС

2. Встать в основную стойку, руки на пояс. Сделать

60 небольших подскоков в течение 30 с.

3. Затем снова сосчитать пульс.

4. Оценить результаты и сделать вывод.

Оценка результатов идентична оценкам пробы с 20

Пробы с изменением положения тела.

— Через 3-4 мин после перехода в горизонтальное положение

подсчитать пульс за15 с.

— Затем встать и вновь подсчитать пульс за 15 с.

— Через 3 -4 мин после перехода в вертикальное положение

подсчитать пульс за 15 с.

— Затем лечь и вновь подсчитать пульс за 15 с.

— Полученные данные пересчитать за 1 мин. и занести в

en.ppt-online.org

Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции

Определение понятий "работоспособность", "утомление", "усталость". Под работоспособностью понимается способность человека выполнять в заданных параметрах и конкретных условиях профессиональную деятельность, сопровождающуюся обратимыми в сроки регламентированного отдыха функциональными изменениями в организме.

Физическая работоспособность является выражением жизнедеятельности человека, имеющего в своей основе движение. Она проявляется в различных формах мышечной активности и зависит от способности и готовности человека к физической работе. Физическая работоспособность является одной из важнейших составляющих спортивного успеха.

С одной стороны, работоспособность отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.

В процессе учебной, трудовой деятельности работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на следующие группы:

1) физиологического характера — состояние здоровья студента, его сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем;

2) физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;

3) психического характера — самочувствие, настроение, мотивация и др.;

4) социального характера — условия мест занятий, условия проживания, питания и др.

Работоспособность следует оценивать по критериям профессиональной деятельности и состоянию функций организма, другими словами, с помощью прямых и косвенных ее показателей.

Прямые показатели позволяют оценивать спортивную деятельность как с количественной (метры, секунды, килограммы, очки и т.д.), так и с качественной (надежность и точность выполнения конкретных физических упражнений) стороны.

К косвенным критериям работоспособности относят различные физиологические, биохимические и психофизиологические показатели, характеризующие изменения функций организма в процессе работы. Другими словами, косвенные показатели представляют собой реакции организма на определенную нагрузку и указывают на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т.е. чем, например, организм спортсмена расплачивается за достигнутые секунды, метры, килограммы и т.д. Установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем прямые критерии. Это дает основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации.

При оценке работоспособности и функционального состояния человека необходимо также учитывать его субъективное состояние (усталость), являющееся довольно информативным показателем. Ощущая усталость, человек снижает темп работы или вовсе ее прекращает. Этим самым предотвращается функциональное истощение различных органов и систем и обеспечивается возможность быстрого восстановления работоспособности человека. А. А. Ухтомский считал ощущение усталости одним из наиболее чувствительных показателей снижения работоспособности и развития утомления.

Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. То есть она не может служить объективным показателем работоспособности. В основе этого несоответствия в первую очередь лежит разная эмоциональная настройка работающего на выполняемую работу. Например, при высокой мотивации работающего, выполняющего приятную и социально-значимую работу, усталость не возникает у него в течение длительного времени. И наоборот, при бесцельной, неинтересной работе усталость может возникнуть, когда объективно утомление или вовсе еще не наступило, или выраженность его далеко не соответствует степени усталости.

Поэтому субъективное ощущение усталости следует сопоставлять с показателями объективных признаков утомления (см. табл. 12.2.1).

Внешние признаки утомления при физическом труде (по С. А. Косилову)

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

Незначительная (влажность на лбу и щеках)

Значительная (выше пояса)

Особо резкая (ниже пояса, выступление солей)

Учащенное ровное (около 30 дыханий η 1 мин)

Учащенное, периодическое дыхание через рот

Значительно учащенное, поверхностное непрерывное дыхание через рот. Отдельные глубокие вдохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием (одышкой)

Уверенные и точные

Неуверенные, нарушения ритма

Частые перерывы работы, замедление движений, дрожание конечностей

Безошибочное выполнение указаний и правил работы

Отклонение от правил работы, ошибки при новых заданиях

Замедление реакции, неточные выполнения указаний, отсутствие интереса, апатия

Жалобы на усталость

Жалобы на головную боль, слабость

Утомление — это состояние организма, объективно возникающее под влиянием той или иной длительной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.

При правильно построенном тренировочном процессе в организме развивается состояние тренированности, в основе которого лежат механизмы срочной и долговременной адаптации к физическим нагрузкам. С физиологической точки зрения тренированность представляет собой уровень функционального состояния организма, возникающего в процессе систематических тренировок и характеризующегося повышением функциональных резервов и готовностью к их мобилизации, что проявляется увеличением работоспособности человека. Другими словами, тренированность спортсмена характеризуется уровнем его специальной физической работоспособности, прогнозировать которую можно показателями физиологических функций как в состоянии относительного покоя, так и при дозированных физических нагрузках, о чем сказано выше.

Во время рационально построенных тренировочных нагрузок возможности организма не только восстанавливаются до исходных констант, но и закрепляются на новом уровне, обеспечивая повышение и расширение функциональных резервов организма (состояние суперкомпенсации). Биологический смысл этого феномена огромен. Повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностей организма. В этом и состоит основной эффект систематических тренировок. С физиологической точки зрения главным в тренировке является повторность и возрастание физических нагрузок. Это позволяет совершенствовать движения и энергетическое обеспечение на основе механизмов саморегуляции за счет обратных биологических связей.

Высокий уровень тренированности в состоянии относительного покоя характеризуется функциональными и структурными изменениями, которые отражают нарастающую экономичность физиологических функций, повышение потенциальных возможностей организма к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок. В итоге сущность проблемы тренированности сводится к вопросу о механизмах ее развития и о преимуществах тренированного организма перед нетренированным. Эти преимущества характеризуются четырьмя основными свойствами.

Во-первых, тренированный организм может выполнять физические нагрузки такой продолжительности или интенсивности, которые не под силу нетренированному.

Во-вторых, тренированный организм характеризуется более экономным функционированием различных органов и систем в покое, при умеренных физических нагрузках и способностью достигать при максимальных нагрузках такого уровня их деятельности, который недоступен для нетренированного организма.

В-третьих, тренированный организм способен более совершенно осуществлять управление двигательной деятельностью, быстрее и полнее мобилизовать и эффективнее использовать свои резервные возможности.

В-четвертых, тренированный организм может продолжать работу при более глубоких изменениях гомеостаза и характеризуется более высокими функциональными резервами и эффективными восстановительными процессами.

Обобщенные данные по оценке работоспособности человека с учетом его субъективного и функционального состояний, прямых и косвенных показателей работоспособности представлены в табл. 12.2.2.

Стадии физической работоспособности

Функциональное состояние организма

Сохраняется на стабильном уровне

Нормальное состояние (утомление)

Разнонаправленные сдвиги вегетативных функций

Разнонаправленные сдвиги показателей

Переходное состояние (хроническое утомление)

Прогрессирующее снижение работоспособности

Постоянное ощущение усталости, не проходящее после дополнительного отдыха

Однонаправленное ухудшение всех показателей

Однонаправленное ухудшение показателей

Выраженное снижение, появление грубых ошибок

Патологическое состояние (переутомление)

Располагая такими данными и сопоставляя их с фактически наблюдаемыми сдвигами у человека в период любой его деятельности, можно с достаточной достоверностью судить о динамике работоспособности и при необходимости рекомендовать проведение соответствующих оздоровительных мероприятий.

Простейшие методы оценки физической работоспособности. Исследование функционального состояния лиц, занимающихся физической культурой и спортом, осуществляется путем использования различных функциональных проб. При функциональной пробе (тесте) изучается реакция организма на воздействие какого-либо фактора, чаще физической нагрузки. Главным (обязательным) условием при этом должна быть строгая дозировка. Только при этом условии можно определить изменение реакции организма одного и того же лица на нагрузку при различном функциональном состоянии.

При любой функциональной пробе вначале определяют исходные данные исследуемых показателей, затем данные этих показателей сразу (или в процессе выполнения теста) после воздействия того или иного дозированного фактора и, наконец, после прекращения нагрузок до возвращения испытуемого к исходному состоянию. Последнее позволяет определить длительность и характер восстановительного периода.

Наиболее часто в спортивной практике используют пробы с такой физической нагрузкой, как приседание, подскоки, бег, восхождение и спуск на ступеньку (степ-тест) и др. Все нагрузки дозируются как темпом, так и длительностью (продолжительностью). Кроме проб с физической нагрузкой, используют и другие, безнагрузочные, пробы: ортостатическую, клиностатическую и др.

Основные требования при проведении функциональных проб.

1. Хорошее самочувствие.

2. Установленное время — обычно это утренние часы, натощак или через час-два после завтрака.

3. Подготовленное место проведения пробы.

Охарактеризуем простейшие функциональные пробы.

Ортостатическая проба — эффективный метод оценки степени восстановления после занятий физическими упражнениями. Она проводится следующим образом. Перед измерением необходимо спокойно полежать не менее 5-6 мин, затем измерить ЧСС в положении лежа и, встав, через 1 мин — в положении стоя. Нормальным является учащение пульса на 10-12 уд/мин, удовлетворительным — до 20 уд/мин, а свыше 20 уд/мин — неудовлетворительным. В последнем случае организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, что сопровождается остаточным утомлением. Если нужно характеризовать весь тренировочный день, то ортостатическая проба проводится утром и вечером.

Клиностатическая проба выполняется в обратном относительно ортостатической пробы порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. Она проводится так: после трех- — пятиминутного отдыха в положении лежа сосчитать пульс в течение одной минуты, затем медленно встать и через минуту снова сосчитать пульс. У здорового, хорошо тренированного человека разница между пульсом лежа и стоя составляет примерно 6-8 ударов, у менее тренированных — 10-14 ударов. Учащение пульса больше, чем на 20 ударов в мин, может указывать на сниженную работоспособность сердца или на неудовлетворительное состояние регуляции сердечно-сосудистой системы со стороны ЦНС. Такое учащение может быть одним из признаков переутомления, перетренированности, а также состояния "предболезни".

Лестничная проба. Для оценки состояния тренированности (физической работоспособности) нужно подняться на четвертый этаж нормальным темпом без остановок и сосчитать пульс. Если ЧСС ниже 100 уд/мин — отличный показатель работоспособности сердечно-сосудистой системы, меньше 120 — хороший, меньше 140 — удовлетворительный, выше 140 — плохой.

Функциональная проба с 20 приседаниями. Подсчитывается частота пульса в покое за 10 с (с последующим перерасчетом за 1 мин). Затем выполняется 20 глубоких и равномерных приседаний за 30 с (ноги на ширине плеч, приседая руки вытягивать вперед, вставая — опускать), подсчитывается частота пульса за первые 10 с. После этого определяется процент учащения пульса от исходного уровня. При учащении пульса менее чем на 50% состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее, на 50-75% — удовлетворительное, более чем на 75% — неудовлетворительное.

Очень важную информацию о степени тренированности сердечно-сосудистой системы дает время восстановления пульса до исходного уровня после приседаний. Для определения этого времени подсчет частоты пульса 10-секундными интервалами после приседаний продолжают до тех пор, пока он не вернется к исходному уровню. Время восстановления менее 60 с характеризуется как отлично, от 60 до 90 с — хорошо, от 90 до 120 с — удовлетворительно и более 120 с — плохо.

Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встать в основную стойку, руки на пояс. Мягко на носках в течение 30 с сделать 60 небольших подскоков, подпрыгивая над полом на 5-6 см. Затем снова сосчитать пульс. Оценка результатов идентична оценкам пробы с 20 приседаниями: увеличение пульса на 25% и менее — отлично, 25-50 — хорошо, 50-75% — удовлетворительно, выше 75% — плохо.

Специальные наблюдения показали, что функциональные пробы хорошо отражают степень тренированности человека. Чем меньше суммарный показатель пульса, тем выше уровень тренированности. Однако большое значение имеет не абсолютное значение пульса, а его изменения под влиянием систематических занятий физическими упражнениями или спортом у одного и того же человека. С этой целью функциональную пробу следует проводить еженедельно. При прочих равных условиях уменьшение показателя будет свидетельствовать об улучшении состояния здоровья, общего физического состояния и функционального состояния сердечно-сосудистой системы; увеличение показателя — об ухудшении общего состояния.

Физическая нагрузка в качестве функциональной пробы может быть различной в зависимости от вида спорта. Так, для борцов, тяжелоатлетов и др. — это 20 приседаний в течение 30 с; для бегунов на короткие дистанции, боксеров, прыгунов — 15-секундный бег на месте с максимальной скоростью, высоким подниманием бедра (до горизонтального уровня) и энергичной работой рук; для бегунов на средние и длинные дистанции, пловцов, лыжников, баскетболистов, велосипедистов и др. — трехминутный бег в темпе 180 шагов в 1 мин с высоким подниманием бедра. В зависимости от состояния здоровья, возраста, пола, уровня тренированности, а также от вида спорта время бега можно сократить до двух или одной минуты. В этом случае при повторном проведении пробы следует применить ту же физическую нагрузку. В дальнейшем для динамических наблюдений за состоянием тренированности следует использовать индивидуально подобранную стандартную физическую нагрузку (20 приседаний за 30 с; бег с максимальной скоростью в течение 15 с; бег в темпе 180 шагов в 1 мин в течение 1, 2, 3 мин).

Рекомендации по применению средств физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют поддержанию работоспособности. Известно, что основой физической работоспособности, физической подготовленности является развитие выносливости. Наилучшие средства развития выносливости — ходьба, бег, велосипедный спорт, плавание, лыжный спорт и др. Занятие каким-либо из вышеуказанных циклических видов физических упражнений должно продолжаться не менее 15 мин 3 раза в неделю при ЧСС 60-80% от максимальной (120-160 уд/мин). Для того чтобы достичь тренировочного эффекта, необходимо заниматься, например, ходьбой не менее 40 мин 4 раза в неделю при частоте пульса 60% и более от максимального показателя. По мере повышения уровня физической подготовленности функциональное состояние организма после каждого занятия будет восстанавливаться все быстрее. Следовательно, время восстановления может в этом случае служить мерой уровня физической подготовленности.

Кроме того, если выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека возрастает, его пульс в состоянии покоя существенно снижается. Следует отметить, что отдых как обязательная составная часть тренировки необходим не только для того, чтобы восстановить потраченные силы и ликвидировать последствия утомления, но он необходим также для дальнейшего роста функциональных резервов, подъема уровня тренированности организма на более высшую ступень.

Активный отдых. Основой этого феномена является установленный И. М. Сеченовым факт повышения работоспособности при чередовании работы различных мышечных групп. В практике физического воспитания, например, между упражнениями, тренирующими выносливость, могут вклиниваться упражнения, связанные с развитием силы, быстроты и ловкости. Эти упражнения также оказывают свое влияние на скорость восстановления и возрастание выносливости. Время и характер активного отдыха во многом определяются динамикой работоспособности и утомляемости человека, зная которые можно подобрать время для проведения активного отдыха в течение рабочего дня и характер его в зависимости от степени и вида утомления.

Эффект активного отдыха возрастает с увеличением интенсивности развивающегося утомления, но при слишком сильном утомлении уже не следует рекомендовать активный отдых. Немалую роль в возникновении эффекта активного отдыха играют психологическая настроенность человека, его эмоциональное состояние и даже темперамент. Отсюда отличие видов активного отдыха у представителей разных профессий.

Организация и содержание методико-практического занятия.

Цель: ознакомиться с методикой определения общей физической работоспособности по показателям функциональной пробы "20 приседаний в течение 30 с".

Оборудование: секундомеры, метроном, таблицы, протокол занятий.

1. Преподаватель кратко сообщает цель, задачи и порядок работы; знакомит с основными понятиями темы занятия — работоспособность, усталость, утомление; дает характеристику простейших методик оценки физической работоспособности, доступных для самостоятельного применения в процессе самоконтроля функционального состояния и физической подготовленности организма. Студенты готовят протоколы занятия или используют приготовленные преподавателем.

2. Студенты по команде преподавателя подсчитывают пульс в течение 10 с 2-3 раза, добиваясь точного подсчета пульса (см. рис. 8.2). Средний показатель пульса за 10 с. умножается на 6, т.е. переводят значение ЧСС за 1 мин. Цифру заносят в протокол занятия.

3. Студенты спокойно поднимаются, занимают удобное исходное положение (и. п.) и выполняют под метроном или счет преподавателя 20 приседаний за 30 с (и. п. — ноги на ширине плеч, приседая — руки вперед, вставая — вниз).

4. Затем спокойно садятся и сразу подсчитывают нагрузочный пульс за 10 с, умножают на 6 и полученный показатель заносят в протокол. Во время отдыха не следует делать резких движений, громко не разговаривать, дышать нужно ровно и спокойно, способствуя быстрому восстановлению.

5. Продолжают подсчет пульса каждые 10 с второй, третьей и четвертой минут восстановления. Рекомендуется подсчитывать пульс вплоть до возвращения его к первоначальной цифре. Показатели пульса на второй, третьей и четвертой минутах восстановления умножают на 6 и полученные результаты заносят в протокол.

6. Подсчитывают процент прироста нагрузочного пульса относительно исходного по формуле:

Исходный пульс — 72 уд/мин.

Нагрузочный пульс — 126 уд/мин.

7. Обсуждаются результаты тестирования.

Следует отметить, что нельзя правильно оценить функциональное состояние организма, физическую работоспособность, используя какой-либо один показатель. Только комплексное изучение позволяет правильно оценить функциональные возможности организма. Поэтому мы рекомендуем самостоятельно в домашних условиях провести ряд нагрузочных и безнагрузочных проб: клиностатическую, ортостатическую, функциональную пробу с подскоками.

Результаты тестирования заносятся в протокол, сравниваются со средними показателями, при необходимости — обсуждаются с преподавателем.

Тема: методика оценки общей физической работоспособности

studme.org