Семейный конфликт курсовая работа

Тип: Контрольная работа

Обождите, идет загрузка

1 Типичные межличностные конфликты у супругов 4

1.1 Психотравмирующие последствия 7

1.2 Предупреждение супружеских конфликтов 8

1.3 Разрешение конфликтов между супругами 9

2 Конфликты во взаимодействии родителей и детей 10

3 Психологическое консультирование конфликтных семей 15

3.1 Этапы психологического консультирования 16

Список использованной литературы 19

Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в Казахстане на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов – основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность Казахстана и ее граждан.

1. Типичные межличностные конфликты у супругов

В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами, родителями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и внуками.

Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Исходя из этого выделяют основные причины супружеских конфликтов:

• психосексуальная несовместимость супругов;

• неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера;

• неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;

1.1. Психотравмирующие последствия

Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность. Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние вины.

1.2. Предупреждение супружеских конфликтов

Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков). Большинство из них сводится к следующему:

Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей. Старайся не копить ошибки, обиды и «грехи», а сразу реагируй на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций.

1.3. Разрешение конфликтов между супругами

Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать.

Одно из условий завершения конфликта любящих супругов — не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других — родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей

Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов — психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами.

3. Психологическое консультирование конфликтных семей

Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и вызывающих конфликты, особенно при переходе семьи из одной стадии развития в другую.

Основные задачи психологического консультирования:

3.1. Этапы психологического консультирования

Определение необходимости консультирования и прогноз эффекта воздействия на семью — это начальная диагностическая стадия коррекции супружеских отношений. Диагностическая стадия может включать структурный, описательный, динамический» генетический и прогностический уровни .

Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.

Список использованной литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993.

3. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.

4. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992.

5. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.

kontrosha.net

Понятие о семейном конфликте. Спонтанность и закономерность как свойства разногласия. Внутренний, межличностный, неантагонистический конфликт. Переговоры как цивилизованный способ разрешения ссоры. Предупреждение семейных конфликтов, правила поведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Сущность семейных конфликтов, причины возникновения. Созидательный и разрушающий конфликт. Основные этапы и фазы семейного конфликта. Способы разрешения и предупреждения супружеских конфликтов. Сущность методики: «Ролевые ожидания и притязания в браке».

Конфликт как способ обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Анализ причин конфликтов между учащимися, рассмотрение психологических особенностей. Характеристика основных способов разрешения межличностных конфликтов.

Немного о психологии. Исследования конфликтов и способы их разрешения. Способ картографии. Внутриличностный способ. Структурный способ. Межличностный способ. Переговоры. Социально-психологическая структура группы или как не допустить конфликт.

Понятие конфликта. Предпосылки и механизмы разрешения конфликтов. Ключевые понятия теории переговоров. Типы и структура переговоров. Посредничество на переговорах как эффективный способ разрешения конфликта. Условия успешного разрешения конфликтов.

Классификация и разновидности семейных конфликтов в зависимости от субъектов взаимодействия. Основные причины и предпосылки семейных конфликтов, формы поведения супругов и пути разрешения. Возрастные кризисы детей и их влияние на взаимоотношения.

Понятие «межличностный конфликт». Типология межличностных конфликтов. Типы отношений родителей и детей. Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста. Сигналы, предупреждающие о развитии конфликта.

Формирование личности младшего школьника в семье. Характеристика многодетной семьи. Изучение основных причин возникновения семейных конфликтов. Психологические особенности детей из конфликтных семей. Профилактика и способы разрешения семейных конфликтов.

Исследование проблемы супружеских конфликтов в трудах зарубежных и отечественных ученых. Причины семейных конфликтов и их характеристика. Психологическое обоснование применяемого в исследовании инструментария; тактики разрешения конфликта и рекомендации.

Понятие межличностного конфликта, который происходит между субъектами и возникает в результате социально-психологического взаимодействия. Межличностная несовместимость, как эмоциональный конфликт. Стратегия поведения и особенности управления конфликтом.

Типы, виды и причины возникновение конфликтов. Переговоры как основа разрешения не согласий. Управление конфликтом и разрешение различного рода инцидентов как одна важнейших функций руководителя предприятия. Исследование стиля поведения при конфликте.

otherreferats.allbest.ru

Семейный конфликт курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ тЕМА: «СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ПРИЧИНЫ» ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА ГРУППЫ 4-ПС-22 САПОЖНИКОВА Е.С. РУКОВОДИТЕЛЬ: КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ ХРОМОВ ВЛАДИМИР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ. ЧЕРЕПОВЕЦ 2003 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Семейные конфликты в современной психологической литературе. 6 1.1. Семейные конфликты и их характеристика. 10 1.2.

Причины конфликтов. 16 2. Эмпирическое исследование причин семейных конфликтов. 26 Параметры исследования. 26 2.2.

Анализ результатов изучения основных причин конфликтов в семье 27 2.2.1. Анализ результатов изучения представлений личности о своей конфликтности 27 2.2.2.

Анализ результатов изучения уровня терпимости супругов. 28 2.2.3. Анализ результатов изучения способов разрешения конфликтных ситуаций. 29 3. Заключение. 31 Литература 32 Введение Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Исключением не является и семья.

Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п — скачать бесплатно.. Курсовая работа на тему Возниконовение семейных конфликтов. Семейные конфликты и их решения в семьях разного типа.. Данный реферат почти целиком посвящен проблемам семьи, но я еще. Многие огорчения и даже страдания в семейной жизни связаны с тем что муж не соответствует.

Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти. Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними (конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет. Однако это не значит, что внутренние конфликты — пустяк или что они не важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом внутреннего конфликта.

Эти конфликты — основа этики и морали. Если бы люди в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не задумывались бы о вопросах нравственности.

Понятию «внутренний конфликт» очень близко понятие «совесть». Не говоря уже о том, что большинству людей никакого удовольствия конфликты не доставляют, современные ученые-медики отмечают губительные последствия стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать конфликты — это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает почти наверняка сохранить взаимоотношения.

Если бы это было не так, люди не пытались бы улаживать конфликты. При спорах и раздорах любая семья и взаимоотношения в ней могут сохраниться, дать трещину или распасться.

Но люди хотят помогать друг другу и поддерживать взаимоотношения. Это желание сохраняется даже тогда, когда появившиеся разногласия вызывают конфликт. Конечно, признанный, серьезный, глубоко переживаемый конфликт берет свое, но, если есть намерение его уладить, вероятность того, что удастся сохранить взаимоотношения в их внутреннем, глубинном проявлении, очень велика.

Очень важно, чтобы стороны объективно оценили друг друга и предприняли возможные усилия для признания ценности и важности своих взаимоотношений, даже при их нынешнем конфликте. Этот шаг одинаково пригоден для споров между учителем и учеником, матерью и детьми, между мужем и женой. Самое главное, чтобы противоположные стороны видели смысл сохранения отношений.

Если же они не видят смысла сохранить их, то они не заинтересованы в его улаживании. Итак, для улаживания конфликта необходимо, чтобы все участники признали, что каждый из них ценен сам по себе как личность, что в позициях оппонента могут быть свои достоинства, что каждого волнуют свои (иногда одинаковые) проблемы и что у каждого из них где-то глубоко внутри скрыто одно желание: уладить конфликт и сохранить взаимоотношения. Женатые люди сегодня сталкиваются с большими проблемами, чем они ожидали, собираясь вступать в брак. Брак соединяет двух людей с разными пристрастиями, разным семейным окружением, разным уровнем зрелости, — разные темпераменты под одной, иногда крошечной крышей. Финансовые проблемы становятся еще одним бременем в супружеских трудностях. Когда на сцене появляются дети, вырастают конфликты по разным воспитательным подходам.

Все эти различия могут принести большую горечь. Если их не решать, они легко могут привести к распаду семьи, эмоциональным проблемам, насилию, а иногда один или оба партнера ищут внимания и компании вне дома. Сопоставьте эти проблемы со знанием о том, что часто брак не получается, потому что один или оба партнера вступают в брак, не понимая, что они делают. Иногда они слишком молоды, чтобы понять, что же такое брак, или они, возможно, слишком эгоцентричны, чтобы отдавать так же много, как они получают. К тому же, бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни. Эти три невежества чрезвычайно усложняют жизнь большинства семей, особенно молодых, тогда как знания могут очень помочь им. Впрочем, одних знаний здесь явно не хватает.

Семья попала сейчас в острый кризис: взрыв разводов и одиночества, увеличение количества абортов, падение рождаемости. Данная работа посвящена изучению основных причин семейных конфликтов, т. Только зная причины конфликта, можно управлять его ходом и, что не менее значимо, предотвращать его. Предмет работы – причины семейного конфликта, а объектом изучения является сам конфликт. Можно предположить, что одной из основных причин семейных конфликтов является недостаточная осведомлённость супругов друг о друге. Следствием является и личностное непонимание, и различные взгляды на воспитание ребёнка, и нетерпимость к проступкам другого, и, наконец, неудовлетворённость семейной жизнью.

Цель и гипотеза ставят перед нами следующие задачи: • Исследование основных причин конфликтов в семье.• Изучение способов разрешения конфликтных ситуаций у исследуемых пар.• Выявление уровня терпимости каждого из супругов. Семейные конфликты в современной психологической литературе. Народная мудрость гласит: “ Дом держится на четырёх углах, а семья – на двух головах”.

Четыре угла семейного очага – это взаимная любовь, взаимная верность, взаимное уважение и взаимная помощь. В качестве созидателей, хранителей семейного очага муж и жена равно ответственны за его судьбу, за прочность и долговечность брака, в равной мере определяют психологический климат в семье, гармонию супружеских отношений. Нельзя строить семейные отношения на неравенстве, господстве одного из супругов над другим. Вступая в брак, люди хотят семейного счастья.

Но их надежды не всегда сбываются. В отдельных регионах до 50% семей распадаются. После вступления в брак молодожёнам предстоит хорошо узнать друг друга, изучить привычки, выработанные в прежней жизни, научиться взаимодействовать, отказываться от того, что этому взаимодействию мешает. Но это удаётся далеко не всем – и тогда супруги перестают понимать друг друга, между ними возникают конфликты, перерастающие в семейные ссоры и скандалы. Почему далеко не всем удаётся сохранить семью? Почему между супругами возникают ссоры и конфликты, нередко ведущие к разводам? Почему исчезает любовь и уважение, когда-то объединявших их?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо выяснить, как молодожёны понимают любовь, какого человека называют любимым. Потребности, которые супруги удовлетворяют в браке, различны, поэтому и содержание любви неодинаково.

Один человек понимает любовь как физическое влечение. Потребность в половой близости, другой – как близость с другим человеком, с другом. Обращает на себя внимание тот факт, что конфликтующие и разводящиеся супруги на первое место в любви ставят личные потребности и стараются использовать любимого человека как средство их удовлетворения. Такая любовь носит потребительский характер. При настоящей же любви человек посвящает свою жизнь любимому, стремится доставить ему радость, сделать его счастливым. Непонимание этого приводит к тому, что любовь пропадает (при этом возникает вопрос: а была ли она вообще?) Каждый человек имеет свою “модель” любимого (любимой). Сильная потребность иметь любимого рядом приводит к тому, что нередко людям кажется, что они нашли его наконец-то.

Эта установка мешает реально увидеть достоинства и недостатки любимого. Однако рано или поздно человек раскрывается, и нередко наступает разочарование, причём не только в объекте любви, но и в любви вообще (отсюда возникает суждение – “любви нет вообще”). Человек может влюбиться с первого взгляда, если объект любви соответствует его модели – отличается красотой, эрудицией, интеллигентностью, чуток, добр и деликатен, имеет престижную профессию. Однако в семейной жизни, когда появляются домашние заботы, когда необходимо заботиться о других членах семьи, посвящать им своё время, и нередко подчинять свои интересы, “любимый” зачастую поворачивается совсем другой стороной. В молодости, на этапе поиска будущего супруга, внешность играет весьма важную роль.

В супружеской жизни главным становится отношения между супругами, наличие у них таких качеств, как нежность, порядочность, честность и дружелюбие. Поэтому, если один из супругов перестаёт отвечать потребностям другого, наступает разочарование и любовь уходит. Так, если один из супругов учится, стремится повысить своё образование, другому необходимо задуматься над собственным духовным развитием, совершенствовать свои общие и специальные знания, повышать свою профессиональную квалификацию. Многие так и поступают. Но нередко один из супругов этому препятствует: мешает учиться, стремится загрузить различными делами, отвлекающими от интересующей его деятельности, ограничить общение с новыми людьми, соответствующими возросшим духовным потребностям и способностям супруга (или супруги).

В этом случае возрастающая разница в уровнях развития супругов и конфликты, усиливающие противоречия, могут стать причиной исчезновения любви и распада семьи. Многие молодые супруги не понимают, что брак – это постоянный труд, творческий поиск путей сохранения взаимопонимания и любви. И к любви себя надо готовить. Надо учиться дарить счастье другому. Источниками нарушения семейных отношений являются, как правило, столкновение различных представлений мужа и жены о целях семьи, о конкретном содержании её функций и способов их реализации, о распределении ролей в семье. Если супруги не будут понимать друг друга в жизненно важных для существования брака вопросах и действовать соответствующим образом, если не выработают общую систему взглядов, то супружеские отношения будут разрушаться. Учёные считают, что многие причины неудачных браков существуют уже в момент их заключения.

Эти причины именуются факторами риска построения счастливой семьи. Возраст вступления в брак. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворённость отношениями в семье. При изучении успешных и неуспешных браков выяснилось, что в группе успешных семей только 43% вступили в брак до 21 года, а неуспешных 69%. Успешный брак предполагает высокий уровень социальной и психологической зрелости людей, т. Для него необходимы устойчивые установки, определённые знания и умения, чего в зачастую нет в юношеском возрасте.

Экономический фактор. Изучение бракоразводной практики показало, что малая зарплата, отсутствие отдельной квартиры никогда не называется в качестве первопричины разлада в семье, на первом месте обычно стоят причины нравственно-психологического характера, а материальные затруднения могут усугублять разногласия и осложнять уже нарушенные отношения. Жилищные условия.

Этот фактор связан с раздельным или совместным проживанием молодой пары с родителями. Данные исследований говорят о том, что молодые семьи, проживающие совместно с родителями, несколько стабильнее тех, кто живёт раздельно, хотя конфликты между молодыми супругами и их родителями при совместном проживании возникают нередко.

С одной стороны совместное проживание содействует внешнему социальному контролю со стороны родителей за молодой парой, выполнением её семейных функций, обогащает личностные контакты. Однако, с другой стороны жизнь с родителями может затруднять процесс адоптации супругов, мешает их желанной самостоятельности, мешает развитию чувства ответственности за созданную семью. Огромную роль играют такие факторы, как родительские семьи, в которых воспитывались супруги; отношение родителей к браку детей; добрачная беременность – является при создании семьи высоким фактором риска.

Ускоренное формирование семьи приводит к неудовлетворённости, что влияет и на эмоциональную сторону взаимоотношений между мужем и женой. Продолжительность знакомства до брака.

Этот фактор является довольно значимым для прочности брака. Непродолжительность знакомства до брака не позволяет будущим супругам узнать друг друга настолько, чтобы иметь адекватное представление о возможности совместной адоптации, особенностях характеров и темпераментов. Отношение между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными.

Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения.

Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр. Культурные – это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определённой культуры (национальной, религиозной и т. Д.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное взаимопонимание и воспитание детей. Внутри каждого из вида отношений могут существовать как согласие, так и разногласие, которые могут положительно или отрицательно сказываться на отношениях и воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с личными интересами и потребностями партнёра, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом.

Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту.

И ещё раз хочется обратиться к народной мудрости: “ Любовь без детей, что цветок без запаха”. Рождение и воспитание детей – апогей супружеской жизни. Как ни романтична любовь сама по себе, как ни сильна она и прекрасна, величие супружеству придают дети. В процессе воспитания детей возникает очень много проблем и вопросов. По данным социологов конфликты между супругами по поводу детей по частоте стоят на первом месте. Причём не только у молодых родителей, но и родителей со стажем. Семейные конфликты и их характеристика.

В психологии под конфликтом понимается обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Конфликты бывают открытые или скрытые. Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т. Скрытые же конфликты не имеют яркого внешнего проявления, это внутреннее недовольство, но их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем открытых. Особенности конфликтов в семье выражаются в том, что психическое состояние супругов может перейти в стрессовое, искажающее психику человека; обостряются отрицательные переживания в духовном мире человека, может наступить состояние опустошённости, при котором всё кажется безразличным.

Конфликт вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликты специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить способы и пути решения конфликтных ситуаций. На первом этапе развития семьи, когда закладывается система ценностей и формируется семейная микрокультура, важную роль играет функция досуга. С рождением ребёнка появляются новые проблемы, требующие разрешения, особое значение приобретает хозяйственно-бытовая и воспитательная функция.

На этапе взросления детей, выхода супругов на пенсию отношения в семье меняются, и конфликт имеет другую почву. Существует зависимость между конфликтом и личностями конфликтующих.

Так, есть люди, которые испытывают положительные эмоции при конфликте. Некоторые же переживают их очень болезненно, поскольку не переносят любую психическую напряжённость.

Определённые черты характера человека (злость, вспыльчивость, капризность, обидчивость и т. Д.) могут обострять возникающие разногласия, усугублять неприязненность в отношениях. Вот почему важно воспитывать в себе с юных лет те качества, которые могут способствовать умению налаживать отношения с людьми.

Можно с уверенностью сказать, что если супруги по каким-то причинам не сумели найти верный, адекватный способ решения своих проблем, то конфликт, даже естественный и закономерный для данной стадии жизненного цикла семьи, оказывается непреодолимым. Конфликты могут быть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми. В первых причина может быть легко установлена и устранена. В трудноразрешимых конфликтах даже при выявлении причины их нелегко ликвидировать, поэтому отношения между супругами остаются напряжёнными. Однако причину, испортившую отношения, нужно постараться устранить как можно скорее. Возникновение ссор, которые никогда не проходят бесследно, — одно из губительных последствий адаптации любви. Говорят: милые бранятся, только тешатся.

Но это не так. Всякая ссора необратима, то есть накладывает какой-то отпечаток на дальнейшие отношения.

Но как часто ссоры основываются на пустяках! Чаще всего неосознаваемой причиной ссоры является отрицательная психологическая установка. В состоянии эмоциональной усталости человек часто становится придирчивым, несдержанным. Лучше сразу понять причину срыва и тут же это понимание продемонстрировать: « Я понимаю, ты сегодня устал и поэтому так придирчив» такое проявление доброжелательности обычно помогает виновному одуматься. Если же другому вовремя не удаётся сдержаться, ссора нарастает, как снежный ком. Часто конфликты возникают из-за того, что супруги не поняли друг друга, потому что не выразили своего отношения к делу достаточно ясно. Чтобы поссориться используется всё: и как чистят зубы, и как держат ложку, и какое у другого увлечение.

Для этого нужна только соответствующая установка. И если взята установка на «войну» в доме, то ссора неизбежна. И нет большей обиды, чем та, которая нанесена близким человеком. Он может «ударить» больно, потому что знает, куда надо бить, чтобы причинить боль. Обида – тяжелейшее переживание. Хотя здесь есть и такой аспект: необоснованная и чрезмерная обидчивость некоторых. Психологи обращают внимание вот.

Обида может вызвать агрессию, которая включает все иммунные механизмы, начинающие работать вхолостую. Любой же гормон, который не использован организмом, превращается для него в яд, а значит, ослабляет человека. Если постоянно думать о своих обидах, организм будет подвергаться опасным перегрузкам. Для того чтобы освобождаться от этих болезненных явлений психики, нужно заниматься самовоспитанием мысли.

Преодолеть излишнюю обидчивость – значит найти пути к более гибкому межличностному общению. Возникновение конфликтов связано со стремлением людей удовлетворять те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учёта интересов другого супруга или члена семьи. Выбор средств взаимодействия конфликтующими супругами зависит от уровня культуры, типа темперамента, особенностей характера, степени психолого-педагогической готовности к семейной жизни, возраста и т. В зависимости от средств, выбираемых супругами для разрешения конфликта, он может выполнять как разрушительную, так и созидательную роль. К средствам, разрушающим семейные отношения, относятся оскорбления, унижение человеческого достоинства, стремление проучить, сильнее обидеть, свалить вину за возникший конфликт друг на друга. В итоге исчезает взаимное уважение, супружеское взаимодействие становится неприятной обязанностью.

Во втором случае, когда конфликт выполняет созидательную роль, супруги стремятся выбирать средства, способствующие выяснению причин конфликтов, ищут их прежде всего в своих действиях и поступках, выражают взаимную готовность изменить сложившиеся взаимоотношения. Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон супружества принято называть семейной атмосферой. В сущности, она является основным источником радости или неприятностей, ощущения полноты супружества или его неполноценности. Семейная атмосфера складывается из многих элементов, главный из которых – нравственное здоровье семьи, тесно связанное с жизнью общества.

Можно сказать, что нравственная семейная атмосфера устойчива в такой мере, в какой социальна семья и в какой искренни и честны супруги в своих взаимоотношениях. Причём нравственное сознание семьи и супругов постоянно возрастает, если здесь не провозглашают принципов, а ими руководствуются, не говорят о том, как надо вести себя, а просто живут по законам совести и чести, не рассуждают о морали, а живут в соответствии с ней. Такая атмосфера оптимистична, пронизана высокой нравственностью, уверенностью в будущем.

Семейная атмосфера – это психологический климат семьи. Она включает в себя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов, увлечений, переживаний.

В этом случае психологи говорят о духовном единстве семьи, когда каждый стремиться понять других, разделить их заботы, помочь. Духовное единство сплачивает семью в коллектив, помогает созданию общего стиля и тона жизни. Каждый в семье реально может утвердить себя в глазах близких, завоевать уважение, доверие, получить одобрение, выразить себя именно в сфере быта и свободного времени. Культура свободного времени очень влияет на атмосферу в семье.

Если свободное время планируется для самосозидания и роста духовных потребностей, оно даёт самую разнообразную гамму положительных впечатлений. Духовная же близость создаётся на основе психологической совместимости супругов, родителей и детей в системе межличностных отношений, что имеет регулирующее значение для стиля и тона супружеских отношений. Совместимость – значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, взгляды, привычки не враждебны, а дополняют друг друга. Именно от такой многословной совместимости – эмоциональной, духовной, моральной, сексуальной – зависит судьба брака: чем полнее это совместимость, чем больше у мужа и жены близких сторон, тем лучше им друг с другом, чем меньше – тем тускнее их жизнь.

Слово «совместимость» родилось в биологии и медицине. Чтобы ткань, которую пересаживают в другой организм, прижилась (оказалась совместимой), ей нужно почти близнецовое родство с этим организмом. Для психологической совместимости важно не родство, а сходство, душевные «общие знаменатели»: достаточно, чтобы люди хотя бы в чём-то главном дополняли друг друга или были похожи друг на друга, как похожи берёзы разных пород, как похожи рифмующиеся слова. То есть надо, чтобы разные свойства людей не враждовали, а уживались между собой. Такое уживание исключительно важно для семейной жизни, потому что полюбить можно разных людей, а сохранить любовь (или влечение) – только к совместимому человеку. И чем индивидуальнее люди, чем глубже их своеобразие, тем больше граней совместимости нужно их психологии, подсознанию.

Наилучшая совместимость – это, видимо, сплав похожести и полярности, и она стоит на трёх китах: на родстве душ, то есть похожести душевного отношения к жизни; на душевной близости – близости интересов, взглядов, идеалов; на противоположности нервного склада. Лучше всего совмещаются люди, у которых близок душевно-духовный мир и полярный темпераменты (например, холерик и флегматик или сангвиник). Любовь – стихийная сила, она приходит и уходит сама. Совместимость – чаще плод наших страданий, дитя нашей воли и чувств, сознания и поведения.

Создавать её приходится обычно каждый день, без перерывов: ведь люди всё время меняются – взрослеют, стареют, у них растут дети, делаются другими уклад жизни, привычки, характеры, взгляды, пристрастия, и ко всем этим переменам надо всё время приноравливаться, приспосабливать свою душу и поведение. При этом не стоит удаляться в крайность и думать, что хорошие отношения у мужа и жены могут быть только при полной, всесторонней совместимости. Часто людей связывают далеко не все нити, но они терпимо относятся к не очень приятным для них чёрточкам в другом человеке, уважают его право на самостоятельность, «автономию».

Кстати говоря, и эта терпимость к неизбежным недостаткам близкого человека, и уважение к его самостоятельности входят в число главных опор совместимости. Полная, всесторонняя совместимость вообще бывает очень редко. Куда чаще встречается неполная совместимость, не всесторонняя, но разносторонняя, и её обычно хватает для хороших отношений, если только бережно относиться к ним. Лучше всего совместимость создаётся, когда ей помогает любовь. Любящие как бы обмениваются частицами своих «я», перенимают друг от друга какие-то чёрточки, свойства душ. Обмениваются не всегда лучшим в себе, а часто тем, что у одного ярче и что кажется другому притягательным.

Обмен частицами своего «я», психологическое обобщение друг друга – топливо любви, которое поддерживает её огонь. Если этого топлива нет, любовь чаще всего гаснет. Сплав этой общности и разности и создаёт всю непростую мозаику супружеских отношений. С одной стороны, самим психологическим глубинам человека – личности нужно, чтобы у него было как можно больше общих интересов с близким человеком, чтобы у них «рифмовалось» как можно больше сторон души. С другой стороны, чем развитее человек, тем он своеобразнее во вкусах, пристрастиях, привычках, взглядах. Сама психология человека – индивидуальности делает невозможным, чтобы у людей совпадали все интересы или хотя бы основные стороны характера.

Между полюсами этого противоречия и балансирует у каждой пары сплав похожести и непохожести. Совместимость – это или тяготение к тому, что нравится в человеке, или «мирное сосуществование» с тем, что кажется нейтральным или не очень приятным. Несовместимость – неуживание с тем, что не нравится, царапает, ощущается как неприятное. Совместимость с достоинством человека часто несёт в себе вкрапления несовместимости с его недостатками, вернее, с тем, что кажется недостатками. Причём главное здесь – именно «кажется» — не то, что есть на самом деле, а то, что видится, ощущается, кажется хорошей чёрточкой или плохой.

У одних людей между совместимостью и несовместимостью идёт острая вражда, и цепь их отношений рвётся на звенья притяжений и отталкиваний. У других – чаще у тех, кто терпимее и у кого недостатки слабее – совместимость перевешивает и уколы несовместимости ранят меньше, не очень затмевают хорошие отношения.

Эти отношения дают больше радостей, если люди ведут себя как бы по законам двойной оптики: не дают себе привыкать к хорошим сторонам близкого человека и стараются так строить жизнь, чтобы эти хорошие стороны не тускнели; чужие недостатки стараются терпеть и прощать, свои – сдерживать и строить жизнь так, чтобы они поменьше вылезали наружу. Старания эти невероятно трудны, они отнимают массу душевных сил, но дают взамен такие потоки радостей, такие заряды энергии, которые намного превосходят нервные траты. Если такие старания слабы, люди поворачиваются друг к другу слабыми сторонами и нити их влечений начинают слабеть и лопаются одна за другой. На основе этого и возникает конфликт. Поэтому следует заботиться о каждом элементе семейной атмосферы, иначе неизбежно в ней появляется противоречия, конфликты, несоответствия и возникает неприятная эмоциональная напряжённость. Именно семья создаёт высокую ценность, быть может самую прекрасную, – радость.

И поэтому семейная атмосфера должна быть по существу своему оптимистичной, построенной на положительных эмоциях и переживаниях. Чаще всего семейные конфликты возникают у семей с напряжённой и конфликтной атмосферой. Напряжённая атмосфера характерна для противоречивых типов семей, в которых супруги с одинаковыми или противоположными недостатками: муж и жена – службисты или ленивы; или один трудолюбив, а другой лентяй; или кто-то неряшлив, кто-то чистоплотен. Здесь постоянно сталкиваются разные характеры и разные установки. Если любят, супруги терпят недостатки друг друга, хотя это даётся и не просто. Конфликтная атмосфера характерна для неблагополучной семьи и супругов, эмоционально и рационально несовместимых.

В таких семьях настроения пессимистичны (супруги не могут расстаться из-за детей или по иной причине и потеряли надежду на лучшую жизнь) или аффектны (скандалы, ненависть друг к другу). Причины конфликтов. В семье случаются разногласия, и это естественно. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами; позже в орбиту семейных отношений включены взрослые и дети – представители трёх поколений. И по самым различным вопросам, начиная с того, где провести выходной или отпуск, и кончая тем, в какой вуз поступать сыну или дочери, могут быть противоречивые мнения. Неизбежны проблемы на работе, неудовлетворённость друг другом, поведение детей, отношением друзей. Жизнь не бывает без трудностей, она каждого испытывает на выдержку и стойкость.

Легко любить, когда всё хорошо, а как сохранить чувство, когда плохо в семье или на работе и, кажется, не видно конца неприятностям.

todaysspisok.weebly.com

В соответствии с этим, мы поставили ряд задач:

    подобрать диагностический инструментарий по данной теме;

изучить особенности конфликтов в молодой семье;

2.2 Диагностический инструментарий.

Цель применения методики: Методика позволяет диагностировать восприятие и понимание супругами друг друга и конфликтной ситуации, а также индивидуально-специфичес кие защитные паттерны супругов.

Опросник состоит из 89 утверждений, которые «ра ботают» на 8 шкал: неконструктивные установ ки на брак, депрессия, протективные механизмы, дефензивные механизм ы, агрессия, соматизация тревоги, фик сация на психотравме, контрол ьная шкала. Большая часть утверждений бы ла сформулирована автор ом, ряд утверждений был в зят из ММРI, а также из опросника Р. Нигневицкого по диагностике личностной ригидности (Залевский Г.В., 1976).

Инструкции испытуемы м: «Цель опросника — выяснить Ваши взгляды относительно некоторых семейных проблем. Вам предложен ряд утверждений. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте в опросном листе знак «+» против соответствующего номера утверждения; если же Вы не согласны, поставьте знак «-». Избегайте ответов типа «затрудняюсь ответить». Вопросы слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Поэтому представьте себе типичные ситуации, обычные для вас, не задумываясь над деталями. Возможно, некоторые утверждения Вам будет трудно отнести к себе, но попытайтесь представить себя в этой ситуации и дайте наиболее подходящий ответ. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Мы знаем, что Вам будет трудно, но попытайтесь ответить как можно искреннее.

2.Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2 [50]. (Приложение 5)

Методика позволяет охарактеризовать обследуемую супружескую пару по ряду параметров:

наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений,

степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта,

уровень конфликтности в паре.

Методика представля ет собой бланковый тест — опросник, содержащий описание 32 ситуаций супружеского взаимодействия, которые носят конфликтны й характер.

В качестве ответа респондентам (испытуемым) предлагается шкала возможных реакций на определенную ситуацию, в которую заложены два признака: активность или пассивность реакции и согласие или несогласие с партнером (стороной в конфликте). Левый полюс шкалы — акти вное выражение несогласия, несогласное нейтральное отношение, пассивное выражение согл асия и, наконец, правый полюс — активное выражение согласия. Делениям шкалы приписываются значе ния в баллах соответственно от «-2» до «+2».

Инструкция: «В отношениях между супругами довольно часто бывают недоразумения, столкновение интересов, противоречия. Вам предлагаются (ниже приводятся) достаточно типичные ситуации, такие же или почти такие же возникают в каждой паре. Бывали они, наверное, и у вас. Пожалуйста, выберите тот вариант из предлагаемых ответов (см. шкалу), который в наибольшей степени близок к тому, как Вы себя ведете в подобных ситуациях:

«-2» — Категорически не согласна (не согласен) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации; активно выражаю несоглас ие и настаиваю на своем.

«-1» — Не согласна (не согласен) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации, демонстрирую свое недовольство, но избегаю обсуждения.

«0» – Ничего не предпринимаю, не высказываю свое отношение, жду дальнейшего развития событий

«+1» — В целом согласен (согласна) с тем, что говорит он (она) и не считаю необходимым выражать свое отношение

«+2» — Полностью согласен (согласна) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации, активно поддерживаю его (ее) и одобряю.

Не стоит слишком дол го задумываться над выбором ответа, так как в данном случае не может быть ответов «правильных» и «неправильных». Отметьте на ответном листе номер того варианта, который показался Вам на иболее подходящим, и переходите к следующей ситуации. Все ответы будут сохранены в тайне» .

Цель применения данной методики: данный тест имеет целью выявить, насколько хорошо опрошенные понимают друг друга и, следовательно, является ли отсутствие взаимопонимание одной из главных движущих сил возникновения конфликта.

Тест представляет собой опросник из 10 вопросов, на каждый из которых предлагается по 3 ответа. Текст теста и ключи к не му представлены в Приложении 1. Оба супруга должны были выбрать один из трех предложенных ответов. Затем они должны были подсчитать и сложить те очки, которые у них набраны. Очки, набранные супругами, представлены в Таблице 1.

Инструкции испытуемы м: «Внимательно прочитайте каждый вопрос и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов».

Разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко и предназначенны й для экспресс-диагностики степени удовлетворенности — неудовлетворенности браком, а также степени согласова ния- рассогласования удов летворенности браком у той или иной социальной группы.

Цель данной методики: установить отношение тестируемых к их семейной жизни, к отношениям с супругой/супругом; помочь разобраться самим, что именно в браке их не устраивает или беспокоит.

Опросник представляе т собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соот ветствует три варианта ответа: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно (Приложение 2).

Инструкции испытуемы м: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов, типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т.д.».

    Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации» адаптирована Гришиной методика американского психолога К.Н. Томаса (1937) [53]. (Приложение 8)

Цель данной методики: получить представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации.

«Внимательно прочитайте предложенные вам ситуации и завершите данные ситуации так, как бы вы себя повели в этот момент.»

Старайтесь избегать промежуточных ответов, типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т.д.».

Супружеские конфликты могут носить конструктивный и деструктивный характер . Конструктивно разрешаемые конфликты присущи всем супружеским союзам. Более того, они являются необходимой составляющей супружеских отношений.

Деструктивные конфликты проходят не бесследно, и наносят супругам психологические травмы. Поэтому действия участников супружеского конфликта должны быть направлены на изменение характера конф ликта из деструктивного в конструктивный. Для этих целей используется ряд методов: соблюдение «социальной дистанции», следование «правилу разнообразия» и «сглаживания», метод «благожелательных посылов».

Одним из способов урегулирования супружеских конфликтов является психологическое консультирование, сущность которого заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь супругов и вызывающих конфликты. Психологическое консультирование проходит в две стадии: диагностика конфликта и восстановление супружеских отношений. Однако психологическое консультирование сталкивается с рядом проблем: проблема времени, различная степень конфликтности семейной жизни у супругов, наличие неосознаваемых компонентов конфликтного поведения.

В работе мы предло жили диагностический инст рументарий для работы психолога по данной проблеме.

Поставленная в рабо те цель достигнута и задачи реализованы.

В процессе теоретического изучения данной темы заявленная гипотеза подтвердилась.

    Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. –656 с.

Шилов И.Ю. Фамилистика. – СПб., 2000. – 368 с.

Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996. –125 с.

Якшевич Н.В. Молодая семья. – Мн., 1991. – 167 с.

Карел Витек. Проблемы супружеского благополучия. – М., 1988. –143 с.

Харчев А.Г. Семья и брак в СССР. – М., 1979. 107 с.

Голод С.И. Семья и брак: историко – социологический анализ. – СПб., 1998. – 167 с.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988. –205 с.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991. – 184 с.

Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М., 1991. – 243 с.

Касцярович Г.И. Сям я беларусау у ХХ ст.// Адукацыя и выхаванне. – 1996, №11. – 47 с.

Осипова О.С. есть ли будущее у белорусской семьи.// Адукацыя и выхаванне – 1996., №2. – 46 с.

Сизанов А.Н. Проблемы семьи и брака. – Мн., 1993. – 112 с.

Чэчат В. Беларуская сям’я: сення и заутра.// Пралеска. – 1999 — №3. – 82 с.

Цельмер З. На вcю жизнь: психология семейной жизни. — М., 1992. – 114 с.

Семья: прошлое, настоящее и перспективы.// Под общественной редакцией Водневой А.К. и Смаченой Л.И. – Мн., 2000. – 95 с.

Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. – Мн., 1998. – 326 с.

Кон И.С. Введение в сексологию – М., 1988. – 296 с.

Кочетов А.И. Начало семейной жизни – Мн., 1987. – 365 с.

Владиславский В.З. Если ты мужчина – Мн., 1991. – 154 с.

Юрчук В.В. Мужчине о женщине – Мн., 1997. – 453 с.

А.Пиз Язык взаимоотношений: мужчина и женщина. – М., 2000. – 400 с.

Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. – Екатеринбург, 1998. – 528 с.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002. – 544 с.

Практикум по гендерной психологии / Под. ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003. – 479 с.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000. – 512 с.

Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. // Вопросы психологии. 1983. № 3. С.86. – 124 с.

Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.. 1993. – 326 с.

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб., 2003. – 464 с.

Поликарпов В.А. Психология первой любви. – Мн., 2002. – 254 с.

Кодекс РБ о браке и семье. – Мн., 2000. – 114 с.

33.Левкович В. П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношени й.// Вопросы психологии. 1987. №4. С. 94. –102 с.

34. Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986. – 234 с.

35. Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. – М., 1992. – 283 с.

36. Журавлёв В.И. Основы пед агогической конфликтологии. – М., 1995.

38. Семейно-бытовая культура . – Минск, 1987.-106с.

39. Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001

40. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Си б. отд-ние, 1989.

41. Ансупов А. Я. Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для вузов. М: Юн ити, 2002.

42. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии. Научный журнал. – 1995. -№3. – С.38 – 45

43. Елизаров А.Н. Установлен ие факта наличия семейных отн ошений в судебно- психологической эксп ертизе. «Прикладная психология и психоанализ».

44. http://www.med-h.ru/ психология/семейные-к онфликты

45. Робер М. — А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. С. 115. – 269 с.

46. Громова О. Н. Конфликтол огия. Курс лекций. – М.: Тандем, 2001.

47. Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.

48. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору , 1988.-22с.

49. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 – М.: Просвещение, Владос, 1995.

50. Слепнова В.И. Психология семейных отношений. — М., 2004.

51. Психология личности: тесты, опросники, методи ки/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.

52. Женская энциклопедия. М.: 1997.

53. Психология личности: тесты, опросники, методи ки/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.

www.webkursovik.ru