Самооценка виды самооценки уровень притязаний

Самооценка и уровень притязаний (Л.В. Бороздина).

Периодом возникновения самооценки считается дошкольный возраст, которая характеризуется неадекватностью, является завышенной, и представляет собой повторение оценок окружающих.

В младшем школьном возрасте самооценка с каждым годом обучения становится более адекватной, чаще обосновывается собственным мнением ребенка.

Первый класс — период адаптации, когда изменения в развитии ребенка могут носить латентный характер, и в формировании самооценки может идти скрытый процесс накопления критериев, оснований и средств, обеспечивающих ее функционирование. Чаще самооценка первоклассника является адекватно завышенной.

Во втором классе тенденция к переоценке себя снижается.

В третьем классе растет количество детей, стабильно проявляющих адекватную и заниженную самооценку независимо от ситуации оценивания, и снижается число учащихся, столь же стабильно проявляющих завышенную и неустойчивую самооценку во всех видах деятельности.

А.И.Липкина (1976г.) пишет о том, что для детей с пониженной самооценкой характерна склонность копаться в своей личности, выискивать в ней слабости и «заклиниваться» на них, видеть в себе, главным образом, плохое, несостоявшееся, а блокиратором для развития личности детей с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе, детям же с пониженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность.

Самооценка часто исследуется в связи с изучением уровня притязаний, который рассматривается как «потребность в определенной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком». В этом случае самооценка определяется очень узко, лишь как оценка личностью своих возможностей. Л.В.Бороздина (1986г.) принимает самооценку за базис уровня притязаний.

К концу младшего школьного возраста уровень притязаний меняется, при этом наиболее выраженной оказалась тенденция уменьшения его высоты. В отношении ребенка к себе в младшем школьном возрасте проявляются элементы рефлексии. В концепции учебной деятельности рефлексия рассматривается как психическое новообразование младшего школьного возраста. Рефлексия – это рассмотрение человеком оснований собственных действий контроля и оценки.

В период с первого по четвертый класс обнаружен рост рефлексивности при самооценке во всех видах деятельности. В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится. В связи с этим выделяют прогностическую самооценку, то есть оценку учащимися своих возможностей при решении различных задач, и ретроспективную оценку учащимися особенностей своего решения после выполнения деятельности. Высота прогностической самооценки определяется по уровню трудности выбираемых ребенком задач. Младшие школьники во всех оценочных ситуациях первыми чаще выбирают задачи среднего или высокого уровня трудности. К концу младшего школьного возраста наблюдается уменьшение числа обращений детей к наиболее трудным задачам. Адекватность прогностической самооценки выявляется путем соотнесения уровня трудности выбранного ребенком задания с результатами его выполнения.

С возрастом у младших школьников увеличивается число заниженных и уменьшается количество завышенных самооценок. Рефлексивность при прогностической самооценке определяется по наличию у ребенка колебаний, сомнений в ситуациях самооценивания, стремления избежать однозначных самооценок путем перебора их вариантов и критериев оценки. С возрастом отмечается более заметный рост рефлексивности в прогностической самооценке, а от первого к третьему классу растет количество детей, у которых рефлексивность проявляется как устойчивая характеристика прогностической самооценки. Ретроспективная самооценка отражает оценку субъектом того, что уже сделано и достигнуто. Проявление ретроспективной самооценки младших школьников по параметру адекватности в значительной степени определяется предметным содержанием и мерой освоенности деятельности, по отношению к которой ребенок себя оценивает.

У детей от семи до одиннадцати лет умение обосновывать самооценку результатов своей деятельности проявляется в росте обоснований содержательного типа и увеличении числа адекватных ретроспективных самооценок, что связано с развитием у старших детей более высокого уровня самокритичности. Устойчивость функционирования самооценки в младшем школьном возрасте в значительной степени определяется предметным содержанием и мерой освоенности той деятельности, по отношению к которой ребенок оценивает себя. Обоснованность прогностической самооценки менее тесно связана с видом деятельности, ретроспективная самооценка — более обусловлена им.

Для младших школьников характерны следующие возрастные изменения самооценки:

 от первого к четвертому классу снижается высота прогностической самооценки;

 стабильнее проявляется адекватность самооценивания, особенно это касается ретроспективной самооценки, уровень обоснованности которой повышается;

 растет рефлексивность прогностической самооценки.

Большинство детей обращается к прошлому опыту, как к надежному обоснованию ретроспективной самооценки. Прогностическая самооценка, как правило, обосновывается аргументами, непосредственно «вытекающими» из ситуации оценивания.

В качестве основных факторов, влияющих на становление самооценки, является не только собственная практическая деятельность, но и социальная среда. Необходимость решения проблемы формирования самооценки обусловлена требованиями к подрастающему поколению, представители которого должны ориентироваться в особенностях собственной психики и личностных качествах. Формирование у детей адекватной самооценки обусловлено учебно-воспитательным процессом. Самооценка складывается в структуре психосоциальных отношений, то есть формирование самооценки идет под влиянием оценки, которую дают воспитатели, учителя, родители и сверстники. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, ребенок под воздействием оценочных суждений других начинает относиться определенным образом как к результатам своей деятельности, так и к самому себе, как к личности. Так у ученика формируется установка на оценку своих возможностей и способностей — один из основных компонентов самооценки.

Дата добавления: 2015-07-07 ; просмотров: 510 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su

Самооценка виды самооценки уровень притязаний

Итак, в ходе исследования мы уже установили, что под самооценкой, в психологической науке, понимается произведение индивидом оценки собственных достоинств и дефектов, поведения и деяний, определение персональной роли и значимости в социуме, определение самого себя в целом. С целью более четкой и правильной характеристики субъектов разработаны определенные виды самооценки личности, а именно:

- по реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;

- в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;

- по временному отношению, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;

- по сфере распространения выделяют общую, частную и конкретно-ситуативную самооценку;

- в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (у ряда авторов называется конструктивной и деструктивной);

- в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой. Маклаков А.Г. М15 Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.

Перечисленные виды самооценки личности считаются основополагающими в психологической науке. Их можно трактовать в качестве видоизменения поведения субъектов из области абсолютно-безличного начала в индивидуально личную определенность.

Итак, существует нормальная самооценка, или как еще говорят — адекватная, низкая и завышенная, соответственно — неадекватная. Эти виды самооценки являются самыми важными и определяющими, поскольку именно от их уровня зависит, насколько личность будет здраво подвергать оценке собственные силы, поступки, качества, деяния. Уровень самооценки заключается в придании чрезмерной значимости себе, собственным достоинствам и дефектам, или наоборот — ничтожности. Следует отметить, что отдельные авторы используют словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

- выше среднего уровня;

При этом все уровни, непопадающие в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

- низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);

- низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название — эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности). Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. сост.Д.Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ-М, 2006. — 672 с.

Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной. При этом адекватность самооценки личности определяется соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Первый способствует адекватности, а второй действует в направлении обратной действительности. Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку индивиду сложно признать хаос внутри себя. Многие ошибочно полагают, что завышенный уровень самооценки — это неплохо. Однако такое мнение является не совсем корректным, поскольку, отклонения самооценки в ту или иную сторону очень редко способствуют плодотворному развитию личности.

Так, люди с завышенной степенью самооценки склонны переоценивать собственный реальный потенциал, которые часто полагают думают, что окружающие люди их без оснований недооценивают, вследствие этого они относятся к окружающим их лицам совершенно недружелюбно, нередко высокомерно и надменно, а иногда и совсем агрессивно. При этом они уверены, что во всем превосходят прочих индивидов, и требуют признания собственного превосходства. Субъекты с завышенной степенью самооценки постоянно стараются доказать окружающим, что являются самыми лучшими, а другие хуже них. По причине этого окружающие стремятся избежать общения с ними.

Откровенно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства — «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей — «я лучше всех». Человек с завышенной самооценкой идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение. При этом такой индивид преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Нередко такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие. Человек с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид:

- высокое положение головы,

- продолжительный и прямой взгляд,

- командные нотки в голосе.

Откровенно заниженная самооценка личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих. Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко они видят себя неудачниками, не замечают, вследствие чего не могут правильно оценить свои лучшие качества. Заниженная самооценка, как правило, формируется в детском возрасте, но нередко может трансформироваться из адекватной вследствие регулярного сравнения с другими субъектами. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерно:

studbooks.net

Самооценка личности определяет уровень его социальной адаптации и напрямую зависит от его самоуважения и степени развития его индивидуальности. Существует множество факторов, которые позволяют определить насколько высокая у человека самооценка. Для оценки обычно анализируют такие аспекты как нравственность, а также проводят анализ его поступков и способностей.

Формирование самооценки личности

Развитие самооценки личности происходит непосредственно под влиянием окружающего сообщества. Степень воздействия социума на её развитие сложно переоценить. Мнение окружающих людей играет одну из наиболее важных ролей в том, каким образом и насколько высоко человек оценивает себя и своё собственное положение в обществе.

Формирование самооценки личности происходит под воздействием не только социальной оценки человека, но и от его собственного воззрения на самого себя, своё положение и качество своих поступков. Личность сама лучше других знает о своих достоинствах и недостатках. О том, какие действия и с какой мотивацией были произведены.

Личностная самооценка крайне устойчивая характеристика человека. Её формирование приходится на ранние этапы развития. Напрямую на неё влияют и жизненные перипетии, и ряд врожденных особенностей. Будучи во многом социальным чувством, самооценка формируется под воздействием мнения окружающих людей и, посему, непосредственно зависит от постоянного сравнения себя с теми личностями, с которыми мы взаимодействуем с самого рождения. Для того чтобы повысить свою самооценку, прежде всего, необходимо её как следует проанализировать. Трезво и храбро взглянуть на реальное отношение к самому себе. Узнать свои черты характера и оценить свой темперамент. Без этого невозможно провести коррекцию отношения к самому себе.

Изучение самооценки личности

Личностная самооценка существует для трёх целей:

1. Для реализации личного выбора.

2. Для защиты личностной независимости, а так же стабильности.

3. Для саморазвития

Изучение самооценки личности для каждого человека может сыграть очень важную роль. Так подобное времяпровождение очень необходимо для того, чтобы периодически очищать сознание от накопившегося там шлака и мусора. Это может поспособствовать решению очень многих проблем и нахождению ответов на ряд вопросов.

Формирование самооценки напрямую влияет на развитие самосознания личности. Человек способен оценивать себя и свои качества посредством самоанализа, созерцания своих поступков и мыслей, а так же постоянного самоконтроля. Индивидуальности свойственно сравнивать себя и свои поступки с окружающими людьми.

Самосозерцание не является простым и праздным «самокопанием», которое не приводит ни к чему кроме углубления своих комплексов. Самосозерцание и самооценивание претендует на более глубокий и важный аспект человеческого поведения, а именно саморазвития и стремления к непрерывному совершенствованию своих качеств и умений.

Оценивая себя и свои успехи можно не только найти своё подлинное «Я» и анализировать своё прошлое, но и найти ключи к решению внутренних проблем и пути к достижению поставленных целей в будущем. При анализе своей самооценки можно найти сердцевину своих комплексов и познать плюсы и минусы своей личности. Узнав себя, человек преображается, поскольку узнаёт в подноготную всю изнанку самого себя и может верно распределять свои усилия для саморазвития.

Существует когнитивный и эмоциональный компонент самооценки. Первый определяет ту информацию, которую человек узнал о себе от сторонних и внутренних источников. Второй формирует чувственную оценку самого себя и качеств своей личности.

Самооценка и уровень притязаний личности

Уильямом Джеймсом была разработана формула, вычисляющая условный уровень самооценки. Её можно свести к следующему уравнению:

Самооценка = успех/уровень притязаний.

Исходя из этого, можно отметить, что самооценка и уровень притязаний личности находятся в обратно-пропорциональной зависимости. Иными словам, при равной степени успеха, чем выше притязания личности, тем ниже самооценка. Эта концепция достаточно логична. Ведь чем выше наши требования к реализации в жизни, тем сложнее достичь того уровня, когда степень личного успеха покроет уровень притязаний в достаточной степени, чтобы удовлетворить свою самооценку.

Таким образом, для повышения собственной самооценки, необходимо либо «понижать планку», либо увеличивать результаты в деле достижения тех или иных успехов.

Самооценка существует 3-х видов, а именно завышенная, заниженная и нормальная. Последняя является оптимальной для человека, поскольку слишком сильное отклонение в ту или иную сторону, вызывает внутренние конфликты, которые влекут за собой дискомфорт, порой ошибочно связываемый с воздействием внешних факторов, а не с проблемами с самооценкой.

В случае, когда самооценка чрезмерно завышена, человек теряет «обратную связь». Он перестает адекватно оценивать уровень своих успехов, во всех неудачах обвиняя окружающих людей. Личные неудачи попросту игнорируются, для того чтобы поддерживать свои «высокие стандарты». Такой человек вместо того, чтобы одолеть свои слабые стороны преподносит их как сильные. И он уже не несдержанный и грубоватый человек с неконтролируемой агрессией, а «решительная личность». Такие люди прекращают прислушиваться к мнению окружающих людей, полагая, что любая критика имеет своей целью лишь только подорвать его уверенность в себе или является проявлением излишней придирчивости. А любого рода неудачи соотносятся с «происками недоброжелателей».

Завышенная самооценка способствует развитию нервозной натуры и даже истеричного поведения. Часто такой человек считает, что заслуживает гораздо большего, чем имеет на самом деле. Подобного рода индивидуума можно узнать по прямой осанке и «задранному носу». Обращаясь к другим людям, они используют командный тон голоса и смотрят прямо в глаза.

При заниженной самооценке человек становится нерешительным и слишком застенчивым. Для него очень важно одобрение окружающих его людей. Такие люди очень легко поддаются влиянию «общественного мнения» или же конкретных личностей с властным характером. Часто они страдают от комплекса неполноценности. Для них очень важно найти любые способы для собственного самоутверждения. При заниженной самооценке человек ставит более низкие цели, чем он реально может достичь. Он гипертрофирует свои неудачи, с головой уходя в них и вечно пытаясь «наверстать упущенное». Эти люди крайне требовательны к другим. Часто личность с заниженной самооценкой завистлива и мстительна, что делает её в некоторой степени опасной для своего окружения. Узнать таких людей можно по неуверенной походке и отводу глаз в сторону во время непосредственного общения.

При адекватной самооценке наблюдается баланс между защитным и познавательным процессом личности. Если познавательный процесс ищет вероятные изъяны в своей личности для достижения адекватной оценки самого себя, то защитный механизм существует для того, чтобы находить самооправдания. Данный процесс существует для защиты собственного внутреннего комфорта.

Уровни самооценки личности

Существует способ, который помогает определить уровни самооценки личности. Данная методика предложена для определения данного параметра у школьников. Перед ними изображается лестница с десятью пронумерованными ступенями. Они изображают степень «правильности» поведения человека, от единицы (очень плохой) до десятки (очень хороший, добрый и правильный). Ребёнку должен нарисовать человечка на той ступени, на которой он видит себя.

Адекватной оценкой считается размещения себя на ступени под номерами 4, 5, 6 и 7. Если ребёнок оценил себя на ступеньках ниже, значит, что самооценка занижена, если выше, то, соответственно, завышена.

Низкий уровень свидетельствует о сильной зажатости личности. Её неуверенности в себе и неспособности к самореализации.

Средний уровень свидетельствует об адекватной самооценке. Такие дети реально смотрят на свои умения и таланты. Завышенная самооценка влечёт за собой идеализацию себя, которая нарушает «обратную связь» с другими людьми и способствует тому, что человек прекращает оценивать себя адекватно и не признает того, что его личные неудачи связаны с проблемами его личного поведения.

Как заниженная, так и завышенная самооценка являются препятствиями для достижения желаемых целей. Они часто выражаются в виде проблем с общением с другими людьми.

psytheater.com

Самооценка и уровень притязаний личности

Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Под самооценкой подразумевают оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми.

Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1) уровень (высокая, средняя, низкая);

2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);

3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и др.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.). Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания.

Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания.

Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми.

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач.

Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её. Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. По мнению БороздинойЛ.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности.

studopedia.ru

Человек, в отличие от животных, сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание – самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных.

В ходе социализации (установления контактов с обществом) расширяются и углубляются отношения человека с другими людьми, с обществом в целом; происходит становление в человеке образа-Я. «Образуется» представление о себе — это и есть содержание самосознания, которое складывается не сразу, а на протяжении всей жизни под воздействием социального окружения.

Самосознание включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):

1. Осознание своего отличия от остального мира.

2. Осознание себя как субъекта деятельности (учебной, профессиональной, как члена семьи).

3. Осознание своих психологических свойств (какой я?).

4. Социально-нравственная самооценка (самоуважение, которое формируется в жизненном опыте).

Итогом развития самосознания является «образование» образа-Я или Я-концепции — системы представлений человека о самом себе. Различают три компонента образа-Я.

Компоненты я-концепции (образа-Я)

1. Когнитивный – система самоотношения человека на основе самопознания (кто я такой?).

2. Эмоциональный – система самопереживаний человека и эмоциональной оценки самого себя в сравнении с другими. Эмоциональная составляющая выражается в самооценке человека.

3. Поведенческий – выражается в уровне притязаний личности. Уровень притязаний – это степень сложности целей и задач, который ставит перед собой человек в течении жизни. Уровень притязаний может быть адекватным и неадекватным, завышенным и заниженным. Адекватный уровень притязаний соответствует реальным возможностям и способностям личности.

Самооценка – один из структурных важнейших компонентов я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Это глобальное чувство «за» и «против» самого себя.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, взаимоотношения человека с другими людьми. Высшая форма саморегулирования состоит в творческом отношении к собственной личности – стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.

На самооценку влияют реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. Чем значительнее будут успехи личности, тем выше будет её самооценка.

Виды самооценки: адекватная и неадекватная, которая в свою очередь может быть завышенная и заниженная.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, её достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Адекватная самооценка должна отражать динамику успеха и неудач в жизни личности. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то у него адекватная самооценка.

Неадекватная самооценка характеризует личность, чьё представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Такой человек самоуверенно берётся за работу, которая превышает его реальные возможности, что при неудаче приводит к разочарованию.

Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, такой человек недооценивает свои возможности и способности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи достижения обстоятельствам или воспринимает их как случайные и временные.

1. В чём состоит субъективный мир сознания? Дайте понятие «сознание». Что является стержнем сознания, способом его существования?

2. Раскройте структуру сознания. Назовите компоненты сознания человека. В чём функции сознания?

3. Перечислите психологические характеристики сознания. В чём состоит содержание индивидуального сознания?

4. Раскройте соотношение сознания, подсознания и бессознательного в психике и поведении человека.

5. В чём суть отечественного учения о бессознательном (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л.С. Выготский)?

6. Охарактеризуйте личностные проявления бессознательного по З. Фрейду. Дайте понятие «психологические защиты личности» (З. Фрейд и А. Фрейд).

7. Дайте понятие о самосознании. Назовите компоненты самосознания. Перечислите компоненты я-концепции (образа-Я). Что такое «самооценка личности»? Какие виды самооценки личности описаны в психологической науке?

Раздел 2. Психология личности

Глава 4. Общее понятие о личности в психологии

Личность как базовая категория науки.Понятие о факторах и движущих силах психического развития. Роль биологического и социального в личности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность, человек, субъект. Критерии сформировавшейся личности.

Зарубежные теории личности. Биогенетические теории личности. Конституционные теории. Типологии. Фрейдизм. Неофрейдизм. Индивидуальная психология. Аналитическая психология. Социогенетические теории личности. Бихевиоризм. Необихевиоризм.Психосоциальная концепция развития личности. Психогенетические теории личности. Гуманистическая психология. Теории развития интеллекта. Когнитивная психология.

Представления о личности в отечественной психологии. Понятие «личность». Структура личности. Соотношение понятий индивид, личность, субъект, индивидуальность в отечественной психологии. Отечественная психология о второй половине ХХ в. Деятельностный подход к исследованию личности. Психология отношений личности (М.Н. Мясищев). Целостный подход к исследованию психики (Б.Г. Ананьев). Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Концепция деятельности. Принципы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев). Проблемы индивидуальных различий в дифференциальной психофизиологии (Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын).

studopedia.su

Уровень притязаний и самооценка (стр. 1 из 8)

МІНІСТЕРСТВО УКРАЇНИ З ПИТАНЬ НАДЗВИЧАЙНИХ СИТУАЦІЙ

ТА У СПРАВАХ ЗАХИСТУ НАСЕЛЕННЯ ВІД НАСЛІДКІВ

З ПРЕДМЕТУ ЕКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЇ ПСИХОЛОГІЇ

Взаємозв’язок рівня домагань та інтелекту людини

РАЗДЕЛ І. Понятие интеллекта и уровня притязаний личности…. ………..5

1.1.2. Исследования интеллекта…………………………………………. 6

1.2. Сущность явления «уровень притязаний»………………………………17

1.2.1. Понятие «уровень притязаний»…………………………………. 17

1.2.2. Взаимосвязь уровня притязаний с другими психологическими характеристиками…………………………………………………………20

РАЗДЕЛ ІІ. Особенности уровня притязаний и интеллекта курсантов …………………………. 22

2.1. Структура и методы исследования………………………………………22

2.1.1. Методика «Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе»………………22

2.1.2. Методика «IST (Интеллекта структуры тест)». …………………26

2.2. Исследование взаимосвязи интеллекта и уровня притязаний ……………………………………………………..……..31

2.3. Исследование взаимосвязи интеллекта и уровня притязаний ………………………………………………………….34

Актуальность данной работы. Концепции целей в современной психологии приобретают все большее влияние. Подтверждение этого — целый ряд серьезных работ, подводящих итог достижениям в сфере изучения личности как целевой системы и обозначающих перспективы дальнейших исследований. К важной составляющей построения объяснительных моделей достижения целей относится уровень притязаний, отражающий трудность цели, которую человек хочет достигнуть, исходя из оценки своих возможностей. Исторически интерес к исследованию уровня притязаний как психологическому феномену возник в контексте проблем «Я» и изучением таких характеристик как успех, самоуважение, достижения, самооценка и др. (У.Джемс).

Наиболее значительные исследования, раскрывающие различные аспекты уровня притязаний, осуществлены в 30-40 годы прошлого столетия и связаны с именами Э. Толмена, К. Левина, Б. В. Зейгарник, Ф. Хоппе, М. Юкнат, Т. Дембо, Л. Фестингера, Р. Сирса и др. В этих и более поздних зарубежных и отечественных исследованиях (X. Хекхаузен, Д. Мак-Клелланд, Дж. Аткинсон, Б. С. Братусь, Л. И. Божович, В. К. Гербачевский, Л. В. Бороздина, О. К. Тихомиров, Т. Г. Волкова, Э. Д. Телегина и др.) уровень притязаний рассматривался в контексте динамического подхода, проблем самооценки, мотивации достижения успеха, временной перспективы. Изучались проблемы взаимосвязи уровня притязаний с личностными чертами, возрастными периодами, психическим здоровьем, эффективностью обучения.

Интерес к изучению уровня притязаний, как феномену выбора целей, не угасает. Исследования данного концепта находят применение в педагогике, педагогической психологии, экономике, социальной психологии, спорте и т.д.

Несмотря на ряд фундаментальных исследований уровня притязаний, остаются неоткрытыми многие аспекты психологических механизмов влияния на уровень притязаний, особенностей его взаимосвязи с другими психологическими характеристиками, особенно с интеллектом.

Следует отметить, что в зарубежных исследованиях уровня притязаний акцент сделан на самом процессе целеобразования (реальных и идеальных целях, мотивации, динамике формирования уровня притязаний в ситуациях успеха и неудачи). В отечественной психологии более традиционен анализ уровня притязаний в соотношении с самооценкой. Общепринятой точки зрения на взаимосвязь понятия «уровень притязаний» и «интеллект» не вынесено. Но и в отечественной, и в зарубежной психологии уровень притязаний исследуется, как правило, вне анализа системы целей и учета различной значимости целей, их согласованности. Вместе с тем, если уровень притязаний отражает определенную степень трудности цели, то возникает вопрос о соотношении параметров уровня притязаний с конкретным психологическими характеристиками.

В связи с вышесказанным, можно предположить, что исследование взаимосвязи интеллекта с уровнем притязаний может помочь более детально изучить эти явления.

Объектом исследования является уровень притязаний и уровень интеллекта. Предметом исследования — взаимосвязь уровня притязаний и интеллекта у курсантов УГЗУ.

Целью данной работы является выявление взаимосвязи уровня притязаний и интеллекта.

· Сбор и исследовательский анализ литературных данных по проблеме интеллекта и уровня притязаний личности.

· Исследовать взаимосвязь интеллекта и уровня притязаний у 1-го курса

· Исследовать взаимосвязь интеллекта и уровня притязаний у IV-го курса.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из вступления; одногораздела состоящего из двух параграфов и второго состоящего из трех параграфов; выводов и списка литературы (16 источников). Общий объём работы составляет 42 печатных страницы.

РАЗДЕЛ I . Понятие интеллекта и уровня притязаний личности.

1.1.1 Интеллект человека.

Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии человека стоит достаточно остро как в психологической науке, так и в образовательной практике. Анализ зарубежных исследований показывает, что можно выделить несколько основных подходов к данной проблеме в соответствии с различными аспектами рассмотрения интеллектуального развития человека.

В рамках первого подхода различия в интеллектуальном развитии связываются с общей моделью развития интеллекта. Как правило, эти различия интерпретируются с помощью понятия "общие умственные способности", Дж. Б. Кэрролл, автор книги "Познавательные способности человека", подчеркивает, что при изучении способностей основная проблема заключается в определении психологических качеств, которые рассматриваются как способности; в нахождении их места в познавательной деятельности и в их измерении, позволяющем выявить уровень развития способностей. Иными словами, под общими умственными способностями понимаются качества интеллекта, стоящие за определенными количественными показателями его развития. Данные качества и их группы определяются в основном путем использования статистических моделей анализа интеллекта, а уровень развития умственных способностей традиционно измеряется с помощью тестов интеллекта[6].

Естественно, что и построение самих тестовых систем, и интерпретация получаемых с их помощью результатов основывались на той или иной концепции развития интеллекта. Первым шагом в данном направлении являются тесты Бине, получившие широкое распространение в модификации Л. Термена. Последний рассматривал интеллект как целостную способность к абстрактному мышлению, границы которой определяются наследственностью. Данное понимание соотносимо с теоретической моделью развития интеллекта Ч. Спирмена, полагавшего, что основной характеристикой интеллекта является наличие общего фактора (g). Соответственно индивидуальные различия в развитии интеллекта определяются его "количеством", измеряемым IQ. Различия в IQ позволяют дифференцировать людей по их интеллектуальным способностям от умственной отсталости до умственной одаренности. В соответствии с данными различиями в настоящее время создаются образовательные программы и системы работы с детьми, имеющими разный уровень развития умственных способностей [7].

1.1.2 Исследование интеллекта.

Серьезный шаг в анализе развития интеллекта был сделан Д. Векслером, который начал рассматривать интеллект как структурное образование. Под интеллектом Д. Векслер понимал способность целенаправленно действовать, рационально размышлять и эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью. При таком общем определении интеллекта Д. Векслер разделил умственные способности на вербальные и невербальные (способности к представлениям) и показал, что у разных детей может доминировать та или иная группа способностей. В 1949 г. им были опубликованы тесты для определения умственного развития людей, состоящие из вербальной и невербальной шкал[4].

В вербальнуюшкалу были включены следующие субтесты: информация (знания ребенка об окружающей действительности), понятливость (организация и применение знаний), сходство (установление сходства между объектами по некоторому принципу), арифметика (уровень владения арифметическими действиями, а также уровень развития концентрации внимания и кратковременной памяти), словарь (определение слов), числовые ряды (повторение числовых рядов, определяющее развитие кратковременной памяти и внимания), предложения (повторение предложений — развитие кратковременной памяти и внимания). В невербальнуюшкалу вошли задания: дополнение картинок (нахождение недостающей части на картинке), последовательность картинок (выкладывание картинок в соответствии с выявленным сюжетом), кубики (конструирование по образцу), разрезные картинки (составление целой картинки из ее частей), кодирование (использование заданного условного кода), лабиринты (нахождение пути в лабиринте), геометрические фигуры (копирование геометрических фигур), колышки для животных (кодирование последовательности изображений животных с помощью цветных цилиндров — вариант кодирования), поиск символов (нахождение заданных символов среди ряда предъявляемых). Дифференцированная оценка уровня умственного развития людей по двум данным шкалам позволяет выявить не только возрастные, но и качественные индивидуальные особенности развития интеллекта[7].

mirznanii.com

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое «уровень притязаний» в других словарях:

Уровень притязаний — личности это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей… … Википедия

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — англ. level of claims; нем. Anspruchsniveau. 1. Идеальная цель, достижение к рой связано с определенными трудностями и целым рядом будущих действий. 2. Цель очередного действия, формирующаяся в результате успешности или безуспешности прошлых… … Энциклопедия социологии

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — – 1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель). 2. Выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель)); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий; … Словарь по профориентации и психологической поддержке

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — См притязаний, уровень … Толковый словарь по психологии

Уровень притязаний — 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный… … Психологический лексикон

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — англ. level of claims; нем. Anspruchsniveau. 1. Идеальная цель, достижение к рой связано с определенными трудностями и целым рядом будущих действий. 2. Цель очередного действия, формирующаяся в результате успешности или безуспешности прошлых… … Толковый словарь по социологии

Уровень притязаний — желаемый уровень достижений личности, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка У.п. проводится с точки зрения его адекватности соответствия реальным возможностям… … Педагогический терминологический словарь

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — желаемый уровень достижений личности, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, к рые личность перед собой ставит. Оценка У. п. проводится с точки зрения его адекватности соответствия реальным возможностям человека.… … Российская педагогическая энциклопедия

уровень притязаний личности — Автор. К.Левин. Категория. Характеристика личности. Специфика. Стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием… … Большая психологическая энциклопедия

psychology.academic.ru