Самооценка личных качеств это

Самооценка личных качеств это

Сергеев А.П. также считает, что под достоинством понимается самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения [16].

Необходимо отметить, что в юридической, философской, этической литературе в большинстве случаев преобладает точка зрения, что к личному достоинству следует относить и физические качества личности [17]. Позицию, которую следует признать правильной, занимают Белявский А.В. и Придворов Н.А Они считают, что отнесение физических качеств личности к личному достоинству неправильно и возражают против такого расширения понятия достоинства личности. Указанные авторы справедливо обращают внимание на необходимость употребления этических категорий только для обозначения нравственного сознания и нравственных отношений. Действительно, разве меньшим достоинством обладает человек, если он горбат или слеп, чем физически здоровый [18]?

Не следует забывать, однако, что честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время общеправовой характер.

В органической связи с честью и достоинством находится и такое понятие, как “ репутация ”.

Следует сразу отметить, что если понятия чести и достоинства относятся только к личности, индивидам, то понятие “ деловая репутация ” относится и к юридическим лицам.

Репутация – суть, объединённая в целое, пропорция сведений положительных и отрицательных о качествах ( достоинствах и недостатках ) объекта, известных окружающим и в силу этого отражённых в общественном сознании как мнение. Репутация – всегда мнение, складывающееся на основе имеющейся конкретной информации об объекте [19].

В этом смысле репутация – не всегда адекватное отражение истинных качеств, достоинств и недостатков кого-либо, чего-либо ( но это мнение устоявшееся, сложившееся, хотя и подвижное ). Поскольку не доказано, что имеющаяся информация соответствует действительности или охватывает весь объём сведений, постольку к характеристике репутации не применимо понятие истины ( то есть репутация может базироваться как на соответствующей, так и не соответствующей действительности информации ) [20].

В силу изменчивости объёма информации, а также её характеристик, подвижный характер имеет и репутация. Мнение общества о конкретном человеке способно меняться в ту или иную сторону как по зависящим, так и не зависящим от него обстоятельствам. Так, репутация может быть положительной или отрицательной.

В репутации личности в большей мере проявляются её деловые качества, чем морально-этические. Репутация индивида формируется на основе его поведения и отношения к интересам других людей, общества и государства; через посредство восприятия его облика другими людьми, что может являться источником существенной информации не только о вкусах и привычках, но и о внутренней сущности индивида [21].

Понятие “ деловая репутация “ значительно уже понятия “ репутации“ вообще и означает сложившееся мнение о профессиональных качествах (достоинствах и недостатках) индивида, юридического лица, гражданина — индивидуального предпринимателя.

По словам М.Н.Малеиной под деловой репутацией юристы — исследователи понимают совокупность качеств и оценок, “с которыми их носитель ассоциируется в главах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе и персонифицируется среди других профессионалов в этой области” [22].

Будет ли деловая репутация являться положительной или отрицательной зависит от многих факторов, в частности от конкретного поведения действий индивида в профессиональной сфере, выполнения обязательств юридическими субъектами общественных отношений.

В заключение данной главы хотелось бы сделать некоторые выводы.

Во – первых, честь, достоинство и деловая репутация является одним из видов нематериальных благ. Особенность нематериальных благ состоит в том, что они не имеют материального содержания и неотделимы от личности их носителя.

Во – вторых, право на честь, достоинство следует рассматривать как особое субъективное право, которое заключается в праве каждого гражданина на неприкосновенность его чести и достоинства и в возможности требовать от всех других физических и юридических лиц воздержания от нарушения этого права. Честь и достоинство – не предпосылка того, что может возникнуть в будущем вследствие возможного нарушения, а наличные блага человека, существующие в его повседневном нормальном состоянии, без каких-либо нарушений.

Между тем право на честь, достоинство и деловую репутацию является абсолютным субъективным ввиду того, что субъективному праву управомоченного лица корреспондирует обязанность неопределённого круга лиц. Суть этой всеобщей обязанности заключается в воздержании от посягательств на рассматриваемые блага.

И, наконец, в – третьих, определимся с понятийным аппаратом, необходимым для данной работы, а именно с такими понятиями как “ честь “, “ достоинство “ и “ деловая репутация “.

Итак, честь – это социальная оценка моральных и иных качеств личности; под личным достоинством следует понимать самооценку индивида, его осознание своих личных качеств, способностей и своего общественного значения, положения в обществе, это субъективная оценка. Деловая репутация – сложившееся общественное мнение о деловых, профессиональных качествах личности или юридического лица.

Защита чести, достоинства и деловой репутации.

&1. Внесудебный порядок защиты нематериальных благ.

Действующее законодательство позволяет осуществлять защиту чести, достоинства, деловой репутации как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Каждый из них (при наличии определенных обстоятельств и установленных законом условий) может быть использован лицом, права и законные интересы которого нарушены распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его честь, достоинство, деловую репутацию.

Однако, судебная практика свидетельствует о том, что досудебный порядок опровержения применяется крайне редко, так как ответчики в лице редакций средств массовой информации без особого желания идут навстречу опороченным лицам и исправляют допущенные собственные ошибки. Это порождает волокиту и удлиняет время нравственных переживаний опороченного лица по восстановлению доброго имени.

Проведенное исследование показало, что из 350 обратившихся в суд истцов, 230 лиц предварительно обращались в редакции СМИ с просьбой опровергнуть порочащие их сведения, по которым только трое истцов (1,3 %) получили ответ, в которых им рекомендовано обратиться в суд, а остальные обращения были оставлены без внимания [23].

Внесудебный порядок защиты указанных нематериальных благ регламентируется статьями 43 – 46 Закона РФ “ О средствах массовой информации “.

Особенность такой защиты состоит в том, что спорные отношения между сторонами могут быть урегулированы самими участниками конфликта посредства судебных органов.

Согласно статье из Закона РФ “ О СМИ “ гражданин (или его законный представитель) или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащихся их чести и достоинство сведений, которые были распространены в данном СМИ, а в редакции СМИ обязана опровергнуть эти сведения в том же средстве массовой информации, если не располагает доказательствами того, что распространенные ими сведения соответствуют действительности [24].

www.newreferat.com

Роль самооценки в профессиональном самоопределении

Работа сделанна в 2005 году

Роль самооценки в профессиональном самоопределении — раздел Педагогика, — 2005 год — Профессиональное самоопределение старшеклассников Роль Самооценки В Профессиональном Самоопределении. В Психологии Самооценка Р.

Роль самооценки в профессиональном самоопределении. В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере. Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение.

В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии. [2, стр. 34] Еще К. Маркс в работе «Размышления юноши при выборе профессии» обращал внимание молодежи на умение дать оценку собственным способностям: «заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии… — это ошибка, которая мстит за себя и … причиняет нам страшные муки…» Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте.

Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей.

Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи. [3, стр 45] Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники только переоценивают себя, а также те, кто помогает, что они себя недооценивают. Им свойственно и первое, и второе. Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы.

Внутренняя потребность в самооценке – залог успешного ее формирования при соответствующих условиях. У старшеклассников самооценка служит двум целям: • Самовоспитанию; • Прогнозированию будущей профессии. Выбирая профессию старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств. [16, стр. 9] Подростки же слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии.

Большинство из них выбирает профессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то весьма поверхностно. Представления подростков о самих себе неглубоки, приблизительны, планы и намерения динамичны. Сама проблема выбора профессии серьезно их не волнует. Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических.

Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам. [7, стр. 24] Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке.

При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии в конце концов приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности. Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки: • Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей.

Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий. • Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности. • Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей.

По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно. [6, стр. 176] Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из задач профессиональной ориентации.

В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера. Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать формированию объективной самооценки. [14, стр 93] ГлаваII Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте 2.1 Цели, задачи, организация исследования Подростковый и ранний возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формирование такого психологического качества, как образ «Я». В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся нового типа знания, а именно «знания о самом себе», выступает психологическая диагностика.

В работе с учащимися используется комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр). Развивающая психологическая диагностика выступает в качестве важнейшего элемента в системе профориентационной работы, поскольку именно в условиях психологического самоизучения у учащихся формируется «образ «Я» в единстве трех основных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной). В свою очередь, повышение уровня cамосознания (рефлексии) обеспечивает, с одной стороны, возможность осознанного и обоснованного выбора учащимися профессий с учетом собственных психологических особенностей и, с другой — возможность более полной профессиональной самореализации в будущей профессиональной деятельности с учетом жестких требований рыночной экономики.

Цель исследования состояла в поиске закономерностей, влияющих на выбор профессии в подростковом возрасте.

С этой целью были проведены 2 методики: Дж. Холланда и Е.А Климова Задачи исследования: 1. Проанализировать, какой тип личности преобладает у мальчиков, а какой у девочек. 2. Исследовать преобладание направленности в выборе сферы деятельности. 3. Разработка рекомендаций для правильного выбора профессии.

Объект: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет: типы личности и выбранные ими виды профессий.

Для выявления возрастной динамики выбора профессии было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие учащиеся 11 класса. Исследование велось с использованием стандартных методик Е.А Кдлимова, и Дж. Холланда. Опросник Холланда позволил выявить преобладающий тип личности, тест Климова – к какой из групп профессий у учеников есть склонность. 2.2 Методика Е.А. Климова. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова.

Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии.

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+». Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа.

Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале. Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?» Обработка результатов.

Таблица 1. Сравнительная таблица средних значений по методике Е.А. Климова. Климов П. Т. Ч. З.С. Х.О. М. 3,6 4,2 3,7 5,2 3,5 Д. 4,1 1,7 4,4 2 4,6 П природа Т техника Ч человек З. С знаковая система Х.О художественный тип Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 11 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности. Направленность на сферу деятельности Человек-человек в 11 классе преобладает над направленностью на сферу деятельности Человек-Техника.

При этом ведущий тип личности социальный, а самым менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте- это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений. Выборка может быть рассмотрена как репрезентативная, так как учебная успешность у учащихся 11 класса близка как в области гуманитарных, так и естественных учебных дисциплин.

Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки мальчиков и девочек было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей. Так подтвердились различия, полученные нами при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек- Техника у мальчиков выше, чем у девочек. А направленность на сферу деятельности Человек- Человек у девочек выше, чем у мальчиков. Таким образом мальчики больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника и знаковая система, а девочки на человек и художественный образ.

Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение. 2.3 Методика Дж. Холланда. Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры.

Инструкция. «В бланке теста приведены широкий круг интересов и установок. Из двух предложенных профессий вам надо выбрать одну, которая наиболее вам интересна, и отметить ее на бланке ответов крестиком. После чего перейти ко вторым двум профессиям, так же отмечая наиболее заинтересовавшую вас. Время проведения теста не ограниченно» Обработка результатов.

Таблица 2. Сравнительная таблица средних значений по диагностике Дж. Холланда Тип личности Холланд Р. И. С. К. П. А. 5,8 6,5 4,7 6 5,3 5,3 3,3 5,2 6,9 4,7 3,7 4,4 Р реалистичный И интеллектуальный С социальный К конвенциальный П предпринимательский А артистичный Анализируя преобладающий тип личности у выборки учащихся 11 класса мы видим, что мальчики имеют более реалистичный тип личности, чем девочки. И в то же время у девочек более выражен социальный тип личности, по сравнению с мальчиками.

Выводы Сравнивания результаты были сделаны следующие выводы: • — мальчики больше направлены на сферу деятельности Человек-Техника, Человек- Знаковая система; • — девочки больше направлены на сферу деятельности Человек-Человек, Человек- Художественный образ; • преобладание социального типа личности. Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

allrefs.net

Самооценка личных качеств руководителя

Стили управления и их теория. Перечень качеств успешного руководителя. Методика определения деловых и личностных качеств руководителя. Тест для определения своих качеств руководителя. Интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект.

Структура личностно-деловых характеристик руководителя. Качества и черты личности лидера. Имидж руководителя. Технология личного обаяния. Изучение психологических качеств, обусловливающих успех руководства Использование форм демократического стиля.

Особенности личности и труда руководителя. Принципы руководства организацией. Формула качеств, характеристика лидерства и ролей руководителя. Профессиональные качества руководителя и их характеристика. Требования к специальным знаниям и умениям.

Роль человеческого фактора в современных условиях развития общества. Анализ формирования личностных качеств руководителей всех уровней в РФ. Подготовка специалистов, ориентированных на развитие профессионально значимых качеств, востребованных в обществе.

Профессиональные качества личности сотрудников на руководящих должностях. Влияние личных качеств управленца на эффективность деятельности предприятия. Организационные роли менеджеров, распределение социальных ролей при различных стилях управления.

Рассмотрение психологических свойств и организаторских качеств личности как субъекта управления. Изучение задач правового обеспечения системы управления персоналом. Исследование личных, деловых и профессиональных качеств руководителя и понятия лидерства.

Основные личностные (психологические) и деловые качества руководителя. Перечень качеств хорошего, слабого руководителя, составленный по результатам зарубежных исследований. Характеристика ошибок в управлении. Типы психологических барьеров к нововведениям.

Направления изучения психологических закономерностей управленческой деятельности. Выявление требований, предъявляемых к личности руководителя предприятия. Рассмотрение степени влияния личностных качеств руководителя на успешность его деятельности.

Кадры управления и их роль в процессе деятельности предприятия. Подготовка и повышение квалификации менеджеров, задачи и методы оценки их деловых качеств. Особенности женщины-руководителя. Исследование и анализ личностных качеств персанала ООО «Вымпел».

Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности. Анализ концепций личности руководителя. Стили управления коллективом. Развитие управленческих качеств. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчинёнными.

Проблема влияния человеческого фактора на процесс принятия управленческого решения, зависимость результата работы организации от личностных качеств и квалификации руководителя. Профиль компетенций и личностных особенностей современного руководителя.

allbest.ru

Оценка профессиональных, деловых и личностных качеств персонала

1. Классификация методов оценки персонала.

2. Квалиметрический подход к оценке персонала, технология оценки.

3. Экспертная оценка. Степень достоверности мнения экспертов.

5. Профессионально-психологические тесты, анкеты, собеседования, изучение письменных источников.

6. Отечественный и зарубежный опыт оценки.

Проблема управления людьми становится все более насущной, так как в конечном счете кон-курентоспособность продукции, ее низкую стоимость и высокое качество при всей энерговооруженности производства решает высокопроизводительный, высоко-качественный труд работников всех категорий. Чтобы организовать такой труд, необходимо отыскать именно тот инструмент, который позволит связать в один неразрывный узел цели и результаты, чтобы на практике реализовать мощную целеориентированную мотивацию труда персонала — руководителей, специалистов, рабочих. Таким инструментом является оценка трудовой деятельности, которая, по мнению западных ученых и практиков, является “не какой-то дополнительной мерой, а основным звеном в управлении персоналом”. Оценка человека, его деятельности, его успехов со стороны коллектива является важнейшим стимулом трудовой активности.

Одной из главных функций кадровых служб на предприятиях и в учреждениях является оказание помощи администрации в определении деловых и моральных качеств работающих с целью их полной мобилизации на производстве и в сфере обслуживания. Мировая практика выработала четыре основных механизма оценки персонала: оплата труда, трудовая карьера, аттестация, индивидуальное соревнование. Системы оценки кадров очень различаются по сложности. На смену произвольным оценкам начальства приходит более взвешенная и разносторонняя оценка работников по результатам собеседований и их рабочим документам. В книге “Искусство управлять” Б. Галамбо анализирует два подхода к оценке работников. Первый базируется на задачах и требованиях научного управления производством, делая акцент на оценке кадров с помощью подробного описания служебных обязанностей, что, по мнению администрации, позволяет оценить достигнутые результаты объективным образом. При этом, если оценку дают два сотрудника одновременно, то они должны прийти к одному выводу. В этой оценке собеседование не является обязательным. На практике подобный подход обнаруживает ограниченные возможности в силу субъективности. Второй подход основан на концепции “человеческих отношений”, следуя установке, что “счастливый человек — производительный работник”. В этом случае собеседования играют решающую роль, так как позволяют лучше узнать работника, определить трудности, с которыми он сталкивается, и наметить пути их устранения. Но при этом подходе проявляется неумение некоторых руководителей успешно вести беседу, поэтому многие начальники прибегают к советам специалистов. В целом эти два подхода дополняют друг друга.

В трудовом коллективе для наиболее объективной оценки поведения целесообразно использовать три вида оценки, отличающиеся количеством показателей и сложностью используемых методов анализа. Наиболее простая — ежеквартальная, экспресс-оценка, — базируется на минимуме показателей, простой и доступной системе расчетов, и используется больше всего для оплаты труда и подведения итогов индивидуального соревнования. Более сложный вид оценки — комплексная ежегодная оценка, включает все показатели, характеризующие тип поведения и относительно простые способы их расчета. Такая оценка должна использоваться для подведения итогов ежегодного индивидуального соревнования и установления ежегодных надбавок к окладам. Последний, наиболее сложный и детальный вид оценки, — аналитическая оценка, включающая до нескольких десятков показателей и предполагающая широкое привлечение экспертов и всего необходимого комплекса экономико-математических методов обработки данных. Эта оценка должна осуществляться раз в 2-3 года, сопровождаться перемещением работника вверх (вниз) по должностной лестнице или повышением (понижением) оклада в зависимости от результатов оценки.

В отличие от цивилизованных стран рыночной ориентации, у нас отсутствуют традиции всеобщей объективной оценки персонала. Применяемые в западных странах системы и методы оценки кадров имеют различные названия: годовая аттестация персонала, оценка по результатам работы, оценка по достижению поставленных целей и т.п. Теоретически все эти системы включают следующие элементы: оценку достигнутых результатов, ежегодные собеседования, рассмотрение годовых итогов работы и профессиональной подготовки, аттестацию за год, определение целей (задач) и оценку полученных результатов, управление выбором целей и др. Общей для этих систем оценки кадров является необходимость периодических бесед руководителей с подчиненными. При этом в собеседовании должны освещаться три главные темы:

• определение (выбор) целей в форме индивидуального плана работы с последующим контролем;

• профессиональная адаптация работника на рабочем месте или овладение им порученной задачей;

• потребности и перспективы профессионального роста работника, иногда за пределами его рабочего места.

Несмотря на недостатки, оценка работника в зависимости от реализации поставленных целей является эффективным методом проверки и позволяет лучше планировать деятельность организации. В последние годы широкое распространение получают новые методы отбора и оценки кадров с использованием научно-технических методов. К ним можно отнести психологические тесты, графологию, “сценарий жизни”, специальные вопросники, изучение мозговой деятельности с помощью ЭВМ и др. Как правило, тесты делятся на три группы:

• психомоторные, целью которых является анализ рефлексов и сноровки;

• интеллектуальные, посредством которых определяются способности к абстрактному мышлению, анализу, определению существа проблемы и т.п.;

• личностные, выявляющие основные черты характера.

К психологическим примыкает графологический метод определения способностей человека по характеру его почерка. Анализ почерка и манеры письма позволяют определить степень интеллигентности, общительности и силы воли работника. Графологический метод в последнее время часто применяется при найме рабочей силы.

Оценка с помощью “сценария жизни”, т.е. посредством информации о трудовой биографии и семейной жизни, собираемой во время беседы со специально подготовленным сотрудником кадровой службы, основывается на том, что “сценарий” — это план жизни, предопределенный генами родителей, получивший их поддержку и оправдавшийся в ходе событий жизни.Данный прием является вспомогательным и не может заменить традиционных методов оценки кадров на основе документов и подробных бесед.

Получил распространение и метод оценки профессиональной пригодности работников через социально-биографический анализ. В его основу заложена мысль о том, что индивиды, имеющие сходные биографические данные, добиваются одинаковых результатов при выполнении идентичных заданий в одинаковых условиях. Оценка потенциальных возможностей индивида состоит в определении максимальных результатов, достигаемых им в наиболее благоприятных условиях и в соответствующих областях. На ее основе можно прогнозировать его способности к развитию. Необходимые данные автобиографического характера, а также сведения о коммуникативности, социально-семейных корнях, образе действий руководитель получает в ходе беседы с кандидатом. Независимо от целей оценки, беседа строится на основе постановки точных вопросов и анализа ответов. Социально-биографический анализ позволяет не только всесторонне и быстро изучить личность, но и прогнозировать результаты ее деятельности в различных сферах, определить условия для более плодотворной работы, способ реагирования на окружение, оценить способности к приобретению и использованию знаний.

Современный методический подход к оценке сложности труда специалистов различных функциональных категорий строится на квалиметрической основе. Это значит, что любое сложное явление разлагается на основные составляющие его факторы (части). Каждый из этих факторов имеет свою весомость (или важность), выраженную в долях от целого таким образом, чтобы сумма долей всегда была равна этому целому. При этом количество факторов не имеет значения — принципиален лишь момент их суммы, всегда равный целому. Наиболее удобна ситуация, когда целое принимается за единицу, а слагаемые факторы выражаются в долях единицы. Весомость каждого фактора в долях единицы в социально-математических моделях определяется, как правило, экспертным путем с применением социального метода попарного сравнения. Для разложения сложности труда на составные части анализируется содержание выполняемых работ и выделяются общие факторы, в той или иной мере присущие любому виду трудовой деятельности:

Анализ факторов сложности труда и их критериев показывает, что они по своему содержанию не универсальны и не пригодны для всех категорий работников — руководителей, специалистов, рабочих. Поэтому сегодня ведуться поиски универсальной модели оценки сложности труда работников рабличных профессий независимо от сферы труда — умственной или физической.

Все четыре основные функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль) в полной мере замыкаются на квалиметрической оценке труда с тем, чтобы побудить работников оперативно и творчески выполнять эти функции на своем рабочем месте. Специфической особенностью применения квалиметрической оценки труда является целеориентированная мотивация труда, направленная в итоге на конечные результаты деятельности всей организации.

Помимо систематической оценки персонала, реализуемой через ежемесячную оценку результатов и затрат труда и используемой в качестве инструмента долевого распределения коллективно заработанных средств на оплату труда, большое значение для эффективного использования человеческих ресурсов и самореализации личности в трудовой деятельности играет периодическая оценка персонала, именуемая аттестацией. Целями аттестации является установление соответствия деловых и личностных качеств руководителей и специалистов занимаемой должности, выявление их потенциальных возможностей, стимулирование труда и определение путей рационального использования кадров. При традиционной системе аттестации “портретная” характеристика деловых и личностных качеств аттестуемого дается его руководителем, и в силу этого страдает информационным “голодом” и субъективностью оценки. Формализованно-портретная система автоматизированной аттестации отличается получением анонимной информации от экспертов, хорошо знающих аттестуемого, и составлением портрета-характеристики на ЭВМ (по комплексу стандартизованных высказываний). Формализованно-рейтинговая система аттестации использует количественный рейтинговый подход к оценке персонала с применением социологического аппарата и (при необходимости) ЭВМ. В данной системе экспертная комиссия состоит из двух нрупп: группы административного (руководители) мнения и группы коллективного (коллеги и подчиненные) мнения. Требования группируются в факторы оценки с учетом их весомости. Таким образом проводится количественная и качественная оценка по каждому критерию и отношение комплексной оценки к максимально возможной величине дает рейтинговый уровень аттестуемого. Если сравнить данную систему аттестации с традиционной, в глаза бросается ее существенно большая объективность как в связи с многофакторным учетом различных качеств, так и с участием в оценке персонала группы коллективного мнения. Кроме того, количественный подход к измерению качественных явлений становится стратегически верным направлением, позволяющим создавать более совершенные рейтинговые системы оценки персонала.

Кроме методов обобщения независимых экспертных мнений, для оценки работника может применяться и метод самооценки. Самооценка — это знание человеком самого себя и отношение к себе. Самооценка является механизмом, обеспечивающим человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. Основными средствами и приемами самооценки являются:

— самонаблюдение — наблюдение над своими поступками, поведением, деятельностью, переживаниями;

— самоанализ — анализ результатов своей деятельности, собственного поведения;

— самоотчет — отчет перед самим собой о результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности;

— самоконтроль — способность устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности;

— сравнение — сопоставление своих качеств и поступков с другими людьми.

Для возможно более полного изучения работника как

личности используются профессионально-психологические тесты, анкеты, собеседования, изучение письменных источников. Метод “интервьюирования” дает возможность получения более полной характеристики, однако данные о работнике могут быть не объективные, а преломленные с учетом отношения работников, дающих необходимую информацию. Это затрудняет представление о работнике с объективных позиций. Биографический метод состоит в изучении объективных показателей личности работника по его документам. Он позволяет получить данные, связанные с продвижением работника по должностям и профессиям, его образованием, квалификацией и другими показателями. Однако этот метод неполную картину данных, ничтожно мала информация по уровню развития личностно-деловых свойств и качеств работника. Для получения объективной информации о возможностях и способностях работника используются методы психологического тестирования, в процессе которого изучается личностно-деловая характеристика работника. Но применение таких методов требует особой предварительной подготовки работников, осуществляющих тестирование. Эта работа проводится специалистами-психологами или социологами.

Система оценки кадров в нашей стране и за рубежом существенно отличается, прежде всего отношением к человеческим ресурсам в принципе. Ведь у нас до сих пор господствуют технократические воззрения на процесс производства, где человеческим ресурсам отводится если не совсем второстепенная, то ни в коем случае и не главенствующая роль. Правящие круги ведущих капиталистических стран рассматривают перестройку работы с персоналом как одну из неотложных задач. Результаты оценки персонала активно используются при проведении профессиональной подготовки, принятии решений о выплате вознаграждений, новых назначениях, повышении или понижении в должности, увольнении. Процедуры аттестации постоянно совершенствуются. Например, можно выделить такие особенности оценки кадров на предприятиях Японии:

— господство социальной философии производства, направленной на человека;

— достаточно жесткая связь результатов оценки работников с оплатой труда и премированием;

— регулярность и всеобщность оценки;

— использование количественных методов (бальной системы).

Оцениваются обычно результаты работы (достижения), способности, характер работника, его адаптация в данной должности. Характерно при этом, что при решении материального стимулирования приоритет отдается результатам работы, а при решении вопросов продвижения по службе, расстановки кадров и повышения квалификации предпочтение получают способности и характер. Наиболее распространены такие методы оценки, как метод оценки сравнением, шкалой, подробным описанием личности, нормативом работы, комплексный метод оценки, метод самооценки. В целом используются как стандатризированные портретные характеристики качеств работников, так и количественный подход к выражению этих характеристик. В последние годы существенно меняются процедуры оценки кадров, к ним все шире привлекаются сами работники. Исследования, проведенные в корпорации “Дженерал электрик” выявили следующее: около 90% руководителей и 86% подчиненных полагают, что “самооценка” в обязательном порядке должна учитываться как составная часть оценки в целом. Это, по мнению опрошенных, повысит ее эффективность, вовлечет работников в процесс управления.

Для аттестации работника по его деловым и профессиональным качествам необходимо рассчитать средние показатели результатов труда, интенсивности выполнения работ, экономии материальных ресурсов и сложности работ. Аттестация личностных качеств должна решать две задачи: мотивация самосовершенствования руководителей и специалистов, помощь им “найти себя” на конкретном предприятии; побуждение работников к развитию и совершенствованию своих нравственных и физических качеств. На всех уровнях хозяйствования необходимо обеспечить оценку деятельности каждого человека, ориентируясь на ее всеобщность (оценивается каждый), систематичность (оценивается постоянно), всесторонность (оценивается со всех важнейших сторон), справедливость (стремление честно и правильно оценить каждого) и сравнимость (т.е. оценка должна осуществляться посредством сравнения, сопоставления с другими членами коллектива, а не с отвлеченными баллами или образами). Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки, который дезориентирует и тормозит личность, ее поведение и активность, резко снижает продуктивность деятельности. Результаты оценивания деятельности людей должны предаваться гласности и служить основой продвижения по службе, распределения материальных и духовных благ, создания соответствующей атмосферы вокруг человека.

По большому счету общее назначение аттестации кадров имеет двуединый смысл: с одной стороны, повышение эффективности трудовой деятельности персонала в рамках достижения целей организации на основе наращивания потенциала и лучшей реализации человеческих ресурсов, с другой — способствование самореализации каждого в отдельности работника на данном предприятии. Отсюда и возникают конкретные цели аттестации, связанные с установлением соответствия деловых, профессиональных и личностных качеств руководителей и специалистов занимаемой должности, выявлением их потенциальных возможностей, стимулированием труда, определением путей рационального использования кадров. Задачи аттестации будут решены полностью, если по ее результатам суметь расставить всех работников по “своим местам” и эффективно стимулировать их деятельность.

1. Теория и практика управления персоналом: Учебно-метод. пособие, Авт.-сост. Г.В. Щекин, К., МАУП, 1998.

2. Щекин, Основы кадрового менеджмента: Учебник, К., МАУП, 1993.

3. Г.А. Дмитренко, Стратегический менеджмент: целевое управление персоналом организаций: Учеб. пособие, К., МАУП, 1998.

4. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е., Психология самовоспитания, М., Просвещение, 1982.

5. Афонин А.С., Основы мотивации труда: организационно-экономические аспекты: Учебное пособие, К., МЗУУП, 1994.

referatbank.ru

Самооценка персонала Текст научной статьи по специальности «Психология труда»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Кузьмицкий А. Е.

Самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное сравнение своих возможностей с предъявляемыми жизнью требованиями. Самооценка позволяет реализовать умения самостоятельно ставить перед собой цели, оценивать течение своей жизни и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Кузьмицкий А.Е.,

Текст научной работы на тему «Самооценка персонала»

Омский институт (филиал) РГТЭУ

Самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное сравнение своих возможностей с предъявляемыми жизнью требованиями. Самооценка позволяет реализовать умения самостоятельно ставить перед собой цели, оценивать течение своей жизни и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение собой и своей жизнью.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что самооценка — это основа, на которой строится уверенность в себе и пролонгированный успех в дальнейшей жизни.

Адекватная самооценка своих навыков и деловых качеств, предполагает самоосознание, осознание своих сильных и слабых сторон, своих преимуществ и недостатков. Только при таком анализе можно правильно определить свою жизненную и профессиональную направленность.

Целью данной статьи является определение методов проведения самооценки существующих в системе управлении персоналом.

Самооценка работника — это всесторонний и систематический анализ деятельности. Самооценка — это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы управления персоналом. Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента [1].

Рассмотрим наиболее распространённые методы проведения самооценки работника [2]

1. Метод формуляров.

Сократить общий объем работ, связанных с самооценкой, можно посредством использования типовых формуляров. В верхней части формуляра приводится описание составляющей критерия, немного ниже — области деятельности, к которым обращен данный критерий. Остальная часть страницы разбивается на разделы, в которых указываются сильные стороны, области деятельности, требующие совершенствования, и факты, на основании которых были сделаны выводы.

2. Метод матричных диаграмм.

Метод матричных диаграмм предполагает заполнение специальной матрицы, в которой приводятся результаты, достигнутые работником с точки зрения критериев выбранной модели управления качеством. За каждый результат начисляется определенное количество баллов, обычно по шкале от 0 до 10.

3. Метод анкетирования, анкет и сравнительных анкет.

Включает набор вопросов или описаний поведения работника. Оцениваемый проставляет отметку напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща ему, в противном случае оставляет пустое место. Сумма пометок дает общий рейтинг анкеты данного работника.

Использование опросных листов или анкет является еще одним способом самооценки. Метод анкетирования является одним из наименее ресурсоемких, и при наличии разработанного и проверенного опросника самооценка может быть осуществлена довольно быстро. Этот метод очень удобен для определения мнений сотрудников компании, не только в отношении своей деятельности, но и в отношении данного работника к результату своей деятельности, вкладу в общий результат компании.

4. Метод равного участия.

Его отличительной особенностью является то обстоятельство, что он обеспечивает работнику, осуществляющему самооценку, абсолютную свободу в подготовке документов, на основании которых осуществляется анализ.

5. Описательный метод оценки.

Производящий оценку должен выявить и описать положительные и отрицательные черты собственного поведения. Этот метод не предусматривает четкой фиксации результатов и потому часто используется как дополнение к другим методам.

6. Метод классификации.

Этот метод основан на ранжировании самооценивающих работников по определенному критерию от лучшего к худшему с присвоением определенного порядкового номера.

Он основан на самооценке соответствия работника занимаемой должности. Это метод шкалирования личных качеств работника. Важнейший компонент данного вида самооценки -список задач, которые должен выполнять сотрудник. После составления этого списка (он может быть взят и из должностных инструкций) происходит изучение деятельности с учетом времени,

затрачиваемого сотрудником на принятие решений, способов выполнения поставленных задач. Учитывается также, насколько экономно сотрудником используются материальные средства. Затем происходит самооценка перечисленных в списке качеств сотрудника по бальной шкале: 7 -очень высокая степень, 1 — очень низкая степень.

Анализ результатов может проводиться либо по соответствию выявленных оценок эталонным, либо сравнением результатов, полученных от работников одной и той же должности.

8. Метод заданного распределения.

При данном методе лицу, проводящему самооценку, предписывается дать оценку в рамках заранее заданного (фиксированного) распределения оценок. Например:

40% — вполне удовлетворительно

Распределение может проводиться по разным основаниям (критериям оценки).

Для самооценки работника могут быть применены и различные тесты. По своему содержанию они разделяются на три группы:

— квалификационные, позволяющие определить степень квалификации работника;

— психологические, дающие возможность оценить личностные качества работника;

— физиологические, выявляющие физиологические особенности человека.

Положительные стороны тестовой самооценки в том, что она позволяет получить

количественную характеристику по большинству критериев оценки, и возможна компьютерная обработка результатов. Однако, оценивая потенциальные возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике.

10. Метод самооценки на основе моделей компетентности.

Модели компетентности описывают интеллектуальные и деловые качества работника, его навыки межличностной коммуникации, необходимые для успешной профессиональной деятельности в рамках существующей в организации корпоративной культуры. Разрыв между необходимым и существующим уровнем компетентности становится основанием для разработки индивидуальных планов профессионального развития. Выполнение этих планов, находящее выражение в конкретных результатах профессиональной деятельности, и является предметом оценки и самооценки, а также независимой экспертизы.

Процесс самооценки труда работников предоставляет сотрудникам возможность получить структурированную, конструктивным образом оформленную обратную связь по темам их ежедневной работы и потенциала для возможного их роста. В этом случае работники являются активными участниками процесса управления персоналом. В тех случаях, когда оценка деятельности работника проводится кем-то, сотрудники принимают оборонительную позицию и воспринимают оценку результативности труда как враждебный процесс, в котором они должны защищать себя от критики. Самооценка позволяет сглаживать как пассивную, так и оборонительную позиции сотрудников. Когда у персонала появляются возможности самостоятельно оценить свои сильные и слабые стороны, они склонны вести себя менее враждебно и более открыто по отношению к критике со стороны окружающих. Процесс самооценки способствует развитию сотрудничества между работником и работодателем в процессе оценочного анализа и усиливает у сотрудников чувство вовлеченности в этот процесс

Инструментами самооценки работников в организации являются:

Результатом самооценки является целенаправленное планирование мероприятий, строгое выполнение которых приводит к достижению реального прогресса. При проведении повторной самооценки вместо подготовки нового отчета можно внести произошедшие изменения в предыдущий отчет и после этого проводить экспертную оценку. Самооценка может осуществляться как для отдельного работника, так и для всех членов трудового коллектива.

Эффективность самооценки состоит в том, что это мощный инструмент способствующий совершенствованию деятельности работника. Однако, положительный эффект можно получить только в том случае, если на основании проведенного анализа будет разработан и реализован план практических мероприятий, и если этот план будет полностью одобрен и поддержан самим работником и руководителем предприятия.

Люди оценивают свои навыки, способности и свою эффективность в процессе выполнения

повседневных обязанностей. Такие самооценки дают человеку возможность определить качество выполнения им своей работы, заслуживаемый уровень оплаты, необходимое обучение и то, какова его эффективность на общем фоне.

Самооценка может предоставить значительные преимущества сотруднику, руководству и организации в целом в том случае, когда она интегрирована с общим процессом оценки результатов труда. Самооценка помогает повысить вовлеченность сотрудников в оценочный процесс, делает их обладателями результатов такого процесса. Правильные стратегии самооценки в сочетании с обширной программой общей оценки сотрудников и четких инструкций по поводу того, какие цели преследует этот процесс, обязательно перевесят любые страхи и сомнения по поводу самооценок. А самое главное заключается в том, что преимущества включения системы самооценок в традиционные программы оценки сотрудников намного превышают реальные или надуманные недостатки таких оценочных практик.

Самооценка важна, поскольку отражает уверенность работника в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна — высокая самооценка, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к выученной беспомощности — человек заранее опускает руки перед трудностям и проблемами, поскольку все равно ни на что не способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями.

Работник, чья самооценка высока, доверяет самому себе и принимает обдуманные решения. Он в состоянии самостоятельно разобраться в ситуации и сделать правильный выбор, опираясь на свой опыт, а не на чужое мнение. Даже работник, ценящий себя выше, чем он того заслуживает, находится в более выгодном положении, чем коллега с заниженной самооценкой.

Самооценка служит основой, на которой человек выстраивает свои взаимоотношения с окружающим миром.

1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания.- М.: Наука, 1977 г.

2. Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. — Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.

3. Шибутани Т.Я. — концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности.- Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.

cyberleninka.ru