Как ребенку повысить самооценку 10 лет

Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога

Что выбрать — поощрение или наказание? Правила для родителей, тест и игры для детей 3-7 лет.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. «. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.
  6. Похвала и поощрение: за что?

    1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
    2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
    3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.
    4. Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

      Наказания: правила для родителей

      Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

    5. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
    6. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
    7. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
    8. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
    9. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
    10. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
    11. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
    12. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
    13. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
    14. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
    15. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
    16. Сразу после душевной или физической травмы.
    17. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
    18. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
    19. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

    Для развития адекватной самооценки у ребенка

  7. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  8. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  9. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  10. Поощряйте в ребенке инициативу.
  11. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
  12. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  13. Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  14. Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  15. Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  16. Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.
  17. Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

    Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)

    Этот тест используют с 3 лет.

    Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

    А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

    Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

    Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

    А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

    Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

    «Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

    Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

    Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

    «Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

    Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  18. Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  19. Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
  20. Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)
  21. Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

    Людмила Бондаренко педагог по раннему развитию и подготовке к школе

    www.7ya.ru

    Как ребенку повысить самооценку 10 лет

    Установлено, что самооценка человека формируется в основном до 5-6 лет, позже происходит только ее коррекция.Слово «Я» превращается в слово «Мы» и на несколько ступеней поднимает самооценку ребенка. 2 Как поднять самооценку ребенка: советы психолога.Развитие ребенка до года по месяцам (календарь развития с 1 по 12 месяц). Фундаментальные советы кормящим мамам о грудном вскармливании. Но начиная с 12 лет, самооценка начинает формироваться в зависимости от отношения одноклассников и общения с ними.Психологи рекомендуют соблюдать следующие правила при общении с детьми, чтобы поднять их самооценку Как повысить ребенку самооценку. 31.12.2017. Заниженная самооценка это путь к неуверенности в собственных силах, ролям второго плана по жизни иУделяйте внимание. Это основа. «Потом» может не быть, важны все годы, поэтому нужно находить хоть двадцать Как повысить самооценку ребенка? Здравствуйте! Моему сыну почти шесть лет. У в последнее время у него (и у меня, соответственно) появилась одна очень серьезная проблема. Этот тест используют с 3 лет. Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что наПАМЯТКА «Как повысить самооценку ребёнка?» Памятка для родителей. Надеюсь вы воспользуетесь данным материалом. Как поднять самооценку вашего ребенка: мнение психолога.Можно рассчитывать на объективные результаты уже в 4 года, когда у детей появляются предпосылки к появлению этих качеств. Как повысить самооценку ребенку? Сургут Разделы — Тесты. Оцениваем уровень самооценки.Он позволяет проверить детскую самооценку, а использовать его можно для проверки детей уже с трех лет.

    Как повысить самооценку у ребенка, чтобы он вырос уверенным в себе.В том, как поднять самооценку у ребенка, запомните нельзя навешивать ярлыки.«Я не хотел больше ничего делать больше года. Повышаем самооценку у ребенка. Вот несколько простых советов, которые помогут вам повысить самооценку у дочери или сына.Поверьте, ребенок в 7 лет спокойно может помыть посуду или пришить пуговицу, а в 12 приготовить что-то простое на ужин. Повысить самооценку можно: если хвалить за любые мелочи: оценки, победы, а малышей 5-6 лет даже за первые художественные творенияВидео: Как поднять самооценку ребенка. Как повысить самооценку ребенку 5 — 6 лет? Чаще детям в этом возрасте наоборот присуща завышенная самооценка. Поскольку родители их балуют, всячески угождают и многое прощают. Как повысить самооценку у ребенка? Искорените сравнение своего ребенка с другими.

    Самооценку у ребенка поднимать надо, вот только не стоит перебарщивать. Как помочь ребенку развить полноценную самооценку?Также и по Сердюкову с Васильевой- пусть вернут все и свободны, так нет, либералов боятся, что волну поднимут, если засудят.Детям надо не «повышать» самооценку, а формировать адекватную самооценку и чувство Как поднять самооценку у ребенка?Ставьте только посильные задачи перед ребенком. Не стоит в пять лет малыша заставлять варить борщ, но и в 13 лет доверить ребенку только налить сок из пакета это мало. Как повысить самооценку ребенка? В этом может помочь и различная литература. И сегодня я хочу рассказать о книге, по которой мы занимаемся с сыном. Эта книга называется «Хвалилка. 3-4 года. Помогаем ребенку поверить в себя». Самооценка у детей начинает формироваться еще до школы. Развитие самооценки ребенка зависит, в основном, от его окружения и как воспитывают его родители.Психология » Воспитание детей » Виды самооценки у детей 6-8 лет и как ее повышать. Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога. Школа Оставить комментарий 699 Просмотров.Этот тест используют с 3 лет. Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят Как поднять самооценку ребенка.Как повысить самооценку ? Тест, медитация и упражнение для повышения самооценки у женщин, мужчин и детей.Ребенок 9-10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать? Психология на psychology-s.ru > Детская психология > Как поднять самооценку своему ребенку.Как проявляется кризис 3 лет у детей и как нужно вести себя родителям. Начать с себя и своего отношения к ребенку, считает Ольга Уткина. Как повысить самооценку у неуверенных в себе детей?Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком? Как повысить самооценку ребенку. Есть несколько подходов к этому вопросу, поэтому не стоит четко следовать инструкциям, ведь все дети и ситуации отличаются друг от друга.Лана к записи Семейный кризис 3 лет: симптомы и решение. Для того чтобы повысить самооценку ребенку, в первую очередь, родители должны выяснить причину сложившейся ситуации.С другой стороны, страхи могут быть разные: кто-то боится даже взглянуть в глаза нелюбимому учителю, не то что первым поднять руку на уроке и Рекомендация: как поднять ребенку самооценку проста и банальна: любите его искренне, не бойтесь избаловать и принимайте таким, какой он есть сейчас.Возрастная группа ребенка: 1-3 года 3-7 лет 7-12 лет Подростки. Как происходит формирование и развитие самооценки ребенка, как помочь ему полюбить себя и заставить окружающих уважать его мнение, на что стоит обратить внимание в процессе воспитания и как поднять самооценку ребенку, читай на tochka.net. Как поднять самооценку первокласснику? Обычно в возрасте 6-7 лет самооценка ребенка уже полностью сформирована. Но когда ребенок идет в первый класс эта самооценка подвергается серьезному испытанию со стороны школы и родителей. Таким образом, спустя несколько лет вам не придется искать ответ на вопрос Как повысить самооценку ребенка?.Если вы до сих пор не знаете, как повысить самооценку ребенку, попробуйте сами стать примером для подражания. Как повысить самооценку у ребенка. Саморазвитие. Личностный рост человека.Родители в этом формировании играют одну из основных ролей, хотя и от других людей, вступающих в общение с малышом, она тоже зависит. В семь лет дети прощаются с детским садом и идут учиться в школу, а от того, какова их самооценка, во многом зависит выстраивание отношений с одноклассниками и учителем. Как повысить заниженную самооценку у ребенка?Поднять самооценку и воспитать в человеке уверенность в себе непросто. Однако вполне возможно. Существует множество способов, как можно поднять самооценку ребенка и воспитать самодостаточного, уверенного в себе человека.В более старшем возрасте (17-18 лет) без помощи психолога кардинально изменить что-либо в характере сына или дочки вам вряд ли Как поднять самооценку ребенку. Тем не менее, не все так плохо, как кажется на первый взгляд. От низкой самооценки страдают многие малыши, и если родители проявят максимум такта и терпения, ситуация пойдет на поправку. Как поднять самооценку у ребенка? Самооценка формируется только, когда дети решают проблемы, соревнуются, выигрывают или проигрывают, тогда, когда они видят, что ихКак помочь ребенку пережить кризис 3-х лет с наименьшими потерями? Екатерины Богдановой. Как повысить самооценку ребенка. Татьяна Все записи пользователя в сообществе.Это уже недетская обида, а размышления с высоты лет. Поэтому я всегда страдала заниженной самооценкой. Как повысить самооценку ребенку? У каждого человека есть образ собственного «Я». Формирование этого «Я» начинается сСначала я не обращала на это внимания , но лет в 14 девочки в раздевалке в шутку что-то сказали о том что мне лифчики носить не придется . Психолог даст несколько советов, которые помогут родителям повысить самооценку ребенка.Главная > от 6 до 9 лет > Психология > Как помочь ребенку повысить самооценку. Как повысить самооценку у ребенка. Причины низкой самооценки у ребенка 7- 8 лет. Что делать, чтобы повысить самооценку у ребенка? Советы родителям 1 Факторы, влияющие на самооценку ребенка. 2 Как родителям помочь ребенку повысить самооценку?3 Как повысить самооценку ребенка с помощью игры? 3.1 Игра для детей и родителей «Поговорим о нас» (с 9 лет). Как повысить детскую самооценку. Возраст: 7 лет — 10 лет.И в ваших силах помочь ребенку удержать настолько высокую самооценку, чтобы он на всю жизнь сохранил уверенность в том, что может горы свернуть. Как поднять самооценку ребенка. Достойная самооценка — это одно из тех качеств, которое любой родитель хочет видеть в своем ребенке.а как поднять самооценку ребенку, если ему уже 14 лет. Как повысить самооценку ребенка? Самооценка низкая или высокая — формируется постепенно, складываясь из задушевных разговоров, неосторожно вырвавшихся словВ новом году перевозить детей в автомобиле нужно будет по новым, ужесточенным правилам. Как поднять самооценку ребёнку. Если вы понимаете, что у ребёнка низкая самооценка, нужно постараться её повысить.Моему внуку только 1 год и 6 месяцев, но мы ему все равно поднимаем самооценку. А теперь рассмотрим те действия, которые могут предпринять родители, чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку: Первое и самое главное, вы должны понять, что ваш ребенок самый дорогой, даже бесценный, подарок в вашей жизни В возрасте 12-17 лет многие подростки переживают кризис самооценки и идентичности личности.Дети, которые слышат в свой адрес насмешки, переносят гнев на себя и свои физические «недостатки», становятся озлобленными, скрытными. Советы психолога, как поднять самооценку ребенку 10 лет.От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей. 4 Видео: как повысить самооценку ребенка. Ребенок, который уверен в себе, многого достигает в жизни.Поверьте, ребенок в 7 лет спокойно может помыть посуду или пришить пуговицу, а в 12 приготовить что-то простое на ужин. Здоровая самооценка очень важна для гармоничного развития ребёнка. Только имея правильное представление о себе ребёнок может стать хорошим человеком Как же поднять ребенку самооценку? Восемь помочь своему ребенку повысить самооценку: Способ 1 Любите его.Способ 5 Учите общаться, но контролируйте круг знакомых (по крайне мере до 7-10 лет). Детская самооценка формируется под влиянием значимых для него лиц. Как в реальности поднять самооценку ребенку? Если действительно существует какой-то внешний недостаток, то надо попытаться его устранить насколько это возможно.лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет. Вес при рождении, гр. Как повысить самооценку ребенку? Предыдущийтопик. Следующийтопик. Я мама 6-летней дочери.

    В этом году она идет в школу.Что помогает мне повысить самооценку. Как я повышала самооценку. 5 способов поднять самооценку.

    technotalk.ga

    Психолог Анастасия Пономаренко даст несколько советов, которые помогут родителям повысить самооценку ребенка и вернут веру в собственные силы.

    В настоящее время от адекватной самооценки человека напрямую зависит его успешность и самореализация. Уверенность в собственных силах, стрессоустойчивость, управление собственными страхами — все это прямое следствие самооценки. Она формируется большей частью в детском и подростковом возрасте, точнее, ее формируют у ребенка близкие люди — прежде всего родители, и окружение.

    Определите, какая самооценка у ребенка

    Чем больше трудностей ребенок преодолел, тем он увереннее в собственных силах

    Для начала в принципе убедитесь в адекватности самооценки вашим отпрыском. Прислушайтесь, как он о себе отзывается, что говорит о своих способностях, умениях. Вас должны насторожить такие обороты, как «у меня ничего не получится», «я ничто», «другие это сделают лучше», «даже я понял (если это сказано без иронии)».

    При обнаружении тревожных симптомов проанализируйте причину. Возможно, его окружение намного умнее и успешнее (например, вы перевели вашего ребенка в математический класс, а у него и в обычном была по математике слабая четверка. В этом случае может возникнуть комплекс неполноценности). Или вы постоянно предъявляете ему завышенные требования. Или сравниваете с другими не в его пользу.

    Низкая самооценка — предтеча позиции «жертва», когда человек всю жизнь ищет поддержки извне. Любимый прием человека-жертвы — переложить ответственность за свою жизнь на других. Беда в том, что со временем желающих тащить на себе несчастных жертв становится все меньше.

    За хорошее — хвалите, за плохое — ругайте, но не личность, а поступки. И не бойтесь перехвалить, аргументируя тем, что «вырастет эгоистом». Если вы хвалите за дело — не вырастет.

    Как действавать, если самооценка занижена

    Если вы все-таки обнаружили, что самооценка хромает — начинайте действовать. Самооценка растет пропорционально преодоленным трудностям. То есть, чем больше трудностей ребенок преодолел, тем он увереннее в собственных силах. Только не берите на «слабо» (ты что, не можешь? Давай, дерзай, у тебя все получится). Действуйте аккуратно (давай еще раз попробуем, давай вместе). И поищите хорошие трениговые группы или психолога.

    Для школьников очень важно мнение ровесников — одноклассников, друзей. Внимательно присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, и не является ли его низкая самооценка результатом травли. Если выяснится, что это действительно так, немедленно переводите его в другую школу, пока ему окончательно не сломали психику. А уже потом будете бороться за справедливость.

    Попробуйте, говоря языком бизнеса, определить, конкурентное преимущество вашего ребенка, и развивайте его. Если ваше чадо хорошо рисует — отдайте его в хорошую художественную школу, если имеет изумительные густые волосы — найдите хорошего парикмахера, который сможет подчеркнуть это. Ребенку будет легче перенести неудачи, зная, что уже есть нечто, чем он выгодно отличается от окружающих.

    Формированию высокой самооценки способствует успешное преодоление трудностей. Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Подсказывайте, направляйте, но не делайте. Старайтесь оказывать достаточную, но не избыточную поддержку.

    Значительное повышение самооценки происходит в момент перехода из позиции «я не могу» к позиции «я сам в состоянии справиться со своими жизненными трудностями». Не загубите этот момент собственным излишним усердием.

    И последнее: ребенок всегда должен знать, что есть кто-то, кто любит его просто так, безусловно. По-чаще говорите своему отпрыску, что любите его. Не прячтесь за рассуждениями, что он уже взрослый, что любовь видна в поступках, и вообще, это все телячьи нежности. Школьники ранимы и нуждаются в поддержке может, даже больше, чем маленькие дети. А что может быть более ободряющим, чем слова самых близких людей: «Я люблю тебя, ты у меня замечательный!»

    Автор: Пономаренко Анастасия, психолог благотворительного фонда «Путь домой»

    www.uaua.info

    Как помочь ребенку повысить самооценку

    В возрасте 12-17 лет многие подростки переживают кризис самооценки и идентичности личности. Недовольство внешним видом приводит к чувству вины и даже ненависти к себе и своему телу. Победить эти комплексы в одиночку подростку зачастую не под силу. Как могут помочь родители, рассказывает психолог Лариса Карнацкая.

    В подростковом возрасте зависимость от самооценки крайне велика, гораздо больше, чем считают взрослые. Сегодня требование соответствовать медийным стандартам красоты и быть физически совершенным оказывает на девочек и мальчиков большое давление. Исследования бренда Dove выявили такую картину: хотя всего у 19% девочек-подростков наблюдается избыточный вес, 67% полагают, что им нужно похудеть. И за этими цифрами стоят реальные проблемы.

    Девушки используют нездоровые методы, чтобы сбросить вес (таблетки, голодание), а мальчики принимают препараты, помогающие набрать мышечную массу. Из-за комплексов подростки ведут себя в обществе скованно, неуверенно и стараются избегать обще­ния даже со сверстниками. Дети, которые слышат в свой адрес насмешки, переносят гнев на себя и свои физические «недостатки», становятся озлобленными, скрытными.

    Не стоит ждать, что ребенок перерастет эти комплексы. Лучше постараться помочь.

    Поговорите откровенно

    Чтобы разговорить подростка, нужно понять его переживания. Вспомните себя в его возрасте и свои переживания. Вы стеснялись, а может, даже ненавидели себя, считали себя неуклюжими, толстыми, некрасивыми. Оглядываясь на свое детство, мы привыкли вспоминать сплошные радости, забывая о трудностях и неприятностях. И ребенок чувствует, что в сравнении с родителями он живет неправильно.

    Упоминайте в разговоре, каким вы видите ребенка в повседневной жизни, подчеркивая его лучшие стороны. Это будет для подростка поддержкой, в которой он так нуждается. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым, а если ребенка подбадривают, учится верить в себя.

    Поделитесь своим опытом, вспомните, как вы смогли пережить влияние извне и справиться с комплексами

    Хвалите не только за внешность! Помимо комплиментов внешнему виду, ребенку полезно слышать от родителей похвалу за свои действия. Цените усилия, который ребенок прикладывает для достижения цели, а не результат. Объясните, что не все всегда получается так, как хочется. Но если концентрироваться на каждой неудаче, это не приблизит к успеху.

    Относитесь к себе мягко

    Матери не стоит критиковать свое отражение в зеркале в присутствии дочери-подростка, жаловаться на круги под глазами, лишний вес. Лучше поговорить с ней о том, как меняется тело девочки, какая красивая у нее походка и улыбка. Поделитесь с дочерью рассказом о том, как вы были недовольны собой в ее возрасте. Расскажите, как смогли пережить влияние извне или как кто-то значимый для вас смог справиться с комплексами. Еще один важный момент — моделирование: предоставьте ребенку возможность наблюдать, что вы к себе хорошо относитесь, себя цените, заботитесь о себе.

    Формируйте систему ценностей

    Объясните ребенку, что судить о человеке по внешнему виду — это поверхностно. Не критикуйте других в присутствии ребенка, он не должен принимать участия в таких разговорах или быть их свидетелем. Детское сознание очень восприимчиво, и подросток спроецирует на себя критику, направленную на других.

    Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир

    Обсуждая внешние особенности, мы попадаем в определенную систему стереотипов и становимся зависимыми от них. И получается, что не «я живу», а «меня живут». «Меня живут» — навязанные размеры, параметры и представления о том, как я должна выглядеть.

    Подростки, с одной стороны, хотят быть как все, а с другой стороны — отличаться и выделяться. Учите ребенка гордиться своими умениями, особенностями и достоинствами. Задайте вопрос, что уникального он видит в каждом из членов семьи или друзей. Пусть он назовет свои достоинства и придумает, как подчеркнуть их.

    Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир, черты характера, наши умения, таланты, увлечения и интересы. Театр, музыка, танцы, спорт — любые хобби помогут выделиться на фоне других и поспособствуют развитию чувства уверенности.

    Воспитывайте медиаграмотность

    Объясните, что средства массовой информации о красоте и моде, рекламные плакаты не показывают людей такими, какие они есть. Идеальные образы в глянцевых журналах и популярных соцсетях призваны привлекать внимание, вызывать желание что-то купить. Наглядно продемонстрируйте, как можно с помощью современных программ изменить изображение до неузнаваемости.

    Расскажите, что глянцевые журналы и социальные сети не показывают людей такими, какие они есть

    Помогите ребенку выработать критический взгляд, который поможет не принимать все на веру. Обсудите, справедливо ли сравнивать живых людей с искусственно созданными изображениями, и обязательно подчеркните, что необходимо уважать и ценить то, что делает нас уникальными.

    Давайте возможность высказаться

    Поощряйте стремление ребенка иметь свое мнение и высказывать его. Чаще спрашивайте, чего сын или дочь хочет, предоставляйте возможность делать выбор самостоятельно и помогайте претворять в жизнь идеи. Это дает шанс поверить в свои силы и в будущем вырасти уверенным в себе человеком.

    Лариса Анатольевна Карнацкая — психолог, доцент Московского социально-педагогического института, эксперт бренда Dove в вопросе уверенности в себе среди девочек-подростков, член Глобального консультативного совета Фонда «Формирование самооценки» Dove. В рамках программы Dove Self-esteem «За истинную красоту» профессиональные психологи и эксперты бренда проводят серию уроков по повышению самооценки и поднятия уверенности в себе. В 2016 году география классов расширится, и на этот раз они пройдут в 39 городах России.

    Дети прислушиваются к советам

    68% детей прислушиваются к советам бабушек и дедушек, каждый третий ребенок доверяет им свои тайны, а 75% предпочитают именно с ними обсуждать свое будущее образование и работу.

    10 вещей, которые должен узнать мой ребенок до 10 лет

    Как тщательно мы иногда планируем путешествия или новый интерьер квартиры! А как насчет неизмеримо более важного дела — воспитания ребенка?

    Наша семья глазами рекламы

    Мы смотрим рекламные ролики на ТВ — но узнаем ли мы себя? Дети поучают родителей, отцы уже не претендуют на роль главы семьи, матери все умеют и успевают, дедушки — закадычные друзья своих внуков. О чем говорит такой наш семейный портрет?

    Красота глазами ребенка

    «Мама, разве ты не видишь, какая ты красивая?» Американка Бриджит Уайт решила опубликовать в интернете свое фото, сделанное семилетним сыном. Сначала снимок привел ее в ужас, а потом заставил увидеть себя глазами ребенка.

    www.psychologies.ru

    Как повысить самооценку ребенку?

    Сургут • Разделы — Тесты

    Оцениваем уровень самооценки.

    Детские психологи часто применяют экспресс-тест, который называют «Тест десяти ступенек» или просто – «Лесенка». Он позволяет проверить детскую самооценку, а использовать его можно для проверки детей уже с трех лет. Однако, стоит отметить, что только с шестилетнего возраста самооценка ребенка становится более или менее реалистичной, поэтому и данный тест будет более достоверен для проверки школьников.

    Суть теста состоит в следующем: нарисуйте лесенку из десяти ступенек и покажите ваш рисунок ребенку. Скажите, что на этой лесенке стоят мальчики и девочки: на самой нижней – плохие, злые, невоспитанные, трусливые; а на самых высоких ступеньках – лучшие детки (добрые, смелые, воспитанные, честные). Чем выше ступеньки, тем лучшие ребята стоят на них.

    Спросите ваше чадо, куда бы он встал сам на этой лесенке или попросите поставить на одну из ступенек любимую игрушку (в психологии считается, что на игрушку ребенок проецирует свое собственное «я»). Если ребенок поставил себя на нижние три ступеньки – согласно тесту, он имеет заниженную самооценку и считает себя неудачником. Если малыш ставит себя на четвертую, пятую, шестую или седьмую ступеньки, то у него – вполне адекватная самооценка. А вот восьмая, девятая, десятая ступеньки говорят о том, что у ребенка самооценка завышена. Хотя это, к тому же, может говорить и о том, что ребенок понимает, что он любим в семье, что ему многое удается и что вместе с родителями возможно решить любые возникающие проблемы.

    Еще одна интересная методика определения самооценки ребенка – оценочный проективный метод «Дерево» Д. Лампена, адаптированный Л. Пономаренко. Согласно инструкциям методики, ребенку предлагается посмотреть на картинку с деревом и человечками и начать ее раскрашивать.

    Причем, сначала ребенок должен раскрасить ствол и ветви дерева коричневым цветом (по мере раскрашивания он рассматривает и подробно изучает картинку, замечая, чем занимается каждый из человечков и какое у него настроение). Затем предлагается раскрасить красным цветом того человечка, какой, по мнению ребенка, больше всего на него похож (настроением, положением); а зеленым цветом – человечка, которым он хотел бы быть в будущем.

    Так, человечков № 1, 3, 6, 7 выбирают дети, которые легко преодолевают препятствия и которых не пугают возникающие трудности в общении со сверстниками или взрослыми. № 2, 11, 12, 18 и 19 олицетворяют общительность и умение дружить. С №20 ассоциирует себя малыш с завышенной самооценкой, лидер по натуре и уверенный в себе. №4 выбирает, как правило, тот ребенок, который находится в абсолютной гармонии с собой и не желает идти вперед, достигая новых целей. №5 характеризует физическую слабость, быструю утомляемость, стеснительность; №8 — отстраненность и уход в свои мысли; № 9 – легкость и тягу к развлечениям. Человечков под № 13 и 21 выбирают замкнутые и тревожные дети; а №10 и 15 – малыши, которые хорошо и комфортно чувствуют себя в детском коллективе. С № 14 ассоциируют себя дети, у которых наблюдается в этот момент кризисное состояние или сильный внутренний страх. №16 олицетворяет малыша, подстраивающегося под любое мнение и готового на жертвы. №17 характеризует не способного самостоятельно справиться с возникающими проблемами ребенка.

    Таким образом, дети с наиболее адекватной самооценкой и гармоничным внутренним состоянием выбирают человечков под номерами: 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18, 19. А вот родителям детей, выбравших № 14, 8, 13, 16, 17, 21, надо быть особенно внимательным к своим чадам.

    Признаки заниженной самооценки

    Нередко дети, особенно попадая впервые в детский коллектив, начинают оценивать себя ниже, чем это есть на самом деле: чувствуют себя хуже других, начинают сравнивать себя с другими детьми и находить в себе недостатки. Родители замечают, как из веселого и доброго малыша такой ребенок превращается в плаксивого, хмурого, неуверенного капризулю. Так, заниженная самооценка проявляется в следующем поведении ребенка:

  22. боится людей и старается больше играть в одиночестве или только с близкими людьми;
  23. постоянно ждет оскорблений и насмешек со стороны сверстников;
  24. демонстрирует поведение жертвы: боится возразить или отстоять собственную точку зрения;
  25. уверен, что у него ничего не получается и никогда не получится,
  26. не умеет принимать решения и выходить из трудной ситуации со сверстниками;
  27. постоянно демонстрирует неуверенность, перепады в настроении, капризы, страхи.
  28. Многие мамы и папы осознают, что их ребенок имеет заниженную самооценку, но теряются и не понимают, каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию. Так какие же меры предпринять, чтобы придать уверенности в себе ребенку?

    13 советов, как повысить детскую самооценку

    1. Не вешайте «ярлыки» на ребенка. В порыве досады многие из родителей бросают в ребенка фразами: «какой же ты недотепа!», «ты у меня ужасный неряха», «ты просто тупица!», «от тебя не будет толку в будущем» и пр. Если ребенок изо дня в день слышит про себя нелестные отзывы от самых близких и родных людей, вряд ли он будет думать о себе обратное и вырастет с адекватной самооценкой и уверенным взглядом в свое будущее.

    2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Зачастую дети и сами понимают, что, к примеру, «Маша намного способнее в учебе», а «Миша – сильнее и увереннее в себе». Ваш ребенок и сам постоянно сравнивает себя с ровесниками и, таким образом, формирует внутреннюю самооценку. А если вы еще и «помогаете» ему в этом — регулярно критикуете и приводят обидные сравнения – самооценка вашего чада рано или поздно упадет до самого минимума. Чтобы избежать такой ситуации, напротив, подчеркивайте достоинства вашего ребенка в сравнении с другими детьми.

    3. Не ругайте за неудачи в учебе. Если ребенку с трудом даются школьные науки, не стоит ежедневно отчитывать его и еще более усугублять ситуацию. Когда родители каждый день достают из портфеля ребенка дневник и отчитывают его за каждую плохую отметку (а некоторые амбициозные мамы и папы ругают даже за четверку) – ждать от ребенка уверенности в себе, скорее всего, не придется. Если вы хотите подтянуть ваше чадо в учебе — занимайтесь с ним дополнительно. А в случае, когда малыш сильно переживает, что не получил пятерку, внушите мысль, что отличные оценки не главное в жизни, намного важнее – приобретенные знания.

    4. Не подавляйте ребенка в ссорах. Разрешите и ему высказывать свою точку зрения и отстаивать собственное мнение. Не подавляйте малыша там, где в этом нет необходимости. Нередко родители совершают серьезную ошибку, когда не дают ребенку сказать ни слова в свое оправдание. Столь жесткое подавление личности может самым негативным образом сказаться не только на уверенности в себе, но и серьезно расшатать психику ребенка.

    5. Предоставляйте право выбора. Разрешите ребенку принимать самостоятельно некоторые решения – при выборе игрушек, предметов одежды или маршрута прогулки. Все это не только сделает его более самостоятельным, но и укрепит его уверенность в себе.

    6. Разговаривайте с ребенком. Нередко доверительная беседа в спокойной обстановке творит настоящие чудеса. Большинство детей любят длительные беседы, в которых родители вспоминают свое детство, приводят аналогичные истории из их школьной жизни и рассказывают, как они справлялись с возникающими трудностями.

    Расскажите, как вы чего-то боялись или что-то вам никак не удавалось сделать, но как успешно вы справились со сложностями и как со временем становились все более уверенным в себе.

    7. Хвалите ребенка. Не секрет, что в восточных семьях, где ребенка часто захваливают и открыто гордятся его достижениями и успехами, редко вырастают закомплексованные люди. Ребенок с пеленок должен осознавать, что в семье его считают самым лучшим на свете. Говорите девочке, что она очень красива, талантлива и способна. Мальчикам подчеркивайте, что они умны, сильны и ловки.

    Ежедневно делайте акцент на реальных достоинствах малыша. Если ваше чадо способно в математике или в спорте, делайте акцент на этом. Ни одно достижение или способность ребенка не должны остаться незамеченными в семье.

    8. Говорите правильные слова-установки. «Мы рады, что ты у нас родился», «мы очень любим тебя», «мы понимаем тебя», «мы всегда защитим тебя», «мы доверяем тебе» — вот те фразы, которые должны произноситься в семье ежедневно. Главное, чтобы они говорились искренне. Как правило, дети чувствуют фальш, и в следующий раз не станут серьезно воспринимать эти слова. Поэтому найдите такие выражения, в которые вы искренне верили бы сами.

    9. Давайте ребенку небольшие задания, которые бы он с успехом мог выполнить. Возможно, ваше чадо прекрасно умеет вытирать пыль или идеально складывать свои вещи в шкаф – значит, надо просить его это делать и подчеркивать отличное выполнения задания. Покажите ребенку, что он способен сделать некоторые вещи даже лучше вас.

    10. Учите не бояться неудач. Объясните малышу, что все совершают ошибки, и это вполне естественно. Приучайте ребенка решать проблемы, не унывая и смело смотря вперед. Настраивайте на позитивное мышление и приучайте к оптимистическому восприятию мира.

    11. Подбирайте литературу, которая бы учила выходить с достоинством из самой сложной ситуации и наглядно демонстрировала бы, что только сильный духом и уверенный в себе человек может решить любую проблему. Предложите для начала прочесть «Робинзон Крузо», «Повесть о настоящем человеке» или похожие истории, которые могут научить ребенка не бояться сложностей.

    12. Найдите сферу, где ребенок был бы наиболее успешен. Так, например, если малыш не умеет рисовать и сам понимает, что его картины много хуже, чем у маленьких коллег по изо-студии, не стоит водить туда ребенка. Часто от родителей можно услышать: «Начатое дело надо доводить до конца, и ребенок обязан закончить музыкальную (художественную) школу». Как уверяют психологи: это не верный подход и ничего полезного в развитие творческих способностей и уверенности в себе он не принесет. У каждого малыша обязательно найдется та сфера, где он смог бы максимально проявить свои таланты: кто-то в пении, кто-то в спорте, кто-то в театральной студии. Но эти таланты проявляются не сразу – порой нужно попробовать несколько секций-кружков, чтобы понять, в чем действительно силен ребенок. Поддерживайте все начинания ребенка и предоставьте ему возможность выбрать занятие по душе.

    13. Создайте правильную обстановку дома. Спокойная, гармоничная аура в доме, благоприятный психологический климат – пожалуй, одно из самых главных моментов в психологическом развитии ребенка. Если малыш видит любящих друг друга родителей, понимает, что его любят и уважают как личность, — то он вырастет с адекватной самооценкой и уверенностью в себе. Не стоит забывать, что то, какая самооценка будет у вашего ребенка – зависит, в первую очередь, только от самих родителей.

    detkino.ru

    Как повысить самооценку ребенку: полезные рекомендации

    Узнай особенности самооценки детей разных возрастов и способы ее повышения

    Самооценка ребенка – это его отношение к самому себе, своим качествам, удачам, недочетам и примеривание своего места в жизни, среди людей. Очень важно, чтобы самооценка малыша соответствовала действительности, а не падала ниже плинтуса, повергая его в состояние апатии, страха, неуверенности в себе и даже депрессии.

    Как происходит формирование и развитие самооценки ребенка, как помочь ему полюбить себя и заставить окружающих уважать его мнение, на что стоит обратить внимание в процессе воспитания и как поднять самооценку ребенку, читай на tochka.net.

    Родители должны понимать, что самооценка ребенка чрезвычайно важна в процессе формирования его личности. Адекватное и правильное оценивание себя показывает, что малыш отдает полный отчет своим достоинствам и готов бороться с недостатками. А значит, делает первый уверенный шаг в социум, который его окружает, и свое успешное будущее.

    Кто же из родителей не стремится вырастить самодостаточного, счастливого и уверенного в себе ребенка! Но тут важно понимать, что развитие самооценки ребенка на разных этапах его взросления происходит по-разному, и одинаковый метод помощи и воздействия не сработает.

    Как же происходит формирование самооценки у детей на каждом возрастном промежутке?

  29. Самооценка детей старшего дошкольного возраста, как правило, немного завышена. Такой ребенок только учится сопоставлять себя и мир, а потому такое положение дел вполне нормально. В этом возрасте родителям важно сформировать у малыша позитивное и достаточно высокое мнение о себе. Для этого старайся чаще хвалить ребенка, избегать в разговоре с ним частицы «не», давать малышу задания в соответствии с его возрастом, чтобы он мог их выполнить и обрадоваться, что у него все получилось.
  30. Самооценка детей младшего школьного возраста уже больше приближена к нормальной. Становясь взрослее, детки учатся сравнивать себя со сверстниками и давать более объективную оценку своему поведению, реакции, способностям. К тому же, на этом этапе в их мировоззрение вносит свои коррективы система баллов, существующая в школе. А потому и родителям, и педагогам на этом этапе важно давать поступкам детей объективную оценку, не впадая в крайности, например, превознося слабого ученика и, наоборот, нивелируя талант одаренного малыша.
    • Чем занять ребенка в плохую погоду: 5 простых идей
      • Самооценка детей среднего школьного возраста уже вполне адекватна и соответствует действительности. Ребята в этом возрасте способны разобраться в своих успехах и неудачах, правильно охарактеризовать качества свои и одноклассников. У них происходит переоценка ценностей, авторитетным становится мнение сверстников, а не взрослых, появляется желание поспорить и отстоять свое мнение. Здесь взрослому важно не давить авторитетом, не конфликтовать с ребенком, не читать нравоучения, а удержаться в роли безусловного друга, готового прийти на помощь, подсказать и посоветовать. Также важно помочь ребенку раскрыть способности и таланты, найти любимое занятие, приобщиться к спорту, музыке, творчеству.
      • Особенности самооценки детей старшего школьного возраста характеризуются неуверенностью в своих силах. Это период преобразования из ребенка во взрослую личность, и далеко не у всех он проходит безболезненно. Любая критика в его адрес может быть воспринята в штыки или же принята близко к сердцу. Психика старшеклассников очень ранима, чувства обострены, самооценка либо зашкаливает, либо стремится к нулю. Именно этот период опасен уходом подростка в себя, он подвержен влиянию разнообразных течений, сект, опасных групп в соцсетях. Родителям следует очень аккуратно и бережно общаться с подросшими детьми. Не отталкивать их и не уходить от решения проблем. Не стоит сравнивать тинейджера с другими. Чаще говори ребенку том, что проблемы, которые кажутся ему непереносимыми, на самом деле ему по силам. Не запрещай самовыражаться, даже если ради этого он захочет покрасить волосы, сделать татуаж и т.п. Это явление временное, и если не усугублять ситуацию, она вскоре сама рассосется. Зато его самооценка не пострадает.
      • lady.tochka.net

        Арт-терапия для детей: упражнение для повышения самооценки

        Арт-терапия способствует формированию у детей положительной самооценки, и если вы ищете способы, как повысить самооценку ребенку, попробуйте выполнить с ним упражнение «Солнышко».

        Если вы не знаете, как определить, что у вашего ребенка низкая самооценка, вам поможет наша статья 5 признаков того, что у вашего ребенка низкая самооценка.

        Упражнение можно считать и диагностическим, и коррекционным: оно работает на повышение самооценки ребенка. Самооценка ребенка складывается, в том числе и из тех оценочных суждений, которые малыш слышит от взрослых.

        Эти суждения могут быть как позитивные: «Молодец», «Умница», «Ты у меня добрый, умный, аккуратный…», так и негативные: "Неряха", «Непоседа», «Непослушный, неисполнительный, рева…»

        Упражнение «Солнышко» хорошо показывает, насколько в сознании ребенка закрепились те или иные представления о себе.

        Итак, перейдем к сути упражнения для повышения самооценки.

        Для его выполнения потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

        Попросите ребенка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребенок рисует солнышко где угодно в пределах листа и чем ему нравится.

        Арт-терапия для детей: упражнение "Солнышко" для повышения самооценки

        Пусть ребенок немного расскажет о солнышке.

        — Солнышко, — какое оно?

        — Яркое, желтое, красное, доброе, теплое, радостное…

        — А теперь представь, что солнышко — это ты. У солнышка твое имя.

        Пусть ребенок подпишет, если умеет, свое имя на солнышке. Если писать он еще не умеет, то имя подпишите сами. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

        — Ты перечислил, какое солнышко замечательное: теплое, светлое, доброе… Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твое замечательное качество. Какой ты?

        Ребенок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А еще какой?»

        Каждое названное вами или ребенком качество подписывается вдоль лучика.

        Задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И позвольте ребенку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развито или вообще отсутствует.

        Так вы сможете услышать, что ребенок считает своими достижениями. «Я мою посуду… Убираю игрушки…» Запишите все, что услышите, пусть и делается это порой со слезами или даже скандалом.

        Не нужно реплик : «Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п. В упражнении «Солнышко» мы работаем только на позитиве.

        Интересна реакция родителей, которые видят на занятиях, как меняется настроение ребенка (и это подтверждает компьютерная диагностика) , меняясь от мрачно-черного до солнечно-желтого. На одном из последних занятий мама 5-летнего Андрюши спросила, можно ли дома нарисовать это солнышко на большом листе и прикрепить на стену.

        Можно, конечно, можно!

        А еще можно, даже нужно, попросить всех, кто знает ребенка подписать лучики этого солнышка. Можно добавлять лучики каждый раз, когда вы заметите в ребенке что — то, за что его нужно похвалить. Лучики может добавлять и сам ребенок.

        Одно очень важное условие: Как бы вы не сердились на сына или дочку, в чем бы они ни провинились, наказывая их, никогда не упоминайте в этот момент про ваше рукотворное солнышко.

        Поверьте, одна невинная вроде фраза типа «Ты же солнышко, а так поступаешь…» способна разрушить весь эффект упражнения. Проступок, без сомнения, требует разумного наказания, но никак не перечеркивания того, что ваш ребенок — ваше солнышко.

        И еще один вариант выполнения упражнения «Солнышко». Он выполняется тогда, когда нарисовано солнышко ребенка. Предложите ему нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или воспитательницы в детском саду. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

        Мы все хотим слышать добрые слова, но этому нужно учить. Пусть это несложно упражнения "Солнышко" поможет вам в создании теплой и душевной атмосферы.

        www.uaua.info