Как снизить самооценку человеку

Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога

Заниженная самооценка мешает нам строить здоровые отношения и карьеру, провоцирует неврозы и зависимости. Американский психотерапевт Дженет Войтиц предлагает конкретные советы, которые помогут уменьшить стресс в отношениях и повысить самооценку.

Единственный способ осознать, кто вы, — найти то, что подходит именно вам.

Само по себе обсуждение проблем в отношениях уже уменьшает страх быть брошенным.

Вы все время пытаетесь угадать, что такое норма. Людям с низкой самооценкой важно знать и понимать, что понятия «нормальность» не существует. Эффективнее задавать себе вопрос: что для вас действительно важно? Что важно для вашей семьи? Задача не в том, чтобы угадать, что для вас нормально, а в том, чтобы понять, что лучше всего работает для вас и ваших близких.

Первый шаг в преодолении любой вредной привычки — ее осознание. Просто понаблюдайте за собой. Вместо того чтобы заниматься самоосуждением, постарайтесь узнать себя, анализируя, как вы себя ведете. Когда человек начинает смотреть на себя честно и без осуждения, может отделить себя от своего поведения, он способен изменяться, развиваться и расти.

Чувства не могут быть правильными или неправильными. Они просто есть. Если мы считаем свое чувство неправильным, то к нему добавляется чувство вины, и это еще больше ухудшает ситуацию. Гнев, который вы чувствуете, реален. Если вы решите, что испытывать чувство гнева неправильно и что вместо этого вы должны проявлять сострадание, вам это не поможет. Нельзя подменять одно чувство другим.

Полностью преодолеть чувство одиночества невозможно, но есть способы уменьшить его. В первую очередь вам нужно взять на себя риск открываться окружающим. Лучший способ получить то, что вам нужно, — начать делать это самому. Если вы хотите быть любимым, сначала сами предложите свою любовь другим людям. Это риск — быть непонятым, брошенным. Но избегая риска, вы обрекаете себя на одиночество. Если вы решаетесь пойти на риск, то получаете возможность измениться. Недостаточно попытаться один раз. Пообещайте себе, что каждый день вы будете понемногу вступать в коммуникацию с другими людьми.

Есть хорошее групповое упражнение, которое показывает, что самокритика всегда очень субъективна. Участники садятся в круг, задача — освободить себя, полностью или частично, от тех качеств, которыми они больше не хотят обладать. Если отвергнутые качества кому-то понравятся, он или она может присвоить их. Обычно один участник говорит, что хочет избавиться от своей прокрастинации, и это качество не успевает дойти до центра круга, как другой уже говорит, что хотел бы взять его, потому что он, наоборот, гиперактивный. Еще кто-то говорит: «Я хочу избавиться от своего чувства вины» — и тут же получает ответ: «Мне нужно немного твоей вины. Я чувствую себя слишком эгоистичным».

Это упражнение демонстрирует, что наши черты нужно изучать. В какой степени они полезны нам? Насколько сильно мешают? Очевидно, что осуждение себя и своих недостатков не приносит пользы. Когда вы принимаете решение быть собой, вы получаете гораздо больше возможностей.

Острая реакция на незначительный случай — например, друзья отменяют встречу в последнюю минуту — обычно связана с нашим прошлым. Что-то похожее уже случалось раньше — однажды или много раз, обычно в детстве. Первое, что вы должны сделать, — четко определить, в каких случаях вы начинаете остро реагировать. Насколько ваша реакция соответствует обстоятельствам? Стоит ли ситуация того, чтобы реагировать так остро?

Если эти вопросы вызывают у вас желание защищаться, значит, вы и в самом деле слишком остро реагируете на данную ситуацию. Первый шаг на пути преодоления таких реакций — осознать их суть и понять, что в вашем прошлом явилось их причиной. Другой способ — сознательно изменить ваши привычки. Спросите себя, насколько вы привязаны к своим обычным планам. Можете ли вы пойти домой другой дорогой? Или поехать в магазин в среду, а не в четверг, как обычно? Можете ли вы менять свои планы, при этом не дезориентируя себя? Это ваш шанс стать более гибким. Гибкость в одной области дает возможность развить гибкость и в других областях.

Проанализируйте, какие люди присутствуют в вашей жизни и какова суть ваших отношений с ними. Получаете ли вы от окружающих столько же, сколько отдаете им? Насколько эти люди сильнее или слабее вас? Возможно, если вы объективно оцените свое окружение, то увидите, что даете людям больше, чем получаете от них. Тогда вам придется изменить свой круг общения и поддерживать отношения только с теми людьми, которые способны на симметричные отношения. Возможно, так происходит оттого, что вы сами не позволяете окружающим делать что-то для вас. Вы считаете себя достаточно сильным, чтобы заботиться о себе самостоятельно, но вам следует дать возможность и другим людям участвовать в вашей жизни.

Если вы день за днем говорите себе: «Почему я остаюсь с этим человеком? Почему не могу все это бросить?» — стоит проанализировать свои отношения. Люди, которые не заслуживают нашей лояльности, часто очень критичны по отношению к нам. Они часто рассказывают о том, что с нами не так. Будьте осторожны, когда слышите это, — о ком на самом деле говорит человек? Действительно ли эти заявления относятся к вам, или этот человек проецирует на вас собственные недостатки?

Боль, печаль или гнев могут принадлежать только тому, кто их испытывает. Эти чувства не должны становиться вашими, вы лишь можете проявить эмпатию и сострадание. Возможно, вас втянули в нездоровые отношения, сыграв на чувстве вины. Если вами легко манипулировать на основе этого чувства, вы начинаете думать, будто что-то должны другому человеку. «Он был добр ко мне. Он заботился обо мне». Чувствовать себя виноватым или обязанным по этим причинам — неправильно. Вы ничего не должны людям за то, что они поддержали вас. Вы самоценны. Если вы чувствуете себя обязанным за то, что вас поддержали, вы тем самым говорите: «Я ничего не стою».

Вы обретете уверенность в себе, если сможете решить задачи, которые сами себе поставили. Задачи могут быть простыми или сложными, но вам необходимо быть уверенным в том, что они выполнимы. Не всегда все получается. Если что-то получилось — это здорово и произошло не случайно, вы заслужили свой успех. Вознаграждайте себя за выполненные дела. Всегда помните о вещах, которые вам хорошо удаются. Не игнорируйте их. Используйте их как фундамент, чтобы стать цельной личностью. Если же у вас не получилось, нужно выйти из этой ситуации и попробовать что-то новое. Это не должно вас опустошать.

Дженет Войтиц (1939–1994) первой в 80-е годы занялась исследованием проблем детей и родственников алкоголиков. Толчком послужил алкоголизм ее мужа. Войтиц обнаружила, что дети алкоголиков и дети, выросшие в неполных семьях, а также семьях, где один или оба родителя страдали от зависимостей и фобий, как правило, вырастают с сильно заниженной самооценкой и испытывают большие трудности в общении с другими людьми. Ее книга «Взрослые дети алкоголиков» стала бестселлером и способствовала зарождению движения, которое приобрело всемирный размах.

Как рождается самооценка

Как нас встретили в этом мире и какими воспринимали в детстве? Взгляд родителей всегда влияет на нашу самооценку, объясняет психоаналитик Марина Арутюнян.

Низкая самооценка: как ее повысить?

Низкая самооценка — как слабый иммунитет: она делает нас незащищенными от ежедневных мелких неудач. Что делать?

Стоит ли хвалиться своими достижениями?

Обычно мы рассказываем о своих успехах, чтобы лучше выглядеть в глазах окружающих. Но что происходит на самом деле? Многим ли нравится слушать чужие самовосхваления?

5 французских способов повысить самооценку

Проведя сотни интервью и исследований во Франции, журналистка Кэт Джейми Каллан выяснила, как француженкам удается всегда оставаться уверенными и довольными собой.

www.psychologies.ru

Как поднять самооценку и научится любить себя

Основные составляющие самооценки

Из чего складывается самооценка? Всем понятно, что она не берется из ниоткуда. Истоки многих психологических проблем следует искать в прошлом человека. Как правило, наша самооценка является отражением Я-концепции, то есть того, что каждый из нас думает о себе, о своих действиях и о том, что он может сделать в будущем. А складывается и формируется это под влиянием разных факторов и обстоятельств. Я-концепция состоит из трех основных частей:

  • Информационная. Это убеждения человека о самом себе, которые обычно касаются каких-то конкретных особенностей и характеристик. Причем они не обязательно должны проявляться и на 100% соответствовать истине каждую секунду времени. Это, скорее, более постоянное знание. Например, вы считаете себя красивой. И из того, что в какой-то момент времени вы заболели и лежите в кровати с немытой головой и хлюпающим носом, данное убеждение не теряет своего смысла и актуальности. Просто сейчас вы не в лучшей форме, но когда выздоровеете, то сразу же приведете себя в порядок.
  • Поведенческая. Кем бы вы себя ни считали, есть объективная реальность, и в случае психического здоровья (а мы надеемся, что оно у вас есть в полной мере) ее приходится учитывать. Это самая объективная часть вашей Я-концепции — то, что вы делаете на самом деле, то, чего достигаете. Здесь нет места иллюзиям — есть только вы и результаты вашего взаимодействия с миром.
  • Оценочная. В основном, когда мы говорим об отношении к себе как к личности, то имеем в виду именно эту часть Я-концепции. Она включает в себя то, как вы сами воспринимаете те или иные черты и особенности своего характера, ведь они могут вам нравиться или не нравиться. Причем часто мы излишне самокритичны без объективных на то причин.
  • Как правило, самооценка базируется на трех основных действиях. И первым из них является соотношение ваших идеалов с тем, кто вы есть на самом деле. Лучший вариант, когда между ними существует небольшой разрыв. Если он значителен, и Я-реальное сильно не дотягивает до Я-идеального, есть два ответа на вопрос о том, как поднять свою самооценку и полюбить свое «я»: либо постараться быть лучше и успешнее, либо снизить планку ожиданий относительно самой себя.

    Почему рушится наша самооценка?

    Прежде чем найти ответ на вопрос о том, как повысить самооценку, нужно понимать, что послужило причиной для ее снижения. Ведь это не происходит само по себе: вероятно, какие-то ваши действия, образ мышления, условия жизни поспособствовали тому, что на определенном этапе вы перестали себя уважать, и уверенность в собственных силах вдруг испарилась. Итак, какие ошибки, вызывающие впоследствии заниженную самооценку, свойственно совершать людям и почему они приводят к таким плачевным результатам?

    Многие люди обращаются к психологу с вопросом о том, как поднять самооценку. Однако в некоторых случаях, когда клиент продолжает сопротивляться и все равно продолжает считать себя плохим, специалист бывает бессилен. Поэтому самым важным фактором в поднятии самооценки является собственное желание и энтузиазм. Добавляете к ним регулярное выполнение наших советов — и вуаля! В половине случаев вы сможете сами решить этот вопрос без обращения к психологу. Итак, как полюбить себя и повысить самооценку без посторонней помощи?

    Общайтесь с хорошими людьми. Постарайтесь по максимуму ограничить контакты с теми, кто вас постоянно критикует, а вот друзей и близких попросите давать вам побольше позитивной обратной связи (только объективной!). Пусть говорят вам комплименты о вашей внешности, подмечают ваши успехи и вообще заряжают вас позитивом, ведь на то они и близкие люди!

    alebed.org

    Любовь к себе, или адекватная самооценка

    Окружающий мир для каждого человека является зеркалом, отражающим его собственный внутренний мир. Это значит, что ваше видение мира зависит от ваших собственных чувств, мыслей, убеждений, установок, мироощущения. Еще одним важным компонентом взаимоотношений в социуме является представление человека о самом себе, его собственная оценка своей личности.

    На формирование самооценки влияют различные факторы, среди которых можно выделить воспитание, социальное окружение, особенности профессиональной деятельности. [quote]Оскар Уайльд говорил, что любовь к себе означает роман, длиною в жизнь. [/quote]И это правда, ведь индивидуальное ощущение счастья, спокойствия и благополучия человека возможно только при адекватной оценке себя как значимой личности и принятии своей индивидуальности. Чтобы узнать, как поднять самооценку и найти конкретные способы повышения собственной самооценки, прислушайтесь к советам психолога и попробуйте выполнить упражнения, направленные на повышение самооценки.

    Как мы оцениваем себя

    Американский психотерапевт К. Роджерс, автор знаменитой клиент-центрированной психотерапии, считал, что основным компонентом структуры личности является «Я-концепция» — представления человека о себе, которое формируется в процессе социализации, иными словами, в его взаимодействии с обществом. В этом процессе участвует механизм итериоризации – принятие оценок своей личности другими людьми как своих собственных, а также механизм идентификации – возможность поставить себя на место другого человека и таким образом оценить свою личность.

    Каждый человек при рождении обладает личным феноменальным полем – пустым пространством жизненного опыта. В процессе индивидуального развития это поле наполняется, начинает проявляться личное «Я» человека, формируется его «Я-концепция». Роджерс считал, что финальной точкой развития личности является самоактуализация – реализация всех потенциальных возможностей.

    Самооценка является центральным компонентом «Я-концепции», ведь именно рациональная оценка человеком самого себя, своих возможностей и качеств дает реальную возможность достигнуть поставленных целей. Самооценка выполняет защитную и регулирующую функцию, влияет на взаимоотношения с другими людьми, поведение и развитие человека. От нее зависит самокритичность и требовательность к самому себе. Самооценка является основой отношения человека к своим успехам и неудачам, выбору целей определенного уровня сложности, что и характеризует уровень притязаний личности.

    Можно выделить конкретные виды самооценки, опираясь на отдельные ее признаки:

  • Реальность: адекватная и неадекватная самооценка (заниженная или завышенная). Адекватная самооценка дает возможность человеку относиться к себе критически, правильно оценивать свои силы и возможности. Неадекватная самооценка проявляется в переоценке либо недооценивании своих сил и возможностей.
  • Время: ретроспективная, актуальная и прогностическая. Первая характеризует оценку человеком своего прошлого опыта, вторая – своих нынешних возможностей, а последняя означает мнение человека о своих возможных успехах или неудачах.
  • Уровень: высокая, средняя и низкая. Сам уровень самооценки не столь важен, ведь в различных ситуациях и сферах деятельности самооценка может быть как низкой, так и высокой. Например, человек компетентен в сфере финансов и у него высокий уровень самооценки в этой сфере, но домашние дела он вести не умеет и довольно низко оценивает себя в этом деле. Высокий либо низкий уровень самооценки не играет ключевой роли, прежде всего, она должна быть адекватной.
  • Знаменитый американский психолог У. Джеймс предложил определять уровень самооценки по формуле:

    [quote]Самооценка = Успех/Уровень притязаний[/quote]

    Уровень притязаний – это та верхняя граница достижений человека, к которой он стремится. Сюда могут входить разные виды успеха: карьера, личная жизнь, социальный статус, материальное благополучие.

    Успех – это конкретный свершившийся факт, конкретные достижения из списка притязаний личности.

    Очевидно, что повысить самооценку психология предлагает двумя способами:

    • снизить уровень притязаний;
    • или же повысить эффективность и результативность собственных действий.
    • На уровень притязаний влияют различные успехи и неудачи в жизни человека. Если уровень притязаний адекватный – человек ставит перед собой реально-достижимые цели. Человек с высоким адекватным уровнем притязаний способен ставить довольно высокие цели, зная, что способен успешно их достигнуть. Умеренный, или средний уровень притязаний означает, что человек способен отлично справляться с задачами среднего уровня сложности и при этом не желает увеличивать свои результаты. Низкий, и даже заниженный уровень притязаний характерный для человека не слишком амбициозного, который ставит довольно простые цели. Такой выбор объясняется либо заниженной самооценкой, либо «социальной хитростью». Последнюю психология объясняет как сознательное избегание сложных задач и ответственных решений.

      Самооценка формируется в детском возрасте, когда возможности человека находятся в состоянии развития. Именно по этой причине самооценка взрослого человека чаще бывает заниженной, когда действительные возможности намного выше, чем личные о них представления. Разобравшись в особенностях формирования самооценки и ее видах, стает очевидным, что работа с этим компонентом личности означает именно поднятие самооценки до уровня адекватной.

      Поднятие самооценки – процесс нелегкий, но ведь возможностям человека нет предела. О том, как поднять самооценку, вам подскажут действенные советы психолога, среди которых вы также найдете эффективные упражнения.

      Совет №1. Не следует сравнивать себя с другими людьми. Вокруг вас всегда найдутся люди, которые в различных аспектах будут хуже или лучше вас. Постоянное сравнение просто заведет вас в глухой угол, где вы со временем можете не только получить низкую самооценку, но и совсем потерять уверенность в себе. Помните, вы уникальная личность, найдите свои достоинства и недостатки и научитесь использовать их в зависимости от ситуации.

      Упражнения: напишите список своих целей и позитивные качества, которые помогут достичь этих целей. Также создайте список качеств, которые являются преградой к достижению целей. Таким образом вы поймете, что ваши неудачи являются следствием ваших поступков, а ваша личность здесь ни при чем.

      Совет №2. Перестаньте искать в себе недостатки, ругать себя. Все великие люди добились высот в своей сфере, обучаясь на собственных ошибках. Главный принцип – ошибка заставляет вас выбрать новую стратегию действия, повысить эффективность, а не опустить руки.

      Упражнения: возьмите лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте самого себя таким, каким вы ходите себя видеть, со всеми атрибутами успеха. Также можете придумать и изобразить личный символ успеха. Рисование поможет вам лучше выразить свои желания и повысить уверенность.

      Совет №3 . Всегда воспринимайте комплименты других людей с благодарностью. Вместо «не стоит» отвечайте «спасибо». Таким ответом психология человека принимает эту оценку своей личности, и она стает ее неотъемлемым атрибутом.

      Упражнения: попробуйте использовать специальные утверждения (аффирмации). Несколько раз в течение (вначале дня – обязательно) четко и вдумчиво проговаривайте фразы «я – уникальная неповторимая личность», «я смогу достигнуть этой цели», «я обладаю всеми необходимыми качествами».

      Совет №4 . Смените круг общения. Наше социальное окружение несет ключевое влияния на понижение или повышение самооценки. Позитивные люди, которые способны дать конструктивную критику, адекватно оценить ваши способности и повысить вашу уверенность должны стать вашими постоянными спутниками. Старайтесь постоянно расширять свой круг общения, знакомиться с новыми людьми.

      Совет №5 . Живите, руководствуясь собственными желаниями. Люди, которые постоянно делают то, что от них требуют другие, никогда не узнают, как поднять самооценку. Они привыкли следовать чужим целям, живя не своей жизнью. Занимайтесь тем, что вам нравится. Работайте там, где чувствуете уважение и можете реализовать свои способности. Старайтесь больше путешествовать, воплощайте в реальность давние мечты, не бойтесь рисковать и экспериментировать.

      Упражнения: составьте список ваших желаний и сделайте их реальными целями. Распишите пошагово, что вам нужно сделать для достижения этих целей и начинайте двигаться в выбранном направлении. Также вы можете составить маршрут ближайшего путешествия, сделайте его необычным. Если вы обычно ездите к морю, то в этот раз отправьтесь в поход, в горы. Вы можете даже не подозревать о собственных возможностях, потому что никогда не пытались выйти из «зоны комфорта».

      [btn link=»http://www.manalfa.com/testy/na-samootsenku» color=»navyBlue» size=»size-m» target=»»]Пройти тест на самооценку (бесплатно) >>>[/btn]

      Настало время изменений, которые смогут повысить вашу самооценку:

      www.manalfa.com

      Как отказать парню встречаться?

      Мужчина предлагает отношения, но женщина не воспринимает его всерьез. Это популярная ситуация, к разрешению которой важно подойти с особым вниманием. Психология мужчин очень тонкая, а грубый отказ способен испортить его будущее, убить самооценку, отрицательно повлиять на жизнь.

      Мужчины, на деле, тонкие натуры. Они сложно переживают разрыв с девушками. Постарайтесь объяснять мягко, не задевая самолюбие.

      Подобная проблема появляется, если сначала есть симпатия, но спустя несколько свиданий девушка понимает, что это «не тот» мужчина. Она могла заметить его скупость, жадность, вредные и раздражающие привычки, неприятные черты характера.

      Почему не возникают взаимные чувства

      По заказу любовь не появляется, причин, почему не возникают чувства, есть немало:

    • слишком разные интересы;
    • неприятие внешности или характера;
    • несовпадение взглядов на жизнь и будущее.
    • Случается, что мужчина хорош, почти идеал, но душа к нему не лежит. И не стоит заставлять себя, соглашаться на новые встречи, тратить и его и свое время. Это подарит человеку напрасную надежду. Если вы держите парня про запас, то не найдете своего мужчину, не заметите его. А он не познакомится с вами, считая, что вы заняты.

      Как отказать парню встречаться

      Прежде чем расскажем, как отказать парню встречаться, стоит заметить, что такая беседа должна проходить без других людей, один на один. Кроме того:

    • заранее подумайте, что вы скажете, дабы не придумывать слова в ходе беседы;
    • проявите стойкость. У человека не должно быть сомнений в ваших намерениях и решении;
    • предложите остаться друзьями. Но если молодой человек поистине влюблен в вас, то такое общение неприемлемо. Сведите на нет все контакты, не обращайтесь к нему в будущем с просьбами;
    • дабы не снизить его самооценку, не говорите, что в разрыве виноват только он. Что его характер вам не нравится, его интересы непонятны, он неприятен и на него нельзя положиться. Акцентируйте внимание на собственных минусах;

    Старайтесь все свести к вашим недостаткам. Не говорите, что в разрыве есть его вина. Это сильно ранит мужчин.

  • скажите, что вам приятно отношение парня к вам, но сами вы чересчур ветрены, не хотите строить серьезные отношения. Сошлитесь на незаинтересованность в парнях. Главное – разрушьте созданный им идеальный образ;
  • если ваши недостатки для него достоинства, то скажите, что он для вас друг, а влечения вы не испытываете. Предложите и дальше дружить.
  • Если встречу предлагает малознакомый кавалер, то откажитесь сразу так, чтобы не оставалось сомнений. Не ссылайтесь на отсутствие времени. Настойчивые парни повторяют приглашения позднее. Объясните сразу, что отношения не имеют будущего, чтобы у него не возникло напрасный мечтаний. Как вариант, скажите, что у вас есть молодой человек.

    Часто девушки проявляют нестойкость, не могут вызывать парня на откровенные беседы. Но, если вам сложно говорить с глазу на глаз, напишите ему сообщение, письмо. В нем опишите подробно причины, попросите не тревожить вас.

    Главное – донесите полную уверенность в разрыве. Мужчине важно понять, что «нет» значит «нет». Конечно, это лучше делать в личной беседе. Помните о том, что мужчина выделил вас среди других, предложил отношения именно вам. Вы ему нравитесь, для него вы особенны. Подходите к беседе с пониманием и тактом.

    Доходчиво объясните, что внимание парня вам очень приятно, но чувств как к мужчине, вы к нему не испытываете. Для вас он великолепный друг и хороший человек. Это не обидит его, а взаимное уважение можно сохранить.

    Постоянное откладывание встречи – не лучший вариант. Это дает отсрочку по времени, но точно не даст понять парню, что отношения закончились. Тем более, вы однажды попадете в неприятное положение, когда, прогуливаясь где-то с подругами, встретитесь с ним. Не допускайте подобные случаи. Это никому не приносит пользы. Честно объясняйте сразу. Многие парни примут подобный отказ проще, чем постоянное вранье. Да и глупые уловки не добавляют очков. Так вы запросто испортите себе репутацию.

    Предложение остаться друзьями возможно только в случае, если парень адекватно воспринимает аргументы.

    Если мужчина не верит, что у вас есть молодой человек, продолжает настаивать на встрече, то попросите знакомого парня помочь. Но примите во внимание характер ухажера, слишком ревнивые и агрессивные парни реагируют непредсказуемо.

    Ни в коем случае не обижайте мужчину. Не стоит говорить, что он непривлекателен, неумен или неудачлив в чем-либо. Это сделает вас высокомерной и горделивой в его глазах. В ходе разговора все внимание сконцентрируйте на нем. Если постоянно отвлекать взгляд на проверку телефона, то это обидит мужчину еще сильнее.

    Все подобные варианты хороши, если мужчина отличается адекватностью, понимает, что чрезмерное упорство не приведет ни к какому итогу. Что делать, если невзирая на все, мужчина продолжает со всей напористостью ухаживать? Как дать понять, что это неприятно?

    Если парень не принимает отказ

    Невзирая на все приложенные силы, парень не принимает отказ. Он не слышит доводов и не видит причин для разрыва. Вы для него по-прежнему идеал, лучшая и прекрасная принцесса. Но у вас это вызывает только неприятие. А грубить не хочется. Откажите ему совсем другими способами. Сыграйте в игру с ним, а заодно достигнете цели:

  • вы для него милое и нежное создание, которое пьет нектар. Ну тогда при встрече с ним начните вести себя по-иному. Шокируйте его грубым смехом, глупыми пошлыми анекдотами, шутками, расскажите, как любите выпить и поесть жареных пельменей. Он все еще не сдался? Тогда добавьте больше мужских привычек в поведение, ведите себя с его друзьями и с ним, как «свой парень»;
  • если этот способ не подходит, существует более мягкий. Попробуйте сделать из него подружку. Уделяйте много внимания при встрече выбору одежды, тягайте его по магазинам косметики, обсуждайте все тенденции в моде. Не стоит стесняться, обсуждайте всех девушек и женщин при нем. Станьте до ужаса нудной. Очень скоро он убежит от вас далеко;
  • Ведите себя ужаснейшим образом. Это заставит его понять, что вам не по пути. Вряд ли кто-то захочет терпеть взбалмошную истеричку с мужскими замашками.

  • все равно ничего не выходит? Достаньте его чрезмерной заботой и постоянным вниманием. Названивайте каждые 5 минут. Регулярно интересуйтесь, поел ли он утром, тепло ли оделся, что ел в обед на работе, как спал. Тотальная опека не понравится никакому мужчине. И желаемый результат наступит в ближайшее время.
  • Случается, что неудача в отношениях вызывает агрессию бывшего кавалера. Понимание несостоятельности, ревность, унижение, нереальность достижения цели становятся причиной неадекватности мужчины. Есть вероятность применения физической силы.

    Если его поведение насторожило вас, сообщите, что минимальная грубость с его стороны станет причиной обращения в полицию. Кроме того, доведите до его сведения, что все родные и друзья знают о нем, потому любые глупые действия подтвердятся свидетелями. Правильный отказ мужчине – истинная наука для женщин, которые не обделены вниманием.

    Что делать после разрыва отношений

    После разрыва отношений важно знать, что делать, как правильно себя вести:

  • отойдите на второй план. Не важно, близко вы дружите, или обычные однокурсники, вам требуется отступить после вашего отказа. Постарайтесь дружить, как раньше, о чем-то его спрашивать. Но парень может оказаться неготовым к разговору, как с другом. Дайте ему время;
  • не стоит странно себя вести при новой встрече. Не смотрите на него взглядом полным жалости, а также не игнорируйте со всем упорством. Оставайтесь собой, поведение должно быть естественным. Если парень заговорит с вами, ведите себя по-доброму. Если же он не желает общаться, не проявляйте инициативу, поскольку он не готов к общению. Ведите себя таким образом, как если бы так не произошло. Это даст ему понять, что разрыв не составляет серьезной проблемы, вы сможете оставаться друзьями в будущем;
  • не рассказывайте всем о случившемся. Оградите его от смущения, что возникает, если все знакомые оказываются в курсе проблем. Если все узнают о вашем отказе ему, то непременно станут странно себя вести. Хороший человек не заслуживает подобного отношения, он не виноват, что вы ему понравились. Оставьте все при себе. Вряд ли бы вам было приятно в прямо противоположной ситуации;
  • покажите доброе отношение. Если общение продолжилось, не проявляйте грубость и высокомерие, если мужчина этого не заслужил. Если он пытается дружить, хорошо относится, оставайтесь дружелюбной, приветливой. Это не означает совместные прогулки или времяпрепровождение. Но при встрече не нужно глупо себя вести. Не идите на флирт, не касайтесь его.
  • Оставайтесь с ним честной, не старайтесь избегать встреч. Если мужчина подарит что-то, благодарите, но отметьте, что это благодарность другу. Но всегда, прежде чем окончательно рвать отношения с хорошим парнем, подумайте, возможно, у вас есть чувства. Вы могли испугаться серьезных отношений, его напористости, поговорите об этом. Разрыв неприятен двум сторонам. Решайтесь на такой шаг, если уверены, что чувств нет.

    sunmag.me

    Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции»

    Человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей…

    В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека также является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.

    Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

    Самооценка человека: определение и особенности

    В психологии самооценку определяют как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.

    Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

    В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:

  • самодовольство, которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • недовольство, проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.
  • Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

    Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.

    В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

    В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице).

    Теоретические представления о самооценке человека

    Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:

  • самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
  • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
  • самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
  • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.
  • Самооценка человека выполняет множество различных функций, а именно: регулятивную, защитную, развивающую, прогностическую и др., которые более подробно описаны в таблице.

    Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.

    Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

    Виды и уровни самооценки личности

    В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:

  • в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.
  • Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).

    Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.

    Необходимо отметит, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

    • средний уровень самооценки;
    • выше среднего уровня;
    • высокий уровень самооценки.
    • Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

    • низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
    • низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).
    • Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.

      Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.

      Формирование и развитие самооценки

      Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).

      Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:

    • влияние родителей, их оценка и личный пример;
    • средства массовой информации, информационные технологии;
    • социальное окружение;
    • образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
    • воспитание;
    • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
    • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.
    • В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка.

      Серьезное воздействие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, а также стремление завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, которые в последствие повлияют на уровень самооценки подростка необходимо отметить следующие:

      Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Тут следует вспомнить представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который говорил, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводиться сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Также не стоит преуменьшать и влияние общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес.

      Итак, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.

      psyh.info