Основные способы самооценки

Более десяти лет я работаю в начальной школе и вижу, что есть немало ребят, которым необходима педагогическая поддержка и психологическая помощь с моей стороны (ведь не будешь же бегать каждую минуту к школьному психологу). Прежде всего, меня волнует то, как каждый ребенок относится к себе, насколько хорошо ему в школе. Подскажите, пожалуйста, как можно это определить?

Светлана Владимировна, г. Москва

Уважаемая Светлана Владимировна! Спасибо Вам за вопрос. В своем письме Вы затронули одну из острых проблем современной начальной школы – формирование положительного отношения ученика к себе, к значимым для него окружающих людям – одноклассникам, учителю. Ведь именно от того, насколько ребенок позитивно относится к себе, будет зависеть успешность его отношений с другими, с миром.

Статья опубликована при поддержке Интернет-магазина KremlinStore.ru. Интернет-магазин KremlinStore.ru, это место в котором всегда можно найти новинки из ассортимента таких компаний, как Apple, HTC, Samsung, SGP, Kajsa и других. Если вам нужен чехол для iphone 5S или дополнительный аккумулятор, то вы с легкостью найдете их на официальном сайте магазина http://kremlinstore.ru.

Самооценка – это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. У младшего школьника она формируется преимущественно в зависимости от его успеха или, наоборот, неуспешности в школе. Поэтому учитель во многом ответствен за ее формирование. Начиная с первых дней обучения в школе самооценка ребенка зависит от успешности в учебной деятельности, от характера межличностных отношений в классе: с учителем, одноклассниками.

Предлагаем разработанную нами методику «Лесенка», которая эффективно используется в течение ряда лет учителями на практике с целью изучения самооценки младших школьников.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный.

Групповой вариант позволяет учителю оперативно выявить уровень самооценки его учеников.

При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку школьника, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Ниже описывается технология проведения методики «Лесенка». Рисунок к методике приводится в Приложении.

Групповое изучение самооценки младшего школьника

Учебные материалы: у каждого ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.

1. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».

2. Повторить инструкцию еще раз.

3. Поблагодарить ребят за работу.

Индивидуальное изучение самооценки младшего школьника

При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. Обязательно поблагодарите ученика за ответы.

Учебные материалы: для ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш.

1. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему».

2. В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

3. Поблагодарите ребенка за работу.

Интерпретация результатов

При анализе полученных данных исходите, пожалуйста, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

По нашей статистике, младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Следует сразу оговориться, что иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь:

«Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников.

«Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

В наших исследованиях было показано, что ученики, стабильно проявляющие интерес к совместной деятельности, имеют более высокий уровень межличностных отношений, хорошо адаптируются к школе.

Поэтому организация совместной деятельности младших школьников (работа в парах, в группе, в коллективе) как на уроке, так и во внеучебное время должна стать одним из направлений деятельности учителя.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

Таким образом, уважаемая Светлана Владимировна, используя в своей практике методику «Лесенка», Вы можете не только изучать самооценку своих учеников (предлагая выполнить методику повторно), но и отслеживать характер ее изменения, выявляя причины этого процесса.

Желаю Вам успеха в этом многотрудном, но благодарном деле!

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки младших школьников

nsc.1september.ru

Повышение самооценки

Самооценка человека – это его отношение к собственной личности, которое формируется посредством оценки своих плохих и хороших качеств. Однако такое мнение складывается не только из субъективного взгляда индивида на себя, но и из ряда факторов, которые по-разному влияют на развитие и утверждение самооценки. Заниженные представления человека о собственной персоне чреваты довольно серьезными проблемами, как в его повседневной жизни, так и в психологическом плане. Именно поэтому повышение самооценки в психологии считается очень важным фактором достижения гармонии с собой и счастливого существования человека в целом.

Что мешает повышению самооценки

Прежде чем рассматривать самые эффективные способы повышения самооценки личности, необходимо разобраться, какие основные причины мешают человеку чувствовать уверенность в себе.

Следует отметить, что иногда истоки неоправданно заниженной самооценки лежат в детском возрасте человека, что обусловлено, как правило, отношением родителей к ребенку и методами воспитания. Но бывает и так, что подобный комплекс развивается с годами, то есть его провоцируют различные жизненные обстоятельства. И если человек не находит в себе силы бороться с проблемой, со временем она только усугубляется, активно способствуя и развитию комплекса неполноценности.

Рассмотрим самые распространенные причины, мешающие повышению самооценки личности:

  • Негативный настрой окружающих;
  • Критика окружающих людей;
  • Зацикленность на собственных неудачах;
  • Постоянное сравнение себя с другими;
  • Слишком высокие приоритеты.
  • На самом деле негативно настроенных людей в обществе гораздо больше, чем тех, кто старается всячески подбадривать и вселять уверенность в ближнего. Поэтому повышение самооценки в психологии зачастую связывается с окружением человека. Если его постоянно убеждают, что он все делает плохо или неправильно, постепенно он начинает в это верить.

    То же касается и критики. Неважно как, качественно или нет, выполнена работа: всегда найдутся те, кто будет ее критиковать. Здесь уже вопрос в собственных комплексах критикующих: таким образом они как бы самоутверждаются, однако делают это за счет других. Следует избегать общения с такими людьми либо не придавать значения необоснованным замечаниям.

    Повышению самооценки также мешает зацикленность на прошлых неудачах и ошибках, что приводит к ненужному обобщению: человек начинает думать, что если у него что-то не получилось, то в следующий раз будет так же. Это грозит тем, что он вообще перестанет пробовать свои силы в чем-то и предпочтет ни за что не браться.

    Сравнение себя с другими людьми также служит одной из главных причин заниженной самооценки. Нередко на этом фоне в человеке пробуждается такое вредное качество, как зависть. Он постоянно думает, что если бы у него были такие же способности, как у другого, он бы достиг лучших результатов. На самом деле следует опираться на собственные возможности и ставить цели, исходя из них.

    Повышение самооценки в психологии нередко связывают с умением соответствовать своим приоритетам. Когда же цели и замыслы слишком трудные и для их осуществления требуется немало времени, человек решает, что они ему не под силу и начинает винить себя. Такой опыт приводит к тому, что он вскоре отказывается от планирования собственной жизни, опираясь на мнение, что у него все равно ничего не получается.

    Методы повышения самооценки

    Для того чтобы помочь человеку обрести уверенность в себе и в собственных силах, психологи используют различные методы повышения самооценки. К тому же, если человек способен осознать свою проблему, он может применять их самостоятельно без помощи специалистов.

    Рассмотрим самые эффективные способы:

    • Откажитесь от постоянной самокритики;
    • Простите себя за прошлые ошибки и откажитесь от комплекса вины;
    • Постарайтесь извлечь ошибки из прошлых неудач и рассматривать их как нужный опыт;
    • Откажитесь от разрушительных стереотипов и привычных негативных мыслей;
    • Занимайтесь любимым делом и не отступайте от своих принципов;
    • Прекратите жалеть себя и оправдываться;
    • Планируйте собственную жизнь;
    • Доводите начатые дела до конца;
    • Обращайте больше внимания на свой внешний вид;
    • Попрощайтесь со всеми страхами;
    • Научитесь любить себя таким, какой вы есть.
    • Методы повышения самооценки на этом не исчерпываются, но если следовать хотя бы половине данных пунктов, можно добиться желаемого результата совсем скоро.

      Техники повышения самооценки

      На сегодняшний день существует большое количество специальных техник повышения самооценки. Многие из них не требуют никаких особых усилий, и человек может проводить их самостоятельно. Приведем самые распространенные варианты:

      Для осуществления техники повышения самооценки с помощью саморекламы необходимо на листке бумаги написать короткий текст о себе самом. Ключевым моментом здесь является акцент на своих лучших качествах и достижениях. Нужно представить, что это характеристика собственной персоны, которая требует преподнести себя с лучшей стороны. Данный текст необходимо перечитывать ежедневно.

      Зеркало – это дополнение к описанной выше технике повышения самооценки саморекламой. Для выполнения этого метода следует каждый день перед зеркалом перечислять свои хорошие качества и говорить себе приятные вещи. Нужно разговаривать с собой как с близким человеком, которого вы очень любите и хотите, чтобы он узнал, за что. Кстати, такой способ является очень эффективным и приводит к положительным результатам очень быстро.

      Повышению самооценки очень способствует ведение так называемого дневника побед. В отдельную тетрадь необходимо ежедневно записывать все успехи и достижения, которых вы добились за день. Это могут быть даже самые маленькие радости и незначительные удачи. Важно, чтобы каждый раз вечером вы смогли записать в дневник хотя бы 4-5 пунктов. Впоследствии прочитывание такой тетради будет оказывать положительное влияние на самооценку и придавать уверенности в своих силах.

      Последняя техника требует хорошей концентрации, поэтому она немного сложная, но вместе с тем и очень эффективная. В данном случае для повышения самооценки следует мысленно создать себе новый образ. То есть четко представить, каким вы себя хотите видеть. Чем детальнее вы будете представлять этот образ, тем легче будет его реализовать.

      www.neboleem.net

      Самооценка – это, пожалуй, одно из наиболее значимых в жизни человека качеств. Она начинает формироваться в достаточно раннем детстве и формирует дальнейшая жизнь человека. Именно благодаря ей зачастую определяется наша успешность в обществе, достижения желаемого, гармоничное и бесконфликтное сосуществование с самим собой.

      Самооценка – это оценивание человеком своих достоинств и недостатков, поступков и действий, определение для самого себя своей значимости в обществе. Для более точной характеристики личности существуют различные виды самооценки, о которых и пойдет речь.

      Какие виды самооценки существуют?

      1. Адекватная/неадекватная самооценка. Пожалуй, самые важные виды самооценки личности, так как определяют насколько здраво и верно оценивает человек свои силы, поступки и качества.
      2. Высокая/средняя/низкая самооценка. Здесь определяется непосредственно уровень оценки. Проявляется в придании излишней значимости или наоборот – незначительности собственным достоинствам и недостаткам. Крайние виды самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкая блокирует решительность действий, а завышенная – подсказывает, что всё и так прекрасно, и ничего делать, в общем-то, не нужно.
      3. Стабильная/плавающая самооценка. Определяется тем, зависит ли самооценка человека от его настроения или успешности в тот или иной ситуации (периоде жизни).
      4. Общая/частная/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает область, на которую данная оценка распространяется. Оценивает ли человек себя по физическим или умственным данным, в конкретной сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой же это может касаться лишь определённых ситуаций.

      Всё это – основные виды самооценки в психологии. Поскольку здравое и адекватное отношение к себе закладывается в детстве, стоит внимательно относиться к данному моменту у детей – сформировать адекватную самооценку в раннем возрасте гораздо проще и значит это гораздо больше.

      womanadvice.ru

      СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ

      самооценка детский подростковый личностный

      Самооценка была предметом специального исследования ряда авторов. Как показало исследование А.И. ЛипкинойЛипкина А.И. Самооценка школьника. — //Педагогика и психология, №12, — 46 — 64 с., от самооценки зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха в учении, проявлением максимума самостоятельности. Совсем иначе вели себя дети с низкой самооценкой. Они проявляли неуверенность в себе, боялись учителя, ждали успеха, на уроках предпочитали слушать других, чем самим включаться в обсуждение.

      В своём суждении А.И. Лапкина использовала ряд способов для повышения адекватности самооценки.

      1. На протяжении года все дети должны были сами оценивать свои работы, прежде чем отдать их на проверку учителю. Затем работы оценивались учителем, обсуждались случаи несовпадения и выяснились основания, на которых строилась оценка этих работ детьми — с одной стороны, и учителем — с другой. Степень адекватности оценивания своих работ возрастала. Если в начале учебного года 80% детей оценивали свои работы на балл выше, то к концу года это наблюдалось только у 20% учащихся.

      2. Работы, выполненные в классе, раздавались на взаимное рецензирование. Требовалось отметить достоинства и недостатки и высказать своё мнение об оценке. После рецензирования работа возвращалась автору, и учащийся мог ещё раз проанализировать собственную работу, что формировало критические отношение к собственной деятельности.

      3. Слабоуспевающему ученику с заниженной самооценкой, резким снижением мотива достижения поручалось оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику, что изменяло социально — личностную позицию ребёнка, характер его деятельности, отношение к себе. Повышение самооценки благодаря заимствованию позиции учителя в данном случае было предпосылкой повышения уровня собственной учебной деятельности, изменения отношения к ней.

      Выяснялось, при каких условиях сравнивание детей друг с другом оказывает наиболее благоприятное влияние на формирование самооценки. Наибольший эффект был в случае, когда сравнивались дети с одинаковыми возможностями (способностями), но в силу определённых личностных качеств (степени старательности, организованности, дисциплинарности) достигающие в учении разных результатов. Все оценки, замечания, высказывались с целью показать, что отставание или успех в учении зависит от отношения к работе. В этом классе оказалось меньше всего детей с неправильной самооценкой.

      Близким к этим результатам оказался класс, к котором каждый ребёнок сравнивался с самим собой, когда ученику сообщалось о степени его продвижения по сравнению с прежним уровнем.

      Как показало исследование А.И. ЛипкинойЛипкина А.И. Самооценка школьника. — //Педагогика и психология, №12, — 46 — 64 с., формирование правильной самооценки в процессе учебной деятельности оказывает положительное влияние на успеваемость, отношение к учению и в целом на формирование личности.

      Школьникам с заниженной самооценкой необходимо заниматься самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Л. Бассет (1997)

      studbooks.net

      Основные способы самооценки

      Формирование самооценки личности включает в себя постепенное прохождение нескольких стадий развития. Первоначальный этап – это недифференцированное отношение малыша к оценке субъективного поведения взрослыми. На следующей стадии формирования самооценки зарождается дифференцированное отношение к оцениванию своих личных поступков взрослыми. Затем зарождаются способности и умения самостоятельно оценивать собственное субъективное поведение целиком. Однако на данной ступени формирования самооценки личности происходит оценивание лишь по принципу полярности: хорошо-плохо. Следующая стадия заключается в появлении способностей и умений к оцениванию не только лишь собственных поступков, но и различных эмоциональных состояний. Последний этап формирования самооценки у детей заключается в зарождении способностей к самосознанию, которые представляют собой умение осмысливать и оценивать свою персональную внутреннюю жизнь.

      Формирование самооценки личности

      Структуру формирования самооценки можно рассматривать как компонент личностного новообразования, в который входит две составляющие: когнитивное и эмоциональное, работающие в неразрывном единстве. Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе различной степени обобщенности и выраженности, эмоциональная составляющая — это отношение к себе, так называемый накапливающийся «настрой на себя». Ведь любые знания о собственной личности индивид приобретает только лишь в социальном контексте. Затем эти знания неминуемо «обрастают» эмоциями.

      Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов, к которым относят коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом, активную деятельность индивида, самонаблюдение и самоконтроль. Личность, осуществляя любую форму деятельности, неизменно попадает в ситуации, при которых она вынуждена вырабатывать свое отношение к действиям и поступкам, поведению в целом, оценивать собственные умения и способности что-то производить, проявлять различные стороны своей личности.

      Не существует определенного вида деятельности, который в большей или меньше степени будет воздействовать на формирование позитивной самооценки. Однако можно все-таки сделать вывод, что значительное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни индивида. Так, например, условия вырабатывания самооценки у детей или подростков заключаются в учебной деятельности и всем, что с ней взаимосвязано. Для более взрослых индивидов, зачастую, главным условием выработки адекватной самооценки становится трудовая активность. Однако в то же время для всех индивидов роль отдельно взятого условия сугубо индивидуальна. Так как профессиональная деятельность или учеба не всегда приносят удовлетворение, нередко они могут выступать даже источником стресса, негативных переживаний и неуверенности. Поэтому для самоутверждения и увеличения уверенности в себе, помимо учебной или трудовой деятельности существует множество других занятий, таких как хобби.

      Важной характеристикой сформировавшейся личности считается появление дифференцированной самооценки. Это означает, что индивид способен разумно оценивать собственный потенциал в зависимости от области деятельности, он может здраво принимать и сильные, и слабые свои черты, не расстраивается, когда что-то обнаруживается за границами его понимания.

      Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность индивида и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки в формировании личности довольно трудно переоценить.

      Формирование адекватной самооценки

      Самооценка – одно из наиболее существенных условий, обуславливающих преобразование маленького индивида в личность. Она вырабатывает у субъектов потребность в соответствии не только окружающим индивидам и среде, но и уровню своих собственных персональных оценок. Правильно выработанная адекватная самооценка является не просто знанием собственной личности и не суммой некоторых черт, а определённым отношением к собственной личности. Она обуславливает постижение личности в качестве отдельного устойчивого объекта.

      М. Феннел представлял самооценку в качестве центрального звена произвольной саморегуляции. По ее мнению она обуславливает направленность и уровень активности индивида, его позицию в отношении среды, социума, собственной персоны, являет собой сложнейший по психологической природе механизм. Она вовлечена во массу взаимосвязей и отношений с образованиями психики индивида и представляет собой важную детерминанту всех форм ее деятельности и коммуникационного взаимодействия. Начальные способности оценивать собственную персону закладываются еще в раннем детском возрасте, а их формирование и совершенствование проистекает на протяжении всего жизненного пути личности.

      Р. Немов считал, что самооценка позволяет личности сохранить устойчивость вне зависимости от изменчивости ситуаций, при этом обеспечивая возможность индивиду оставаться самим собой.

      Формирование адекватной самооценки человека чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, установления взаимоотношений с социумом, для благополучного общения, успешности в определенном виде деятельности.

      А особое внимание нужно уделять формированию самооценки ребенка, так как у него все образования личности только начинают формироваться, то и самооценка гораздо легче поддаётся воздействию и изменениям. Ведь малыш не приходит на свет с уже определенным отношением к собственной личности и потенциалу. Также как и все остальные черты личности, его самооценивание складывается в ходе воспитания, овладения деятельностью и межличностного взаимодействия.

      По мере взросления малыши учатся постигать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно эта оценочная составляющая «Я» носит название самооценка. Она представляет собой ядро самосознания, и взаимосвязанную с ним степень притязаний индивида. Под степенью притязаний понимают уровень трудности целей, поставленных ребёнком перед собой.

      Самооценивание и уровень притязаний малыша оказывают огромное воздействие на эмоциональное благополучие, его развитие, успешность в разных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится воздействие самооценки малыша на его поступки, поведение, действия и межличностные контакты.

      На формирование позитивной самооценки у детей, в первую очередь, влияют семейное воспитание и педагогическое воздействие учителей.

      Наверное, очень трудно переоценить воздействие семейного воспитания на детское самооценивание. Именно от родителей зависит уровень самооценки – будет она адекватной или нет. Для адекватной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частое позитивное оценивание их действий, поведения и поступков. Никогда не следует унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то неправильно, нужно объяснить ему, что не так и показать, как нужно сделать. Старайтесь оценивать его поведение, а не личностные характеристики. Не бойтесь хвалить свое чадо. Только хвалить нужно правильно — не за качества, дарованные ему природой, а за его достижения, победы, пусть и маленькие.

      Не менее важную роль в вырабатывании самооценки малышей играют учителя. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школ. А учебная деятельность является на этом этапе развития главной. Поэтому, считается, что важнейшим фактором, обуславливающим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка учителей. Давая оценку знаниям, умениям малышей, учитель одновременно с этим производит оценку и их личностей, их потенциал, способности и место среди остальных. Именно таким образом воспринимают оценки учителей дети.

      Формирование самоконтроля и самооценки

      Современный социум нуждается в развитии и формировании личности социально активной, деятельной, инициативной, творчески выраженной. Поэтому так необходимо развивать природные задатки, навыки, интеллектуальные способности и умения, склонности и стремления, индивидуальность каждой маленькой личности. Роль самооценки в формировании личности, которая будет отвечать современным требованиям общества, довольно важна наравне с формированием самоконтроля.

      Индивид наделен редкостной способностью контролировать свою деятельность и управлять ею. Через персональный опыт, посредством общения с окружающим социумом и средой, у субъекта вырабатывается внутреннее приспособление – самоконтроль, позволяющий ему поступать логично и соответственно правилам.

      Самоконтроль в качестве умения самостоятельно находить собственные ошибки, промахи, неточности, планировать способы ликвидации обнаруженных недостатков. Самоконтроль можно отнести к одному из способов развивающего и воспитывающего контроля. Контроль воздействует на образование устойчивого внимания, формирование памяти и других когнитивных свойств личности.

      Самоконтролем принято считать понимание и оценивание индивидом персональных действий процессов психики, и состояний, которые предполагают наличие определенного эталона и возможности приобретения данных о подконтрольных действиях и состояниях.

      Условия формирования самооценки и самоконтроля заключаются в развитии у малышей понимания необходимости регуляции своего собственного поведения, основываясь на усвоенных правилах; формировании у детей умений предвосхищать результаты своих поступков во взаимосвязях с эмоциональными волнениями, которые возникают в связи с детскими представлениями о значимости будущих последствий для себя и окружающего социума на основе произведения анализа ситуаций из повседневной жизни; формировании у детей понимания личностной значимости действий, заключающих в себе нравственно-моральный смысл.

      Формирование самооценки младшего школьника

      Формирование самооценки тесно взаимосвязано с активной деятельностью детей, с самоконтролем и самонаблюдением. Различные занятия, игры, общение неизменно обращают их внимание на самих себя, ставят их в обстоятельства, при которых они должны как-то относиться к себе и оценить собственные способности, умения что-то производить, покоряться определенным требованиям и нормам, проявлять отдельные качества личности.

      Самооценка является важным и необходимым компонентом формирования самосознания, т.е. постижением личностью самой себя, индивидуальных физических сил, интеллектуальных способностей, действий, поступков, мотиваций и целей поведения, отношения к окружающему социуму, к остальным индивидам и самому себе.

      Уровень притязаний малышей и самооценивание оказывают огромное воздействие на успешность в отдельных видах деятельности.

      На протяжении учебного года происходит формирование самооценки младшего школьника. Отдельное ситуативное самооценивание, не связанное с представлением содержательного характера о собственной личности, появляется гораздо раньше, чем личностная «Я-концепция». Однако самооценивание становится более константным и независящим от ситуаций только при условии взаимосвязи с «Я-концепцией»», а содержательные расхождения при этом между ними не выявляются. На первом году обучения образ своего «Я» приумножается в несколько раз.

      Младшему школьнику для учебной деятельности очень необходимо умение грамотно ставить цели и управлять своим поведением, контролировать себя. А для этого необходимы знания о самом себе, своем потенциале. Процесс вырабатывания самоконтроля имеет зависимость от степени сформированности самооценки. Школьники умеют осуществлять самоконтроль только с помощью и под руководством взрослых или при участии ровесников. Представления детей младшего школьного возраста о себе являются основой самооценки. Самосознание малышей реализовывается в учебной деятельности.

      Оценивание малышами себя в ходе учебной деятельности происходит двумя путями. Первый – заключается в сопоставлении степени личностных притязаний с объективными следствиями личной деятельности. Второй – в сравнении собственной личности с остальными индивидами. И чем выше будет степень притязаний, тем тяжелее будет их удовлетворить. Успехи и невезения в определенном виде деятельности существенно воздействуют на оценивание личностью собственных навыков и умений в этой деятельности. Так, например, неудачи в основном понижают притязания, а удачи, наоборот, повышают их. Также немаловажно и сравнение. Ведь оценивая себя, малыш вольно или невольно старается сравнить себя с остальными ребятами, при этом он учитывает не только собственные успехи, но и сложившуюся социальную ситуацию целиком.

      Формирование самооценки учащихся

      Субъективное самооценивание оказывает существенное влияние на результативность разных видов деятельности и развитие личности индивида во всех периодах ее формирования. Адекватное самооценивание придает индивидууму уверенность в себе, помогает грамотно ставить цели и успешно их достигать в различных сферах жизни, придает необходимые личностные качества, такие как: инициативность, активность, предприимчивость, деятельность, способность к адаптации.

      На определенном возрастном этапе на вырабатывание самооценивания, преимущественно воздействует тот вид деятельности, который в этот период является ведущим. Ведущей деятельностью учащихся младших классов становится учебная деятельность. Именно от того, как она будет проходить и зависит, главным образом, формирование самооценивания малыша. Успешность учебной деятельности прямо взаимосвязана с его успехом в учении и успеваемостью.

      Формирование самооценки учащихся представляет собой основное новообразование личности. Оценочная деятельность учителей является базисом для вырабатывания самооценки у детей, обучающихся в начальной школе. Формирование самооценки учащихся продолжает развиваться тогда, когда учитель показывает положительное отношение к учащимся, верит в их возможности, демонстрирует желание помочь им учиться. А методическая сторона развития адекватной самооценки сводится к использованию в учебной деятельности, главным образом, субъективных эталонов, которые создают прецеденты для рефлексивного оценивания учащимися своих действий.

      Учитель для развития у младших школьников адекватного самооценивания должен задействовать различные механизмы и способы. Главным способом считается обратная связь. Все направленные малышу взгляды, жесты, слова, движения, интонации являются обратной связью. Нужно учитывать, что ребенок поглощает и присваивает такие обратные связи. С их помощью он формирует свою самооценку. И если обратные связи будут иметь позитивную направленность, то они обеспечат развитие высокого уровня самооценки и, наоборот, если будут иметь негативную направленность — низкого.

      psihomed.com

      Приёмы и способы для формирования самоконтроля и самооценки учащихся младших классов

      в помощь учителю начальных классов предлагаются приёмы и способы формирования самоконтроля и самооценки учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время

      Содержимое разработки

      Муниципальное образовательное учреждение

      «Средняя общеобразовательная школа № 10

      «Приёмы и способы

      формирования самоконтроля и

      самооценки учащихся начальных классов»

      учитель начальных классов

      Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту.

      Сложившаяся годами система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.

      Традиционная «пятибалльная» система:

      не даёт полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности, не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников); выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя.

      затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребёнка в сравнении с предыдущими результатами его обучения.

      является малоинформативной (нельзя судить о действительном уровне знаний) и нельзя определить, что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребёнка;

      часто имеет травмирующий характер, потому что «отметочная» система оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, а с другой стороны, на родителей, которые, в свою очередь, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка.

      Все это приводит к снижению интереса к обучению, роста психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.

      Необходима новая система оценивания, которая:

      не имеет травмирующего характера;

      сохраняет интерес к обучению;

      снижает психологический дискомфорт, тревожность;

      создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности;

      является информативным (позволяет судить о действительном уровне знаний).

      Новая система оценивания должна развивать у школьников умение

      1) проверять и контролировать себя,

      2)критически оценивать свою деятельность,

      3)устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

      В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. При формировании самооценки можно применять эталон, который может быть в различных формах: устной, письменной, графической.

      В процессе самооценки происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется оценка.

      Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

      что нужно оценивать,

      какие формы оценок существуют.

      Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

      Остановимся на видах самоконтроля

      Предварительный проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

      Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы).

      Итоговый контроль или контроль по результату ( по завершению задания)

      Приёмы предварительного самоконтроля:

      1.Ориентировка (До начала работы):

      — Сможете ли вы выполнить это задание? -Трудно ли оно для вас? -В чем заключается трудность? -С чего начнете? -Из каких этапов будет состоять работа?

      -В какой последовательности вы будете выполнять задание, решать задачу?

      -Как вы сможете себя проверить?

      -Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться?

      — Составьте алгоритм своей работы.

      -Какая помощь понадобится? и т.п.

      2. Определение плана или хода выполнения задания (по алгоритму, по памятке)

      — С чего лучше начать? (обсуждаем вместе с детьми, в дальнейшем опираемся на выработанный алгоритм действий)

      3. Самоинструктаж или взаимоинструктаж

      -Подумайте, как лучше выполнить (упражнение, задание, решить задачу)

      -Попробуйте приготовить инструкцию к выполнению задания (в письменной или

      устной форме; можно приготовить только к наиболее сложной части работы)

      4.на уроках русского языка: орфографическое прочтение (тоже предупреждает ошибки)

      5. Фиксирование ошибочного действия

      -Подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания

      6. Предупреждение ошибок на уроках и подготовке к проверочной работе.

      7. «Найди лишнее» или «Что недостает», н-р:

      -Найти в предложении слово, с которым связано существительное по смыслу и задать от него вопрос, вспомнить окончание существительного.

      Приёмы процессуального контроля (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.

      1.Проговаривание в устной форме

      Чаще всего используется такой прием: когда один или несколько учеников выполняют действия по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции, например +, не совсем правильно ?, неправильно -.

      Так постепенно учащиеся осваивают образцы действий и эталоны ответов.

      2.Один объясняет, другой комментирует (в т. ч. комментирование цепочкой)

      3.Ставить вопросы (вести запись) по тексту (по ходу чтения)

      4. Пометки на полях (+ знаю-умею, ? не понимаю, сомневаюсь, — не знаю, не умею)

      5. Выделение орфограмм, письмо с дырками (пропуск букв. Если я сомневаюсь, то я не пишу букву, а поставлю пропуск в виде черточки или точки.)

      6. Составление плана действий

      7.Фиксирование хода работы в инструкции, плане действий (поставлю +, т.к. этот шаг я сделал)

      8. По ходу работы (в процессе): опрос со стороны учителя

      -На каком этапе находишься? -Как можешь себя проверить? -Что надо учитывать?

      -Есть ли другие способы решения этой задачи?

      Приёмы итогового контроля или контроль по результату (по завершению задания).

      Главное- вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали !.

      -Над чем работали? -Что надо было сделать? -Как мы решали эту задачу?

      1.Проверка по образцу

      2.Вернуться к вопросам

      3. Восстановление части, текста (редактирование)

      4.Составление плана после прочтения текста плана, схем, опорных сигналов

      5. Сравнить и сопоставить схему (таблицу, правило или образец рассуждения…)

      с изученной темой.

      6. Через распределение функций (кто-то отвечает за первую часть, кто-то за 2 часть и т.д.)

      7. итог -В начале урока «Хочу узнать (научиться)» или «Что должен знать (уметь)»

      В конце урока фиксация значком тех умений и знаний, которые планировал получить.

      8.В оценочном листе или на шкале зафиксировать выполненные умения.

      9. рассуждение после работы:

      -Какие цели были реально достигнуты?

      -Трудным ли было это задание? В чем его трудность? — Успешно ли вы с ним справились?

      -Трудно ли было проверить себя? -Как ты сможешь проверить себя сейчас?

      -На что будешь опираться? -Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях они тебе пригодятся?

      -Над чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить

      -Какую задачу можно для себя поставить? -Как бы вы оценили свою работу?

      Наиболее чаще употребляемые приёмы самооценки

      — красный – я не знаю, прошу помощи,

      — желтый– сомневаюсь, не уверен,

      — зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

      2. «Говорящие рисунки»

      Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

      Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

      Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

      1-я ступенька – ученик не понял, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов;

      2-я и 3-я ступеньки –остались вопросы по новой теме

      4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое

      4. «Карточка сомнений»

      — — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

      На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

      V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

      ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

      5. «Волшебные линеечки»

      Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.

      Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

      7. Листы индивидуальных достижений.

      На каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

      8. Минитесты и анкетирование по изученной теме

      9. «Взаимооценивание в парах» — учащиеся могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.

      10. «Взаимооценивание в группе»

      Вывод: использование различных форм учета учебных достижений можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а формирование самооценки и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.

      Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006

      Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

      Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

      Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.

      videouroki.net

      "Приемы и способы для формирования самоконтроля и самооценки учащихся"

      «Приемы и способы для формирования самоконтроля и

      Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

      Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

      Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

      1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

      2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

      4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

      — — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

      На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

      V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

      ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

      «Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

      — позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

      — удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

      — помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

      Вот как можно оценить письменную работу:

      После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

      Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

      Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

      7. Листы индивидуальных достижений.

      Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

      Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании».

      Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

      К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

      Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

      С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика «Лесенка».

      Следует отметить, что уже за первый год обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

      — осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

      — повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

      самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность;

      — в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

      — дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;

      — уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

      — умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник — я».

      Анализ результатов выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

      Просмотр содержимого документа

      «»Приемы и способы для формирования самоконтроля и самооценки учащихся»»

      multiurok.ru