Наблюдение как метод самооценки

Методическая разработка по теме:

Стандартизированное наблюдение, как метод психолого — педагогической оценки результативности.

Наблюдение, как основной метод в работе педагога- психолога имеет один недостаток- трудоёмкость протоколирования. Особенно много усилий приходится приложить, чтобы отразить результаты наблюдения, проеведённого на групповом занятии. Однако, данная форма работы совершенно необходима. Выход я вижу в испльзовании протокола стандартизированного наблюдения. Предлагаемый мною протокол может быть изменён под цели и задачи Вашего курса. Оценка параметров поведения проводится по системе от 0 до 10. Протокол желательно заполнять на каждом занятии по каждому ребёнку, тогда в конце кураса будет возможен анализ индивидуальной результативности и написание аналитической справки ( с построением графиков, таблиц, диаграмм). Также возможно использование полученных данных при анализе групповых тенденций, оценки сравнительной оценки эффективности занятий. При сравнении эффективности занятий можно сделать вывод о наиболее эффективных методах и формах групповой работы, динамике группового и личностного роста.Протоколирование возможно как по группам личностного роста, психотерапевтическим группам, таки по уменческим группам.

Предварительный просмотр:

Утверждено на заседании методического

объединения ГБОУ ЦПМСС Выборгского р-на

г. Санкт- Петербурга

Протокол № _________« _____» мая 2013 года

Директор ______________ Кургинова А.Н.

Диагностическая методика «Стандартизированное наблюдение» ( авторская разработка педагога- психолога ГБОУ ЦПМСС Побединской Ирины Викторовны)

  • Актуальность предложенной формы инструментария: Наблюдение, как основной метод в работе педагога- психолога имеет один недостаток — трудоёмкость протоколирования. Особенно много усилий приходится приложить, чтобы отразить результаты наблюдения, проведённого на групповом занятии. Однако, данная форма работы совершенно необходима. Выход я вижу в испльзовании протокола стандартизированного наблюдения. Предлагаемый мною протокол может быть изменён под цели и задачи Вашего курса. Оценка параметров поведения проводится по системе от 0 до 10. Протокол желательно заполнять на каждом занятии по каждому ребёнку, тогда в конце кураса будет возможен анализ индивидуальной результативности и написание аналитической справки ( с построением графиков, таблиц, диаграмм). Также возможно использование полученных данных при анализе групповых тенденций, оценки сравнительной оценки эффективности занятий. При сравнении эффективности занятий можно сделать вывод о наиболее эффективных методах и формах групповой работы, динамике группового и личностного роста. Протоколирование возможно как по группам личностного роста, психотерапевтическим группам, таки по уменческим группам. Возможно также использование формализированного наблюдения в ходе индивидуальных занятий и консультирования.
    1. Цель использования: дать количественную оценку поведенческим проявлениям ребёнка.
    2. Параметры, выбранные мною для наблюдения :
    3. Способность ребёнка откровенно говорить о себе, проявлять свои чувства, проявлять естественность и непосредственность поведения

      Степень активности ребёнка- количество высказываний, внесение предложений по ходу занятий, экспрессивность проявлений.

      Наблюдаемые проявления вербальной и невербальной агрессии, склонность к поддержке, помощи другим участникам группы

      Выраженность склонности к оцениванию действий , поведения, результатов деятельности других членов группы ( и себя) в соответствии со своими представлениями и установками «правильности- неправильности». Гибкость в поведении и установках. Терпимость к «инакомыслию».

      Проявляющиеся в поведении и высказывании ребёнка установки на успешность процесса, достижении желаемого результата, оценке своих способностей.

      Способность действовать в соответствии с правилами и нормами группы ( специально оговариваются и принимаются общим решением в начале занятий).

      Способность проявлять в результатах труда нешаблонное мышление, воплощать свой замысел в действия, давать интерпретации происходящему ( интеллектуальное и прикладное творчество)

      Интерес к занятиям, выражение позитивной установки на посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительной причины.

      Прим.: Высокий уровень включённости может сочетаться со средним уровнем вербальной и поведенческой активности на занятиях.

      Я планировала проводить оценку поведенческих параметров каждое занятие. С моей точки зрения, это могло бы позволить оценить влияние содержания конкретных занятий на результативность проявления тех или иных качеств ( например, выяснить, какое именно качество личности более всего развивается на том или ином занятии цикла). Но из-за дефицита времени и отсутствия опыта ведения такого рода системных наблюдений , данная диагностика использовалась мною трижды — в начале, в середине и конце цикла. Это позволило выявить групповые тенденции в развитии отдельных качеств и получить общую картину по группе.

      Протокол оценки наблюдения за поведением ребёнка в ходе проведения групповых занятий.

      ФИО ребёнка_____________________________________ Дата________________________

      nsportal.ru

      Вместе с тем, вызывают серьезные затруднения трудоемкость и организационная сложность данного метода.

      По условию организации методы наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях)и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента). Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (к примеру, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, к примеру паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невер­бальные акты поведения индивида или группы в целом в определ?енной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам относят: речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота? продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т. п.); физические действия, т. е. касания, толчки, удары, совместные действия и т. п. Иногда наблюдатель фиксирует происходящие события, используя обобщенные черты, качества человека или наиболее типичные тенденции его поведения, к примеру доминирование, подчин?ение, дружелюбие, аналитичность, экспрессивность и т. д.

      Вопрос о содержании наблюдения вс?егда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя относительно изучаемого феномена. Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения — определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения <единицы наблюдения) и их кодификаторы составляют так называемую ??схему наблюдения??.

      Сложность или простота схемы наблюдения влияет, на надежность метода. Надежность схемы зависит от числа единиц наблюдения (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем признак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умозаключений, к которым приходит наблюдатель при классификации выявленных признаков. Надежность схемы наблюдения обычно проверяют с помощью контроля данных со стороны других наблюдател?ей, а также иными методами (к примеру, использование сходных схем наблюдения, экспертная оценка) и повторным наблюдением.

      Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специ­ально подготовленным протоколом наблюдения. Наиболее распро­странены следующие способы регистрации данных наблюдения: фактологический, предполагающий фиксацию вс?ех случаев проявле­ния единиц наблюдения; оценочный, когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы ин­тенсивности и шкалы времени (к примеру, длительность акта пове­дения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретации.

      Основными недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдател?ем (эффекты ореола, контраста? снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, с минимизацией эффекта присутствия наблюдателя и зависят от тренировки, опыта исследователя.

      Метод наблюдения — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Метод наблюдения» 2014, 2015.

      referatwork.ru

      Доклад «Метод педагогического наблюдения при оценке сформированности личностных качеств обучающихся: теория, практика, опыт применения»

      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»

      сформированности личностных качеств обучающихся:

      теория, практика, опыт применения

      С 2011-2012 учебного года педагогический коллектив МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» работает над педагогическим экспериментом. Механизм определения развития личностных качеств обучающихся. Одной из экспериментальных площадок выбрана Школа раннего эстетического развития «Теремок», в которой дети 4-6 лет занимаются по 2-х годичной программе.

      Основная цель программы: формирование у детей дошкольного возраста творческого воображения, коммуникативных навыков обучения, художественного вкуса, воспитание эстетического восприятия произведений искусств как первого этапа формирования художественной и общечеловеческой культуры ребенка.

      Целевые личностные качества для каждой экспериментальной площадки (творческого объединения) определены разные;

      В Школе раннего эстетического развития «Теремок» это:

      — Способность преодолевать трудности;

      — Умение выражать свои мысли;

      — Умение вычленять из проблемы задачу и решать её.

      2. Способности интересы:

      3. Жизненные ценности, мировоззрение:

      — избирательность в поведении и поступках;

      4. Мир человеческих отношений:

      — Умение слушать и понимать;

      — Уважительное отношение к другим;

      — Умение работать в команде.

      5. Внутренний мир:

      — Уверенность в себе;

      6. Физические возможности:

      — Привычка к здоровому образу жизни;

      — Знание своих физических возможностей и особенностей;

      — Ценностное отношение к своему здоровью.

      При оценке сформированности личностных качеств обучающихся Школы раннего эстетического развития «Теремок» используется такой метод опытно—экспериментальной исследовательской работы как «Педагогическое наблюдение».

      Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения. К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:

      — только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях «живого» педагогического процесса в их динамике;

      — позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;

      — наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;

      — в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);

      Наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).

      К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:

      наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;

      — недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.);

      — так как наблюдение не занимается раскрытием внутренней стороны педагогического исследования, то применяют его на начальном этапе исследования, в совокупности с другими методами (опросы, анкетирование, тестирование).

      — возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием);

      — пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).

      Учитывая все это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях:

      — когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в «чистом» виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов;

      — когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;

      — когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов, например анкетирования;

      — когда требуется провести «разведку» с целью уточнения гипотезы и методики исследования;

      — когда на заключительном этапе исследования требуется проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе применения других методов.

      Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.

      При внешней простоте педагогическое наблюдение на самом деле является одним из наиболее сложных методов исследования. Сложность его многопланова.

      Во-первых, естественное стремление к достоверной информации у многих вызывает сомнение в объективности результатов наблюдения. Действительно, результаты любого наблюдения — это не только фотографирование педагогического явления или факта, но и понимание и толкование их исследователем. Наблюдая то или иное явление, человек оценивает его в сопоставлении с собственным «эталоном», который у него сложился в результате обучения и педагогического опыта. Это создает реальную ситуацию для выводов, не соответствующих действительности.

      Решая эту проблему, следует иметь в виду, что она характерна не только для педагогических наблюдений, но в равной мере и для естественнонаучных, и социологических. Другими словами, она является проблемой философии. Марксистская философия решает эту проблему положительно, доказывая, что если выводы наблюдения подтверждаются практикой, то при всех элементах субъективизма оно может объективно отражать реальную действительность. Вся проблема педагогического наблюдения сводится не к спорам (можно или нельзя применять его), а к разработке методики наблюдения и проверке результатов в педагогической практике. Практика является лучшим средством проверки объективности разработанной методики наблюдения.

      Во-вторых, поскольку педагогическая практика способна оценить лишь закончившееся наблюдение, перед исследователем встают две задачи: подготовить себя как наблюдателя-исследователя и разработать методику наблюдения.

      Педагогическое наблюдение требует от исследователя (помимо обычной методологической подготовки) чрезвычайно глубокого понимания педагогического процесса, своеобразного педагогического мышления, интуиции, позволяющих «не только смотреть, но и видеть». Не случайно говорят: умение искусно наблюдать — это талант. Однако, как показывает опыт исследователей, умение наблюдать поддается совершенствованию.

      Исследователь должен иметь опыт педагогической работы, причем в той области педагогического труда, которая явится предметом его изучения. Тренеру трудно полноценно проанализировать урок физической культуры в общеобразовательной школе и, наоборот, учителю — тренировочное занятие.

      Разработка методики наблюдения направлена на то, чтобы путем разнообразных технических приемов уменьшить субъективность оценки наблюдаемых явлений и фактов. От исследователя требуется большая изобретательность в определении наиболее адекватных способов фиксирования педагогического процесса, объективных показателей, которые можно обрабатывать и сравнивать.

      С этой целью исследователь прибегает: к многократным проверочным наблюдениям; к сопоставлению своих наблюдений с имеющимися научными сведениями и оценочными суждениями практических работников; к одновременному наблюдению одних и тех же элементов педагогического процесса разными лицами; к сбору информации с помощью других методов; к использованию различных технических устройств, способных объективно фиксировать те или иные элементы наблюдаемого явления, тем самым уменьшая степень возможных искажений (к таким регистрирующим средствам, в какой-то мере заменяющим наблюдателя, относятся видеоустановки, кинофильмы, магнитофоны).

      Для фиксации результатов педагогического наблюдения в Школе раннего эстетического развития «Теремок» были разработаны специальные бланки, в которых используется система кодируемых единиц наблюдения. Кодируемыми эти единицы называются потому, что для быстроты записи каждое заранее определяемое действие кодируется, т.е. ему присваивается какое-либо условное обозначение или отводится специальная графа в протоколе наблюдения. Это позволяет, например, вместо фразы «ребенок общается со всеми ребятами, отзывчив на просьбы, любит помогать и принимать помощь от других» поставить условный знак в соответствующей графе. Регистрация единиц наблюдения осуществляется двумя способами: частотным (социологи его называют дескриптивным) и оценочным.

      Частотный способ состоит в том, что исследователь регистрирует лишь сам факт появления в педагогическом процессе избранной единицы. Например, в результате подобной регистрации может быть установлено, что ребенок во время занятия неоднократно употреблял вежливые слова и в общении с детьми, и в общении с педагогом. Этот способ регистрации встречается наиболее часто, так как бывает невозможно тому, или иному педагогическому явлению придать количественное выражение, например, в метрических единицах или баллах.

      Оценочный способ регистрации единиц наблюдения предполагает, что каждая единица будет выражена в соответствии с какой-то предварительно разработанной шкалой оценок. Число выставленных оценок одновременно будет характеризовать и частоту наблюдаемых единиц. Таким образом, оценочный способ более информативен, а потому к нему следует прибегать всегда, когда можно.

      Перечисленные методологические и организационные сложности педагогических наблюдений объясняют сравнительную редкость их применения. Однако, преодолев указанные трудности, можно превратить субъективный (по некоторым признакам) метод в достаточно объективный, способный вскрывать определенные закономерности обучения.

      infourok.ru

      Консультация для воспитателей «Метод наблюдения при оценке промежуточных и конечных результатов развития ребенка в ДОУ»

      Консультация для воспитателей «Метод наблюдения при оценке промежуточных и конечных результатов развития ребенка в ДОУ»

      Всестороннее развитие ребенка начинается с ранних лет жизни, и большая роль в этом принадлежит детским садам — первому звену в системе образования.

      Цель дошкольного образования по ФГОС — создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничного развития его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей. Все это в значительной мере облегчит ребенку безболезненный переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к дальнейшему познанию в условиях школьного обучения.

      Каждый период дошкольного детства имеет свои особенности психического и физического развития, а каждый ребенок свои индивидуальные особенности.

      Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность проявляется в постоянной готовности к деятельности.

      Особенности развития детей 3-4-х лет.

      В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.

      На основе наглядно-действенного мышления К 4-м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Речь становится связной.

      Преобладает воссоздающее воображение.

      Память носят непроизвольный характер и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

      Способ познания – экспериментирование, конструирование.

      В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

      Особенности развития детей 4-5 лет

      Психическое развитие детей характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка. Начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Главный вопрос ребенка данного возраста «Почему?»

      Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.

      Внимание и память носят непроизвольный характер. Активно развивается фантазирование.

      Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.

      Игровая деятельность носит коллективный характер.

      Особенности развития детей 5-6 лет

      В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.

      Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

      К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который пополняется.

      Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника.

      Начинается формироваться образно-схематическое мышление, развивается целенаправленного запоминания.

      Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.

      Возрастные особенности детей 6-7 лет

      К концу дошкольного возраста ребенок знает что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же может оценить не только чужое, но и свое поведение.

      Сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственное обещание.

      Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка.

      На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.

      Происходит развитие внутренней речи.

      Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник и партнер по деятельности.

      К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них также появляются игры – только для мальчиков и только для девочек.

      Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает формироваться учебная деятельность.

      Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, обмениваться впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты. Возникает дружба между детьми.

      С течением времени ребенок становится все более самостоятельным.

      Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие деятельности.

      Самый главный результат этого периода – это готовность детей к обучению в школе.

      С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольной организации проводятся педагогические диагностики, различные виды наблюдений. Наиболее доступным и распространенным методом педагогической диагностики является наблюдение.

      Наблюдение как метод, характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. В ходе наблюдений за детьми оцениваются все стороны их психофизического развития.

      Педагогическое наблюдение – метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных о ребенке. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения и наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

      К достоинствам метода наблюдения относятся:

      наблюдение реального педагогического процесса;

      — регистрация событий в момент их протекания;

      — независимость наблюдателя от мнений испытуемых.

      К слабым сторонам метода можно отнести:

      — недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);

      — ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;

      — пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.

      Наблюдение как метод познания должно удовлетворять требованиям, важнейшими из которых являются:

      1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) систематичность.

      Для педагога метод наблюдения очень важен в процессе диагностики при оценке промежуточных и конечных результатов развития ребенка.

      Основные требования к методу наблюдения :

      1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

      2. Наблюдение должно проходить по разработанному плану. Результаты подробно фиксируются.

      3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

      4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

      5. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

      Разрабатывается схема наблюдения, результаты фиксируются в таблицу. Проводится анализ полученных результатов педагогами, разрабатываются «Индивидуальный образовательный маршрут» для коррекционной работы по улучшению результатов в исследуемом вопросе. Наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и взаимодействия с родителями. Бланк образовательного маршрута представлен в формате А-4 и имеет следующую структуру:

      • Основные достижения за предыдущий год

      • Стратегии (в группе и дома)

      Индивидуальный образовательный маршрут охватывает актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении необходимо заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамику развития детей по образовательным областям. В конце года педагогам групп,используя такую форму работы, легче будет отследить результаты работы с детьми. Ответить на вопросы:

      В какой области дети продвинулись в наибольшей степени?

      В какой области дети продвинулись в наименьшей степени?

      Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?

      Все ли дети показали динамику развития?

      Информация может быть дополнена узкими специалистами.

      1. Выготский Л. С. Психология. -М.:Эсмо-Пресс,2000.

      2. Педагогичесое наблюдение как метод мониторинга а дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС,2013.

      3. Свирская Л. В. Методика ведения педагогических наблюдений. — СПб. — М.: ЛИНКА –Пресс,2010.

      Консультация для воспитателей «От качества условий к качеству образовательных результатов» Проблема перехода от качества условий к качеству образовательных результатов актуальна для системы дошкольного образования в связи с внедрением.

      Диагностический лист промежуточных результатов освоения программы в средней группе (в помощь воспитателю) Диагностический лист промежуточных результатов освоения программы в средней группе (в начале учебного года). Фамилия, имя ребенка Возраст.

      Консультация для воспитателей ДОУ «Проектный метод в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста» Проектный метод в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только.

      Консультация для воспитателей «Метод музыкального движения» Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 111» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

      Консультация для воспитателей «Пластилинография, как метод развития творческой личности» Пластилинография– это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,.

      Консультация для воспитателей «Метод «подарков» в воспитании эмпатии у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период формируется личность ребенка, происходит.

      «Психолого-педагогический подход к оценке степени готовности ребенка к школе». В помощь педагогам-психологам (статья написана в соавторстве воспитателей Михеенковой Ж. В. и Кузнецовой Л. А.) В настоящее время в связи с усложнением школьной программы.

      Консультация для воспитателей «Работа с песком, водой, крупой как эффективный метод развития мелкой моторики» Тема: работа с песком водой, крупами, как эффективный метод развития мелкой моторики. Актуальность: развитие мелкой моторики посредством.

      Консультация «Сказкотерапия как метод развития личности ребенка» № слайда Текст к слайду Слайд 1. Сказкотерапия как метод развития личности ребенка Сказкотерапия — это способ воспитания у ребенка особого.

      Консультация для воспитателей «Значение искусства для эстетического развития ребенка и формирование творческой личности» Особая роль в эстетическом воспитании детей отводиться искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных.

      www.maam.ru

      Наблюдение как метод психологического исследования

      Наблюдениемназывается целенаправленное, организованное восприя-тие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим и наиболее часто используемым психологическим методом. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, и в то же время оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятель-ности, различные типы эксперимента и т. д. Наблюдение используется для выявления и описания новых психологических фактов и психических явлений. В психологии наблюдение используется для достижения следую-щих исследовательских и диагностических целей:

      · изучение содержательных характеристик тех или иных психических явлений (определение свойств, признаков, присущих явлению). Например, изучение проявлений внимания учащихся на уроке;

      · выявление у людей тех или иных известных психических особен-ностей. Например, диагностика уровня развития игровой деятельности у дошкольников;

      · изучение особенностей поведения, общения и деятельности людей, имеющих различные психические характеристики. Например, изучение средств общения у педагогов с авторитарным стилем общения;

      · выявление причин, лежащих в основе тех или иных проблем у людей. Например, диагностика способов взаимодействия матери и тревож-ного ребёнка.

      Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:

      целенаправленностью: наблюдатель должен отчётливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность пре-вратится в регистрацию отдельных ярких и отчётливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;

      систематичностью, которая позволит достоверно отличить случай-ное от типичного, закономерного;

      планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где и при каких условиях;

      аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;

      регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;

      оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих чёткому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интер-претаций.

      В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определённых условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился. Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности восприни-мающего, чем итоги наблюдения житейского.

      Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным сторонам наблюдения можно отнести следующее:

      · возможность собирать многообразные сведения: вербальную информацию, действия, движения, поступки и т. д.;

      · естественность условий деятельности наблюдаемого обеспечивает экологическую валидность исследования;

      · возможность привлечения к исследованию в качестве наблюдаемых представителей любых социальных и возрастных групп независимо от получения их предварительного согласия;

      · возможность целостного восприятия личности наблюдаемого.

      Среди слабых сторон наблюдения как метода исследования выде-ляют следующие особенности:

      · субъективность результатов исследования, так как они зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работо-способности исследователя;

      · исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность объектов наблюдения, поэтому психическое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация;

      · вследствие пассивности позиции наблюдателя и невозможности вмешиваться в наблюдаемый процесс наблюдаемые факты сложно отделить от множества попутных явлений, что затрудняет установление причинно-следственных связей между наблюдаемыми явлениями (проблема внутренней валидности);

      · невозможность вмешиваться в наблюдаемый процесс не позволяет вызывать интересующее наблюдателя явление, что требует больших временных затрат для получения фактов, соответствующих цели наблюдения (проблема внешней валидности);

      · в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты из-за невозможности воспро-изведения ситуации, а значит, нельзя проверить надёжность первоначально полученных данных.

      В зависимости от целей и способов организации наблюдения выделяют различные виды наблюдения.

      По степени стандартизации процедуры наблюдения различают несистематическое (свободное, поисковое) и систематическое (структу-рированное, стандартизированное) наблюдение:

      · несистематическое (свободное, поисковое) наблюдение связано с определённой целью, оно лишено чётких ограничений в выборе того, что подлежит фиксации. В нём допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Такое наблюдение, как правило, проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а созда-ние некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;

      · систематическое (структурированное, стандартизированное) наблюдение проводится по определенному плану, и наблюдаемые факты фиксируются без отступлений от заранее разработанной программы. В таком наблюдении чётко определены содержание исследовательских действий, способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение применяется тогда, когда требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые (например, в психодиагностической практике).

      В зависимости от полноты регистрируемых данных выделяют сплошное и выборочное наблюдение:

      · при проведении сплошного наблюдения исследователь фиксирует все доступные ему факты;

      · при проведении выборочного наблюдения он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов (например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т. п.).

      По характеру взаимодействия с объектом выделяют включённое и стороннее наблюдение:

      · включённое наблюдение предполагает личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником событий, а не наблюдателем. Следует учитывать, что включенное наблюдение, при котором исследо-ватель маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведе-ние исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей и/или когда испытуемые не знают, что они являются объектами наблюдения;

      · стороннее наблюдение проводится без непосредственного участия наблюдателя в наблюдаемых событиях.

      По осведомлённости наблюдаемых лиц о проводимом за ними наблюдении выделяют скрытое и открытое наблюдение:

      · наблюдение является скрытым, когда люди не знают, что они являются объектами наблюдения;

      · наблюдение является открытым, когда люди осведомлены о производимом за ними наблюдении. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Но через какое-то время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе.

      Относительно времени исследованияразличают однократное, периодическое и лонгитюдное наблюдение:

      · однократное наблюдение за определённым лицом является единичным, производимым только один раз;

      · периодическое наблюдение осуществляется за конкретным лицом в течение определённых промежутков времени;

      · лонгитюдное наблюдение (от англ. «долгота») характеризуется особой протяжённостью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.

      Выбор вида наблюдения определяется целью и задачами конкретного исследования.

      Изучая психические явления, исследователь может наблюдать следующие проявления активности человека:

      · речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжи-тельность, интенсивность, направленность, пара- и экстралингвистические особенности речи: силу, высоту, громкость и тембр голоса, интонацию, паузы, речевые вкрапления);

      · выразительные движения (экспрессию лица, тела и др.);

      · движения (поза, осанка, походка, жесты, действия, автоконтакты различных частей тела, положение тела по отношению к собственной оси и по отношению к различным объектам, скорость и направления движения);

      · действия (направленность на цель, используемые средства для достижения цели, скорость, темп, координация, последовательность, точность, правильность, автоматизм, уверенность и др.);

      · внешний облик человека (одежда, обувь, косметика, украшения, состояние кожи, волос, причёска);

      · физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия и др.).

      При составлении программы наблюдения следует учитывать, что регистрируемые признаки имеют следующие характеристики:

      а) ситуационный характер внешних проявлений, так как именно ситуация выступает одной из детерминант поведения человека. Поэтому наблюдателю необходимо учитывать наличие в поведении как ситуационных, так и устойчивых проявлений психики;

      б) многозначность одного и того же признака, заключающаяся в том, что он может быть выразителем многих и разных психических состояний и свойств. Например, одна и та же поза может выражать и сожаление, и пренебрежение, и доброжелательное отношение. Поэтому восприятие позы зависит от ситуации (контекста) наблюдения;

      в) индивидуальность внешнего выражения одних и тех же психических особенностей. Например, быстрый темп речи у очень спокойного и рассудительного человека интерпретируется иначе, чем такой же темп речи у активного и импульсивного человека.

      Рассмотрим этапы научного наблюдения:

      1) определение цели наблюдения как изучаемого психического явления в соответствии с объектом и предметом исследования;

      2) выбор объекта наблюдения (какой индивид или какая группа подлежат изучению);

      3) построение теоретической модели изучаемого психического явления как основы для разработки программы наблюдения;

      4) разработка программы наблюдения: составление перечня предпо-лагаемых психологических фактов, которые раскрывают содержание изучаемых психических явлений;

      5) планирование ситуаций наблюдения, в которых возможна актуализация изучаемых психических явлений;

      6) подбор вида наблюдения, в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимых психологических фактов;

      7) установление продолжительности общего времени и количества наблюдений;

      8) выбор способов регистрации наблюдаемых фактов;

      9) прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможности их предотвращения;

      10) осуществление пилотажного (пробного) наблюдения, необходи-мого для уточнения программы наблюдения и выявления организа-ционных недоработок;

      11) проведение наблюдения по доработанной программе;

      12) обработка и интерпретация полученных результатов.

      Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с исполь-зованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.

      Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а, следовательно, и достоверность полученных результатов.

      Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в прин-ципе исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные наблюда-телем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюю-датель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т. п. А.А. Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

      · галла-эффект. Обобщённое впечатление наблюдателя ведёт к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий;

      · эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему;

      · ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усреднённую оценку наблюдаемому поведению;

      · ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения даётся на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи);

      · ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюю-даемых черты, противоположные собственным;

      · ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

      Кроме типичных ошибок, выделенных А.А. Ершовым, можно указать ещё ряд ошибок:

      · стремясь подтвердить свою гипотезу, исследователь неосознанно игнорирует всё, что может её противоречить:

      · исследователь смешивает главное и второстепенное, случайное и закономерное в процессе наблюдения;

      · начинающий исследователь часто не разводит наблюдаемые признаки и стоящие за ними психические явления и поэтому делает преждевременные обобщения и выводы;

      · исследователь не принимает во внимание возможные мотивы дейст-вий, самочувствие наблюдаемых и значимые изменения условий ситуации.

      Однако наблюдение является незаменимым методом, если необхо-димо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включённый в процесс экспериментирования. Результаты наблюю-дения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

      В целях повышения достоверности процедуры наблюдения в психологии применяются коллективные изучения объекта независимыми друг от друга наблюдателями, технические средства фиксации и обработки данных, детально разрабатываются программы наблюдений. Практи-куются повторные наблюдения одних и тех же объектов.

      Составление протокола наблюдений и варианты регистрации наблю-даемых фактов зависит от вида наблюдения по степени стандартизации процедуры и полноты регистрируемых данных.

      Что касается способов регистрации получаемых данных, то в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.

      Свободное (несистематическое, поисковое) наблюдение, как правило, предполагает регистрацию максимального числа доступных для наблюдения фактов. Поэтому протокол наблюдения представляет собой фотозапись наблюдаемых явлений в свободной форме. Для удобства дальнейшего анализа целесообразно разделить бланк протокола на три поля, отделяющих внешние условия активности наблюдаемого объекта от фактов его активности и от первичной интерпретации (истолкования) его активности исследователем (см. таблицу 6).

      lektsii.com

      Метод наблюдения − один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Метод наблюдения в зоопсихологии используется как для наблюдения за естественным поведением животных в местах их обитания, так и в искусственно создаваемых условиях.

      Как отмечает Г.Г.Филиппова, сущность метода наблюдения состоит в тщательной и последовательной фиксации всех поведенческих проявлений активности объекта исследования. Преимуществом метода наблюдения является то, что его проводят в естественных для животных условиях. Исследователи изучают, прослеживают те изменения, которые наступают в поведении животного при тех или иных изменениях в окружающей среде. Эта информация обеспечивает возможность делать выводы как о внешних причинах психической деятельности, так и о приспособительных формах, функциях поведения. Результатом наблюдений является качественная оценка активности и форм проявления животного (например, интерес для зоопсихологов представляет наблюдение и анализ обычного, неподкрепляемого манипулирования животными теми или иными предметами).

      Несмотря на кажущуюся элементарность (смотреть и фиксировать то, что видишь), метод наблюдения является очень сложным. Его результативность полностью зависит от опыта, исследовательских навыков наблюдателя, точности и качества его работы.

      Как научный метод, наблюдение имеет свои принципы организации и проведения, правила, а также способы осуществления (конкретные методики), которые раскрываются Г.Г.Филипповой. Так, к основным принципам наблюдения автор относит следующие:

      1. Объективность. По мнению Г.Г.Филипповой, это важнейший принцип наблюдения, тесно связанный с самой сущностью научного подхода к изучению психики животных. Исследователь не может непосредственно проникнуть в субъективный мир другого живого существа (особенно это касается животных, с которыми мы взаимодействуем) и оценивает его только лишь по поведенческим проявлениям. Объективность в наблюдении означает, что исследователь описывает только лишь те поведенческие проявления, которые он непосредственно видит. Соблюдение данного принципа непосредственно связано с квалификацией наблюдателя, его умением и способностью беспристрастно и точно фиксировать наблюдаемые факты.

      2. Систематичность. Для того чтобы избежать ошибок в интерпретации полученных данных, связанных с ситуативным состоянием животного (которое, в частности, может быть обусловлено ситуативным состоянием окружающей среды), наблюдение целесообразно проводить неоднократно и систематически. Так, атмосферное давление по-разному влияет на активность теплокровных животных с разными индивидуальными особенностями нервной системы и для того, чтобы сделать объективный вывод, необходимо осуществить анализ очень большого количества фактических данных об особенностях поведенческих проявлений не только разных представителей одного вида животных, но и разных их видов. Обеспечить эти фактические данные помогут многократные, систематически проводимые наблюдения.

      3. Точность фиксации данных. Сложность наблюдения обусловлена и тем, что исследователю необходимо одновременно и наблюдать за поведенческими проявлениями животного, его активностью, и фиксировать эти данные. Решить эти две задачи одновременно поможет высокий уровень профессионализма, квалификации исследователя.

      4. Обеспечение естественного поведения испытуемого в ситуации наблюдения. Выше уже отмечалось, что преимущество наблюдения заключается в том, что оно осуществляется в естественных для животного условиях среды обитания. Исследователь не должен оказывать влияния на поведенческие проявления животного, за которым осуществляется наблюдение. Это означает, что животное не должно знать о присутствии наблюдателя или же воспринимать его как естественный компонент окружающей среды, что возможно лишь в том случае, если животное привыкло к исследователю и не меняет своего поведения в его присутствии.

      Правила проведения наблюдения:

      1.Постановка цели наблюдения. По мнению Г.Г.Филипповой, таких целей может быть две: 1) получение общей картины поведенческих проявлений животного (как правило, данная задача решается на предварительном этапе наблюдения, когда осуществляется фиксация всех поведенческих проявлений животного, оформляется общее представление о его видовых и (или) индивидуальных особенностях); 2) конкретная цель, предполагающая наблюдение за определенной формой поведения, определенными жизненными циклами и т.д.

      2.Выбор методики наблюдения. Методика наблюдения определяется, в первую очередь, его целью. Не менее значимыми для выбора методики наблюдения будут и условия, в которых наблюдение проводится. Значение также имеют применяемые средства фиксации данных, а также особенности исследуемого животного.

      3.Неоднократность проведения наблюдения. Как отмечалось выше, это обеспечит соблюдение принципов объективности и систематичности. Вместе с тем, следует отметить, что периодичность осуществления наблюдений обусловлена целями и особенностями наблюдаемой формы поведения. Результаты единичного наблюдения могут быть интерпретированы только лишь как гипотетические предположения и должны в дальнейшем проверяться.

      Методика наблюдения – способы и приемы организации наблюдения и фиксации наблюдаемых данных. Выбор конкретной методики наблюдения, как отмечает Г.Г.Филиппова, обусловлен его целью, степенью изученности наблюдаемого животного, формой его поведения, а также условиями проводимого наблюдения.

      В зоопсихологии используются следующие виды наблюдений:

      1. Сплошное наблюдение, когда точно и подробно осуществляется фиксация всех поведенческих проявлений наблюдаемого животного. В итоге исследователь получает данные об общей картине поведения, его динамике, а также наиболее ярких индивидуальных особенностях объекта наблюдения. Как правило, сплошное наблюдение является основой для осуществления других видов наблюдения. Кроме того, именно на базе данных, полученных в результате сплошного наблюдения, формулируются общие гипотезы и конкретные цели для дальнейшего исследования. Сплошное наблюдение может быть использовано и как самостоятельный вид наблюдения в том случае, если целью исследователя является изучение суточной динамики поведения животного (например, при исследовании онтогенеза или циклического изменения активности животных).

      2. Выборочное наблюдение. Предполагает постановку конкретной цели наблюдения − подробное и детальное описание определенных форм поведения животного (например, манипулятивная активность, игровая деятельность, формы взаимодействия животных друг с другом и пр.). Для проведения выборочного наблюдения выделяются фазы суточной активности животного, когда исследуемая форма активности максимально выражена. Наблюдение осуществляется многократно, что обеспечивает точность, подробность и детальность описания всех особенностей поведения животного.

      3. Включенное наблюдение. Данный вид наблюдения предполагает включенность наблюдателя во взаимодействие с наблюдаемым животным (например, наблюдение осуществляется во время дрессировки животного или ухода за ним). Включенное наблюдение обеспечивает очень точную информацию об особенностях поведенческих проявлений животного, так как с большой достоверностью позволяет выявить цели и мотивы поведения. Вместе с тем, включенное наблюдение требует от исследователя большого умения. Кроме того, включенность в наблюдаемый процесс затрудняет процедуру фиксации получаемых данных (многое приходится фиксировать лишь в памяти и воспроизводить только по окончании исследования).

      Как было отмечено выше, результативность и эффективность использования метода наблюдения во многом связаны со способами фиксации получаемых данных. Необходимо отметить, что в зоопсихологии в качестве способов фиксации результатов наблюдения используются либо ручная фиксация (запись наблюдаемого на бумаге посредством карандаша или ручки), либо фиксация при помощи технических средств (видео- и аудиозапись). При этом применение второго способа фиксации (технических средств) в наблюдении за животными весьма ограничено (таким ограничителем может выступать подвижность животного, присутствие каких-либо приборов, посторонних людей и пр.).

      Фиксация (запись) наблюдаемого называется «протокол наблюдения». Используются следующие виды протоколирования наблюдаемых данных:

      · сплошное протоколирование – предполагает максимально подробную фиксацию всех поведенческих проявлений животного. Может быть использовано во всех видах наблюдения, но чаще всего применяется в процессе сплошного наблюдения;

      · выборочное протоколирование – предполагает фиксацию только тех данных, которые отвечают цели наблюдения. Данный способ фиксации применяется в соответствующем виде наблюдения;

      · повременной протокол − используется в том случае, если необходимо выявить динамику поведенческих проявлений. Протокол наблюдения разделяется на временные промежутки (например, на несколько минут или часов). В каждом таком временном интервале тщательно фиксируются все поведенческие проявления животного. Повременной протокол позволяет быстро и точно выявить временные особенности поведения животного. Обязательным техническим средством, которое используется при данной форме фиксации данных, является секундомер;

      · поведенческий протокол – предполагает частичную обработку полученных данных уже в процессе проведения наблюдения. По мнению Г.Г.Филипповой, данная форма протоколирования является наиболее сложной. Предварительно проводится серия сплошных и выборочных наблюдений, что позволяет выявить интересующие исследователя формы поведения животных (например, манипулиции, акты коммуникации и пр.). Протокол, помимо временных интервалов, подразделяется на вертикальные графы, в каждой из которых описывается конкретная форма поведения животного. Ведение такого протокола требует высокой квалификации исследователя;

      · использование графических схем. При ведении такого протокола параллельно записываются и зарисовываются на схеме все передвижения и поведенческие проявления животного. Это еще более сложная и трудоемкая форма протоколирования. Помимо повременной и поведенческой форм, в нем используются графические схемы, иллюстрирующие передвижения животного в пространстве. Такие графические схемы заготавливаются заранее, и на них отмечаются все необходимые для ведения протокола объекты. Количество графических схем, как правило, соответствует количеству временных интервалов. Используя графические схемы, можно не только точно описать динамику поведения, но и скорость передвижения, частоту и интенсивность взаимодействия животного с окружающими объектами и пр.;

      · кодирование информации. Данная форма протоколирования в основном применяется при наблюдении за сложными и динамичными формами поведения (например, манипуляции предметами, общение с сородичами и пр.). Предварительно осуществляется серия наблюдений. Все формы наблюдаемого поведения детально описываются и расчленяются на отдельные составляющие (акты). При этом каждый акт обозначается условным значком. В результате фиксация наблюдаемого осуществляется посредством этих условных значков (а не словами).

      Как все научные методы, метод наблюдения имеет как позитивные моменты, так и недостатки.

      Преимуществами метода наблюдения, по мнению Г.Г.Филипповой, является его объективность, получение данных о целостном и естественном поведении животного, комплексность получаемых данных и высокая степень их достоверности, соответствие поведения животного его актуальной мотивации.

      Недостатками (или, как считает Г.Г.Филиппова, ограничениями) метода наблюдения являются необходимость высокой квалификации наблюдателя, невозможность повторного наблюдения одного и того же факта в одних и тех же условиях, сложность фиксации данных при полевом и включенном наблюдении, а также сложность и неоднозначность интерпретации протокола наблюдения, поскольку чаще всего используется описательная фиксация данных.

      Также, давая характеристику метода наблюдения, необходимо отметить, что при изучении психики животных наблюдение может быть использовано не только как самостоятельный метод (при осуществлении лонгитюдных исследований, направленных на изучение развития психики животного в онтогенезе), но и как компонент процедуры экспериментального исследования (данные наблюдений позволяют проанализировать поведенческий акт и выявить, каким образом животное достигло тех или иных результатов, охарактеризовать сам процесс решения задачи).

      studopedia.org