Ребенок не хочет кушать в 2 года

Что делать, если ребенок в 2 или 3 года не хочет ничего есть

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда ребёнок не хочет ничего есть. В этой статье мы поговорим о возможных причинах такого поведения у детей в возрасте двух и трех лет. Вы узнаете, что делать в подобных ситуациях, как помочь малышу, вернуть его аппетит.

Причины такого поведения

Некоторые родители задаются вопросом, почему ребёнок ничего не ест. Важно понять, чем обусловлено такое поведение. Всю группу причин можно разделить на две: связанные с состоянием здоровья и с особенностями характера. Если ваш малыш отказывается от пищи, нужно обратить внимание на его самочувствие, возможно, потеря аппетита является одной из многочисленных симптомов, и все вместе они свидетельствуют о наличии какой-то патологии в организме. Не исключено, что причиной отказа от питания может стать простое нежелание есть то, что не по вкусу. Особенно такое поведение характерно для случая, когда ребёнок 3 года ничего не ест. Это переломный период, малыши в таком возрасте идут всему наперекор.

Однако, в данной ситуации речь идёт о частичном отказе от пищи, то есть малыш кушает, но не всё или отказывается от одного кормления, но соглашается на другое. Если же карапуз на протяжении целого дня не хочет употреблять пищу, то речь идет о патологическом процессе, ребенка нужно незамедлительно показать специалисту.

Давайте рассмотрим основные причины, которые могут влиять на отсутствие аппетита у ребенка двух — трех лет:

  • Индивидуальная непереносимость конкретного блюда.
  • Когда я была в таком возрасте, на дух не переносила манную кашу. А мама постоянно пыталась меня ею накормить и думала, что я плохо ем. На самом деле, ей понадобилась ни одна неделя, чтобы понять, что дело именно в молочных продуктах. Дело в том, что она старалась каждый день приготовить или кашу, или макароны в молоке. Как потом оказалось, у меня непереносимость лактозы. Выходит организм сам себя защищал.

  • Реакция ребенка на новые блюда в рационе. Случается, что малыш тяжело воспринимает новый вид или аромат пищи. В такой ситуации родители должны быть терпеливыми, ни в коем случае не заставляйте кроху есть насильно.
  • Карапуз может отказываться от еды, если она сильно холодная или горячая, не той консистенции.
  • Часто у ребенка может отсутствовать аппетит по причине того, что он уже достаточно наелся. В таких случаях важно знать, какая разовая порция пищи у малютки, чтобы не запихивать сверх нормы.
  • Малыш может отказываться от еды, потому что не успел проголодаться. Такие ситуации характерны, если отсутствует четкий распорядок дня, между приемами пищи проходит недостаточное количество времени.
  • Ребёнок может отказаться от обеда, потому что его подкармливают перекусами. Особенно, если это не фрукты, например, яблоко, а какие-то сладости, печенье.
  • Моей племяннице почти три года, я имела возможность находиться рядом с ней на протяжении нескольких дней. Это тот самый случай, когда ребенок действительно плохо ест из-за постоянных перекусов сладостями. На самом деле, заставляет насторожиться такой способ питания.

    1. У карапузов может быть низкая потребность в пище, как источнике энергии. Тут речь идет о малоподвижных детках. Они не успевают растрачивать свою энергию, поэтому пропадает необходимость в её восполнении.
    2. Отсутствие аппетита может быть вызвано плохим настроением, ребёнок может переживать нервные ситуации, его что-то тревожит, возможно, обстановка в семье его угнетает.
    3. Также изменяется аппетит у карапуза в зависимости от времени года или суток. Возможно, ваш малыш просто мало ест зимой, но много летом или наоборот.
    4. Если ребенок с удовольствием приступает к еде, но потом резко теряет интерес, скорее всего, его мучают какие-то проблемы в органах, принимающих участие в процессе пищеварения. Так, возможно, у малыша кандидоз в ротовой полости или стоматит, развивается ангина или ранняя стадия гастрита, энтероколит.
    5. Не стоит забывать и о вирусных, инфекционных заболеваниях. Если у ребенка повышается температура или начинается инфекционный процесс, практически в ста процентах случаев аппетит будет полностью отсутствовать.
    6. Нежелание кушать может стать свидетельством наличия паразитов в организме малыша. Хотя бывает и противоположная картина при наличии глистной инвазии.
    7. Если возникают подозрения, что карапуз не ест по причине заболевания, то необходимо в срочном порядке обратиться за помощью к доктору.
    8. Если вы замечаете, что ваш ребенок ест меньше соседского, это не повод для паники. Возможно, у вашего малыша повышенная возбудимость, а, следовательно, выделяется значительно меньше слюны, что осложняет употребление плотной пищи.
    9. Родители должны понимать, чем чревато отсутствие полноценного питания, в частности, оно может привести к авитаминозу и анемии. Именно поэтому нужно своевременно выявлять причину подобного состояния у ребенка и вовремя начинать действовать.

      Важно понимать, что первым делом необходимо выявить, что поспособствовало появлению такого состояния ребенка. Если это болезнь, то вернуть аппетит поможет только полное выздоровление. В других же случаях, мама может прибегнуть к определённым хитростям. Однако, необходимо понимать, что малыша в 2-3 года нельзя силой заставлять кушать. Это может вызвать еще больший протест и агрессию со стороны ребенка.

    10. В первую очередь необходимо позаботиться о правильном распорядке. Каждый день карапуза должен включать в себя активный и пассивный досуг, малыш обязательно должен быть на свежем воздухе, принимать водные процедуры. Это всё будет способствовать выработке аппетита.
    11. Составляя режим дня, необходимо распланировать часы кормления. Очень важно, чтобы приемы пищи наступали через равные промежутки времени, ежедневно в одни и те же часы.
    12. Не нужно заставлять ребенка и давать больше, чем требуется его организму. Если малыш оставил половину тарелки супа — это не повод переживать, что он остался голодным. Скорее всего, в него просто больше не влезло.
    13. Ребёнок 2 года ничего не ест? Попробуйте его заинтересовать. Пусть ваши блюда заиграет новыми красками. Вы можете украсить их или подготовить сюрприз на дне тарелки, изменить привычный состав. Например, можно выложить еду в виде смешной мордочки или нарезать овощи в виде каких-то фигурок.
    14. Не запрещайте ребенку быть самостоятельным. Если малыш пытается кушать без вашей помощи, не противьтесь этому.
    15. Привлеките ребёнка к процессу приготовления. Карапузу будет интересно попробовать то, что он сам сварил.
    16. Часто для того, чтобы малыш проявил интерес к приему пищи, необходимо стать для него примером. Если ребёнок увидит, как остальные члены семьи уплетают за обе щеки, например, суп, вполне возможно, что он и сам захочет покушать.
    17. Важно позаботиться о том, чтоб во время приема пищи отсутствовали всевозможные раздражающие факторы. Например, если на кухне стоит телевизор, то всё внимание ребенка может быть к нему приковано. Малыш будет сидеть, не отводя глаз от экрана, и забудет, что нужно поесть.
    18. Можно поспособствовать повышению аппетита с помощью яблочного сока (свежевыжатого), который нужно давать за полчаса до приема пищи. Также хорошим стимулирующим эффектом обладают ягоды черноплодной рябины и черной смородины.
    19. Убедитесь, что карапуз здоров, осмотрите его ротовую полость, возможно, причина недуга в каких-то патологических процессах. И нужно заняться их лечением.
    20. Попытайтесь расспросить малыша, не болит ли у него ещё что-нибудь, возможно, у вас уже собралась целая клиническая картина. Если имеет место серьезное заболевание, то обязательно нужно обратиться за помощью к врачу, который назначит соответствующее лечение.
    21. Не нужно заставлять ребенка кушать. Его организм сам решает, когда достаточно. К тому же, вы элементарно можете давать слишком большой объем пищи за раз.
    22. Нельзя включать мультики во время приёма еды, они только отвлекают всё внимание на себя.
    23. Не позволяйте малышу играться с едой. Это может привести к дальнейшим проблемам.
    24. Категорически противопоказано повышать голос на карапуза, обзывать его, запугивать, шантажировать. Желание кушать не проснется, а вот психологические проблемы ребенок точно заработает.
    25. Теперь вы знаете, что может стать причиной отсутствия аппетита у ребенка в двух и трехлетнем возрасте. (Также вы можете узнать про подобную ситуацию в годовалом возрасте). Если всему виной заболевание, то не стоит откладывать поход к доктору. В случае болезни, аппетит начнет возвращаться только по мере выздоровления, поэтому дорога каждая минута. Если вы уверены, что причина кроется в чём-то другом, то нужно запастись терпением, следовать всем рекомендациям и в скорейшем времени ребенок начнет полноценно питаться.

      zdorovyemalisha.ru

      Что делать, если ребенок в 2-3 года почти ничего не ест: заставлять, лечить или ждать?

      Все блага мира родители готовы отдать за здоровье и благополучие своих детей. Неудивительно, что отказ малыша от еды может вызвать у мам и бабушек настоящую панику. А, после слов доброжелательной соседки: «Какой он у вас худенький!» — желание накормить ребенка, во что бы то ни стало, превращается в маниакальную идею. Ребенок не хочет есть — какой ужас! А может быть он просто не голоден? – подсказывает заботливым родителям разум. Но, увы, родители редко прислушиваются к голосу разума, когда дело касается их любимых чад. И начинается: «Ложечку за папу! Ложечку за маму!» — а ведь это самое настоящее «пищевое насилие». Безусловно, одна из основных функций родителей заключается в контроле над питанием, качеством и количеством, предлагаемой малышу пищи. Но не только в этом. В детстве формируются основные привычки пищевого поведения, и об этом не стоит забывать. И все же, что делать, если ребенок двух-трех лет очень плохо ест и у него практически отсутствует аппетит?

      Почему ребенок 2-3 лет плохо ест: все возможные причины в нашей статье

      Специалисты считают, что существует восемь причин отсутствия аппетита у детей. Рассмотрим подробно каждую из них.

      У каждого малыша свой характер. Уже в этом возрасте некоторые дети отличаются консерватизмом. Введение новых продуктов питания в их рацион проблематично. Как правило, любое нововведение такими детьми воспринимается негативно – непривычный вид пищи, вкус, запах. Родители нервничают, ведь рацион малыша слишком однообразен. Очень часто дети наотрез отказываются от овощных блюд, зато прекрасно едят любые молочные. И это вполне объяснимо, ведь в возрасте двух-трех лет детский организм нуждается в кальции. Некоторые детишки наотрез отказываются от любых салатов, заправленных маслом или сметаной, зато с удовольствием едят сырые овощи без добавок.Очень часто малышей настораживает необычный внешний вид новых блюд.

      1. Отсутствие расписания приема пищи

      Многие родители жалуются, что их ребенок совсем ничего не ест, однако не уточняют, что он постоянно перекусывает. Если ваш малыш до завтрака «перекусил» шоколадкой, яблоком и сухариками, то ждать, что он набросится на кашу – смешно. Детский организм уже получил необходимое количество калорий.

    26. Несбалансированное питание
    27. Растущий организм испытывает чувство голода в том момент, когда он нуждается в определенных веществах – белках, жирах, микроэлементах, витаминах, углеводах и т.д. Все эти вещества необходимы ему для здорового функционирования. Чтобы малыш был здоровым ему необходимо получать с пищей нужное количество каждого компонента. Именно поэтому рацион питания ребенка должен быть строго сбалансированным.

      Специалист по перинатальной психологии Любовь Кузьмина :

    28. Физиологические причины
    29. Ваш малыш с большим аппетитом приступает к еде, но через минуту перестает кушать и начинает капризничать. В этом случае, скорее всего, ему мешают физические помехи: молочница во рту, прорезывающийся зуб, воспаление десен и т.д. Возможно, у малыша возникли проблемы с кишечником, его беспокоят метеоризм, запоры. Очень часто малыши отказываются от еды, когда у них заложен нос и им трудно дышать. Как только физиологическая помеха будет устранена, аппетит восстановится.

      Чуть выше мы уже писали о режиме питания, который очень важен для детей, но не менее важен и распорядок дня. Если ребенок практически не бывает на свежем воздухе, играет исключительно в малоподвижные игры, не спит днем, а ночью спит очень беспокойно – о хорошем аппетите и мечтать не стоит. Родители должны знать, что количество пищи, которую съедает ребенок прямо пропорционально уровню энергозатрат. Чем больше ваш малыш тратит энергии, тем лучше у него будет аппетит.

      У любого ребенка есть индивидуальные биоритмы. Аппетит у детей может быть напрямую связан со временем года или с определенным временем суток. У одного ребенка может быть прекрасный аппетит утром и полное его отсутствие вечером. Внимательный родитель знает, что дети быстрее всего растут летом. В это время года у них и аппетит лучше. Дети-жаворонки отличаются отменным аппетитом по утрам, а дети-совы, наоборот, «просят добавки» ближе к вечеру. При составлении рациона питания необходимо учитывать эти особенности.

      Снижение или полное отсутствие аппетита у ребенка – один из симптомов большинства инфекционных заболеваний. Ослабленный детский организм начинает активно тратить энергию на борьбу с инфекцией. Во время болезни малыша нельзя кормить насильно! У организма нет сил на переваривание пищи.

      Врачи рекомендуют во время болезни давать крохе легкую пищу и увеличить количество потребляемой жидкости. Как только болезнь отступит, малыш сам попросит есть. Аппетит пропадает у малышей при кишечных заболеваниях, таких как: энтеробиоз и дисбактериоз. Плохой аппетит может свидетельствовать и о наличие гельминтов. В любом случае, если отсутствие аппетита не единственный симптом, который настораживает родителей, ребенка срочно необходимо показать врачу.

      В большинстве случаев, как вы уже поняли, плохой аппетит объясняется вполне определенными причинами, которые не приносят особого вреда ребенку. Конечно, постоянное его отсутствие может привести к анемии или гиповитаминозу. Но это случается довольно редко, хотя лишний раз проконсультироваться с врачом по поводу отсутствия у малыша аппетита — не помешает.

      У ребенка 2-3 лет нет аппетита: нужно ли заставлять ребенка есть?

      Мы уже говорили, что именно в детстве закладываются основные пищевые привычки. Поэтому не стоит твердить ребенку, что он должен съедать абсолютно все, что лежит на его тарелке. Пройдут годы, малыш вырастет, а привычка «доедать» останется. Лишний вес такому ребенку обеспечен. Конфетка взамен съеденной тарелки супа может привести к тому, что ваше «дитятко» всю жизнь будет любые проблемы и стрессы «заедать» сладеньким. Эта привычка может привести к диабету и ожирению. Родители должны найти причину плохого аппетита и постараться ее искоренить.

      Из книги Ю. Староверова «Здоровье вашего ребенка. Книга для разумных родителей» :

      Как улучшить аппетит ребенка 2-3 лет: мнения врачей

      Аппетит в переводе с латыни означает «желание», «потребность». Поэтому отсутствие аппетита – это отсутствие потребности организма в еде. Педиатры единодушны во мнении, заставлять ребенка кушать, если он не хочет — не нужно. Но есть ли способы улучшить аппетит? Конечно, такие способы существуют. И лежат они, как говорится, на поверхности.

      А что же все-таки делать? Важно, чтобы ребенок в семье чувствовал себя равным среди равных, а не баловнем судьбы и центром цивилизации. Не хочет он есть кашу — завтрак окончен, обед через 4 часа. Не стал есть суп за обедом — жди до ужина. При этом очень важно, чтобы в перерывах между едой пища не попадалась на глаза ребенку, чтобы он не имел возможности самостоятельно перекусить и чтобы не было в его присутствии никаких разговоров о еде.

      Доктор Комаровский считает, что желание накормить ребенка – это вполне понятный материнский инстинкт. Поэтому, если малыш отказывается от еды, то мать готова сделать все, чтобы он съел хотя бы ложечку. Комаровский отмечает, что малыш хочет есть лишь тогда, когда его организм готов принять пищу, усвоить ее и переработать. Конечно, любой организм можно обмануть, предложив ему что-то очень вкусное. Но это «вкусное» все равно полностью не переварится, у крохи начнет болеть живот, а маме придется бежать в аптеку. Она начнет усердно лечить ребенка, уверенная в том, что его болезнь напрямую связана с плохим аппетитом. Педагогическая ошибка влечет за собой медицинские проблемы. Комаровский уверен — соблюдая шесть вышеперечисленных правил, мамам не придется беспокоиться по поводу плохого аппетита у их детишек.

    30. Готовить не только вкусные, но и красивые блюда. Даже самый упрямый «нехочушка» захочет съесть красивый грибочек или цветочек, изготовленный из овощей. Но слишком усердствовать в этом направлении не стоит, так как малыш может привыкнуть к ярким блюдам и будет отказываться от обычных
    31. Малыша заинтересует картинка на дне тарелки, которую можно увидеть, только съев всю кашу.
    32. Лучше всего детям приобретать оранжевую или красную посуду. Эти цвета активизируют аппетит.
    33. Во время еды ребенка ничего не должно отвлекать, поэтому лучше всего убрать со стола все лишнее и выключить телевизор. Обеденный стол – это не игровая площадка.
    34. Детский врач Михайлов В.В. рекомендует родителям обратить внимание на продукты и напитки, вызывающие аппетит. Например, за пол часа до еды малышу можно дать свежевыжатый яблочный сок , который стимулирует выделение желудочного сока. Хорошо стимулируют пищеварение ягоды черной смородины и черноплодной рябины . Можно приготовить м орс или отвар из шиповника и облепихи.

      Народное средство для повышения аппетита у детей

      Наши бабушки поднимали аппетит у детей народным способом. В свежий сок алое они добавляли мед. Принимать эту смесь нужно было по 1 ч.л. перед едой. Однако врач напоминает, что мед может вызывать аллергические реакции у детей.

      Сегодня в продаже есть масса всевозможных витаминных комплексов, повышающих аппетит. Применять тот или иной комплекс витаминов можно только после консультации с врачом.

      baragozik.ru

      Почему ребенок в 1-2 года не кушает или стал мало есть?

      В вашей семье произошло долгожданное событие — рождение малыша. Никаких проблем с кормлением грудничка не было, потому что все необходимые витамины он получал из молока матери. Осуществлять кормление годовалого малыша и ребенка постарше сложнее: ведь в пищу уже приходится добавлять больше овощей и фруктов, постепенно приравнивая детский рацион к взрослому. Возникают трудности с питанием: малыш капризничает во время еды, мало ест или не ест совсем. У родителей начинается паника: что же делать?

      Основные причины плохого аппетита у ребенка

      Плохой аппетит ребенка возрастом 1-2 года может быть обусловлен рядом причин. В первую очередь, нужно исключить какую-либо болезнь, из-за чего аппетит может быть снижен или полностью отсутствовать.

      Попробуйте определить основную причину отсутствия аппетита.

      Причин, которые могут повлиять на аппетит, несколько

      • Перенесенная болезнь (прорезывание зубов).
      • Во время приготовления пищи не учтены предпочтения малютки (вкусовые, консистенция пищи, размер порции).
      • Принуждение во время кормления (заставляют, уговаривают).
      • Перекусы между приемами пищи.
      • Влияние на аппетит времени года.
      • Нарушен режим дня: прогулка, кормление, сон.
      • Что делать, если ребенок плохо кушает или совсем мало ест?

        Ребенок, который только что выздоровел, не будет проявлять «волчий» аппетит. Обычно в этот период он больше хочет пить, и его аппетит, как это и бывает в основном, очень незначительный.

        В период от года до 2-х лет у детей происходит прорезывание зубов. Как правило, в год у малыша появляется по четыре верхних и нижних зубика. Молочные моляры и клыки прорезываются к двум годам, и тоже могут быть причиной беспокойства и слабого аппетита.

        Нельзя постоянно заставлять ребенка есть больше или есть то, что ему не нравится. Иначе вы рискуете вызвать у малыша отвращение к еде и неприязнь к самому процессу приема пищи. Порции еды должны быть умеренными, не слишком большими.

      • Исключите перекусы между приемами пищи

      Пара печенюшек или конфет, съеденных до обеда, могут повлиять на аппетит. Сластена может почувствовать насыщение от перекуса, а потому отказаться от еды во время обеда.

      Несомненно, в жаркие летние дни, аппетит у детей снижается. Молодой организм больше хочет пить, и это нормально. В жару не заставляйте ребенка есть, пусть лучше пьет натуральные свежевыжатые соки.

      • Соблюдайте режим дня
      • Режим дня ребенка должен иметь определенную последовательность. Своевременный отход ко сну и пробуждение, дневной и ночной сон, прогулки, игры и прием пищи формируют привычку делать все в свое время.

        Например, если каждый день вы обедаете в 14:00, то к этому времени ему действительно захочется есть.

        Молочную кашу, которую с удовольствием уплетает соседский малыш, может совершенно не понравиться вашему сыну. Многие дети любят овощи, а некоторые больше предпочитают мясо. Поэтому, когда ребенок ест с аппетитом, присмотритесь, что остается на тарелке нетронутым, а какая пища съедается первой. Таким образом, можно выяснить его вкусовые предпочтения.

        Чтобы разнообразить рацион, можно вводить в него новые блюда — так, чтобы любимое блюдо комбинировать с новым. Делать это, рассчитывая на то, что малыш съест основное блюдо и попробует новое. Кроме того, с ростом ребенка могут поменяться и расшириться его вкусовые пристрастия.

        Приготовленную вкусную и полезную пищу дети могут не оценить. Они любят, чтобы еда была внешне красиво украшена и выглядела интересно. С наибольшим удовольствием будут съедены фрукты, нарезанные и выложенные на тарелке в виде разных зверушек. Картофельное пюре с котлеткой, можно оформить с помощью овощей в виде, скажем, какого-то интересного или любимого предмета. Для этого всего лишь потребуется немного времени и фантазии. В молоко можно добавить бананы, взбить все это блендером и получить коктейль.

        baragozik.ru

        Ребенок, 2,5 года плохо кушает. Что делать?

        Дочка утром садится завтракать, съедает пару ложек каши и бросает ложку ни какие уговоры не помогают, а через пол часа просит кушать, история опять повторяется. Тоже самое происходит в обед и за ужином. Закрывает рот руками, кричит бяка и отодвигает миску.

        Когда я родила своего малыша, у меня, как наверное и любой мамочки, очень сильно обострилось два инстинкта — согреть его и накормить. И пока кормила грудью, и когда перешла на смесь, постоянно присутствовала в голове проблема, что ребенок ест мало. С введением прикорма ощущения того, что он недоедает, усилились еще больше. Мой муж педиатр, постоянно заверял меня, что если ребенок не хочет, то и не нужно его кормить. А я начитавшись всяких норм, очень сильно страдала, от того, что мой ребенок столько не съедает. Убедить меня в отсутствии проблемы ему удалось только ближе к году, видимо инстинкты подутратили свою волшебную силу. Здесь есть один очень важный момент, если ребенок нормально прибавляет в весе, бодр и активен, здоров и хорошо развивается, то переживать по поводу недоедания и поведения за столом не стоит. Мой бывает полдня носиться, ложку ему в рот не засунешь, и только к обеду съедает утреннюю порцию. А вы пишите, что дочка через пол часа просит кушать. Получается, что ее пищеварительные ферменты, вызывающие аппетит, накапливаются чуть позже, чем вам хотелось бы. Переместите по времени время завтрака, и соответственно обеда и ужина — думаю это будет самым простым и правильным решением проблемы. Еще, конечно, есть масса всяких способов, провокации аппетита у ребенка: яркая посуда, украшение еды, добавление в нелюбимые блюда компонентов, которые способны изменить их вкус, совместные со взрослыми приемы пищи, сказки о еде, рассказанные минут за 15-20 до планируемой трапезы. Но думаю, в вашем случае ничего делать особенного не нужно. Просто кормите дочку, когда она просит, и она будет есть с аппетитом. А когда ребенок ест с аппетитом, то пища усваивается лучше.

        Мне кажется, что это нормально для ребенка такого возраста. Вот если бы девочка съела пару ложек каши и больше вообще кушать не просила — это проблема. А если она кушает часто, но по чуть-чуть, то не вижу в этом ничего катастрофического. Я сама была такой — ела по немного, но просила потом каждый час, конечно, для родителей — это, так скажем, не совсем удобно — каждый час накрывать стол, греть чай, кашу, а потом убирать все, куда удобнее покормить ребенка утром хорошо и потом пару часов не хлопотать. Так же попробуйте немного изменить рацион, может ребенку просто не нравится каша? Потому и отказывается, а через некоторое время прибегает снова, потому что кушать все же хочет, и надеется на что-то другое — но снова та же каша. Замените манную (или какую Вы ей даете) кашу на другую, или покормите фруктовым пюре. Украшайте кушанье, делая аппетитным для ребенка.

        otvet.expert

        Развитие ребенка в 2 года 6 месяцев

        Ребенок в 2,5 года незаметно становится совсем другим: он глубже чувствует, становится всё самостоятельнее, приобретает собственный характер. Можно сказать, что середина третьего года жизни – это некий рубеж личностного развития, переходить через который непросто как родителям, так и самому малышу. Эмоциональность, требовательность и капризность – частые спутники детей в два с половиной года. Мамам и папам предстоит проявить значительную мудрость и терпение в данный период.

        Физическое развитие ребенка в 2,5 года

        Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

        Окружность головы, см

        Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

        Сколько зубов должно быть у ребенка в 2,5 года? Нормой считается как наличие всех молочных зубов, так и продолжающееся их прорезывание. ВОЗ утверждает, что малыш должен обзавестись полным рядом молочных зубов к 3 годам.

        Режим дня, сна и питания ребенка в 2,5 года

        Режим дня ребенка в 2 года 6 месяцев остается стабильным: общий сон около 12-12,5 часов, включая дневной сон в течение 1,5-2,5 часов. Несмотря на то, что малыш кажется уже довольно взрослым, не следует пренебрегать его дневным отдыхом. Активное бодрствование более 6 часов негативно сказывается в этом возрасте на нервной системе ребенка. Педиатры акцентируют внимание родителей на необходимости дневного сна вплоть до 5-6-летнего возраста. Постарайтесь соблюдать стабильный режим, включающий ранний подъем (в 7-8 часов утра) и раннее же укладывание (примерно в 21.00).

        В два с половиной года малыш кушает 4 раза в день, временной интервал между приемами пищи составляет около 4 часов. Наиболее калорийным приемом пищи должен быть обед. Помните о важности здорового питания: не стоит предлагать своему ребенку блюда фаст-фуда, копченую, жареную пищу и сладости (за исключением натуральных). Следите, чтобы малыш получал также достаточное количество воды. В 2,5 года потребность в воде составляет около 1,5 литров в сутки.

        Психология и психическое развитие ребенка в 2,5 года

        Середина третьего года жизни обычно становится началом периода отстаивания собственного «Я», что связано с постепенным психологическим отделением от родителей и осознанием себя как отдельной личности. Ребенок внимательно наблюдает за окружающим миром, формирует свои взгляды и представления о действительности. Два с половиной года – возраст создания в мышлении малыша устойчивых поведенческих шаблонов, формирования характера.

        Эмоциональность ребенка в 2,5 года становится еще ярче: он испытывает явную гордость своими достижениями, чувствует любовь и нежность к близким, жалеет и обижается, радуется и злится, завидует, сочувствует, боится и тоскует. При этом пока он не всегда может оценить чужой добрый поступок или понять причину наказания. Малыш проявляет искренний интерес к животным и растениям, восторгается и удивляется явлениям природы (прыгающему кузнечику, сильному ветру или летящему по воздуху листику). Ребенок 2,5 лет имеет четкие эмоциональные ассоциации, связанные с прожитыми им когда-либо ситуациями: болеть – неприятно, в гостях у тети Маши – весело, а долго ехать в машине – скучно.

        В возрасте двух с половиной лет дети по-прежнему очень привязаны к близким взрослым : маме, папе, бабушкам и дедушкам. Ко всем членам семьи кроха относится по-разному, осознавая индивидуальность каждого из них. Разлука с родным человеком вызывает у малыша беспокойство и тревогу, однако успокаивается он теперь гораздо быстрее. Незнакомые люди вызывают у ребенка настороженность и желание быть поближе к маме. Однако, чувствуя доброжелательное к себе отношение, малыш легко вступает в контакт. Возраст 2,5 года для начала посещения детского сада, несомненно, лучше, чем 1,5-2 года, однако до трех-трех с половиной лет дошкольное образование является лишь вынужденной мерой, не несущей для ребенка какой-либо пользы.

        Наиболее частая характеристика детей в возрасте 2,5-3 лет – возросшая самостоятельность . Ребенок старается делать всё сам, без помощи взрослых. «Я сам!» – любимая фраза малышей, вступивших в возраст так называемого « кризиса 3 лет ». При этом из-за высокой эмоциональности они не всегда адекватно реагируют на обращение взрослого, проявляя необыкновенное упрямство в, казалось бы, пустячных вопросах. От родителей в этот период требуется, прежде всего, терпение.

        При всей своей кажущейся самостоятельности ваше чадо остается чрезвычайно зависимым от отношения близких, положительной оценки своих действий и общего благополучия окружающей его атмосферы. Ребенок реагирует на любые изменения семейного микроклимата. Нехватка внимания, несправедливость и грубость в его адрес вызывают не только огорчение, но и ярко выраженный протест. Будьте внимательны к своему поведению, проявляйте к малышу чуткость и любовь – сейчас они ему особенно необходимы. Помните: крики или шлепки как реакция на «вредность» малыша принесут результат, далекий от ожидаемого вами. Кризис – всего лишь этап взросления вашего крохи, и в основном от родителей зависит, насколько легко он пройдет.

        Отношения взрослых с ребенком в 2,5 года строятся, можно сказать, заново. Постарайтесь находить баланс между запретами и мнением малыша. Давайте ему возможность выбора везде, где это возможно, не забывая при этом о рамках поведения и категорических запретах (обычно связанных с опасностью для ребенка).

        Умения и навыки ребенка в 2,5 года

        Физическое развитие детей 2,5 лет позволяет им:

      • хорошо бегать и прыгать, пробегать до 60 м в небыстром темпе;
      • перешагивать через препятствия на полу (приставным шагом);
      • ходить по наклонной доске самостоятельно;
      • подниматься и ходить на цыпочках, удерживая равновесие;
      • бросать мяч одной или двумя руками из разных положений, ловить его двумя руками, перебрасывать через препятствие;
      • точно бить ногой по мячу;
      • пробегать между линиями (расстояние 25-35 см), не наступая на них;
      • подлезать под препятствие высотой до 40 см;
      • подниматься по лестнице, иногда даже не держась за перила, спрыгивать с нижней ступеньки.
      • Интеллектуальное развитие ребенка в 2,5 года характеризуется следующими умениями:

      • Умеет собирать пирамидку из 4-8 колец;
      • Строит башни из 7-8 кубиков, «мостик» (два кубика с промежутком между ними и один сверху) и «паровоз» (ряд кубиков и один сверху в виде трубы);
      • Ориентируется в 4-6 геометрических формах (шарик, кубик, кирпичик, цилиндр, конус, призма). Подбирает с помощью прикладывания к отверстию или плоскому изображению объемную геометрическую фигуру;
      • Правильно подбирает нужные детали к отверстиям сортера или рамки-вкладыша. Почти не пытается вставить один неподходящий предмет в другой силой;
      • Из простых подсобных материалов (кубики, элементы конструктора) составляет сюжетные постройки и дает им названия – «дом», «дорога», «гараж»;
      • Собирает простые пазлы;
      • Отличается хорошей памятью;
      • С легкостью переворачивает страницы в книге;
      • Любит рисовать и, возможно, уже умеет держать карандаш тремя пальцами.

      Игровая деятельность ребенка 2,5 лет носит сюжетный характер. С помощью любимых персонажей он воспроизводит и анализирует окружающую его реальность. В игре происходит уже не два, а три-четыре последовательных действия (покормить куклу, раздеть, уложить спать; нагрузить машинку, покатать и разгрузить). Кроха начинает использовать предметы-заместители – это говорит о развивающемся воображении. В исполнении ребенка доктор – это обязательно тот, к которому вы недавно ходили на прием.

      Малыш в игре в семью изображает одного из персонажей, обычно своего пола: чаще всего девочки копируют маму, а мальчики – папу. Уже в 2,5-3 года можно заметить разницу в игровых действиях в зависимости от пола ребенка. Девочки предпочитают воспроизводить бытовые сюжеты с использованием кукол, мальчики чаще интересуются техническими игрушками.

      Примерно в 2,5 года дети начинают учиться взаимодействовать со сверстниками в простых подвижных играх, запоминая простые правила (например, необходимость очередности – «твоя очередь», «моя очередь»). Интереса к таким играм пока хватает на 1-2 минуты. Также малышам очень нравится повторять за действиями других детей на детской площадке: куда-то бежать или влезать, прыгать или подлезать под препятствие.

      Бытовые навыки ребенка в 2,5 года очень радуют его родителей. Малыш в своем стремлении к независимости и самостоятельности старается сам одеваться (носки, штанишки, кофту на застежке, свободную курточку, трусики) и обуваться. Он пытается застегивать пуговицы и молнии (хотя в 2,5 года это и не у всех получается). Шнурки завязывать пока не может. Кроха сразу замечает «оплошности» в одежде других людей, показывая свое недовольство и указывая на ошибку – развязавшийся шнурок или расстегнувшуюся пуговицу. Любовь к порядку в собственном понимании ребенка выглядит очень мило: карапуз постоянно «наводит порядок», потому что, по его мнению, все вещи должны быть на своих местах! Ребенок в два с половиной года умеет уверенно и аккуратно есть ложкой и вилкой, пользоваться туалетными принадлежностями; контролирует свои физиологически потребности. Может снять и надеть штанишки перед туалетом. Малыш сам поднимается по лестнице, возможно, даже чередуя ноги. Половина детей уже умеет ездить на трехколесном велосипеде, крутя педали (другие малыши для этого отталкиваются ногами от пола).

      Речь ребенка в 2,5 года

      Речь ребенка двух с половиной лет еще, конечно, отличается от взрослой, но при этом очень приближена к ней. Распространенные предложения (из трех и более слов) довольно осмысленны и включают союзы, предлоги, местоимения. Малыш хорошо разграничивает единственное и множественное число, знает названия основных цветов и частей тела.

      Дети 2,5 лет стараются подражать взрослым, и в речи в том числе. Однако, пытаясь образовывать некоторые формы слов по аналогии с уже знакомыми, ребенок может несколько путаться: говорить «жеваю» и «вставаю» вместо «жую» и «встаю» (наподобие «играю», «кусаю»). Возможны и проблемы с произнесением длинных слов. Дети часто упрощают сложные слова («атобус» вместо «автобус», «леопад» вместо «леопард», «электитетво» вместо «электричество»). Не умиляйтесь коверканью слов, а всегда терпеливо и последовательно поправляйте ребенка, объясняя, как нужно говорить правильно. В противном случае в мозге малыша закрепятся именно неправильные формы слов, а переучивание будет довольно сложным делом.

      Кроме того, могут наблюдаться некоторые сложности с окончаниями слов и обозначением себя. Многие дети говорят о себе в первом лице: «Я, мне, я сам», однако некоторые продолжают называть себя по имени: «Маша пошла, Ваня хочет спать». Нормой также считается, если малыш любит говорить о себе как о любимом персонаже или близком взрослом.

      Дети в 2,5 года хорошо понимают речь взрослого и могут в двух-трех предложениях описать картинку со знакомым сюжетом, отвечая на наводящие вопросы: «Кто это? Что он делает?». Также ребенок может изобразить движения показанного персонажа и повторить за взрослым слова известной ему сказки.

      Малыш в этом возрасте имеет обширный словарный запас (названия животных, одежды, посуды и других бытовых предметов). Кроме того, он легко копирует в речи даже незнакомые слова; может выучить короткий стишок или петь без подсказки строчки любимой песенки.

      Тон речи ребенка меняется в различных ситуациях и по настроению. Он задает очень много вопросов: не только «Где?», «Куда?», но и «Зачем?», «Почему?», «Как?». Это говорит о том, что малышу теперь важно знать причины происходящего. Он старается разобраться в том, как устроено всё, что его окружает.

      С малышом двух с половиной лет можно вести настоящий диалог. Он отвечает (возможно, упрощенно) на вопрос: «Как тебя зовут?» и другие. Знает, как зовут маму, папу, бабушку и дедушку, а также имена знакомых детей. Ребенок разговаривает со сверстниками во время игры и подражает им, например, на детской площадке.

      Если же ребенок в 2,5 года не разговаривает вообще или говорит мало/плохо, обязательно проконсультируйтесь у невролога или логопеда. Это не просто предосторожность – ожидание речевого прогресса до трех лет (как любят советовать на форумах) может быть чревато серьезными проблемами с речью и правописанием в будущем.

      lovingmama.ru

      Ребенок в 3 года не хочет сам кушать.

      У кого есть детки, подскажите!

      Ребенку 3 года не хочет есть самостоятельно, категорически.

      Привык, что я его постоянно кормлю. На уговоры и обещания не поддается.

      Было такое, что не кормила, просит молоко сразу же.

      Если не даю молока закатывает истерику.

      В садик пойдем после нового года.

      Ответы типа не корми лучше не присылайте!

      100% согласна . плюс не давайте перекусивать

      Говорит, мама я не хочу кушать. Предлагаю покормить с удовольствием открывает рот.

      не спорю, но хочу чтобы нормально наелась, а не поковыряла

      Ничего криминального в этом не вижу. Придет время и ребенок сам откажется, чтобы его кормили. Главное, не перекармливайте.

      Такие мамы напишите пожалуйста чем вы руководствуетесь ?

      Да ничем не руководствуемся. Это как на руках носить, попу вытирать и т.д. Приходит время и ребенок сам отказывается. А чем больше ломаешь ребенка и отказываешь ему, тем хуже для ребенка

      Сам есть умеет, но не хочет. Вот если бы не умел, вот тогда да, согласна, есть проблема

      Извините , но это совсем не тоже самое . И почему то ,как оказалось , далеко не у всех ребёнок сам отказывается .

      Совсем не тоже самое вытирать попу ребёночку беспомощному ,который сам не в состоянии о себе позаботится . И идти на поводу у ребёнка ,который уже всё прекрасно понимает и может это сделать сам .

      Моё мнение — лень :

      Лень было менять 100 раз на день слюнявчики и стирать их .

      Лень было вытирать со столика разлитый суп и кашу

      Лень было учить держать ложку .

      Зато не лень тему на советчице создать — авось кто-то ’волшебную таблетку ’ посоветует

      Ребёнок просто вами манипулирует — ну да ничего плохого .

      для Вас это манипуляция, для меня — это помощь, внимание

      все дети разные, один вообще на руках не хочет сидеть, другой до 2-3 лет на маме сидит. Это его психологическая потребность. Какие-то совдеповские у вас понятия. Как у бабушек-соседок: пусть лежит сам в кроватке, не приучай к рукам, пусть сам ест или голодный сидит, не вытирай попу, а то сам не научится, не помогай одеваться, пусть идет как оделся

      Речь не о том ,что просит помочь . Мы наверное о разном . У ребёнка естественная потребность забирать у мамы ложку где то в 1.2-в 1.4 просыпается ,но многие мамы на это внимание не обращают .

      Потому как проще самой покормить . При чём здесь просить помочь ? Ребёнок сам учится кушать ложкой .ему это интересно ,ему это нравится ! И если позволить ему учиться самому ,то с этим проблем особых не будет .

      По поводу совдеповских понятий насмешили . то как вы написали о детях с не подтёртой попой по крайней мере странно . Мы как то с вами на разных языках говорим .Кто в лес ,кто по грибы .

      При чём здесь ребёнок просит помочь ? В 10 месяцев просит ? Или в год говорит мама помоги мне ?

      Ребёнок просит помочь в 3 — может попросить ,новы же говорите ,что умеет .но не хочет . Если умеет ,то почему просит помочь ? Потому что самому лень ? Манипуляция чистой воды

      sovet.kidstaff.com.ua

      Процесс поиска и поглощения пищи — основа существования всего живого. Какой биологический вид ни возьми — и поведение, и анатомо-физиологические особенности, и среда обитания, и сезонность размножения ориентированы, прежде всего, на принципиальную возможность добывать себе пропитание.

      Нет еды — и птицы улетают в теплые страны, а медведи укладываются спать. Нет еды — меньше рождается детенышей. Нет еды — нет жизни. Самые черные страницы в истории человечества, самые страшные времена ассоциируются с голодом. Страх остаться без пищи — подсознательный, инстинктивный. Наесться самому и накормить потомство — что может быть важнее!

      Осознавать, что ты можешь принести в дом еду, видеть, как твой ребенок добытую пищу поглощает — это подлинный бальзам на душу, реализация заложенной в нас генетической программы, направленной не только на размножение, но и на вскармливание детенышей.

      Качественный и количественный состав еды, предназначенной для вскармливания отпрысков, определяется материальным благосостоянием семьи (и в этом принципиальная особенность человека как биологического вида). Неудивительно, что избыток продуктов питания вообще и наличие продуктов редких, дорогих и недоступных другим в частности, рассматривается в качестве мерила родительской любви. Еще раз подчеркнем — это восприятие, как правило, неосознанное, подсознательное. Когда наш ребенок охотно ест добытую еду, когда эта еда вкусная, разнообразная и качественная — нам хорошо. Когда еды нет или мало, когда выбор продуктов невелик — нам плохо.

      Ощущать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он не хуже других, что он сыт, — первейшая родительская потребность. Любое отклонение порождает психологический дискомфорт, стремление что-то изменить. Стремление это очень часто не подвластно законам логики и здравого смысла, но инстинкт требует накормить детеныша! Накормить любой ценой! А он иногда не хочет. И это невыносимо. Ибо противоречит привычным для нас основам бытия, не дает возможность реализовать родительский инстинкт, провоцирует внутренний надлом и страстное желание немедленно, срочно, любой ценой ребенка спасать. Ибо так жить нельзя: с таким трудом добытая еда оказывается невостребованной, а ведь он должен расти, как же так можно, словом, так жить нельзя.

      Не хочет или не может?

      Это первый и важнейший вопрос. И не ответив на него, ничего решить нельзя. Понятно ведь, что нежелание есть это одно, а невозможность есть — это принципиально иная ситуация, а родительские действия в этих ситуациях разнятся весьма существенно.

      Всем своим поведением ребенок демонстрирует готовность поесть. Жадно набрасывается на материнскую грудь, хватает ручонками и тянет в рот бутылочку со смесью, охотно усаживается за стол, просит есть, в конце концов. Но непосредственно после начала процесса поглощения пищи принимается капризничать, беспокоиться и отказываться от еды.

      Описанное может быть обусловлено:

      проблемами с поступлением еды: плоский сосок, «тугая» грудь, маленькая дырка в соске;

      проблемами в полости рта, когда сосание, жевание или глотание вызывает боль: молочница и другие варианты стоматита, воспаление десен в связи с прорезыванием зубов, просто зубная боль, воспалительные процессы в области глотки (тонзиллит, фарингит);

      проблемами в кишечнике: у грудных детей совсем нередкой является ситуация, при которой после начала сосания резко усиливается перистальтика (сократимость) кишечника. При повышенном газообразовании, при склонности к запорам, при наличии воспалительных процессов упомянутая активная сократимость может провоцировать боли в животе;

      нарушением дыхания: если у малыша «забит» нос, то в процессе сосания появляется весьма ощутимый дискомфорт, поскольку дыхание через рот становится невозможным;

      вкусом еды: соленая, кислая, горькая и т. п. — кормящая мама селедочки с чесночком отведала, папа лично супчик поперчил, индивидуальная непереносимость конкретного продукта — трудно ведь отрицать, что есть дети, у которых попадание в рот манной каши провоцирует рвотный рефлекс;

      физическими характеристиками пищи: горячая, холодная, кусочки крупные, а жевать еще не научились, вот и давимся.

      Родителям не всегда удается определить истинную причину невозможности есть, но отличить нежелание от невозможности, с учетом вышеописанного, совсем не сложно.

      Если действительно хочет, но не может — это вполне закономерный повод к тому, чтобы обратиться за медицинской помощью.

      Исключив (самостоятельно или с помощью врача) перечисленные выше причины, затрудняющие саму возможность есть, констатируем: может. И сосать, и жевать, и глотать. Но не хочет! И здесь возникает вполне закономерный вопрос: почему? Почему наше любимое дитя отказывается от такой вкусной, такой полезной и такой необходимой ему еды?

      Для начала следует немножко отвлечься и разобраться с очень важным понятием, к которому мы неоднократно будем обращаться. Речь идет о таком известном слове, как аппетит.

      С учетом этих определений понятно, что субъективные желания и ощущения, к коим понятие «аппетит», безусловно, относится, могут иметь разную степень выраженности — от умеренного снижения до полного отсутствия аппетита, проявляющееся в реальной жизни полным отказом от какой бы то ни было еды.

      Теперь, когда с терминологией разобрались, можно и к вопросу вернуться, поскольку, вопрошая: «почему же все-таки дитя отказывается от вкусной, полезной и необходимой еды?», мы можем иметь в виду не только полную потерю аппетита, но и его снижение.

      Почему? Потому, что заболел.

      Причин отказа от еды множество, но первое, что приходит на ум обеспокоенным родственникам — болезнь. И это действительно так. Ибо снижение аппетита — типичное проявление любой острой болезни и многих хронических. Этот очевидный факт требует разъяснений.

      Для начала рассмотрим болезни острые, т. е. внезапно начавшиеся, к которым можно отнести и большинство детских инфекций, и травмы, и отравления, и аппендицит, и многое другое. Именно в детском возрасте речь чаще всего идет об острых инфекционных, как правило, вирусных инфекциях, с которыми организм ребенка в подавляющем (!) большинстве случаев вполне способен справиться самостоятельно и без всякой посторонней помощи. Если принять указанное положение за аксиому, то станет понятным следующее: любые усилия родственников должны осуществляться в направлении, подсказываемом инстинктивными действиями, и следовательно, доказавшими свою правильность в ходе естественного отбора.

      А какое действие в начале болезни наиболее естественное? Отказ от еды. Хорошо это или плохо? Это нормально, поскольку отсутствие стремления к приему пищи обусловлено, прежде всего, биологической целесообразностью, и симптом этот общий для всех млекопитающих. И больная кошка, и больная мышка есть не хотят.

      На первый взгляд, что-то здесь не логично. Надо ведь с болезнью бороться, силы нужны, энергия, как же можно в такой ответственный момент без еды. Но это только на первый взгляд.

      Основные проявления острых болезней (боль, стресс, повышение температуры тела, нехватка кислорода) приводят к стандартной реакции — активизируется циркуляция крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, легкие), а сосуды в органах менее значимых — сужаются. Сужение сосудов и значительное уменьшение активности кровотока особо выражено в кишечнике. Снижается его перистальтика, меньше вырабатывается кишечных соков, они становятся более густыми. Понятно, что кишечнику в такой ситуации, мягко говоря, не до еды.

      Расстройства кишечника (понос, боли, метеоризм) у детей могут возникнуть и часто возникают при любой болезни, даже термин специальный для этого существует -«кишечный синдром». Парадоксален, но легко объясним тот факт, что частота и выраженность кишечного синдрома прямо связаны не только с тяжестью заболевания, но и с усилиями родителей по кормлению заболевшего дитя.

      Печень — важнейший орган системы пищеварения и в то же время главный «борец» с инфекциями. Именно печень — активный участник синтеза иммуноглобулинов — тех самых всем известных антител, что нейтрализуют вирусы и токсины бактерий. Опять-таки, печень — мощный фильтр, который останавливает и обезвреживает яды, продукты распада тканей. Понятно, что при острой инфекции нагрузка на печень высока, а потеря аппетита — важный защитный механизм, преследующий очевидную цель: дать печени возможность сосредоточиться на функциях, более необходимых, чем переваривание пищи.

      Становится понятным следующее: отсутствие или снижение аппетита у заболевшего ребенка — абсолютная норма. Чем серьезнее нагрузка на организм — тем более выражено снижение аппетита. По мере уменьшения нагрузки аппетит восстанавливается, и это один из симптомов, однозначно свидетельствующих о начале выздоровления.

      С болезнями хроническими, длительными — ситуация не так однозначна. Растущий детский организм относительно быстро адаптируется к переменам, и аппетит сохраняется. При некоторых болезнях (например, при сахарном диабете) аппетит даже повышается, но в целом прослеживается вполне четкая тенденция — если болезнь приводит к уменьшению затрат энергии (ребенок не может двигаться или двигается мало), то это отражается не столько на аппетите, сколько на количестве съедаемой еды. И только при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях возникает резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды. И это всегда очень серьезно.

      Итоговые рекомендации по питанию больного ребенка могут быть сведены к двум простым правилам:

      главным критерием частоты и объема кормления является аппетит;

      попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.

      Очевидно, что качественный состав еды зависит от того, с какой конкретной болезнью мы имеем дело — понятно, что при кишечной инфекции, вирусном гепатите и переломе ноги выбор продуктов, позволительных для употребления, будет, мягко говоря, разным. Но диетотерапия конкретных болезней не является темой нашего общения. Наша задача — выработать тактику родительских действий по отношению к конкретному симптому под названием «снижение аппетита». И вывод здесь однозначный: если снижение аппетита действительно симптом, т. е. один из признаков болезни, то не надо с этим симптомом бороться. Надо помочь организму справиться с конкретной болезнью, но основная тактическая и психологическая проблема как раз и состоит в том, что активное кормление больного ребенка вовсе не помогает ему выздороветь — скорее наоборот.

      От чего зависит аппетит?

      Больной ребенок отказывается от еды. Такое положение вещей хоть и горестно для родственников психологически, но в целом понятно. Любой взрослый человек отдает себе отчет в том, что это временно, что болезнь виновата. Очень помогают успокоиться воспоминания из собственного «болезненного» опыта: «Я ведь, когда болею, тоже кушать не хочу».

      Совершенно другие мысли посещают любящих родителей в ситуации, когда никаких признаков болезни нет, но и аппетита тоже нет. Это пугает неопределенностью, ибо самое логичное объяснение — есть все-таки болезнь, просто мы ее увидеть не можем. На самом же деле снижение аппетита очень часто имеет под собой вполне физиологическую, т. е. нормальную, естественную основу.

      Для того чтобы это понять, следует знать и учитывать факторы, способные оказывать влияние на выраженность аппетита. Рассмотрим эти факторы поподробнее.

      1. Индивидуальные особенности обмена веществ, свойственные и детям, и взрослым. Это каждый может подтвердить, основываясь на многочисленных бытовых примерах. Петя и Саша едят одинаково, Петя худой, а Саша толстый. Худая Маша ест много, а толстая Лена — мало.

      По большому счету, имеет ведь значение не сколько еды ребенок съел, а сколько из съеденного усвоится и на сколько хватит этого «усвоенного». Здесь может быть вполне уместна не очень корректная, но понятная техническая аналогия: один автомобиль «съедает» 20 л бензина на 100 км пути, а другой, в тех же условиях, — только 5 л.

      2. Интенсивность выработки гормонов. Процесс роста не равномерен. На первом году жизни, в подростковом возрасте, гормон роста, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, половые гормоны вырабатываются в большем количестве, ребенок активно растет, усиливается аппетит. Интенсивность роста зависит и от генетических особенностей. Если родители Васи под два метра ростом, то Вася, скорее всего, будет есть больше, чем Сережа, папа которого имеет метр шестьдесят, да и то в кепке.

      Существуют и сезонные закономерности: зимой рост замедляется (меньше гормонов), летом — активизируется (больше гормонов). Понятно, что и аппетит летом получше.

      3. Уровень энергозатрат. Питание, по сути, преследует две глобальные цели: во-первых, обеспечить организм веществами, необходимыми для роста и нормального функционирования внутренних органов; во-вторых, покрыть текущие затраты энергии, обусловленные, прежде всего, двигательной активностью. Здесь все вполне очевидно — чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше аппетит.

      Из трех перечисленных факторов, определяющих выраженность аппетита у здорового ребенка, два совершенно не подвластны родительскому влиянию. При всем желании, мы не можем воздействовать ни на выработку гормонов, ни на индивидуальные особенности обмена веществ. Но регулировать энергозатраты — это однозначно в компетенции родителей.

      Мы уже определились: текущие затраты энергии обусловлены, прежде всего, двигательной активностью, но не только ею. Огромное значение имеет поддержание температуры тела: чем теплее и комфортнее, чем больше одежды — тем меньше энергозатраты, хуже аппетит.

      Соотношение интеллектуальных и физических нагрузок, распорядок дня, температурный режим — основные элементы, характеризующие такое общеизвестное понятие, как «образ жизни». Вполне очевидно, что и потребление пищи находится в этом списке, а взаимосвязь составляющих очень велика.

      Давайте со стороны и, по возможности, объективно посмотрим на классическую, в рамках нашего бытия, ситуацию, когда родители здорового ребенка крайне обеспокоены отсутствием у него аппетита. В подавляющем большинстве случаев, семья не испытывает недостатка в продуктах питания, ребенку не бывает холодно — на шубку, носочки и обогреватель средства всегда находятся. Ребенок посещает детский сад или школу, тщательное выполнение уроков всячески контролируется, и времени на занятия не жалко. Не редкость — дополнительные нагрузки в виде, опять-таки, занятий (иностранный язык, музыкальная школа, развивающие игры и т. п.). А в свободное от учебы время мы играем на компьютере или смотрим телевизор.

      Удивительно не то, что в такой ситуации у ребенка нет аппетита. Удивительно, что это удивляет его родителей!

      Цивилизация очень серьезно влияет на здоровье человечества. И это особенно актуально применительно к детям, ибо в самый ответственный период жизни — когда растут и формируются внутренние органы, когда на всю жизнь закладывается здоровье, — так вот, именно в этот период ребенок растет в абсолютно неестественных условиях. Это не столько проблема родителей, сколько проблема общества в целом: вся система школьного обучения — это система противопоставления интеллекта и здоровья. А популярные в дошкольном возрасте развивающие игры сплошь и рядом — перекладывание кубиков в замкнутом пространстве в окружении ковров и мягких игрушек.

      Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, с чего надо начать, — осуществить коррекцию образа жизни, дабы активизировать затраты энергии. Это справедливо для любого возраста. Исключение перегрева, гимнастика, прохладная вода, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе — это одинаково важно и в 5 месяцев, и в 14 лет.

      Ребенок не может изменить образ жизни самостоятельно. Это требует определенных и немалых усилий со стороны родителей. Но, создав все условия для того, чтобы ребенок энергию не тратил, родственники искреннее огорчаются отсутствию у него аппетита. И, уподобив себя страусам, пытаются не замечать очевидного, действуя в трех направлениях: ищут у ребенка болезни, пытаются успокоить собственную совесть, накормив его «любой ценой», и апеллируют к нормам.

      Немножко повторимся: резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды возникают лишь при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях. И снижение аппетита — лишь один из многочисленных симптомов. Ситуация, при которой нет никаких жалоб, врач не видит никакой патологии при осмотре ребенка, нет изменений в стандартных анализах крови и мочи, но где-то таится скрытая болезнь, выраженная настолько, что это приводит к потере аппетита, — совершенно нереальна.

      Это очень (!) непросто. Этим и заниматься не очень хочется.

      Это не с нами что-то не так, это с ним беда.

      — Доктор, он не ест! Плюется. Вчера уговорили поесть, чуть не вырвал.

      — Так, может, он не голодный?

      — Он у нас никогда не голодный! Если не предложишь, сам не попросит НИКОГДА! Он наверняка болен. Очень болен!

      Самое грустное в этой ситуации состоит в том, что:

      не всякий врач найдет в себе силы не поддаться на уговоры и не стать союзником (заложником) родителей в очень благодарном (!) процессе поиска болезней;

      указания на то, что надо жить по-человечески, а не дитя насиловать, скорее приведут к поиску другого врача, чем к действительной коррекции образа жизни;

      при отсутствии реальных жалоб вероятность обнаружения при осмотре ребенка тяжкой скрытой хвори очень мала;

      всегда могут помочь анализы и обследования.

      Это вылечиться сложно, а найти заболевание, при современном уровне развития медицины, — элементарно. Вот и появляются на свет диагнозы, с одной стороны ничего не значащие, с другой — позволяющие расставить точки над i, обозначить присутствие якобы болезни и предоставить родителям возможность отвлечься от темы аппетита в пользу искоренения обнаруженной хвори.

      Проще всего сдать анализ кала — в нем обитает множество самых разнообразных бактерий (около 400 видов), количество какой-нибудь обязательно выйдет за отведенные ей медицинской наукой нормы, и тогда мы узнаем, что у дитя «страшный дисбактериоз». Можно мазок из горла взять: у 80% людей там живет стафилококк — чем не болезнь! Если сделать УЗИ печени, а перед этим настоятельно обратить внимание врача на полное отсутствие аппетита, появятся вполне реальные шансы обнаружить дискинезию желчевыводящих путей. Перечень таких болезней велик и вполне способен удовлетворить потребности самых привередливых родителей.

      А можно и не искать. Можно обратить внимание на болезни реально существующие, коих у любимого современного дитя достаточно, — аллергии, хронический тонзиллит, аденоиды, частые простуды и т. д. и т. п. Другой вопрос в том, что никакой прямой связи между этими болезнями и аппетитом нет, но косвенных связей — сколько угодно. Да и как им не быть — малоподвижный образ жизни, дефицит свежего воздуха и активные интеллектуальные занятия снижают не только аппетит, но и общие запасы здоровья.

      Кормление «любой ценой»

      Кормление «любой ценой» — самый распространенный способ решения проблем с аппетитом; родительская фантазия способна в этом направлении творить чудеса. Стратегическая задача — сломить сопротивление не желающего есть ребенка, а тактические приемы — весьма и весьма разнообразны.

      Превратить процесс еды в процесс игры: ложка — автомобиль, а рот — гараж, у-у-у-у, поехали.

      Отвлечь — чтение книги, параллельный просмотр любимого мультфильма, пение бабушки, танцы дедушки.

      Пообещать награду за пустую тарелку — прогулка, покупка игрушки, воскресный поход в цирк.

      Пригрозить — вот не буду тебя любить, вот придет папа с работы, ты у него получишь — и т. д. во множестве вариантов.

      Печальность такой ситуации состоит, прежде всего, в том, что аппетит — это ведь не только желание есть, это отражение самой возможности, готовности организма к перевариванию пищи. Накопились желудочный и кишечный соки, управились с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного тонкий кишечник — вот и аппетит появился. А его-то как раз и нет! Следствие очевидно — значительная часть без аппетита съеденного толком не переваривается и не усваивается. И формируется своеобразный замкнутый круг — система пищеварения перегружена лишней едой, а дитя продолжают активно кормить, жалуясь при этом на отсутствие аппетита. Как тут не вспомнить, что каких-нибудь 100 лет назад, когда ни УЗИ, ни дисбактериоз никому не были ведомы, главным лекарством для лечения большинства проблем с животом вообще и с аппетитом в частности было слабительное — касторовое масло. Знаменитая касторка прекрасно очищала кишечник и, разумеется, улучшала аппетит (сяду на горшок — съем пирожок).

      Теоретической основой и поиска болезней, и стремления во что бы то ни стало дитя накормить очень часто является ложная трактовка понятия «нормы». Ребенок бодр и весел, но вот в книге написано, что в годик он должен весить 12 кг, а наш еле до 10-ти дотянул. «Я сама читала, что в таком возрасте дитя должно питаться пять раз в сутки, а у нас четыре с трудом получается. ». «На баночке со смесью ведь ясно указано: объем порции 180 мл. Никогда больше 150 не съедал». И все перечисленное — реальные поводы для переживаний и суеты.

      Следует знать, что нормы ориентированы все-таки на некоего среднестатистического ребенка. Абстрактную цифру нельзя воспринимать и анализировать изолировано, без учета индивидуальных особенностей именно вашего дитя. Признаки здоровья вполне очевидны — физическое и психическое развитие, двигательная активность, настроение, аппетит. Да-да, аппетит, но не книжными нормами обусловленный, а реальными потребностями, состоянием здоровья и образом жизни конкретного ребенка.

      Еще один аспект — народные (ментальные) представления о нормальности или ненормальности ребенка. С одной стороны, соседи, знакомые, бабушки на лавочке и прохожие на улице имеют собственные мнения о том, как должно выглядеть сытое и здоровое дитя. Это было бы не так печально, если бы не другая сторона вопроса — вышеупомянутые соседи-прохожие сплошь и рядом не держат это мнение при себе, а охотно делятся им с родителями ребенка. Фразы «Какой он у вас худенький» или «Вы что, его не кормите?!» способны не только породить сомнения у самых здравомыслящих родителей, но и побудить их к незамедлительным действиям по откармливанию «несчастного» младенца.

      Избирательный аппетит

      Суть проблемы избирательного аппетита состоит в том, что ребенок предпочитает определенные продукты — их он ест с аппетитом, от других — отказывается.

      На первом году жизни избирательный аппетит очень часто отражает реальную потребность организма в определенных продуктах. Многие дети в возрасте 6-10 месяцев категорически отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные — такая ситуация вполне естественна, может быть обусловлена повышенной потребностью организма в кальции, который нужен для роста костей и зубов и которого больше всего именно в молочных продуктах. Повторимся: это естественно, нормально и не должно служить поводом для суеты и попыток пренепременно накормить дитя овощным супом на основании того факта, что соседский ребенок этот суп ест.

      Принципиальная особенность человеческой цивилизации, в отличие от животных, состоит еще и в том, что поглощение пищи из процесса биологически необходимого, трансформировалось в один из самых популярных способов получения удовольствия.

      Ребенок может отказаться от еды, поскольку отсутствует естественная потребность в пище, но охотно согласится съесть что-нибудь сладенькое-вкусненькое. Даже когда аппетита нет вообще, от шоколадки мало кто отказывается.

      Когда же аппетит все-таки присутствует, а у дитя при этом имеется возможность выбора между супом, колбасой и манной кашей, то ребенок отдает предпочтение совершенно конкретным продуктам. Родители часто поощряют такое положение вещей (пусть ест, что хочет, лишь бы ел), а потом горько сетуют — дескать, наш, кроме жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берет.

      Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами.

      Если вы, именно вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение — не ругать, не причитать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, — это чувство голода. Важно только, чтоб через два-три часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность этого лечения — состояние здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом после двух подряд отказов от супа кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку.

      Еще одна проблема — когда избирательность аппетита состоит не в выборе самой еды, а в выборе способа поглощения пищи. Не хочет ложкой есть кашу или пить кефир из чашки — только из бутылки с соской. Охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но самостоятельно взять в руки ложку отказывается наотрез. И в этом случае чувство голода способно помочь.

      Частный случай избирательного аппетита — еда в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать вкусности (конфетки, печенье, шоколадки, апельсинки и т. п.), то в интервале между обедом и ужином дитя вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий для того, чтобы исчезла потребность не только в ужине, но и в завтраке. С одной стороны, польза такого питания весьма сомнительна. С другой — в этом нет ничего опасного, но при условии, что родители не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые нами классические ошибки (заставлять есть, искать болезни и т. д.). Если отсутствие аппетита — реальная проблема, то следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями еда ребенком не обнаруживалась.

      Отказ ребенка от еды ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать как трагедию. Не волнуйтесь — человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней.

      Это взрослые дяди и тети превратили еду в привычку, в удовольствие. Завтрак, обед, ужин. Завтрак, обед, ужин. И так годами. Без учета реальной потребности организма, просто потому, что время пришло, потому, что с детства внушили: надо! Детский организм, еще не испорченный нормами цивилизации, живет по другим законам. Законам естественным, мудрым и целесообразным.

      Главный закон — количество еды эквивалентно количеству затраченной энергии. Природа имеет универсальный механизм реализации этого закона — аппетит. Обмануть природу можно, превратив еду либо в привычку, либо в способ получения удовольствия. Но это путь однозначно ошибочный, неестественный, способный, как это ни печально, провоцировать возникновение болезней.

      Нельзя руководствоваться инстинктами. Нельзя кормить ребенка только потому, что его родственники испытывают потребность кормить. Не надо искать болезни. Не надо возводить еду в культ. Ребенок лучше, чем его родственники, знает, когда и сколько ему надо есть.

      articles.komarovskiy.net