Формирование адекватной самооценки у младших школьников рекомендации

Формирование самооценки младших школьников (стр. 1 из 5)

Специальность 030301 «Психология»

Курсовая работа на тему:

Формирование самооценки младших школьников.

студентка 2го курса группы 60Псд1610

Смирнова Наталья Николаевна

Глава I. Теоретическая часть.

1.1. Этапы формирование самооценки.

1.2. Взгляд У. Джемса и других ученых на проблему самооценки.

Глава II. Эмпирическая часть.

2.1. Описание программ исследования.

2.2. Описание методики Дембо-Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан

2.3. Диагностический этап.

2.4. Сравнительный анализ результатов.

Составной и неотъемлемой частью « Я – КОНЦЕПЦИИ» является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место : в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Известно, что самооценка как важнейшая личностная инстанция оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и взаимоотношения её с окружающими людьми.

Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой, она может быть адекватной или неадекватной (а проще говоря – правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие; с другой — скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. Таким образом, человек, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам.

Человек, который с помощью собственных сил всегда достигал успеха, личность с высоким положением в обществе, обеспеченная материально, окруженная друзьями, пользующаяся славой, едва ли будет склонна поддаваться страшным сомнениям, едва ли будет относиться к своим силам с тем недоверием, с каким она относилась к ним в юности.

Отличительной чертой зрелой личности является диффериенцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку.

Самооценка играет важную роль для маленьких детей, потому что она является ключевым фактором во всех отношениях жизни. Чем увереннее себя чувствуют дети в отношении своих общественных, физических и умственных успехов, тем скорее они сумеют их достичь. И наоборот, чем неувереннее себя ощущают дети, тем больше вероятность их неудачи.

Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. На формирование самооценки большое влияние оказывают положительная (отрицательная) оценка своего внешнего облика в сознании ребенка, а также в оценка своих успехов и неудач.

Чак Т. Фолкэн говорит, что если человек занимается любимым делом, со временем он приобретает опыт и мастерство, которымиимеет право гордиться. Это одно из условий составляющих нормальную самооценку. Каждый человек создаёт для себя образ идеального "Я". Оно обладает качествами, имеющими ценность в глазах родителей, сверстников , учителей и людей, пользующихся авторитетом. Оно можетизменяться в зависимости от окружения. Если реальные качества соответствуют идеалу или приближаются к нему, у человека будет высокая самооценка Гипотеза:

Опираясь на вышесказанное, мы можем предположить что: у детей одно и того же возраста, изначально схожего социального положения самооценка будет выше, если ребенок увлеченно занимается какой либо деятельностью и достиг там успеха, посещает разные кружки и имеет разнообразный круг общения (при средней успеваемости).

Проверить это можно с помощью исследования школьников, одного возраста. Все дети имеют средние оценки в школе.

Первая группа будет опрошенных детей активно занимающихся спортом и делающими успехи в спортивных кружках.

Вторая группа собранна из детей не посещающими дополнительные занятия.

Если уровень самооценки в первой группе окажется выше, то мы с легкостью подтвердим мнение что повысить самооценку можно с помощью достижения успеха в какой либо сфере.

Глава I. Теоретическая часть.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

В детстве круг общения для ребенка предельно сужен. И в основном родители влияют на самооценку малыша: если они любят его, уважают, ценят его успехи, то, естественно, у ребенка формируется позитивная самооценка. Если ребенок с первых лет жизни сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, то впоследствии ему очень трудно будет избежать неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

Замечено, что однажды сложившаяся установка как бы сама себя поддерживает. Отказаться от привычных ориентиров, заложенных с детства, трудно. В раннем детстве в сознании создается как бы своеобразный фильтр, сквозь который впоследствии ребенок будет пропускать любую ситуацию, интерпретировать ее.

Взрослые очень часто наивно полагают, что могут быстро и достаточно легко повысить уровень заниженной самооценки ребенка. Казалось: похвали его, предоставь школьнику “высокую” должность в классе — и все будет хорошо, ребенок станет ценить себя выше. Но если у ребенка стабильно отрицательное отношение к себе, своим способностям, реакция на доброжелательные действия может оказаться крайне негативной; например, он может сказать себе: “Наверное, я совсем глупый, если учитель все время старается внушить мне обратное”. Или: “Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет показать всем, какой я неповоротливый и тупой”.

В зависимости от Я-концепции ученика экзамен может восприниматься им как положительный стимул или как угроза, а первая парта в классе — либо как наказание, либо как место, откуда лучше всего слышно учителя. Если ребенок не успевает по какому-то предмету, он будет избегать его или плохо выполнять задания, с которыми, по его мнению, он все равно не справится. Воспринимая себя в целом неудачником, все последующие ситуации он будет воспринимать только как подтверждение собственной неполноценности. А ребенок, как и любой человек, нуждается в благожелательном, позитивном отношении со стороны окружающих.

Именно в первые пять лет у ребенка в основном формируется структура личности. Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, — сопутствует ли ему успех или неудача. Окружающий мир становится для ребенка либо приветливым, располагающим к доверию, либо враждебным.

Формирование низкой самооценки. Родители заведомо снижают самооценку малыша, когда пытаются поставить его в зависимое, подчиненное положение, требуют от ребенка послушания, им хочется, чтобы он умел подстраиваться, не конфликтовал со сверстниками, был полностью зависим от взрослых в повседневной жизни. Ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, ему не хватает ощущения, что он ценен.

Формирование средней самооценки. У детей со средней самооценкой родители обычно занимают покровительственную, снисходительную позицию. Уровень притязаний таких взрослых не очень высок. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у них тревогу. Дети таких родителей очень зависимы от того, что думают по их поводу другие люди.

Формирование высокой самооценки. В семье, где у детей формируется высокая самооценка, матери удовлетворены взаимоотношениями детей с отцом, в таких семьях ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Обычно один из родителей принимает основные решения, с которыми соглашается вся семья, все относятся друг к другу дружелюбно и искренне. Ребенок видит, что родителям обычно сопутствует успех, он тоже приучается настойчиво и успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют.

Ребенок с высокой самооценкой привыкает постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны.

В семейной жизни важную роль играет дисциплинирующее начало. Главное, чтобы дисциплина была основана на принципах справедливости и на ясных, достижимых стандартах поведения, соответствующих возможностям ребенка. Если родители любят малыша, оказывая ему ежедневно доверие, ребенок и сам привыкает относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств.

mirznanii.com

Методические рекомендации по формированию самооценки у младших школьников

по формированию самооценки

у младшего школьника

Как формировать самооценку у первоклассников.

Приходя в школу, дети с первых дней ждут от учителя отметок. Они хорошо знают, что «5»- это очень хорошо, а «2» — очень плохо, значимость других отметок относительно размыта. И важно с первых уроков полностью изменить представления детей об оценивании. Детей приучаем к мысли, что они пришли учиться новому, а это неизбежно ведет к ошибкам. Разве можно сказать сразу, что у тебя все получится? Этот мотив создает установку на то, что не нужно спешить сразу получить что-то за работу. Процесс обучения самоконтролю в первом классе полностью строится на мотивации. В качестве мотива могут выступать такие моменты: -создание игровой ситуации, где правильность выполнения заданий (а они должны соответствовать образцу, эталону) поможет какому-либо герою выйти из трудного положения или попасть в желаемое место; — создание ситуации «Порадуй своих родителей или учителя»; -ученик получает одобрение или похвалу героя, учащихся или учителя; -изредка возможен как вариант поощрения сюрприз – подарок: картинка, открытка. Следующим этапом работы является обговаривание критериев выполненной работы, причем обязательно по образцу в учебнике, прописях или эталону, предложенному учителем. Каждому ученику дается возможность сравнить себя с эталоном, увидеть свои погрешности, продвижения. Особо фиксируются удачи. Перед учителем встает проблема, каким образом фиксировать успех или неуспех. Отметка с первого класса заменяется оценочными высказываниями: «Молодец», «Умница», «Ты старался, но не все получилось», «Я огорчена», « Я рада»…. Результат деятельности учеников оценивался не только учителем, но и учащимися с помощью символов, значков и оценочных суждений. Сигналом успешности может явиться цвет, причем дети сами выбирают цвет и обосновывают, почему его выбрали. Например, красный цвет – получилось не все, дальше нужно постараться; зеленый цвет – путь к дальнейшим знаниям открыт, всё получилось хорошо, синий цвет – у меня пока получается плохо. Значками «+» и «- » также можно определить прибавление знаний. Выполнив работу ученик проводит самооценку, затем рядом может поставить оценочный символ сосед по парте или любой ученик( оценку которого желает получить ребенок), только затем оценивает учитель.

Формирование навыков самоконтроля требует определенных условий. Уже с первого класса необходимо воспитать у школьников внутреннюю потребность в самоконтроле (осознание важности и значения его в учебной деятельности); формировать положительные мотивы самоконтроля (желание получить прочные знания, найти наиболее рациональные способы выполнения, вовремя выявить и исправить ошибки), вырабатывать приемы и способы самоконтроля, умение применять их в самостоятельной работе. Но и здесь нужна подготовительная работа, которая будет способствовать правильному применению навыков самоконтроля.

Для этого учащимся необходимы следующие умения:

осмысленно воспринимать указания учителя, инструкцию и план предстоящей работы ( графические диктанты);

определять составные части заданий и выделять из них главное; (нарисуй ниточку , на ней 5 бусинок, раскрась так, чтобы по середине была красная);

выполнять задания по аналогии;

анализировать типичные ошибки и устанавливать причину их возникновения;

вырабатывать требования к заданиям;

формировать навыки рефлексивного опыта.

Таким образом, можно сделать вывод, что сначала необходимо научить самоконтролю ,затем на этой основе формировать самооценку

Основные пути формирования самооценки младшего школьника

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, личной жизни, творчестве, придаёт такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

Самооценка является наиболее сложным продуктом развития сознательной деятельности ребёнка. Первоначально оценка себя и своих поступков является прямым выражением оценки других лиц, руководящих развитием: родителей, знакомых, педагогов. По существу, такая форма отношения к себе не является еще самооценкой.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, ( Нпр., первые дни ребенка в школе: учимся работать по цепочке, не получается, уже здесь можно предложить проанализировать причины сбоя в работе, оценить каждому ученику себя и поставить цель: быть внимательнее, следить за действиями одноклассников)подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:

— отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов);

— осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

Исследования психологов показывают, что относительная верность оценки себя и сверстников определяется направлением и стилем работы учителя, глубоким знанием педагогом как жизни класса, межличностных отношений в нём, так и индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося. Важную роль при этом играет владение навыками педагогического общения, умелое использование ориентирующих и стимулирующих функций педагогической оценки.

Положительные результаты в формировании самооценки неуверенных в себе школьников достигаются, когда педагоги идут путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки. Это способствует укреплению уверенности школьников в своих силах, самоуважению. Работа педагогов по формированию самооценки в конкретных видах деятельности (игре, рисовании, чтении стихов) тесно переплетается с работой по улучшению общего эмоционального самочувствия этих детей в классе, изменению их положения в системе личных отношений.

Работа в направлении изменения отношений со сверстниками является сложной и длительной, требует большого педагогического такта, гибкости, изобретательности, постепенности. Значительных успехов добиваются педагоги-мастера, когда работу по формированию самооценки осуществляют в разные режимные моменты и в разных видах деятельности. Правильная организация образовательного процесса, умелое использование «ориентирующих» и «стимулирующих» функций педагогической оценки способствуют формированию самооценки младших школьников в педагогически целесообразном направлении и одновременно создают благоприятные условия для развития личности, способностей, умений учащихся.

Учитель для формирования у младшего школьника адекватной самооценки может задействовать различные источники и механизмы. И, в первую очередь, это обратные связи со стороны других людей – те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребёнку( МОЙ ПОРТФОЛИО). Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, в виде ласкового касания или лёгкого удара. Другими словами, направленные ребёнку слова, взгляды, жесты, движения, интонации – всё это обратная связь. Ребёнок впитывает, присваивает, чувствует эти обратные связи. Используя их, он строит свою самооценку. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокой самооценки, если негативны – низкой.

Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа:

В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определённой степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у учащегося самомнения, некритичности к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всём должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребёнка и причиняет ему страдания.

Для того, чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Очень важным является обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное, – можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Кроме релаксационных игр, очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, рисование красками пальцами, ладошками. ( Рисование на общем огромном листе )Даже простое растирание ладоней способствуют снятию мышечного напряжения. Дети становятся успешными, когда они оценивают себя положительно. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. Кроме этого, еще и родителей нужно научить быть уверенными в себе, в своих успехах и в успехах своего ребенка.

Возможность оценить себя положительно детям дают:

— игра;( организация и проведение игр в ГПД)

— разнообразные действия с предметами;

— исследование и экспериментирование;

— слушание музыки и сказок;

— беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;

— возможность задавать вопросы и делать выбор.

Причем и родители должны предоставлять подобные возможности ребёнку каждый день. Именно это позволит детям гордиться собой и даст им чувство успеха и уверенности в себе.

Дети младшего школьного возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. Если взрослые поддерживают и поощряют их в игре, дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка, то есть они учатся любить себя. Иногда дети предпочитают играть одни, иногда – в компании других детей и взрослых. И то, и другое важно. Обычно детям нравится самим выбирать игру, хотя идея игры может быть подсказана взрослыми или другим ребёнком, книгой, журналом или телепрограммой. Ребёнок в игре перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за детской игрой и осмысления интересов ребёнка. Часто у детей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия. Но наблюдения за ними помогут и учителям и родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребёнка и обеспечить детей в процессе игры тем, что им больше нравится. Взрослый может быть идеальным партнёром по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ребёнок будет лидером, а взрослый зеркально отражает его действия. Если взрослый станет играть заинтересованно, ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Также большое значение для повышения самооценки ребёнка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности. Очень часто ребенку покупают не то, что ему нравится, а то, что по мнению родителей лучше, но это палка о двух концах: у ребенка развивается низкая самооценка). Рекомендуется создать ситуацию, в которой ребёнок может принять решение.

Выбор помогает детям:

— почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;

— развить положительное отношение к себе;

— учиться выражать свой выбор;

— понять важность умения слушать и говорить.

Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребёнка помогает совместное изготовление игровых пособий.

Также для повышения самооценки ребёнка родители и педагоги могут использовать следующие приемы:

— как можно чаще называть ребёнка по имени;

— хвалить ребёнка в присутствии других детей;

— отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах;

— избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время;

— не подгонять и торопить ребёнка.

Занятия физической культурой повышают не только функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность, продуктивность учебного труда, но и эмоционально-волевую сферу школьника. Умелое использование средств физического воспитания благоприятствует развитию таких специфических интеллектуальных качеств, как практическое мышление, наблюдательность, находчивость, рассудительность. Это связано с тем, что правильно организованная двигательная деятельность требует от учащихся сосредоточенного внимания, выбора цели и способов действий, коррекции и оценки их результатов.

Физические упражнения, выполняемые в условиях коллективного взаимодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отношений, которые составляют основу формирования соответствующих морально-волевых качеств. В процессе физического воспитания создаются разнообразные ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения школьника к обществу, к людям, к самому себе. Регламентируемая установленными и добровольно принятыми нормами и правилами, двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность, бережное отношение к общественной собственности. Данная внутренняя борьба ребенка с собственными желаниями только закаляет его и придает ему большей уверенности в себе.

Формирование в человеке адекватной самооценки требует постоянного и сознательно организованного совершенствования системы общественного воспитания.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы учитель руководил деятельностью ребёнка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот всегда уникальный и самостоятельный путь морально-нравственного и социального развития.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности, такие как: самооценка, темперамент, уровень тревожности, уровень притязаний.

При этом особое значение приобретает учёт внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Включение ребёнка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развёртываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей со сверстниками и со взрослыми.

Иногда дети недооценивают свои достижения, хотя каждому есть, чем гордиться. Даже когда взрослые гордятся своими успехами, им часто бывает трудно это показать. Выражение лица, тон голоса, походка обычно сообщают окружающим о внутреннем состоянии человека. Поэтому гордость за свои успехи и достижения можно продемонстрировать ребёнку, выразительно рассказывая об этом, сопровождая свои слова мимикой и движениями.

Правильное формирование самооценки – это один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов. Если ребёнок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания. При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности. Отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребёнка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.

Для поддержания планки на достойной высоте следует методически заниматься формированием самооценки. Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у учащихся начальной школы. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условия для рефлексивной оценки учащихся своих действий. Однако роль родителей в формировании адекватной самооценки ребёнка младшего школьного возраста не менее важна, чем роль педагога, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В сущности, самооценка – это первоначально присвоение ребёнком оценки родителей. Позже силу набирает стиль семейного воспитания, и самооценка начинает дифференцироваться. На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.

Таким образом, для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:

— педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;

— и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;

— работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;

— педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;

— педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;

— обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

— проводить с детьми релаксационные игры;

— предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;

— предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);

— предоставлять детям возможность делать выбор.

-создать условия для формирования самоконтроля и самооценки.

Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше развить адекватную самооценку. Существует множество способов привить ребёнку понимание его способности творить, любить, совершать благородные поступки, начиная с самого раннего возраста, однако именно в раннем возрасте может начаться и обратный процесс занижения самооценки в результате необдуманных поступков взрослых. Повышение самооценки автоматически ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А низкая самооценка (следствие неуверенности и робости) – залог торможения процесса принятия решений, без которых не происходит ни одно действие.

В дошкольном возрасте ребенок уже научился элементарным навыкам самостоятельности, может проявлять инициативу в организации своей игры. Первоклассник, входя в новую деятельность – учебную, где предметом становится знание и способы взаимодействия с ним, должен научиться теперь в новой деятельности быть самостоятельным и инициативным, поэтому должен осознать границы своей учебной самостоятельности, т.е. что я уже могу, а чего нет, чего знаю, а чего еще не знаю. Тогда инициативный шаг ребенка по освоению учебных форм поведения, исходящих из его познавательных потребностей, позволяет ему выходить за границы своих знаний, умений, навыков и возможностей. Инициатива – это претензия на новый социальный статус, социальный, культурный горизонт, который заявляется и который хочется удерживать. Поэтому мобилизуются уже имеющиеся знания, умения, навыки и формулируется заказ на новые. Если инициатива – это проектный шаг, то он в себя включает анализ, выстраивание идеального будущего, планирование, реализацию задуманного и анализ реализуемого, как и любой проект.

Приходя, ребенок не знает ни норм, ни традиций школы, не пробовал нового учебного действия, поэтому для успешного вхождения в учебную деятельность он должен получить полноценный действенный опыт учебного действия. Этот опыт складывается, на наш взгляд, из создания для ребенка возможности

При ориентировке ученик осваивает устройство класса, типы взаимоотношений с учителем и детьми, формы работы с предметным материалом. Здесь видна неустойчивость вхождения в формы работы (попадание в них чаще случайное). Дети легко начинают (сиюминутно загораются чем-то новым) и могут так же быстро выйти из этой работы, пробовать дальше все новое и новое. Этот период очень важен для детей, так как в нем складывается представление об устройстве учебного мира. Здесь важно не торопить ребенка, не порицать его за отказ от работы и за не доведение начатой работы до конца. На этом этапе, на наш взгляд, ребенок ищет в себе свой личный смысл в учении, своего пребывания здесь в школе, как ученика.

в опробовании нового,

При опробовании у ребенка появляются свои мотивы и цели для выполнения каких-то заданий. Здесь при ориентировке ребенок попадает в учебное чаще случайно, то здесь ребенок уже говорит: “ Я хочу делать это”. Это сигнализирует учителю, что ребенок из многообразия форм и типов работ уже выделяет что-то и оно наполнено каким-то личным смыслом. Здесь дети дольше сами удерживают задание. Здесь важно поддерживать ребенка, как ученика, который самостоятельно делает задание. Перейдя к опробованию, ребенок сделал выбор в сторону учения, тогда как на этапе ориентировки он еще “болтается” между игрой и учением.

Следующий момент – тренировка, возникает тогда, когда ученик начинает видеть смысл своего действия и образ идеального той работы, которую он делает, а также выделять операционно-техническую сторону той работы, которую он собирается делать. Образ идеального начинает видеться из действий учителя и других детей.

Тренировка обязательно параллельно востребует рядом этап презентации своей работы. Представление своей работы всему классу обозначает это как ответственный момент. Это место, в котором автор работы держит ответ за свою работу, т.к. другие дети класса и учитель как-то к ней относятся. Здесь возникает представление ребенка о полноте культурной формы. Чтоб отнестись к чужой работе на этапе представления, должны выделяться критерии оценки работы. Выделение критериев оценки особая, отдельная работа учителя с детьми.

После представления своей работы ребенок может вернуться в поле подготовки (доработки) своей работы (может вернуться на этап тренировки и там доделать, ещё потренироваться; может заново выбрать что-то из выделенных работ; или вновь вернуться на этап ориентировки, чтобы почувствовать свой интерес, свои формы учебы). У ребенка постепенно возникает разделение на два пространства – ответственное и подготовки.

в представлении результата работы.

При работе с вывешиванием детских работ учителю важно представлять как работы, в которых еще не выделены в этом коллективе критерии оценивания, так и работы с выделенными критериями. Первые создают эмоциональный настрой и отношения к работе, ощущение единого мира, целостности, а так же этап к расчленению – выделению критериев. Тогда как вторые работы выделенные критерии доводятся до инструмента, который потом используется в других работах и осознается в уместности использования, и становятся этапом к эмоциональному отношению и возвращению к целостности.

Мы рассмотрели оценивание в начальной школе, как этап начала становления самооценки. Тогда домашнее задание нами вводится как одна из форм становления самооценки. При выполнении домашнего задания ребенку необходимо удержать само задание, критерии оценивания такого типа задания, которое он выполняет, сформировать для себя и удержать свои претензии на оценку его работы. (Например, ребенок сделал работу правильно, но неаккуратно, но он не претендует на “5”, в которой учитывается и аккуратность). Чтоб сформировалась адекватная самооценка, необходимо осмысленное отношение ребенка к учебной работе, т.е. он мог ставить учебные цели, пусть небольшие, но для него осмысленные и важные. (Например, хочу научиться писать, чтоб написать письмо маме). Мог выбрать формы работы под свою цель, мог пробовать разные виды работ для формирования новой цели.

Таким образом, в 1-м классе для ребенка должны выделяться формы и типы работ, которые ему интересны и за которые он отвечает, т.е. оцениваются. Начинают формироваться критерии оценивания выделенных работ. В следующих классах расширяются формы и типы работ, а также критерии оценивания.

Вывешивание детских работ, как одна из форм оценивания в 1-м классе.

Этапы формирования оценочных умений

№п/пэтапы учитель ученик

1. диагностический — оценивает начальный уровень подготовки учащихся и создает информационный банк данных на каждого ученика по итогам педагогической и психологической диагностики. — участвует в определении «стартовых» возможностей.

2. подготовительный — организует усвоение норм поведения в школе. Задает образцы и критерии оценки работы. — овладевает условными знаками устного оценивания «+» — правильно, «-» — неправильно, «?» — не знаю как выполнять;

— знакомится с оценочной шкалой, с самооценкой, взаимооценкой;

— учится оценивать результаты своей работы по средствам сравнения с образцом.

3. основной — организует работу по формированию ретроспективной оценки:

а) проверяет работы учащихся, исправляет ошибки, ставит оценочные шкалы и предоставляет право на оценку самому ученику;

б) оценивает работу сам ученик сразу после выполнения задания по заранее выбранным критериям;

— дает готовые критерии для оценивания или совместно разрабатывает с учащимися;

— использует алгоритмы, памятки, схемы. — выполняет упражнения: на сопоставление, сравнение с образцом, с недостающими данными, на нахождение ошибок, выполнение роли «учителя», поэтапное выполнение действий, работа по готовым или самостоятельно разработанным алгоритмам, контрольным вопросам, таблицам, схемам, памяткам;- изучает пооперационный способ оценивания с помощью «Листа достижений»; -осуществляет оценивание индивидуальной, парной, групповой работы по содержанию или по виду деятельности.

4. заключительный — выстраивает процесс формирования оценочных умений, согласно трех стадий: первая стадия – подобное рассуждение, вторая стадия – частичное свертывание, третья стадия – максимальное сжатие;

— содействует повышению уровня самостоятельности в учебной деятельности и развивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

— формирует прогностическую и рефлексивную оценку. — выполняет оценивание предстоящей или законченной работы;

— производит соотнесение допущенных ошибок с образцом и планирует работу по их исправлению;

— пользуется различными видами оценки;

— умеет оценивать по критериям, данным учителем или самостоятельно выделенным, с учетом изучаемого материала.

schoolfiles.net

Формирование адекватной самооценки у младших школьников рекомендации

Завышенная оценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученых, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Следовательно, дети данной категории нуждаются в коррекционно-профилактических мероприятиях, направленных на формирование адекватной самооценки, способствующей успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.

Для правильного развития самооценки младших школьников с ЗПР необходимо тщательно следить за ее уровнем. Два раза в год требуется проведение контрольного тестирования. Чтобы развитие и коррекция самооценки младших школьников с ЗПР было наиболее продуктивным, педагоги в своей работе должны придерживаться некоторых правил.

Обучение таких детей должно обязательно иметь и воспитывающую, и развивающую, и коррекционную направленность. Х.С. Замский считает, что воспитывающая направленность обучения в школе XVIII вида состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется, прежде всего, в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее [33, С.323].

Развивающая направленность работы с такими детьми проявляется в содействии общему развитию учащихся. Но их развитие не может быть успешным без коррекции психических функций и мышления. Поэтому обучение младших школьников с ЗПР должно носить коррекционно-развивающий характер.

Среди педагогических условий развития адекватной самооценки младших школьников с ЗПР необходимо особо выделить обучение ребенка умению учиться — умению видеть настоящие учебные задачи и находить соответствующие способы их решения. При этом содержание преподаваемого материала должно быть продуманным с точки зрения соответствия научным достижениям и быть доступным для восприятия.

Соблюдение принципов систематичности и последовательности обучения, связи обучения с жизнью для таких детей обязательно. Как и при обучении обычных младших школьников, необходимо широко использовать принцип наглядности. На уроках важно развивать сознательность и активность самих учащихся. К таким детям необходим особый индивидуальный и дифференцированный подход.

Так как самооценка младших школьников практически лишена самостоятельности и имеет большую зависимость от взрослых, важно давать детям и их поступкам самые объективные оценки.

Как подчеркивает Виноградова А.Д., «в формировании правильной самооценки определяющая роль принадлежит оценке учителем деятельности, поступков, высказываний учащихся» [34, С.144], при этом оценки должны быть и положительными, и отрицательными. Если отдавать предпочтение только положительным оценкам, то в сознании учащегося может произойти перекос в сторону переоценивания себя, т.к. собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком». Такие психозащитные механизмы начинают возникать в результате прессинга «детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития [15, С.206].

Среди методических приемов организации процесса обучения большое значение в формировании самооценки младших школьников с ЗПР отводится игровым приемам. При этом игровые приемы должны не отвлекать от учебы, а привлекать еще больше внимания к программному материалу. Игровую оболочку можно придать не только учебному процессу, но и трудовой, и художественной деятельности. В силу своих возрастных особенностей приглашение к игре младшие школьники воспринимают с радостью. Игры должны обеспечивать ребенку активность, возможность самонаблюдения и самоконтроля. В игре ребенку легче оценить свои возможности, соотнести их с возможностями других учащихся, подчиниться определенным требованиям, проявить индивидуальные личностные качества.

Большой потенциал имеют такие игровые ситуации, в которых ученику отводится роль педагога. С позиции руководителя ребенок может поделиться своими знаниями, проконтролировать других, исправить их ошибки. Игровой характер заданий, подразумевающий элементы состязательности, соревнования, активизации внимания, стимулирует речевую, умственную, творческую деятельность и оказывает эффективное влияние на развитие адекватной самооценки.

Большой простор для организации полезных для развития самооценки игр предоставляет внеурочная деятельность. Она позволяет смоделировать ситуации необходимого взаимодействия и взаимопомощи, сплочения с другими участниками игры. Здесь есть возможность для фантазии, импровизации, проявления личностных качеств, демонстрации таких собственных умений и навыков, которые не применяются в обыденной жизни. Полезно предоставить возможность для проявления умений младших школьников с ЗПР, в которых у него наметились заметные успехи. Это поможет приобрести заслуженное уважение окружающих.

Среди факторов развития самооценки решающими являются отношение окружающих и правильное осознание младшего школьника с ЗПР особенностей своей деятельности, ее результатов. Педагогу важно научить его умению видеть и понимать себя, согласовывать свои желания с требованиями и нормами окружающей среды. Важно понимать, что для учащегося начальных классов важен результат деятельности, а не процесс работы и ее планирование. Поэтому необходимо регулярно напоминать учащимся с ЗПР о контроле каждого этапа своих действий, промежуточных результатов, правильно их оценивать. Это, безусловно, положительно скажется на результатах их учебной деятельности и создаст добротные основы формирования самооценки.

У хорошо успевающих младших школьников с ЗПР важно развивать самокритичность, умение ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и находить пути их решения. Не следует забывать и о формировании ретроспективной и прогностической самооценки.

Первая обращена в прошлое и направлена на осуществления самооценки выполненных действий. Вторая направлена на прогнозирование и предвосхищение необходимых операций, оценку своих возможностей еще до совершения реальных действий. Целью использования этих двух самооценок является пониманием самими учащимся характера происходящих изменений, касающихся структуры их знаний, развития умений. Сам ребенок с ЗПР, постоянно находясь в оси координат взаимооценок его и его сверстников, обсуждения способов решения задач и их оценивания, применения разных критериев, постепенно будет приближаться к необходимому уровню адекватности самооценки.

С целью выявления особенностей самооценки у младших школьников с ЗПР нами проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие дети восьмилетнего возраста, посещающие коррекционный класс для детей с ЗПР МБОУ СОШ № 175 города Зеленогорска, в количестве — 10 человек.

Гипотеза: дети младшего школьного возраста с ЗПР характеризуются неадекватно повышенной (или заниженной) самооценкой.

В эксперименте мы использовали две методики:

1) Методика «Лесенка».

2) Методика «Дембо-Рубинштейн».

По результатам проведения эксперимента мы пришли к выводу, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР самооценка неадекватна и чаще завышена. Следовательно, проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что самооценка младшего школьника с ЗПР имеет свои особенности, а именно:

— детям данной категории присуща некритичность при оценке собственных возможностей и действий;

— общая самооценка младших школьников с ЗПР имеет повышенный и пониженный уровень, что позволяет утверждать, что в этом возрасте задержка психического развития выступает в качестве фактора, отрицательно влияющего на уровень ее адекватности, замедляя процесс становления самооценки.

При этом, развитие и коррекция самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР обусловлено многими внешними и внутренними факторами, главными среди которых являются уровень общего развития учащегося и восприятие его окружающими. Поэтому для развития адекватной самооценки чрезвычайно важно воспитание полноценной социально активной личности, способной к адекватному самовыражению, к деятельности, осуществляемой в рамках общепринятых правил и норм.

studbooks.net

Формирование самооценки младших школьников

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

Развитие самооценки проходит 4 этапа.

1 этап — от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.

2 этап — от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.

3 этап — от 4 до 6 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.

4 этап — школьные годы от 6 до 14 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

Первый уровень развития самооценки можно назвать процессуально-ситуативным. НА данном уровне самооценки человек не устанавливает связи между своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» лишь по определенным непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти результаты не обязательно адекватны личностным возможностям человека и могут быть всецело обусловлены стечением внешних обстоятельств, самооценка имеет тенденцию к необъективности. Стихийность, случайность, противоречивость внешних ситуаций способствует тенденции к неустойчивости самооценки. Самоизменение на этом уровне самооценки носит характер самоисправления поступков, когда человек, решая исправиться. Не имеет еще в виду развитие свойств личности, а подразумевает лишь совершение одних поступков или отказ от других.

Второй уровень развития самооценки можно назвать качественно — ситуативным. Для него характерно то, что человек устанавливает прямолинейные связи между своими поступками и качествами, т.е. совершение ( несовершение0 отдельного поступка отождествляет с наличием (отсутствием) соответствующего качества. Человек не абстрагирует качество от поступка и не осознает, что качество личности выражается намного богаче и сложнее, нежели отдельный акт поведения. Так как отдельный поступок не обязательно адекватен отождествляемому с ним качеству и может иметь случайный и порой противоречащий другим поступкам характер, самооценка на этом уровне имеет тенденцию к необъективности и неустойчивости. В связи с тем, что человек отождествляет усвоение качества с фактором конкретного поступка, он склонен ограничивать программу самовоспитания отдельными разрозненными актами поведения. Случайные колебания самооценки способствуют ситуативности самовоспитания.

Третий уровень можно назвать качественно-консервативным. Для него характерно разрешение прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется человеком от конкретного поступка , выступает в его сознании как самостоятельная объективная реальность. Осознание того, что конкретный поступок не означает усвоение соответствующего ему качества, разрушение прямолинейных связей между ними, недостаточная осознанность новых сложных связей между свойствами личности и поведением приводят к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного практического поведения. Главную роль в самооценке принимает констатация уже достигнутого ранее уровня развития свойств личности наряду с недооценкой корректив , вносимых в характеристику внутреннего мира новыми изменениями в поведении. В результате самооценка имеет тенденцию к консервативности и недостаточной объективности.

Четвертый уровень можно назвать качественно-динамическим. Он характеризуется осознанием сложных связей между качествами личности и поступками. Отрыв внутреннего мира от непосредственного поведения преодолевается. Самооценка имеет тенденцию к объективности, динамична в соответствии с изменениями во внутреннем мире человека и при этом устойчиво отражает реальный уровень развития качеств личности. Самооценка личности дается с учетом ее отношения к самовоспитанию. Самовоспитание становится вполне осознанным, планомерным и активным процессом.

Уровни самооценки — это последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени ее генезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких уровней самооценки обуславливает сложный характер их функционирования.

Самооценка младшего школьника

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев [4], А.Н.Леонтьев [37], С.С.Рубинштейн [61], М.Н.Скаткин [64].

данным Л. И. Божович, правильное формирование самооценки — один из важнейших факторов развития личности ребенка. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов. Если ребенок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания. Так. например, если в семье у ребенка сформировали положительную самооценку и соответствующие притязания, а вслед за тем в детском саду или в школе он столкнулся с отрицательной оценкой, возникает много отрицательных форм поведения (обидивость, упрямство, драчливость и т. д ) При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности. Л. И. Божович отмечает, что отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребенка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.

В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно сужены. Ребенок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом, а родителей, как известно, не выбирают. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь неприятие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой.

Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведение в целом.

Дети с высокой самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность. Дети с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении.

Показано, например, что трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к учебе.

В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной [41], Е.И.Савонько [62], Е.А.Серебряковой [63], В.А.Горбачевой [26].

Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка — обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить сое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Р.Бернс [8], анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения.

Достаточно очевидно, что оценка себя не существует изолировано от представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому, самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в науке данным в состав содержательных представлений субъекта о том, каков он, не входят ценностно-нейтральные качества, лишенные для субъекта личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной или негативной ценностью.

Проведенное Элькониным и его группой экспериментальное исследование опиралось на следующие гипотезы:

1) Ранний "Образ Я" появляется в связи с "кризисом семи лет" поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.

2) Ранний "Образ Я" носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.

В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем "Я-концепция". Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с "Я-концепцией", при этом содеражательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года "Образ Я" увеличивается в два раза.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: ) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно [41].

Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном исследовании ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя (и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.

Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — один из основных компонентов самооценки.

В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего — пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; "В твоей работе есть ошибка" — ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; "А какая, где?" И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении — важнейший показатель самооценки личности.

Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: "Мол, интересно, в чем? Какая?" Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. Благожелательное отношение учителя, поощрения служат существенным стимулом, поддерживающим их деятельность.

Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

Как уже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность — неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой.

Не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главнее — не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов, К мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским.

Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу.

He существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения — ребенок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе [42].

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно -ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя.

Глава II. Эмпирическая часть:

Описание программы исследования:

Опираясь на теорию Уильяма Джеймса, повысить самооценку можно путем достижения успеха в какой либо области, поскольку для самооценки важно лишь соотношение показателя успеха и уровня притязаний.

Для подтверждения этой теории

Нормальному ребенку сложно оценивать себя высоко, если он сам еще не знает своих возможностей, и по большому счету не занимает, какую либо значимую нишу. Находясь в статусе ученика, ребенок должен действовать по правилам принятым в школе. Степеней свободы в рамках данного учебного заведения не много, четко прописанная иерархия, четко прописанные предметы.

В том случае когда ребенок параллельно с учебой находит интересное занятие, кружок, секцию и т.д. Где ему нравиться, где он делает успехи ему нравится общаться в этой сфере. У ребенка появляется возможность выстроить новые взаимоотношения, проявить себя в чем то новом, разнообразить круг знакомых и увлечений. Если ему в этом комфортно и для него самого это важно, то самооценка у таких детей должна быть выше и устойчивей.

Чтобы подтвердить эту гипотезу мы возьмем две группы школьников в возрасте от 9-10 лет. По 3 испытуемых в каждой группе, всего 6 испытуемых. Для тестирования данного исследования будет применена методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан и метод беседы с испытуемым.

Которая наглядно показывает разрыв между достигнутым и желаемым результатом, что по формуле Джеймса определяет нашу самооценку:

1-я группа — это дети которые имеют хорошую и среднею успеваемость, но увлеченно занимаются спортом, участвуют в соревнованиях, ездят на выезды в спортивные лагеря.

2-я группа- это дети которые имеют хорошую и среднею успеваемость в школе. Но кроме школы не посещают дополнительных занятий и кружков.

Данное исследование должно показать именно то, как успех влияет на сочетание самооценки и уровня притязаний.

2.2.Описание методики Дембо-Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личных качеств. Всего представлено семь шкал:

Здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение делать своими руками, внешность, уверенность в себе.

Обследуемым предлагается на вертикальных отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (Я-Реальное, показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. (Я-идеальное). уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворил их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 минут.

Сравнительный анализ результатов:

Сравнивая полученные результаты, мы наглядно видим, что у детей в 1й группе расхождение в оценке Я- реальное и Я — идеальное и на 50 % шкал не превышает 10% , т.к самооценка в первой группе находиться на высоком уровне, в (среднем 73%) , то мы можем предположить что испытуемые довольны собой и своими результатами. Эти дети уверенны в себе, и они адекватно воспринимают не успехи по некоторым предметам. Также следует отметить, что в 1й группе достаточно высокий, но реалистический уровень притязаний. Только в 10% процентов случаев было заявлено желание 100% успешности, по какой либо из шкал. Результаты первой группы достаточно реалистичны, что подтверждает адекватность оценки себя школьниками. Что явно отслеживалось в 1ой группе, ни один испытуемый не заявил высокий уровень притязания на шкале — умение делать своими руками. Им и без этого комфортно.

Что же мы видим во 2й группе, в отличие от первой, где результаты были более схожи, высоки и реалистичны, во 2й группе мы видим 3 совершенно разные ситуации.

1й испытуемый имеет явно завышенный уровень притязания, желание по всем шкалам быть на 100%, дети с адекватной реалистической оценкой понимают, что это не возможно. Да это им и не требуется если они имеют успех в каких либо других сферах.

2й испытуемый имеет среднюю самооценку и при этом достаточно низкий уровень притязаний, из этого следует что он не уверен в своих силах и его деятельность направлена на избегания неудач.

3й испытуемый имеет явно заниженную самооценку и при этом достаточно высокий уровень притязаний, что явно вызывает дискомфорт, мешает гармоничному самоощущению и свободному общению. Мы можем сделать вывод, что испытуемым 2й группы сложно адекватно себя оценить.

В большинстве случаев, но не во всех самооценка определяет уровень притязания школьников. То есть ребенок ставит себе цели и задачи исходя из того, как он оценивает себя и свои способности. Но так же часто он выбирает уровень сложности заданий, опираясь на свой прошлый опыт.

При адекватной оценки себя и своих способностей ребенок будет выбирает реалистичные, но стремящиеся к возрастанию цели, чтобы сохранить или повысить самооценку. Хотя самооценка личности повышается или понижается только при неоднократном переживание успеха или неудачи. Единичные результаты практически не оказывают влияния, за исключением тех целей, к которым человек долго готовился (соревнования, контрольная, олимпиада и т.д.)

Если ребенок имеет низкую самооценку и неуверен в своих возможностях, его уровень притязания изначально будет занижен. Часто, даже неадекватно занижен, то есть человек даже не подозревает, что он может больше, но решиться поставить более высокую планку ему мешает страх оценки и неуверенность. Люди с низкой самооценки гораздо больше подвержены влиянию критики и зависимы от оценок окружающих.

Если ребенок неадекватно оценивает свои возможности, завышает уровень притязаний и в процессе терпит неудачу, это ведет к нервным расстройствам. Он не может принять себя, осознать свои, действительно сильные стороны, и получить удовольствие от жизни. Он всегда будет неудовлетворен результатами, и прежде всего собой. Это очень не верная позиция, так как везде быть успешным не возможно, и индивид должен понимать и осознавать где он может добиться желаемых результатов. Также установлено, что высокая самооценка влияет на успеваемость, требовательность к себе. Ребенок с высокой самооценкой просто не может позволить себе сделать что либо плохо, это в свою очередь отражается на результатах.

Если ребенок добивается успеха в деле, в обществе, в месте которое ему по душе, то и к жизни его отношение меняется. Он становиться увереннее, спокойнее и гармоничнее.

1. Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 320с.)

2.Психологический журнал. Том27 №3 «Наука».2006 год. Раздел психологии личности. Статья Е.В. Зинько Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний.

3. Бороздина Л.В. . Исследование уровня притязаний / Учебное пособие. М. Институт психологии РАН РФ, 1993г., с.141

5. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний //Учебное пособие.-М.:Инс-т Психологии РАН РФ , 1993 , с.141

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения//Введение в общую психологию. Изд-во МГУ,1988, с.34-47

7. Джемс У. Психология. М.:Педагогика,1991, с.88

8 Зак А. З. Диагностика основных компонентов творческого мышления//

Психодиагностика и школа //Тезисы симпозиума . Таллин,1980,с.106-108

9. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности/. Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.

10. Шибутани Т.. Я – концепция и чувство собственного достоинства /

Самосознание и защитные механизмы личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г. Пепло Л., Мицели М., Морали Б.. Одиночество и самооценка / Самосознание и защитные механизмы личности / Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.

11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология / М.: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001 г.

12. Леонтьев А.Н.. Деятельность.Сознание.Личность. М.,1975, с.304.

13. Петровский А.В. Введение в психологию. М.,1981, №1

15.Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия её формирования у

школьников/ Учёные записки Тамбовского Пед.Инст-та, 1956, Вып.10,с.42

works.doklad.ru