Цунг самооценка депрессии

Анализ практических и теоретических вопросов судебной психиатрии. Основные формы психических расстройств, причины их возникновения, диагностика и лечение. Проблема невменяемости. Общественно опасные действия психически больных и применяемые к ним меры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Веселая мания — незначительноповышенное настроение, облегчение ассоциативных процессов, некоторая общая двигательная оживленность (гипертимия). При нарастании перечисленных симптомов появляется радостное и оптимистическое настроение, потребность в смене впечатлений, чувство физического комфорта и прилива сил. Больные говорливы и находчивы в ответах. Внимание обострено, но нестойко и легко отвлекаемо. Деятельность носит лихорадочный, разбросанный характер, начатое не доводится до конца.

Гневливая мания — повышенное настроение и речедвигательное возбуждение сопровождаются раздражительностью, назойливой придирчивостью, вспышками негодования и даже злобой.

Спутанная мания — резко выраженное повышение настроения сочетается с бессвязным речевым и двигательным возбуждением.

Эйфория — повышенноенастроение, проявляется в первую очередь довольством, беспечностью и безмятежностью. Преобладает пассивность. Отсутствует или слабо выражено речевое возбуждение. Заметны и даже резко снижены уровень суждений, критическое отношение к себе и ко всему окружающему. Нередко значительно расторможены низшие влечения, приводящие к обжорству, пьянству, половым эксцессам.

Рауш-мания — повышенное настроение сочетается с легким изменением сознания. Больные внешне производят впечатление находящихся в легком опьянении.

Мориа — состояние веселого возбуждения с дурашливостью, детскостью или паясничаньем, стремление к глупым, плоским шуткам; сочетается с отчетливой интеллектуальной слабостью.

Депрессивные синдромы. Незначительное понижение настроения, сопровождаемое некоторым затруднением ассоциативных процессов, а в ряде случаев медлительностью, называется гипо-тимией. Больные жалуются на слабость, лень, вялость, угнетенность. Не верят в свои силы, легко сомневаются в правильности поступков, с трудом принимают решения. Преувеличивая реальные затруднения, упрекают себя за малодушие и невозможность «взять себя в руки». Может наблюдаться слезливость, раздражительность, обидчивость. В состояниях гипотимической депрессии очень часто совершаются суицидальные попытки. При углублении подавленного настроения больные начинают жаловаться на тоску. Характерно появление тягостных ощущений в области груди, реже живота. Их описывают как чувство стеснения, сдавления, сжатия, тяжести, невозможности глубоко вздохнуть. При усилении этих нарушений говорят о щемящей тоске, о том, что душу сдавило или рвет на части. Некоторые больные говорят о моральной боли, противопоставляя тем самым испытываемые ощущения физической боли (предсердечная тоска). Одновременно возникает тягостное ощущение равнодушия, доходящего в выраженных случаях до мучительного ощущения внутренней опустошенности с потерей всех чувств, — психической анестезии, являющейся формой проявления меланхолической деперсонализации. Может возникать ощущение измененности окружающего — оно теряет краски, становится застывшим, отдаленным, воспринимается «как сквозь пелену». Нередки жалобы на медленное течение времени, на ощущение его остановки (меланхолическая дереализация). Характерная для депрессивных больных сниженная самооценка может смениться бредом самоуничижения, самообвинения. У пожилых больных часты бредовые идеи разорения и обнищания. В других случаях может возникнуть представление о наличии неизлечимого заболевания — депрессия с ипохондрическим бредом. Когда больной говорит о прекращении функционирования сердца, легких, почек, желудочно-кишечного тракта в связи с их разрушением или атрофией, говорят об ипохондрической депрессии с нигилистическим бредом.

Депрессия с фантастическим депрессивным бредом (меланхолическаяпарафрения, депрессия с бредом Котара) характеризуется тем, что больные называют себя именами отрицательных лиц; приписывают себе виновность в мировых катаклизмах; уверены в гибели окружающих, страны, вселенной; утверждают, что никогда не умрут и будут мучиться вечно.

Ажитированная депрессия — тоскливоенастроение, сочетающееся с тревогой (аффект ожидания беды), речевым и двигательным возбуждением. Тревога может быть беспредметной; в других случаях говорят об ожидании суда, расстрела, пыток, гибели близких. Обычно больные много говорят. Содержание высказываний крайне однообразно и отражает особенности аффекта и бреда. Ажитация — двигательное возбуждение, сопровождаемое тревогой, проявляется в неусидчивости, постоянной ходьбе, назойливом приставании к медицинскому персоналу, к окружающим с какой-нибудь просьбой. Ажитация может проявиться во внезапном двигательном возбуждении, во время которого пытаются убить или изувечить себя. Это — меланхолический раптус.

Депрессия параноидная — сочетание подавленно-тоскливого настроения с идеями преследования, отравления или ущерба.

Дисфорическая депрессия (дисфория) — состояние, при котором пониженный аффект сочетается с раздражением и непризнью. Степени выраженности каждого из этих двух компонентов и их соотношения друг с другом различны. В легких случаях одавленность сопровождается придирчивостью, иронией или язвительностью. В выраженных состояниях возникает тоска, сочетающаяся со страхом, с отчаянием, напряженной злобой и даже с исступленной яростью. Может наблюдаться двигательное торможение, но чаще больные «не находят себе места» вплоть до состояний резко выраженной ажитации. При тяжелых дисфориях может возникать отрывочный бред преследования или бред иного содержания и наблюдаются состояния измененного сознания. Дисфории иногда сопровождаются различными импульсивными действиями, агрессивным поведением по отношению к окружающим, самоповреждениями и самоубийствами.

Галлюциноз — состояниенепрерывного галлюцинирования с преобладанием какого-либо одного вида галлюцинаций (значительно реже их сочетания), в то время как остальные психопатологические расстройства (в первую очередь бред) отступают на второй план или совсем отсутствуют. Возникают при ясном сознании и достаточно сохранной ориентировке всех видов, Чаще всего встречаются слуховые (вербальные), зрительные и тактильные галлюцинозы.

Паранойяльный синдром возникаети существует на фоне ясного сознания. Он определяется первичным систематизированным интерпретативным бредом различного содержания (преследование, ревность и т. д.). При изложении бреда типична обстоятельность, связанная с обилием доказательств, так называемая бредовая обстоятельность.

Параноидный синдром — сочетаниебредовых идей преследования (отравление, ущерб, нанесение физического вреда) с вербальными галлюцинациями, проявлениями синдрома Кандинского—Клерамбо или с теми и другими одновременно. В одних случаях преобладает бред, в других — сенсорные расстройства (галлюцинации и т. д.).

Синдром Кандинского—Клерамбо (синдром психического автоматизма) — сочетаниебредовых идей, в первую очередь идей преследования, с идеями психического и физического воздействия, а также отчуждение мыслей, чувств и поступков. Это сложное психопатологическое нарушение, в котором различают три группы расстройств.

Ассоциативный автоматизм развивается обычно первым. Его начальным проявлением, как правило, является ментизм (непроизвольно возникающий, неудержимый, быстрый и безостановочный поток мыслей или мысленных представлений) или чувство овладения (ощущение, что субъект не принадлежит самому себе, что им владеет посторонняя сила). Из других расстройств при ассоциативном автоматизме встречаются: насильственное воспоминание прошлого; симптом открытости (ощущение, что мысли больного известны окружающим); «эхо-мысли» (все, что думает больной, окружающие повторяют вслух); слуховые и зрительные псевдогаллюцинации или, напротив, насильственно исчезающие из головы мысли, ощущение воздействия на чувства, их насильственное изменение.

Сенестопатический автоматизм — разнообразные по восприятию (нередко в форме боли) и локализации ощущения с характером сделанности.

Двигательный (кинестический) автоматизм — совершение вопреки желанию различных движений и поступков (в том числе движений языка, а в ряде случаев высказываний вслух), ощущаемых как насильственные.

Этот принудительный характер всей психической деятельности при синдроме Кандинского-Клерамбо может соотноситься с конкретными формами воздействия (гипнозом, электричеством, атомной энергией, особыми лучами и т. д.) — бред воздействия.

Парафренный синдром — сочетание фантастических по содержанию бредовых идей, психических автоматизмов, галлюцинаций и нередко конфабуляций. В ряде случаев происходит изменение своего «я», сопровождаемое всегда бредом величия. Например, больной считает себя известным государственным деятелем, способным преобразовать мир, основать новые государства, религии, культуры, его преследуют воздействием из межпланетного пространства и т. п.

Синдромы двигательных нарушений.

Кататонический синдром определяется возбуждением (кататоническое возбуждение) или обездвиженностью (кататонический ступор). Чаще возбуждение предшествует ступору. Вначале кататоническое возбуждение носит патетический характер: повышенно-восторженное настроение, высокопарная речь, размашистые, преувеличенно-выразительные движения. Больные то бессмысленно противодействуют (негативизм), то выполняют все, к чему их принуждают или о чем просят (пассивная подчиняемость). При нарастании возбуждения появляется дурашливость: больные принимают неестественные позы, кувыркаются, паясничают, гримасничают, кривляются; характерны неуместные грубые шутки и бессмысленный смех (гебефреническое возбуждение). Более глубокая степень расстройств — импульсивное возбуждение, внезапное совершение действий, не имеющих отношения к предшествующему поведению: больные набрасываются на окружающих, бегут не разбирая пути, рвут одежду и т. д. Их речь состоит из повторения одних и тех же слов или фраз (вербигерация); повторяются слова, произносимые окружающими (эхолалия). В тяжелых случаях возбуждение хаотично, состоит лишь из отдельных компонентов двигательных актов. Появляются простейшие движения — ползание, хватание, раскачивание корпусом. Речь может исчезнуть совсем.

Кататонический ступор определяетсяневозможностью получить от больного ответы (мутизм) и обездвиженностью с мышечным напряжением. Больные не реагируют ни на внешние раздражители, ни на собственное состояние. Они подолгу могут находиться в одной и той же, зачастую неудобной позе. При определенной интенсивности мышечного напряжения больные сохраняют приданное их конечностям или туловищу положение — восковая гибкость (ступор с явлениями восковой гибкости). Иногда, напротив, они оказывают молчаливое сопротивление попыткам накормить, сменить одежду, помыть и т. д. (ступор с негативизмом). В наиболее тяжелых случаях больные с закрытыми глазами лежат неподвижно в неестественной позе. Все их мышцы резко напряжены (ступор с оцепенением).

Неполная обездвиженность с частичным мутизмом, пассивной подчиняемостью или легким негативизмом называется субступором.

Депрессивный ступор возникаетна высоте депрессивного аффекта. Выражение лица и поза всегда отражают внутреннее состояние больного. Отсутствуют негативизм и восковая гибкость. Умелым расспросом у больного всегда можно получить хотя бы односложные ответы и соответственно представление об имеющихся расстройствах.

Психогенный ступор можетсопровождаться полной обездвиженностью и мутизмом. Ему часто сопутствуют резкие вегетативные симптомы, связанные с повышением тонуса симпатической нервной системы. При разговорах, касающихся психотравмирующей ситуации, у больного нередко изменяется выражение лица.

Галлюцинаторный ступор — состояние непродолжительной обездвиженности, возникающее на высоте галлюцинаторных расстройств, в первую очередь вербальных галлюцинозов. При обшей неподвижности меняющееся выражение лица отражает содержание обманов восприятия.

Синдромы помрачения сознания — преходящие, кратковременные (часы, дни, изредка недели) нарушения психической деятельности, для которых характерно сочетание таких признаков, как частичная или полная отрешенность от окружающего; различные степени дезориентировки в месте, времени и окружающих лицах; нарушение мышления с частичной или полной невозможностью правильных суждений; полное или частичное запамятование происходивших событий.

Оглушение — помрачениесознания с обеднением психической деятельности. При его легких степенях преобладают вялость и пассивность, движения замедленны, речь обеднена. Больным трудно сосредоточиться, дать нужный ответ, о чем-либо спросить. Они плохо осмысливают происходящее. Настроение безразличное или с оттенком беспечности. При выраженном оглушении с трудом понимаются даже простейшие вопросы; ответы неточны, односложны или совсем отсутствуют. Больные находятся в дремотном (сомнолентном) состоянии. Окружающие не привлекают их внимания. При дальнейшем нарастании оглушенности возникает сопор — глубокий, патологический сон, при котором нередко отсутствуют реакции даже на физические раздражения (уколы и т. п.), а затем может развиться кома, во время которой нарушаются дыхание, сердечная и рефлекторная деятельность.

Делирий (делириозный синдром) — галлюцинаторное помрачение сознания с преобладанием истинных зрительных галлюцинаций и иллюзий, образного бреда, двигательного возбуждения. Это самая частая форма помрачения сознания. В продроме отмечаются: наплывы образных сценоподобных воспоминаний, настроение крайне изменчиво (восторженность, раздражительная капризность, беспокойство, подавленность, судорожная веселость), неусидчивость, гиперэкспрессивные двигательные реакции. При развернутом делирии наблюдается наплыв зрительных, в Ряде случаев сценоподобных галлюцинаций, разнообразные зрительные иллюзии и парейдолии. Больные много двигаются, живо реагируя на появление обманов восприятия. Иногда у них возникает резкое двигательное возбуждение в виде защиты или бегства. Высказывания отрывочны, непоследовательны, иногда состоят лишь из отдельных слов или выкриков. Настроение изменчиво: тревожное любопытство, плаксивость, склонность к шуткам сменяются страхом и паникой, которые преобладают Характерно наличие бредовых высказываний, отражающих содержание зрительных галлюцинаций (галлюцинаторный бред) Могут возникать слуховые, тактильные, обонятельные галлюцинации, расстройства схемы тела. Сознание своего «я» сохранено, но в обстановке больные ориентированы ложно (пребывая в больнице, считают, что находятся на работе среди сослуживцев, и т. д.). Периодически возникают так называемые светлые промежутки, во время которых расстройства или исчезают, или значительно ослабевают в своей интенсивности. При углублении помрачения сознания галлюцинации, иллюзии, бред и другие расстройства ослабевают, а начинает преобладать двигательное возбуждение со стереотипными действиями в форме обыденных привычных поступков, иногда имеющих отношение к профессии, — профессиональный делирий (бред занятий). Интенсивность делириозных расстройств усиливается к вечеру и ночью. Воспоминания о периоде помрачения сознания отрывочны, иногда наблюдается полная амнезия.

Онейроид (онейроидный синдром) — сновидное, грезоподобное, фантастически-бредовое помрачение сознания. Вначале существует иллюзорное восприятие окружающего, сочетающееся с фантастическими представлениями. При развернутом, полном онеироиде происходит наплыв непроизвольно возникающих в сознании ярких и фантастических зрительных псевдогаллюцинаций, которые то полностью овладевают сознанием больного, и он не замечает окружающего, то причудливо сочетаются с отдельными картинами окружающей обстановки. Преобладает заторможенность, реже, на короткие периоды возникает возбуждение. Характерен внешний облик больных, который психиатр XIX в. Вильгельм Гризингер описывал так: «Они безмолвны, бездеятельны, почти неподвижны, и только взгляд, в котором попеременно возникает восторг, отрешенность, страх или обращенное внутрь себя изумление, свидетельствует о том, что с ними происходит что-то необычное». Позже, по прошествии психоза, больные рассказывают, что в те периоды они были свидетелями и действующими лицами грандиозных событий настоящего или далекого, иногда доисторического прошлого (межконтинентальные и межпланетные путешествия, картины средневековых или атомных войн, гибель миров или их возрождение). Рассказы о пережитом могут быть отрывочны, но нередко представляют собой длинные, изобилующие деталями повествования.

Аменция (аментивный синдром) — помрачениесознания с преобладанием бессвязного (инкогерентного) речедвигательного возбуждения и растерянности. Речь состоит из отдельных, не связанных по смыслу слов. Их произносят тихо, громко, выкрикивая, нараспев. Некоординированное двигательное возбуждение происходит на очень ограниченном пространстве. Лица больных выражают недоумение. Они однообразно и беспорядочно мечутся. Иногда двигаются только руки: что-то перебирают, тянут, ощупывают. У больных легко наступает утомление, и они на время замолкают, находясь в сознании, близком к прострации. Аменция может сопровождаться отрывочными бредовыми идеями и галлюцинациями. Характерна полная амнезия психотического периода. Продолжительность аменции — от нескольких дней до недели.

Сумеречное помрачение сознания. Развивается внезапно, обычно непродолжительно (минуты, часы, иногда дни), столь же внезапно исчезает, сменяясь чаще всего глубоким сном. Иногда отмечается только глубокая дезориентировка всех видов (в месте, времени, собственной личности) с сохранностью привычных автоматизированных движений, в связи с чем больные могут даже не привлечь к себе внимание окружающих. Это простая форма сумеречного помрачения сознания. Если при этом больные непроизвольно блуждают, то говорят об амбулаторном автоматизме. В других случаях отмечается речедвигательное возбуждение, страх, злоба, устрашающего содержания зрительные галлюцинации, бредовые высказывания. Находящийся в таком состоянии больной может совершить необычно жестокие акты агрессии. Позже следует либо полная амнезия психотического эпизода, либо сохраняется смутное воспоминание отдельных бывших расстройств, которые затем забываются (ретардированная амнезия). Встречаются сумеречные состояния сознания, при которых сохраняется элементарная ориентировка в месте, окружающих людях. С такими больными можно вступить в разговор, получить некоторые ответы. Это ориентированные сумеречные состояния сознания. После их исчезновения может наблюдаться полная амнезия.

Патологические просоночные состояния («опьянение сном») — разновидность сумеречного помрачения сознания. Они имеют важное судебно-психиатрическое значение. Возникают при замедленномпробуждении от глубокого сна, сопровождаемого яркими, в том числе и кошмарными, сновидениями. В этих случаях прежде всего от сонного торможения освобождаются структуры мозга, имеющие отношение к движениям, в то время как высшие психические функции, составляющие сознание, еще находятся в той или иной степени торможения. У полупробудившегося человека остаются сновидения, воспринимаемые им как действительность. Они переплетаются с неправильным восприятием окружающего. Возникает страх — и совершаются соответствующие патологическим переживаниям опасные для окружающих поступки. Патологические просоночные состояния заканчиваются сном. В памяти могут сохраниться обрывки бывших сновидений.

Нередко вместо понятия «состояние помрачения (изменения) сознания» психиатры используют в качестве его синонима понятие «спутанность сознания». Употребление последнего наиболее правильно в тех случаях, когда возникают интенсивно выраженные психические расстройства, которые как бы заполняют сознание больного и нарушают тем самым его правильную ориентировку в месте, времени, окружающем. Чаще всего о спутанном сознании говорят при наличии интенсивного слухового галлюциноза, маниакального и выраженного кататонического возбуждения. Здесь правомерно употреблять такие выражения, как «галлюцинаторная спутанность», «маниакальная спутанность», «кататоническая спутанность».

Состояния помрачения сознания и состояния спутанности сознания определяются одновременным нарушением рационального познания (утратой способности отражения внутренних связей, явлений действительности) и нарушением чувственного познания. Происходит полное нарушение познавательного процесса, отсутствующее при других психопатологических расстройствах, когда обычно нарушается в той или иной мере только одна из сторон познания.

Припадки (пароксизмы) — внезапноразвивающиеся непродолжительные (транзиторные) состояния помрачения сознания различной глубины (вплоть до полной его утраты), сочетающиеся с двигательными нарушениями, в первую очередь в форме различных судорог.

Большой эпилептический припадок. При нем развитие нарушений происходит в определенной последовательности. Припадку может предшествовать продром — общее недомогание, разбитость, головные боли, изменение настроения, продолжающиеся часы, сутки. Собственно припадок нередко начинается с ауры (см. гл. 17). Во время ауры больные не воспринимают окружающее, но содержание ауры остается в памяти. У каждого больного отмечается одна и та же форма ауры. Иногда припадок ограничивается только этим расстройством. Обычно же вслед за аурой развивается тоническая фаза припадка, сопровождаемая мгновенной утратой сознания. Из-за тонического сокращения всех мышц больной валится как подкошенный. Нередко при этом он издает крик или стон и при падении может нанести себе тяжелые и опасные для жизни телесные повреждения. Тонические судороги продолжаются и после падения. Руки и ноги вытягиваются, приподнимаются несколько вверх, челюсти сжимаются, зубы стискиваются, дыхание прекращается. Вначале лицо бледнеет, но через мгновение синеет. В ряде случаев происходит непроизвольное мочеиспускание или дефекация. Тонические судороги продолжаются не более одной минуты. Затем возникает клоническая фаза, появляются клонические судороги — прерывистые сокращения мышц конечностей, туловища, шеи. Их частота на протяжении нескольких минут сходит на нет, и возникает мышечное расслабление. Во время клонических судорог отмечается хриплое дыхание, выделение слюны, которая может быть окрашена кровью из-за возникающих во время тонических судорог прикусов языка или слизистой оболочки щек. Постепенно исчезает синюшность лица. Вслед за клоническими судорогами возникает кома, сменяющаяся сопором. Далее наступает сон или же постепенно проясняется сознание. О самом припадке воспоминаний не остается, но о том, что он был, больные судят на основании последующей разбитости, головных болей, болей в теле, ушибов. Если большой судорожный припадок ограничивается какой-нибудь одной фразой судорог или же они не выражены в своих проявлениях, то говорят об абортивных припадках.

Припадки Джексона (частичные эпилептические припадки) встречаютсяпри симптоматической эпилепсии в тех случаях, когда очаг поражения локализуется в височной доле или в близлежащих областях. Припадок начинается с тонических или клонических судорог одной половины тела, захватывающих вначале пальцы рук или ног. Глазные яблоки, голова и туловище поворачиваются при этом в одну сторону (адверзивный припадок), дознание утрачивается только на высоте припадка, когда судороги распространяются и на другую половину тела.

Диэнцефальные (вегетативные) припадки характеризуютсявнезапным появлением озноба, тахикардии, потливости, слюнотечения. Лицо бледнеет или краснеет. Повышается артериальное давление. У больных появляются ощущение шума в ушах, головокружение, чувство дурноты. Характерен выраженный страх, резкая слабость. Продолжительность припадка — от нескольких минут до 1-2 часов. В конце может возникнуть позыв на мочеиспускание, дефекацию, чувство голода или жажды.

Истерический припадок сопровождаетсядвигательными расстройствами без судорожного компонента. Возникает после волнений и иных психогенных моментов. Падение больного происходит постепенно. Часто больные просто оседают на пол. Двигательные расстройства проявляются в ритмичных и размашистых движениях рук и ног в плечевых и тазобедренных суставах с одновременным приподниманием и опусканием тела. Часто во время припадка больные начинают кататься, выгибаться, опираясь только на голову и пятки («истерическая дуга»), кусать руки, рвать волосы, разрывать одежду. Припадок может сопровождаться криками, рыданиями, скрежетом зубов. Глазные яблоки обычно закатываются, что нередко делает невозможным проверить реакцию зрачков на свет. Присутствие посторонних людей всегда усиливает проявления истерического припадка, делает его более продолжительным — до часа и более. Резкие внешние воздействия (болевые, обливание холодной водой и т. п.) могут прервать припадок. Воспоминания о периоде припадка фрагментарны. После припадка чаще всего больные испытывают разбитость.

Синдромы интеллектуально-амнестических расстройств.

Корсаковский (амнестический) синдром. Определяется триадой психических нарушений: амнезией, дезориентацией и конфабуляциями. Амнестические расстройства проявляются в полном или частичном нарушении памяти на текущие события (фиксационная амнезия). Память прошлых событий может оставаться достаточно сохранной, однако чаще наблюдаются те или иные степени ее нарушения (ретроградная амнезия), захватывающие периоды продолжительностью от недель до нескольких лет. Больные не в состоянии запомнить текущие события, не могут определять время, сказать, где находятся, кто их окружает, с кем только что говорили, что делали. У них нарушена пространствен-ая ориентировка — не находят своей постели, не могут запомнить расположение помещений отделения больницы и т. д. Конфабуляции возникают обычно при расспросах, а не спонтанно. Их содержание касается преимущественно фактов обыденной жизни или ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью. Изредка встречаются конфабуляции фантатистического содержания. Специально задаваемыми вопросами можно направить конфабуляторные высказывания в определенную сторону. Это свидетельствует о повышенной внушаемости больных. Множественные конфабуляции встречаются при сравнительно неглубоких расстройствах памяти, в то время как резкие нарушения памяти часто сопровождаются бедными конфабуляциями. Это означает, что параллелизм между степенью мнестических нарушений и интенсивностью конфабуляции совсем не обязательное явление. У больных преобладают вялость, пассивность, снижение побуждений, утомляемость. Критика к болезни, в частности в отношении расстройств памяти, наблюдается постоянно. Обычно больные стремятся примитивными приемами скрыть мнести-ческий деффект.

Синдром слабоумия. Выделяют врожденное и приобретенное слабоумие, возникающее в результате перенесенных заболеваний. Последнее называют также деменцией. В зависимости от нозологической природы заболевания выделяют сенильное, паралитическое, травматическое, эпилептическое и другие формы слабоумия.

По степени выраженности выделяют слабоумие тотальное, или полное, и слабоумие частичное (лакунарное, очаговое).

Тотальное слабоумие определяется глубоким нарушением критики или полным ее отсутствием. У больных резко снижен Уровень суждений и расстроена память. Мышление обеднено и непродуктивно. Преобладает безразличие или беспечность. Прежние индивидуальные особенности характера утрачены. Если раньше наблюдались различные позитивные симптомы, т. е. психические расстройства, то теперь их нет. Остаются только «развалины душевной организации».

При частичном (лакунарном) слабоумии отмечается неполное снижение критики, суждений, памяти. У больных преобладает пониженное настроение с чувством бесполезности и слезливостью. Основные, присущие прежней личности черты характера сохраняются. Примером является слабоумие при сосудистых заболеваниях центральной нервной системы.

Нарядус выраженными формами слабоумия существуют легкие формы ослабления психической деятельности. Их определяют понятием «снижение уровня личности». В этих случаях происходит снижение работоспособности, в первую очередь касающееся профессии, появляется стойкая утомляемость иногда ухудшается память, исчезает круг прежних интересов! Одни личностные черты могут сглаживаться, другие, напротив, заметно усиливаться, однако прежняя индивидуальность в целом сохраняется в достаточной мере. Снижение уровня личности происходит без динамики или постепенно сменяется симптомами слабоумия.

В психиатрической литературе получил широкое распространение термин «психоорганический синдром». Это симптомоком-плекс нарушений памяти, интеллекта и эмоций. Для большинства болезней, сопровождаемых психоорганическим синдромом, характерна астения. В зависимости от нозологической природы заболевания, определяющие психоорганический синдром нарушения сочетаются друг с другом в различных соотношениях. Так, при Корсаковском психозе, старческом слабоумии и т. д. доминируют расстройства памяти; при прогрессивном параличе страдает интеллект; при опухолях мозга определенной локализации преобладают аффективные расстройства и т. д. Свойственные психоорганическому синдрому нарушения отличаются различной степенью выраженности. Если они легкие — говорят об органическом нарушении уровня личности; если тяжелые — их определяют термином «органическая деменция» — парциальная или тотальная.

Эпидемиологический, параклинические методы обследования и общие принципы лечения больных с психическими расстройствами

В последнее время медицина обогатилась новыми технологиями, методами обследования больных, позволяющими на ранних стадиях патологического процесса более точно диагностировать болезнь. Однако для психиатрии эти новые метопы не оказались столь эффективными, как для других медицинских специальностей. Для оценки психического состояния больных, как и в прошлом, основная роль принадлежит клиническому методу, а при решении организационных и ряда научных проблем психиатрии — эпидемиологическим исследованиям.

Эпидемиологическое исследование в психиатрии

Отсутствие надежных знаний о причинах и механизмах развития психических расстройств создает необходимость выявления значимых факторов риска (внешних и внутренних — конституциональных, генетических и др.) в их возникновении и прогнозе. Эти задачи, а также популяционная характеристика психических расстройств составляют предмет психиатрической эпидемиологии. Во многих работах по истории психиатрии имеются описания распространенности психических расстройств в населении, которые назывались эпидемиями. Этот термин употреблялся в таком смысле, как он впервые упоминался в сочинениях Гиппократа. Эпидемия (греч. epidзmia) — повальная болезнь, внезапно появившаяся в каком-либо месте и поражающая многих людей. Лишь в одной из семи книг Гиппократа слово «эпидемия» упоминается, когда речь идет о заразном заболевании — роже, а в остальных этот термин употребляется в связи с эндемическими заболеваниями, распространенными в определенной местности «под влиянием местных условий».

Применительно к психиатрии под термином «эпидемия» подразумевались и описывались в основном психические расстройства психогенного происхождения, которые в связи с определенными условиями жизни населения неожиданно резко возрастали. Такими расстройствами являлись массовые галлюцинации, видение беса, изгоняемого из бесоодержимых людей (Ю. В. Каннабих), ликантропия — превращение людей в животных (в одних странах — в волков, в других — в летучих мышей) и т.д. Описаны также эпидемии «пляски святого Витта», крестовые походы мальчиков. Все эти наблюдения относятся к XI—XVII вв. (Г. Гезер). В более позднее время, в XIX в., в России были описаны случаи эпидемий истерических судорог, икоты (И. В. Георгиевский, В. И. Яковенко), «эпидемическая северная болезнь», «умственные эпидемии» (П. Реньяр). Одновременно была сделана попытка дать объяснение этим психическим эпидемиям. По поводу таких явлений, называя их повальными чудачествами, В. О. Португалов писал, что они зависят не от климата, на который принято «сваливать» все невзгоды, а чисто от социального строя, от национальных особенностей от невежества.

В рамках эпидемий умопомешательства были описаны и психические расстройства, которые, согласно настоящей классификации, можно отнести к так называемой группе эндогенных заболеваний (см. протоколы заседаний Общества русских врачей в Санкт-Петербурге 1857-1858 гг.). В этих описаниях упоминаются молодые люди в возрасте 18-25 лет, которые становились задумчивыми, обнаруживали «периодически возвращающийся бред с галлюцинациями, а потом более постоянный безлихорадочный бред с короткими промежутками угнетения мозговой деятельности».

Употребление термина «эпидемия» для характеристики различной по интенсивности распространенности психических заболеваний нашло отражение в медико-психологическом английском словаре конца XIX в. В нем психические заболевания подразумеваются под терминами «эпидемия» и «эндемия».

Вместе с описанием проявлений психических расстройств среди населения в терминах, составляющих основные понятия эпидемиологии в XIX в., предпринимаются и систематические попытки учета психически больных. Такая система учета создавалась на основе сведений о больных, находившихся в психиатрических и других учреждениях, отведенных для содержания психически больных, а также по данным специальных переписей. Так, в России с 1839 по 1913 г. было проведено 36 переписей душевнобольных (Т. И. Юдин).

В первой половине XX в. показатели распространенности психически больных для ряда европейских стран составляли от 2 до 3 больных на 1000 человек (В. И. Яковенко). В России эти показатели на тот же период были ниже (1 на 1000 человек). В табл. 1 и 2 приведены общие показатели распространенности психических заболеваний по отдельным европейским странам, США и России.

Количество душевнобольных в России с 1902 по 1913 г. (на 1000 чел.) Составлено по ежегодным отчетам «О состоянии народного ЗДОРОВЬЯ и организации врачебной помощи в России» Управления главного врачебного инспектора МВД.

revolution.allbest.ru

Депрессия после отпуска

Алла Спиваковская, Анжела Мхитарян

Алла Семеновна стояла у истоков развития психотерапевтической науки и практики, одной из первых в России стала разрабатывать игровую и семейную психотерапию для лечения различных форм нервно-психической патологии. Ее кандидатская диссертация посвящена теме «Нарушение игровой деятельности у детей, страдающих ранним детским аутизмом», а докторская диссертация — «Комплексная психологическая коррекция в профилактике детских неврозов».

На профессионально-личностное становление А.С. Спиваковской оказали влияние такие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи как А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, детских Б.В. Зейгарник, В.В.Лебединский, Ю.Ф.Поляков, Карл Роджерс, Вирджиния Сатир, Антонио Менегетти, Карл Виттакер.

На факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Аллой Семеновной разработаны и читаются авторские курсы лекций, являющиеся базовыми психологическими дисциплинами. Более чем за 30 лет Алла Семеновна обучила тысячи психологов, воспитала целую плеяду последователей и учеников, ставших известными и авторитетными специалистами как в России так и за рубежом.

Не только ученый-новатор, но и блестящий практик, Алла Семеновна принимала активное участие в организации первых психологических консультаций в Москве: психологической консультации при факультете психологии МГУ (1976-1983), в психологической консультации «Семья и брак» при Моссовете (1983-1992), психологическом агентстве «Круг» при Исследовательском Центре Семьи и детства РАО (1992-1998).

В 1998 году Алла Семеновна создает «Беатотерапевтическую студию 13.60», в которой осуществляется разнообразная индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа. Студия представляет собой экспериментальную площадку и творческую лабораторию для апробации и внедрения методов беатотерапии.

С 1997 года Алла Семеновна является руководителем отделения гуманистической психологии, психотерапии и беатотерапии Института психологии и педагогики. Создан и реализуется оригинальный Учебный план подготовки специалистов (второе высшее психологическое образование) по специальности психолог-консультант.

Автор 6 монографий, переведённых в Латвии, Германии, Китае, Японии, нескольких учебных пособий, свыше 80 печатных работ. По ее научным трудам, посвященным вопросам психологического консультирования и психотерапии вот уже десятки лет учатся студенты почти всех психологических вузов и работают практикующие психологи по всей России.

Алла Семеновны Спиваковская – уникальная личность. Ей свойственно особое неповторимое сочетание силы, энергии, мысли и действия. Ее яркая индивидуальность оказывается неизменно притягательной для самых разных людей и вызывает глубокое уважение.

Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1966-1971).

2007 — заслуженный профессор МГУ.

2008 — действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги .

1994 — действительный член Московской Психотерапевтической Академии.

1993 — действительный член Международной Академии Информатизации.

1992 — профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

1990 — доктор психологических наук (19.00.04 — медицинская психология). Диссертация «Комплексная психологическая коррекция в профилактике детских неврозов».

1975 — кандидат психологических наук (19.00.04 — медицинская психология). Диссертация: Нарушение игровой деятельности у детей, страдающих ранним детским аутизмом.

С 1992 по настоящее время — профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

1992-1998 — директор Исследовательского Центра Семьи и Детства Российской Академии Образования.

1985-1992 — доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

1981-1985 — старший научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

1973-1981 — младший научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

1971-1973 — старший лаборант кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

«Я познакомилась с Аллой Семёновной Спиваковской 10 лет назад, будучи студенткой отделения Гуманистической психологии, психотерапии и беатотерапии Института психологии и педагогики.

Алла Семёновна была руководителем отделения и нашим преподавателем. Сейчас Алла Семёновна для меня Учитель, беатотерапевт, работодатель, я люблю называть ёё «моя профессор» или «моя босс». И ещё Алла Семёновна красивая женщина с высокоорганизованной, расписанной по минутам жизнью, и выдающийся беатотерапевт с удивительной верой в то, что профилактика у человека всегда есть шанс измениться.

Я обожаю Аллу Семёновну и говорю ей: «Большое спасибо.»

Благодаря работе с Аллой Семеновной, учебе у нее, лекциям и консультациям, меня сейчас интересует МОЯ ЖИЗНЬ, и я узнала,что моя обязанность — прожить эту жизнь радостно, с удовольствием, несмотря на все трудности, которые, как мне казалось, у меня самые «ужасные на свете».

Алла Семёновна предъявляет к себе и к ученикам одно требование — работа! Эффективная, виртуозная, успешная работа по изучению себя, а именно, своих отрицательных эмоций, своей ложной личности, а также своих огромных возможностей. Это работа по самосозиданию, которая придаёт богатый смысл всей жизни.

Мне повезло, что я изучаю беатотерапию из уст её основателя. Невозможно переоценить этот способ достижения точности решений и поступков.»

«Благодарна жизни, что встретила Аллу Семеновну и с большим трепетом отношусь к тому, что имею возможность у нее учиться. Занимаюсь в студии около 10 лет. По профессии я юрист и когда только начинала заниматься в школе личностного роста, была запуганной провинциальной девочкой, не верящей в свои силы и какие-либо возможности. Сейчас имею свой юридический бизнес и могу смело сказать, что живу наполненной, активной и яркой жизнью. Достижения, в том числе профессиональные и материальные, которые сейчас имею, являются не только прямым следствием тех знаний, понимания, поддержки, помощи и вдохновения, которые получаю, учась у Аллы Семеновны, но они также являются следствием исполнения прямых указаний, например, открытие собственного бизнеса. Молю Бога не потерять возможности находиться рядом с учителем. С большим уважением и благодарностью».

«Несомненно роль учителя в моей жизни невероятно высока, но описать ее в простых предложениях оказывается довольно сложно. Казалось бы, что все мои победы — это лично моя заслуга и никто тут ни причем. Но если признаться из глубины души, без Учителя я на многие вещи была бы не способна и возможно что даже разрушила бы свою детских жизнь. В том и заключается роль Учителя для меня — дать мне возможность понять и поверить, что я сама могу жить свою жизнь и не ждать что кто-то за меня что-то сделает. Учитель создает условия для перепроверки моих действий относительно критерия Бытия, держит меня в неком тонусе в котором я способна видеть, что способствует построению моей жизни, а что может ее уничтожить.

Я продолжаю быть учеником Аллы Семеновны, ставлю перед собой новые цели и новые задачи. И теперь, после трех лет пребывания в студии, у меня нет сомнения, что я сама проживаю свою жизнь, что теперь, несмотря на сложности, я способна радоваться жизни».

«Мне в жизни очень повезло, потому что на своем пути я рано встретила учителя. Я познакомилась с Аллой Семеновной, когда мне было 19 лет. Будучи студенткой 2-го курса, пришла на тренинг общения в Исследовательском центре Семьи и детства, директором которого она тогда являлась. После тренинга мне было предложено присоединиться к работе только что открывшейся Школы личностного роста. Об этом я не могла даже мечтать. Всегда с волнением вспоминаю то, как первый раз пришла на занятия, на индивидуальную консультацию. Страх и трепет одолевали меня настолько, что трудно было вымолвить слово. Вместе с тем, с самого начала у меня не было ни капли сомнения в том, что мне это нужно, что начинается что-то очень важное для меня.

Сейчас абсолютно честно могу сказать, что без беатотерапии у меня не было бы и сотой доли того, что есть сейчас. И дело даже не во внешних успехах. Может быть, мне бы и так повезло, и я бы «удачно вышла замуж» и родила бы ребенка. Но я была бы другой. Мое сознание было бы другим, мои мысли, мой внутренний мир были бы другими.

Кому-то эти мои слова могут нарисовать картину, что я какая-то или зомбированная, или неуверенная в себе, боящаяся и шагу ступить самостоятельно. Это поверхностный взгляд. Он отражает недооценку того, насколько силен бессознательный негативный механизм внутри каждого человека, не дающий ему возможности радоваться и пожирающий все позитивное, все живое. Вижу себя самостоятельным счастливым творческим человеком, а беатотерапия указывает на действие негативности внутри меня, создавая условия для ее осознания и преодоления. И я чувствую, как пробиваясь через железобетонный каркас ложной личности, растет моя душа».

«Приношу искреннюю сердечную благодарность всем ученикам, которые дают мне силы и мужество каждый день творить жизнь.

Творчество собственной жизни — вот что нам, участникам беатосообщества, так необходимо для счастья!

Наша сознательная работа похожа на работу Художников разных жанров.

Занимаясь самонаблюдением и созидая свой внутренний мир, мы уподобляемся архитектору, возводящему дом.

Украшая себя и свое жилище, овладевая беатостилем, мы действуем как дизайнеры.

Устраняя из своей жизни и поведения все лишнее, нефункциональное, мы ведем себя подобно скульпторам.

Обращаясь к высшему в себе, становимся поэтами.

Как живописцы, устремлены к прочитыванию образов и символов бытия.

Словно драматурги, сознательно определяем новые и победные сюжетные повороты своей жизни.

Подобно режиссеру, управляющему творческим процессом на сцене или съемочной площадке, мы, исходя из логики бытия, учимся управлять творческим потоком своего бессознательного.

Мы — артисты, когда постигаем тайны и загадки сознательной игры.

Как музыканты, мы слышим в себе новое возвышенное звучание струн собственной души.

Независимо от того, из какой житейской ситуации начинается наша работа, мы в беатосообществе, ощущаем глубокую радость от сознания, что сами творим свое счастье, создаем, подобно произведению искусства, свою собственную жизнь, поэтому каждый из нас может сказать: “Приветствую тебя, моя новая счастливая жизнь!»

Профилактика детских неврозов

Симптомы: 1. Плач малыша начинает вызывать у Вас приступ ярости. И при этом Вы готовы сделать все, чтобы маленький тиран, наконец-то, перестал кричать.2. Вы постоянно можете плакать по поводу и без.3. Вы чувствуете, что все родственники следят за каждым шагом, сделанным Вами, что они только и ждут Вашего промаха для того, чтобы потом поучать Вас как нужно жить.4. Глубокое отвращение у Вас вызывает

depresiya.hol.es

Цунг самооценка депрессии

Ежегодный перспективный план реализации мероприятий

Меры общей профилактики

— создание условий для оптимальной социально-психологической адаптации учащихся к новым условиям обучения и воспитания в санаторной школе – интернат, а также развития личности учащихся и их успешного обучения;

— выявление учащихся с трудностями социально-психологической адаптации, оказание им необходимой психолого-педагогической помощи.

Всестороннее изучение поступающих детей с целью выявления детей «группы риска»: посещение уроков с целью наблюдения за поведением и учебной деятельностью учащихся, изучение личных дел и прилагаемых к ним психолого-педагогических характеристик, проведение собеседований с воспитателями, классными руководителями и учителями с целью выявления проблемных школьников, изучение материалов обследования учащихся врачом-психиатром в рамках диспансеризации.

Сентябрь – ноябрь, в течение всего учебного года.

Педагог — психолог, старший воспитатель, ЗД по УВР, медицинские

работники ОУ, воспитатели групп, классные руководители

Мониторинг основных показателей адаптированности: исследование уровня комфортности и удовлетворенности школьной жизнью, психологического климата в классе, уровня самооценки, тревожности, школьной мотивации, социального статуса ребенка в группе и т.д.

Ноябрь (по окончании «острого» периода адаптации) – с целью оценки того, как прошла адаптация к учреждению.

Консультирование педагогического коллектива в вопросах развития, обучения и воспитания учащихся: индивидуальные и групповые консультации по итогам проведенных мониторингов и всестороннего изучения детей.

Педагоги ОУ (воспитатели групп, классные руководители, администрация)

В течение учебного года (с сентября по май)

Индивидуальные консультации с родителями воспитанников — индивидуальные и групповые консультации по итогам проведенных мониторингов и всестороннего изучения детей.

ЗД по УВР, медицинские работники, классные руководители, воспитатели групп, педагог — психолог

Коррекционно-развивающая работа с учащимися в «острый» период адаптации: активизация адаптационных механизмов у учащихся посредством развития необходимых социально-психологических навыков (знание и умение выполнять правила поведения в школе-интернате, навыки налаживания коммуникации и др.).

Учащиеся 2 -8 классов

1 учебная четверть (сентябрь — октябрь)

Оказание психологической помощи воспитанникам в течение всего учебного года, а также психологическое сопровождение вновь поступающих учащихся: индивидуальная работа с учащимися, испытывающими разнообразные адаптационные трудности, по их обращению – это проблемы взаимоотношения в классном коллективе, проблемы взаимодействия с противоположным полом, имеющиеся страхи и повышенная тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка и др.

БЛОК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

rita.netnado.ru

Надеждина В. Практическая психодиагностика. Тесты и методики

В книге представлена репрезентативная подборка классических профессиональных психодиагностических методик и тестов. Издание предназначено для специалистов-психологов и студентов высших учебных заведений. В сборнике описаны тесты и методики, относящиеся к различным направлениям психодиагностики — исследованию особенностей личности и характера, уровня интеллектуальных способностей и деловых качеств, а также коммуникативных черт личности.

Психодиагностика личности и характера

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В. М. Русалов)

Тест цветовых выборов (М. Люшер)

Тест «Формула темперамента» (А. II. Белов)

Метод определения акцентуации характера (Г. Шмишек)

Опросник для изучения темперамета (Я. Стреляу)

Тест «Темперамент и социотипы»(П. Хейманс>

Тепплинг-тест(психомоторные показатели нервной системы)

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергер -Ю.Л. Ханин)

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

Методика «Самооненка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)»

Определение направленности личности (Б. Басс)

Методика «Незаконченные Предложения» (Л. Сакс— В. Леви)

«Личностный опросник» EPI (Г. Айзенк)

Опросник PEN (Г. и С. Айэенк)

Тест юмористических фраз (А. Г. Шмелев, А. С Бабина)

Воспринимаемый индекс вины (Тест РGI, Дж. Оттербахер —Д. Мунц)

Патохарактерологический опросник (А. Е, Лнчко)

Методика миокинектической психодиагностики (Е. Мир— М. Лонец)

Тест описания поведения (К. Томас)

Опросник самоотношения (В.В. СТОлИН — С. Р. Пантелеев)

К0ПИНГ-тес (Р. Лазарус — С Фолкман>

Методика «Индикатор конинг-стратегий» (Д. Амнрхан)

Методика днагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс — Р. Даймонд>

Методика измерения уровня тревожвости (Дж.Тейлор .221

Методика дифференциальной днагностики депрессивных состояний (У. Цунг)

Шкала депрессии (Л. Т. Бек)

Методика «Несуществующее животное» (М. З. Друкаревич)

Тематический апперцептивный тест (Г. Мюррей)

Самоактуализационный тест (CAT)

Методика «Индекс жизненного стиля» (Р. Плугчик — X. Келлерман)

Способности и интеллект

Тест «Социальный интеллект» (Дж. Гилфорд)

Тест интеллекта (Tecт WAIS, WISC, Векслер)

Внутригрупповые и внутрисемейные отношения

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Методика оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер)

Методика оценки личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев)

Методика «Ролевые ожидания партнеров» (РОП, А. Н. Волкова)

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ, Э. Г. Эйдемиллер — В. В. Юстицкис)

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»(Методика ADOR З. Шафер)

Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е. Алешина — Л. Я. Гозман)

Опросник родительского отношения (ОРО, В. В. Сголин -А. Я. Варга)

Опросник удовлетворенности браком (ОУБ)

Опросник уровня агрессивности (А. Басе — А.Дарки)

Шкала оценки потребности в достижении

Тест креативности (П. Торранс, сокращенный вариант)

Диагностика вербальной креативности (С. А. Медник)

Тест креативности (Н. Вишнякова)

Дифференциально-диагностический опросник (Е. Климов)

Методика выявления познавательных интересов для целей профориентации (Карта интересов Голомштока)

Активизирующий профориентационный опросник СНГ (Самооценка нравственности и гражданственности)

Методика «Матрица выбора профессии»

Методика изучения факторов привлекательности профессии

Методика изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир)

Шкала оценки мотивации одобрения (Д. Краун —Д. Марлоу)

www.twirpx.com