Самооценка тревожности фрустрированности агрессивности и ригидности

Опросник «Самооценки тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» О.Елисеева. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилберга Ханина)

Фрагмент текста работы

Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечение ее необходимыми ресурсами и средствами.

При реализации целей данная программа должна решать следующие задачи: воспитывать и развивать в детях конкретные необходимые жизненные навыки и умения:

— эффективно взаимодействовать и в этих условиях общаться.

— справляться со стрессом.

— принимать какие-либо решения и делать выбор для принятия решений.

3. Теоретическое обоснование:

Агрессия: определения и основные теории.

· Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.

· Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)

· Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

· Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.

· Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

В быту понятие «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных, завладевающих действий. Агрессоры, как и агрессия, окружающими всегда оцениваются отрицательно как выражение наличия культа грубой силы. Под агрессией в основном понимается вредоносное поведение.

В понятие «агрессия» соединяются разнообразные по форме и результатам акты поведения — от злых шуток, сплетень, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств.

В переходный период жизни у подростков нередко можно встретить форм насильственного поведения, определяемого в определениях: «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость».

С понятием агрессивности тесно связано состояние враждебности. Враждебность — это такое состояние, которое имеет определённый объект, на которого устремляется вся злоба. В большинстве случаев враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако не какой агрессии не проявляют. Встречается и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым не каких враждебных чувств не питают.

Различными авторами в литературе предложены многообразные определения «агрессии». Но из этого множества не одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Например, Л. Беркович обратил внимание других ученных на то, что одна из наиболее важнейших проблем в определении агрессии является его перевод с английского языка. Проблема заключается в том, что в английском языке этот термин подразумевает огромное многообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, то они могут сказать, что этот человек обычно оскорбляет других, или что он очень часто недружелюбен, или, имея достаточную силу, пытается делать все по-своему, или же без страха бросается в неразрешённые проблемы, или же все же отстаивает свои убеждения

Из этого следует, что при изучении и исследовании агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти наиболее подходящее определение основного понятия. Определение много, но наиболее распространённые были предложены:

А. Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащая угрозу или наносящая ущерб другим.

Второе, предложено несколькими известными ученными звучит так: чтобы те или иные действия можно было квалифицировать как агрессию, то они должны в себя включать намерения обиды или оскорбления, а непросто приводить к таким последствиям.

И, в конце концов, третья точка зрения, озвученная Н. Зильманном, которое ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения других телесных или физических повреждений.

Многие специалисты в области социальных наук, не смотря на не значительные разногласия относительно определения агрессии, склоняются к принятию определения, близкому ко второму приведённому здесь.

В данное определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Из этого следует, что в настоящее время большинством используется

vunivere.ru

Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и воспри­ятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособ­ность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.

· 46 и более баллов – высокий.

2.2. Исследование тревожности (опросник Спилберга — Ханина)

При интерпретации показателей использовались следующие оценки тревожности:

· до 30 баллов – низкая тревожность;

· 31 – 45 – умеренная тревожность;

· 46 и более баллов – высокая.

Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов.

2.3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса — Дарки)

В исследовании нас интересовала мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Опросник Басса – Дарка позволяет определить уровень таких деструктивных тенденции, что дает возможность с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявление открытой мотивационной агрессии. А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» (приложение № 3).

Агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно — потребностной сферы личности. Поэтому опросник Басса – Дарка используется, в данном исследовании, в совокупности с личностным тестом психических состояний Спилберга.

В предложенных шкалах:

· физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

· косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная;

· раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

· негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

· обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

· подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

· вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия угрозы);

· чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, ощущаемые им угрызения совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности; враждебность – общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия – активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Нормой агрессивности является величина ее суммарного индекса, равная 21 +/- 4 баллов.

Нормой враждебности – 7 +/- 3 баллов.

2.4. Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»

Характерные симптомы изменений самочувствие отчетливо проявляется при разных состояниях индивида – например, утомлении, напряженности, стрессе. Активность проявляется в творчестве, волевых актах и общении. А в зависимости от степени осознанности причин, вызвавших конкретное настроение, оно переживается либо как нерасчлененный общий эмоциональный фон, либо как четко идентифицированное состояние. Опираясь именно на вышеизложенные факты мы посчитали необходимым включит в исследование тест «САН».

Данный опросник основывается на самооценке своего состояния по предлагаемым 30 парам противоположных характеристик на которые предлагается ответить респонденту (приложение № 4).

При подсчет крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом учитывается, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории (самочувствие, активность, настроение), и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Средний балл шкалы равен – 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 – свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 баллов.

Дата добавления: 2015-07-12 ; просмотров: 147 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su

Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивиду­альных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустированности и агрессивности.

При интерпретации показателей использовались следующие оценки:

· до 30 баллов – низкий показатель;

· 31 – 45 – умеренный показатель;

Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 215 | Нарушение авторских прав

medlec.org

II. Организация и методы исследования

В исследовании участвовало 30 детей: 15 мальчиков и 15 девочек в возрасте 13-15 лет. Все дети из полных семей, посещают школу. Исследование проводилось в период с 1.09.03г. по 1.11.03г. и состояло из следующих этапов:

1. Диагностика всех респонлентов.

2. Выявление респондентов подверженных стрессу.

3.Работа психолога с группой респондентов подверженных стрессу.

4. Повторная диагностика группы респондентов, подверженных стрессу, с целью оценки эффективности работы психолога.

2.1. Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

По всем трем оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1, 2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свой­ству — 80. (Приложение 1)

Фрустрированность как форма проявления подверженности пси­хологическому стрессу есть состояние переживания человеком объек­тивно существующей или воображаемой неудачи. Объективная или субъективная непреодолимость жизненных затруднений вызывает от­рицательные эмоции и повышение тревожности, восходящей до лич­ностной.

Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питае­мая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом, может сформироваться личностная агрессив­ность как готовность к агрессивному поведению, в частности направ­ленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного по­ведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационцой толерантности) личности к неблаго­приятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

до 30 баллов – низкий показатель;

31 – 45 – умеренный показатель;

46 и более баллов – высокий.

2.2. Исследование тревожности (опросник Спилберга — Ханина)

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной. Методика позволяет соотнести полученные результаты с диапазонами нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности. В методике предложена шкала личной тревожности, состоящий из двадцати утверждений, при ответе на которые, респонденту предлагается оценить утверждения по 3-х бальной шкале. (приложение № 2).

до 30 баллов – низкая тревожность;

31 – 45 – умеренная тревожность;

46 и более баллов – высокая.

studfiles.net

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности

Данное пособие рекомендуется для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных и медицинских вузов и колледжей, а также для широкого круга специалистов, интересующихся проблемами системного познания личности.

Личность как предмет психологического познания

Философско-антропологические и психологические вопросы гуманитарного образования человека.

Системная асимметрия становления макрохарактеристик человека как условие его личностного развития.

Логика процессов личностного развития человека.

Психологическая активность человека как основа эволюции его личности.

Развитие и эволюция личности.

Логическая структура взаимосвязи процессов развития и эволюции личности.

Конструктивный подход в системном познании личности.

Личность как предмет конструктивного самопознания.

Мера свободы и необходимости в эволюции и развитии личности.

Личность как объект и субъект психологического познания.

Темперамент как мера развития и эволюции индивидных психологических свойств личности

Активность и реактивность личности как основа причинных типологий индивидуальных различий.

Содержание психодиагностических методик исследования индивидных психологических свойств личности по параметру реактивности.

Методика. Самооценка структуры темперамента.

Методика. Личностный опросник Я. Стреляу.

Методика. Личностный опросник Д. Кейрси.

Методика. Опросник ОСТ В. М. Русалова.

Методика. Оценка умственной работоспособности по Э. Крепелину.

Методика. Определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям.

Характер как мера развития и эволюции индивидуальных психологических свойств личности

Взаимоотношение типов темперамента и характера по параметрам реактивности и активности.

Методики исследования индивидуальных свойств личности по параметру активности.

Методика. Самооценка человека по его жизненным конструктам.

Методика. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина.

Методика. Оценка ситуативной тревожности.

Методика. Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности.

Методика. Самооценка эмпатических способностей.

Методика. Оценка суггестивности.

Методика. Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду).

Методика. Самооценка депрессии.

Методика. Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН).

Методика. Самооценка экстравертности, ригидности и тревожности.

Методика. Личностный опросник Г. Ю. Айзенка для подростков (EPI).

Методика. Личностный опросник Г. Ю. Айзенка для взрослых (EPQ)

Методика. Самооценка характера 243

Методика. 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-ФЛ0—105-С).

Методика. 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-FPQ-187-A).

Методика. Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда — Г. Шмишека.

Методика. Системный психодиагностический тест.

Методика. Тест руки (Hand-test).

Методика. Экспериментальное изучение фрустрационных реакций («детский» и «взрослый» варианты).

Способности как мера развития и эволюции объектных психологических свойств личности

Интеллектуальный потенциал личности.

Методика. Самооценка интеллекта.

Методика. Оценка сообразительности.

Методика. Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра.

Методика. Кубики Кооса.

Методика. Творческие способности.

Методика. Куб Линка.

Диагностика интересов и профессиональных склонностей.

Методика. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО).

Методика. Анкета интересов.

Методика. Опросник Дж. Холланда.

Методика. Структура интересов.

Мотивация как мера развития и эволюции субъектных психологических свойств личности

Типология и диагностика свойств личности по параметру направленности.

Методика. Конструктивность мотивации.

Методика. Локус контроля.

Методика. Самооценка направленности контакта.

Методика. Направленность личности.

Методика. Потребность в достижении.

Методика. Потребность в общении.

Методика. Структура мотивации.

Системное исследование психологической активности человека в профессиональной деятельности практического психолога

Физические и психологические представления о времени.

Интеграция субъективных и объективных представлений о времени.

Время, пространство и нормальное распределение как исходные понятия прикладных психологических и социологических исследований.

www.twirpx.com

Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. Для сопоставления с показателями СТ и ЛТ

4. Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. Для сопоставления с показателями СТ и ЛТ.

5. Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н.Эпштейна . Его данные дают представление о способности человека познавать себя и сочувствовать себе подобным. Развитые эмпатические способности свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и о возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности. Суммарный показатель может меняться от 0 до 36 баллов.

6. Методика цветописи, разработанная Лутошкиным А.Н.

Она помогает проследить в динамике эмоциональный настрой испытуемых.

Для нашей группы испытуемых характерна низкая адаптированность относительно стандартных значений этого показателя (45 –55), относительно результатов городских школ (1994-2000г.).

Сравнение полученных данных с результатами исследования учащихся того же возраста г. Перми

Для нашей выборки испытуемых мы определили как высокое значение адаптации – 40 и более баллов, низкое – меньше 32 баллов. На основании такой градации получаем следующее распределение:

Низкий — 41 чел. средний – 29 чел. высокий – 14 чел.

Проверяя соотнесенность адаптации с показателями Принятия себя, Принятия других, Уход от проблем, Внутренним контролем выявили , что :

— Высокая адаптированность проявляется у тех, где выше выраженность ухода от проблем. Мы предполагаем, что выработан такой защитный механизм, помогающий подростку избежать конфликтности с окружающей средой.

— Высокая адаптированность сопутствует внутреннему контролю

— Адаптированность связана с принятием других

— Проявилось, что адаптированность обеспечивается высокой степенью агрессивности при обязательном высоком принятии себя.

— Хорошая адаптированность не может быть при переживании эмоционального дискомфорта.

преобладают показатели низкого уровня по качествам, определяющим психологическую устойчивость – ПС,ПД,ВК,ЭК — при низком уровне адаптации.

2. по интернальности получили следующие данные:

низкие результаты по интернальности говорят о том, что подростки не готовы принимать ответственные решения самостоятельно либо не понимают, что свои проблемы человек может решить только сам.

4. Исследование тревожности.

На основании результатов методики выделяются 3 категории:

1. Низкотревожные дети ЛТ – от 20 до 30 баллов.

2. Умеренно тревожные ЛТ от 31 – до 45 баллов

3. Высокотревожные ЛТ – от 46 до 60 баллов

Низкий уровень –– 4 чел.

Средний уровень — 69 чел.

Высокий уровень – 11 чел.

Судя по литературным источникам, обычно при изучении тревожности получаемые результаты имеют нормальное распределение, т.е. вне зависимости от места проведения и конкретного понимания этого явления около 70 % испытуемых находятся в зоне нормы, т. е. не проявляя ни повышенной тревожности, ни и чрезмерного спокойствия. По нашим результатам мы видим незначительную часть подростков с высокой тревожностью. Это говорит о том, что возраст 13-14 лет сензитивный для преодоления личностной тревожности. С адаптированностью установлена такая связь:

— Высокая тревожность лишь в единственном случае выступила в сочетании с хорошей адаптированностью. В 43 % случаев она в сочетании с низкой адаптированностью.

Тревога играет роль побудительной силы. Это устойчивое образование подросткового возраста. Дети со средним уровнем тревожности имеют не самые низкие показатели адаптированности.

4.результаты диагностики самооценки фрустрированности, агрессивности, ригидности

Мы не выделили показатель суггестивности отдельно, т.к. считаем, что его результаты достаточны и не влияют непосредственно на изменение уровня адаптивности, но суггестивность позволяет работать с подростками в плане повышения их психологической грамотности, принятия норм общества.

Cравнение данных самооценки суггестивности, фрустрированности, ригидности, агрессивности

По диаграмме мы видим, что средние значения показателей преобладают.

Существенно наличие высокой агрессивности (готовности к агрессивности) и ригидности (способности к переосмыслению поведения и его перестройки).

5.Развитие эмпатии свидетельствует об адекватном жизненном опыте. Интимно – личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений другого, эмпатией. Быть в состоянии эмпатии означает точно воспринимать внутренний мир другого с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько границ. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем “как дома”. Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживанием другого – к страху или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, сильным и в тоже время – тонким и чутким.

В исследовании получили результаты низкого (35%) и ниже среднего (13 %) уровня, что свидетельствует о неразвитости чувства сопереживания.

Шкала стандартных значений по уровню эмпатии

В нашем исследовании средний балл эмпатии составил – 22,2. ниже данного значения у 29 чел.

Развитие эмаптии в подростковом возрасте будет позитивным при соответствующем возрасту отношении со стороны взрослых.

Проводилось в течение одной учебной недели середины 3 учебной четверти. Обработка общих результатов подтвердила эмоциональную нестабильность подросткового возраста. Выявлена следующая картина:

— в начале учебного дня преобладает выбор цвета:

у мальчиков – зеленый –24 % у девочек – оранжевый – 24,5%

синий – 20 % желтый – 24 %

фиолетовый – 19 % зеленый – 19 %

черный – 8 % фиолетовый – 11 %

— В завершении учебного дня нет четкой выраженной иерархии в выборе цвета. Выборы самые разнообразные: есть все цвета, среди которых чуть выделяются три – синий, оранжевый, черный.

— В начале учебной недели преобладают выборы цветов

В завершении учебной недели преобладают : красный, зеленый, синий.

Беседы с ребятами по предпочтению цвета показали, что на настроение и соответственно выбор цвета влияет:

1) Успел ли всё подготовить к занятиям

2) Не поссорился ли с друзьями

3) Были ли конфликты в семье

4) Какой первый урок, какой – последний

Пестрота выбора цвета говорит об эмоциональной нестабильности, ситуативности настроения подростков.

По данным результатам исследования приходим к следующим выводам:

· Успешная адаптация невозможна без психологической устойчивости. Низкие показатели адаптированности подростков подтверждают общие теоретические положения о взаимозависимости психологической устойчивости и адаптированности.

· Понижают психологическую устойчивость подростков, а значит, и адаптированность такие личностные качества, как:

готовность к агрессивному поведению,

фрустрированность, подверженность к стрессу,

высокий уровень тревожности, ригидности (неспособности к перестройке поведения в создавшейся трудной ситуации),

низкий уровень принятия себя и принятия других,

низкий уровень интернальности.

· В сочетании низкий уровень принятия себя, эмоционального дискомфорта, агрессии усиливают дезадаптацию.

· Подтверждено мнение Анцифировой Л.И., которая считает, что успешность адаптации зависит от интернальности, в нашем исследовании мы получили, что низкая интернальность обуславливает и низкую адаптированность.

· Мешают повышению психологической устойчивости, а значит и адаптированности, высокая тревожность, агрессивность, замкнутость.

По тому факту, что нет четких связей отдельных качеств с показателями адаптированности , мы делаем вывод, что психологическая устойчивость, а значит и адаптированность повышаются в развитии и при повышении всех её составляющих: самооценки, эмоциональной устойчивости, интернальности, волевых качеств, доверия и принятия других. В процессе адаптации прослеживается компенсаторная функция составляющих психологической устойчивости как фактора адаптации: при слабости одной из них усиливается какая-то другая. Каждый подросток индивидуален в своих адаптационных возможностях, но для повышения их необходима психологическая помощь – целенаправленная, систематическая.

Не ставилось целью, но выяснилось, что успешность адаптации, психологическая устойчивость, адаптивность выше у подростков из благополучных полных семей.

В соответствие с задачами школы, одой из которых является выпускник – ориентирующийся в жизненном пространстве, способный к самоопределению, адаптирующийся в быстро меняющемся мире очень важным является введение социально-психологической службы в образовательном учреждении, в частности, в данную школу, в которой в настоящее время такой службы не существует.

В подростковом возрасте важна психологическая помощь со стороны, и подростки готовы к ее принятию в силу развивающейся потребности в познании себя. У них повышен интерес к самому себе и оценке своих личностных качеств, хороший уровень суггестивности. Необходима целенаправленная психологическая помощь с целью развития эмпатии, навыков общения, становления оптимальной самооценки.

Предлагается психологический курс занятий, рассчитанный на данных учащихся, которые перейдут в 9 класс, состоящий из трех блоков.

Цель: создание условий для успешной СПА и личностного роста подростков с учетом индивидуальных особенностей.

1. Что значит «Я – подросток»?

2. Как узнать эмоцию?

3. Эмоциональный словарь

4. Управление эмоциями

5. Запретные чувства

7. Побеждаем тревоги

8. Злость и агрессия

9. Обида. Как её простить?

10. Зачем нужна эмпатия?

11. Развиваем эмпатию.

12. Эмпатия в действии.

II«Наедине с собой»:

1. Чем уверенность в себе отличается от самоувереностью? Что я знаю о себе?

3. Как меня видят другие?

4. Мои достоинства и недостатки.

5. Как превратить недостатки в достоинства?

7. Время взрослеть.

9. Что такое уверенность в себе?

10.Тренируем уверенность в себе.

11.Умение сказать «нет».

III «Общаться, как ?» :

1. Какая бывает информация?

2. Невербальная информация.

3. Как лучше подать и понять информацию?

4. Барьеры на пути информации.

5. Стереотипы в общении.

6. Конфликт. Его причины.

7. Различные стратегии поведения в конфликте.

8. Доверие в общении.

9. Умею ли я слушать?

11.Бесконфликтное общение с «трудными людьми».

IV Итоговое занятие.

В ряде исследований отмечается, что самооценка в подростковый период меняется от ситуативной, неустойчивой, подверженной внешним воздействиям до устойчивой.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Такие люди часто выступают причиной конфликта. Неадекватная самооценка – причина неблагоприятных межличностных отношений. Отсюда – дискомфорт эмоциональной сферы подростка. Поскольку самооценка складывается под влиянием окружающих людей важно помочь подростку «вырасти в собственных глазах», поднять его значимость и в восприятии его окружающими.

Здесь к работе в первую очередь подключаются классные руководители как организаторы внеурочного общения ребят. Рекомендуется:

— Использовать технологию КТД (коллективного творческого дела), где подвижны роли лидерства.

— Выставки достижений ребят, и не только учебных

— Чаще использовать поощрение как средство повышения мотивации к деятельности.

Одной из успешных форм является проведение групповых тренинговых занятий, где реализуется потребность в активных формах обучения, принадлежности к группе, самореализации собственного «Я». Основой разработки программы занятий можно использовать — Тренинг личностного роста с подростками Лидерс А.Г. // журнал практического психолога №1,1998 //

При работе с высоко тревожными детьми и низкой самооценкой необходимо учесть следующее:

1. Не ставить ребенка в ситуацию соревнования, публичного выступления.

2. Оказывать помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит положение школьника.

3. Использовать косвенные меры, например, предложить авторитетным сверстникам поддержать робкого товарища.

4. Принимать ребенка без всяких условий. Не забывать говорить, что уверены в его возможностях, что цените его как человека.

5.Постоянно оказывать детям поддержку.

6. Предъявлять требования соответственно возможностям и стремлениям ребенка.

7. Быть терпеливым, тактичным, искренним и правдивым с подростком.

1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке, 1987г.

2. Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебой деятельности, 1986г.

3. Адаптация человека, сб. статей, 1972г.

4. Адаптивные реакции организма старших школьников к физическим и умственным нагрузкам, (сб. науч. тр.) г.Пермь,1990г.

5. Битянова М.Р., Клюева Т.Н. Из третьего — в пятый класс .-«Психологическая газета», №1, 2003.-стр. 14-18

6. Вейнер Э.Н. Образовательная среда как фактор риска психического здоровья школьника. Практическая психология и логопедия №1,2/2003г.

7. Волков Б.С. Психология подростка, ПОР, 2002г.

8. Гамезо М.В. возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984.

9. Иванова М.В., Кузнецова М.П. адаптационный период в школе: Смысл, значение, опыт. – Журнал «Вопросы психологии», 34, 2003.

10. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний (вступительная статья) // Психические состояния /Сост.и общая ред. Л.В.Куликова. – СПб.:Питер.2000.с.11-42.

11. Лусканова Н.Г., Коробейникова И.А. Диагностика школьной дезадаптации. – М.: Социальное здоровье России, 1983.

12. Михайлова Н.В. школьная дезадаптация. Депрессии. – журнал «Школа здоровья» №3, 2001, стр.52-56.

13. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2002.

14. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности, РОУ, 1992г.

15. Прихожан А. Этот волнующий пубертат, ж. Семья и школа №4/1997г.,с.7-9

16. Психологические исследования в школе, 2002г.

17. Психологические методы обретения здоровья, 2001г.

18. Психологические особенности самосознания подростка, 1980г.

19. Психологические особенности формирования личности школьника, 1983

20. Психология здоровья, изд-во С-Пб университета, 2000г., под ред. Доктора психологических наук, проф. Г.С.Никифорова

21. Психология зрелости, хрестоматия, 2003 г.

22. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека (сб. трудов)

23. Ремшмидт, Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности

24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.:Владос, 1996.

25. Руководство практического психолога, под ред И.В.Дубровиной, М.,1995г.

26. Слоним Абрам Донович Среда и поведение

27. Смирнов А. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья, ж. ОБЖ №11 2000г., с.55

28. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы, М. 2003.

29. Станкин М.И. Управление аффектом, Ж.Специалист №9/20000г.

30. Фридман Л.М. Формирование социальной адаптации школьной молодежи. Прикладная психология №6/2001г. с.18-23

www.kazedu.kz

Самооценка тревожности фрустрированности агрессивности и ригидности

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Эта методика, так же как и предыдущая, является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

Ю. Л. Ханин приводит в этой связи мысль А. А. Ухтомского: «. Так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать» [78]. С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».

По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т. е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ. » (Вопросы психологии. — 1978. — №6. — С. 95). Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности; подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: (СТ) и (ЛТ). Результаты оцениваются обычно в градациях:

до 30 баллов — низкая;

31-45 баллов — средняя;

46 баллов и более — высокая тревожность.

Такого рода градации позволяют на универсальной шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» — нет, это совсем не так; «2» — пожалуй так; «3» — верно; «4» — совершенно верно.

2. Вам ничто не угрожает

3. Вы находитесь в напряжении

4. Вы испытываете сожаление

5. Вы чувствуете себя свободно

6. Вы расстроены

7. Вас волнуют возможные неудачи

8. Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком

9. Вы встревожены

10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения

11. Вы уверены в себе

12. Вы нервничаете

13. Вы не находите себе места

14. Вы взвинчены

15. Вы не чувствуете скованности и напряжения

sudushka1.narod.ru