Что дает самооценка

Что дает человеку познание самого себя

Познай себя — давно ставшая расхожей фраза. А что она означает, и что дает человеку познание самого себя — тут мнения расходятся.

Можно сказать, человек стремится к познанию самого себя и возможностей своего тела с самых первых дней жизни. Но бывают моменты, когда призыв: познай себя — становится наболевшим и актуальнейшим. Некоторым знакома ситуация, когда начинаешь подводить итоги своей жизни. Итоги, как правило, не утешительны. И очень хочется многое поправить или вовсе изменить. Начинаешь строить планы, давать себе обещания и зароки, что обязательно все исправишь и станешь-таки счастливым.

Но проходит время, и понимаешь: ничего не изменилось. В семье по-прежнему ругань и скандалы, с собственными детьми — непонимание, и каждый день надо идти в ненавистный офис на постылую работу. И так год за годом. Бег по кругу. Только с каждым кругом все тяжелее становится. Гордыня, самоедство, обиды, страхи и неуверенность в себе окончательно замыкают капкан круговорота жизни, счастье становится призрачным и далеким.

В такие моменты человек ощущает острую необходимость в познании самого себя. Он сравнивает себя с окружающими, пытается понять, чем отличается от них, каково его место в мире, и что нужно для того, чтобы стать счастливым. Но чтобы разобраться со своей жизнью, найти причины, почему она сложилась именно так, понять, что дает человеку счастье — необходимо заглянуть внутрь себя, познать свои внутренние потребности и желания.

Но как услышать голос души сквозь толстый слой ложных установок, общественных стереотипов и чужих желаний? Как познать самого себя, не увязнув в многочисленных постулатах философии и психологии? Как не захлебнуться жалостью к себе и не скатиться в обвинения в своих неурядицах и неудачах других людей или несправедливости мира вокруг? Да что там, вообще не понятно, как происходит познание человеком самого себя, как самостоятельно начать этот глубокий процесс и не сбиться с курса.

Что дает человеку познание самого себя — первые шаги

Нами движет принцип наслаждения. Мы хотим получать удовольствие от жизни — от работы, от отношений в паре, от красоты природы и прочих вещей. Но как понять, что дает человеку наслаждение, что нравится именно ему? Для многих ориентиром в самопознании стала Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Существует восемь граней психики, в каждой из которых свои внутренние потребности и желания, свои ценности и образ мышления.

Взгляд со всех сторон бытия и одновременно детальное описание психики — это то, что дает человеку способность понимать других. Становится возможным выстраивание более гармоничных отношений с окружающими, понимание их поступков. При понимании других людей на отличиях происходит познание самого себя и понимание своего места в жизни.

Разберем на примерах.

Что дает человеку в жизни познание самого себя

Например, человек со зрительным вектором обладает огромной эмоциональной амплитудой. Эмоции и чувства ему необходимы как воздух. Если зрительник зациклен на себе любимом — на своем здоровье, самочувствии, ощущениях и событиях личной жизни, то он оказывается в нижних точках эмоциональной амплитуды — страхах. Мечется в перепадах настроения.

Поняв психический механизм и сместив фокус приложения эмоций с себя на окружающих, зрительник попадает в верхнюю точку эмоциональной амплитуды — сопереживание, сострадание, любовь. Ведь эмоциональная отдача — это то, что дает человеку со зрительным вектором удовлетворение и наслаждение от жизни. Отдавая другим внимание, заботу, участие, зрительник может избавиться от истерик и перепадов настроения, реализоваться в своем природном предназначении — выстраивании эмоциональных связей с окружающими.

А вот для человека с анальным вектором самая главная ценность в жизни — семья. В семье он находит смысл своей жизни. Такие люди чтят и бережно хранят традиции. Основная задача человека с анальным вектором — передавать знания подрастающему поколению. Понимание своей важной роли в обществе помогает направить свои лучшие качества в позитивное русло. Например, хранить и передавать детям память о великих победах предков, а не постоянно возвращаться к своим детским обидам и мстить «несправедливому миру».

Что дает человеку со звуковым вектором познание самого себя

У каждого из нас стремление к познанию себя или проблемы с самооценкой могут возникать в разном возрасте. Но есть люди, которые задаются вопросами: «Кто я?», «В чем смысл моей жизни?» с детства или ранней юности. Это люди со звуковым вектором.

Им не интересны потребности физического тела и материальные блага общества. Они стремятся раскрыть тайны мироздания. Они предполагают, что смогут постичь это, сосредоточившись на себе и своих ощущениях, но попадают в ловушку. Невозможность таким образом понять устройство психики людей и законов мира приводит звуковиков к плохим состояниям — апатии и депрессии, и даже суицидальным мыслям.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: только сосредоточившись на других, прислушавшись к тому, что снаружи, возможно ответить на вопрос: «Кто я?». Сперва – научиться понимать психику других людей. А затем на отличиях по крупинке звуковику удается сложить понимание себя и своего места в системе мироздания. Осознание своей сопричастности к законам мира дает звуковику вожделенные смыслы бытия, снимает депрессии и суицидальные мысли.

Результаты познания человеком самого себя

Что дает человеку познание самого себя? Системно-векторная психология Юрия Бурлана разъясняет, что познание дает человеку навык жить среди других людей, понимать их и правильно себя вести. Что это дает человеку способность быть добрым и великодушным к другим, честным и объективным к себе. Что познание самого себя дает человеку радость раскрытия законов мироздания и осознание своей сопричастности к ним, дает счастье реализации и сотрудничества с другими людьми. Это возможность перейти на более качественный уровень жизни.

«…Я стала понимать это! Почему я это делаю, почему это происходит и в чем причина! Более того, про эти мои «странности» никто почти не знал, я просто стеснялась говорить, потому что будет восприниматься как отклонение, как не норма…»

«…Тренинг раскрыл такие мои желания, которые я даже толком сформулировать для себя боялась. Они казались мне слишком высокими, масштабными, а потому нереальными. Было совершенно непонятно, как к ним подступиться. Инструмента не находилось, а потому эти желания были задвинуты глубоко внутрь, но продолжали терзать меня, стараясь вырваться наружу.

На тренинге все сложилось в кристально чистую систему, и она, как хорошо настроенный инструмент, срезонировала с моим камертоном. Я почувствовала, что обрела наконец то, что так долго искала. Все встало на свои места. Стало понятно, что нужно делать, куда идти и как можно реализовать даже самые масштабные свои желания. Я поверила, что смогу. Сейчас я на пути к этому…»

На бесплатном ночном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» вы сможете сами ответить на многие вопросы о познании себя и своего места в мире. Узнаете, что дает человеку познание и почему это необходимо каждому. Регистрируйтесь по ссылке.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

myvektor.ru

В некоторых случаях человек не видит своих достоинств и циклится на пороках. Тогда ему точно необходим тренинг повышения самооценки. Но бывает несколько иначе, когда самооценка занижается по вполне объективным причинам…

Самооценка – это область расчетов, а не эмоциональное состояние. Расчет может быть или правильным, или неправильным. Низкая самооценка – это следствие неправильных расчетов, а высокая самооценка – следствие правильных расчетов.

Вокруг сейчас только и слышишь: низкая самооценка, высокая самооценка, завышенная самооценка и заниженная самооценка. Такое ощущение, что люди только и заняты тем, что с утра до вечера себя «самооценивают» и «самоуверяются» в собственных силах. А самое интересное, что мало кто может дать простой и понятный ответ на вопрос: а зачем она вообще нужна, эта самооценка? Измерить, или же, правильнее сказать, оценить вашу самооценку, – это пожалуйста, уж извините за тавтологию. У вас низкая. А у вас — повыше. А вот у вас, батенька, чрезмерно завышенная! А теперь все бегом на тренинг по улучшению самооценки!

Тренинг — дело хорошее, но прежде чем что-то улучшать, не плохо бы понять, а что именно улучшать будем?

— Доктор, меня все называют козлом, и поэтому у меня низкая самооценка, что мне делать.

— Конечно, идти на тренинг по улучшению своей самооценки! Там вам сто раз скажут, какой вы хороший и замечательный человек, и ваша самооценка возрастет со страшной силой.

Самооценка помогает достичь цели

Есть три вида оценочного суждения, два из которых мы уже затронули. Перечислим их все: это смотреть на мир (оценка и реакции), это смотреть на себя самого (самооценка и перераспределение ресурсов), и, наконец, смотреть на себя и ситуацию в целом глазами третьего (прогноз и действие).

Это наша способность видеть, слышать и чувствовать окружающий мир, и выстраивать свои реакции в зависимости от того, что воспринимают органы чувств. Так как в первооснове оценки лежит выживание, то первейшая ее задача – видеть опасность и угрозу, и реагировать на нее тем или иным образом.

Самооценка: что такое и зачем?

Два оппозиционно настроенных козлика столкнулись на узкой тропке, чтобы раз и навсегда разрешить весенний вопрос о любовном интересе к козочке. Так как козочка просто подчинится выбору более сильного, то козлики решают выяснить, кто из них сильнее, в честной козлиной схватке. Они угрожающе направляют рога, бьют землю копытцами и всячески дают понять друг другу, что сейчас они как следует покажут друг дружке козью морду.

Иногда бывает так, что они бьются долго и упрямо, а иногда и так, что стоит лишь одному с кличем, – мочить козлов! – бросится в атаку, как его противник перепугается и сбежит с поля боя. Может быть, бывает и еще как-нибудь, но в нашем рассказе это совершенно не важно.

А важно, например, то, что козлики хорошо видят рога друг у друга, но совершенно при этом не знают, какие рога есть у них самих. И, может быть, там совсем не рога воина, а маленькие и чахлые рожки? А мужики и не знают, как говорится! Зеркала нет, посмотреть и прикинуть, – а хватит ли рогов для честного боя? Да и ума нет, чтобы приобрести какое-то понимание собственной силы и значимости.

umapalata.ru

Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки, зрелость/незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций.

Инструкция к тесту

На примере шкалы «Здоровье».

«…Представим себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире, внизу – самый больной человек… а между ними – все остальные люди, в том числе и мы с вами.

Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?

Отметьте кружком на шкале, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?

Отметьте галочкой на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?»

Полюс должен быть представлен одним человеком (человеком в единственном числе). Правильно: «На верхнем полюсе находится самыйчеловек» («человек» – единственное число). Неправильно: «На верхнем полюсе находятся самыелюди» («люди» – множественное число).

На шкале должна быть отмечена середина, таким образом получается три полюса (трехполюсная шкала): максимальное, минимальное и среднее значение признака.

С.Я.Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». П.В.Яньшин ввел еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм».

В модифицированном варианте А.М.Прихожан используются следующие шкалы: здоровье, ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение много делать своими руками (умелые руки), внешность, уверенность в себе.

Остальные шкалы могут задаваться экспериментатором или выявляются в ходе беседы с испытуемым.

Схема анализа результатов теста

Высота самооценки (фон настроения);

чрезмерно высокая (высокий фон настроения) – актуальная самооценка находится в третьем интервале.

повышенная (повышенный фон настроения) – актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов и находится главным образом в границах двух верхних интервалов.

нормальная (ровный фон настроения) – актуальная самооценка находится в первом интервале.

пониженная (пониженный фон настроения) – актуальная самооценка находится на средней отметке или в интервале ниже средней отметки.

выраженно низкая (низкий фон настрония) – актуальная самооценка находится внижнем интервале.

Устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость);

эмоциональная устойчивость – актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов.

эмоциональная неустойчивость – актуальная самооценка колеблется в пределах 3 и более интервалов; при равномерной самооценке встречаются западения по одной шкале и подъем по другой.

Степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении);

нереалистичность самооценки – устойчивое повышение актуальной самооценки доходит до верхнего интервала.

Степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки);

чрезмерно повышенная требовательность к себе – большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки.

Степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам);

косвенный индикатор – расстояние между отметками актуальной и идеальной самооценки по шкалам; чем это расстояние меньше, тем больше удовлетворенность собой.

прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «удовлетворенность собой».

Уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам);

косвенный индикатор – соотношение интервала возможного (расстояние от актуальной самооценки до объективной оценки собственных возможностей) и интервала невозможного (расстояние от оценки собственных возможностей до идеальной самооценки); чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «оптимизм».

Интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки;

отсутствие интегрированности – показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам не совпадают.

интегрированность – показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам – совпадают.

Противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки;

испытуемый дает себе различные оценки (актуальная самооценка) по сходным шкалам (например, высокая оценка по шкале «здоровье» и низкие оценки по шкалам психическое и физическое здоровье).

Зрелость/незрелость отношения к ценностям;

незрелость – показатель идеальной самооценки совпадает с верхним полюсом шкалы в трех и более случаях.

Наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции»;

парциальная компенсаторная потеря критичности – компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале; устойчивая самооценка на фоне которой наблюдается провал по одной шкале и подъем по другой шкале.

механизм борьбы с депрессией – компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка понижена.

вытесняемая неудовлетворенность собой – компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка повышена.

дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки – несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и удовлетворенности собой; различие (несовпадение) между косвенными и прямыми индикаторами удовлетворенности собой и оптимизма.

инфляция мечты – смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок оценки своих возможностей; отметки идеальной самооценки и объективной оценки своих возможностей совпадают.

неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения критичности; устойчивое повышение самооценки доходит до верхнего интервала.

Характер и содержание проблем и их компенсаций

Самооценка и защитные механизмы личности

Возможность сознательного и неосознанного искажения результата в субъективных методах, к которым относится и данная процедура, традиционно считается их слабым местом, поскольку различить исследуемое качество личности и привносимые защитными механизмами произвольные и непроизвольные его искажения, как правило, весьма сложно. Но, как показывает наш опыт, это не всегда так. Предлагаемая в методическом пособии концепция позволяет ответить на эти вопросы.

Хотя данная процедура исследования самооценки основана на прямом самоотчете испытуемого, способности сознательной рефлексии, целый ряд диагностических параметров относится к мало осознаваемым аспектам Я-концепции. Как следует из теории защитных механизмов Я-концепции, традиционно относящихся к неосознаваемым аспектам Эго, с большой долей вероятности можно полагать, что именно искажения самооценки в наименьшей степени доступны осознанию со стороны испытуемого.

Мы исходим из предположения, что в ходе обследования мы фиксируем не столько готовый, сформированный образ самооценки, сколько сам процесс его «здесь-и-сейчас» формирования. Следует также понимать, что предлагаемая испытуемому процедура самооценивания не является для него ни привычной, ни естественной. Ведь в повседневной жизни мы редко столь явно используем свою способность к самооценке. Задаваемые испытуемому в процессе диагностики вопросы для него неожиданны, а сама внутренняя работа, требующаяся для ответа на них, – непривычна. Помимо этого, следует учитывать ситуацию обследования, накладывающую свои ограничения на результат. Таким образом, диагностическая процедура отражает процесс самооценивания, а не «домашнюю заготовку» самооценки, и это делает возможным изучение самого этого процесса.

Сопоставление большого числа рисунков самооценки позволило выявить ряд характерных паттернов соотношения ее основных показателей. Эти паттерны, на наш взгляд, доступны логичной психологической интерпретации. Основой интерпретации служит феноменологическая теория К.Роджерса в той ее части, где характер «Я-концепции» прямо связывается с участвующими в ее формировании защитными механизмами личности. В настоящее время у нас нет достаточных оснований связывать выявленные паттерны самооценки с известными защитными механизмами.

Типичные сочетания признаков самооценки позволяют выявлять шесть вариантов работы защитных компенсаторных механизмов в процессе самооценивания:

компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале («парциальная компенсаторная потеря критичности»);

компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке («механизм борьбы с депрессией»);

компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке (гипотетически соответствует вытесняемой неудовлетворенности собой);

несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и удовлетворенности собой («дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки»);

смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок оценки своих возможностей («инфляция мечты»);

неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения критичности.

Таким образом, в предлагаемой интерпретации результатом исследования самооценки становится не столько «измерение» высоты самооценки, сколько оценка степени и способа ее искажения со стороны защитных механизмов Эго.

Интерпретация и анализ результатов теста

Основные параметры самооценки

Любая психологическая интерпретация несет на себе оттенок гадательности. Именно по этому бихевиористы вообще отказались высказывать суждения о душе и личности.

Мы не можем наблюдать самооценку непосредственно, но только косвенно – по поведению или со слов испытуемого. Высказывание психолога о самооценке – это гипотеза по поводу испытуемого, которую следует проверить по многим индикаторам.

Основные параметры самооценки – это высота, устойчивость, реалистичность.

Иногда термин «реалистичность» заменяют термином «адекватность». «Адекватность» содержит более мощный оценочный компонент. Термин «неадекватность», хотя и может отражать точную характеристику, но иногда нежелателен, так как позволяет трактовку и в смысле психопатологии. Кроме перечисленных трех основных параметров выделяются следующие аспекты анализа:

оценка своих возможностей;

Работа с очередной шкалой начинается с отметки актуальной самооценки – это «черточка» (–). Это ответ вашего испытуемого на вопрос: «Как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?» Испытуемый помещает себя в какое-то место шкалы между полюсами – это невербальный ответ на ваш вопрос о его самооценке. Когда говорят о высоте самооценки, главным образом имеют в виду высоту актуальной самооценки. Хотя остальные параметры тоже располагаются по вертикали, к ним параметры высоты относятся уже в меньшей степени.

Высота актуальной самооценки

Поговорим о высоте, абстрагируясь от других параметров.

Что мы делаем для того, чтобы определить общую высоту самооценки?

Высота определяется для всей самооценки «усредненно». Когда говорится обо всей самооценке, предполагается, что это нечто более-менее однородное, хотя есть различия в высоте по разным шкалам (но это уже параметр устойчивости).

Характеризуя самооценку, мы переводим количественные характеристики в качественные. В клинических методиках, как правило, нет чисто количественных показателей. Здесь любой термин, определяемый через количество, является качественным. Например, «высокая» или «низкая» самооценка, – это не количество самооценки, а ее качество, хотя метафорически ваш испытуемый и вы сами выражаете эту самооценку высотой шкал.

Другая особенность клинических методик – специфическое понимание «нормы». «Норма» определяется здесь не относительно какого-то внешнего критерия (статистическая или социальная норма), как в психометрических тестах. В клинических методиках исходят из того, что человек, его личность – это некое закономерное и относительно гармоничное целое. В методике Дембо-Рубинштейннорму и отклонения от нее мы будем определять относительно некой эмпирически обоснованной модели (из этой модели исходили такие корифеи отечественной клинической психологии, как С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, М.3.Дукаревич).

Эта модель определяет, как должны располагаться отметки основных параметров для того, чтобы субъект мог нормально функционировать. Согласно этой модели, нормальная актуальная самооценка должна располагаться чуть выше середины; идеальная (кружок) несколько ниже полюса, а оценка своих возможностей (галочка) – между ними. Их высота определяется приблизительно, сообразуясь с интервалами между ними (см. Рис. №1).

Первый интервал – нормальная самооценка (обратите внимание на то, что отметка середины шкалы не входит в этот интервал). Выше – повышенная самооценка; третий интервал, включая верхний полюс, – чрезмерно высокая самооценка. Аналогично для нижних интервалов. Можно условно принять, что оценка своих возможностей (галочка) в норме располагается в границах интервала повышенной актуальной самооценки, а идеальная самооценка (кружок) – в границах интервала чрезмерно повышенной актуальной самооценки.

Как определить высоту самооценки в целом по всем шкалам? Здесь следует учитывать признак устойчивости. Рассмотрим сочетание двух показателей: устойчивости и высоты.

Устойчиво повышенная самооценка

Начнем с устойчиво повышенной самооценки. О самооценке можно говорить, что она устойчиво повышена, когда она колеблется в пределах 1-1,5 интервалов (см. Рис. №2) и находится главным образом в границах двух верхних интервалов.

Чем выше самооценка в целом, тем в большей степени можно предполагать повышение эмоционального фона настроения. Настроение оказывает влияние на все остальное поведение. Оно является неким фоном общего самочувствия, поэтому оно должно отражаться на показателях по всем шкалам.

Если вся самооценка повышена, мы предполагаем наличие повышенного фона настроения. Однако при наблюдении и беседе может оказаться, что испытуемый вовсе не будет выглядеть таким радостным, хотя самооценка у него и повышена. Это следует принимать в расчет при формулировке окончательных выводов.

Если устойчивое повышение доходит до уровня верхнего интервала, то, скорее всего, мы можем говорить о нереалистичности самооценки или даже еенеадекватности. Это, как правило, сочетается с понижением критичности. Подобное повышение встречается у больных в гипоманиакальном состоянии (но не только, поскольку для некоторых форм психической патологии снижение критичности является патогномоничным. Например, при незрелости личности у девиантных подростков; на второй-третьей стадии алкоголизма; при последствиях сифилиса; при последствиях черепно-мозговых травм передних областей мозга; при опьянении или наркотической интоксикации. ).

Дополнительные признаки нереалистичности самооценки

Чрезмерная высота актуальной самооценки является лишь одним из признаков нереалистичности. Необходимо проверить, насколько вы имеете право говорить об этом (о снижении критики или о неадекватности, может быть о «неадекватном снижении критики», может даже – о «нарушении критичности»; тяжесть симптоматики идет по нарастающей: нереалистичность, выраженная нереалистичность, снижение критичности, выраженное снижение критичности, нарушенная критичность (это уже серьезно и, скорее всего, надолго).

В случае серьезных отклонений это, скорее всего, должно выйти из субъективной сферы и каким-то образом выразиться в поведении и сказаться на судьбе испытуемого (для подтверждения диагноза следует обратиться к объективномуанамнезу).

Как можно убедиться в наличии нереалистичности?

Например, видя очень высокую самооценку по какой-либо шкале, можно косвенноподвергнуть ее сомнению в форме уточняющего вопроса. Предположим, что самооценка находится около верхнего полюса шкалы «характер», тогда вы можете задать вопрос: «Правильно ли я понял, что вас можно отнести к 5% людей с самым хорошим характером?» Поставленный таким образом вопрос дает испытуемому шанс еще раз подумать, правильно ли он себя оценил. Если он говорит «Да» и при этом искренне верит в это, скорее всего критичность понижена. Если вы наблюдаете эту реакцию неоднократно, то критичность испытуемого снижена или нарушена. В этом случае нарушение критичности обязательно проявится в нарушении контакта в ходе обследования.

Равномерное снижение самооценки

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки (см. Рис. №3). В этом случае говорят о повышенной либо чрезмерной критичности, или чрезмерном повышении требовательности к себе, а не о нереалистичности или неадекватности.

Середина (точка середины шкалы) может интерпретироваться двумя способами:

середина шкалы отличается еще тем, что это – своеобразный «домик», в который можно спрятаться от вашего назойливого любопытства. То есть, для других (не для себя) мы вполне можем «сказаться» средними. Зачастую испытуемые «ставят» себя в середину, потому что не хотят показать, какие они на самом деле. Нередко – это признак формального отношения к обследованию.

Несмотря на то, что методика позволяет выявить некоторые психологические компоненты депрессии, вы должны избегать использования психиатрических терминов в психологических заключениях. Психолог не может поставить на основании исследования самооценки диагноз «Депрессия» (потому что в депрессивный синдром входят и цикличные изменения настроения в течение дня, а также запоры).

Вы можете лишь описать ряд симптомов, например – повышение требовательности к себе, неудовлетворенность собой, ощущение себя несчастным, пониженный оптимизм и снижение настроения.

Неравномерность самооценки. Неравномерное повышение и снижение самооценки

Представим себе, что имеется более-менее устойчивая самооценка, на фоне которой заметен «провал», а по какой-либо другой шкале – подъем. «Западение» самооценки – это, как правило, признак проблемы, неблагополучия. Обычно – это то, что вы ищете. Также можно сказать, что «западение» – это признак того, что на фоне более-менее устойчивого настроения наблюдается его понижение в связи с ситуативной актуализацией негативных воспоминаний. Пик по другой шкале в такой ситуации можно рассматривать как признак компенсации (см. Рис. №4). Компенсация – это то, чем человек пытается затушевать, спрятать от самого себя и окружающих отрицательные переживания, которые возникают, когда он не свободен в выборе поведения. (Здесь всегда как бы звучит: «Но вот зато…».) Компенсаторная оценка будет находиться в третьем, самом верхнем интервале, что сигнализирует о парциальной потере критичности в этой сфере.

Дополнительные признаки компенсаций и проблем

Если вы продолжите беседу по поводу «западения» самооценки и если оно в самом деле сигнализирует о проблеме, то, вероятно, испытуемый начнет жаловаться на затруднения в данной сфере. Если вы попытаетесь его переубедить, то это не приведет к желаемому результату. Но, по крайней мере, если человек поверит, что психолог искренне пытается ему помочь, ссора маловероятна. Но если вы начнете его разубеждать по поводу пика (компенсации), то рискуете спровоцировать конфликт. Представьте, что психолог говорит: «Да какой же ты счастливый (умный, красивый, добрый и т. п.)? Посмотри, как ты живешь, – разве в этом счастье?» И не только потому, что тема счастья весьма субъективна и значима, а просто в проблемной сфере у человека нет «опоры под ногами», и он пытается себя «подвесить», как на крючке, на непомерно завышенной самооценке по другой шкале, а вы его с этого «крючка» пытаетесь «сбросить». Естественно, что в ответ получите агрессию.

Если психолог получает в ответ на высказанное сомнение агрессию, то это – действительно сфера компенсации.

Общая неравномерность самооценки

При неравномерной самооценке очень сложно однозначно определить ее высоту. Термины «достаточно неравномерна», «относительно неравномерна», «заметно неустойчива», «выраженно неустойчива» – отражают различные нюансы ее неравномерности.

Выражено неравномерная самооценка

Если самооценка колеблется в пределах трех интервалов и более того это «выраженно неравномерная самооценка» (см. Рис. №5).

Неравномерная самооценка свидетельствует об эмоциональной неустойчивости, но какого рода? Предлагается исходить из следующего допущения. Любая шкала представляет собой некий жизненный контекст. Когда речь заходит о том, насколько мы здоровы, умны и т.п., то мы автоматически «погружаемся» в этот контекст. Переходя из контекста в контекст, мы как бы переходим из ситуации в ситуацию, несколько изменяя состояние сознания. Если самооценка неустойчива, то при этих переходах меняется эмоциональное состояние. Вот в этом смысле нужно понимать эмоциональную неустойчивость, которую выражает самооценка. Подобная неустойчивость самооценки характерна, например, для женщин в состоянии беременности.

Повышение /понижение самооценки в течение обследования

Следующий тип неустойчивости проявляется в определенных тенденциях, например, в понижении или повышении самооценки в течение обследования. Если повышенная (пониженная) самооценка к концу обследования нормализуется, на это нужно обращать внимание, потому что это – результат коррекционной работы. Существует понятие «курабельность», определяющее насколько пациент готов к изменениям (или излечим, если речь идет о терапии). То же самое можно сказать и о психологических проблемах. Если какой-то психологический параметр самооценки нормализуется в процессе общения с вами, то это благоприятный признак, можно продолжать работать с испытуемым как с клиентом (Если этого не происходит, то это еще не означает обратного).

Еще одно правило. Вы тенденциозны, когда работаете с испытуемым. Тенденциозность состоит не столько в нормализации самооценки испытуемого, сколько в ее понижении. Вас должно радовать понижение самооценки (точнее – обнаружение такового понижения в эксперименте). Вы ищете проблему, выискиваете в ответах признак неблагополучия. Индикатор неблагополучия – «западение» самооценки. За эту тему специалист должен «зацепиться» и выяснять с испытуемым, в чем тут дело. После этого, скорее всего, появится еще парочка шкал, которые тоже будут понижены. В результате суммарная самооценка испытуемого будет ниже чем «обычно». Эта тенденция должна быть вами осознана.

Высота идеальной самооценки

«Кружок» – это отметка идеальной самооценки. Это – невербальный ответ вашего испытуемого на вопрос: «Где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?» Это отметка мечты. В структуре «Я-образа», «Я-концепции» идеальной самооценке отведена особая роль. Факт заключается в том, что у любого человека есть идеальная самооценка. Для определения общей высоты самооценки высота идеальной самооценки играет меньшую роль, чем высота актуальной самооценки.

Что нам позволяет выяснить этот показатель?

Первым делом следует посмотреть, как соотносится высота «кружков» с верхними полюсами шкал. «Кружки» должны стоять несколько ниже полюса. Если «кружок» стоит на полюсе, то можно предполагать незрелое отношение к ценностям как один из признаков незрелости личности. Взрослый человек не мечтает быть «самым-самым».

Как это можно объяснить?

Испытуемый с незрелым отношением к ценностям еще не понимает, что абсолют недостижим, а способ задания шкал как абсолютных величин – условность.

Взрослея, «социализируясь», мы не придумываем ценности, а берем их в готовом виде из культуры. Но мы вырабатываем свое отношение к ним. Если эти ценности заимствованы, но еще не «переработаны», сознательно не присвоены, то для нас естественно желание быть самыми лучшими во всем. Но когда переработка произошла, человек перестает желать быть «самым-самым» везде, о чем бы он ни подумал. Вы ведь не хотите быть самым красивым и самым сильным, но хотите быть «самими собой». Если бы хотели, то обязаны были бы что-то делать для этого, двигаться в избранном направлении. Это и есть взрослое, зрелое отношение к ценностям. Не только цели, но и ценности накладывают ответственность и ограничения. Если ты не делаешь чего-то, значит, ты этого не хочешь. Незрелое отношение к ценностям – это когда нет четкого осознания своих возможностей и ограничений и субъект не научился сам себя ограничивать в том, что лежит в стороне от его сознательно выбранного пути развития. Последнее и может выражаться в нереалистичной идеальной самооценке.

Итак, если вы видите более трех кружков на полюсах, то ценности еще заимствованы и не прочувствованны. Но обратное неверно. Почему? Идеальная самооценка может снижаться совсем не потому, что отношение к ценностям зрелое. Здесь важно проанализировать соотношение между «кружком» и «черточкой».

Соотношение между высотой актуальной и идеальной самооценки

Рассмотрим это соотношение. Оно дает нам представление об удовлетворенности собой (см. Рис. №6). Чем меньше расстояние между актуальной и идеальной самооценкой, тем больше удовлетворенность собой. Многие специалисты (см.: Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.) даже считают, что именно удовлетворенность собой и есть главное содержание самооценки.

studfiles.net

Что такое Самооценка Человека? Структура самооценки

Вопросы самооценки – одни из самых важных для любого человека. И решению проблем связанных с самооценкой посвящены многие гигабайты информации в Интернет, книги, обучающие курсы и тренинги личностного роста. Но проблема заключается в том, что мало кто понимает достаточно глубоко что такое Самооценка, из чего она состоит и как формируется. Именно эти вопросы мы рассмотрим в данной статье подробно и структурно.

Самооценка Человека – определяет практически всё, что для него доступно (достижимо) в этой жизни и что не доступно (не достижимо). Посудите сами:

Какие люди добиваются успеха в жизни? Уверенные, уважающие и ценящие себя, те, кто даёт себе такое право – право на успех, на счастье, на силу, на самые большие и ценные призы в жизни.

Какие люди ничего не достигают и даже целей таких не ставят? Те, кто не любят себя, не уважают, считают, что они недостойны счастья и успеха, те кто в себя не верит. Такие люди себе даже право думать о значимых целях и призах не дают.

Чтобы человек поставил значимые цели и начал к ним идти, дал себе право на успех – у него с самооценкой должно быть всё в порядке, то есть она должна быть позитивной, адекватно высокой и достаточно неуязвимой.

Рассмотрим следующие вопросы:

  1. Что такое Самооценка? Составляющие.
  2. Виды самооценки: Адекватная и Динамичная самооценка.
  3. Проблемы самооценки: Гордыня, Ничтожество, Неверие в себя (неуверенность), Уязвимость и Зависимость.
  4. В последующих статьях более подробно рассмотрим все составляющие самооценки.

Что такое Самооценка Человека и какая она должна быть

Самооценка – это отношение человека к самому себе, его представления о себе (убеждения, чувства, эмоции направленные на себя и свою судьбу).

Суть работы самооценки. Позитивная самооценка – усиливает человека, работает как поддержка, усиление и защита самого себя всегда, при любых обстоятельствах. Суть – “На себя только Свет”. Негативная самооценка – всегда работает на разрушение человека, угнетение, подавление души и её потенциала.

Какой должна быть самооценка человека в идеале? Самооценка должна быть – Позитивной (даёт радость и счастье), Сильной (даёт устойчивость, уверенность) и Неуязвимой (даёт независимость от других людей, обстоятельств и собственных проблем). Как у лучших Рыцарей и Воинов в Истории, которые никогда не теряют лицо и свою Честь, не впадают в уныние и панику, всегда ведут себя достойно и безупречно, даже когда все остальные вокруг паникуют, ругаются, злятся.

Из чего состоит Самооценка? Три кита:

1. Отношение к Себе, Достоинствоуважение и любовь. Способность ценить себя, знать свои достоинства, уважать и любить. Читайте дополнительно: Как научиться уважать себя? Как полюбить себя? Эта составляющая даёт позитивность и светлые чувства по отношению к себе, то есть состояние Счастья.

1. Уверенность Вера в себя и свои силы. Чтобы верить в себя – для этого должны быть очень серьёзные основания, для этого нужно знать кто ты и какова твоя природа. Основа Веры в себя – это понимание, что ты Бессмертная Душа с огромным потенциалом, а не жующий организм – потомок обезьяны. Читайте: кто такой Человек? Данная составляющая даёт внутренний стержень – силу, устойчивость, способность преодолевать преграды, неудачи, сопротивление окружающих и доступ к огромному потенциалу своей Души.

1. Защита Чести – способность защищать свои духовные ценности (достоинство, чувства, цели) и всё, что тебе дорого (близких, др.). Сильная самооценка даёт человеку силы и право бороться за своё счастье, за свои цели и ценности, и побеждать никогда не сдаваясь и не отказываясь от своего достойного выбора ни при каких обстоятельствах (даже если весь мир против). Эта составляющая даёт неуязвимость, независимость и состояние свободы.

В совокупности, все три составляющие самооценки дают человеку силу достичь любую цель, преодолеть любые преграды на пути к ней и возможность чувствовать себя достойным и счастливым в любой ситуации.

1. Адекватная самооценка – умение объективно и абсолютно искренне себя оценивать, это знание своих достоинств и недостатков, своего уровня развития и достижений (чего достоин, а чего ещё пока не заслужил). Понимание, на какой ступени эволюции ты в данный момент стоишь.

2. Динамичная самооценка – основывается на понимании законов постоянного развития: если я постоянно развиваюсь, работаю над собой, устраняю свои недостатки и формирую достоинства, то мне не стоит переживать и убиваться из-за собственных проблем, потому что вопрос времени, когда все они будут решены, а все достоинства раскрыты. “Сколько бы у меня не было десятков проблем и сотен разных недостатков – я уважаю себя за то, что иду вперёд, изменяю себя и свою жизнь, каждый день одерживаю победы над собой”.

Завышенная самооценка – гордыня: неуважение к другим, высокомерие, всезнайство. Всегда ведёт человека к одиночеству, к краху и в итоге к своей противоположности – к ничтожеству.

Неуверенность – неверие в себя и свои силы. Ведёт к неспособности воспользоваться своими талантами, достоинствами и направить их на достижение цели. Человек остаётся неудачником.

Уязвимость – слабость, не способность к борьбе. Закон звучит примерно так – “Человек рано или поздно должен потерять всё, что он не способен защитить”. Слабость – в нежелании признавать, что в мире кроме Добра существует Зло, которое нужно уметь побеждать.

Есть и другие проблемы самооценки, которые являются производными от первых четырёх. О них поговорим в последующих статьях на эту тему.

По сути, для того чтобы сформировать неуязвимую самооценку – человек должен сформировать в себе все её составляющие – научиться уважать и любить себя (без эгоизма и гордыни), раскрыть огромную веру в себя и свои силы, а также научиться защищать свою Честь.

Дамы и Господа! Если вы почувствуете необходимость и потребность в индивидуальной работе над своей самооценкой с наставником – напишите мне. Возможна работа по индивидуально составленной программе, именно под вас – с персональным тренером (со мной).

Успехов вам в формировании всегда позитивной и неуязвимой самооценки!

www.psychology-faq.com

Низкая личностная самооценка — низкая внутренняя оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств. В первую очередь — это то, что человек сам о себе думает, во вторую — как он себя ведет и на что решается.

С внешним поведением могут быть варианты: иногда человек ведет себя излишне самоуверенно как раз вследствие собственной внутренней неуверенности.

Низкая самооценка бывает стабильной, бывает плавающей — зависящей от ситуации или настроения.

Маленькие дети часто трусят, когда одни, и действуют вполне уверенно и смело, когда мама рядом. Мама – поможет!

Перед экзаменом девушки начинают дрожать и понижать себе самооценку: «Я вообще ничего не знаю!»

Что стоит за низкой самооценкой

За низкой самооценкой могут стоят самые разные вещи. За низкой самооценкой может стоять адекватная оценка своих малых возможностей, может — страх и неуверенность в себе. Однако чаще за низкой самооценкой стоит совсем другое, «якобы низкая самооценка». Чаще это игра, декларирование, демонстрация, показуха, имеющее целью снять с себя ответственность, ничего не делать, не прилагать никаких усилий. Иногда это осозанная игра, иногда — неосознанная психологическая защита, иногда — философия жизни. См.>

Люди с низкой личностной самооценкой в человеческой жизни

Взрослый человек с низкой личностной самооценкой, как правило, менее успешен. Низкая личностная самооценка тесно связана с чувством вины, стыда, страха, а порой и враждебности к окружающему миру. Связана — то есть и порождается этим, и порождает это, и выражается в этом. Людей с низкой личностной самооценкой обычно не уважают, ими трудно восхищаться, их редко любят – но любят использовать. Девушки часто выбирают себе в подруги не самых ярких и не самых уверенных в себе, чтобы на их фоне выглядеть интереснее.

Как беречь свою самооценку

Профессор Уильям Сванн из Университета штата Техас советует: дорожите общением с теми, кому вы приятны и симпатичны, кто готов стимулировать рост вашей самооценки. И старайтесь свести к минимуму общение с теми, кто своей неприязнью грозит поколебать вашу самооценку. Невозможно всем угодить, нравиться всем и каждому, зато в большинстве случаев в нашей власти выбрать, с кем иметь дело и к чьим суждениям прислушиваться.

Как повысить низкую самооценку

Серия тяжелых неудач нередко порождает ситуативную низкую самооценку. Впрочем, поддержка близких и значимых окружающих в таких случаях может быть очень действенной.

Если низкая самооценка — не ситуативная, а стабильная (личностная), то в любом случае быстро ее не повысить, не выправить. То есть ненадолго повысить — возможно, а повысить стабильно — можно, но не быстро. Как минимум, это работа на несколько месяцев. Могут помочь — качественные тренинги уверенности в себе и позитивная психотерапия.

Ситуативную низкую самооценку повысить обычно несложно: достаточно отвлечь от переживаемой негативной ситуации, вовлечь в новое дело или другую ситуацию, где успешность вполне возможна. и просто дать мягкую или жесткую форму поддержки.

www.psychologos.ru

Just another WordPress.com site

Самооценка и смирение

В беседе прот. Дмитрия Смирнова услышала (цитировал авву Исайю, по-моему, но точно не помню кого), что любая самооценка мешает смирению. То есть смиренный человек вообще себя не оценивает,скажем, как умного-не очень и т.п. Как вы это понимаете? и вообще, возможно ли это?

Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. ( психологический словарь ) тоесть гордыня которая естественно мешает смирению))) две несовместимые вещи. Смиренный человек занемается самоосуждением. Считая себя самым грешным итд. Да возможно на примере Святых Отцов это видно.

Не бывает человека без самооценки. Я бы не ставила знак равенства между самооценкой и гордыней, потому что это собственно термины из разных "систем координат".))

Самооценка у психически здорового человека более или менее адекватна – это просто способность оценивать себя (кто я есть, каков я есть), на уровне тела (каков я в физическом плане), души (каковы мои душевные качества, мой характер, как я взаимодействую с другими людьми, каковы мои слабые и сильные стороны), и духа (каков я во взаимоотношениях с Богом).

А что вы скажете по поводу отрывка из послания св.ап.Павла (2-е Коринфянам 13;5)?

"Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте. Или вы не знаете, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть".

Это неотъемлемый процесс мышления: анализировать, оценивать. Если бы мы этого не способны были делать, мы бы вообще в жизни не могли функционировать и взаимодействовать друг с другом. Куда ж без оценок и само- оценок? Невозможно, господа. )))

Самолюбие и есть «живущий в нас грех…»

« Нужно помнить всегда, что мы неисправимы, и смиряться с тем, что мы хуже всех». И не дай бог почувствовать себя праведниками- это фарисейство.

Мой вопрос вобщем о том, о чем пишет Наталья.

Как, например, без самооценки подростку выбрать жизненный путь? Положим, он видит, что Бог дал ему талант в живописи, но совсем не дал его в стихосложении. Если себя не оценивать, не знать свои возможности, можно выбрать неправильное направление и зарыть свои способности.

Или я что-то неправильно понимаю? Ведь если отцы церкви говорят, значит это так…

Талант проявляется не в том что как ты считаеш красиво, а в том что думают другие поповоду твоих работ.

Возможно, отцы Церкви используют слово, но вкладывают в него другой смысл, чем, например, психологическая наука, имеющая конкретное определение самооценки.

Наверное, имеется в виду наша "самость" – а это, насколько я понимаю, термин исключительно святоотеческий, а не психологический. Вот и путаница.

Научиться трезво оценивать себя очень важно – вне зависимости от деятельности.

Тем более "самость" – это все-таки скорее всего эгоцентризм, неспособность "выйти из себя", как говорит Н.Бердяев, замкнутость на себе и внутри себя. А самооценка – тут нет никакой качественной характеристики: просто оценка себя да и все. Любой мозг должен с этим справляться (при отсутствии психопатологии, конечно). Нормальный процесс.

Наталия +1. Поэтому мне и показалось странным употребление слова "самооценка". Действительно, путаница получается.

Но злоупотреблять всёже нестоит))

Не поняла – это как?)))

Просто звучит будто бы советуете не злоупотреблять.. не знаю… мышлением или памятью. )))

Наверное, все же вы что-то другое имеете в виду?

**А самооценка – тут нет никакой качественной характеристики: просто оценка себя да и все. Любой мозг должен с этим справляться (при отсутствии психопатологии, конечно). Нормальный процесс.**

Мозг должен справляться но не увлекаться а то перерастёт в гордость ведь оценка ставится исходя из личного опыта. Правильно. А опыт приобретается из общения т.е. оценивая себя мы всёже невольно сравниваем себя с окружающими.

Саня, я вот так логично все разложить не могу, но интуитивно чувствую тоже самое:)

Да я вобщето корява написал ну спасибо что понели))

меня лично всегда самооценка в себе раздражает. так хочется достигнуть такого внутренненго уровня, чтобы не думать о том, насколько я плох и самое главное НАСКОЛЬКО Я ХОРОШ. обычно я стараюсь с этим справится напоминаяя себе, что на все воля Божья и все чего я достиг это только по ЕГО милости, это скамое действенное лекарство от самооценки, которая может привести либо к унынию, либо к гордыне. А не то, ни другое не есть хорошо, а есть грех, причем один и тот же просто с разных концов.

В Священном Писании хорошее место есть, из послания к Римлянам ап.Павла:

"Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе" (12:16)

На мой взгляд нужно знать меру,- если о себе возвышенно думать, станешь рабом гордыни, если до забвения уничижать- не далеко и до уныния. А, насколько мне известно, – гордыня и уныние- самые страшные грехи. Делайте выводы сами, осознавая тяжесть грехов слих, уповайте на БЕСКОНЕЧНОЕ милосердие Божие. Я так думаю

Вот моё такое мнение:

В общем то правильная самооценка – дает смирение ?? Когда мы видим в каком мы действительно плачевном состоянии…Только дай нам Бог видеть нас действительно такими какие мы есть, и не присваивать себе того, что нам дает Бог ?? и уж тем более не воображать о себе того, чего нет…

Ну а вообще конечно желательно думать о своих недостатках ?? и стараться исправлять их… А моменты когда надо оценить свои достоинства бывают в жизни не так часто, и это скорее вынужденная мера… при устройстве на работу например…

Мне кажется протоирей не совсем то имел в виду к чему свелся разговор. Его понятие "самооценки" близко к понятию "суда" Ведь судить-не значит приписывать только негативное. Это так же и оценивать что вот, мол, этот хороший человек. То есть давать оценку, присуждать, выносить вердикт, вешать ярлык, того же и по отношению к себе нельзя делать.

ovajus.wordpress.com